Выбор религии народом всегда определяется его правителями. Истинной религией всегда оказывается та, которую исповедует государь; истинный бог – то бог, поклоняться которому приказывает государь; таким образом, воля духовенства, которое руководит государями, всегда оказывается и волей самого бога.

Шолохов Михаил Александрович, лауреат Нобелевской премии, советский писатель и деятель родился в мае 1905 года (10) на х. Кружилин в Донецком округе.

Отец, Александр Михайлович Шолохов, был выходцем из Рязанской губернии, занимался земледелием на арендованной земле, затем был приказчиком и управляющим мельницей. Каково отношение Шолохова к войне Черникова Анастасия Даниловна, мать Шолохова, была дочерью крепостного крестьянина с Черниговщины.

В начале 1-й мировой войны Шолохов учился в Москве, а затем продолжил учебу в Воронежской губернии, в Вёшенской, закончив всего четыре класса гимназии.

В период 1920 - 1922 гг. Шолохов жил и работал в станице Каргинской, занимался делопроизводством и преподавал, участвовал в программе переписи населения. В 1922 году Шолохов решил продолжить образование в Москве и попробовать себя в писательстве. Не имея направления комсомола и трудового стажа, Шолохову не удалось поступить на рабочий факультет. Пришлось работать каменщиком, грузчиком, разнорабочим. Параллельно с тяжелым физическим трудом, Михаил Александрович занимается и своим духовным развитием: входил в литературное общество «Молодая гвардия», посещает занятия О. Брик, В. Шкловского, Н. Асеева.

Первые юмористические и прочие рассказы были напечатаны в газете «Юношеская правда» в 1923 году, в том числе и рассказ «Родинка», ставший в последствии широко известным. В декабре 1923 года Шолохов возвращается в Каргинскую, а затем в Букановскую станицу, где в январе 1924 года женится на Громославской Г. П. (дочери бывшего атамана). В браке у Шолохова родилось четверо детей: Александр, Светлана, Мария, Михаил.

Огромную известность в России и за её пределами принёс Шолохову роман «Тихий Дон», опубликованный в 1940 году, но написанный, однако, намного раньше – с 1928 по 1932 годы. В 1941 году «Тихий дон» перевели на Европейские и восточные языки. Каково отношение Шолохова к войне А за свое произведение «Поднятая Целина» Михаил Александрович получает Ленинскую премию в 1960-м.

Военные произведения писатели имели не меньшую известность, не смотря на то, что публиковались они отрывками.

Эти произведения появились под впечатление работы корреспондентом в военные годы. В послевоенное время Михаил Александрович занимается патриотической публицистикой, пишет «Слово о Родине», «Свет и мрак», «Борьба продолжается» и прочие произведения патриотической тематики. До конца жизни Шолохов жил в Вёшенской, где его дом стал впоследствии музеем. Обе премии он потратил на благотворительность, передав Сталинскую премию в оборонный фонд, а Нобелевскую премию – на постройку Вёшенской школы. С 1960х годов отошёл от литературы, увлёкся охотой и рыбалкой. Каково отношение Шолохова к войне

У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день - а мгновенье.

Цель: показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает вечные ценности (дом, труд, любовь) как основу человеческой жизни.

Задачи:

Оборудование:

  1. Портрет М. Шолохова.
  2. Два белых листа ватмана.
  3. Маркер.
  4. Магнитофон.
  5. Аудиозапись мелодии для устного журнала.
  6. Аудиозапись песни А. Розенбаума “Нарисуйте мне дом”.
  7. Иллюстрации учащихся к роману.
  8. Роман-эпопея Л. Толстого “Война и мир”.

Ход урока

I. Обозначение темы – проблемы

Как вы думаете, что нужно человеку для счастья?

(Учащиеся отвечают, а учитель записывает их ответы на листе ватмана.)

  • ЗДОРОВЬЕ
  • ЛЮБОВЬ
  • МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
  • СЕМЬЯ (ДОМ)

Это взгляд на счастье 11-го “А” класса в 2004 году. Тема же нашего урока звучит так: “Что нужно человеку для счастья?” (По роману М. Шолохова “Тихий Дон”.)

(Запись темы в тетради).

