Тема №1: Мир музыкальных звуков.

3 урок: Свойство музыкального звука: громкость, высота.

Цель урока: продолжить знакомить учащихся со свойствами музыкального звука – громкостью и высотой.

Задачи:

Образовательные:

Самостоятельно применять полученные знания,

Сравнение и сопоставление различных музыкальных произведений,

Актуализация жизненных и музыкальных впечатлений учащихся,

Вокально-хоровая работа,

Навыки игры на элементарных музыкальных инструментах,

Закрепление полученных знаний в игровой форме.

Воспитательные:

Эмоционально-целостное восприятие музыки,

Многообразие чувств и эмоций.

Развивающие:

Формирование общеучебных навыков:

Учебно-организационных,

Учебно-информационных,

Учебно-интелллектуальных,

Учебно-коммуникативных.

Проблема:

Что объединяет «динамит», «Динамо», «динамики»?

Знакомство с темой урока: На этом уроке мы поговорим об еще одном средстве передачи эмоций динамике (громкости) музыки .

Мы уже говорили, что музыкальная речь очень похожа на речь в нашем традиционном понимании. И одним из способов выражения своих эмоций (кроме темпа воспроизведения слов) является ещё один, не менее сильный – это громкость, с которой мы произносим слова. Нежные, ласковые слова произносятся тихо, команды, возмущение, угроза и призывы - громко. Как и человеческий голос, музыка тоже может и «кричать», и «шептать».

Как вы думаете, что объединяет взрывчатку под названием «динамит», спортивную команду «Динамо» и магнитофонные «динамики»? Все они происходят из одного слова – δύναμις [динамис], в переводе с греческого «сила». Вот и слово «динамика» происходит отсюда. Оттенки звука (или, по-французски, нюансы) называются динамическими оттенками, а сила музыкального звука называется динамикой.

Наиболее распространенные динамические нюансы, от самого тихого до самого громкого:

(на экране).

    pp – Pianissimo – пианиссимо – очень тихо

    p – Piano – пиано – тихо

    mp – Mezzo piano – меццо-пиано – в меру тихо

    mf – Mezzo forte – меццо-форте – в меру громко

    f – Forte – форте – громко

    ff -Fortissimo – фортиссимо – очень громко

Для указания ещё более крайних степеней громкости применяются дополнительные буквы f и p. Например, обозначения fff и ppp. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо», или «три форте» и «три пиано».

Сказка про кота.

Хочешь, расскажу тебе сказку про кота? Тогда слушай, каким он был и что с ним приключилось.

Жил кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот.

Очень тихо ( p ) всегда он ходил,

Громко(настойчиво кушать просил,

Да средне ( mf ) на печке храпел –

Вот вам и все, что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой,

Будто затеял с мышами он бой.

Громко( f ) крича, он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши тихо(p ) взмолились:

Ох, пожалей, пощади, сделай милость!

Тут негромко( mp ) воскликнул кот: «Броысь!»

И в рассыпную они понеслись.

А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что:

Мыши тихо( p ) вышли из норки.

Громко( f ) хрустя съели хлебные корки,

Потом, негромко( mf ) смеясь над котом,

Они ему хвост завязали бантом.

Василий проснулся, очень громко (ff ) чихнул,

К стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера громко(f ) над ним потешались.

Вот и вся сказка.

Иногда сама музыка подсказывает, как надо исполнять. Например, как вы споете колыбельную песню?

Вокально хоровая работа: разучивание и исполнение «Колыбельной» В. Моцарта.

Правильно – тихо. А как сыграть сигнал тревоги?

Да, громко.

Есть еще два знака обозначения динамики, с которыми Вам придется сталкиваться довольно часто. На мой взгляд, они немного похожи на птичьи клювы:

Эти значки обозначают постепенное увеличение или уменьшение громкости звука. Так для того, чтобы спеть погромче – птица открывает клюв пошире (<), а чтобы спеть потише – прикрывает клюв (>). Эти так называемые «вилочки» появляются под нотным текстом, а также и над ним (особенно над вокальной партией).

Рассмотрим на примере:


Высокие и низкие звуки:

Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино

Жила-была на свете одна девочка. Звали ее Нина. Как-то подарили ей пианино на день рождения, а она играть на нем не умела: вот и давай сту-чать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Рассердилась Нина и спать пошла, а когда уснула, приснился ей удивительный сон.

Будто дома она да кошка
И сидят они у окошка.

А за спиной: "Бум! Бум!"

Обернулась Нина, услышав шум,

Видит - пианино шагает,

Крышку, как рот, открывает.
А под крышкой клавиши в ряд,

Словно зубы стучат.

Вот-вот сердитое пианино

Проглотит девочку Нину.

Ой, как же она испугалась! Хотела убежать, да не может.

Тут кошка на клавиши - прыг!
И чудо случилось вмиг.

Мурка по клавишам идет,
А пианино поет, поет.

Мурка неслышно ступает,

И пианино ей ласково отвечает.

Тут второе чудо случилось -
Кошка вдруг говорить научилась:

"Мяу, все тебе расскажу.

Хочешь, секрет покажу!" -

Нине она говорит
И заглянуть в пианино велит.

Сама же хвостом виляет,

Клавиши лапками нажимает.

Налево Мурка пойдет -
Низким голосом пианино поет,

А если повернет правее -

Звуки все выше, нежнее.

Заглянула Нина в пианино и ахнула: к каждой клавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!

У струн коротких и тонких
Голос высокий и звонкий,

А чем толще, длиннее струна -

Тем ниже звучит она.

