- 22.00 Кб

Дольменная культура Кубани.

Мы живем на благодатной земле. Кубань – это уникальная природная и историко-культурная территория, занимающая одно из первых мест в Российской Федерации по количеству памятников истории и культуры от эпохи палеолита до современности. На сегодняшний день известно почти о 100-тысячах объектов историко-культурного наследия, расположенных на территории Краснодарского края. Это памятники не только общероссийского, но и общеевропейского уровня.

На территории края известны не менее 2000 дольменов (погребальных сооружений эпохи поздней бронзы) – это значительная часть мирового наследия дольменной культуры. Дольмены занимают значительную территорию вдоль Черного моря почти на 500 км.

ДОЛЬМЕН (от бретонского tol - стол и men - камень) - это мегалитическое сооружение в виде огромного каменного ящика, накрытого сверху плоской плитой. Часто вес верхней каменной плиты достигает пару десятков тонн, а размеры - до десятка метров. Способ возведения и назначение дольменов сейчас не известны. Есть много разных версий по поводу их предназначения: места для жертвоприношений, антенны для приема телепатических сигналов из космоса…

Особенности дольменной культуры и начало её изучения. Научные исследования кубанских дольменов начинаются в конце XVII в., когда известный русский естествоиспытатель и географ Паллас впервые сделал подробные описания этих построек, найденных им на Таманском Полуострове. Правда, он несколько приуменьшил их возраст. Палласом были обнаружены в одном из дольменов несколько предметов более позднего времени, чем сами погребальные сооружения. Поэтому он датировал их временем греческой колонизации. Позднее исследованием дольменов занимались такие ученые как Тебу де Мариньи, Фредерик Дюбуа де Монпере, Фелицын, Веселовский и др. Полоса распространения кавказских дольменов простирается от Таманского полуострова до Абхазии в длину 480 км. Ширина её варьируется от 30 до 75 км. Дольмены расположены не бессистемно, обычно их можно встретить по бассейнам рек, и близ перевалов. Карта распространения дольменов при совмещении с картой простирания основных горных пород показала, что эти постройки располагались всегда там, где имелся удобный для их постройки материал. Всего по данным археологов на Кубани около 2500 дольменов.

Характер находок сделанный в дольменах позволяет сделать два вывода – это были погребальные сооружения т.к. в нетронутых дольменах найдены останки человеческих погребений (как правило кости присыпанные красной охрой) и предметы погребального инвентаря. – второй вывод - это несомненно культовые постройки, о чем свидетельствует их монументальность, астрономическая ориентация (некоторые исследователи делают вывод, что отверстия дольменов направлены на место захода солнца в определенные дни).

94 процента от всех кубанских дольменов - это наиболее распространенные плиточные дольмены, выполненные из пяти песчаниковых или известняковых глыб. У многих из этих дольменов обнаружена втулка - каменная пробка, «дверь», которая напоминает гриб. Вес одной плиты среднего дольмена составляет 4 - 7 тонн. Вес дольмена в целом достигает 25 и более тонн. Для обработки каменных плит использовали бронзовые, каменные и деревянные клинья. Перемещали плиты на катках. Сборка дольменов происходила при помощи лесов и рычагов, также было задействовано много людей.

Интересный и единственный в своем роде дольмен был найден в кургане на берегу реки Псынако в Туапсинском районе, возле поселка Анастасиевка. Место, на котором он стоит, еще в третьем тысячелетии до нашей эры было святилищем и использовалось для ритуальных действий. К дольмену ведет каменный коридор, перегороженный в нескольких местах крупными плитами. По предположению ученых, это символизирует небесный свод. В этой своего рода древней обсерватории изучались закономерности солнцестояния и велись наблюдения за луной.

Сейчас на территории Западного Кавказа известно более 2200 дольменов. Наиболее распространены сооружения плиточного типа, реже - монолиты, высеченные в скалах. Они снабжены отверстиями круглой или аркообразной формы, через которые покойника помещали в камеры. Наиболее древние дольмены отверстий не имели. Древнейшие дольмены содержали от одного до трех покойников, положенных скорченно и густо засыпанных красной охрой. Это были захоронения родоплеменных вождей. В эпоху расцвета дольменной культуры (первая половина II тысячелетия до н.э. появляются массовые захоронения в позе сидя.

Культура строителей дольменов. Археологические находки из дольменов и отдельных поселений позволяют говорить о высокой культуре их строителей. Это были племена, занимавшиеся земледелием и скотоводством, а в приморской полосе - морским промыслом; они прекрасно владели мастерством не только обработки камня, но и металла; умели лепить прочную глиняную посуду, скупо украшенную орнаментом. Эпоха существования дольменов на Северо-Западном Кавказе была временем, когда возникало имущественное неравенство, а род еще представлял собой сильную общественную организацию, хотя уже и разделившую между отдельными семьями свое некогда коллективное хозяйство, когда высокого уровня развития достигла строительная техника и получил распространение заупокойный культ.

Работа над дольменом. Крупные (плиточные, составные, монолитные, корытообразные, подковообразные) дольмены сооружали заранее: люди при жизни готовили себе и своим потомкам прочные усыпальницы. Для этой цели недалеко от поселения выбирали подходящее место. В ряде случаев отмечено размещение дольменов вблизи родников. Непременным условием выбора места для гробницы были, конечно, выходы песчаника и известняка. Эти породы залегают обычно слоями, что в определенной степени облегчало работу в каменоломнях. Выломку плит производили, вероятно, с помощью деревянных колышков, забивавшихся в ямки, выдолбленные по заранее нанесенному на поверхность скалы контуру. Колышки поливали водой: разбухая, они отламывали плиты необходимого размера. Плиты подвергали грубой обработке и перебрасывали с помощью катков, рычагов и веревок, большого числа людей, а также, возможно, тягловых животных на место установки. Затем обе стороны фасадной плиты и внутреннюю поверхность остальных плит, а также все закраины и соответствующие им пазы в боковых и покровной плитах подвергали тщательной обработке. Пазы обычно округлые или прямоугольные в сечении. Обработку эту производили с помощью тесловидных бронзовых орудий с довольно узких лезвием, мелкими сколами, оставлявшими ямки.

Изготовление пробки. Высокого искусства требовало изготовление пробки, которую украшали бороздками, выпуклинами и другими элементами. Расчет величины и формы плит, отверстий, пробок производили предварительно, что указывает на определенные математические знания: понятие о прямых углах, различных измерениях квадрата, окружности и т.д.

Как происходила установка дольмена. Установка самого дольмена происходила, вероятно, следующим образом. В пазы пола или в специально вырытые для этого в почве канавки устанавливали сначала, по-видимому, переднюю и заднюю, а затем боковые плиты. В вертикальное положение их приводили с помощью клиньев, рычагов и веревок и подпирали снаружи одной или двумя плитами с каждой стороны. Зафиксированные в таком положении стены, должно быть, засыпали снаружи до самого верха грунтом и камнем. Затем скорее всего по заднему склону насыпи втягивали покровную плиту, которая ложилась пазами внутренней стороны на специально подтесанные для этого верхние торцы стен. В тех случаях, когда дольмен имел составные стены, сложенные из плохо пригнанных плит или плит, не связанных системой пазов, что не позволяло стоять ему без сплошной опоры извне, насыпь оставляли. Эта схема сооружения больших плиточных и составных дольменов с помощью земляных насыпей может быть спорна, так как насыпь могла быть заменена накатом бревен или нагромождением камней. Не исключено, что здесь использовали какую-то специфическую, трудно реконструируемую пока систему рычагов и блоков.

