Новая отрасль социальной психологии – гендерная, рассматривает взаимодействие полов, их сходство, определенное поведение в обществе, некоторые другие вопросы. Анатомические различия между людьми не играют здесь никакой роли. Это направление помогает лучше понять психологию мужчины и женщин и складывающиеся взаимоотношения между ними.

Что значит гендер?

Термин произошел от англ. gender – «пол», «род». Он был введен в использование в 1950-е годы американским сексологом Джоном Мани. Понятие гендер в психологии характеризует социальные представления о женщинах и мужчинах, совокупность качеств, которые человек проявляет, находясь в социуме. Можно иметь мужской и женский гендер, но это не предел. Например, в Таиланде разделяют пять гендерных типов: гетеросексуалы, гомосексуалы, третий пол «катой» и два вида гомосексуальных женщин, отличающихся феминностью и маскулинностью. Гендер и биологический пол могут не совпадать.

Пол и гендер

Эти два понятия характеризуют разделение всех людей на две группы: мужскую и женскую. В буквальном переводе термины равны и иногда употребляются как синонимы. Однако изначально эти понятия противопоставлены друг другу. Различия между полом и гендером в следующем: первый относится к биологическому, а второй – к социальному разделению людей. Если половая принадлежность человека определена еще до его рождения по анатомическим признакам и никак не зависит от окружения и культуры, то gender – социальный пол – связан с целой системой представлений о поведении в социуме.

Гендерная идентичность

В результате коммуникаций с другими людьми и воспитания человек осознает свою принадлежность к той или иной группе. Тогда можно говорить о гендерной идентичности. Уже к двум-трем годам ребенок осознает, девочка он или мальчик, начинает вести себя соответственно, одеваться в «правильную» по его меркам одежду и так далее. Приходит осознание, что гендерная принадлежность постоянна и не может измениться со временем. Гендерный пол – это всегда выбор, правильный или неправильный.

Гендер – осознанное значение пола и последующее освоение тех моделей поведения, которые от человека ожидают в социуме. Именно это понятие, а не половая принадлежность обусловливает психологические особенности, способности, качества, виды деятельности. Все эти аспекты регулируются через правовые и этические нормы, традиции, обычаи, систему воспитания.

Гендерное развитие

В гендерной психологии выделяют два направления: психология пола и развития личности. Этот аспект обуславливается половой принадлежностью индивида. В развитии личности человека принимают прямое участие его ближайшее окружение (родители, родственники, воспитатели, друзья). Ребенок примеряет на себе гендерные роли, учится быть женственней или мужественней, на примере взрослых узнает, как общаться с людьми противоположного пола. В человеке в разной степени могут проявляться черты обоих полов.

Гендер в психологии – измерение фундаментальное, характеризующее социальные отношения. Но наравне с устойчивыми элементами в нем есть и изменчивые. Для разных поколений, социальных слоев, религиозных, этнических и культурных групп представление о роли мужчины и женщины могут различаться. Существующие в сообществе формальные и неформальные правила и нормы меняются со временем.

Психология гендерных отношений в семье

Гендерная психология уделяет большое внимание изучению взаимоотношений между гендерными группами и разнополыми субъектами. Она рассматривает такую важную сторону жизни, как институт брака и семьи. Психология гендерных отношений в семье выделяет модели поведения:

  1. Партнерская, при которой все обязанности в семье не имеют строгого разделения, супруги делят их поровну, решения принимают тоже вместе.
  2. Доминантно-зависимая, при которой один из супругов играет доминирующую роль, принимает решения в бытовых вопросах. Чаще всего эта роль достается жене.

Гендерные проблемы

Различия в поведении разнополых людей могут стать причиной противоречий, как внутриличностных, так межличностных и межгрупповых. Гендерные стереотипы – устоявшаяся модель поведения, искажающая мнение о представителях обоих полов. Они загоняют людей в узкие рамки правил и навязывают определенную модель поведения, создают почву для дискриминации и тесно с ней связаны. Это прождает определенные проблемы, к которым относят гендерные:

  • неравенство (различные возможности в обществе для различных групп);
  • гендерно-ролевой стресс (трудности при поддержании предписанной роли);
  • стереотипы;
  • дискриминацию.

Гендерные конфликты

Люди по-разному воспринимают гендерные ценности и роли. При столкновении личных интересов с принятыми нормами возникает серьезное разногласие. Человек не желает или не может соответствовать тем установкам, которые диктует ему социум и гендерное поведение. В общем смысле гендерные конфликты психология рассматривает как социальные. В их основе лежит борьба за собственные интересы. С точки зрения более узких межличностных отношений конфликты – это столкновения между людьми. Самые распространенные из них происходят в семье и профессиональной сфере.


