«Капитанская дочка» — исторический роман, написанный в форме мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Пушкин сумел донести до нас много интересных фактов из истории восстания Пугачева.

Характеристика главных героев «Капитанской дочки»

Описание главных героев «Капитанской дочки» поможет понять их характер, причины поступков.

Образ Петра Гринёва «Капитанская дочка»

Петр Андреевич Гринев – главный герой повести «Капитанская дочка». Сын отставного военного, простого, но честного человека, ставящего честь превыше всего. Воспитывает героя крепостной Савельич, учит - мосье Бопре. До 16 лет Петр жил недорослем, гоняя голубей
Его отец не может реализовать себя. Я думаю, так Пушкин наводит читателя к мысли, что и Петр Андреевич мог бы прожить жизнь самую обыденную, если бы не отцовская воля. В течении всей повести Петр меняется, из безумного мальчишки превращается сначала в утверждающего независимость юношу, а затем мужественный и стойкий взрослый человек.
В 16 лет он отправляет его с Савеличем в Белогорскую крепость, скорее больше похожую на деревушку, что бы тот «понюхал пороху». В крепости Петруша влюбляется в Машу Миронову, что сыграло немаловажное значение в формировании его характера. Гринёв не просто влюбился, а был готов взять всю ответственность за любимую. Когда он попадает в осаду правительственных войск, он отправляет Машу к своим родителям. Когда его возлюбленная осталась сиротой, Петр рискнул своей жизнью и честью, которая для него важнее. Доказал он это при взятии Белогорской крепости, когда, отказался от присяги Пугачёву и любых компромиссов с ним, предпочитая смерть малейшему отступлению от велений долга и чести. Оказавшись в этой критической ситуации, Гринёв стремительно изменяется, вырастает духовно и нравственно.
После встречи с Емельяном в Белогорской крепости Гринев становится более решительным и смелым. Петр все же молод, поэтому по легкомыслию не задумывается, как его поведение оценивается со стороны, когда они принимает помощь Пугачева в освобождении Марьи Петровны. Ради своей любви он просит генерала дать ему пятьдесят солдат и разрешение освободить захваченную крепость. Получив отказ, молодой человек не впадает в отчаяние, а решительно отправляется в пугачевское логово.

Образ Алексея Швабрина «Капитанская дочка»

Швабрин Алексей Иванович – дворянин, антипод Гринева в повести.
Швабрин смугл, нехорош собою, оживлен. Он служит в Белогорской крепости пятый год. Сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика). Отличается насмешливостью и даже презрительностью (во время первой встречи с Гриневым он очень насмешливо описывает всех обитателей крепости).
Герой очень умен. Несомненно, он образованнее Гринева. Швабрин ухаживал за Машей Мироновой, но получил отказ. Не простив ей этого, он, мстя девушке, распускает о ней грязные слухи (рекомендует Гриневу подарить ей не стихотворение, а серьги: «знаю по опыту ее нрав и обычай», отзывается о Маше, как о последней дурочке и т. д.) Все это говорит о духовном бесчестии героя. Во время дуэли с Гриневым, который защищал честь любимой им Маши, Швабрин. наносит удар в спину (когда противник оглядывается на зов слуги). Затем читатель подозревает Алесей в тайном доносе родителям Гринева о дуэли. Из-за этого отец запрещает Гриневу брак с Машей. Полная утрата представлений о чести приводит Швабрина к измене. Он переходит на сторону Пугачева и там становится одним из командиров. Пользуясь своей властью, Швабрин пытается склонить к союзу Машу, держа ее у себя в плену. Но, когда Пугачев, узнав об этом, хочет наказать Алексея, тот валяется у него в ногах. Подлость героя оборачивается его позором. В конце повести, попав в плен к правительственным войскам, Швабрин доносит на Гринева. Он утверждает, тот тоже перешел на сторону Пугачева. То есть в своей подлости этот герой доходит до конца.