Для чего строились дольмены. Сооружение больших дольменов, даже если предполагалось возможность использования теми, кто их сооружал, всех перечисленных выше орудий и приемов, требовало усилий такого большого коллектива, каким могла быть только родовая община. В то же время следует думать, что захоронения в дольменах удостаивались не все подряд члены рода, а лишь отдельные, избранные по каким-то признакам лица. Таким образом, можно сделать вывод, что дольменная группа - это, по-видимому, особое родовое кладбище, служившее в определенной степени, судя по жертвенным площадкам и другим атрибутам (чаши, углубления, солярные знаки и т.д.) одновременно для периодических молений и игравшее роль своего рода храмового комплекса.

Реконструкция погребального обряда в дольменах района города Сочи может дать следующую картину. Умершего оставляли в священной роще вблизи дольмена, где по истечению определенного времени в результате естественных превращений на площадке оставались лишь крупные кости. Тогда приступали к основному обряду, в котором, как можно полагать, главная роль принадлежала жрецу и его помощнику. Кости собирали, к ним присоединяли вещи покойного или пожертвования родственников, оружие, украшения, керамику с заупокойной пищей или питьем. На площадке перед дольменом жрец совершал жертвоприношение, разжигал костер, осуществлял и другие действия, что в сумме должно было предотвратить возможность выхода душ, уже заключенных в гробницу, наружу, когда жрец вынимал пробку. Затем помощник жреца проникал внутрь дольмена, ему подавали кости и вещи, которые он укладывал на свободное место у стены. На необходимость проникновения человека в дольмен при очередном захоронении указывает относительный порядок в расположении скопления костей и вещей в глубине дольмена, на расстоянии 1,5-2 м от отверстия. В ранних дольменах, где предполагается захоронения в сидячем положении вдоль стен, такое проникновение тем более необходимо.

Дольмены, овеянные легендами. Дольмены издавна привлекали внимание местного населения. О них складывались поэтические сказания и легенды, которые передавались из уст в уста, из поколения в поколение и дошли до наших дней. По адыгейскому преданию, в давние времена жили в горах племена карликов и великанов. Карлики не имели убежищ и не было у них достаточных сил, чтобы построить себе жилища. Оттого они и подвергались всяческим невзгодам бесприютной жизни: мокли под дождем, мерзли, зимой их засыпало снегом. Сжалились великаны и решили построить для карликов дома. Великаны были настолько сильны, что каждый из них мог выломать каменную плиту, и, взвалив ее на плечи, принести к месту постройки. Из четырех плит составлялся дом, покрывавшийся сверху пятой плитой. Вместо дверей великаны пробивали круглое отверстие, через которое карлики въезжали верхом на зайцах. И оттого адыги называли дольмены испун. Давно вымерло племя карликов, и нет уже великанов, а дома карликов все еще стоят. Такова легенда. Русское население называло дольмены "богатырскими хатками".

Дольмены Западного Кавказа много общего имеют с дольменами, расположенными в странах, идущих вдоль морских течений, которые идут в Средиземном море от Гибралтара, вдоль северного побережья Африки и заворачивают в Черное море. Из этого следует, что древние люди, носители дольменной культуры, могли прибыть на Кавказ по морю.

Крупнейшие из сохранившихся дольменов стоят в одиночку (дольмен близ моста, по которому шоссе Новороссийск- Сухуми пересекает реку Догуаб,- самый крупный в Геленджикском районе; дольмен в Гузерипле на реке Белой). Часто встречаются дольмены группами в 2-8 экземпляров, а иногда, попадаются целые некро-поли, насчитывающие сотни мавзолеев. Это, к примеру, кладбище в 260 дольменов на «Богатырской дороге» у станины Нопосвободной (в бассейне реки Белой), более 200 дольменов па Дегуакской поляне у станицы Даховской, 564 дольмена в бассейне реки Кизинки. Есть 2 обширных некрополя и в противоположном конце ареала (то есть области распространения) дольменов - в долине реки Абин, близ станицы Эриванской. В общей сложности на Северо-Западном Кавказе (в одиночку или группами) были отмечены в 174 пунктах.

Главная область распространения дольменов - это горная полоса Краснодарского края от Таманского полуострова до бассейна реки Ходзь (левого притока Лабы включительно). Кроме того, небольшие группы дольменов имеются в Абхазии, в окрестностях Пятигорска, в Карачаево-Черкесии и Крыму (причем относительно крымских мавзолеев в археологической литературе существуют различные мнения: считать ли их дольменами, или относить к разряду гробниц более поздних эпох). Больше нигде на территории бывшего советского союза дольмены не встречаются.

Итак, дольмены для Краснодарского края - это то же, что пирамиды для Египта. С этих каменных «скворечен» начинается доступная для науки история цивилизаций на Кубани, эти молчаливые надгробия органически вписались в горно-лесной ландшафт края и сделались неотъемлемой частью этого ландшафта. Казалось бы, каждый кубанский дольмен должен быть предметом неустанного попечения, заботливой охраны и высококвалифицированной популяризации, тем более что огромное количество дольменов было ограблено и разрушено в конце прошлого века, в эпоху возникновения предгорных станиц, когда песчаниковые плиты стены и крыши гробниц пошли на изготовление мельничных жерновов, молотильных катков, были использованы как материал для мощения дворов и возведения построек. Но и сегодня дольмены часто становятся жертвой невежества и бескультурья: их ломают из любопытства, покрывают надписями, коптят дымом кострищ, разбирают на камень. Виновниками оказываются и местные жители, находящиеся вблизи дольменов во время лесоразработок, полевых работ, охоты, и варвары, почитающие себя «туристами»; последние нередко используют эти драгоценные памятники старины в качестве силомеров, разрушая их бесцельными ударами. Причиной этого является, безусловно, недостаточная осведомленность о дольменах.


Краткое описание

Мы живем на благодатной земле. Кубань – это уникальная природная и историко-культурная территория, занимающая одно из первых мест в Российской Федерации по количеству памятников истории и культуры от эпохи палеолита до современности. На сегодняшний день известно почти о 100-тысячах объектов историко-культурного наследия, расположенных на территории Краснодарского края. Это памятники не только общероссийского, но и общеевропейского уровня.

КУЛЬТУРА ДОЛЬМЕНОВ 49.

