Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В древности роль искусства была даже более важной, чем теперь: при отсутствии науки оно вмещало практически весь опыт познания мира. Люди древнего каменного века не знали орнамента. На изображениях животных и людей из кости иногда видны ритмично повторяющиеся штрихи или зигзаги, как будто похожие на орнамент. Но, присмотревшись, видишь, что это условное обозначение шерсти, птичьих перьев или волос. Орнамент появился, когда люди обнаружили устойчивые черты в строении создававшихся ими вещей. Орнаментальные узоры подчёркивали части, из которых состоят вещи. У сосудов они выделяли верх и низ, горловину и дно. Фигурки людей, которые лепили из глины, по своим очертаниям приближались к геометрическим формам. Орнамент — искусство, связанное с измерением и числом. Его мотивы и композиционное построение показывают, что у древнейших земледельцев, обитавших в Передней и Средней Азии, самыми излюбленными были числа «три» и «четыре». По вертикали мир делится на три зоны: верх — небо, где обитают светила, средний мир — земля со всем, что населяет её, подземный мир — место жизни умерших. Ему соответствовали и ритуальные действия. Люди научились передавать сведения о мире в виде условных знаков, чтобы магическим путём вызвать желаемое событие. Например, нарисовав на сосуде козла около растения и струи льющегося сверху дождя, надеялись ускорить приход весны.

Искусство эпохи Палеолита
Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» — примитивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом.

Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. В XII тысячелетии до н.э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер.

Искусство эпохи мезолита
Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием. Начинают преобладать многофигурные композиции и сцепы, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охотников того времени. Кроме различных оттенков красной краски применяли чёрную и изредка белую, а стойким связующим веществом служили яичный белок, кровь и, возможно, мёд. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Зато поражают детальность композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных.

Искусство эпохи неолита
Живопись становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. В III-II тысячелетиях до н. э. появились сооружения из огромных каменных глыб — мегалиты. К мегалитическим сооружениям относятся менгиры — вертикально стоящие камни высотой более двух метров; дольмены — несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой; кромлехи — сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб. Самое знаменитое из них — кромлех Стоунхендж (II тысячелетие до н. э.).

Особенности первобытного искусства

Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире. Благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. Оно играло универсальную роль в духовной культуре архаической эпохи. Первобытное искусство имело место на всех континентах, кроме Антарктиды.

Характерной особенностью первобытного искусства на самом раннем этапе был синкретизм (нерасчлененность, смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, характеризующая неразвитое состояние). Музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга. На этой стадии возможности всех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе .

Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолити­ческого искусства показывают нам, что внимание людей сосредотачивалось на изображении зверей. Росписи и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных - мамонтов, слонов, лошадей, оленей. Широко были распространены женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схема­тизированными головами - так называемые «венеры», по-видимому, свя­занные с культом матери-прародительницы. И наскальные рисунки, и фигурки помогают нам уловить самое сущест­венное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. Охотник до малейших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел по­казать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи.

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Системы сложных по своей структуре символов, несущие большую эстетическую нагрузку, передают разнообразные понятия или человеческие чувства.

Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высе­ченные из камня или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искусстве - резьбе по камню и кости, рельефах. Особая область первобытного искусства - орнамент. Геометрическим узором покрыты каменные и костяные орудия, браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообраз­ных линий. Что же означает этот абстрактный узор и как он возник? Изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров. Таким образом, в основе геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Начиная с бронзового века, яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы. Последний этап в развитии бронзового века характеризуется развитием металлургии и металлообработки. Наравне с бронзовыми предметами начинают по­являться железные, изготавливаются художественные изделия из бронзы, золота, серебра.

В связи с оседлым образом жизни к концу первобытной эпохи появляются новые виды поселений и погребений. Поселения делят на неукрепленные (стоянки и селища ) и укрепленные (городища и крепости ), а погребения различают с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты и гробницы) и грунтовые. Над курганами иногда возвышались каменные бабы – каменные изваяния человека (воинов, женщин), которые показывали, что образ человека в искусстве занимает все большее и большее место, а, значит, свидетельствовали о начале периода господства человека над природой. Наиболее сложными сооружениями были мегалиты, т.е. гробницы из больших камней - дольмены, менгиры и кромлехи .

