"Краса ветвей зависит от корней"

Питер Брейгель Старший Питер Брейгель Младший Ян Брейгель Старший

Ян Брейгель Младший Давид Тенирс Младший

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ ("МУЖИЦКИЙ")

Портрет Брейгеля работы Доминика Лампсония

Питер Брейгель Старший (Pieter Brueghel) - великий художник прошлого из Нидерландов. Известен также как Брейгель "Мужицкий". Родился в 1525 (точная дата неизвестна) году, предположительно в городе Бреда (нидерландская провинция). Основными направлениями его живописи были пейзажи и жанровые сцены. Большое влияние на всё искусство Питера Брейгеля Старшего оказал Иероним Босх. Надо сказать, что в его семье было немало известных и просто хороших художников, как, например, Питер Брейгель Младший или Ян Брейгель Старший, но именно он, Питер Старший, явился самым известным, который своим творчеством внёс значимый вклад в мировое искусство.

Своё победоносное шествие на Олимп художников с мировым именем он начал, как график. Этому мастерству Питер обучался в Антверпене в мастерской у Питера Кука ван Альста, который был известным придворным художником того времени. После этого он был принят в антверпенскую гильдию художников и стал заниматься живописью на профессиональной основе. Искусство стало его работой. Тогда он впервые увидел картины Иеронима Босха, которые произвели на него неизгладимое впечатление. После этого он создал несколько вариантов на темы полотен художника и даже стал подражать ему в своей живописи, учиться технике Босха. Так, с этим связана довольно скандальная история, когда гравюра на тему Питера Брейгеля "Большие рыбы поедают малых" была продана с подписью Иеронима Босха за большие деньги.

Его картины - это правда и вымысел. Как и многие художники того времени, он был недоволен политикой, властью, законами, вседозволенностью церкви, но не мог честно говорить об этом, так как за правду могла последовать суровая кара. Еретиков, отступников без сожаления приговаривали к мученической смерти. Поэтому он, как и некоторые другие, предпочитал выражать своё несогласие, внутренний бунт через символизм. Зашифрованные послания в картинах понимали только те, кто знал, как читать эти образы. Может быть, поэтому при жизни его считали "немым". Он писал замечательные картины, но никогда не писал статьи, не переписывался с друзьями. Он не писал портреты своих жён, детей и самого себя и поэтому о нём практически ничего неизвестно. До нас дошли лишь его живописные произведения, да пара официальных документов. Без сомнения, он один из самых загадочных художников и личностей прошлого.

Питер Брейгель Старший умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Был захоронен в церкви Богородицы. В настоящее время Питер Брейгель старший является одним из самых известных художников прошлого. Его картины находятся во многих музеях мира, около трети из которых - в музее истории искусств в Вене. К сожалению, в Российских музеях его полотна отсутствуют.

Алхимик

Безумная Грета

Вавилонская башня

Вавилонская башня

Гордыня

Жатва

Игры детей

Избиение младенцев

Калеки

Крестьянская свадьба

Крестьянский танец

Малая Вавилонская башня

Мизантроп

На пути в Египет

Обращение Савла

Охотники на снегу

Падение ангелов

Падение Икара

Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц

Перепись в Вифлееме

Поклонение волхвов

Притча о слепых

Путь на Голгофу

Сенокос

Сорока на виселице

Страна лентяев

Сумрачный день

Триумф смерти

Фламандские пословицы

Чревоугодие

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ МЛАДШИЙ («АДСКИЙ»)

Питер Брейгель Младший. Портрет работы Антониса ван Дейка

Питер Брейгель Младший - один из самых известных фламандских художников. Достойный член семьи Брейгелей, великий художник, живописец. Родился в Брюсселе в 1964 или 65 году. Имеет прозвище "Адский". Является сыном самого известного Брейгеля в своём роду - Питера Брейгеля Старшего. Его братом был не менее известный художник Ян Брейгель Старший (Бархатный).

Его первые картины были копиями произведений отца. Отсюда он выработал основную манеру письма, которая присуща всем Брейгелям. Однако впоследствии он выработал свою стилистику. К тому времени его отца уже не был в живых (Питер Брейгель Старший умер, когда Младшему было всего 4 года), так что ему приходилось воспитывать в себе хорошего художника самостоятельно.

