Татьяна Ларина - главная героиня романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «милый идеал» поэта. Автор постоянно подчеркивает необычность своей героини. Она не обладает особой красотой, «казалась девочкой чужой» в семье, любит природу, близка к народным традициям, умеет любить искренне. Даже имя - Татьяна - не случайно: автор дал его своей героине не только из-за того, что оно «приятно, звучно», но и потому, что, по его мнению, оно связано со стариной, простым народом.
Татьяна - полная противоположность своей сестры Ольги. Она верна своему чувству, хотя Онегин и не ответил ей взаимностью. Даже его поведение на именинах (зная о чувствах Тани, Онегин заигрывает с Ольгой!), смерть Ленского по вине Онегина, разлука с ним - ничто не может заставить Татьяну разлюбить Евгения:
И в одиночестве жестоком
Сильнее страсть ее горит,
И об Онегине далеком
Ей сердце громче говорит.
Татьяна понимает, что должна ненавидеть Онегина («Она должна в нем ненавидеть Убийцу брата своего; Поэт погиб...»), но голос сердца сильнее голоса разума.
И вот однажды, гуляя по окрестностям, Татьяна приходит к дому Онегина, с разрешения прислуги «входит в дом пустой, Где жил недавно наш герой». Все в его кабинете: «И стол с померкшею лампадой, И груда книг, и под окном Кровать, покрытая ковром...» - «... все ей кажется бесценным, Все душу томную живит». Ежедневно наведываясь в дом Онегина, читая его книги,она «начинает понемногу... понимать:
Теперь яснее - слава богу - Того, по ком она вздыхать Осуждена судьбою властной: Чудак печальный и опасный, Созданье ада иль небес, Сей ангел, сей надменный бес, Что ж он? Ужели подражанье, Ничтожный призрак, иль еще Москвич в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов модных полный лексикон?.. Уж не пародия ли он? Домочадцы, видя состояние Тани, пытаются выдать ее замуж, но: « Всем наотрез одно и тоже: Нейду. И все грустит она, Да бродит по лесам одна». Не такова Татьяна, чтобы обманывать себя, она не пытается забыться, заведя новый роман, как сделала это Ольга. Даже понимая, что Онегин далек от ее идеала, она продолжает любить его.
И вот после того, как наша героиня отказала всем местным претендентам на ее руку и сердце, мать приняла решение везти дочь «в Москву, на ярмарку невест». Татьяну страшит эта поездка, она понимает, что далека от светской жизни:
На суд взыскательному свету
Представить ясные черты
Провинциальной простоты,
И запоздалые наряды,
И запоздалый склад речей;
Московских франтов и цирцей
Привлечь насмешливые взгляды!..
О страх! нет, лучше и верней В глуши лесов остаться ей. Но, послушная матери, Татьяна прощается с родными местами, и после долгой дороги оказывается в Москве, в гостях у старой тетки, «четвертый год больной в чахотке». В Москве Татьяне тяжело, она опять одинока и не понята родными:
Нехорошо на новоселье,
Привыкшей к горнице своей.
Под занавескою шелковой
Не спится ей в постели новой...
Ни ласки московских родственников, ни знакомства с кузинами не трогают ее. Она снова чужая, Как и прежде в деревне. «Младые грации Москвы» находят ее «странной, провинциальной и жеманной», но все же «дружатся с ней, к себе ведут, Целуют, нежно руки жмут, Взбивают кудри ей по моде и поверяют нараспев Сердечны тайны, тайны дев...». Но Татьяна не доверяет своей сердечной тайны и Новым подругам. Девушка пытается понять уклад светской жизни, но новое общество ей неинтересно:
Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно;
В бессвязной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки,
Хоть невзначай, хоть наобум;
Не улыбнется томный ум,
Не дрогнет сердце, хоть для шутки.
Татьяна как новое лицо привлекает внимание молодых людей, которые «про нее между собою неблагосклонно говорят». Таня и не стремится завязывать новые знакомства, не пытается произвести впечатление на новое окружение, она «не замечаема никем... Волненье света ненавидит; Ей душно здесь... она мечтой Стремится к жизни полевой, В деревню к бедным поселянам, В уединенный уголок... Туда, где он являлся ей». На фоне пестрой толпы наша героиня
Как величавая луна,
Средь жен и дев блестит одна.
