Федор Михайлович Достоевский – один из величайших классиков 19 века, который подарил отечеству далеко ни один десяток книг, ставшими настольными во многих семьях, как в России, так и за рубежом. Некоторые из произведений входят в школьную программу в список обязательных к прочтению. Наиболее глубоко с творчеством прозаика знакомятся в высших учебных заведениях на филологическом отделении и не только. Многие книги Достоевского список которых представлен ниже неоднократно экранизировались и инсценировались в театре.

10 Подросток

«Подросток» − одна из ранних книг Федора Михайловича Достоевского. В художественном произведении великий русский классик затрагивает тему судьбы человека, которая не укладывается в привычные психологические и духовные рамки. В романе присутствуют элементы детектива, что делает книгу еще более интригующей и предрасполагающей к дальнейшему чтению. По Достоевскому, главная причина всех человеческих бед заключается в гордости. Главный герой произведения девятнадцатилетний молодой человек приравнивает себя к великим грешникам, который ведет записки. Они же выступают и основной составной частью романа.

9 Идиот

«Идиот» − одно из величайших произведений русского писателя, которое он больше всего любил. Замысел художественного труда Федор Михайлович обдумывал в период нахождения за границей. На его написание у прозаика ушло порядка двух лет. Роман включает в себя четыре части. Главным его героем выступает князь Мышкин – положительный герой, именно такой, каким представлял его себе сам Достоевский. В герое соединились черты ребенка и Христа. Мышкин испытывает умиротворение, несколько беспечен и безмерно чувствителен к чужому горю. В обществе, погрязшем в меркантильности и зависти главный герой – идиот. Именно таковым считают его большинство окружающих, утонувших в фальши.

8 Игрок

«Игрок» − популярный роман Достоевского. Книга повествует о том, как для главного героя азартные игры стали жизненной необходимостью и единственной целью, и смыслом. Действия произведения разворачиваются в одном из немецких курортных городков с вымышленным названием. Главного героя зовут Алексей Иванович, который путешествует с семьей генерала в отставке и является преподавателем его отпрысков. В скором времени в мир иной должна отойти бабушка семейства, после которой останется огромное наследство. Главный герой испытывает теплые чувства к неродной дочери генерала, которая не спешит отвечать ему взаимностью. В скором времени выясняется, что бабушка здорова и приезжает в тот самый городок, где проигрывает большую сумму денег в рулетку. Полине срочно нужны деньги, и Алексей достает их, выиграв в азартные игры. Однако она не принимает денег, но случается так, что главный герой превращается в азартного игрока, который теперь не может остановиться и играет уже ни ради денег.

7 Записки из мертвого дома

«Записки из мертвого дома» входят в список самых известных произведений Достоевского. Повествование в книге ведется от первого лица. Герой описывает годы, которые были проведены им на каторге в тюрьме. Он описывает все тяготы, которые выпали на долю тех, кто оказался в ссылке. Произведение не имеет целостного сюжета и представлено в виде небольших зарисовок, которые имеют хронологический порядок. Автор описывает, как личные впечатления, так и истории друзей по несчастью, оказавшихся вместе с ним.

6 Двойник

«Двойник» входит в список лучших повестей Федора Михайловича. В произведении прослеживаются темы психологизма и сатирического взгляда на общество. Писателю как никому другому удалось отразить душевные изменения в человеке с нарушенной психикой. Книга относится к такому литературному течению, как реализм. В повести Достоевский вновь поднимает тему маленького человека, которого унижают, опуская ничтожного существа. Однако в душе его теплится хоть и задавленное обществом, но достоинство.

5 Вечный муж

«Вечный муж» является одной из лучших повестей Достоевского. В книге представлен традиционный любовный треугольник. Прозаик выступает в качестве тонкого психолога, который способен проникнуть в самые потаенные уголки человеческого существа. Сюжет книги разворачивается после гибели героини между любовником и супругом усопшей. Муж умершей направляется к любовнику якобы под видом дружбы, но в ходе дальнейшего повествования выясняются детали, раскрывающие главную цель визита одного из главных героев.

4 Братья Карамазовы

«Братья Карамазовы» входит в список наиболее известных книг Достоевского. Роман состоит из четырех частей. Это последнее величайшее произведение русского классика, работу на которым он закончил за пару месяцев до смерти. В книге освещены такие извечные вопросы человечества, как свобода, Бог и мораль. В художественном труде прослеживаются нотки триллера, переплетающиеся с глубокой философской мыслью. Также в произведении затронуты темы божьего и дьявольского начала в душе человека.

3 Бесы

«Бесы» − одно из самых противоречивых творений Федора Михайловича Достоевского, в котором критики видят различные жанры. Сюжет основан на реальных событиях, которые происходили в 70-х годах 19 века. Революционеры одного из небольших кружков решают убить своего товарища из-за того, что тот решает отойти от дел. В романе задействовано огромное количество действующих лиц, под которыми спрятаны великие мыслители тех времен.

2 Белые ночи

«Белые ночи» входит в список ранних произведений Ф. М. Достоевского. События повести разворачиваются в любимом городе писателя Санкт-Петербурге. Главный герой совершает прогулку по вечернему городу в ходе которой знакомится с девушкой по имени Настенька. Между молодыми людьми возникает дружба. Они начинают встречаться вечерами и прогуливаться вместе. Однажды беседуя с главным героем Настенька делится с ним своей историей любви к постояльцу, который стоял у них с бабушкой на квартире. Через некоторое время он уехал, но обещал вернуться главной героине через год, когда сможет встать на ноги и обеспечить свою возлюбленную. Но случилось так, что новоиспеченный друг Насти сам без ума в нее влюбляется, но жертвуя своими чувствами вызывается разыскать ее возлюбленного.

