4. Произведения Державина

1. Характеристика творчества Державина

Творчество Гаврилы Романовича Державина сыграло огромную роль в развитии русской литературы конца XVIII в. — начала XIX в., так как способствовало ее освобождению от отжившего к тому времени классицизма и формированию нового прогрессивного литературного направления реализма. Творчество Державина тесно связано с общеевропейскими и русскими передовыми идеями и течениями конца XVIII в. Державин сделал для развития русской литературы следующее:

первым усвоил тенденции литературного направления романтизма, которое активно развивалось в то время в Европе, и постепенно подготовил развитие этого направления в русской литературе;

ярко выразил тенденции развития европейской и русской культуры своего времени;

ввел в русскую поэзию элементы романтизма, фольклора;

разрушил тенденции классицизма в русской поэзии и литературе в целом, создав почву для развития романтизма, а затем и реализма.

Поэзия Державина имеет следующую идейную характеристику :

принятие самодержавия и действующей власти, но при этом критика недостойных правителей;

культ служения русскому обществу, и в этом заключается задача поэта;

создание и проповедование высокого гражданского идеала вельможи и даже царя как слуги общества, принесшего себя в жертву ради блага общества, и этот идеал является критерием оценки реальных людей и их деятельности на благо государства и общества;

гражданственность поэзии Державина, что дало начало гражданской поэзии Рылеева, Пушкина;

черты патриотизма в поэзии и воспевания величия Отечества, составляющие одну из главных особенностей творчества Державина;

проповедование идеи спокойной, приятной, радостной жизни, что не идет у Державина в разрез с его высокими гражданскими идеалами и патриотизмом.

2. Черты реализма в творчестве Державина

Творчество Державина, являясь предвестником реализма в русской литературе, имеет следующие черты этого направления:

постановка реалистической задачи в поэзии, которая сводится к изображению индивидуальных черт, явлений, быта и окружающей действительности в ее реальном неподдельном характере;

воплощение страны и времени в первую очередь в людях и обыденных явлениях, а не в идейных высотах, что характеризовало творчество Державина как тяготеющее к реализму в русской литературе;

изображение конкретных явлений, людей и предметов, а не их анализ, что также говорит о чертах реализма в творчества поэта;

открытие природы для русской поэзии и новых способов ее изображения: ярких, настоящих, реальных, а не условных картин природы;

игнорирование жесткого деления литературы на жанры, что имело следующее выражение в произведениях Державина:

Название любого стихотворного произведения Державина одой;

Использование тех средств выразительности, которые близки автору, даже если они не соответствуют выбранному жанру;

Сочетание в одном стихотворении разных размеров;

Использование и экспериментирование с разными метрическими формами, строфами, размерами, иногда - использование вольного стиха;

новаторство литературного языка и стиля, который у Державина имеет следующие особенности:

Разработка легкого короткого интимно-лирического стихотворения параллельно с крупными поэтическими формами;

Стремление к изяществу стиля и стиха, к улавливанию и выражению мимолетных, едва заметных настроений, картин живой природы, человека, мира, жизни;

Использование речевых оборотов, не свойственных предшественникам Державина, среди которых можно выделить:

Выражения разговорной речи, окрашенной явно демократически;

Связь речи с фольклором;

Отказ от использования свойственной тому времени салонной дворянской речи;

Использование низких и простых оборотов не только в сатире, но и в "высоких" жанрах, например в оде.

3. Изображение личности в творчестве Державина

Новаторская разработка темы личности в поэзии Державина также имела черты реализма Своеобразная, новая разработка темы личности в поэзии имела следующее значение для развития русской литературы:

способствовала развитию литературы и ее отходу от традиций классицизма с его "безликим" героем, не имеющим своей индивидуальности;

подготовила "рождение человека" в русской литературе и развитие традиций индивидуально-лирической медитации Жуковского, а также в перспективе психологической прозы XIX в.

Изображение личности у Державина имело следующие особенности:

открытие национального определения человеческой личности, т. е. рассмотрение ее в национальном ключе, как принадлежащую к определенной нации (в данном случае нации русских), что олицетворяло собой первые попытки поднять литературу на уровень социального и исторического понимания личности, что впоследствии с успехом было реализовано А. С. Пушкиным. Такое понимание личности выражалось у Державина в следующем:

Образах русской природы;

Картинах русского быта;

Описании идеала человека;

Демократизме идеального героя;

Особенностях поэтической речи;

изображение личности не только в масштабе крупных исторических событий государственной важности, но и в мелочах и деталях быта, т. е. в повседневной жизни;

создание образа героя не в соответствии с конкретными жанровыми чертами, которыми должен обладать персонаж, исходя из установленного жанра произведения, а опора на то, что близко автору, и на то, что он хочет передать о себе через героя (будь то автобиография, или нет). Изображение реального персонажа и того, что ему дает автор, может не соответствовать изначально заданному жанру;

неотделимость лирического героя от представлений о реальном авторе;

создание образа реального человека, окруженного реальным бытом, имеющего свою индивидуальную биографию, свой характер и свою психологию, и описание его индивидуальных особенностей, и это является способом создания портрета живого настоящего человека.

4. Произведения Державина

Перу Державина принадлежит множество стихотворных и прозаических произведений и од. Творческое наследие Державина включает в себя следующие произведения:

первые литературные опыты:

Прозаический перевод с немецкого (1773), явившийся его первой литературной работой и вышедший анонимно;

Сборник од "Оды переведенные и сочиненные при горе Читалагае", в который были включены как переводные, так и оригинальные произведения;

первые значительные произведения (1779), в которых начинает формироваться его собственный индивидуальный литературный стиль, и к этим произведениям относятся:

Ода "Ключ", в которой проявились яркие образы природы и конкретная словесная речь;

Ода "На рождение порфирородного отрока";

Ода "На смерть кн. Мещерского", в которой был открыт для читателя лиризм индивидуальной человеческой души;

ода "Бог" (1780-1784), ставшая одним из знаменитых произведений Державина, и в ней он, развивая идеи поэзии раннего английского романтизма, выступает против атеизма французских материалистов;

похвальная ода "К Фелице" (1782), принесшая автору известность и признание в широких кругах, в том числе при дворе, и содержащая в себе новую систему стихосложения, которая имела следующие особенности:

Похвала императрице;

Живая речь и простое подлинное лирическое изложение;

Насыщенность шутками, чертами быта, сатирическими образами, в том числе сатирой на придворных;

Изображение действительности во всем ее многообразии;

Переплетение высоких и низких, лирических и сатирических черт;

множество од, насыщенных элементами сатиры, и од на гражданские темы, не имеющих той "высокой" напыщенности, которая была свойственна старому поэтическому стилю. Среди которых:

. "Ода на взятие Измаила" (1790), не содержащая сатиры и выполненная в величественных тонах, что также явило собой новую творческую победу Державина;

Ода "Вельможа" (1790-е гг.), содержащая в себе черты гражданско-сатирической оды с сатирой на пороки правящих кругов;

Ода "Водопад" (1790-е гг.), являющаяся крупнейшим произведением автора;

"Евгения. Жизнь Званская", явившаяся одним из величайших шедевров автора и дающая реалистичные и в то же время проникнутые глубоким лиризмом картины мира, жизни, быта со всеми их подробностями.

