Страны и народы. Вопросы и ответы Куканова Ю. В.

Какие страны наиболее населены?

Одними из самых густонаселённых мест на Земле являются азиатские страны. Здесь проживает около половины общего населения нашей планеты. Причём темпы его роста увеличиваются. Поэтому в некоторых странах это привело к тому, что государства начали проводить так называемую демографическую политику – комплекс экономических, политических и социальных мер, с помощью которых можно влиять на подобную ситуацию.

Население Азии примечательно ещё и тем, что здесь проживают люди самых разных национальностей, а количество языков, на которых они говорят, доходит до 500.

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Какие слова наиболее часто встречаются на карте США? По данным издаваемого в США с 1868 года ежегодника «Всемирный альманах и книга фактов», на карте этого государства наиболее часто встречаются слова: Union (союз), Washington (Вашингтон), Jackson (Джексон) и Liberty

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Какие области науки наиболее актуальны по мнению населения? Проведенный в ряде развитых стран опрос об отношении граждан к финансированию науки показал, что в первую очередь налогоплательщики согласны давать деньги на исследования в области медицины, во вторую – на

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Какие меры защиты квартир от ограбления наиболее эффективны? В 1998 году криминальная полиция Висбадена (Германия) опросила группу экспертов: какие меры защиты квартир от ограбления они считают самыми эффективными? Экспертами послужили профессиональные взломщики,

Из книги Страны и народы. Вопросы и ответы автора Куканова Ю. В.

Какие знаки отличия стали наиболее знаменитыми Известный рыцарский орден Золотого Руна был учрежден в 1429 году Филиппом Добрым, герцогом Бургундии. Вступающие в него рыцари намеревались отправиться в крестовый поход против турок, завоевавших чуть ли не пол-Европы. Поход

Какие страны находятся на Пиренейском полуострове? Испания и Португалия расположены на Пиренейском полуострове. Отсюда в Средние века уходили многочисленные морские экспедиции на поиски новых земель.Небольшая Португалия – страна прославленного вина портвейна (его

Из книги автора

Какие страны расположены на Балканском полуострове? Почти все страны «южных славян» в прошлом входили в состав государства, называющегося Югославией. После кровопролитных войн, часть этих стран получили независимость.Кроме Хорватии, выходящей на берега Адриатического

Из книги автора

Какие страны расположены в Альпах? В самых высоких европейских горах, Альпах, расположены Австрия и Швейцария. В Швейцарии сразу четыре государственных языка: немецкий, французский, итальянский и ретороманский. Это неудивительно, ведь эта горная страна состояла из 13

Из книги автора

Какие страны расположены на Кавказе? Кавказские горы, «пересекающие» пространство между Чёрным и Каспийским морем – «колыбель» многих народов. В горах и предгорьях Кавказа расположены страны, часть из которых ведёт свою историю ещё с догреческих поселений. Так,

Из книги автора

Какие страны расположены на полуострове Индокитай? На полуострове Индокитай располагаются страны: Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Мьянма, Лаос, частично – Малайзия, Бангладеш и Китай.Самое большое государство Индокитая – Мьянма. Для её жителей очень важны предсказания

Из книги автора

Какие страны находятся в Гималаях и Тибете? В самых высоких горах на планете расположены несколько стран: Непал, королевство Бутан, княжество Мустанг. Часть Тибета принадлежит Китаю. Там же расположена речная долина, где стоит город Лхаса со знаменитым дворцом Потала.Из

Из книги автора

Какие страны расположены на юге Южной Америки? На юге Южной Америки расположены Парагвай, Уругвай и Аргентина. Последняя страна является самой большой из них. Её название связано со словом argentum – «серебро», так именовали эти земли испанские конкистадоры, которые

]
(Москва: Издательство «Мысль», 1985. - Серия «Страны и народы»)
Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: bolega, 2012; формат Pdf: manjak1961, 2014

  • СОДЕРЖАНИЕ:
    (007) К читателю.
    (010) Введение. Глобальные проблемы и судьбы человечества. В.В. Загладин, И.Т. Фролов
    (015) Часть I. Проблема мира и разоружения - ключевая проблема современности.
    (016) Глава 1. Прочный мир - главное условие прогресса цивилизации. В.В. Загладин
    (029) Глава 2. Ограничение гонки вооружений - реальный путь разрешения глобальных проблем современности. Г.С. Хозин, Р.А. Фармазаян
    (045) Часть II. Проблемы экономического роста и социального развития в мире.
    (046) Глава 3. Влияние стран СЭВ на всемирное хозяйство. О.К. Богомолов
    (060) Глава 4. Развивающиеся страны: проблемы, пути решения. О.Д. Ульрих, С.А. Былиняк, Г.К. Широков, Я.Г. Машбиц, С.Б. Шлихтер
    (084) Глава 5. Глобальные проблемы и будущее мировой экономики. С.М. Меньшиков
    (097) Часть III. Земля и ее ресурсы. Познание и освоение.
    (098) Глава 6. Земля, ее недра и минеральные богатства. Г.А. Мирлин
    (116) Глава 7. Земельные ресурсы и проблемы землепользования. Г.В. Левушкина, П.Ф. Лойко
    (128) Глава 8. Освоение Мирового океана в интересах всего человечества. Л.Л. Любимов
    (144) Глава 9. Космическое природоведение. Ю.П. Киенко
    (157) Глава 10. Энергия и энергетические ресурсы. Ю.В. Синяк, М.А. Стырикович
    (171) Глава 11. Климат. Естественные и антропогенные изменения. М.И. Будыко
    (184) Глава 12. Стихийные бедствия. С.Б. Лавров, Л.Г. Никифоров
    (195) Часть IV. Проблемы, связанные с использованием природных богатств.
    (196) Глава 13. Научные представления о взаимодействии природы и общества. Н.К. Мукитанов, В.А. Анучин
    (215) Глава 14. Научно-технический прогресс и природа. Е.К. Федоров, Ю.Е. Федоров, В.А. Лось, О.К. Дреер
    (228) Глава 15. На грани кризиса окружающей среды. Ю.Г. Ермаков, Т.И. Кондратьева, Б.Н. Ласкорин, С.А. Паршенков, Ю.А. Израэль
    (239) Глава 16. Проблемы, связанные с загрязнением атмосферы. Б.Г. Розанов
    (251) Глава 17. Рациональное использование и охрана почвенного покрова. М.И. Львович
    (263) Глава 18. Охрана водных ресурсов. Б.Н. Ласкорин
    (277) Глава 19. Безотходная технология как необходимый элемент будущего экономического развития. С.А. Паршенков
    (284) Глава 20. Охрана растительного и животного мира. Международные и национальные Красные книги. В.Е. Соколов, В.Н. Второва, К.Д. Зыков, К.П. Филонов
    (304) Глава 21. Контроль за состоянием природной среды. Б.Г. Розанов
    (311) Глава 22. Планирование рационального природопользования в СССР. Г.Я. Кукушкин
    (324) Глава 23. Окружающая среда - вопросы права и международного сотрудничества. О.С. Колбасов, С.А. Евтеев
    (341) Часть V. Земля людей.
    (342) Глава 24. Проблемы мирового населения. Я.Н. Гузеватый
    (353) Глава 25. Этнические процессы современности. Ю.В. Бромлей, П.И. Пучков
    (369) Глава 26. Охрана и укрепление здоровья населения мира. Д.Д. Венедиктов
    (385) Часть VI. Мир на рубеже III тысячелетия: глобальные проблемы и будущее человечества.
    (387) Глава 27. «Модели мира» в буржуазной футурологии. И.В. Бестужев-Лада
    (399) Глава 28. Экологические перспективы. Г.В. Мухин
    (404) Глава 29. Проблемы будущего миропорядка: модели и решения. Г.X. Шахназаров
    (416) Глава 30. Человек и его будущее как глобальная проблема современности. И.Т. Фролов
    (427) Заключение. Ю.В. Бромлей, В.П. Максаковский, П.И. Пучков

Аннотация издательства: Заключительный XX том издания «Страны и народы» познакомит читателя с причинами возникновения, сущностью и путями решения общечеловеческих глобальных проблем. Среди них: предотвращение ядерной войны; преодоление экономической отсталости развивающихся стран; удовлетворение потребностей людей в продовольствии, энергии, сырье; охрана природной среды; демографическая и др.
Кроме того, в книге дается критический анализ современных буржуазных футурологических теорий в решении глобальных проблем.