Образ Маши Мироновой «Капитанская дочка»

Маша Миронова – молодая девушка, дочь коменданта Белогорской крепости. Именно ее имел в виду автор, давая название своей повести.
Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Интересна такая деталь: в повести приводится очень мало разговоров, вообще слов Маши. Это неслучайно, так как сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам. Наконец, в финале повести, спасая любимого Гринева, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы. Т.о., капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.

Образ Пугачева «Капитанская дочка»

Пугачев Емельян – вождь антидворянского восстания, называющий себя «великим государем» Петром III.
Этот образ в повести многогранен: П. и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения.
Образ П. дан в повести глазами Гринева – незаинтересованного лица. По мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя.
При первой встрече Гринева с П. внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым выражением лица.
Вторая встреча с П., в осажденной крепости, дает иной образ. Самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков. Здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. Создается ощущение, что П. играет, изображая «настоящего государя». Он, с царской руки, «казнит так казнит, милует так милует».
И только во время третьей встречи с Гриневым П. раскрывается полностью. На казачьем пиру исчезает свирепость вождя. П. поет свою любимую песню («Не шуми, мати зеленая дубровушка») и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. П. понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. Но все-таки надеется на лучшее: «А разве нет удачи удалому?» Но надежды П. не оправдываются. Его арестовывают и казнят: «и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу».
П. неотделим от народной стихии, он ведет ее за собою, но в то же время зависит от нее. Неслучайно первый раз в повести он появляется во время снежного бурана, среди которого он легко находит дорогу. Но, в то же время, он уже не может свернуть с этого пути. Усмирение бунта равнозначно смерти П., что и происходит в финале повести.

Петр Гринев - семнадцатилетний дворянин, прибывший на место службы в русскую армию и главное действующее лицо повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В ней рассказывается о жизненных перипетиях некоторых представителей русского дворянства, ставших участниками подавления крестьянского бунта под предводительством Емельяна Пугачева при Екатерине II. Основными положительными качествами юноши можно назвать честность, порядочность и искренность, его главный завет, которому он следует на протяжении развития все сюжетной линии в повести это «береги честь смолоду». Завет отца он пронесет через всю свою жизнь и он не раз придет ему на помощь в нелегких ситуациях.

Характеристика главного героя

(Плакат к фильму "Капитанская дочка" 1958г, драма, СССР )

Петруша Гринев родился в небогатой дворянской семье, был очень любимым и долгожданным ребенком. Он получил самое простое домашнее образование (грамоте его обучал стременной Савельич, французскому - нанятый на недолгое время нерадивый учитель-иностранец) и еще до своего рождения был записан офицером в Семеновский полк Российской Императорской гвардии в Петербурге. Достигнув шестнадцатилетнего возраста, Петр по указу строгого отца, офицера в отставке, желавшего чтобы тот пороху понюхал и стал настоящим мужчиной, отправляется в глухую и отдаленную Белогорскую крепость в Оренбургской губернии.

Несмотря на юный возраст Петр не по годам умен, благороден и честен, отличается добрым и великодушным сердцем. По дороге в крепость он встречает еще тогда никому не известного беглого казака Емельяна Пугачева и в ответ на оказанную им услугу одаривает заячьим тулупом. Став предводителем восстания в дальнейшем Пугачев помнит его добрый поступок и это спасает Гринёву жизнь, когда он попадает в плен к бунтовщикам.

(Гринев с Машей Мироновой )

Приехав на место службы, Гринев встречает дочку коменданта крепости Машу Миронову и влюбляется в неё, девушка отвечает ему взаимностью. У него возникает конфликт с другим офицером, Швабриным, который тоже имеет виды на дочь капитана Миронова, результатом их противоречий становится дуэль. На её кануне Петр правдиво и искренне описывает свое состояние, не бахвалиться и не кичиться своей храбростью и безрассудством, он обычный человек и перед поединком волнуется и не имеет такого холоднокровия, как ему бы и хотелось. Но он человек чести и должен принять вызов и защитить доброе имя своей возлюбленной.

