ГОРЕ ОТ УМА

(Комедия, 1824; опубл. с пропусками — 1833; полностью — 1862)

София (Софья) Павловна Фамусова — центральный женский персонаж комедии; 17-летняя дочь хозяина московского дома, в котором разворачивается действие; после смерти матери воспитана «мадамой», старушкой Розье, которая за «лишних» 500 руб. перебралась воспитательницей в другой дом. Другом детства С. был Чацкий; он же стал героем ее первого отроческого «романа». Но за три года, что Чацкий отсутствовал, переменилась и сама С, и ее сердечная привязанность. С одной стороны, С. стала «жертвой» московских привычек и нравов, с другой — «жертвой» новейшей русской (и питающей ее руссоистской) словесности, карамзинской литературной школы.

Она воображает себя сентиментальной героиней «чувствительного» романа и потому отвергает и чересчур язвительного, не по-московски смелого Чацкого, и традиционно московского жениха полковника Скалозуба — ограниченного, но богатого (об этой партии мечтает ее отец). «Просчитав» С. и умело разыграв роль платонического воздыхателя, который готов до рассвета возвышенно молчать наедине с любимой, в ее сердце находит уголок Молчалин, угодливый секретарь отца и, по существу, приживал в доме Фамусовых.

В итоге ею недовольны все. И Чацкий, который не может поверить, что его С. очарована таким ничтожеством, и отец. Один винит во всем Москву с ее ретроградным влиянием, другой, напротив, объясняет все влиянием французским, модами Кузнецкого моста и чтением книг. Оба в какой-то мере правы. Не имея в отсутствие Чацкого возможности душевно развиваться, С. незаметно заражается «московским» духом — и одновременно подменяет свою личность условным образом модной героини. Она ведет себя то как Юлия из романа Руссо, то как московская кумушка; и над той, и над другой «маской» автор комедии иронизирует.

В 1-м д. Фамусов застает Молчалина (только что вышедшего из девичьей) в гостиной вместе с Софией; для отвода глаз С. придумывает сон, будто бы привидевшийся ей. Естественно, сон этот «построен» по законам баллады в духе Жуковского, которого Грибоедов печатно порицал, — и на место «жутких» бал-ладных персонажей подставлены совершенно для этого неподходящие Фамусов («Раскрылся пол — и вы оттуда, / Бледны, как смерть, и дыбом волоса!») и Молчалин («Тут с громом распахнули двери / Какие-то не люди и не звери, / Нас врознь — и мучили сидевшего со мной»). Повторяя привычный комедийный «ход», Грибоедов заставляет С. облечь балладный сюжет в неподходящий размер и стиль, в данном случае — басенный; а Фамусова — «процитировать» финал баллады Жуковского «Светлана»: «Где чудеса, там мало складу».

Во 2-м д., узнав о падении Молчалина с лошади, С. вновь ведет себя не как благовоспитанная барышня, а как влюбленная героиня романа — падает в обморок: «Упал! Убился!» Тем контрастнее выглядит ее типично «московское» поведение в 3-м д., во время бала, кода С. злобно обращает риторику Чацкого («От сумасшествия могу я остеречься») против него самого и распускает слух о помешательстве бывшего возлюбленного. Романическая маска сорвана, под ней — лицо раздраженной московской барышни.

И потому расплата ждет ее тоже «двойная», литературная и бытовая. В финале комедии развеется любовный дурман С, рухнет придуманный ею романный сюжет, а сама она узнает о своем удалении из Москвы. Происходит это в 11-м явл., когда С. случайно становится свидетельницей того, как Молчалин заигрывает с Лизой и оскорбительно отзывается о ней самой. Тут же является отец («...и дыбом волоса») в окружении слуг со свечами; балладный сон сбывается вживе; Фамусов обещает дочери выслать ее из Москвы «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов», а Молчалина — удалить («Нас врознь — и мучили сидевшего со мной»).