Более трех миллионов лет назад начался процесс формирования современного вида людей. Стоянки первобытного человека найдены в самых разных странах мира. Наши древние предки, осваивающие новые территории, сталкивались с незнакомыми явлениями природы и формировали первые очаги первобытной культуры.

Среди древних охотников выделялись люди с незаурядными художественными талантами, которые оставили множество выразительных произведений. В рисунках, сделанных на стенах пещер, не найти исправлений, поскольку у уникальных мастеров была очень твердая рука.

Первобытное мышление

Проблема происхождения первобытного искусства, отражающего образ жизни древних охотников, волнует умы ученых на протяжении нескольких веков. Несмотря на свою простоту, оно имеет огромное значение в истории человечества. В нем отражаются религиозная и социальная сферы жизни того общества. Сознание первобытных людей представляет собой очень сложное переплетение двух начал - иллюзорного и реалистического. Считается, что такое сочетание как раз и оказало на характер творческой деятельности первых художников решающее воздействие.

В отличие от современного, искусство прошлых эпох всегда связано с обыденными сторонами жизни человека и кажется более земным. Оно в полной мере отражает первобытное мышление, которое не всегда имеет реалистическую окраску. И дело тут не в низком уровне мастерства художников, а в особых целях их творчества.

Возникновение искусства

В середине XIX века археолог Э. Ларте обнаружил в пещере Ла Мадлен изображение мамонта. Так, впервые была доказана причастность охотников к живописи. В результате открытий установлено, что памятники искусства появились намного позднее, чем орудия труда.

Представители homo sapiens изготовляли каменные ножи, наконечники для копий, и такая техника передавалась из поколения в поколение. Позднее люди использовали кости, дерево, камень и глину для создания своих первых произведений. Получается, что первобытное искусство возникло тогда, когда у человека появилось свободное время. Когда проблема выживания была решена, люди стали оставлять огромное количество однотипных памятников.

Виды искусства

Первобытное искусство, появившееся в эпоху позднего палеолита (более 33 тысяч лет назад), развивалось по нескольким направлениям. Первое представлено наскальными рисунками и мегалитами, а второе - мелкой скульптурой и резьбой по кости, камню и дереву. К сожалению, деревянные артефакты встречаются крайне редко в археологических раскопках. Однако дошедшие до нас созданные человеком объекты очень выразительны и молчаливо повествуют о мастерстве древних охотников.

Надо признать, что в сознании предков искусство не выделялось в отдельную сферу деятельности, а способности к созданию изображений были отнюдь не у всех людей. Художники той эпохи обладали настолько мощным талантом, что он сам вырывался, выплескивая на стены и свод пещеры яркие и выразительные образы, которые переполняли сознание человека.

Древнекаменный век (палеолит) представляет собой самый ранний, но продолжительный период, в конце которого и появились все виды искусства, которому свойственны внешняя простота и реалистичность. Люди не связывали происходящие события с природой или собой, не чувствовали пространства.

Самыми выдающимися памятниками палеолита считаются рисунки на стенах пещер, которые признаны первым видом первобытного искусства. Они очень примитивны и представляют собой волнистые линии, отпечатки человеческих рук, изображения голов животных. Это явные попытки почувствовать себя частью мира и первые проблески сознания у наших предков.

Росписи на скалах выполнялись резцом по камню или краской (красной охрой, черным углем, белой известью). Ученые утверждают, что вместе с зародившимся искусством возникли и первые зачатки первобытного социума (общества).

В эпоху палеолита развивается резьба по камню, дереву и кости. Найденные археологами фигурки животных и птиц отличаются точным воспроизведением всех объемов. Исследователи заявляют, что они создавались как амулеты-обереги, которые защищали жителей пещер от злых духов. Древнейшие шедевры имели магическое значение и ориентировали человека в природе.

Разные задачи, стоявшие перед художниками

Главная черта первобытного искусства в эпоху палеолита - его примитивизм. Древние люди не знали, как передать пространство и наделить природные явления человеческими качествами. Визуальный образ животных изначально был представлен схематическим, почти условным, изображением. И только через несколько веков появляются красочные образы, достоверно показывающие все детали внешнего облика диких зверей. Ученые полагают, что это связано не уровнем мастерства первых художников, а с различными задачами, которые ставились перед ними.

