Только через 187 лет после смерти – в августе 2002 года – многострадальное тело Саарти Баартман, известной в Европе, как «Чёрная Венера», перевезли на юг Африки и похоронили неподалёку от города Хэнки на уединённом холме. История Саарти весьма печальна. Она прожила всего 25 лет, была вывезена с Родины в Европу, где умерла после 5 лет унижений.

Точной даты и имени девочки, родителей которой убили нидерландские колонисты буры, никто не знает. Она осталась круглой сиротой во время захвата очередного поселения капских готтентотов на Востоке современной ЮАР. Но точно известно, что уже к началу 19-го века при освоении этих территорий все племена капских готтентотов истребили или обратили в рабство.


Девочке, которой впоследствии дали новое имя Сара, можно считать повезло – она осталось жива. Саарти (ласкательно-презрительная модификация от Сары), как её называли, стала рабыней в семье богатых бурских фермеров в Кейптауне. У неё был прекрасный музыкальный слух, что позволило ей быстро освоить язык своих хозяев. Она могла бы, вероятно, прожить спокойную жизнь рабыни, иметь семью и детей. Но случилось то, что, вероятно, должно было случиться.

Как-то на ферму заехал британский хирург Уильям Данлоп и обратил внимание на особенности фигуры Саарти - большие выпирающие ягодицы и ярко выраженные половые органы. Он предложил Хендрику Цезарю, брату хозяина Саарти, заработать, переправив этот ценный экземпляр в Лондон.


Описываемые события разворачивались в 1809 году, когда в Англии уже действовал закон о запрете работорговли. Поэтому для поездки Саарти в Лондон необходимо было не только формальное разрешение губернатора Капской колонии лорда Каледона, но и согласие Саарти. 20-летнюю девушку заверили, что, переехав в Великобританию, она сможет разбогатеть. Девушка согласилась, чем и определила свою дальнейшую судьбу.


Год 1810. Саарти привезли в столицу Великобритании и начали показывать обнажённой всем, кто хотел увидеть её диковинное тело. Конечно, за деньги. Именно с показов «готтентотской Венеры» (так называли Саарти в афишах) и взяла начало порочная практика создания , которая существовала ещё в начале 20-го века. О таких понятиях, как гуманизм, свобода и гражданские права, моральные устои в просвещённой Европе того времени не вспоминали, рассматривая африканцев, как дикарей.


Об унизительном положении Саарти Баартман узнали в «Африканской ассоциации» и сделали попытку добиться её освобождения. Для этого необходимо было доказать, что девушка находится в Лондоне как рабыня. Но когда на суде у Баартман спросили, «выставлялась ли она на публику с ее собственного согласия», она ответила, что выставлялась без какого-либо принуждения в обмен на получение части прибыли от показов. И формально это было правдой. Ведь в Лондон она приехала по своему желанию и получала с показов кое-какие деньги. Судом её отношения с Данлопом были квалифицированы как «контракт».

Прошло четыре года. Лондонская публика утратила к ней интерес и её продали французу по имени Рео, занимавшемуся дрессировкой животных.

В Париже она провела последние 15 месяцев своей жизни. Её продолжали выставлять на утеху публике. Вот только условия жизни оказались гораздо хуже, а хозяин – грубее.


Во Франции Саарти привлекла внимание учёных мужей, изучавших строение её тела. Директор Национального музея естественной истории Жорж Кювье анализировал и интеллектуальные особенности Черной Венеры. Из его отчёта следует, что у неё была прекрасная память, и она свободно владела голландским языком.


Через год Саарти надоела и парижанам, превратившись в объект насмешек, комедийных скетчей и злобных карикатур. Она пристрастилась к алкоголю, стала зарабатывать проституцией и в декабре 1815 года умерла то ли от оспы, то ли от сифилиса, то ли от пневмонии.


После смерти Саарти её останки не похоронили по христианскому обряду, хотя в 1811 году её окрестили в соборе Манчестера. Тело её препарировали, расчленяли, изучали и демонстрировали во время лекций по антропологии в качестве «доказательства» того, насколько негры близки к обезьянам. Скелет, мозг и другие фрагменты были заспиртованы и до 1974 года выставлялись в парижском Музее человека.


Только в 1994 году, когда президентом ЮАР стал вышедший из тюрьмы Нельсон Мандела, по его официальному запросу останки Саарти вернули на Родину. А во Франции эту проблему обсуждали ещё долгие годы.

Ещё одна известная личность из Африки - , которым считается африканский император-каннибал, который ел своих оппонентов.

Древнейшая история Южной Африки известна довольно хорошо. На территории Южной Африки археологами найдены орудия эпохи палеолита.

Находки костных остатков древнейшего человека, изученные палеантропологами, доказывают, что вся южная оконечность материка была обитаема людьми уже в самую древнейшую эпоху. Найденные во множестве почти повсюду каменные орудия дают ясную картину постепенного развития и совершенствования каменных орудий вплоть до верхнего палеолита, а кое-где и неолита.

Бушмены

Ко времени появления в Южной Африке первых европейских поселенцев вся западная часть нынешней Капской провинции ЮАС была занята готтентотскими племенами, к востоку от которых жили племена бушменов. И те и другие по своему антропологическому типу составляют одну расу, называемую койсанской. Однако быт и культура этих народов были различны. Готтентоты - воинственные племена скотоводов. В культурном отношении они намного превосходили своих соседей бушменов. Бушмены были охотниками и вели весьма примитивную жизнь. Они не имели постоянных хижин; укрываясь на ночь в кустарниках, устраивали временные шалаши из веток. Поэтому первые голландские поселенцы и прозвали их бушменами («людьми кустарников»). Сами бушмены называют себя только по принадлежности к племени, без общего самоназвания.

