Краткая биография Андерсена будет неполной без описания его ранних лет. Мальчик появился на свет 2 апреля (15 апреля) 1805 года. Он жил в достаточно небогатой семье. Его отец работал башмачником, а мать – прачкой.

Юный Ганс был достаточно ранимым ребенком. В учебных заведениях того времени нередко применяли физические наказания, поэтому страх перед учебой не покидал Андерсена. В связи с этим, мать отправила его в благотворительную школу, где учителя были более лояльными. Руководителем этого образовательного заведения был Феддер Карстенс.

Уже в подростковом возрасте Ганс переехал в Копенгаген. Юноша не скрывал от родителей, что отправляется в большой город за славой. Некоторое время спустя, он попал в Королевский театр. Там он играл роли второго плана. Окружающие, отдав должное рвению парня, позволили ему учиться в школе бесплатно. Впоследствии Андерсен вспоминал это время, как одно из самых страшных в его биографии. Виной тому был строгий ректор школы. Ганс закончил обучение только в 1827 году.

Начало литературного пути

Огромное влияние на биографию Ганса Христиана Андерсенаоказало его творчество. В 1829 году опубликовали его первую работу. Это невероятная история под названием «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера». Данный рассказ имел успех и принес Гансу немалую популярность.

До середины 1830-х Андерсен практически не писал. Именно в эти годы он получил пособие, которое позволило ему впервые отправиться путешествовать. В это время у писателя, словно, открылось второе дыхание. В 1835 появляются «Сказки», которые выводят известность автора на новый уровень. В дальнейшем, именно работы для детей становятся визитной карточкой Андерсена.

Расцвет творчества

В 1840-х Ганс Христиан всецело поглощен написанием «Книги с картинками без картинок». Эта работа только подтверждает талант писателя. При этом, все большую известность набирают и «Сказки». К ним он возвращается еще не раз. Над вторым томом он начал работать в 1838 году. К третьему приступил в 1845. В этот период своей жизни Андерсен уже стал популярным автором.

Ближе к концу 1840-х и далее он стремился к саморазвитию и пробовал себя в качестве романиста. Краткое содержание его произведений вызывает любопытство у читателей. Однако для широкой публики Ганс Христиан Андерсен навсегда останется сказочником. И по сей день его произведения вдохновляют немалое количество людей. А отдельные произведения изучают в 5 классе. В наше время нельзя не отметить и доступность творений Андерсена. Теперь его работы можно просто скачать.

Последние годы

В 1871 писатель присутствовал на премьере балета, основанного на его произведениях. Несмотря на провал, Андерсен поспособствовал тому, чтобы его друга, балетмейстера Августина Бурнонвиля, наградили премией. Свою последнюю историю он написал в Рождество 1872.

В этом же году писатель ночью упал с кровати и травмировался. Эта травма стала решающей в его судьбе. Ганс продержался еще 3 года, но так и не смог прийти в себя после этого происшествия. 4 августа (17 августа) 1875 года – стал последним днем жизни знаменитого сказочника. Похоронили Андерсена в Копенгагене.

Другие варианты биографии

  • Писатель не любил, когда его относили к детским авторам. Он заверял, что его истории посвящены как юным, так и взрослым читателям. Ганс Христиан даже отказался от оригинального макета своего памятника, где присутствовали дети.
  • Даже в поздние годы автор делал немало орфографических ошибок.
  • У писателя была личный автограф

Биография Ганса Христиана Андерсена - тема этой статьи. Годы жизни этого великого писателя - 1805-1875. Ганс появился на свет в Оденсе, датском городе, расположенном на острове Фюн. Фото Андерсена Ганса Христиана представлено ниже.

Отец его был сапожником и мечтателем, больше всего любил мастерить различные игрушки. Он был слаб здоровьем и умер, когда Гансу исполнилось 9 лет. Мария, мать мальчика, работала прачкой. Нужда, которая наступила после смерти мужа, заставила эту женщину отдать сына на суконную фабрику в работники, после чего - на табачную, но здесь он в основном развлекал пением рабочих, а также разыгрывал сценки из Гольберга и Шекспира.

Первое появление на сцене

Ганс Христиан в подростковом возрасте много читал, расклеивал афиши и интересовался театром. В Оденсе летом 1918 года гастролировали актеры из города Копенгагена. Для массовых сцен были приглашены все желающие. Так Андерсен попал на сцену. Усердие его было отмечено, что вызвало у мальчика невероятные мечты и большие надежды.

На фото ниже - дом в Оденсе, в котором жил в детские годы будущий писатель.

Андерсен отправляется покорять Копенгаген, покровительство Сибони

Биография Ганса Христиана Андерсена продолжилась в Копенгагене. 14-летний театрал решил отправиться сюда и предстать перед балериной Шалль, примой местного театра. Он пел и танцевал перед ней. Прима посчитала, что это сумасшедший бродяга. Визит к директору также ничего не дал. Он нашел Андерсена чересчур худым и лишенным внешности, необходимой актеру (уже здесь намечалась написанная им в будущем сказка "Гадкий утенок"). Тогда Ганс отправился к певцу Сибони, которого ему удалось покорить своим пением. Была организована подписка в пользу Андерсена. Сибони стал давать ему уроки пения и музыки. Однако у Андерсена через полгода пропал голос, и певец предложил ему возвращаться домой.

