Сочинение по тексту:

А.П. Чехов, или как он себя называл Антоша Чехонте - выдающийся русский писатель, классик мировой литературы рассуждает о проблеме бессердечного отношения к людям.

Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме автор рассказывает о домашнем учителе Егоре Алексеевиче Свойкине, который был тяжело болен и, получив от врача рецепт, обратился в аптеку. Провизор начал готовить лекарства, но он не пытался помочь, он лишь выполнял свою работу. На просьбу Свойкина ускориться он не отвечал, а когда больному не хватило шести копеек, он бессердечно отправил его домой.

Обратимся к произведению Виктора Астафьева «Людочка». Главная героиня выросла в деревне, среди нищеты и пьянства, жестокости и безнравственности. Она ищет спасение в городе, но будучи жертвой грубого насилия в обстановке всеобщего безразличия, Людочка кончает жизнь самоубийством.

В качестве личного примера можно привести множество ситуаций, так если человеку становится плохо и он будет не в силах идти, если он будет лежать посреди улицы, то практически все пройдут мимо, у него даже не спросят о случившейся проблеме.

В заключение хочу сказать, не стоит замыкаться лишь на своих проблемах и бедах, порой стоит обращать внимание на других, ведь это может стоить их жизни.

Текст А. П. Чехова:

(1)Был поздний вечер. (2)Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку.

(3)3а жёлтой, лоснящейся конторкой стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами, по всей видимости провизор. (4)Начиная с маленькой плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно выутюжено, вычищено и словно вылизано. (5)Нахмуренные глаза его глядели свысока на газету, лежавшую на конторке. (6)Он читал.

(7)Свойкин подошёл к конторке и подал выутюженному господину рецепт. (8)Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и, сделав лёгкий полуоборот головы направо, пробормотал:

—Через час будет готово.

—(9)Нельзя ли поскорее? — спросил Свойкин.—(10)Мне решительно невозможно ждать.

(11)Провизор не ответил. (12)Свойкин опустился на диван и принялся ждать.

(13)Свойкин был болен. (14)Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове бродили туманные образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. (15)Разбитость и головной туман овладевали его телом всё больше и больше, и он, чтоб подбодрить себя, решил заговорить с провизором.

—(16)Должно быть, у меня горячка начинается. (17)Ещё счастье моё в том, что я в столице заболел! (18)Не дай бог этакую напасть в деревне, где нет докторов и аптек!

(19)Провизор на обращение к нему Свойкина не ответил ни словом, ни движением, словно не слышал.

(20)Не получив ответа на свой вопрос, Свойкин принялся рассматривать строгую, надменно-учёную физиономию провизора.

«(21)Странные люди, ей-богу! — подумал он.— (22)В здоровом состоянии не замечаешь этих сухих, чёрствых физиономий, а вот как заболеешь, как я теперь, то и ужаснёшься, что святое дело попало в руки этой бесчувственной утюжной фигуры».

—(23)Получите! — вымолвил провизор наконец, не глядя на Свойкина.— (24)Внесите в кассу рубль шесть копеек!

—(25)Рубль шесть копеек? — забормотал Свойкин, конфузясь.— (26)А у меня только всего один рубль... (27)Как же быть-то?

—(28)Не знаю! — отчеканил провизор, принимаясь за газету.

—(29) В таком случае вы извините... (30)Шесть копеек я вам завтра занесу или в конце концов пришлю.

— (31)Этого нельзя! (32)Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите!
—(33)Свойкин вышел из аптеки и отправился к себе домой. (34)Пока учитель добирался до своего номера, он садился отдыхать раз пять. (35)Придя к себе и найдя в столе несколько медных монет, он присел на кровать отдохнуть. (Зб)Какая-то сила потянула его голову к подушке. (37)Он прилёг, как бы на минутку. (38)Туманные образы в виде облаков и закутанных фигур стали заволакивать сознание. (39)Долго он помнил, что ему нужно идти в аптеку, долго заставлял себя встать, но болезнь взяла своё. (40)Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошёл в аптеку и вновь беседует там с провизором.