Державин развивает традиции русского классицизма, являясь продолжателем традицийЛомоносова и Сумарокова.

Для него предназначение поэта - прославление великих поступков и порицание дурных. В оде «Фелица» он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная, справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам:

Едина ты лишь не обидишь,

Не оскорбляешь никого,

Дурачества сквозь пальцы видишь,

Лишь зла не терпишь одного…

Главным объектом поэтики Державина является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти:

Я связь миров повсюду сущих,

Я крайня степень вещества;

Я средоточие живущих,

Черта начальна божества;

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь - я раб - я червь - я бог!

Но, будучи я столь чудесен,

Отколе происшел? - безвестен:

А сам собой я быть не мог.

Ода «Бог», (1784)

Державин создаёт ряд образцов лирических стихотворений, в которых философская напряженность его од сочетается с эмоциональным отношением к описываемым событиям. В стихотворении «Снигирь» (1800) Державин оплакивает кончину Суворова:

Что ты заводишь песню военну

Флейте подобно, милый снигирь?

С кем мы пойдем войной на Гиену?

Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?

Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?

Северны громы в гробе лежат.

Перед своей смертью Державин начинает писать оду РУИНА ЧТИ, от которой до нас дошло только начало:

Р ека времен в своем стремленьи

У носит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Н ароды, царства и царей.

А если что и остается

Ч рез звуки лиры и трубы,

Т о вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы!

Державин развивает традиции русского классицизма , являясь продолжателем традиций Ломоносова и Сумарокова.

Для него предназначение поэта - прославление великих поступков и порицание дурных. В оде «Фелица» он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная, справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам: Едина ты лишь не обидишь, Не оскорбляешь никого, Дурачества сквозь пальцы видишь, Лишь зла не терпишь одного…

Главным объектом поэтики Державина является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти: Я связь миров повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь - я раб - я червь - я бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел? - безвестен: А сам собой я быть не мог. Ода «Бог», (1784)

Державин создаёт ряд образцов лирических стихотворений, в которых философская напряженность его од сочетается с эмоциональным отношением к описываемым событиям. В стихотворении «Снигирь» (1800) Державин оплакивает кончину Суворова: Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый снигирь? С кем мы пойдем войной на Гиену? Кто теперь вождь наш? Кто богатырь? Сильный где, храбрый, быстрый Суворов? Северны громы в гробе лежат.

Перед своей смертью Державин начинает писать оду РУИНА ЧТИ, от которой до нас дошло только начало: Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы!

Разнообразие творчества: Державин не ограничился лишь одной новой разновидностью оды. Он преобразовывал, иногда до неузнаваемости, одический жанр по самым разным направлениям. Особенно интересны его опыты в одах, соединяющих в себе прямо противоположные начала: похвальное и сатирическое. Именно такой была его рассмотренная выше знаменитая ода "К Фелице". Соединение в ней "высокого" и "низкого" получилось вполне естественным именно потому, что уже прежде поэтом был найден верный художественный ход. На первый план в произведении выдвигалась не отвлеченно-высокая государственная идея, а живая мысль конкретного человека. Человека, хорошо понимающего реальность, наблюдательного, ироничного, демократичного в своих взглядах, суждениях и оценках. Очень хорошо сказал об этом Г.А. Гуковский: "Но вот появляется похвала императрице, написанная живой речью простого человека, говорящая о простой и подлинной жизни, лирическая без искусственной напряженности, в то же время пересыпанная шутками, сатирическими образами, чертами быта. Это была как будто и похвальная ода и в то же время значительную часть ее занимала как будто сатира на придворных; а в целом это была и не ода и не сатира, а свободная поэтическая речь человека, показывающего жизнь в ее многообразии, с высокими и низкими, лирическими и сатирическими чертами в переплетении – как они переплетаются на самом деле, в действительности".

Небольшие по объему лирические стихотворения Державина также пронизаны новаторским духом. В посланиях, элегиях, идиллиях и эклогах, в песнях и романсах, в этих более мелких, чем ода, лирических жанрах, поэт чувствует себя еще более освобожденным от строгих классицистических канонов. Впрочем, строгого деления на жанры Державин вообще не придерживался. Его лирическая поэзия – это некое единое целое. Оно держится уже не той жанровой логикой, не теми неукоснительными нормами, которыми предписывалось соблюдать соответствия: высокая тема – высокий жанр – высокая лексика; низкая тема – низкий жанр – низкая лексика. Еще недавно подобные соответствия были необходимы молодой русской поэзии. Требовались нормативы и образцы, в противодействии которым всегда заключен импульс для дальнейшего развития поэзии. Другими словами, как никогда нужна была исходная точка, от которой большой художник отталкивается, ища свой собственный путь.

Лирический герой, объединяющий в одно целое стихотворения Державина, – это впервые он сам, конкретный, узнаваемый читателями человек и поэт. Расстояние между автором и лирическим героем в "мелких" поэтических жанрах Державина минимально. Вспомним, что в оде "К Фелице" подобное расстояние оказывалось куда более значительным. Придворный-мурза, сибарит и празднолюбец, – это не труженик Гаврила Романович Державин. Хотя оптимистический взгляд на мир, веселость и благодушие их и очень роднят. С большой точностью о лирических стихотворениях поэта сказано в книге Г.А. Гуковского: "У Державина поэзия вошла в жизнь, а жизнь вошла в поэзию. Быт, подлинный факт, политическое событие, ходячая сплетня вторглись в мир поэзии и расположились в нем, изменив и сместив в нем все привычные, респектабельные и законные соотношения вещей. Тема стихотворения получила принципиально новое бытие <…> Читатель прежде всего должен уверовать, должен осознать, что это говорит о себе именно сам поэт, что поэт – это такой же человек, как те, кто ходят перед его окнами на улице, что он соткан не из слов, а из настоящей плоти и крови. Лирический герой у Державина неотделим от представления о реальном авторе".

В последние два десятилетия своей жизни поэт создает целый ряд лирических стихотворений в анакреонтическом духе. От жанра оды он постепенно отходит. Однако державинская "анакреонтика" мало похожа на ту, что мы встречали в лирике Ломоносова. Ломоносов спорил с древнегреческим поэтом, противопоставляя культу земных радостей и веселья свой идеал служения отечеству, гражданские добродетели и красоту женского самоотвержения во имя долга. Не таков Державин! Он ставит перед собой задачу выразить в стихах "самые нежнейшие чувствования" человека.

