Евгений Онегин получил типичное для своего времени и общественного положения модное домашнее воспитание и образование: сначала французская гувернантка, а затем гувернер – “француз убогий, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой…” В результате “Он знал довольно по-латыни, чтоб эпиграфы разбирать”, имел достаточное представление о литературном процессе, чтобы поддерживать светский разговор: “…помнил, хоть не без греха, из Энеиды два стиха”, “бранил Гомера, Феокрита”, хотя “не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить”. Столь же неглубоки были его познания в мировой истории, “но дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней хранил он в памяти своей”. Правда, Евгений “…читал Адама Смита и был глубокий эконом”, но как раз прогрессивные экономические теории не обсуждались в кругу его знакомых.

Одним словом, образованность Онегина была поверхностной, несистематичной, и только “…счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре” позволяли ему в глазах окружающих выглядеть достаточно просвященным, критически мыслящим человеком. К тому же требования аристократического общества были весьма низкими, и Онегина охотно принимали в свете:

Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно: Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил.

Онегин ведет типичный для “золотой молодежи” своего времени образ жизни: посещает балы, рестораны, театры, потом спит за полдень, встречается с дамами, которых он умел “пугать отчаяньем готовым, приятной лестью забавлять… умом и страстью побеждать”. Но Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи: чем бы он ни занимался, ему постоянно сопутствует состояние разочарованности, неудовлетворенности, “душевной пустоты”. Его “мечтательная преданность, неподражательная странность и резкий охлажденный ум”, внутреннее благородство, самокритичность, порядочность не позволяли ему безмятежно предаваться праздности, вести расточительный образ жизни, и “свободный, в цвете лучших лет, среди блистательных побед, среди вседневных наслаждений” Онегин испытывает чувство горечи, скуки, презрения к “свету пустому”:

Ему наскучил света шум; Красавицы не долго были Предмет его привычных дум; Измены утомить успели; Друзья и дружба надоели… …русская хандра Им овладела понемногу; Он застрелиться, слава богу, Попробовать не захотел, Но к жизни вовсе охладел.

Онегин пытается вырваться из бездуховного, искусственного, порочного круга презираемого им светского общества с помощью уединения, литературных трудов, “…но труд упорный ему был тошен…” Смерть дяди привела его в среду поместного дворянства, но незаурядный ум, свободолюбивые настроения, критическое отношение к действительности, подчеркнутая независимость, нежелание поддерживать обременительные светские отношения обрекли его на полное одиночество. Ограниченные, недалекие помещики дали ему нелестную характеристику “опаснейшего чудака”, подчеркивающую отчужденность Евгения, непохожесть на стереотипы “светской черни” его поведения:

“Сосед наш неуч; сумасбродит; Он фармазон; он пьет одно Стаканом красное вино; Он дамам к ручке не подходит; Все да да нет; не скажет да-с Иль нет-с”. Таков был общий глас.

Онегин осуществил в своем имении прогрессивное социально-экономическое преобразование: “Ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил”, но на этом все его участие в жизни крестьян и закончилось. В провинции Онегин знакомится с образованным, романтичным молодым поэтом Ленским, который верил в прогрессивное преобразование общества, “верил, что друзья готовы за честь его приять оковы… Что их бессмертная семья неотразимыми лучами когда-нибудь нас озарит и мир блаженством одарит”. Энтузиазм, восторженность, мечтательность, “пылкий разговор” юного поэта вызывал снисходительную улыбку разочарованного жизнью, не питающего никаких иллюзий, не имеющего идеалов, не верящего “мира совершенству” Онегина. Но ум, образованность, неприятие окружающего мира расчетливости и бездуховности сблизили героев:

Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. Сперва взаимной разнотой Они друг другу были скучны; Потом понравились…

