К этому времени относится первая встреча русских с одним из потерпевших кораблекрушение японцев по имени Дэмбэй, то есть примерно в 1701 году Россия узнала о существовании такой страны как Япония. Дэмбэй был доставлен в Москву и получил аудиенцию у Петра I , после которой в 1705 году Пётр приказал открыть в Санкт-Петербурге школу японского языка , а Дэмбэя назначить её учителем. После этого на государственном уровне организовываются экспедиции по поиску морского пути в Японию, и в 1739 году корабли Шпанберга и Вальтона подошли к берегам провинций Рикудзэн и Ава. Полученные населением от русских серебряные монеты были доставлены в бакуфу , которое в свою очередь обратилось за консультацией к проживавшим в Японии голландцам. Те сообщили о месте чеканки данных монет, и таким образом Япония также узнала о существовании на севере от неё страны «Оросия» (Россия).

Русско-японская война

Японская интервенция на Дальнем Востоке

Довоенное время

Вторая мировая война

Послевоенное время

  • Прекращено состояние войны и установлены дипломатические и консульские отношения СССР с Японией; после подписания мирного договора СССР готов рассмотреть вопрос о возможности передачи Японии острова Шикотан и архипелага Хабомаи. То есть Япония подтвердила юрисдикцию СССР над всеми Курилами и Сахалином. Ратификация: Япония - 5 декабря, СССР - 8 декабря.

Территориальные претензии Японии включают, в том числе, претензии на южную группу Курильских островов

Япония и РФ

Политическое развитие Курильской проблематики

После распада СССР Российская Федерация унаследовала советско-японские отношения. Как и раньше, главной проблемой, стоящей на пути полноценного развития отношений между обеими сторонами, остался спор о принадлежности Курильских островов, мешающий подписанию мирного договора.

Экономическое сотрудничество

Экономическое сотрудничество России и Японии является одним из наиболее важных аспектов выгодных взаимоотношений двух стран. История развития экономических отношений стран развивалась параллельно подъему российско-японских отношений на более высокий уровень.

Первый важный шаг в налаживании экономических отношений был сделан в ноябре 1994 года: стороны договорились о создании Российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам, которую возглавляют заместитель председателя правительства России и министр иностранных дел Японии.

В ходе различных контактов между руководством стран был заключен ряд договоренностей по вопросам экономики. Наиболее рациональным будет осветить экономическую сторону переговоров В. Путина и Иосиро Мори, так как в ходе этих переговоров была подведена черта всем предыдущим контактам стран по экономическим вопросам. Итак, в ходе переговоров была подписана Программа углубления сотрудничества в торгово-экономической области между двумя странами. Этот документ определяет основные направления российско-японского сотрудничества в экономической сфере: поощрение взаимной торговли и японских инвестиций в российскую экономику, взаимодействие в освоении энергоресурсов Сибири и Дальнего Востока в целях стабилизации энергоснабжения в АТР, транспорт , наука и технологии, атомная энергетика, освоение космоса, содействие интеграции российской экономики в мирохозяйственные связи, поддержка экономических реформ России, включая подготовку кадров для рыночного хозяйства, и т. д.

Президент России подтвердил глубокую заинтересованность российской стороны в активизации экономического сотрудничества с Японией и предложил ряд новых крупных идей, реализация которых давала бы большие выгоды России и Японии, кардинально расширяла бы масштабы их экономического сотрудничества. Речь идет, в частности, о проекте строительства энергомоста Россия Япония, в рамках которого можно было бы экспортировать в Японию электроэнергию с электростанций на Сахалине и других районов Дальнего Востока, прокладке магистральных газопроводов в Японию и другие страны АТР с месторождений в восточной части России, строительстве тоннелей Япония Сахалин, что позволило бы связать Японию железнодорожным сообщением с Европой через Транссибирскую магистраль, и о некоторых других предположениях.

В целом, можно сказать, что экономические отношения России и Японии находятся в благоприятном положении и развиваются в сторону взаимовыгодного сотрудничества.

Австрия Албания Андорра Бельгия Болгария Босния и Герцеговина Ватикан Великобритания Венгрия Германия Греция Дания Ирландия Исландия Испания Италия Лихтенштейн Люксембург Македония Мальта Монако Нидерланды Норвегия Польша Португалия Румыния Сан-Марино Сербия Словакия Словения Финляндия Франция Хорватия Черногория Чехия Швейцария Швеция

Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Камбоджа Катар Кипр Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивы Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таиланд Турция Филиппины Шри-Ланка Япония

Алжир Ангола Бенин Ботсвана Буркина-Фасо Бурунди Габон Гамбия Гана Гвинея Гвинея-Бисау Джибути Египет Замбия Зимбабве Кабо-Верде Камерун Кения Коморские острова Демократическая Республика Конго Республика Конго Кот-д"Ивуар Лесото Либерия Ливия Маврикий Мавритания Мадагаскар Малави Мали Марокко Мозамбик Намибия Нигер Нигерия Руанда Сан-Томе и Принсипи Свазиленд Сейшелы Сенегал Сомали Судан Сьерра-Леоне Танзания Того Тунис Уганда ЦАР Чад Экваториальная Гвинея Эритрея Эфиопия ЮАР

Антигуа и Барбуда Багамы Барбадос Белиз Гаити Гватемала Гондурас Гренада Доминика Доминиканская Республика Канада Коста-Рика Куба Мексика Никарагуа Панама Сальвадор Сент-Винсент и Гренадины Сент-Китс и Невис Сент-Люсия США Тринидад и Тобаго Ямайка


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Русско-японские отношения" в других словарях:

    1) Р. я. д. 1855 о дружбе, торговле и границах подписан 7. II в Симоде уполномоченным России вице адмиралом Е. В. Путятиным и уполномоченными Японии Цуцуя Хизенно и Кавади Сайэменни. Активизировав в 40 50 х годах 19 в. свою политику на Дальнем… … Дипломатический словарь

    Посольство Японии в Калашном переулке (Москва). Российско японские отношения отношения между Россией и Японией на протяжении 300 лет, включающие также отношения между Советским Союзом и Японией. Содержание 1 Эпоха Российской империи … Википедия

    Договор 1855 о торговле и границах, подписан 26 января (7 февраля) в г. Симода Е. В. Путятиным со стороны России, Цуцуи Масанори и Кавадзи Тосиакира со стороны Японии. Согласно договору, состоявшему из 9 статей, устанавливались… … Большая советская энциклопедия

