Современное искусство 21 века, точнее, конца 20-го — начала 21 веков. Об этом пойдет речь в этой статье — третьей из цикла Гид по современному искусству. Мы продолжим знакомство с современным искусством. Рассмотрим самые яркие направления конца 20 — начала 21 веков.

Искусство, в котором мало смысла, но много значения (Александр Генис)

Искусство конца 20 — начала 21 века - всеядное, ироничное, ядовитое, демократичное - называют закатом великой эпохи. Постмодернисты попали в ситуацию, когда все сказано до них. И им остаётся пользоваться созданным, смешивать стили, создавать, пусть не новый, но узнаваемый арт…

В 2-х предыдущих статьях цикла мы рассматривали:

  • Часть 3. Конец 20 - начало 21 века (рассмотрим в этой статье )

Как и в 2-х предыдущих статьях, для каждого вида арт искусства будут указаны места - города, музеи, сайты , где можно посмотреть работы их ярких представителей. Эта статья, как и две предыдущая может стать еще одним стимулом для Вас к новым путешествиям !

Из статьи Вы узнаете: арт искусство - самые яркие направления конца 20 века — начала 21 веков.

  1. Неореализм;
  2. Минимальный арт;
  3. Постмодерн;
  4. Гиперреализм;
  5. Инсталляция;
  6. Энвайронмент;
  7. Видеоарт;
  8. Граффити;
  9. Трансавангард;
  10. Боди-арт;
  11. Стакизм;
  12. Неопластицизм;
  13. Стрит-арт;
  14. Мейл-арт;
  15. Нет-арт.

1. НЕОРЕАЛИЗМ. Это арт искусство послевоенной Италии, которое боролось с послевоенным пессимизмом.

Новый фронт искусства объединил абстракционистов и реалистов и просуществовал всего лишь 4 года. Но из него вышли известные художники: Габриелле Муки, Ренато Гуттузо, Эрнесто Треккани. Они ярко и экспрессивно изображали рабочих и крестьян.

Похожие направления появились и в других странах, но самой яркой школой считается школа неореализма, которая появилась в Америке стараниями монументалиста Диего Риверы.

Смотреть: Ренато Гуттузо — Дворец Кьярамонте (Палермо, Италия), фрески Диего Риверы — Президентский Дворец (Мехико, Мексика).

Фрагмент фрески Диего Риверы для отеля Прадо в Мехико «Сон о воскресном дне в парке Аламеда», 1948

2. МИНИМАЛЬНЫЙ АРТ. Это направление авангардизма. Использует простые формы и исключает любые ассоциации.

Это направление появилось в США в конце 60-х. Своим прямым предшественниками минималисты называли Марселя Дюшана (реди-мейд), Пита Мондриана (неопластицизм) и Казимира Малевича (супрематизм), его черный квадрат они называли первым произведение минимального арта.

Предельно простые и геометрически правильные композиции — пластиковые коробки, металлические решетки, конусы — выполнялись на промышленных предприятиях по эскизам художников.

Смотреть:

Работы Дональда Джадда, Карла Андре, Сола Левита — Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США), Музей современного искусства (Нью-Йорк, США), Музей Метрополитен (Нью-Йорк, США).

3. ПОСТМОДЕРН. Это большой список нереалистических направлений конца 20 века.

Ванчеги Муту. Коллаж «Половые органы взрослой женщины», 2005

Цикличность характерна для искусства, но постмодерн стал первым примером «отрицания отрицания». В начале модернизм отверг классику, а затем постмодернизм отверг модернизм, как он ранее отверг классику. Постмодернисты вернулись к тем формам и стилям, которые были до модернизма, но на более высоком уровне.

Постмодернизм — это порождение эпохи новейших технологий. Поэтому его характерная особенность — это смешение стилей, образов, разных эпох и субкультур. Главным для посмодернистов стало цитирование, ловкое жонглирование цитатами.

Смотреть: Галерея Тейт (Лондон, Великобритания), Национальный музей современного искусства Центр Помпиду (Париж,Франция), Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США).

4. ГИПЕРРЕАЛИЗМ. Искусство, подражающее фотографии.

Чак Клоуз. «Роберт», 1974

Еще это искусство называют Супереализм, Фотореализм, Радикальный реализм или Холодный реализм. Появилось это направление в Америке в 60-х и через 10 лет получило распространение в Европе.