Материальная культура бушменов отличалась исключительной бед- лостыо. Основным охотничьим оружием их были небольшой лук и стрелы с каменными наконечниками. Изучение техники изготовления этих наконечников показало, что они не отличаются от каменных орудий, найденных археологами и определяемых ими как орудия верхнепалеолитической вильтонской культуры. С появлением европейцев бушмены стали изготовлять наконечники, стрел из бутылочного стекла, которое они оббивали так же, как и камень. Они пользовались иногда и железными наконечниками, которые выменивали у своих соседей - готтентотов и племен банту. Все вооружение бушменского охотника состояло из лука и стрел, небольшого кожаного мешка для убитой дичи и крепкой палки. Единственной одеждой служила кожаная набедренная повязка. Бушмены не имели почти никакой домашней утвари. Воду, столь необходимую в сухих степях Южной Африки, они держали в сосудах из страусовых яиц. Из скорлупы этих яиц делали своеобразные бусы, которые очень высоко ценились среди них. Бушмены умели плести из растительных волокон небольшие мешочки, корзиночки и т. п.

Мужчины все свое время проводили на охоте за дичью. Единственным домашним животным, спутником охотника-бушмена была собака. В охоте бушмены были очень искусны и необыкновенно выносливы; известны случаи, когда бушмен преследовал антилопу в течение двух-трех суток и, настигнув ее, убивал первым попавшимся под руку камнем. Охотники применяли самые разнообразные ловушки, а также устраивали облавы на крупную дичь. При этом женщины и дети с ветками и пальмовыми листьями в руках выстраивались в два ряда, оцепляли район охоты и гнали дичь на охотников.

Бушмены пользовались также различными ядами, которыми отравляли наконечники стрел. Наиболее известны строфант и сок, выделяемый личинкой одного из видов жуков.

На скалах в Драконовых горах сохранились рисунки бушменов, изображающие пляски, сцены охотничьего быта и т. д. Один из наиболее известных рисунков изображает охотника, подкрадывающегося к группе страусов. Рисунки

Общественный строй бушменов изучен очень мало. Ко времени появления европейцев бушмены населяли районы Грикваленда в бассейне р. Оранжевая и районы к востоку от него. Из всех этих районов бушмены были безжалостно изгнаны. Голландские поселенцы по-настоящему охотились на них, истребляя мужчин и женщин, как диких животных. Бушмены загнаны теперь в безводные области пустыни Калахари, где обречены на вымирание. Прежде многочисленные племена теперь насчитывают по нескольку десятков человек, иные совсем истреблены. В библиотеке Кейптауна сохранились записи богатейшего фольклора бушменов хам- ка-кве, живших некогда в низовьях р. Оранжевая и теперь совершенно истребленных. По этим записям можно судить об их былой племенной организации.

Теперь бушмены живут небольшими группами в 50-150 чел., обычно родственников по отцовской линии. Каждая из них имеет определенную территорию, право охоты на которой принадлежит только ей. В сухое, голодное время года эти группы разделяются на небольшие ячейки по 10-12 чел. и во главе с опытными охотниками бродят по выжженной степи в поисках пищи. Какой-либо общеплеменной организации у бушменов сейчас нет, и лишь язык связывает членов племени. Всего насчитывается до 20 бушменских языков. Общая численность бушменов определяется сейчас около 7 тыс.

Готтентоты

Готтентоты составляют особую группу племен, близкую в некоторых отношениях к бушменам.

Основанием для объединения их служат некоторые антропологические признаки. Кроме того, лингвисты отмечают много общих черт в бушменских и готтентотских языках в области как фонетики, так и грамматического строя и словарного фонда. Объединяя готтентотов и бушменов в одну группу, антропологи говорят о койсанской расе, или расовом типе, лингвисты - о койсанской группе языков. Название это условно и составлено из слов кой + сан. Кой на языке готтентотов обозначает «человек», и готтентоты себя называют «кой- коин» («люди людей», т. е. настоящие люди). Вторая часть условного названия - сан. Своих соседей бушменов готтентоты называют сан, что является, повидимому, презрительным названием.

Хотя готтентоты и бушмены относятся к одной группе, тем не менее это совершенно различные народы. В середине XVII в., т. е. ко времени появления в Южной Африке первых голландских колонистов, готтентоты населяли всю южную оконечность Африки - от- мыса Доброй Надежды до р. Кеи. 1оттентоты представляли в то время многочисленную группу скотоводческих племен. Огромные стада крупного рогатого скота составляли их основное богатство. Кроме того, они разводили овец и коз. Внешний быт и обычаи готтентотов самого начала XVIII в. прекрасно описаны голландцем Петером Кольбом. Готтентоты жили в плетенных из прутьев круглых хижинах, сверху покрытых шкурами. Хижины располагались по кругу, внутрь которого загонялся скот. Первые голландские колонисты такие поселения называли краалями; в каждом из них жило 300-400 чел. Краали имели временный характер; когда пастбищ в окрестностях не хватало, население переходило на новые места.