Но дружба эта закончилась трагически: “всем сердцем юношу любя”, Онегин, тем не менее, не смог подняться над общественными предрассудками и из-за глупой размолвки убил Ленского на дуэли. Возвратить Онегина к жизни, разбудить его чувства, придать осмысленность его жизни могла любовь прекрасной, искренней девушки Татьяны Лариной. Евгением действительно овладел “чувствий пыл старинный”, душевная опустошенность готова была дрогнуть под впечатлением нахлынувшего потока настоящего чувства, но Онегин не нашел в себе достаточно эмоциональных сил для внутреннего возрождения и отверг любовь Татьяны. Гораздо позже, встретив блистающую в свете замужнюю Татьяну, Онегин испытал настоящую любовь, но вернуть прошлое невозможно: верная своему первому глубокому чувству Татьяна не хочет разрушить мир своей семьи. Убежденность Онегина в том, что “вольность и покой замена счастью” была опровергнута всей жизнью, итог которой безрадостен:

Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга Без службы, без жены, без дел, Ничем заняться не умел.

“Охлажденный ум” героя остался невостребованным обществом, и его жизненный путь вел в тупик, в бесперспективность, в безысходность.

(No Ratings Yet)

“Охлажденный ум” героя (по роману “Евгений Онегин”)

Другие сочинения по теме:

  1. 1. Евгений Онегин – выразитель особенностей содержания жизни всего русского общества в 20-х годах XIX века. Образ жизни героя выражает...
  2. Сочинение по русскому языку 10 класс. Над романом “Евгений Онегин” Пушкин работал свыше восьми лет – с весны 1823 до...
  3. Евгений Онегин – главный герой романа, молодой франт с богатым наследством, “наследник всех своих родных” , как говорит о нем...
  4. Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, оказавшее наиболее сильное влияние на...
  5. Татьяна не знает ни манерной жеманности, ни лукавого кокетства, ни сентиментальной чувствительности – всего того, что было свойственно большинству ее...
  6. Татьяна и Онегин. Они пока не встретились, но в нашем читательском восприятии оказались рядом: мы догадались, что будет еще одна...
  7. Глава открывается лирическим отступлением о поэзии, о музе и о поэтической судьбе Пушкина. На светском рауте автор встречает Онегина. Онегин...
  8. Роль образа Ольги в романе “Евгений Онегин” Пушкин работал над романом “Евгений Онегин” в течение семи лет, с 1823 до...
  9. В романе “Евгений Онегин” А. С. Пушкина воссоздает русская жизнь XIX столетия. Поэт показывает пробуждение интересов у передовых людей в...
  10. В романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” наряду с другими проблемами, немаловажное место уделяется теме, представленной в заголовке этого сочинения,...
  11. Особое место в творческом наследии поэта занимает роман в стихах “Евгений Онегин” (9 мая 1823 года – 5 октября 1831...
  12. Среди жемчужин русской поэзии есть строки, которые особенно ярко запечатлелись в памяти читателей и начали жить своей собственной жизнью. Кто...
  13. Роман “Евгений Онегин” создавался в течение восьми лет. Начал писать свой роман Пушкин, когда общественное движение набирало силу, в период...
  14. Все лучшее в русском обществе – возвышенные души, как Ленский, умные люди, как Онегин, верная своему долгу и своему сердцу...

Здравствуйте уважаемые.
Давненько у нас не было "ЕО", соскучились, поди? :-)) В прошлый раз остановились вот тут вот: .
Пожалуй, пора продолжать:-)

Причудницы большого света!
Всех прежде вас оставил он;
И правда то, что в наши лета
Довольно скучен высший тон;
Хоть, может быть, иная дама
Толкует Сея и Бентама,
Но вообще их разговор
Несносный, хоть невинный вздор;
К тому ж они так непорочны,
Так величавы, так умны,
Так благочестия полны,
Так осмотрительны, так точны,
Так неприступны для мужчин,
Что вид их уж рождает сплин.

Сплин, это, естественно тоска, и теперь Вы знаете, что обозначает наименование некогда модной группы из Питера. Очень точное наименование, кстати:-)) А в целом, в очередной раз поражаюсь точности формулировок Пушкина, и знанию его человеческой психологии. лапидарный. но емкий портрет большинства гранд-дам, как той эпохи, так и современного времени:-) Сей - это такой французский экономист, последователь Адама Смита, автор «Курса политической экономии», а Бентам — английский писатель-правовед. То есть дамы вроде как при делах - в курсе экономики, политики и юриспруденции, и вроде знают об этом не по наслышке, а все равно - поразительно, до челюстного хруста скучны:-) Но давайте посмотрим, что там далее...

