Бинарный урок по окружающему миру и обществознанию в 3 классе по теме "Общество" разработан в соответствии с требованиями ФГОС.
Тип урока - изучение нового материала. На основе фактов истории и окружающего мира формируется представление об обществе, как коллективе людей.
Методы: объяснительно - иллюстративные, частично - поисковые, словесно - наглядные и практические.
Организуется фронтальная, индивидуальная, парная и групповая работа. На уроке используется мультимедийная презентация "Человек и общество".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отдел образования Администрации Фроловского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Зеленовская средняя общеобразовательная школа»
Бинарный урок
по окружающему миру и обществознанию в 3 классе
по теме «Общество»
Мелихова Т.А., учитель начальных классов.
Денисова Н.И., учитель истории.
Фролово, 2012
Тема урока | Общество |
Тип урока | Изучение нового материала |
Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности | Окружающий мир 3 класс ч.1 учебник общеобразовательного учреждения. А.А. Плешаков. М.: Просвещение,2010г. Окружающий мир 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательного учреждения. Окружающий мир. Поурочные разработки, 3 класс: пособие для учителей общеобразовательного учреждения., Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова, М.: «ВАКО», 2004г. Презентация «Человек-народы-общество». Карточки с таблицами по теме урока для парной работы. Карточки с изображением человека для групповой работы. Политическая карта мира. |
План урока |
|
Цели урока |
|
Формы и методы обучения | Методы: объяснительно-иллюстративные; Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая работа. |
Основные понятия | Общество, государство, народ, семья, герб, флаг. |
Планируемые образовательные результаты
Организационная структура урока
Этапы урока | Время (мин) | Обуч. и развив. компет. задания и упр. | Деятель-ность учителя | Деятельность учащихся | Формирование организационных взаимоотношений на уроке | Универсаль-ные учебные действия | Промежу-точный контроль |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный | [Т.А.] Ребята, какой сегодня чудесный день. Мы с Н.И. рады вас всех видеть. Нам хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли на урок. Кто пришел с хорошим настроением улыбнитесь нам. [Н.И.]- Если вам нравится общаться с одноклассниками – поднимите руки! [Т.А.]- Кто не любит ссориться, хлопните в ладони! [Н.И.]-Если вы стараетесь уважительно относиться к людям, пожмите друг другу руки. [Т.А.] Теперь можно начинать работу. Итак, у нас урок… | …окружающего мира | Фронтальная | Личностные : понимают значение знаний для человека и принимают его. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний | Слайд №1 Слайд № 1.1 | [Т.А.]Вспомните, какую тему изучали на прошлом уроке? Кого мы называем человеком? [Н.И.] Человек – часть природы. И он на земле появился не сразу. А знаете ли вы историю происхождения человека?
Ребята, а что такое семья, вы знаете? [Т.А.] И домашнее задание у вас было посвящено семье. Ребята, поднимите свои творческие работы. Здорово! Мы с Н.И. обязательно посмотрим и оценим ваши работы, а некоторые послушаем сейчас. | Тема «Человек» Разумное существо и т.д. (ответы детей) Да, это коллектив родственников. У нас было домашнее задание рассказ о семье. (Учащиеся поднимают вверх на альбомных листах рисунки, стихи, родословную, фотомонтажи). Стихотворение о семье. Фотомонтаж и рассказ о семье. | Фронтальная Фронтальная | Познавательные : общеучебные – формирование ответов на вопросы учителя; логические – поиск существенной информации. Познавательные: общеучебные – осознанное речевое высказывание в устной форме о понятии «семья»; формулирование ответов на вопросы учителя; логические – анализирование объектов | Устные ответы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Изучение нового материала | Слайд №2 Слайд №3 | [Н.И.] 1.Ребята, семья – это маленький коллектив, который объединяет только самых близких людей, родственников. А все люди на Земле – огромная семья, которая состоит из разных людей и народов. Как будет называться такая семья? Где будем искать ответ? 2.Какую учебную задачу поставим: узнать о коллективе людей, большой семье на планете Земля? Как называется, из чего состоит эта семья? 3.И тема урока у нас какая будет? Правильно, «общество». А как вы понимаете слово общество? Нам с Т.А. интересно ваше мнение, а где можно узнать точное, научное определение слова «Общество»? Открываем словарь и ищем слово «общество» Давайте еще раз вместе с учителем прочитаем определение на слайде. [Т.А.] Ребята, а как называются большие группы людей, которые проживают в разных частях нашего земного шара. Народы, как и семьи, тоже составляют общество. А как вы думаете сколько народов сейчас на земле? А где можно узнать точнее? Например, какие? А хотите узнать, сколько людей проживает в разных странах и какой народ саамы многочисленный? - ([Т.А.] обобщает работу в парах) | С. 16, 2 абзац, читают и отвечают: «человеческое общество, общество». Ответы детей. В словаре. Учащиеся зачитывают. Народ. (предположения детей) В учебнике с. 17. Русские, украинцы, англичане и т.д. Парная работа с карточками- таблицами | Фронтальная Индивидуальная Работа в парах | Работа в учебником. Работа со словарем. Работа с учебником. Задания по карточкам. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А теперь, ребята, встали, Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели. Вновь за дело. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд №4 Слайд №5 Слайд №6 | [Н.