Понятие «народ» имеет несколько значений. Под ним понимают население какой-либо страны (например, народ Индии, народ Швейцарии, народ Франции и т. д.), трудящихся, просто группу, толпу людей (в выражении: на улице много народу и т. п.) и, наконец, то, что ученые называют термином «этнос», «этническая общность». Этнос (народ) определяют как исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований.

В мире живет несколько тысяч народов. Они отличаются друг от друга по своей численности, уровню общественного развития, языку и культуре , расовому облику.

    Танцует вождь племени. Новая Гвинея.

    Женщина народности свази в праздничной одежде. Свазиленд.

    Искусство тунисских ковровщиц известно во всем мире.

    Детский праздник в Ханое.

    thumb|Монгольская женщина в национальном костюме.

    Норвежские школьники.

    Девушки с острова Науру.

    Большой индейский базар в городе Толука. Мексика.

    frame|right|Белорусский народный праздник.

    frame|right|Уборка сахарного тростника на Кубе.

    Современные расы мира.

    frame|center|Представители основных рас.

    Девушка-таджичка за уборкой хлопка.

    Жители Якутии привыкли к суровым морозам.

Колебания в численности разных этносов весьма значительны. Так, численность крупнейших народов превышает 100 млн.человек. Это китайцы, хиндустанцы, американцы США, бенгальцы, русские, бразильцы, японцы. Крошечные вымирающие этносы (точнее, осколки этносов) не насчитывают сегодня и 10 человек. К ним относятся оума, ёба, бина в Папуа - Новой Гвинее и другие. Не менее существенны различия этносов и по уровню социально-экономического развития: с народами, фактически находящимися еще на стадии первобытности, сосуществуют народы, высокоразвитые в общественном отношении. Очень велики также языково-культурные различия. Каждый народ говорит на особом языке, хотя бывает, что один и тот же язык используют несколько этносов или, наоборот, один этнос говорит на нескольких языках. Вместе с тем многие языки родственны между собой, причем степень этого родства бывает различной. Значителен также диапазон сходств и различий в культуре разных народов.

Принципы классификации народов мира различны. В этнографии чаще всего применяется этнолингвистическая классификация, группирующая все народы по признаку языкового родства. Эта классификация помогает и при исторических исследованиях, так как дает генетическое истолкование существующего сходства между народами. По этнолингвистической классификации народы мира делятся на следующие семьи: индоевропейскую, афразийскую (семито-хамитскую), картвельскую, уральскую (уральско-юкагирскую), дравидийскую, алтайскую, эскимосско-алеутскую, чукотско-камчатскую, северокавказскую, сино-тибетскую, мяо-яо, австроазиатскую, австронезийскую, паратайскую, на-дене, североамериндскую, центральноамериндскую, чибча-паэс, же-пано-карибскую, андскую, экваториально-туканоанскую, австралийскую, андаманскую, нигеро-кордофанскую, нило-сахарскую, койсанскую, а также несколько папуасских. Наряду с народами, объединяемыми перечисленными семьями, есть также этносы, занимающие в языковом отношении изолированное положение. Это баски, буриши, кеты, нивхи, айны и др.

Самая крупная из семей - индоевропейская, объединяющая 45% населения земного шара. Народы этой семьи живут в большей части России, Украине, Белоруссии, зарубежной Европе, Иране и Афганистане, в северных и центральных районах Южной Азии. Они преобладают также на сегодняшний день в Америке и Австралии. (Все народы, входящие в ту или иную семью, названы в приложении к статье.

Картвельская семья небольшая (0,1% населения мира). К ней относятся живущие в Закавказье грузины и близкие к ним этнические общности. Народы уральской (уральско-юкагирской) семьи (0,5% населения мира) живут в Зауралье, на крайнем севере Сибири, в Поволжье, на севере европейской части России, в государствах Прибалтики, Финляндии, да севере Скандинавии и в Венгрии. Дравидийская семья (4% населения мира) сконцентрирована в основном в Южной Азии. Народы алтайской семьи (6% населения мира) образуют ряд не связанных географически друг с другом ареалов от Балканского полуострова до российского Дальнего Востока. Многие ученые считают входящие в ее состав группы генетически не связанными и относят их к нескольким разным семьям.

Небольшая эскимосско-алеутская семья, ареал которой в основном охватывает крайний север Северной Америки и Гренландию, объединяет, как видно из названия, эскимосов и алеутов. Малочисленные народы чукотско-камчатской семьи (чукчи, коряки, ительмены) живут на крайнем северо-востоке нашей страны.

Народы афразийской семьи (5% населения мира) расселены в Юго-Западной Азии и Северной Африке. Афразийская семья включает семитскую, берберскую, кушитскую и чадскую группы.

Сравнительно невелика по численности (0,1% населения мира) северокавказская семья. Она включает две группы - абхазско-адыгскую и нахско-дагестанскую.

Сино-тибетская семья (23% населения мира) уступает по своей численности лишь индоевропейской (в ее состав входят китайцы, самый многочисленный народ на Земле).

Народы семьи мяо-яо (0,2% населения мира) обитают в Китае, а также во Вьетнаме и некоторых других странах Юго-Восточной Азии. Две наиболее значительные этнические общности - мяо и яо, откуда и происходит название семьи. Некоторые исследователи считают мяо-яо группой внутри сино-тибетской семьи, другие - группой в составе австроазиатской семьи.

Народы австроазиатской семьи (2% населения мира) живут в своем большинстве в Юго-Восточной Азии, а также в прилегающих районах Южной и Восточной Азии.

Австронезийская семья (5% населения мира) объединяет народы, живущие на огромном пространстве от Мадагаскара до Гавайских островов и острова Пасхи в Тихом океане.

Паратайская семья (к ней принадлежит 1,5% населения мира) сосредоточена в странах Юго-Восточной Азии и соседних районах Китая. Она выделяется в качестве самостоятельного подразделения далеко не всегда. Некоторые ученые считают ее группой сино-тибетской семьи, другие - объединяют паратайскую и австронезийскую семьи.

Индейские народы Америки в языковом отношении подразделяют на семьи на-дене, североамериндскую, центральноамериндскую, чибча-паэс (юг Центральной и север Южной Америки), же-пано-карибскую, андскую, экваториально-туканоанскую. Из этих семей наиболее значительна андская семья (0,4% населения мира), в ее состав входит крупнейший индейский народ - кечуа.

Австралийская семья, как видно из ее названия, сосредоточена в Австралии. Она объединяет очень малые по численности аборигенные народы этого континента.

Андаманская семья состоит из нескольких очень малочисленных этносов Адаманских островов (онгё и др.).

На Новой Гвинее и прилегающих островах (новогвинейский регион по сложности этнической структуры превосходит любой другой район земного шара) живут папуасские народы, по языковой принадлежности объединяющиеся в десять семей: трансновогвинейскую, западнопапуасскую, сепик-раму, торричелли, восточно-папуасскую, восточночендравасихскую залива Чендравасих, квомтари, араи, амто-мусиан. Значительны только пять первых семей, из них особо выделяется трансновогвинейская семья (народы, входящие в ее состав, образуют 0,1% населения мира).

Народы Африки к югу от Сахары образуют три семьи: нигеро-кордофанскую (6% всего населения мира), нило-сахарскую (0,6%) и койсанскую. Нило-сахарская семья в целом локализована севернее нигеро-кордофанской, на южной периферии Африки и в Танзании живут малочисленные народы койсанской семьи (готтентоты, бушмены и др.).

Ряд народов мира занимает в языковом отношении изолированное положение. Два обособленных по языку народа - нивхи и кеты (оба очень малочисленны) - живут в азиатской части нашей страны. На крайнем севере Южной Азии, в горах Каракорума, обитает небольшой народ буриши, язык которых также занимает изолированное положение. В Европе на изолированном языке говорят баски, живущие в Пиренеях, по обе стороны от границы между Испанией и Францией. На изолированных языках говорят также айны (остров Хоккайдо, Япония). Наконец, большая группа говорящих на изолированных языках народов живет на Новой Гвинее (борумесо, варенбори, пауви и др.), но, возможно, причисление языков новогвинейских народов к изолированным не результат истинной генетической обособленности, а следствие их пока еще слабой изученности.