Контурные примитивные рисунки использовались в ритуалах, создавались для магических целей. А вот подробные, очень точные образы появляются в период, когда животные превращаются в объект почитания, а древние люди таким образом подчеркивают свою мистическую связь с ними.

Расцвет искусства

По мнению археологов, высший расцвет искусства первобытного общества приходится на мадленский период (25-12 тысяч лет до нашей эры). В это время животные изображаются в движении, а простой контурный рисунок принимает объемные формы.

Духовные силы охотников, до мельчайших тонкостей изучивших повадки хищников, направлены на то, чтобы постичь законы природы. Древние художники убедительно рисуют изображения зверей, а вот сам человек не пользуется особым вниманием в искусстве. Кроме того, ни одного изображения пейзажа так и не было обнаружено. Считается, что природой древние охотники просто восхищались, а хищников боялись и поклонялись им.

Самые известные образцы наскальной живописи этого периода найдены в пещерах Ласко (Франция), Альтамиры (Испания), Шульган-Таше (Урал).

"Сикстинская капелла каменного века"

Любопытно, что еще в середине XIX столетия пещерная живопись не была известна ученым. И только в 1877 году известный археолог, попавший в Альмамирскую пещеру, обнаружил наскальные рисунки, впоследствии включенные в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Подземный грот неслучайно получил название "Сикстинской капеллы каменного века". В наскальной живописи видна уверенная рука древних художников, делавших очертания животных без всяких поправок, едиными линиями. При свете факела, рождающего потрясающую игру теней, кажется, что объемные изображения движутся.

Позднее во Франции были найдены более ста подземных гротов со следами пребывания первобытных людей.

В Каповой пещере (Шульган-Таш), расположенной на Южном Урале, изображения животных найдены сравнительно недавно - в 1959 году. 14 силуэтных и контурных рисунков зверей выполнены красной охрой. Кроме того, обнаружены и различные геометрические знаки.

Первые человекообразные изображения

Одной из основных тем первобытного искусства является образ женщины. Он был вызван особой спецификой мышления древних людей. Рисункам приписывалась магическая сила. Найденные фигурки обнаженных и одетых женщин свидетельствуют об очень высоком уровне мастерства древних охотников и передают главную идею образа - хранительницы домашнего очага.

Это фигурки очень полных женщин, так называемых венер. Такие скульптуры -первые человекообразные изображения, символизирующие плодородие и материнство.

Изменения, происходившие в эпохи мезолита и неолита

В эпоху мезолита первобытное искусство претерпевает изменения. Наскальные рисунки представляют собой многофигурные композиции, на которых можно проследить различные эпизоды из жизни людей. Чаще всего изображаются сцены сражений и охоты.

Но главные изменения в первобытном обществе происходят в период неолита. Человек учится строить новые типы жилища и возводит сооружения на сваях из кирпича. Главной темой искусства становится деятельность коллектива, а изобразительное творчество представлено наскальными рисунками, каменной, керамической и деревянной скульптурой, глиняной пластикой.

Древние петроглифы

Нельзя не упомянуть многосюжетные и многофигурные композиции, в которых основное внимание уделяется животному и человеку. Петроглифы (наскальные изображения, которые выбиты или нанесены краской), нанесенные в укромных местах, привлекают к себе внимание ученых со всего мира. Одни специалисты полагают, что они представляют собой обычные зарисовки бытовых сцен. А другие видят в них некую письменность, которая основана на символах и знаках, и свидетельствует о духовном наследии наших предков.

В России петроглифы получили название "писаниц", и чаще всего их находят не в пещерах, а на открытой местности. Выполненные охрой, они прекрасно сохранились, поскольку краска отлично впитывается в скальные породы. Тематика рисунков очень широка и разнообразна: героями выступают звери, символы, знаки и люди. Даже найдены схематические изображения звезд солнечной системы. Несмотря на весьма почтенный возраст, петроглифы, выполненные в реалистической манере, говорят о большом мастерстве наносивших их людей.

И сейчас продолжаются исследования, позволяющие приблизиться к расшифровке уникальных посланий, которые оставлены нашими далекими предками.

Бронзовый век

В эпоху бронзового века, с которой связаны главные вехи в истории первобытного искусства и человечества в целом, появляются новые технические изобретения, происходит освоение металла, люди занимаются земледелием и скотоводством.

