К середине 1980-х годов в СССР наступил экономический, социальный и политический кризис. Он выражался в падении темпов роста промышленности, снижении уровня жизни населения, усилении коррупции, развитии теневой экономики. Страна стояла на пороге перемен. Начало перестройки связано с именем М.С. Горбачева, который в марте 1985 г. стал Генсеком ЦК КПСС. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально- экономического развития. Предусматривалось усовершенствовать структуру управления народным хозяйством, за счет скрытых резервов в короткий срок добиться подъема экономики, преодолеть материальное положение народа. Но справиться с кризисом не удалось. По мере усугубления перестроечных процессов выявилось необходимость политической реформы. Без обновления политики новые экономические методы хозяйствования не могли дать результатов. Горбачев пошел на демократизацию политики. Гласность – объективное освещение всех сторон жизни общества. Был провозглашен курс на создание в СССР правового государства. Здесь выдвигалось четкое разграничение функций партийных и советских органов, формирование новых органов власти, проведение первых демократических выборов народных депутатов. Изменилась структура управления: Горбачев был избран главой государства – Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г. – Президентом СССР с правом издавать указы и постановления, которые имели силу закона. Из Конституции СССР была исключена 6 статья о руководящей роли КПСС, стали возникать различные партии и общественные движения.

20. Новое политическое мышление: достижения и проблемы

Это коренное изменение внешнеполитического курса СССР на рубеже 1980 – начале 1990-х гг. 27 съезд партии сделал вывод о смертельной опасности ядерного оружия и гонки вооружений, о целостности и взаимозависимости современного мира. Этот вывод исключал вмешательство в дела других государств и означал отказ от решения международных проблем силой оружия. Благодаря перестройке и новому политическому мышлению в отношениях между СССР и США произошел переворот от гонки вооружений к взаимопониманию. Пришел конец «холодной войне». Состоялись советско- американские встречи (5 раз с Р. Рейганом). На основе взаимной договоренности в Европе к 1990 г. были ликвидированы советские и американские ракеты средней и малой дальности.

Улучшались отношения СССР с КНР. В мае 1989 г. впервые за последние 30 лет состоялся визит главы СССР в Китай. Установлены дипломатические отношения с Южной Кореей.

В начале 1989 г. были выведены войска из Афганистана. Была достигнута договоренность о прекращении поставок советского и американского оружия в Афганистан.



Развал социалистической системы привел к прекращению деятельности СЭВ и Организации Варшавского договора. В Европе остался только один военный блок – НАТО. СССР заключает соглашения со всеми восточноевропейскими государствами о выводе из них советских войск.

СССР признает Всеобщую декларацию прав человека.

В итоге новый внешнеполитический курс СССР создал благоприятную атмосферу для ликвидации последствий «холодной войны» и установления нормальных международных отношений.

20. Распад СССР. Создание СНГ.

Причины: Союзные республики стали освобождаться от власти союзного центра. 12 июня 1990 г. принята Декларация о государственном суверенитете РФ. В марте 1991 г. предпринята попытка сохранения СССР. (отказались от единства Прибалтика, Грузия, Армения и Молдова). Предприняты попытки подписания нового Союзного Договора (по нему республики, вошедшие в новый Союз получали больше прав). Против такого решения 19 августа 1991 г. выступила часть партийного руководства, объявившая о создании ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению). В стране вводился режим чрезвычайного положения. Члены ГКЧП рассчитывали на поддержку народа, но он выступил за Ельцина и его сторонников. Все это ускорило распад СССР. Итог: 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще под Брестом руководители Белоруссии – Шушкевич, РФ – Ельцин, Украины – Кравчук подписали соглашение о создании СНГ. 25 декабря 191 г. Горбачев сложил с себя полномочия Президента СССР.

21. Российская Федерация 1992 -2004 гг.