Гендерная дискриминация

Одна из самых острых проблем гендерных отношений – , известная как сексизм. В таком случае одному полу по сравнению с другим отдается предпочтение. Возникает гендерное неравенство. Дискриминации в трудовых, правовых, семейных и прочих сферах могут подвергаться представители обоих полов, хотя чаще всего говорят об ущемлении женщин в правах. Попытка добиться равенства с «сильным полом» породило такое понятие, как феминизм.

Данная форма сексизма бывает открытой, но чаще всего она завуалирована, так как явное его проявление чревато последствиями и в политической, и в общественной сфере. Латентной формой могут стать:

  • пренебрежение;
  • унижение;
  • предвзятость;
  • различные негативные проявления относительно людей противоположного пола.

Гендерное насилие

Гендерное неравенство и дискриминация становятся основой конфликта, когда человек оказывает насильственные действия в отношении представителя противоположного пола. Гендерное насилие – это попытка продемонстрировать свое половое превосходство. Признают четыре вида такого насилия: физическое, психологическое, сексуальное и экономическое. Один – гендерный узурпатор – пытается захватить власть насильственным путем. Чаще всего в роли деспота выступает мужчина, поскольку в современном обществе не провозглашается доминирование женщин.

Гендерная психология – молодая область научного знания. Психологические исследования в данной области акцентируются на изучении личностных характеристик обоих полов. Главные достижения этой науки – изучение тактики поведения и стратегии в преодолении . Так, например, женщина может и должна быть успешна в бизнесе, а мужчина – на семейном поприще. Не анатомические особенности, а соблюдение предписанных гендерных ролей и успешное преодоление возникающих проблем и конфликтов позволяют называться мужчиной или женщиной.

Гендерные отношения - это различные формы взаимосвязи людей, как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности.. - это многоуровневые отношения, существующие на макро-, мезо- и микроуровнях социальной реальности, а также на внутриличностном уровне.

гендерные отношения - это:

1. социально организованные отношения на уровне общества, между государством и гендерными группами;

2. отношения между различными гендерными группами;

3. отношения между субъектами разного пола;

4. отношение личности к самой себе как представителю определенного пола.

гендерные отношения - одна из разновидностей социально-психологических отношений.

В многочисленных определениях «гендер» подчеркиваются следующие моменты.

Во-первых, гендерные характеристики социально обусловлены, они конструируются посредством социальных практик. термин «гендер» должен применяться тогда, когда речь идет о социально созданном делении общества на тех, кто относится к мужчинам, и тех, кто относится к женщинам.

Во-вторых, в основе конструирования гендера лежат властные отношения, явления сегрегации и иерархии. Социально сконструированным иерархии и сегрегации приписывается статус естественных, а протест против них воспринимается как агрессия и нарушение порядка вещей.

В-третьих, гендерная составляющая формируется и утверждается в ситуациях социального взаимодействия. Джудит Лорбер рассматривает «гендерный статус индивида как часть общественной структуры предписанных отношений между полами, особенно структуры господства и подчинения»

Современные интерпретации гендерных отношений

Сегодня можно выделить три основные теории гендера:

1. Теория социального конструирования гендера.

3. Гендер как культурная метафора.

1 - источ¬ники данной теории. Прежде всего кон¬цепция П. Бергера и Т. Лукмана, которые утверждают, что социальная реальность является объективной и субъективной одновременно. С одной стороны, она объективна, потому что независима от индивида, с другой - субъективна, потому что постоянно изменяется индивидом. Следующий источник - теория половых ролей Т. Парсонса и Р. Бейлса

Итак, гендер понимается как организованная модель со¬циальных отношений между мужчинами и женщинами, кон¬струируемая основными институтами общества. Этот подход основан на двух постулатах:

1. Гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, сред¬ствами массовой информации.

2. Гендер строится и самими индивидами - на уровне их сознания (т. е. гендерной идентификации), принятия задан¬ных обществом норм и подстраивания под них (в одежде, вне¬шности, манере поведения и т. д.).

"Делать гендер" означает создавать такие различия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, кото¬рые не являются естественными, сущностными или биологи¬ческими.

Гендер это система межличностного взаимодей¬ствия, посредством которого создается, утверждает¬ся, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как базовых категориях социаль¬ного порядка.