Тематика искусства обогащается новыми сюжетами, возрастает роль образной символики, распространяется геометрический орнамент. Можно увидеть сцены, которые связаны с мифологией, а изображения становятся особой знаковой системой, понятной некоторым группам населения. Появляется зооморфная и атропоморфная скульптура, а также таинственные сооружения - мегалиты.

Символы, с помощью которых передаются самые разные понятия и чувства, несут большую эстетическую нагрузку.

Заключение

На самых ранних этапах своего развития искусство не выделяется в самостоятельную сферу духовной жизни человека. В первобытном обществе существует только безымянное творчество, тесно переплетенное с древними верованиями. Оно отражало представления древних "художников" о природе, окружающем мире, и благодаря ему происходило общение людей друг с другом.

Если говорить об особенностях первобытного искусства, то нельзя не упомянуть, что оно всегда было связано с трудовой деятельностью людей. Только труд позволил древним мастерам творить настоящие произведения, которые волнуют потомков яркой выразительностью художественных образов. Первобытный человек расширял свои представления об окружающем мире, обогащая свой духовный мир. В ходе трудовой деятельности у людей развивались эстетические чувства и происходило понимание прекрасного. С самого момента зарождения искусство имело магический смысл, а позднее существовало с другими формами не только духовной, но и материальной деятельности.

Когда человек научился создавать изображения, он обрел власть над временем. Поэтому без преувеличения можно сказать, что обращение древних людей к искусству является одним из самых важных событий в истории человечества.

ПЕРВОБЫ́ТНОЕ ИСКУССТВО - в широком смысле - искусство обществ, находящихся на стадии догосударственного и дописьменного развития; в узком смысле - искусство каменного века или развивающееся изолированно от центров цивилизаций.

Ино-гда первобытное искусство вклю-ча-ют в рам-ки по-ня-тия «тра-ди-ци-он-ное на-род-ное искусство». Есть точ-ка зре-ния, что первобытное искусство не мо-жет рас-смат-ри-вать-ся как иск-во, пред-ла-га-ет-ся упот-реб-лять тер-мин «изо-бра-зи-тель-ная дея-тель-ность». Во мно-гих ра-бо-тах первобытное искусство, на-обо-рот, не вы-де-ля-ет-ся как спе-ци-фический фе-но-мен, а его па-мят-ни-ки на-зы-ва-ют по эпо-хам и ре-гио-нам.

От-кры-тие пер-во-быт-но-го ис-кус-ст-ва. Впер-вые па-мят-ник искусства па-лео-ли-та (изо-бра-же-ние ла-ней, вы-гра-ви-ро-ван-ное на кос-ти оле-ня) был от-крыт в 1834 году, во вре-мя лю-би-тель-ских рас-ко-пок в гро-те Шаф-фо (Фран-ция). Од-на-ко воз-раст на-ход-ки был по-став-лен под со-мне-ние, и в на-учный обо-рот её вве-ли в 1887 году. На-ли-чие ху-дож. твор-че-ст-ва в па-лео-ли-те на-ча-ли при-зна-вать по-сле то-го, как при рас-коп-ках Э. Лар-те и Г. Кри-сти в Ла-Мад-лен (1864 год) най-де-но вы-гра-ви-ро-ван-ное на бив-не изо-бра-же-ние ма-мон-та. Од-на-ко фи-гу-рам и зна-кам, об-на-ру-жен-ным в Ньо (1864 год), не при-да-ва-лось зна-че-ния, а рос-пи-си, от-кры-тые в Аль-та-ми-ре (1879 год), на Ме-ж-ду-народном кон-грес-се ан-тро-по-ло-гов и ар-хео-ло-гов в Лис-са-бо-не (1880 год) бы-ли при-зна-ны под-дел-кой. При-чи-на та-ко-го от-но-ше-ния к на-ход-кам - в гос-под-ство-вав-ших эво-лю-цио-ни-ст-ских пред-став-ле-ни-ях о лю-дях ка-мен-но-го ве-ка как о при-ми-тив-ных су-ще-ст-вах, не спо-соб-ных к ху-дожественному твор-че-ст-ву. Окон-ча-тель-ное при-зна-ние искусства па-лео-ли-та про-изош-ло по-сле от-кры-тия в 1901 году Д. Пей-ро-ни, Л. Ка-пи-та-ном, А. Брёйлем гра-ви-рованных ри-сун-ков в Ком-ба-рель и жи-во-пи-си в Фон-де-Гом.