И.] А как вы думаете, чем отличается каждый народ? Дополним знания с помощью электронного ресурса. Все народы живут в какой-нибудь стране. А знаете сколько стран на земле? А где узнаем? А чем отличается любое государство? Проверим свои знания с помощью электронного ресурса. В каждой стране есть глава государства. В нашей стране кто глава? Президент, его избирает народ всеобщим голосованием. А еще в каких странах руководит президент? А как называют правителей в других странах, например, Япония, Швеция? Где прочитаем об этом? [Т.А.] – Каждый человек живет в какой-нибудь стране и является ее гражданином, он любит свою страну и уважает своего правителя, соблюдает законы своей страны. А мы с вами граждане какой страны? К какому народу принадлежим? А что является символом нашего государства? | В учебнике, с.17, 2 абзац. Территорией, границей. Читают вместе с учителем. Владимир Владимирович Путин. США, Франция. В учебнике, с. 19, таблица. Россия. Россияне. Герб, флаг, гимн. | Фронтальная | Работа с учебником Работа с электронным ресурсом. Работа с политической картой мира Работа с учебником. Работа со стендом. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Первоначальное осмысление и закрепление. | [Н.И.] Итак, все народы, государства, все люди и мы с вами являемся членами всего человеческого общества на нашей планете Земля. Все мы разные, с разными привычками, характером, но что-то, наверное, есть и общее, так как мы все вместе составляем человеческое общество. Давайте попробуем узнать, какие мы и что у нас общего? Подведем итоги: руководители группы, назовите, какими чертами характера обладает человек на нашей планете? [Т.А.]- Ребята, что же у нас получилось? Где бы не проживал человек, к какому народу бы не относился, общие черты характера: доброта, трудолюбие, честность, справедливость присущи всем народам. [Н.И.]- Вывод: если мы будем обладать этими качествами – и добротой, и честностью, и трудолюбием, и милосердием, и уважением, то на Земле исчезнут войны, ссоры, люди не будут страдать и ненавидеть друг друга, не5зависимо от цвета кожи и национальности, т.е. на Земле будет что? | Работа в группах, с карточкой «силуэт человека»: написать черты характера. Мир и дружба. (выходят 2 ученика и читают стихотворение) Азербайджанцы мы и русские, Грузины и карелы, Мы черные и русые, Мы смуглые и белые. Мы школьники – ровесники, Мы верные друзья, Пускай живем не вместе мы, У нас одна семья! | Работа в группах Т.А. записывает на доске. | Задание творческого характера. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Итоги урока. | [Т.А.]- Ну вот, ребята, и заканчивается наш урок, давайте подведем итоги: Какую учебную задачу мы решали? Что такое общество? Из чего оно состоит? (учитель выставляет оценки) | Ответы учеников. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Домашнее задание | Вы можете изучить материал учебника с. 16-21 и по желанию составить рассказ о любом народе (стране). | Записывают домашнее задание. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.Рефлексия. | Слайд №7 | [Т.А.]- А теперь оценим свою работу на уроке. Кто все понял и может объяснить товарищу, прикрепляет к доске красный кружочек. [Н.И].- Кто усвоил хорошо, но нужна еще консультация учителя, прикрепляет желтый треугольник. [Т.А.]- Кто ничего не понял, прикрепляет синий квадратик. [Н.И.] Всем спасибо за урок.
Подписи к слайдам:Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, умеет создавать орудия труда и пользоваться ими. ОБЩЕСТВО – это совокупность людей, объединенных исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности. НАРОД Большая часть общества. Чем один народ отличается от другого? ЯЗЫК НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ СКАЗКИ ПЕСНИ ТАНЦЫ ТРАДИЦИИ ЦВЕТ КОЖИ ЧЕРТЫ ЛИЦА ЧТО ЕСТЬ У КАЖДОГО ГОСУДАРСТВА? 1. Своя территория, границы. 2. Столица. 3. Государственный язык. 4. Государственные символы. 5. Глава государства. 6. Законы. 7. Различные стороны жизни общества: экономика, наука, культура. Итог урока: ·я понял тему очень хорошо, могу объяснить товарищу, ·я тему понял, но требуется дополнительная консультация учителя по некоторым вопросам, .я тему не понял, требуется повторное объяснение. Человек живёт среди людей, в обществе. Будучи частью природы, он одновременно является и членом общества. В этом заключается удивительная особенность человека, его место в мире. Когда хотят сказать обо всех людях Земли, обычно говорят: человечество. Представить его себе сразу, целиком совсем непросто. Гораздо проще представить маленькую часть общества - свою семью. Семья очень важная часть общества. Она объединяет самых близких друг другу людей. Они живут под одной крышей, ведут совместное хозяйство, заботятся друг о друге. Частью общества является и народ, к которому ты принадлежишь. На Земле насчитывается до 4 тысяч различных народов. Среди них русские, украинцы, белорусы, англичане, французы, немцы и многие-многие другие. В одной только России 160 народов. У каждого народа свой язык, свои национальные костюмы, свои сказки, песни, танцы; представители многих народов различаются цветом кожи, чертами лица. Каждый человек живёт в какой-нибудь стране. Тебе уже знакома политическая карта мира. На ней изображены страны, или государства. Всего на Земле около 200 государств. Любое государство имеет свою территорию, государственные границы, столицу, государственный язык (иногда их два или больше). В нашей стране государственный язык - русский. Символами государства являются Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Все эти символы есть и у России. В любой стране есть глава государства. В одних странах (их большинство) главой государства является президент, которого избирает народ. В других главой государства является монарх (чаще всего король или королева). Монарха обычно не избирают, его власть передаётся по наследству. В нашей стране глава государства - президент. Каждый человек является гражданином какого-либо государства. Мы с вами - граждане России.
