Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Фрукты»


Автор : Валиева Фанзиля Рашитовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №52 «Сказка»» г. Набережные Челны, Республики Татарстан
Описание материала : Предлагаю вам конспект интегрированного занятия для детей старшей группы (5-6 лет) по теме: «Фрукты». Материал будет полезен воспитателям старших групп детских садов.
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество»
Цель : расширение и уточнение знаний детей о фруктах и фруктовых деревьях и уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов, пользе для здоровья человека.
Задачи :
Образовательные : упражнять детей в образовании имен прилагательных, имен существительных в родительном падеже множественного числа.
Развивающие : развивать наблюдательность, мелкую и общую моторику, связную речь.
Воспитательные : воспитывать любознательность.
Раздаточный материал : фрукты в корзинке, картинки с изображением этапов роста плодового дерева, листы бумаги с нарисованными цветными фруктами и их тенью - черным силуэтом, цветные карандаши, листы бумаги с нарисованным деревом, муляжи фруктов для эстафеты, лупа.

Ход занятия

Польза фруктов

Дети здоровыми растут,
Если фрукты жуют,
Потому что фрукты –
Лучшие продукты.
Все без исключенья!
В этом нет сомненья.
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из них вкуснее,
Кто из них нужнее.
Чтобы быть здоровыми,
Ешьте дары садовые!
Витаминная родня –
Дети солнечного дня!
- В фруктах содержатся очень много полезных витаминов. Витамины это такие вещества, которые помогают детям расти крепкими и здоровыми.
- Ребята, а что можно приготовить из фруктов?
(Кисель, варенье, джем, повидло, желе, компот, кисель, морс, сок, начинку для пирога, торта, салаты, сухофрукты)
-А знаете ли вы интересные названия сушеных фруктов?
Виноград - изюм
Абрикос - курага
Слива - чернослив
Яблоко свежее - яблоко сушеное
Груша свежая - груша сушеная.
Дидактическая игра «Узнай название соков»
Сок из яблок – (яблочный сок)
Сок из вишни – (вишневый сок)
Сок из сливы – (сливовый сок)
Сок из ананаса – (ананасовый сок)
Сок из граната – (гранатовый сок)
Сок из винограда – (виноградный сок)
Сок из груши – (грушевый сок)
Сок из персика –(персиковый сок)
- Ребята, путешествие по фруктовому саду подходит к концу. Вам оно понравилось? Где мы путешествовали? Почему сад называется фруктовый? Что нового узнали? Ежик, Лисенок, а вам понравилось? Ежик говорит, что путешествие им очень понравилось и они хотят угостить вас вкусными фруктами. А теперь отправляйтесь мыть руки, будем фруктами лакомится.

Своими руками

Очередная интересная идея для детского творчества. Попробуйте - и вам, родители, понравится. Этой техникой можно создавать даже настоящие шедевры. Такими картинами можно украсить кухню. А можно использовать эту идею для декора подарков и упаковок для них. А еще - это отличный способ выучить названия фруктов и овощей в непринужденной атмосфере. Речь идет о рисовании штампов овощами и фруктами.

Итак, вам понадобятся разные овощи, фрукты и краски. Если взять акриловые, картины получатся намного ярче и красивее, чем с использованием гуаши. Акварель не подойдет для этой техники, поскольку она сильно растекается. Сделайте срез плода или пучка листьев, окуните в краску и поставьте штамп на бумаге. Красивые штампики получаются из половинок яблок или груш. Очень интересно рисовать пекинской капустой или собранными в пучок и закрепленными резинкой листьями салата. Главное- сделать ровный срез, чтобы рисунок получился равномерным и красивым. Попробуйте сделать отпечатки болгарского перца - получатся листики клевера. Красиво рисовать половинками цитрусовых. Такие рисунки получатся еще и ароматными. А еще чудесные штампики получаются от лука. Только надо проследить, чтобы краска не была очень жидкой.

Вдохновляйтесь, развивайтесь, творите!

