содержимое:

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» поставлены политические, философские и нравственные проблемы. Произведение затрагивает так называемые «вечные вопросы»: взаимоотношения старшего и младшего поколения («отцов и детей»), любовь и дружба, выбор жизненного пути, становление личности, поиски счастья. Однако основное внимание автор обращает на конфликт разных мировоззрений — консервативно-либерального и революционно-демократического. В конце 50-х годов XIX века в обществе появились «новые люди» — нигилисты, отрицающие современные законы и социальные, нравственные нормы.

Базаров — именно такой герой времени. Он активно противостоит «старому», впадает в крайности, провозглашает вульгарно-материалистические взгляды на жизнь, что неизбежно приводит героя к внутреннему конфликту и к конфликту с окружающими.

Евгений Васильевич выходит победителем в спорах с Павлом Петровичем, но после «испытания любовью» оказывается внутренне сломленным. Базаров отрицал любовь, божественную красоту природы, искусство. Он резко высказывал следующие суждения: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит», загадочный женский взгляд — «чепуха, гниль, художество». Любовь к Одинцовой опровергает эти положения теории нигилиста и обнаруживает в герое иные душевные качества.

Уже при первой встрече с Анной Сергеевной Базаров краснеет: «кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость… Он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Оказалось, что Базаров способен на всепоглощающее чувство. Герой увидел и красоту природы. Когда он объяснялся с Одинцовой, в него «вливалась раздражительная свежесть ночи», он слыша

Л ее «таинственное шептание».

Перед героем открылись две бездны. Одна — загадка... собственной души, которая оказалась сложнее и глубже, чем он предполагал. Другая — загадка окружающего мира. Он пытается ответить на роковые вопросы о смысле жизни, о таинстве смерти с помощью современной науки — естествознания. Но данные естественных наук от тревог уже не освобождают. Нигилиста страшит мысль о «траве забвения», о «лопухе», который после смерти останется единственным «памятником» ему.

Трагедия Базарова заключается и в том, что Одинцова не ответила на его любовь. Он раздражается, все больше надламывается, становится враждебным в общении с Аркадием. Герой тяжело переживает свой неудачный роман, пытается спастись от переживаний. Но он только рвет все связи: с семейством Кирсановых, с Фенечкой, с Одинцовой, Аркадием и Катей, с родителями и с народом. Тимофеич — олицетворение народной жизни, от которой Базаров презрительно отворачивается. Он не щадит чувств преданного старика, зовущего Базарова навестить родителей. Базаров постоянно иронизирует над русским мужиком. Он с издевкой обращается к «братцу»: «Излагай мне свои воззрения на жизнь… ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории…»

Роковой удар судьбы ученый-физиолог и врач Базаров получает именно от мужика. Он заразился тифом, когда вскрывал труп крестьянина. Базаров совершил трагическую ошибку еще и потому, что потерял самообладание. В родительском доме «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством».

С особой силой Базаров как «лицо трагическое» раскрывается в главе, рисующей его смерть. Перед лицом смерти проявляются лучшие свойства Базарова: нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью, поэтическая любовь к Одинцовой; жажда жизни, труда, подвига, общественного дела; сила воли, мужество. Герой в последние минуты осознал, как дороги ему родители: «… таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Базаров умирает внезапно. Смерть не щадит самобытного, сильного человека, и делает его образ поистине трагическим.

Тургенев считал, что Базаров — «лишний человек», что гибель Базарова неизбежна, что его время еще не пришло. Показав крупную, масштабную личность, способную оказывать влияние на других, автор невольно выразил свое уважение к нигилисту. Евгений достойно прошел через жизненные испытания, а крайности своих воззрений искупил трагической гибелью.

Бывают среди нас такие люди, которые существуют почти в единственном экземпляре, они, сознательно или нет, а может и от скуки, постоянно находятся в поисках «себе подобных». Так и Евгений Базаров ищет себе единомышленников, а находит - в лице богатой помещицы Одинцовой. При этом замечает, что его теория, с которой он пришел в мир, не так прочна, как ему казалось. Евгением овладевает страсть, и он обнаруживает себя настоящего, пугается, отрицает свои чувства... Но поздно - он осознает, что влюблен. А Человек, как известно, меняется под влиянием романтики, что и оправдывает его дальнейшее поведение, иногда неконтролируемое, как в случае с нашим героем. Это то, что способно изменить взгляд человека на жизнь, к его счастью или несчастью. Для нашего героя это не только изменение, это еще и поражение, проигрыш. Теперь он знал, что никогда больше не будет таким уверенным в устройстве этого мира.