Не будем забывать, что идут последние десятилетия века. Почти по всему литературному фронту классицизм с его приоритетом гражданской тематики сдает позиции сентиментализму, художественному методу и направлению, в которых первостепенна тематика личная, нравственная, психологическая. Едва ли стоит напрямую связывать лирику Державина с сентиментализмом. Вопрос этот очень спорный. Ученые-литературоведы решают его по-разному. Одни настаивают на большей близости поэта к классицизму, другие – к сентиментализму. Автор многих трудов по истории русской литературы Г.П. Макогоненко в поэзии Державина обнаруживает явные приметы реализма. Вполне очевидно лишь то, что произведения поэта настолько самобытны и оригинальны, что едва ли возможно прикрепить их к строго определенному художественному методу.

Кроме того, творчество поэта динамично: оно изменялось в пределах даже одного десятилетия. В своей лирике 1790-х годов Державин осваивал новые и новые пласты поэтического языка. Он восхищался гибкостью и богатством русской речи, так хорошо, по его мнению, приспособленной к передаче разнообразнейших оттенков чувства. Подготавливая в 1804 году к печати сборник своих "анакреонтических стихов", поэт заявлял в предисловии о новых стилистических и языковых задачах, стоящих перед ним: "По любви к отечественному слову желал я показать его изобилие, гибкость, легкость и вообще способность к выражению самых нежнейших чувствований, каковые в других языках едва ли находятся".

Вольно переделывая на русский лад стихи Анакреона или Горация, Державин вовсе не заботился о точности перевода. "Анакреонтику" он понимал и использовал по-своему. Она была ему нужна для того, чтобы свободнее, красочнее и детальнее показать русский быт, индивидуализировать и подчеркнуть особенности характера ("нрава") русского человека. В стихотворении"Похвала сельской жизни" горожанин рисует в своем воображении картины простого и здорового крестьянского быта:

Горшок горячих, добрых щей,

Бутылка доброго вина,

Впрок пива русского варена.

Не всегда опыты Державина были удачными. Он стремился охватить в единой поэтической концепции два разнородных начала: государственную политику и частную жизнь человека с ее повседневными интересами и заботами. Сделать это было трудно. Поэт ищет, что же может объединить два полюса существования общества: предписания власти и частные, личные интересы людей. Казалось бы, он находит ответ – Искусство и Красота. Перелагая в стихотворении "Рождение Красоты" древнегреческий миф о возникновении из морской пены богини красоты Афродиты (миф в версии Гесиода – Л.Д.), Державин описывает Красоту как вечное примиряющее начало:

…Красота

Вмиг из волн морских родилась.

А взглянула лишь она,

Тотчас буря укротилась

И настала тишина.

Но поэт слишком хорошо знал, как устроена реальная жизнь. Трезвый взгляд на вещи и бескомпромиссность были отличительными свойствами его натуры. И потому в следующем стихотворении "К морю" он уже подвергает сомнению, что в нынешнем "железном веке" Поэзия и Красота смогут одержать верх над победно распространяющейся жаждой богатства и наживы. Чтобы выстоять, человек в этом "железном веке" вынужден сделаться "тверже кремня". Где уж тут "знаться" с Поэзией, с Лирой! И любовь к прекрасному современному человеку все более чужда:

Ныне железные ль веки?

Тверже ль кремней человеки?

Сами не знаясь с тобой,

Свет не пленяют игрой,

Чужды красот доброгласья.

В последний период творчества лирика поэта все больше наполняется национальной тематикой, народнопоэтическими мотивами и приемами. Все отчетливее проступает в ней "глубоко художественный элемент натуры поэта", на который указывал Белинский. Замечательные и самые разные по жанровым признакам, стилю, эмоциональному настроению стихотворения создает Державин в эти годы. "Ласточка" (1792), "Мой истукан" (1794), "Вельможа" (1794), "Приглашение к обеду" (1795), "Памятник" (1796), "Храповицкому" (1797), "Русские девушки" (1799), "Снегирь" (1800), "Лебедь" (1804), "Признание" (1807), "Евгению. Жизнь Званская" (1807), "Река времен…" (1816). А еще "Кружка", "Соловей", "На счастье" и много других.

Проанализируем некоторые из них, обращая внимание прежде всего на их поэтику, то есть тот самый, по выражению критика, "глубоко художественный элемент" творений Державина. Начнем с особенности, сразу же привлекающей к себе внимание: стихи поэта воздействуют на читателя красочно-зримой конкретностью. Державин – мастер живописных картин и описаний. Приведем несколько примеров. Вот начало стихотворения "Видение мурзы" :

На темно-голубом эфире

Златая плавала луна;

В серебряной своей порфире

Блистаючи с высот, она

Сквозь окна дом мой освещала

И палевым своим лучом

Златые стекла рисовала

На лаковом полу моем.

Перед нами – великолепная живопись словом. В раме окна, словно в раме, окаймляющей картину, видим чудный пейзаж: на темно-голубом бархатном небе, в "серебряной порфире" медленно и торжественно плывет луна. Наполняя комнату таинственным сиянием, рисует лучами своими золотые узоры-отражения. Какая тонкая и прихотливая цветовая гамма! Отсвет лакового пола соединяется с палевым лучом и создает иллюзию "златых стекол".

А вот первая строфа "Приглашения к обеду" :

Шекснинска стерлядь золотая,

Каймак и борщ уже стоят;

В графинах вина, пунш, блистая

То льдом, то искрами, манят;

С курильниц благовонья льются,

Плоды среди корзин смеются,

Не смеют слуги и дохнуть,

Тебя стола вкруг ожидая;

Хозяйка статная, младая

Готова руку протянуть.

Ну можно ли не принять такое приглашение!

В большом стихотворении "Евгению. Жизнь Званская" Державин доведет прием живописной красочности образа до совершенства. Лирический герой находится "на покое", он отошел от службы, от столичной суеты, от честолюбивых устремлений:

Блажен, кто менее зависит от людей,

Свободен от долгов и от хлопот приказных,

Не ищет при дворе ни злата, ни честей

И чужд сует разнообразных!

Так и кажется, что повеяло пушкинским стихом из "Евгения Онегина": "Блажен, кто смолоду был молод…" Пушкин хорошо знал стихи Державина, учился у старшего поэта. Много параллелей найдем в их произведениях.

Красочность и зримость деталей "Евгению. Жизни Званской" поражают. Описание накрытого к обеду стола из "домашних, свежих, здравых припасов" так конкретно и натурально, что кажется, протяни руку и дотронься до них:

Багряна ветчина, зелены щи с желтком,

Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,

Что смоль, янтарь-икра, и с голубым пером

Там щука пестрая – прекрасны!