Художники этого направления в точности копируют мир так, как мы его видим на фото. В работах художников читается некая ирония над техногеном. Художники изображают в основном сюжеты из жизни современного мегаполиса.

Смотреть: работы Чака Клоуза, Дона Эдди, Ричарда Эстеса — Музей Метрополитен, Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США), Бруклинский музей (США).

5. ИНСТАЛЛЯЦИЯ. Это композиция в галерее, которую можно создать из чего попало, главное, чтобы были подтекст и идея.


Скорее всего не было бы этого направления, если бы не культовый писсуар Дюшана. Имена главных мировых инсталляторов: Дайн, Раушенберг, Бойс, Куннелис и Кабаков.

Главное в инсталляции сам подтекст и пространство, где художники сталкивают банальные предметы.

Смотреть: Тейт Модерн (Лондон, Великобритания), Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США).

6. ЭНВАЙРОНМЕНТ. Это искусство создания 3-х мерной композиции, которая эмитирует реальную среду.

Как направление в искусстве Инвайронмент появился еще в 20-е годы 20 века. Свое время опередил на несколько десятков лет художник-дадаист, когда представил публике свое произведение «Мерц-здание» — трехмерное строение из разных предметов и материалов, ни для чего не пригодное, кроме созерцания.

Через полвека в этом жанре стали работать и преуспели Эдвард Кинхольц и Джордж Сигел. В свое произведение они обязательно вносили шокирующий элемент бредовой фантазии.

Смотреть: работы Эдварда Кинхольца и Джорджа Сигела — Музей современного искусства (Стокгольм, Швеция).

7. ВИДЕОАРТ. Это направление возникло в последней трети 20 века благодаря появлению портативных видеокамер.

Это очередная попытка вернуть арт в реальность, но теперь при помощи видео и компьютерной техники. Американец Нам Джун Пайк снял видео проезда Папы Римского по улицам Нью-Йорка и стал первым видео артистом.

Эксперименты Нам Джун Пайка повлияли на телевидение, музыкальные клипы (он стоял у основания канала MTV), компьютерные эффекты в кино. Работы Джун Пайка, Билла Виолы сделали это направление искусства полем деятельности для экспериментов. Они положили начало «видеоскульптурам», «видеоинсталляциям» и «видеооперам».

Смотреть: видеоарт, начиная от психоделического до социального (популярен в Китае, Чен-че-йен на Youtube.com)

8. ГРАФФИТИ. Надписи и рисунки на стенах домов, несущие дерзкий месседж.

Появились впервые в 70-х в Северной Америке. К их появлению имели отношение галеристы одного из районов Манхэттена. Они стали меценатами творчества живших с ними по соседству пуэрториканцев и ямайцев. Граффити сочетают в себе элементы городской субкультуры и этнической.

Имена из истории граффити: Кейт Херинг, Жан-Мишель Баския, Джон Матом, Кенни Шарф. Скандально известная личность — граффитик из Британии Бэнкси. Открытки с его работами есть во всех британских сувенирных лавках

Смотреть: Музей граффити (Нью-Йорк, США), работы Бэнкси — на сайте banksy.co.uk.

9. ТРАНСАВАНГАРД. Одно из направлений в постмодерной живописи. Сочетает прошлое, новую живопись и экспрессивность.

Работа трансавангардиста Александр Ройтбурд

Автор термина трансавангард — современный критик Бонито Олива. Этим термином он определил творчество 5-ти своих соотечественников — Сандро Киа, Энцо Кукки, Франческо Клементе, Миммо Паладино, Николо де Мариа. Для их творчества характерно: сочетание классических стилей, отсутствие привязанности к национальной школе, установка на эстетическое наслаждение и динамика.

Смотреть: Музей-коллекция Пегги Гуггенхайм (Венеция, Италия), Музей современного искусства в Palazzo (Венеция, Италия), Галерея современного искусства (Милан, Италия)

10. БОДИ-АРТ. Одно из направлений акционизма. Тело выступает в качестве холста.

Боди-арт — это одно из проявлений панк-культуры 70-х. Напрямую связано с появившейся тогда модой на тату и нудизм.

Живые картины создаются прямо перед зрителями, записываются на видео и транслируются затем в галерее. Брюс Науман, изображающий в галерее дюшановский писсуар. Дуэт Гилберт и Джордж — живые скульптуры. Изображали типаж среднего англичанина.

Смотреть: например, на сайте художницы Орлан orlan.eu .