Новые покровители и первый дебют

Ганс обладал невероятным упорством. Он смог найти новых покровителей - поэта Гульдберга, с братом которого он был знаком еще по Оденсу, и танцора Далена. Последний обучал мальчика танцам, а поэт - немецкому и датскому языкам. Ганс Христиан вскоре дебютировал на сцене местного королевского театра, в балете "Армида", исполнив незначительную роль 7-го тролля, которых было всего 8. Он также иногда пел в хоре воинов и пастухов.

Ганс, подружившись с библиотекарем, начал проводить большую часть своего времени среди книг, а также принялся сам сочинять стихи (украшая их без особого стеснения строфами из известных поэтов), после чего - трагедии ("Альфсоль", "Разбойники в Виссенберге"). Первым его редактором и читателем стал поэт Гульдберг.

Обучение в латинской школе и в университете, первые произведения

Театральной дирекции в конце концов удалось выхлопотать королевскую стипендию начинающему драматургу. Он также получил право обучаться бесплатно в латинской школе, где провел 5 лет. В 1828 году Андерсел сдал вступительные экзамены в университет Копенгагена. Он был к этому времени автором двух стихотворений, которые удалось опубликовать, - "Умирающее дитя" и "Вечер".

Из-под его пера через год появляется произведение "Путешествие пешком...", полное юмора и фантазии. В это же время на сцене театра Копенгагена ставится водевиль Андерсена "Любовь на Николаевой башне". Зрители благожелательно встретили эту постановку. Андерсен в 1830 году издает поэтический сборник, в который в качестве приложения была включена сказка "Мертвец".

Первая любовь

В это же время влюбляется писатель Ганс Христиан Андерсен. Сестра одного его университетского приятеля становится причиной ночных бессонниц Андерсена. Эта девушка происходила из бюргерской семьи с умеренными идеалами, в которой достаток ценился превыше всего. Нищий литератор родителям вовсе не пришелся по вкусу. К тому же мать его находилась в богадельне. Дело в том, что Мария после смерти своего второго мужа сильно сдала. Она начала выпивать, и соседи решили поместить женщину в дом призрения.

Путешествие по Германии и творческий кризис

Возлюбленная Андерсена отказала ему, отдав предпочтение сыну аптекаря. Для того чтобы вылечить Ганса от любви, Коллин, его состоятельный покровитель, отправил его в путешествие по Германии. Андерсен привез оттуда книгу "Теневые картины" (год создания - 1831), которую он написал под влиянием творения Гейне "Путевые картины". В этом произведении Ганса пока еще робко, но уже зазвучали сказочные мотивы.

Продолжим описывать жизнь и творчество Ганса Христиана Андерсена. Безденежье и творческий кризис заставили его приняться за составление либретто по произведениям В. Скотта, что очень не понравилось критике. Ему стали напоминать все чаще, что он - сын сапожника, и не следует заноситься. Андерсену в конце концов удалось вручить королю Дании вторую свою книгу стихов "Фантазии и эскизы". Он сопроводил свой подарок прошением о пособии для совершения заграничной поездки. Просьба была удовлетворена, и писатель в 1833 году отправился в Италию и Францию. В богадельне за время этого путешествия умерла его мать. Глаза ей закрыли чужие руки.

Встреча с Гейне

Андерсен в Париже встретился с Гейне, своим кумиром. Знакомство, правда, ограничилось несколькими прогулками по бульварам Парижа. Андерсен восхищался этим человеком как поэтом, однако отнесся настороженно к нему как к атеисту и вольнодумцу. В Париже Ганс начал писать драму в стихах "Агнета и Водяной", законченную в Италии.

Роман "Импровизатор"

Италия послужила сценой действия для написанного в 1935 году романа "Импровизатор". Он был переведен в 1844 году в России, получил рецензию самого В. Белинского. Правда, похвалы удостоились лишь итальянские пейзажи, блестяще написанные Андерсеном. Русский критик, можно сказать, раскусил главного героя, не подозревая при этом того, насколько тот биографичен. Ведь не "восторженный итальянец", а сам Ганс Христиан мучился зависимостью от меценатов, и именно он расстался "по недоразумению" со своей первой возлюбленной.

Вторая влюбленность

Со второй девушкой, которая тронула сердце Андерсена, - дочерью Коллина, его покровителя, также не вышло ничего, кроме братской любви. Сам Коллин покровительствовал ему охотно, но вовсе не желал заполучить поэта в зятья. Ведь Ганс Христиан Андерсен, творчество и положение которого интересовали лишь ценителей искусства, был человеком с весьма неустойчивым будущим. Поэтому для своей дочери заботливый отец выбрал адвоката.