Скот находился во владении больших патриархальных семей, некоторые из них имели по нескольку тысяч голов. Уход за скотом был обязанностью мужчин. Женщины приготовляли пищу и сбивали в кожаных мешках масло. Молочная пища была основой питания. Заботясь о сохранении поголовья скота, готтентоты избегали колоть скот, и мясную пищу доставляла им охота. Шкуры животных шли на одежду, утварь и пр., шкурами покрывали хижины, из них шили мешки и плащи.

Оружием служили копья с железными наконечниками, луки и стрелы, длинные метательные палицы - кирри. Все необходимые железные орудия готтентоты изготовляли сами. Они умели не только обрабатывать железо, но и плавить его из руды. Кольб так описывает технику обработки железа:

«Способ, каким они выплавляют железо из руды, состоит вкратце в следующем. Они выкапывают четырехугольную или круглую яму в земле около 2 футов глубинои и разводят там сильным огонь, чтобы раскалить землю. Когда вслед за тем они бросают туда руду, то разводят там вновь огонь так, чтобы от сильного жара руда расплавилась и стала текучей. Чтобы собрать это расплавленное железо, делают рядом с первой ямой другую на 1 или 1,5 фута глубже; и так как из первой плавильной печи в другую яму ведет жёлоб, то стекает туда по нему жидкое железо и там охлаждается. На следующий день они вынимают выплавленное железо, разбивают его камнями на куски и вновь с помощью огня делают из него все, что им угодно и нужно». Твердый камень заменял им наковальню, молот был каменный, на камне же они шлифовали готовый предмет. «Всякий,-- говорит Кольбе,- кто знает их стрелы и ассегаи, будет удивлен тем, что они сделаны без помощи молота, щипцов и других инструментов, и оставит всякую мысль о том, чтобы считать готтентотов глупыми и невежественными, при виде этих свидетельств их прекрасного здравого ума» 1 .

Готтентоты делились на много племен, каждое из которых говорило на своем особом языке. Во главе племени стоял вождь, руководивший всеми делами, при нем был совет из старейших членов племени. Среди готтентотов существовало уже значительное имущественное неравенство. Наряду с богачами, владевшими огромными стадами, были бедняки, имевшие одного-двух быков и нескольких овец или коз. У готтентотов существовало также рабство; захваченных на войне пленников не убивали, рабы наряду с бедняками пасли скот богачей.

Есть все основания предполагать, что бушмены и готтентоты населяли некогда всю южную и значительную часть Восточной Африки: на территории Танганьики до сих пор еще живут племена, языки которых близки к языкам бушменов и готтентотов. Очевидно, эти племена являются остатками прежнего населения Танганьики. Позднее всю Восточную и большую часть Южной Африки заселили племена негроидной расы г говорящие на языках банту.

Банту

Переселение банту относится к очень отдаленному времени. Во всяком случае, уже больше тысячи лет назад банту населяли восточные берега Африки вплоть до Наталя. Несомненно, что на всей территории Восточной Африки происходили постоянные передвижения племен, вызываемые самыми разнообразными причинами.

Некоторые племена банту двигались в южном направлении из районов нынешней Северной Родезии. На этом основании некоторые историки Южной Африки пытаются «доказать», что коренное африканское население банту Южной Африки - такие же завоеватели, как голландцы и англичане, которые, как известно, появились в Южной Африке одни в XVII, другие в XIX в. Так, профессор Брукс, «представлявший» в сенате ЮАС «интересы туземного населения», нагло заявлял, что «банту такие же завоеватели, такие же чужестранцы в Южной Африке, как и европейцы» 1 . Подобные заявления идеологов южноафриканского империализма вызывают возмущение даже среди буржуазных ученых, занимающихся историей Африки, языками и культурой народов банту. Автор грамматики басуто Э. Жакоте, например, пишет: «Племена басуто населяли эту страну в течение столетий. Теперь, однако, в так называемых историях принято утверждать, что басуто были лишь людьми, вторгнувшимися в их собственную страну. Скоро, наверное, будут утверждать, что европейцы прибыли туда до них и что басуто, а не буры Оранжевой республики были агрессорами. Это не книга по истории, и мы не собираемся разбирать войны между белыми и черными. Но мы хотим воспользоваться случаем для протеста против фальсификации истории Южной Африки, которая сейчас в полном ходу и которую можно найти даже в школьных учебниках... Мы хорошо понимаем, какому делу помогают этим» 1 .

Ко времени появления европейцев в Южной Африке (середина XVII в.) банту заселяли всю Южную Африку, исключая западную часть нынешней Капской провинции ЮАС, где жили бушмены и готтентоты. По всему юго-восточному побережью от р. Грейт Фиш до нынешней португальской колонии Мозамбик, ограниченные с севера Драконовыми горами, жили многочисленные племена, сложившиеся к началу XX в. в две народности- коса и зулу. В глубине страны, по ту сторону Драконовых гор, жили группы племен басуто и бечуана, населявшие всю страну между реками Оранжевая и Вааль и далее к северу, до долины р. Лимпопо, а также весь современный Бечуаналенд. В северной части нынешнего Трансвааля жило племя бавенда, а севернее его группа племен машона: макаранга, вазезуру, вандау и многие другие. Они населяли равнины нынешней Южной Родезии и прилегающую к ней часть Мозамбика вплоть до самого океана. В тропических лесах Мозамбика жили ватсонга; они составляли три группы, в состав каждой из которых входило множество отдельных племен.

Пустыня Калахари отделяла эту южную группу племен банту от немногочисленной группы племен, живших к западу от этой пустыни. К ним относились племена гереро - овагереро, овамбандьеру и др., близкие к ним по языку племена овамбо, овакуаньяма, овандонга и др. Среди них жили небольшие группы горных дама (или горных дамаров); они говорили на языках готтентотов, но по своему физическому типу были близки народам банту.