11. СТАКИЗМ. Британское арт-объединение фигуративной живописи. Выступало против концептуалистов.

Первая выставка была в Лондоне в 2007-м, как протест против галереи Тейт. По одной из версий протестовали в связи с покупкой галереей работ художников в обход законодательства. Шум в прессе привлек внимание к стакистам. Сейчас в мире насчитывается более 120 артистов. Их девиз: художник, который не рисует — не художник.

Термин стакизм было предложено Томсоном. Художница Трейси Эмин воскликнула в адрес своего бойфренда Билли Чайлдиша: твоя живопись застряла, застряла, застряла! (англ. Stuck! Stuck! Stack!)

Смотреть: на сайте стакистов stuckism.com . Работы Чарли Томсона и Билли Чайлдиша в галерее Тейт (Лондон, Великобритания).

12. НЕОПЛАСТИЦИЗМ. Абстрактное искусство. Пересечение перпендикулярных линий 3-х цветов.

Идеолог направления — голландец Пит Мондриан. Считал мир иллюзорностью, поэтому задача художника очистить живопись от чувственных форм (фигуратива) во имя эстетических (абстрактных) форм.

Сделать это художник предложил максимально лаконично при помощи 3-х цветов — синего, красного и желтого. Ими заливались места между перпендикулярными линиями.

Неопластицизм до сих пор вдохновляет дизайнеров, архитекторов и промышленных графиков.

Смотреть: работы Пита Мондриан и Тео Ванной Дусбурга в Муниципальном Музее Гааги.

13. СТРИТ-АРТ. Искусство, для которого город это выставка либо холст

Цель стрит-артиста: моментально вовлечь прохожего в диалог при помощи своей инсталляции, скульптуры, постера либо трафарета.

В Европе сейчас популярны «шуфити» (инсталляции из ботинок, развешенных на деревьях) и «книтта» (надписи из вязанные ярких тканей на светофорах, деревьях, антеннах авто)

В Южной Америке популярны «пис» или «мурализм» (мастерски выполненный сюжетный рисунок или надпись).

Смотреть: La Llotja, Старая школа искусств, Барселона. Целые секции стрит-арта стали выставляться на Sotheby’s в Лондоне.

14. МЕЙЛ-АРТ. Международное некоммерческое движение. Использует электронную и обычную почту для распространения арта.

Изначально мейл-арт сформировался, как объединение популярных в 60-х направлений арта — концептуализма, бук-арта, видеоарта, боди арта.

Мейл-арт — это пересылка по почте художественного произведения. Оригинал направляется только одному адресату. А репродукции могут направляться нескольким адресатам электронной или обычной почтой.

Художники, работающие в стиле мейл-арт, пользуются письмами, конвертами, почтовыми карточками, посылками, марками, штемпелями. Самая распространенная техника — коллаж. Ее популяризировал американский художник Рэй Джонсон — яркая фигура сети. В галереях часто проводятся выставки мейл-арта.

Произведением мейл-арта являются не просто оформленные художниками или любителями открытки, а те что прошли через почту, имеют марки, штампы, надписи. Таким образом работники почты это соавторы мейл-арта.

Смотреть: работы мейл-арта на сайте .

15. НЕТ-АРТ. Это проекты, которые существуют исключительно в сети.


Но это не сетевой дизайн. Распознать работы нет-арта не так уж и просто. Для них характерна незамысловатость и прямолинейность.

От работ художников, работающих в профессиональных программах, они отличаются драйвом, незаангажированностью и скоростью.

Какие события, явления и тенденции определили нынешнее десятилетие? «Русский Репортер» определил самые важные тренды уходящего десятилетия. Были проанализированы все аспекты человеческой жизни: от геополитики до потребительских гаджетов и от брачного поведения до научных открытий.

Мобильная связь дошла до всех. Трубка без проводов радикально и навсегда изменила наше общество, связала и одновременно разобщила людей, дала ощущение свободы и возможность тотального контроля миллионам абонентов.



Общество стало сетевым. Нулевые - время широкой экспансии социальных сетей в интернете. По разным оценкам, количество пользователей социальных сетей в мире вот-вот достигнет 900 млн. Фактически каждый седьмой житель Земли сегодня является частью глобальной коммуникационной системы, благодаря которой меняется сама природа общения между людьми и социальными группами.