1 Бедные люди

«Бедные люди» завершает список лучших книг Федора Михайловича. Это первый роман великого классика, написанной в эпистолярной форме. В произведении ведется переписка между пожилым титулярным советником Девушкиным и его дальней родственницей Доброселовой. Главные персонажи регулярно испытывают нехватку денег, и единственной отрадой для них в серых буднях становится переписка, которую они ведут между собой.

Фёдор Михайлович Достоевский и по сей день является узнаваемым автором многих произведений. В своих творениях он поднимал множество различных тем, над которыми задумываются и сегодня. Тут будут рассмотрены самые нашумевшие и популярные его произведения, отразившиеся на истории русской литературы.

Этот роман впервые вышел в «Русском вестнике» и вызвал бурную реакцию общественности. Сегодня уже каждый школьник знает про старуху-процентщицу и шуточно философствует «тварь ли он дрожащая или право имеющий». Какой бы абсурдной не казалась эта теория, тут есть, над чем задуматься, и понаблюдать за тем, как герой загоняет себя в угол своими же убеждениями. Но, к счастью, тут так же поднимаются темы любви и веры. Именно они дают шанс на исцеление заблудшей душе. Роман будто кричит «у каждого оступившегося есть шанс», что, несомненно, приободряет и даёт надежду.

Автор полемизирует с ницшеанским учением, модным среди его современников, которое стало идеологической основой мировоззрения убийцы, который кровью хотел выкупить право называться сверхчеловеком. Тот же немецкий философ «похоронил Бога», но почвенник Достоевский наглядно доказывает, что безверие губит, а вот стремление к небесному Творцу действительно способно помочь в сложной ситуации.

Идиот (1868 г.)

С каждым новым прочтением роман открывается по-новому. Если в юношестве понять страдающего альтруиста Мышкина невероятно сложно, то в зрелости читатель видит, как его образ становится многогранным истолкованием христианской доктрины. Герой до сих пор является идеалом порядочности, нравственности и душевной чистоты. В этом произведении все персонажи, на удивление, очень колоритны и необычны. То же самое можно сказать и про ситуации, которые каждый раз ставят читателя в тупик, и тот задаётся вопросом: «А как бы поступил я?». Чего стоит только сцена с деньгами, выброшенными в пламя камина. Хорошая книга для того, чтобы порассуждать и пофилософствовать: что было бы, если бы Христос вновь пришел на Землю неузнанным? Не стал бы он в наших глазах таким же идиотом?

Братья Карамазовы (1880 г.)

Этот роман — самый объемный у Достоевского. В нем он поднимает множество тем, над которыми можно и нужно подумать. Такие как двойственная сущность в каждом человеке, совокупность «ангелов» и «демонов» в его душе, тема греха и милосердия. Федор Михайлович всегда был любителем философии и психологии, и эта его особенность здесь ярко выражена. Кроме того, книга понравится ценителям интриг и детективов, ведь в основу сюжета легло расследование убийства отца братьев Карамазовых. В каждом из них живет дьявольская искра убитого Федора, маленькое насекомое, порабощающее человеческие качества. Пытаясь уничтожить ее в себе, каждый из героев становится невольным соучастником преступления, ибо корень зла – в том порочном и низменном старике, от гибели которого, как в случае со старухой-процентщицей, все, казалось бы, только выигрывают.

Униженные и оскорбленные (1861 г.)

Достоевский написал это произведения после того, как вернулся из сибирской ссылки. Он почувствовал на себе, как общество относится к тем, кого вычеркнуло из своей добропорядочной жизни. Для него стало очевидно, что социальное расслоение в Российской Империи навсегда огораживает одних людей от других, и дворяне безнадежно далеки от народа, который, тем не менее, является движущей силой страны. Речь идет об «униженных и оскорбленных», чье достоинство и честь писатель защищал и отстаивал. Князь Валковский в этом произведении стал первым героем-«идеологом» в творчестве писателя. Сочувствие и всепрощение в произведении приобрели реальные формы, и читатель явственно осознает их необходимость в повседневной жизни.

Бесы (1872 г.)

Роман сам по себе очень тяжелый. Достоевский был одним из тех писателей, которые могли предвидеть и предположить судьбу своей родины. Федор Михайлович уже тогда видел террористические и радикальные настроения, а так же полнейшее разложение человеческого естества под влиянием разрушительных идей. А такие настроения, как правило, всегда ведут к катастрофе. Их автор сравнивает с теми, имя кому «Легион». Вселившись в людей, они превращают их в несущее гибель стадо, презирающее все гуманное, светлое и доброе, что составляет нравственный облик личности. Фамилия главного героя – Ставрогин – происходит от слова «Ставрос» («крест»). Николай действительно несет на себе крест – бремя своих грехов, ставшее для него распятьем.

9 глава из произведения считается самым скандальным отрывком из всего, что написал Достоевский. Она даже дала некоторым людям из окружения писателя почву для подозрений в порочных наклонностях, которыми, согласно откровениям его приятеля, отличался Федор Михайлович. Однако вдова литератора эти сведения опровергла.

Игрок (1866 г.)

Это произведение во многом очень автобиографично. Всем известно, что Достоевский увлекался азартной игрой, проматывал все, даже шали супруги. Даже несмотря на то, что писатель проигрывался, до каких-то пор его это не останавливало. Этот роман был заказом издательства, и «игроку» нужно было побыстрее его написать, чтобы покрыть долги за свое увлечение. Именно поэтому, наверное, произведение и имеет столь ироничное и знаковое название.