Про-бле-ма про-ис-хо-ж-де-ния искусства. Эта про-бле-ма на-ча-ла об-су-ж-дать-ся до от-кры-тий па-мят-ни-ков па-лео-ли-тич. ху-дож. твор-че-ст-ва. В рам-ках «тео-рии иг-ры», ос-но-ван-ной на эс-те-тич. кон-цеп-ци-ях И. Кан-та и Ф. Шил-ле-ра, раз-ви-вал-ся от-ра-жаю-щий дух ро-ман-тиз-ма те-зис о том, что иск-во воз-ник-ло как ре-зуль-тат эс-те-тич. твор-че-ско-го по-бу-ж-де-ния че-ло-ве-ка к сво-бо-де от сил и за-ко-нов при-ро-ды и об-ще-ст-ва. В даль-ней-шем те-зис о вро-ж-дён-ном стрем-ле-нии че-ло-ве-ка к ху-дож. твор-че-ству ос-та-вал-ся од-ним из ос-нов-ных в ря-де тео-рий (К. Бюхер, франц. ис-сле-до-ва-тель Ж. А. Лю-ке, франц. ис-то-рик пер-во-быт-но-сти Л. Р. Ну-жье и др.). Ши-ро-кое при-зна-ние по-лу-чи-ла точ-ка зре-ния о свя-зи П. и. с ма-ги-ей, осо-бен-но по-сле ра-бо-ты франц. ар-хео-ло-га С. Рей-на-ка о все-об-щей ис-то-рии пла-стич. ис-кусств (1904).

По ме-ре на-ко-п-ле-ния фак-тического ма-те-риа-ла встал во-прос о ге-не-зи-се искусства. В середине XIX века Ж. Бу-ше де Перт вы-дви-нул ги-по-те-зу «про-сто-го эта-па», со-глас-но ко-то-рой че-ло-век пер-во-на-чаль-но под-ме-чал сход-ст-во не-ко-то-рых при-род-ных объ-ек-тов (кам-ней, рель-е-фа пе-щер-ных стен и т.п.) с жи-вот-ны-ми и че-ло-ве-ком, за-тем на-чал до-де-лы-вать ес-те-ст-вен-ные мо-де-ли, при-бли-жая к об-раз-ам, ко-то-рые су-ще-ст-во-ва-ли в его соз-на-нии, по-том при-сту-пил к са-мо-сто-ятельному ху-дожественному твор-че-ст-ву. Французский ар-хео-лог Э. Пьетт счи-тал скульп-ту-ру наи-бо-лее про-стой и древ-ней-шей фор-мой изо-бра-же-ний, воз-ник-шей в ре-зуль-та-те под-ра-жа-ния че-ло-ве-ка при-род-ным об-раз-цам. В начале XX века А. Брёйль вы-де-лил изо-бра-же-ния, ко-то-рые мог-ли быть от-прав-ной точ-кой в про-цес-се воз-ник-но-ве-ния пер-вых па-мят-ни-ков искусства: «ма-ка-ро-ны», или «ме-ан-д-ры» (груп-пы па-рал-лель-ных вол-ни-стых ли-ний, про-чер-чен-ных по гли-не паль-ца-ми или на-не-сён-ных на по-верх-ность ска-лы зуб-ча-тым ин-ст-ру-мен-том); си-лу-эты кис-тей рук, вы-пол-нен-ные как по-зи-тив-ное или не-га-тив-ное (например, от-тиск) изо-бра-же-ние, а так-же кон-тур-ной об-вод-кой. Во 2-й половине XX века А. Ле-руа- Гу-ран в соз-дан-ной им схе-ме сти-ли-стической эво-лю-ции ев-ропейского искусства верх-не-го па-лео-ли-та вы-де-лил на-чаль-ный этап (стиль I), ха-рак-те-ри-зо-вав-ший-ся отдельными зна-ка-ми и от-сут-ст-ви-ем сю-жет-ных изо-бра-же-ний. Од-на-ко от-кры-тие в Шо-ве ри-сун-ков эпо-хи Оринь-як по-ста-ви-ло под со-мне-ние эти и другие эво-лю-цио-ни-ст-ские тео-рии.