Социальное государство погрузилось в кризис. 2000-е начались с экономического ноу-хау: сверхмягкая денежная политика, рекордно низкие процентные ставки, старый добрый «печатный станок» - и кризис рубежа веков удалось остановить. В результате той победы возникло чувство, похожее на эйфорию очередного изобретателя вечного двигателя: экспертам показалось, что найден универсальный механизм, позволяющий побеждать циклические кризисы. Продержалась эта модель на удивление недолго, а рухнула с треском, превысившим все ожидания.


Мир стал многополярным. Первое десятилетие XXI века началось с претензий на создание нового мирового порядка и закончилось крахом этой попытки. Пришедшие к власти в Соединенных Штатах неоконсерваторы стремились построить американоцентричный мир, но их политика породила лишь кровавые войны без конца, рост недовольства по всему миру, истощение ресурсов роста в США и заверения нового президента об отказе от односторонних действий на мировой арене. Безопасности планете это не добавило, но поле возможностей для малых стран сильно расширилось.


Люди научились читать геномы. В первом десятилетии XXI века исследователи из США и Великобритании завершили расшифровку человеческого генома. Это был самый масштабный проект за всю историю биологии. Наступившую эпоху в науке и медицине уже окрестили «постгеномной эрой». От одного-единственного генома теперь перешли к массовым расшифровкам. Стало возможным конструировать «персональные лекарства», выяснять причины непонятных заболеваний, программировать человеческие способности.


Приватное пространство стало общим. Сегодня даже строго конфиденциальные дипломатические депеши становятся достоянием общественности - к примеру, на сайте WikiLeaks. За последние 10 лет - с массовым распространением интернета, мобильной связи и социальных сетей - нарушать чужое прайвеси стало обычным делом. Изменились не только технологические возможности, но и социальная норма, регламентирующая личное пространство. И меняется дальше.


Ученые перестали работать на войну. В XX веке едва ли не за каждой научной идеей маячила тень военно-промышленного комплекса: «физики делают бомбы». Коммерческие технологии появлялись как результат конверсии военных разработок. Сейчас инновационный контур изменился: заказчиком номер один становятся не военные, а корпорации, работающие на потребительский рынок.


3D-кино и мультики захватили мир. Виртуальный мир в 2000-е стал объемным, взаправдашним и почти осязаемым. Массовое кино сделало ставку на создание альтернативных миров с помощью технологии 3D. С выходом «Аватара» Джеймса Кэмерона, самого кассового фильма в истории, фантастика, фэнтези и анимация сделались наиболее востребованными и прибыльными жанрами в кино.


Толерантность дошла до абсурда. Попробуйте в США назвать не то что президента, а кого угодно с черным цветом кожи «негром». Теперь это приравнивается чуть ли не к ограблению магазина. Негров там больше нет, есть афроамериканцы. Политкорректность как идея отказа от использования определений, которые какая-либо группа населения считает для себя оскорбительными, начала завоевывать мир в 70-е годы, но именно в нулевые приобрела гипертрофированные и порой карикатурные формы. То же самое произошло и с понятием терпимости.


Спорт превратился в биотехнологию. Научный прогресс пытается активно вмешиваться в спорт высших достижений. Международным спортивным федерациям приходится вводить все новые запреты: слишком часто технические, медицинские и фармакологические новинки оказывают влияние на исход соревнований. Первое десятилетие XXI века в таких видах спорта, как плавание и легкая атлетика, запомнится как период ожесточенной борьбы с инновациями.

Мода начала 21 века – это дерзкое нарушение тех правил и тенденций в стиле, которые сформировались на протяжении предыдущего времени. Расширяются границы допустимого, разрешается совмещать несовместимое. Если бы в конце прошлого века кто-либо осмеливался так комбинировать стили в одном комплекте, то он рискнул бы быть не понятым и записанным в разряд «чудаков» или же безвкусно одетых людей.

Смешение стилей в моде 21 века – один из факторов, составляющих цельный образ. И создавая комплект в едином стилистическом решении, вы не будете на 100% правы – как раз модный в 21 веке образ собирательный, и состоит из вещей не просто разных по стилю, но и разных по временным эпохам.

История моды 21 века еще не написана, но основными тенденциями, которые диктуют нам мировые подиумы и фешн-блоггеры, являются смелость и склонность к экспериментам, что позволит создать свои неповторимый стиль. Причем тенденции моды 21 века в России кардинально не отличается от Европейской моды 21 века.

