К НАМ ЕДЕТ РЕВИЗОР...

Сейчас мы вам коротко расскажем содержание одной старой русской комедии, написанной в первой трети прошлого века и ныне почти совершенно забытой.

Дело происходит в маленьком уездном городе. В доме городничего собрались местные чиновники. Тут судья, почтмейстер, смотритель уездных училищ...

Да что вы, разыгрываете нас, что ли? - засмеетесь вы. - Ничего себе, забытая комедия! Это же «Ревизор» Гоголя! Кто его не знает?..

Но продолжим наш пересказ.

Итак, в доме городничего - гости. Почтовый экспедитор приносит свежую почту. И городничий обнаруживает в ней очень важное письмо.

Вот важная новость! - восклицает он. - Слушайте, слушайте все! Это ко всем касается!

Что, что такое? - наперебой спрашивают гости.

Городничий таинственно объясняет:

Это пишет ко мне один из служащих в губернаторской канцелярии: он у меня на пенсии. - И начинает читать письмо. -

«Почтенный благодетель, Фома Фомич! Имею честь поздравить вас с наступлением теплой погоды и приятных дней... При сем извещаю вас, что его превосходительство господин губернатор получил какие-то бумаги из Петербурга, но еще к нам не переданы, и потому мне не известно их содержание, а когда узнаю, то сообщу... Причем спешу вас уведомить - держите ухо востро! Через ваш город поедет важная и знатная особа, но кто, неизвестно... Много писать не смею. Он едет якобы в Крым, но имейте предосторожность; он выезжает завтра и по расчету будет вместе с сим письмом».

Теперь вы, конечно, и сами видите: это не «Ревизор». Другие реплики. Другой, совсем не гоголевский стиль. Пьеса эта называется «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе», а написал ее в 1827 году (за восемь лет до появления «Ревизора») известный в те времена писатель Квитка-Основьяненко.

Да, это не «Ревизор». Но сходство просто поразительное! Тем более, вот что происходит у Квитки-Основьяненко дальше.

В город приезжает молодой человек из столицы. Человек пустой, мелкий - недаром автор наградил его фамилией Пустолобов. И этот самый Пустолобов, задумав жениться на богатой местной барышне, выдает себя за знатную персону. За столичного ревизора. Он с важным видом опрашивает чиновников о делах. Берет у городничего пятьсот рублей - будто бы взаймы.

И вдобавок много врет и хвастает.

Мне отдыхать? - говорит он, когда городничий угодливо спрашивает, не утомился ли его гость. - Что же было бы с Россиею, ежели бы я спал после обеда?

Кому я поверю государственные дела? Когда в Петербурге не могли найти человека, кому бы поверить мое письмоводство, то как же вы думаете здесь?

Ну как тут не вспомнить другого фантастического враля - Ивана Александровича Хлестакова:

Один раз я даже управлял департаментом... Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, - нет, мудрено... После видят, нечего делать, - ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!

Пустолобов до того завирается, что уверяет, будто вся Европа у него в руке:

Я свергнул в пяти государствах первейших министров!..

И с тех пор утвердил равновесие в Европе.

Хлестаков не отстает от него:

Я им всем задал острастку. Меня сам государственный совет боится. Да что в самом деле?.. Я везде, везде. Во дворец всякий день езжу.

Сходство «Ревизора» и «Приезжего из столицы», конечно, было сразу замечено современниками. А что касается самого Квитки-Основьяненко, тот просто смертельно обиделся. Об этом рассказывают так:

«Квитка-Основьяненко, узнав по слухам о содержании «Ревизора», пришел в негодование и с нетерпением стал ожидать его появления в печати, а когда первый экземпляр комедии Гоголя был получен в Харькове, он созвал приятелей в свой дом, прочел сперва свою комедию, а потом и «Ревизора». Гости ахнули и сказали в один голос, что комедия Гоголя целиком взята из его сюжета, и по плану, и по характерам, и даже по частной обстановке».

Гоголь утверждал, что он не читал комедии Квитки, - и ему нельзя не верить. К тому же «Приезжий из столицы» хоть и был написан раньше «Ревизора», но в печати появился пятью годами позже гоголевской комедии. Однако сам сюжет был Гоголю несомненно известен. Ведь история с мнимым ревизором была использована не одним Квиткой.