Клавишу Мурка нажимает -
Молоточек по струне ударяет,

Струна звенит, поет,

Мурка дальше идет.

Думает девочка Нина:
"Совсем нестрашное пианино.

Надо только его не бить,

Кулаками по нему не колотить,

А бережно клавиш касаться -

Вот оно и не будет кусаться".

Тут наступило утро, и сон прервался. Нина встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн.

Задание: Посмотри на рисунки и помоги животным отыскать своих детёнышей.

1. Вспомни, как располагаются на клавиатуре высокие и низкие звуки.

Игра на музыкальном инструменте: вызывать детей к фортепиано и предложить им найти «голоса» разных животных.

Итог: для любого музыкального произведения необходимы тембр, длительность, громкость и высота.

Рефлексия:

Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

Что у нас хорошо получилось?

В чем вы затруднялись?

Домашнее задание (по желанию): придумай историю или сказку с использованием высоких и низких звыков и динамических оттенков – громко (f ), тихо (p ).

Одна девочка родилась сразу очень упрямая. Едва появившись на свет, она тут же решила, что она самая умная, а все остальные все делают и говорят неправильно. Назвали девочку Ниной. Как только Нина научилась понимать, что ей говорят, она тут же принялась упрямиться. Стоило родителям обратиться к ней по имени:

Нина! - как девочка тут же упрямилась и говорила:

Ни-нина!!!

Родители пробовали объяснять:

Доченька, ты - Нина. Это твое имя.

Но упрямая девочка снова отвечала:

Ни-нина!!!

Родители и так, и сяк, а девочка знай себе твердит:

Ни-нина!!! Нинина!!! Нинина!!!

В общем, убедить ее в том, что она Нина, оказалось совершенно невозможным. Поэтому однажды родители устроили тайный семейный совет - на кухне. На тайном совете было решено сдаться и капитулировать: "Ладно, если она хочет быть Нининой, давай так и будем ее называть, - решили родители, - ничего другого нам все равно не остается".

И вот, с чувством большого облегчения, мама и папа позвали свою дочку:

На что девочка, разумеется, тут же ответила очень капризным голосом:

Ни-нининина!!!

И к тому времени, когда девочка доросла до школьного возраста, дома ее пытались называть длинным словом, которое мы здесь для экономии места продемонстрируем лишь частично. Слово выглядело примерно так:

"Нининининининини... нининининининина" - где точки стоят вместо большого количества одинаковых слогов "ни-ни".

**

Тем не менее в школу девочку записали не под этим редким именем, а так, как она значилась в документах, - Нина Синичкина. В школе все происходило примерно так же, как дома. Разница была в том, что в школе детей называют не только по имени, но и по фамилии. Поэтому, когда девочку называли Нина, она сразу возражала: "Нинина!!!"

А когда ее называли Синичкина, она отвечала: "Нисиничкина!!!"

Довольно быстро выяснилось, что девочку Нину вызывать к доске и вообще о чем-либо спрашивать весьма затруднительно. Ведь, прежде чем ученика о чем-нибудь спросить, к нему надо как-то обратиться. А когда обращались к упрямой Нине, то получалось, будто обращаются и не к ней.

Ей: "Нина", а она: "Нинина". Ей: "Синичкина", а она: "Нисиничкина".

Вот учителя Нину Синичкину ни о чем и не спрашивали.

Так что о том, как она училась, никому в школе известно не было. Тем более об этом ничего не знали Нинины родители. И по этой же причине мы не можем сказать, была ли она хорошисткой, отличницей, троечницей или двоечницей.

Все это длилось до тех пор, пока класс, где училась упрямая Нина, не стал изучать правила русского языка о правописании "не" и "ни". Нину учителя по традиции ни о чем не спрашивали, а вот ее одноклассников - спрашивали. И всем им пришлось эти правила аккуратненько выучить, чтобы не наполучать двоек.

А Нина сидела за партой с хорошистом Кочерыжкиным. Он, хотя и был хорошистом, примерным поведением не отличался. Так вот. Сидят как-то хорошист Кочерыжкин и упрямая Нина за своей партой, сидят, и вдруг Кочерыжкин говорит:

Слышь, Нина...

Нинина!!! - тут же перебила его Нина.

Кочерыжкин, который хорошо выучил, как и когда пишутся "не" и "ни", возьми да ответь:

Не "Ни", а "Не".

Упрямая Нина не стала возражать, потому что не поняла слов Кочерыжкина:

Что??? - спросила она.

Надо говорить не "Нинина", а "Не Нина", - пояснил Кочерыжкин.

Нина на всякий случай еще раз спросила:

Надо говорить "не", а ты говоришь "ни", когда споришь, как тебя зовут, - снова пояснил Кочерыжкин.

Тут Нина смекнула, что к чему и отчаянно закричала:

Ни НЕ, ни НЕ, ни НЕ!!! - и быстро-быстро затопала под партой ногами.

Хорошист Кочерыжкин, никогда не отличавшийся примерным поведением, не стал спорить, а просто схватил с парты свой учебник грамматики, да и треснул им упрямую Нину прямо по косматой голове: БУММ!!!

**

Неизвестно, как объяснить то, что случилось после этого. Скорее всего так. Хорошист Кочерыжкин неоднократно использовал свой учебник грамматики не только для изучения грамматики, но и в качестве боевого орудия. От многочисленных ударов о различные твердые головы в учебнике, очевидно, что-то расшаталось. Так что, когда Кочерыжкин "применил" свою "Грамматику" против Нины, все правила русского языка, которые были напечатаны в книге, высыпались со своих страниц и засыпались прямо в голову девочке.