Время перемен

Почему же столь радикальные перемены? Очевидно, что мода находится в тесной связи с политической и экономической ситуацией. Свою роль также играют свобода в основных сферах жизнедеятельности, легкость перемещений и путешествий, и переплетение разных культур на территории одного государства.

Ну и если смотреть правде в глаза – в индустрии моды назрел кризис новаторства. Вот и стала актуальна тенденция к обновлению «старого, хорошо забытого», и комбинированию уже давно изобретенных вещей в оригинальный комплект, то есть взгляд под «новым углом».

Главными новшествами в комбинировании стилистических направлений в 21 веке являются ношение футболок с принтом в сочетании с классическим костюмом; летние платья с байкерскими куртками из денима или кожи и массивными военными ботинками; классический стиль в миксе с этникой, а кружево – со стилем .

Чувство вкуса

Но, несмотря на кажущуюся «кашу» в переплетении стилей, довольно просто понять, что человек не бездумно совмещает определенные вещи, и основной критерий для этого – чувство вкуса и меры. Чуть-чуть выйдете за грани дозволенного – и вы выглядите нелепо.

Прежде всего, учитывайте особенности фигуры и цветотип вашей внешности, не игнорируйте погодные условия и время года, ну и самое главное – уместность вашего наряда поводу и месту. Не комбинируйте больше 2 стилей. Классика уместна практически всегда, поэтому проще всего создавать комплекты на ее основе.

В свое время мне очень понравился комедийный сериал < Все ненавидят Криса> об очень модном и крутом стендапере Крисе Такере. Пост честная копипаста о положительных тенденциях и переменах в жизни жителей развитых стран.

Продуктовая корзина среднего класса стран Запада стремительно меняется. Со стороны это выглядит как увлечение «зажравшихся потребителей» модными диетами. Но причина куда более проста и печальна – людям все чаще не хватает денег на еду.

После экономического кризиса 2008 года в США вошел в широкое употребление термин food insecurity – нехватка продовольствия. Оказалось, что в категорию людей, страдающих от food insecurity, попадают не только нелегальные мигранты и сидящие на пособии наркоманы, но и огромное число работающих граждан. Это, например, многодетные семьи. Обычно основным добытчиком является отец, а матери в лучшем случае удается подрабатывать на полставки. Если отец теряет работу, это в буквальном смысле обрекает семью на голод.

Но то, что многие модные диеты, включая веганство, связаны с банальной нехваткой денег на продукты, признавать пока стесняются. В 2016 году к «новым голодным» относили 41,2 млн американцев. Неужели «страшилки», некогда изобретаемые советской пропаган

В принципе, американскую семью из среднего класса может поставить на грань выживания потеря работы любым из родителей – даже того, чья зарплата меньше. Дело в том, что подавляющее число таких семей выплачивает ипотеку за дом. Потерять ее означает лишиться буквально всего. Поэтому люди отказывают себе во многом, «по часам» выплачивая взносы банку.

«Снаружи наш дом сиял той же красотой, что и соседние дома, а внутри он хранил секреты голодающего среднего класса, – вспоминает 2009 год студентка университета Пенсильвании Александра Хейзел. – Великая рецессия расколола нашу жизнь. За одну ночь мы перешли со свежих продуктов на рис и консервы с истекшим сроком годности. Родители часто пропускали обед или ужин, чтобы еды хватило детям. Соседи кормили нас горячей едой, чтобы мы смогли дотянуть до конца недели. Но родители так хорошо хранили от нас этот секрет, что мы даже не понимали, что относимся к голодающим».

В 2009 году в условиях «нехватки продовольствия» жили более 50 миллионов американцев. По мере экономического восстановления эта цифра уменьшается – сегодня таких людей чуть больше 40 миллионов. Но вот что интересно: среди них все больше жителей «субурбии» – вроде бы процветающих районов обитания среднего класса, где вдоль тенистых улочек стоят те самые дома, «сияющие красотой».

В странах типа России участок, на котором стоит дом, можно было бы раскопать под грядки, вырастить картошку и кабачки, закрутить на зиму консервы. Однако американское муниципальное законодательство значительно ограничивает такую возможность. «Белые воротнички» вынуждены отоваривать талоны на еду или идти в благотворительные пункты раздачи продуктов за бесплатным рисом и макаронами. Сотрудники продовольственных банков Нью-Йорка рассказали CNN, что среди их «клиентов» все больше людей с хорошей профессией и высшим образованием – музыкантов, писателей, учителей.