Например, литератор той же эпохи Николай Полевой описал очень похожий случай в своем произведении «Ревизоры, или Славны бубны за горами». А как раз незадолго до того, как Гоголь начал писать своего «Ревизора», в журнале «Библиотека для чтения» была напечатана повесть Александра Вельтмана под названием «Провинциальные актеры». И происходило в ней вот что.

В маленький уездный город (опять уездный город!) едет на спектакль провинциальный актер. На нем театральный мундир с орденами и генеральскими аксельбантами. Внезапно лошади понесли, возницу убило, а актер потерял сознание. В это время у городничего (опять городничий!) собрались гости. И в самый разгар веселья ему докладывают: так, мол, и так, приехал генерал. В дом вносят актера, одетого в генеральский мундир.

А он к тому же без сознания, он бредит, говорит о важных государственных делах (повторяет отрывки из своей роли). Тут уже все убеждаются, что это настоящий генерал. Тем более и у Вельтмана все начиналось с того, что чиновники с трепетом ждут (опять!) приезда столичного ревизора...

Не мудрено, что подобные совпадения вызывали много толков, и критик Сенковский назвал гоголевского «Ревизора» анекдотом, «тысячу раз напечатанным, рассказанным и обделанным в разных видах».

Но это, конечно, было несправедливо.

Вероятно, история о том, как случайного приезжего приняли за ревизора, и в самом деле была во времена Гоголя чем-то вроде распространенного анекдота...

В разных концах России то тут, то там происходили подобные недоразумения. Даже Пушкина однажды приняли за кого-то другого, не то за ревизора, не то еще за какую-то важную птицу. И неудивительно. Ведь очень многие чиновники изрядно поворовывали и, естественно, опасались разоблачения. А тут еще умер один царь, Александр I, его место занял другой, Николай I, - так что произошла смена столичной администрации, началось наведение новых порядков, вот и стали петербургские чиновники частыми гостями в провинции. Наезжали с ревизией или с тем, чтобы назначить новое местное начальство.

Именно потому и стал гулять по России анекдот о мнимом ревизоре, что корни его были самыми что ни на есть реальными, жизненными.

Этот анекдот забрел и в литературу. Его использовали Квитка-Основьяненко, Вельтман, Полевой и, наконец, Гоголь.

Тут вам, наверное, стало немножко обидно за Гоголя.

«Ну, Квитка-Основьяненко, Полевой, Вельтман - это еще понятно! - подумаете вы. - Но Гоголь! Он ведь был талантливее их всех! Что ему стоило самому придумать сюжет для своей комедии! Не было бы всех этих разговоров, подозрений, не надо было бы ничего никому объяснять, оправдываться...»

Но Гоголь даже и не думал оправдываться. И был прав.

То, что произошло с сюжетом « Ревизора », - дело в литературе вполне обычное.

Очень многие книги и пьесы - даже самые знаменитые - создавались на основе уже давным-давно известных анекдотов, историй, легенд.

Скажем, «Фауст» Гете.

Оказывается, в его основу легла народная немецкая легенда об ученом-чернокнижнике, докторе Фаусте. И не только Гете воспользовался этой старинной легендой. Например, у англичанина Кристофера Марло, одного из современников Шекспира, тоже была пьеса под названием «Трагическая история доктора Фауста». Да и в современной Гете Германии к этой же истории обратился писатель Максимилиан Клингер, написавший роман «Жизнь, деяния и гибель Фауста».

А Шекспир? Ученые подсчитали, что из тридцати семи драм, написанных им, только в трех сюжет придуман совершенно самостоятельно: в комедиях «Бесплодные усилия любви», «Сон в летнюю ночь» и «Виндзорские насмешницы». В остальных тридцати четырех пьесах сюжет в той или иной степени заимствован.

Об истории мавра Отелло люди впервые узнали из новеллы итальянского писателя Джиральдо Чинтио.

История Ромео и Джульетты впервые встретилась в одной из новелл итальянского Возрождения, а потом была обработана старшим современником Шекспира англичанином Артуром Бруком в его поэме «Ромеус и Джульетта».

Сюжеты комедий «Много шума из ничего» и «Двенадцатая ночь» тоже забрели в Англию из Италии. Как и сюжет «Венецианского купца».