Последняя попытка жениться

Еще одна женщина, на которой итальянский поэт из произведения "Импровизатор" решил жениться, также появилась в судьбе его автора. Это Иенни Линд, певица, которую называли "шведским соловьем". Познакомились они в 1843 году, в котором появилась на свет сказка "Соловей".

Знакомство это состоялось во время гастролей певицы в Дании. Слово "любовь" вновь замелькало в дневнике Андерсена, однако дело не дошло до устных объяснений. Иенни на прощальном банкете произнесла тост в честь писателя, предложив ему стать ее "братом". На этом закончил свои попытки жениться Ганс Христиан Андерсен, творчество и биография которого нас интересуют. Видимо, он опасался, что Мадонна накажет его за "светскую дорогу жизни". Личная жизнь Ганса Христиана Андерсена, к сожалению, не сложилась.

Первые сказки

Еще один роман вышел после "Импровизатора" - "Только скрипач" (в 1837 году). Между двумя романами появились 2 выпуска "Сказок, рассказанных детям". Никто не обратил внимания в то время на эти произведения, которые создал Ганс Христиан Андерсен. Биография для детей и взрослых интересующего нас писателя, однако, не должна упускать этот важный момент. Вскоре появился на свет и третий выпуск. В сборники вошли ставшие классикой сказки: "Русалочка", "Принцесса на горошине", "Огниво", "Новое платье короля" и другие.

Творческий расцвет

На конец 30-х, а также 40-е годы пришелся творческий расцвет Андерсена. Появились такие его шедевры, как "Стойкий оловянный солдатик" (написан в 1838 году), "Гадкий утенок" и "Соловей" (в 1843), "Снежная королева" (в 1844 году), в следующем - "Девочка со спичками", затем - "Тень" (1847 год) и другие.

Андерсен в это время вновь посетил Париж (в 1843 году), где встретился вновь с Гейне. Тот приветствовал его уже как равного, был в восторге от сказок Андерсена. Ганс стал европейской знаменитостью. Он стал называть с тех пор сборники своих произведений "Новыми сказками", подчеркивая тем самым то, что они адресованы и детям, и взрослым.

В 1846 году создал автобиографию, названную "Сказкой моей жизни", Ганс Христиан Андерсен. Биография для детей и взрослых написана чистосердечно и откровенно. О себе Андерсен очень трогательно рассказал в третьем лице, будто создавая очередную сказку. И действительно, слава пришла к этому писателю сказочным непредусмотренным путем.

Два любопытных эпизода из жизни Андерсена

Биография Ганса Христиана Андерсена отмечена одним забавным случаем. Он произошел в 1847 году, во время путешествия Ганса в Англию. Писатель, осмотрев старинный замок, решил оставить свой автограф в книге посетителей. Вдруг к его спутнику, важному пожилому банкиру, обратился привратник, посчитав, что это Андерсен. Узнав, что ошибся, привратник воскликнул: "Такой молодой? А я думал, что писатели лишь к старости становятся знаменитыми".

Англия подарила еще одну приятную встречу датскому сказочнику. Он познакомился здесь с Диккенсом, автором "Сверчка на печи" и "Оливера Твиста", которых он очень любил. Выяснилось, что Диккенс любит сказки и рассказы Ганса Христиана Андерсена. Поскольку писатели не знали языков друг друга, они изъяснялись жестами. Растроганный Диккенс на прощание долго махал платком Андерсену с пристани.

Завершение жизненного пути

В последнюю очередь, как это нередко бывает, признание к этому писателю пришло на родине. Скульптор показал ему проект: облепленный ребятишками со всех сторон Андерсен. Однако Ганс заявил, что сказки его адресованы и взрослым, а не только детям. Проект переделали.

Фото Андерсена Ганса Христиана, датированное июлем 1860 года, представлено ниже.

В 1875 году, 4 августа, несколько месяцев после юбилейных торжеств, во сне ушел из жизни великий сказочник. Этим событием завершилась биография Ганса Христиана Андерсена. Однако сказки его и память о нем продолжают жить и по сей день.

(1805- 1875)

Биография Ганса Христиана Андерсена прочно связана с Данией, именно в этой стране, в семье бедного башмачника, родился великий сказочник 2 апреля 1805 года. Мальчик рос не общительным, у него не было друзей, и единственным его увлечением был кукольный театр. Любовь к этому занятию Андерсен пронес через все свое детство и юность. Его отец, Ганс Андерсен, умер, когда мальчику исполнилось всего 11 лет, и в таком юном возрасте он вынужден был думать о своем пропитании. В течение трех лет, проведенных им в родном городе Оденсе после смерти отца, Ганс Христиан сменил несколько работ - был учеником ткача, портного, а затем рабочим на фабрике, выпускавшей сигареты.