Социальные конструктивисты сформулировали основное свое утверждение - пол не дается от рождения, а приобре¬тается в процессе социальных взаимодействий.

В этой теории гендер выступает как сеть, как структура и как процесс. Гендер есть иерархизирующий фактор социальных отношений. Помимо гендера такими категориями выступают класс, раса, возраст. Таким образом, уместно рассуждать не просто о стратификационной системе общества, но и о гендерно-стратифицированной, где наряду с традиционными факторами расслоения общества можно обозначить сочетания типа гендер-класс, гендер-раса и т. д. Центральное место отводится категории власти. Именно через категорию власти и доминирования определяются гендерные роли.

3 - Пол (гендер) как культурная метафора

Помимо биологического и социального аспектов в анализе проблемы пола феминистки обнаружили третий символический, или собственно культурный аспект. Мужское и женское существуют как элементы культурно-символических рядов:

Мужское - рациональное - духовное божественное - ... - культурное

Женское - чувственное - телесное - греховное... природное

все, определяемое как "мужское" или отождествляемое с ним, считается позитивным, значимым и доминирующим, а определяемое как "женское" - негативным, вторичным.

Оппозиция мужского и женского утрачивает биологические черты, а акцент переносится с критики в адрес мужчин на раскрытие внутренних механизмов формирования западной культуры. Пол становится культурной метафорой.

Оказывается, что метафора пола выполняет роль культурно-формирующего фактора. Иными словами, гендерная асимметрия является одним из основных факторов формирования традиционной западной культуры, понимаемой как система производства знания о мире.

Гендерные отношения – это различные формы взаимосвязи людей как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности. Гендерные отношения встроены в широкий социальный контекст и проявляются на разных уровнях социума, то есть это многоуровневые отношения, существующие на макро-, мезо- и микроуровнях социальной реальности, а также на внутриличностном уровне. Другими словами гендерные отношения это:

  • социально организованные отношения на уровне общества, между государством и гендерными группами;
  • отношения между различными гендерными группами;
  • отношения между субъектами разного пола;
  • отношение личности к самой себе как представителю определенной гендерной группы.

Основой для формирования гендерных отношений, характерных для всех уровней, является: поляризация, дифференциация позиций мужчин и женщин как двух гендерных групп, феномены неравенства, доминирования, власти, подчинения.
Все многообразие содержательных характеристик межполовых отношений можно свести к двум альтернативным моделям: партнерской и доминантно-зависимой.

Первая модель - партнерские отношения – это отношения двух равноправный субъектов, каждый из которых обладает собственной ценностью. В таких отношениях важнее всего согласование позиций и устремлений между партнерами.

На противоположном полюсе стоит доминантно-зависимая модель отношений, которая не предполагает равноправия позиций: тут одна сторона занимает доминантную позицию, а другая зависимую.

Для измерения стратифицированного гендерного пространства обычно используются следующие критерии:

  • позиция в иерархии доходов, и как следствие – способы и формы потребления доступных материальных и социальных благ (образ и стиль жизни);
  • власть (иерархия отношений политического и экономического влияния индивидов и групп друг на друга).

Гендерные отношения на макросоциальном уровне

На макросоциальном уровне гендерные отношения анализируются в системах: «общество (государство) – группа мужчин или женщин»; « общество (государство) – личность мужчины или женщины».

Гендерная ролевая идеология – суждения о том, какими должны быть гендерные роли в данной культуре или обществе. Другими словами, гендерную идеологию можно определить как согласованную систему взглядов и представлений о социальном статусе и содержании ролей мужчин и женщин, которую они должны исполнять как члены общества.

Гендерная идеология – механизм социальной организации и поддержания установленных моделей отношений между полами.

Анализ содержания социальной политики, направленной на гендерные группы, позволяет прояснить суть гендерной идеологии, определить ее тип – патриархальный или эгалитарный.

Гендерная идеология традиционного типа по своему смысловому содержанию соотносится с понятием «патриархатная идеология». Разделение труда между мужчинами и женщинами тут строится на принципе взаимного дополнения, но не на принципе равноценных ролей.
Мужчине отведена роль субъекта государственной, профессиоанальной и общественной деятельности главы и кормильца семьи, связующего звена между семьей и обществом в целом. Его прерогативой является внешний мир. Культура, творчество, господство.
«Естественное» предназначение женщины в этом обществе – сфера материнства, воспитания детей и домашнего хозяйства. Иерархия мужской и женской роли фиксируется совершенно четко: он – субъект властных отношений, она – объект его власти.