1. Резиденция Президента России в Московском Кремле. 2. Резиденция Президента США -Белый дом. 3. Резиденция королевы Великобритании - Букингемский дворец. 4. Дворец Великого герцога Люксембургского. 5. Дворец султана в Омане.
Результаты вашей работы представьте классу. Проверь себя
Задания для домашней работы
Странички для любознательныхЧто такое государство? Мы знаем, что государство - это страна. Но словом «государство» называют и власть в стране. Задача государства - организовывать жизнь общества. Государство принимает законы и следит за их исполнением. Оно заботится о том, чтобы все части экономики работали слаженно. Государство создаёт в стране системы образования, здравоохранения, поддерживает науку, культуру. Оно создаёт армию и полицию, которые обеспечивают безопасность граждан. На следующем уроке Узнаем, что изучает наука экология, что учёные называют окружающей средой. Будем учиться обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком и изображать их с помощью моделей. Объясни, как ты понимаешь слово «экология». Готовые домашние задания с ответами ко второй части рабочей тетради по предмету Окружающий мир, 3 класс. Авторы тетради Плешаков, Новицкая. Программа Песпектива. Решебник будет полезен каждому ученику третьего класса, учащемуся по Плешакову и Новицкой, ведь в рабочей тетради встречаются не только задания на знание и логику, но и часто нужно просто найти ту или иную информацию, ответы на задания в литературе или интернете, и вы легко найдете все это у нас, на сайте 7гуру. Ответы проверены, гдз одобрены учителем начальных классов. С нами вы сделаете все домашние задания легко, просто и на одни пятерки. Ответы на задания Окружающий мир 3 класс 2 частьЧтобы посмотреть ответы на задания, кликайте по номерам страниц. Дом как мирСтраница 3-5. Родной дом - уголок Отчизны1. Вспомни, какое значение слова "мир" ты уже знаешь. Запиши его. Мир - это наша Вселенная, земной шар. С помощью текста учебника на с. 4-7 заверши предложения: Еще одно значение слова "мир" - это общество людей, которые живут в одном селе, деревне. Общие дела на благо всех делали на мирской сходке, на миру (общем собрании глав семей). Общие для всех праздники отмечали всем миром под звучный колокольный благовест. Другое значение слова "мир" - это лад, порядок, гармония, согласие. В мире жить - с миром жить! Языком узоров старинный дом рассказывал о том, как устроен мир. Каждый дом - как вселенная. Каждый дом - уголок отчей земли, уголок Отчизны. 2. Придумай знаки для каждого значения слова "мир". Нарисуй эти знаки в соответствующие рамки. Земной шар. Люди на празднике. Цветы, река, лес, птицы. 3. Рассмотрите рисунки. Придумайте и запишите подписи к ним. С помощью текста учебника на с. 6-7 составьте устный рассказ по иллюстрациям. 1 рисунок - Собрание. 2 - дружная работа.
Фотографии для вклейки задание 4 (фоторассказ): Страница 6-7. Свой дом - свой простор1. Вырежи из приложения фотографии. Приклей их в рамки в соответствии с подписями. Для подсказки используй текст учебника на с. 8-10. Ответ на рисунке. 2. Фото для вклейки: Страница 8-9. В красном углу сесть - великая честь1. С помощью текста учебника на с 12-13 заверши предложения:
3. Запиши, что из устройства старинного дома тебе бы хотелось взять в свой дом.
Страница 10-13. Побываем в гостях1. Запиши, какими приветствиями встречают гостя по обычаям народов твоего края.
2. Запиши, как провожают гостя по обычаям народов твоего края.
4. Приклей фотографии или сделай рисунок внутреннего устройства традиционного жилища народов твоего края. 5. Проект "Юный краевед". Сравни между собой важнейшие черты старинного традиционного жилища разных народов. Заполни таблицу № 1 с помощью текста учебника. Таблица № 1.