Когда крепость осаждают пугачевцы, мужественный и непоколебимый Петр один из немногих готов защищать её до последней капли крови. Он храбро оказывает сопротивление бунтовщикам, а попав в плен он не просит пощады и милости. Петр гордо отказывается примкнуть к Пугачеву, ведь для него он настоящий преступник, который замахнулся на самое святое для такого русского офицера как Гринев - государственную власть. Счастливо избежав смертной казни, он уезжает из крепости и великодушно прощает Швабрина, ставшего на сторону повстанцев, не таит на него зла и не упивается своей победой.

По доносу злобного и мстительного Швабрина Петр попадет под правительственный арест и объявляется изменником Российского государства. Проявив всю силу и стойкость своего характера Гринев выдерживает все испытания и благодаря усилиям своей невеста Маши, которая просила за него саму императрицу, выходит на свободу и наконец воссоединяется со своей возлюбленной.

Образ героя в произведении

(Кадр из кинофильма по роману Пушкина "Капитанская дочка" )

На протяжении всей повести образ центрального персонажа Петра Гринева, от имени которого и ведется повествование, претерпевает различные изменения и находится в динамическом развитии: сначала это беззаботный, наивный и простоватый мальчишка, затем пытающийся самоутвердиться в этой жизни юноша и начинающий русский офицер, в конце - полностью сформировавшийся, решительный и взрослый мужчина, защитник и воин. Гринев - положительный герой, имеющий (как и все мы) как свои достоинства, так и недостатки (легкомыслие, лень, наивность и мечтательность, тяга к азартным играм, ссоры с Савельичем). Но все же он есть и всегда будет настоящим «воином добра», и правда всегда на его стороне.

Ведет рассказ от имени Гринева, скрываясь за ним и выдерживая от начала до конца простой, безыскусственный тон и язык. Гринев – не «герой» в классическом смысле этого слова, но далеко и не посредственность. Это один из тех многих офицеров, вышедших из простой дворянской семьи, на доблести и честности которых создавалась слава русской армии. Он получил домашнее образование, какое обычно в ту эпоху получали дети дворян-помещиков; в раннем детстве он был всецело на попечении крепостного Савельича , «за трезвое поведение пожалованного» ему в дядьки. Савельич научил его русской грамоте. Когда мальчик подрос, отец нанял учителя француза, выписав его из Москвы, «вместе с годовым запасом вина и прованского масла». Уже одна эта бытовая подробность переносит нас в атмосферу зажиточной, но простой помещичьей семьи Екатерининской эпохи. По контракту, мосье Бопре должен был обучать Петрушу «по-французски, по-немецки и всем наукам», на что он совершенно не был способен, т. к. «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию «pour être outchitel» [чтобы быть учителем], не очень понимая значение этого слова. Бопре оказался «добрым малым», но не особенно высокой нравственности, за что скоро был отставлен от своей должности. Моду той эпохи – поручать воспитание детей иностранцам, не разбираясь в их педагогических и нравственных качествах, осмеивали и обличали в своих произведениях еще Новиков , Фонвизин , Грибоедов . Гринев сам говорит, что «жил недорослем » до шестнадцати лет. Но видно, что от природы он был неглуп и одарен незаурядными способностями, т. к. в Белогорской крепости, не имея никаких других развлечений, занялся чтением, упражнением во французских переводах иногда и сочинением стихов. «Во мне пробудилась охота к литературе, – пишет он. – Александр Петрович Сумароков несколько лет после очень похвалял» его литературные опыты.

Вот все, что мы знаем об образовании Петра Андреевича Гринева; теперь поговорим о его воспитании. Понятия воспитания и образования часто соединяют в одно целое, тогда как, в сущности, это две различные области, и иногда даже возникает вопрос: что важнее для человека, – образование или воспитание? В данном случае – именно воспитание, данное Гриневу его родителями, внушенное ему с детства словами, наставлением, а главное примером, сделали из него человека, создали прочные основы, указывавшие ему в жизни прямой и правильный путь. Какой же пример видел он в доме родителей? Мы можем судить об этом по отдельным словам, разбросанным по всей повести. Мы узнаем, что родители Гринева были люди честные, глубоко порядочные: отец, придерживаясь сам строгих правил, не допускал и в доме своем, среди своих слуг и подчиненных нетрезвого и легкомысленного поведения. Лучше же всего свидетельствуют о его принципах наставления, которые он дает сыну: «служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

