Журналисты давно заметили: белорусские власти очень любят сообщать громкие новости либо в пятницу вечером, либо в субботу. Так произошло и на этот раз: в субботу, 1 октября, было предано огласке постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли, по которому тарифы на транзит нефти по магистральным трубопроводам через территорию Белоруссии вырастут на 50%. В последний раз расценки на эти услуги повышались 1 февраля 2016 года и в намного меньшем масштабе.

Речь идёт о транспортировке нефти из России в страны Европы по отрезкам магистрального трубопровода «Дружба», которые принадлежат белорусским предприятиям ОАО «Гомельтранснефть Дружба» и «Полоцктранснефть Дружба». Тариф по маршруту Унеча (Высокое) — Адамова Застава вырастет с 267,32 до 400,98 российского рубля за тонну (без учёта НДС). По маршруту Унеча (Высокое) — Броды — со 114,82 до 172,23 российского рубля. Тариф по маршруту Невель (Великие Луки) — Полоцк — Высокое увеличится с 32,31 до 48,47 российского рубля (по этому маршруту приводится тариф на приём и дальнейшую транспортировку нефти в Германию, Чехию, Словакию, Польшу, Венгрию и на Украину).

Днём в субботу в СМИ появился комментарий вице-премьера РФ Аркадия Дворковича о белорусско-российских переговорах по цене на газ. По словам Дворковича, в начале следующей недели Россия и Белоруссия возобновят дискуссию, однако речь о скидке для Минска не идёт. А днём ранее министр энергетики России Александр Новак заявил, что долг Белоруссии за российский газ приблизился к $300 млн.

Слова российского вице-премьера фактически опровергают многочисленные заявления белорусского руководства о том, что «вопрос с Россией по газу почти решён», включая и звучавшие лично из уст Александра Лукашенко.

Показательно, что само постановление о повышении цен на транзит российской нефти было подписано 28 сентября — в день, когда Лукашенко отправлялся в Китай за новыми кредитами и инвестициями. Но держалось в секрете до 1 октября, то есть до возвращения президента Белоруссии домой. И опубликовано оно одновременно с заявлением Дворковича о безуспешности (для Белоруссии) переговоров по газу. Поверить в такие совпадения трудно.

«Александр Лукашенко вернулся из Пекина очень приободрённым, с ворохом подписанных договоров о китайских кредитах и инвестициях. И от китайских товарищей он услышал массу обещаний поддержать в трудную минуту, которым почему-то поверил, — сказала RT белорусский политик, глава гражданской кампании «Наш Дом» Ольга Карач. — Лукашенко бьёт по больному: резкий рост тарифа на транзит российской нефти через Беларусь напрямую скажется на её конкурентоспособности на европейских рынках. А там и без того всё невесело: например, Польша недавно приняла решение полностью заменить российскую нефть на более дешёвую иранскую. Даже нефтеперерабатывающие предприятия Польши уже перенастроены на нефть из Ирана. В такой ситуации российские нефтяники могли бы попытаться демпинговать, но Лукашенко их такой возможности лишает. Однако Александр Григорьевич и сам крупно рискует: ведь энергообеспечение Беларуси на 80% зависит от российского газа».

«Нефтегазовые» разногласия между Белоруссией и Россией возникли весной 2016 года. Сейчас цена на газ для Белоруссии составляет $132 за 1000 кубометров. В Минске, однако, считают справедливой цену на поставляемый в Беларусь российский газ в размере $73 за 1000 кубометров. Власти мотивируют это двумя вещами — общемировым падением цен на энергоносители и достигнутыми ранее политическими договорённостями о том, что российские и белорусские потребители (прежде всего промышленные) должны получать газ по одной и той же цене. В противном случае они оказываются в неравных конкурентных условиях, что противоречит духу Союзного государства России и Белоруссии.

Словом, с весны Минск стал платить за газ столько, сколько считает нужным. В свою очередь, «Газпром» начал насчитывать долг и жаловаться в Минэнерго. Переговоры ни к чему не приводили, и Аркадий Дворкович заявил, что Россия из-за недоплаты за поставки газа приняла решение о сокращении поставок нефти в Белоруссию. В третьем квартале поставки ощутимо сократились; из России поступило 3,5 млн. тонн нефти (против 5,8 млн. тонн в первом квартале и 5,7 млн. тонн во втором).