Эта так называемая мегалитическая культура распространилась по крымскому и кавказскому побережьям Черного моря. Дольмен северокавказского типа - строение со стенами из грубого камня и крышей из плоских каменных блоков. Он служил домом не для живых, а для мертвых, которых обычно оставляли в сидячем положении с расставленными на полу ногами. Горшки и различные орудия были обнаружены помещенными рядом со скелетом. В больших дольменах обнаружены несколько скелетов; они, возможно, служили склепами для всего семейства. В большинстве случаев дольмены располагались группами, как бы составляя родовое поселение мертвых. Происхождение этой культуры - спорный вопрос. В течение позднего неолита и раннего бронзового века она распространилась по всей передней Азии и средиземноморскому побережью, на севере достигая Британии, Дании и Южной Швеции. Наиболее вероятно, что путь экспансии дольменов на Северном Кавказе и в Крыму начался в Транскавказском регионе. В этом случае мы можем предположить миграцию людей, построивших дольмены, от передней Азии до северочерноморского побережья.

Из книги История России. ХХ – начало XXI века. 9 класс автора Волобуев Олег Владимирович

§ 40. КУЛЬТУРА КОНТРАСТЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. Период конца 50-х – начала 60-х гг. воспринимался многими современниками как возрождение отечественной художественной культуры. Большое значение в подъеме литературного творчества и повышения его социальной роли имели

автора

§ 6. КУЛЬТУРА Слово «культура» происходит от лат. cultura - «возделывание», «воспитание», «образование», «почитание». Однако понятие «культура» шире дословного перевода этого слова: под культурой понимается вся совокупность духовных и материальных ценностей.Древнерусское

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

§ 6. КУЛЬТУРА Особенности периода. Развитие культуры зависит от происходящих в стране процессов, а они во второй половине XIX в. определялись реформами Александра II. Косвенным результатом их проведения стало увеличение потребности в образовании и духовной пище. Наряду со

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

§ 6. КУЛЬТУРА Культура в 20-е гг. Культура 20-х гг. являла собой движение разнородных, противоположных потоков. Еще продолжался творческий расцвет представителей Серебряного века, воспевавших метание души. Максимально благоприятный период наступил для многочисленных

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Культура Крупнейшим достижением финикийской культуры является алфавитная система письменности, которая появилась в Финикии в XIII в. до н. э. Значительное развитие торговли требовало появление такой простейшей системы письменности, которая позволяла бы самым быстрым

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

КУЛЬТУРА Русскую культуру XVII в. часто характеризуют, заимствовав выражение И. Хейзинги, как «осень Средневековья». В этот период светские элементы культуры явственно потеснили церковные, наметились изменения в основополагающих мировоззренческих понятиях - о познании

Из книги Машина и винтики. История формирования советского человека автора Геллер Михаил Яковлевич

Культура Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. В. Маяковский Опасно высказывать некоторые пожелания: их могут услышать. Через полвека после изложения великим поэтом революции его просьбы, метафора превратилась в аксиому социалистической культуры. «Художественное слово

Из книги Нацизм и культура [Идеология и культура национал-социализма] автора Моссе Джордж

Джордж Моссе НАЦИЗМ И КУЛЬТУРА Идеология и культура Национал

Из книги Римская армия эпохи Ранней Империи автора Ле Боэк Ян

Культурная роль римской армии. Культура обыденная и культура сакральная Мы убедились, что солдаты играли важную экономическую роль, но делали это косвенным образом, поскольку подобная деятельность не составляла главного смысла их существования. Аналогичным было их

автора Бадак Александр Николаевич

Культура В своем творчестве финикийские художники использовали мотивы и сюжеты египетского, хетто-хурритского и вавилонского искусств. Вместе с тем они имели и собственное. Особенно ценились в то время предметы финикийского прикладного искусства.Вполне возможно, что

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Ямная культура и культура шнуровой керамики К крупным историческим событиям конца IV - начала III тысячелетий относится возникновение огромной Ямной культурно-исторической общности, простиравшейся от южного Приуралья до Прутско-Днестровского междуречья. На севере ее

Из книги Атлантика без Атлантиды автора Кондратов Александр Михайлович

Загадочный «народ дольменов» Название «мегалит» происходит от греческих слов «мегас» (большой) и «литое» (камень), ибо эти циклопические сооружения построены из огромных каменных плит или глыб. Они то тянутся длинными колоннадами (ученые называют их менгирами), то

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

1.4. КУЛЬТУРА ВООБЩЕ, ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЦЕЛОМ 1.4.1. Понятие культуры вообще О понятии культуры написаны горы литературы. Существует огромное множество определений слова «культура». Разные авторы вкладывают в него самый различный смысл.

Из книги Сыр и черви. Картина мира одного мельника жившего в XVI веке автора Гинзбург Карло

61. Культура господствующая и культура угнетенных Мы уже не раз наталкивались на поразительные аналогии между фундаментальными особенностями крестьянской культуры, которую мы пытались реконструировать, и некоторыми передовыми тенденциями высокой культуры того

Из книги Кто такие Айны? автора Wowanych Wowan

Культура айнов - охотничья культура Они не занимались земледелием.Основными отраслями их хозяйства были собирательство, рыболовство и охота, поэтому для айнов было жизненно важно сохранять равновесие в природной среде.Айны не допускали демографических

Из книги Предыстория под знаком вопроса (ЛП) автора Габович Евгений Яковлевич

Чудо кавказских дольменов Никаких письменных источников, лишь странные лаконичные знаки на некоторых сооружениях. Пока можно только гадать, кто, когда и зачем строил дольмены. Ювелирная подгонка многотонных плит, точное соблюдение пропорций, простая и суровая красота

В 1967 г. археолог из Майкопа П. У. Аутлев открыл ещё два дольменных поселения в районе Новосвободной, на реке Фарс (Новосвободненское 1 - на Длинной поляне и Новосвободнеское 2 - в урочище Старчики). Первое из них шурфовалось в 80-е гг. XX в. А. Д. Резепкиным , а второе поселение, получившее название «Старчики» исследовалось тогда же в течение десятка лет М. Б. Рысиным. Постепенно известных поселений дольменной культуры становилось всё больше. Так в районе станицы Новосвободной сейчас известны ещё Осиновое II, Чубукин Бугор, Старчики II, а также ещё одна стоянка или поселение на Богатырской поляне.

Но всё же активных исследований поселений почти не проводилось. Основное внимание исследователей направлено на дольмены (А. М. Бианки, А. Н. Гей, А. В. Дмитриев, Н. Г. Ловпаче , В. И. Марковин, Б. В. Мелешко, А. Д. Резепкин, М. К. Тешев, В. А. Трифонов). Впервые в нашей стране были также проведены реконструкции мегалитических комплексов (В. А. Трифонов).

В последние годы развивается и такое направление исследований, как археоастрономия (Н. В. Кондряков, М. И. Кудин) . Вместе с тем, профессиональными археологами и отдельными энтузиастами фиксируются всё новые и новые дольмены и дольменные группы. В первую очередь - на южном склоне Главного Кавказского хребта.