А. С. Пушкин. Капитанская дочка. Аудиокнига

Главное в этих наставлениях – верность присяге. Мы видим, какое значение придавал ей Гринев-отец по его страшному горю, когда он узнал о взводимом на сына обвинении в измене государыне, в участии в мятеже Пугачева . Не ссылка сына в Сибирь на вечное поселение, которой государыня «из уважения к заслугам отца» заменила грозившую ему казнь, повергает в отчаяние старика, а тот факт, что сын его – изменник. «Сын мой участвовал в замыслах Пугачева! Боже праведный, до чего я дожил!» восклицает он: «Государыня избавляет его от казни! От этого разве мне легче? Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести »... «Но дворянину изменить своей присяге»... «Стыд и срам нашему роду!» – На самом деле Петр Андреевич Гринев, как мы знаем, никогда не изменял присяге; наставления отца, данные ему перед отъездом, видно глубоко запали ему в душу; во все трудные и опасные минуты своей жизни он никогда не изменял требованиям долга и чести.

На протяжении недолгого времени, описанного в повести (около двух лет), мы видим, как мальчик, «живший недорослем», гонявший голубей, мастеривший бумажного змея из географической карты, под влиянием необычайных событий и сильных переживаний превращается во взрослого человека, порядочного и честного. В начале повести поведение его еще чисто мальчишеское: игра на бильярде с Зуриным, невинное вранье генералу при объяснении выражения «ежовые рукавицы» и т. д.; но любовь к Марье Ивановне , а главное страшные происшествия Пугачевского бунта способствуют тому, что он быстро мужает. Он рассказывает все, что с ним произошло совершенно искренно; не скрывает, что иногда делал глупости – но тем ярче выступает перед нами его личность.

Гринев неглуп и очень симпатичен. Главные черты его характера: простота (он никогда не рисуется), прямота и врожденное благородство во всех поступках; когда Пугачев из-за вмешательства Савельича помиловал его, когда он был на волоске от смерти, – он не может поцеловать руку разбойника, помиловавшего его: «я предпочел бы самую лютую казнь такому унижению». Поцеловать руку Пугачева, даровавшего ему жизнь, не было бы изменой присяге, но это было противно его врожденному чувству благородства. В то же время чувство благодарности к Пугачеву, спасшему его жизнь, избавившего Марью Ивановну от Швабрина, никогда не покидает его.

При большой мужественности во всех поступках Гринева в его отношениях к людям сквозит душевность и доброта. В трудные минуты жизни душа его обращается к Богу: он молится, готовясь к смерти, перед виселицей, «принося Богу искреннее раскаяние во всех прегрешениях, и моля Его о спасении всех близких». В конце повести, когда он, ни в чем не повинный, неожиданно попал в тюрьму, закованный, он «прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул», не заботясь, что с ним будет.

Характеристика образа Петра Гринева в произведении А. С. Пушкина "Капитанская дочка"

«Береги честь смолоду» - этот завет является главным в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Именно ему следует Петр Гринев.

Родителями героя были небогатые дворяне, которые в Петруше души не чаяли, ведь он был у них единственным ребенком. Еще до рождения герой был записан в Семеновский полк офицером.

Петруша получил неважное образование - под руководством дядьки Савельича «на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Самым интересным занятием герой считал «гонять голубей и играть в чехарду с дворовыми мальчишками».

Но в шестнадцать лет судьба Гринева круто переменилась. Он попадает на военную службу – в Белогорскую крепость. Здесь герой влюбляется в дочь коменданта крепости – Машу Миронову. Здесь Гринев становится участником восстания крестьян под предводительством Емельяна Пугачева.

С самого начала героя романа отличает доброта, воспитанность, уважительное отношение к людям: «Муж и жена были люди самые почтенные». Петр больше всего ценит свое доброе имя и честь других людей.

