Любви

матерей…

Велика и многообразна русская поэзия, сумевшая за время своего развития и существования вобрать в себя и вместить все бури социальных сотрясений и преобразований. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. В то же время она всегда умела уловить и выразить тончайшие и сокровенные движения души человеческой; и в суровые годины, поднимаясь до набатного грома, поэзия не обрывала свою чистую и тонкую мелодию влюблённого сердца; она открывала и укрепляла глобальные философские истины, потрясала существовавшие доселе представления о миропорядке.

Из этого великого моря, отразившего, кажется, все бездны, можно черпать беспрестанно – и не обмелеет оно вовеки. Не случайно, поэтому выходят у нас объёмистые сборники и целые тома стихотворений о товариществе и дружбе, любви и природе, солдатском мужестве и Родине. Любая из этих тем заслужила и получила своё полное и достойное воплощение в глубоких и своеобразных произведениях мастеров поэзии.

Но есть ещё одна святая страница в нашей поэзии, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, любой непотерявшейся душе, не забывшей и не отказавшейся от своих истоков, - это поэзия о матери.

Поэт Р. Гамзанов написал, преклоняясь перед матерью:

Встаньте все и выслушайте стоя,

Сохранённое во всей красе

Слово это древнее, святое!

Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!

Слово это сроду не обманет,

В нём сокрыто жизни существо,

В нём исток всего. Ему конца нет.

Встаньте, я произношу его: мама!..

Мама! Как ёмко, как прекрасно это слово! Максим Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя, вся гордость мира – от Матерей!»

Что может быть на свете священнее матери!..

С первого дня жизни ребёнка мать живёт его дыханием, его слезами и улыбками. Человек, ещё не сделавший ни шагу по земле и только-только начинающий лопотать, неуверенно и старательно складывает по слогам «ма-ма» и, почувствовав свою удачу, увидев радостную маму, смеётся, счастливый…

Солнце согревает всё живое, а материнская любовь согревает жизнь малыша. У мамы самое доброе и ласковое сердце. Вспоминаются строки из стихотворения Л. Николаенко:

Люблю тебя, мама, за что, я не знаю,

Наверно, за то, что живу и мечтаю,

И радуюсь солнцу, и светлому дню.

За это тебя я, родная, люблю…

Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.

Счастлив тот, кто с детства познал материнскую ласку и вырос под заботливым теплом и светом материнского взгляда; и до смерти страдает и терзается потерявший в начальные годы свои самое дорогое на свете существо – мать; и даже заканчивая свой вроде бы не зря и с пользой прожитый век, не может без слёз и горечи вспоминать об этой незажившей боли, об этом страшном уроне, каким отяготила его немилосердная судьба.

Не случайно всем сердцем мы откликаемся на поэзию Г. Лысенко, поэта из Владивостока, биография которого легко угадывается за строчками стихов: беспризорное послевоенное детство, небезоблачная юность… Поэтом написано стихотворение, посвящённое памяти матери:

Рукой отливку свеженькую трону:

Тепла ещё. Другую вспомню медь.

Мать перед смертью бросит в печь икону –

Тогда б и мне такого не посметь.

Тогда и мне ночь показалась длинной.

Мать умерла.

Я с дерзостью наивной

Винил во всём не бога, а врачей.

Поэт В. Казин свою непостижимую горечь и утрату показал в заключительных строках стихотворения «На могиле матери»:

Гнетёт и горе, и недоуменье,

Гвоздём засело в существо моё,

Стою – твоё живое продолженье,

Начало потерявшее своё.

С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери и почтительно оберегающего её старость; и с презрением - кто забыл о женщине, породившей и вырастившей его, и в горькую старческую пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или крове. Очень актуальным для таких людей будет стихотворение поэта А. Ремизовой о чувствах к матери «Берегите матерей»:

Прошу вас, берегите матерей,

Теплом укройте от житейской вьюги,

Их любовь во сто крат горячей,

Чем друзей и любимой подруги.

Мать возьмёт на себя вашу боль,

Все терзанья, смятенья и муки,

Мать положит в дорогу хлеб-соль

И протянет навстречу вам руки…

В печатной литературе, которая была первоначально уделом только представителей высших классов, образ матери долгое время оставался в тени. Может быть, причина такого явления проста и естественна: ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернеров, но и кормили, и дети дворянского сословия в отличие от детей крестьянских были искусственно отдалены от матери и вскармливались молоком других женщин; поэтому и происходило – пусть не вполне осознанное – притупление сыновних чувств, что не могло, в конечном счёте, не сказываться и на творчестве будущих поэтов.

Не случайно у не написано ни одного стихотворения о своей родительнице и столько прелестных поэтических посвящений няне Арине Родионовне, которую поэт часто называл нежно и бережно – «мамушкой».

Всем нам известны любимые пушкинские строки:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня…

И действительно, ничто человеческое не было чуждо Александру Сергеевичу. В этих строчках мы слышим его живой голос, переливы живого чувства поэта.

По-настоящему глубоко и сильно тема матери звучала в демократической поэзии. Николай Алексеевич Некрасов создал удивительно целый и ёмкий образ крестьянской женщины-матери. Достаточно вспомнить его стихотворения «…Есть женщины в русских селеньях», «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская», «Рыцарь на час», поэму-эпопею «Кому на Руси жить хорошо».

Облик матери уже в устной народной поэзии приобрёл пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельнице за всех обездоленных, оскорблённых и обиженных. Эту тему продолжил в своём творчестве. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» поэт описал любовь к детям крестьянской женщины Матрёны Тимофеевны. Смерть Дёмушки стала ужасной трагедией для матери. Все тяготы тяжёлой крестьянской жизни, смерть ребёнка всё же не могут сломить Матрёну Тимофеевну. Проходит время, у неё каждый год рождаются дети, и она продолжает жить, растить своих детей, выполнять тяжёлую работу. Матрёна Тимофеевна готова на всё, лишь бы защитить своих ненаглядных чад. Об этом свидетельствует эпизод, когда за провинность хотели наказать её сына Федота. Матрёна бросается в ноги к проезжавшему мимо помещику, чтобы тот помог спасти мальчишку от наказания. И помещик велел:

Подпаска малолетнего

По младости, по глупости

Простить…, а бабу дерзкую

Примерно наказать!

За что вытерпела наказание Матрёна Тимофеевна? За свою безграничную любовь к детям, за готовность пожертвовать собой ради них.

Традиции Некрасова были своевременно подхвачены и широко, и полнокровно разработаны не только такими поэтами, как И. Суриков, И. Никитин, но в ходе дальнейшего литературного процесса и более поздними авторами. Из них, прежде всего, следует назвать имя Сергея Есенина, создавшего удивительно искренние и эмоциональные стихи о своей матери, крестьянке по роду и занятиям, поэтому в чём-то продолжающей собой галерею некрасовских образов.