Занятие по рисованию в старшей группе
Тема: «Скатерть-самобранка»
Цель: дать представление о натюрморте; учить рисовать овощи и фрукты разными изобразительными материалами (восковые мелки, пастель, фломастеры, маркеры); создать радостное настроение; воспитывать познавательную активность; учить видеть красоту цвета и различных цветовых сочетаний.
Методы и приёмы: словесный и наглядный метод; игровые приёмы: загадывание загадок, воображаемая ситуация.
Оборудование: репродукция картины М. Сарьяна «Овощи и фрукты»; лист бумаги голубого цвета А 1, восковые мелки, пастель, фломастеры.
Предварительная работа: рассматривание, обследование и сравнение овощей и фруктов, которые будут использоваться на занятии.
Ход занятия:
Вводная беседа воспитателя.
- Что вы больше любите кушать: овощи или фрукты?
- Какие овощи вы знаете?
- А какие фрукты вы знаете?
- А загадки отгадывать умеете? Давайте попробуем.
Ягоды зелёные,
А всеми хвалёные.
Растут с костями,
Висят кистями. (Виноград)

В длинном домике зелёном
Много кругленьких ребят.
Меж собой они знакомы
И все рядышком сидят (Стручок гороха)

Этот вкусный жёлтый плод
К нам из Африки плывёт.
Обезьянам в зоопарке
Пищу круглый год даёт. (Банан)

Я – сладкий, рос на юге,
Как солнышко в листве,
Оранжевый и круглый,
Я нравлюсь детворе. (Апельсин)
(Воспитатель кладёт эти фрукты и овощи на стол)
- Какие они красивые! Так и хочется их нарисовать! Немало художников так и сделали. Они нарисовали очень много полотен, где изобразили эти чудесные овощи и фрукты.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это – натюрморт.
- Такие картины называют натюрмортом. Давайте рассмотрим один из них. (Демонстрация репродукции и беседа по вопросам)
- Чем отличаются натуральные фрукты от изображённых на картине?
- Какого цвета фрукты на картине у художника?
- Какой они формы?
- В чём вы видите красоту такого сочетания цвета и формы?
- Кому, какое сочетание больше понравилось? Почему?
- Форма, каких плодов привлекла ваше внимание? Почему?
- В некоторых сказках, если вы помните, говорится о скатерти самобранке.
Эта скатерть знаменита,
Тем, что кормит всех до сыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
- Это волшебная скатерть, на которой чудесным образом появляются всякие яства, вкусности. Давайте и мы представим, что ваши голубые листы – это скатерть-самобранка, а «появятся» на ней фрукты и овощи, спелые и вкусные. И мы ей в этом поможем – нарисуем. Но сначала составим композицию, т.е. расставим наши фрукты и овощи так, чтобы они дружили, а не мешали друг другу… А теперь приступим к работе.
(Дети рисуют на своих листах). После окончания работы воспитатель задаёт детям вопросы:
- Какие овощи и фрукты нарисовали?
- Какие фрукты и овощи получились самыми яркими, сочными?
- Ребята, посмотрите как красиво сочетаются жёлтые бананы и синие сливы; зелёный виноград и оранжевый персик!
- Вы хорошо постарались и ваши скатерти-самобранки полны разными угощениями. Пока вы рисовали, моя скатерть-самобранка, тоже приготовила для вас угощение (воспитатель угощает детей кусочками фруктов и овощей – яблоки, груши, морковка, и проводит игру «Отгадай по вкусу!»)

Программные задачи.

Учить передавать в рисунке характерную форму и окраску знакомых фруктов, растущих в наших садах и на юге.

Продолжать развивать композиционные умения (расположение предметов равномерно по всему листу бумаги).

Развивать умение над замыслом (заранее, до начала работы, мысленно представлять содержание своего рисунка).

Продолжать вырабатывать навыки закрашивания карандашом: в одном направлении неотрывными движениями без пропусков, не выходя за равномерным умеренным нажимом.

Материал:

Листы бумаги, карандаши, восковые мелки, иллюстрации с изображением фруктов; игрушки обезьянки и поросёнка; иллюстрации с нарисованными контурами фруктов.

Предшествующая работа:

Д/и «Чудесный мешочек» - классификация овощей и фруктов.

Д/и «Что где растёт?», «Когда это бывает?», «Кто больше?»

Лепка фруктов из пластилина. Д/и «Определи на вкус»

Дети стоят полукругом.

Воспитатель:

Здравствуйте мои друзья!

Сколько вижу я детей,

Сколько вижу я гостей!