И вы, красотки молодые,
Которых позднею порой
Уносят дрожки удалые
По петербургской мостовой,
И вас покинул мой Евгений.
Отступник бурных наслаждений,
Онегин дома заперся,
Зевая, за перо взялся,
Хотел писать — но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его,
И не попал он в цех задорный
Людей, о коих не сужу,
Затем, что к ним принадлежу.

И снова, преданный безделью,
Томясь душевной пустотой,
Уселся он — с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой;
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а всё без толку:
Там скука, там обман иль бред;
В том совести, в том смысла нет;
На всех различные вериги;
И устарела старина,
И старым бредит новизна.
Как женщин, он оставил книги,
И полку, с пыльной их семьей,
Задернул траурной тафтой.


Ну в общем, присытился Евгений. И фамфаталями и молодыми чаровницами.Всеми представительницами женского пола. И решил немного от них отдохнуть. Дрожки - это лёгкий четырехколесный открытый рессорный экипаж на 1-2 человека, особо популярный у молодежи. Писать у него не удалось - как-никак талант нужен. Читать - ему так же скучно. Ибо читал наверное или исключительно новомодное, или же наоборот - только "правильные" произведения. И книги вместо удовольствия и радости стали его своего рода вергигами, сиречь разного вида железные цепи, полосы, кольца, носившиеся христианскими аскетами на голом теле для смирения.
Как итог - скука, скука,скука и еще раз скука.

Вериги

Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей
На самом утре наших дней.

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней:
Тому уж нет очарований,
Того змия воспоминаний,
Того раскаянье грызет.
Все это часто придает
Большую прелесть разговору.
Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.

Этакие 2 человеконенавистника -эпиграмщика встретились...:-)

Как часто летнею порою,
Когда прозрачно и светло
Ночное небо над Невою
И вод веселое стекло
Не отражает лик Дианы,
Воспомня прежних лет романы,
Воспомня прежнюю любовь,
Чувствительны, беспечны вновь,
Дыханьем ночи благосклонной
Безмолвно упивались мы!
Как в лес зеленый из тюрьмы
Перенесен колодник сонный,
Так уносились мы мечтой
К началу жизни молодой.
С душою, полной сожалений,
И опершися на гранит,
Стоял задумчиво Евгений,
Как описал себя пиит.
Все было тихо; лишь ночные
Перекликались часовые,
Да дрожек отдаленный стук
С Мильонной раздавался вдруг;
Лишь лодка, веслами махая,
Плыла по дремлющей реке:
И нас пленяли вдалеке
Рожок и песня удалая...
Но слаще, средь ночных забав,
Напев Торкватовых октав!


Н.И. Гнедич

Ну в общем все эти темы про лик Дианы, гранит и прочая-прочая, это аллюзии на известную идиллию известного поэта и переводчика (именно он первый перевел Иллиаду!) Николая Ивановича Гнедича, коего Пушкин очень и очень ценил. И было за что - этот несчастный, обезображенный оспой человек имел прекрасный вкус к поэзии и умел, действительно умел писать!

М.Н. Муравьев

Описавший себя Пиит,это еще одна аллюзия. на самое известное стихотворение попечителя Московского университета, сенатора и мецената Михаила Никитича Муравьёва под названием "Богиня Невы". Отрывок се же приведу здесь:
Въявь богиню благосклонну
Зрит восторженный пиит,
Что проводит ночь бессонну,
Опершися на гранит.
В общем, этакий кусок поэтических иллюзий у нас.. Опять гранит, опять Нева. В общем, Александр Сергеевич хорошо знал всех известный поэтов страны того времени, что и не удивляет:-)
Миллионная улица всем Вам известна, она и сейчас так называется. И если наши герои слышали шум проезжающей кареты о этой улице, значит стояли он на Дворцовой набережной.