В 1819 году, достигнув 14-летнего возраста, Андерсен покидает родные места и направляется в столицу Дании - Копенгаген. Несмотря на юные годы, это был целеустремленный человек, полный здоровых амбиций, который на вопрос матери о цели его отъезда ответил, что хочет стать знаменитым.

Запасшись письмом с рекомендациями полковника из Оденсе (в его доме мальчик неоднократно устраивал кукольные представления), юный Ганс Христиан ставит перед собою очень сложную задачу - стать актером Королевского театра. После долгих и упорных его просьб, с которыми он обращался в дирекцию театра, жалость к этому нескладному долговязому подростку победила, и Андерсен был принят на работу. Однако во всех спектаклях ему доводилось играть лишь незначительные роли, потому что из всех артистических талантов будущий писатель обладал лишь голосом приятного тембра. Но и он вскоре испортился из-за гормональной перестройки организма, и Андерсен был уволен.

В этот период времени Ганс Христиан пишет пьесу, которая печатается на казенные деньги, но книга не вызывает интереса ни у читателей, ни администрации театра.

Благодаря ходатайству, перед датским королем Фредериком VI, биография Ганса Христиана Андерсена отмечена годами учебы в школе города Слагелса и в Эльсионоре. Несмотря на продолжительное обучение, за которое платила казна, Ганс Христиан так и не стал грамотным и до конца своей жизни делал при письме много ошибок.

Спустя два года после завершения образования, в 1829 году выходит фантастическое произведение писателя - «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера», сразу сделавшее его известным. Вплоть до 1833 года Андерсен, получающий пособие от короля, мало занимается сочинительством. Он на время покидает пределы своей маленькой Родины и отправляется в путешествие. Зато последующие годы стали очень плодотворными для творческой деятельности писателя. В 1835 году выходит его книга под названием «Сказки», которая приносит ему всемирную известность. Спустя три года сборник сказок был переиздан, следующий выпуск этой книги был осуществлен в 1848 году.

Не переставая писать сказки, к которым он относился довольно презрительно, Андерсен не терял надежды снискать славы драматурга и романиста, но эти его многочисленные попытки не увенчались успехом. Поэтому биография Андерсена «ограничивается лишь» званием великого сказочника.

Последняя сказка была создана знаменитым сочинителем в 1872 году, в тот же период времени писатель, упав с кровати, получил серьезные травмы и больше не занимался творчеством.

Датский писатель. Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн (в некоторых источниках назван остров Фиония), в семье сапожника и прачки. Первые сказки Андерсен услышал от отца, читавшего ему истории из «Тысячи и одной ночи»; наряду со сказками отец любил петь песни и делать игрушки. От матери, мечтавшей, чтобы Ханс Кристиан стал портным, он научился кроить и шить. В детстве будущему сказочнику приходилось часто общаться с пациентами госпиталя для душевнобольных, в котором работала его бабушка по материнской линии. Мальчик с увлечением слушал их рассказы и позднее написал, что его «сделали писателем песни отца и речи безумных». Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве: первую пьесу для собственного «кукольного театра», состоявшего из ящика для представления, сделанного отцом, и деревянных кукол-марионеток, которым Ханс Кристиан сшил костюмы, он сочинял три месяца. Первая попытка дать образование сыну оказалась неудачной: родители отдали его учиться к вдове перчаточника, но после первой порки Ханс Кристиан забрал свой букварь и гордо ушел. Читать и писать он научился только к 10 годам. В 12 лет Андерсена отдали в подмастерья на суконную фабрику, а затем на табачную, так как после смерти отца семья едва сводила концы с концами. Вскоре уму случайно довелось выступить на сцене настоящего театра. Из Копенгагена приехала театральная труппа. Для спектакля требовался статист и Ханс Кристиан получил бессловесную роль кучера. С этого момента мальчик решил, что театр - его призвание.

В 1819 году, заработав немного денег и купив первые сапоги, Ханс Кристиан Андерсен отправился в Копенгаген. Появились покровители, благодаря которым он мог изучать литературу, датский, немецкий и латинский языки, посещал уроки в балетной школе. После того, как один из столичных актеров сказал, что из Андерсена актера не получится, с мечтой о сцене ему пришлось расстаться. Отчаявшийся и живущий впроголодь, Ханс Кристиан решает написать пьесу. После публикации в газете «Арфа» первого акта «Разбойников в Виссенберге», он получает свой первый литературный гонорар. Его произведения привлекли внимание директора столичного театра Й.Коллина, благодаря которому Андерсен получил королевскую стипендию и в 1822 году отправился в Слагельсе. В Слагельсе семнадцатилетний писатель был зачислен во второй класс латинской гимназии. В 1826-1827 годах были опубликованы первые стихотворения Андерсена («Вечер», «Умирающее дитя»), получившие положительный отзыв критики.