Происхождение и датировка

Дольменная культура пришла на смену новосвободненской синкретичной культуре. Последняя объединяла в себе традиции, идущие ещё из местного энеолита культуры накольчатой жемчужной керамики и майкопской культуры , корни которой находятся в Северной Месопотамии . Определённая преемственность между новосвободненской (или по-другому - поздним периодом майкопско-новосвободненской общности, МНО) и дольменной культурой наблюдается. Это мегалитические гробницы, некоторые параллели в керамике, месторасположение поселений и т. д. Пока ещё нет полной ясности в том, была ли смена населения при появлении дольменной культуры, что было в финале их истории. Тем более что имеется много недостроенных дольменов . Предметом споров является проблема происхождения самого мегалитического строительства на Западном Кавказе . А оно может и не совпадать с движением этносов. Кроме того, некоторые предметы и технологии дольменной культуры имеют аналоги и более ранние проявления в эгейском бассейне и в Малой Азии .

Формированию дольменной культуры, возможно, способствовал импульс со стороны протоколхской и затем очамчирской культур. Это предположение основывается на распространении в ареал дольменной культуры (или культур) керамического комплекса именно из восточного Причерноморья.

Дольменная культура следует непосредственно за новосвободненской, то есть появляется примерно с 2900-2800 гг. до н. э. Имеются некоторые даты радиоуглеродного анализа: 2340±40 л. до н. э. - возраст угля перед входом в дольмен комплекса Псынако-I, около 2070 л. до н. э. - возраст угля из гончарного горна из нижнего слоя (2060±80 л. до н. э.) Дегуакско-Даховского поселения. 1800-1500 гг. до н. э. - датировка дольмена Колихо . Дольмены перестают возводить около 1400-1300 гг. до н. э. . Хотя существуют и другие взгляды на хронологию древних культур региона и даже на их последовательность .

Важным событием недавнего времени стали первые находки сюжетных петроглифов на дольменах - охотничьей сцены и борьбы двух человечков, «близнецов». Второе изображение с дольмена в посёлке Джубга имеет аналоги на антропоморфных стелах кеми-обинской культуры Крыма и юга Украины. Это уже позволяет усматривать какую-то общность идеологий, а может быть, и происхождения населения двух сопредельных регионов.

Поселения и жилища

Поселения дольменной культуры располагались ближе к воде: на приречных террасах и склонах, около ручьёв. Известны также стоянки строителей дольменов на возвышенностях водоразделов: на Богатырской поляне (около станицы Новосвободной) и на горе Аутль (у села Солох-аул). Дома дольменников были турлучные, с глинобитными полами. Камень применялся только для незначительных выкладок. Имелись глинобитные печи и обмазанные глиной хозяйственые ямы. Для жилья использовали и пещеры. Обнаружены остатки глинобитной печи для обжига керамики.

Экономика

Экономика дольменной культуры базировалась на скотоводстве и мотыжном земледелии . Больше всего, видимо, было свиней. Содержали также крупный и мелкий рогатый скот. Имелась лошадь и собака. Какую-то роль играла также рыбалка и охота (в том числе и на дельфина). Из ремёсел были развиты керамическое производство, обработка камня, металлургия и ткачество. О ткачестве свидетельствуют пряслица . Занимались кожевенным делом . Землю обрабатывали с помощью грубых галечных мотыжек . Собирали урожай с помощью серпов с кремнёвыми вкладышами. А зерно мололи на зернотёрках . Развитая металлургия оставила следы в виде глиняных льячек, корольков и слитков металла, литейных форм (целых, и в обломках). И, конечно, имеются сами изделия из мышьяковистой бронзы . О дальней торговле свидетельствует сердолик из Ирана или Индии и бусы из него, а также пастовые бусы.

Предметы быта

Погребения

Кроме погребений в дольменах, в настоящее время известны также погребения в гротах и простых грунтовых могилах, которые относятся к этой культуре. Исследовано одно грунтовое парное погребение на Богатырской поляне, но принадлежность его к дольменной культуре осталось под вопросом. Оно имело хаотичную обкладку камнем. Найденные И. И. Цвинария грунтовые погребения в пределах кромлеха одного из дольменов у села Отхар в Абхазии, тоже должны относится к дольменной культуре. Имеются и другие грунтовые погребения с дольменным инвентарём в Абхазии, а также в районе Новороссийска. У аула Агуй-Шапсуг, на реке Гнокопсе, были вскрыты две грунтовые могилы, частично обложенные тонкими каменными плитами. Обряд погребения соответствует дольменному.

Что касается погребений в гротах, то они обнаружены в Воронцовской пещере близ Адлера, в пещере у Старых Гагр, под навесами Лавинной балки у реки Бзыбь , в Михайловской пещере у г. Сухуми. Исследователи отмечали, что при создатели данных объектов стремились достигнуть определённой герметичности захоронений.

На южном склоне Главного Кавказского хребта дольменники сооружали небольшие подземные колодцевидные гробницы. Их выкладывали необработанным плитняком с перекрытием в форме неполного ложного свода . Верхнее отверстие перекрывалось плитой. Производились также захоронения в каменных ящиках, но их известно пока мало (Агойский могильник) . Принадлежность к дольменой культуре мелких сооружений из необработанных камней пока остаётся под вопросом.

Относительно самих монументальных гробниц, то их предназначение никогда не было предметом научных споров. Так как оно вполне очевидно и было подтверждено уже самыми первыми исследованиями. Тем не менее, имеется ещё много нерешённых вопросов относительно погребального ритуала, социального статуса погребённых. Не ясно, как всё это менялось со временем.

Хотя дольмены часто использовали для своих захоронений более поздние народы, тем самым нарушая или даже полностью уничтожая первоначальные погребения, всё же было сделано достаточно наблюдений, чтобы восстановить погребальный обряд людей дольменной культуры. Возможно, что и не все его варианты. Погребения в наиболее ранних дольменах были скорченые одиночные и гораздо реже - парные. Но позже гробницы могли содержать кости и нескольких десятков людей. Так исследования В. А. Трифонова позволяют определить погребения в дольменах как вторичные. То есть это хранилища костей или частично мумифицированных останков, наподобие общественных мегалитических гробниц Западной Европы. Это однако не исключает индивидуальных захоронений привилегированных членов общества.

Святилища

Пока не обнаружено каких-то отдельных храмовых построек дольменной культуры. Но есть все основания считать, что такую роль выполняли дольмены. Об этом свидетельствует и соответствующее оформление фасадной части сооружений (портал, дворик), которая явно была предназначена для посещения людьми и отправления ими определённых культовых действий. Также другие особенности архитектуры дольменного комплекса (кромлех , дромос , менгир) несут информацию о религиозных представлениях и космогонии древнего народа. Много в этом плане даёт дольменно-курганное святилище Псынако I, под Туапсе. Последнее наиболее наглядно показывает роль в ритуале такой конструктивной особенности некоторых дольменов, как дромос. Дальнейшего изучения требуют гравировки на поверхностях дольменов и в их камерах (символы воды, гор, календарно-астральные символы), а также лунки , на самих дольменах или на отдельных камнях . Интересен также и астрономический аспект мировоззрения дольменников .

Хотя отдельные культовые объекты помимо дольменов всё же имеются. Такими объектами являются отдельно от дольменов расположенные чашечные камни c лунками , кругами и другими изображениями. Предположительно, к дольменной культуре относится и кудепстинский культовый или «жертвенный» камень - песчаниковая глыба с вырубленными на ней парой сидений, корытообразным углублением и лунками. Можно предположить, что на таких камнях и находились трупы, подвергаясь разложению и частичной мумификации. Или здесь происходили мистерии, посвящённые Великой Матери .