—(По А.П. Чехову*)

Равнодушие и отзывчивость – это два противоположных явления, которые очень часто встречаются в нашей жизни. На улице нередко можно встретить человека, которому нужна помощь. Например, пожилой человек не в состоянии сам перейти через дорогу – равнодушный человек пройдёт мимо, а отзывчивый обязательно поможет ему. Нередко случается такое, что на улице кому-то становится плохо, равнодушные люди, видя это, обычно проходят мимо, а отзывчивые стараются помочь. В литературе также встречается немало добродушных персонажей, готовых протянуть руку помощи в трудную минуту. Наряду с ними встречаются и совершенно противоположные герои. Они эгоистичны, безразличны к окружающим, у них нет желания помогать людям, ведь они живут только для себя.

Равнодушный человек всегда пройдёт мимо. Именно о таких людях идёт речь в произведении Антона Павловича Чехова «В аптеке». В этом произведении мы знакомимся с тяжелобольным учителем, который с огромным трудом смог добраться до аптеки, где столкнулся с безразличием провизора. Печально, что такая проблема существует и по сей день. Как писал сам Чехов: «Равнодушие – это паралич души». Не оставайтесь равнодушными, ведь в беду можете попасть и вы, только представьте, что люди будут также молчаливо реагировать на ваше горе.

Яркий пример истинной отзывчивости мы наблюдаем в рассказе Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор». В произведении речь идёт об обедневшей семье, дети которой болеют и голодают. Отец семейства, не справляясь со всем этим грузом, решается даже на самоубийство. В трудный час мужчине повстречался доктор, который узнав о проблеме, сразу же начинает помогать семье. Этот поступок показывает нам, какие душевные и добросердечные дела могут совершаться самыми обычными людьми. Никогда нельзя думать только о себе. Вокруг есть немало людей, которые нуждаются в нашей помощи.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Равнодушие и отзывчивость» читают:

Поделиться:

Безразличие и бездушие человека, описанное Чеховым еще много лет назад, до сих пор постоянно встречается в жизни, а в последнее время намного чаще чем это было раньше. Миниатюра Чехова «В аптеке» впервые была напечатана в знаменитой «Петербургской газете в 1885г. Вероятно Антон Павлович специально выбрал это издание чтобы все читающие, возможно, увидели себя и смогли извлечь урок из этого рассказа и стать более внимательными и приветливыми к окружающим людям.

Героями рассказа стали шесть человек - это кассир, два фармацевта, провизор, мальчик и посетитель аптеки Егор Алексеич Свойкин. Из них можно выделить двух главных героев.

Егор Алексеич Свойкин - домашний учитель, который заболел и был счастлив что эта напасть произошла с ним в столице, а не в деревне, где нет докторов. Из этого можно предположить что Свойкин долгое время проживал в деревне, где и обучал ребят из обеспеченных семей. Свойкин представлен приличным человеком, который не любит обходиться без общения, довольно прост и небогат. Провизор же был высокомерным разутюженным господином с хмурым лицом и взглядом свысока. Бессердечие провизора уже изначально проявляется в нежелании помочь и поддержать больного человека, который пришел прямо от доктора и отвлек его от чтения газеты.

Все действие происходило в аптеке, где даже лестница была застелена дорогими коврами. Несмотря на весь этот лоск и дорогую обстановку никто из людей не должен обходиться с другими крайне бессердечно и проявлять это всем своим видом. Исходя из этого всего можно сделать вывод что автор данной миниатюры хотел донести до читателей обычную человеческую жизнь и какую роль мы в ней играем. Милосердие должно присутствовать в каждом и не важно какой пост ты занимаешь и кем работаешь, люди просто обязаны помогать друг другу пусть даже это связано с финансовыми отношениями. Жизнь любого из нас бесценна и неповторима. Мы должны ее прожить достойно, думая не только о себе и о своей выгоде, но и о близких и окружающих нас людях.