В 1828 году Ханс Кристиан Андерсен поступил в Копенгагенский университет и по окончании сдал два экзамена на звание кандидата философии. В 1831 году Андерсен отправился в первое путешествие по Германии. В 1833 году он подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании, в награду за который получил небольшое пособие для путешествия по Европе, благодаря чему посетил Париж, Лондон, Рим, Флоренцию, Неаполь, Венецию. Во Франции познакомился с Генрихом Гейне, Виктором Гюго, Оноре де Бальзаком, Александром Дюма, в Англии - с Чарльзом Диккенсом, в Италии - со скульптором Торвальдсеном. Жил весьма бедно, так так литературные заработки были единственным источником дохода, а произведения принимались не сразу; критики указывали на ошибки в правописании, были недовольны необычностью стиля, использованием элементов разговорного языка, говорили о том, что его сказки не интересны ни взрослым, ни детям. Расцвет творчества Ханса Кристиана Андерсена пришелся на вторую половину 1830-1840-х годов; в этот период было написано большинство сказок, позднее принесших ему мировую славу.

Всю жизнь Ханс Кристиан Андерсен прожил холостяком, так и не дождавшись долгожданного «созвучья душ». Последней была любовь к знаменитой оперной певице Иенни Линд, приехавшей в Копенгаген осенью 1843 года.

За два месяца до смерти в одной из английских газет писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Умер Ханс Кристиан Андерсен 4 августа 1875 года в Копенгагене.

Героиня сказки Андерсена «Русалочка», которой поставлен памятник в Копенгагене, стала символом столицы Дании. Начиная с 1967 года по решению Международного совета по детской книге (IBBУ), 2 апреля, в день рождения великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена, отмечается Международный день детской книги (IСВD). В связи с 200-летием со дня рождения 2005 год был объявлен ЮНЕСКО годом Андерсена.

Произведения Ханса Кристиана Андерсена

Среди произведений Ханса Кристиана Андерсена - романы, повести, пьесы, рассказы, новеллы, философские эссе, очерки, стихи, более 400 сказок. Стихи были положены на музыку: романсы писали Шуман и Мендельсон. В России сказки Андерсена впервые были изданы в 1844 году («Бронзовый кабан»), в 1894-1895 было издано первое собрание сочинений Андерсена в 4-х томах.

«Разбойники в Виссенберге» (1819; трагедия)

«Альфсоль» (1819; трагедия)

«Вечер» (1826; стихотворение)

«Умирающее дитя» (1826; стихотворение)

«Путешествие пешком от Хольмен-канала до восточного мыса острова Амагер» (1829; первое прозаическое произведение)

«Любовь на Николаевой башне» (1829; водевиль)

«Теневые картины» (1831; эссе, написанное после поездки в Германию)

«Агнета и Водяной» (1834)

«Импровизатор» (1835, русский перевод - в 1844; роман)

«Только скрипач» (1837; роман)

«Сказки, рассказанные для детей» (Everi, fortalte for born; 1835-1837; сборник сказок; в мае и декабре 1835 - первые два сборника, в апреле 1837 - третий сборник)

«Стойкий оловянный солдатик» (1838; сказка)

«Книга картин без картин» (1840; сборник новелл)

«Мулат» (1840; пьеса, направленная против расового неравенства)

«Базар поэта» (1842; сборник путевых очерков - первый вариант автобиографии)

«Соловей» (1843; сказка)

«Гадкий утенок» (1843; сказка)

«Снежная королева» (1844; сказка)

«Девочка со спичками» (1845; сказка)

«Сказка моей жизни» (Mit livs eventir; 1846, русский перевод - в 1851, 1889; автобиография)

«Тень» (1847; сказка)

«Мать» (1848; сказка)

«Две баронессы» (1849; роман в 3 томах)

«Быть или не быть» (1857; роман)

«Первенец» (комедия)

«Дороже жемчуга и злата» (пьеса-сказка)

«Бузинная матушка» (пьеса-сказка)

«Оле-Лукойе» (пьеса-сказка)

Список литературы

Источники информации:

К.Паустовский «Великий сказочник». Ханс Кристиан Андерсен «Сказки». М. «Художественная литература» 1992

Энциклопедический ресурс rubricon.com (Большая советская энциклопедия, Иллюстрированный энциклопедический словарь)

Проект "Россия поздравляет!"

Автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева» и многих других.


Сказки Ганса-Христиана Андерсена знают все. И маленькую отважную девочку Герду, не испугавшуюся Снежной королевы, и нежную Элизу, исколовшую все пальцы крапивой, пока она шила волшебные рубашки для братьев-лебедей... Все помнят, что в сказках только этого человека из поленьев могут расцвести розы. А вещи у него по ночам разговаривают и рассказывают свои чудесные истории: любви, разочарований, надежд...

Но что мы знаем о самом этом человеке, кроме того, что он жил в прошлом веке в Дании? Почти ничего. Как пишут переводчики А. и П. Ганзен: "К сожалению, такова судьба авторов самых любимых детских книг: убыв по возрасту из мира, куда уже не вернуться ни в сундуке-самолете, ни в семимильных сапогах, мы редко любопытствуем, кто же был тот, кто незримо был рядом с нами всё детство".