Сре-ди отечественных ис-сле-до-ва-те-лей наи-бо-лее раз-вёр-ну-тые кон-цеп-ции воз-ник-но-ве-ния искусства сфор-му-ли-ро-ва-ны А.П. Ок-лад-ни-ко-вым и А.Д. Сто-ля-ром, ис-хо-див-ши-ми из по-ло-же-ния, что искусству верх-не-го па-лео-ли-та дол-жен пред-ше-ст-во-вать этап сим-во-лической дея-тель-но-сти не-ан-дер-таль-ца и да-же ар-хан-тро-пов. Древ-ней-шим про-яв-ле-ни-ем изо-бра-зительное твор-че-ст-ва на ру-бе-же сред-не-го и верх-не-го па-лео-ли-та, по Сто-ля-ру, бы-ли «на-ту-раль-ные ма-ке-ты» жи-вот-ных - ес-те-ст-вен-ные (например, ста-лаг-мит в пе-ще-рах Ба-зуа, Ита-лия) и ис-кус-ст-вен-ные (например, леп-ные в Мон-тес-пан и Пеш-Мерль, Фран-ция) ос-но-вы, ко-то-рые по-кры-ва-лись шку-ра-ми пе-щер-но-го мед-ве-дя. В современных ис-сле-до-ва-ни-ях эти па-мят-ни-ки от-но-сят к зна-чи-тель-но бо-лее позд-не-му вре-ме-ни, к эпо-хе Мад-лен , что ста-вит вы-ска-зан-ное су-ж-де-ние под со-мне-ние.

Современные зна-ния о хро-но-ло-гии пе-щер-но-го искусства и искусства ма-лых форм опи-ра-ют-ся на ра-дио-уг-ле-род-ные да-ты, в том числе по-лу-чен-ные по пиг-мен-ту рос-пи-сей (AMS 14C). Но-вые на-ход-ки по-ка-за-ли, что древ-ней-шие па-мят-ни-ки первобытного искусства де-мон-ст-ри-ру-ют от-лич-ное зна-ние на-ту-ры, раз-ви-тые ху-дожественные об-ра-зы, сло-жив-шие-ся на-вы-ки ра-бо-ты крас-кой, слож-ные ком-по-зи-ци-он-ные ре-ше-ния. От-кры-тия при-род-ных объ-ек-тов, на-по-ми-наю-щих че-ло-ве-че-ские фи-гу-ры и под-ра-бо-тан-ных древ-ни-ми людь-ми в Аше-ле (сто-ян-ка Бе-ре-хат-Рам, Го-лан-ские вы-со-ты, Па-ле-сти-на, 1981 год; Тан-Тан), вновь де-ла-ют ак-ту-аль-ны-ми ги-по-те-зы Ж. Бу-ше де Пер-та и Э. Пьет-та. Од-на-ко про-бле-ма воз-ник-но-ве-ния искусства ос-та-ёт-ся от-кры-той.

Боль-шин-ст-во древ-ней-ших па-мят-ни-ков первобытного искусства об-на-ру-же-но на се-ве-ре Ев-ра-зии, главным образом в Западной Ев-ро-пе, с максимальной кон-цен-тра-ци-ей (осо-бен-но жи-во-пи-си) в так называемом фран-ко-кан-таб-рий-ском рай-оне (юго-за-пад Фран-ции, се-вер Ис-па-нии).

Об-щая ха-рак-те-ри-сти-ка пер-во-быт-но-го ис-кус-ст-ва

Па-мят-ни-ки первобытного искусства из-вест-ны по об-раз-цам, вы-пол-нен-ным на твёр-дых, со-хра-няю-щих-ся до на-ших дней ма-те-риа-лах. Изо-бра-же-ния на по-верх-но-сти кам-ня пред-став-ле-ны гра-фи-кой (в том числе пет-рог-ли-фы) и жи-во-пи-сью (смотри Рос-пись на-скаль-ная), ко-то-рая со-хра-ни-лась толь-ко в пе-ще-рах. Это по-зво-ля-ет раз-де-лять на-скаль-ные па-мят-ни-ки па-лео-ли-тического искусства на ос-ве-щён-ные (рас-по-ла-гав-шие-ся на от-кры-тых по-верх-но-стях; например, Фош-Коа) и на-хо-дя-щие-ся в тем-но-те пе-щер, для ос-мот-ра и соз-да-ния ко-то-рых тре-бо-ва-лись ис-кусственные ис-точ-ни-ки све-та. С па-лео-ли-та из-вест-ны ком-по-зи-ции; не-ко-то-рым из них при-су-ще слож-ное ре-ше-ние (например, изо-бра-же-ния жи-вот-ных из Шо-ве). Цве-то-вая па-лит-ра ис-чер-пы-ва-ет-ся, как пра-ви-ло, крас-ным, чёр-ным, жёл-тым цве-та-ми, ре-же ис-поль-зу-ет-ся бе-лый. Свя-зую-щее в крас-ках не при-ме-ня-ет-ся, но они яв-ля-ют-ся спе-ци-аль-но при-го-тов-лен-ны-ми со-ста-ва-ми. Уже в па-лео-ли-те бы-ли из-вест-ны на-ло-же-ние цве-тов (например, в Аль-та-ми-ре), тех-ни-ка пе-ре-да-чи объ-ё-ма при по-мо-щи по-лу-то-нов, од-на-ко да-же в по-ли-хром-ных изо-бра-же-ни-ях гра-фическая ли-ния со-хра-ня-ет важ-ное зна-че-ние. Свое-об-раз-ны про-ца-ра-пан-ные по гли-ни-стым на-тё-кам на сте-нах из-ви-ли-стые ли-нии, из-ред-ка об-ра-зую-щие фи-гу-ра-тив-ные об-ра-зы, а так-же изо-бра-же-ния жи-вот-ных, про-чер-чен-ные и вы-ле-п-лен-ные из гли-ны на по-лу пе-щер (например, би-зо-ны из Ньо и Тюк-д’Одубер). Гра-фи-ка пре-об-ла-да-ет и сре-ди изо-бра-же-ний на кос-ти и не-боль-ших кам-нях. Древ-ней-шая скульп-ту-ра пред-став-ле-на мел-кой пла-сти-кой из бив-ня, кос-ти, гли-ны, кам-ня, а так-же ба-рель-е-фа-ми, ко-то-рые в основном вы-се-ка-лись на скаль-ных по-верх-но-стях.

Сре-ди па-лео-ли-тических фи-гу-ра-тив-ных изо-бра-же-ний до-ми-ни-ру-ют об-ра-зы бы-ков, би-зо-нов, ло-ша-дей, оле-ней, ма-мон-тов, но-со-ро-гов, мед-ве-дей, львов (птиц и рыб ма-ло). Изо-бра-же-ний че-ло-ве-ка из-вест-но на-мно-го мень-ше; пре-об-ла-да-ют жен-ские об-ра-зы, осо-бен-но в мел-кой пла-сти-ке («Ве-не-ры па-лео-ли-та»). Фи-гу-ра че-ло-ве-ка мо-жет иметь зоо-морф-ные (например, «кол-дун» из Трёх брать-ев пе-ще-ры), в том числе ор-ни-то-морф-ные (например, «жен-щи-ны-пти-цы» в Ме-зи-не, Аль-та-ми-ре, муж-чи-ны с птичь-ей го-ло-вой в Лас-ко), эле-мен-ты; есть сти-ли-зованные изо-бра-же-ния жен-ско-го те-ла (так называемые кла-ви-фор-мы). На-ря-ду с фи-гу-ра-тив-ны-ми изо-бра-же-ния-ми, су-ще-ст-во-ва-ли зна-ки, ряд из них ин-тер-пре-ти-ру-ют как сим-во-лы жен-ских по-ло-вых ор-га-нов, солн-ца, лу-ны, при-род-ных яв-ле-ний и т.д. Древ-ней-шие ор-на-мен-ты (по-ло-сы, спи-ра-ли, рас-тительные мо-ти-вы), как пра-ви-ло, об-ра-зо-ва-ны рит-мич-но по-вто-ряю-щи-ми-ся ли-ния-ми, ям-ка-ми, ок-руж-но-стя-ми и т.п. В ме-зо-ли-те и нео-ли-те изо-бра-же-ния лю-дей и жи-вот-ных де-ла-ют-ся бо-лее схе-ма-тич-ны-ми, ме-ня-ют-ся сти-ли-сти-ка и прин-ци-пы ор-га-ни-за-ции ком-по-зи-ций, бо-лее раз-но-об-раз-ны-ми ста-но-вят-ся ор-на-мен-ты.

Нет со-мне-ний, что первобытному искусству не бы-ли чу-ж-ды му-зы-ка, тан-цы, о чём сви-де-тель-ст-ву-ют, например, на-ход-ки кос-тя-ных флейт, древ-ней-шие из ко-то-рых да-ти-ру-ют-ся сред-ним па-лео-ли-том (например, Мо-ло-до-ва). В не-о-ли-те по-яв-ля-ет-ся ар-хи-тек-ту-ра (ряд поселе-ний Плодородного полумесяца; смотри так-же Ме-га-лит , Ме-га-ли-ти-че-ские куль-ту-ры).

Вклю-чён-ность про-из-ве-де-ний первобытного искусства в ре-лигиозные ри-туа-лы уже в па-лео-ли-те под-твер-жда-ет-ся рас-по-ло-же-ни-ем па-мят-ни-ков в труд-но-дос-туп-ных мес-тах пе-щер, на-не-се-ни-ем на изо-бра-же-ния «ран», за-хо-ро-не-ни-ем ста-ту-эток в специальных ямах и т.п. Воз-мож-но, уже па-лео-ли-тические сю-жет-ные ком-по-зи-ции свя-за-ны с ми-фа-ми.

Первобытное искусство, несмотря на свою внешнюю простоту и незатейливость, имеет огромное значение в истории человечества в целом. Развитие различных его видов продолжалось тысячелетиями, а в некоторых регионах планеты - к примеру, в Австралии, Океании, некоторых и Америки - оно существовало и в ХХ веке, сменив своё название на «традиционное искусство».

Изобразительное искусство

Самые древние памятники искусства первобытного мира относятся к древнекаменному веку - палеолиту (приблизительно 40 тыс. лет до н. э.). В основном это были наскальные росписи на потолках и стенах пещер, в подземных гротах и галереях Европы, Северной Африки и Ранние рисунки были крайне примитивными и отображали только то, что человек видел в своей повседневной жизни: животных, отпечатки человеческих рук, вымазанных в краске, и т. д. Для живописи применяли земляные краски, охру, черный марганец, белую известь. По мере развития искусства первобытного периода рисунки становились многоцветными, усложнялись и сюжеты.

Резьба

Кроме того, интенсивно развивалась дереву и кости, люди учились изготовлять полноценные статуэтки. Чаще всего изображались опять-таки животные: медведи, львы, мамонты, змеи и птицы. Изготовляя такие фигурки, люди старались как можно точнее воссоздать силуэт, фактуру шерсти и т. д. Считается, что статуэтки служили нашим предкам в качестве амулетов, оберегали их от злых духов.

Архитектура

После ледникового периода произошла так называемая неолитическая революция. Всё большее количество племён избирали оседлый образ жизни и нуждались в постоянном надежном жилище. В зависимости от места обитания того или иного народа, появлялось множество новых типов домов - на сваях, из высушенного кирпича и т. д.

Керамика

Важнейшее место в истории искусства занимают керамические изделия. Впервые их также начали изготовлять в эпоху неолита. Использовать доступный и простой в обработке материал - глину - люди научились ещё задолго до того, в палеолите, однако по-настоящему красиво выделывать посуду и другие изделия из него они стали несколько позже. Постепенно появлялось всё больше новых форм (кувшины, чаши, миски и другие), почти каждый предмет украшали с помощью нарисованных или высеченных орнаментов. Ярким примером искусства можно считать Трипольскую керамику. Роспись на различных изделиях этого народа отображала реальность во всём её разнообразии.

Эпоха бронзы

Рассматривая формы первобытного искусства, следует обратить внимание и на которое ознаменовало собой начало совершенно новой эпохи в истории развития человечества. Именно в этот период появляются (менгиры, дольмены, кромлехи), которые, по мнению историков, несли в себе религиозный подтекст. Как правило, мегалиты располагались поблизости от мест захоронения.

Украшения

На протяжении всех этапов первобытные люди стремились украшать себя и свою одежду. Украшения изготовлялись из всех подручных материалов: ракушек, костей добычи, камня, глины. Со временем, научившись обрабатывать бронзу, железо и другие металлы, в том числе и драгоценные, люди обзавелись искусно сделанными ювелирными изделиями, которые и по сей день потрясают нас своей красотой и изящностью.

Искусство имеет важнейшее значение, ведь именно с его появлением часто сопоставляют сильнейший скачок в эволюции, навсегда отделивший человека от зверя.