Это решение оказалось очень болезненным для Минска, так как средства от переработки беспошлинной российской нефти составляют существенную часть бюджетных поступлений. В белорусском правительстве заявили, что с такой позицией не согласны, и предложили не увязывать газовые вопросы с объёмами поставок нефти. А президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что снижение поставок Россией нефти в Белоруссию он расценивает как давление на его страну.

Теперь обсуждаются три варианта условий поставок газа в Белоруссию. Первый — вариант равнодоходных цен, второй — привязка к внутрироссийским ценам с рядом условий. Третий вариант предполагает определённые субсидии. Правда, такие переговоры могут тянуться до бесконечности, если не будет принято политическое решение на уровне президентов.

«Конечно, в Минске были бы рады компенсировать разницу между действующей и желаемой ценой на газ повышением для России тарифа на транзит этого самого газа, — говорит RT белорусский экономический аналитик Вадим Петрищенко. — Но поступить так с газом уже невозможно, поскольку белорусское госпредприятие «Белтрансгаз» ранее было продано белорусскими властями российскому «Газпрому» и стало называться «Газпром Трансгаз Беларусь». Тарифы на транзит оно устанавливает само, однако исправно платит налоги в белорусский бюджет. Так что решили надавить на транзит нефти».

Постановление о росте тарифов на транзит российской нефти через Белоруссию вступает в силу через 10 дней после официального опубликования. То есть у сторон конфликта остаётся примерно неделя, чтобы решить, получит ли Белоруссия скидку на поставляемый природный газ. К тому же статус этого постановления — решение одного из министерств — достаточно невысок, что позволит в случае чего президенту легко его отменить без какого-либо ущерба для собственной репутации.

Заметим, что политическое решение, похоже, придётся принимать. Ещё 23 сентября премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков сообщил журналистам, что в июле-августе на белорусской экономике сказался неожиданный фактор — ограничение российской стороной поставок нефти. «1,6 млн. тонн мы недополучили в третьем квартале. Как по цепочке, сократились объёмы промышленного производства и объёмы прежде всего оптовой торговли. Это уменьшило наш ВВП на 0,3%», — пояснил Кобяков.

«Снижение поставок нефти приводит к сокращению объёмов производства и экспорта белорусских нефтепродуктов, что, соответственно, отрицательно сказывается на объёме промышленного производства и динамике ВВП. С другой стороны, сокращение поставок нефти — это ещё и снижение поступлений в белорусский бюджет, куда зачисляются вывозные пошлины на нефтепродукты», — отметил в комментарии информационной компании «БелаПАН» директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

До конца 2014 года Белоруссия перечисляла в бюджет России экспортную пошлину при продаже за пределы Таможенного союза нефтепродуктов, изготовленных из беспошлинной российской нефти. С 2015-го вся пошлина пополняет бюджет Белоруссии, при этом нефть на белорусские НПЗ поступает из России по внутрироссийским ценам (без пошлин на экспорт нефти), а они значительно ниже мировых. Это и стало одним из основных факторов относительной сбалансированности белорусского бюджета. Теперь же российские ограничения на поставки нефти эту идиллию разрушают.

Денис Лавникевич, Минск

Транзит российского газа через Беларусь в Европу будет неуклонно снижаться. Даже если российско-украинские отношения в газовой сфере обострятся, Россия не сможет в качестве альтернативы поставок газа на европейский рынок воспользоваться белорусским коридором в полной мере.

Недавно СМИ радостно объявили, что «Газпром» в 2013 году установил рекордный объем транзита газа через Беларусь за последние лет. Действительно, в прошлом году 100%-ая «дочка» «Газпрома» – ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» увеличило транзит газа в Европу через территорию Беларуси до 48,8 млрд. куб. м – на 10,3% больше, чем в 2012 году. Заметим, что достигнут исторический максимум транзита по белорусскому участку российского газопровода Ямал-Европа – с 29 млрд. куб. м газа в 2012 году до 34,7 млрд. куб. м (+19,5%). А вот по участку газотранспортной системе ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» (бывший «Белтрансгаз») транзит, напротив, снизился – с 15,3 млрд. куб. м в 2012 году до 14,1 млрд. куб. м в 2013 году.

По магистральным трубопроводам, проходящим по территории Беларуси, российский газ поставляется в Калининградскую область, Литву, Украину и Польшу (далее также в Германию и т. д.). Между тем, в среднесрочной перспективе Литва и Польша планируют снизить или даже вовсе отказаться от российского газа. Возможно также, что Калининградская область также может лишится российского газа.