Сюжет «Двух веронцев» был рожден в Испании.

Сюжет «Зимней сказки» - в Англии, но не Шекспиром, а его коллегой и соперником Робертом Грином.

Сюжет «Тита Андроника» - в Древнем Риме.

А историю принца Гамлета задолго до Шекспира рассказал средневековый летописец Саксон Грамматик.

Одним словом, весь мир поставлял для Шекспира сюжеты.

Но разве у нас повернется язык назвать Шекспира плагиатором, то есть похитителем чужих произведений?

Конечно, нет!

Знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен, говоря, что он использовал в одной из своих сказок чей-то уже известный сюжет, сказал об этом так:

Чужой сюжет как бы вошел в мою плоть и кровь, я пересоздал его и тогда только выпустил в свет.

«Пересоздал» - это не значит просто слегка изменил, подстрогал, подштопал, приспособил к своему замыслу и к своим идеям.

Это значит - создал заново.

С полным основанием то же самое мог бы сказать и Гоголь про тот анекдот, который лег в основу его «Ревизора».

Собственно говоря, у Гоголя этот анекдот уже перестал быть анекдотом. Употребив по отношению к гоголевскому «Ревизору» это словцо, Сенковский не заметил в пьесе Гоголя самого главного. Скорее уж анекдот получился у Квитки или у Вельтмана.

Положив в основу своей комедии известный, многократно рассказанный и описанный случай, Гоголь не просто его использовал.

Он от него оттолкнулся.

Из книги Реализм Гоголя автора Гуковский Григорий Александрович

Глава IV «Ревизор» 1В тот день, когда «Ревизор» появился на сцене столичного театра и одновременно вышел первым изданием, Гоголь если и не родился вновь, то, во всяком случае, предстал перед русским обществом в новом облике. Впрочем, для внимательного и глубоко

Из книги Том 3. Советский и дореволюционный театр автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 класс автора Пантелеева Е. В.

«Ревизор» (Комедия) Пересказ Основные действующие лица:Антон Антонович Сквозник-Дмухановский - городничий.Анна Андреевна - его жена.Марья Антоновна - его дочь.Лука Лукич Хлопов - смотритель училищ.Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин - судья.Артемий Филиппович Земляника -

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 2. 1840-1860 годы автора Прокофьева Наталья Николаевна

«Ревизор» (1836). Замысел и источники комедии 7 октября 1835 г. Гоголь писал Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию <…>. Духом будет комедия из пяти

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Жанровое новаторство комедии «Ревизор» Новизна «Ревизора» заключалась, в частности, в том, что Гоголь перестроил тип сценической интриги: теперь она приводилась в движение не любовным импульсом, как в традиционной комедии, но административным, а именно: прибытием в

Из книги ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ автора Дмитриев Валентин Григорьевич

Драматургия Гоголя. Комедия «Ревизор». Еще в период «Миргорода» и «Арабесок» Гоголь почувствовал потребность выразить понимание и оценку современной действительности в комедии. 20 февраля 1833 года он сообщал М. П. Погодину: «Я не писал тебе: я помешался на комедии. Она,

Из книги Конец стиля автора Парамонов Борис Михайлович

ОБЕЗВРЕЖЕННЫЙ «РЕВИЗОР» Попытка рассказать о дальнейшей судьбе других голевских персонажей была сделана еще при жизни автора.Весной 1836 года, сразу же после опубликования и постановки «Ревизора», была издана и поставлена на сцене того же театра пьеса «Настоящий

Из книги От Пушкина до Чехова. Русская литература в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

«К НАМ ЕДЕТ ДЮМА!» Автор «Трех мушкетеров» и «Графа Монте-Кристо» пользовался в России не меньшей популярностью, чем у себя на родине. Его произведения переводились на русский сразу же после выхода в свет, их расхватывали, ими зачитывались.Мудрено ли, что известие: «К нам

Из книги 100 великих литературных героев [с иллюстрациями] автора Еремин Виктор Николаевич

ГУБЕРНАТОР ЕДЕТ К ТЕТЕ Известно, что в России кроме водки есть еще один род сивухи - духовной сивухи, как сказал бы Ильич: стихи. Виршеплетство - великолепное занятие для амбициозных лодырей: создавая видимость дела, оно в действительности делом не является. Настоящий