1992 г. – между Россией и США подписана Декларация о прекращении «холодной войны». 11-12 декабря 1993 г. назначались выборы в Государственную Думу, которая должна была заменить Верховный Совет. Верховный Совет отказался подчиняться указу о роспуске высшего законодательного органа. 3 октября Верховный Совет РФ попытался взять власть в свои руки и отстранить Ельцина. (взята московская мэрия, организован штурм Останкино). Ельцин объявляет о чрезвычайном положении в Москве, ввел в столицу войска и назвал действия Руцкого и Хасбулатова «вооруженным фашистско- коммунистическим мятежом».(отказ Верховного совета подчиняться Президенту). Утром 4 октября обстрелян Белый дом. С обеих сторон погибло 150 человек. Поражение парламентской стороны. Итог: 12 декабря 1993 г. принята конституция РФ, по которой президент становится одновременно и главой государства и главой правительства.

1994 г. – начало военный действий в Чечне.

1996 г. избрание Б.Н. Ельцина Президентом на второй срок.

1999 г. – Выборы в Гос. Думу, назначение В.В. Путина и.о. президента в связи с отставкой Ельцина.

2004 г. Избрание Путина на второй президентский срок.

Задание в тестовой форме к теме « Россия в начале 20 века»

Укажите один правильный ответ:

24 августа (5 сентября) 1817 г. в семье банковского советника, графа Константина Петровича Толстого, и Анны Алексеевны, урождённой Перовской, родился мальчик Алексей. Так сложились карты, что ребенку не суждено было жить в полной семье - родители разошлись. Алеша обрел нового отца в лице брата матери, Алексея Перовского (псевдоним А. Погорельский), человека творческого. Автор всем известной повести «Черная курица, или Подземные жители», конечно, не мог не повлиять на мальчика. Кстати, повесть была сочинена специально для маленького Алексея. Фантастические мотивы и извечный поиск писателя объясняется именно этим - семейными литературными истоками. Насыщенные красками воспоминания детства - село Погорельцы, путешествие по Италии, конечно, нашли отражение в творчестве, но не затронули главного - сумрачную душу писателя.

Вурдалаки, фантастические поиски оказались молодому человеку ближе. Молодой студент Толстой пишет «Встречу через триста лет», «Упыря» и «Семью вурдалака». Юноша с тонким душевным строением и нежными чертами лица пытался обрести почву под ногами, и может этим объясняется его увлечение такой земной Софьей Миллер (урожденной Бахметевой). Браку препятствовали. Со стороны Алексея - мать, а со стороны Софьи - ее бывший муж. Конечно, это не могло не сказаться на здоровье хрупкого автора, реальная жизнь которого беспрестанно ставила препоны, не в пример зыбкому фантастическому творчеству, где можно было проявить полет души. Именно Софье была посвящена большая часть любовной лирики, и в том числе широко известное стихотворение «Средь шумного бала…».

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

И в конце поэт произносит:

Люблю ли тебя — я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!..

Все так и произошло - Алексей и Софья познакомились на маскараде в Большом театре. Толстой возможно и отличался от привычного светского молодого человека, для которого важны лишь внешние проявления жизни, но в тоже время при своем нежном строении души умудрялся быть завсегдатаем светских мероприятий и даже позволял себе рискованные шутки. Всегда в нем будто уживалось два человека: тот, которому приходилось испытывать определенное влияние общества, и он сам, настоящий, человек свободный, не терпящий никаких ограничений. Это проявилось и в том, когда он не пожелал остаться на военной службе. Жизнь придворного и политического деятеля также была чуждой для него.

Несмотря на уговоры доброжелателей, всегда знающих жизнь лучше, чем тот, кто ее проживает, в 1859г. Толстой уходит в бессрочный отпуск, а в 1861г. добивается полной отставки. Типичный «неформал» по нынешним временам, человек, посмевший противопоставить обществу личные устремления. Наконец у него появилась возможность посвятить себя главному - словесности, делу жизни, которому он и предался в имениях Пустынька на берегу реки Тосны под Санкт-Петербургом и Красный Рог в Черниговской губернии. Помимо увлечений мистикой (надо заметить, что Алексей Константинович даже посещал сеансы английского спирита Юма), тайнами существ потустороннего мира, Толстой отдал дань и миру реальному в произведениях, кстати, принесших ему наибольшую известность: «Князь Серебряный», «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис».