Эгалитарная государственная политика – это политика, в основу которой положен принцип создания равных условий для развития личности независимо от ее половой принадлежности во всех социальных сферах.

В современной социологической литературе для характеристики гендерных отношений используется понятие «гендерный контракт». Это негласный, нормативный договор, навязанный государством всем мужчинам и женщинам как членам общества, по которому они обязаны выполнять социальные функции, соответствующие нуждам государства в конкретный исторический период. Основным контрактом для женщин в советском обществе был контракт работающей матери, а для мужчин «труженик – воин – защитник».

Гендерные представления , заданные в виде образа «настоящего мужчины» или «настоящей женщины», касаются половой дифференциации социального поведения и участия в общественной жизни. Такие гендерные представления существуют как на высших уровнях культуры, в рамках религиозных или философских систем, так и в обыденном повседневном сознании.
Гендерные представления, в отличие от других видов социальных представлений, помогают индивиду осознать содержание гендерных ролей, определить свою позицию по отношению к системе нормативных предписаний о должном поведении мужчин и женщин в социуме, выработать свой стиль поведения в межполовом взаимодействии, конкретизировать ориентиры жизненного пути на основе принятого способа исполнения гендерной роли.

Гендерные отношения в межгрупповом взаимодействии

Гендерные отношения в межгрупповом взаимодействии имеют свои особенности. При изучении этого уровня гендерных отношений зарубежные и отечественные авторы (Tajfel , 1981, 1982; Turner , 1985, Агеев, 1983, 1985, 1986, 1990) установили, что для межгруппового восприятия, объектом и субъектом котрого являються социальные группы, характерны следующие черты:

  1. объединение частных представлений в нечто целое, качественно отличающееся от составляющих его элементов (то есть целостность и стремление к унификации межгруппового восприятия);
  2. схематизация и упрощение диапазона аспектов восприятия другой группы;
  3. формирование недостаточно гибких межгрупповых представлений, обладающей устойчивостью.

На уровне межгруппового взаимодействия общностей , однородных по половому признаку, анализ гендерных отношений осуществляется в системе «группа – группа». Здесь детерминирующими социально – психологическими факторами межполовых отношений являются гендерные стереотипы как разновидность социальных стереотипов.

Многочисленные исследования межгруппового восприятия и взаимодействия выявляют такие особенности этих процессов, как внутригрупповой фаворитизм и межгрупповую дискриминацию. «Внутригрупповой фаворитизм – стремление каким – либо образом благоприятствовать членам собственной группы» (Психология. Словарь,1990).

"Межгрупповая дискриминация" – установление различий между собственной и другой группами. Наиболее распространенным результатом межгрупповой дискриминации является тенденция к установлению позитивно оцениваемых различий в пользу своей группы» (Психология. Словарь,1990).

Из внутригруппового фаворитизма и межгрупповой дискриминации следует, что другие группы оцениваются ниже относительно своей группы. Другими словами, в ситуации межгруппового восприятия женщины должны оценивать свою группу позитивнее, чем группу мужчин, и наоборот. Однако эмпирические исследования не подтверждают это представление.

Выяснилось, что и мужчины и женщины приписывают больше положительных характеристик представителям мужской группы. Следовательно, внутригрупповой фаворитизм как явление межгруппового восприятия и взаимодействия действует в отношении мужской группы и не действует в отношении женской (Клецина, 2004).
В данном случае ведущую роль играют закономерности более высокого порядка, то есть не на уровне межгруппового взаимодействия а на уровне функционирования макроструктуры. Речь идет о влиянии особой культурной традиции – андроцентризма. Это пример не внутригруппового а внегруппового фаворитизма.

Причиной внегруппового фаворитизма служит различный социальный статус групп: низкостатусные группы в определенных социокультурных ситуациях склонны развивать негативные автостереотипы и позитивные гетеростереотипы (Донцов, Стефаненко, 2002).
Группа мужчин , как любая другая общность с высоким статусом оценивается и характеризуется с точки зрения компетентности и экономического успеха; группа женщин, группа с низким статусом, оценивается с точки зрения доброты, гуманности, дружелюбия и т. д. Все позитивные женские черты (уступчивость, эмоциональная поддержка, сердечность и др.) воспринимаются как типичная компенсация отсутствия значимых достижений на общественной арене.