Из книги Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы автора Коллектив авторов

«Ревизор» Вопрос 4.37 Хлестаков дважды брал взятку с Городничего.Какую сумму и какими бумажками Иван Александрович взял во второй раз и чему

Из книги Гоголь автора Соколов Борис Вадимович

«Ревизор» Ответ 4.37 400 рубликов и «самыми новенькими бумажками». Хлестаков, помнится, по последнему поводу заметил: «Это хорошо. Ведь это, говорят, новое счастье, когда новенькими

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

Ревизор и Хлестаков «Пришлите, прошу вас убедительно, если вы взяли с собою, мою комедию “Женитьба”, которой в вашем кабинете не находится и которую я принес вам для замечаний. Я сижу без денег и решительно без всяких средств; мне нужно давать ее актерам на разыграние,

Из книги В литературной разведке автора Шмаков Александр Андреевич

Николай Васильевич Гоголь Ревизор До сих пор вы знакомились с новеллами этого русского писателя. Но Н. В. Гоголь был еще и драматургом, любившим театр и хорошо знавшим законы сцены. Его комедия «Ревизор» до сих пор с неизменным успехом идет во многих театрах.«Ревизор» –

Из книги автора

Из книги автора

Н. В. Гоголь-сатирик (по комедии «Ревизор») I. Характер комического в творчестве Гоголя.1. Анекдот, выразивший закономерность порока.II. Беспощадный портрет города N – портрет России.1. Отцы города и их отношение к службе.2. Мечты Городничего и мечты Хлестакова как отражение

Из книги автора

КАЗАКЕВИЧ ЕДЕТ НА УРАЛ Приезды Эммануила Казакевича в Челябинск и Магнитогорск были запоминающимся событием для литераторов Южного Урала.Эммануил Генрихович по приезде в эти города сразу же встречался литературным активом, рассказывал о своих планах, надеясь на нашу

Сценарий агитбригады

К нам едет ревизор…

Звучит веселая мелодия

Песня.

Об одном чудесном техникуме

А может и не техникуме

А может и не чудесном

Хотим вам рассказать.

(выход под музыку)

Директор. -Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятнейшее известие. К нам едет ревизор!!!

Преподаватель 1. -Как ревизор?

Директор. -Да к тому же инкогнито!

Преподаватель 2 -Зачем же, Александр Фёдорович, к чему это?

Директор. -Я вас предуведомил. А теперь подумаем с чего мы начнем показывать наше учебное заведение.

Завуч. -Да что тут думать, господа. Вот самый креативный человек техникума Вера Степановна – преподаватель технолог, к ней и поведем

Вера Степановна. -Что вы, что вы, господа.

Завуч. -Полно трястись, Вера Степановна. Не прежние нынче времена. Ученикам теперь палец в рот не клади – откусят не только палец, руку по локоть проглотят – не заметят. Да к тому же.

Секретарь.- Приехавший по именному велению чиновник требует вас сей же час к себе.

Ревизор. -Ну что, господа? Как вы поживаете? Я вижу вам нечем похвастаться?

Завуч. - Не угодно ли вам к бухгалтерам заглянуть. Что же, в самом деле, душа моя жаждет просвещения.

Студент-бухгалтер. Б ез страха рыцарь и упрека

У чету посвятил он жизнь.

Х ранитель средств, блюститель сроков.

Г де он - украсть там не берись!

А ктивен, смел и энергичен,

Л юбезен, вежлив и умен.

Т рудолюбив, всегда тактичен.

Е го все чтут. Так кто же он?

Р ешить задачу можно в срок

По первым буквам этих строк.

(песня «Бухгалтер»)

Ревизор. Александр Федорович, Вы меня уморить хотите? Да эти бухгалтера знают свое дело.

Директор. А теперь извольте в мастерские.

Ревизор. Да кто же они такие?

Завуч. Техники, автомеханики,

мастера по ремонту машинно-тракторного парка

Автомеханик.

Превращает сказку в быль

Для людей автомобиль

Это чудо на колесах и рессорах

Из профессий наших дней нет механика важней

Толк он знает и в машинах и моторах.