Торквадовы октавы, это опять ссылка на упоминавшееся мной в предыдущем посте произведение поэма Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Октава здесь- это написанные восьмистишными строфами стихи, которые поют гандольеры в Венеции.

Адриатические волны,
О Брента! нет, увижу вас
И, вдохновенья снова полный,
Услышу ваш волшебный глас!
Он свят для внуков Аполлона;
По гордой лире Альбиона
Он мне знаком, он мне родной.
Ночей Италии златой
Я негой наслажусь на воле,
С венецианкою младой,
То говорливой, то немой,
Плывя в таинственной гондоле;
С ней обретут уста мои
Язык Петрарки и любви.

Ну в общем, тут опять про Венецию... и гандольеров. Этакие эротические мечты Пушкина, мечтающего заговорить на литературном итальянском:-))
Венеция, как известно, расположена на побережье Адриатического моря, а Брента — река, впадающая в это самое море. Как раз близ ее устья и расположена Венеция.

Про внуков Аполлона - это очень тонко. Аполлон или Феб - в древне-греческой мифологии это не только бог света и любви, но и покровитель искусств. Сыновья Аполлона - это значит люди пишущие прозой, а внуки - поэты.
По поводу Альбиона показатель того, что Пушкин никогда не был в Венеции и судит о ней исключительно по модному роману -уже упоминавшегося мной ранее «Странствований Чайльд-Гарольда» Байрона.
Кто такой Петрарка, думаю, объяснять не надо? :-)
Продолжение следует...
Приятного времени суток.

«Думай головой», «О чем только твоя голова думала?», «Чем ты вообще думаешь?», «Где была твоя голова?» - часто слышим мы с самого детства. А между тем, женский внутренний мир состоит, в основном, из чувств, эмоций, переживаний.

Конечно, на разум полагаться проще (на первый взгляд), и как бы безопасней (а именно о безопасности пекутся наши родители, когда говорят подобные фразы). Чувства ассоциируются с роковыми ошибками , сделанными в нездоровом порыве страстей.

Да, безусловно, что-то в этом есть. Но вот такое, систематическое низведение чувств до уровня мешающей и непрактичной роли, приводит к девушку к тому, что заглушается и сама женственность , с ее богатейшими ресурсами и энергиями - интуитивностью, чуткостью и безмерной мудростью, которая растет не из ума, а из самых глубин знающего сердца.

Чувства содержат не только балласт ненужных, пустых переживаний, но и ценнейший дар - голос Души (а ведь именно Душа, как божественный навигатор, помогает нам в принятии самых значимых решений, в выборе истинного Возлюбленного, в определении своей миссии, предназначения и т.д.)

Просто слышать голос Души гораздо сложнее, чем ум . Для этого требуется не заглушить чувства, а напротив, быть очень чувствительной и наблюдательной к себе. Развернуться к чувствам и пройти сквозь них, сквозь ту пену, которая, конечно, в изрядной примеси в них содержится…

Незнание своей эмоциональной составляющей, незнание законов, по которым живут чувства, приводит к тому, что женщина не умеет с ними обращаться . Или кидается в них с головой, о чем потом жалеет, или прерывает с ними контакт. И складирует их в самых тайных местах - далеко и надолго. И тогда ей остается жить в уме и слушать свои внутренние диалоги…

Лабиринт внутренних диалогов - так можно охарактеризовать то состояние, в котором мы находимся, как в трансе, 90% нашего бодрствующего времени. Это сон наяву - на самом деле глаза у нас повернуты в бегущую строчку ума и постоянно читают, что там сейчас. Иногда читают, в миллионный раз, одно и то же. Чувства же со временем атрофируются, из них уходит яркость и вкус. А вместе с этим уходит и женский магнетизм, спонтанность, легкость, игра, капризы, текучесть, плавность, внутренний эротизм.

По велению волшебной палочки мысли не остановить, и ум не прекратит вырабатывать их. Что может помочь?