Базаров не пытался поддерживать отношений в обществе с людьми, если они, например, высказывают точку зрения, не подчиняющуюся его теории. В беседах он был неосторожен и часто ввязывался в конфликты. Неумение договариваться с людьми сыграло здесь свою роль, что для такой утвердившейся личности является настоящей трагедией. Евгений отрицал такие вещи, как искусство, нравственность, любовь, семью, но не способен был дать что-то взамен. Он с глубоким потрясением переживал испытание любовью, после чего осознал свою ошибку и был в бешенстве. Нигилист не признавал романтизма, но поддался его влиянию. Так, после всех разочарований состояние Евгения не могло больше оставаться прежним.

Судьбу Базарова можно сравнить с судьбой героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников, гнавшийся за ответами на свои жизненные вопросы, совершает убийства. Постепенно он осознаёт ценность обычной жизни. Несмотря на свою гордость, он готов смириться с тем, что он обычный, как и все, человек. Концом всех жизненных поисков Раскольникова становится признание в своём преступлении. Так и Евгению, в конце концов, приходится признавать свою неправоту.

Чтобы узнать настоящую сущность Евгения Базарова, чтобы увидеть всю трагедию судьбы нигилиста, ему было необходимо такое средство, которое затмило бы его разум и вместе с ним все его понятия и предубеждения. Возможно, Тургенев хотел тем самым способом указать, где именно герой всё-таки не прав, даже если его теория покажется нам понятной. Базаров не смог отрицать любовь, не стал спорить со смертью. А это две вечные вещи, которые, наверное, существуют назло всем нигилистам. Евгений смирился с тем, что мир отрицает его, как некое инородное тело, вторгшееся в чужое пространство и нарушившее устоявшиеся порядки. Но все же доказал, что его принципы были для него важнее всего, поскольку он не стал бороться за любовь, и как только осознал крах своей теории, ушел из жизни так и не понятым. В этом и заключается трагизм судьбы Евгения Базарова.

Главным героем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой нигилист Евгений Базаров. На страницах своего произведения автор подробно излагает взгляды этого человека, всесторонне освещает его характер – так Тургенев изучает новое явление под названием «нигилизм», захватившее Россию 60-ых годов 19 века.
Евгений Васильевич Базаров – выходец из разночинной среды, отец его всю жизнь служил уездным лекарем. Сам герой является студентом и изучает естественные науки. Внешность этого героя в полной мере отражает его происхождение и род занятий, а также, в некоторой мере, и взгляды: «Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал».
Лицо Базарова свидетельствует о его большом уме и недюжинных способностях: «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами… оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
Главным своим жизненным предназначением Евгений Базаров считает «нигилизм».
Он убежден, что человеку необходимо только то, что приносит конкретную пользу, как, например, химия или математика. Герой искренне верит: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
Область чувств, искусства, религии не существует для Базарова. Он считает, что все это – выдумки бездельников аристократов. По мнению героя, существует лишь физиология и необходимость, это и руководит поведением людей.
Базаров убежден во всемогущей силе человека на этой земле. Именно поэтому он считает, что людям (а вернее, отдельным их представителям - нигилистам) подвластно все – они способны отвергнуть весь предыдущий опыт человечества и жить лишь по своему разумению: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, - промолвил Базаров. - В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем».
Больше того, герой считает, что нигилисты выполняют священную миссию – разрушают «заблуждения предков». На восклицание Николая Петровича «да ведь надобно же и строить», Евгений отвечает: «Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить».
Нет сомнения в том, что Базаров умен, обладает большим внутренним потенциалом. Однако его убеждения, утверждает автор, в корне неверны и опасны, потому что противоречат законам жизни.
По мере развития сюжета Базаров начинает разубеждаться в своих жизненных принципах. Самым серьезным ударом стала для героя любовь, которую он, ее всегда отрицавший, внезапно почувствовал к Анне Сергеевне Одинцовой. Любуясь поначалу лишь красотой этой женщины, вскоре он начал понимать, что полюбил Одинцову всей душой. И - самое главное – что это произошло помимо его воли, он ничего не может поделать, не может приказать своему сердцу замолчать: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились».
Любовь заставила Базарова понять, что все его теории, на которых он строил свою жизнь, были ошибочными. Да и сам он обычный человек, которым управляют какие-то неведомые ему законы. Это открытие подкосило героя – он не знал, как жить дальше, во что верить, на что опереться.
Базаров решает уехать к родителям, чтобы как-то прийти в себя. Именно здесь, в родительском доме, с ним происходит роковой случай, который можно назвать судьбоносным. Делая вскрытие тифозного больного, Базаров заражается сам. Вскоре он понимает, что умрет: «…дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь».
Поведение Базарова перед смертью в полной мере отражает силу и богатство его натуры, его внутреннюю эволюцию и трагизм судьбы. К герою приходит некое озарение, он начинает понимать, что в жизни по-настоящему важно, а что – наносное, игра его самолюбия, заблуждения.
Истинными ценностями для Базарова предстают его родители и их любовь: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…» А также - его собственная любовь к Одинцовой, которую теперь герой признает и принимает: «Ну, что ж мне вам сказать... я любил вас!»
Теперь Базаров убежден, что вовсе не нужен России, которой так хотел послужить. Действительно, что он сделал для своей родины, какую принес ей пользу? Гораздо больше для страны сделали те, кто просто изо дня в день выполняет свою работу: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник».
Мы видим, что Базаров – сильный, умный, мощный человек, глубоко одаренный, всеми силами души стремившийся жить и трудиться на благо России. Однако, как с грустью констатирует автор, судьба этого героя трагична – при всем его богатом потенциале Базарова погубила приверженность к разрушительному нигилизму, заставляющему людей отказаться от истинных ценностей, от всего, что делает возможным жизнь человека на этой земле.