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» представлены нравы московских дворян начала 19 века. Автор показывает столкновение консервативных взглядов помещиков-крепостников с прогрессивными взглядами молодого поколения дворян, которые начали появляться в обществе. Это столкновение представлено в виде борьбы двух лагерей: «века минувшего», защищающего свои меркантильные интересы и личный комфорт, и «века нынешнего», стремящегося улучшить устройство общества за счет проявления истинной гражданственности. Однако в пьесе есть персонажи, которые нельзя однозначно отнести ни к одной из противоборствующих сторон. Таков образ Софьи в комедии «Горе от ума».

Противостояние Софьи фамусовскому обществу

Софья Фамусова – один из самых сложных персонажей в произведении А.С. Грибоедова. Характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» противоречива, потому что с одной стороны, она единственный человек, близкий по духу Чацкому, главному герою комедии. С другой стороны, именно Софья оказывается причиной страданий Чацкого и его изгнания из фамусовского общества.

Главный герой комедии недаром влюблен в эту девушку. Пусть теперь их юношескую любовь Софья называет ребячеством, тем не менее, она привлекла когда-то Чацкого своим природным умом, сильным характером, независимостью от чужого мнения. И он был мил ей по тем же причинам.

С первых страниц комедии мы узнаем, что Софья получила хорошее образование, любит проводить время за чтением книг, чем вызывает гнев своего отца. Ведь он полагает, что «в чтеньи прок-от не велик», а «ученье – вот чума». И в этом проявляется первое расхождение в комедии «Горе от ума» образа Софьи с образами дворян «века минувшего».
Увлечение Софьи Молчалиным также закономерно. Она, как поклонница французских романов, разглядела в скромности и немногословности этого человека черты романтического героя. Софья не подозревает, что стала жертвой обмана двуличного человека, находящегося рядом с ней только из личной выгоды.

В своих отношениях с Молчалиным Софья Фамусова проявляет такие черты характера, которые ни один из представителей «века минувшего», включая и ее отца, никогда бы не осмелился проявить. Если Молчалин смертельно боится обнародовать эту связь перед обществом, так как «злые языки страшнее пистолета», то Софья не страшится мнения света. Она следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Такая позиция роднит ее с Чацким.

Черты, сближающие Софью с фамусовским обществом

Однако Софья – дочь своего отца. Она воспитана в обществе, где дорожат лишь чинами и деньгами. Та атмосфера, в которой она росла, безусловно, оказала на нее влияние.
Софья в комедии «Горе от ума» сделала выбор в пользу Молчалина не только из-за того, что она увидела в нем положительные качества. Дело в том, что в фамусовском обществе женщины властвуют не только в свете, но и в семье. Стоит вспомнить пару Горичей на балу в доме Фамусова. Платон Михайлович, которого Чацкий знал активным, деятельным военным, под влиянием своей жены превратился в безвольное существо. Наталья Дмитриевна за него все решает, за него дает ответы, распоряжаясь им, как вещью.

Очевидно, что и Софья, желая доминировать над своим супругом, выбрала на роль будущего супруга Молчалина. Этот герой соответствует идеалу мужа в обществе московских дворян: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

Трагедия Софьи Фамусовой

В комедии «Горе от ума» Софья является самым трагичным персонажем. На ее долю выпадает больше страданий, чем даже на долю Чацкого.

Во-первых, Софья, обладая от природы решительностью, смелостью, умом, вынуждена быть заложницей того общества, в котором родилась. Героиня не может позволить себе отдаться чувствам, не взирая на мнение окружающих. Она воспитана в среде консервативного дворянства и будет жить по законам, диктуемым им.

Во-вторых, появление Чацкого угрожает ее личному счастью с Молчалиным. После приезда Чацкого героиня находится в постоянном напряжении и вынуждена защищать возлюбленного от язвительных нападок главного героя. Именно желание сберечь свою любовь, уберечь Молчалина от осмеяния толкает Софью на распространение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?» Однако способной на такой поступок Софья оказалась только из-за сильного влияния того общества, в котором она живет и с которым постепенно сливается.