Что касается самой девочки, то, получив учебником по бантику (у нее на макушке к волосам был привязан бантик), Нина сначала рассердилась, вдохнула побольше воздуха, чтобы закричать. Но в этот момент правила русского языка, рассыпанные по ее голове, уже начали действовать, и Нина вдруг поняла, что Кочерыжкин прав. Действительно, если надо возразить против того, как к ней обращаются, следует сказать "Не Нина", а вовсе не "Нинина".

То, что другой человек, а не только она сама, может быть прав, сильно удивило Нину. Она выдохнула обратно воздух и тихо сказала:

Спасибо.

А потом, отвернувшись от ошеломленного соседа, с интересом стала рассматривать, что пишет на доске учитель.

**

Надо ли говорить, что после описанных событий девочка Нина уже никогда не спорила, если ее называли Ниной, и вообще почти перестала упрямиться. Зато она стала часто поднимать на уроках руку, чтобы ее вызывали к доске, и сделалась почти круглой отличницей. И уж, разумеется, по русскому языку у нее были только пятерки.

Что касается родителей девочки, то когда они обо всем узнали, сразу же купили хорошисту Кочерыжкину новый учебник грамматики и с огромным удовольствием вручили ему огромную медаль (из чистого шоколада).

Хотя бить девочек учебниками по голове даже в воспитательных целях - это неправильно и непедагогично. Но ведь описанный здесь случай является очень особенным случаем. Так что обычные правила к нему совершенно не подходят.

Можно попросить Нину? - сказал я.

Это я, Нина.

Не твой. Тонкий. Ты огорчена чем-нибудь?

Не знаю.

- Может быть, мне не стоило звонить?

А кто говорит?

С каких пор ты перестала меня узнавать?

Кого узнавать?

Голос был моложе Нины лет на двадцать. А на самом деле Нинин голос лишь лет на пять моложе хозяйки. Если человека не знаешь, по голосу его возраст угадать трудно. Голоса часто старятся раньше владельцев. Или долго остаются молодыми.

Ну ладно, - сказал я. - Послушай, я звоню тебе почти по делу.

Наверно, вы все-таки ошиблись номером, - сказала Нина. - Я вас не знаю.

Это я, Вадим, Вадик, Вадим Николаевич! Что с тобой?

Ну вот! - Нина вздохнула, будто ей жаль было прекращать разговор. - Я не знаю никакого Вадика и Вадима Николаевича.

Простите, - сказал я и повесил трубку.

Я не сразу набрал номер снова. Конечно, я просто не туда попал. Мои пальцы не хотели звонить Нине. И набрали не тот номер. А почему они не хотели?

Я отыскал в столе пачку кубинских сигарет. Крепких как сигары. Их, наверное, делают из обрезков сигар. Какое у меня может быть дело к Нине? Или почти дело? Никакого. Просто хотелось узнать, дома ли она. А если ее нет дома, это ничего не меняет. Она может быть, например, у мамы. Или в театре, потому что на тысячу лет не была в театре.

Я позвонил Нине.

Нина? - сказал я.

Нет, Вадим Николаевич, - ответила Нина. - Вы опять ошиблись. Вы какой номер набираете?

А у меня Арбат - один - тридцать два - пять три.

Конечно, - сказал я. - Арбат - это четыре?

Арбат - это Г.

Ничего общего, - сказал я. - Извините, Нина.

Пожалуйста, - сказала Нина. - Я все равно не занята.

Постараюсь к вам больше не попадать, - сказал я. - Где-то заклиналось. вот и попадаю к вам. Очень плохо телефон работает.

Да, - согласилась Нина.

Я повесил трубку.

Надо подождать. Или набрать сотню. Время. Что-то замкнется в перепутавшихся линиях на станции. И я дозвонюсь. «Двадцать два часа ровно», - сказала женщина по телефону «сто». Я вдруг подумал, что если ее голос записали давно, десять лет назад, то она набирает номер «сто», когда ей скучно, когда она одна дома, и слушает свой голос, свой молодой голос. А может быть, она умерла. И тогда ее сын или человек, который ее любил, набирает сотню и слушает ее голос.

Я позвонил Нине.

Да, - сказал я. - Видно, наши телефоны соединились намертво. Вы только не сердитесь, не думайте что я шучу. Я очень тщательно набирал номер, который мне нужен.

Конечно, конечно, - быстро сказала Нина. - Я ни на минутку не подумала. А вы очень спешите, Вадим Николаевич?

Нет, - сказал я.

У вас важное дело к Нине?

Нет, я просто хотел узнать, дома ли она.

Соскучились?

Как вам сказать…

Я понимаю, ревнуете, - сказала Нина.

Вы смешной человек, - сказал я. - Сколько вам лет, Нина?

Тринадцать. А вам?

Больше сорока. Между нами толстенная стена из кирпичей.

И каждый кирпич - это месяц, правда?

Даже один день может быть кирпичом.

Да, - вздохнула Нина, - тогда это очень толстая стена. А о чем вы думаете сейчас?

Трудно ответить. В данную минуту ни о чем. Я же разговариваю с вами.

А если бы вам было тринадцать лет или даже пятнадцать, мы могли бы познакомиться, - сказала Нина. - Это было бы очень смешно. Я бы сказала: приезжайте завтра вечером к памятнику Пушкину. Я вас буду ждать в семь часов ровно. И мы бы друг друга не узнали. Вы где встречаетесь с Ниной?

Как когда.

И у Пушкина?

Не совсем. Мы как-то встречались у «России».