Одно из стихотворений С. Есенина «Письмо матери» адресовано самому близкому человеку на Земле и начинается с обращения:

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет…

… Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Образ стихотворения выражает мотив встречи. Из есенинских строк:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

можно узнать, что мать Есенина жива и с тревогой ждёт встречи с сыном.

В тяжёлые минуты жизни его сердце тянулось к родительскому очагу. Многие русские поэты не раз писали о матерях, но мне кажется, что есенинские стихотворения можно назвать самыми трогательными признаниями в любви «милой, родной старушке». Его строки полны пронзительной сердечности.

Мирный труд, продолжение рода, единение человека с природой – вот те идеалы, по которым должна настраиваться история. Всякое отступление от этой веками налаженной жизни грозит непредсказуемыми последствиями, приводит к трагедии, к несчастью.

Название этому несчастью – война. Радость жизни омрачается воспоминаниями об убитых и не вернувшихся. И сколько не будут простоволосые матери выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших и выцветших глаз ручьиться слёз – не замыть тоски! Именно о таких состарившихся, пригнутых к земле от неусыпного материнского горя написано немало стихотворений поэтами А. Твардовским, Я. Смеляковым, Д. Блынским, О. Берггольц, М. Максимовым, А. Дементьевым…

Невозможно без внутреннего трепета и глубокого соучастия читать исполненные высокого значения строки из стихотворения Некрасова «Внимая ужасам войны» о святых искренних слезах матерей:

…Святые, искренние слёзы –

То слёзы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей…

Эту тему продолжает А. Недогонов в стихотворении «Материнские слёзы» несмотря на то, что сын вернулся с войны:

…Пятый снег закружился, завьюжил дорогу

Над костями врага у можайской берёзы.

Сын седой возвратился к родному порогу…

Материнские слёзы, материнские слёзы!..

Иная эпоха продиктовала свои мотивы. Образ матери стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны. Кто более матери перенёс страданий в эту пору? Она теряла на фронте своих сыновей, переживала оккупацию и оставалась с малыми ребятишками на руках без хлеба и крова, она до изнеможения работала в цехах и полях и, всеми силами помогая Отчизне выстоять, делилась с фронтом последним куском. Всё она вынесла и превозмогла, и поэтому в нашем сознании понятия «родина» и «мать» давно слились воедино.

Прекрасный, отважный образ матери-героини описан в стихотворении «Мать»:

… И сама, как птица-мать, навстречу –

Отвести врага на малый срок.

И схватил один её за плечи,

А другой сорвал с неё платок.

Но какой огонь ещё был спрятан

В этой слабой, высохшей груди!

Усмехнулась, глядя на солдата:

Со старухой справился? Веди! –

Повели, поволокли на муки

За любовь и честь держать ответ.

Заломили ей, связали руки –

Руки, что трудились столько лет.

Что варили пищу, рожь косили,

Что соткали вёрсты полотна,

Что сынов-богатырей взрастили,-

Далеко сыны. Кругом война…

Били – не убили. Как собаку,

Бросили. Очнулась от росы.

Вот и ладно. Можно хоть поплакать,

Чтобы слёз не увидали псы…

Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма и даже трагизма и почти всегда, и прежде всего, звучал социально: если плохо матери, самому святому существу на земле, то можно ли говорить о справедливости мира?

Невозможно остаться равнодушным к поэме «Реквием».

Описать все ужасы ежовщины попросила её незнакомая женщина, так же как и, стоявшая в тюремных очередях в Ленинграде. И Анна Андреевна откликнулась. А иначе и не могло быть, ведь как она сама говорит:

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был…

Репрессии обрушились не только на друзей, но и на семью Ахматовой: был арестован и сослан сын – Лев Гумилёв, а затем муж – , а ранее, в 1921 году, был расстрелян первый муж – ёв.

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне… -

пишет она в «Реквиеме», и слышится в этих строках мольба несчастной женщины, потерявшей своих близких.

Перед нами проходит судьба матери и сына, образы которых соотнесены с евангельской символикой. Мы видим то простую женщину, у которой ночью арестовывают мужа, то библейскую Мать, Сына которой распяли. Вот перед нами простая русская женщина, в памяти которой навсегда останется плач детей, оплывшая свеча у божницы, смертный пот на лице любимого человека, которого уводят на рассвете. Она будет плакать по нему так же, как когда-то под стенами Кремля плакали стрелецкие жёнки. То вдруг перед нами образ матери, так похожей на саму Анну Ахматову, которая не может поверить, что всё происходит именно с ней – «насмешницей», «любимицей»… Разве могла она когда-нибудь подумать, что будет стоять трёхсотой в очереди в Кресты. А теперь вся её жизнь в этих очередях:

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой...

Не разобрать, кто «зверь», кто «человек», ведь арестовывают невинных людей, и все мысли матери невольно обращаются к смерти.

А потом звучит приговор – «каменное слово», и надо убить память, сделать окаменелой душу и снова учиться жить. И мать вновь думает о смерти, только теперь - своей. Она кажется ей спасеньем, и не важно, какой она примет вид: «отравленного снаряда», «гирьки», «тифозного чада», - главное, что она избавит от страданий и душевной пустоты. Эти страдания сравнимы лишь со страданиями Матери Иисуса, тоже потерявшей сына.

Но понимает мать, что это только безумие, ведь смерть не позволит унести с собой:

Ни сына страшные глаза –

Окаменелое страданье,

Ни день, когда пришла гроза,

Ни час тюремного свиданья…

Значит, надо жить ради того, чтобы назвать поимённо тех, кто погиб в сталинских застенках, вспоминать всегда и везде стоявших « и в лютый холод, и в июльский зной под красною ослепшею стеною».

В поэме есть стихотворение, называющееся «Распятие». В нём описываются последние минуты жизни Иисуса, его обращение к матери и отцу. Слышится непонимание того, что происходит, и приходит осознание, что всё происходящее бессмысленно и несправедливо, ведь нет ничего страшнее, чем смерть невинного человека и горя матери, потерявшей сына.

В поэме А. Ахматова показала свою причастность к судьбе страны. Известный прозаик Б. Зайцев, прочитав «Реквием», сказал: «Можно ль было предположить, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль – женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих – жёнах, матерях, невестах, вообще обо всех распинаемых?» И невозможно лирической героине забыть матерей, вдруг ставших седыми, вой старухи, потерявшей сына и не воплотить их образы в поэме. И звучит по всем погибшим в страшное время репрессий поэма «Реквием», как поминальная молитва.

Как скупо и трагично это звучит, как просто и близко всё к нашему времени. И опять в крови оживают мгновенно багровые отсветы недавних пожарищ, воют и грохочут смертоносные снаряды, слышатся крики ужаса и бессильные стоны. И над всем этим растерзанным и развороченным миром в молчаливой скорби вырастает согбенная фигура матери.