Все решения, которые человек принимает, он совершает ради какой-то будущей цели. Она может быть маленькой и невзрачной, может быть возвышенной, но так или иначе любому человеку для счастья нужна своя цель. Она определяет его место в мире. Герой романа «Отцы и дети» Тургенева, Евгений Базаров, на протяжении всего произведения пытается следовать своей цели, но ему трудно жить с ней.

Была ли такая судьба неизбежна или ему просто не повезло? Почему автор решает убить своего героя? Давайте поразмышляем над этим.

В самом начале романа Базаров предстаёт перед нами, как уверенный в себе и своих убеждениях молодой человек. На вопрос Павла Петровича, что же такое Базаров, Аркадий уверенно отвечает, что «Он нигилист человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Базаров вполне соответствует такому описанию во всех отношениях.

Правильна ли такая позиция и смогла бы она стать массовой – спорный вопрос. Но Базаров, который не воспринимает чужое мнение, ведёт себя довольно нагло и смотрит на всех несогласных с лёгкой снисходительностью, явно не смог бы привлечь на свою сторону большое количество последователей.

Он даже и не пытается поддерживать отношения с людьми, которые придерживаются другой точки зрения. И всё-таки он убеждённо в ответ на заявления Павла Петровича «…вас всего четыре человека с половиною…» говорит, что «от копеечной свечи, вы знаете, Москва сгорела». Он считает себя способным найти последователей, видя перед собой Аркадия, который боготворит приятеля. Но нельзя сказать, что Аркадий полностью во всём согласен с Базаровым. К тому же Аркадий не успел ещё стать полноценной личностью и сформировать свои принципы и цели, поэтому он легко поддаётся влиянию с самых разных сторон, и то, что сегодня он согласен с Базаровым не значит, что теперь он стал его последователем и соратником.

Таким образом, можно сказать, что шансы воплотить свою возвышенную цель в жизнь у Базарова невелики – он фактически одинок в своих убеждениях, но при этом хочет совершить невероятные реформы в мире, полном людей совершенно противоположного мнения. Он слишком самоуверен и не видит, насколько безумны его идеалы в контексте современного ему общества.