В исследовательской литературе о поэте существует даже определение "державинский натюрморт". И все-таки свести разговор только к натуральности, естественности изображенных поэтом бытовых сцен и природных пейзажей было бы неверно. Державин часто прибегал и к таким художественным приемам как олицетворение, персонификация отвлеченных понятий и явлений (то есть придание им материальных признаков). Таким образом он добивался высокого мастерства художественной условности. Без нее поэту тоже не обойтись! Она укрупняет образ, делает его по-особому выразительным. В "Приглашении к обеду" находим такой персонифицированный образ – от него мурашки бегут по коже: "И Смерть к нам смотрит чрез забор". А как очеловечена и узнаваема державинская Муза. Она "сквозь окошечко хрустально, склоча волосы, глядит".

Красочные олицетворения встречаются уже у Ломоносова. Вспомним его строки:

Там Смерть меж готфскими полками

Бежит, ярясь, из строя в строй

И алчну челюсть отверзает,

И хладны руки простирает…

Однако нельзя не заметить, что содержание персонифицированного образа здесь совсем иное. Образ Смерти у Ломоносова величественен, монументален, его лексическое оформление торжественно и высокопарно ("отверзает", "простирает"). Смерть всевластна над строем воинов, над целыми полками войск. У Державина же Смерть уподоблена крестьянке, дожидающейся за забором соседа. Но именно из-за этой простоты и обыденности возникает ощущение трагического контраста. Драматизм ситуации достигается без высоких слов.

Державин в своих стихах разный. Его поэтическая палитра многоцветна и многомерна. Н.В. Гоголь упорно доискивался до истоков "гиперболического размаха" державинского творчества. В тридцать первой главе "Выбранных мест из переписки с друзьями", которая называется "В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность", он пишет: "Все у него крупно. Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. Разъяв анатомическим ножом, увидишь, что это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина. Кто бы посмел, кроме его, выразиться так, как выразился он в одном месте о том же своем величественному муже, в ту минуту, когда он все уже исполнил, что нужно на земле:

И смерть как гостью ожидает,

Крутя, задумавшись, усы.

Кто, кроме Державина, осмелился бы соединить такое дело, как ожиданье смерти, с таким ничтожным действием, каково крученье усов? Но как через это ощутительней видимость самого мужа, и какое меланхолически-глубокое чувство остается в душе!".

Гоголь, несомненно, прав. Суть новаторской манеры Державина именно в том и заключается, что поэт вводит в свои произведения жизненную правду, как он ее понимает. В жизни высокое соседствует с низким, гордость – с чванливостью, искренность – с лицемерием, ум – с глупостью, а добродетель – с подлостью. Сама же жизнь соседствует со смертью.

Столкновением противоположных начал образуется конфликт стихотворения "Вельможа" . Это большое лирическое произведение одической формы. В нем двадцать пять строф по восемь строк в каждой. Четкий ритмический рисунок, образованный четырехстопным ямбом и особой рифмовкой (aбaбвггв), выдержан в жанровой традиции оды. Но разрешение поэтического конфликта вовсе не в традициях оды. Сюжетные линии в оде, как правило, не противоречат одна другой. У Державина же они конфликтны, противоположны. Одна линия – вельможи, человека достойного и своего звания, и своего предназначения:

Вельможу должны составлять

Ум здравый, сердце просвещенно;

Собой пример он должен дать,

Что звание его священно,

Что он орудье власти есть,

Подпора царственного зданья.

Вся мысль его, слова, деянья

Должны быть – польза, слава, честь.

Другая линия – вельможи-осла, которого не украсят ни звания, ни ордена ("звезды"): Осел останется ослом, Хотя осыпь его звездами; Где должно действовать умом, Он только хлопает ушами. О! тщетно счастия рука, Против естественного чина, Безумца рядит в господина Или в шутиху дурака.

Напрасно было бы ожидать от поэта психологического углубления заявленного конфликта или авторской рефлексии (то есть аналитических размышлений). Это придет в русскую поэзию, но несколько позже. Пока же Державин, едва ли не первый из русских поэтов, прокладывает путь к изображению чувств и поступков людей в повседневной их жизни.

На этом пути много помог поэту тот самый "русский сгиб ума", о котором говорил Белинский. Умерла горячо любимая подруга и жена поэта. Чтобы хоть немного избыть тоску, Державин в стихотворении "На смерть Катерины Яковлевны" обращается словно за поддержкой к ритму народных причитаний:

Уж не ласточка сладкогласная

Домовитая со застрехи –

Ах! моя милая, прекрасная,

Прочь отлетела, – с ней утехи.

Не сияние луны бледное

Светит из облака в страшной тьме –

Ах! лежит ее тело мертвое,

Как ангел светлый во крепком сне.

Ласточка – любимый образ в народных песнях и причитаниях. И неудивительно! Она вьет гнездо вблизи жилья человека, а то и под застрехой. Она рядом с крестьянином, умиляет его и веселит. Своей домовитостью, опрятностью и ласковым щебетанием напоминает поэту "сладкогласная ласточка" его милую подругу. Но ласточка весела и хлопочет. А милую уже ничто не может пробудить от "крепкого сна". "Сокрушенному сердцу" поэта только и остается выплакать горчайшую печаль в стихах, так похожих на народные причитания. И прием параллелизма с миром природы в этом стихотворении как нельзя более впечатляющ и выразителен.

Державин принадлежит к числу величайших русских поэтов, чье творчество сохранило до наших дней не только свое непреходящее историческое значение, но и живую поэтическую прелесть. Его наследие пережило и восторги современников, и годы забвения, нередко приходящего и к самым большим поэтам. Однако в том-то и сила подлинно национальных явлений литературы, что они возвращаются.

Биография Державина – увлекательнейшая повесть XVIII столетия о солдате, который благодаря поэтическому гению достиг высших ступеней в государстве; повесть о человеке, одержимом многими предрассудками своего века и своего класса и вместе с тем страстно воспевшем стремление к справедливости и правде.

Гаврила Романович Державин вступил в литературу уже немолодым, много повидавшим и пережившим человеком. Его стихи – итог длительных размышлений о бренности жизни, о смерти и бессмертии. Первое свое произведение Державин опубликовал в 1773 году, хотя начал писать еще во время прохождения солдатской службы. Сохранились две тетради со стихами, которые могут дать представление о раннем периоде его творчества: в них еще чувствуется влияние общепризнанных поэтов того времени – Тредиаковского и Ломоносова. В дальнейшем Державин создал и часто применял в своем творчестве определенный художественный прием, нарушая жанровую иерархию и соединяя в рамках одного произведения “высокую” и “низкую” лексику. Это вносило в его произведения определенную лексическую дисгармонию: “Прогаркни праздник сей крестьянский” (“Крестьянский праздник”). В нем смешение церковно-славянской и низовой лексики, традиционно употреблявшейся в “низких” жанрах: басне, эпиграмме, комедии.

