Крылатая фраза «Не хлебом единым живет человек» скрывает в себе основные в жизни, материальные и духовные. Каждый индивидуум не может прожить без воздуха, воды, пищи. Но это далеко не всё!

Основные биологические потребности человека

Рассматривая смысл пословицы «Не хлебом единым живет человек», следует заглянуть глубоко в то, что составляет основу существования каждого индивидуума. То есть очень важно определить, каковы основные потребности человека.

В первую очередь, каждое существо на земле должно поддерживать своё существование. Поэтому биологические потребности ни в коей мере нельзя сбрасывать со счетов. Это дыхание, пища, вода, одежда, сон, безопасность, здоровье. Именно об этом и гласит первая часть поговорки «Не хлебом единым живет человек». То есть биологические потребности приоритетны. Голодный человек будет в первую очередь желать поесть, дабы поддержать своё существование.

Человек - существо социальное

Хотя многие живые организмы на Земле не могут выживать в одиночку, человек в этой линейке, наверное, занимает первое место. Потребность к общению, любви, популярности, признанию, иногда к лидерству и господству над другими людьми - это составные части людей.

И произнося фразу «Не хлебом единым живет человек», многие подразумевают именно это. Можно быть сытым, одетым, жить в тепле и комфорте, иметь даже намного больше того, что необходимо, но чувствовать себя глубоко несчастным, оттого что рядом нет любимого, что твоему родному человеку плохо, что никто не хочет признать твоих талантов. Название сериала «Богатые тоже плачут» как раз в этом смысле является синонимическим той пословице, с которой начато рассуждение.

Духовные потребности

Вдумываясь в то, что означает фразеологизм «Не хлебом единым живет человек», каждый понимает, что кроме хлеба (а под этим словом подразумевается всё физиологически необходимое для существования) есть что-то ещё, без чего жизнь не может быть полной и счастливой. Это так называемые

В каждую личность заложен изначально творческий потенциал. Реализовать его - задача индивидуума. А ещё более важная задача - получить одобрение окружающих, признание. Только тогда можно говорить, что человек состоялся.

Ещё духовные потребности включают в себя познание окружающего мира, себя самого, своего места в жизни, смысла своего существования.

Признание - главная и очень весомая составляющая человеческих потребностей

Да, не один, а несколько глубоких смысловых пластов заложено в крылатой фразе «Не хлебом единым живет человек». Сочинение стихов «в стол» - это духовная жизнь. Такое развитие личности и её внутренняя жизнь, конечно, даёт свои положительные плоды. Но только исключительно для духовного состояния самой творческой личности. Без одобрения окружающих, без их признания поэт чувствует себя не в полной мере счастливым.

Если возвратиться к социальным потребностям человека, то станет понятно, что на этапе взросления у человека потребность получать частично заменяется потребностью отдавать.

Малыш радуется, получая подарки. Он даже не задумывается о том, что тоже должен что-то подарить кому-то. Чем старше он становится, тем больше ему хочется делать добро людям. И тем приятнее становится получать благодарность, признание окружающих.

И не важно, доставляет личность радость другим своим изумительным голосом или прекрасным литературным творением, скульптурой, созданной талантом и терпением или сколоченной собственноручно табуреткой, подметённым двором или испечённой к завтраку булочкой. Важно то, что получившие созданное другим высказывают признание, благодарность. А ради этого можно иной раз даже пожертвовать собственным куском хлеба… Или собственной жизнью…

«Не хлебом одним будет жить человек» (Матф. 4:4)

Как эту фразу понимают наши современники?

У этой цитаты есть продолжение. То есть, если мы будем слышать Бога, доверять Его промыслу, исполнять Его волю - это и будет жизнь. Потому что хлеб - тоже от Него.

Светлана, 41 год, беженка из Луганской области, г.Липецк:

Для меня это - когда мой сын рядом. Когда любимый приезжал домой. Когда "животина" со мной. Когда сестра с племянником выразит желание быть вместе.

Мария, 24 года, временно не работает, г. Ахен (Германия):

Хлеб отождествляет материальные вещи. А для жизни человек нуждается в духовной пище, Богообщении и Богопознании. Это нужно для спасения души. Люди умеют жить одним "хлебом", особенно в европейском обществе, но, думаю, для жизни души этого маловато.

Дарья, 26 лет, госслужащий, г.Севастополь:

Для жизни человеку куда важнее духовная пища. Это и отличает нас от животных.