И вот однажды в жизни Базарова появляется Одинцова, которая пробуждает нежные чувства в душе нигилиста. Женщина по меркам Базарова была необычная. Анна Сергеевна была умна, могла поддержать разговор на темы, интересные Базарову, и была красива, хотя он говорил, что, по его мнению, «…свободно мыслят между женщинами только уроды…». Ни он сам, ни окружающие не узнают привычного Базарова – в присутствии Одинцовой он ведёт себя неестественно. А ведь на самом деле он всегда отрицал любую романтику и считал любовь к женщине ненужной чепухой. Он не уважал Павла Петровича Кирисанова, считая, что «…человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви <...> – не мужчина, не самец...», но в итоге сам полюбил и был отвергнут.

Нельзя сказать, что после этого Базаров совсем перестал быть собой. Он просто больше не был тем непоколебимым и уверенным в себе и своей цели человеком. Он теперь по-другому смотрел на нигилизм, ему пришлось заново принимать все свои принципы, после того, как он столкнулся с противоречием. Как только он потерял Одинцову, он сразу потерял и Аркадия, который всё дальше отходил от идей нигилизма. Всё это заставило Базарова уехать домой и посвятить себя науке, замкнувшись от окружающих.

В конце концов его жизнь обрывается из-за нелепой случайности, из-за которой он заражается тифом. Последним человеком, которого он видит перед смертью, становится Одинцова. Базаров последний раз признаётся ей в любви и приходит к выводу, что он – не нужный человек в жизни государства. «…какого человека Россия теряет... Это чепуха…» – говорит он, видимо, осознавая, наконец, что, будучи нигилистом, он был крайне уязвим в современном ему обществе. Его действия в любом случае ни к чему бы не привели. Он был готов лишь к разрушению, а не к созиданию. Он думал, что его ждут великие свершения, хотя на деле он собирался отнять то, что составляло культуру многих поколений и то, на чём стояло общество.

Мне кажется автор убивает Базарова, потому что сам не верит в те великие дела, к которым стремиться его герой. У такого человека есть два варианта – перерасти подобные убеждения и зажить спокойной жизнью или же разочароваться в собственных целях и принципах и стать апатичным и депрессивным. Разве такой участи достоин Базаров? В кого бы превратился герой, если бы пошёл дальше? Стал бы обыкновенным уездным лекарем, да и только? Возможно, если бы Одинцова больше бы подходила Базарову по темпераменту и характеру, он бы просто отдался чувству и забыл бы о своём нигилизме. Исчез бы тот гигант, которого ждали свершения, ради которого писался роман. Но, как сказал сам Базаров, «А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет...».