Имеются также сообщения о разграблении, а позже и полной разборке на камень пирамидальной конструкции в районе Архипо-Осиповки. По рассказам, сооружение высотой до 12 м было сложено из прямоугольных каменных плит.

Известные поселения

См. также

Примечания

  1. В древности здесь был степной ландшафт.
  2. Марковин В. И. Дольменные памятники Кубани и Причерноморья. - 1997.
  3. Марковин В. И. . - С. 4-9.
  4. Дольмены Западного Кавказа в историографии .
  5. Кудин М. И.  Археоастрономия и дольмены // Сочинский краевед. - 2000. - Вып. 7 . То же в doc .
  6. Кудин М. И.  Недостроенные памятники и строительная эволюция дольменов .
  7. Кондряков Н. В. Дромосы и кромлехи дольменов Западного Кавказа // Сочинский краевед. - Сочи, 1999. - Вып. 5 . То же в doc . Отдельно илл.: 1 лист, 2 лист, 3 лист .
  8. Рысин М. Б. Культурная трансформация и культура строителей дольменов на Кавказе // Древние общества Кавказа в эпоху палеометалла (ранние комплексные общества и вопросы культурной трансформации). - СПб., 1997. - С. 118, 119. - (Археологические изыскания. Вып. 46). - ISBN 5-201-01200-0 .
  9. Трифонов В. А.  Происхождение керамического комплекса «дольменной» культуры эпохи бронзы // Труды III (XIX) Всероссийского археологического съезда. - СПб., М., Великий Новгород, 2011. - Т. I. - С. 289, 290 .
  10. Зайцева Г. И., Трифонов В. А., Лохов К. И., Дергачёв В. А., Богомолов Е. С. Последние достижения в применении изотопных методов при исследовании археологических объектов. - Барнаул: Алтайский Университет, 2009. - С. 116-120.
  11. Марковин В. И. - С. 251. - ISBN 5-02-009723-3 .
  12. Николаева Н. А.  Проблемы исторической реконструкции в археологии, калиброванные даты и новые решения майкопской проблемы // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». - 2009. - № 1 .
  13. Мелешко Б. В. О финальной дате дольменных памятников Кавказа // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института археологии АН СССР. - 2010. - Вып. 224. - С. 202-213.
  14. Творці монументальної кам’яної скульптури .
  15. Стела антропоморфна - ідол. Кінець 3 тис. до н. е.
  16. Последние виды являются имитацией пуансонного орнамента бронзовых сосудов.
  17. Воронов Ю. Н. . . - С. 50.
  18. Лакоба С. З., Бгажба О. Х.  История Абхазии с древнейших времен до наших дней. - М., 2007 .
  19. Марковин В. И. Дольмены Западного Кавказа. - М.: Наука, 1978. - С. 129, 106-198, 232-277.
  20. Аутлев П. У. Новые памятники бронзового века Прикубанья // Сборник материалов по археологии Адыгеи. - Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1972. - Т. III. - С. 50, 51, 53-56.
  21. Трифонов В. А., Зайцева Г. И., Плихт Х., Бурова Н. Д., Семенцов А. А., Ришко С. А.  Первые радиоуглеродные даты альтернативных форм погребального обряда «дольменной» культуры на Северо-Западе Кавказа // Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями. - СПб.: ИИМК РАН, «Периферия», 2012. - Кн. 2. - С. 100-107. - ISBN 978-5-906168-01-6-2 .
  22. Воронов Ю. Н. Древности Сочи и его окрестностей. - Краснодар: Кн. изд-во, 1979 . . - С. 48, 49.
  23. Марковин В. И. Дольмены Западного Кавказа // Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. Ранняя и средняя бронза Кавказа. - М.: Наука, 1994. - Археология с древнейших времён до средневековья, в 20 т. - С. 242, 243. - ISBN 5-02-009723-3 .
  24. Колихо. Тайна дольменов Кавказа .
  25. Кудин М. И.  Трон Великой Матери // Сочинский краевед. - 2002. - Вып. 10. То же в doc .
  26. Валганов С. В. Дольмены Кавказа. Реконструкция культа. - М.: Агентство «Бизнес-Пресс», 2004. - С. 204-209. - ISBN 5-900034-43-7 .
  27. Марковин В. И.  Дольмены Западного Кавказа. - М.: Наука, 1978. - 238 с. 1 . - С. 235.
  28. Аханов И. И. Древняя стоянка в Геленджике // Советская археология. - 1961. - № 3. - С. 276-280.
  29. Кулаков С. А., Барышников Г. Ф., Трифонов В. А. Новый памятник археологии на Западном Кавказе // Археологические вести. - СПб.: «Дмитрий Буланин», 2011. - Вып. 17. - С. 96-103. -

Культура с монументальными (мегалитическими) сооружениями - дольменами, была распространена на территории Причерноморья - от Таманского полуострова до бассейна реки Кубань, занимая в основном предгорные и лесные районы.
на террритории древней Кубани появились, предположительно, в эпоху ранней бронзы, между 2400 - 2100 гг. до нашей эры. Это постройки, сложенные из каменных плит и больших блоков или высеченные в массивах скал.
Дольмены, по мнению ученых, служили усыпальницами. У адыгейцев и абхазов они известны под названием "испун", "спыун" ("дома карликов", "пещеры"), а также "кеунеж", "адамра" ("древние могильные дома"). Сейчас на территории Западного Кавказа известно более двух тысяч дольменов. Наиболее распространены сооружения плиточного типа, реже - монолитные, высеченные в массивах скалах. Дольмены снабжены отверстиями круглой или аркообразной формы, наиболее древние дольмены отверстий не имели.

Громадные строения предков

Когда в конце XVIII в. черноморские казаки переселились на Кубань, они обнаружили древнейшие сооружения жившего здесь неизвестного народа. Громадные строения, сложенные из больших каменных глыб, по мнению казаков, могли возвести только очень сильные люди. Некоторые из подобных сооружений достигают в высоту двух и более метров, простираются в длину почти на пять метров. Толщина плит, из которых они строились, достигает 40 сантиметров и более. Общий вес плит, из которых построены эти сооружения, достигал 25 и более тонн.
Объяснить назначение загадочных строений долгое время никто не мог. Казаки называли их «богатырскими хатками». По легенде, однажды казачий отряд занял одну из горных вершин. На соседней вершине располагалось странное сооружение, из которого вышел огромного роста мужчина. Он снял со своей «хаты» крышу - громадную плиту, посадил на неё жену и отправился дальше в горы. Преследовать богатыря казаки не решились.
Адыгские предания дают другое объяснение. В давние времена в горах жили племена карликов и великанов. Физически слабые карлики не могли самостоятельно построить себе дома, чтобы укрыться в них от непогоды. Глядя на их бесприютную жизнь, великаны решили взять работу по обустройству их жилищ на себя. Они обладали такой силой, что любой из них мог выломать каменную плиту в горах и, взвалив её на плечи, отнести к месту постройки. Для строительства такого «дома» требовалось принести пять плит: четыре составляли стены, а пятая - крышу. Шестую плиту клали на землю - она служила полом. Вместо дверей в лицевой плите пробивалось отверстие, которое закрывалось пробкой. Через эти отверстия карлики - испы - якобы въезжали в такой дом верхом на зайцах. Адыги назвали этот дом испун (дом испов).