Во-третьих, в комедии происходит жестокое разрушение образа Молчалина, сложившегося в голове Софьи, когда она слышит его разговор со служанкой Лизой. Главная ее трагедия заключается в том, что она полюбила подлеца, который играл роль ее любовника только потому, что это могло стать выгодным ему для получения очередного чина или награды. К тому же разоблачение Молчалина происходит в присутствии Чацкого, что еще больше ранит Софью как женщину.

Выводы

Таким образом, характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» показывает, что эта девушка по многим качествам противопоставлена своему отцу и всему дворянскому обществу. Она не боится выступить против света, защищая свою любовь.

Однако эта же любовь заставляет Софью защищаться и от Чацкого, с которым она так близка по духу. Именно словами Софьи очернен Чацкий в обществе и изгнан из него.

Если все остальные герои пьесы, за исключением Чацкого, участвуют только в социальном конфликте, защищают свой комфорт и привычный для себя уклад жизни, то Софья вынуждена бороться за свои чувства. «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»», – так писал И.А. Гончаров о Софье. К сожалению, в финале получается, что борьба героини за право любить была напрасной, ведь Молчалин оказывается недостойным человеком.

Но и с таким, как Чацкий, Софья не обрела бы счастья. Скорее всего, она будет выбирать в мужья человека, соответствующего идеалам московского дворянства. Сильному характеру Софьи требуется реализация, которая станет возможной при муже, позволяющем командовать и руководить собой.

Софья Фамусова – самый сложный и противоречивый персонаж комедии Грибоедова «Горе от ума». Характеристика Софьи, раскрытие её образа и описание роли в комедии пригодятся 9 классам при подготовке материалов для сочинения на тему образа Софьи в комедии «Горе от ума»

Тест по произведению

Характеристика Софьи с приведением афоризмов из произведения

Софья Павловна - дочь Фамусова.

Пребывает в состоянии счастья и влюбленности к секретарю Молчалину, который проживает в их доме ("Счастливые часов не наблюдают") .

Тщательно скрывает свою любовь от отца, потому что тот не одобрил бы ее выбора (Фамусов дочери: "Ах! Матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара") .

Романтична, рассудительна ("Подумаешь, как счастье своенравно! Бывает хуже, с рук сойдет; когда ж печальное ничто на ум нейдет, забылась музыкой, и время шло так плавно; судьба нас будто берегла; ни беспокойства, ни сомненья… А горе ждет из-за угла") .

Разборчива в кавалерах, хочет выйти замуж по любви, а не по расчету (про Скалозуба: "Куда как мил! И весело мне страх выслушивать о фрунте и рядах; он слова умного не выговорил сроду, - мне все равно, что за него, что в воду") .

Сейчас она влюблена в Молчалина, но до этого выражала сильные симпатии Чацкому - близкому другу семьи, с которым практически вместе воспитывались, и который прежде чем покинуть страну на три года с целью путешествия, признался ей в любви (Софья о Чацком: "Что помниться? Он славно пересмеять умеет всех; болтает, шутит, мне забавно; делить со всяким можно смех") .

Перед Чацким Софья не испытывает угрызения совести, считает теперь его как братом ("Я очень ветрено, быть может, поступила, и знаю, и винюсь, о где же изменила? Кому? Чтоб укорять неверностью могли. Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; привычка вместе быть день каждый неразлучно, связала детскую нас дружбой…")

Отзывается она о Чацком, пока он ее не начал преследовать, и тем самым раздражать, совсем неплохо: "Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив, вот об себе задумал он высоко… Охота странствовать напала на него".

Софья немного обижена на Чацкого за то, что он редко их навещал, но каждый раз пытался убедить ее в своих чувствах к ней ("Он съехал, уж у нас ему казалось скучно, и редко посещал наш дом; потом опять прикинулся влюбленным, взыскательным и огорченным"; "Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?")

Молчалин, по - сравнению, с Чацким представляется ей совсем другим: готовым жертвовать за других, скромным, застенчивым ("Кого люблю я, не таков: Молчалин за других себя забыть готов, враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело, ночь целую с кем можно так провесть!"