У кинотеатра «Россия».

Не знаю.

Ну, на Пушкинской.

Все равно почему-то не знаю. Вы, наверное, шутите. Я хорошо знаю Пушкинскую площадь.

Неважно, - сказал я.

Это давно было.

Девочке не хотелось вешать трубку. почему-то она упорно продолжала разговор.

Вы одна дома? - спросил я.

Да. Мама в вечернюю смену. Она медсестра в госпитале. Она на ночь останется. Она могла бы прийти и сегодня, но забыла дома пропуск.

Ага, - сказал я. - Ладно, ложись спать, девочка. Завтра в школу.

Вы со мной заговорили как с ребенком.

Нет, что ты, говорю с тобой, как со взрослой.

Спасибо. Только сами, если хотите, ложитесь спать с семи часов. До свидания. И больше не звоните своей Нине. А то опять ко мне попадете. И разбудите меня, маленькую девочку.

Я повесил трубку. Потом включил телевизор и узнал о том, что луноход прошел за смену 337 метров. Луноход занимался делом, а я бездельничал. В последний раз я решил позвонить Нине уже часов в одиннадцать, целый час занимал себя пустяками. И решил, что, если опять попаду на девочку, повешу трубку сразу.

Я так и знала, что вы еще раз позвоните, - сказала Нина, подойдя к телефону. - Только не вешайте трубку. Мне, честное слово, очень скучно. И читать нечего. И спать еще рано.

Ладно, - сказал я. - Давайте разговаривать. А почему вы так поздно не спите?

Сейчас только восемь, - сказала Нина.

У вас часы отстают, - сказал я. - Уже двенадцатый час.

Нина засмеялась. Смех у нее был хороший, мягкий.

Вам так хочется от меня отделаться, что просто ужас, - сказала она. - Сейчас октябрь, и потому стемнело. И вам кажется, что уже ночь.

Теперь ваша очередь шутить? - спросил я.

Нет, я не шучу. У вас не только часы врут, но и календарь врет.

Почему врет?

А вы сейчас мне скажете, что у вас вовсе не октябрь, а февраль.

Нет, декабрь, - сказал я. И почему то, будто сам себе не поверил, посмотрел на газету, лежавшую рядом, на диване. «Двадцать третье декабря» - было написано под заголовком.

Мы помолчали немного, я надеялся, что она сейчас скажет «до свидания». Но она вдруг спросила:

А вы ужинали?

Не помню, - сказал я искренне.

Значит, не голодный.

Нет, не голодный.

А я голодная.

А что, дома есть нечего?

Нечего! - сказала Нина. - Хоть шаром покати. Смешно, да?

Даже не знаю, как вам помочь, - сказал я. - И денег нет?

Есть, но совсем немножко. И все уже закрыто. А потом, что купишь?

Да, - согласился я. - Все закрыто. Хотите, я пошурую в холодильнике, посмотрю, что там есть?

У вас есть холодильник?

Старый, - сказал я. - «Север». Знаете такой?

Нет, - сказала Нина. - А если найдете, что потом?

Потом? Я схвачу такси и подвезу вам. А вы спуститесь к подъезду и возьмете.

А вы далеко живете? Я - на Сивцевом Вражке. Дом 15/25.

А я на Мосфильмовской. У Ленинских гор. За университетом.

Опять не знаю. Только это неважно. Вы хорошо придумали, и спасибо вам за это. А что у вас есть в холодильнике? Я просто так спрашиваю, не думайте.

Если бы я помнил, - сказал я. - Сейчас перенесу телефон на кухню, и мы с вами посмотрим.

Я прошел на кухню, и провод тянулся за мной, как змея.

Итак, - сказал я, - открываем холодильник.

А вы можете телефон носить за собой? Никогда не слышала о таком.

Конечно, могу. А ваш телефон где стоит?

В коридоре. Он висит на стенке. И что у вас в холодильнике?

Значит, так… что тут, в пакете? Это яйца, неинтересно.

Ага. Куриные. Вот, хотите, принесу курицу? Нет, она французская, мороженая. Пока вы ее сварите, совсем проголодаетесь. И мама придет с работы. Лучше мы вам возьмем колбасы. Или нет, нашел марокканские сардины, шестьдесят копеек банка. И к ним есть полбанки майонеза. Вы слышите?

Да, - сказала Нина совсем тихо. - Зачем вы так шутите? Я сначала хотела засмеяться, а потом мне стало грустно.

Это еще почему? В самом деле так проголодались?

Нет, вы же знаете.

Что я знаю?

Знаете, - сказала Нина. Потом помолчала и добавила: - Ну и пусть! Скажите, а у вас есть красная икра?

Нет, - сказал я. - Зато есть филе палтуса.

Не надо, хватит, - сказала Нина твердо. - Давайте отвлечемся. Я же все поняла.

Что поняла?

Что вы тоже голодный. А что у вас из окна видно?

Из окна? Дома, копировальная фабрика. Как раз сейчас, полдвенадцатого, смена кончается. И много девушек выходит из проходной. И еще виден «Мосфильм». И пожарная команда. И железная дорога. Вот по ней сейчас идет электричка.

И вы все видите?

Электричка, правда, далеко идет. Только видна цепочка огоньков, окон!

Вот вы и врете!

Нельзя так со старшими разговаривать, - сказал я. - Я не могу врать. Я могу ошибаться. Так в чем же я ошибся?

Вы ошиблись в том, что видите электричку. Ее нельзя увидеть.

Что же она, невидимая, что ли?