    Договор 1855 о торговле и границах подписан 26 янв. (7 февр.) в г. Симода Е. В. Путятиным, Масанори Цуцуи и Тосиакира Кавадзи. Договором устанавливались дипломатич. отношения между странами. Во владениях обоих гос в русские и японцы должны были… … Советская историческая энциклопедия

    Российско японские отношения … Википедия

    Археологические находки и исторические документы свидетельствуют, что со второй половины IV в. Япония поддерживала тесные связи с Азиатским континентом, а в течение нескольких последующих веков из Кореи в Японию приезжали большие группы людей,… … Вся Япония

    Русско японская война Верх: Корабль во время боя. Слева по часовой стрелке: японская пехота, японская кавалерия, два корабля российского флота, русские солдаты стоят над траншеей с убитыми японцами во время осады Порт Артура. Дата 8 февраля 1904… … Википедия

В период 1990-х гг. отношения России с Японией были для нашей страны центральными в АТР. Приоритетная роль Страны восходящего солнца для России объяснялась несколькими причинами. Как уже отмечалось, во-первых, Япония являлась высокоразвитой экономической державой, сотрудничество с которой отвечало интересам российской экономической модернизации, во- вторых, Япония была главным стратегическим союзником США в Азии, что делало ее полезной и для развития всего западного направления внешней политики России. Со своей стороны, Япония испытывала к России интерес как к альтернативному поставщику сырья и энергоносителей. Не менее важной для Японии была и роль России в качестве возможного противовеса Китаю как новой региональной сверхдержавы.

Российско-японские отношения в 1990-е гг. продолжились в рамках той линии, которая была намечена еще М.С. Горбачевым во второй половине 1980-х гг. Суть ее заключалась в попытках найти пути развития взаимных контактов, прежде всего в экономике, без серьезных политических уступок с обеих сторон. Важнейшей же проблемой двусторонних политических отношений был и до сих пор остается территориальный вопрос.

В своих отношениях с Россией Япония пыталась связать решение территориальной проблемы с развитием экономического сотрудничества. На руку японцам в этом вопросе были и распад СССР, и углубление экономического кризиса в российской экономике в начале 1990-х гг. По этой причине был перенесен первый официальный визит в Японию президента Б.Н. Ельцина. Намеченный на 1992 г., он состоялся только в октябре 1993 г. Его наиболее важным итогом стало подписание Токийской декларации, в которой Москва заверила Токио в том, что намерена положительным для Японии образом разрешить территориальный спор вокруг группы островов Хабомаи и островов Шикотан, Кунашир и Итуруп. Сроки решения территориальной проблемы при этом не оговаривались.

Хотел ли Б.Н. Ельцин дать импульс решению территориальной проблемы или только имитировал такое желание, до сих пор неизвестно. Но его визит, хотя и не привел к прорыву в отношениях, тем не менее, положительно сказался на развитии экономических связей двух стран. К 1995 г. объем двусторонней торговли достиг уровня 6 млрд долл. Имея положительное сальдо в торговле с Японией, Россия поставляла в эту страну сырьевые продукты, металл и энергоносители, а закупала машины и оборудование. В 1990-х гг. объем японских инвестиций в российскую экономику, однако, находится на достаточно низком уровне, и среди иностранных инвесторов по объему инвестиций Япония занимала только 11 место.

В 1997-1998 гг. уровень политических отношений несколько повысился - состоялись контакты лидеров двух стран сначала в Красноярске, а затем и в японском городе Кавана.

В ноябре 1997 г. во время встречи на высшем уровне в Красноярске был согласован «план Ельцина - Хасимото», предусматривавший расширение инвестиционного сотрудничества двух стран и содействие Японии реформам в Российской Федерации, которая выражалась в выделении кредитов под закупки Россией японских товаров. Несмотря на доверительный характер переговоров «без галстуков», прорыва в политических отношениях сторон снова не произошло, и мирный договор не был заключен. Прогресс в отношениях двух стран не состоялся в том числе и потому, что обострившиеся внутренние проблемы отвлекли лидеров России и Японии от решения двусторонних вопросов в пользу национальных.

Подводя итоги российско-японским отношениям в 1990-е гг., следует отметить, что в это время наметилось, во-первых, улучшение экономического климата этих отношений, а во-вторых, началось постепенное превращение спорных островных территорий в объект российско- японского взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества.

С избранием президентом России В.В. Путина политика России в отношении Японии стала более открытой. В отношении территориального вопроса Россия взяла на вооружение тактику, которую Япония много лет применяет в своих территориальных спорах с Китаем. Она выражается следующей формулой - «это наша территория, а вот вы у нас их оспариваете, у нас с вами проблемы нет, это ваша проблема». В плане сотрудничества стороны старались удовлетворить частные, нередко спонтанно возникающие интересы, которые, в конечном счете, распространились практически на все области, включая контакты по линии спецслужб и военных. «На японском направлении у России политика есть, но нет долгосрочной стратегии, в равной мере, как её нет и с японской стороны. И поэтому мы строим все наши взаимоотношения на решении текущих проблем» - отмечал в 2005 г. руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН

В. Павлятенко. Отсутствие такой стратегии - не ошибка политиков и дипломатов, а следствие низкого уровня доверия между странами как на уровне политических лидеров, так и на уровне простых граждан. В этом плане российско-японские отношения в чем-то напоминают отношения Японии и Китая - в экономике дела идут нормально, а в политике и на уровне межличностных контактов остается множество нерешенных вопросов. Таким образом, российско-японские отношения - это недоверительные отношения партнеров, которые вынуждены сообща решать вопросы, представляющие взаимный интерес.

Центральное место в двусторонних отношениях в 2000-е гг. занимала экономика. Встречи В.В. Путина с премьером Японии Е. Мори в 2000 и 2001 г., а также визит в Россию в январе 2003 г. японского премьера Д. Коидзуми подтвердили взаимное намерение углублять взаимное экономическое сотрудничество. Стороны стали осуществлять крупные проекты в области совместной разработки нефтегазовых месторождений в Сибири, Приморье и на Сахалинском шельфе. Японское правительство оказывало финансовое содействие в виде страхования торговли и выделения кредитов под эти проекты.