Племена банту к началу европейской колонизации стояли на значительно более высоком уровне развития, чем бушмены и даже готтентоты. Основным средством существования было скотоводство. Наряду со скотоводством племена банту знали развитое мотыжное земледелие. Из всех южноафриканских племен банту только гереро ограничивались скотоводством и не занимались земледелием.

Как и у племен банту, живущих в других местностях, большим подспорьем в хозяйстве служили сбор дикорастущих плодов и охота. Вооружение охотника состояло из метательного копья, топора, дубины и у некоторых племен - лука и стрел с железными наконечниками. Для ловли мелких животных и птиц ставили западни и силки. На слонов, буйволов, носорогов и т. п. организовывали коллективную охоту, облаву силами всей деревни, рода или даже целого племени. Для облавы строили два длинных частокола, сходившихся под углом, в углу оставляли выход, за которым была вырыта длинная глубокая яма. Дикие животные, загнанные в узкий проход, образованный частоколами, устремлялись в оставшийся свободный выход и попадали в яму. Иногда на звериных тропах, ведущих к водопою, устраивали ловчие ямы, прикрывали их слегка хворостом и травой, а на дне ставили острые отравленные колья.

Домашняя промышленность до европейского завоевания достигла значительного развития, и уже намечались первые шаги к отделению ремесла от земледелия. Из железа и дерева банту вырабатывали орудия труда и предметы домашнего обихода, из шкур животных шили одежду, делали щиты. Ткачества они не знали.

Железо выплавляли в крайне примитивных, небольших по размеру плавильных печах-ямах, куда руду закладывали вместе с древесным углем. Воздух подавался ручными мехами. Каждый мех представлял собою мешок; к одному его концу прочно, без зазоров, приделывалась деревянная трубка; другой конец, открытый, заканчивался двумя дощечками, которые при сжимании мешка плотно закрывали отверстие. Человек садился между двумя мехами и, открывая или закрывая их поочередно, создавал постоянный приток воздуха. Чистого железа получить таким способом сразу нельзя. Обычно выплавку производили повторно и получали довольно чистое железо. Молотки и клещи выделывались из железа. Железный молоток употреблялся только для легких работ; для ковки больших криц пользовались каменным молотом, наковальней служил прочный камень. Из железа вырабатывали мотыги, топоры, ножи, наконечники для копий и стрел, украшения (запястья и др.) и даже иглы без ушек. Плавили также медь, которая шла главным образом для изготовления украшений (браслеты, ожерелья). Искусством плавки металла обладали далеко не все, и не каждый мог обзавестись необходимыми приспособлениями и инструментом. Плавкой металла и кузнечным ремеслом занимались немногие, и они считались знатными членами общества.

Гончарный круг юго-восточным банту еще не был известен. Глиняную посуду делали, начиная со дна, путем наращивания глиняных колец; потом ее обжигали на костре, накладывая в середину сухой травы. После обжига поверхность посуды покрывали слоями красной охры и графита и ^полировали до блеска. Из дерева выделывали ручки для металлических орудий и инструментов, ложки, чашки и пр. Деревянные изделия, особенно чашки и кубки, украшались богатым геометрическим орнаментом. Бечуаны и некоторые другие племена придавали ручкам ложек вид фигур различных животных, особенно часто жирафы.

Из травы и камыша плели цыновки, маты, зернохранилища, корзины и многие другие предметы домашнего обихода.

Банту достигли высокого мастерства в обработке шкур и изготовлении дз них одежды. Мужчины и женщины носили каросс - род плаща или накидки из шкур, которым укрывались и по ночам 1 . Накароссы шлишкуры антилоп, газелей, серебристого шакала и других животных, реже быка. Снятую с убитого животного шкуру высушивали, очищали от мездры толченым песчаником и разминали руками, смазанными жиром, пока шкура не становилась мягкой и эластичной, как шелк. Свежую шкуру быка выделывали несколько по-иному: ее растягивали на земле, высушивали и затем очищали скребком от жира и мяса; ее разминала группа мужчин под звуки хоровой песни. Иногда на шкуру наносили геометрический орнамент. Кароссы родовой и племенной знати выделывались из шкур львов, пантер и шакалов; ношение этих шкур было привилегией знати и отличало ее от рядовых членов общины. Каросс носили мехом внутрь и закрепляли на плече завязками из кожаных ремешков.

Кроме каросса, носили набедренники и передники, обычно из мерлушки. Набедренник мужчины представлял собою треугольный кусок шкуры, длинный угол которого пропускался между ног и сзади прикреплялся к поясу. Женщины носили передник - короткий прямоугольный кусок шкуры. Такой же кусок шкуры, только с длинным разрезом посредине, прикреплялся сзади. Из шкур животных изготовляли сандалии и мешки для хранения и переноски продуктов, а кроме того, бечуаны изготовляли вместительные сосуды для доставки молока с отдаленных пастбищ.

Украшениями служили нитки бус, ручные, ножные и шейные кольца из железа или меди, разнообразные подвески, браслеты и налобные повязки. На голове носили меховые шапочки, а иногда плетенные из травы конические шляпы.