Стало грустно от этих строк и захотелось хоть немного рассказать вам о Великом Сказочнике, опираясь на тот небольшой биографический материал, что мне удалось найти.

Никто не расскажет о том, что было, лучше автора.

Поэтому предоставим слово самому Гансу-Христиану Андерсену.


Он писал: "Жизнь моя настоящая сказка, богатая событиями, прекрасная! Если бы в ту пору, когда я бедным, беспомощным ребенком пустился по белу свету, меня встретила на пути могущественная фея и сказала мне: "Избери себе путь и дело жизни и я, согласно с твоими дарованиями и по мере разумной возможности, буду охранять и направлять тебя!" - и тогда жизнь моя не стала бы лучше, счастливее, радостнее..."

"В 1805 году в городке Оденсе (на острове Фиония, Дания) - продолжает Андерсен, - в бедной каморке жила молодая пара - муж и жена, бесконечно любившие друг друга: молодой двадцатилетний башмачник, богато одаренная поэтическая натура, и его жена, несколькими годами старше, не знающая ни жизни, ни света, но с редким сердцем. Только недавно вышедший в мастера, муж своими руками сколотил всю обстановку сапожной мастерской и даже кровать. На этой кровати 2 апреля 1805 года и появился маленький, орущий комочек - я, Ганс-Христиан Андерсен. Я рос единственным и потому балованным ребенком; часто мне приходилось выслушивать от матери, какой я счастливый, мне-то ведь живется куда лучше, чем жилось в детстве ей самой: ну, прямо настоящий графский сынок! - говорила она. Её саму, когда она была маленькой, выгоняли из дому, просить милостыню. Она никак не могла решиться и целые дни просиживала под мостом, у реки. Слушая ее рассказы об этом я заливался горючими слезами". (Г.-Х. Андерсен "Сказка моей жизни". 1855 год, перевод А. Ганзен) Уже в раннем детстве мальчик отличался эмоциональностью и тонким восприятием мира. Даже самые незначительные впечатления оставляли глубокий след в его душе.

"Помню я событие, случившееся когда мне минуло шесть лет, - появление кометы в 1811 году. Матушка сказала мне, что комета столкнется с землей и разобьёт ее вдребезги или случится какая-нибудь другая ужасная вещь. Я прислушивался ко всем слухам вокруг и суеверие пустило во мне такие же глубокие и крепкие корни, как и настоящая вера. (Там же.)

Понятие о вере привил Андерсену отец, человек любивший без памяти книги и обладавший не только живым и тонким воображением, но и большой долей здравого смысла. Андерсен вспоминал: "Отец читал нам вслух не только комедии и рассказы, но исторические книги и Библию. Он глубоко вдумывался в то, что читал, но когда заговаривал об этом с матушкой, оказывалось, что она не понимает его; оттого он с годами все больше замыкался в себе. Однажды он раскрыл Библию и сказал: "Да, Иисус Христос был тоже человеком, как и мы, но человеком необыкновенным!" Мать пришла от его слов в ужас и залилась слезами. Я тоже перепугался и стал просить у Бога прощения моему отцу за такое богохульство".

На все увещевания о Божьем гневе и происках дьявола умный сапожник отвечал: "Нет никакого дьявола кроме того, что мы носим в своем сердце!" Он очень любил своего маленького сына, общался в основном с ним: читал ему вслух разные книги, гулял по лесу. Заветной мечтой башмачника было жить в маленьком доме с палисадником и розовыми кустами. Позже подобные дома опишет Андерсен в своих знаменитых сказках. Но мечте этой не суждено было исполниться! От физического перенапряжения - он так желал, чтобы семья его ни в чем не нуждалась! - отец Ганса-Христиана заболел и скоропостижно умер. Матери, для того, чтобы содержать сына и иметь возможность откладывать деньги на его учебу, пришлось искать поденную работу. Она зарабатывала стиркой белья. А худой долговязый мальчуган с огромными голубыми глазами и неистощимой фантазией целыми днями сидел дома. Закончив несложные хлопоты по хозяйству, забивался в уголок и разыгрывал представления в своем домашнем кукольном театре, который ему смастерил покойный отец. Пьесы для своего театра он сочинял сам!

По соседству с Андерсенами жила семья священника Бункефлода: его вдова с сестрами. Они полюбили любознательного мальчика и часто приглашали к себе. "В этом доме, - писал Андерсен, - я впервые услышал слово "поэт", произносимое с благоговением, как нечто священное..." В этом же доме Ганс-Христиан впервые познакомился с произведениями Шекспира, и под влиянием прочитанных пьес и драм, сочинил свою. Она называлась: "Карась и Эльвира" и была гордо прочитана вслух соседке-кухарке. Та грубо осмеяла ее. Юный автор залился слезами. Мать утешала его: "Это она говорит потому, что не ее сын написал такую пьесу!" Ганс-Христиан успокоился и взялся за новые труды.