В 2004 г. объем товарооборота между странами достиг рекордного уровня, превысив 8,8 млрд долл. (на 48,4 % больше, чем в 2003 г.). Товарная структура российского экспорта в целом существенных изменений не претерпела. Основу экспорта традиционно составляли металлы, включая цветные и драгоценные (37 %), морепродукты (27 %), лесоматериалы (11 %). Заметно - в 2,3 раза - возросли поставки в Японию минерального сырья и топлива (угля и нефтепродуктов, удельный вес которых увеличился с 13 до 20 %). В импорте из Японии преобладали машины и оборудование: транспортные средства, дорожно-строительная техника, электробытовые товары и средства связи. В числе наиболее важных проблем российского экспорта в Японию - крайне низкая степень переработки поставляемого сырья и продовольственных товаров. В особенности это касается морепродуктов, в экспорте которых Россия ежегодно теряет сотни миллионов долларов из-за отсутствия мощностей на российском Дальнем Востоке по их глубокой переработке.

В ноябре 2005 г. состоялся официальный визит в Японию В.В. Путина, в ходе которого он отказался обсуждать с японскими политиками территориальный вопрос, отойдя, таким образом, от принципов Токийской декларации. Эта позиция российского лидера исходила как из возросшей экономической мощи страны, так и из-за неразберихи и разногласий между японскими политиками в территориальном вопросе. Смягчение японской позиции было вызвано прежде всего растущей мощью Китая, толкавшей официальный Токио к созданию системы региональных противовесов этой стране, с участием в том числе и России. По этим причинам твердая линия российского президента в территориальном вопросе была воспринята в Японии как данность и не повлияла ни на развитие экономических отношений двух стран, ни на решение японского правительства дать свое принципиальное согласие на вступление России в ВТО.

В 2005-2007 гг. особенно заметно улучшилось отношение крупного японского бизнеса к идее сотрудничества с Россией. В частности, автомобилестроительные компании «Ниссан» и «Тойота» приняли решение о строительстве в России автосборочных производств. Другие компании - «Мицуи», «Марубени», «Мицубиси», «Ниссё Иван», «Сумито- мо» также повысили свою активность на российском рынке. В основе этой тенденции лежит признание японским деловым миром факта укрепления политической стабильности, очевидного экономического прогресса России и предпринимаемых российским руководством мер по совершенствованию экономического законодательства. Вместе с тем японские бизнесмены продолжают говорить о проблемах российского налогового, валютного и финансового законодательств, неэффективности их исполнения.

Советский Союз всегда искренне стремился к мирным отношениям с соседними странами на Дальнем Востоке, в том числе и с Японией, что отвечало общим интересам. Однако миролюбивая политика СССР не находила отклика у правящих кругов милитаристской Японии.

Не прошло и полугода после Октябрьской социалистической революции, как японские вооруженные силы вторглись в пределы Приморья и Сибири. Более чем четырёхлетнее пребывание японских милитаристов на советском Дальнем Востоке сопровождалось преступлениями и зверствами интервентов, убийствами мирных жителей, казнями партизан, грабежами. Сжигались целые деревни, вырубались леса. Были угнаны советские суда, производился хищнический лов рыбы. Белогвардейцы захватили и переправили в японские банки 2,7 тыс. пудов золота А. П. Деревянко «Пограничный конфликт в районе озера Хасан в 1938 году». Владивосток. «Уссури». 1998, С. 5..

В октябре 1922 г. японские оккупанты были выброшены с советского Дальнего Востока. Настали мирные дни. Но осталось еще много нерешенных проблем: оккупация японцами южной части Сахалина, хищнический грабеж японскими промышленниками наших рыбных богатств, отсутствие нормальных политических и экономических отношении с Японией. Провал японской интервенции показал, что военный метод разрешения проблем советско-японских отношений несостоятелен. Дальновидным политическим деятелям Японии становилось ясно, что советское правительство, которое к тому времени уже установило отношения с рядом крупных капиталистических государств, в первую очередь -- с Англией и Германией, является силой, с которой необходимо считаться.

Все возрастающий нажим на японское правительство оказывало общественное мнение Японии: возник ряд обществ содействия сближению с Россией. В сентябре 1923 г. Японию постигло стихийное бедствие -- землетрясение, которое почти полностью разрушило японскую столицу.

Президиум ЦИК СССР принял постановление о выделении 200 тыс. руб. золотом, и в Японию на пароходе «Ленин» были отправлены медикаменты и продовольствие. И, естественно, этот акт доброй воли завоевал симпатии и поддержку широких кругов общественности Японии А. П. Деревянко «Пограничный конфликт в районе озера Хасан в 1938 году». Владивосток. «Уссури». 1998, С. 6.. Активную роль в деле сближения двух стран играл мэр города Токио -- виконт Гото Симпэй. Дальновидный политик -- Гото, опасаясь проникновения США на Дальний Восток, выступал за сближение с Россией уже вскоре после русско-японской войны. В те годы он был едва не самым выдающимся среди японских ораторов. Великолепно зная и чувствуя свою аудиторию, всегда умел произвести на нее впечатление.

Усилия Гото в пользу установления и развития советско-японских отношений отражали как популярность этих идей в народе, так и заинтересованность определенных деловых кругов, которые имели интересы на русском Дальнем Востоке. Несмотря на преклонный возраст, Гото проделал утомительно долгий путь в «красную столицу», так как был уверен, что будущее его родины во многом зависит от хороших отношений с Советским Союзом.

По его инициативе в феврале 1923 г. в Токио начались неофициальные советско-японские переговоры. И хотя они не дали каких-либо результатов, советская сторона смогла определить основные спорные вопросы и выяснить позицию японского правительства.

Ослабление Японии в результате решений Вашингтонской конференции и внешнеполитическая изоляция побудили все же японское правительство возобновить переговоры с СССР о нормализации отношений. В январе 1925 г. они завершились подписанием «Конвенции об основных принципах взаимоотношений». Вот. 1 этого документа указывалось, что между СССР и Японией устанавливаются дипломатические и консульские отношения. В соответствии с Протоколом «А», приложенным к Конвенции, японское правительство обязалось полностью вывести войска с Северного Сахалина к 15 мая 1925 г. Протокол «Б» был специально посвящен вопросу о концессиях. Правительство СССР заявило о готовности предоставить японским подданным концессии на эксплуатацию минеральных, лесных и других естественных богатств. Привлечение японского капитала должно было ускорить восстановление хозяйства Дальнего Востока. Спустя полгода в Японии были организованы 2 крупных общества с участием правительства -- Северосахалинское нефтепромышленное акционерное общество и Северосахалинское каменноугольное акционерное общество.