У женщин как у членов низкостатусной группы по сравнению с мужчинами меньше развито чувство идентификации со своей группой; перенимая точку зрения мужчин как группы с высоким статусом, они склонны переоценивать мужские достижения и достоинства и недооценивать свои. В системе межгруппового взаимодействия проблема гендерных отношений наиболее актуальна в профессиональной сфере. В деловом общении и взаимодействии мужчины и женщины проявляют себя и как представители гендерных социальных групп, и как субъекты профессиональной деятельности.

Отличительной особенностью гендерных отношений в профессиональной сфере является неравенство статусов и позиций мужчин и женщин: мужчины во всем мире чаще пользуются более высоким статусом по сравнению с женщинами, а это обеспечивает им доступ к ресурсам и принятию ответственных решений. Это приводит к тому, что женщины существенно чаще мужчин оказываются в роли подчиненных, зависимых руководимых.
Потребности женщины в профессиональном развитии, самореализации и продвижении по служебной лестнице удовлетворяются в меньшей степени, чем у мужчин. Сложившаяся система гендерных отношений способствует закреплению у женщин таких качеств личности, проявляющихся в деловом взаимодействии, как пассивная подчиненность, конформность, слабоволие, склонность уступать всегда и всем, неуверенность в себе, боязливость и послушание.

Неравноправие женщин и мужчин в сфере производственных (деловых) отношений отражает гендерные отношения межгруппового уровня. Гендерное неравенство в деловом взаимодействии проявляется двумя способами. Это:

  • распространенная практика профессиональной сегрегации, из-за чего престижные профессии и должности менее доступны для женщин по сравнению с мужчинами;
  • выраженная склонность к дискриминации, когда женщины получают меньше вознаграждение за труд по сравнению с мужчинами, хотя выполняют ту же работу.

В литературе гендерной направленности описаны факторы, способствующие сохранению неравенства в системе гендерных отношений (Берн, 2001; Мезенцева, 2002; Словарь гендерных терминов 2002). Среди предлагаемых вариантов объяснения гендерного неравенства в сфере экономики и политики можно выделить две группы, связанные с личностными особенностями или обстоятельствами жизни женщин, ко второй группе-причины, порождаемые условиями деятельности в различных организационных структурах.

Таким образом, модель гендерных отношений в ситуации межгруппового взаимодействия может рассматриваться как доминантно-зависимая модель отношений (при мужской доминирующей позиции), что подтверждает весомая статистика социологических и социально-психологических исследований.

Гендерные отношения в межличностном взаимодействии

При рассмотрении гендерных отношений на уровне межличностного взаимодействия объектом анализа являются системы «личность-личность»; при этом речь идет о взаимодействии двух людей разного пола. Гендерные отношения этого уровня детерминированы гендерными установками как разновидностью социальных установок.

Выделяют такие общие параметры анализа гендерных отношений независимо от уровня их функционирования, как поляризация, дифференциация позиций мужчин и женщин, явления доминирования, власти, подчинения. Дифференциация ролей и статусов мужчин и женщин как субъектов межличностных отношений и иерархичность, соподчиненность их позиций являются одними из основных параметров анализа гендерных отношений в микросреде.
Эти параметры касаются и объективной стороны-реальных практик взаимодействия, и сукбъектовной-гендерных установок мужчин и женщин как субъектов межличностных отношений.
Таким образом, от других типов гендерных отношений межличностные отношения отличает выраженная эмоциональная составляющая, сопровождающая весь процесс формирования и развития отношений. Кроме того, в гендерных межличностных отношениях очень значима роль личностных особенностей участников, а также процесса общения, на фоне которого отношения складываются и функционируют.

В качестве моделей гендерных отношений межличностного уровня обычно рассматривают (супружеские) отношения, поскольку, во-первых, тут ярче всего представлены все характерные признаки межличностных отношений (взаимная направленность субъектов отношений друг на друга, реальный непосредственный контакт, выраженная эмоциональная основа, интенсивное общение); во-вторых, в супружеских отношениях явно отражена специфика гендерных отношений, то есть тут различные социо-культурные предписания влияют на содержание семейных ролей и их исполнение мужчинами и женщинами.

Научные публикации, посвященные анализу проблемы неравномерного распределения хозяйственных обязанностей в семье. Опираются на различные теоретические подходы. Часто тут используются экономические концепции (Барсукова, Радаев, 2000; Журженко, 1996; Калабихина. 1995; Мезенцева, 2001, 2002).

Теория относительной производительности для обоснования неравномерного распределения домашних обязанностей между супругами опирается на показатели их производительности на рынке труда. Домашнюю работу выполняет тот член семьи, рыночная производительность которого меньше (производительность измеряется уровнем материального вознаграждения и позициями в публичной статусной иерархии).