Польша планирует отказаться от российского газа

Сейчас Польша потребляет 14 млрд. кубометров газа в год, при этом около 10 млрд. кубометров – это российский газ, остальное страна добывает самостоятельно. Пока «Газпром» – единственный физический поставщик газа в Польшу.

Еще недавно российская монополия с участием Польши собиралась увеличить объем поставки газа в Европу – реализовать проект Ямал-Европа-2. О соответствующем намерении В. Путин заявил в апреле 2013 года. Мотивация – стремление России повысить надежность газоснабжения Польши, Словакии и Венгрии. «Газпром» охотно поддержал идею, поскольку, получив ранее белорусскую трубу в собственность, теперь он мог бы по сути до самой границы Польши поставлять газ по газпромовской трубе. Фактически, как заметил тогда А. Миллер, это «безтранзитный газ».

«Газпром» сверстал планы, согласно которым объем поставок по Ямал-Европа-2 составит 15 млрд. куб. м газа, а сам проект предполагалось реализовать в 2018-2019 г. – после того, как будут запущены все 4 ветки газопровода «Южный поток». Само решение о строительстве Ямал-Европа-2 Россия собиралась принять осенью 2013 г.

Хотя Europol Gaz и «Газпром» вслед за заявлением В. Путина (5 апреля) поспешили подписать меморандум о строительстве газопровода Ямал-Европа-2 в 2018-2019 годах, спустя буквально две недели польский премьер Дональд Туск отправил в отставку министра госказны Миколая Будзановского (курировал ТЭК) за то, что тот не проинформировал правительство о готовящемся подписании данного меморандума.

Позже вице-премьер, министр экономики Польши Януш Пехочиньски заявил, что решение по проекту будет принято после подготовки ТЭО. Как было заявлено, Польша не желает быть заложником газовых споров между Россией и Украиной, хотя заинтересована зарабатывать на транзите газа.

Между тем, сам «Газпром» был нацелен на то, чтобы увеличить транзит газа через Польшу путем снижения украинских поставок – газовый монополист планировал построить вторую очередь газопровода Ямал-Европа в обход Украины и направить ее не в Германию, а в Словакию. Польша газпромовский сценарий не поддержала, о чем вице-премьер, министр экономики Польши Януш Пехочиньски заявил в феврале 2014 года. «Мы бы хотели, чтобы Ямал-2 был, но в таком виде, как планировалось, чтобы была вторая параллельная нитка до Берлина или до Германии», – отметил Я. Пехочиньски.

Он также прокомментировал сообщения о намерениях «Газпрома» проложить новую ветку в Европу в рамках проекта «Северный поток». «Это очередные империалистические планы в газовой энергетике. Русские уговаривают Европу увеличить зависимость от поставок. Это понятно – они соблюдают свой интерес, а Польша соблюдает свой», – заявил Я. Пехочиньски.

Одним из ключевых элементов обеспечения энергетической независимости польские власти объявили сланцевый газ. Согласно оценкам Геологического института Польши, запасы сланцевого газа в стране составляют от 345 до 768 млрд. куб. м. Такой объем может полностью удовлетворить потребности Польши в газе на 35-65 лет.

В январе 2014 года ирландская энергетическая компания San Leon Energy впервые смогла получить в Польше пробы долгосрочного и устойчивого потока сланцевого газа. Компания собирается продолжить бурение, считая потенциал проекта на севере Польши столь же значительным, как потенциал сопоставимых источников газа в США.

Каковы перспективы сланцевого газа в Польше, пока сказать трудно. Но правительство Польши готова содействовать его добыче с помощью налоговой политики. Чтобы заинтересовать компании в добыче сланцевого газа, Варшава планирует в 2015 году принять закон о налогообложении, в соответствии с которым налог на добычу сланцевого газа не будет взиматься до 2020 года.

Кроме того, в начале 2014 года нефтегазовый концерн PGNiG обнаружил крупное газовое месторождение на юге Польши – в Подкарпатском воеводстве на границе со Словакией и Украиной. Запасы газа оцениваются в несколько миллиардов кубометров. Добычу газа PGNiG планирует начать во второй половине 2015 года. Согласно предварительным прогнозам, в первый год эксплуатации добыча будет составлять 100 тыс. куб. м в сутки.