Южноафриканские племена банту до европейского завоевания вели натуральное хозяйство. Разделение труда было еще главным образом половозрастное. Мужчины занимались скотоводством, охотой и производством изделий из железа и дерева. Земледелие было делом женщин, но целину поднимали мужчины. На плечах женщины лежала почти вся хозяйственная работа по дому. Она носила воду, заготовляла топливо, размалывала на зернотерках просо, готовила пищу, варила пиво, поддерживала порядок и чистоту в хижине. Она занималась сбором дикорастущих плодов, изготовляла глиняную посуду, цыновки и т. д. При постройке хижины мужчины возводили остов, а все остальные работы предоставляли женщинам. Подростки пасли скот, помогали отцам или старшим братьям, а девушки под руководством взрослых женщин занимались домашним хозяйством.

Экономические связи выражались во взаимопомощи, в организации коллективной охоты и во внутриплеменном обмене изделиями домашней промышленности: изделиями кузнечного ремесла, глиняной и деревянной посудой, украшениями, оружием, зерном и скотом. Производства на рынок банту не знали, базаров не существовало. Обмен носил исключительно местный, случайный характер. Всеобщего эквивалента не было, но уже устанавливались определенные пропорции: за глиняный горшок отдавали столько зерна, сколько в нем помещалось; одинассегай приравнивался к быку.

Более значительно был развит межплеменной обмен. Вела его преимущественно родо-племенная знать, в руках которой скапливалось большое количество скота, шкур и разных изделий домашней промышленности; слоновая кость и шкуры некоторых животных были монопольной собственностью вождей племен, и только они могли обменивать их. Рядовые члены племени вели внешний обмен только с разрешения вождя и с уплатой ему некоторой доли.

Поддерживался оживленный обмен между племенами банту, с одной стороны, готтентотами и бушменами - с другой. В местности по среднему течению р. Оранжевая возникало нечто подобное ежегодным ярмаркам, на которых встречались бечуаны и готтентоты. Бечуаны «в дождливый сезон переходили отделявшую их от кой-коинов пустыню и приносили с собой табак, ложки и запястья из слоновой кости, медные кольца и браслеты, медные и железные ожерелья, топоры и копья с железными наконечниками, прекрасные кожаные кароссы и обменивали все это на скот» 1 . Готтентоты служили посредниками между племенами банту и бушменами, выменивая у последних страусовые перья и яйца, шкуры диких животных и рога. Не менее оживленный обмен имел место между зулусами н басуто. Басуто предлагали шкуры леопардов, страусовые перья, крылья журавлей и получали скот, мотыги, наконечники копий, медные кольца и ожерелья.

Сильный толчок развитию обмена дало появление португальцевТв Мозамбике, бурских колонистов на Капском полуострове, английских купцов в Натале и проникновение во внутренние районы охотников и скупщиков слоновой кости, купцов, миссионеров и путешественников, доставлявших продукцию европейской промышленности. Английский миссионер Р. Моффат сообщает, что хотя у матабеле право на торговлю с иноплеменниками и белыми принадлежало вождю - Моселекатсе, но женщины тайком приносили ему молоко и другие продукты, чтобы выменять европейские диковинки; как видно, монополия вождя уже оказывалась стеснительной и постепенно подрывалась. Европейские товары только еще начинали проникать к матабеле. 17 сентября 1857 г. Моффат писал жене, что видел первого матабеле в европейском костюме - старой куртке и коротких брюках; это был один из военачальников, близких к Моселекатсе, выехавший навстречу Моффату. Моселекатсе показывал Моффату две большие корзины, наполненные европейскими товарами: клетчатыми тканями, набивным ситцем, носовыми платками, оконными занавесками. Все это лежало без употребления; жены Моселекатсе не интересовались текстильными товарами, а сам он заботился прежде всего о приобретении ружей для защиты от буров, и фургонов, так как никаких транспортных средств у него не было.

Основной формой поселения большинства племен был крааль, в котором, как правило, жила одна большая семья. Все краали имели почти одинаковую круглую планировку: в центре крааля - скотный двор, огороженный частоколом, плетнем, каменной или глинобитной оградой. Кругом скотного двора в определенном порядке располагались хижины: ближе к выходу из скотного двора - хижина первой жены или матери, затем хижина второй жены, третьей, хижина детей и т. д. Около каждой хижины - пристройка для приготовления пищи и иногда другая пристройка - кладовая. Зерно хранилось в особых зернохранилищах - в ямах, стенки которых обмазывались глиной, или в огромных куполообразных корзинах на подмостках.

У бечуанов была принята иная форма поселения - крупные поселения, насчитывающие до тысячи и более хижин. В сущности это те же краали, но расположенные кучно. Вызывалось это недостатком в стране бечуанов источников воды, и население группировалось вокруг немногочисленных водоемов.

Жилищем южноафриканским банту служили круглые в основании хижины. Сооружали их следующим образом: длинные, тонкие жердочки закапывали в землю по кругу, вершины их нагибали, переплетали и связывали; на получившийся полусферический остов накладывали слой травы, связанной пучками. Этот остов поддерживался одним или несколькими столбами; в центре хижины устраивался очаг, а в крыше над ним - дымоход. Кровати, столы, стулья заменяли цыновки, маты из травы. Деревянных построек банту не знали. У некоторых племен, как бечуаны, встречались сложенные из камня хижины и глинобитные печи.

Вперед >>>

САМОЕ ЗАГАДОЧНОЕ АФРИКАНСКОЕ ПЛЕМЯ

Готтентоты, наверное, самое загадочное племя Африканского континента, в настоящее время проживающее в Южной и Центральной Намибии.