Подросток (1875 г.)

Роман о наболевшей проблеме – последствии социального неравенства в Российской империи, а именно – о незаконнорожденных детях. Дворяне часто пользовались зависимым положением крестьянок и заводили внебрачные связи. Судьба такого ребенка была незавидной: он не был простолюдином, но и полноценным помещиком тоже не являлся. Его не принимали в семье отца, прилагая все усилия, чтобы лишить незаконного претендента положенного наследства. Да и сам претендент чувствовал себя лишним и отчужденным в мире, где его положение было столь шатким и позорным. Аркадий – жертва этого явления, в его характере выразились все те болезненные комплексы, которые формировались у внебрачных детей.

Село Степанчиково и его обитатели (1859 г.)

Юмористическая повесть Достоевского – произведение, которое, вопреки обыкновению, развеселит человека, а не опечалит. В основе сюжета – женитьба полковника, который никак не может уладить раздор с односельчанами невесты и понять, что вообще происходит в этом месте. Уморительные диалоги и комичные ситуации развенчают читательский стереотип, что Федор Михайлович – исключительно серьезный писатель, трагик и философ, не способный по-гоголевски иронично взглянуть на мир.

Двойник (1846 г.)

Повесть о маленьком человеке, который страстно желает превратиться из униженного и оскорбленного в уважаемого и любимого. Однако его маниакальная жажда признания не находит утоления: он по-прежнему мелкий чиновник, чья жизнь никогда не станет иной. Порыв к мечте оборачивается столкновением с действительностью. Герой довольно комично пытается обратить на себя внимание общества, но в этом смехе кроется трагедия.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

На вопрос о том, что написал Достоевский, почти каждый школьник назовет роман «Преступление и наказание». Старшеклассники вспомнят, возможно, о книгах «Братья Карамазовы», «Идиот».

О том, что написал Достоевский Федор Михайлович не только «великое пятикнижие», известно сегодня, к сожалению, не многим. А ведь в библиографии великого русского писателя есть немало замечательных повестей и рассказов. Пусть и не обладающих столь глубоким философским смыслом, как знаменитые роман.

Самые известные произведения

Что написал Достоевский? Самой знаменитой книгой его является роман «Преступление и наказание». К «великому пятикнижию» также относится «Идиот». Этот роман был написан спустя два года после издания книги о злосчастном убийце Раскольникове. На создание «Бесов» у писателя ушел всего год. Спустя четыре года в свет вышел «Подросток». И, наконец, в 1880 году была опубликована книга «Братья Карамазовы».

До создания своих великих романов что написал которых представлен ниже, говорит о том, что о творчестве одного из лучших авторов девятнадцатого столетия современным читателям известно не много. Мало кто из них слышал об этих повестях. И еще меньше - читали их. Но о произведениях малой прозы поговорим позже. Сначала стоит несколько слов сказать о романах, вошедших в так называемое «великое пятикнижие».

«Преступление и наказание»

Роман был написан в 1966 году. К тому времени Достоевский успел побывать на каторге, услышать зачитанный, но спустя несколько минут отмененный смертельный приговор. В заключении писатель познакомился с типом людей, о существовании которого он ранее лишь догадывался. Все пережитое отразилось на творчестве. Раскольников - прототип политических заключенных, которых он встречал на каторге.

Достоевский начал писать повесть. Но вышел роман. Как и полагается гениальному писателю, Федор Михайлович сжег несколько не понравившихся ему вариантов. Но в отличие от своего коллеги Гоголя, смог довести начатое до конца. В первом варианте повествование велось от первого лица. В нем не было никакого Мармеладова, и главного героя звали иначе.

В 1966 году главный редактор «Русского вестника» наконец узнал о том, что написал Достоевский. Произведения, созданные писателем прежде, существенно отличались от книги о студенте, зарубившем старуху. Роман был опубликован в литературном журнале в том же году.

«Идиот»

Долгие годы Федора Достоевского не покидала идея. Была она светлой, но сложно осуществимой. Писатель мечтал создать книгу о человеке истинно прекрасном. О том, кто настолько светел душой, что окружающие порою принимают его за идиота. Идею сложно было реализовать. Но Достоевскому удалось. Пребывая за границей, он написал, пожалуй, самую глубокую и сложную свою книгу. к слову сказать, был любимым персонажем писателя.

Затем были написаны романы «Бесы», «Подросток». Предсмертная слава писателя достигла апогея после публикации книги «Братья Карамазовы».

Другие романы

Итак, что написал Достоевский помимо вышеперечисленных книг? За двадцать лет до издания «Преступления и наказания» в свет вышел роман, о котором слышали многие. Даже те, кто не является поклонником Эта книга называется «Бедные люди». Произведение представляет собой переписку главных героев - Макара Девушкина и Варвары Новоселовой. Идея романа заключается в сложности существования людей, имеющих низкое социальное и финансовое положение. Впрочем, эта тема затрагивается в большей части романов писателя. Например, в последующей его книге - «Униженные и оскорбленные».

Роман «Игрок» Достоевский посвятил психологической зависимости от азартных игр, коей он и сам страдал.

Другие книги

Еще одним произведением, посвященным теме «униженных и оскорбленных», является повесть «Неточка Незванова». В книге идет речь о судьбе девушки из бедной семьи. В начале повести Неточка совсем ребенок. В конце - взрослая девушка. Важную роль в сюжете этого произведения играет ее отчим - человек несчастный и крайне эгоистичный.