Трагизм в судьбе Базарова в том, что он не смог найти себе место в жизни. Его убеждения идут в разрез с окружающей его действительностью, он одинок и вряд ли он бы смог найти себе людей, которых смог бы считать друзьями. Мне жаль его, потому что из его ситуации лишь один выход – отказаться от своих принципов. Но тогда это был бы не Базаров вовсе, а какой-то никому не известный герой никому не известного романа.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Главным героем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой нигилист Евгений Базаров. На страницах своего произведения автор подробно излагает взгляды этого человека, всесторонне освещает его характер – так Тургенев изучает новое явление под названием «нигилизм», захватившее Россию 60-ых годов 19 века.
Евгений Васильевич Базаров – выходец из разночинной среды, отец его всю жизнь служил уездным лекарем. Сам герой является студентом и изучает естественные науки. Внешность этого героя в полной мере отражает его происхождение и род занятий, а также, в некоторой мере, и взгляды: «Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал».
Лицо Базарова свидетельствует о его большом уме и недюжинных способностях: «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами… оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
Главным своим жизненным предназначением Евгений Базаров считает «нигилизм».
Он убежден, что человеку необходимо только то, что приносит конкретную пользу, как, например, химия или математика. Герой искренне верит: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
Область чувств, искусства, религии не существует для Базарова. Он считает, что все это – выдумки бездельников аристократов. По мнению героя, существует лишь физиология и необходимость, это и руководит поведением людей.
Базаров убежден во всемогущей силе человека на этой земле. Именно поэтому он считает, что людям (а вернее, отдельным их представителям - нигилистам) подвластно все – они способны отвергнуть весь предыдущий опыт человечества и жить лишь по своему разумению: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, - промолвил Базаров. - В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем».
Больше того, герой считает, что нигилисты выполняют священную миссию – разрушают «заблуждения предков». На восклицание Николая Петровича «да ведь надобно же и строить», Евгений отвечает: «Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить».
Нет сомнения в том, что Базаров умен, обладает большим внутренним потенциалом. Однако его убеждения, утверждает автор, в корне неверны и опасны, потому что противоречат законам жизни.
По мере развития сюжета Базаров начинает разубеждаться в своих жизненных принципах. Самым серьезным ударом стала для героя любовь, которую он, ее всегда отрицавший, внезапно почувствовал к Анне Сергеевне Одинцовой. Любуясь поначалу лишь красотой этой женщины, вскоре он начал понимать, что полюбил Одинцову всей душой. И - самое главное – что это произошло помимо его воли, он ничего не может поделать, не может приказать своему сердцу замолчать: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились».
Любовь заставила Базарова понять, что все его теории, на которых он строил свою жизнь, были ошибочными. Да и сам он обычный человек, которым управляют какие-то неведомые ему законы. Это открытие подкосило героя – он не знал, как жить дальше, во что верить, на что опереться.
Базаров решает уехать к родителям, чтобы как-то прийти в себя. Именно здесь, в родительском доме, с ним происходит роковой случай, который можно назвать судьбоносным. Делая вскрытие тифозного больного, Базаров заражается сам. Вскоре он понимает, что умрет: «…дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь».
Поведение Базарова перед смертью в полной мере отражает силу и богатство его натуры, его внутреннюю эволюцию и трагизм судьбы. К герою приходит некое озарение, он начинает понимать, что в жизни по-настоящему важно, а что – наносное, игра его самолюбия, заблуждения.
Истинными ценностями для Базарова предстают его родители и их любовь: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…» А также - его собственная любовь к Одинцовой, которую теперь герой признает и принимает: «Ну, что ж мне вам сказать... я любил вас!»
Теперь Базаров убежден, что вовсе не нужен России, которой так хотел послужить. Действительно, что он сделал для своей родины, какую принес ей пользу? Гораздо больше для страны сделали те, кто просто изо дня в день выполняет свою работу: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник».
Мы видим, что Базаров – сильный, умный, мощный человек, глубоко одаренный, всеми силами души стремившийся жить и трудиться на благо России. Однако, как с грустью констатирует автор, судьба этого героя трагична – при всем его богатом потенциале Базарова погубила приверженность к разрушительному нигилизму, заставляющему людей отказаться от истинных ценностей, от всего, что делает возможным жизнь человека на этой земле.



Взаимоотношения героев романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"