Небольшие сообщества готтентотов живут также в ЮАР.

Название племени происходит от нидерландского слова «hottentot», означающего «заика». Такое необычное название готтентоты получили за их своеобразный язык, похожий на щелканье птиц. Но, начиная с XIX века, людей этого племени стали называть кой-коин.

Готтентоты - народ поистине уникальный, В частности, это своеобразие проявляется в некоторых физиологических и анатомических особенностях кой-коин, Так, было установлено, что люди этого племени в холодное время года могут погружаться в состояние оцепенения, аналогичное анабиозу некоторых животных.

Не менее любопытны и анатомические особенности готтентотов. Так, они имеют относительно низкий рост - 150–160 сантиметров. Необычная у них и желто-медная кожа: она довольно быстро стареет, покрываясь многочисленными морщинами на лице, шее, коленях. Поэтому даже относительно молодой готтентот выглядит пожилым человеком. Своеобразны у них и кости конечностей: они почти цилиндрические.

Но главная особенность представителей племени кой-коин - стеатопигия: чрезмерное развитие подкожного жирового слоя на ягодицах. Причем, что тоже не менее удивительно, толщина жировых отложений у готтентотов меняется в зависимости от сезона года.

Но, видимо, самый загадочный анатомический феномен характерен для женщин племени кой-коин. Дело в том, что у многих из них половые губы имеют невероятную длину. Этот орган даже у невысоких готтентоток порой имеет длину 15 и более сантиметров. А у редких представительниц племени они свисают до самых колен. По этой причине данную аномалию иногда называют готтентотским передником. Поскольку ничего привлекательного в таком «достоинстве» нет, более того, оно мешает нормальным сексуальным отношениям, перед вступлением в брак половые губы обрезали до приемлемых размеров.

Кстати, археологи установили, что готтентотский передник имелся у женщин, которые жили семнадцать тысяч лет назад, Кроме того, в этих же захоронениях обнаружены также доказательства наличия в то время и стеатопигии у женщин некоторых африканских племен.

Живут готтентоты семьями в особых поселениях - краалях. Это своеобразная деревня, в которой по кругу располагаются круглые хижины диаметром 3–4 метра. Они сделаны из плотно переплетенных прутьев, сверху укрытых шкурами животных. В свою очередь, все поселение ограждено колючими кустарниками.

Главным богатством семьи является скот: чем его было больше, тем семья считалась богаче. Поэтому животных практически не использовали в качестве пищи. Основой же рациона готтентотов являлись молочные продукты: молоко, масло, творог. Ели они и мясо, но только диких животных, которых добывали на охоте.

Раньше одежда готтентотов состояла из кожаной накидки или шкуры; основным же видом обуви были сандалии. Все кой-коин любят украшения: причем мужчины носят браслеты из слоновой кости и меди, а женщины - металлические кольца и ожерелья из яичной скорлупы.

Поскольку в местах проживания готтентотов вода является особой ценностью, то моются они весьма оригинально: наносят на кожу слой влажного коровьего навоза, который после высыхания удаляется.

Что же касается семьи и брака, то раньше у кой-коин существовало многоженство. Однако уже в начале минувшего столетия на смену полигамии пришла моногамия. Однако до настоящего времени продолжает играть важную роль выкуп за невесту - «лобола»: основу его составляет скот или деньги в сумме, равной стоимости скота.

Сохранилось у готтентотов и особое отношение к роженице и ребенку: их, как и раньше, считают нечистыми. Для того чтобы стать чистыми, они подвергаются особому обряду, во время которого ребенка и мать смазывают прогорклым жиром, А поскольку этот обряд запрещает им мыться, то со временем их кожа обрастает толстым слоем грязи, которая со временем отваливается кусками. А все, что осталось, соскребается.

Из когда-то многочисленной народности в настоящее время сохранилось лишь несколько сообществ готтентотов, которые живут в резервациях, но при этом, как и когда-то их предки, продолжают заниматься скотоводством.

Каждая семья проживает в отдельном домике из 2-х комнат. Правда, мебель, как и посуда, у них довольно скромная. Что же касается одежды, то она тоже претерпела определенные перемены. Правда, если мужчины носят обычные европейские рубашки и костюмы, то женщины одеваются в цветные яркие платья.

<<< Назад
Вперед >>>

Африка - самый древний и загадочный континент нашей планеты, и самыми древними народами этого континента, как считают ученые, являются бушмены и готтентоты. В настоящее время их потомки обитают в пустыне Калахари и близлежащих областях Анголы и Юго-Западной Африки, куда они отступили под натиском народов банту и голландских поселенцев.

Готтентоты сегодня - это крайне малочисленная народность, их насчитывается не более пятидесяти тысяч человек. Но до сих пор они сохранили собственные обычаи и традиции.

Язык природы

Название племени готтентотов происходит от нидерландского слова hottentot, что значит «заика», и было дано за особый щелкающий вид произношения звуков. Европейским людям это напоминало речь обезьян, и посему они сделали выводы, что этот народ является чуть ли не переходным звеном между миром приматов и человеком. Согласно этой теории, и отношение европейцев к этому народу было сродни отношению к домашним или диким животным.

Однако современные генетические исследования установили, что среди этого народа сохранился характерный для первых людей тип Y-хромосомы. Это указывает на то, что, возможно, все представители рода Homo sapiens произошли от этого антропологического типа. Именно готтентоты и родственные им группы относятся к главной расе человечества.