Антон, 29 лет, сотрудник агентства недвижимости, г.Киев:

Воспринимаю это как жестокий стёб на современные ценности общества. Хотя если учесть, что выражение появилось задолго до того, как сложилось современное общество, - хочется плакать. Люди уже тысячелетиями обладают, как минимум, зарисовками конструктивного пути развития, а «воз и ныне там». Фраза намекает на то, что человек - это что-то сложнее и выше простой животины с набором физиологических потребностей. Должна быть подпитка и постоянный рост внутреннего, духовного мира. С умением сопереживать, любить, прощать, думать. Иначе человек рискует скатиться до уровня животного, либо войти в конфронтацию с собственным внутренним миром.

Святоотеческое толкование:

Моисей, успокаивая свой народ, утомленный долгим возвращением из египетского плена, говорил, что Бог не зря подвергал народ израильский таким испытаниям: «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа. Живет человек».

В Новом Завете, в Евангелии от Матфея, также встречается это выражение. Когда Иисус был впустыне и держал долгий пост, «приступил в Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

В современной России выражение приобрело дополнительную популярность после выхода в свет (1956) романа «Не хлебом единым» Владимира Дудинцева (1918-1998).
Смысл выражения: для полного счастья человеку мало материального благополучия, ему необходима духовная пища, моральное удовлетворение.

Этот общеизвестный образ фигурирует как в Ветхом, так и в Новом Завете, и смысл его вполне понятен. Фактически, он означает, что наши потребности не ограничиваются удовлетворением лишь материальных нужд. Однако стоит обратить внимание, насколько категорично это высказывание. Духовное удовлетворение представлено как фундаментальная жизненная потребность, сравнимая с потребностью в пище. По существу, на тех же позициях стоят и все другие религии и духовные традиции: чтобы жить, нам необходима «пища для души». По моему мнению, это верно в совершенно буквальном смысле. Состояние нашей духовной жизни напрямую связано с функционированием нашего тела, в том числе с обменом веществ, пищеварением, дыханием и всеми остальными видами физиологической деятельности. Но мы нередко пренебрегаем своими духовными потребностями или недооцениваем их. Конечно, имеются некоторые признаки того, что на смену подобному поведению постепенно приходит иное - у людей вновь возникает осознание духовных ценностей. .

И тем не менее материалистическая ориентация, под влиянием которой мы находились столь длительное время, повлекла весьма серьезные последствия, тесно связанные с распространенностью в современном обществе склонности к вредным привычкам. Коль скоро мы не в полной мере осознаем необходимость духовных достижений, нет ничего удивительного в том, что многие люди неверно понимают истинные потребности человеческого духа. Они открывают для себя великое множество гиперстимулирующих видов деятельности и такое же количество способов снятия напряжения, заменяя ими состояние «действительно высшего класса» -именно то глубокое переживание, которое Роберт Джонсон называет экстазом.
Это-то и прискорбно, ведь экстаз нам необходим. Мы нуждаемся в нем так же остро, как в пище, воде и воздухе. Но в современном западном обществе эта основополагающая человеческая потребность не осознается в полной мере. За последние тридцать лет мы существенно продвинулись в понимании того, насколько ухудшилось наше физическое окружение, и в преодолении такого рода тенденций. А вот столь же решительно осознать свои духовные потребности нам пока не удалось. В проблеме вредных привычек я вижу прямое следствие этой фундаментальной оплошности.
В каждой культуре, во все эпохи человеческой истории люди испытывали потребность в экстатическом переживании - в наслаждении того или иного рода, выходящем за рамки повседневной реальности. Различные культуры пытались удовлетворить эту потребность множеством всевозможных способов, и некоторые из этих способов оказывались куда более духовно ориентированными, чем все прочие.
В XIX веке русский писатель Федор Достоевский утверждал, что человек может чувствовать себя удовлетворенным, только получая от общества три вида переживаний - чудеса, таинства и духовное руководство, и что переживания эти куда более важны для него, чем удовлетворение материальных потребностей. Человек, испытывающий то или иное пагубное пристрастие, по всей видимости, верит, что с его помощью он сможет обрести чудеса и таинства, а отсутствие духовного руководства делает такой взгляд еще более соблазнительным. Вместо того чтобы считать пристрастившихся просто-напросто слабыми людьми, а то и преступниками, я предпочитаю видеть в них тех, кто губительным для них самих, но все же вполне понятным образом откликается на духовный вакуум, скрывающийся за нашим материальным изобилием.
Мы все ощущаем последствия этого духовного вакуума, В зависимости от того, кто мы есть, и от тех обстоятельств, в которых оказываемся, мы откликаемся на него одним из множества способов. Однако в нашем обществе человеческий отклик на духовные в своей сущности устремления сплошь и рядом принимает материальные формы.