Несмотря на нынешний экономический рост, представители среднего класса все чаще вынуждены соглашаться на низкооплачиваемую работу или подрабатывать на фрилансе. А гнет постоянных выплат типа ипотеки, кредитов или коммуналки продолжает нарастать.

В группе особого риска находятся и те, кто вынужден снимать жилье. Арендная плата постоянно растет, а коммуналка дорожает, но, в отличие от ряда регионов России, где ее не платят годами, в США за просрочку моментально отключают и воду, и электричество. Примерно те же отношения и с рантье: если не рассчитался в срок – на выход. Так арендаторы оказываются перед выбором – или заплатить за жилье, или поесть. Обычно они выбирают первое.

«Стоит оказаться на улице, опека отнимет у тебя детей», – рассказала в августе 2017 года журналистам The Guardian Эми Найт – мать-одиночка, воспитывающая двоих детей и работающая на полставки. Не выдержав подорожание аренды сразу на 30%, она вернулась в дом родителей и теперь платит за аренду им.

Несмотря на то, что штат предоставляет семье продуктовые талоны, мисс Найт удается покупать только самую дешевую еду – макароны, рис, хлеб. От такого количества углеводов и Эми, и ее дети быстро набрали лишний вес. Именно так выглядит сегодня голод в странах «золотого миллиарда» – люди годами не могут позволить себе свежих фруктов, нормального мяса или рыбы, поэтому набирают лишний вес, а с ним и букет болезней.

Особенно остро все эти проблемы стоят в тех штатах, где недвижимость быстро дорожает. Так, в Орегоне цены на дома и арендная плата демонстрируют такую динамику, что число людей в категории food insecurity растет там даже сегодня. Эмми Найт как раз из Орегона.

Парадоксально, но американцы голодают даже в процветающей Силиконовой долине, где специалисты в сфере IT получают огромные зарплаты. Проблема в том, что их зарплаты стимулируют рост арендных ставок. В результате люди на неквалифицированной работе вынуждены тратить свои более скромные зарплаты на жилье практически полностью.

И три корочки хлеба

В декабре прошлого года журналисты все той же The Guardian поговорили с Карлой Перальтой, которая работает на раздаче блюд в кафетерии Фейсбука. Из своей зарплаты в 2850 долларов две тысячи она отдает за аренду крошечной студии, где живет вместе со своей маленькой дочерью. При этом ее зарплата считается большой, что не позволяет ей получить продуктовые талоны. Прибавьте к этому расходы на транспорт, мобильный телефон, интернет – и станет ясно, почему в конце месяца Карла часто заходит в пункты раздачи бесплатных продуктов.

О кризисе с нехваткой продовольствия в США говорят с 2009 года. Все ведущие СМИ сделали материалы на эту тему. Однако отчаяние людей не вылилось в массовые выступления – недоедания стыдятся, его хранят в секрете. Особенно те, кто причисляют себя к среднему классу, а это девять из десяти взрослых американцев.

«Глядя на меня, вы никогда не подумали бы, что у меня нет ни копейки, – пишет в журнале The Atlantic писатель Нил Гэблер, признаваясь, что принадлежит к тем 49% американцев, у кого в заначке на экстренный случай нет даже 400 долларов. – Да, я никогда и не сознаюсь вам в своей финансовой неуверенности или, как я это называю, «финансовой импотенции». У нищеты много общего с импотенцией – ее так же изо всех сил скрывают, притворяясь, что все идет отлично. Но по правде нищета еще более постыдна... Америка – страна лузеров и победителей, альфа-самцов и неудачников. Борьба с бедностью – это источник позора, ежедневное унижение, вариант социального самоубийства. Молчание – единственная защита».

Проблему голода в США уже назвали «тихим кризисом». Этим она напоминает период Великой депрессии. Люди тогда тоже голодали, но никогда не обвиняли в своих бедах общество. Они винили только самих себя и тихо умирали, не устраивая ни революций, ни бунтов.

Демографическая статистика Америки 1930-х годов недоступна, и некоторые историки предполагают, что страна в те времена пережила самый настоящий голодный мор. Только «тихий».