Стоит также назвать автобиографическую повесть «Записки из мертвого дома». Это произведение основано на впечатлениях от пребывания на каторге. Автор повествует в нем прежде всего не о политических заключенных, а об уголовниках. Каким человек становится, когда свободу и волю его ограничивают? Способен ли он сохранить свою индивидуальность в заключении? На эти вопросы автор и стремится ответить в «Записках из мертвого дома» - книге, изданной в 1960 году.

Что написал Достоевский? Если на этот вопрос следует дать обобщенный ответ, то есть не перечислить произведения писателя, а охарактеризовать в целом его творчество, то, пожалуй, можно сказать, что сложную, философскую прозу. Но не все творения Достоевского таковы. Есть в его библиографии и легкие, юмористические рассказы. Например, «Крокодил», «Скверный анекдот». В последнем идет речь о важном чиновнике, охваченном гуманистическими идеями.

Герой рассказа «Скверный анекдот» решил однажды, что посещение свадьбы одного из его бедных подчиненных станет поступком благородным, красивым. Но на деле вышло иначе. Высокие идеи о равенстве простой люд не понял. Над чиновником лишь посмеялись.

Другие произведения Федора Достоевского:

  1. «Двойник».
  2. «Господин Прохарчин».
  3. «Ползунков».
  4. «Хозяйка».
  5. «Слабое сердце».
  6. «Белые ночи».
  7. «Честный вор»,
  8. «Дядюшкин сон».
  9. «Маленький герой».
  10. «Вечный муж».
  11. «Мальчик у Христа на елке».
  12. «Чужая жена и муж под кроватью».

Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского
Родился в Москве. Отец, Михаил Андреевич (1789-1839),- врач (штаб-лекарь) московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 получил звание потомственного дворянина. В 1831 приобрел сельцо Даровое Каширского уезда Тульской губернии, в 1833 соседнюю деревню Чермошню. По воспитанию детей, отец был человеком независимым, образованным, заботливым семьянином, но обладал характером вспыльчивым и подозрительным. После смерти жены в 1837 вышел в отставку, поселился в Даровом. По документам, умер от апоплексического удара; по воспоминаниям родственников и устным преданиям, был убит своими крестьянами. Мать, Мария Фёдоровна (урожденная Нечаева; 1800-1837). В семье Достоевских было еще шестеро детей: Михаил, Варвара (1822-1893), Андрей, Вера (1829-1896), Николай (1831-1883), Александра (1835-1889).
В 1833 Достоевский был отдан в полупансион Н. И. Драшусова; туда он и брат Михаил ездили "ежедневно по утрам и возвращались к обеду". С осени 1834 по весну 1837 Достоевский посещал частный пансион Л. И. Чермака, в котором преподавали астроном Д. М. Перевощиков, палеолог А. М. Кубарев. Учитель русского языка Н. И. Билевич сыграл определенную роль в духовном развитии Достоевского. Воспоминания о пансионе послужили материалом для многих произведений писателя.
Тяжело пережив смерть матери, совпавшую с известием о смерти А.С. Пушкина (которую он воспринял как личную потерю), Достоевский в мае 1837 едет с братом Михаилом в Петербург и поступает в приготовительный пансион К. Ф. Костомарова. Тогда же состоялось его знакомство с И. Н. Шидловским, чья религиозно-романтическая настроенность увлекла Достоевского. С января 1838 Достоевский учился в Главном инженерном училище, обычный день в котором описывал так: "...с раннего утра до вечера мы в классах едва успеваем следить за лекциями. ...Нас посылают на фрунтовое ученье, нам дают уроки фехтованья, танцев, пенья...ставят в караул, и в этом проходит все время...". Тяжелое впечатление о "каторжных годах" учения частично скрашивали приятельские отношения с В. Григоровичем, врачом А. Е. Ризенкампфом, дежурным офицером А. И. Савельевым, художником К. А. Трутовским.
Еще по дороге в Петербург Достоевский мысленно "сочинял роман из венецианской жизни", а Ризенкампфу в 1838 рассказывал "о своих собственных литературных опытах". Вокруг Достоевского в училище образуется литературный кружок. 16 февраля 1841 на вечере, устроенном братом Михаилом по случаю отъезда в Ревель, Достоевский читал отрывки из двух своих драматических произведений - "Марии Стюарт" и "Бориса Годунова".
О работе над драмой "Жид Янкель" Достоевский сообщал брату в январе 1844. Рукописи драм не сохранились, но уже из их названий вырисовываются литературные увлечения начинающего писателя: Шиллер, Пушкин, Гоголь. После смерти отца родственники матери писателя взяли на себя попечение о младших братьях и сестрах Достоевского, а Фёдор и Михаил получили небольшое наследство. По окончании училища (конец 1843 г.) он был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета 1844, решив всецело посвятить себя литетатуре, подал в отставку и уволился в чине поручика.
В январе 1844 Достоевский закончил перевод повести "Евгения Гранде" Бальзака, которым тогда он особенно увлекался. Перевод стал первой опубликованной литературной работой Достоевского. В 1844 он начинает и в мае 1845 после многочисленных переделок заканчивает роман "Бедные люди".
Роман "Бедные люди", связь которого со "Станционным смотрителем" Пушкина и "Шинелью" Гоголя подчеркнул сам Достоевский, имел исключительный успех. Опираясь на традиции физиологического очерка, Достоевский создает реалистическую картину жизни "забитых" обитателей "петербургских углов", галерею социальных типов от уличного нищего до "его превосходительства".
Лето 1845 (как и следующее) Достоевский провел в Ревеле у брата Михаила. Осенью 1845 по возвращении в Петербург часто встречается с Белинским. В октябре писатель совместно с Некрасовым и Григоровичем составляет анонимное программное объявление к альманаху "Зубоскал" (03, 1845, № 11), а в начале декабря на вечере у Белинского читает главы "Двойника" (03, 1846, № 2), в котором впервые дает психологический анализ расколотого сознания, "двойничества".
Рассказ "Господин Прохарчин" (1846) и повесть "Хозяйка" (1847), в которых эскизно намечены многие мотивы, идеи и характеры произведений Достоевского 1860-1870-х гг., не были поняты современной критикой. Радикально изменил свое отношение к Достоевскому и Белинский, осудивший "фантастический" элемент, "вычурность", "манерность" этих произведений. В других произведениях молодого Достоевского - в повестях "Слабое сердце", "Белые ночи", цикле острых социально-психологических фельетонов "Петербургская летопись" и незаконченном романе "Неточка Незванова" - расширяется проблематика творчества писателя, усиливается психологизм с характерным акцентом на анализ сложнейших, неуловимых внутренних явлений.
В конце 1846 в отношениях Достоевского и Белинского наступило охлаждение. Позднее возникает у него конфликт и с редакцией "Современника": большую роль сыграли здесь мнительный, самолюбивый характер Достоевского. Насмешки над писателем недавних друзей (особенно Тургенева, Некрасова), резкий тон критических отзывов Белинского о его произведениях остро переживались писателем. Примерно в это время, согласно свидетельству доктора С.Д. Яновского, у Достоевского появились первые симптомы эпилепсии. Тяготит писателя изнуряющий труд для "Отечественных записок". Бедность вынуждала его браться за любую литературную работу (в частности, он редактировал статьи для "Справочного энциклопедического словаря" А. В. Старчевского).
В 1846 Достоевский сближается с семьей Майковых, регулярно посещает литературно-философский кружок братьев Бекетовых, в котором главенствовал В. Майков, а постоянными участниками были А.Н. Майков и А.Н. Плещеев - друзья Достоевского. С марта-апреля 1847 Достоевский становится посетителем "пятниц" М.В.Буташевича-Петрашевского. Участвует он и в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам. Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849; его архив при аресте был отобран и, вероятно, уничтожен в III отделении. 8 месяцев Достоевский провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости под следствием, во время, которого проявил мужество, скрывая многие факты и стремясь по возможности смягчить вину товарищей. Был признан следствием "одним из важнейших" среди петрашевцев, виновным в "умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка". Первоначальный приговор военно-судной комиссии гласил: "... отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием". 22 декабря 1849 Достоевский вместе с другими ожидал на Семёновском плацу исполнения смертного приговора. По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением "всех прав состояния" и последующей сдачей в солдаты.
Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга. 10 января 1850 прибыл в Тобольск, где в квартире смотрителя произошла встреча писателя с женами декабристов - П.Е. Анненковой, А.Г. Муравьёвой и Н.Д. Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь. С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу "чернорабочим" в Омской крепости. В январе 1854 он был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон (Семипалатинск) и смог возобновить переписку с братом Михаилом и А. Майковым. В ноябре 1855 Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых (в том числе Э.И. Тотлебена) - в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875.