Своё прозвище - Питер Брейгель Адский - он получил благодаря своему увлечению на первых порах живописи Страшным Судом. В своих произведениях он изображал сцены страшного суда, демонов, ужасов адского пекла, колдуний, ведьм и т. д. Впоследствии он отошел от этих тем, но прозвище так и закрепилось за его именем. По мере становления Питера Адского в его живописи всё большее предпочтение отдаётся обыденным и даже повседневным сторонам жизни - праздники, свадьбы, драки, события из сельской жизни и т. д. На его живопись повлияло не только искусство отца, которое так и осталось главенствующим влиянием на всё его творчество, но и картины Иеронима Босха, чьё влияние также ясно просматривается за сюжетами и образами в его картинах. Стоит сказать, что одним из его учеников стал также прославленный художник Гонзалес Кокс.

Великий нидерландский, фламандский художник умер в 1637 (38) году в Антверпене.

Грабители с большой дороги

Деревенская свадьба

Драка картёжников

Драка крестьян

Зимний пейзаж с ловушкой для птиц

Извлечение камня глупости

Крестьянское подворье

Перепись в Вифлееме

Сбор урожая

Сборщики хвороста

Свадебное шествие

Свадебные подарки

Свадьба в амбаре

Сельский праздник

У таверны

Фламандская пословица

ЯН БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ («БАРХАТНЫЙ»)

Семья Яна Брейгеля, портрет работы Рубенса

Ян Брейгель Старший - великий нидерландский художник, живописец. Один из самых знаменитых художников нескольких поколений художников Брейгелей. Сын Питера Брейгеля Старшего и брат Питера Брейгеля Младшего. Одним из его сыновей также был великий живописец Ян Брейгель Младший. Яна Брейгеля Старшего также называли Бархатным и Цветочным за манеру его письма и цветочные мотивы в картинах, которые отличали его от живописи других членов знаменитой семьи.

Ян Брейгель Бархатный родился в Брюсселе в 1568 году. Его учителями были Питер Гуткинт и Гиллис ван Конниксло. И всё же большее влияние на его творчество оказало искусство его отца Питера. Его картины, несмотря на большое влияние стилистики, характерной для его отца и брата, фламандской живописи, есть нечто своё, что принадлежит только ему - Яну Цветочному. Так, самыми известными стали картины, на которых изображены великолепные пейзажи с маленькими людьми, что служат лишь для оживления красивейшей природы. Так же знаменитыми являются его натюрморты, в которых преобладает цветочная тематика и большая детализированность во всех деталях. Надо сказать, что цветы, что писал Ян Брейгель Старший, росли в королевской оранжерее, куда ему был открыт доступ. Большинство цветов были крайне редкими, необычными для тех мест, где он родился и жил. Брейгель Бархатный писал картины на мифологические темы и характерные для того времени аллегории. Был очень дружен с Питером Паулем Рубенсом, который считал Яна практически своим братом.

Ян Брейгель Старший умер в 1625 году от холеры. Вместе с ним жертвами эпидемии стали и трое его детей Элизабет, Мария и Питер.

Аллегория земли

Аллегория изобилия

Искушение Св. Антония

Лесной пейзаж с обращением Св. Евстахия

Натюрморт с цветами в стеклянной вазе

Натюрморт с цветами

Ной собирает животных для ковчега

Пейзаж с двумя мельницами

Пейзаж с крестьянами

Пир Ахелоя

Рай земной

Святое семейство

Скалистый пейзаж с отшельником Венделинусом

Флора и Зефир

Эдемский сад

Эскизы собак

Эскизы

ЯН БРЕЙГЕЛЬ МЛАДШИЙ

Ян Брейгель Младший - великий нидерландский художник. Представитель династии художников Брейгелей. Является внуком Питера Брейгеля Старшего и сыном Яна Брейгеля Старшего. Хоть и не является настолько известным живописцем, как Питер Брейгель Старший, но всё же занимает почётное и очень высокое место в истории мировой живописи. Его картины находятся в самых известных музеях мира и вдохновляют многих современных художников на творчество.

Ян Брейгель Младший родился в 1601 году - умер в 1678 году. В его работах всё те же аллегории, как бы продолжение творчества всей фамильной династии художников. Его учителем был его собственный отец, который в свою очередь учился у своего отца. От того, стилистика картин всех художников Брейгелей несколько схожи. Их отличает лишь собственный почерк каждого из живописцев. Можно пофилософствовать и сказать, что вся династия художников являлась одним непрерывным на протяжении четырёх поколений художником, который время от времени менял стиль подхода к изображению, но всегда оставался верным аллегории и мифологии.