"Моя любовь к чтению, - писал он впоследствии, - хорошая память - я знал наизусть множество отрывков из драматических произведений - и, наконец, прекрасный голос - все это вызывало некоторый интерес ко мне со стороны лучших семейств нашего городка". С особенной теплотой Андерсен вспоминал семейство полковника Хёг-Гульберга.

Полковник попытался оказать мальчику протекцию и представил Ганса-Христиана жившему тогда во дворце, в Оденсе (как мала прекрасная Дания!), наследному принцу Кристиану. (Впоследствии королю Кристиану VIII.)

Андерсен мало пишет о последствиях этой аудиенции, но видимо, именно она оказала решающее влияние на Ганса-Христиана, который вскоре поступил в школу, где преподавали только Закон Божий, письмо и арифметику, да и то из рук вон плохо. "Я едва мог правильно написать хоть одно слово, - вспоминал Андерсен позднее. - Уроков я дома никогда не готовил - учил их кое-как по дороге в школу. Часто уносился мечтами Бог весть куда, бессознательно глядя на увешанную картинами стену, и мне порядком доставалось за это от учителя. Очень любил я, - прибавляет писатель, - рассказывать другим мальчикам удивительные истории, в которых главным действующим лицом, являлся, конечно, я сам. Меня часто за это поднимали на смех".

Горькое признание! Городок был мал, все быстро становилось известным. Когда Ганс возвращался из школы за ним следом бежали мальчишки и, дразнясь, кричали: "Вон, бежит сочинитель комедий!" Добежав до дому, Ганс забивался в угол, часами плакал и молился Богу...

Мать, видя странные увлечения сына, приносящие одно только горе его впечатлительному сердцу, решила отдать его в учение к портному, чтобы вылетели из головы детские нелепые фантазии.

Ганс-Кристиан пришел в ужас от такой перспективы своей судьбы!

"Я принялся умолять мать позволить мне лучше попытать счастья, отправившись в Копенгаген (это было в 1819 году), который в моих глазах тогда был столицей мира. "Что ты там собираешься делать?" - спросила мать. "Я прославлю тебя" - ответил, и рассказал ей о том, что знал о замечательных людях, родившихся в бедности. "Сначала, конечно, придется много-много претерпеть, а потом и прославишься!" - говорил я. Меня охватило какое-то непостижимое увлечение, я плакал, просил, и мать, наконец уступила моим просьбам... Она связала все мои пожитки в один скромный узелок, договорилась с почтальоном, и тот обещал привезти меня в Копенгаген без билета всего за три дня... Наконец, день отъезда наступил. Матушка печально проводила меня за городские ворота...

Почтальон затрубил в свой рожок; стоял прекрасный солнечный день и в моей детской душе засияло солнышко: вокруг меня было столько нового, да и к тому же я ведь направлялся к цели всех моих стремлений.

Тем не менее, когда мы в Нюборге пересели на корабль и стали удаляться от родного острова, я живо почувствовал всё своё одиночество и беспомощность: у меня не было никого, на кого бы я мог положиться, никого, кроме Господа Бога... (Г.-Х. Андерсен. Сказка моей жизни. Перевод с датского А. и П. Ганзен при участии О. Рождественского. Журнал "Ровесник" No 4. 1991 г).

Первое время, прибыв столицу с несколькими монетками в кармане, Андерсен бедствовал, но затем, благодаря своему голосу, нашел себе покровителей в профессоре консерватории г-не Сибони, композиторе Вейзе, поэте Гольдберге и, главным образом, конференц-советнике Коллине. При их содействии Ганс-Христиан поступил в театральное училище, но потеряв голос, перешел учиться в классическую гимназию и еще на школьной скамье обратил на себя внимание педагогов незаурядным талантом рассказчика и несколькими стихотворениями. Поступив в университет, Андерсен в 1829 году напечатал сатирический рассказ "Путешествие пешком от Гольме-канала до Амака". Лирические его стихотворения имели большой успех и Дания вскоре признала его как поэта. Основные темы поэзии Андерсена - любовь к Родине, пейзажи Дании и христианские темы. Многие замечательные его стихотворения, позже положенные на музыку, были переложением библейских псалмов и сюжетов. Обладая незаурядным умом, и ироничностью по отношению к самому себе, Андерсен, тем не менее, неимоверно страдал от непризнания его таланта и произведений критикой и широким кругом читателей.

В романе "Импровизатор", - тонком психологическом этюде о судьбе художника, чей дар долго пробивался сквозь каменные стены презрения и ненужности, есть множество автобиографических эпизодов. (Этот роман до сих пор считается вершиной творчества Андерсена - прозаика и психолога, но не переиздавался после революции в России! Самым полным изданием на русском языке и сейчас является пятитомник Андерсена в переводе А. и П. Ганзен, изданный в 1895 году! Что тут сказать!)