В 1857 Достоевский женился на овдовевшей М.Д. Исаевой, которая, по его словам, была "женщина души самой возвышенной и восторженной... Идеалистка была в полном смысле слова... и чиста, и наивна притом была совсем как ребенок". Брак не был счастливым: Исаева дала согласие после долгих колебаний, измучивших Достоевского. В Сибири писатель начал работу над воспоминаниями о каторге ("сибирская" тетрадь, содержащая фольклорные, этнографические и дневниковые записи, послужила источником для "Записок из Мертвого дома" и многих других книг Достоевского). В 1857 его брат напечатал рассказ "Маленький герой", написанный Достоевским в Петропавловской крепости. Создав две "провинциальные" комические повести - "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели", Достоевский вступил через посредство брата Михаила в переговоры с М.Н. Катковым, Некрасовым, А.А. Краевским. Однако современная критика не оценила и обошла почти полным молчанием эти первые произведения "нового" Достоевского.
18 марта 1859 Достоевский по прошению был уволен "по болезни" в отставку в чине подпоручика и получил разрешение жить в Твери (с воспрещением въезда в Петербургскую и Московскую губернии). 2 июля 1859 с женой и пасынком уехал из Семипалатинска. С 1859 - в Твери, где возобновил прежние литературные знакомства и завязал новые. Позже шеф жандармов известил тверского губернатора о разрешении Достоевскому жить в Петербурге, куда он приехал в декабре 1859 г.
Интенсивная деятельность Достоевского сочетала редакторскую работу над "чужими" рукописями с публикацией собственных статей, полемических заметок, примечаний, а главное художественных произведений. Роман "Униженные и оскорбленные"- произведение переходное, своеобразное возвращение на новой ступени развития к мотивам творчества 1840-х гг., обогащенное опытом пережитого и перечувствованного в 1850-е гг.; в нем очень сильны автобиографические мотивы. В то же время роман заключал в себе черты сюжетов, стиля и героев произведений позднего Достоевского. Огромный успех имели "Записки из Мертвого дома".
В Сибири, по признанию Достоевского, изменились "постепенно и после очень-очень долгого времени" его "убеждения". Суть этих перемен, Достоевский в самой общей форме сформулировал как "возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного". В журналах "Время" и "Эпоха" братья Достоевские выступали как идеологи "почвенничества" - специфической модификации идей славянофильства. "Почвенничество" было скорее попыткой очертить контуры "общей идеи", найти платформу, которая примирила бы западников и славянофилов, "цивилизацию" и народное начало. Скептически относясь к революционным путям преобразования России и Европы, Достоевский высказывал эти сомнения в художественных произведениях, статьях и объявлениях "Времени", в резкой полемике с публикациями "Современника". Суть возражений Достоевского - возможность после реформы сближения правительства и интеллигенции с народом, их мирного сотрудничества. Эту полемику Достоевский продолжает и в повести "Записки из подполья" ("Эпоха", 1864) - философско-художественной прелюдии к "идеологическим" романам писателя.
Достоевский писал: "Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости. Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться!".
В июне 1862 Достоевский впервые выехал за границу; посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию, Англию. В августе 1863 писатель вторично выехал за границу. В Париже он встретился с А.П. Сусловой, драматические взаимоотношения с которой (1861-1866) получили отражение в романе "Игрок", "Идиот" и других произведениях. В Баден-Бадене, увлеченный, по азартности своей натуры, игрой в рулетку, проигрывается "весь, совершенно дотла"; это многолетнее увлечение Достоевского - одно из качеств его страстной натуры. В октябре 1863 он возвратился в Россию. До середины ноября жил с больной женой во Владимире, а в конце 1863- апреле 1864- в Москве, наезжая по делам в Петербург.
1864 принес Достоевскому тяжелые утраты. 15 апреля умерла от чахотки его жена. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их "несчастной" любви, отразились во многих произведениях Достоевского (в частности, в образах Катерины Ивановны - "Преступление и наказание" и Настасьи Филипповны - "Идиот"). 10 июня умер М.М. Достоевский. 26 сентября Достоевский присутствует на похоронах Григорьева. После смерти брата Достоевский взял на себя издание отягощенного большим долгом и отстававшего на 3 месяца журнала "Эпоха"; журнал начал выходить регулярней, но резкое падение подписки на 1865 вынудило писателя прекратить издание. Он остался должным кредиторам около 15 тысяч рублей, которые смог выплатить лишь к концу жизни. Стремясь обеспечить условия для работы, Достоевский заключил контракт с Ф.Т. Стелловским на издание собрания сочинений и обязался написать для него новый роман к 1 ноября 1866.
Весной 1865 Достоевский - частый гость семьи генерала В.В.Корвин-Круковского, старшей дочерью которого А.В.Корвин-Круковской он был сильно увлечен. В июле он выехал в Висбаден, откуда осенью 1865 предложил Каткову повесть для "Русского вестника", впоследствии переросшую в роман. Летом 1866 Достоевский находился в Москве и на даче в сельце Люблино, поблизости от семьи сестры Веры Михайловны, где ночами писал роман "Преступление и наказание".
"Психологический отчет одного преступления" стал сюжетной канвой романа, главную мысль которого Достоевский контурно очертил так: "Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он - кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям...". Точно и многогранно изображены в романе Петербург и "текущая действительность", богатство социальных характеров, "целый мир сословных и профессиональных типов", но это действительность преображенная и открытая художником, взгляд которого проникает до самой сути вещей. Напряженные философские диспуты, пророческие сны, исповеди и кошмары, гротескно-карикатурные сцены, естественно переходящие в трагические, символические встречи героев, апокалиптический образ призрачного города органично сцеплены в романе Достоевского. Роман, по словам самого автора, "удался чрезвычайно" и поднял его "репутацию как писателя".
В 1866 истекающий срок контракта с издателем вынудил Достоевского одновременно работать над двумя романами - "Преступление и наказание" и "Игрок". Достоевский прибегает к необычному способу работы: 4 октября 1866 к нему приходит стенографистка А.Г. Сниткина; он начал диктовать ей роман "Игрок", в котором отразились впечатления писателя от знакомства с Западной Европой. В центре романа столкновение "многоразвитого, но во всем недоконченного, изверившегося и не смеющего не верить, восстающего на авторитеты и боящегося их" "заграничного русского" с "законченными" европейскими типами. Главный герой - "поэт в своем роде, но дело в том, что он сам стыдится этой поэзии, ибо глубоко чувствует ее низость, хотя потребность риска и облагораживает его в глазах самого себя".
Зимой 1867 Сниткина становится женой Достоевского. Новый брак был более удачен. С апреля 1867 до июля 1871 Достоевский с женой живет за границей (Берлин, Дрезден, Баден-Баден, Женева, Милан, Флоренция). Там 22 февраля 1868 родилась дочь Софья, внезапную смерть которой (май того же года) Достоевский тяжело переживал. 14 сентябре 1869 родилась дочь Любовь; позже в России 16 июля 1871 - сын Фёдор; 12 авг. 1875 - сын Алексей, умерший в трехлетнем возрасте от припадка эпилепсии.
В 1867-1868 Достоевский работал над романом "Идиот". "Идея романа,-указывал автор,- моя старинная и любимая, но до того трудная, что я долго не смел браться за нее. Главная мысль романа - изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь..."