Мы должны выяснить, какие ценности, необходимые человеку для счастья, утверждает в своем произведении М. Шолохов (обращение к портрету писателя), о чем мечтает его герой – Григорий Мелехов.

(Чтение и запись эпиграфа).

II. Опрос домашнего задания

1. Счастливые сцены семейной жизни в романе.

В самом начале романа М. Шолохов знакомит нас с историей и бытом семьи Мелеховых. Семейные сцены в романе опоэтизированы. Давайте внимательно вслушаемся в эти страницы и подумаем над вопросом: как писатель понимает семью, и что она значит для его героев?

Устный журнал: группа учащихся на фоне музыки читает отрывки из романа.

“…первый оторвался от сна Пантелей Прокофьевич. Застегивая на ходу ворот расшитой крестиками рубахи, вышел на крыльцо. Затравевший двор выложен росным серебром. Выпустил на проулок скотину. Дарья в исподнице побежала доить коров. На икры белых босых ее ног молозивом брызгала роса, по траве через баз лег дымчатый примятый след…

На подоконнике распахнутого окна мертвенно розовели лепестки отцветавшей в палисаднике вишни”.

Григорий “нагнулся было зачерпнуть в пригоршню воды – в это время конец удилища, торчавший на пол-аршина от воды, слабо качнулся, медленно пополз книзу.

– Засекай! – выдохнул старик…

Выводив, Григорий…подтянул к баркасу измученного сазана.

Собрались…

– Ты, Григорий, вот что…примечаю, ты, никак, с Аксиньей Астаховой…Ты гляди, парень… Степан нам сосед, и с его бабой не дозволю баловать”.

“После обеда Григорий развязал мешок, стал оделять семью гостинцами.

– Это тебе, маманя… – Он протянул теплый шалевый платок.

Ильинична приняла подарок, хмурясь и розовея по-молодому.

Накинула его на плечи да так повернулась перед зеркалом и повела плечами, что даже Пантелей Прокофьевич вознегодовал:

– Карга старая, а туда же – перед зеркалой! Тьфу!..

– Это тебе, папаша… – скороговоркой буркнул Григорий, на глазах у всех разворачивая новую казачью фуражку…

Ну, спаси Христос! А я фуражкой бедствовал…

Сунулся примерить было к зеркалу, но взглядом стерегла его Ильинична. Старик перенял ее взгляд, круто вильнул, захромал к самовару. Перед ним и примерял, надевая фуражку набекрень.

– Ты чего ж это, дрючок старый? – напустилась Ильинична.

Но Пантелей Прокофьевич отбрехался:

– Господи! Ну и глупая ты! Ить самовар, а не зеркала?..

Жену наделил Григорий шерстяным отрезом на юбку; детям роздал фунт медовых пряников; Дарье – серебряные с камешками серьги; Дуняшке – на кофточку; Петру – папирос и фунт табаку…

Петро, покусывая пшеничный ус, любовался отцом, Григорий посмеивался”.

“Через месяц Григорий выздоровел… Все в жизни обретало для него какой-то новый, сокровенный смысл, все привлекало внимание. На вновь явившийся ему мир он смотрел чуточку удивленными глазами, и с губ его подолгу не сходила простодушная, детская улыбка… Иногда он рассматривал какой-нибудь с детства известный ему предмет хозяйственного обихода, напряженно шевеля бровями…Ильинична была несказанно удивлена однажды, застав его разглядывавшим со всех сторон прялку”.

Что же такое семья в понимании М. Шолохова и что она значит для его героев?

– Семья, дом – место, где ты родился, где ты любим, где ты не одинок.

– Семья – то, где началась твоя жизнь, судьба: прялка ассоциируется с древнегреческими богинями судьбы – мойрами, которые тянули обрывали нить жизни человека через все препятствия и обрывали ее.

– Семья – сообщество, где все друг друга понимают: Григорий каждому члену семьи привез подарок, соответствующий его характеру.

– Семья – единство людей, которое нельзя разрушать.

– Дом – место, где можно набраться сил для дальнейшей жизни: недаром Антей прикасался к земле, чтобы набраться сил…

Обратим внимание на иллюстрацию № 1 к роману: она изображает дом Мелеховых на берегу Дона весной. (Иллюстрация крепится к доске).