Давайте, ребята, пожелаем всем доброго дня.

Как гостеприимные хозяева, мы должны поприветствовать дорогих гостей.

Дети здороваются песенкой.

День добрый, день добрый

Слова эти мы повторим.

День добрый, день добрый,

Всем друзьям говорим.

Воспитатель: - Но у нас ещё гости – это неразлучные обезьянка Анфиска и поросёнок Хрюша. Они принесли интересную игру, но сами не могут разобраться, потому что все картинки с фруктами перемешали. Мы им, конечно, поможем.

Воспитатель: читает или рассказывает: «Осень - одно из самых красивых времён года. Медленно кружась в воздухе, падают с деревьев пожелтевшие листья. Шелестят под ногами резные листья дуба, золотые сердечки листьев берёзы. На их фоне такими праздничными кажутся покрасневшие кленовые листья… А в садах поспели фрукты. Сколько их! Сочных, вкусных и таких разных по величине, форме и цвету. Жёлтые, зелёные, красные, белые, в полоску, в крапинку, с яркими бочками и нежным румянцем… Фрукты не только вкусные, но и очень полезные. В них много витаминов и других нужных организму человека веществ. Они нравятся и взрослым и детям. Можно есть свежие, можно варить из них варенье, повидло, делать сок, сушить. А какие вкусные пироги с фруктовой начинкой пекут наши мамы и бабушки!»

Посмотрите внимательно на фрукты, и назовите только те фрукты, которые растут в наших садах.

Дети называют.

В. – А какие ещё фрукты вы не называли?

Д. – Банан, апельсин, лимон и т.д.

В. – Конечно, ребята, эти фрукты растут только на юге, так как им для произрастания требуется больше тепла и больше световых дней, чем в наших краях - их очень любит обезьянка Анфиска, но фрукты любит и Хрюша.

Помогите выбрать фрукты для обезьянки и Хрюши. На верхнюю полочку положите фрукты для Анфиски, а для Хрюши - на нижнюю.

(Дети раскладывают и объясняют, почему они так делают).

В. – Ребята, какое время года богато фруктами?

Д. – Осень.

В. - Ваши мамы осенью всегда заготавливают компоты, варенье. А вот наши гости – обезьянка Анфиска и поросёнок Хрюша не умеют этого делать. А мы с вами очень внимательные и заботливые друзья, мы им поможем, нарисуем для них фрукты сладкие, спелые, сочные.

Но перед тем как приступим рисовать мы проведём физминутку.

«Сбор яблок» (музыка любая, с чётким ритмом).

Воспитатель

Дети

Мы идём во фруктовый сад.

Вдыхаем яблок аромат.

Ходьба на месте или по группе.

Дыхательные упражнения.

Хотим сорвать яблоки с дерева.

Может быть, допрыгнем до них?

Подумаем, как же сорвать яблоки?

Нужно поставить лестницу!

Срываем яблоки и кладём в корзину.

Яблоки собрали, теперь отдохнём.

Поднимаются на носочки, тянут поочерёдно то одну, то другую руку вверх.

То же, только с прыжком.

Полуприседание, руки чуть в стороны.

Имитируют подъём по лестнице.

Имитируют сбор яблок.

Садятся на пол, закрывают глаза.

А, сейчас проходите к своим местам, берите всё, что нужно для рисования и располагайтесь удобнее для работы.

Фрукты будете рисовать для обезьянки Анфиски на верхней части листа. А для Хрюши – на нижней.

Я приготовила для вас рисунок - загадку. Посмотрите на него и догадайтесь, какие фрукты я решила нарисовать. Моя загадка только из контуров фруктов, но вы должны назвать не только фрукт, но и его цвет.

(Дети называют изображённые фрукты и их цвет)

Чтобы ваши рисунки получились красивыми, вспомните, как надо располагать предметы на листе бумаги?

Д.- Не очень маленькими и не близко друг к другу.

В. – Верно. Я предлагаю вам тоже не сразу рисовать фрукт полностью, а изображать задуманное контурно, а я по вашим контурам постараюсь отгадать, какие фрукты вы изобразили.

Подумайте, решите и приступайте к рисованию.

(Дети рисуют, прохожу, отгадываю по контуру какой фрукт они рисуют).