Нет, видимая, только окна светиться не могут. Да вы вообще из окна не выглядывали.

Почему? Я стою перед самым окном.

А у вас в кухне свет горит?

Конечно, а так как же я в темноте в холодильник бы лазил? У меня в нем перегорела лампочка.

Вот, видите, я вас уже в третий раз поймала.

Нина, милая, объясни мне, на чем ты меня поймала.

Если вы смотрите в окно, то откинули затемнение. А если откинули затемнение, то потушили свет. Правильно?

Неправильно. Зачем же мне затемнение? Война, что ли?

Ой-ой-ой! Как же можно так завираться? А что же, мир, что ли?

Ну, я понимаю, Вьетнам, Ближний Восток… Я не об этом.

И я не об этом… Постойте, а вы инвалид?

К счастью, все у меня на месте.

У вас бронь?

Какая бронь?

А почему вы тогда не на фронте?

Вот тут я в первый раз только заподозрил неладное. Девочка меня вроде бы разыгрывала. Но делала это так обыкновенно и серьезно, что чуть было меня не испугала.

На каком я должен быть фронте, Нина?

На самом обыкновенном. Где все. Где папа. На фронте с немцами. Я серьезно говорю, я не шучу. А то вы так странно разговариваете. Может быть, вы не врете о курице и яйцах?

Не вру, - сказал я. - И никакого фронта нет. Может быть, и в самом деле мне подъехать к вам?

Так и я в самом деле не шучу! - почти крикнула Нина. - П вы перестаньте. Мне сначала было интересно и весело. А теперь стало как-то не так. Вы меня простите. Как будто вы не притворяетесь, а говорите правду.

Честное слово, девочка, я говорю правду, - сказал я.

Мне даже страшно стало. У нас печка почти не греет. Дров мало. И темно. Только коптилка. Сегодня электричества нет. И мне одной сидеть ой как не хочется. Я все теплые вещи на себя накутала.

И тут же она резко и как-то сердито повторила вопрос:

Вы почему не на фронте?

На каком я могу быть фронте? - Уже и в само деле шутки зашли куда-то не туда. - Какой может быть фронт в семьдесят втором году!

Вы меня разыгрываете?

Голос опять сменял тон, был он недоверчив, выл он маленьким, три вершка от пола. И невероятная, забытая картинка возникла перед глазами-то, что было с мной, но много лет, тридцать или больше лет назад. когда мне тоже было двенадцать лет. И в комнате стояла буржуйка. И я сижу не диване, подобрав ноги. И горит свечка, или это было керосиновая лампа? И курица кажется нереальной, сказочной птицей, которую едят только в романах, хотя я тогда не думал о курице…

Вы почему замолчали? - спросила Нина. - Вы лучше говорите.

Нина, - сказал я. - Какой сейчас год?

Сорок второй, - сказала Нина.

И я уже складывал в голове ломтики несообразностей в ее словах. Она не знает кинотеатра «Россия». И телефон у нее только из шести номеров. И затемнение…

Ты не ошибаешься? - спросил я.

Нет, - сказала Нина.

Послушайте, - сказал я спокойно. Не вешать же трубку. - Сегодня двадцать третье декабря 1972 года. Война кончилась двадцать семь лет назад. Вы это знаете?

Нет, - сказала Нина.

Вы знаете это. Сейчас двенадцатый час… Ну как вам объяснить?

Ладно, - сказал Нина покорно. - Я тоже знаю, что вы не привезете мен курицу. Мне надо было догадаться, что французских куриц не бывает.

Почему? - Во Франции немцы.

Во Франции давным-давно нет никаких немцев. Только если туристы. Но немецкие туристы бывают и у нас.

Как так? Кто их пускает?

А почему не пускать?

Вы не вздумайте сказать, что фрицы нас победят! Вы, наверно, просто вредитель или шпион?

Нет, я работаю в СЭВе, Совете Экономической Взаимопомощи. Занимаюсь венграми.

Вот и опять врете! В Венгрии фашисты.

Венгры давным-давно прогнали своих фашистов. Венгрия - социалистическая республика.

Ой, а я уж боялась, что вы и в самом деле вредитель. А вы все-таки все выдумываете. Нет, не возражайте. Вы лучше расскажите мне, как будет потом. Придумайте что хотите, только чтобы было хорошо. Пожалуйста. И извините меня, что я так с вами грубо разговаривала. Я просто не поняла.

И я не стал больше спорить. Как объяснить это? Я опять представил себе, как сижу в этом самом сорок втором году, как не хочется узнать, когда наши возьмут Берлин и повесят Гитлера. И еще узнать, где я потерял хлебную карточку за октябрь. И сказал:

Не может быть! Очень долго ждать.

Слушай, Нина, и не перебивай. Я знаю лучше. И Берлин мы возьмем второго мая. Даже будет такая медаль - «За взятие Берлина». А Гитлер покончит с собой. Он примет яд. И даст его Еве Браун. А потом эсэсовцы вынесут его тело во двор имперской канцелярии, и обольют бензином, и сожгут.