Прогрессивная общественность, деловые круги Японии активно поддерживали соглашение. Агрессивные же, антисоветские элементы откровенно выражали недовольство соглашением в печати и с трибуны парламента, заявляя, что переговоры представляют собой поражение японской дипломатии. Больше всего вызывала недовольство военщины необходимость вывести войска с Северного Сахалина. Командование армии считало войну с СССР неизбежной, а «потерю» Северного Сахалина -- ослаблением своих стратегических позиций. Агрессивную политику Японии против СССР поддерживали так называемые «новые» концерны, возникшие незадолго до Первой мировой войны. Они нажились на военно-инфляционной конъюнктуре во время войны, но оказались в трудном положении в период экономического кризиса.

В апреле 1927 г. известный милитарист генерал Гиити Танака сформировал новый кабинет. Приход к власти Танака означал, что в правящих кругах Японии взяли верх наиболее реакционные элементы. Известен пространный меморандум Танака, предоставленный императору в июле 1927 г., в нем излагалась агрессивная внешнеполитическая программа японского милитаризма.

В сложных условиях в то время приходилось работать в Японии советскому посольству и полпреду СССР в Японии Алексею Антоновичу Трояновскому (с 16 ноября 1927 г. - по 1933 год). Советское правительство поставило перед своими дипломатами четкую задачу: создать более здоровую атмосферу во взаимоотношениях с Японией и активно бороться против попыток военщины развязать войну против СССР. А реакционные японские газеты писали о «дьявольской руке Красной России», которая вторгается во внутренние дела страны. Они призывали следить за действиями русского посольства «дворца скрытого дьявола большевизации Японии».

Вокруг личности Трояновского также нагнеталось недоброжелательство. Газета «Заря» с провокационной целью писала: «Мы должны поздравить Японию, которая получила в подарок от своей соседки редкого в Советской России специалиста по разрушению Азии -- Трояновского». Не только реакционная пресса, но и отдельные политические деятели не переставали склонять на все лады «коммунизм», «красную опасность», называли Трояновского «опасной личностью». Советские дипломаты использовали любую возможность для того, чтобы довести до сведения и сознания широких слоев японского народа основные принципы внешней политики СССР.

На предложение советского полпреда заключить пакт о ненападении в марте 1928 г. (а такие предложения были сделаны советским правительством и в 1926, и в 1927 г.),-- ответ Танака был один: «Для этого еще не пришло время. События должны развиваться постепенно. Не будем торопиться. Если сразу слишком высоко забраться, можно и упасть А. П. Деревянко «Пограничный конфликт в районе озера Хасан в 1938 году». Владивосток. «Уссури». 1998, С. 8.». Г. В. Чичерин -- народный комиссар иностранных дел СССР -- называл Японию страной самой тонкой в мире дипломатии. И многие годы эта дипломатия была направлена на осуществление -- последовательными этапами -- широкой экспансии в бассейне Тихого океана.

К разработке планов военного нападения на СССР японская военщина приступила с 1928 г. Эти планы существенным образом отличались от обычных оперативных планов, составление которых являлось функцией генерального штаба. Планы войны против СССР «кодовое название -- Оцу» никогда не носили условного, теоретического характера, они всегда отличались конкретностью и тщательностью разработки. Мировой экономический кризис привел к серьезному обострению международной обстановки. В Японии сокращалось производство, росла безработица, ухудшалось положение трудящихся. Выход из кризиса японские правящие круги искали на путях экспансии. 18 сентября 1931 г. японские войска напали на Китай и предприняли оккупацию его северо-восточных провинций. Материалы Токийского процесса неопровержимо доказали: «как оккупация Манчжурии, так и вторжение в Китай исходили из конечной стратегической цели Японии -- войны против СССР». К разработке плана военного нападения на СССР японская военщина приступила с 1928 года. Эти планы существенным образом отличались от обычных оперативных планов, составление которых являлось функцией генерального штаба. Планы войны против СССР кодовое название -- «Отцу» никогда не носили условного, теоретического характера, они всегда отличались конкретностью и тщательностью разработки. Благодаря этим планам японцы намеревались захватить: Приморье, Приамурье, Забайкалье, Камчатку, Северный Сахалин и другие территории Дальнего Востока, и /МНР/ А. П. Деревянко «Пограничный конфликт в районе озера Хасан в 1938 году». Владивосток. «Уссури». 1998, С. 8..

«Антисоветская свистопляска» в Японии, как говорил полпред Трояновский, достигла своего апогея. Зашевелились и белогвардейцы, осевшие на Японских островах. В Токио пожаловал белогвардейский генерал Семенов. Агрессивные империалистические круги призывали правительство отбросить колебания и напасть на СССР, не откладывая дела в долгий ящик. Военный министр Араки утверждал, что рано или поздно война между Японией и СССР неизбежна, что страну надо готовить к этой войне.

Араки, убежденный фашист, был одним из активнейших участников оккупации советского Дальнего Востока. Деятельность советского посла он называл «интригами» и говорил своим приближенным, что не верит в откровенность русских, когда они надевают френч и цилиндр. Трояновскому удалось в октябре 1932 г. встретиться с Араки. Своим визитом Трояновский вызвал замешательство в кругах японской военщины, вынуждая ее менять наступательную тактику, лавировать. Укреплялось влияние реалистически мыслящих японских политиков, считавших войну против СССР ловушкой для Японии, в которую ее хотели втянуть заинтересованные западные державы.

Резко осуждая японскую агрессию против Китая, советское правительство в то же время стремилось не дать возможности милитаристским реакционным силам в Токио обострить отношения между СССР и Японией. Оно предприняло серию гибких дипломатических шагов, направленных на предотвращение новой антисоветской интервенции. Стараясь предотвратить, остановить дальнейшее развитие японской агрессии, советская дипломатия пыталась убедить правительство Чан Кайши в необходимости объединения усилий обоих государств.

31 декабря 1931 г., воспользовавшись проездом через Москву назначенного на пост министра иностранных дел Японии Иосидзава, НКИД предложил заключить советско-японский пакт о ненападении. Было заявлено, что СССР заключил пакты о ненападении и нейтралитете с Германией, Турцией, Афганистаном, парафировал пакт с Францией, что ведутся переговоры с Финляндией, Латвией, Эстонией и Румынией. «Мы будем связаны пактами со всеми соседями. Япония является единственным соседом СССР, который не заключил с ним пакта о ненападении и не ведет переговоров о таком пакте. Такое положение является ненормальным. Переговоры о пакте длительное время вел полпред Трояновский. Представители японского правительства всячески их затягивали, говорили о желательности заключения «союза» между Японией, СССР и Германией или же союза между Японией, СССР и марионеточным государством Маньчжоу-го».