Сейчас Польша проводит либерализацию рынка в рамках Третьей газовой директивы Евросоюза, которая предусматривает разделение бизнеса по продаже и транспортировки газа.

В рамках этой программы в октябре 2010 года функции технического оператора польского участка Ямал-Европа от СП Europol Gaz (акционеры – «Газпром» и PGNiG) были переданы независимому от «Газпрома» оператору трубы – компании Gaz-System. Недавно эта компания официально объявила о возможности реверса газа в Польшу. Это стало возможно после ввода немецкой Gascade Gastransport GmbH газоизмерительной станции «Мальнов» на польско-немецкой границе. Реверс позволит Польше получать до 2,3 млрд. кубометров газа в год, а в случае если Россия вообще прекратит поставки газа – более 5 млрд. кубометров.

Согласно имеющимся планам, к 2020 году Польша планирует стать независимой от поставок природного газа из России.

Недавно правительство Польши также приняло программу по строительству двух АЭС до 2035 года. Согласно оценкам, представленным в программе, в польских условиях АЭС являются самым дешевым и надежным решением энергетических вопросов. В апреле 2013 года в Польше был проведен сравнительный анализ затрат на производство электроэнергии на атомных электростанциях, при сжигании угля и газа, а также из возобновляемых источников энергии, который подтвердил эти выводы.

Литва: ставка на СПГ

Пока «Газпром» остается единственным поставщиком газа в Литву. Эта страна потребляет ежегодно около 3 млрд. куб. м российского газа.

Сейчас Литва строит в Клайпеде терминал сжиженного природного газа (СПГ), что позволит снизить зависимость от российского газа. Строительство СПГ-терминала в Литве началось в 2011 году, а завершится в 2014 году. Литва изначально поставила задачу построить терминал быстро и с наименьшими расходами. Поэтому после изучения 15 вариантов было решено построиь его в виде плавучей станции на территории портовых сооружений терминала Klaipedos nafta.

Klaipedos Nafta получит в лизинг на 10 лет у норвежской компании Hoegh LNG корабль для хранения и регазификации СПГ. В Южной Корее строится специальный базовый танкер, через который будет проходить прокачка газа.

Для реализации проекта Литва построит не только сам терминал, но и проложит газопровод между городами Юрбаркас и Клайпедой (150 км). Также Литва проводит реформу газового сектора в рамках Третьей газовой директивы Евросоюза.

В Литве надеются, что строительство СПГ-терминала приведет также к снижению цены природного газа для литовских потребителей. Сейчас она одна из самых высоких в Европе – около 500 USD/тыс. куб. м.

Правда, поступать сжиженный природный газ из США в Литву сможет, скорее всего, примерно через год. Дело в том, что американские компании должны получить разрешения правительств на экспорт газа в страны, с которыми нет договоров о свободной торговле. Но Литва надеется, что Конгресс США примет поправки, которые уберут ограничения по экспорту газа в страны НАТО. Некоторые американские политики также считают, что в нынешней ситуации с таким решением нужно поторопиться, так как американский газ позволит снизить зависимость европейцев от российского газа.

Калининград: возможные альтернативы

Нет определенности с перспективами поставок российского газа в Калининградскую область, куда газ сейчас транспортируется через территорию Беларуси. Калининградская область потребляет 2,2 млрд. куб. м газа в год, который поступает по трубопроводу Минск-Вильнюс-Каунас-Калининград (мощность трубопровода – 2,6 млрд. кубометров в год).

Между тем, договор с Литвой на транзит газа в Калининградскую область действует до 2016 года. Каковы перспективы продления этого договора, эксперты пока не готовы сказать. В то же время России уже сейчас рассматривает альтернативные сценарии поставок в данный регион. В частности, обсуждается возможность строительства в области регазификационного терминала мощностью около 3 млрд. кубометров в год для поставок сжиженного природного газа. Предполагается, что этот терминал может заработать не ранее 2017 года.

В конечном счет, транзит российского газа через Беларусь в ближайшие годы будет снижаться не только в направлении Европы, также может опустеть труба в направлении российского анклава.

Проведя инспекцию газотранспортной системы Украины, крупнейшая немецкая нефтегазовая компания Wintershall пришла к выводу, что та просуществует до 2019 года. Все годы независимости Украина фактически проедала советское наследство, не осуществляя инвестиции в свою газотранспортную систему. В итоге износ основных фондов делает просто невозможным ее техническое функционирование.