Предположительно, изначально существовало около 1500 дольменов. Какие-то из них разрушило время, а какие-то разобрали люди на постройки (плиты, из которых слаженны дольмены , довольно хорошо обработаны). В итоге до нас дошло примерно 150 уцелевших построек плюс кучи развалин, бывшие некогда дольменами.
Как выяснилось позднее, точно такие же строения есть в Великобритании. Несколько дольменов находятся рядом со Стоунхенджем и довольно много их расположено на полях.

Дольменная культура на Кавказе

Культура с погребальными сооружениями в форме дольменов была распространена на значительной территории Причерноморья - от Таманского полуострова до г. Очамчири и бассейна реки Кубань , занимая в основном горно-лесные районы. Древнейшие дольмены на Западном Кавказе появились еще в эпоху ранней бронзы, между 2400-2100 гг. до нашей эры. Они представляют собой монументальные (мегалитические) постройки, сложенные из каменных плит и блоков или высеченные в скальном массиве. Дольмены служили усыпальницами. У адыгейцев и абхазов они известны под названием "испун", "спыун" ("дома карликов", "пещеры"), а также "кеунеж", "адамра" ("древние могильные дома"). Сейчас на территории Западного Кавказа известно более 2200 дольменов. Наиболее распространены сооружения плиточного типа, реже - монолиты, высеченные в скалах. Они снабжены отверстиями круглой или аркообразной формы, через которые покойника помещали в камеры. Наиболее древние дольмены отверстий не имели.
Древнейшие дольмены содержали от одного до трех покойников, положенных скорченно и густо засыпанных красной охрой (станица Новослободская, бассейн р. Кизинки). Это были захоронения родоплеменных вождей.
В эпоху расцвета дольменной культуры (первая половина II тысячелетия до н. э) появляются массовые захоронения в позе сидя. К этому времени относятся огромные скопления дольменов ("поляны") с сотнями построек.
Археологические находки из дольменов и отдельных поселений позволяют говорить о высокой культуре их строителей. Это были племена, занимавшиеся земледелием и скотоводством , а в приморской полосе - морским промыслом; они прекрасно владели мастерством не только обработки камня, но и металла; умели лепить прочную глиняную посуду, скупо украшенную орнаментом.
Исследователи полагают, что форма западно-кавказских дольменов или появление их на Кавказе объясняется далекими морскими связями кавказских народов. Как бы то ни было, кавказские строители не просто заимствовали чужую практику возведения подобных построек, а вложили в нее собственную изобретательность.
Эпоха существования дольменов на Северо-западном Кавказе была временем, когда возникало имущественное неравенство, а род еще представлял собой сильную общественную организацию, хотя уже и разделившую между отдельными семьями свое некогда коллективное хозяйство, когда высокого уровня развития достигла строительная техника и получил распространение заупокойный культ.
Культуру дольменов обычно связывают с древнейшим абхазо-адыгейским этносом.