Японское правительство дало ответ на советские предложения только спустя год. 13 декабря 1932 г. оно отклонило предложение о заключении пакта под предлогом того, что Япония и СССР являются участниками многостороннего пакта Бриана -- Келлога, и это делает излишним заключение специального пакта о ненападении. В качестве другого предлога приводилось соображение о том, что «еще не созрел момент для заключения пакта о ненападении». Весьма показательно то, что пакт о ненападении был отклонен японским правительством на другой день после опубликования сообщения о восстановлении отношений между СССР и Китаем. Японская дипломатия рассматривала подобный поворот событий как свое крупное поражение.

В дальнейшем советское правительство вновь поднимало этот вопрос. Однако Япония, бесповоротно вставшая на путь агрессии, постоянно имея в виду будущую войну против Советского Союза, отклонила мирные предложения. Дипломатия СССР вынуждена была проводить осторожную политику. Учитывая непрекращающиеся провокации японской военщины на КВЖД и желая лишить японских империалистов всякого повода спровоцировать войну, советское правительство в июне 1933 г. предложило Японии приобрести эту дорогу. 26 июня по этому вопросу начались переговоры, которые, однако, затянулись почти на два года. Они проходили в очень сложной обстановке, с большими перерывами, маньчжурская делегация, которой фактически руководили японцы, предложила явно несерьезную цену -- 50 млн. иен (20 млн. золотых рублей) А. П. Деревянко «Пограничный конфликт в районе озера Хасан в 1938 году». Владивосток. «Уссури». 1998, С. 10..

Конференция зашла в тупик и прекратила свои заседания. Отказываясь занять какую-либо конструктивную позицию в переговорах, власти Японии и Маньчжоу-го усилили бесчинства на КВЖД, порчу путей, налеты и т. п. В отчете полпредства СССР в Токио японская политика характеризовалась следующим образом: « 1933 год был одним из наиболее напряженных в советско-японских отношениях. Особенного напряжения эти отношения достигли осенью, когда японцы сделали попытку фактически захватить в свои руки КВЖД, и когда пропаганда войны с СССР со стороны японской военщины достигла наивысшего размера А. П. Деревянко «Пограничный конфликт в районе озера Хасан в 1938 году». Владивосток. «Уссури». 1998, С. 10.».

Советское правительство было вынуждено пойти на большие уступки, продав дорогу за цену намного ниже ее действительной стоимости ради сохранения мира на Дальнем Востоке. 23 марта 1935 г. было подписано соглашение о приобретении дороги властями Маньчжоу-Го за 140 млн. иен. Это было значительно меньше тех средств, которые в свое время были вложены русским правительством в строительство КВЖД.

После военного переворота в Японии в феврале 1936 г. отношения между Японией и СССР продолжали оставаться напряженными. Характеризуя эти отношения, нарком по иностранным делам СССР в беседе с японским послом в Москве Сигэмицу в декабре 1936 г. отмечал, что ни на одной границе СССР нет такого беспокойства, как на советско-маньчжурской За два года с 1936 по 1937 на границе СССР и захваченной японцами Маньчжоу-Го было зафиксировано 231 нарушение, из них 35 крупных боевых столкновений. А за 1938 год со стороны японской военщины было зафиксировано 40 случаев нарушения воздушного пространства СССР, совершено 124 нарушения на суше и 120 на море. За это время было спровоцировано 19 боевых столкновений. Пограничниками задержано 1754 агента японской разведки.. Особо надо отметить, подчеркивал нарком, набеги на советские территории, и упорный отказ Японии от заключения пакта о ненападении.

Если к этому добавить агитацию и пропаганду в японской прессе и книгах в пользу экспансии Японии за счет СССР, «то не приходится удивляться, что мы вынуждены были против воли, с большими материальными затратами сосредоточить большие военные силы на Дальнем Востоке в целях самозащиты».

Планируя войну против советского государства, японские милитаристы отдавали себе отчет в том, что Японии одной едва ли удастся нанести ему поражение. И поэтому они стремились найти себе союзника, что вполне совпадало и с планами гитлеровцев. Несмотря на серьезные предупреждения советского правительства 25 ноября 1936 г. Япония подписала с Германией так называемый «Антикоминтерновский пакт». В секретном соглашении, ставшем известным лишь в 1946 г. на Токийском процессе. Советский Союз был назван в качестве главной «цели» пакта. Прямым результатом заключения «Антикоминтерновского пакта» явилось резкое обострение советско-японских отношений. Не проходило ни одного месяца без того, чтобы в наших газетах не появилось два-три, а иногда 8-9 сообщений о нарушениях японской стороной нормальных взаимоотношений и вынужденных заявлениях и протестах со стороны советского правительства. В ноябре 1937 г. к «Антикоминтерновскому пакту» присоединилась Италия. Так было достигнуто политическое единство трех агрессоров.

В правительственных и военных кругах Японии усилилась подготовка «большой войны» против СССР. Главными элементами в ней были ускорение создания военного и военно-промышленного плацдарма в Манчжурии и Корее, расширение агрессии в Китае и захват наиболее развитых районов Северного, Центрального и Южного Китая. Программа была одобрена правительством генерала С. Хаяси, пришедшего к власти в феврале 1937 г. На первом же заседании правительства генерал Хаяси заявил, что «с политикой либерализма в отношении коммунистов будет покончено». Это означало, что Япония выбрала путь решительных действий в соответствии с условиями «Антикоминтерновского пакта». В японской печати стали появляться откровенно антисоветские статьи с призывами «к маршу до Урала» А. П. Деревянко «Пограничный конфликт в районе озера Хасан в 1938 году». Владивосток. «Уссури». 1998, С. 12..

Кабинет Хаяси вскоре был вынужден уйти в отставку, уступив место новому правительству во главе с принцем Ф. Коноэ, политическая платформа которого была открыто антирусской.

Советское правительство принимало энергичные меры, чтобы сохранить мир на дальневосточных границах. 4 апреля 1938 г. СССР предложил Японии мирным путем разрешить все спорные вопросы. Предложение не встретило положительного отклика со стороны Японии.