К роману "Бесы" Достоевский приступил, прервав работу над широко задуманными эпопеями "Атеизм" и "Житие великого грешника" и наскоро сочинив "повестушку" "Вечный муж". Непосредственным толчком к созданию романа послужило "нечаевское дело". Деятельность тайного общества "Народная расправа", убийство пятью членами организации слушателя Петровской земледельческой академии И.И. Иванова - вот события, легшие в основу "Бесов" и получившие в романе философско-психологическую интерпретацию. Внимание писателя привлекли обстоятельства убийства, идеологические и организационные принципы террористов ("Катехизис революционера"), фигуры соучастников преступления, личность руководителя общества С.Г. Нечаева. В процессе работы над романом замысел многократно видоизменялся. Первоначально - это непосредственный отклик на события. Рамки памфлета в дальнейшем значительно расширились, не только нечаевцы, но и деятели 1860-х, либералы 1840-х гг., Т.Н. Грановский, петрашевцы, Белинский, В.С. Печерин, А.И. Герцен, даже декабристы и П.Я. Чаадаев попадают в гротескно-трагическое пространство романа.
Постепенно роман перерастает в критическое изображение общей "болезни", переживаемой Россией и Европой, ярким симптомом которой являются "бесовство" Нечаева и нечаевцев. В центре романа, в его философско-идеологическом фокусе помещаются не зловещий "мошенник" Пётр Верховенский (Нечаев), а загадочная и демоническая фигура "все позволившего" себе Николая Ставрогина.
В июле 1871 Достоевский с женой и дочерью возвратились в Петербург. Лето 1872 года писатель с семьей провел в Старой Руссе; этот город стал постоянным местом летнего пребывания семьи. В 1876 Достоевский приобрел здесь дом.
В 1872 писатель посещает "среды" князя В. П. Мещерского, сторонника контрреформ и издателя газеты-журнала "Гражданин". По просьбе издателя, поддержанный А. Майковым и Тютчевым, Достоевский в декабре 1872 соглашается принять на себя редакторство "Гражданина", заранее оговорив, что берет на себя эти обязанности временно. В "Гражданине" (1873) Достоевский осуществил давно задуманную идею "Дневника писателя" (цикл очерков политического, литературного и мемуарного характера, объединенных замыслом непосредственного, личного общения с читателем), опубликовал ряд статей и заметок (в том числе политические обзоры "Иностранные события"). Скоро Достоевский начал тяготиться ред. работой, все более резкий характер принимали и столкновения с Мещерским, очевиднее стала невозможность превратить еженедельник в "орган людей с независимым убеждением". Весной 1874 писатель отказался от редакторства, хотя эпизодически сотрудничал в "Гражданине" и позднее. В связи с ухудшением здоровья (усилившейся эмфиземой легких) в июне 1847 он уезжает для лечения в Эмс и повторяет поездки туда в 1875, 1876 и 1879.
В середине 1870-х гг. возобновились отношения Достоевского с Салтыковым-Щедриным, прервавшиеся в разгар полемики между "Эпохой" и "Современником", и с Некрасовым, по предложению которого (1874) писатель печатает в "Отечественных записках" свой новый роман "Подросток" - "роман воспитания", своего рода "Отцы и дети" Достоевского.
Личность и мировоззрение героя формируются в обстановке "всеобщего разложения" и распада устоев общества, в борьбе с соблазнами века. В исповеди подростка анализируется сложный, противоречивый, хаотичный процесс становления личности в "безобразном" и утратившем "нравственный центр" мире, медленное вызревание новой "идеи" под мощным влиянием "великой мысли" скитальца Версилова и философии жизни "благообразного" странника Макара Долгорукого.
В кон. 1875 Достоевский вновь возвращается к публицистической работе - "моножурналу" "Дневник писателя" (1876 и 1877), имевшему большой успех и позволивший писателю вступить в прямой диалог с читателями-корреспондентами. Автор так определял характер издания: "„Дневник писателя" будет похож на фельетон, но с тою разницею, что фельетон за месяц естественно не может быть похож на фельетон за неделю. Я не летописец: это, напротив, совершенный дневник в полном смысле слова, то есть отчет о том, что наиболее меня заинтересовало лично". "Дневник" 1876-1877 - сплав публицистических статей, очерков, фельетонов, "антикритик", мемуаров и художественных произведений. В "Дневнике" преломились непосредственные, по горячим следам, впечатления и мнения Достоевского о важнейших явлениях европейской и русской общественно-политической и культурной жизни, волновавшие Достоевского юридические, социальные, этико-педагогические, эстетические и политические проблемы. Большое место в "Дневнике" занимают попытки писателя увидеть в современном хаосе контуры "нового создания", основы "складывающейся" жизни, предугадать облик "наступающей будущей России честных людей, которым нужна лишь одна правда".
Критика буржуазной Европы, глубокий анализ состояния пореформенной России парадоксальным образом сочетаются в "Дневнике" с полемикой против различных течений социальной мысли 1870-х гг., от консервативных утопий - до народнических и социалистических идей.
В последние годы жизни возрастает популярность Достоевского. В 1877 он был избран членом-корреспондентом Петербургской АН. В мае 1879 писателя пригласили на Международный литературный конгресс в Лондон, на сессии которого он был избран членом почетного комитета международной литературной ассоциации. Активно участвует Достоевский в деятельности Петербургского Фребелевского общества. Часто выступает на литературно-музыкальных вечерах и утренниках с чтением отрывков из своих произведений и стихотворений Пушкина. В январе 1877 Достоевский под впечатлением "Последних песен" Некрасова навещает умирающего поэта, часто видится с ним в ноябре; 30 декабре произносит речь на похоронах Некрасова.
Деятельность Достоевского требовала непосредственного знакомства с "живой жизнью". Он посещает (при содействии А. Ф. Кони) колонии малолетних преступников (1875) и Воспитательный дом (1876). В 1878 после смерти любимого сына Алёши совершает поездку в Оптину пустынь, где беседует со старцем Амвросием. Особенно волнуют писателя события в России. В марте 1878 Достоевский находится на процессе Веры Засулич в зале Петербургского окружного суда, а в апреле отвечает на письмо студентов, просивших высказаться по поводу избиения лавочниками участников студенческой демонстрации; В феврале 1880 присутствует на казни И. О. Млодецкого, стрелявшего в М. Т. Лорис-Меликова. Интенсивные, многообразные контакты с окружающей действительностью, активная публицистическая и общественная деятельность служили многосторонней подготовкой к новому этапу творчества писателя. В "Дневнике писателя" вызревали и опробовались идеи и сюжет его последнего романа. В конце 1877 Достоевский объявил о прекращении "Дневника" в связи с намерением заняться "одной художнической работой, сложившейся... в эти два года издания „Дневника" неприметно и невольно".
"Братья Карамазовы" - итоговое произведение писателя, в котором художественное воплощение получили многие идеи его творчества. История Карамазовых, как писал автор,- это не просто семейная хроника, а типизированное и обобщенное "изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентской России". Философия и психология "преступления и наказания", дилемма "социализма и христианства", извечная борьба "божьего" и "дьявольского" в душах людей, традиционная для классической русской литературы тема "отцов и детей" - такова проблематика романа.
В "Братьях Карамазовых" уголовное преступление связано с великими мировыми "вопросами" и вечными художественно-философскими темами.
В январе 1881 Достоевский выступает на заседании совета Славянского благотворительного общества, работает над первым выпуском возобновленного "Дневника писателя", разучивает роль схимника в "Смерти Иоанна Грозного" А. К. Толстого для домашнего спектакля в салоне С. А. Толстой, принимает решение "непременно участвовать в пушкинском вечере" 29 января. Он собирался "издавать „Дневник писателя" ... в течение двух лет, а затем мечтал написать вторую часть „Братьев Карамазовых", где появились бы почти все прежние герои...". В ночь с 25 на 26 января у Достоевского пошла горлом кровь. Днем 28 января Достоевский попрощался с детьми, в 8 ч. 38 мин. вечера он скончался.
31 января 1881 при огромном стечении народа состоялись похороны писателя. Он похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге.