Первые сведения о готтентотах мы находим у путешественника Кольбена, который описывал их вскоре после учреждения голландских колоний в их стране. Готтентоты в то время еще были многочисленным народом, разделенным на множество племен под управлением вождей или старшин; они вели кочевую пастушескую жизнь, группами в 300 или 400 человек, и жили в подвижных хижинах, составленных из кольев, покрытых циновками. Одежду их составляли сшитые вместе овечьи шкуры; оружием служили луки с отравленными стрелами и дротики или ассегаи.

Предания этого народа и некоторые этимологические указания дают право заключить, что некогда распространение готтентотов было несравненно обширнее. Воспоминания об этом удерживаются еще до сих пор в готтентотских названиях рек и гор. Когда-то им принадлежала вся Юго-Западная Африка.

Не черные, не белые

Для готтентотов характерно сочетание признаков черной и желтой расы со своеобразными особенностями. Представители этого племени невысоки - не более полутора метров ростом. Их кожа имеет желто-медный оттенок.

При этом кожа готтентотов очень быстро старится. Короткий миг расцветания - и после двадцати лет их лицо, шея и тело покрываются глубокими морщинами, что придает им вид глубоких старцев.

Интересно, что жировые отложения у готтентотов изменяются в зависимости от времени года. У женщин этой народности существуют анатомические особенности, которые европейцы называли «готтентотским передником» (увеличенные малые половые губы).

Объяснить происхождение этой природной анатомии никто не может до сих пор. Но вид этого «передника» вызывал отвращение не только у европейцев - даже сами готтентоты считали его малоэстетичным, и потому с древних времен у племен был обычай удалять его перед вступлением в брак.

«Венера готтентотов» -женщины этой народности обладали необычными формами

И лишь с приходом миссионеров ввели запрет на это хирургическое вмешательство. Но туземцы противились таким ограничениям, отказывались из-за них принимать христианство и даже поднимали восстания. Дело в том, что девушки с такими особенностями тела уже не могли найти себе женихов. Тогда сам папа римский издал указ, по которому туземцам было позволено вернуться к первоначальному обычаю.

Однако такая физиологическая странность не мешала готтентотам практиковать многоженство, которое переросло в моногамию лишь к началу XX века. Но и до наших дней сохраняется обычай выплаты «лобола» - выкупа за невесту скотом либо деньгами в сумме, эквивалентной его стоимости.

А вот у мужчин этого племени существует традиция ампутировать себе одну из тестикул, что не поддается научной логике - это делается, чтобы в семье не родилась двойня, появление которой считается проклятием для племени.

Кочевники и ремесленники

В древние времена готтентоты были кочевниками. Они передвигались с огромными стадами скота по всей южной и восточной части континента. Но постепенно их с традиционных территорий вытеснили негроидные племена. Готтентоты тогда обосновались в основном в южных районах современной территории ЮАР.

Скот был основным мерилом богатства этого племени, который они оберегали и практически не использовали для еды. У зажиточных готтентотов количество коров доходило до нескольких тысяч голов. Уход за скотом был обязанностью мужчин. Женщины готовили пищу и сбивали в кожаных мешках масло. Молочная пища всегда была основой питания племени. Если готтентоты хотели поесть мяса, то добывали его на охоте.

Дома представители этой расы строили из прутьев африканских деревьев и шкур животных. Технология постройки была проста. Они сперва закрепляли в специальных ямах несущие жерди, которые потом связывали горизонтально, и покрывали стены либо тростниковыми циновками, либо шкурами зверей.

Хижины были небольшими - диаметром 3 или 4 метра. Единственный источник света - низкая дверь, прикрытая циновкой. Основная мебель -кровать на деревянной основе с переплетением кожаными ремнями. Посуда - горшки, калебасы, черепаховые панцири, страусиные яйца. Каждая семья занимала отдельную хижину.

Гигиена готтентотов с позиции современного человека представляется чудовищной. Вместо ежедневного омовения они натирали тело влажным коровьим навозом, который после подсыхания удалялся.

Несмотря на жаркий климат, готтентоты освоили производство одежды и украшений. Они носили накидки из выделанной кожи или шкуры, на ногах - сандалии. Руки, шею и ноги украшали всевозможными браслетами и кольцами из слоновой кости, меди, железа и скорлупы орехов.

Путешественник Кольбен так описывал их способ обработки металла: «Выкапывают четырехугольную или круглую яму в земле около 2 футов глубины и разводят там сильный огонь, чтобы раскалить землю. Когда вслед за тем они бросают туда руду, то разводят там вновь огонь так, чтобы от сильного жара руда расплавилась и стала текучей. Чтобы собрать это расплавленное железо, делают рядом с первой ямой другую на 1 или 1,5 фута глубже; и так как из первой плавильной печи в другую яму ведет желоб, то стекает туда по нему жидкое железо и там охлаждается. На следующий день они вынимают выплавленное железо, разбивают его камнями на куски и вновь с помощью огня делают из него все, что им угодно и нужно».

Под белым гнетом

В середине XVII века началась экспансия европейцев на юг Африки (в район мыса Доброй Надежды): голландская Ост-Индская компания приступила к строительству форта Капстад, ставшего в дальнейшем крупнейшим портом и базой на пути из Европы в Индию.

Первыми, с кем столкнулись голландцы в районе мыса, были готтентоты племени кораква. Вождь этого племени Кора заключил первый договор с комендантом Капстада Яном ван Рибеком. Это были «годы сердечного сотрудничества», когда установился взаимовыгодный обмен между племенем и белыми пришельцами.