В 2005 году Лысенко Мила написала ещё один «Реквием по мальчишкам 131 майкопской бригады» к печальной дате 2 января 1995 года, когда наша жизнь взорвалась вместе с разрывами первых снарядов в Грозном. Её сын воевал на этой войне. Мать вспоминает: «Да, эти снаряды не только разорвали жизнь наших мальчишек, служивших в майкопской 131 мотострелковой бригаде, они разорвали жизни сотен, тысяч семей. Те, кто умер и те, что живы – мы всегда это помнить должны…» Вот как описывает Мила образ матери, любовь к сыну, память к детям в «Реквиеме по мальчишкам 131 майкопской бригады»:

…Асфальт в крови, огромные завалы…

Горят машины, пламя – словно днём!

А дома в телевизор смотрят мамы,

Моля судьбу: «Лишь только б не о нём!»

На почте прочитала телеграмму,

Сознанье потеряла вдруг она,

А это сын, храня здоровье мамы –

Ей не сказал, куда пошёл тогда.

А эта мать, своим не веря снам,

Ждала, и мысленно от пули заслоняя,

Теряя силы, алу шаль плела,

Как будто ею сына защищая.

И защитила, и нашла его,

Когда уже и силы на исходе,

В далёком городе контуженный лежал,

И всё ж живой, худой, но ходит, ходит!

Но как же много их, которые прождав,

Искать поехали своих родных мальчишек!

Как много месяцев ходили по дворам,

Расспрашивая, плакали всё тише.

Потом узнали их с большим трудом

Из тысячи таких же обожжённых,

Затем их хоронили всем полком,

Играя музыку на нервах оголённых.

И приходя сюда в десятый раз

Нам хочется сказать, роняя слёзы:

Родные, вы живые все для нас,

И будете живыми годы, годы!..

Даже в самые, казалось бы, спокойные времена над матерью висел и тревожил зловещий рок, поэтому русская мать из дальних веков несёт на себе печать вечной страдалицы. Благополучные люди, беззаботно купающиеся в своём счастье, редко поднимаются до понимания страданий ближнего; может быть, поэтому мать в нашей литературе, вдоволь хватившая лиха, чаще всего лицо сострадательное, способное понять и утешить обойдённого и непризренного, поддержать слабого и вселить веру в разочаровавшегося. О силе материнского чувства чётко и ёмко сказано в стихотворении Л. Татьяничевой «Сыновья»:

Мне говорят, что слишком много

Любви я детям отдаю,

Что материнская тревога

До срока старит жизнь мою.

Ну что смогу я им ответить –

Бесстрастным, как броня?

Любовь, мной отданная детям,

Сильнее делает меня…

Но, приобретая черты символа и выполняя огромную общественную миссию, мать никогда не теряла привычные человеческие черты, оставаясь радушной хозяйкой и умной собеседницей, старательной работницей и прирождённой песельницей, широкой в застолье и мужественной в горе, открытой в радости и сдержанной в печали, и всегда доброй, понимающей и женственной.

Материнство само по себе - целый мир.

Обобщая всё вышесказанное, преклоняясь перед поэтами, которые умело, искренне, с любовью описали образ матери, попытаюсь создать литературный портрет в нескольких строках стихотворения в прозе собственного сочинения: «Ты в моих помыслах такая! Небесная голубизна – светла, ясна. В прозрачности глубоких красок неизъяснимой чистоты, с глазами голубых мечтаний остановилась ты, подняв дитя, чтобы оно могло взглянуть на уходящий к роще путь в лучащемся тумане. А на лице твоём покой и благодать – две спутницы твои и каждой матери, которая готова страдать и ждать, когда дитя – ей, первой ей, произнесёт своё вот-вот родившееся слово.

Как не гордиться ей, одной из матерей, начальным зёрнышком огромной жизни, которому она дала родиться – как каждая на свете мать, что миру дарит детство, пренебрегая мукою своей. Так солнце дарит миру на рассвете свой первый луч, младенца нового земного дня. И тот, кто может взвесить на руке песчинку, незаметную в песке, способен ощутить весь вес планеты. Так и мать, своё дитя, подъемля – всю Землю держит. И только потому её святой позволено назвать».

По существу, образ матери в русской поэзии стал своеобразным эталоном женских достоинств. Щедрое воображение поэтов рисует нам существо почти безупречное, но язык не поворачивается сказать, что подобное пристрастие где-то порой неминуемо приводит к идеализации: ведь действительно мать была и остаётся личностью незаурядной!

Мать!.. Несомненно, это одно из самых глубоких и гармоничных созданий отечественной поэзии!

Литература

1. Гамзанов Р. «Встаньте все и выслушайте стоя…» //Векшегонова И. Мама. Стихотворения русских поэтов о матери. – М.: Молодая гвардия, 1980.- с. 39

2. Горький об Италии. – М.: Художественная литература, 1973.- с.59

3. Николаенко Л. «Люблю тебя, мама…» // Векшегонова И. Мама. Стихотворения русских поэтов о матери. – М.: Молодая гвардия, 1980.- с. 39

4. Лысенко Г. Рукой отливку свеженькую трону // Лысенко Г. Крыша над головой.- В.: Дальневосточное книжное издательство,1979.- с. 10

5. Казин В. На могиле матери // Векшегонова И. Мама. Стихотворения русских поэтов о матери. – М.: Молодая гвардия, 1980.- с. 107

6. Ремизова А. Берегите матерей // Научно-методический журнал «Классный руководитель», 2004 № 3.- с. 110

7. Пушкин // Пушкин. – М.: Детская литература, 1978. – с. 174

8. Некрасов на Руси жить хорошо // Некрасов. – Т.3.- М.: Правда, 1954. – с. 83-96

9. Есенин матери // Есенин. – М.: Художественная литература, 1985.- с. 76

10. «Внимая ужасам войны…» //Некрасов произведения. В 2-х т. Т. 1.- М.: Художественная литература, 1966. – с.110

11. Недогонов А. Материнские слёзы // Векшегонова И. Мама. Стихотворения русских поэтов о матери. – М.: Молодая гвардия, 1980.- с. 53

12. Твардовский // Твардовский. – М.: Детская литература, 1985. – с.18

13. Ахматова // Ахматова и поэмы.- М.: Молодая гвардия, 1989.- с. 147-157

14. Татьяничева Л. Сыновья // Векшегонова И. Мама. Стихотворения русских поэтов о матери. – М.: Молодая гвардия, 1980.- с. 39

15. Колесникова О. Ты в моих помыслах такая. Стихотворение в прозе // Колесникова О. Образ матери в поэзии.- Д.: 2008

Приложение к работе «Образ матери в поэзии»

Творческая работа учащейся II курса группы № 82

по профессии «Повар, кондитер»

Валуйской Анастасии Сергеевны

«Образ матери» (6 рисунков)


Литературная гостиная

Образ матери в русской культуре: музыке, живописи, литературе.

Ведущий 1. (Чуркина В.) Судари и сударыни! Дамы и господа! Приветствуем Вас на открытии литературной гостиной школы №73.