Ценят все его вокруг,

Счастлив тот, кому он друг,

Без механиков машины – как без нянек,

Мы научим вас всему

По стремленью, по уму,

Нет почетней званья, чем автомеханик.

Завуч.

Не хотите ли взглянуть на огород?

Здесь трудятся хозяйки усадьбы.

Студент.

Профессия необычная

Еще не для всех привычная

Ей обучают три года

Отбоя нет от народа

Группа совсем не простая

Каждый год специальность другая

Первый год – овощевод

Всем бы выучиться – вот

Год второй – бухгалтер-учетчик

Повар будет третий год

Оценил специальность народ.

Ревизор. А там у вас что за треск?

Завуч. Да там сварщики творят

Студент.

Песня (Машина времени «Люблю я макароны»)

Люблю я электроды

Любовью я пылаю неземною

Люблю я электроды

И что хотите делайте со мною

Для вас это ерунда

Всего лишь сварщик я

Оденьте свою маску

Изделие сварите

Прекрасней всех оно

Поймете вы всем сердцем

Какое это чудо

Потом вам станет худо

Но это все потом.

Ревизор. Господи, да я решительно влюблен.

Завуч. В кого?

Ревизор. Во всех сразу. А теперь недурственно было бы поесть.

Студент. Вашество, стол уже готов.

Повар у плиты стоит

как на крыльях он парит

все бурлит вокруг него

кухня кузница его.

каждое его творенье

просто сказка, удивленье

мысли, творчества полет

тот, кто пробовал, поймет.

(блюдо)

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные

Салаты, винегреты.

Все завтраки, обеды.

Это наши повара, технология и менеджеры общественного питания

Ревизор. Господа, мне решительно у вас нравится, даже взятки брать расхотелось.

Директор. А кто вам сказал, что у нас плохой техникум

Ревизор. это…….. Бобчинский и Добчинский

Директор. – Да знаю я этого Добчинского он своего племянника хотел к нам в техникум устроить: «мальчик большие надежды подает»

Завуч. - Да куда им всем, этим Добчинским, Бобчинским, Ляпниным, Тяпкиным, Хлестаковым, Простковым, до нашего техникума! Вот только послушайте какие о нем песни поют.

(Песня «Круто ты попал»)

Каждый вечерок в конспекты

Упирается студент

Там такие заморочки

И чего там только нет…

Настроенье у студентов,

Вот задача из задач,

Не для срезов и контрольных

Для того, чтоб погулять.

Если ты сейчас смеешься

Если весел и здоров,

Значит есть глубокий смысл

В достижении высот,

Значит техникум любимый

Не напрасно нас собрал,

Мы не зря сюда попали,

Я попал и ты попал!!!

Круто ты попал в ТТС

Ты студент!

Ты студент, давай народ порази!

Круто ты попал в ТТС

Ты студент!

Ты Студент! Давай народ удиви!

Мы пока еще не профи

Но уже не перваки,

Симпатичные снаружи и упрямые внутри,

Будем гнуться мы на парах

И узнаем обо всем!

Очень тяжек труд студента

Позабудь покой и сон!

Никакой свободной жизни

Целый день я напряжен

Оторвусь на дискотеке

Буду снова заряжен!

Ну, а техникуму скажем_

Ты, любимый наш, родной,

Велика страна Россия

Ты один у нас такой!!!

Круто мы попали сюда,

Да сюда!

Мы студен6ты - это здорово,

Круто мы попали сюда,

Да сюда!

Мы студенты – это круто.

У каждого любителя поглощения книжных премудростей к определенному возрасту вырабатывается литературный вкус. У некоторых развивается он быстрее, а кому-то нужно время для того, чтобы определится. Но все равно рано или поздно человек формулирует для себя самого, что он ждет от прочтения произведения, и, соответственно этому, выбирает литературу.

Свой путь в этом русле я еще не считаю окончательно оконченным, ведь время от времени мне попадаются книги абсолютно не близкой мне тематики и стиля написания, которые, однако, настолько захватывают, что порой я могу сидеть всю ночь перед парами и читать, читать, читать…

Одним из подобных сюрпризов для меня стала пьеса Николая Гоголя «Ревизор». На этом месте немного отвлекусь и объясню ситуацию. Еще со школьной скамьи я невзлюбила чтение пьес. Тогда, да и сейчас по большому счету, мне это казалось несколько скучным и, в чем-то, поверхностным. Поэтому «Ревизора» я взялась читать лишь потому, что больше читать, на тот момент, было просто нечего. Трудно описать мое воодушевление, когда я поняла, что моя теория, относительно драматургии на бумаге, далеко не всегда соответствует действительности и требует тщательного пересмотра. Пьеса увлекла меня и я ее буквально проглотила.