Женские практики, которые помогают нам замедлиться, расслабиться и войти во внутреннее Царство Сакральной Женственности. Там - бесконечный ресурс целительных энергий и состояний, которые возвращают женщину к ее природному состоянию, центрированному не на деятельности ума, а на внутреннем присутствии. Именно из этого состояния. Свободного от суеты и анализа, женщина творит большие и маленькие чудеса своей жизни, как Волшебница и Жрица.

Огромный ресурс для этого - женские практики на основе Арт-терапии , где мы соприкасается со своей силой, узнаем ее вкус и привыкаем к нему, закрепляем его в душе и теле. Пятна, линии, формы, цвета отражают не только наши осознаваемые мысли и чувства, но и подводную часть айсберга — неосознаваемые процессы, которые бывает трудно выразить словами.

Эти практики помогают остановить суету ума и погрузиться в другое измерение - туда, где живет Внутренняя Женщина.

Если вы чувствуете, что живете «в голове», если вам трудно слышать свои истинные желания, если вы устали от зацикленных внутренних диалогов без начала и конца, если вы стали терять женский вкус жизни, если вас поглотило «надо», а «хочу» где-то затеялось, мы приглашаем вас на женский Арт-марафон Пробуждение Шакти . Это мощный внутренний рефреш своего женского состояния, своих возможностей и пути. Специальные арт-терапевтические практики этого курса обеспечивают мягкий и целительный доступ к глубинному слою личности, откуда можно черпать силу и энергию.

Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба:
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей
На самом утре наших дней.

ИНТЕРЕСНОЕ У НАБОКОВА:

«С ним подружился я в то время» – Под этой строкой в черновой рукописи Пушкин начертил свой собственный несколько обезьяний профиль – с длинной верхней губой, острым носом и круто вывернутой ноздрей.

«черты» - галлицизм.

Итак: портрет «молодого повесы», появившегося во второй строфе, написан. Появился симпатичный молодой человек, который – несмотря на равнодушие к поэзии и отсутствие каких-либо творческих способностей – более правят мечты … чем разум; крайне странный – хотя в чем именно его странность заключается автор нигде прямо не объясняет; наделенный холодным и язвительным умом – вероятно более тонким и зрелым, чем тот, что диктует ему резкие, вульгарные слова в разговоре с Ленским (гл. 3, V); мрачный, углубленный в себя, скорее разочарованный, нежели ожесточенный; еще молодой, но весьма изощренный в «страстях»; чувствительный и независимый юноша, от которого отвернулись – или вот-вот отвернуться – и Фортуна, и Человечество.

…описание онегинского характера … все дальнейшие подходы к его раскрытию, представленные в романе … будут либо вариациями на эту тему, либо медленным, как во сне, дроблением ее истинного смысла.

Теперь поэт встречается со своим героем на равных и, перед тем как отмежеваться от него… показывает то, что их роднит.

«Я был озлоблен, он угрюм» - Сиюминутное дурное настроение автора (в беловой рукописи еще более свойское «я был сердит») противопоставляется типической угрюмости его старшего приятеля, Онегина.

ПИСАРЕВ:
Демонизм Онегина целиком сидит в его бумажнике. Как только бумажник опустеет, так Онегин тотчас пойдет в чиновники и превратится в Фамусова.

Итак, Онегин скучает не оттого, что он не находит себе разумной деятельности … а просто оттого, что у него лежат в кармане шальные деньги, которые дают ему возможность много есть, много пить…

Ум его ничем не охлажден, - он только совершенно нетронут и неразвит.
«науку страсти нежной» … О существовании других, более сильных страстей, - страстей, направленных к идее, он даже не имеет никакого понятия.

Жар своего сердца Онегин истратил на будуарные сцены и на маскарадные похождения.

ЛОТМАН:
Условий света свергнув бремя- Тема замены большого света дружеским кругом разрабатывается в поэзии Пушкина этих лет и отражает биографическую реальность.

МОИ ИНСИНУАЦИИ:

В эклектике первой главы это особенно не заметно – но вообще этот способ оживления полудохлого персонажа через «свидетельство очевидца» можно оценить как признание неудачи в его создании.