Прочитав рассказ приходится только догадываться что случилось с главным героем, очень хочется надеяться что он просто устал и заснул от бессилия, а возможно ему уже не понадобится помощь в виде лекарства на оплату которого не было достаточно всего шесть копеек. Очень жаль что фармацевт не пошел на уступки и не отпустил лекарство в долг. Оно очень было нужно заболевшему главному герою.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Отца в повести Детство Горького (отец Алеши) сочинение

    Звали отца Алеши Максимом Савватьевичем Пешковым. У Максима было доброе лицо, веселые, чистые глаза, темные густые брови, ласковые руки, длинные мягкие волосы. Отец носил простую деревенскую одежду

  • Моя бабушка заставляет меня кушать по утрам кашу. Она говорит, что завтрак является очень важным для организма. Благодаря завтраку у меня будет много сил и энергии на протяжении всего дне

  • Князь Верейский характеристика, образ в романе Пушкина Дубровский

    Кто знает, как сложилась бы судьба Марии Кирилловны Троекуровой, если бы однажды в своё имение, которое было по соседству с имением Троекурова, не заглянул князь Верейский. Это был его первый приезд в своё имение, а приехал он прямиком из заграницы.

  • Сочинение Подслушанный разговор книг в библиотеке 6 класс с прямой речью

    Было это осенним октябрьским днем. Я сидела в библиотеке и читала книгу, а рядом сидела моя подруга, играя в телефон. Она ждала меня, когда я дочитаю, и мы пойдем домой

  • Характеристика и образ Гаврилы в рассказе Челкаш Горького сочинение

    Гаврила является одним из центральных героев рассказа М.А. Горького «Челкаш». В раннем творчестве писателя основное место занимают романтические настроения. Нераздельная связь между человеком и природой, особое внимание к личности

В своем рассказе «Тоска» Чехов рисует безрадостную картину равнодушного города, который словно для усиления эффекта укрыт плотным снегом. В этом городе потерялся извозчик Иона. Он кого-то куда-то везет, на него кричат и ругают, он угодливо поддакивает седокам, а самого иону в это время сжигает острая тоска по умершему сыну.

И он испытывает непреодолимое желание с кем-нибудь поговорить, облегчить душу, рассказать о своей несчастье.

Но он видит только равнодушные кивки и слышит пустые фразы в ответ - никому на свете нет дела до его бед. Никто не пытается унять тоску Ионы. Усталый и почти без денег возвращается он на двор и там наконец находит свое утешение. Его лошадь стала тем единственным слушателем, которого смог найти Иона.

В мире равнодушия только с лошадью и остается говорить.

ЕГЭ 2018. Как написать итоговое сочинение - рассуждение Равнодушие и Отзывчивость по произведению Антон Павловича Чехова «Тоска»

Старый извозчик Иона в рассказе «Тоска» одинок и несчастен. Он целый день сидит под снегом и редкие пассажиры не могут отвлечь его от печальных мыслей.Его гложет тоска - уже неделя прошла с тех пор, как умер его сын.

Ионе хочется простого людского сочувствия, хочет, чтобы кто-нибудь выслушал его рассказ, кто-то поохал и поахал, кто-то проявил сочувствие, но вместо этого он везде натыкается на совершенное равнодушие.

Никому нет дела до старого извозчика и его беды. Военный пожимает плечами, помер и помер, веселые студенты сподобились на сочувственное «Все там будем», молодой извозчик просто лег спать. Равнодушное общество в котором очутился Иона не терпит сочувствия. Здесь каждый сам за себя и каждого беспокоят только его проблемы.

А что Иона?

Иона выходит к своей лошадке и только тут находит молчаливое сострадание и отзывчивость. Лошадка выслушивает все, что накопилось на душе Ионы и хочется верить, это хоть немного но помогло бедному старику.

О чем писать в сочинении Равнодушие и Отзывчивость по произведению «Тоска»

В произведении Тоска ярко показано людское равнодушие.

У главного героя, старика Ионы, который работает извозчиком, умирает сын.

Люди не хотят его слушать, и поэтому старик Иона разговаривает с лошадью.

Военный, который нанимает перевозчика, молодые люди, его следующие пассажиры, дворник… полнейшее равнодушие.

Дворник даже озлобляется на извозчика и гонит его прочь.