Дольмены в окрестностях Сочи

Дольмены в окрестностях Сочи представлены плиточными составными, монолитными, корытообразными и колодцеобразными гробницами. Рассмотрим каждую из этих групп в отдельности.
Первый, наиболее распространенный тип, зафиксированный во многих пунктах (Лазаревское, Красноалександровское, Цуквадже, Солохаул, Медовеевка, Красная Поляна), представляют собой дольмены, которые сооружали с помощью четырех монолитных четырехугольных плит, образующих стены, в то время как пятая плита служила крышкой. В таких гробницах часто присутствует и каменный пол, образованный одной или несколькими плитами, которые подстилают переднюю или заднюю стены. Фасадную стену делали обычно выше и шире задней, благодаря чему такой дольмен имел трапециевидный план, а его кровля - легкий уклон назад. Боковые плиты и крыша, как правило, выступают за фасадную плиту, образуя П-образный портал, который иногда наращивали дополнительными плитами, врытыми впритык к торцам боковых стенок. Последние обычно выступают и сзади. Снаружи их часто подпирали дополнительными, наклонными подставленными плитами-пилонами. Отверстие округлой формы в большинстве случаев находится в передней стенке дольмена, его затыкали массивной каменной пробкой. Один из дольменов на реке Цуквадже имеет отверстие и в задней, меньшей по величине плите. Размеры рассматриваемых дольменов различны. Высота фасадной плиты 2-2,5 м, длина боковых стенок 3-4 м, толщина плит колеблется между 0,11 и 0,75 м.
Перед дольменом оставалась площадка, служившая, по-видимому, для определенных ритуальных отправлений, связанных с очередным захоронением, либо поминанием умерших. Эту площадку иногда окружали оградой из поставленных на ребро плит (Лазаревское). Некоторые дольмены скрыты под курганообразными насыпями или окружены двойной кромлеховидной оградой (Медовеевка).
Составные дольмены отличаются тем, что их стены полностью или частично складывали в 2-3 яруса из тщательно подогнанных плит. Один из таких подковообразных дольменов (Лазаревское) имел монолитными в плане лишь фасадную и покровную плиты. Боковые же и задняя стены его были возведены из блоков, сложенных в два яруса. Площадка перед фасадом этого дольмена была окружена аналогичными плитами, поставленными на ребро в один ярус.
Замечательным образцом дольмена-монолита является гробница на реке Годлик юго-восточнее Лазаревского (Чемитоквадже). В огромном обломке песчаниковой скалы на высоте 4 м была вырублена ровная площадка. Над ней нависает оформленная нишей фасадная стена с отверстием, через которое выдолблена основная подковообразная в плане камера со сферическим потолком. На крыше этого дольмена имеется круглое углубление диаметром и глубиной до 60 см. К нему с площадки перед фасадом по торцу стены есть единственный удобный ступенчатый подход.
Корытообразные дольмены выявлены в Красноалександровском, Солохауле, в верховьях реки Лауры. Камера таких сооружений высечена в глыбе камня и сверху перекрыта отдельной плитой. Фасад их по оформлению обычно соответствует плиточным гробницам: портальные выступы, имитирующие торцы боковых стенок, площадка перед фасадом, отверстие, затыкавшееся массивной пробкой. Иногда камеру дольменов подвергали обработке и со стороны днища, в этом случае гробница приобретала подлинно корытовидный облик. У ряда таких дольменов отмечен ложный фасад: помимо портальных выступов здесь было и ложное отверстие, будто бы заткнутое пробкой, в то время как настоящее отверстие делали в задней или боковой стенках (Солоники, Солохаул).
Около десятка дольменообразных колодцевидных гробниц зарегистрировано в районе Красной Поляны. Все они сложены глубоко в земле из необработанного плитняка в несколько ярусов. Вокруг, снаружи и на полу отмечена галечная присыпка.
Помимо самих гробниц, к дольменной культуре относятся встречающиеся вблизи дольменов обломки скал с высеченными на них ямками, кругами и другими изображениями, имевшими культовое значение (Солохаул).
Особое место занимает кудепстенский "жертвенный" камень, известный у местного населения как "черкесский" камень. Это глыба песчаника, в плане имеющая форму треугольника, каждая из сторон которого длиной около 5 метров. В северо-восточном его крае высечены два углубления в форме сидений. Позади сидений на верхней плоскости камня сделано два параллельных корытообразных углубления длиной до 2 м и шириной до 1 м. Здесь же выбиты четыре ямки, чашеобразное углубление диаметром до 0,2 м. Рядом с первой глыбой лежит другая таких же размеров. На ее поверхности также видны чашевидные углубления. Перед глыбами были найдены остатки каменного фундамента от здания, которое, судя по характеру обломков керамических изделий, относится к раннему средневековью. Взаимоположение глыб и фундамента говорит о том, что в это время глыбы уже не играли никакой роли в жизни местного населения. Характер обработки камня, отдельные детали оформления и факт независимости комплекса глыб от фундамента позволяют отнести этот памятник не к XVI-XVII вв., как это считалось до определенного времени, а к дольменному времени, когда эти камни играли, несомненно, роль святилища.
В дольменах , раскопанных в окрестностях Сочи, найдены сердоликовые и пастовые бусы цилиндрической формы и имитирующие подвески из зубов молодого оленя, разнообразная керамика , каменные топоры, бронзовый наконечник копья. К дольменной культуре нужно отнести и серию бронзовых изделий, главным образом топориков и тесел, хранящихся в Сочинском музее краеведения, а также, возможно, человеческую голову из песчаника, найденную в окрестностях Адлера.
Поселение этого времени зафиксировано лишь в верхних культурных слоях Большой Воронцовской пещеры. Здесь обнаружены также каменные, кремневые, керамические и металлические изделия. Кремневые орудия представлены скребками, резцами, вкладышами для серпов и мотыжками типа "пик". Из каменных орудий следует отметить клиновидные топоры с просверленными отверстиями-проухами, бруски и другие изделия. Керамические находки включают плоскодонные сосуды, украшенные богатым нарезным орнаментом, пряслица. Здесь же найдено бронзовое шило четырехгранного сечения.
В эпоху средней бронзы, как и прежде, основу землехозяйства местного населения составляли мотыжное земледелие , придомное скотоводство , охота , различные ремесла, рассчитанные на удовлетворение внутриобщинных нужд. Земледелие иллюстрируют находки кремневых мотыг и вкладышей для серпов в соответствующих слоях Большой Воронцовской пещеры. Перед входом в один из дольменов Солохаула найдена челюсть лошади. Из ремесел следует отметить изготовление керамики , прядение и ткачество, обработку кожи и кости, металлургическое производство . Особенно высокого уровня достигла в связи со строительством дольменов техника обработки камня. На этой деятельности древних поселенцев необходимо остановиться подробнее.
Крупные (плиточные, составные, монолитные, корытообразные, подковообразные) дольмены сооружали заранее: люди при жизни готовили себе и своим потомкам прочные усыпальницы. Для этой цели недалеко от поселения выбирали подходящее место. В ряде случаев отмечено размещение дольменов вблизи родников, а дольмен на реке Годлик находится рядом с минеральным источником. Непременным условием выбора места для гробницы были, конечно, выходы песчаника и известняка. Эти породы залегают обычно слоями, что в определенной степени облегчало работу в каменоломнях. Выломку плит производили, вероятно, с помощью деревянных колышков, забивавшихся в ямки, выдолбленные по заранее нанесенному на поверхность скалы контуру. Колышки поливали водой: разбухая, они отламывали плиты необходимого размера. Плиты подвергали грубой обработке и перебрасывали с помощью катков, рычагов и веревок, большого числа людей, а также, возможно, тягловых животных на место установки. Затем обе стороны фасадной плиты и внутреннюю поверхность остальных плит, а также все закраины и соответствующие им пазы в боковых и покровной плитах подвергали тщательной обработке. Пазы обычно округлые или прямоугольные в сечении. Обработку эту производили с помощью тесловидных бронзовых орудий с довольно узких лезвием, мелкими сколами, оставлявшими ямки.
Рядом с дольменами найдены и сланцевые плитки со следами сглаживания, которые, как пролагают, служили для подшлифовки деталей сооружений.
Высокого искусства требовало изготовление пробки, которую украшали бороздками, выпуклинами и другими элементами. Расчет величины и формы плит, отверстий, пробок производили предварительно, что указывает на определенные математические знания: понятие о прямых углах, различных измерениях квадрата, окружности и т.д.
Установка самого дольмена происходила, вероятно, следующим образом. В пазы пола или в специально вырытые для этого в почве канавки устанавливали сначала, по-видимому, переднюю и заднюю, а затем боковые плиты. В вертикальное положение их приводили с помощью клиньев, рычагов и веревок и подпирали снаружи одной или двумя плитами с каждой стороны. Зафиксированные в таком положении стены, должно быть, засыпали снаружи до самого верха грунтом и камнем. Затем, скорее всего по заднему склону насыпи втягивали покровную плиту, которая ложилась пазами внутренней стороны на специально подтесанные для этого верхние торцы стен. В тех случаях, когда дольмен имел составные стены, сложенные из плохо пригнанных плит или плит, не связанных системой пазов, что не позволяло стоять ему без сплошной опоры извне, насыпь оставляли. Эта схема сооружения больших плиточных и составных дольменов с помощью земляных насыпей может быть спорна, так как насыпь могла быть заменена накатом бревен или нагромождением камней. Не исключено, что здесь использовали какую-то специфическую, трудно реконструируемую пока систему рычагов и блоков.