При встрече с Чацким после долгой разлуки ведет себя с ним сдержанно, весьма прохладно. После упоминания в разговоре о глупостях Молчалина, сильно раздражается на Чацкого ("Не человек, змея!"

После падения с лошади Молчалина, Софья не смогла сдержать чувств и упала в обморок, чем практически "открылась" перед всеми, Лиза защищает ее, обозначив, что барышня чувствительна на подобные происшествия ("Да-с, барышнин несчастен нрав. Со стороны смотреть не может, как люди падают стремглав") .

Чацкий реально почувствовал соперника и стал о нем нелестно отзываться ("Пускай себе сломал бы шею, вас чуть было не уморил") . Софья сильно разозлилась (Чацкому: "Убийственны холодностью своею! Смотреть на вас, вас слушать нету сил")

Чацкий продолжает невыносимо преследовать Софью, допытываться у нее кого же она любит, он ее очень сильно раздражает, она без устали защищает Молчалина в глазах Чацкого и открывает его достоинства (Софья про Молчалина: "Чудеснейшего свойства о наконец: уступчив, скромен, тих, в лице ни тени беспокойства и на душе проступков никаких, чужих и вкривь и вкось не рубит, - вот я за что его люблю".

Чацкий постоянно нападает на Молчалина. Наконец, Софья решает досадить Чацкому и пускает среди гостей мнение о том, что Чацкий сумасшедший, сплетня разлетается среди общества со скоростью света ("А, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себя примерить?") . Эта черта ее характера говорит о ее женской мстительности, злопамятстве. Понять ее можно, она защищала свою любовь. Жалко только, что в конце ее ждало горькое разочарование. Молчалин обманывал ее, он встречался с ней по расчету, вовсе не любил ее. Она сумела с достоинством выйти из неприятной ситуации отвергнув Молчалина после услышанного, хотя ей было нелегко (Софья Молчалину: "Нейдите далее, наслушалась я много, ужасный человек! Себя я, стен стыжусь. Ни слова, ради бога, молчите, я на все решусь") . Она не простила Молчалина и правильно сделала. Но с Чацким, она все - же поступила, на мой взгляд, жестоко. Ведь, зная нравы современного общества, она пошла на крайности: сформировала общественное мнение, уничтожив, тем самым, человека.

Сложно однозначно сказать, какая Софья Павловна. Её образ сложен и многогранен. Природа не обделила её положительными качествами. Софья достаточно умна, характер её силен и независим. Её горячее сердце не даёт ей прекращать мечтать. Софья давно привыкла, что она хозяйка в доме, и все должны это чувствовать, а значит подчиняться. Возможно, это от того, что она давно воспитывается без материнской любви.

Софья обладает самостоятельность и властным тоном, не смотря на свой юный, семнадцатилетний возраст. Речь её имеет даже некий отпечаток крепостных, ведь с ними она часто общается, но также и французские книги отложили свой отпечаток. Софью волнуют душевные переживания людей. Девушка воспитывалась французскими гувернантками.

Не смотря на свои положительные особенности, в обществе Фамусовых, всё это не находит развития. Благодаря своему воспитанию, она имеет общепринятые взгляды, думает так же, как и другие представители этого общества, которое привило ей ложь и лицемерность. Софья представляет себе людей только из своих наблюдений над людьми из книг, французских романов. Наверное, именно эта литература и оказало влияние на развитие в ней сентиментальности и чувственности. Из книг она подчеркнула все черты, которыми должен обладать герой её романа. Благодаря всему этому, она обратила своё внимание на Молчалина, который отдаленно напоминал героев из её любимых произведений. Другого идеала нельзя было встретить в этом окружении. Софья живёт настоящими чувствами. Пусть даже объект ее любви на самом то деле жалкий и убогий – всё это не даёт ситуации комедийный окрас. Скорее, наоборот, придаёт больше драмы и печали.