Записывается “СЕМЬЯ (ДОМ)” на другой ватман как ценность, которую утверждает писатель.

2. Картины крестьянского труда в романе.

Жизнь казачества немыслима без крестьянских работ. Давайте вспомним сцену “На сенокосе”. Щербаковой Ане было дано индивидуальное задание: проанализировать данный эпизод.

Ответ ученицы.

Семья Мелеховых работящая. Горяч на работу Григорий. Мы видим, как он идет на покосе следом за отцом и “стелет косой травье”.

Герои счастливы. Это показано через эпитеты (какие?) и художественные детали (какие?).

Настроение, которое возникает у читателя, сродни тому, что рождается при чтении кольцовского “Косаря”.

Труд – основа мирной жизни, материального достатка. Он объединяет.

Записываются ценности – “ТРУД” и “МАТЕРИАЛЬНЫЙ ДОСТАТОК”.

III. Дискуссия: кого любит Григорий?

Одной из составляющих счастья вы назвали любовь. М. Шолохов солидарен с вами. В романе “Тихий Дон”, как и в других произведениях русской классики, мы видим любовный треугольник: Григорий, Наталья, Аксинья.

На доске рисуется “треугольник”.

Кого же любит Григорий?

Дискуссия: Учащиеся приводят доказательства по тексту, а учитель ставит на доске “плюсы” за Аксинью или Наталью.

Вы сами убедились, что Григорий любит... обеих женщин. Наталья поражала его “какой-то чистой внутренней красотой”. Она – воплощение Дома, Семьи. Любовь к Аксинье – страсть, которая сильнее самого Григория. Гармонии в любви герою никак не удается достичь: то нет Дома для него с Аксиньей, то есть Дом с Натальей, но без всепоглощающего и страстного чувства.

И только ненадолго в конце произведения устанавливается затишье: мы видим Аксинью молящейся за Григория и воспитывающей его детей.

Вообще же жизнь героев “Тихого Дона” трагична.

IV. Отношение М. Шолохова к войне и способы его выражения

На первом уроке мы говорили о том, как много потерял Григорий на протяжении всего повествования: от большой мелеховской семьи остались у героя только Дуняшка да Мишатка. М. Шолохов утверждает: “Война была всему этому причиной…”.

Мы записали МИР как необходимую составляющую счастья и тем самым отказались от войны. А как писатель относится к войне? С помощью каких способов он выражает свое отношение к ней?

Беседа с классом.

– Противопоставляет картины мирного труда и картины боя. Продолжая традиции русской классики, он идет вслед за Л.Н. Толстым, роман-эпопея которого даже называется “Война и мир”.

– Показывает, что гражданская война разделила станичников, членов одной семьи, внесла смуту в душу отдельного человека;

– Обращается к картинам природы: Дон взволновался, когда началась смута. В то же время мир в природе противостоит убийству человека человеком: “ …положила самка стрепета девять дымчато-синих крапленых яиц и села на них, грея их теплом своего тела, защищая глянцево оперенным крылом”;

– Использует прямые призывы к миру: “В годину смуты и разврата // Не осудите, братья, брата…”;

– Прибегает к символичным сценам: Григорий бросает оружие в реку…

Гражданская война отняла у героя почти все: лишила его семьи, Аксиньи, в его Доме живет Мишка Кошевой…

В душе героя пепелище.

Обратим внимание на иллюстрацию № 2. Иллюстрация крепится к доске и изображает бушующий Дон и сожженный Дом.

Мы убедились, что М. Шолохов тоже за мир. Записывается ценность “МИР”.

V. Композиция романа

Обратили ли вы внимание на то, что композиция романа также служит выражению авторского замысла. Что мы узнаем из истории семьи Мелеховых вначале?

– Прокофий остался с сыном на руках.

Что мы видим в финале?

– Григорий держит сына на руках.

Обратим внимание на иллюстрацию № 3. Иллюстрация крепится к доске и изображает Дом, припорошенный снегом, Дон, покрытый по краям ледяной коркой.

Россихина Женя расскажет нам о том, что выражают сделанные ею иллюстрации.