Образованные голодающие придумывают массу ухищрений, дабы скрыть тот факт, что им не хватает денег на постоянно дорожающие продукты. Из года в год растет число вегетарианцев и веганов – параллельно росту цен на продукты. Появляются совсем уже экзотические идеи – типа движения «фриганов», которые «принципиально» не покупают еду в магазинах и питаются только тем, что находят на свалках.

Если веганы объясняют свою диету защитой прав животных, то фриганы утверждают, что едят из помоек в знак протеста против безответственной потребительской цивилизации, выбрасывающей тысячи тонн вполне нормальной еды. Эта проблема действительно существует и тоже напоминает о Великой депрессии, когда тонны продуктов уничтожались буквально на глазах у голодающих людей. В современных США ежедневно выбрасывается до 40% от всего продовольствия. Этого вполне хватило бы, чтобы накормить всех голодных в стране и отослать остатки голодающим Африки.

На таком фоне большой популярностью пользуются кулинарные книги, авторы которых специализируются на готовке самых дешевых блюд и учат читателей составлять бюджетное меню для всей семьи. Только недавно в Англии, где средний класс пойман в ту же ловушку растущей аренды и дорожающих продуктов, вышла книга Эми Шеппард, которая предлагает недельное меню ужинов. Каждый из них стоит 1 фунт (79 рублей) на человека. Это, например, кружка супа, сваренного из замороженной кукурузы. Или макароны с помидорами.

Эми не учла и расходы на чай, кофе, хлеб, масло, муку и прочую бакалею. Читатели разругали ее книгу: «Банки тунца не хватит на неделю семье из четырех человек. Ее моему коту на один раз не хватает!» Однако спрос на бюджетную кулинарию продолжает расти.

Пару лет назад звездой дешевых домашних рецептов в той же Англии стала Джек Монро, запустившая блог под псевдонимом «Девушка по имени Джек». Когда она осталась без работы и вместе с маленьким сыном выживала на пособие, ее задачей было прожить на 10 фунтов в неделю, но питаться при этом вкусно и здорово. Читателям понравились ее секреты выживания. Монро учила, как выискивать в супермаркетах продукты со скидкой и готовить из них по всем правилам высокой кухни. Славу ей принес рецепт «пасты песто» за 42 пенса порция – это простые макароны с чесноком и зеленью, но написан рецепт живо и увлекательно.

Впоследствии Монро объявила себя лесбиянкой, раскрутилась в СМИ, сошлась с владелицей лондонского ресторана, попала в психушку, вышла из нее и теперь продолжает радовать своих поклонников дешевыми рецептами. Из последнего – омлет, приготовленный в микроволновке, и овсянка на воде. Рецепты предназначены для тех, кто настолько беден, что, помимо микроволновки, никакого другого кухонного оборудования не имеет.

Английские и американские СМИ с готовностью поддерживают эти тренды. То и дело в самых серьезных изданиях появляются заголовки типа «Этот парень тратит на еду 2,75 доллара и ест как король!». Так модные пищевые эксперименты позволяют выдать нужду за добродетель. Готовя по рецептам Монро, средний класс утешает себя тем, что креативно подходит к еде. Добывая пропитание из помойки, уговаривает себя, что сражается за экологию.

Это позволяет справиться с позором нищеты. И надежно предохраняет общество от голодных бунтов.

Слова «тенденции» и «тренд» сегодня знает даже школьник. Особенно актуальными данные слова становятся в начале каждого сезона, в период, когда многих заядлых модников начинает лихорадить: что же этакого именитые кутюрье придумают на этот раз?

И здесь даже не совсем понятно, кто более зависим от моды — дизайнеры, диктующие ее правила и каноны, или люди, стремящиеся всегда быть в тренде и регулярно обновляющие своей гардероб.

Мода начала XXI века абсолютная непредсказуема и даже самый опытный дизайнер не рискнет назвать доминантное стилистическое решение, вариаций масса: глэм-рок, гранж, фолк, sexy и даже «шестидесятые» — словом, полное отсутствие единой тенденции.

А вот о XX веке такого сказать нельзя, потому что там для каждого десятилетия был избран четкий стиль, цветовая гамма и, что примечательно, высота каблука для обуви.

Стилистические каноны тех времен, в отличие от тенденций моды 2015- 2016 годов, имели четкую социальную подоплеку. А именитые кутюрье — Кристиан Диор, Ив Сен Лоран, Джанни Версаче — прославились именно благодаря своему безошибочному умению чувствовать социальные тяготения и воплощать их в реальные образы.