Исследуй важнейшие черты традиционного жилища одного из народов твоего края (по выбору). Запиши результаты в таблицу № 2. Сравни результаты обеих таблиц. Определи общие и различные черты. Таблица № 2. Традиционное жилище одного из народов твоего края (украинская хата-мазанка) Вывод: Жилища разных народов имеют как общие черты, так и разные. В каждом жилище всегда есть священное место, дом обычно делится на мужскую и женскую части. Порог дома - всегда особенное место в жилище всех народов, с ним связано много поверий и обычаев. Страница 14-15. На свет появился - с людьми породнился1. Запиши, какие названия по родству у тебя есть сейчас в твоей нынешней семье. Используй названия степеней родства в языках народов твоего края.
2. Запиши, какие названия по свойству у тебя появятся, когда в будущем ты вступишь в брак. Используй для этого названия степеней свойства в языках народов твоего края.
Страница 16-17. Родословное деревоПример составления: Страница 18-19. Муж и жена - одна душа1. Помести рядом изображение свадебного костюма народов твоего края (по выбору) или нарисуй его. 2. Найди и подсчитай, сколько в тексте учебника на стр. 32-33 слов с корнем -лад- , -лаж-. Запиши эти слова. Подбери синонимы к этим словам в русском языке и языках народов твоего края.
3. Запишите, какие качества характера, по оценкам народов вашего края, помогут молодоженам сохранить их союз навечно, как они и пожелали тогда, когда прикрепляли свой замочек к мосту.
Страница 20-21. Святость отцовства и материнства1. С помощью текста на с. 37 учебника заверши мысли о святости отцовства и материнства:
3. Подбери и запиши пословицы народов твоего края о важности почтительного отношения детей к родителям.
Страница 22-23. Добрые дети - дому венец1. С помощью текста на с 40-41 учебника запишите, чему в старину учились девочки и мальчики, готовясь к взрослой жизни.
2. ...Запиши, чему учишься ты, готовясь к взрослой жизни.
Фото для вклейки 3. Моё имя - путеводная звезда. Меня зовут Максим. В переводе с латинского языка это значит "величайший". Я постараюсь оправдать значение своего имени и добиться в жизни больших успехов. 4. Напиши о человеке, который носит одно с тобой имя и мог бы стать для тебя образцом. По возможности подбери и приклей фотографию. Максим Поташёв – знаток клуба «Что? Где? Когда?», обладатель звания Магистр игры. Страница 24-25. Детские игры - школа здоровья1. Найди в устном творчестве народов твоего края игру-потешку для самых маленьких. Запиши ее. По кочкам, по кочкам, по узеньким дорожкам шёл петух, в ямку бух! Сорока-белобока 2. Придумай скороговорку.
3. Отгадай учебные загадки. Запиши отгадки. 1. Что стоит в середине Земли? (буква "м") 3. Может ли петух назвать себя птицей? (нет, не может, он не умеет говорить) 4. Сидят три кошки. Против каждой кошки - две кошки. Сколько всего кошек? (три, они сидят в кругу). 5. Под каким деревом сидит заяц во время дождя? (под мокрым) 4. Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Придумайте и запишите учебные загадки для любого школьного предмета по выбору (математики, чтения, русского языка, музыки, изобразительного искусства).
5. Вместе с родным тебе человеком напиши ответ на загадку: "Что нам дороже всего?"
6. Вспомни со старшими игру спортивного типа. Запиши ее правила, нарисуй схему Игра "Вытолкни за линию" На расстоянии 1 м проводятся две параллельные линии. На линии становятся игроки двух команд спиной друг к другу. По сигналу они сближаются, и каждый игрок, упираясь в противника плечами и спиной, старается вытолкнуть его за линию границы. Побеждает команда, которая вытолкнет больше игроков. Страница 26-29. Строение тела человека1. В каком ряду перечислены только внутренние органы? Отметь галочкой. Ответ: ставим галочку в 3 ряду - головной мозг, легкие, сердце, желудок, кишечник. 2. Самостоятельно или с помощью учебника запиши определения.
4. С помощью учебника заполните таблицу. Системы органов человека
5. Пронумеруй рисунки на с. 28 в следующем порядке: 1) пищеварительная система; 2) дыхательная система; 3) кровеносная система; 4) нервная система. Подпиши названия указанных органов. Проверь себя по учебнику. 6. В дополнительной литературе, сети интернет найди интересные факты о строении и работе различных органов (систем органов) человека. запиши их. Подготовь сообщение классу. Форма наших ушей странная, но именно такая форма помогает нам лучше улавливать звуки. Сквозь ушную раковину и слуховой проход звук проникает в среднее ухо. Некоторые животные, например, заяц, могут двигать ушами в направлении звука, поэтому слышат они лучше, чем человек. Источник: сайт 7 гуру и книга "Отчего и почему?" из серии "Энциклопедия для любознательных". Страница 30-33. Как работает наш организм1. Используя информацию учебника, впиши цифровые данные в текст. Скелет и мышцы. В скелете человека более 200 костей. Количество мышц в теле человека еще больше, их почти 650 . При ходьбе используется 200 мышц. Для того, чтобы наморщить лоб, нам требуется 43 мышцы, а для того, чтобы улыбнуться - 17 . 2. Пронумеруй органы в той последовательности, в которой по ним проходит пища.