Искусство Яна Брейгеля Младшего особо выразилось в больших полотнах, где он мог проявить всё своё мастерство. Его подход к живописи был очень скрупулёзен и точен. Искусствоведы отмечают прорисованность самых мелких деталей, что делает произведения невообразимо наполненными. После смерти отца он возглавил антверпенскую мастерскую, а позже стал деканом Гильдии Святого Луки.

Аллегория вкуса

Аллегория воздуха

Аллегория войны

Аллегория

В эдемском саду

Деревенский пейзаж

Диана и нимфы после охоты

Диана после охоты

Искушение Адама

Корзина с цветами

Крестьянское подворье

Морской берег с руинами замка

Пейзаж с путниками

Пожар в деревне

Речной пейзаж с птицами

Сельская дорога с мельницей

Тюльпаномания

Эскиз к свиному рынку

ДАВИД ТЕНИРС МЛАДШИЙ

Давид Тенирс Младший

Давид Тенирс Младший считается одним из самых известных художников фламандской школы. Родился в 1610 году в Антверпене. Его творчество очень разнообразно. Несмотря на то, что он придерживался одной техники, картины его отличаются разными жанрами. Так он писал и портреты, и пейзажи, и картины на религиозные темы, на мифологические, деревенские сцены и другие. Первые уроки живописи брал у своего отца, который тоже являлся художником - Тенирса Старшего. Так же, судя по косвенным свидетельствам, Тенирс Младший проходил обучение у Рубенса и Адриана Браувера.

В 1637 году Давид Тенирс Младший женился на дочери известного художника Яна Брейгеля Старшего, Анне Брейгель, опекуном которой был П. П. Рубенс. Таким образом, он вступил в семью, несколько поколений которой считались и считаются одними из самых значительных живописцев в истории искусства. Он получил их покровительство и тем самым поднял своё творчество на новый уровень.

Его картины вполне традиционны классической фламандской школы. Он писал жанровые сцены и пейзажи в которых доминировали коричневые и серые оттенки. С возрастом его подход к живописи несколько поменялся. Картины приобрели яркие цвета. Под влиянием творчества Рубенса, жанровые и религиозные сцены стали намного глубже, а формы изысканнее. Кроме того, в контексте изображения появилась доля юмора, которую можно трактовать как скрытый символизм. За свою жизнь он написал более двух тысяч полотен.

Давид Тенирс Младший умер 25 апреля 1690 в Брюсселе. В настоящее время его картины находятся практически во всех знаменитых музеях мира, в том числе и в Санкт-Петербургском Эрмитаже.

Аллегория Благоразумия (Аллегория Веры)

Аллегория милосердия

Безумная Грета

Встреча святых Антония Великого и Павла Отшельника

Деревенский праздник

Картежники

Картинная галерея эрцгерцога Леопольда

Кухня

Ночная гулянка

Пейзаж с пастухами и стадом

Сцена в таверне

Торопыга

Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в своей галерее в Брюсселе

Становление художника

Искусствоведы до сих пор спорят о месте и точной дате рождения Питера Брейгеля. Судя по всему, он родился между 1525 и 1530 годами недалеко от города Бреда в Северном Брабанте — провинции современных Нидерландов.

«Падение Икара», 1558 год

Ещё в детстве Питер попал в Антверпен, где находилась мастерская известного художника Питера Кука ван Альста, который одно время даже считался придворным художником Карла V. Тогда большинство художников, в том числе и учитель Брейгеля, относили себя к романистам. Однако Брейгель с самого начала шел своим путем, не поддаваясь моде. Об этом свидетельствует его ранняя работа «Падение Икара», в которой он вместо красивой романтической легенды показывает неуклюжее утопающее тело на абсолютно бытовом фоне. Вообще, главные герои картин Брейгеля — представители низов, обычные деревенские жители.


«Битва Масленицы и Поста», 1559 год

Путешествие и переезд

В 1550 году умер учитель Брейгеля, после чего, немного поработав в гравюрной мастерской, он решился на грандиозное путешествие по Европе. Брейгель объехал Францию, Швейцарию и Италию, осматривая древнеримские памятники и средиземноморские гавани.