Начиная с 20-х годов XIX века, русская культура переживала необычайный подъём. Особый расцвет приобрела салонная культура. Среди дворян были образованнейшие люди, обладатели обширных библиотек, тонкие ценители мировой философской мысли, литературного и музыкального творчества. Аристократы собирали вокруг себя себе подобных.

Московский генерал-губернатор, князь Дмитрий Владимирович Голицын организовал у себя культурный салон, имевший большой успех. Один из поэтов пушкинского круга даже сокрушался: «Ну почему на наших сборищах так скучно, а у Голицына так весело?..»

Умение держать салон П. А. Вяземский называет «искусством». Эта элегантная и тонкая форма общественной жизни балансировала на грани серьёзности и развлечения, личного и публичного. Здесь все должны были чувствовать себя непринуждённо, но не выходить за рамки светских приличий. Хозяйками салонов обычно были женщины, так как именно женщины могли создать уютную, непринужденную атмосферу салона.

Ведущий 2. (Колесниченко А.) Сегодня наша литературная гостиная посвящена теме «Образ матери в русской культуре». Мы предлагаем вам поучаствовать в творческой лаборатории по созданию образа современной мамы. Перед вами мольберт с ватманом, карандаши, краски, фломастеры, маркеры и ваше воображение. По ходу действия вы можете подходить к мольберту и делать свои наброски.

Ведущий 1. С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего её старость; и презрением казним того, кто в горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или крове.

Ведущий 2. Родиться стоит поздно или рано
Хотя бы для того на этот свет,
Чтоб вымолвить впервые слово “МАМА”,

Которого священней в мире нет.

Эти слова мы решили взять эпиграфом к нашему вечеру, посвященному самому дорогому человеку на Земле - МАМЕ!

Звучит песня «Мама-первое слово» (из к/ф «Мама»)

Ведущий 1. В языках мира последовательности звуков ma, mama и им подобных во многих, часто совершенно между собой не связанных языках соответствуют слову “мать”.

Расул Гамзатов (Кириченко В.)


А по-аварски - ласково "баба".
Из тысяч слов земли и океана
У этого особая судьба.

Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг
И на устах солдата в час смертельный
Последним зовом становилось вдруг.

На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому
Слова другие, преклонив колени
Желают исповедаться ему.

Родник, услугу оказав кувшину,
Лепечет это слово оттого,
Что вспоминает горную вершину -
Она прослыла матерью его.

И молния прорежет тучу снова,
И я услышу, за дождём следя,
Как, впитываясь в землю, это слово
Вызванивают капельки дождя.

Тайком вздохну, о чём-нибудь горюя,
И, скрыв слезу при ясном свете дня:
"Не беспокойся, - маме говорю я, -
Всё хорошо, родная, у меня".

Тревожится за сына постоянно,
Святой любви великая раба.
По-русски "мама", по-грузински "нана",
И по-аварски - ласково "баба".

Ведущий 2. Мать во многих мировых культурах является символом жизни, святости, вечности, тепла и любви. Во все времена ее прославляли и воспевали художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, радостью…

Ведущий 1.

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках!

Самая прекрасная из женщин -

Женщина с ребенком на руках.

(Соколов Максим.) Известный философ и богослов Сергий Булгаков о знаменитой картине Рафаэля «Сикстинская мадонна» сказал следующее: «…здесь красота дивная, но человеческая красота, прекрасная молодая женщина, полная обаяния, красоты и мудрости, грядет твердой поступью с младенцем на руках… Женственность, материнство прекрасны. Про эту красоту Ренессанса (эпоху Возрождения) нельзя сказать, чтобы она могла «спасти мир», ибо она сама нуждается в спасении…»

(Нечаева Дарья) Какое это счастье, когда мама рядом. Как хорошо, когда можно обратиться к ней за советом, с любой радостью и бедой. Недаром в народе живёт много хороших, добрых слов о матери. Они передаются от поколения к поколению. Давайте, ребята, вспомним пословицы о матери.

1. Птица рада весне, а младенец – матери.

2. Нет милее дружка, чем родная матушка.

3. При солнышке тепло, при матушке добро.

4. В материнском сердце для всех детей ласки хватит.

(Филонов Александр) Благоговейное почитание Пресвятой Богородицы ведет начало от самых первых христиан, которые научились также любить и почитать Пречистую Матерь Христа, на Которую Он Сам указал как на Заступницу и Покровительницу их, когда с Креста усыновил Ей всех христиан в лице святого апостола Иоанна Богослова.

(Силко Дмитрий) Признание и почитание Божией Матери на Руси - это явление особое, это образ, невероятно дорогой для каждого православного. “Матушка-Заступница!” - говорим мы, взывая к Ней. Ее называем Милостивой, Благодатной, Всех Скорбящих Радостью, Скоропослушницей, Отрадой и Утешением. К Ней обращаем самую, наверное, задушевную и трогательную молитву: « Богородице, Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою...»

(Ильичева Екатерина) И это не удивительно, ведь не было и нет на Руси имени более благоговейно произносимого, любимого и прославленного после Господа, нежели Пресвятая Дева. Поэтому не могли русские поэты и писатели не обратиться в своем творчестве к образу Богородицы, не воспеть Ту, Которая является “честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим”.

(Ермашова Лиана ) Кроме того, между истинной поэзией и молитвой есть большое родство. Может быть, поэзия вообще когда-то очень давно родилась из слов молитвы, ведь так же парят и возносятся к запредельному рифмованные строки, облеченные в образы и отточенные в прекрасные формы, как и простые безыскусные слова молитвы, которыми любящая душа взывает к Богу и Пречистой Деве.

(Бородкин Валерий) Поэзия есть тихое чудо, возникающее в глубинах истинного поэта и истинного читателя. Что мы читаем и слышим, понимаем и принимаем у Афанасия Фета?

А. Фет

Аве, Мария – лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей

В тихом предстань сновидении ей!

Аве, Мария – лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха.

Презентация Аве, Мария! (под музыку Шуберт Аве, Мария!)

Ведущий 2. В аристократических салонах ковались таланты нескольких поколений русских поэтов, писателей, литераторов, композиторов, историков, художников: Батюшкова, Гнедича, Крылова, Гоголя, Жуковского, Карамзина, Лермонтова, Тургенева, Некрасова, Белинского, Толстого, Тютчева, Глинки, Брюллова, Кипренского.

Ведущий 1. Облик матери в русской поэзии приобрёл пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорблённых и обиженных. Эти качества материнской души отображены и воспеты ещё в русских народных сказках и народных песнях. Не оставили без внимания это и русские поэты как продолжатели традиций русской культуры.

Ведущий 2 .Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта, вырастающий в сказочный образ русской женщины, которая подарила поэту целый мир.

Сергей Есенин

ПИСЬМО МАТЕРИ

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревог,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, -
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Звучит песня «Мама - слово дорогое».

Ведущий 1. Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнские сердце, глаза, улыбка как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель. Мы с младенчества помним самые нежные, самые добрые руки мамы.

А.А. Фадеев Отрывок из романа «Молодая гвардия» (Матросов Е.)

Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил зимой, он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и грубее, руки твои, ведь им столько выпало работы в жизни, но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.

С того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты тихо в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжелый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе. Я помню, как они сновали в мыльной пене, стирая мои простынки, помню, как ты в тулупчике, зимой, несла ведра, положив спереди на коромысло маленькую ручку в рукавичке, сама такая маленькая и пушистая, как рукавичка. Я вижу твои с чуть утолщенными суставами пальцы на букваре, и я повторяю за тобой: «Бе-а-ба, ба-ба».

Я помню твои руки, красные от студеной воды в проруби, где ты полоскала белье, помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела. Потому что нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу!

Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И, когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые, святые руки твои!

Оглянись, мой друг, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать, не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь придет час, когда мучительным упреком сердцу обернется все это у материнской могилы.

Мама, мама!.. Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости...

Ведущий 2. Материнская любовь греет нас до старости, она окрыляет нас, придаёт силы, как отблагодарить наших матерей за их бессонные ночи, невыплаканные слезы, огорчения и боль, которые вольно или невольно мы причинили им. Ничем не измерить материнскую любовь. Низкий поклон вам, наши дорогие мамы! В честь вас ученицы 10 класса исполнят танец «Вальс цветов».

Танец. Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов» («Щелкунчик»)

Ведущий 1. Часто ли мамы слышат от нас слова благодарности, признания в любви? К сожалению, нет. Хотя, что нам стоит подойти к маме, обнять и поцеловать ее, спросить у нее, как прошел день, узнать о ее самочувствии, просто прижаться к ней.

"Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле"- так гласит Божья заповедь. Эта заповедь призывает нас беречь своих матерей.

Расул Гамзатов БЕРЕГИТЕ МАТЕРЕЙ! (Шмуль О.)
Воспеваю то, что вечно ново.
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.


И, моей не подчиняясь воле,
Рвется к звездам, ширится окрест…
Музыкою радости и боли
Он гремит - души моей оркестр.

Но когда скажу я, как впервые,
Это Слово-Чудо, Слово-Свет, -
Встаньте, люди!
Павшие, живые!
Встаньте, дети бурных наших лет!

Встаньте, сосны векового бора!
Встаньте, распрямитесь, стебли трав!
Встаньте, все цветы!.. И встаньте, горы,
Небо на плечах своих подняв!

Встаньте все и выслушайте стоя
Сохраненное во всей красе
Слово это - древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте!.. Встаньте все!
Как леса встают с зарею новой,
Как травинки рвутся к солнцу ввысь,
Встаньте все, заслышав это слово,
Потому что в слове этом - жизнь.

Слово это - зов и заклинанье,
В этом слове - сущего душа.
Это - искра первая сознанья,
Первая улыбка малыша.

Слово это пусть всегда пребудет
И, пробившись сквозь любой затор,
Даже в сердце каменном пробудит
Заглушенной совести укор.


Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем - исток всего. Ему конца нет.
Встаньте!.. Я произношу его: « М а м а

Ведущий 2. У каждого из нас своя мама, мамы у всех разные: голубоглазые и зеленоглазые, блондинки и брюнетки, высокие и маленькие. Но для нас они самые родные и близкие. Мы хотим вам представить презентацию из наших рисунков, на которых мы изобразили наших мам.

Презентация из рисунков обучающихся под музыку Аве, Мария Дж. Каччини

Ведущий 1. А вот какая у нас получилась мама 2017 года!

Ведущий 2. Судари и сударыни! Дамы и господа! Мы благодарим Вас за активное участие в нашей литературной гостиной. Следующая тема нашей литературной гостиной будет посвящена Великой Победе. Мы также предлагаем Вам принять участие в создании рисунков, стихов, рассказов на эту тему.

I .Введение……………………………………………………...….... стр. 2

II . Основная часть:

II .1Моя путеводная звезда……………………………….............стр. 3

II .2Женские образы в литературе………………………............стр. 4

II .3Бессмертие во времени………………………………….....стр. 5-7

II .4Святые страницы поэзии………………….…………....…стр. 8-10

II .5Литература, так много сказавшая о матери…………..стр. 11-12

II .6Искусства различны, но тема едина…………………...стр. 13-14

III . Микроисследование №1……………………………..…..… стр. 15

IV . Заключение……………………………………………………стр. 16

V . Библиографический список……………………………….…стр. 17

VI . Приложения

I . Введение.

Тема моей научно-исследовательской работы "Образ матери в художественной литературе”. Я решила написать эту работу, потому что мне было интересно понять, почему писатели, поэты, а также художники и музыканты нередко посвящают свои произведения матерям и делают их героинями рассказов, повестей, поэм, картин…

Мама… Это самое прекрасное слово, которое произносит ребёнок, и сердце у матери замирает. "Мама, мамочка”, - повторяет он, и женщина уже готова полететь, вырваться из своей телесной оболочки, готова закричать на весь мир о том, что человечек, которому она дала жизнь, произнёс её Имя. И это слово звучит на всех языках мира одинаково нежно: в русском "мама”, украинском "ненька”, в английском "mother ”, узбекском "аба”… Да, теперь на долгие годы слово "мама” в своих различных интерпретациях станет именем молодой женщины.

Слово "мама”- особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождает нас в зрелые годы, с ним мы уходим из жизни. Мама – это самый дорогой, близкий, родной человек. Когда Валентина Терешкова вернулась из космического полета, ей был задан несколько неожиданный вопрос: "Кто ваш самый любимый человек?” Валентина ответила одним коротким, точным, красивым словом: "Мама”.*

Я считаю, что данная тема актуальна, так как наше время добавило определенные сложности и в без того непростые отношения "отцов и детей”. Я знаю не только любящих сыновей и дочерей, но равнодушных и жестоких, которые часто обижаются на своих мам, отталкивают их со своей любовью. А ведь именно любовь, данная нам матерями, делает нас более чуткими, восприимчивыми. Эта любовь чиста и невинна, как капля росы поутру и ее невозможно сравнить ни с каким другим чувством на Земле. Именно в материнской любви заключается живительная сила, способная совершать чудеса. Не в этом ли ее сила?

Задачи работы:

    Выявить личное отношение к матери.

    Рассказать, какое место занимают женские образы в художественной литературе.

    Определить, какую лепту внесли писатели и поэты, сказав так много хороших слов нашим матерям, и какое влияние оказывал образ матери на художников и музыкантов?

    Показать бессмертие образа Матери во времени.

    Провести микроисследование о взаимоотношениях моих сверстников с мамой.

1* Дайджест «Мамочка, любимая, родная» стр. 25.

1. Моя путеводная звезда.