(Пока оценок нет)

Фёдор Достоевский родился 11 ноября 1821 года в семье врача-дворянина. Его мать, дочь купца, была необычайно доброй и религиозной женщиной, а отец – ее полной противоположностью, человеком подозрительным, мрачным и нервным. Поэтому Достоевский, если и вспоминал о родителях, то только о матери – всегда с любовью и благодарностью.

Уже в 18-летнем возрасте Достоевскому были свойственны глубокие философские мысли: он считал, что в человеке скрыта большая тайна, и чтобы ее разгадать, может понадобиться целая жизнь. Таким образом Фёдор Михайлович будто бы предвидел свое призвание: писатель действительно во всех своих произведениях пытался разгадать величайший секрет человеческой души.

Отец устроил Достоевского в одно из самых престижных учебных заведений Петербурга в то время – Военно-инженерное училище. По окончанию учебы Фёдора зачислили служащим в чертежную Инженерного департамента, но вскоре он ушел в отставку, так как видел себя только в литературе. И он не ошибался: уже о первом произведении «Бедные люди» критики отзывались благосклонно. На тот момент молодому Достоевскому исполнилось всего лишь 23 года.

В 1849 году судьба сыграла злую шутку с Фёдором Михайловичем – его арестовали «за вольнодумство». Приговоренный к смертной казни Достоевский в последний момент получает помилование (позже об этом расскажет в своем знаменитом монологе князь Мышкин из «Идиота»). Вместо смерти писателю подарили жизнь… на каторге, освободиться от которой Достоевскому получилось только через пять лет.

В интернете можно найти много информации касательно личной жизни Фёдора Достоевского, но подобным материалам место, скорее всего, в бульварной прессе, а не в биографии писателя. Поэтому если уж сосредотачиваться на личной жизни писателя, то стоит сказать об Анне Сниткиной – истинной любви гениального Достоевского. Будучи стенографисткой, эта юная девушка (ей было всего 20, а ему – 45 лет) за 21 день записала роман «Игрок». Анна стала для писателя источником вдохновения, ангелом-хранителем и, в то же время, персональным менеджером и бухгалтером.

Писатель умер 26 января 1881 года, и, говорят, в этот день лицо его было спокойным и светлым. Любимая Анна Григорьевна, которая стала настоящим подарком для Достоевского при жизни, осталась верной ему и после его смерти. Кроме того, она до конца своих дней активно занималась организацией литературного наследства Фёдора Михайловича, издала собрание его сочинений, собрала письма и дневники. Анна прожила свою жизнь в полном соответствии с ее обещанием «Я готова провести остаток своей жизни, стоя пред ним на коленях»…

Фёдор Достоевский, библиография

Все книги Фёдора Достоевского:

Романы

1846
«Бедные люди»
1861
«Униженные и оскорблённые»
1866

1866
«Игрок»
1869
«Идиот»
1872
«Бесы»
1875
«Подросток»
1880

Повести и рассказы

1846
«Двойник»
1846
«Как опасно предаваться честолюбивым снам»
1846
«Господин Прохарчин»
1847
«Роман в девяти письмах»
1847
«Хозяйка»
1848
«Ползунков»
1848
«Слабое сердце»
1848
«Честный вор»
1848
«Ёлка и свадьба»
1848
«Неточка Незванова»
1848
«Белые ночи»
1849
«Маленький герой»
1859
«Дядюшкин сон»
1859
«Село Степанчиково и его обитатели»
1860
«Чужая жена и муж под кроватью»
1860
«Записки из Мёртвого дома»
1862
«Скверный анекдот»
1864
«Записки из подполья»
1865
«Крокодил»
1870
«Вечный муж»
1873
«Бобок»
1876
«Кроткая»
1876
«Мальчик у Христа на ёлке»
1877
«Сон смешного человека»

Публицистика, критика, очерки

1847
«Петербургская летопись»
1861
«Рассказы Н.В. Успенского»
1862
«Зимние заметки о летних впечатлениях»
1880
«Приговор»
1880
«Пушкин»