Голландские поселенцы в мае 1659 года нарушили договор, приступив к захвату земель (администрация разрешила им заниматься сельским хозяйством). Подобные действия привели к первой готтентото-бурской войне, в ходе которой был убит вождь готтентотского племени Кора.

В 1673 году буры убили 12 готтентотов племени кочоква. Началась вторая война. В ней европейцы играли на разногласиях между племенами готтентотов, используя одни племена против других. В итоге этих вооруженных столкновений численность готтентотов резко сократилась.

А эпидемия оспы, которую завезли на Черный континент европейцы, почти полностью выкосила коренной народ. В течение XVII-XIX веков готтентотские племена, населявшие южную оконечность Африки, были практически полностью уничтожены.

В настоящее время сохраняется всего несколько небольших племен. Они живут в резервациях и занимаются скотоводством. Несмотря на то, что некоторые утратили все особенности быта и культуры и приняли христианство, значительная часть из них сохраняет культ предков, почитает луну и небо. Верят они в Демиурга (небесного бога-творца) и почитают божеств безоблачного неба - Хума - и дождливого -Сума. Они сохранили богатый фольклор, у них есть много сказок, легенд, в которых еще живут воспоминания о былом величии.

Ирина СТЕПКИНА

Термин, употребляющийся для обозначения случаев чрезмерного развития малых половых губ, достигающих при этом необычайной величины и свисающих наподобие фартука в область промежности. Наблюдается как расовое явление у готтентоток, бушменок, а иногда и у европейских женщин.

Готтентоты - древнейшее племя в Южной Африке. Название его происходит от нидерландского hottentot, что значит «заика», и было дано за особый щелкающий вид произношения звуков. Для женщин этой расы характерны ряд признаков, выделяющих их среди остального населения планеты - это стеатопигия (излишнее жировое отложение в области ягодиц) и "египетский фартук", или "готтентотский передник" (цгаи), гипертрофия половых губ .

"Готтентотская Венера" впервые была описана Ле-Вальяном в отчёте о путешествиях 1780-1785 гг.: "У готтентоток есть натуральный передник, служащий к закрытию знака их пола...Они могут иметь длину до девяти дюймов, больше или меньше, смотря по летам женщины или по тем усилиям какие употребляет она на сие странное украшение..."

Жан-Жозеф Вирей так описывал этот признак. «У бушменок есть нечто вроде кожаного фартука, свисающего с лобка, закрывая половые органы. В действительности, это не более, чем удлинение малых срамных губ на 15 см. Они выступают с каждой стороны за большие срамные губы, которых почти нет, и соединяются сверху, образуя капюшон над клитором и закрывая вход во влагалище. Их можно поднять над лобком, как два уха». Далее он делает вывод, что этим «…можно объяснить естественную неполноценность негритянской расы по сравнению с белой».

Ученый Топинар, проанализировав особенности койсанской расы, пришел к выводу, что наличие «передника» совершенно не подтверждает близость этой расы к обезьянам, так как у многих обезьян, например, у самки гориллы, эти губы совершенно невидимы. Современные генетические исследования установили, что среди бушменов сохранился характерный для первых людей тип Y-хромосомы. Что указывает на то, что, возможно, все представители рода Homo sapiens произошли от этого антропологического типа и говорить, что готтентоты - не люди, по меньшей мере ненаучно. Именно готтентоты и родственные им группы относятся в главной расе человечества.

Что интересно, жировые отложения у готтентотов изменяются в зависимости от времени года. Женщины часто имеют непомерно развитые длинные половые губы. Такую особенность стали называть готтентотским передником. Эта часть тела даже у невысоких готтентоток достигает 15-18 сантиметров в длину. Половые губы иногда свисают до колен. Даже по туземным понятиям этот анатомический признак отвратителен, и с древних времен у племен был обычай обрезать половые губы перед вступлением в брак. А вот у мужчин этого племени существует традиция ампутировать себе одну из тестикул, что не поддается научной логике - это делается, чтобы в семье не родилась двойня, появление которой считается проклятием для племени.

После того, как в Абиссинии появились миссионеры и стали обращать в христианство туземцев, был введен запрет на такие хирургические вмешательства. Но туземцы стали противиться таким ограничениям, отказывались из-за них принимать христианство и даже поднимали восстания. Дело в том, что девушки с такими особенностями тела уже не могли найти себе жениха. Тогда сам Папа Римский издал указ, по которому туземцам было позволено вернуться к первоначальному обычаю.

Историческая драма французского режиссера Абдельлатифа Кешиша "Черная Венера" (2010) посвящена трагической судьбе готтентотской девушки Саарти Баартман (1779-1815), насильно вывезенной в Европу в 1810 г. хозяином-буром, где ее выставляли напоказ голой для увеселения досужей публики. Белых европейцев смешили гипертрофированные ягодицы несчастной дикарки; ученым-антропологам не давали покоя ее увеличенные половые губы .

Трагедия Саарти Баартман, окончившей свои дни уличной проституткой, и не получившей даже христианского погребения (ее тело было отдано для научных исследований, с него сняли прижизненный слепок, а кости выварили и хранили для антропологических измерений), потрясла многих европейских зрителей. В настоящее время останки "Готтентотской Венеры" Саарти Баартман возвращены на родину в Южную Африку.

НЕ НРАВИТСЯ, КАК​ ВЫГЛЯДЯТ ВАШИ ПОЛОВЫЕ ГУБЫ?

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ ПРО.