«Морской бой в гавани Неаполя», 1562 год

После продолжительного путешествия Брейгель женился на дочери своего учителя и вместе с ней уехал в Брюссель, где и прошла наиболее продуктивная часть его жизни. В Брюсселе Брейгель пишет «Путь на Голгофу», «Падение мятежных ангелов», «Избиение младенцев» и ряд других известных картин.


«Путь на Голгофу», 1564 год



«Падение мятежных ангелов», 1562 год


«Избиение младенцев», 1566 год

Исследователи творчества Брейгеля отмечают, что тот никогда не брался за заказные портреты и никогда не изображал обнаженных людей. Единственный портрет, который, вероятнее всего, выполнил Брейгель, — это изображение бедной крестьянки с грубыми чертами лица.


«Голова крестьянки», 1563 год

Деревенский художник

Несмотря на богатый жизненный опыт Брейгеля, на то количество мест, которое ему удалось посетить, чуть ли не три четверти его картин посвящены деревенскому быту и природе. На его полотнах зачастую даже нельзя различить лиц отдельных персонажей, иногда они просто сливаются с окружающей их природой. Скорее всего, именно поэтому Питера Брейгеля-старшего позднее окрестили Питером «мужицким».


«Охотники на снегу», 1565 год



«Жатва», 1565 год



«Страна лентяев», 1567 год

Примерно в 40 лет Брейгель, живший в Брюсселе, увидел настоящее зверство: армия испанского герцога Альбы начала буквально вырезать всех еретиков в Нидерландах. Несколько тысяч нидерландцев были приговорены к смерти, остальные несколько лет жили в страхе, опасаясь очередной жестокой расправы от испанцев. Картины, написанные Брейгелем в это время, носят откровенно депрессивный характер.


«Притча о слепых», 1568 год



«Сорока на виселице», 1568 год

Умер художник 5 сентября 1569 года, его тело было похоронено в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель. В российские музеи произведения Брейгеля, к сожалению, не попали — более трети его картин хранится в венском Музее истории искусства.

Известный нидерландский художник Брейгель Питер (Старший), известный также как «крестьянский художник» или «мужицкий», за свою приверженность к изображениям сельских пейзажей и жанровых сцен, посвященных жизни простого народа. Дал миру еще двух художников сыновей: Питера Младшего «Адского» и Яна Старшего «Райского».

Биография мастера

Точное время, так же как и точное место рождения этого художника неизвестны. Исследователи его творчества называют период между 1525 и 1530-м годами, а местом рождения считают город Бреда или деревушку Брёгел близ Брабанта.

Он появился на свет в простой крестьянской семье и свое прозвище получил, как тогда и было принято, от названия поселка, но его сыновья получили его уже как полноценную фамилию.

Каким образом и при каких обстоятельствах он попал в Антверпен неизвестно, но достоверно известно, что он учился живописи в мастерской у Питера Кука ван Альста, известного живописца того времени, который пользовался расположением самого короля и писал для королевской галереи.

В 1551 году появилась первая запись, упоминающая о вступлении Питера Брейгеля в гильдию живописцев имени Святого Луки. В это же время он поступил на работу к граверу и живописцу Иерониму Коку, занимавшемуся печатанием и распространением гравюр.

Через год молодой живописец отправился в Италию, поскольку, только посетив эту страну и прослушав курс лекций у итальянских художников можно было считаться полноценным мастером. Там он должен был создать серию гравюр, посвященных итальянским пейзажам и античным памятникам.

Но на юного живописца красоты Италии не произвели особого впечатления, он практически не встречался с художниками, кроме Джулио Кловио, известного миниатюриста, поразившего Питера своими работами, и уже через год вернулся в Нидерланды.

Вскоре после возвращения (1555-1558) он предлагает широкой публике свое первое большое полотно «Падение Икара». Картина изображает гибнущего молодого Икара в пучине морской, ее можно рассматривать как предупреждение о ом, что человек не может совершить то, что доступно лишь Богу.


На картине Брейгеля стоят и смотрят на падение героя пастух, рыбак и крестьянин. Но они не восхищаются смелостью и удалью мифологического персонажа, они полностью поглощены своими делами.