Хотя порой казалось, что сил у Толстого больше, чем у других (например, ему удавалось сгибать и разгибать подковы, пальцем вгонять в стену гвозди, писатель в одиночку ходил с рогатиной на медведя), но здоровье было Ахиллесовой пятой Алексея Константиновича: его мучала астма и страшные невралгические головные боли. Как это бывает, в то самое время, когда жить бы ему казалось да жить, и дела пошли на лад: в 1873 году Толстого избрали членом-корреспондентом Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности, уже в следующем году наметились ухудшения, принесшие свои страшные плоды. Врачи прописали ему морфин, который вместо положенного исцеления, лишь помог писателю отправиться на тот свет - 28 сентября (10 октября) 1875 года Алексей Константинович ввел себе слишком много морфия. Смерть наступила мгновенно.

Кузина Полина

Фамилия Толстой в нашем представлении тесно связывается с литературным творчеством, и это неслучайно. В русской прозе и поэзии было целых три известных автора, носивших ее: Лев Николаевич, Алексей Константинович и Алексей Николаевич Толстой. Произведения, написанные ими, ничем не связаны, а вот сами авторы объединены кровным родством, хотя и дальним. Все они являются представителями большой дворянской ветви. Татьяна Толстая, современная писательница, кстати, тоже относится к этому роду. Хотя наиболее известным из представителем этой дворянской ветви является, безусловно, Лев Николаевич, сегодня мы предлагаем вам познакомиться с творчеством Алексея Константиновича. Произведения Алексея Николаевича Толстого также заслуживают пристального внимания. Однако это уже тема совсем другой статьи. Так, например, создал тезка интересующего нас поэта и писателя Алексей Толстой произведения для детей, которые и по сей день очень популярны и увлекательны.

Биография Толстого Алексея Константиновича

Алексей Константинович Толстой (годы жизни - 1817-1875) - поэт, писатель, драматург. Он родился в Петербурге. Происходил из рода Разумовских по материнской линии (прадед его - последний гетман Малороссии а дед, А. К. Разумовский - министр народного просвещения при царе Александре I). Отец будущего писателя - граф К. П. Толстой, с которым мать сразу же после рождения мальчика рассталась. Воспитывался Алексей Константинович под руководством своей родительницы и ее брата - А. А. Перовского, писателя, поощрявшего поэтические опыты юного Толстого.

В 1834 году он был принят на службу в Министерство иностранных дел, в Московский архив. После этого был на дипломатической службе. Толстой Алексей, произведения которого мы представим вам ниже, получил в 1843 году звание камер-юнкера.

Фантастические повести и романтическая проза

В конце 1830-х - начале 1840-х годов он создал фантастические повести, тяготеющие к готическому роману, а также романтическую прозу: "Встреча через триста лет", "Семья вурдалака". Первое его опубликованное произведение - это написанная в 1841 году повесть "Упырь", созданная под псевдонимом Краснорогский. Также в 1840-е годы Алексей Константинович приступил к работе над историческим романом под названием (окончен в 1861 году), в это же время был создан целый ряд лирических баллад и стихов, вышедших несколько позже (в 1850-60-е годы). Приобрели большую популярность многие произведения Алексея Толстого. Список их следующий: "Курган", "Колокольчики мои", "Князь Михайло Репнин", а также "Василий Шибанов" и др.