Чопра Дипак

Некрасов Анатолий – Построение пространства Любви

Не хлебом единым жив человек
Уже месяц она лежала в больнице и всё думала, как она дальше будет жить. Ещё месяц назад всё было хорошо, и она была полна радужных мечтаний, а теперь вот такое. Кому она теперь нужна без ног?
Надежда Валентиновна лежала и всё думала и думала. Она стала какая-то безразличная ко всему. Она лежала, отвернувшись к стенке, и тёмные думы одолевали её. Иногда только она морщилась от невыносимой боли. В глазах было темно, а порой жёлтая стенка давило на неё. На вопросы сестёр милосердия и врачей она почти не отвечала. Ей было всё безразлично. «Если бы тогда меня задавил этот трамвай на смерть, не было бы сейчас так больно» - думала она.
К ней приходили родные и соседи, некоторые жалели или вздыхали молча. А некоторые старались утешить её и даже будто веселились, но Надежду трудно было вывести из того мрака, в которой она пребывала. Совершенно безразлично смотрела она на своих посетителей. Для своих сорока лет, она умела отличать искренность. И не видела она среди знакомых её посетителей искренних людей. Все лживые, и все ей врут. Все посещающие стараются утешить её. Зачем они такие лживые? Ей непонятно теперь, как она раньше этого не замечала. И сегодня вот пришла одна знакомая и Надежда Валентиновна не очень приветливо встретила её. Она знала лживость людей, даже родных. А что может сказать эта не близкая знакомая в утешенье? Та подсела у кровати, положив на тумбочку ненавистные апельсины и конфеты. Видела её Надежда раньше довольно часто во дворе или же в садике у Эрмитажа. Та женщина ходила в церковь, и все разговоры её сводились к Богу. Надежде не была эта тема интересной и она, вставала, и придумав причину, уходила. И вот сегодня тоже, разговор пошёл о Боге. Надежда услышала, что Бог главный Утешитель, и Он есть надежда. «Всё обойдётся, - говорила она, - Господь поможет тебе! Ты только верь!» Чтобы прервать этот ненужный разговор Надежда сказала посетительнице, показывая на тумбочку: «Зачем ты принесла? У меня полная тумбочка всяких фруктов и сладостей, и много продуктов в холодильнике, но я их не ем. Забери назад». Но та улыбнулась и сказала в ответ: «А есть то надо». –
- Ты тоже пришла меня утешить? – холодно сказала ей Надежда, - и не старайся, ничего мне не поможет.
- А Бог поможет, - сказала та, - слегка улыбнувшись и серьёзно.
В этой улыбке и в её фразе не было ничего особенного, но Надежда вдруг увидела ту искренность в глазах, которую до сих пор не замечала в прежних посетителях. Но она буркнула: «Где был твой Бог, когда я попала под трамвай, и почему Он не спас меня?
- А ты просила Его?
- Нет, а зачем? Что Он не видит что ли, что делается на земле. Вот ты раньше говорила, что Бог Всевидящий и Всемогущий. Я не верю в это. И я не знаю, зачем люди ходят в церковь? Я была однажды в церкви. Скукота такая! Свечки везде горят, воском пахнет, все крестятся, и зачем-то иконы целуют. Одни бабушки в платках. Объясни, зачем, вот ты ходишь туда?
- Слово Божье слушать, а ты сама приходи и всё узнаешь. Верь, Бог тебя исцелит!
- Что, Он мне новые ноги даст?
- Когда ты узнаешь Слово, ты поймёшь, что это не главное. «Не хлебом единым жив человек, а Словом исходящим от Бога». Ещё тебе скажу словами Писания «Начало мудрости страх Господень!»
- И что ты этим хочешь сказать? Не притворяйся святошей! Вот, она, единственная правда, я лежу здесь без ног и никому-никому я не нужна. А ты говоришь, что Господь творит правду! За что, за какие грехи Он меня наказал, скажи, кому теперь я нужна?
- Богу ты всякая нужна. А за что Он тебя наказал никто не может сказать, Бог не человек и Его мысли не наши мысли. Может Он тебя не наказал, а встряхнул, чтобы ты спаслась для вечной жизни. Может Он решил тебя спасти и взять в Своё царство. Ведь туда никто не попадёт нечистым. Может Господь очищает тебя от твоих грехов. Когда-нибудь ты разумеешь и поблагодаришь Бога за то, что осталась без ног. – Ну, уж нет! – ответила обозлённая Надежда кривой ухмылкой. Она зевнула, дав понять Жене, той женщине, что она устала и хочет спать. – Та встала и на прощанье сказала. - Приходи после больницы к нам!

Дорогая церковь, дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую вас! Благодать вам и мир да умножатся!

Пусть Бог укрепит вас, даст мудрости и терпения, благословит и сохранит вас от всякого зла!