В мае-июне 1938 г. милитаристские круги Японии развернули широкую пропагандистскую кампанию вокруг так называемых «спорных территорий» на границе Маньчжоу-Го с Приморьем.

Таким образом, в рассматриваемый период правящие круги Японии стояли на платформе воинствующего антисоветизма и безудержной агрессии, что не могло не привести к обострению отношений между нашими странами.


Отношения между Советским Союзом (1922–1991) и Японией всегда были напряженными.

Страница: 1/4

Во-первых, обе страны были в противоположных лагерях во время холодной войны. Во-вторых, отношения были напряженными из-за территориальных конфликтов, касательно и Курильских островов, и Южного Сахалина. Эти две причины, а также ряд других небольших разногласий не давали обеим странам заключить мирный договор после Второй мировой войны, и даже сейчас ряд вопросов, в частности, касательно всё тех же т.н. «северных территорий» остаётся нерешенными.

Напряженность в японо-советских отношениях имеет глубокие исторические корни, которые появились ещё во времена гонки японской и российской империй за господство над северо-восточной Азией.

В 1993 году, около 50 лет спустя после конца Второй мировой войны, военное положение межу Японией и Россией всё ещё технически существовало из-за того, что правительство Москвы отказывалось все прошедшие годы подписать мирный договор 1951 года. Большим камнем преткновения во всех последующих попытках Японии установить двусторонние отношения на так называемой «подлинно стабильной основе» был территориальный спор в отношении Курил, которые также известны в Японии как «северные территории».

1922-1925 годы: признание Советского Союза

Плохие отношения между Советским Союзом и Японией, начиная с 1920-х и до конца 1940-х годов, возможно, были следствием победы японской стороны над императорской Россией, государством-предшественником Советского Союза, в Русско-японской войне 1904-1905 годов.

Кроме того, во время гражданской революции в России (1918-1921 годы) Япония (в качестве члена войск интервентов) заняла Владивосток и не покидала его вплоть до 1922 года, когда был основан Советский Союз.

В 1925 году, после нескольких лет переговоров между Японией и Советским Союзом, обе страны согласились, что Портсмутский договор (был заключён между Российской империей и императорской Японией и стал официальным концом Русско-японской войны) остается в силе до тех пор, пока ни будут пересмотрены другие соглашения и договоры между этими странами. Таким соглашением Япония формально признала Советский Союз.

1932-1946 годы: ухудшение отношений и война

После оккупации Манчжурии в 1922 году, Япония повернула свои военные интересы к советским территориям. Советско-японские отношения резко ухудшились в 1936 году. Это произошло из-за заключения Антикоминтерновского пакта между Японией и Германией в ноябре 1935 года, который был разработан в качестве обороны против международного коммунизма. Советский Союз отреагировал на это заключением Советско-монгольского соглашения о взаимопомощи в марте 1936 года.

Первый крупный советско-японский пограничный инцидент, так называемая битва у озера Хасан (1938 год), произошел в Приморье, недалеко от Владивостока. Часто происходили конфликты между Японией и Советским Союзом на границе с Манчжурией, далее они перешли в непровозглашенную войну, которая завершилась боем на реке Хальхин-Гол (1939 год) на границе Монголии и Манчжурии. Советский Союз решительно выиграл сражение и удержал Японию от дальнейших агрессивных действий в отношении себя во время Второй мировой войны.

В 1941 году, два года спустя после пограничной войны, Япония и Советский Союз подписали Пакт о нейтралитете. Позже в том же году Япония обдумывала расторжение пакта, когда нацистская Германия вторглась в Советский Союз, проводя операцию «Барбаросса» в начале Великой отечественной войны. Но она не стала этого делать в основном из-за поражения в сражении на Хальхин-Голе, даже несмотря на то, что вместе с Германией была участницей Тройственного пакта.

В апреле 1945 года, перед победой над нацистской Германией, Советский Союз аннулировал Пакт о нейтралитете, а после победы – объявил войну Японии в поддержку своих союзников во Второй мировой войне и начал операцию Августовский шторм. Вторжение началось 8-го августа 1945 года, ровно три месяца спустя после того, как Германия сдалась 8-го мая. Примечательно, что «Августовский шторм» начался между сбросом атомных бомб на Хиросиму (6-е августа) и Нагасаки (9-е августа). Решение Японии сдаться было принято перед серией масштабных советских атак в Манчжурии, на Сахалине и Курильских островах, но война продолжалась, и Советские войска запланировали вторгнуться на Хоккайдо задолго до другого вторжения союзников на Кюсю.

На фоне этих вторжений 56 островов Курильской цепи, включая южную половину Сахалина (т.е. «северные территории»), в 1946 году были включены в состав Советского Союза указом Президиума Верховного совета СССР. Этот декрет создал Южно-Сахалинскую область в Хабаровском крае Советского Союза. Эта аннексия никогда не была признана Японией и расторгла соглашение советско-японского мирного договора времён Второй Мировой войны и сделала невозможным появление более близких отношений между этими двумя государствами. Советский Союз отказался возвращать эти территории из-за страха перед тем, что такое действие могло воодушевить Китай предъявить свои территориальные требования СССР. Также Советский Союз использовал эти острова как часть противолодочной военной системы, защищая выход в Охотское море.

Следующая страница (2/4)

Переход к странице: [ 1 |

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Российско-японские отношения

К концу XX века российско-японские отношения достигли наиболее высокого уровня за всю их историю и продолжали активно развиваться в первые 9 лет XXI века. Это стало возможным потому, что с распадом СССР и началом реформ в России исчезла фундаментальная причина военно-политической и идеологической конфронтации с Японией, в предшествующие годы связанная с глобальным противостоянием на международной арене. Развитие двусторонних отношений соответствовало национальным интересам как России, так и Японии.

Так, улучшение отношений с Россией позволило Японии получить поддержку Москвы по вопросу о реформе ООН и расширения Совета Безопасности за счет включения в него Японии. А России улучшение отношений с Японией позволило снять возражения Токио или получить его поддержку для вхождения в качестве полноправного партнера в глобальные - «Большая восьмёрка», МВФ, ВТО - и региональные - АТЭС - институты взаимодействия и сотрудничества. Выгодным для обеих сторон оказалось и торгово-экономическое сотрудничество, наиболее яркими примерами которого стала реализация проекта «Сахалин-1» и начало работы над проектом «Сахалин-2», строительство и пуск завода по производству сжиженного газа на Сахалине, начало строительства трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан, строительство сборочных производств автомобильных компаний «Тойота» и «Ниссан» в западной части Российской Федерации, подписание соглашений в 2009 году о сотрудничестве в области ядерной энергетики и мирных ядерных исследований, а также мирного освоения космоса.