В далеком 2004 году была выработана схема привлечения капитала из России и Европы. Однако в этом случае по 1/3 в капитале украинской ГТС пришлось бы отдать «Газпрому» и европейским энергетическим компаниям. Эту схему предлагали немецкие банки, которые тогда были финансовыми консультантами «Газпрома». Они также предлагали обмен украинской ГТС на добычу в России. В этом случае Россия бы поддерживала ГТС Украины в надлежащем состоянии, а Киев бы получал дешевый газ. Но правительство президента Виктора Ющенко в итоге от обоих вариантов отказалось.

Соответственно, сейчас Россия ищет альтернативные пути поставок газа европейским потребителям. И здесь имеется в виду не только «Турецкий поток» и «Северный поток-2». Россия сейчас рассматривает вариант транзита газа через Белоруссию. Москва намерена вложить $3,5 млрд. в белорусскую газотранспортную систему, которая входит в структуру российского «Газпрома». В 2013 году было намечено строительство второй ветки газопровода «Ямал ― Европа» через территорию Белоруссии, однако проект был заблокирован Польшей. В новой экономической и геополитической ситуации Россия, Беларусь и Польша, вероятно, вернуться к данному проекту.

Точные сроки реализации нового проекта пока не ясны. «Газпром» обременен значительными инвестиционными расходами. Однако одно можно утверждать точно: скоро Украина потеряет деньги за газовый транзит, что, учитывая состояние ее экономики, станет очень драматической новостью для Киева. При этом, что касается белорусской казны - дополнительные доходы ей точно не помешают.

Mne Morizz: Какие дивиденды получит Белоруссия с трубы Газпрома? Батьке вторую трубу не подарят, у него первую со скандалом выкупили

Сергей Фишер: То, что украина потеряет халяву - это и ослу понятно, тут дело в другом. Представим такую ситуацию: сегодня президент Белоруссии Лукашенко, завтра придёт белорусский Порошенко, начнёт воротить нос от России в сторону Запада, как это произошло на украине. Может быть такая ситуация? - вполне может. Начнут, эти бывшие братья, выкобениваться, шантажировать Россию и что с ними опять делать? Если уж и гнать транзит газа через Белоруссию, то ни в коем случае не заключать долгосрочный контракт, максимум два года и через каждые два года заключать новый контракт. Подписать контракт - дело нескольких минут, зато риски от недружественных действий другой стороны минимальные. Как писал Гоголь: - "Темна ночь на украине, а сало лучше перепрятать".

Виктор Костоправ: ГТС - это национальное достояние Украины не подлежащее даже передачи в аренду другим странам. Такую сложную систему чтобы содержать дорого стоит. Но это для тех кто рассчитывает, что страна создана на века. А для бывших советских хозяйственно-партийных деятелей такой задачи не стояло. Они считали, что Россия - это Мать советских республик и она будет содержать незалежную Украину. Поэтому они эксплуатировали ГТС только с целью получить максимальную прибыль сегодня, а завтра придут другие и все проблемы уже будут их. Принцип "После нас хоть потоп" и желание успеть надкусить ото всего - это лавный принцип властей Украины постсоветского периода.

Nikolay Kindulov: Газ через Белоруссию-прекрасно! Только вот газопровод пусть они строят НА СВОИ ДЕНЬГИ! И берут кредиты на это в ЕС.Так что если потом они вздумают дурковать,как хохлы-они останутся у пустой СВОЕЙ трубы.А Россия НИЧЕГО НЕ ПОТЕРЯЕТ.

Людмила бурковская: СЕРГЕЙ ФИШЕР ТЫ УМНИЦА

Людмила бурковская: НЕ ТОЛЬКО ЗАПУСТИЛИ ГАЗОВУЮ СИСТЕМУ.Т. Е. НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЯ НО И ВСЮ СИСТЕМУ В ОБЩЕМ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ КРЫМОМ 23 ГОДА ЗА ЭТО ВРЕМЯ НЕ СДАЛАНО НИ ЕДИНОГО РЕМОНТА В ШКОЛАХ ДЕТ САДАХ В САНАТОРИЯХ В БОЛЬНИЦАХ ДОРОГИ ФАБРИКИ ЗАВОДЫ ВСЕ РАЗВАЛИЛИ..В БОЛЬНИЦАХ НЕ КОРМИЛИ БЕЛЬЕ ПРИНОСИЛИ ИЗ ДОМУ ПРОДУКТЫ ТОЖЕ СПАСИБО РОССИИ ЧТО ПРИНЯЛИ НАС ДОМОЙ.СЕЙЧАС РАДУЕМСЯ.В БОЛЬНИЦАХ РЕМОНТ КОРМЯТ 3 РАЗА ЛЕЧЕНИЕ ПОЛУЧАЕМ ВСЕ БЕСПЛАТНО.КАКОЕ СЧАСТЬЕ ЧТО Я ЖИВУ СНОВА В РОССИИ.Внимание!