Константин Паустовский как-то заметил, что очень трудно в сложной биографии Андерсена отыскать тот момент, когда он начал писать сказки. Достоверно известно одно: это было уже в зрелом возрасте. Андерсен приобрел славу поэта, которого знали и в народе: под его колыбельные засыпали дети, и путешественника - вышло несколько книг о его путешествиях по Швеции (1855) и Италии (1842).

Италию он особенно любил. Его книгой "Путевые тени" (1831г) - о впечатлениях в странствиях по белому свету вообще зачитывалось не одно поколение европейцев! На театральной сцене с успехом шли его пьесы: "Мулат", "Первенец", "Грезы короля", "Дороже жемчуга и злата". Правда, смотрел он их с мест в театральном зале, что предназначены были для простого народа и отделялись от роскошных кресел аристократической публики железной полосой! Вот так-то!

Уже первые сказки Андерсена принесли ему славу Величайшего Поэта. Маленькие выпуски - брошюры сказок зачитывались до дыр, издания с картинками раскупались в пять минут, стихи и песенки из этих сказок заучивались детьми наизусть. А критики смеялись!

Андерсен с горечью писал об этом своему английскому другу Чарльзу Диккенсу, говоря, что "Дания - такая же гниль, как гнилые острова на которых она выросла!"

Но минуты отчаянья быстро проходили, особенно в обществе детей, которые очень любили худенького, высокого, остроносого господина в черном сюртуке с неизменным цветком в петлице и большим носовым платком в руках. Он был, может быть, не очень-то и красив, но каким живым огнем загорались его огромные голубые глаза, когда он начинал рассказывать детям свои необыкновенные истории!

О самых серьезных вещах в сказке он умел рассказать простым и ясным языком. А. Ганзен, непревзойденный переводчик Андерсена с датского на русский, писал: "Воображение у него - совсем детское. Потому его картины так легки и доступны. Это волшебный фонарь поэзии. Все, чего бы он не коснулся, оживает перед его глазами. Дети любят играть разными обломками деревяшек, лоскутками материи, черепками, кусочками камней... У Андерсена то же самое: заборный кол, две грязные тряпки, заржавелая штопальная игла... Картины Андерсена так обаятельны, что часто производят впечатление волшебных сновидений. Не только окружающие его предметы - например, цветы, трава, но и даже стихии природы, чувства и отвлеченные понятия принимают живые образы, превращаются в людей..." (Цитируется по: Брокгауз и Ефрон. Биографии. Т. 1. Андерсен.)

Воображение у Андерсена было настолько сильным и необычным, что иногда его с недоумением называли колдуном и ясновидцем: посмотрев раза два на человека он мог многое рассказать о нем, будучи с ним совершенно незнаком. Многие читали эпизод из биографии сказочника (в переложении К.Г. Паустовского) о его ночном путешествии с тремя девушками, каждой из которых он предсказал судьбу. Самое странное то, что все его предсказания имели реальную почву и сбылись! Девушек этих он прежде никогда не видел. А они были потрясены встречей с Андерсеном и на всю жизнь сохранили о нем самые благоговейные воспоминания!

За столь божественный дар творения и воображения Андерсен заплатил немалую цену. Он умер в полном одиночестве на своей вилле Ролигхед 4 августа 1875 года, после долгой болезни, начавшейся еще в 1872 году. В литературоведческих источниках глухо упоминается о его несчастной любви к знаменитой датской певице и актрисе "ослепительной" Иени Линд. Когда начался этот красивый и поэтический роман - неизвестно. Закончился он разрывом. Андерсен посчитал, что его призвание важнее и сильнее семейных уз. А может быть, так посчитала Иени... никто не узнает теперь...

P.S. Еще при жизни довелось Андерсену увидеть свой собственный памятник и иллюминацию в Оденсе, предсказанную гадалкой в далеком 1819 году его матери. Он улыбался, глядя на себя, скульптурного. Маленький оловянный солдатик, подаренный бедным мальчиком и лепестки той розы, что протянула голубоглазая девчушка, когда он гулял по улице были ему дороже всех наград и памятников. И солдатик и лепестки бережно хранились в шкатулке. Он часто перебирал их пальцами, вдыхал увядший, тонкий аромат и вспоминал слова поэта Ингемана, сказанные ему еще в юности: "Вы обладаете драгоценной способностью находить и видеть жемчуг в любой сточной канаве! Смотрите, не утратьте этой способности. В этом Ваше предназначение, быть может".

Он не утратил. До конца. В ящике его письменного стола друзьями были найдены листки с текстом новой сказки, начатой за несколько дней до смерти и почти законченной. Перо его было столь же летучим и быстрым, как и фантазия!

Г.-Х. Андерсен "Сказка моей жизни" Перевод А. и П. Ганзен при участии О. Рождественского. Журнал "Ровесник ". No 4. 1991 год.

К.Г. Паустовский Великий Сказочник. Предисловие к изданию сказок Г.-Х. Андерсена. А-Ата. Изд-во "Жазушы." 1983 год.