3. В какой последовательности воздух при вдохе проходит по органам дыхания? Пронумеруй красным карандашом. А как он движется при выдохе? Пронумеруй синим карандашом. при вдохе (красным карандашом): носовая полость, трахея, бронхи, легкие. при выдохе (синим карандашом): легкие, бронхи, трахея, носовая полость. 4. Самостоятельно или с помощью учебника ответь на вопросы. Что кровь берет из воздуха в легочных пузырьках? (Кислород) 5. С помощью учебника или самостоятельно заполни пропуски в тексте. Кровь движется в нашем теле благодаря работе сердца . Оно имеет толстые мышечные стенки . Сердце с силой выталкивает кровь в кровеносные сосуды . Обежав всё тело, кровь возвращается в сердце . Чтобы обогатить кровь кислородом, сердце посылает её в лёгкие , а затем вновь заставляет путешествовать по всему телу. 6. Практическая работа "Измерение пульса" Пульс ребенка в состоянии покоя от 70 до 120 ударов в минуту. Пульс взрослого в состоянии покоя от 60 до 110 ударов в минуту. Страница 34-37. Что такое гигиена1. Рассмотрите условные знаки. Какие правила в них зашифрованы? Расскажите по этим знакам, как выработать правильную осанку.
2. Практическая работа "Уход за зубами". 1. Рассмотрите фотографии. Отметьте (закрасьте кружок) предметы, необходимые для ухода за зубами. Объясните (устно) назначение каждого предмета. Зубная щетка нужна для того, чтобы механически удалять с зубов налет утром и вечером. Зубная паста помогает удалять налет на зубах и ухаживает за деснами. Ополаскиватель освежает дыхание, убивает микробы. Зубная нить удаляет застрявшие между зубов частицы пищи. 4. Составьте меню для своей семьи. Наше меню
Докажите, что ваше меню соответствует правилам здорового питания. В этом меню присутствуют разнообразные продукты, в том числе полезные для организма творог, сырые овощи и фрукты, мясо, крупы. Страница 38-39. Наши органы чувств1. Соедини линиями слова в левом и правом столбиках.
2. Самостоятельно или с помощью рисунка учебника подпиши указанные части глаза и уха. 3. Сформулируйте правила гигиены органов чувств, которые "зашифрованы" в этих рисунках. Покажите стрелками, к каким органам чувств они относятся.
4. Узнай подробнее о строении и работе наших органов чувств. Воспользуйся ля этого дополнительной литературой, сетью интернет. Запиши несколько интересных фактов.
Страница 40-43. Школа первой помощи1. Закрасьте на рисунке столбики ртутного термометра так, чтобы показать температуру: 2. Запишите показания этих термометров.
3. Отметьте (закрасьте кружок), на каком дисплее электронного термометра показана нормальная температура. Температура моего тела2. Запишите номера телефонов экстренной помощи.
3. Используя информацию учебника, заполни таблицу. Как оказать первую помощьСтраница 44-45. Что мы делаем для здоровьяПодготовьте фоторассказ о том, что в вашей семье делается для охраны и укрепления здоровья - твоего и всех твоих близких. Фото для вклейки: Закаливание Страница 46-47. Здоровью цены нет1. Подбери и запиши пословицы о правилах здорового образа жизни в культуре народов твоего края. 1. Правила здорового сна: Кто рано встает, тому Бог подает. 2. Правила чистоты: Баня парит и здоровье правит. 3. Правила жизни в ладу с природой: Земля - тарелка: что положишь, то и возьмешь. 4. Правила здорового питания: Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу. 5. Правила здорового движения: В здоровом теле - здоровый дух. 6. Правила избавления от недугов: На всякую болезнь зелье вырастает. 2. С помощью взрослых составь рассказ о человеке, который показал пример силы воли и силы духа. Дмитрий Полухин - человек, сильный духом, человек с силой воли. Курсант кадетского корпуса МЧС 17-летний Дима Полухин, рискуя своей жизнью, спас троих детей из горящего здания торгового центра "Зимняя вишня" в Кемерово. Курсант пошел на голос и увидел, что в одном из помещений трое малышей забились в угол и плачут. Он наощупь прошел к детям, которых было не видно в дыму, и вывел их из огня. К счастью, он остался жив. Фото героя: Стр. 48-49. Дом не велик, а стоять не велит1. Запиши, как управляют домашним хозяйством в культуре народов твоего края, ответив на следующие вопросы: Как зовут главу семьи? Пишем имя и отчество отца
Как зовут супругу главы семьи? Имя и отчество матери.