С какою гордостью небесной
Земли касается она!
Как негой грудь ее полна!
Как томен взор ее чудесный!..
И вот кульминационный момент:
А глаз меж тем с нее не сводит
Какой-то важный генерал.
Читатель может лишь домыслить, как же будут развиваться события, так как автор на этом оставляет повествование о Татьяне и переходит к следующей, восьмой главе.
Что станет с Татьяной, как сложится ее судьба? Встретится ли она с Онегиным? Какую роль сыграет этот «важный генерал» в судьбе Татьяны? Такой прием позволяет автору удерживать внимание читателя.
Очутившись после отъезда хозяина в доме Онегина,Татьяна принимается за чтение книг в его деревенском кабинете."Но показался выбор их ей странен", - замечает поэт.
Удивляться этому не приходится.Провинциальная барышня,Татьяна была читательницей с запоздалыми литературными вкусами. Круг ее чтения составляли преимущественно романы второй половины 18 века.В этих романах, как уже говорилось, действовали герои благородные, добродетельные,верные законам долга и чести, способные совершить подвиг самопожертвования.В пылком воображении Татьяны все они " В единый образ облеклись,/ В одном Онегине слились".
Теперь же, в библиотеке Онегина,Татьяна находит совсем иные книги, о которых не подозревала. Это новинки европейской литературы, главным образом, творения писателей -романтиков: Байрона, Шатобриана, Бенжамена Констана и других - произведения,
В которых отразился век
И современный человек
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящем в действии пустом.
В отличие от романов Ричардсона и Руссо здесь господствовали герои холодные и опустошенные, разочарованные и эгоистичные, герои, совершающие преступления, творящие зло и наслаждающиеся злом. Неудивительно, что Татьяне " открылся мир иной " - трагически - противоречивый душевный строй современного человека.Открылся ей отчасти и характер самого Онегина. Ведь с особым вниманием читает она страницы, где встречаются на полях его замечания, " черты его карандаша " и где " Онегина душа / Себя невольно выражает / То кратким словом, то крестом, / То вопросительным крючком ".Татьяна начинает понимать: если и можно сравнить Онегина с литературными героями, то не с благородными и восторженными персонажами литературы минувшего века, а с холодными и скучающими героями литературы новейшей.Новейшая романтическая литература в библиотеке Онегина и вся обстановка его деревенского кабинета так же полно раскрывает его потаенный душевный мир, как раскрывает сон Татьяны ее собственную душу. Но в отличие от Онегина Татьяна имела возможность проникнуть на " заповедную территорию ", получить доступ к тайнам души своего избранника.
" Вход Татьяны в дом Онегина воспринимался как вход в его внутренний мир, в его душу!" -заметил А.Л. Слонимский.
Теперь - то, кажется Татьяне, она до конца поняла Онегина, разгадала его тайну: " Ужель загадку разрешила?/ Ужели слово найдено?" (имеется ввиду слово, зашифрованное в шараде).
Отныне он в ее глазах - " москвич в Гарольдовом плаще ", едва ли не пародия на героя времени. Как видим,Татьяна вновь связывает Онегина с определенным литературным типом. И вновь ошибается.Ибо разочарование Онегина,его хандра, его душевные муки непритворны и искренни (как вполне искренни и переживания самой Татьяны, почерпнутые как будто из французских романов).
С сюжетной развязкой романа первым связал эпизод чтения Белинский. «Посещения дома Онегина и чтение его книг, - писал он, - приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девочки в светскую даму».Само это перерождение,по мысли критика, - процесс двойственный: здесь и безусловный рост личности, и падение ее - отказ от священнейших прав ради «идола» светского мнения. Соответственно двойственен и акт сознания, пережитый в кабинете Онегина: Татьяна «поняла наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви». Но «это откровение произвело на нее тяжелое, безотрадное и бесплодное впечатление; оно испугало ее, ужаснуло и заставило смотреть на страсти как на гибель жизни, убедило ее в необходимости покориться действительности как она есть и если жить жизнию сердца, то про себя, в глубине своей души, в тиши уединения, во мраке ночи, посвященной тоске и рыданиям».
P.S.не "понила",а "поняла"