Но давайте рассмотрим ее подробнее. Сюжет не блещет изысками, однако автору удается иронично, забавно и достойно описать сцену, не столь уж невероятную. Читателя буквально с первых страниц бросают в омут и держат там до последних строк. Забавные случаи самоубеждения, когда люди сами додумывают ситуацию и сами же в нее искренне верят заставляет еще раз вспомнить теорию, в которой говорится о том, что для того, чтобы человек поверил во что-то нужно лишь 10 % правды. Все остальное может быть не только вымыслом, но и полнейшим бредом. Однако примесь истины придает выдумке нужную форму и не дает особого повода усомниться.

Ярким примером тому есть Хлестаков, который, сам к тому не стремясь, нагнал страху на власть имущих одним своим прибытием. Приняв же его однажды за Ревизора, жителям города гораздо проще продолжать убеждать себя в своей правоте, чем пересмотреть факты. Ведь это бы нарушило всю хрупкую картину. Хлестаков, не будучи отъявленным негодяем, умудряется взять взаймы почти у всех чиновников и искренне верит, что вернувшись домой отдаст все и очистит совесть. Огромным успехом он пользуется и у местных дам.

Женитьба на дочери городничего ведь не состоялась лишь по причине отъезда жениха. Когда же все уже вздохнули с облегчением, не заставила себя ждать и кульминация пьесы: приехал настоящий Ревизор. Немую сцену в конце вряд ли смогут забыть те, кто хоть раз читал «Ревизора».

Что сказать, пьеса однозначно одна из лучших сатирических комедий ХІХ века, и не дает спуску конкурентам и по сей час. Не смотря на простой сюжет, (идею которого Гоголю, кстати, подал Пушкин) главная тема коррумпированной власти остается актуальной и по сей день. В ряду безусловных достоинств пьесы яркий психологизм автора, который проявляется в раскрытии персонажей, беспощадное высмеивание людей недостойных, вечная актуальность и безусловная комичность ситуаций. Недостатки можете поискать сами. Мне даже не хочется задумываться над этим вопросом, ведь «Ревизор» поистине изумителен и заслуживает того, чтобы его читали и перечитывали.

В середине июля, как раз в тот момент, когда стояла несусветная жара, жителям города сообщили пренеприятнейшее известие. Правда, не всем, а только тем, кому удалось попасть в Большой зал областного театра драмы на сдачу спектакля по классической комедии Николая Гоголя «Ревизор».

Что это? Прошлое или настоящее

Граждан, заполнивших зрительный зал, едва ли можно было назвать только зрителями. По ходу спектакля они превратились в участников массовой протестной акции против действующей власти и лично городничего! И всё это происходило в крайне неудобный для бюрократической верхушки момент - когда от народа требовались вера в завтрашний день, жизненный оптимизм и высокий уровень лояльности к правящим структурам.

Итак! В город (сами догадайтесь, какой) приехал ревизор… Впрочем, сюжет одноимённой комедии каждый россиянин знает со школьной скамьи, поскольку из учебных программ данное произведение не изъято до сих пор. Так что повторять его смысла нет.

И ведь не скажешь, что действие из «проклятых времён царизма» перенесено в сегодняшнюю действительность, поскольку к авторскому тексту, тому самому, что Николай Васильевич публично зачитал коллегам-литераторам в январе 1836 года, режиссёр отнёсся довольно бережно. Городничий остался городничим, а не стал «главой администрации», а богоугодные заведения не превратились в объекты социальной сферы.

Однако спектакль начинается с того, что группа клерков в белых рубашках и при галстуках уничтожает некие документы с помощью вполне себе современного устройства для измельчения компромата. Тут-то и последовало пренеприятнейшее известие, от которого у всех чиновников началась трясучка под звуки электрических разрядов. И пусть во времена Гоголя электричество в быту практически не применялось, зато трясучка подобного рода точно имела место быть.