  • Прогнозы, представленные в обзоре, являются частным мнением автора. Комментарии к ним не являются рекомендацией к торговле или руководством по работе на финансовых рынках. Альпари не несет никакой ответственности за возможные прямые или косвенные убытки (или иные виды ущерба), которые могут возникнуть в случае использования материалов обзора.
  • В обзоре сохранены авторская пунктуация, орфография и стилистика.

Слона-то мы и не приметили, да ещё какого слона – белорусского! Чуть ли не как сенсацию подавали в прессе предложение, которое сделал главе «Газпрома» Алексею Миллеру президент Белоруссии Александр Лукашенко – заменить украинский газовый транзит белорусским.

А ведь и правда: зачем гнать голубое топливо в Европу через ставшую не слишком-то дружественной Украину, рискуя деньгами и репутацией поставщика, когда рядом есть лояльные партнёры по союзному государству с хранилищами и газотранспортной системой? А вопрос-то на самом деле непраздный: многие знают на него ответ, да только признаться стесняются.

Говорят, что-де «белорусский поток» ничего не решит. Мол, всё равно белорусская граница упирается в Польшу, а поляки могут ставить нам палки в колёса точно так же, как и украинцы. Да и, помнится, руководство Речи Посполитой всегда подчёркивало, что не станет приветствовать строительство газопровода в обход Украины. Всё так, да не так. Во-первых, воровать газ из газотранспортной системы по украинским неписаным правилам поляки едва ли смогут. Над Варшавой, не в пример Киеву, есть Брюссель. Так что Польша – она не сама по себе и самоуправствовать, как Украина, станет едва ли. А во-вторых, польская политическая элита во главе с президентом Дудой одинаково, так скажем, не празднует и русских, и украинцев. Разглагольствуя о том, что лишать Киев транзитных возможностей очень плохо, политический класс Варшавы не собирается отстаивать украинские экономические интересы. Для него не имеет значения, откуда пойдёт газ – из Украины или из Белоруссии, главное, чтобы побольше да подешевле.

Помнится, несколько лет назад Лукашенко уже предлагал Миллеру выстроить вторую нитку газопровода Ямал – Европа через Белоруссию, выразив при этом недоумение касательно решения «Газпрома» тащить новый газопровод в Европу по дну Балтики. И правда, зачем деньги транжирить, если в союзном государстве есть готовые мощности по перекачке газа? Кто не в курсе: в 90-х Россия собиралась построить через Белоруссию две ветки газопровода, но в итоге построила только одну. Зато все необходимые объекты инфраструктуры соорудили тогда под две нитки. Кстати, вся газотранспортная система Белоруссии нынче находится не в белорусской, а в газпромовской собственности. Итак, вопросы: почему Украину предпочли Белоруссии и что нам мешает изменить эти странные предпочтения сейчас?

Дело, как вы уже могли догадаться, в деньгах. В Белоруссии чиновники практически не воруют – им страшно. Коррупционные риски в стране, по сути, сведены к нулю. Да и сам проект «белорусского потока» не такой масштабный, как, скажем, «южный поток». Много не хапнешь. В общем, не привлекателен этот проект был, вероятно, нечего красть. Ну а сейчас, в новых условиях, когда важна уже не только маржа – сохранить бы европейских покупателей и свою репутацию поставщика! – «белорусский транзит» обретает привлекательные черты. Впрочем, по слухам, в «Газпроме» не оставляют попыток договориться по-хорошему с Киевом: как витиевато сказал Миллер, «думаю, что подходы к определению величины скидки могут быть декларированы». В общем, «белорусский транзит» сам по себе и неплох, но…

Да и кстати: до 2020 года ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» намеревается построить и ввести в эксплуатацию новые мощности Мозырского и Прибугского подземных хранилищ газа в Гомельской и Брестской областях. А почему бы новые хранилища и заводы по производству сжиженного газа не начать строить в России?