Софья поделил свой мир две части: предмет её обожания – Молчалин и всё остальное. Все её мысли заняты только им, особенно, когда его нет рядом. Не смотря на всё, любовь эта не приносит радости. Потому что девушка прекрасно понимает, что такого человека никогда не примет её отец. Эта мысль делает её жизнь невыносимой. Софье настолько тяжело жить с этими чувствами, что она готова рассказать о своей любви совершенно посторонним людям. Например, Лизе – служанке их дома, а потом и Чацкому. Для своей любви она выбрала человека безропотного. Именно так она представляет себе Молчалина. Но финальная сцена, где Софья Павловна становится свидетельницей проявления внимания Молчалина к Елизавете. Это разбивает ей сердце, унижает все её чувства. Становится понятно, что Софья хоть и разрывает с недостойным Молчалиным, но типаж этого мужчины остаётся для неё приоритетным.

Кратко для 9 класса

Сочинение Характеристика Софьи в комедии Горе от ума

После Отечественной войны 1812 года, когда русские войска дошли до Парижа и «глотнули» свободу, русское общество раскололось на два лагеря. Одни хотели продолжать жить по-старому. Это Фамусов, Скалозуб. Другие, в частности, молодое поколение в лице Чацкого, хотели жить по-новому.

Софья оказалась как витязь на распутье, не зная, кого же ей выбрать. Её воспитывали сам папенька Фамусов и мадам-француженка в лучших традициях московского общества. Танцы, пение, чтение французских сентиментальных романов - вот все радости её жизни. Начитавшись книжек, она перепутала свои девичьи фантазии и суровую жизненную реальность. Софья витает в розовых облаках и совсем не разбирается в людях. Не нравится ей тупой, хоть и богатый Скалозуб, но и язвительный Чацкий тоже по душе. Она сама остра на язык. Софья хочет мужа-мальчика, мужа-слугу. Вот Молчалин тот самый герой её фантазий. Он постоянно молчит, как девица, застенчив, не конфликтен. Тот факт, что Молчалин не таков на самом деле, ускользает от Софьи. Любовь, как водится, слепа и глуха.

Но про неё нельзя сказать, что она глупая. Она точно подмечает особенности окружающих людей. Так Скалозуб - тупой солдафон, который кроме армии ничего не знает. Такого мужа она не хочет. Отец - сварливый старый зануда, который тиранит подчинённых и слуг. Чтобы отмстить Чацкому за колкие реплики в адрес Молчалина, она говорит всем, что он сумашедший.

Эта комедия актуальна и сегодня. Многие девушки и женщины, начитавшись умных книжек, гороскопов, гаданий живут в ожидании своего придуманного принца. Наделяют его разными качествами. А реальных людей, не попадающих под эти шаблоны, попросту игнорируют или отвергают. Но вот беда, желанный принц не хочет быть таким, каким его придумала женщина. Он живой человек со своими недостатками, иногда очень сомнительными - бабник, пьяница, игрок, альфонс.

Мораль комедии такова - надо быть внимательнее к окружающим людям, принимать их такими, какие они есть, не «загонять» под свои рамки и стандарты. Тогда не будет горя от избытка ума.

Образ Софьи в комедии Горе от ума

Софья – это героиня повести Грибоедова «Горе от ума». Эта девушка является очень необычным персонажем в повести Грибоедова. Она – как порождение лжи, так и доброжелательности и силы, пусть и только внешней.

Софья – это девушка, которая является той, от которой шли все нити, как настроения, так и горя многих людей. Она, как кукловод умело пользовалась их слабостями, так и сильными сторонами. Она – манипулятор, если говорить современным языком. Но вместе с тем, с этими качествами и таким характером, Софья – красивая девушка, которая также и своей внешностью умеет пользоваться. У нее много поклонников, и недаром, ведь она сильна в этом.

Эта девушка – сильная личность, которая не упустит своего. Кроме того, по характеру, она еще и очень насмешлива, ее сарказм достигает многих ушей, она любит насмешничать, говорить какие-то шутки. Но она не слишком весела, можно точнее сказать, что она умеет говорить саркастически, ее иронии может кого-то как обидеть, так и сделать врагом ее.