Многие современники Державина считали его придворным поэтом. Но он никогда таковым не был, несмотря на все попыт ки склонить его к этому. Державин не мог стать ручным стихотворцем, хотя бы из-за своего горячего нрава. “В правде черт”,- говорил он сам о себе. Характер заставлял его наперекор вельможам и царям говорить “истину. с улыбкой”. Обращаясь в своей оде “Фелица” к Екатерине (Фелица – от пш./еН. х – счастливая), Державин, по словам Белинского, “соединяет патетический элемент с комическим. что есть не что иное, как умение представить жизнь в ее истине”. Ясно, что без простодушной улыбки, себе на уме, царям ничего не скажешь. А Державин говорил и умел, пусть не всегда, добиваться своего, зная, что правда на его стороне.

В сознании своей правоты Державин обращался в стихах к Богу, к Высшему Судне. Для Державина Бог – первоначало, не существующее отдельно от природы; “источник жизни”, не только духовной, но и жизни в государстве. В оде “Величество Божке” он создает гимн во славу Творца, но не может не воскликнуть:

Но грешных пламя и язык

Да истребит десница строга!

Эта мысль была почерпнута поэтом из одного из псалмов книги Давида. Под гнетом мучающих его размышлений о суде и справедливости поэт вновь и вновь развивает излюбленную тему, цитируя книгу Давида. В стихотворении “Радость о правосудии” Державин говорит:

Да правый суд я покажу.

Колеблемы столпы земные

Законом Божьим утвержу.

Поэт не раз проявляет себя в своих стихах и одах не только как гражданин, но и как “певец”. Державин стал новатором, вернее, создателем новых философских од, где человек рассматривается в глубинных связях с природой. Одна из самых могущественных сил природы – смерть: “Глотает царства алчна смерть”. В этих произведениях появляется мысль о равенстве людей перед лицом вечности:

Подите счастья прочь возможны.

Вы все пременны здесь и ложны:

Я в дверях вечности стою.

Охватывая в воображении как бы сразу все мироздание, бездны и выси, поэт словно стремится взлететь туда, где можно дышать полно, не боясь ледяного и разреженного воздуха. Но это удавалось ему далеко не всегда. А если и удавалось, то строфы стиха были яркими и запоминающимися: ” Я червь – я Бог” было метафорой, рисующей образ самого поэта. Державин искренне полагал, что поэт призван изобразить человеческую душу, словно художник-акварелист, не отрывающий от листабумаги кисти, пока рисунок не закончен. Это удалось ему в оде “Бессмертие души”:

Как червь, оставя паутину

И в бабочке взяв новый вид,

В лазурну воздуха равнину

На крыльях o. ieuiyuiux летит,

В прекрасном веселясь убранстве,

С цветов садится на цветы:

Так и душа небес в пространстве

Не будешь ли бессмертна ты?

В 1811 году Державин подвел итог теоретической части своего творчества рядом работ, главной из которых было “Рассуждение о лирической поэзии, или Об оде”. Поэт так, например, объясняет значение слова “ода”: “В новейших временах. она то же, что кантата, оратория, романс, баллада, станс или даже простая песня”. Далее Державин разъясняет такие понятия, как “вдохновение”, “высокость”, “беспорядок лирический”. Поэт пишет о композиции оды: “. восторженный ум не успевает чрезмерно быстротекущих мыслей расположить логически, поэтому ода плана не терпит”.

Далее Державин рассказывает о “единстве страсти” и “разнообразии” ее одновременно, преломляя через свое понимание правило о единстве места, времени и действия. Поэт ратует за краткость оды и за ее правдоподобие, замечая, что “вымыслы истину только украшают”. Поэт поет гимн вдохновению, повторяя, что лишь оно способно “на бурные порывы чувства, высокие божественные мысли. живые лицеподобия, отважные переносы и прочие риторские украшения”. Однако очень многое из того, что Державин применял на практике, осталось недосказанным в этой статье и получило признание лишь после изучения творческого наследия автора.

Осмыслив все эти моменты творческого наследия Г. Р. Державина, можно утверждать, что назначение поэта он “видел прежде всего в его посредничестве между Создателем и людьми. Представления Державина о поэзии и поэте вобрал в свое творчество великий Пушкин. Державин благословил Пушкина как прекрасное будущее России.

Свой творческий путь Г. Р. Державин завершил одой “На тленность”. Он написал ее за два дня до своей кончины. Текст оды, написанный на грифельной доске, постепенно тускнел и осыпался, подтверждая свойства “реки времени”. Но звуки его лиры все еще слышны, по-прежнему величественно и прекрасно, говоря нам о бессмертии души, об истине и Боге.

(Пока оценок нет)

(1743-1816)
Один из исследователей русской литературы, Д.Д. Благой, писал о главных чертах характера ПР. Державина: «...неукротимая энергия и активность («действовать, надобно действовать», — твердил он своим несколько вялым начальникам), пылкость и нетерпеливость, смелость и решительность, прямота, отсутствие необходимой для карьериста ловкости, умения подлаживаться и потворствовать слабостям и капризам высшего начальства и, наоборот, несокрушимое чувство собственного достоинства, личной чести». Эти личные качества Державина часто навлекали на него гнев сильных мира сего. Во время пугачевского бунта, несмотря на то что поэт принимал активное участие в его подавлении, выступая на стороне правительственных войск, главнокомандующий граф Петр Панин грозил повесить его вместе с Пугачевым. Было признано, что он «не достоин продолжать военную службу».
Новые служебные назначения (он был губернатором в Олонецке, в Тамбове, личным секретарем Екатерины II, министром юстиции при Александре I) почти всегда заканчивались катастрофически. Державину приходилось подавать в отставку и покидать свой пост со скандалом. Все это происходило из-за честного, прямого, вспыльчивого характера поэта. Для Державина в соответствии с представлениями XVIII в. поэзия была лишь отдыхом от служебных дел. И именно на время опал приходятся наиболее плодотворные в поэтическом отношении периоды его творчества.
Первые стихотворные произведения Державина появились в середине 1770-х гг. (1776) и написаны были в манере песен Сумарокова. Однако как оригинальный поэт-новатор Державин проявил себя уже во второй половине 1779 г. и в 1780-х гг., когда были написаны стихотворения «На смерть князя Мещерского», «Ключ», «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока», «Властителям и судиям» и др.
В стихотворениях Державина проявились черты нового стиля, они открыли новое художественное видение мира. Главное, в них определенно была высказана идея ценности личности, большое внимание уделено этическим проблемам, вопросам морали частного человека и общества.
Одним из важных произведений этой поры является ода «Фелица». Ода Г.Р. Державина была создана в 1782 г., и имела первоначальное название «Ода к премудрой Киргиз-Кайсацкой царевне Фелице, написанная некоторым мурзою, издавна проживающим в Москве, а живущим по делам своим в Петербурге. Переведена с арабского языка 1782 года». Опасаясь недовольства некоторых вельмож, Державин не предназначал оду для печати. Она стала известна благодаря О.П. Козодавлеву, который жил в одном доме с поэтом, выпросил оду на короткое время и прочитал на одном из обедов. Произведение вызвало всеобщее восхищение. Княгиня Е.Р. Дашкова, издававшая журнал «Собеседник любителей российского слова», в первой книжке этого журнала, не спрашивая Державина, поместила «Фелицу». Автор был вызван в Зимний дворец, представлен Екатерине II и пожалован золотой табакеркой с 500 червонцами. Императрица рассылала оду тем вельможам, на которых направлялась сатира оды, подчеркивая те строки, в которых заключался намек.
Название Екатерины Фелицей (лат. felicitas — счастье) навеяно одним из произведений императрицы, « Сказкой о царевиче Хлоре», сочиненной ею для маленького внука, будущего императора Александра I. В сказке рассказывалось о том, как царевна Фелица и ее сын Рассудок помогали Хлору найти розу без шипов — символ добродетели.
В оде Державина противопоставляются добродетельная и мудрая Фелица и непостоянный мурза, который, с одной стороны, представлен как собирательный образ екатерининского вельможи, с другой же — имеет конкретные черты многих вельмож эпохи. Мудрая Фелица изображалась не в торжественном, парадном виде, а в повседневной жизни, подчеркивались ее простота, трудолюбие, нелюбовь к развлечениям:
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом;
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем,
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь;
Подобно в карты не играешь,
Как я, от утра до утра...