С. Тургенев – писатель очень интересный и талантливый. Он написал множество романов, повестей. Одним из его самых лучших произведений считается «Отцы и дети». Этот роман необычайно многогранен. Его можно назвать и социальным, и философским, и бытовым, и психологическим. Проблемы, поднятые в романе, настолько глубоки и сложны, что им нельзя подобрать какую-либо одну характеристику.
Основная тема романа Тургенева обозначена уже в самом названии – «Отцы и дети». Автор размышляет над извечной людской проблемой: непонимание друг друга поколений последующих и предыдущих. Прошлому, уходящему поколению, обычно кажется, что они были лучше, добрее, умнее, что их смена – люди совсем другие, не имеющие в этой жизни таких четких нравственных идеалов. Поколению новому все прежние устои кажутся устаревшими, изжившими себя. Так было всегда.
В романе уходящее поколение представляют братья Кирсановы – Павел Петрович и Николай Петрович. Ярким представителем новых людей является Евгений Базаров. Автор сталкивает два поколения с самого начала романа, когда Аркадий и Базаров приезжают в имение к Кирсановым. Николай Петрович, отец Аркадия, принимает Евгения Базарова достаточно хорошо. Павел Петрович же сразу начинает испытывать враждебные чувства. Да и сам Базаров считает Кирсанова чудаком. Один его внешний вид вызывает в молодом человеке отвращение.
Павел Петрович Кирсанов
Между этими героями тут же начинают вспыхивать споры и ссоры. Однако Павел Петрович оказывается несостоятельным противником для Базарова. Все слова Кирсанова – лишь «слова», так как не подкреплены никаким действием. Вся его прошлая жизнь представляла собой прямой путь сплошных удач, данных ему по праву рождения. Первая трудность (неразделенная любовь) сделала Павла Петровича ни на что не способным. У него нет своих убеждений. Он говорит с Базаровым о необходимости «принсипов», но под этим словом понимает лишь соблюдение внешних приличий и возможность считаться джентльменом. Я считаю Павла Петровича во многом пустым человеком с яркой внешностью. Об этом говорит и описание его комнаты, и то, что за границей символом Родины для него будет служить пепельница в виде лаптя.
Как ни странно звучит эта мысль, но я считаю, что Базаров и Павел Петрович во многом схожи. Базаров имеет такое же пристрастие к внешнему облику. Всем своим видом и поведением он хочет выразить протест миру «отцов». У него длинные волосы, огромные бакенбарды, одет он в какой-то балахон с кистями. Да и его развязные манеры выглядят не очень естественно. Собой он хочет выразить дух нигилизма, нового течения. Нигилист все отрицает, ничего не берет на веру. Базаров презирает искусство, считая это пустым занятием. Смеется над Николаем Петровичем, играющим на виолончели и читающим стихи Пушкина. Сам же Базаров уважает только точные науки, серьезно занимается медициной. Природу считает «не храмом, а мастерской». Он считает, что призвание их поколения – сначала место расчистить, а строить потом будут другие.
Базаров, так же, как и Павел Петрович, впадает в крайность. Можно сказать, что Базаров – это тот же Павел Петрович, только с точностью до наоборот.
Николай Петрович
Настоящим оппонентом молодого нигилиста, а также выразителем авторской позиции является Николай Петрович Кирсанов. Все его мироощущение, лишенное внешней вычурности поведение, но вместе с тем душевная широта противостоят всеотрицанию нигилистов. Николай Петрович мог бы поспорить с Базаровым, но он прекрасно понимает, что его аргументы не будут убедительны для него. То знание жизни, которым обладает Николай Петрович, нельзя передать словами. Человек должен его сам почувствовать, выстрадать. Все, что он мог бы сказать о гармонии в жизни, о соединении с природой, о прелести и важности поэзии будут для Базарова только лишь пустым звуком. Так же, как и для Павла Петровича, который слишком много внимания уделял внешнему облику, забывая о душевном.
Фенечка
Фенечка – один из самых светлых образов в романе. Она - крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся. Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный. Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть признал определенные ее права и не скрывал, что Митя - его сын. Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству. Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался с Фенечкой: “Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал: оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность”. Я думаю, дело тут не только в красоте Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии какого бы то ни было жеманства и попыток строить из себя барыню. Образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Мне кажется, что из всех героинь романа она наиболее близка к «тургеневским женщинам».
Одинцова
Но все же женщиной, наиболее затронувшей сердце Базарова, оказалась Анна Сергеевна Одинцова. Весь жизненный путь Базарова – это опровержение его нигилистических идей. Базаров отрицает искусство, поэзию, поскольку не видит в них никакого проку. Но вот он влюбляется и понимает, что это не так. Автор показывает нам, что Базаров, как пример нового человека, достаточно хорош и может принести много пользы своей стране и науке в целом. Но нельзя быть так однобоко развитым. Мозг не должен существовать отдельно от души. Все внутренние процессы в человеке нельзя определять только по учебнику анатомии. Безусловно, развитие науки необходимо людям, но нельзя отрицать опыт поколений. В жизни всегда должно быть место прекрасному. Об этом и хочет сказать нам автор, когда знакомит Базарова с Одинцовой. Герой влюбляется, и сам опровергает все свои теории. Его убеждения вступают в трагическое противоречие с его человеческой сущностью. Отказаться от своих убеждений он не может, но не может и задушить в себе проснувшегося человека. Для Базарова нет выхода из создавшегося положения, и именно поэтому он умирает. Смерть Базарова – это смерть его убеждений.
Я считаю, что позиция автора очень разумна. Человечеству необходимо обновляться, но также необходимо и помнить об уроках прошлого. Человек не должен быть развит однобоко. Необходимо тренировать не только мозг, но и душу. Мировоззрение Павла Петровича пустое, несодержательное. Базаров же был чрезвычайно сух, напоминал скорее машину, но не человека. Николай Петрович взирает на этот спор со стороны, так как понимает, что в нем нет едино правых или виноватых. Он, как выразитель авторской позиции, понимает, что нельзя только отрицать и рушить. Основа жизни заключается в созидании и гармонии телесного и духовного. Да, теории Базарова оказались неверными, но и Кирсановы тоже уже отживают свой век. Им на смену придет новое поколение людей сильных и идейных.