Мама – это самый дорогой, близкий, родной человек, это самое святое, что есть в моей жизни и сейчас, и когда я стану взрослой. Я расту, находясь рядом с ней, и это рост не только физический, но и душевный. Мы вместе, рука об руку, поднимаемся по ступенькам совершенствования. Мама смотрит на мир с позиции зрелого, более опытного человека, а я хватаюсь за все, что вижу интересного в мире. Я думаю, что в наших разговорах рождается некая истина для нас обоих. И как только мы узнаем что-то новое, мы делимся друг с другом полученными знаниями. Моя мама все время стремится познать что-то новое, необычное, открыть для себя те жизненные процессы, которые происходят на Земле и во Вселенной. И я иду по жизненному пути рядом с ней, получая знания, к которым стремлюсь. Мы учимся вместе познавать жизнь во всех ее проявлениях.

Мы есть часть чего-то большого и светлого. Мы едины. Бывало так, что нас даже принимали за сестер, подруг, настолько нас это единство радует. И я твердо, гордо и уверенно могу сказать, что моя Мама – это не только мой Учитель, но и близкий Друг, который никогда не подведет меня, который всегда поможет и поддержит. Благодаря ей я знаю, что из любой ситуации есть выход, что на все можно взглянуть с другой стороны и понять, что не стоят душевной энергии мелкие человеческие неурядицы. И я знаю, что когда я выйду на «большую дорогу» жизни, то не опущу руки при первой неудаче, а вспомню ту любовь и доброту, которые подарила мне мама, и распустится в душе прекраснейший из цветков – благодарность.

Есть замечательные строки стихотворения Л. Константиновой о маме, которые я часто вспоминаю:

В розовом царстве далекого детства

Помню твое материнское сердце,

Сердце большое – такое надежное,

Жить без тебя стало бы невозможно!

Стала я старше, а ты стала ближе,

Образ прекрасный любовью насыщен.

Этой любовью к тебе я привязана,

Каждой ресничкой тебе я обязана.

Мне за такую любовь – невозможно

Не заплатить, не воздать подороже,

Эта любовь материнская значится.

Знаю – мой долг никогда не оплатится.

Многому в жизни меня ты учила,

Добрым примером, заботой растила!

Путь твой, как подвиг, мужеством светится,

Как я хочу с тобой в вечности встретиться,

Как не хочу я тебя потерять

В день, когда Господа будем встречать,

Но пока сердце мое может биться,

Буду сильней за тебя я молиться!*

2*Воздух детства и отчего дома…: стихи русских поэтов - М.: МОЛ. Гвардия с.337.

2 . Женские образы в литературе.

Что может быть на свете священнее имени матери!..

Человек, еще не сделавший ни шагу по земле и только-только начинающий лопотать, неуверенно и старательно складывает по слогам "ма-ма" и, почувствовав свою удачу, смеется, счастливый…

Почерневший от бессонной работы хлебороб прижимает к пересохшим губам пригоршню такой же темной земли, довольно родившей ржи и пшеницы, благодарно произносит: "Спасибо, кормилица – мать…”.

Солдат, наткнувшийся на встречный осколок и павший на землю, слабеющей рукой посылает последнюю пулю врагу: "За Родину-мать!”

Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.

Счастлив тот, кто с детства познал материнскую ласку и вырос под заботливым теплом и светом материнского взгляда; и до смерти страдает и терзается потерявший самое дорогое на свете существо - мать, и, даже заканчивая свой вроде бы не зря и с пользой прожитый век, не может без слез и горечи вспоминать об этой незажившей боли, об этом страшном уроне, каким отяготила его немилосердная судьба. Не случайно всем сердцем откликаемся мы на заключительные строки стихотворения Василия Казина "На могиле матери”:

Гнетет и горе, и недоуменье,

Гвоздем засело существо мое,

Стою - твое живое продолженье,

Начало потерявшее свое.*

С каким уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего ее старость. И с презрением казним того, кто забыл о женщине, породившей и вырастившей его, а в горькую старческую ее пору отвернулся от нее, отказал в доброй памяти, куске или крове.

А ведь по отношению человека к матери народ меряет свое отношение к человеку....

Нельзя не заметить, что при всем понимании и нередком сочувствии к бездетным женщинам народная литература хотя и беззлобно, однако не упускает случая потешиться над такими людьми. И зачастую одиноких старух, незнакомых с материнским чувством, изображают и сварливыми, и подозрительными, и скупыми, и черствыми. Наверное, прав был поэт С. Островой, сказав: "Самая прекрасная на свете - женщина с ребенком на руках”.*

Женские образы в литературе – это особая тема. Они играют разные роли в произведениях: иногда они являются непосредственными участниками событий, зачастую сюжет без них не имел бы такого эмоционального настроя, красочности. Но из всех женских образов, самый любимый нами – это образ матери.

3* Час мужества стр. 137.

4* Энциклопедия мысли стр. 195.

3 . Бессмертие во времени.

Народ всегда чтил Мать! В устной поэзии с древних времен ее облик наделен самыми светлыми чертами: она хранительница семейного очага, защитница собственных детей, радетельница за всех обездоленных и обиженных.

Не случайно в народе также живёт много хороших, ласковых слов о матери. Мы не знаем, кем они были сказаны впервые, но они очень часто повторяются в жизни и переходят из поколения в поколение: "Нет милее дружка, чем родимая матушка”, "При солнышке светло, при матушке тепло”, "Птица рада весне, а младенец матери”, " У кого есть матка, у того голова гладка”, " Маменька родимая – свеча неугасимая” и др.*

Сколько всего придумано и написано про мать, сколько стихов, песен, мыслей! Можно ли сказать что-то новое?!

Есть много примеров, когда героизм женщины-матери спасал своих детей, своих родных.

Один из таких примеров – это Авдотья Рязаночка из народного сказания о мужестве простой женщины – матери. Эта былина замечательна тем, что не мужчина – воин, а женщина – мать «выиграла битву с ордой». Она встала на защиту своих родных, и благодаря ее мужеству и уму «пошла Рязань на полону».

Вот оно – бессмертие истинной поэзии, вот она – завидная протяженность ее существования во времени!

Но в печатной литературе, которая по известным причинам вначале была уделом только представителей высших классов, образ матери долгое время оставался в тени. Возможно, он не считался достойным высокого слога, а может быть, причина такого явления более проста и естественна: ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернеров, но и кормилиц, и дети дворянского сословия, в отличие от детей крестьянских, были искусственно отдалены от матери и вскармливались молоком других женщин. Поэтому и происходило, пусть и не вполне осознанное, притупление сыновних чувств, что не могло, в конечном счете, не сказываться и на творчестве будущих поэтов и прозаиков.

Не случайно у Пушкина не написано ни одного стихотворения о своей родительнице и столько прелестных поэтических посвящений няне Арине Родионовне, которую, кстати, поэт часто называл нежно и бережно - "мамушкой". Самое известное из посвященийняне так и называется "Няне”:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты,

На черный отдалённый путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь…

5* Дайджест «Мамочка, любимая, родная» стр. 25.

6* А. С. Пушкин. Избранное. Стихотворение «Няне» - стр. 28.