Опыт длительных переговоров с японской стороной по проблеме заключения мирного договора, а по существу по урегулированию территориального размежевания, т. к., совместная декларация 1956 года выполняет роль мирного договора между двумя странами, за исключением нереализованной 9-й «территориальной статьи», свидетельствует о том, что в обозримой перспективе достичь взаимоприемлемой договоренности чрезвычайно сложно, если вообще возможно. Расхождения сторон не просто значительны, а принципиальны. Не только японские правящие круги, но и общественность в подавляющем большинстве настроены считать позицию возвращения островов Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп, «незаконно отторгнутых от Японии после Второй мировой войны, обоснованной, справедливой и не подлежащей компромиссу».

Для любого японского главы правительства, политического деятеля, дипломата отступление от этой официальной позиции чревато потерей политической карьеры и общественным остракизмом. Вместе с тем в Японии имеется достаточно влиятельная группа политиков, представителей деловых кругов, ученых, журналистов, понимающих с точки зрения японских национальных интересов необходимость избавиться от жесткой привязки к американской политике, противостоять Китаю, налаживать конструктивные, разносторонние отношения с Россией. Особые надежды на улучшение двусторонних отношений и на поиск решения территориальной проблемы они связывают с избранием В.В. Путина на пост Президента Российской Федерации. Им оппонируют сторонники «принципиальной позиции» по территориальному вопросу, среди которых солируют руководители российского направления в МИД Японии, известные своим критическим настроем к России ученые-русоведы, а также СМИ консервативно-националистической ориентации (группа «Санкэй-Фудзи»).

Они исходят из того, что новых подходов России к территориальной проблеме при президенте В.В. Путине ожидать не следует, в лучшем случае будет повторено предложение обсудить 9-ю статью Совместной декларации 1956 года. При этом делаются предложения, что российская сторона может поставить вопрос о передаче островов Хабомаи и Шикотан в пользование Японии при сохранении над ними российского суверенитета.

Это повторяет реакцию в Японии на высказанное президентом В.В. Путиным в марте 2001 года в Иркутске предложение начать обсуждение 9-й статьи Совместной декларации 1956 года, которая привела к закреплению японской позиции «одновременное возвращение четырех островов» и к наказанию политиков и дипломатов, выступивших за проведение переговоров по формуле «два плюс два». Однако, в отличие от обстановки более чем десятилетней давности, в настоящее время картина складывается следующим образом. Растет число сторонников реалистичного подхода, они проявляют немалую активность, получают поддержку в прессе (газеты «Асахи», «Майнити», «Иомиури», «Нихон- кэйдзай»), среди научной общественности, деловых кругов. Все чаще высказывается мнение о бесперспективности отстаивания позиции в пользу получения четырех островов, тем более одновременного. Пробивается понимание того, что для Японии единственный разумный путь и к тому же наилучший к решению проблемы островов лежит через углубление сотрудничества с Россией в экономике и сфере обеспечения безопасности.

При этом предлагается определить новые ориентиры японской дипломатии с учетом относительного ослабления США, возвышения Китая, роста влияния азиатских государств, создания Россией Евразийского Союза и на его основе движения Москвы на Восток. Одним из основных ориентиров этой дипломатии должно стать создание «множественных отношений» с Россией, содействие ее продвижению в АТР.

В итоге можно будет рассчитывать на более выгодный компромисс с Россией по территориальной проблеме. Иными словами, следует создавать обстановку, при которой для российской стороны будет легче и обоснованнее пойти на уступку по территориальной проблеме.

В настоящее время Правительство Российской Федерации ставит приоритетной государственной задачей развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири, стремясь к их интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), который в последние годы стремительно идет по пути экономического роста. В решении этой задачи может способствовать Япония, являющаяся одной из крупнейших экономик мира и ближайшим соседом России по региону. Экономическое сотрудничество между РФ и Японией все больше укрепляется. На территории России размещены производства таких японских компаний, как "Тойота", "Ниссан", "Комацу", "Исудзу", "Судзуки", "Мицубиси". Долгосрочное партнерство сложилось между обеими странами в нефтегазовой сфере. Так, в Сахалинской области компания "Мицуи" участвует в проекте Сахалин-2 по добыче и производству сжиженного природного газа, который уже экспортируется в Японию и другие страны. Обе страны активно взаимодействуют сфере логистики, а также в области лесозаготовок и переработки древесины.

При этом снизились объемы вывоза на японский рынок российской необработанной древесины при заметном увеличении экспорта продуктов ее переработки. У России и Японии имеется большой потенциал для дальнейшего развития российско-японских экономических отношений. Это касается сотрудничества в пяти сферах модернизации экономики, представленных в 2010 году президентом РФ Дмитрием Медведевым и одобренных премьер-министром Японии Наото Каном.

К ним относятся энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии, технологии в сфере медицины, стратегические информационные технологии.

Как заявил Наото Кан, японские технологии и капиталы станут важным элементом совместного развития двух стран, в том числе в целях модернизации России.

На заседании российско-японской комиссии по научно-техническому сотрудничеству, состоявшемся в марте этого года, в план взаимодействия на 2010-2012 гг. уже включены проекты, связанные с этими пятью сферами.

К основным направлениям российской внешней политики в отношении Японии относится взаимодействие в области энергетики. В июне 2010 г. в Министерстве энергетики РФ состоялся "круглый стол", в заседании которого приняли участие представители государственных органов, предприятий топливно-энергетического комплекса, финансовых организаций России и Японии. В ходе мероприятия были обсуждены возможные направления сотрудничества в области угольной промышленности. Приоритетами взаимодействия являются совместное освоение угольных ресурсов, расположенных в Восточной Сибири (Элегестское угольное месторождение в Туве), совершенствование транспортной инфраструктуры для поставки высококачественного угля из России в Японию по железной дороге и морским путем, сотрудничество в области производства и поставок оборудования, используемого в угольной промышленности. При этом российская сторона подчеркнула необходимость развивать сотрудничество в области повышения энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии, что позволит совместно разрабатывать эффективные меры энергосбережения на угольных шахтах и разрезах.