В общем - всё, как у классика. Разница лишь в костюмах, наличии бытовой электроники и сотовых телефонов. Ну, и ещё в нескольких деталях. Дочка городничего - явная неформалка в готической раскраске, его жена использует некоего клерка как боксёрскую грушу - не со зла, а исключительно в тренировочных целях, а все важные вопросы решаются - где?! Правильно - в сауне!

В общем, получилась «картина маслом» - до боли знакомая многим поколениям обитателей нашего государства, где борьба с коррупцией является «приоритетной задачей» чуть ли не со времён Петра Великого.

И создал её Олег Липовецкий , режиссёр известный ульяновскому зрителю по спектаклям «Кабала святош» и «Капитанская дочка», которые местная публика приняла с большой теплотой, хотя там аллюзии на современность проявляются куда в меньшей степени.

Точно не комедия

После сдачи спектакля Олег Липовецкий и сам пребывал в некоем смятении чувств, однако нашёл в себе душевные силы ответить на несколько вопросов.

Олег Михайлович, верным ли будет утверждение, что ваш «Ревизор» - это классика, которая одной ногой стоит в современности?

Классика остаётся актуальной всегда.

Но почему для того, чтобы показать проблемы сегодняшнего дня, нужно было обращаться к Гоголю?

Во-первых, «Ревизор» - это прекрасный текст, это шедевр, это именно та пьеса, которая устраивает и театр, и меня как режиссёра. И явления, что в ней описаны, никуда не исчезли. Современные чиновники едва ли сильно отличаются от тех, что были во времена Гоголя. Как они служили Государю-Императору, примерно так они сейчас служат народу…

А человек в принципе меняется со сменой эпох и форм правления?

Когда я учился, мой мастер не раз говорил мне: всё было, только нас не было. Всё повторяется, и человеческие страсти остаются прежними. Неизменными остаются и горести, и радости, и любовь…

С одной стороны у меня, как у зрителя, сложилось впечатление, что происходящее на сцене в вашем спектакле значительно жёстче того, что написал Гоголь. С другой - есть ощущение, что оптимизма у вас несколько больше, чем у Николая Васильевича. Во время знаменитой немой сцены дочка городничего демонстративно покидает это общество, где всё построено на корысти и лжи. Правильно ли я понял это как знак того, что новое поколение имеет желание и возможность «отречься от старого мира»?

Именно так! Я в это верю. Потому что без веры жить невозможно. А уж насколько вера и реальность могут сосуществовать - это уже другой вопрос.

Вы можете поставить себя на место Гоголя?

Конечно нет.

Тогда могли бы вы предположить, что сказал бы вам Николай Васильевич после просмотра вашего спектакля?

У него было отличное чувство юмора. Думаю, ему бы понравилось.

На самом деле, о том, что сказал бы Гоголь по этому поводу, судить практически невозможно. А вот что скажет зритель, мы скоро узнаем. Именно «Ревизором» откроется следующий театральный сезон, и произойдёт это 25 августа…

Точнее летит, заокеанский ревизор. Фамилия — Тиллерсон. Москве уже пообещали пробки к вечеру.

«Ревизор» — бессмертная тема российской литературы, прославленная Гоголем , и даже Навальный в своих крестовых походах на коррупцию этой теме не чужой. И сами коррупционеры в своих плотоядных снах видят себя ревизорами из Москвы, прибывшими в богатый город провинции. Хлеб-соль, пышные здоровенькие девушки и огромный конверт с валютой под караваем.

Тиллерсон будет убеждать нас, и запугивать кое-где, убеждать бросить поддержку режима Башара Асада.

Ещё за несколько дней, ну самое большее за неделю до неожиданного рейда стаи американских «Томагавков» на сирийскую авиабазу, новейший президент Соединённых Штатов оставлял Башара Асада в Сирии, но вот передумал.

Его рослая красавица дочь, как в сказке, оказалась девушкой и сентиментальной и кровожадной, она всплакнула над жертвами химической атаки в провинции Идлиб, занятой джихадистами, по девичьи не разобравшись, приписала эту атаку Башару Асаду, и папа Трамп всё перерешал для любимого дитя, красотки со стройными ногами и силиконовыми или не силиконовыми сиськами. И всё — стая ракет полетела как стая волков на Сирию, опережая друг друга от ярости, и урча.