Софья выросла в хорошей семье, богатой, всем обеспеченной, которая ни в чем не знала затрат сильных. Именно потому эта девушка молодая, выросла обеспеченной, яркой и смелой личностью. Она ничего не боялась, и умела умело лицемерить и лгать, когда понадобиться. И, в оправдание ее, можно сказать, что она не совсем виновата в этом, так как такие действия и черты характера были не в новинку в то время. Именно потому она еще и была таковой, потому что ее так воспитали, воспитали в такой среде, где по-другому быть и действовать нельзя было. Иначе – это вызывало толки и слухи, а также – презрение и недоброжелательность.

В комедии «Горе от ума» приводятся примеры личности, которая тоже является главным героем.

Вариант 4

А.С. Грибоедов был многогранной личностью. У него был уникальный талант дипломата, театрала. Александр Сергеевич писал стихи, поэмы, играл на нескольких инструментах. Даже сочинял музыку. До наших дней дошли два вальса его авторства. Но в историю мировой литературы Грибоедов вошел как автор одного произведения. Им стала комедия «Горе от ума», признанная критиками бессмертной.

Пьеса включила в себя три художественных направления: реализм, классицизм, романтизм. Традиции жанра сочетаются с более современными веяниями. Социальная комедия, в своей классической трактовке, предполагает однобокие образы персонажей. Каждый из которых обличает один какой-то порок. Но «Горе от ума» раскрывает читателю многогранные личности героев. Глупость, нелепое подражание иностранцам, солдафонство, угодничество, лизоблюдство, меркантильность, отсутствие собственного мнения, гонения на культуру и образование – все отразил автор в своих «живых» персонажах.

Основной конфликт пьесы – это противоборство «века нынешнего» с «веком минувшим». В первом лагере оказывается лишь Александр Андреевич Чацкий. Тогда, как во втором штабе – практически все остальные.

На фоне общественного конфликта разворачивается любовный треугольник. Он не похож на сюжет любовного романа. Мужчин двое, но ни один не претендует на идеал. Чацкий, при его уме, образованности, резок, не сдержан в речах, не всегда тактичен. Молчалин же низок, подл, неприятен. Но на его стороне симпатии героини.

Сама барышня тоже не похожа на классический образ. Софья – дочь крупного чиновника. Павел Афанасьевич – управляющий в казенном доме, богат. Для своего единственного ребенка хочет светлого будущего. Жених необходим «при чинах, да при звездах». Ни Чацкий, ни Молчалин этим критериям не соответствуют. Отец восклицает: «Кто беден, тот тебе не пара!»

А.С. Пушкин писал о Софье, что это неясный образ, плохо прописанный персонаж. Но это лишь на первый взгляд. Юная леди, на протяжении всего текста, играет роль буфера между двумя мирами. Она не относится к «фамусовскому обществу», хоть и воспитана в нем. Но и к «веку нынешнему» ее нельзя причислить. В этом ее роль ключевая. Ведь в конце воспитание одерживает верх.

Большинство гостей «фамусовского» бала носят говорящие фамилии. Но у Софьи выразительное имя, со значением «мудрая». Это авторская ирония.

Девушка не глупа. У нее хорошее воспитание. Отец нанимал «полк учителей». Но она рано лишилась матери, поэтому никто не занимался формированием души. Сейчас барышне семнадцать, она «расцвела», стала завидной невестой.

Соня смелая, решительная. Ей сложно держать свою любовь втайне. Не страшит родительский гнев и общественное мнение. Молодая особа восклицает: «Что мне молва!»

Она позволяет себе колкие, язвительные, остроумные высказывания с Чацким. Но нежно переживает за Молчалина. Лишается чувств, когда тот падает с лошади.

Выросла барышня на французских романах. Поэтому все добродетели приписывает своему избраннику, рисуя идеал. Возможно, поэтому выбор пал на небогатого молодого человека. Ведь в сентиментальных книгах возлюбленный всегда не ровня.