В творчестве и молодого, и более зрелого Брейгеля будет постоянно прослеживаться вопрос: люди – слепы и глухи к чужим страданиям или они полностью подчинены воле Бога и не могут мыслить и действовать самостоятельно? Это время Питер продолжает работать в граверной мастерской «Четыре ветра», где по его эскизам были создано много известных доныне гравюр. Но хозяин мастерской не гнушался мошенничества, он подделывал подписи знаменитых художников под своими произведениями. Так, например, под гравюрой, выполненной по рисунку Брейгеля «Большие рыбы поедают малых», был поставлен автограф самого Иеронима Босха.


Здесь же в 1557 году мастер создает свою знаменитую подборку гравюр «Семь смертных грехов», изображающих проявления этих людских пороков в безобразном и отталкивающем виде.

В 1563 году Питер сочетается браком по самой страстной любви с дочерью своего учителя ван Альста — Марии или Майкен, как ее называли, и с молодой женой они переселяются в Брюссель.

Здесь в 1565 году Питер нарисовал серию картин для календаря, посвященных разным месяцам года. От этой серии до наших дней сохранилось только пять полотен, на которых запечатлены пейзажи, посвященные разным временам года.

Питер Брейгель был уже состоявшимся художником, когда в Нидерланды вошла армия под управлением герцога Альбы, и на его Родине воцарился террор и страх перед властью и жестокими иноземцами. Альба за время своего правления приговорил к позорной казни через повешение более сорока тысяч еретиков. Все приговоры суда строились на слухах и доносах.

В это время Брейгелем пишется картина «Сорока на виселице», в которой он прямо указывает на свое желание уничтожить всех болтливых «сорок», которые своими словами привели людей к смерти.

Умер живописец, не дожив до старости, в 1569 году там же, где и жил, в Брюсселе, там он и похоронен в церкви Нотр Дам де ла Шапель.

Более трети сохранившихся полотен Питера Брейгеля Старшего находятся в музеях Вены. В нашей стране полотен этого художника нет.

Этапы творчества

Практически все дошедшие до наших дней картины Брейгеля изображают представителей крестьянства. Лица крестьян скрыты, художник не работал как портретист, но жанровые цены прописаны до мельчайших подробностей.

Кроме этого в своих произведениях художник обращался и к античным сюжетам, и к христианской тематике.

Известное во всем мире полотно «Поклонение волхвов» вызывала и вызывает множество толков и споров. Она посвящена Рождению Иисуса Христа, но по общему впечатлению оно навевает скорее тягостные мысли о том, что если в стране война, то рождение младенца не приносит никому радости.

В центре полотна Дева Мария, ее лицо почти скрыто от зрителей капюшоном плаща, но вся фигура скорее скорбная, чем радостная. Лица волхвов напоминают жестокие маски, а люди, столпившиеся вокруг Мадонны, смотрят на нее жестокими или равнодушными глазами. Солдаты с острыми пиками, устремленными в небо, словно напоминают о той войне, что в 16 веке раздирала Родину мастера.

НА произведения Брейгеля нельзя просто смотреть или любоваться ими, они требуют глубокого осмысления и напряженной работы мысли, они, написанные пять столетий назад, актуальны и в наше неспокойное время.


Из пяти сохранившихся и дошедших до наших дней картин, изображающих времена года и тяжелый труд крестьян, самой яркой является «Жатва».

Золотое пшеничное поле, уходящее вдаль, снопы, как результат труда, на переднем плане крестьяне, усердно выполняющие свою работу. Со всем присущим только ему мастерством художник изображает повседневную жизнь крестьян, которая известна ему с детства. Он явно симпатизирует своим героям. При этом художник дает зрителям понять, что только при полном порядке вещей, установленных Высшей властью, то есть Богом, можно добиться полного равновесия между природой и людьми.


Это полотно так же относится к серии «Месяцы» и изображает какой-то из зимних месяцев. Это белая сияющая равнина под зеленовато- серым небом, природа отдыхает от трудов праведных, люди заняты своими исконными занятиями. В картинах Брегеля они являются гармоничной частью природы и повсюду видны плоды их трудов. На заднем плане трактир, высокая колокольня, запруда и повсюду людские фигуры.

Именно в Нидерландах люди умели жить и работать в полной гармонии с природой, не насилуя и не вредя ей. И Брегель, как настоящий сын своей страны и с детства приученный к крестьянскому труду, умел отразить в своих полотнах мирный труд крестьян и чудесные пейзажи.