Есть и другое объяснение: будто бы новейший президент Трамп решил этим рейдом понравиться внутренней оппозиции в своей стране. Понравится всем своим ястребам МакКаинам. Американские президенты всегда решали внутренние проблемы этим путём, — бомбили чужие города.

А мы-то надеялись!

Мы ожидали, что победив Клинтон на выборах, Трамп начнёт вторую в истории Соединённых Штатов гражданскую войну. Как северяне с южанами будут сталкиваться на просторах Северной Америки республиканцы с демократами, и американская кровь польётся ручьями повсюду, и даже в Великий Каньон и в пустыню смерти в Калифорнии. И будут подыматься облачка пороха над жерлами пушек и так далее… Ничего этого не случилось.

И я-грешный надеялся на это (что с меня взять, я не служу в здании на Смоленской площади), болея за Трампа против Клинтон. Каюсь. Бью себя в грудь. Болел за Трампа, надеясь на американскую гражданскую войну тотчас после избрания Трампа.

В своё оправдание того, что надеялся на американскую гражданскую войну, хочу отметить, что я первее других стал задумываться о сути Трампа, на тему что вообще-то Трамп — «грязно богатый» — американский миллиардер.

Что если с него стащить трусы в виде звёздно-полосатого флага, то под трусами обнаружится золотой член. Как в фильме Душана Маковеева Sweet Movie, так что это не моя образность, но Душана Маковеева, а фильм (шедевр мирового кино, между прочим!) был сделан ещё в конце 60-х годов, в разгар холодной войны.

В Sweet Movie, невеста, ставшая женой американского миллиардера, сжавшись как креветка в колечко, в первую супружескую ночь с ужасом наблюдает как с миллиардера уходят трусы и обнажается этот золотой жезл могущества.

В прежние времена юноши бесстрашно шли на битву с Минотавром, а позднее бесстрашно охотились на царей, теперь вот этот с золотым членом.

Почти без интервала, чуть ли не на утро, которое забрезжило после атаки на военную базу Сирийской Арабской Республики, главнокомандующий Трамп отдал приказ своему Седьмому американскому флоту, остановившемуся в Сингапуре на пути в Австралию, резко сменить курс и идти к берегам Корейского полуострова.

То есть из Индийского, в Тихий океан.

Это, вообще говоря, чёрт знает что!

Северная Корея храбро хорохорится каждый раз, когда Соединённые Штаты устраивают привычные не очень большие военные манёвры вместе с Южной Кореей, а тут ещё один американский флот во главе с авианосцем-флагманом, в дополнение к Третьему американскому флоту и так базирующемуся в Тихом океане.

«США идут на огромный стратегический риск, если ударят по Северной Корее», говорят, предупредил Трампа Си Цзиньпинь , китайский лидер. Хорошо бы мистер «Золотой член» прислушался к мудрым китайцам, знающим нравы семьи Кимов — властителей Северной Кореи, и вообще знающих корейский народ, китайцы же живут с корейцами много тысячелетий, рядом через границу. Китайцы знают.

Корейский народ — трудный народ, американская армия понесла там огромные потери во время гражданской войны в самой серёдке 20-го века. Вторые по численности большие потери, первые по численности американцы понесли в войне с Японией.

Победить Соединённые Штаты КНДР не смогут. Но устроить воинам США ад в масштабах Корейского полуострова — обязательно устроят. А заодно и своим коварным корейским братьям из Южной Кореи, южнокорейская столица Сеул заманчиво расположена недалеко от границы, разделяющей две Кореи.

Тиллерсон, поверни обратно, ревизор ты наш! Ты не готов к встрече с русскими.

Прежде чем к нам лететь, нужно немножко почитать. (Я уверен, что ты не почитал.) Не обязательно гоголевского «Ревизора», но про Сталинград, про битву за Будапешт, про битву за Берлин, про наших героев — про Зою Космодемьянскую , про Сашу Матросова , про других, как они.

А то летишь, требовать чтобы Россия, поджав хвост, ушла из Сирии.

Русских можно подчинить, но только если победить их. А у вас на это, у американцев, кишка тонка.

Знаете что такое «кишка тонка»? Это когда не по силам.