Я рассказывал это не Нине. Я рассказывал это себе. И я послушно повторял факты, если Нина не верила или не понимала сразу, возвращался, когда она просила пояснить что-нибудь, и чуть было не потерял вновь ее доверия, когда сказал, что Сталин умрет. Но я потом вернул ее веру, поведав о Юрии Гагарине и о новом Арбате. И даже насмешил Нину, рассказав о том, что женщины будут носить брюки-клеш и совсем короткие юбки. И даже вспомнил, когда наши перейдут границу с Пруссией. Я потерял чувство реальности. Девочка Нина и мальчишка Вадик сидели передо мной на диване и слушали. Только они были голодные как черти. И дела у Вадика обстояли даже хуже, чем у Нины; хлебную карточку он потерял, и до конца месяца им с матерью придется жить на одну ее карточку, рабочую карточку, потому что Вадик посеял карточку где-то во дворе, и только через пятнадцать лет он вдруг вспомнит, как это было, и будет снова расстраиваться потому что карточку можно было найти даже через неделю; она, конечно, свалилась в подвал, когда он бросил на решетку пальто, собираясь погонять в футбол. И я сказал, уже потом, когда Нина устала слушать, то что полагала хорошей сказкой:

Ты знаешь Петровку?

Знаю, - сказала Нина. - А ее не переименуют?

Нет. Так вот…

Я рассказал, как войти во двор под арку и где в глубине двора есть подвал, закрытый решеткой. И если это октябрь сорок второго года, середина месяца, то в подвале, вернее всего лежит хлебная карточка. Мы там, во дворе, играли в футбол, и я эту карточку потерял.

Какой ужас! - сказала Нина. - Я бы этого не пережила. Надо сейчас же ее отыскать. Сделайте это.

Она тоже вошла во вкус игры, и где-то реальность ушла, и уже ни она, ни я не понимали, в каком году мы находимся, - мы были вне времен, ближе к ее сорок второму году.

Я не могу найти карточку, - сказал я. - Прошло много лет. Но если сможешь, зайди туда, подвал должен быть открыт. В крайнем случае скажешь, что карточку обронила ты.

И в этот момент нас разъединили.

Нины не было. Что-то затрещало в трубке. Женский голос сказал:

Это 148-18-15? Вас вызывает Орджоникидзе.

Вы ошиблись номером, - сказал я.

И были короткие гудки. Я сразу же набрал снова Нинин номер. Мне нужно было извиниться. Нужно было посмеяться вместе с девочкой. Ведь получалась в общем чепуха…

Это вы? - спросил я.

А, это ты, Вадим? Что тебе не спиться?

Извини, - сказал я. - Мне другая Нина нужна.

Я повесил трубку и снова набрал номер.

Ты сума сошел? - спросила Нина. - Ты пил?

Извини, - сказал я и снова бросил трубку.

Теперь звонить бесполезно. Звонок из Орджоникидзе все вернул на свои места. А какой у нее настоящий телефон? Арбат - три, нет, Арбат - один - тридцать два - тридцать… Нет, сорок…

Взрослая Нина позвонила мне сама.

Я весь вечер сидела дома, - сказала она. - Думала, ты позвонишь, объяснишь, почему ты вчера так себя вел. Но ты, видно, совсем сошел с ума.

Наверно, - согласился я. Мне не хотелось рассказывать ей о длинных разговорах с другой Ниной.

Какая еще другая Нина? - спросила она. - Это образ? Ты хочешь заявить, что желал бы видеть меня иной?

Спокойной ночи, Ниночка, - сказал я. - Завтра все объясню.

…Самое интересное, что у этой странной истории был не менее странный конец. На следующий день утром я поехал к маме. И сказал, что разберу антресоли. Я три года обещал это сделать, а тут приехал сам. Я знаю, что мама ничего не выкидывает. Из того, что, как ей кажется, может пригодиться. Я копался часа полтора в старых журналах, учебниках, разрозненных томах приложений к «Ниве». Книги были не пыльными, но пахли старой, теплой пылью. Наконец я отыскал телефонную книгу за 1950 год. книга распухла от вложенных в нее записок и заложенных бумажками страниц, углы которых были обтрепаны и замусолены. Книга было настолько знакома, что казалось странным, как я мог ее забыть, - если бы не разговор с Ниной, так бы никогда и не вспомнил о ее существовании. И стало чуть стыдно, как перед честно отслужившим костюмом, который отдают старьевщику на верную смерть.

Четыре первые цифры известны. Г-1-32… И еще я знал, что телефон, если никто из нас не притворялся, если надо мной не подшутили, стоял в переулке Сивцев Вражек, в доме 15/25. Никаких шансов найти тот телефон не было. Я уселся с книгой в коридоре, вытащив из ванной табуретку. Мама ничего не поняла, улыбнулась только проходя мимо, и сказала:

Ты всегда так. Начнешь разбирать книги, зачитаешься через десять минут. И уборке конец.

Она не заметила, что я читаю телефонную книгу. Я нашел этот телефон. Двадцать лет назад он стоял в той же квартире, что и в сорок втором году. И записан был на Фролову К.Г.

Согласен, я занимался чепухой. Искал то, чего и быть не могло. Но вполне допускаю, что процентов десять вполне нормальных людей, окажись они на моем месте, делали бы то же самое. и я поехал на Сивцев Вражек.

Новые жильцы в квартире не знали, куда уехали Фроловы. Да и жала ли они здесь? Но мне повезло в домоуправлении. Старенькая бухгалтерша помнила Фроловых, с ее помощью я узнал все, что требовалось, через адресный стол.

Уже стемнело. По новому району, среди одинаковых панельных башен гуляла поземка. В стандартном двухэтажном магазине продавали французских кур в покрытых инеем прозрачных пакетах. У меня появился соблазн купить курицу и принести ее, как обещал, хоть и с двадцатилетнем опозданием. Но я хорошо сделал, что не купил ее. В квартире никого не было. И по тому, как гулко разносился звонок, мне показалось, что здесь люди не живут. Уехали.

Я хотел было уйти, но потом, раз уж забрался так далеко, позвонил в дверь рядом.