Каков распорядок дел в домашнем хозяйстве в течение дня? Проснуться, позавтракать, разойтись по делам (школа, работа), вернуться домой, поужинать, сделать уроки, провести время вместе. Какие правила поведения за столом во время трапезы? Не разговаривать во время еды. Не чавкать и не разбрасывать еду. После еды говорить "спасибо". 2. Кратко опиши свои повседневные обязанности по дому. Заправлять кровать, прибирать свою одежду, поддерживать чистоту в своей комнате, ходить в школу и делать уроки, мыть посуду после ужина. 3. Кратко опиши, какое участие ты принимаешь в подготовке семейных праздников. Я помогаю наряжать квартиру, выбирать подарки, готовить праздничный обед или ужин, накрывать на стол. 4. Нарисуй, как ты представляешь себе свою будущую семью, дом и домашнее хозяйство. Страница 50-53. Семейный бюджет1. Самостоятельно или с помощью учебника напиши определения.
2. На что ты охотнее потратишь деньги? Пронумеруй расходы в порядке их уменьшения значимости для тебя. Вы бы, конечно, хотели начать с мобильного телефона и компьютерных игр, но учитель этого не оценит. Так что нумеруем в таком порядке:
Что ещё? Допиши. Аксессуары для компьютера, товары для творчества, игрушки. 3. В семье третьеклассника Дениса папа работает программистом в фирме, мама - библиотекарь. Дедушка и бабушка - пенсионеры, но бабушка работает билетным кассиром в театре. Какие виды доходов имеет семья Дениса?
4. Придумайте воображаемую семью и составьте для нее бюджет. В семье мама работает учителем, а папа врачом. Их старший сын учится в институте, а младший в 5 классе. Бабушка и дедушка на пенсии.
5. Вырежи из Приложения фотографии банкнот и наклей их в соответствующие рамки на стр. 52. Подпиши названия денежных единиц. На фото сверху вниз: 1000 рублей, 5 евро, 100 долларов США. 6. Собери на этой странице коллекцию монет... Подкладываем металлическую монетку под страницу и закрашиваем по бумаге карандашом. У вас получится отпечаток монетки примерно такой: Страница 54-55. Мудрость старости1. Рассмотри старинную картинку "Ступени человеческого века". Запиши под каждой ступенькой ее название. Используй для этого слова: детство, зрелость, младенчество, глубокая старость, юность, приближение старости, спокойствие, особая милость Божья.
2. Из текста учебника на с. 80-81 выбери пословицу, которая тебя заинтересовала больше всего. Подбери к ней пословицу, похожую по смыслу из творчества народов твоего края. Запиши ее.
3. Запиши в кружках 12 добрых качеств, которые составляют богатство души человека.
Страница 56-57. Путешествие к А.С.Пушкину1. С помощью текста учебника (с. 84-85) дополни предложения:
В поисках всемирного наследияСтраница 58-59. Всемирное наследие1. Пользуясь определением Всемирного наследия, приведенным в учебнике, дай определения его частей.
2. Отметь эмблему всемирного наследия - крайняя справа (квадрат в центре круга).
3. К чему относятся эти объекты? Укажи стрелками. Слева все природное, справа культурное. Всемирное природное наследие: вулканы Камчатки; Национальный парк Серенгети; Большой каньон. Всемирное культурное наследие: Деревянные церкви Кижи; Венеция; Тадж-Махал. 4. Пользуясь различными источниками информации, приведи свои примеры объектов Всемирного наследия. Объекты Всемирного наследия в России:
Объекты Всемирного наследия в других странах:
5. Если в твоем крае есть объекты Всемирного наследия, запиши их названия. Можно наклеить фотографии. Фото для вклейки (Московский Кремль) Страница 60-63. Московский Кремль1. Рассмотри план-схему Московского Кремля. Красным цветом закрась номера сооружений Кремля как воинской крепости, синим цветом - номера сооружений Кремля как центра государственной власи, желтым цветом - сооружения Кремля как духовной святыни России. Красный: 1, 3, 5, 8, 11 Синий: 4, 6, 9, 12 Желтый: 2, 7, 10 2. Вырежи из Приложения изображения экспонатов Оружейной палаты Московского Кремля. Приклей их в соответствующие рамки. 3. Раскрась рисунок "Московский Кремль" Поможет вам в этом схема: Страница 64-65. Озеро Байкал1. Пользуясь информацией учебника, впиши цифровые данные в текст. Чудо-озеро Протяженность Байкала составляет 636 км . Его наибольшая глубина - 1642 м . В этом великом озере содержится 1/5 часть всей пресной воды планеты. В Байкал впадает более 300 рек , Вытекает из него одна река - Ангара. Возраст Байкала составляет не менее 25 млн. лет. Из числа обитающих в озере растений и животных 2/3 встречаются только здесь и нигде больше. 2. Знаешь ли ты обитателей Байкала? Вырежи рисунки из Приложения и наклей их в соответствующие рамки. 3. Если тебе приходилось бывать на Байкале, напиши рассказ о своих впечатлениях. Или вырази свое отношение к нему, которое сложилось у тебя на уроке.