В. – Закрашивать старайтесь аккуратно, не выходя за контуры нарисованного.

(По окончании предлагаю принести свои рисунки и предложить обезьянке и Хрюше свои нарисованные фрукты и рассказать, кому какие фрукты они нарисовали).

В.- Я думаю, этих запасов хватит нашим друзьям на зиму.

Вы у меня, ребята, дружные, гостеприимные, всегда готовы прийти на помощь не только друг другу, но и другим.

На прощанье споём куплет нашей песни для Анфиски и Хрюши и для наших гостей.

Наш детский сад,

Дружбой славится,

Приходите в гости к нам,

Если нравится,

До свиданья, до новых встреч.

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме:
«Фрукты. Родительный падеж существительных множественного числа»

Подготовила:
учитель - логопед Давыдова Елена Юрьевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Алёнка» Никифоровского района Тамбовской области
р.п. Дмитриевка
2012 г.

Цель: Расширение и активизация словаря.

Задачи:
Учить образовывать существительные Р.п. множественного числа.
Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах.
Развивать фонематическое восприятие, мышление.
Развивать мелкую моторику.
Развивать зрительно-предметный гнозис.
Оборудование: картинки с изображением фруктов, альбом, карандаши.

Ход занятия.

1. Организационный момент:

Логопед: – Сядет тот, кто назовет фрукты.

2.Тема нашего занятия «Фрукты»

Сейчас я буду выставлять на панно по одной картинке, а вы будете отвечать на вопросы какой? какая? какое?

Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;

Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;

Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;

Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;

Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;

Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий;

Логопед:- Молодцы!

Логопед:- Ребята, как одним словом назвать яблоки, апельсины, арбузы, сливы?
Что это? (фрукты).

Ребята, где растут фрукты? (на деревьях).

Как называют деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые).

Где растут фруктовые деревья? (в саду).

Как называется сад в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).

Логопед: - Ребята, хорошо выполнили задание. Возьмите по одному фрукту и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются.

(Дети дуют на фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках.)

Логопед: - Молодцы!

Логопед: - Ребята, скажите, чего много в фруктовом саду? (фруктов)

Чего много на яблоне? (яблок).

Чего много на грушевом дереве? (груш).

Чего много на сливовом дереве? (слив).

3. Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»

Палец толстый и большой (Поочередно загибать пальцы)
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога (а затем разгибать)
Указал ему дорогу.
Средний пальчик – самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

4. Игра «Посчитаем фрукты»

Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов.

Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.

Логопед: - Все фрукты сосчитали, молодцы.

5. «Отгадывание загадок про фрукты»

Сам алый, сахарный.
Кафтан зелёный, бархатный.
(Арбуз).

Весит на ветке колобок,
Блестит его румяный бок.
(Яблоко).

Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его...
(Лимон).

Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет...
(Банан).

Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож.
(Груша).

6. Игра «Что мы приготовим из фруктов»

Логопед: - Сейчас я буду называть фрукт, а вы будете отвечать, что из него можно приготовить:
яблоко – яблочный сок, пирог, компот;
слива – сливовый сок, варенье, компот;

груша – грушевый сок, компот;
ананас – ананасовый сок;

апельсин – (апельсиновый сок.);
виноград - (виноградный сок);
персик – (персиковый сок, персиковое варенье).

7. Составление описательного рассказа о фруктах по плану (картинки: апельсин, виноград, киви, вишня)

Что это?
Какого цвета?
Где растет?
Какой формы
Какой на вкус?
Что из него можно приготовить?

8. Рисование фруктов.

Логопед: - А теперь я предлагаю вам нарисовать ваши любимые фрукты.
(Самостоятельная работа).

9 Игра. «Четвертый лишний»

Логопед: - Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово.
Груша, картошка, яблоко, персик.
Огурец, арбуз, кабачок, тыква.
Апельсин, мандарин, помидор, слива.
Яблоко, груша, лук, слива.

10.Итог занятия.
Логопед:- Скажите, ребята, что мы делали сегодня на занятии?

11.Оценка

Используемые ресурсы:
dobrieskazki.ru›frukty-stihi-detyam…poetry.htm

brakonerstva.ru›334235/1/O-fruktah-i…stihi…detyam
orchel.ru›124-zagadki-o-fruktakh.html