Девица не обладает особой душевной красотой, добродетелями. Но что-то в ней привлекает Чацкого, вызывая любовь. Быть может, сильный характер.

В конце сюжета Софья понимает, что ее избранник подлец. Винит себя во всем. Но Чацкий наверняка прав. Появится другой «низкопоклонник и делец», за которого Соня выйдет замуж.

Несколько интересных сочинений

  • Любовь и женщины в жизни Печорина в романе Герой нашего времени (отношение Печорина к женщинам)

    Григорий Печорин – главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Для полного раскрытия образа «лишнего человека» в произведение вводятся любовные линии.

  • Анализ Божественной комедии (произведения Данте Алигьери)

    Божественная комедия - знаменитое произведение с глубокомысленным содержанием писателя Алигьери Данте. Произведение включает в себя три части, в которых открывается содержание о предназначении любви

  • Мир не стоит на месте. Все движется вперед, развивается, эволюционирует, меняется. То, что казалось удивительным десять лет тому назад, сейчас реальность. А то, что было в порядке вещей вчера, сегодня уже стало историей.

  • Женские образы в романе Капитанская дочка (по повести Пушкина)

    В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрываются немного женских образа. Это сама капитанская дочка – Маша Миронова, ее мама Василиса Егоровна и императрица Екатерина II.

  • Сочинение Пудель Арто образ и характеристика в рассказе Белый пудель Куприна

    Один из героев рассказа А. И. Куприна Белый пудель отличается от остальных, хотя автор уделяет ему внимания не меньше, чем другим. Этот герой является собакой, порода которой вызывает умиление и нежность и у детей, и у взрослых.

Характеристика Софьи из комедии Грибоедова "Горе от ума".


Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший

Свежо предание, а верится с трудом.

А. С. Грибоедов

" Горе от ума " одно из самых злободневных произведений русской драматургии. Проблемы, поставленные в комедии продолжали волновать русскую общественную мысль и литературу много лет спустя после появления ее на свет.

" Горе от ума " - плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбе России, о путях обновления, переустройства ее жизни. С этой точки зрения и освещены в комедии важнейшие политические, моральные и культурные проблемы эпохи.

Содержание комедии раскрывается как столкновение и смена двух эпох русской жизни - века " нынешнего " и века " минувшего ". Границей между ними, на мой взгляд, является война 1812 года - пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов. После Отечественной войны в русском обществе сложились два общественных лагеря. Это лагерь феодальной реакции в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи в лице Чацкого. В комедии ясно показано, что столкновение веков было выражением борьбы этих двух лагерей.

Император панически боялся проникновения в Россию революционных идей - "французской заразы". Он мог давать обещания на Европейском сейме, но на родине до реальных шагов дело не доходило. Более того, внутренняя политика приняла репрессивные формы. И недовольство передовой русской общественности зрело исподволь, ибо твердая рука Аракчеева навела в стране внешний порядок. И этот порядок, это довоенное благоденствие, разумеется, радостно приветствовали люди типа Фамусова, Скалозуба, Горичей и Тугоуховских.

В самом название своей комедии "Горе от ума" Грибоедов закладывает основную идею произведения, мы уже можем понять, что всё в нём будет относиться к понятию "ум".

Грибоедов сам говорил что в его произведениях на 1 умного приходятся 15 глупцов. Мы понимаем, что здесь будет один единственный герой наделенный умом, а все люди его окружающие его будут теми 15-ю глупцами, о которых говорил Грибоедов.

И.А. Гончаров писал о комедии "Горе от ума", что это и "картина нравов, и галерея живых типов, и вечно жгучая, острая сатира, " в которой представлена дворянская Москва 10-20 годов 19 века. По словам Гончарова, каждый из главных героев комедии переживает "свой мильон терзаний". Переживает его и Софья.

Единственный персонаж, задуманный и исполненный, как близкий Чацкому,

Это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку..." В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго "не везло" в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: " Софья начертана неясно". И только Гончаров в "мильоне терзаний" в 1871 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.