Жизнь идет по кругу: человек рождается, умирает и снова рождается… Кольцевая композиция выражает идею о непрерывности жизни.

Дон, разбушевавшись и успокоившись, покрывается у берегов ледяной коркой: природа цепенеет, чтобы весной вновь пробудиться к жизни.

VI. Вывод

Совпало ли наше представление о счастье с шолоховским?

Мы на первое место поставили здоровье: писатель на этом аспекте внимание не акцентирует. Что ж, эта проблема обострилась в конце ХХ века.

Очень жаль, что среди составляющих нашего счастья нет понятия ТРУД. Мы заняты интеллектуальным трудом, но от земли отошли. Крестьянские полевые работы, их поэзия исчезают… Современная деревня в очень тяжелом положении. Не в гражданской ли войне кроются причины нынешней бесхозяйственности?

Мне очень приятно, что сегодня я услышала зрелые суждения, увидела, как вы выросли по сравнению с прошлым годом, когда мы говорили о подобной проблеме у Л. Толстого. Я рада, что шолоховский текст для вас – открытая книга, читая которую вы открывали автора и себя.

К сожалению, в рамках урока не все успели высказаться. Поэтому им предстоит дома написать эссе “Что такое счастье?”. Те, кто был активен, составляют тесты по роману М. Шолохова из 10 вопросов.

Гуманизм русской литературы утверждает вечные ценности (ДОМ, СЕМЬЯ, ЛЮБОВЬ) как основу счастья. Это то, что необходимо каждому из нас. Все мы мечтаем о Доме, где нас любят и где можно набраться сил.

Звучит песня А. Розенбаума “Нарисуйте мне дом”.

не ругайтесь, что не свое пишу.. в этом моя жизнь...
"Я пишу к тебе в полной уверенности, что мы никогда более не увидимся. несколько лет назад, расставаясь с тобою, я думала то же самое, но небу было угодно испытать меня вторично; я не вынесла этого испытания, мое слабое сердце покорилось снова знакомому голосу... ты не будешь рпезирать меня за это, не правда ли? это письмо будет вместе прощанием и исповедью: я обязана сказать тебе все, что накопилось на моем сердце с тех пор, как оно тебя любит. я не стану упрекать тебя-ты поступилсо мною, как поступил бы всякий другой мужчина: ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна. я это поняла сначала.. но ты был несчастлив, и я пожертвовала собой, надеясь, что когда-нибудь ты оценишь мою жертву, что когда-нибудь ты поймешь мою глубокую нежность, не зависящую ни от каких условий. прошло с тех пор много времени: я проникла во все тайны души твоей.. и убедилась, что то была надежда напрасная. горько мне было! но моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла.
мы расстаемся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды. любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин, не потому, чтоб ты был лучше их, о нет! но в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами и никто не может быть так истинно несчачтлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном.
теперь я должна объяснить причину моего поспешного отъезда; она тебе покажется маловажна, потому что касается до одной меня.
нынче по утру мой муж вошел ко мне и рассказал про твою ссору с Грушницким. видно я очень изменилась в лице, потому что он долго и пристально смотрел мне в глаза; я едва не упала без памяти, что ты нынче должен драться и что я этому причиной; мне казалось, что я сойду с ума.. но, теперь, когда я могу рассуждать, я уверена, что ты останешься жив: невозможно, чтоб ты мер без меня, невозможно!мой муж долго ходил по комнате; я не знаю, что он мне говорил, не помню, что я ему отвечала... верно, я ему сказала, что я тебя люблю... помню тлько, что под конец нашего разговора он оскорбил меня ужасным словом и вышел. я слышылы, как он велел закладывать карету.. вот уже три часа, как я сижу у окна и жду твоего возврата.. но ты жив, ты не можешь умереть!.. карета почти готова... прощай, прощай... я погибла, -но что за нужда?.. если б я могла быть уверена, что ты всегда меня будешь помнить, - не говорю уж любить, - нет, только помнить... прощай; идут... я должна спрятать письмо...
не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? послушай, ты должен принести эту жертву: я для тебя потеряла все на свете..."
надеюсь, что чью-то душу тоже заденет этот шедевр...