В образе жизни мурзы Державин представил все виды занятий знаменитых вельмож екатерининской эпохи: военные победы и франтовство, гурманство Потемкина:
Преображая праздник в будни,
Кружу в химерах мысль мою:
То плен от персов похищаю,
То стрелы к туркам обращаю;
То, возмечтав, что я султан,
Вселенну устрашаю взглядом;
То вдруг, прельшаяся нарядом,
Скачу к портному по кафтан.
Или в пиру я пребогатом,
Где праздник для меня дают/.../
Там славный окорок вестфальский,
Там звенья рыбы астраханской,
Там плов и пироги стоят;
Шампанским вафли запиваю
И все на свете забываю
Средь вин, сластей и аромат.
Любовь к охоте и роговой музыке
С.К. Нарышкина:
...о всех делах заботу
Оставя, езжу на охоту
И забавляюсь лаем псов;
Или над Невскими брегами
Я тешусь по ночам рогами
И греблей удалых гребцов.
Любовь к простонародной литературе А.А. Вяземского:
То в книгах рыться я люблю,
Мой ум и сердце просвещаю,
Полкана и Бову читаю;
За Библией, зевая, сплю.
Свой собственный домашний быт:
А я, проспавши до полудни,
Курю табак и кофе пью/.../.
Иль, сидя дома, я прокажу,
Играя в дураки с женой;
То с ней на голубятню лажу,
То в жмурки резвимся порой...
Державин рассуждает о всеобщности описанного образа жизни мурзы, о трудности нахождения «пути добродетели прямого»:
Кто сколько мудростью ни знатен.
Но всякий человек есть ложь.
Не ходим света мы путями,
Бежим разврата за мечтами.
Между лентяем и брюзгой.
Между тщеславья и пороком
Нашел кто разве ненароком
Путь добродетели прямой.
Только мудрой Фелице открыт «путь добродетели»:
Тебе единой лишь пристойно.
Царевна, свет из тьмы творить;
Деля Хаос на сферы стройно,
Союзом целость их крепить;
Из разногласия — согласья
И из страстей свирепых счастье
Ты можешь только созидать.
Ода «Фелица» ломает рамки традиционных жанровых категорий классицизма, сливает в одно органическое целое оду и сатиру. Державин отказывается от всяческих правил и ограничений как классицизма, так и сентиментализма. В стихотворение органически входит образ автора, с его неповторимыми индивидуальными чертами, поэт создавал яркие индивидуальные характеристики героев, в его произведениях обилие конкретных намеков на явления жизни XVI11 в., он с большим вниманием относится к бытовым деталям.
Воспевание мудрой Фелицы составляет одну из важных тем творчества Державина, не случайно современники дали ему прозвание «Певец Фелицы». За одой «Фелица» последовали стихотворения «Благодарность Фелице», « Изображение Фелицы».
Высоким гражданским звучанием отличается сатирическое стихотворение Державина «Властителям и судиям» (1780, 1787), которое представляет собой переложение 81-го псалма. Поэт обращает псалом в гневное обличение «богов земных», которые забыли о своем долге:
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Однако цари не исполняют своего долга: «Не внемлют! видят — и не знают! Покрыты мздою очеса...» Державин углубляет (в сравнении с псалмом) тему несправедливости, делая неправду вселенской:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Высший, Божий суд над земными царями непременно должен свершиться, ибо правление их неправедное:
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!
В стихотворении «Властителям и судиям» обращение к Богу вызвано причинами социально-нравственного характера. В оде «Бог» поэт философски раздумывает о «начале всех начал», его величии, непостижимости:
О ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени предвечный.
Без лиц, в трех лицах божества!
Но к размышлениям Державина о Боге присоединяются раздумья о судьбе человека, его месте в мире. Кульминацией стихотворения является девятая строфа, в которой определяется глубокая суть человека:
Я царь — я раб, я червь — я — Бог!
Противоречия человека, совмещающего в себе и высокое, божественное, небесное, и низкое, ничтожное, земное, становятся одной из постоянных тем не только Державина, но и всей русской литературы. Не случайно эту строку державинского стихотворения можно услышать из уст героев романов Достоевского.
В 1804 г. Державин выпускает в свет сборник стихотворений «Анакреонтические песни». Над анакреонтическими стихами поэт работал преимущественно в 90-е гг. XVIII в. Источником поэтического вдохновения русского поэта был греческий лирик Анакреон, живший в VI в. до н.э. Его образ был одним из самых любимых в русской поэзии. Русских поэтов подкупали изящество, беззаботность, соединенная с житейской мудростью, — отличительные черты поэзии Анакреона. В александрийскую эпоху возникли стихотворения, подражающие Анакреону, — анакреонтика, написанные разными авторами в разное время. В анакреонтических стихах прославляются упоение жизнью, беззаботность, застольное веселье, чувственная любовь. Благодаря анакреонтике Анакреон стал одним из самых популярных поэтов Античного мира не только в русской, но и во всех европейских литературах. Часто позднейшие переводчики и подражатели Анакреона не отличали анакреонтику от творчества самого Анакреона.
Светлый мир поэзии Анакреона, образ самого жизнерадостного поэта и мудреца, презирающего шум света, был особенно привлекателен для Державина. В стихотворении «Венец бессмертия», посвященном Анакреону, он писал:
Цари его к себе просили
Поесть, попить и погостить;
Таланты злата подносили, —
Хотели с ним друзьями быть.
Но он покой, любовь, свободу Чинам, богатству предпочел...
Так же старался строить свою жизнь и Державин:
Что мне, что мне суетиться, Вьючить бремя должностей, Если мир за то бранится, Что иду прямой стязей.
В сборнике Державина представлены постоянные мотивы анакреонтики: радость любви, застольное веселье, красота природы, женская красота. «Этот новый и большой раздел поэзии Державина послужил для него выходом в радостный мир природы, позволил говорить о тысяче маленьких, но важных для человека вещей, которым не находилось места в системе жанров классицистической поэтики. Адресуясь к Анакреону, подражая ему, Державин писал свое, и национальные корни его поэзии проступают в анакреонтических песнях особенно ясно. Он не спорит с Анакреоном, как это делал Ломоносов, для гражданских мотивов творчества Державин оставляет другие жанры и в своих стихах создает небольшие поэтические картины, в которых запечатлевалась русская жизнь, выводились русские люди с подробностями их быта и поведения», — пишет исследователь А. В. Западов.