Так, в 40-е военные годы, женщины стремились подчеркнуть мужественность и отвагу нарядами Х-образной формы — широкие плечи, широкие бедра — демонстрировали вполне уместные и просто необходимые силовые качества. Прошла война, и женщины снова захотели быть хрупкими, нежными созданиями. Им на помощь пришла форма нарядов «песочные часы» и очень женственные туалеты от Кристиана Диора.

Еще одна характерная черта той эпохи — понятия «модный» и «немодный» были четко разграничены, и каждый имел ясное представление, какой элемент в его гардеробе может стать поводом для насмешек. Какие платья!

Миром правят хиппи, и, следовательно, в моде:

  • джинсы клеш;
  • колоритные этнические принты;
  • пацифистская символика.

В 80-х годах моду начинают воспринимать как продукт, продукт популярный и необходимый широкому кругу людей, а не только элите общества.

В годы реализации бешеных темпов производства мода становится индустрией, в которой основной акцент был сделан на скорость и новизну. Четко можно сказать, что именно с этого момента от дизайнеров начали ожидать какого-либо инновационного подхода к каждому новому сезону.

Сегодня появилась и стала очень популярной новая профессия — трендхантер, или кулхантер. Кто это такой? Это тот, кто в 2014 уже четко знает все тенденции моды 2015- 2016 годов.

Это социолог, разведчик и креативщик в одном лице. Обладая обостренной интуицией, он много читает профильной литературы, знакомится с людьми, причем, из совершенно разных социальных групп, много путешествует и часто вынужден подслушивать чужие беседы.

Он обобщает полученную информацию, вычленяет свежие, нетривиальные идеи — и, вуа-ля, модная тенденция будущего сезона уже существует. Важный нюанс: стать профессионалом в этой сфере крайне сложно, потому что нужно не только отыскать интересную идею и предложить ее в разработку, она должна прийтись по вкусу широкой публике, должна хорошо продаваться и приносить прибыль!

Трендхантеры и трендсеттеры

Самое пристальное внимание трендхантеров сосредоточено на трендсеттерах — людях, которые постоянно экспериментируют со своей внешностью, любят все новое и необычное. Во многом такая мода — это мода простых людей с улицы, реже это могут быть звезды кино или музыки. Раньше все было иначе: именно звезды диктовали моду, а простые обыватели слепо следовали их образу.

Например, то же повальное увлечение белыми локонами, как у Мерелин Монро, или короткой стрижкой и густо накрашенными ресницами, как у миниатюрной модели Твиггги. Сегодня же кутюрье, курируя гардеробы топовых звезд, сами и изменили эту ситуацию. Звезды щеголяют в их нарядах на красной дорожке, а люди продолжают поиск подходящего им образа самостоятельно.

Идеальное место «охоты» — это улицы крупных городов и страницы модных блогов. Именно из последних в мир пришла бешеная мода на сапоги с открытыми носами, которые ведущие дизайнеры представили на подиумах в бесчисленном количестве вариаций.

После всех своих мытарств и путешествий трендхантер отправляет в бюро прогнозов свой отчет. Там все данные систематизируют и тщательно анализируют для выдачи ежесезонного прогноза — трендбука на два предстоящих года.

Эта книга представляет собой собрание фотографий, эскизов, зарисовок, образцов тканей и декора. Наиболее удачной реализацией трендбука считается выпуск аромата Happy компанией Clinique в 2000-х годах. Тогда все эксперты сошлись во мнении, что все скомпонованные трендбуки демонстрируют жажду человечества стать счастливее.

Компания Clinique очень быстро сориентировалась, и на рекламных плакатах своей продукции представила хохочущую, беззаботную рыжеволосую модель Карен Элсон. Промоакция оказалась настолько удачной, что компания и по сей день успешно выпускает новые версии этого парфюма.

Инициативу компании быстро переняли и другие модные отрасли, все как один решили, что модели в журналах и рекламе должны демонстрировать тепло и счастье, а не королевское равнодушие и отчуждение.

Много непонятного и хаотичного в нашем веке, но одно можно сказать точно — мода у нас очень разноплановая, она дает каждому человеку возможность воплотить в жизнь свой образ, свое видение того, что считается актуальным.

И сколько бы трендхантеры ни подслушивали разговоры людей, ни читали умных книг и ни разглядывали гламурных журналов, на улице всегда останется место индивидуальности, непохожести и полному безразличию к модным прогнозам.