Библия говорит: “Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих” (Матф.4:4). Первое, что понятно из слов Иисуса Христа — каждый человек нуждается в хлебе. Хлеб, т.е. пища, жизненно необходима для поддержания наших сил, выполнения необходимой работы, требующей наших усилий, и без своевременного пополнения этих сил, человек просто не сможет выжить.

Но дальше Иисус Христос говорит не менее важную мысль: человек живёт не только физической пищей. Для нормальной жизни нам необходимо слово, исходящее из уст Божьих. Как физическая пища жизненно необходима для нашего физического человека, так слово Божье необходимо для нашего внутреннего человека, для нашей души.

Слово Божье, записанное в Библии — это всего лишь текст, состоящий из букв и слов, который «оживает» для тех, которые общаются с Автором Библии и знают Его лично. Можно получить письмо от неизвестного человека и оно особенно не обрадует, о чем бы там не говорилось. Когда же мы получаем письмо от родного или близкого, реагируем совсем по-другому. Но гораздо лучше общаться с этим человеком лично. Поэтому, Бог хочет, чтобы мы не просто читали Библию, как книгу, но общались с Ним «устами к устам», «лицом к лицу», получая живое слово от живого Бога через Писания.

“Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой” (Матф.8:5-8). Сотник получил конкретное, живое слово от Бога в свою ситуацию, и слуга его был исцелен! Таким словом и будет жив человек! Мы все нуждаемся именно в таком слове, которое наполняет нас внутренней силой!

Без внутренней силы от Бога мы не сможем сделать в жизни ничего хорошего. Физически слабый человек, который не ел несколько дней, может понимать, что ему нужно делать, но у него просто не будет сил для этого. В жизни многих христиан происходит то же самое: своим умом они понимают, как жить и поступать правильно, но у них не получается это по одной причине - нет внутренней силы.

Апостол Петр говорит о верующих, как о тех, кто “силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время” (1 Петра 1:5). “Соблюдаемых” означает “сохраняемых”. Спастись, прийти на небо мы не можем своими силами – энтузиазма не хватит. Это возможно только силою Божьей! Каким образом мы получаем эту силу? “Силою Божиею через веру”, которая приходит «от слышания, а слышание от слова Божия” (Рим.10:17).

Слово Божье является решающим фактором в нашей жизни. Без слова, пребывающего в нас, проблемы неизбежны. Иисус Христос обращается к людям, полным проблем: “И не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал” (Иоанна 5:38).

О чем первом мы думаем, когда только просыпаемся и начинаем наш день? О срочных звонках, неотложных делах и окружающих нас проблемах? Что первое для нас, то и является нашим богом. Почему в Ветхом Завете Бог говорил о первенцах, первых плодах, первых снопах? Неужели Он хотел что-то отнять у людей? Нет, не отнять, но показать людям, кто на самом деле их бог.

Бог хочет быть нашим Богом. И Бог открывает Своё слово и говорит с теми, для кого Он является Богом, с теми, для кого Он - на первом месте.

Если просыпаясь, мы отделяем своё первое время для того, чтобы провести его с Богом, остаток дня пройдет в Божьем благословении и устройстве. Для многих людей это кажется невозможным. Но это время стоит того, чтобы отделить себя и пребывать в Царстве Божьем, которое “не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе”.

Нормальная христианская жизнь – это когда наше сердце наполняет не страх и суета, не чувство вины и осуждения, но праведность, мир и радость! Иисус Христос пришел, чтобы дать нам жизнь с избытком, но как это происходит практически? Когда при всей своей занятости первое время мы отдаем Богу. Не сделав этого, всё равно мы все свои силы потратим на решение проблем в течение дня, и большую часть – на совершенно ненужные вещи, суету, заботы, переживания. Так не лучше ли эти силы потратить на то, чтобы в начале дня пребывать в общении с Богом?

Без общения с Богом наша жизнь становится, как не заправленный автомобиль: мы пытается куда-то ехать, чего-то достичь, но ничего не работает, мы стоим на месте. Пытаемся навести порядок, но получается еще больший беспорядок. Мы без конца “улаживаем свои дела”, но рано или поздно всё приходит в упадок.

Дорогие братья и сестры! Наша жизнь может измениться и стать другой, если только мы решим каждый день, с постоянством начинать свой день с молитвы и Слова Божьего. Проблемы будут решаться уже не только нашими силами или расчетами, но Бог Сам будет помогать нам и устраивать всё удивительным образом, располагая сердца людей, давая нам всю необходимую мудрость и понимание во всех наших делах. Когда слово от Бога внутри нас, мы будем полны жизненной силы, потому что “не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих”.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь.

С любовью во Христе,
ваш брат и пастырь Леонид Падун

This entry was posted on Август 1, 2015 at 21:17 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.