Некоторые исследователи пытаются выявить и более отдаленное языковое родство, выделяя помимо семей еще макросемьи. Так, например, индоевропейскую, картвельскую, дравидийскую, уральско-юкагирскую, алтайскую, эскимосско-алеутскую, а иногда и афразийскую семьи объединяют в ностратическую макросемью; все индейские семьи (кроме на-дене) - в америндскую макросемью.

Помимо этнолингвистической классификации существует еще ареальная классификация, когда народы группируются по крупным регионам, называемым историко-культурными или историко-этнографическими областями. В пределах этих областей в процессе длительного исторического развития сложилась определенная культурная общность.

Народы мира делятся также на три основные расы: европеоидную (или кавказоидную), монголоидную и негроидную. Восточный ареал негроидов нередко рассматривается как особая австралоидная большая раса. Некоторые зарубежные ученые выделяют большее число основных человеческих рас, например американоидов, лапаноидов, малайскую расу и др. (см. карту).

В результате смешения различных больших рас образовались так называемые контактные расы, которых в настоящее время насчитывается довольно много. Так, от смешения восточной ветви северных европеоидов и северных монголоидов произошла уральская (урало-лапоноидная) расовая группа. К смешанной группе относится возникшая с первых веков новой эры на обширном степном пространстве между Уралом и Енисеем южносибирская группа, у которой преобладают монголоидные черты. В средневековье в более южных районах формируются смешанные среднеазиатские группы с доминированием в большинстве случаев европеоидного элемента. На востоке и юго-востоке Азии находилась зона контакта монголоидов и австралоидов, где в разное время возник ряд смешанных форм, например южноазиатская группа с перевесом монголоидных особенностей.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ СЕМЬЯ Славянская группа Русские Украинцы Белорусы Поляки Чехи, словаки Сербы, черногорцы, славяне-мусульмане, хорваты, словенцы, македонцы Болгары Балтийская группа Литовцы Латыши Германская группа Немцы Австрийцы Германошвейцарцы Эльзасцы, люксембуржцы Голландцы, фламандцы, фризы, африканеры Европейские и американские евреи Англичане Шотландцы Шотландо- и англоирландцы Англоканадцы Англоавстралийцы, англоновозеландцы Англоафриканцы Американцы США, включая афроамериканцев Англоязычные народы Центральной Америки, Вест-Индии и Южной Америки (багамцы, ямайцы и др.) и островов Атлантического океана (сектэленцы, тристанцы) Шведы Норвежцы Исландцы Фарерцы Датчане Кельтская группа Ирландцы Уэльсцы Бретонцы Романская группа Итальянцы Сардинцы Италошвейцарцы Корсиканцы Французы Валлоны Франкошвейцарцы Франкоканадцы Гваделупцы, мартиникцы, гвианцы, гаитийцы, реюньонцы, маврикийцы, сейшельцы Кубинцы Доминиканцы Пуэрториканцы Мексиканцы Гватемальцы Гондурасцы Сальвадорцы Никарагуанцы Костариканцы Панамцы Венесуэльцы Колумбийцы Эквадорцы Перуанцы Боливийцы Чилийцы Аргентинцы Парагвайцы Уругвайцы Испанцы Каталонцы Португальцы, кабовердийцы Галисийцы Бразильцы Румыны Молдаване Албанская группа Албанцы Греческая группа Греки Армянская группа Армяне Иранская группа Персы Курды, луры, бахтиары Белуджи Таджики, хазарейцы Афганцы (пуштуны) Осетины Нуристанская группа Нуристанцы Индоарийская группа Бенгальцы Ассамцы Ория Бихарцы Хиндустанцы Раджастханцы Гуджаратцы Маратхи Панджабцы Синдхи Непальцы Пахари Сингалы Мальдивцы Индомаврикийцы, гайанцы-индопакистанцы, фиджииндийцы Кашмирцы, шина и другие дардские народы Цыгане АФРАЗИЙСКАЯ СЕМЬЯ Семитская группа Арабские народы (египтяне, сирийцы, алжирцы и др.) Мальтийцы Евреи Израиля Амхара, гураге, тиграи, тигре Берберская группа Кабилы, тамазигхт, шильх, туареги и другие Кушитская группа Оромо Сомали Афар, беджа, сидамо и другие Чадская группа Хауса, ангас, котоко и другие КАРТВЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ Грузины ДРАВИДИЙСКАЯ СЕМЬЯ Тамилы Малаяли Каннара Телугу Гонды, ораон, брагуи и другие дравидийские народы УРАЛЬСКО-ЮКАГИРСКАЯ СЕМЬЯ Финно-угорская группа Финны Карелы Эстонцы Саами (лопари), мордва, марийцы, удмурты, коми Венгры Ханты, манси Самодийская группа Ненцы, нганасаны, селькупы Юкагирская группа Юкагиры ЭСКИМОССКО-АЛЕУТСКАЯ СЕМЬЯ Эскимосы, алеуты АЛТАЙСКАЯ СЕМЬЯ Тюркская группа Турки Азербайджанцы Различные тюркоязычные народы Ирана Туркмены Татары, крымские татары Башкиры Карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы Казахи Каракалпаки Киргизы Узбеки Уйгуры Алтайцы, шорцы, хакасы Тувинцы Якуты, долганы Чуваши Монгольская группа Халха-монголы Ойраты Калмыки Буряты Монголы КНР Тунгусо-маньчжурская группа Эвенки, эвены, нанайцы, удэгейцы и другие Маньчжуры Корейская группа Корейцы Японская группа Японцы НИВХИ Нивхи ЧУКОТСКО-КАМЧАТСКАЯ СЕМЬЯ Чукчи Коряки Ительмены НИГЕРО-КОРДОФАНСКАЯ СЕМЬЯ Группа нигер-конго Западноатлантическая подгруппа Фульбе, волоф, серер, диола, темне, киси и другие Подгруппа центральных нигер-конго Моей, груси, гурма, сенуфо и другие народы гур Бакве, бете и другие народы кру Акан, аньи, бауле, эве, фон Иджо Йоруба, нупе, бини, игбо, ибибио, тив, бамилеке и другие Фанг, монго, руанда, рунди, ганда, лухья, кикуйю, камба, ньямвези, суахили, конго, луба, бемба, малави, макуа, овимбунду, шона, тсвана, педи, суто, коса, зулу, тсонга и другие народы банту Занде, чамба, мбум, банда, гбайя и другие адамауа-убангийские народы Группа манде Малинке, бамбара, сонинке, сусу, менде и другие Кордофанская группа Эбанг, кадугли и другие НИЛО-САХАРСКАЯ СЕМЬЯ Восточносуданская группа Нубийцы, динка, календжин, луо и другие Центральносуданская группа Бонго, сара, багирми, мору, мангбету и другие Группа берта Берта Группа кунама Кунама Сахарская группа Канури, тубу и другие Группа сонгаи Сонгаи и другие Группа фур Фур Группа мабанг Мабанг и другие Группа комуз Кома и другие КОЙСАНСКАЯ СЕМЬЯ Бушмены, готтентоты БАСКИ Баски БУРИШИ Буриши СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ СЕМЬЯ Абхазско-адыгская группа Абхазы, адыгейцы, кабардинцы, черкесы Нахско-дагестанская группа Чеченцы, ингуши, аварцы, даргинцы, лезгины и другие КЕТЫ Кеты СИНО-ТИБЕТСКАЯ СЕМЬЯ Китайцы, хуэй Бай Тибетцы, бутанцы и другие Мьянма Ицзу, туцзя, хани, манипур, нага, карены, качин, гаро, бодо, невари, таманг и другие АВСТРОАЗИАТСКАЯ СЕМЬЯ Мон-кхмерская группа Вьеты, мыонг Кхмеры, горные кхмеры Аслийская группа Семанги, сенои Никобарская группа Никобарцы Группа кхаси Кхаси Группа мунда Мунда, санталы и другие СЕМЬЯ МЯО-ЯО Мяо, яо ПАРАТАЙСКАЯ СЕМЬЯ Сиамцы Лао Чжуан, буи, шан, тхай и другие Дун, ли и другие АВСТРОНЕЗИЙСКАЯ СЕМЬЯ Западноавстронезийская группа Малайцы Малайзии, чамы Яванцы, сунды, мадурцы, малайцы Индонезии, минангкабау и другие Тагалы, бисайя, илоки и другие Чаморро, белау, яп Малагасийцы Центральноавстронезийская группа Энде, атони, тетум, амбонцы и другие Восточноавстронезийская группа Южнохальмахерцы, биак-нумфорцы и другие Меланезийцы (фиджийцы, толаи и другие) Микронезийцы (трук, маршалльцы, кирибати, науру и другие) Полинезийцы (тонга, самоа, тувалу, маори, таитяне, гавайцы и другие) Тайваньские группы Гаошань АНДАМАНСКАЯ СЕМЬЯ Андаманцы ПАПУАССКИЕ СЕМЬИ Энга, хули, хаген, чимбу, камано, дани, абелам, тернатцы и другие папуасские народы АВСТРАЛИЙСКАЯ СЕМЬЯ Австралийцы-аборигены АЙНЫ Айны