Страница 66-67. Путешествие в Египет1. С помощью текста на с. 104-105 учебника дополни предложения. Большая часть Египта - это безводные пустыни. Поэтому так почитают в Египте Нил - одну из великих рек мира, источник жизни для египтян. Самый древний народ Египта - копты . Столица Египта - город Каир . 2. Запиши, какими видами работ занимались египтяне.
3. Знаешь ли ты достопримечательности Египта? Вырежи фотографии из Приложения и наклей их в соответствующие рамки. 4. Дополни изречения египетских мудрецов:
Страница 68-71. Путешествие в Грецию1. Запиши следующие сведения.
2. Знаешь ли ты достопримечательности Афин? Вырежи фотографии из Приложения и наклей их в соответствующие рамки. 3. Используя информацию учебника, заполни пропуски в тексте. Сердце Афин Главная достопримечательность Афин - высокий холм с расположенными на нем сооружениями. Это Афинский Акрополь . Он внесен в Список Всемирного культурного наследия . Парадный вход в Акрополь называется Пропилеи . Главное из древних сооружений на знаменитом холме - Парфенон . Это храм, построенный древними греками в честь богини Афины . Слева от него расположен храм поменьше - Эрехтейон . У подножия древнего холма расположен новый музей , открытый в 2009 году. 4. Пользуясь различными источниками информации, подбери несколько интересных фактов о Греции. Запиши их.
Источник информации: интернет. ТЕСТ «ОБЩЕСТВО» 1. Укажи, что такое семья.
2. Укажи, сколько народов насчитывается на Земле.
3. Отметь, сколько народов насчитывается в России.
4. Обозначь количество государств в мире.
5. Укажи, что не является символом государства. 1) герб 2) флаг 3) гимн 4) столица 1) президент 2) министр 3) король 4) султан 1) территорию 2) границы 3) короля 4)столицу
9. Укажи, как называют всех людей Земли. 1) народ 2) общество 3) граждане 1) народ 2) общество 3) государство 1) семья 2) класс 3) соседи по дому 13. Какого главу государства переизбирают?
14. Какой страной управляет император? 1) США 2) Японией 3) Великобританией
16. Что не является символом государства? 1) Кремль 2) флаг 3) герб 1) около 60 2) около 100 3) около 160 Таня: «Государство создаёт систему образования». Виталий: «Государство создаёт армию». Юля: «Государство создаёт семьи граждан».
19. Ученики рассмотрели в учебнике таблицу, в которой были указаны страны и их главы, и сделали вывод: «Главой государства не может быть...». Закончи вывод, сделанный детьми. 1) президент 2) министр 3) король ТЕСТ «ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЯ»
2. Отметь, что является домом для человечества.
3. Обозначь связь между белкой и орехами, которые она ест.
4. Укажи, с чем связан человек.
5. Отметь, что является окружающей средой для кабана.
6. Восстанови цепочку, показывающую связь комаров и кошек. Ядохимикаты - растения - тараканы - ... - кошки.
7. Выбери животных, для которых окружающая среда - пруд.
8. Закончи предложение. Экология - это наука о взаимосвязях...
9. Выбери из предложенных примеров связь «живое - неживое».
11. Ученики обсуждали, что такое экологическое мышление.
12. Третьеклассники дали такие определения для понятия «заповедники»:
13. Какое из этих определений ты считаешь правильным? Выбери верное утверждение.
14. Допиши предложения.
1. Отметь название голубей, уничтоженных в Северной Америке.
2. Как назывались огромные морские животные, обитавшие у восточных берегов России, питавшиеся подводными растениями и истреблённые в XVIII веке?
3. Укажи, как называется природный музей под открытым небом.
4.Укажи примеры ответственного отношения к природе.
5.Закончи высказывание: «Участок земли, где природа находится под строгой охраной, называется ... .
6. Выбери неверное высказывание.
7. Укажи, как нельзя вести себя на природе.
8. Как называются участки земли, где вся природа находится под строгой охраной?
9. Укажи группу слов, в которой верно названа окружающая среда яблони.
10. Выбери действия человека, которые не являются природоохранными.
11. Какая ситуация отражает взаимосвязь между растениями и животными?
12. Таня сказала подруге, что, став взрослой, она хотела бы серьёзно изучать связи между живыми существами и окружающей их средой. На какой факультет университета надо поступать девочке?
13. Третьеклассники привели примеры связей между живой и не-живой природой. Кто из учеников привёл правильный пример?
ЭКОЛОГИЯ
В робу чёрную одет, Потому что роет ход Каждый день трудяга.