Скажите, Фролова Нина Сергеевна - ваша соседка?

Парень в майке, с дымящимся паяльником в руке ответил равнодушно:

Они уехали.

Месяц как уехали на Север. До весны не вернуться. И Нина Сергеевна, и муж ее.

Я извинился, начал спускаться по лестнице. И думал, что в Москве, вполне вероятно, живет не одна Нина Сергеевна Фролова 1930 года рождения.

И тут дверь сзади снова растворилась.

Погодите, - сказал тот же парень. - Мать что-то сказать хочет.

Мать его тут же появилась в дверях, запахивая халат.

А вы кем ей будете?

Так просто, - сказал я. - Знакомый.

Не Вадим Николаевич?

Вадим Николаевич.

Ну вот, - обрадовалась женщина, - чуть было вас не упустила. Она бы мне никогда этого не простила. Нина так и сказала: не прощу. И записку на дверь приколола. Только записку, наверно, ребята сорвали. Месяц уже прошел. Она сказала, что вы в декабре придете. И даже сказала, что постарается вернуться, но далеко-то как…

Женщина стояла в дверях, глядела на меня, словно ждала, что я сейчас открою какую-то тайну, расскажу ей о неудачной любви. Наверное, она и Нину пытала: кто он тебе? И Нина тоже сказала ей: «Просто знакомый».

Женщина выдержала паузу, достала письмо из кармана халата.

«Дорогой Вадим Николаевич!

Одна девочка родилась сразу очень упрямая. Едва появившись на свет, она тут же решила, что она самая умная, а все остальные все делают и говорят неправильно. Назвали девочку Ниной. Как только Нина научилась понимать, что ей говорят, она тут же принялась упрямиться. Стоило родителям обратиться к ней по имени:

Нина! - как девочка тут же упрямилась и говорила:

Ни-нина!!!

Родители пробовали объяснять:

Доченька, ты - Нина. Это твое имя.

Но упрямая девочка снова отвечала:

Ни-нина!!!

Родители и так, и сяк, а девочка знай себе твердит:

Ни-нина!!! Нинина!!! Нинина!!!

В общем, убедить ее в том, что она Нина, оказалось совершенно невозможным. Поэтому однажды родители устроили тайный семейный совет - на кухне. На тайном совете было решено сдаться и капитулировать: "Ладно, если она хочет быть Нининой, давай так и будем ее называть, - решили родители, - ничего другого нам все равно не остается".

И вот, с чувством большого облегчения, мама и папа позвали свою дочку:

На что девочка, разумеется, тут же ответила очень капризным голосом:

Ни-нининина!!!

И к тому времени, когда девочка доросла до школьного возраста, дома ее пытались называть длинным словом, которое мы здесь для экономии места продемонстрируем лишь частично. Слово выглядело примерно так:

"Нининининининини... нининининининина" - где точки стоят вместо большого количества одинаковых слогов "ни-ни".

Понравилась статья - ?

Вы прочитали материал на тему: Сказка про упрямую девочку Нину

5 Май 2015 Опубликовано в разделе:

Comments are closed.

Новости

  • Новые публикации

      О том, что нужно создавать накопления, написано, уже не мало. С тем, что накопления у семьи должны Жизнь не стоит на месте, наши заработки постоянно растут, но, как, ни странно, денег не становится 1.Планирование расходов. Составлять план расходов на месяц. Не совершать покупок, если они отсутствуют Экономия нынче в моде, об Экономии говорит с трибуны президент страны, о том, что необходимо Экономить Трапляється, що фермер володіє відразу декількома ділянками землі, але вони маленькі й розрізнені.
  • На вопрос, не каждый ответит

      Тисячі років тому Земля була населена тваринами й рослинами, мало чим схожими на сучасні. Вони вимерли, але їхні сліди іноді можна зустріти у вигляді відбитків, кістяків, зліпків... Ці скам"янілості (або копалини залишки організмів) допомагають визначати відносний вік земних товщ і вивчати умови життя зниклих видів Зрештою, У Всесвіті є зірки, які перебувають так далеко від нас, що в нас навіть немає можливості довідатися відстань до них або встановити їхню кількість. Але як далека від Землі найближча зірка? Відстань від Землі до Сонця 150 000 000 кілометрів. Тому що світло рухається зі Всі рослини, що оточують нас на суші й під водою, становлять флору Землі. Це й дерева-велетні, і хирляві маленькі билини, і навіть мікроскопічні морські водорості. Ботаніка - дуже захоплююча наука Адже вона займається класифікацією нескінченно різноманітного рослинного миру. Невеликі рослини можна засушити й скласти з них Навіть у відкритому морі, далеко від землі, моряк може визначити місцезнаходження свого корабля. Але для цього йому необхідні секстант, годинник і карта. Астрономи точно визначили положення Сонця й зірок для кожної години доби й для всіх крапок земної кулі. За допомогою секстанта моряки (або льотчики) Жінка, виявляючись у цікавому положенні, починає замислюватися, Що можна вагітним? Адже одні говорять, що можна практично всі, інші ж розповідають про протилежний. І що ж робити, як підтримувати жіночу красу, якщо не зрозуміло, що можна робити, а що не можна? У цій статті ми Добре прожеванная й м"яка від слини їжа спускається долілиць по стравоходу в шлунок. Там вона змішується із травними хімічними речовинами й перетворюється в густий суп. М"яза проштовхують його в тонку кишку, де корисні шматочки їжі, називані живильними речовинами, виділяються й надходять у кров, щоб харчувати Усім відомий вовчок - іграшка, що при обертанні дуже довго не змінює свого положення. Крутится й крутится, поки сила тертя осі вовчка об підлогу або ІНШУ поверхню не сповільнить і не припинить обертання. Наукова назва вовчка гіроскоп. Він також швидко обертається, і його вісь теж

1. Проверка домашнего задания.