Сюжет картины посвящен народному празднику – проводам зимы. Битва, разыгрываемая между Постом и Масленицей, обычно представлялась комедиантами во время праздников. Здесь же шуты спускаются с подмостков к публике и их яркие карнавальные костюмы контрастируют с будничными костюмами спешащих по своим делам прохожих. Художник на своем полотне умудрился показать картину жизни во всем ее многообразии: кто-то пляшет и поет, кто-то затеял уборку перед праздником, кто-то играет в кости, а где-то траурная процессия отправляется на погост.

И название, и сюжет картины многозначительно указывают на то, что в жизни так часто рядом идут радость и горе, смех и плач, Великий пост и развеселая Масленица.

В самом центре полотна двое путников в черной одежде пилигримов идут вслед за карликом, который зажжённым факелом указывает им дорогу. Не напоминание ли это об античных философах — стоиках, которые искали человека с фонарем среди белого дня?

Несение креста


Картина, написанная в 1564 году, посвящена самому известному библейскому сюжету – пути Иисуса на Голгофу. Но, нарушая все христианские каноны, художник в центре изображает не Иисуса, а Деву Марию, Святого Иоанна и плачущую Магдалину. И только присмотревшись можно увидеть в толпе серо-коричневых людей падающего под тяжестью своей ноши Мессию.

Толпу горожан окружают стражники в красных, как капельки крови на дороге, мундирах и с острыми пиками. Время, в которое писалась картина, было очень сложным для страны. Именно в это время обострилась борьба между католиками и гугенотами, было разрушено много храмов и уничтожены бесценные произведения искусства.

Исследователи творчества Брейгеля считают, что мастер специально изобразил Иисуса в толпе вместе со слепыми людьми, не умеющего разглядеть своего Бога, он хочет нести свой крест, как и любой человек при жизни несет свою ношу.


Картина создана в 1567 году, уже после введения в Нидерланды войск герцога Альбы и уничтожения инакомыслящих и непокорных.

На картине мы видим небольшой отряд людей, освещенных закатным солнцем и их командир, упавший с коня и обративший свое лицо к небу. Его черты невольно напоминают лицо жестоко воителя – герцога Альбу.

Возможно, в груди у художника тщетно тлела надежда на обращение завоевателей и прощение мятежным Нидерландам. Но надежда оказалась напрасной.

Вслед за этим полотном была написана картина «Избиение младенцев в Вифлееме», которая опять-таки через библейский сюжет показывала страшную современность и неумолимость завоевателей. И вновь в черты центрального лица на полотне он вкладывает черты своего врага – герцога Альбы.


Две картины «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец» были написаны в 1566-1567 гг, самое страшное и тяжелое для страны время, когда повсюду царило горе. Эти два жизнерадостных и жизнеутверждающих полотна резонируют с окружающей действительностью.


В центре полотна невеста — пышущая здоровьем красавица. Но, что очень символично, нет изображения жениха, это также вызвало множество споров среди исследователей. Многие считают, что невеста олицетворяет Церковь, ожидающую своего нареченного жениха – Иисуса Христа и его возвращения на землю и Страшного суда.

Тщательно выписаны все гости. Дело в том, что указом испанского короля было запрещено приглашаться крестьянам более двадцати человек на торжественные мероприятия. Но обычно на такие мероприятия собиралась вся деревня, хотя и тайно. НА большом полотне мы может подробно изучить выражение лиц и чувств у каждого приглашённого, а большинство людей толпится в дверях, только мечтая попасть за столы.

Во второй же картине изображено свободное веселье крестьян, отдающихся без долгих мыслей, веселому танцу под незамысловатую музыку деревенских музыкантов. От картины веет настоящей свободой и искренним весельем. Простодушные поселяне не задумываются о горьких временах, в тот момент они только радуются жизни.


Картина написана в 1568 году и поражает своим натурализмом. Из глубины полотна, прямо на зрителя идет вереница безобразных калек, лишенных и глаз и зрячего поводыря. Они, не зная сами, идут к своему несчастью, поскольку перед ними простирается овраг. Вот первый из слепцов уже падает, а за ним неизбежно упадут все. Страшны их лица, безобразные и гримасничающие, страшны и тела, безжизненные и угловатые.

Как истинный христианин, Брейгель обращается к библейской притче: «может ли слепец указать истинный путь к свету другому слепцу? Не упадут ли они оба в яму?»