Среди произведений Державина встречаются не только те, которые внушены Анакреоном, но и стихотворения разнообразного характера, как правило веселого, легкого содержания. Однако некоторые стихотворения («Дар», «Тишина», «Свобода») имеют черты гражданской лирики, некоторые представляют собой глубокие размышления о назначении поэзии («Памятник»), о воинской славе русского народа и его полководцах («Снегирь»).
Стихотворение «Снегирь» (1800) написано в связи со смертью А. В. Суворова. В произведении представлен живой, яркий образ Суворова — полководца и человека. Державин воссоздает неповторимые черты его характера, поведения:
Кто перед ратью будет, пылая.
Ездить на кляче, есть сухари;
В стуже и в зное меч закаляя,
Спать на соломе, бдеть до зари.
Тысячи воинств, стен и затворов,
С горстью Россиян все побеждать?
Быть везде нерпым в мужестве строгом;
Шутками зависть, злобу штыком,
Рок низлагать...
Стихотворения из «Анакреонтических песен» представляли не дословные переводы или подражания античному оригиналу, а их переработку, переделку на русский лад. Для этого поэт обращается к русским песням и сказкам, использует народную лексику. Имена античных богов часто заменяются славянскими: Лель — бог любви, Зимстрела — весна, Лада — богиня красоты, Услад — бог роскоши. Образы народной поэзии возникают в стихотворениях «Амур и Пси-шея», «Приношения красавицам», «Стрелок», «Русские девушки», «Птицелов» и др. В стихотворении «Птицелов» Державин описывает шалости Эрота и прибегает к простонародной лексике:
Эрот, чтоб слабым стариком
Казаться, гуню1 вздел худую.
Покрылся белым париком
И,бороду себе седую
Подвеся, посох в руки взял
Пошел в лесу ловить дичину.
В стихотворении «Русские девушки», воспевая женскую красоту, Державин обращается к поэту Античности:
Зрел ли ты, певец тииский,
Как в лугу весной бычка
Пляшут девушки российски
Под свирелью пастушка;
Как, склоняясь главами, ходят,
Башмачками в лад стучат,
Тихо руки, взор поводят
И плечами говорят...
Как сквозь жилки голубые
Льется розовая кровь,
На ланитах огневые
Ямки врезала любовь;
Как их брови соболины,
Полный искр соколий взгляд,
Их усмешка — души львины
И орлов сердца разят?
Державин с уверенностью говорит Анакреону:
Коль бы видел дев сих красных,
Ты б гречанок позабыл,
И на крыльях сладострастных
Твой Эрот прикован был.
Создавая «Анакреонтические песни», Державин ставил задачу: «По любви к отечественному слову... показать его изобилие, гибкость, легкость и вообще способность к выражению самых нежнейших чувствований, каковые в других языках едва ли находятся». Он, например, пишет десять стихотворений, в которых не употребляет букву «р». Это «Анакреон в собрании», «Соловей во сне», «Желание», «Песнь Баярда», «Тишина», «Шуточное желание», «Кузнечик», «Бабочка», «Свобода», «Весна». Писал поэт эти стихи «для любопытных» и в доказательство «изобилия и мягкости» русского языка:
Я на холме спал высоком,
Слышал глас твой соловей,
Даже в самом сне глубоком
Внятен был душе моей:
То звучал, то отдавался,
То стенал, то усмехался
В слухе издалече он;
И в объятиях Калисты
Песни, вздохи, клики, свисты
Услаждали сладкий сон.
«Соловей во сне»
По словам Белинского, «Анакреонтические песни» Державина свидетельствовали об «артистическом сочувствии поэта к художественному миру Древней Греции». Некоторые из песен были положены на музыку и имели большую популярность в XVIII—XIX вв., например, «Кружка» («Краса пирующих друзей, забав и радостей подружка»), «Пчелка» («Пчелка златая, что ты жужжишь») и др.
Одним из самых известных стихотворений Державина является «Памятник», написанный в 1795 г. и первоначально озаглавленный «К Музе». Это произведение представляет собой вольное переложение оды Горация «К Мельпомене», которую до Державина переводил М.В. Ломоносов, а после — К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, А.А. Фет, В.Я. Брюсов и др.
Современники Державина издавна любили сравнивать его с Горацием. Так Пушкин поэтически представлял их вместе:
Питомцы юных граций
С Державиным потом
Чувствительный Гораций
Является вдвоем.
В стихотворении «Памятник» Державин впервые представляет себя, в первую очередь, как поэта, пишет о своих поэтических заслугах, выказывает уверенность в своем поэтическом призвании:
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид.
Главной темой стихотворения становится тема поэтического бессмертия, так как бессмертно само слово. Памятник, воздвигнутый поэтом, тверд, высок, стихии и время не могут сокрушить его. Поэт не умирает, часть его будет жить, пока жива Россия:
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь Славянов род вселена будет чтить.
Своими главными заслугами Державин считает то, что он создал «забавный русский слог» (т.е. новую стилистическую манеру), которым воспевал просвещенного монарха, рассуждал о важнейших вопросах бытия; что он обладал гражданской смелостью (высказывал царям истину, но резкость тона смягчена была улыбкой, шуткой) и сердечной простотой (т.е. отсутствием аффектации):
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
В стихотворении заметно стремление защитить положение поэта в обществе, отстоять свободу творчества. О себе как о поэте Державин рассуждает также во многих других произведениях, например в «Видении мурзы», «Храповицкому», «Мой истукан», «Лебедь», «Лирик» и др.
Стихотворение Державина явилось непосредственным литературным источником «Памятника» А.С. Пушкина. Державин и Пушкин, переводя Горация, говорили о себе, о том, что ими было сделано для литературы и своего народа.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Каким вы представляете себе характер Державина?
Как особенности личности поэта сказались на творческой судьбе поэта?
Каково значение оды «Фелица» для развития русской поэзии?
В каких стихотворениях поэта возникает образ Фелицы?
Каково идейное содержание стихотворения «Властителям и судиям»?
Какие стихотворения Державина философского характера вы знаете?
Что такое анакреонтические стихотворения? Каково содержание сборника Державина «Анакреонтические песни»? В чем заключаются художественные особенности стихотворений сборника?
Как нарисован образ Суворова в стихотворении «Снегирь»?
Каково идейное содержание стихотворения «Памятник»? Какие заслуги перед русским обществом и русской литературой Державин считал для себя основными?