Техника обработки дольменов-монолитов требовала знания несколько иных приемов, связанных с вырубанием помещений в твердой породе. Причем эта работа усложнялась малым размером фасадного отверстия, через которое вынимали камень и выносили обломочный материал . Сооружение корытообразных гробниц представляло более легкую задачу, сводившуюся к открытому выдалбливанию погребальной камеры и изготовлению лишь одной покровной плиты. При строительстве подковообразных дольменов были необходимы определенные знания геометрических свойств круга, точность измерительных работ. Приходилось изготовлять серию дуговидных блоков, а затем на месте совмещать их в двух-трех ярусах. Колодцеобразные гробницы вообще не представляли трудной технической задачи. Здесь уже отпала как необходимость перемещения значительных тяжестей, кроме крышки, так и работа с теслом.
Сооружение больших дольменов, даже если предполагалось возможность использования теми, кто их сооружал, всех перечисленных выше орудий и приемов, требовало усилий такого большого коллектива, каким могла быть только родовая община. В то же время следует думать, что захоронения в дольменах удостаивались не все подряд члены рода, а лишь отдельные, избранные по каким-то признакам лица. Таким образом, можно сделать вывод, что дольменная группа - это, по-видимому, особое родовое кладбище , служившее в определенной степени, судя по жертвенным площадкам и другим атрибутам (чаши, углубления, солярные знаки и т.д.) одновременно для периодических молений и игравшее роль своего рода храмового комплекса. Существование такой сложной системы религиозных представлений позволяет предполагать выделение достаточно влиятельной жреческой касты . Вместе с тем широкая освоенность горной зоны свидетельствует о зарождении отгонного яйлажного скотоводства, что не могло не привести к увеличению роли последнего в жизни строителей дольменов. В этот период складываются основы патриархальных отношений, формируется родоплеменная верхушка: вожди, старейшины, жрецы, чем-то выделявшиеся на фоне рядовых общинников.
Каких-либо закономерностей, отражающих ритуальный характер , в ориентировке дольменов не прослеживается. Как правило, она направлены фасадом вниз по склону. Это объясняется тем, что строители дольменов учитывали накопление у стен почвы, сносимой со склона осадками, и стремились как можно дольше сохранять открытым подход к отверстию. Однако в отдельных случаях (корытообразные дольмены с ложным порталом) отмечено отверстие в задней или боковой стенках, обращенных вверх по склону. Объяснить это можно какими-то причинами религиозного порядка, заставлявшими скрывать настоящие лазы.
Об обряде погребений в дольменах до сих пор ведутся дискуссии. Однако в основных своих чертах этот обряд на рассматриваемой территории уже проявляется. Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что в большинстве дольменов района г. Сочи, где сохранился не потревоженный слой, отмечено присутствие лишь отдельных, главным образом крупных костей человека. Это явление прослежено в двух плиточных дольменах (Красная Поляна), в корытообразном дольмене (Салоники). Показательны и результаты исследования одной из колодцеобразных гробниц в Красной Поляне. Здесь отмечены также лишь крупные кости, принадлежавшие, по меньшей мере, 6-7 особям. В то же время здесь находилось лишь три фрагмента черепов, а в одном из сосудов оказались остатки черепа, несущие на себе следы огня. Присутствие черт кремации в аналогичных гробницах Красной Поляны отмечалось и ранее. В той же гробнице найдено 16 как очень мелких, так и вполне нормального размера сосудов, что также свидетельствует о большом количестве захоронений, производимых, скорее всего не одновременно, а с некоторыми перерывами. В то же время в мелких колодцеобразных гробницах Красной Поляны в двух случаях отмечены одиночные захоронения, по-видимому, женщин, лежавших в скорченном положении на боку головой к востоку и имевших по одному сосуду-кружке.
Характерной чертой заупокойного культа строителей западно-кавказских дольменов является стремление как можно крепче изолировать внутреннее помещение дольмена от внешнего мира. Удивительная тщательность во взаимной подгонке плит не допускала ни малейшей щели. Миниатюрность находимой в дольменах керамики была вызвана, как полагают, тем, что эта посуда предназначалась не столько для умершего, сколь для души его, имевшей, по представлениям того времени, небольшую величину. Вероятно, в значительной мере тревога, страх заставили живых пойти на изобретение такого прочного, рассчитанного на тысячелетия жилища для душ своих родственников , заставили создавать условия полной герметичности для их вечного успокоения. Страх перед смертью, облеченный в форму страха перед духом, тенью умершего, характеризует определенный этап в развитии человеческого сознания.
Реконструкция погребального обряда в дольменах района города Сочи может дать следующую картину. Умершего оставляли в священной роще вблизи дольмена, где по истечению определенного времени в результате естественных превращений на площадке оставались лишь крупные кости. Тогда приступали к основному обряду, в котором, как можно полагать, главная роль принадлежала жрецу и его помощнику. Кости собирали, к ним присоединяли вещи покойного или пожертвования родственников, оружие, украшения, керамику с заупокойной пищей или питьем. На площадке перед дольменом жрец совершал жертвоприношение, разжигал костер, осуществлял и другие действия, что в сумме должно было предотвратить возможность выхода душ, уже заключенных в гробницу, наружу, когда жрец вынимал пробку. Затем помощник жреца проникал внутрь дольмена, ему подавали кости и вещи, которые он укладывал на свободное место у стены. На необходимость проникновения человека в дольмен при очередном захоронении указывает относительный порядок в расположении скопления костей и вещей в глубине дольмена, на расстоянии 1,5-2 м от отверстия. В ранних дольменах, где предполагается захоронения в сидячем положении вдоль стен, такое проникновение тем более необходимо.
На позднем этапе, когда получают распространение колодцеобразные гробницы типа краснополянских, этот обряд постепенно себя изживает, в него вторгаются элементы кремации, распространяются одиночные захоронения с предельно упрощенным ритуалом.
Дольменная культура , к которой принадлежат рассмотренные памятники , охватывала значительную часть Западного Кавказа по обе стороны хребта. Как показывают соответствующие материалы , дольмены в своих наиболее ранних формах появились в Прикубанье, в окрестностях современного города Майкопа (памятники новослободненского этапа майкопской культуры) в конце III тысячелетия до н.э. Наиболее древними формами дольменов являются плиточные гробницы, первоначально покрывавшиеся насыпями из-за несовершенства конструкции. Их хронология обычно определяется XXIII-XX вв. до н.э.
Эпоха расцвета дольменной культуры связана с широким распространением плиточных гробниц по всему Западному Кавказу , на востоке от ущелий реки Лабы и Кодора, на западе до Таманского полуострова. Появляются составные и корытообразные дольмены. Хронологически этот этап может быть определен XX-XVII вв. до н.э.
На третьем этапе развития дольменной культуры продолжают использовать плиточные дольмены, высекают дольмены-монолиты и корытообразные гробницы, среди которых получают распространение сооружения с ложными порталами. В конце периода появляются колодцеобразные гробницы. Хронология этапа может быть определена XVI-XIV вв. до н.э. В отдельных случаях дольмены использовали для захоронений и значительно позже.
На первом этапе материальная культура строителей дольменов характеризуется памятниками Новослободненского этапа майкопской культуры. В эпоху расцвета сначала в местной материальной культуре преобладают те же северо-западно-кавказские формы, проникающие до Центральной Абхазии (Эшера), а затем происходит нивелировка культуры. На заключительном этапе в дольменах Черноморского побережья распространяются изделия западно-кавказского облика, на основе чего делается вывод, что к этому времени носители дольменной культуры слились с племенами, имевшими другой, закавказский культурный облик. Результатом такого смешения явилось население, которое можно связывать с абхазо-адыгейским культурным массивом.

Заключение

Так вот считается, что люди раньше при помощи дольменов могли управлять природными явлениями.
Более того, дольмены вместе с пирамидами и есть та самая Вавилонская Башня из Библии. Там - метафора: люди тянутся вверх, к познанию, а знание в неумелых руках чревато...
Современное человечество далеко зашло в своём научно - техническом прогрессе. Много тайн природы исследовано, многое осмысленно. А сколько ещё впереди открытий?! Но попытайтесь представить на секунду, что бы было, если бы человечество пошло по другому пути. По пути гармонии с природой , а не её эксплуатации и разрушения. Быть может, цена, уплаченная в человеческих смертях и несчастьях, была бы намного меньше.

Культура личности и культура общества
Культура и познание Культура и истина
Массовая культура порождение XX века Постмодернизм культура конца XX века