По - настоящему глубоко и сильно тема матери зазвучала только в демократической поэзии. И здесь необходимо, в первую очередь, назвать имя великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, создавшего удивительно цельный и емкий тип крестьянской женщины - матери. Вряд ли кто ещё воспел женщину, мать и жену столь трепетно и благоговейно, как Некрасов. Достаточно вспомнить названия его произведений: "Есть женщины в русских селениях", "В полном разгаре страда деревенская”, "Орина, мать солдатская”, "Рыцарь на час”, "Внимая ужасам войны”, главу "Демушка” из поэмы "Кому на Руси жить хорошо”, которые уже одни сами по себе составляют своеобразную антологию…

Его стихи, обращенные к рано умершей матери ("Рыцарь на час”)*, быть может, самые проникновенные во всей мировой поэзии:

Повидайся со мною, родимая!

Появись лёгкой тенью на миг!

Всю ты жизнь прожила нелюбимая,

Всю ты жизнь прожила для других…

Я пою тебе песнь покаяния,

Чтобы кроткие очи твои

Смыли жаркой слезою страдания

Все позорные пятна мои! …

Мне не страшны друзей сожаления,

Не обидно врагов торжество,

Изреки только слово прощения,

Ты, чистейшей любви божество! …*

Невозможно без внутреннего трепета и глубокого соучастия читать исполненные высокого значения строки*:

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самогогероя…

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет.

Но где - то есть душа одна –

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы-

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей…*

7* Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений в 15 т. Т.2-Л. «Наука»,1981 - стр.258.

8* Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений в 15 т. Т.2- Л. «Наука», 1981 стр. 26

Мама… Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим! Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить ее нежный голос, ласковые руки, кроткие глаза.
Мама подарила нам , научила говорить и зажгла в сердце вечный свет песни. Поэтому с этим образом связано все самое дорогое для нашей души. Это родительский дом, яблони и вишни в саду, печальная река, душистый луг - все то, что носит название Родина.

Любовь к матери вдохновила многих писателей на . Т. Г. высочайшую и чистейшую красоту мира видел в женщине, в матери. женщины-любимой, женщины-матери часто представляется поэтом в образе звезды. Когда женщину унижают, издеваются над ней, порядочный молчать не может. Не молчал и .
Судьба крепостной в произведениях Шевченко всегда трагическая, так как такой она была у женщин в жизни поэта. Это и его родная мать, которую преждевременно «в могилу нужда и работа положила», это его родные сестры: Екатерина, Ирина и Мария, те «голубки молодые», у которых «в батрачестве слезинки побелели». Итак, женская несчастная судьба была для Великого Кобзаря не только общенациональной, а и личной трагедией.

Мать с ребенком всегда были для Шевченко наисветлейшим образом, эстетичным олицетворением красоты, нежности и благородства. Материнская любовь Анны из произведения «Служанка» такая могущественная, что эта женщина всю свою жизнь терпит наибольшее мучение для матери - живет возле сына и не смеет признаться ему, что она его родная мать.

От Шевченко украинская на протяжении веков пела и величальную песню матери. Так как мать - это воплощение красоты мира, его солнечности, беспредельности, животворности, непостижимости. Мать учила и учит нас! У каждого человека она является началом жизненного пути, началом доброты и совести.

Материнской любви и преданности, материнской печали и величию Малышко посвятил «Песню о полотенце». Мать провожает своего сына в далекую дорогу. Во взгляде ее - тревога и грусть, надежда на счастливое будущее сына, пожелание ему добра в неизвестном крае. Мать «ночей недоспала», полотенце сыну «к счастью, на судьбу дала».
Мать сокрушается, расставаясь с сыном, но верит в его светлую судьбу, и эту веру поэт воплощает в образе вышитого полотенца, которое символизирует жизненный путь человека и материнское благословение.

Малышко любил свою мать, а в ней - свое происхождение, род, дар, Родину. Эта любовь была, наверное, главнейшим источником его творчества, она предоставляла ему вдохновение и напоминала, во имя чего он работает, была сутью его мышления.
Кем бы мы в жизни не стали, на какую бы высоту не поднялись, мы всегда помним о маминой справедливой науке, ее сердце, отданное ребенку.

В стихотворении «Лебеди материнства» В. изображает образ матери. Вечно поглощенная заботами, всегда в заботах о своих детях, для которых, ее забота кажется волшебным видением:

Заглядывает в оконное стекло седыми глазами,
Материнская добрая ласка у нее за плечами.
Видим, как танцуют лебеди в доме на стене, как лопочут «крыльями и розовым пером», слышим мольбу, чтобы тихие звезды опускались на ресницы сыну. Весь мир в глазах матери фантастический. Мы ощущаем материнскую ласку и заботу о маленьком сыне. Пройдут года, жизнь новые поставит требования, новые хлопоты появятся у человека. Но за сыном «всегда будут странствовать глаза материнские и белокурый дом». И где бы ты ни был, любовь матери будет всегда тебя сопровождать.

Всем наилучшим, что есть в моей душе, я благодарен маме. Она научила меня ценить хлеб и соль, поднимать с пола нечаянно выпущенную крошку, быть честным и работящим.
Не хлебом единым живет человек.

Мама… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель. Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке.


По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:


«И если я легко стряхнул с годами С души моей тлетворные следы Поправшей всё разумное ногами, Гордившейся невежеством среды, И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и красоты, И носит песнь, слагаемая мною, Живой любви глубокие черты – О, мать моя, подвигнут я тобою! Во мне спасла живую душу ты!» (Из стихотворения «Мать»)


В поэме «Мать» Некрасов вспоминает, что ещё ребёнком, благодаря матери, он познакомился с образами Данте и Шекспира. Она же учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал – убавленное горе», то есть к крепостным. Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях: в поэме «Кому на Руси жить хорошо», в стихотворениях «В полном разгаре страда деревенская», « Орина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны».




Образ матери в творчестве С. Есенина. Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке. Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания сыновей-солдат. Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына.


В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать. «Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется – сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом».


В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет». Есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к матери. Все стихотворение пронизано неизбывной нежностью и трогательной заботой о ней: «Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне».


«Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя». М.Горький. С образом матери связана тема воскрешения человеческой души, тема второго рождения человека в романе А.М. Горького «Мать». Главный источник процесса перерождения – материнская любовь. Из желания быть ближе к сыну или, по крайней мере, не рассердить его, вырастает стремление понять его и помочь ему. Название романа выбрано писателем не случайно. Ведь именно мать /вечный образ/ является истинным, человечным, любящим, искренним образом.


«Россия удержалась благодаря матерям» старец Паисий Святогорец. Софья Николаевна из "Семейной хроники" С.Т.Аксакова, потомственная дворянка, жившая в конце XVIII-начале XIX вв., не смыкала глаз у постели тяжко больного сынишки, и лирическая героиня знаменитой песни времен Великой Отечественной войны "Темная ночь", вряд ли дворянского происхождения, делала то же самое. Мать, не спящая над ребенком, это вечный образ, на все времена. Просто плакавшие, жалевшие, любившие и трудившиеся не покладая рук матери, на самом деле своей самоотверженной жизнью вымаливали и детей, и мужей, и страну.