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ И УСТНЫХ СООБЩЕНИЙ
Державин и русские поэты XVIII в. (Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков).
Образ Фелицы в поэзии Державина.
Философские взгляды Державина и их выражение в поэзии («На смерть князя Мещерского», «Бог», «Водопад» и др.).
Тема поэта и поэзии в творчестве Державина («Видение мурзы», «Храповицкому», «Мой истукан», «Лебедь», «Памятник», «Признание» и др.).
Тема воинской славы России в стихотворениях Державина («На взятие Измаила», «Осень во время взятия Очакова», «Снегирь» и др.).
«Говорящая живопись» в поэзии Державина (Державин как поэт-живописец).
Античные мотивы в творчестве Державина.

Сочинение


Гавриил Романович Державин - крупнейший русский поэт XVIII в. Родился в Казани, в семье мелкопоместных дворян. Образование будущий поэт получил слабое, поскольку обучался у церковников, немецкого каторжника в частной школе, после поступил в Казанскую гимназию, которую не окончил. С 1762 г. Державин поступает на службу и служит в течение 10 лет солдатом в гвардейском Преображенском полку. Первое время он жил в казарме со «сдаточными» солдатами из крестьян и наравне с ними выполнял самую черную работу. Вместе с полком участвовал в перевороте, возведшем на престол Екатерину II.

Служба была самым трудным периодом в жизни Державина. Находясь после смерти отца в крайне стесненном материальном положении, Державин пристрастился к карточной игре, сделался отъявленным шулером, повел распутную жизнь, совершил ряд уголовных проступков. Позднее, будучи офицером, Державин по собственному почину принял деятельное участие в усмирении пугачевского бунта в качестве члена секретной следственной комиссии. Деятельность Державина во время пугачевщины во многом загадочна. Сам он ставил себе в особую заслугу, что, имея возможность добиться «всего», чего бы ни захотел, не изменил Екатерине. Несмотря на это, он восстановил против себя высшее начальство: главнокомандующий хотел «повесить Державина вместе с Пугачевым». В дальнейшем будущий поэт поступил на гражданскую службу, достиг высоких чинов: губернатора, секретаря Екатерины II, сенатора, государственного казначея, наконец, министра юстиции. В 1803 г., ввиду резкой оппозиции либеральным тенденциям Александра I, был «уволен от всех дел» и последние годы жизни прожил в полном покое в Петербурге.

Деятельность Державина, который буквально из низов поднялся до министра юстиции, на самом деле представляла собой ряд побед и поражений, взлетов и падений.

Во время пугачевского бунта Державина признали «недостойным продолжать военную службу», а его пребывание в кресле губернатора закончилось отставкой и преданием суду. Следующей ступенью в карьере Державина стала должность царского секретаря, но в этой должности он долго не продержался. Императрица жаловалась на него, что он «не только грубил при докладах, но и бранился».

Правители, пришедшие после Екатерины (Павел, а потом Александр), подверти его опале «за непристойный ответ» и за то, что «он слишком ревностно служит».

Современники приписывали злоключения Державина его резкому, неуживчивому характеру («бранится с царями и не может ни с кем ужиться»). Сам Державин считал, что он страдает за свою неуклонную приверженность к «правде» всегда и во всем («я тем стал бесполезен, что горяч и в правде чорт»). На самом деле в истории служебной деятельности Державина резко сказались особенности того социального слоя бедного служилого дворянства, который в эпоху дворцовых переворотов, пугачевщины, временщиков с исключительной энергией выдвинулся в первые ряды класса, оттесняя родовитую знать, сделавшись главной «подпорой» незаконного екатерининского трона. Вся служебная деятельность Державина направлена по линии борьбы с родовитой знатью, «мишурными царями» (стародворянскими крупнопоместными феодалами) - борьбы, в которой он опирается на временщиков, «случайных» людей (Г. Потемкина, А. Зубова) и саму императрицу. Однако временщики для Державина были всего лишь более удачливыми представителями того социального слоя, к которому он сам принадлежал. Императрица всем своим самодержавным могуществом опять-таки была обязана поддержке социально подобного Державину дворянского «множества». Отсюда тот «якобинский» пафос независимости, личного достоинства, который наряду с необходимостью «толкаться в передней» у временщиков, готовностью ревностно служить своим пером императрице и ее «орлам» так свойственен Державину- царедворцу и Державину-поэту.

На свою литературную деятельность сам Державин склонен был смотреть преимущественно как на орудие в той борьбе, которую он вел, из бедности и низов пробиваясь к «почетным чинам», подымаясь к самому подножию трона. Если верить его собственным неоднократным заявлениям, все его стихи за самыми малыми исключениями носят неуклонно-попитический характер, все написаны «на случай», проникнуты острой злободневностью. Боясь, что они станут непонятными новому читателю, Державин впоследствии составил особый «ключ», подробный автокомментарий, в котором детально объяснил, что именно послужило целью или толчком к написанию той или иной вещи. По поводу одной из наиболее удаленных, казалось бы, от всякой злободневности од Державина, знаменитой религиозной оды «Бог», один из осведомленных современников замечал: «Нет строки, нет выражения в шуточных и важных стихотворениях Державина, которые бы были им написаны без намерения, без отношения к лицам или обстоятельствам того времени.

Екатерина и другие особы, для которых он преимущественно писал, понимали все это и умели ценить». Это замечание приобретает особый вес, если мы обратимся к датам биографии: 15 февраля 1784 г. Державин уволен князем Вяземским от службы. «Бог» напечатан 23 апреля того же года. 22 мая Державин получает важное назначение - олонецким губернатором. По-видимому, «Бог» был воспринят Екатериной как пламенный гимн самодержавию, и она, как всегда в таких случаях, поспешила щедро наградить своего «собственного автора» (поэт так и подписывал некоторые свои письма - «ее величества собственный автор»). И в трудных обстоятельствах Державин постоянно «прибегает к своему таланту». Служебная карьера Державина начинается знаменитой одой «Фелица», посвященной прославлению Екатерины, впервые после нее обратившей внимание на Державина и пожаловавшей ему табакерку, осыпанную бриллиантами, и 500 червонцев. Свое положение после отставки от губернаторства он поправляет новой одой ей же, называемой «Изображение Фелицы», и «возвращает себе благоволение» Павла I одой на восшествие его на престол и т. д.

Свои оды Державин определял как «пустяки», которые не представляют собой никакой ценности: «...все это так, около себя и важного значения для потомства не имеет: все это скоро забудут». Однако именно оды занимают важное место в его творчестве и выходят далеко за те служебные рамки, в которые он их поставил. Поэзия Державина является памятником русской литературы и екатерининской России.