ИНДЕЙСКИЕ СЕМЬИ

СЕМЬЯ НА-ДЕНЕ Атабаски (навахо, апачи и другие), тлингит, хайда СЕВЕРОАМЕРИНДСКАЯ СЕМЬЯ Майя, кекчи, киче, какчикель, алгонкины, сиу и другие ЦЕНТРАЛЬНОАМЕРИНДСКАЯ СЕМЬЯ Ацтеки, шошон, отоми, миштек, сапотек и другие СЕМЬЯ ЧИБЧА-ПАЭС Мискито, паэс и другие АНДСКАЯ СЕМЬЯ Кечуа, аймара, арауканы и другие ЭКВАТОРИАЛЬНО-ТУКАНОАНСКАЯ СЕМЬЯ Араваки, тупи, тукано и другие ЖЕ-ПАНО-КАРИБСКАЯ СЕМЬЯ Карибы, пано, же и другие

10 315

История России корнями уходит в историю многих государств и народов, когда-либо проживавших на территории от Балтики до Тихого океана. Каждый россиянин может считать себя потомком любого древнего жителя Евразии, которая представляла собой в веках «гигантский котел этнической переплавки» бесчисленных больших и малых народов.

Киммерийцы. С глубокой древности юг Русской равнины был областью расселения многочисленных народов. Первыми обитателями Север­ного Причерноморья, имя которых сохранила письменная история, были киммерийцы, жившие здесь в VIII-VII веках до н. э.

Древнегреческий историк Геродот сообщает, что киммерийцы жили в Северном Причерноморье до прихода скифов. Пребывание киммерийцев здесь принято относить к концу II - началу I тысячелетия до н. э. Киммерийцы представляли собой сильное государство. О киммерийцах упоминается в ассирийских клинописных текстах VIII века до н. э. Особенно сильно беспокоили киммерийцы Ассирию при царе Асаргадоне. В анналах другого ассирийского царя, Ашурбанипала, отмечается победа над «народом гиммера» (название киммерийцев в античных источниках). В тех же анналах говорится о борьбе с киммерийцами египетского фараона Псамметиха.

По данным топонимики, киммерийцы жили в Приазовье. Геродот приводит несколько географических названий, сохранившихся здесь до его времени (V век до н.э.). Это Боспор Киммерийский, Киммерийские переправы, Киммерийские укрепления и область Киммерия. На Днестре были могилы киммерийских царей, погибших во время столкновения со скифами. Геродот считает, что часть киммерийцев ушла в Малую Азию (Каппадокию), а другая часть была ассимилирована2 скифами.

Греческие колонии . С VIII века до н.э. Северное и Восточное Причерноморье привлекало выходцев из Греции, основавших там немало колоний, Ольвию, Херсонес (Корсунь в русской летописи, расположенную близ нынешнего Севастополя), Феодосию, Пантикапей, Фанагорию, Танаис. Эти города были значительными торговыми факториями. Торговля процветала на базе развитого земледелия, ремесел, рыболовства. Политическим центром региона был Пантикапей, находившийся на берегу Керченского пролива (греки называли его Боспором Киммерийским) и являвшийся долгое время столицей Боспорского царства - единственного в Северном Причерноморье крупного государства в то время. Отличительной чертой жизни в причерноморских городах был высокий уровень материальной и духовной культуры. Благодаря археологии до нашего времени дошли шедевры античных ремесел, скульптуры, мозаики, литературы.

Скифы. Главные сведения о скифах дают археология и труды Геро­дота. Пришедший с востока, этот народ в VII веке до н. э. обосновался на северном побережье Черного моря. Он представлял собой большое пле­менное (государственное) объединение и занимал в VII-V веках до н. э. среднее и южное Поднепровье, Нижний Дон, Кубань и Тамань. Могу­щественная Скифская держава сумела противостоять военно-политиче­ским претензиям персов и македонян. Территорию Скифии населяли неодно­род­ные народы, различавшиеся по хозяйственному укладу и образу жизни: скифы-пахари, скифы-кочевники. С V века до н. э. по III век н. э. скифы возглавляют государственное объединение в Северном При­черно­морье - Скифское царство со столицей на Днепре (Каменное городище).

У скифов было развитое хозяйство в виде земледелия, скотоводства и ремесел. Они активно торговали с греческими колониями. Скифы имели довольно развитые социальные отношения. Знаменитые скифские курганы донесли до нас свидетельства яркой и своеобразной культуры.

Известный поэтический образ скифов как «азиатов с раскосыми и жадными очами», созданный А. Блоком, не соответствует действительности: антропологические материалы доказывают, что никаких монголоидных черт у скифов не было. Они являлись типичными европеоидами, а по языку принадлежали к североиранской группе. Из ныне существующих народов ближе всех к ним по языку находятся осетины - потомки сарматов, ближайших родственников скифов.

Сарматы. Перейдя в южно-русские степи из Западной Азии во II веке до н. э., сарматы разбили скифов и заняли земли Причерноморья и При­каспия. В руках скифов остается степной Крым, где и возникло новое царство со столицей в Неаполе Скифском.

В течение нескольких последующих столетий остатки скифов растворились в среде новых пришельцев - сарматов, аланов, готов. Часть скифов была ассимилирована славянами.

Готы. Из Прибалтики в причерноморские степи во II веке до н. э. пришли германские племена готов. Готы воевали с сарматами и аланами, но им удалось одержать победу лишь через несколько веков. В IV веке н. э. их вождь Германарих образовал царство, раскинувшееся на территории почти всей Восточной Европы. С конца 360-х годов в Готии стала активно распространяться христианская религия. Государство готов просуществовало недолго, пав под ударами гуннов.

Гунны , оттеснившие в IV веке н. э. готов на запад, были выходцами из монгольских степей, откуда они откочевали сначала в Среднюю Азию и на Южный Урал, где вошли в военно-дипломатический союз с вогулами (манси), а затем - в Причерноморье. Л. Н. Гуми­лев пишет, что на Южном Урале был создан новый этнос - западные гунны, «также мало похожи на старых азиатских хунов, как техасские ковбои на английских фермеров». Мощный гуннский союз под главенством их вождя Аттилы в конце IV века ворвался в Европу, производя опустошения. После 70 лет войн и походов, в середине V века, гуннский союз распался. Часть гуннов, оставшись на Дунае и в Причерноморье, постепенно была ассимилирована их соседями; другая часть ушла на восток.

Тюркский каганат сложился в середине VI века на Алтае и в Монго­лии, а затем расширил свою территорию до Китая, Аму-Дарьи и Нижнего Дона. При распаде каганата образовалось несколько союзов - авар­ский, хазарский и булгарский.

Авары в VI веке повторили путь гуннов из Азии в Европу; они обосновались на теперешней Венгерской равнине и основали мощное государство, просуществовавшее до начала IХ века. Движение авар через восточно-европейские степи сопровождалось ожесточенными столкновениями со славянами. «Повесть временн‹х лет» рассказывает, что авары («обры») поработили часть славян и подвергали их жестокому угнетению. Воинственные авары постоянно совершали набеги на Византию и на Западную Европу, их орды достигали берегов Северного моря. В конце концов, после долгих войн, авары были разгромлены франками и исчезли со страниц истории. Их гибель нашла на Руси отражение в поговорке: «Погибоша аки обри».