Конечно, Господь не говорил о физическом недостатке, он проповедовал о слепых духом, не способных увидеть свет истинной веры. Наверное, поэтому в глубине картины изображена церковь, но путь к ней заказан тем, кто не знает, куда идти и где найти спасение и утешение.


Это сравнительно небольшое полотно, в котором художник сумел изобразить более ста (некоторые исследователи считают, что до двухсот) народных пословиц.

Что интересно, но некоторые пословицы и без разъяснений понятны и нам: кто-то ведет за нос своего соседа, кто-то старается уместиться между двух стульев, некто бьется о стену головой, а кто-то завис над землей.

Другие чисто нидерландские пословицы и без разъяснений понятны. Например, «и у крыши есть щели» созвучна с русской «у стен есть уши», а «бросать деньги в воду» синонимична русской «бросать деньги на ветер».

Но все пословицы объединены одной общей темой: бесполезных, бесцельных и даже вредных занятий. Кто-то кроет крышу дома печеными блинами, кто-то стреляет из лука в воздух, а кто-то пытается стричь свинью.

Символичные две центральные фигуры полотна: юноша, что вертит на пальце земной шар, который считает, что в мире все свершается по его велению. И старик, согнувшийся в три погибели, пытающийся влезть внутрь подобия земного шара. Этими символами художник пытается сказать, что мир сошел с ума, что все перевернулось вверх дном.

К сожалению, до наших дней дошло не более трети произведений, созданных великолепным и глубоким нидерландским художником Питером Брейгель (Старшим), но даже те, что дошли до наших дней заставляют о многом задумать и по –новому взглянуть на смысл жизни и место человека на земле.

Питер Брейгель Старший - один из крупнейших представителей Фламандского Возрождения. Наиболее известны его картины и гравюры пейзажной и жанровой тематики. В раннем возрасте Брейгеля отдали в учение к художнику Питеру Крокке ван Альсту. Уже в 1551 году, когда ему было 26 лет, его приняли в гильдию живописцев в Антверпене.
Брейгель получил прозвище "Мужицкий", так как часто носил крестьянскую одежду и был завсегдатаем на крестьянских гуляниях и свадьбах. Он пытался стать ближе к местным жителям и проникнуться их образом жизни, чтобы использовать этот опыт для создания своих произведений. Двое его сыновей также стали знаменитыми художниками - Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший. Считается, однако, что Брейгель не являлся их учителем, так как он умер, когда дети были еще совсем маленькими.
Брейгеля можно назвать основоположником жанровой живописи Нидерландов. Его произведения являются своеобразной энциклопедией социальных аспектов жизни общества 16 века. Большинство его картин представляют собой крупные и детальные изображения окружающей местности и жизни крестьян, развернувшейся на ее фоне. Многие из его работ демонстрируют влияние голландского художника Иеронима Босха. В произведениях Брейгеля впервые появляется социальная критика. Некоторые исследователи предполагают, что перед смертью художник попросил сжечь наиболее провокационные из работ, чтобы обезопасить родственников от возможного политического преследования.

Пи́тер Бре́йгель Ста́рший (нидерл. Pieter Bruegel de Oude [ˈpitər ˈbrøːɣəl]; ок. 1525 - 9 сентября 1569, Брюссель), известный также под прозвищем «Мужицкий» - нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»).

Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.

Первоначально фамилия художника писалась Brueghel (это написание сохранилось у фамилий его детей), однако с 1559 года он начал подписывать свои картины Bruegel.

Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V.

В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году. В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха , которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.

В 1552-1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио .

В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).

В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха .

В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.

В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.

Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал. Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Это картина «Голова крестьянки» 1564 года. Наверняка художник не имел недостатка в просьбах написать портреты своих современников, но судя по всему, Брейгель подобных заказов не принимал. Также в этот период пишется картина - «Поклонение волхвов».

В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же, как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта. «Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» и «Сенокос» - одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие - «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна». Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок. 1525–1569), также Питер Брейгель Старший, последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах. Биография Питера Брейгеля, написанная в 1604 голландским художником и историком-биографом Карелом ван Мандером, является главным источником сведений о мастере. Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св. Луки в Антверпене в1551; это дает возможность предположить, что он родился приблизительно между 1525 и 1530. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. Считается, что Брейгель был учеником Питера Кука ван Альста, а позже сотрудничал с издателем Иеронимусом Коком, который гравировал многие рисунки Брейгеля. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. Здесь он женился и достиг процветания, пользуясь признанием современников и получая более чем достаточное количество заказов от влиятельных покровителей. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564–1638) и Ян Брейгель (1568–1625), стали известными художниками.