Именно поэтому он не присягает на верность Пугачеву: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Во время общения с ним герой относится к Пугачеву, как к преступнику, который хочет захватить святое – государственную власть.

Очень достойно ведет себя Гринев, даже когда оказывается под следствием. Он держится спокойно, думает не только о себе, но и о честном имени Маши: «Я спокойно взглянул на Швабрина, но не сказал ему ни слова».

Пушкин показывает, что, только заботясь о своей чести, можно выйти победителем из всех испытаний: в итоге Гринева полностью оправдывают, а Швабрина справедливо приговаривают к заключению.

Таким образом, в романе Пушкина «Капитанская дочка» Гринев является положительным героем. Он «живой человек», со своими достоинствами и недостатками (вспомним, как он проигрался в карты или обидел Савельича). Но по своим «взглядам» этот герой всегда остается на стороне добра. Именно поэтому автор и мы, читатели, симпатизируем ему.

Петр Андреевич Гринёв – центральный персонаж повести «Капитанская дочка». Вся жизнь Гринёва – образец поведения молодого человека, рано задумавшегося о своем предназначении, чести, достоинстве, верности слову. Уроки жизни, которые получил сын Андрея Петровича, с точки зрения современного читателя, очень жестоки и тяжелы. На самом деле, юный Гринёв был подготовлен к тому, чтобы выдержать испытание на прочность, подтвердить право называться офицером, мужчиной.

С первых страниц повествования дана характеристика Петра Гринёва, как человека, воспитывающегося в обстановке строгости и повышенного внимания к репутации семьи. Это влияние отца. Петр был горячо любим матерью, как единственный выживший сын, и эта любовь на протяжении долгого времени оберегала его от всех бурь и невзгод. Наконец, на мальчика огромное влияние оказал Архип Савельич, бывший стремянный, знаток устного народного творчества, прекрасно разбирающийся в лошадях и собаках, умный, дальновидный и исключительно преданный семье человек. Он давал барчуку свободу, и тот рос, «гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Таким образом, становление личности Петра Гринёва проходило под воздействием всех этих факторов в совокупности.

Для понимания образа героя необходимо тщательно исследовать все этапы его биографии.
Существует, как минимум, четыре поворотных момента, когда Петру необходимо было принять решение, сдать своеобразный экзамен. Первый ключевой эпизод – проигрыш партии в биллиард ротмистру Зурову. Вполне возможно, что гуляка Зуров простил бы неразумного дитятю, опасно заигравшегося. Уповая на это, добряк Савельич слезно молит молодого барина не возмещать ущерба. Но Гринёву-мужчине поблажки не нужны. Он совершает свой первый серьезный поступок: «Долг обязан быть уплачен!»

Второй ключевой момент – беседа со Швабриным, из уст которого прозвучали оскорбления в адрес целомудренной девушки. Оставить такой поступок без внимания – не по-мужски. Гринёв вступается за честь Маши, в результате получает тяжелое проникающее ранение плеча. Страницы, где приводится описание Гринёва, поправляющегося после тяжелой болезни, поистине трогательны.

Третий важный момент: вызволение невесты из заточения. Никто не собирался освобождать Белогорскую крепость, занятую бунтовщиками, но для Петра Гринёва заслонов нет. Он по-хорошему горяч и безрассуден.

Наконец, четвертый эпизод. Подследственного Гринёва грозят отправить на вечное поселение в Сибирь, если он не сумеет оправдаться. Помогал бунтовщикам? Шпионил в пользу Пугачева? Для чего встречался с атаманом разбойников? Петр отказывается защищаться, так как не хочет порочить, «полоскать» имя невесты. Он согласен пойти на каторгу, но дочь капитана Миронова, сложившего голову за Отечество, останется чиста перед людьми. Пересудов он не потерпит.

Самоотречение во имя любви, во имя высшей справедливости ведет молодого дворянина дорогой правды и навсегда отводит от кривой дорожки бесчестия и забвения. Недаром образ Гринёва в повести Капитанская дочка считается одним из самых выразительных в русской художественной литературе. Он способен и в 21-м веке волновать читателей и будить в душах добрый отклик.

Тест по произведению