Хазарское государство возникло около VII века в прикаспийской части Северного Кавказа и на Нижней Волге. В течение двух веков власть хазар распространилась на Крым, Приазовье и Среднюю Волгу.

В Хазарии были крупные города: Беленджер на реке Сулак, Семендер (возле совре­менного Дербента), Итиль на Волге (столица, население которой отличалось этнической пестротой и достигало 100 тысяч человек), Таматарха и Фанагория на Тамани, Саркел и др. Развитие городов отражало характер хазарской экономики, которая держалась не столько на традиционном для тюрок скотоводстве, сколько на использовании географических выгод и контроле торговых путей Азии и Европы. Носители религии арабы. Дело в том, что в VII-VIII веках арабы завоевали Средиземное море (Восточное и Южное), прекратив этим торговлю между Востоком и Западом. «Великий шелковый путь» сменил вектор движения. Торговые пути пошли через Волгу (Итиль - хазарская река) - серебряный путь и Днепр (Борисфен) - парчовый путь. Взимание больших таможенных пошлин составляло важную статью доходов государства.

И кагану, и купеческой верхушке Хазарии крупные барыши приносила работорговля, заставлявшая охотиться за «живым товаром».

Тесно связана была с принципами экономики Хазарии ее внешняя политика. Но этими принципами ущемлялись соседи хазар, что неизбежно вело к обострению отношений. Некоторое время Хазарский каганат владел политической гегемонией на Восточно-Европейской равнине. В вассальной зависимости от него находилась Волжская Булгария. Хазарские войска под руководством Песаха в 940 г. дошли до Киева и обложили русское княжество данью. Хазария в IX-X вв. была одной из самых богатых и сильных стран Евразии. Орудиями хазарской политики были наемное войско и дипломатические интриги, направленные в числе прочего на сталкивание печенегов и византийцев с Русью. Напряженными были отношения Хазарии с Арабским Халифатом, нанесшим ей ряд военных ударов. Обострялись споры и с Византией по поводу смежных районов в Крыму.

Враждебные отношения с христианскими и мусульманскими соседями привели хазарское правительство в начале IX века к серьезному полити­ческому шагу - официальному принятию иудаизма - религии, в одинаковой мере холодно воспринимаемой и в Византии, и в Халифате. Каган Обадия, обращаясь в иудейство, надеялся на укрепление своих позиций за счет поддержки влиятельной иудейской торгово-ростовщической верхушки Халифата.

Надежды кагана, однако, не оправдались. До принятия иудаизма в Хазарии наблюдалась религиозно-этническая пестрота, но и новая религия с ее догматом избранности не могла объединить все народы, входившие в состав каганата. Иудаизм оторвал кагана и его окружение от провинциальной знати и еще более отдалил от народа. Против правительства образовался своеобразный христианско-мусульманско-языческий союз. Междоусобицы сильно ослабили государство, что усугубилось проникнове­нием в его пределы кочевых орд мадьяров и печенегов. Часть Хазарии отошла к арабам. Началась война с заметно окрепшей Киевской Русью.

В 965 году киевский князь Святослав нанес мощный удар по Хазарии, от которого она уже не смогла оправиться. Сын Святослава Владимир пода­вил остатки хазарской государственности. Распалась и этническая система Хазарии. Потомки тюрко-хазар смешались с другими тюркскими народами, стали составной частью возникшего позднее русского народа. Иудео-хазары эмигрировали в Западную Европу, а частью рассеялись по окраинам каганата. Их потомки в виде небольших этнических групп сохранились в Дагестане (горские евреи) и в Крыму (караимы).

Булгарские союзы около VII века делились на четыре группы. Две из них кочевали в Приазовье и Северном Кавказе, приняв позже участие в формировании балкарцев и некоторых других народов. Третья группа отправи­лась на Балканы, где слилась с дунайскими славянами, передав им свой этноним3. Четвертая перекочевала в Среднее Поволжье, где подчинила ряд местных финно-угорских племен.

Государство Волжская Булгария было основано булгарами, пришед­шими в Среднее Поволжье около VII века. Столица - город Булгар - являлась крупным торговым пунктом, связанным с Русью, северными племенами, южными и восточными кочевниками. Прочные связи у булгар установились со Средней Азией, которые укрепились после принятия ими в 922 году ислама.

Волжская Булгария была многонациональным государством. Булгары и финно-угры чересполосно занимали одни и те же районы, частично ассими­лируясь, причем взаимно. Современное чересполосное сосуществование марийцев, мордвы, чувашей, татар уходит корнями в то далекое время. Численно булгары преобладали. Это государство шло в рост до тех пор, пока в 1236 году не подверглось разгрому со стороны монголо-татар. После этого название «булгары» в Поволжье стало постепенно исчезать в условиях ассимиляции. Но не исчез народ, когда-то носивший это имя; потомками волжских булгар являются чуваши и казан­ские татары. Булгарский элемент заметен в процессе формирования башкир, марийцев, удмуртов.

Печенеги появились в Днепровско-Донском междуречье в IX веке. Они воевали с мадьярами, хазарами и Русью. Первое столкновение русских с печенегами было в 915 году, после чего был заключен мир. В 944 году князь Игорь привлек печенегов к совместному походу на Византию. Воевать с печенегами было трудно: они были необычайно подвижны и практически неуловимы. Со своей стороны, печенеги легко поднимались в походы против любой страны. Чаще всего их использовали византийцы, хотя и им печенеги нередко досаждали. По некоторым данным, печенеги участвовали в походе Святослава на Хазарию. Но уже через 3 года после этого византийцам удалось стравить печенегов с русскими. Затяжной конфликт привел к окружению печенегами отряда Святослава на днепровских порогах в 971 году. Святослав был убит.

После этого наступление печенегов на Русь усилилось, началась изнурительная борьба. Печенеги вмешивались в княжеские междоусобицы. Это длилось до 1019 года, когда Ярослав Мудрый нанес им серьезное поражение. Напор печенегов после этого ослабел. В 1036 году Ярослав повторил успех у стен Киева, фактически уничтожив печенежскую опасность. Вместе с тюрками и берендеями печенеги стали вассалами Руси. В середине XII века эти три этноса объединились в союз, получивший в русской летописи имя Черных Клобуков. Монголо-татарское нашествие привело к полной потере их самостоятельного значения и поглощению другими народами. Гагаузы (современная народность) являются потомками печенегов.

Половцы в XI веке пришли из степей Прииртышья и Восточного Казахстана к берегам Среднего и Нижнего Донца. Весь XI век половцы осваивали степь, за­хватывая новые земли и переходя с места на место, узнавая наиболее удобные стойбища, рыбные и охотничьи промыслы, водные и сухопутные пути торговых караванов, от которых получали немалые пошлины.

Свое имя половцы получили от русских, которые называли их так за светлые волосы и голубые глаза (от слова «полова» - солома). Это не соответствует сегодняшним нашим представлениям о половцах как о людях низкого роста, с черными волосами и с большими скулами. У половцев существовал выраженный культ рода. Умершим родичам на могилы они ставили стелообразные каменные скульптуры. Десятки тысяч статуй стояли на курганах и майданах, на перекрестках дорог и берегах рек.

К середине XII века ареал (среда обитания) половецких кочевий простирался от Днепра до Волги. Половцы представляли собой к тому времени военно-политиче­скую силу, с которой считались и Русь, и Византия. Русским приходилось много воевать с ними. В начале XII века сокрушительное поражение им нанес Владимир Мономах. Разрозненные половцы отступили за Волгу и за Урал, часть их ушла в Закавказье, где поступила на военную службу к грузинскому царю Давиду Строителю, еще одна часть откочевала в Приднестровье. Два половецких хана - Боняк и Тукорган - объединили приднепровские орды, продолжая набеги на Русь. Эти ханы вошли в русский фольклор как заклятые враги, получив в сказаниях и былинах имена Буняки Шелудивого и Тугарина Змеевича.