Воспитанная Фамусовым и мадам Розье в соответствии с правилами воспитания московских барышень, Софья была обучена "и танцам, и пенью, и нежностям, и вздохам". Ее вкусы и представления об окружающем мире формировались под влиянием французских сентиментальных романов. Она воображает себя героиней романа, поэтому плохо разбирается в людях. Софья. отвергает любовь чересчур язвительного Чацкого. Не хочет стать женой тупоумного, грубого, но богатого Скалозуба и избирает Молчалина. Молчалин разыгрывает перед ней роль платонического влюбленного и может до рассвета возвышенно молчать наедине с любимой. Софья отдает предпочтение Молчалину, потому что находит в нем множество достоинств, необходимых для "мужа-мальчика, мужа-слуги, из жениных пажей". Ей нравится, что Молчалин застенчив, уступчив, почтителен.

А между тем девушка умна и находчива. Она дает верные характеристики окружающим. В Скалозубе она видит тупого, ограниченного солдафона, который "слова умного не выговорит сроду", который может рассуждать только о "фрунтах и рядах", "о петличках и выпушках". Она даже не может представить себя женой такого человека: "Мне се равно, что за него, что в воду". В отце Софья видит сварливого старика, который не церемонится с подчиненными и со слугами. Да и качества Молчалина Софья оценивает правильно, но, ослепленная любовью к нему, не хочет замечать его притворства..

Софья по-женски находчива. Она умело отвлекает внимание отца от присутствия Молчалина в гостиной, в ранний час утра. Чтобы замаскировать свой обморок и испуг после падения Молчалина с лошади, она находит правдивые объяснения, заявляя, что очень чувствительна к несчастьям других. Желая наказать Чацкого за его язвительное отношение к Молчалину, именно Софья распускает слух о сумасшествии Чацкого. Романтическая, сентиментальная маска сорвана теперь с Софьи и открывается лицо раздраженной, мстительной московской барышни.

Софья - лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она - так же как и ее антагонист Чацкий – натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок (об этом не знает героиня, но знают зрители) - это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника - все мысли только о скорой встрече; она может присутствовать на сцене, на самом же деле - вся душа ее устремлена к Молчалину. В Софье воплотилась сила первого чувства. Но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья внутренне уже готова к борьбе. Чувство настолько переполняет душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему в этой ситуации человеку - Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: "Да что мне до кого? до них? до всей вселенной?" Софье с самого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее рассказах-характеристиках). Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: "Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит... Да эдакий ли ум семейство осчастливит?" Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично, ко всему прочему. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей "ухаживания" Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена - это один из самых драматичных моментов всей пьесы.

Это наносит удар по самолюбию Софьи, и вновь обнаруживается ее мстительная натура. "Расскажу всю правду батюшке", - с досады решает она. Это еще раз доказывает, что любовь ее к Молчалину была не настоящей, а книжной, придуманной, но эта любовь заставляет ее пережить свой "мильон терзаний".

Мне, признаюсь, жаль Софью, потому что она не плохая девушка не безнравственная, но, к сожалению, оказалась жертвой той лжи, которая характерна для фамусовского общества, погубившего её.

Каждый человек, который прочитает эту "комедию" должен почерпнуть что то своё. Один может просто смеяться над шутками и остротами в сторону нашего дворянства, а другой более умный может и задуматься над смыслом этого произведения и может понять в чём истинное горе Чацкого.

Каждый человек должен сделать выбор Молчалин или Чацкий. Можно быть Молчалиным и молча подниматься по лестнице наверх. Или стать Чацким и всю жизнь спорить, бороться, добиваться своего, сражаться с беспросветной глупостью окружающих

Комедия "Горе от ума" вошла в сокровищницу нашей национальной культуры. Она и сейчас не утратила своей нравственной и художественной силы. Нам, людям нового поколения, понятно и близко гневное, непримиримое отношение Грибоедова к несправедливости, подлости, лицемерию, которые так часто встречаются и в нашей жизни.