Среди социологических и социально-психологических объяснений разделение домашнего труда можно выделить следующие:

  • теория половых ролей Т. Парсонса (жена играет в семье экспрессивную роль, муж- инструментальную. Жена несет ответственность за поддержание благоприятного эмоционального климата в доме, муж – за материальное обеспечение семьи и налаживание внешних социальных контактов. Подобная ролевая дифференциация детерминирована функциональными особенностями развитого индустриального общества, требующего от любой малой социальной группы – в том числе и от семьи, домашнего хозяйства – отчетливой ролевой структуры);
  • теория социализации (традиционное распределение домашних обязанностей приводит к тому, что мальчики и девочки стремятся овладевать умениями и навыками, соответствующими полу, и не приобретают другие умения; такой опыт первичной социализации не позволяет мужчинам овладеть навыками, необходимыми для выполнения домашних дел) (Берн, 2001);
  • ролевые теории (используют логику биологической или психологической редукции, отдают приоритет психологически аранжированным эволюционно и биологически обусловленным различиям между полами и моделями поведения, мало подверженным трансформациям при изменении положения женщин в социальном и экономическом контексте) (Барсукова, Радаев, 2000);
  • теории легитимизации поведенческих образцов (общественно-закрепленная легитимность лидерства или доминирования мужчин и подчиненность женщин в социальной сфере проецируется на уровень семьи, что дает мужчинам право выбирать степени своего участия в домашнем хозяйстве; учитывая невысокую престижность, рутинность домашнего труда мужчины, реализуя упомянутое право выбора, минимизируют свое участие в своем труде) (Барсукова, Радаев, 2000).

Гендерные отношения в семье рассматриваются и с помощью параметра иерархичности позиций супругов как субъектов межличностных отношений. В этой системе муж и жена могут занимать равноправные либо неравноправные позиции. Равноправие – симметричная позиция, тут оба супруга имеют равные права и обязанности, никто не подчинен другому; возникающие проблемы решаются путем согласия или компромисса, никто из супругов не доминирует, не подавляет и не подчиняет себе другого (Шнейдер, 2000).

Неравноправные позиции в системе супружеских отношений порождают ситуации, которых один распоряжается, приказывает, другой подчиняется, ожидает совета или инструкции. При этом подчинение может быть как добровольным, так и вынужденным.

В специальной литературе долгое время употребляли термин «глава семьи». Это институциональная характеристика обозначала лицо, которому беспрекословно подчинялись другие члены семьи (в патриархальной семье, как правило, такой статус был у мужа или у кого либо из представителей старшего поколения) (Гурко, Босс, 1995).

Проведенные исследования (Гурко, Босс, 1995) показали, что во всех сферах семейной жизни чаще жена, чем муж принимает решения, хотя есть немало семей, где это делают оба супруга. В тех семьях, где нет практики совместного решения проблем, в основном жены, а не мужья распоряжаются деньгами, организуют досуг семьи, решают хозяйственные вопросы, определяют, как надо воспитывать ребенка и имеют решающее слово при обсуждении большинства других вопросов, важных для организации семейной жизни.

Существует несколько вариантов объяснения ведущей роли женщин в семье:

  • концепция компенсаторного поведения . Доминантная позиция женщин в сфере семейного взаимодействия является компенсацией их низкого сравнительно с мужчинами статуса в сфере социальной жизни. Доминирование женщин в семейных отношениях может осуществляться как явно, так и неявно (скрыто, завуалировано), при помощи манипуляции;
  • концепция социальных ожиданий. Распространенные в обществе представления о нормативном, социально-приемлемом гендерном поведении побуждают женщин брать на себя ответственность в сфере семейных отношений, а мужчин-в сфере внесемейного взаимидействия. Наличие ответственности стимулирует развитие и проявление у женщин лидерских качеств, что, в свою очередь, выражается в позиции доминирования (Барсукова, Радаев, 2000);
  • концепция идентификации. Женщины не желают отказываться от контроля в сфере домашних дел в связи с тем, что преимущественно идентифицируют себя с этой областью жизни (Берн, 2001). Эта концепция базируется на разработанном Джин Миллер подходе к психологии женщины, центрированном на отношениях (Miller , 1976).

Такой подход подчеркивает роль отношений и общения со значимыми людьми для жизни женщины. Центрированный на отношениях подход включает в себя следующие положения:

  1. личностное развитие женщины происходит именно в отношениях;
  2. общение с людьми определяет психологическое состояние женщин;
  3. женщины ориентированы на заботу о других людях, ответственность за них;
  4. для женщин особенно важна эмоциональная близость с людьми, которая определяет роль женщины на работе и в семье (Фрейджер, Фейдимер, 2001).