Первыми в Европе, испытавшими силу удара монголо-татар, были донские половцы, возглавляемые Юрием Кончаковичем. В битве на Калке в 1223 году они потерпели разгромное поражение. Не помогла и помощь русских дружин. Уцелевшие роды ушли на Дунай под покровительство Венгерского королевства и в Египет для службы в гвардии султана. Оставшиеся половцы были переселены завоевателями в Поволжье и включены в Золотую Орду, где смешивались с монголами и родственными тюркскими племенами. Имя половцев исчезло, но их потомки живы в составе казахского, башкирского и других народов.

Финно-угорские народы . «Повесть временн‹х лет» перечисляла народы, которые отдавали дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, норова, либь. Никоновская летопись прибавляла к числу данников Руси мещеру. Все эти народы поддерживали активные хозяйственные связи со славянами, часто вступали в военно-политические союзы. Шли процессы культурно-бытового заимствования, заключались смешанные браки. Некоторые финские (меря, мещера, мурома) и балтские (голядь) народы полностью растворились в славянском этническом массиве. М.Н. Покровский считал: «В жилах великороссов течет 80% фин­ской крови». Шел процесс образования нового этноса, впоследствии получившего название «русский». В.О. Ключевский утверждает, что ассимиляция шла мирно. Волны славян -переселенцев перекатывались через финно-угорские поселения, оставляя рядом с ними славянские деревни, села, хутора. Смешанные браки сопровождались переходом целых родов у мерян, мещеры, муромы на единый язык. Большинство финно-угров крестились по православному обряду, брали русские имена и фамилии. В карельских рунах русские назывались братьями. Финно-угры участвовали в русских военных походах в Византию, в Швецию, в битвах против тевтонских и ливонских рыцарей. Немало финнов находилось

в ближайшем окружении киевского князя и местных князей.

Финно-угорское влияние отчетливо просматривается в российской географической топонимике (Москва, Ока, Сылва, Протва, Сосьва, Лозьва, Муром, Весьегонск и т.п.), в великорусском антропологическом типе, в говоре великороссов, в русской мифологии (водяные, лешие, русалки - калька с финских представлений), в характере хозяйственных промыслов русских, их быту (парная баня, печи-каменки и т.д.).

Славяне : теории происхождения и расселения

История славян уходит в глубину времен, и первые сведения о них зафиксированы в древнейших письменных источниках. Все они с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тысячелетия н. э. (чаще всего с VI века), то есть тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная этническая общность.

Античные авторы знали славян под различными именами: венеды, анты, склавины; но, прежде всего, под именем венедов. Впервые это название встречается в Естественной истории Плиния (середина I века н. э.). Плиний называет венедов в числе народов, соседствующих с группой германских племен - ингевонами: «земли до реки Вистулы обитаемы сарматами, венедами, скифами, гиррами». Скорее всего, это были области в бассейне реки Вислы и, может быть, более восточные земли.

К концу I века н. э. относятся сообщения о венедах Корнелия Тацита. Тацит указывает, что венеды жили между народами певкинов (северная часть Нижнего Подунавья) и феннов, занимавших территорию лесной полосы Восточной Европы от Прибалтики до Урала. Точное место локализации венедов указать невозможно. Трудно сказать к тому же, были ли венеды времен Тацита славянами. Существует предположение, что венеды в то время ассимилировались славянами и получили их имя. И если о венедах Тацита можно спорить, то венеды уже более поздних авторов - это несомненно славяне.

Более точны сведения о славянах середины I тысячелетия н. э. Теперь славяне называются своим именем - словены. Византийские авторы описывают в основном славян Подунавья и Балканского полуострова. Византийскими авторами сообщаются сведения о разных сторонах жизни и быта славян.

Более существенные сведения имеются в труде готского епископа Иордана. По Иордану, венеды - суть славяне. Из его труда видно, что в VI ве­ке славяне заселяли широкую полосу, простиравшуюся от Среднего Придунавья до Нижнего Днепра.

Информацию о восточных славянах дают нам не только византийские авторы, содержится она и в описаниях крупнейших арабских географов 2-й половины IX-X вв. О славянах имеются и полулегендар­ные сведения в скандинавских сагах, во франкском эпосе, германских сказаниях.

Места проживания древних славян, получившие название «прароди­ны», определяются неоднозначно.

Первым , кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне, был летописец Нестор - автор «Повести временн‹х лет». Он определил территорию славян по нижнему течению Дуная и Паннонию. С Дуная начался процесс расселения славян, то есть речь идет об их миграции. Киевский летописец явился родоначальником миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская», или «балкан­ская». Дунайскую «прародину» славян признавали С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. По мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз во главе с дулебо-волынянами. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII-VIII вв.

К эпохе средневековья восходит зарождение еще одной миграционной теории происхождения славян - «скифо-сарматской». Впервые она зафикси­ро­вана Бавар­ской хроникой XIII века, а позднее воспринята многими западно-европейскими авторами. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья рассеялись на запад и юго-запад.

Третий вариан т, близкий к скифо-сарматской теории, предложил академик А.И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений славян якобы показывают, что они получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась (растворилась) с жившими далее к северу предками славяно-балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились.

Четвертый вариант миграционной теории дал академик А.А. Шах­ма­тов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя венедов (от кельтов), продвинулись на Нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II-III вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла), по мнению А.А. Шах­матова, была вторая прародина славян. Когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная их ветви, двинулась на восток и на юг в Причерноморье и образовала здесь племена южных и восточных славян. А значит, следуя этой «прибалтийской» теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства.

Существует ряд других теорий миграционного происхождения славян и их «прародины» - это и «азиатская», выводившая славян с территории Средней Азии, где предполагалась общая для всех индоевропейцев «прародина», это и «среднеевропейская», по которой славяне и их предки оказывались пришельцами из Германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии, - и ряд других теорий.

В противоположность миграционным теориям признается автохтонное - местное происхождение славян. Согласно автохтонной теории, славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но также значительная часть современной Украины и Белоруссии.

Автохтонная теория отмечает сложность процесса образования славян. Первоначально складывались мелкие отдельные разрозненные древнейшие народы на определенной обширной территории, которые затем образовались в более крупные и, наконец, в исторически известные народы. Выделяются протославянский, пра­славянский и собственно славянский периоды.

Предки протославян в результате своего культурного сближения дали славянство. Этот процесс археологами прослежи­вается до н. э. с III тысячелетия до I.

Праславянский период начинается с конца I тысячелетия до н.э. Устанавливается культурная, а также и языковая общность. Значительная часть праславян была включена в орбиту скифского влияния. В VI-VII вв. завершается период праславянской истории. Расселе­ние славян на обширнейших пространствах, их активное взаимо­действие с иными народами привели к культурной дифференциации славянского мира и членению единого языка на отдельные славянские языки.

В VIII-IX вв. наступает период собственно славянской истории, формирование союзов, образование государств. Происходит скла­ды­ва­ние современных славянских народов.

Таким образом, важнейшим историческим фактом является наличие в I тысячелетии н.э. на территории Восточной Европы славян.

Великое переселение народов : исторические факты

Первые века нашей эры стали временем массовых миграций на территории Европы и Азии, получивших название Великого переселения народов. Для обозначения этого явления порой пользуются термином «этническая революция». Он призван подчеркнуть масштаб миграционных процессов в I тысячелетии и их роль в изменении этнополитической карты Европы и Азии. В ходе глобальных перемещений людей стирались и изменялись границы традиционного расселения, смешивались разные этнические компоненты, создавались новые народы.

Первая волна Великого переселения была связана с германцами. Во II-III вв. через Восточно-Европейскую равнину, с севера на юг - из районов Сканди­навии и Прибалтики в Крым, на Балканы и оттуда в Южную Азию - двинулись германские племена готов. У Иордана есть упоминание о мордве, мери, веси, эстах и об онежской чуди, которые вошли в состав готского царства, созданного вождем готов Германарихом.

Под напором гуннов и славян в V веке готы были вытеснены из Причерноморья на запад, приведя в движение другие германские племена, граничившие с Римской империей.

В VI-VIII веках политическими лидерами на Евразийском континенте ста­ли тюркские племена - авары, хазары, булгары. Тюрки выделялись в азиат­­ских миграциях - особенно при заселении Сибири: кыргызы, уйгуры и др.