2. Устройство фортепиано. Объяснение понятий "высокие и низкие звуки" (знакомство с регистрами — "Сказка про девочку Нину..."). Педагог, показывая, как устроено фортепиано, заостряет внимание на различии высокого и низкого регистров. При этом невольно голос низкого, "толстого" звука у ребенка ассоциируется с толстой струной, а высокого, "тонкого" - с тонкой струной. Ребенок не только слышит, но и видит, почему голоса клавиш звучат все выше, тоньше, когда рука педагога, исполняя отдельные звуки, движется по клавиатуре вправо (в "Сказке про девочку Нину..." так движется кошка). И наоборот, звуки становятся ниже, толще, когда педагог играет те же звуки в обратном направлении.

3. Задание 2.

4. Посадка за инструментом.

5. Упражнение "Лебедь". Ученик переносит руки с середины клавиатуры к ее концам (и наоборот), делая при этом плавные, гибкие движения. Мягкие руки, спокойно касаются клавиш плоскими ладонями, а в момент поднятия кисти рук сгибаются, и пальцы, произвольно собираясь вместе, опус-
каются.

Задача упражнения состоит в том, чтобы ребенок почувствовал свободу, гибкость рук.

6. Слушание пьесы И. Кореневской "Дождик".

Перемена. Педагог рассказывает ребенку какой-либо сюжет и предлагает ему изобразить его звуками на клавиатуре.

Пример: "Гроза". Ребенок показывает, в какой части клавиатуры можно изобразить гром, капли дождя или радость появляющегося из-за туч солнца. После этого он вместе с педагогом импровизирует на фортепиано, создавая звуковую картину грозы. Помогут ребенку в этом приведенные ниже рисунки.

Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино

Жила-была на свете одна девочка. Звали ее Нина. Как-то подарили ей пианино на день рождения, а она играть на нем не умела: вот и давай сту-чать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Рассердилась Нина и спать пошла, а когда уснула, приснился ей удивительный сон.

Будто дома она да кошка
И сидят они у окошка.
А за спиной: "Бум! Бум!"
Обернулась Нина, услышав шум,
Видит - пианино шагает,

Крышку, как рот, открывает.
А под крышкой клавиши в ряд,
Словно зубы стучат.
Вот-вот сердитое пианино
Проглотит девочку Нину.

Ой, как же она испугалась! Хотела убежать, да не может.

Тут кошка на клавиши - прыг!
И чудо случилось вмиг.

Мурка по клавишам идет,
А пианино поет, поет.
Мурка неслышно ступает,
И пианино ей ласково отвечает.

Тут второе чудо случилось -
Кошка вдруг говорить научилась:
"Мяу, все тебе расскажу.
Хочешь, секрет покажу!" -

Нине она говорит
И заглянуть в пианино велит.
Сама же хвостом виляет,
Клавиши лапками нажимает.

Заглянула Нина в пианино и ахнула: к каждой клавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!

Клавишу Мурка нажимает -
Молоточек по струне ударяет,
Струна звенит, поет,
Мурка дальше идет.

Думает девочка Нина:
"Совсем нестрашное пианино.
Надо только его не бить,
Кулаками по нему не колотить,
А бережно клавиш касаться -
Вот оно и не будет кусаться".

Тут наступило утро, и сон прервался. Нина встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн.

Задание 2

Посмотри на рисунки и помоги животным отыскать своих детёнышей.

1. Вспомни, как располагаются на клавиатуре высокие и низкие звуки.

2. Сделанные дома карточки разложи на клавиатуре так: в левой части - карточки с изображением животных, у которых низкий голос, а в правой - у которых высокий голос.

Дождик


Кто идет там по дорожке?
Чьи я вижу тоненькие ножки?
Это за моим окошком
Вдаль уходит мокрый, грустный дождь.

Тучкою-зонтиком
Дождик накрылся,
С маленькой леечкой
С неба спустился.

Только собрался
Грядки полить он,
А из зонтика вода вдруг
Как польется на дорожку,
На цветы, на лук и на картошку.

Дождик погрустил немножко,
Взял подмышку зонтик и ушел.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выполни несколько раз упражнение "Лебедь".
2. Сделай рисунок к пьесе И. Кореневской "Дождик".
3. Принеси на следующий урок три разноцветных кружка: красный, оранжевый и жёлтый (сделать их нужно вместе с родителями). А также принести одну небольшую игрушку (машину, куклу, зайчика и т. п.).

Задание для родителей
К следующему уроку ребенок должен принести три разноцветных кружочка, которые потребуются для объяснения темы "Клавиши и клавиату-ра". Предлагается за каждой клавишей, а в дальнейшем и за каждой нотой, закрепить свой цвет, используя семь цветов радуги: ДО - красная, РЕ - оранжевая, МИ - желтая, ФА - зеленая, СОЛЬ - голубая, ЛЯ - синяя и СИ - фиолетовая.

Нарисуйте 8 кружков диаметром 10 мм. Попросите ребенка раскрасить их. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и черный. Можно использовать цветную бумагу.)

Полоску с разноцветными кружками следует наклеить на плотный кар-тон, аккуратно вырезать кружочки и дать ребенку на следующий урок три из них (красный, оранжевый, желтый).


© Все права защищены