__________________________________________________________________________________________________________________ Животные:_______________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ Интересные вопросы по теме «Тела. Вещества, частицы»
1) Крахмал 2) Уксус 3) Лимонная кислота _________________________ _________________________
_______________________________________________________________________________________________________ 5. Прочитай. Отметь знаком названия веществ.
7. Нарисуй продукты, в которых встречаются данные кислоты. Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. УМК А. А. Плешаков “Школа России” (Слайд 1) Форма: интеллектуальная игра “Чистая доска” Цель: дать представление об обществе. (Слайд 2) Планируемые результаты: Учащиеся научатся определять мест человека в окружающем мире; Узнают, что такое общество, народ, государство; Научатся аргументированно отвечать на вопросы. Оборудование: карточки для индивидуальной работы, политическая карта мира, презентация. Ход урока I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания 1. Индивидуальные задания Кроссворд По горизонтали: 1.Наука, изучающая внутренний мир человека. 2. Способность человека представлять то, чего перед ним нет. 3.Здесь находится разум человека. По вертикали: 4.Способность человека накапливать информацию. 5. Способность чувствовать запахи, слышать звуки. 6.Разумное существо. Ответы: 1.Психология. 2. Воображение. 3. Мозг. 4. Память. 5. Восприятие. 6.Человек. 2. Диктант “Да, нет”
Послушайте утверждения. Если вы согласны с ними, пишите “да”, если не согласны, пишите “нет”.
Взаимопроверка
3. Фронтальный опрос Назовите ступеньки познания, дайте их характеристику. III. Самоопределение к деятельности. Определение темы урока Ребята, предлагаю вам принять участие в игре “Чистая доска”.Посмотрите на доску. Она заполнена разными вопросами, заданиями, ребусами. Ответы на них находятся в моём рассказе, в учебнике. Я, время от времени, буду спрашивать вас готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте ответ на него, то этот вопрос будет убираться с доски. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалось чистой. Название темы урока зашифровано. Назовите тему урока. (Общество). Карточка с ребусом снимается с доски. IV. Работа по теме урока Расскажите о месте человека в окружающем мире.(Слайд 4) Как вы понимаете, что такое общество? (Слайд5) Общество – совокупность людей, объединённых общими условиями жизни. Человек живёт среди людей, являясь одновременно частью природы и частью общества. Все люди планеты Земля составляют человечество. (Слайд 6) Семья – часть общества, которая объединяет самых близких друг другу людей.(Слайды 7,8) Работа по учебнику стр. 18. На какие вопросы, записанные на доске, вы можете дать ответ, прочитав эту часть текста? (Убираются карточки с вопросами) Что такое общество? Как сказать одним словом “все люди Земли”? Какую часть общества можно назвать семьёй? Народ – большая группа людей, имеющих свой язык, культуру, проживающих на определенной территории.(Слайд 9) Работа по учебнику стр. 19. Рассмотрите таблицу, расскажите о численности населения некоторых стран (Слайд 10). Чем отличаются представители разных народов? (Слайды 11,12,13). Сколько народов насчитывается на Земле? (карточка с вопросом снимается) Работа с политической картой мира.(Слайд14). Какие государства вы можете показать на карте? Назовите их столицы. Работа по учебнику. Прочитайте текс на стр.20, определите признаки, которые есть каждого государства. Проверка: Назовите, что имеет каждое государство? (Слайд 15). Перечислите символы государства.(Слайд 16). Подготовленный ученик рассказывает о государственных символах России.(Слайд 17) Герб России. На гербе России изображён золотой двуглавый орёл на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл: Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Гимн слушают стоя. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков Что общего между президентом и монархом, чем они отличаются?(Слайд 18). (карточка с вопросом убирается с доски) Работа в парах. С помощью таблицы (учебник, стр. 20 – 21) определить, кто является главой государства в разных странах Кто такой гражданин? (Слайд 19 , карточка с вопросом убирается с доски) В каком документе записаны права и обязанности граждан? V. Закрепление изученного материала. Рабочая тетрадь № 1.2, стр. 7 – 8. VI. Рефлексия. Составь пословицу из частей (Слайд 20). (Не тот человек, кто для себя живет, а тот, кто для народа счастье кует.) Как вы понимаете эту пословицу? Какими качествами характера должен обладать человек, живущий на Земле? (Слайд 21). (карточка с вопросом убирается) VII. Самопроверка. Проверьте, как вы усвоили материал. Скажите одним словом: Все люди Земли (человечество) Совокупность людей, объединённых общими условиями жизни (народ) Часть общества, объединяющая близких людей (семья) Большая группа людей, имеющих свой язык, культуру, проживающих на определённой территории (народ) (Слайд 22) VIII. Подведение итогов урока. Мы ответили на все вопросы. Игра “Чистая доска” закончилась. Всё ли вам было понятно? IX. Домашнее задание. Использованные материалы. 1. Л. П. Борзунова “Игры на уроках истории”, М. 2004 г. 2. Васильева Н.Ю. “Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”. 3 класс. М.:ВАКО,2013. |