В системе межличностного взаимодействия супругов гендерные отношения выражаются в следующих двух основных моделях: партнерской и доминантно-зависимой .

Партнерские отношения, есть отношения двух равноправных субъектов, личностная ценность и значимость которых не подвергается сомнению. Супруги имеют свои индивидуальные цели, но каждый принимает во внимание цели и интересы другого. Отношения между супругами строятся на равных, нет стремления подавить и подчинить себе партнера, выражена готовность к взаимным уступкам. Общение отличается уважением и корректностью, умением поставить себя на место партнера, понять его, вникнуть в его проблемы и ситуацию, причем это свойственно обоим супругам.

Противоположная модель отношений, доминантно-зависимая модель , не предполагает равноправия. В этом случае один из супругов побуждает другого подчиняться себе и принять цели, не согласующиеся с устремлениями и намерениями партнера. Доминантная позиция включает в себя такие проявления в поведении, как уверенность в себе, независимость, властность, демонстрация собственной значимости, умения настоять на своем. В общении доминирующий супруг, как правило, использует инструментальный стиль вербальной коммуникации, часто игнорируют точку зрения собеседника, настаивает на своем мнении и варианте решения проблемы.

В партнерской модели гендерных отношений позиции мужа и жены равны. В системе доминантно-зависимых гендерных отношений доминирующую позицию может занимать и муж и жена.

Межличностные отношения на внутриличностном уровне

На этом уровне объектом анализа становится отношение личности как субъекта определенного пола к себе, а гендерная идентичность, составляющая социальной идентичности, тут выступает как детерминанта. Внутриличностный уровень анализа гендерных отношений включает такие феномены, как внутренний гендерный конфликт и кризис гендерной идентичности (Алешина, Лекторская, 1989; Гаврилица, 1998; Кон, 2002; Здравомыслова, Темкина 2002; Луковицкая, 2002; Турецкая, 1998).

Гендерные отношения – это различные формы взаимосвязи людей как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности.

Гендерные отношения встроены в широкий социальный контекст и проявляются на разных уровнях социума, то есть это многоуровневые отношения, существующие на макро-, мезо– и микроуровнях социальной реальности, а также на внутриличностном уровне. Другими словами, гендерные отношения – это:

социально организованные отношения на уровне общества, между государством и гендерными группами;

отношения между различными гендерными группами;

отношения между субъектами разного пола;

отношение личности к самой себе как представителю определенной гендерной группы.

Гендерные отношения представляют собой разновидность социально-психологических отношений и имеют сходные со вторыми детерминанты. Гендерные отношения зависят от таких факторов, как гендерные представления, стереотипы, установки, гендерная идентичность личности или групп, которые отражают социальные представления, стереотипы, установки и социальную идентичность.

Основой для формирования гендерных отношений, характерных для всех уровней, является: поляризация, дифференциация позиций мужчин и женщин как двух гендерных групп, феномены неравенства, доминирования, власти, подчинения. Поскольку социально-конструктивистская парадигма особое внимание уделяет этим феноменам, можно рассматривать дифференцированность ролей и статусов мужчин и женщин, а также иерархичность, соподчиненность их позиций как основные параметры анализа гендерных отношений. Таким образом, можно в целом выделить два вектора измерения гендерных отношений: горизонтальный, где основным параметром является дифференциация ролей и статусов мужчин и женщин, и вертикальный, который определяется параметром иерархических позиций мужчин и женщин или гендерных групп.

Все многообразие содержательных характеристик межполовых отношений можно свести к двум альтернативным моделям: партнерской и доминантно-зависимой.

Первая модель – партнерские отношения – это отношения двух равноправных субъектов, каждый из которых обладает собственной ценностью. Несмотря на наличие индивидуализированных целей, каждый принимает во внимание цели и интересы другого. В таких отношениях важнее всего согласование позиций и устремлений между партнерами. Общение и взаимодействие тут отличаются уважением и корректностью, умением поставить себя на место партнера, вникнуть в его проблемы и ситуацию; такие установки свойственны не одному из партнеров, а обоим.