В результате Иону слушает только лошадка, и старик выговаривается ей, сам того не замечая.

Рассказ Тоска очень и очень ярко показывает людское равнодушие к проблемам других.

Рассказ «В аптеке» был напечатан в отделе «Летучие заметки» в «Петербургской газете» за 6 июля 1885 г. У рассказа был подзаголовок «Сценка». Издан под псевдонимом А.Чехонте. Чехов не включил миниатюру в полное собрание сочинений, а только в первое издание сборника «Пёстрые рассказы» (1886).

Литературное направление, жанр

«В аптеке» - газетная зарисовка, «летучая заметка», созданная Чеховым за пару часов. «Петербургская газета», где впервые был опубликован рассказ, была одним из первых истинно массовых печатных изданий в России, среди её постоянных читателей были и приказчики, и мелкие клерки, и врачи, и учителя, и фармацевты, и провизоры – и все они хотели видеть себя героями газетных рассказов.

Проблематика

Обезличивание человека в большом городе, полное безразличие людей друг к другу, сведение всех отношений к простым функциям (клиент – продавец и т.п.) и, как результат, нежелание слышать другого человека и вообще видеть в нём человека – большие проблемы этого маленького рассказа.

Герои рассказа

В рассказе два говорящих героя (учитель и провизор), один бессловесный (кассир) и ещё два персонажа с одной репликой у каждого («Ja!» - т.е. «Да!» по-немецки) – фармацевты.

Егор Алексеич Свойкин – домашний учитель. В рассказе отсутствует его портрет, он безлик. Да и возраст его читателям неизвестен и, по сути, не важен, ведь он весь свой век мыкается по богатым семьям, где детям требуется домашний учитель, и такая судьба, видимо, ждёт его до скончания лет. Свойкин заболел и пришёл в аптеку за выписанными доктором лекарствами. Обращаясь к провизору, он говорит о том, что ему повезло заболеть в столице, а не в деревне, «где нет докторов и аптек!» Из чего читатель должен сделать вывод, что Свойкину приходилось подолгу жить в деревне, обучая помещичьих детей. Впрочем, столица не помогает Свойкину решить проблему.

Безымянный провизор – человек из другого мира. Этот «высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и выхоленными баками», «маленькой плешью на голове» и «длинными розовыми ногтями» вместе со всем аптекарским персоналом олицетворяет для Свойкина «науку», «средневековье», ведь они пишут по-латыни и говорят по-немецки (на самом деле говорят только «Ja!», и очень возможно, что никаких других немецких слов не знают).

Сюжет и композиция

Свойкин прямо от доктора, поздним вечером, «чтобы не терять попусту времени», отправился в аптеку. После часового ожидания ему приготовили нужные лекарства, но у него не хватило шести копеек на их оплату. Провизор, несмотря на болезненный вид Свойкина, отказался подождать шести копеек до завтра и отправил за ними учителя домой. Придя домой, учитель нашёл несколько медных монет в столе, упал в бреду на постель и уснул. Рассказ заканчивается так: «Медяки высыпались из кулака, и больному стало сниться, что он уже пошёл в аптеку и вновь беседует там с провизором».

Таким образом, в этом «проходном» газетном рассказе намечены две важнейшие черты будущих шедевров чеховской малой прозы: благие намерения персонажа исполняются с точностью до наоборот (не хотел «терять попусту время», но время всё равно было потеряно); финал остаётся открытым (неизвестно, что случилось со Свойкиным наутро: выздоровел ли он и без лекарств, сходил ли снова в аптеку или, может быть, умер?).

Стилевые особенности

Основной стилевой приём рассказа – контраст между многословием Свойкина, который от нечего делать в ожидании лекарств пытается поговорить с провизором, и безмолвием провизора в середине рассказа. В начале рассказа герои буквально говорят на разных языках (провизор вслух читает рецепт по-латыни, фармацевты из двух разных углов отвечают ему по-немецки); в конце, замыкая рамку рассказа, герои «говорят на разных языках» в переносном смысле: учитель – о своей болезни, фармацевт – о том, что аптека не отпускает товаров в кредит.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение