Собеседование – первая встреча с работодателем или его представителями.

Цель этой встречи – получение максимальной информации о соискателе и его соответствии вакантной должности .

Во время встречи задача потенциального работника — убедить противоположную сторону в наличии всех необходимых качеств и произвести положительное впечатление.

Именно поэтому очень часто, как перед соискателем встает вопрос: как вести себя на собеседовании, чтобы взяли на работу?

Не менее важно понимать, как вести себя на собеседовании работодателю. Начнем с подготовки к этому событию.

Подготовка к интервью

Прежде чем подробно говорить о том, как вести себя на собеседовании при устройстве на работу, рассмотрим этапы подготовки. Поговорим о том, как подготовиться к собеседованию и каких ошибок надо избегать, чтобы не провалить собеседование при трудоустройстве.

Первый этап – телефонный разговор . Уже во время него начинается общение с представителем компании. Будьте вежливы.

Даже если с вами разговаривает человек, который не будет присутствовать на встрече, впечатление о вашем поведении во время телефонных переговоров он передаст руководителю или менеджеру. Запишите имя и должность лица, с которым вам предстоит встреча и того, кто с вами говорит по телефону. Иногда по телефону может проводиться полноценное .

Если вы обратитесь по имени и отчеству к человеку, ведущему с вами собеседование сразу по приходу, это произведёт положительно впечатление .

Уточните время и адрес проведения беседы, а также обязательно попросите оставить вам номер телефона для связи.

Второй этап – психологический настрой на встречу . Отбросьте в сторону страхи и не паникуйте. Страх «провалиться» может сыграть с вами злую шутку.

Поэтому, как бы ни было страшно, и уясните, что «провал» — это не конец жизни и карьеры. Психологи советуют провести предполагаемую встречу перед зеркалом, поговорить со своим отражением, представив перед собой собеседника.

Как произвести впечатление на работодателя при собеседовании? Обрести уверенность и показать её во время разговора – ваша главная задача.

Третий этап – продумывание внешнего вида . Сразу отложите в сторону вычурные, экстравагантные вещи, даже если вы выглядите в них очень хорошо.

, лучше в костюм нейтральных цветов.

Не используйте в наряде броские украшения – они будут отвлекать собеседника.

Обратите внимание на ухоженность рук, желательно посетить маникюрный салон накануне встречи.

Не используйте насыщенные ароматы парфюма, запах от вас должен исходить максимально лёгкий, скорее даже едва уловимый. Особое внимание уделите волосам.

Прическа должна быть аккуратной, но так же, как и одежда, не экстравагантной. Все необходимые на собеседовании вещи положите в солидную папку.

Четвертый этап – сбор информации о компании . Чёткое представление об организации, в которой вам предстоит работать, важный момент не только для вас. Факт того, что вы интересовались заранее компанией, понравится работодателю, убедит его в том, что вы хотите работать именно у него.

Посетите сайт организации. Выясните, какую продукцию она реализует или какие услуги предлагает. Эта информация кроме подготовки к встрече поможет понять, так ли необходима вам именно эта работа.

Пятый этап – продумывание своих ответов на вопросы работодателя . Продумайте, как вы расскажете о себе. Можно подготовить несколько историй, из которых собеседник узнает о ваших качествах и поведении в различных ситуациях.

В зависимости от специализации компании, предположите, и продумайте , чтобы впоследствии не растеряться.

Просмотрите ещё раз ваше резюме и подумайте, какие позиции работодатель захочет уточнить или о чём узнать поподробнее.

Стоит быть готовым и к тому, что на собеседовании вам могут быть предложены или , а также всевозможные и .

Поведение на собеседовании

Итак, теперь больше информации о том, как нужно вести себя на собеседовании при приеме на работу. На встречу вы обязательно должны явиться вовремя, а лучше чуть раньше.

Опоздание не приемлемо, поэтому заранее продумайте маршрут и рассчитайте время, необходимое на дорогу.

Лучше накануне посетить место собеседования, чтобы точно представлять, сколько времени займёт путь. Что делать, если вы все же опаздываете, читайте .

Первое впечатление при встрече – важный момент Особенно если это ваше первое собеседование с работодателем.

Если вам предложили выбрать место, сядьте не строго напротив собеседника, а под углом в 45 градусов и вполоборота. Не садитесь близко к собеседнику. Расстояние между вами должно быть 80-90 см.

Поза примерного ученика, сложившего руки на столе – не лучший вариант. Сидите расслабленно, но не вальяжно. Не кладите одну ногу на другую и не разваливайтесь на стуле.

Как вести беседу?

Как вести себя на собеседовании с работодателем? На встрече ведите себя уверенно, отвечайте чётко. Не используйте фразы: «не знаю», « может быть», «как бы», «я не уверен», «наверное» – все эти выражения демонстрируют неуверенность в своих силах. Это поможет произвести хорошее впечатление на собеседовании.

Активно используйте глаголы «могу», «умею», «владею». Если ответ на какой-то вопрос вам неизвестен, не нужно говорить «я неопытный работник», «я человек новый», «я этого не знаю».

Вместо этого ответьте уклончиво: «я не встречался пока с этой информацией», «мне не приходилось попадать в такие ситуации», «постараюсь выяснить информацию в ближайшее время» — этим вы покажете, что готовы развиваться и осваивать новые знания.

Не паникуйте, если услышали неожиданные вопросы, возможно, сотрудник специально хочет вывести вас из себя. Иногда это делается намеренно, чтобы выяснить ваш стиль поведения в стрессовой ситуации.

Если вам кажется, что собеседник начал слишком давить на вас или открыто провоцировать, вежливо скажите ему об этом, стараясь сохранять спокойствие и не повышая голос. Особенно важно уверенно вести себя в такой ситуации претенденту на .

Немалое значение имеют жесты и мимика во время разговора :

  • не перекрещивайте руки на груди, не теребите во время разговора различные предметы;
  • не держите руки под столом, но и не размахивайте ими слишком активно;
  • свои слова подкрепляйте сдержанными жестами;
  • чаще улыбайтесь, но не хихикайте и не ухмыляйтесь. При этом постоянная и слишком широкая улыбка также не приемлема;
  • если не знаете, какие жесты делать, попробуйте повторять те, которые делает собеседник.

Такой приём позволит продемонстрировать общность интересов и немного сблизиться с собеседником. Но точно копировать все жесты не стоит, иначе вы будете выглядеть как обезьяна.

Как отвечать на вопросы?

Ваша задача – убедить собеседника, что эта работа вам максимально подходит, и вы обладаете всеми необходимыми для её выполнения качествами.

Спокойствие, уверенность, доброжелательность – вот три правила ответов на вопросы. Не относитесь к интервью как к допросу, ведите себя как при обычной беседе со знакомыми людьми.

Слушайте вопрос внимательно и отвечайте именно на него. Не отвлекайтесь от конкретного вопроса и не уходите в сторону, начиная рассказывать о том, о чём вас в данный момент не спрашивают.

Главное правило ответов – не грубить, о чём бы вас ни спросили. Если вопрос вам неприятен и касается слишком личной информации, вежливо откажитесь на него отвечать. Но это касается только тех вопросов, которые не имеют отношения к профессиональной деятельности.

Рассмотрим некоторые популярные темы и правила ответов на вопросы :

Вас обязательно спросят о предыдущем месте работы и причинах увольнения .

Отвечайте нейтрально: «не устроила зарплата», «далеко от дома», « не было возможности карьерного роста» и т.д.

Никогда не начинайте ругать начальство, говорить о том, что к вам придирались.

Не говорите, что не сработались с коллективом. Это — самые главные ошибки на собеседовании при приеме на работу.

На вопрос о том, почему вы хотите работать именно в этой компании, нужно продумать ответ заранее . Выясните все положительные стороны организации и назовите их работодателю, в качестве привлекательных для вас позиций.

Популярен вопрос о том, почему именно вас нужно взять на должность . Ответы должны соответствовать требованиям, указанным в объявлении. Если заметили, что каким-то ответом работодатель не доволен, скажите, что вы быстро учитесь и сможете максимально быстро овладеть необходимыми навыками.

Очень важен вопрос о заработной плате . Говорить, что размер вознаграждения не имеет для вас значения, и вы готовы работать «за идею» — прямой обман. На случай вопроса о желаемом , изучите рынок труда и выясните, на какую сумму вы можете рассчитывать. Ориентируйтесь не на максимальные цифры, а наиболее близкие к «потолку».

На вопрос, кем вы видите себя через несколько лет работы в компании, не стоит заявлять, что хотели бы стать руководителем. Постарайтесь заранее рассчитать возможности карьерного роста в организации и озвучить реальные планы. О том, как правильно отвечать на каверзные вопросы, читайте .

Нередки вопросы о ваших профессиональных неудачах . Карьера без них невозможна, поэтому врать, что у вас всё всегда получалось не стоит. Расскажите о допущенных ошибках и скажите, чему вы научились после них. Не оправдывайтесь и не говорите. Что во всём виноваты коллеги или начальник. Умение делать выводы из ошибок – замечательное профессиональное качество, и собеседник обязательно оценит его.

Основной вопрос всех кандидатов, отправляющихся на интервью — это как себя вести на собеседовании и что говорить? На собеседовании важно не только отвечать на вопросы, но задавать их самим . Вопросы должны касаться ваших профессиональных обязанностей, правил и традиций компании.

О том, какие вопросы на собеседовании задают чаще всего, читайте .

А чего нельзя делать на собеседовании? Не стоит устраивать допрос, засыпая собеседника большим количеством вопросов. Ваша задача не столько услышать ответы на вопросы, сколько показать свою заинтересованность. Избегайте глупых, неуместных и не имеющих отношения к работе вопросов.

Также на собеседовании при приеме на работу нельзя спрашивать, например, о количестве незамужних девушек в организации, или о том, как проходят корпоративы. Этим вы сразу сформируете негативное впечатление о себе, как потенциальном работнике.

В конце собеседования поинтересуйтесь, когда и как вам сообщат результаты. Спросите, когда вы сами можете позвонить в компанию, чтобы выяснить информацию.

Правила для работодателя

Грамотный подбор персонала – залог успешной деятельности любой организации.

Собеседование – способ выяснить всё о профессиональных и личностных качествах соискателя.

При этом ваша задача не отпугнуть потенциального работника своими вопросами и поведением, а расположить к откровенному разговору. Только в этом случае вы максимально выясните интересующую вас информацию и подберёте подходящего сотрудника.

Именно поэтому следует придерживаться следующих правил :

Составьте список кандидатов и чётко озвучьте им требования, которые вы предъявляете к работнику . После появления потенциального работника, предложите ему присесть.

Желательно, предложить ему выбрать место, а не усаживать на конкретный стул напротив вас . Уже по тому, как будущий сотрудник сядет, вы сможете составить о нём определённое мнение.

Начинайте встречу не конкретных вопросов по работе, а отвлечённых тем . Ваша задача в начале разговора – расположить к себе собеседника, расслабить его и снять напряжение. Если кандидат будет трястись от вашего властного тона или резких вопросов, никакого результата вы не добьётесь.

Задавайте лаконичные, с ясной формулировкой вопросы . Не допускайте намёков или полунамёков, вопросов слишком личного характера.

Задав вопрос, выслушайте ответ до конца . Не допускайте прерывания монолога соискателя, если, конечно он не слишком затянулся.

Не показывайте собственное превосходство над кандидатом . Демонстрация своего социального статуса – дурной тон. Для работника вы должны быть коллегой, а не злым начальником с замашками сноба. В то же время держите дистанцию, поскольку без субординации в компании не обойтись.

Ведите себя вежливо и максимально тактично. Не грубите претенденту, не заявляйте, что таких как он много, и вы «как в сору в них роетесь». Это типичные ошибки на собеседовании, которые нередко допускают работодатели.

В конце беседы логично завершите разговор, поблагодарите соискателя. Даже если кандидат вам понравился, не стоит восхищаться им сразу и говорить, что он идеальный вариант. Дайте понять, что ваша компания серьёзная и к работникам предъявляются определённые строгие требования.

Если вы сразу поняли, что кандидатура вам не подходит, будьте вежливы и не прерывайте резко разговор.

Из вежливости стоит задать ещё несколько вопросов, сохраняя доброжелательный тон, и только после этого попрощаться. Кандидат заслуживает того, чтобы вы его выслушали, ведь он готовился к встрече, тратил время на дорогу. Собеседование с вами, пусть даже неудачное, некий опыт для него, даже если вам он по каким-то причинам не подошёл.

Цель собеседования для обеих сторон – достижение желаемых результатов. Только взаимная внимательность, вежливость и грамотное поведение позволит прийти к решению вопроса: кандидату найти работу, а работодателю сотрудника, максимально удовлетворяющего его своими качествами. Ну а, как вести себя на собеседовании с работодателем при устройстве на работу, вы теперь точно знаете.

Смотрите на видео: как правильно вести себя на собеседовании при устройстве на работу.

Доброго вам дня, дорогой друг!

В вопросе, как произвести впечатление на работодателя на собеседовании, иных кандидатов клонит, как бы сказать, — не в ту степь. Одежда, аксессуары и другая внешняя атрибутика значение, конечно, имеют.

И возможно вы даже произведете впечатление. Но будет ли это впечатление основанием для предложения вам работы — большой вопрос.

Может быть, для какого-то другого предложения основания будут достаточными…)

Впрочем, выбор стратегии — дело индивидуальное и дело ваше.

Вернее рассказать об одном из способов. Очень простом и столь же эффективном.

Суть его в том, чтобы самому ответить на вопрос, на который работодатель хотел бы знать ответ, но напрямую никогда не спрашивает. Этот вопрос критически важен для работодателя.

А именно: Будете ли вы решать проблемы, неизбежно возникающие в процессе работы? И сможете ли их решить ?

Будете ли вы это делать самостоятельно? Или вы будете искать причины, по которым проблему решить невозможно, или будете перекладывать ее на других, в том числе и на самого руководителя.

Если ваш собеседник засомневается что ответ на вопрос “Будете ли вы решать проблемы”, положительный, весь ваш послужной список, опыт, квалификация, образование, — мгновенно превратятся в тыкву, извиняюсь за сленг.


Фокус в том, что руководитель, проводящий собеседование, а часто и рекрутер, если он неопытный, — не всегда знают как получить ответ на этот вопрос.

Напрямую задавать этот вопрос никто не будет, поскольку ответ будет очевиден.

Иногда опытные рекрутеры задают соответствующие вопросы или кейсы, чтобы определить вашу способность решать проблемы.

Но!

  1. Способность решать проблемы и готовность их решать — две большие разницы. Определить вашу способность или умение для опытного рекрутера несложно. А вот готовность… будете ли вы в реальной работе это делать — куда сложнее.
  2. По моим наблюдениям, проверка на способность и тем более готовность решать проблемы проводится не так часто. Не знаю с чем это связано, но это так.

Упреждающий маневр

Нам, как соискателю, критически важно рассказать, как мы умеем решать проблемы.


Когда человек говорит об этом сам, а не отвечает на вопрос или кейс, это значит, что:

  1. Он придает этому вопросу важное значение.
  2. Он не только может решать проблемы, но и готов это делать.

Давайте спросим себя: если собеседник не знает как получить ответ на интересующий его вопрос, — почему бы не помочь ему. И самому не рассказать на примерах о том, как вы решали проблемы, преодолели трудности в своей работе. Своего рода упреждающий маневр

Такая возможность вам наверняка представиться, ибо почти всегда на собеседовании вам предложат рассказать о себе и своих успехах...

У вас есть прекрасная возможность рассказать то, что ваш собеседник спит и видит узнать.

Шаблон для составления примера

Делается это очень просто. Подготовьте 2-3 примера по следующей схеме:

Ситуация, проблема, ваши действия, результат.

Не буду подробно комментировать чтобы не занимать много времени. Думаю схема понятна она очень простая.

Правила составления примеров

Следуйте следующим правилам:

  • Примеры следует выбирать из вашего профессионального опыта. Личной жизни не нужно.
  • Желательно, чтобы примеры были, что называется, в тему той вакансии, на которую вы претендуете Например, вы руководите или участвуете в каком-то проекте, на каком-то этапе возникает проблемы, трудности. Подробно расскажите как вы с этим справились, может быть не с первого раза.
  • Сделайте акцент на том, что делали именно вы.
  • Покажите что проблемы вас не пугают, вы их воспринимаете как вызовы.
  • Постарайтесь подобрать примеры, где вы действительно гордитесь собой. Тогда ваш рассказ будет окрашен эмоциями, он будет вас зажигать. Эти эмоции неминуемо передадутся вашему собеседнику. и ваша дальнейшая беседа пойдет в позитивном ключе, это очень важно.

Важное замечание : не переборщите со своей ролью. Не пытайтесь предстать суперменом в блестящей броне и с каменным подбородком. Вы командный игрок и добивались успехов вместе с командой. Ваша работа — вклад в общее дело коллектива.

Подготовьте 2-3 примера, где вы столкнулись с проблемами и как вы их решили.

Один или два подготовленных примера приведите в своей самопрезентации. Один оставьте про запас и озвучьте в удобный момент, когда будете отвечать на вопросы. Это будет вашей козырной картой в рукаве.

Скажу по секрету: собеседование по компетенциям опытные рекрутеры проводят по схеме, очень похожей на ту, которая на рисунке. Так что и здесь ваши примеры, подготовленные по этому шаблону, окажутся к месту.

Пожалуйста, отнеситесь к этому серьезно. Помните, что этими примерами вы отвечаете на вопрос, который очень интересует работодателя.

Итак: Сами ответьте на вопрос, который вам никогда не зададут :

Будете ли вы решать проблемы, возникающие в ходе работы и сможете ли их решить?

Этот несложный прием позволит вам выделиться на фоне других кандидатов и может сильно повлиять на результат собеседования.

Благодарю за интерес к статье. Буду признателен за комментарий (внизу страницы).

Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи по выбранным вами темам к себе на почту.

Удачного вам дня и хорошего настроения!

От того, какие впечатления возникнут у рекрутера во время собеседования с кандидатом зависит, пригласят его на второй этап или нет. Создание впечатления о себе начинается еще до первой встречи.

Первая точка соприкосновения с работодателем – это ваше резюме и отклик на вакансию. Как заинтересовать работодателя при помощи резюме и сопроводительного письма, читайте здесь.

Второй раз вы вступаете во взаимодействие, когда договариваетесь о встрече по телефону.

Если вас пригласили, то предыдущие 2 раза вы уже произвели правильное впечатление, сейчас это впечатление надо закрепить.

Давайте сначала разберем, что значит «понравиться». Какого кандидата пригласят на работу в первую очередь?

Итак, первое, что вам нужно усвоить, рекрутер ищет не лучшего кандидата, а самого подходящего. Человек должен максимально соответствовать требованиям компании с точки зрения:

  • своего опыта
  • ценностей и принципов компании
  • внешнего вида (хотя все это отрицают)
  • ожиданий по компенсации и соцпакету

Опыт должен максимально соответствовать действительности. Если в резюме вы указали, что что-то оптимизировали, актуализировали, интегрировали, будьте готовы подробно об этом рассказать.


Одним словом, каждая строчка в резюме за последние 5 лет будет подвергнута проверки, обсуждению и детальному анализу, и вы должны быть готовы ответить на все вопросы.

Если с опытом все ясно, то вот на сколько подходит кандидат с точки зрения принципов и ценностей компании понять сложнее.

Для того, чтобы узнать вас с этой стороны вам могут задать ряд общих вопросов

  • расскажите о том, что вам важно
  • как бы вы отреагировали в ситуации….
  • что для вас на первом месте из….

Чтобы правильно ответить на эти вопросы, необходимо заранее подготовиться к собеседованию. Какую информацию нужно подробно изучить, читайте .

Важным совпадением являются ожидания кандидата по компенсации и соцпакету и то, что может предложить компания.

  • Если в вашем резюме не указана зарплата, вас попросят ее озвучить. Считается «нормальным» хотеть на 30 процентов больше, чем есть у вас сейчас.
  • Если вы пришли через агентство, то скорее всего, агент уже обсудил этот пункт с работодателем, у вас могут сделать несколько уточнений, например, это гросс или нетто
  • Вполне возможно, что вас спросят, каков был соцпакет и зарплата на прошлом месте работы. Это делается в том случае, если у менеджера возникло подозрение, что вы идете на меньший уровень зарплаты, что само по себе уже подозрительно, или хотите на много больше, чем вы стоите.

Большинство иностранных и крупных российских компаний используют методы, позволяющие свести к минимуму риск субъективной оценки во время собеседования. Они проводят тесты, групповые собеседования, центры оценки. Тем не менее произвести хорошее впечатление на первой встрече необходимо.

Как произвести хорошее впечатление на собеседовании

  • не опаздывайте, лучше прийти раньше на 15 минут и подождать, чем на 5 минут опоздать
  • ваш должен соответствовать ситуации, поэтому для женщин –это минимум косметики, дневной макияж, аккуратный «деловой» маникюр, одежда в деловом стиле (заранее следует выяснить, есть ли в компании дресс-код), даже если его нет, и форма одежды остается на ваше усмотрение, исключите короткие юбки, декольте, шорты, шпильки. То, как работодатель увидит вас первый раз – очень важно, потому что именно так он представит вас в своем офисе с другими сотрудниками; для мужчин обязателен костюм, аккуратная стрижка, выбритое лицо.
  • место, офис, этаж находите самостоятельно (см. пункт 1- прийти раньше), иногда попасть в здание, где находится компания, нечто сродни квесту; в этом случае спрашивайте у охраны, проходящих мимо людей, только не звоните рекрутеру с вопросами «Вот я уже на территории, мне дальше налево или направо?» или «Я забыл третий этаж или пятый?» Все эти вопросы показывают вас, как человека, который не может справиться с простейшей задачей, а это, согласитесь, не лучший способ для создания хорошего впечатления
  • возьмите с собой резюме, все необходимые документы.

Как расположить к себе менеджера по персоналу

Если вы думаете, как заинтересовать человека, как расположить его к себе, пользуйтесь несколькими простыми правилами, чтобы создать образ «своего».

  • ваш взгляд, мимика, рукопожатие – должны источать уверенность, смотрите в глаза, улыбайтесь, покажите хорошее расположение духа
  • часто рекрутер начинает разговор с так называемого small talk, это короткий диалог, задачей которого является установление контакта, ice-breaking, поддержите его в позитивном ключе, можно с юмором, например:

Как добрались?

Прекрасно, мне прислали подробное описание пути и карту. (Даже если описание было не очень, вы за час приехали и блуждали по территории в поисках 21/15 Б, проходная 8, не стоит вываливать эти подробности, основное здесь- позитив)

Долго ехали к нам?

Что по меркам Москвы «долго»J (Даже если вы ехали 2,5 часа, потому что вдруг выпал снег и весь город оказался как обычно, «не готов».

Сегодня такая погода сказочная, прямо новогодняя.

Вы (после того, как час потратили на расчистку машины от снега): -Да, создается ощущение праздника, когда идет снег.

Обычно в первые несколько минут встречи, происходит считывание эмоций и формирование восприятия, которое в последствие можно подтвердить или опровергнуть.


Как зарекомендовать себя в качестве «своего»:

  • создавайте только положительное впечатление (улыбка, прямой взгляд, открытое лицо)
  • есть 2 типа людей «соглашатели и несоглашатели», в первое время вам нужно быть «соглашателем, то есть стараться избегать противоречивых высказываний, использования слов «нет», «но», это позволит рекрутеру «расслабиться» и подсознательно он станет воспринимать вас как друга.

Содержимое:

Собеседование при приеме на работу – отличная возможность продемонстрировать потенциальному работодателю себя и свои умения с лучшей стороны. Собеседования обычно бывают краткими и занимают от 20 до 30 минут, так что вам нужно использовать это время по максимуму. Есть разные способы произвести впечатление на того, кто проводит собеседование, начиная с того, как вы поздороваетесь, и заканчивая тем, как покинете офис. Сочетание тщательной подготовки, уверенности в себе и элементарной вежливости может вам помочь выделиться на фоне остальных кандидатов.

Шаги

Часть 1 Подготовка к собеседованию

  1. 1 Оденьтесь как профессионал. Первое впечатление обычно складывается в течение 30 секунд. Работодатель первым делом обратит внимание на вашу внешность. Подберите одежду, которая говорит об успешности и профессионализме.
    • Перед собеседованием узнайте, какой в компании дресс-код. Если у вас в ней есть знакомые, выясните у них, что считается уместным и допустимым. Можете также позвонить в отдел кадров или менеджеру по персоналу и спросить, что рекомендуется правилами компании в плане одежды.
    • Если вы претендуете на руководящую должность, вам следует всегда носить костюм. В вашем гардеробе должно быть несколько деловых костюмов на выбор, и желательно, чтобы они были подогнаны по фигуре.
    • Если речь идет о более низкой должности или в компании принят стиль бизнес-кэжуал, для женщин удачным выбором будет блузка с классическими брюками или юбкой. Мужчины могут надеть костюмные брюки, рубашку и галстук.
    • Не забывайте об обуви. Случается, что костюм подобран идеально, но картину портят потертые, изношенные туфли. Купите пару удобной обуви, подходящей для работы. Не жалейте, если хорошие туфли обойдутся дороже, чем вам хотелось бы. Помните, что, получив работу, вы будете носить их очень часто.
    • Избегайте духов и других ароматов, которые могут показаться навязчивыми и вызвать неприятие у тех, кто будет с вами беседовать. Аксессуары, такие как стильный ремень или со вкусом подобранное украшение, могут дополнить ваш образ, однако избегайте слишком блестящих и броских предметов.
    • Если вы пользуетесь косметикой, выберите помаду, подводку и тени нейтральных оттенков. В идеале макияж должен подчеркивать черты вашего лица, но не быть кричащим.
  2. 2 Соберите информацию. Никогда не ходите на собеседование, не узнав заранее, что собой представляет компания. Это говорит об отсутствии интереса и уважения с вашей стороны. Проведите перед собеседованием тщательное исследование. (Разумеется, бывает и такое, что вы устраиваетесь в маленькую фирму, вся доступная информация о которой в Интернете сводится к адресу и номеру телефона.)
    • Узнайте, в каких умениях заинтересована компания. Почитайте страницу вакансий на ее сайте и обратите особое внимание на то, какие требования предъявляются к кандидатам. Это даст вам возможность больше узнать о компании и о том, что из своей квалификации и предыдущего опыта вам следует подчеркнуть. Если не компания или кадровое агентство нашли вас, а вы обратились в нее по объявлению, перечитайте его еще раз в части требований и должностных обязанностей.
    • Почитайте свежие новости о компании. Зачастую на сайтах средних и крупных организаций публикуются пресс-релизы и корпоративные новости. Можете также набрать название компании в поисковой строке в Яндексе или Google.
    • Прочитайте, каковы миссия и ценности компании. Вам стоит убедиться заранее, что вы впишетесь в ее культуру. На сайте организации должен быть раздел, где вы сможете прочесть ее миссию. Найдите страницы компании в социальных сетях и подпишитесь на них, чтобы понять ее дух и культивируемый образ.
    • Выясните, кто будет проводить собеседование. Часто эта информация становится известной из электронного письма или телефонного разговора, в котором вас приглашают на собеседование. Если нет, можете вежливо поинтересоваться именем. Поищите этого человека в LinkedIn или Twitter. Это повышает ваши шансы на установление связи и, в свою очередь, на получение работы.
  3. 3 Подготовьте рассказ, иллюстрирующий ваши умения. Когда вы хотите поразить человека, проводящего собеседование, конкретные данные всегда лучше абстрактных. Вам следует иметь в запасе несколько основательных примеров, которые подтвердят ваш профессионализм.
    • Люди склонны запоминать истории лучше, чем сухие сведения. Поэтому, если вы расскажете случай из своей деятельности, а не просто опишете свой опыт общими словами, выше шансы, что руководитель или сотрудник, проводящий собеседование, вас отметит.
    • Спросите себя, каких навыков и качеств ожидает компания от кандидата на данную должность. Составьте письменно их список и постарайтесь подобрать примеры со своих прошлых мест работы, стажировки, волонтерской деятельности, которые будут иллюстрировать ваше владение названными навыками. Хорошо иметь наготове две-три истории на выбор.
    • Порепетируйте. Проговорите свои примеры вслух, чтобы убедиться, что вы включили в них всю необходимую информацию, и что вы не застрянете и не запнетесь во время собеседования. Вы можете даже записать на диктофон свою речь и прослушать, чтобы увидеть, где вам требуется ее улучшить.
  4. 4 Приведите в порядок свои страницы в социальных сетях. Работодатели часто просматривают странички потенциальных работников в "Одноклассниках" или на Facebook. Перед тем как идти на собеседование, убедитесь, что ваши страницы никак вас не скомпрометируют.

Часть 2 Приветствие и первое впечатление

  1. 1 Придите заранее. Понятно, что опаздывать на собеседование недопустимо, но многие не догадываются, что приход минута в минуту тоже может произвести невыгодное впечатление. Если вы появитесь немного раньше, то продемонстрируете инициативу, заинтересованность и хорошие навыки управления временем.
    • Придите за 10-15 минут до назначенного времени, но не раньше. Более ранний приход может восприниматься как давление и ваше желание начать преждевременно.
    • Во время ожидания не доставайте телефон. Со смартфоном всегда есть вероятность прочитать что-нибудь неприятное (например, личное сообщение или запись в социальной сети). Не нужно, чтобы это отвлекало вас от предстоящего собеседования.
    • Быстро просмотрите свои заметки, но не зацикливайтесь на них, чтобы не разволноваться. Просто пройдитесь взглядом по тому, что вы для себя наметили.
    • Сидите прямо и будьте внимательны. Излучайте уверенность даже во время ожидания, так как это задаст тон собеседованию.
  2. 2 Будьте приветливы ко всем, кого встретите. Ваше собеседование начинается в тот момент, когда вы входите в здание. Будьте любезны с секретарями и другими сотрудниками, которые попадутся вам на пути к нужному кабинету. Руководитель или менеджер по персоналу может впоследствии спросить их о вашем поведении, так что будьте дружелюбны ко всем, а не только к тому, кто будет проводить собеседование.
  3. 3 Поработайте над рукопожатием. Правильное рукопожатие принципиально важно. Это ваша первая возможность произвести положительное впечатление.
    • Рукопожатие не должно быть ни вялым, ни слишком сильным. Оба этих варианта могут настроить человека против вас.
    • Держите вещи в левой руке, чтобы правая была готова для пожатия. Вы же не хотите заставить человека ждать, пока вы переложите папки или блокнот из руки в руку.
    • Протягивайте руку, слегка развернув ее ладонью вверх, чтобы рука работодателя немного накрыла вашу. Это тонкий способ показать свое уважение.
    • Пожимая работодателю руку, никогда не накрывайте ее сверху своей левой рукой. Этот жест неуместен и может быть расценен как признак доминирования.
  4. 4 Эффективно используйте язык тела. С того момента, как вы войдете в помещение, язык вашего тела должен говорить об уверенности и уважении.
    • Когда вам предлагают пройти в другое помещение, идите следом за работодателем. Так вы покажете, что признаете его главенствующее положение по отношению к вам.
    • Поставьте портфель или сумочку на пол рядом с собой. Держать их на коленях во время собеседования неудобно, и вы будете отвлекаться. Если вы положите их на стол, это будет выглядеть не очень вежливо. Исключение может составлять небольшая папка с вашим портфолио.
    • Сидите прямо, не пряча шею, грудь или живот. Не наклоняйтесь вперед – вы покажетесь нервным или агрессивным.
    • Когда вы жестикулируете, держите руки выше уровня стола, но ниже ключиц. Если вы покажетесь работодателю чрезмерно возбужденным, это может его оттолкнуть.

Часть 3 Взаимодействие во время собеседования

  1. 1 Принесите несколько распечатанных экземпляров своего резюме. Пусть мы живем в век цифровых технологий, силу бумажного документа нельзя недооценивать.
    • Даже если работодателю не нужен дополнительный экземпляр, ему понравится, что вы проявили инициативу и подготовили его заранее.
    • Храните резюме в аккуратной папке, чтобы оно не оказалось мятым или порванным, когда вы достанете его на собеседовании.
    • Наличие под рукой распечатанных документов отражает инициативность и хорошие организационные навыки – ценные качества для соискателя работы.
  2. 2 Сделайте так, чтобы вас запомнили. Помните, что вы конкурируете со множеством других претендентов на одно-единственное место. Если вы найдете способ выделиться на их фоне, это может привести вас к успеху и получению работы.
    • Если в кабинете работодателя что-то привлекло ваше внимание, скажите об этом вслух. Это особенно эффективно, если у вас обнаружатся общие интересы. Люди более склонны запоминать (и нанимать) тех, кто им симпатичен. Если, к примеру, вы видите фотографию работодателя верхом на лошади, спросите его о ней, а заодно упомяните, что в детстве занимались верховой ездой.
    • В качестве вступления вас наверняка спросят, как у вас дела или как вы поживаете. Придумайте творческий, запоминающийся ответ. Вместо стандартного "хорошо" скажите "потрясающе" или "великолепно". Можете ответить чуть подробнее, связав свое настроение с событиями дня, например: "Замечательно, особенно после поездки сюда – в этой части города так красиво!"
    • Оставьте работодателю экземпляр своего резюме или образец работы. Так у него будет физическое напоминание о встрече с вами, даже когда вы уйдете.
  3. 3 Избегайте определенных тем. Знание правил этикета, связанных с собеседованием, – ключ к благоприятному впечатлению, и вам следует понимать, какие темы не стоит затрагивать.
    • Никогда не отзывайтесь плохо о других работодателях. Идет ли речь о другом потенциальном работодателе или о вашем предыдущем месте работы, высказывайтесь о них только положительно. К вам могут отнестись настороженно, если вы станете критиковать или сплетничать.
    • Не обсуждайте зарплату и социальные условия во время первого собеседования. Эти вопросы важны, но они могут подождать. Вам нужно произвести впечатление человека, заинтересованного в том, чтобы стать частью компании, а не только в денежном вознаграждении. Задайте эти вопросы, когда вам скажут, что готовы вас нанять, или во время следующего этапа собеседования.

Часть 4 Окончание собеседования

  1. 1 Задайте правильные вопросы. Наверняка вас спросят, есть ли у вас вопросы в связи с данной работой. Многие кандидаты просто говорят "нет" или спрашивают об организационных моментах (например, "когда мне ожидать от вас ответа?"), однако на самом деле здесь вам дается возможность проявить искренний интерес к компании.
    • Спросите о ценностях компании и о том, как ваша работа будет способствовать их поддержанию. Поинтересуйтесь также корпоративной культурой. Спросите, какие аспекты этой культуры наиболее важны и желательны для потенциального сотрудника.
    • Спросите работодателя, какие у него есть сомнения в отношении вашей кандидатуры. Этим вы покажете свою готовность к переменам и самосовершенствованию.
    • Спросите, как выглядит типичный рабочий день для вашей должности. Тем самым вы продемонстрируете свое желание подготовиться на случай, если вас примут на эту работу.
    • Спросите, какие возможности компания предоставляет в плане сотрудничества, развития и образования. Покажите свою заинтересованность в личном и профессиональном росте.
  2. 2 Вежливо попрощайтесь. Ваш уход так же важен, как и приход, поэтому постарайтесь покинуть собеседование тактично и изящно.
    • Соберите вещи спокойно. Старайтесь не задерживаться и ничего не ронять.
    • Снова пожмите руки, как заведено протоколом. Если у вас нет возможности пожать руки всем присутствующим, обменяйтесь рукопожатием, по крайней мере, с менеджером по персоналу или руководителем.
    • На прощание кивните и направляйтесь к выходу самым прямым и удобным путем.
    • Возможно, у вас возникнет желание попробовать определить по языку тела работодателя, прошли вы собеседование или нет, но это может вызвать преждевременное волнение. Не стоит делать ничего, что способно подорвать вашу уверенность в себе.
  3. 3 Предпримите дальнейшие шаги. Чтобы показать, что вы не утратили интереса, после собеседования сделайте следующее.
    • Как только вы придете домой, запишите все, что касается собеседования. Включите в свои заметки имена и должности тех, с кем вы общались, и вопросы, которые вам задавали.
    • Напишите от руки записки всем, кто с вами беседовал. Поблагодарите их за возможность пройти собеседование и упомяните запомнившиеся вам подробности встречи.
    • Часто такие письма отправляют по электронной почте, однако письмо на бумаге сразу выделит вас среди прочих кандидатов. Впрочем, если вы не думаете, что настоящая почта все доставит в срок, можете отправить электронные послания – только составьте их красиво и грамотно.
  • В качестве репетиции проведите имитацию собеседования с другом или членом семьи, который также собирается искать работу. Это поможет вам обоим подготовиться к настоящей встрече.
  • Не нужно слишком нервничать из-за собеседования. Нервозность отрицательно скажется на вашей способности произвести хорошее впечатление. Если мысли о собеседовании вызывают у вас тревогу, попробуйте медитацию или другие техники расслабления.
  • Принесите с собой портфолио и образцы своей работы, которые вы можете оставить работодателю.

Предупреждения

  • Хорошее собеседование или резюме не гарантирует получения работы. Даже если вам отказали, в ответ выразите свою благодарность. Если компания будет искать новых сотрудников, с вами, возможно, свяжутся опять.
  • Не хвастайтесь. Будьте уверены в себе, но старайтесь не похваляться своими заслугами и талантами.


90% впечатления о человеке создается
За первые полторы минуты общения.
Алан Пиз

Первое впечатление самое сильное, но, увы, не всегда самое верное. Может быть, вы милый, жизнерадостный человек, но именно сегодня, когда вам суждено предстать перед работодателем, утром вы встали с головной болью и у вас на лице печать всех земных забот.

Вы открываете дверь офиса, в котором вам предстоит работать, готовитесь сказать «здравствуйте» и встречаете смеющийся взгляд будущего сослуживца. «Что-то не так», - мелькает тревожная мысль и уже не дает покоя. Ваше приветственное слово работодателю получается каким-то зажеванным, а спокойное равновесие делового настроения медленно испаряется. И вам в голову даже не приходит простая мысль, что буквально за минуту до вашего прихода кто-то рассказал смешную историю, вспомнил весело проведенный выходной день.

Начинайте немедленно работать над собой прямо сейчас, пока вы не успели испортить впечатление о себе, ведь у вас не будет второй возможности произвести первое хорошее впечатление .

Впечатление о вас начинает складываться еще до того, как вы поздороваетесь. Когда вы идете куда-нибудь, очень важен позитивный настрой. Предположите наиболее благоприятный для вас исход дела и уверяйте себя, что иначе быть не может. Например, идя на собеседование, мысленно повторяйте для себя: «Эта работа для меня. Меня обязательно примут на эту работу. Я ценный работник, грамотный специалист». Впрочем, варианты могут быть разными, главное, чтобы вы настроились на положительный результат и были уверены в своих силах.

Итак, несколько правил, которые помогут произвести хорошее впечатление.

ПЕРВОЕ , Улыбайтесь! Мрачный тип с кислой физиономией и недовольством на весь мир не вызовет ни симпатии, ни жалости. Какой руководитель захочет иметь такого сотрудника? Поэтому, прежде чем войти в помещение, где вам придется познакомиться с будущими сослуживцами, начальником, остановитесь на несколько секунд и вспомните самое веселое и приятное, что с вами происходило в жизни, что вызывало у вас улыбку и смех. Улыбка получится искренней, и нахмуриться у вас уже не получится.

Представьте себе, какой человек, с каким выражением лица мог бы вам понравиться. Вот и попытайтесь такой же образ симпатяги, осваивайте его, обживайте, как новый дом; в нем вам должно быть уютно, удобно, только тогда в этой роли вы будете выглядеть естественно.

ВТОРОЕ . Будьте вежливы. Помните знаменитое «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»? Ответить грубостью на извинения или нахамить в ответ на просьбу «подскажите, пожалуйста …» может только душевно больной человек.

Вежливость может быть доброжелательной или оскорбительной, когда она нарочита, подчеркнута. «До свидания» в конце беседы, сказанное теплым тоном, выражает надежду на скорую встречу, а холодное «до свидания» после неприятного разговора – желание больше не встречаться.

ТРЕТЬЕ . Скромность во все времена относилась к числу достоинств (не путать с застенчивостью и стеснительностью).

Скромность предполагает спокойность и уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим.

Скромность не стремится выпячивать себя, подчеркнуть свою исключительность, требовать для себя особых условий и привилегий.

ЧЕТВЕРТОЕ . Не будьте навязчивы. Проявляйте к собеседнику неподдельный интерес, но не будьте навязчиво любопытны, не лезьте с расспросами. Говорить надо как можно короче и как можно приятнее.

ПЯТОЕ . Будьте уверены в себе. Доверие обычно вызывает уверенный в себе человек, и ничего в этом нет удивительного. А вы могли бы доверять человеку, если он сам себе не доверяет? Если он сам не верит в то, что говорит, если он не уверен, что выполнит то, что обещал? Если про вас еще нельзя сказать, что вы самоуверенны, сделайте хотя бы вид, что точно знаете, зачем вам нужна эта работа, и знаете, что справитесь с новыми обязанностями на все 100% и оправдаете доверие своего начальника.

Для того чтобы выглядеть уверенным в своих силах человеком, следите за движениями рук. Часто именно они выдают наше беспокойство. Если вы любите крутить в руках различные предметы, постукивать пальцами по столу, эти жесты выдают ваше нервное настроение. Психологи утверждают, что с помощью определенного выражения лица, жестов, положения тела можно запрограммировать в себе нужное вам состояние души. Для начала попробуйте «надеть» улыбку, походите с «приклеенной» улыбкой минут 10 – 15. Лучше, чтобы в это время вас никто не видел. Такое упражнение поможет вам в любой ситуации сохранять спокойствие и самообладание.

И еще несколько правил.

  • Не давайте советов, если их у вас не спрашивают.
  • Не вмешивайтесь в чужой разговор, если вас к нему не приглашали.
  • Темп речи должен быть спокойным, не быстрым, произношение слов – понятным и четким.
  • Говорите на языке партнера, т.е. ваши слова и термины должны быть понятны вашему собеседнику.
  • Исключите из речи жаргонные слова, простонародные выражения, не злоупотребляйте иностранными словами.
  • При случае подчеркните общность цели или интересов
  • Не применяйте «активное слушание»: поддакивание, повторение отдельных слов собеседника, резюмирование: «Если я правильно понял…».
  • Не хвалитесь своими знакомствами и связями с высокопоставленными людьми; упоминать о них можно, если вас об этом спрашивают.

Во время разговора помните о языке взглядов и жестов: не смотрите на собеседника в упор – это вызов, но и не прячьте глаза, иначе он засомневается в вашей правдивости. При разговоре не принято зевать или другими способами показывать свою усталость, показывать пальцем, похлопывать собеседника по плечу, приводить в порядок прическу, одежду.

Конечно, надо быть хорошим специалистом, грамотным, разбирающимся в проблемах, связанных с вашей профессиональной деятельностью, следить за новостями в сфере вашей работы. Но как грамотного специалиста вас оценят потом в процессе работы, а впервые минуты общения с работодателем вас оценивают как человека, как личность. Поэтому ваша личность должна светиться доброжелательностью и излучать оптимизм.

Воспринимайте мир как подарок, новую работу – как шанс добиться успеха, нового начальника и сослуживцев – как добрых и милых людей. Расправьте плечи, ведь сутулая спина – главный признак неудачника, и вперед!