Сотрудничество в "Современнике"

В начале 1850-х годов произошло сближение Толстого с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым и другими писателями. Начиная с 1854 года в "Современнике" печатаются его литературные пародии и стихи. В соавторстве с В. М. и А. М. Жемчужниковыми (своими двоюродными братьями) в отделе этого журнала "Литературный ералаш" были опубликованы под псевдонимом Козьма Прутков сатирико-пародийные произведения. Творчество этого вымышленного автора стало зеркалом отживающих в литературе явлений и одновременно создавало сатирическую картину бюрократа, претендующего на то, чтобы быть законодателем художественного вкуса.

Толстой Алексей, произведения которого к тому времени были уже многочисленны, отойдя от участия в "Современнике", с 1857 года начал печататься в "Русской беседе", а позднее, в 1860-70-х годах - в основном в "Вестнике Европы", а также "Русском вестнике". В это время он отстаивал принципы так называемого "чистого искусства", то есть независимого от любых политических идей, в том числе "прогрессивных".

В 1861 году Толстой Алексей Константинович, произведения которого рассматриваются в этой статье, наконец, увольняется со службы, очень тяготившей его, и полностью сосредотачивается на литературном творчестве.

В 1862 году была опубликована его поэма "Дон Жуан", в следующем - "Князь Серебряный" (роман). В 1866 году на свет выходит первая часть большого творения - исторической трилогии "Смерть Иоанна Грозного", через два года - вторая - "Царь Федор Иоаннович", а в 1870 году - заключительная - "Царь Борис".

Лирическое наследие

Отвечая на вопрос о том, какие произведения написал Алексей Толстой, нельзя не отметить и его лирику. В 1867 году появляется первый поэтический сборник этого автора. В последние десять лет жизни им были написаны баллады (1868 год - "Змей Тугарин", 1869 - "Песня о Гаральде и Ярославне", 1870 - "Роман Галицкий", 1871 - "Илья Муромец" и др.). Возникли также политические сатиры в стихах ("История государства Российского...", опубликованная в 1883 году, "Сон Попова" - в 1882 и др.), лирические стихи и поэмы (1874 год - "Портрет", 1875 - "Дракон").

Общая характеристика творчества

Творчество Алексея Константиновича проникнуто единством философских идей, мотивов, лирических эмоций. Можно отметить интерес к таким проблемам, как философия истории, национальная старина, неприятие царской тирании - эти особенности творчества Толстого нашли отражение во многих его произведениях, относящихся к различным жанрам. Идеалом устройства страны, соответствующим русскому национальному характеру, Алексей Константинович считал древний Новгород и Киевскую Русь. Уклад жизни Руси того времени представлялся ему следующим: высокий уровень развития различных искусств, важное значение такого культурного слоя, как аристократия, уважение князя к свободе и личному достоинству граждан, простота нравов, многообразие и широта международных связей, в особенности с Европой.

Баллады

Изображающие образы Древней Руси баллады пронизаны лиризмом, они отражают страстную мечту их создателя о духовной независимости, а также восхищение героическими цельными натурами, которые изобразил в народной эпической поэзии Алексей Толстой. Произведения, список которых вам предлагается ("Сватовство", "Илья Муромец", "Канут", "Алеша Попович" и другие баллады) отмечены тем, что образы легендарных героев в них, сюжеты исторических событий иллюстрируют авторскую мысль, воплощают его идеалы (к примеру, князь Владимир Киевский). Они по своим художественным средствам близки некоторым другим лирическим стихотворениям Алексея Константиновича ("Край ты мой...", "Коль любить, так без рассудку", "Благовест" и др.).

Баллады Толстого, изображающие эпоху укрепления на Руси государственности, пронизаны насквозь драматическим началом. Их сюжетами являются события времени правления Ивана Грозного, которого поэт считал самым ярким выразителем принципа поглощения государством личности и неограниченного самовластия.

Баллады "драматические" по своей форме более традиционны, чем "лирические", которые относятся в основном к концу 1860-х - началу 1870-х годов. Однако и эти произведения Алексея Константиновича Толстого отмечены тем, что он выступил как оригинальный поэт, способный видоизменять структуру жанра.