К последним миграционным волнам Великого переселения относятся арабские завоевания, начавшиеся в VII веке и охватившие Аравию, Западную и Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку. С эпохой Великого переселения совпало несколько этапов еврейской миграции с Ближнего Востока. Рассеивание евреев началось еще до новой эры в связи с вавилонскими, македонскими, римскими завоеваниями. Походы арабов вызвали еще несколько волн исхода евреев с их прародины.

К концу VIII века относятся первые экспедиции норманнов как в Западную, так и в Восточную Европу.

В IX веке в южно-русские степи ворвались печенеги, а в XI веке - половцы. В это же время (в конце IX века) далекий переход мадьяр (угро-финское племя, родственное ханты-манси) с Южного Урала в Европу завершился заселением ими Паннонии, где они ассимилировали местных славян.

Таким образом, Великое переселение народов в I тысячелетии н.э. изме­нило этнополитическую панораму Европы и Азии, положило начало современным народам и государствам.

Подробное решение параграф §1 по истории для учащихся 8 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. 2016

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Какие страны и народы находились в составе Османской империи в конце XVII в.? Когда и как они оказались под властью османов?

В этот период Османская империя была одной из самых могущественных стран мира - многонациональное, многоязычное государство, простиравшееся от южных границ Священной Римской империи, окраин Вены, Королевства Венгрия и Речи Посполитой на севере, до Йемена и Эритреи на юге, от Алжира на западе, до Каспийского моря на востоке. В результате многочисленных завоеваний под её владычеством находилась бо́льшая часть Юго-Восточной Европы (Греция, Болгария, Румыния, Сербия, Хорватия, Албания), Западная Азия (Азербайджан, Армения, Грузия, Месопотамия, Палестина, Сирия, Западная Аравия) и Северная Африка (Алжир, Тунис, Египет). В начале XVII века империя состояла из 32 провинций и многочисленных вассальных государств (Трансильвания, Крымское ханство, Гетманщина и др.).

2. Почему Турция и Россия заключили Бахчисарайский мир?

Опасаясь наступления Турции и подвластного ей Крымского ханства, Россия попыталась укрепить свои позиции на Украине. В 1676 г. русские войска захватили бывшую столицу Богдана Хмельницкого Чигирин и вынудили гетмана Дорошенко сложить власть. Считая Правобережную Украину своей, турецкий султан направил на освобождение Чигирина большое войско, к которому добавилась также крымская конница. Прошло почти два года, прежде чем объединенным силам турок и крымцев удалось вновь занять казачью столицу. Однако в ходе боев она была сожжена дотла. Готовя новый поход на Австрию, турецкий султан пошел на заключение с Россией мирного договора, подписанного в Бахчисарае в 1681 г.

3. Можно ли назвать борьбу европейских стран с Османской империей религиозными войнами? Объясните свое мнение.

Война с Османской империей воспринималась как религиозная. В 1684 г. для окончательного изгнания турок из Европы по инициативе папы римского Иннокентия XI была создана Священная лига. В состав лиги вошли Священная Римская империя, Речь Посполитая и Венецианская республика. Главной задачей лиги виделось нанесение туркам военных поражений не только на Балканах, но и в Северном Причерноморье, а также на морских просторах.

Помимо военных столкновений, религиозные войны подразумевают идеологическую борьбу. Боевые действия против османов сопровождались информационной войной в европейской прессе. К примеру, европейские газеты распространяли полные угроз и оскорблений поддельные письма султана владыкам Европы. Другим видом агитационных материалов были поддельные знамения и пророчества, «достоверно свидетельствующие» о скором падении Османской империи. В «христианском лагере» наблюдались серьезные противоречия по внешнеполитическим и религиозным вопросам. В Священной лиге не желала участвовать католическая Франция и протестантсткие государства, лига не могла решить свои задачи без участия православной России.

4. Охарактеризуйте позицию, которую заняло Крымское ханство в конфликте между Священной лигой и Турцией.

Крымское ханство как вассал Османской империи обязано было проводить внешнюю политику, враждебную Московскому государству, однако крымские ханы часто выступали на русской стороне во время войн Москвы с Речью Посполитой, не желая чрезмерного усиления ни одной, ни другой стороны. Во второй половине XVII века разгорается конфликт между польским правительством и украинскими казаками, к тому времени представлявшими серьёзную военную силу. Гетман Хмельницкий пытался заручиться поддержкой Крыма в борьбе против поляков, но татары показали себя весьма ненадёжными союзниками, лавируя между противоборствующими сторонами. 27 апреля 1670 года между Московским царством и Крымским ханством был подписан мирный договор, в котором хан с оговорками признал включение Левобережной Украины в состав России. Крым должен был помочь казакам в войне с Польшей, а запорожцы в свою очередь - оказать помощь хану в освобождении от зависимости от Турции. Однако до союза дело не дошло. проект так и остался неосуществлённым.

5. Сформулируйте главные принципы внешней политики Франции второй половины XVII в. Почему первоначально она была успешной, а затем последовали неудачи?

Во второй половине 17 века Франция становится ведущей державой в Европе, и даже и в мире, сменив на этом месте Испанию. Франция становится самой многочисленным по населению. самым обширным по территории государством, обладает огромной постоянной армией (до 200 тыс. солдат), богатой казной. Такая сила, такие возможности определили принципы внешней политики: «государственного интереса»; «политического равновесия»; охраны «естественных границ»; права войны и мира; свободы морей; незыблемости международного договора. Государственный интерес – государство превыше всего и для его укрепления все средства хороши. Преимущественно католическая Франция напала на католическую Испанию и пользовалась при этом поддержкой протестантских стран (война за испанское наследство). Естественных границ - значит захватывать нужно то, что можно потом удержать. Считалось, что Франция должна вернуться в границы империи Карла Великого (война против Голландии). Воспользовавшись тем, что Австрия не могла оказать помощи Испании, Франции вела войны за испанские Нидерланды и пограничные земли в Германии. Первоначально ей это удавалось, но после поражения Турции и побед объединенного англо-голландского флота на морях. Франция не могла найти союзников, и ей пришлось вести войны по всему периметру своих границ.

6. Какие государства боролись за контроль над Балтийским морем в XVII в.? Какие союзы складывались в ходе этой борьбы?

В XVII в. за контроль над Балтийским морем боролись Швеция, Россия Речь Посполитая и Дания. К началу XVIII в. шведы контролировали практически все побережье Балтики. В России не забывали о необходимости возвращения утраченных ранее выходов в Балтийское море. Саксонский курфюрст Август II стремился стать королем Речи Посполитой и получить в управление Эстляндию и Лифляндию. Интересы Дании были сосредоточены на Голштейн-Готторпском герцогстве, которое контролировала Швеция. В сентябре 1699 г. был заключен договор между Саксонией и Данией, а в ноябре того же года – между Саксонией и Россией. Однако заключение этих договоренностей и образование Северного союза не означали прочного военного союза между ними. Швеция также предприняла шаги по поиску союзников в возможной войне, заключив союзные договоры с Англией и Голландией. В поддержку её сильной сухопутной армии выступил англо-голландский флот, который был в то время самым сильным в мире.

Работаем с картой

1. Покажите на карте территории, захваченные турками-османами в Европе. Какие страны находились в зависимости от Османской империи?

В результате многочисленных завоеваний под владычеством Османской империи находилась бо́льшая часть Юго-Восточной Европы (Греция, Болгария, Румыния, Сербия, Хорватия, Албания) и многочисленные вассальные государства (Трансильвания, Крымское ханство, Гетманщина и др.).

2. Найдите на карте территории, подвергавшиеся особенно сильным набегам крымских татар.

Примитивное скотоводческое хозяйство не могло обеспечить население необходимыми для поддержания жизни продуктами. Татарские походов и набеги разоряли Подолию, Буковину, Брацлавщину, Волынь. В ходе этих военных кампаний они доходили до Львова, Киева и Кракова. Отряды крымского хана стали разоряли окрестности Тулы, Серпухова, Каширы и других городов России. В 1635-1654 гг. была возведена система пограничных укреплений - Белгородская оборонительная черта. Непрерывный вал с частоколом начинался в Ахтырке (под Харьковом) и через Белгород, Козлов и Тамбов выходил к Симбирску на Волге, прикрывая русские земли. Поэтому интенсивность крымских набегов на Россию заметно уменьшилась.