Не сосчитать светлых образов матерей, которые донесли до нас сказки и легенды, стихи и песни, рассказы и повести, романы и мемуары. "Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием, - писал в "Детских годах Багрова- внука" С.Т.Аксаков. - Ее образ неразрывно соединяется с моим существованием, и потому он мало выдается в отрывочных картинах первого времени моего детства, хотя постоянно участвует в них".


В повести « Последний срок » В.Распутин рассказывает о последних днях старухи Анны и о поведении её взрослых детей, «преждевременно» съехавшихся в родительский дом. Поражает огромное жизнелюбие старой крестьянки. Жизнь её была тяжёлой: разруха, голод, война. Женщина вырастила пятеро детей. Почувствовав приближение смерти, старуха Анна решила попрощаться со своими детьми. С горечью пишет автор о том, что забывают дети о своих матерях, забывают приехать, поздравить, послать письмо. А ведь матери нужно очень немногое: любовь и внимание детей. Хорошо, когда между матерью и детьми есть взаимопонимание, когда не только мать несёт ответственность за судьбу детей, но и дети являются её защитой и опорой.


Добра моя мать. Добра, сердечна. Приди к ней - увенчанный и увечный - Делиться удачей, печаль скрывать – Чайник согреет, обед поставит, выслушает, Ночевать оставит: сама - на сундук, а гостям кровать. Мне бы с тобою всё время ладить, Все бы морщины твои разгладить. Может, затем и стихи пишу, что, Сознавая мужскую силу, так, как у сердца меня носила, В сердце своем я тебя ношу. Я. Смеляков


«Я помню спальню и лампадку, Игрушки, теплую кроватку И милый, кроткий голос твой: Ангел-хранитель над тобой!" (И.А.Бунин "Матери")


Особенно часто образ матери встречается в произведениях для детей. Где-то она (как, скажем, в "Красной шапочке") – эпизодический персонаж. Где-то оказывается в центре сюжета. А где-то речь вообще идет о зимнем вечере, но как бы невзначай мелькнет сравнение месяца с мамиными сережками, и мама незримо появится на странице, и сразу станет теплей и уютней. Свет маминых глаз, тепло маминых рук, ласковый голос, нежная улыбка - эти выражения не приедаются, не кажутся избитыми, потому что они подлинны, органичны, в них нет жеманства. Душа - с радостью или с тоской - но всегда откликается на них.


"Мама спит, она устала... Ну, а я играть не стала! Я волчка не завожу, А уселась и сижу (Е.Благинина) Поёт моя мама Всегда за работой, А я ей всегда Помогаю с охотой! (М. Садовский) Все я делаю для мамы: Для нее играю гаммы, Для нее хожу к врачу, Математику учу. (А. Барто)




Одно из своих стихотворений посвятила маме ученица 8 «а» класса нашей школы Василиса Ягодина: «Не обижайте мам своих, За многое цените, уважайте! Не обижайте мам своих, За порицание прощайте. Ловите каждый миг любви, Дарите нежность и заботу. Она всегда поймет, простит, Пусть даже ей и на работу. Пусть будет гордость в их сердцах, А боль и страх пусть канут в Лету Пусть радуются они за нас, Ведь нет важнее их на свете!»


В великом и неоплатном долгу все мы перед своими матерями, низко склоняем колени перед их мужеством, бесконечной добротой и нежностью. «Дождь в окошко стучит, как замерзшая птица. Но она не уснет, продолжая нас ждать. Я сегодня хочу до земли поклониться Нашей женщине русской, по имени МАТЬ. Той, которая жизнь подарила нам в муках, Той, что с нами, порой, не спала по ночам. Прижимали к груди ее теплые руки. И молилась за нас всем Святым Образам.


Той, которая Бога просила о счастье, За здоровье своих дочерей, сыновей. Каждый новый наш шаг – для нее был как праздник. И больнее ей было от боли детей. Из родного гнезда вылетаем, как птицы: Поскорее нам хочется взрослыми стать. Я сегодня хочу до земли поклониться. Нашей женщине русской, по имени МАТЬ. Ю. Шмидт


В фонде нашей библиотеки есть произведения о матерях: Айтматов Ч. Материнское поле//Айтматов Ч. Повести и рассказы / Ч. Айтматов. –М., – с Аксаков С.Т. Семейная хроника. Детские годы Багрова -внука. / С. Т. Аксаков. - М. : Художественная литература, с. - (Классики и современность) Белый А. Матери//Белый А. Стихотворения / А. Белый. - Саратов: Приволжское книжное издательство, с. 84 Блок А. Моей матери: стихи о прекрасной даме//Блок А. Лирика / А. Блок. – М. : Правда, –с. 50


Вознесенский А. Мать: Стихотворение//Вознесенский А. Ров: стихи, проза / А. Вознесенский. – М.: Советский писатель, – с. 224 Гончаров И.А. Обыкновенная история: Роман в 2-х частях. –М.: Художественная литература, с. (Классики и современники) Горький М. Мать//Горький М. Мать. Дело Артамоновых. / М. Горький. - Фрунзе: Кыргызстан, – с Есенин С. Молитва матери//Есенин С. Избранные произведения / С. Есенин. - Ленинград: Лениздат, – с Есенин С. Письмо матери//Есенин С. Стихотворения и поэмы / С. Есенин. - Ленинград: Лениздат, – с


Есенин С. Письмо от матери//Есенин С. Стихотворения и поэмы / С. Есенин. - Ленинград: Лениздат, – с Есенин С. Русь//Есенин С. Стихотворения и поэмы / С. Есенин. - Ленинград: Лениздат, – с Майков А. Мать//Майков А. Стихотворения и поэмы / А. Майков. - Ленинград: Лениздат, – с. 94 Мать и дети/Пер. А.Н. Майкова//Ушинский К.Д. Родное слово / К. Д. Ушинский. – М., – с. 126 Некрасов Н.А. В полном разгаре страда деревенская//Некрасов Н.А. Избранное / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Лениздат, – с


Некрасов Н.А. Внимая ужасам войны//Некрасов Н.А. Избранное / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Лениздат, – с Некрасов Н.А. Мать: Стихотворение //Некрасов Н.А. Избранное / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Лениздат, с. 210 Некрасов Н.А. Мать: Отрывок из поэмы//Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем. Художественные произведения. т. 4: Поэмы гг. / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Наука, с Некрасов Н.А. Орина, мать солдатская//Некрасов Н.А. Избранное / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Лениздат, – с


Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем. Художественные произведения. т. 3: Кому на Руси жить хорошо / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Наука, с. Распутин В. Последний срок//Распутин В. Повести / В. Распутин. – М. : Просвещение, – с (Библиотека словесника). Ушинский К.Д. При солнышке тепло, при матери добро//Ушинский К.Д. Родное слово / К. Д. Ушинский. – М., – с