На противоположном полюсе стоит доминантно-зависимая модель отношений, которая не предполагает равноправия позиций: тут одна сторона занимает доминантную позицию, другая – зависимую. В этом случае один субъект отношений побуждает другого подчиниться себе и учитывать цели и интересы, не согласующиеся с устремлениями зависимого партнера. Доминантная позиция включает в себя такие поведенческие проявления, как уверенность в себе, независимость, властность, демонстрация собственной значимости, умение настоять на своем. Представитель доминантной позиции стремится к соперничеству, он презирает слабость и стремится к силе как к самодовлеющей ценности.

Для измерения стратифицированного гендерного пространства обычно используются следующие критерии:

– позиция в иерархии доходов, и как следствие – способы и формы потребления доступных материальных и социальных благ (образ и стиль жизни);

– власть (иерархия отношений политического и экономического влияния индивидов и групп друг на друга).

На макросоциальном уровне гендерные отношения анализируются в системах: «общество (государство) – группа мужчин или женщин»; «общество (государство) – личность мужчины или женщины». Социально-психологическими детерминантами гендерных отношений здесь выступают гендерные представления как разновидность социальных представлений.

Специфика проявлений гендерных отношений с позиций государства задается социальной политикой, направленной на конкретную гендерную группу, а политика определяется доминирующей в обществе гендерной идеологией. Специфика проявлений гендерных отношений с позиций гендерных групп находит выражение в социальных ролях мужчин и женщин как членов общества, эти роли определяются как гендерные.

В соответствии с гендерной идеологией общества, которая утверждается господствующими социальными структурами и направлена на гендерные группы, мужчины и женщины как объект социальной политики и идеологического воздействия в процессе исполнения гендерных ролей создают (реализуют) гендерные отношения.

Если взять за основу разъяснение понятия «гендер» в словарях, которое толкуется как «социальный пол», то само выражение «гендерные отношения» можно рассматривать как членов общества, принадлежащих к разным биологическим полам. Главным в социальных взаимодействиях являются психические особенности личности, поведенческие свойства индивидуума.

То есть, говоря простым человеческим языком, можно сказать, что гендерные отношения - это несексуальные отношения между представителями мужского и представительницами женского пола в самом широком смысле этого слова.

В новых анекдотах, в различных юморесках и иронических монологах, звучащих повсеместно со сцен и телеэкранов, муссируется вопрос "женской логики" и "мужской логики". Эти два понятия противопоставляются, как бы сражаются между собой. Хотя понятие "логика" тут совсем не к месту. Таким образом высмеиваются стереотипы гендерного поведения.

Гендерные отношения обуславливаются не биологическим полом, а социальным положением человека, его образованием, его материальным положением, его местом проживания. Например, никого не удивляет тот факт, что у пожилого бизнесмена появляется молоденькая которая не работает, не учится, ничего не делает по дому, зато постоянно получает дорогие украшения и посещает рестораны. Такое распределение ролей в этой категории нашего общества является почти нормой. Однако будет наивным предполагать, что в обычной деревенской семье женщина будет в будний день расхаживать в шикарном дорогом наряде, спать до обеда и нанимать для уборки в доме домработницу. Здесь совсем другие понятия о распределении гендерных ролей в жизни.

В древнем мире распределение гендерных ролей в обществе играло немаловажную роль, ведь это помогало людям выживать. Мужчине надлежала роль повелителя, а женщине следовало подчинять во всем свою волю его желаниям. Он - был защитником, кормильцем и покровителем, Она - беззащитной, зависимой и послушной рабой. В противовес понятию "пола", современное слово "гендер" полностью уравнивает женщину с мужчиной во всех сферах жизни, позволяя учитывать и изучать ее гендерные но не позволяя унижать подозрением в "слабости" женского пола.

Несмотря на то, что женщины давно перебороли основные обусловленные полом внутренние и внешние поведенческие роли и стали вести себя более свободно в обществе, занимаясь не только домашними делами, но и реализуя себя в качестве успешных профессионалов, очевидным остается явное сохранение стереотипа о более сильной (умной и успешной) маскулинной природе и слабой (ущербной) феминной, отраженного в языке. Обратите внимание, ведь слова "профессионал" или, к примеру, "библиотекарь"- мужского рода, а попытка назвать женщину "профессионалом" ("библиотекарем") звучит как способ ее "маскулинизировать", придать ей мужские черты. В то же время если преобразовать слово грамматически и добавить к его корню суффикс и окончание женского рода "профессионалка" или "библиотекарша" - слово прозвучит оскорблением. С этим явлением уже давно борются на Западе, внося необходимые изменения в грамматику. К примеру в немецком языке все слова относящиеся к названиям профессий имеют форму и мужского рода, и женского в обязательном порядке.