Самые ранние произведения Брейгеля – пейзажные рисунки, в некоторых из которых зафиксированы тонкие наблюдения над природой, в других отрабатываются и изучаются приемы пейзажной живописи венецианцев и других северных мастеров более старшего поколения, таких, как Иоахим Патинир (ок. 1485–1524) и Херри Мет де Блес (ок. 1480–1550). Именно это сочетание прямого, непосредственного наблюдения с условными формулами и создает эффект неизъяснимой притягательности картин Брейгеля. Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма. Одно из самых ранних его полотен – Падение Икара (ок. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). В этой картине на холме, возвышающемся над усеянной кораблями бухтой, пахарь, пастух и рыбак занимаются своей повседневной работой. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Брейгель трактует зрелище его смерти как незначительную деталь в ничем не нарушаемом ритме вселенной.

Одной из главных тем в творчестве Брейгеля является изображение человеческой слабости и глупости – наследие позднесредневекового мышления. На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины. Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. В картинах Битва поста и масленицы (ок. 1559), Детские игры (ок. 1560, обе – Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок. 1560) изображена толпа на деревенской площади. Хотя названия картин Брейгеля точны в своей описательности, каждая из них, по-видимому, является также ироническим комментарием к бесцельности человеческой деятельности.

Брейгель обогатил образы глупости, воскресив чудовищные и фантастические создания Иеронимуса Босха (ок. 1450–1516). Эти создания появляются в сериях гравюр Кока по рисункам Брейгеля Семь смертных грехов и Семь добродетелей (1558). Босховский дух вновь появляется в таких поздних картинах Брейгеля, как Падение ангелов (1562, Брюссель Королевский музей изящных искусств) и Безумная Грета (1562, Антверпен, музей Майер ван ден Берг).

Во многих картинах мастера персонажи, изображенные со всеми подробностями и красочно одетые, имеют лишенные индивидуальности лица, напоминающие маски. Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность. Его занимал обычный, средний человек из средневековых пьес-мистерий, и именно такое анонимное человечество населяет космическую среду выдающихся религиозных картин художника. В Триумфе смерти (ок. 1562, Прадо) звучание популярной в то время темы плясок смерти усиливается благодаря пейзажу, внушающему одновременно благоговение и мрачный ужас, в котором армия скелетов уничтожает все живое. В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами. В середине процессии находится ничем не выделяющаяся фигура Христа, упавшего под тяжестью креста и почти потерявшегося в безразличной толпе.

Брейгель хотел, чтобы его зритель увидел Евангельскую историю в свете современной жизни Фландрии. В двух картинах – Избиение младенцев (ок. 1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в.

Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые Времена года , или Месяцы (1565), изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. Лишь немногие художники обладали умением столь чутко улавливать настроение того или иного времени года и выражать внутреннюю связь человека с ритмом природы. В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. В композиции картины использован типичный для живописи Брейгеля прием – высокий передний план, с которого открывается вид на простирающуюся внизу равнину. Диагонали линий деревьев, крыш и холмов направляют взгляд зрителя строго внутрь пространства картины, туда, где люди работают и развлекаются. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. Деревья и фигуры изображены как застывшие силуэты на фоне серого зимнего пейзажа, а пики островерхих крыш вторят зубцам гор вдали. На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле; находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы.

Ван Мандер характеризует Брейгеля как крестьянского художника; однако эта оценка упускает из виду несомненную сложность творчества мастера и скорее исходит от сюжетов его пользующихся заслуженной известностью картин, изображающих грубоватую повседневную жизнь жителей фламандской деревни.

Как в начале, так и в конце своего жизненного пути Брейгель размышляет о прирожденной глупости человека. На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь, идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Брейгель многолик: он был одновременно средневековым моралистом и пейзажистом в современном смысле слова; был истинно северным художником, и вместе с тем его живопись отмечена итальянским влиянием. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. Величие Брейгеля заключается в утверждении неразрывной связи между человеком и природой, а также в глубоко человечном видении христианской истории как живой реальности.