Японские компании оказывают содействие в строительстве моста на остров Русский во Владивостоке, где в 2012 г. состоится форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Здесь же может получить дальнейшее развитие и дать положительные результаты сотрудничество японской корпорации "Мицуи" и российской компании "Русгидро" по строительству Дальневосточной ветряной электростанции. Таким образом, в России с большим эффектом может быть использован японский опыт по использованию альтернативных источников энергии. Перспективы сотрудничества в космической области были обсуждены представителями Минкомсвязи России и японской компании "Сумитомо" в ходе встречи, состоявшейся в конце сентября нынешнего года. Был согласован ряд вопросов по передаче технологий, проектированию и разработке полезной нагрузки для новых современных спутников связи в рамках проектов, реализуемых федеральной организацией "Космическая связь". По итогам мероприятия был подписан Меморандум о взаимопонимании, согласно которому передача технологий будет включать и предоставление рекомендаций по подготовке специалистов.

В последнее время наметилась активизация российско-японских торгово-экономических отношений в агропромышленной сфере. Так, в конце сентября 2010 г. состоялся II российско-японский конгресс по сельскому хозяйству, посвященный вопросам развития сотрудничества между двумя странами в агропромышленном секторе.

Япония, обладая ограниченными территориями, показывает пример, как при недостатке сельскохозяйственных земель можно выйти на самообеспечение продовольствием.

Японские технологии могут быть весьма полезными для России, которая имеет свободные площади и прилагает усилия для наращивания сельскохозяйственного производства. Правительство РФ со своей стороны начало поддерживать экспортеров российского продовольствия.

При этом на Дальнем Востоке создаются условия для экспорта российской пшеницы в Японию и дальше в Юго-Восточную Азию. Также обсуждается вопрос о создании совместного образовательного центра по изучению японского опыта, внедрению японских технологий, подготовке российских специалистов для работы на сельхозтехнике, поставляемой из Японии. Кроме того, перспективными для обеих сторон направлениями сотрудничества в сфере агробизнеса могут быть, например, совместное производство специальной пленки для тепличных хозяйств, создание агропарка в Ступинском районе Московской области, где могли бы быть представлены лучшие технологии и т. д.

Развивается сотрудничество между Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "Опора России" и руководителями ассоциаций поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и губернаторами японских префектур.

Так, в сентябре 2010 г. прошла в формате видеоконференции Международная инновационная конференция "Малый и средний бизнес Азиатско-Тихоокеанского региона. Интеграция на основе инноваций".

Таким образом, из всего вышеизложенного следует, что экономическое сотрудничество России и Японии продолжает активно развиваться и расширяться. А успешное совместное сотрудничество является залогом успеха и в других областях взаимодействия, включая политическую, в которой в настоящее время у двух стран имеются некоторые разногласия.

Выводы политический восточноазиатский дипломатия

Национальным интересам России отвечает поддержание дружеских отношений с Японией на максимально возможном высоком уровне.

В японской политической элите, несмотря на нестабильность внутриполитической обстановки и наличие определенных антироссийских настроений, прежде всего связанных с территориальной проблемой, в целом имеется консенсус в пользу развития отношений с Россией во всех отраслях. Возможности построения достаточно продвинутых, разносторонних, конструктивных отношений с Японией существуют.

Это доказала и практика российских отношений с Токио в конце 90-х годов прошлого столетия и начале этого века.

В то время Япония среди стран «семерки» занимала наиболее благоприятную позицию в отношении России (борьба с терроризмом на Кавказе, права человека, предоставление экономической помощи после дефолта, подключение России к АТЭС и т. д.).

Для реализации таких возможностей потребуется постоянная, упорная, инициативная и настойчивая работа с японской политической элитой, деловыми кругами, общественностью.

Необходимо иметь четко продуманную стратегию, действовать комплексно, с учетом всех взаимосвязанных факторов. В политической сфере весьма важно наладить и регулярно поддерживать контакты и диалог не только на высшем уровне и по линии внешнеполитических ведомств, но и со всем спектром японской политической элиты.

Последовательно наращивая двусторонние связи, повышая уровень взаимодействия, и Москва, и Токио способны укреплять свои позиции как в целом в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и в отношениях со своими главными партнерами - США и Китаем.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Первые контакты русских с Китаем. Российско-китайские отношения в различные исторические периоды. Основные направления российско-японского сотрудничества, проблема Курил. Особенности российско-корейских отношений, основные направления сотрудничества.

    курс лекций , добавлен 20.10.2010

    Роль России в системе военно-политических отношений. Характеристика сегодняшней глобальной военно-политической обстановки в мире. Внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации. Формирование пояса стабильности по периметру российских границ.

    реферат , добавлен 09.02.2010

    Высокая конфликтность российско-украинские отношений. Кризисное состояние двусторонних отношений в экономической сфере. Отношение к системе европейской безопасности - к НАТО. Нарастание разногласий между Россией и Украиной.

    эссе , добавлен 12.02.2007

    Понятие и основные этапы политического проектирования, специфика его информационного сопровождения. Проект Евразийского Союза в постсоветском пространстве. Информационное сопровождение политического проекта Евразийского Союза: основные риски и стратегия.

    дипломная работа , добавлен 13.01.2015

    Факторы, влияющие на изменение системы международных отношений на современном этапе. Нормативно-правовые акты, регулирующие российско-американское сотрудничество. История российско-американских отношений. Региональное партнерство.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2004

    Взаимодействие политической системы с социальной, экономической, идеологической, правовой подсистемами. Институциализация как процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, принципы существования политической организации. Типы политических систем.

    реферат , добавлен 11.01.2014

    Понятие, структура и функции политической сферы. Роль политических конфликтов в обществе, их функции, виды, этапы, процесс развития и протекания. Причины и динамика развития политических конфликтов в современной России, методы и способы их регулирования.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2013

    Политический режим как явление политической жизни и политической системы общества в целом. Порядок политических отношений, степень политической свободы, образ правления, функциональная характеристика. Классификационные критерии политических режимов.

    реферат , добавлен 25.07.2010

    Понятие, субъект и роль конфликта. Причины и стадии развития политических конфликтов. Классификация политических конфликтов. Пути разрешения политических конфликтов. Значение и места конфликта в политической жизни. Функции конфликтов.

    реферат , добавлен 06.09.2006

    Понятие, структура и функции политической системы Республики Беларусь. Основные признаки политических партий, тенденции их развития, роль в институтах власти и общества в странах Западной Европы и США. Этапы правового развития российской многопартийности.