Например, в одной из баллад, "Василий Шибанов", он пересматривает классическую ситуацию спора с царем свободолюбивого подданного, получившую широкое распространение под влиянием произведений Ф. Шиллера. Передавая то, как Курбский обличает Ивана Грозного, Толстой в участниках этого драматического конфликта - мятежном боярине и царе - подчеркивает общее: неблагодарность, бесчеловечность, гордость. Готовность пострадать за правду, способность к самопожертвованию Алексей Константинович находит в простом человеке, которого приносят в жертву данному спору сильные мира сего. Так, раб одерживает над царем нравственную победу и восстанавливает своим подвигом торжество истинного величия человека над мнимым. Как и другие "драматические" баллады этого автора, "Василий Шибанов" по тематике своей и психологической сложности образов героев, а также по этическому подходу создателя к историческим событиям сближается с творениями крупных жанров, которые написал Толстой Алексей. Произведения эти мы сейчас рассмотрим.

Романы Толстого

Алексей Константинович в своем романе "Князь Серебряный" изображает жестокие столкновения в обстановке разнузданной тирании сильных людей и показывает, что на личность монарха, а также на его окружение произвол оказывает пагубное влияние. В этом произведении отмечено, что, отстраняясь от испорченного уже придворного круга, иногда даже вынужденные скрываться от социального угнетения и преследований одаренные люди, принадлежащие к различным слоям общества, тем не менее "творят историю", защищают страну от нападения внешних врагов, осваивают и открывают новые земли (Ермак Тимофеевич, Митька, Иван Кольцо, князь Серебряный и др.). Стиль этого произведения связан с традициями повести и исторического романа 1830-х годов, в том числе и идущими от таких повестей Николая Васильевича Гоголя, как "Тарас Бульба" и "Страшная месть".

Драматургическое творчество

В вышеупомянутой драматической трилогии автор изобразил русскую жизнь конца 16 века - начала 17. И в этих пьесах для него более важно решение различных историко-философских проблем, чем точное следование историческим фактам. Алексей Константинович изображает трагедию трех правлений, трех самодержцев: Ивана Грозного, одержимого идеей о том, что его власть - божественного происхождения, мягкосердечного правителя Федора и мудрого Бориса Годунова, "гениального честолюбца".

Большое внимание Толстой Алексей, произведения которого часто изображали минувшие эпохи, уделял созданию своеобразных, индивидуальных и ярких портретов исторических лиц. Его огромным достижением является образ государя Федора, который свидетельствует о том, что в 1860-е годы писатель усвоил принципы психологического реализма. В 1898 году Московский художественный театр был открыт постановкой трагедии этого автора - "Царь Таковы основные драматургические произведения Алексея Толстого. Список их можно продолжить, поскольку мы перечислили лишь основные.

Политическая сатира

Особенности исторического мировоззрения Алексея Константиновича нашли отражение и в его Например, за таким анекдотическим сюжетом, который был у произведения "Сон Попова", скрывалась насмешка автора над либералами. В стихах "Против течения" или, например, "Порой веселой мая..." и других отразилась полемика с нигилистами. В "Истории государства..." Алексей Константинович подверг исторические явления беспощадному осмеянию, он считал, что они мешали жить России.

Интимная лирика

В отличие от баллад и драматургии, интимной лирике этого автора была чужда приподнятость тона. Задушевны и просты лирические произведения Алексея Константиновича Толстого. Многие из них являются как бы психологическими стихотворными новеллами ("То было раннею весной", "Средь шумного бала, случайно...").

Музыка, созданная по произведениям Алексея Константиновича

Алексей Константинович вводил в свое творчество элементы народного поэтического стиля, часто его стихи бывают близки к песне. Положены на музыку многие творения, которые создал Алексей Толстой. Произведения (список включает более 70 стихотворений) стали основой для романсов, которые писали на его слова П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, М. П. Мусоргский и другие.