МНЕНИЕ

Анатолий НЕСМИЯН, политолог:

– Казалось бы, отчего самый логичный вариант «белорусского транзита» в Европу не рассматривался «Газпромом» ранее, а возник только сейчас, когда все предыдущие проекты «потоков» с треском лопнули? Видимо, потому, что проекты эти несли в себе дополнительную коррупционную составляющую, а в случае с Лукашенко её размер существенно сократился бы. А в чём тогда выгода газпромовских менеджеров и подконтрольных им структур, если нельзя «освоить» бюджет? Тем не менее белорусский газовый маршрут в Европу, кажется, стал последним из возможных вариантов. Только не слишком ли поздно? Впрочем, у Минска тоже имеется свой интерес. Увеличение пропускной способности белорусского маршрута означает не только строительство новой трубы, но и создание дополнительной инфраструктуры поставок – подземных газовых хранилищ, компрессорных станций. Белоруссия, естественно, выигрывает, хотя бы за счёт увеличения транзитной платы.

Имеют более чем полувековую историю. Началось строительство с освоения нефтяных месторождений Баку и Грозного. Сегодняшняя карта газопроводов России насчитывает почти 50 тыс. км магистральных трубопроводов, по которым прокачивается большая часть российской нефти.

История газопроводов России

Трубопроводный в России начали активно развивать еще в 1950 году, что было связано с разработкой новых месторождений и возведением в Баку. Уже к 2008 году количество транспортируемой нефти и нефтепродуктов достигало 488 млн. тонн. По сравнению с 2000 годом показатели увеличились на 53%.

Ежегодно газопроводы России (схема актуализируется и отражает все магистрали) растет. Если в 2000 году длина трубы газопровода составляла 61 тыс. км, в 2008 уже равнялась 63 тыс. км. К 2012 году значительно расширились магистральные газопроводы России. Карта отображала около 250 тыс. км трубопровода. Из них 175 тыс. км составляла длина газопровода, 55 тыс. км - длина нефтепровода, 20 тыс. км - длина нефтепродуктопровода.

Газопроводный транспорт России

Газопровод - это инженерная конструкция трубопроводного транспорта, которую используют для транспортировки метана и природного газа. Подача газа осуществляется с помощью избыточного давления.

Сегодня трудно поверить в то, что РФ (на сегодня крупнейший экспортер «голубого топлива») изначально зависела от сырья, купленного за границей. В 1835 году в Санкт-Петербурге был открыт первый завод по добыче «голубого топлива» с системой распределения от месторождения до потребителя. На этом заводе добывался газ из заграничного каменного угля. Спустя 30 лет такой же завод построили в Москве.

Из-за дороговизны строительства газовых труб и импортного сырья первые газопроводы России были небольших размеров. Трубопроводы производили больших диаметров (1220 и 1420 мм) и с большой протяжностью. С освоением технологий месторождения природного газа и его добычей размеры «голубых рек» в России стали стремительно увеличиваться.

Крупнейшие газопроводы России

«Газпром» - крупнейший оператор «газовой артерии» в России. Основными видами деятельности корпорации являются:

  • геологические разведки, добыча, перевозка, хранение, переработка;
  • производство и продажа тепла и электроэнергии.

На данный момент существуют такие действующие газопроводы:

  1. «Голубой поток».
  2. «Прогресс».
  3. «Союз».
  4. «Северный поток».
  5. «Ямал-Европа».
  6. «Уренгой-Помары-Ужгород».
  7. «Сахалин-Хабаровск-Владивосток».

Так как в развитии нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей сферы заинтересованы многие инвесторы, инженеры активно разрабатывают и строят все новые крупнейшие газопроводы России.

Нефтепроводы РФ

Нефтепровод - это инженерная конструкция трубопроводного транспорта, которую используют для транспортировки нефти от места добычи к потребителю. Существуют два вида трубопроводов: магистральные и промысловые.