Этим схождением в зал хозяина заведения для оживления бизнеса, Пушкин, во-первых – косвенно подтверждает это, во-вторых – «понижает ставки». Дескать, никакого особого «героя нашего времени» он и не думал писать, а так, изобразил знакомца-оригинала, - и ничего более.

Пушкин понял, что из-под Байрона ему не выбраться, и – бросает Онегина, каков он в первой главе, такой же и в восьмой – оболочка без сердцевины. Пушкин обращается к созданию других, более «перспективных», оригинальных персонажей, и - находит свою Татьяну.

Она, конечно, тот еще образ («немыслима и невыразительна» В.Розанов), но, по крайней мере, Байрон про таких ничего не писал.

ЕЩЕ МНЕНИЕ О СТРОФЕ:
Пишет petrazmus : Еще одно лирическое отступление, доказывающее интерес Пушкина к самому себе, в положительном значении этот слова. И, одновременно, в строфе описывается нечто нереальное, точнее, несоответствующее времени, несинхронизированное. Все вроде понятно и можно объяснить. Но есть и ньюанс.
Встретились два молодых человека. Оба испытывают определенное разочарование в атмосфере или обстановке их окружающей, Оба принадлежат одному кругу, оба уже испытали игру страстей и у обоих уже «жар угас». И все это происходит на самом утре дней.
Но если посмотреть на ось времени, то выяснится, что период, в который молодые люди могли встретиться, познакомиться, подружиться, совместно разочароваться в окружающем, очень короток. Пушкин выпушен из лицея в 1818, а уже в 1820 был отослан из Петербурга. А ведь в это время он и стихи писал, и «гусарствовал», и в литературных обществах принимал участие, и досаду царя вызывал. И у него есть время для тонкого анализа Онегина и сближения с ним?
Нету времени. Поворот такой – чистый вымысел. Как и кино – не показывают же все 9 месяцев между свадьбой и рождением наследника….
Пушкину в этот его момент жизни нужен персонаж, с помощью которого он обрел бы собственное внутреннее равновесие. Он молод, по-хорошему неопытен, испытывает полярные впечатления от знакомства со светом (общественной жизнью), испытывает полярные же оценки себя обществом. Ему нужно на кого-то опереться, но не в смысле защиты, а в смысле «почувствовать спину или локоть соратников». Среди бывших лицейских друзей он не решается открыто их в романе обрести, ведь у них может и не быть такого желания, они могут не испытывать такой потребности. Да и дружба эта хоть и рождалась годами, но годами иной, детско-юношеской жизни. Не со всеми же будет и далее близость по жизни. Александр Сергеевич тактично их не зовет.
Онегин же не связан никакими прошлыми или настоящими условностями. Ему можно легко приписать симпатичные (себе) и близкие (себе) черты. Придуманному герою можно рассказать о своих сомнениях или колебаниях, не боясь непонимания, равнодушия, злорадства или даже насмешек. Ведь сам-то поэт был весьма резок на язык, как и легкораним. Если же кто-то из реальной жизни разгадает автора и попытается поиронизировать, то всегда можно защититься ссылкой на выдуманность, литературность.
Онегин в этой(!) строфе - фон, но не выявляющий, а маскирующий Пушкина. Онегин – это демонстрация не своей (Пушкина) исключительности, а своей (Пушкина) массовости, неединичности. Демонстрация того, что скепсис и критические (а по сути своей ИНЫЕ) взгляды – существуют. И с этим нельзя не считаться. За это нельзя карать и преследовать. А ведь именно так и произошло с поэтом - выслали то его не за критику или протест, а за другое видение. По молодости своей не может он спокойнее воспринимать это.
Как бы не был талантлив и велик Пушкин, он понимаете, что голос одного всегда тише, чем голос двоих-троих-многих. И эти голоса многих услышать легче. Онегин своеобразный усилитель, и одновременно опора для автора.
В сегодняшних реалиях - Пушкин великолепный политтехнолог и знаток методов СМИ.