3. Опираясь на карту, объясните, почему Россия смогла начать решительную борьбу с крымско-османской угрозой лишь после присоединения Левобережной Украины.

Россия смогла начать решительную борьбу с крымско-османской угрозой лишь после присоединения Левобережной Украины, получив необходимые опорные пункты.

4. Покажите на карте прибалтийские государства. Какие земли в Прибалтике потеряла Россия в начале XVII в.? К кому отошли эти земли?

В начале XVII в. в результате польско-шведской интервенции и русско-польской войны Россия потеряла земли по Финскому заливу (то есть была отрезана от Балтийского моря). Речь Посполитая захватила в свое владение северную часть Латвии (к северу от реки Даугавы) и Южную Эстонию, которая в период Ливонской войны была занята русскими войсками. Вся эта территория образовала особую провинцию под названием Задвинского герцогства. В 1581 г. под власть Польши перешла и Рига. К югу от Даугавы образовалось зависимое от Речи Посполитой Курземское и Земгальское (Курляндское) герцогство, доставшееся в наследственное ленное владение последнему магистру Ливонского ордена Готарду Кетлеру. Особую территорию составило Курляндское епископство, из которого впоследствии была образована автономная Пильтенская область, подчиненная непосредственно польскому королю. Северная Эстония была захвачена Швецией. Острова Сааремаа и Муху, захваченные Данией в ходе Ливонской войны, остались в ее владении до 1645 г., когда они в результате войны перешли к Швеции.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. С помощью дополнительных источников соберите информацию о конфликте европейских государств с Османской империей в XVI–XVII вв. Напишите краткое эссе на эту тему.

Сильные военные и бюрократические структуры были ослаблены анархией в период правления слабовольных султанов. Турки постепенно отстали от европейцев в военном деле. Нововведение, сопровождающееся мощной экспансией, стало началом подавления растущего консерватизма верующих и интеллигентов. Но, несмотря на эти трудности, Османская империя продолжала оставаться главной экспансионистской державой, пока не потерпела поражение в битве за Вену в 1683 году, закончившей продвижение турок в Европе.

Открытие новых морских путей в Азию позволило европейцам избежать монополии Османской империи. С открытием португальцами в 1488 году мыса Доброй Надежды начался ряд османско-португальских войн в Индийском океане, продолжавшихся в течение всего XVI века. С экономической точки зрения, колоссальный приток серебра испанцам, вывозившим его из Нового Света, вызвал резкое обесценивание валюты Османской империи и безудержную инфляцию.

При Иване Грозном Московское царство захватило Поволжье и укрепилось на побережье Каспийского моря. В 1571 году крымский хан Девлет I Герай, при поддержке Османской империи, сжёг Москву. Но в 1572 году крымские татары потерпели поражение в битве при Молодях. Крымское ханство продолжило совершать набеги на Русь во время поздних налётов татаро-монголов на русские земли, и Восточная Европа продолжала оставаться под влиянием крымских татар до конца XVII века.

В 1571 году войска Священной лиги одержали победу над турками в морском сражении при Лепанто. Это событие стало символическим ударом по репутации непобедимой Османской империи. Турки потеряли много людей, потери флота были значительно ниже. Мощь османского флота быстро была восстановлена, и в 1573 году Порта склонила Венецию к подписанию мирного договора. Благодаря этому, турки укрепились в Северной Африке.

Габсбурги создали Военную Краину, защищавшую Габсбургскую монархию от турок. Ослабление кадровой политики Османской империи в войне с Габсбургской Австрией вызвало нехватку первой в вооружении в Тринадцатилетней войне. Это способствовало низкой дисциплине в армии и открытому неподчинению командованию. К 1600 году население империи достигло 30 000 000 человек, и нехватка земли вызвала ещё большее давление на Порту. При содействии визирей Кёпрюлю турки возвратили себе Трансильванию, в 1669 году захватили Крит и в 1676 году - Подолье.

В мае 1683 года огромная турецкая армия под командованием Кара Мустафа-паши осадила Вену. Турки медлили с последним штурмом и были разгромлены в Венской битве в сентябре этого же года войсками Габсбургов, немцев и поляков. Поражение в битве вынудило турок 26 января 1699 года подписать со Священной Лигой Карловицкий мир, закончивший Великую Турецкую войну. Турки уступили Лиге многие территории. С 1695 года османы вели контрнаступление в Венгрии, оно закончилось сокрушительным поражением в битве при Зенте 11 сентября 1697 года.

3. Составьте развернутый план на тему: «Россия и Речь Посполитая: от вековой вражды к союзу». Сделайте выводы.

1. Ливонская война 1558-1583 годов. Создание Речи Посполитой.

1.1. Вторжение русских войск в Ливонию (1558 г.). Взятие русскими войсками Нарвы, Дерпта, Полоцка.

1.2. Люблинская уния (1569 г.). Объединение Литвы и Польши.

1.3. Неудачная осада Ревеля русскими войсками (1577 г.), захват войсками Речи Посполитой Полоцка и осада Пскова.

1.4. Ям-Запольский (1582 г.) мир: потеря Россией всех завоеваний.

2. Восстания Косинского и Наливайко: становление украинского казачества как важной политической силы.

3. «Смутное время» в России и русско-польская война (1609–1618 гг.)

3.1. Помощь польских магнатов Лжедмитрию I и Лжедмитрию II.

3.2. Выборгский трактат (1609 г.) о союзе Речи Посполитой со Шведским королевством, захват Москвы и пленение В.Шуйского.

3.3. Второе народное ополчение и освобождение Москвы (1612 г.)

3.4. Деулинское перемирие (1618 г.), к Речи Посполитой отошли Смоленская, Стародубская и Черниговская земли.

4. Восстание Богдана Хмельницкого (1648–1654 гг.)

5. Переяславская рада и русско-польская война (1654–1667 гг.). Присоединение Россией Левобережной Украины и Киева, официальное признание возвращения Смоленска и Брянска по Андрусовскому перемирию (1667 г.)

6. «Вечный мир» (1682 г.): возможность для объединения России и Речи Посполитой против татаро-турецкой агрессии и основа союза в Северной войне (1700−1721 гг.)

Вывод: таким образом, взаимоотношения Речи Посполитой и России входили в систему международных отношений в Европе XVI–XVII вв. Они осложнялись взаимными территориальными и династическими претензиями, борьбой за влияние в Прибалтике и на Украине. Сближению двух государств способствовала необходимость совместной борьбы против Швеции и Османской империи.

4. Каковы были главные задачи внешней политики России в конце XVII в.? Ответ на этот вопрос подготовьте в форме записки посланника одной из стран Западной Европы, прибывшего из Москвы.

Поистине, ни одно дело в управлении государством не требует такой осмотрительности, как выбор лиц, назначаемых в посольство к иностранным государям или народам. Посланных в иноземные государства можно сравнить с жилами, находящимися в недрах земли, назначение которых - препровождать сообразно со слоями, через которые они проходят, в свою отчизну целебные или вредные для ее состава соки. Потому-то и его священное цесарское величество милостивым оком, с врожденным ему монаршим благодушием, измерял силы тех, которые изъявляли желание возложить на себя сие почетное бремя. Наконец его священное цесарское величество решил избрать достозамечательнейшего господина Христофора Игнатия, благородного господина Гвариента-Ралля, Священной Римской империи и королевства Угорского кавалера, действительного надворно-военного советника его цесарского величества. И действительно, не могло быть удачнее выбора. Дипломат этот, по многолетнему опыту, основательно знает свет, и ум его изощрен практикой в государственных делах. Большое значение придает сему мужу в глазах императора и то, что он весьма хорошо знает нравы и дух московского народа, потому что Гвариент еще прежде состоял при цесарском посольстве в Московии.

Его царское величество, приняв посла, сказал ему, что не худо было бы вывести корабли российские в Балтийское море, но прежде всего, следовало бы обеспечить себя относительно порта, иначе весь флот может сделаться игралищем ветров или же добычей неприятелей. Принимая во внимание сообщенные достоверные сведения о претерпеваемых народом недостатках, царское величество желает оказать своим благодеянием особенное одолжение приморским городам и положить прочные основания торговле. Посол получил также уведомление о счастливых успехах, увенчавших русское войско, о знатной победе над татарами. Несомненно, эта победа будет способствовать защите южных рубежей от Османской империи.