Самые крупные магистрали нефтепровода:

  1. «Дружба» - одна из крупных трасс Российской империи. Сегодняшний объем производства равен 66,5 млн. тонн в год. Магистраль проходит от Самары через Брянск. В городе Мозырь «Дружба» делится на два участка:
  • южная магистраль - проходит через Украину, Хорватию, Венгрию, Словакию, Чехию;
  • северная магистраль - через Германию, Латвию, Польшу, Белоруссию и Литву.
  1. Балтийская трубопроводная система - это система нефтепроводов, которая соединяет место добычи нефти с морским портом. Мощность такой магистрали составляет 74 млн. тонн нефти в год.
  2. Балтийская трубопроводная система-2 - это система, которая связывает нефтепровод «Дружба» с российскими портами на Балтике. Мощность составляет 30 млн. тонн в год.
  3. Восточный нефтепровод соединяет место добычи Восточной и Западной Сибири с рынками США и Азии. Мощность такого нефтепровода достигает 58 млн. тонн в год.
  4. Каспийский трубопроводный консорциум - это важный международный проект с участием крупнейших нефтедобывающих компаний, созданный для строительства и эксплуатации труб длиной 1,5 тыс. км. Рабочая мощность составляет 28,2 млн. тонн в год.

Газопроводы из России в Европу

Россия в Европу может поставлять газ тремя способами: через украинскую газотранспортную систему, а также через газопроводы «Северный поток» и «Ямал-Европа». В том случае, если Украина окончательно прекратит сотрудничество в Российской Федерацией, поставки "голубого топлива" в Европу будут осуществлять исключительно газопроводы России.

Схема подачи метана в Европу предполагает, например, такие варианты:

  1. «Северный поток» - это газопровод, который соединяет Россию и Германию по дну Балтийского моря. Трубопровод обходит транзитные государства: Белоруссию, Польшу и «Северный поток» был введен в эксплуатацию относительно недавно - в 2011 году.
  2. «Ямал-Европа» - длина газопровода составляет более двух тысяч километров, трубы проходят по территории России, Белоруссии, Германии и Польши.
  3. «Голубой поток» - газопровод соединяет Российскую Федерацию и Турцию по дну Черного моря. Длина его равняется 1213 км. Проектная мощность составляет 16 млрд. кубометров в год.
  4. «Южный поток» - трубопровод поделен на морские и сухопутные участки. Морской участок проходит по дну Черного моря и соединяет Российскую Федерацию, Турцию, Болгарию. Длина участка составляет 930 км. Сухопутный участок проходит по территории Сербии, Болгарии, Венгрии, Италии, Словении.

«Газпром» заявил, что в 2017 году будет повышена цена на газ для Европы на 8-14%. Российские аналитики утверждают, что объем поставок в этом году будет больше чем в 2016 году. Доход газовой монополии РФ в 2017 году может вырасти на 34,2 млрд. долларов.

Газопроводы России: схемы импорта

Страны ближнего зарубежья, которым Россия поставляет газ, включают в себя:

  1. Украину (объем продаж составляет14,5 млрд куб. м.).
  2. Беларусь (19,6).
  3. Казахстан (5,1).
  4. Молдову (2,8).
  5. Литву (2,5).
  6. Армению (1,8).
  7. Латвию (1).
  8. Эстонию (0,4).
  9. Грузию (0,3).
  10. Южную Осетию (0,02).

Среди стран дальнего зарубежья российским газом пользуются:

  1. Германия (объем поставок составляет 40,3 млрд куб. м.).
  2. Турция (27,3).
  3. Италия (21,7).
  4. Польша (9,1).
  5. Великобритания (15,5).
  6. Чехия (0,8) и другие.

Поставка газа в Украину

В декабре 2013 года «Газпром» и «Нафтогаз» подписали дополнение к контракту. В документе была указана новая «скидочная» цена, на треть меньше прописанной в контракте. Договор вступил в силу 1 января 2014 года, и должен продлеваться каждые три месяца. Из-за долгов за газ «Газпром» отменил скидку в апреле 2014 года, и уже с 1 апреля цена выросла, составив 500 долларов за тыс. кубометров (стоимость со скидкой составляла 268,5 долларов за тыс. кубов).

Планируемые к возведению газопроводы в России

Карта газопроводов России на стадии разработки включает в себя пять участков. Не реализован проект «Южного потока» между Анапой и Болгарией, строится «Алтай» - это газопровод между Сибирью и Западным Китаем. Прикаспийский газопровод, который будет поставлять природный газ с Каспийского моря, в перспективе должен проходить через территорию РФ, Туркменистан и Казахстан. Для поставок из Якутии в страны Азиатско-Тихоокеанского региона строится еще одна трасса - «Якутия-Хабаровск-Владивосток».