Радищев Александр Николаевич

(1749-1802) - революционер, писатель, философ.
Родился в богатой дворянской семье. Детские годы провел в подмосковном имении отца Немцове. Грамоте его научил приставленный к нему дядька, крепостной Петр Мамонтов. В 1762 году Радищев был определен в петербургский Пажеский корпус, где учился до 1766 года. В 1766-1771 годах учился в Лейпцигском университете, где занимался на юридическом факультете, а также изучал литературу, естественные науки, медицину, овладел несколькими иностранными языками.
В декабре 1771 года Радищев был назначен протоколистом в Сенат. Первое его общественное выступление - перевод книги Мабли "Размышления о греческой истории", в которой прославлялись гражданские добродетели, демократический характер государственных учреждений Древней Греции, содержались нападки на тиранов. Снабдив книгу своими примечаниями, Радищев в одном из них писал, что самодержавие есть "наипротивнейшее человеческому естеству состояние".
В 1780 году Радищев написал "Слово о Ломоносове", в котором дал высокую оценку ученому и поэту, "исторгнутому из среды народный"; в 1782 году - "Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего", посвященное открытию в Петербурге памятника Петру I (работы Фальконе). В облике "медного всадника" Радищев увидел великого преобразователя, русского "плотника", "обновившего Россию". Он отметил и второй лик Петра - властного самодержца, который, укрепляя помещичье государство, "истребил последние признаки дикой вольности своего отечества".
В 1783 году Радищев закончил оду "Вольность" - первое революционное стихотворение о России, в котором славил революцию американского народа Вольность - "бесценный дар", "источник всех великих дел". "Препоной свободе" являются законы, создаваемые самодержавием, освящаемые церковью, утвердившие рабство Народ имеет право вернуть отнятую у него свободу и судить монарха - "злодея".
С середины 80-х годов Радищев приступил к работе над "Путешествием из Петербурга в Москву". Весной 1790 года "Путешествие" было напечатано с помощью друзей в собственной маленькой типографии, в количестве 650 экземпляров.
Книга была конфискована, а Радищев арестован. Следствие по делу писателя, заключенного в Петропавловскую крепость в июне 1790 года, вела сама императрица с помощью обер-секретаря Тайной экспедиции. Смертная казнь Екатерина II заменила 10 годами ссылки в сибирский острог Илимск; закованный в кандалы, Радищев был отправлен в Сибирь
Ни следствие, ни ссылки не сломили Радищева
Павел I в 1796 году разрешил писателю поселиться на родине в Немцове под строжайшим полицейским надзором. Полную свободу Радищев получил лишь в марте 1801 года при Александре I Назначенный в Комиссию составления законов, он занимался подготовкой законодательных реформ Революционной энциклопедией русского просвещения была главная книга Радищева - "Путешествие из Петербурга в Москву", отличающееся широтой охвата русской действительности конца XVIII века и глубиной проникновения в социальные противоречия эпохи. Отношение автора к действительности определяется сатирическим обличением самодержавия и крепостнического общества, пафосом любви к родине и народу.
Большой художественной удачей является образ Путешественника в "Путешествии". Радищев проявляет пристальное внимание к его напряженной духовной жизни, но изображение "излучин" сердца героя не отторгает его от народной жизни, а делает "соучастником" тех, кто был "пленником в своем отечестве", ибо душа его "страданиями человечества уязвлена стала". Социальный характер эмоций - главное отличие нравственной жизни радищевского героя от героев сентиментального искусства. Путешественник не бежит из мира, его сердце открыто народному горю. В книге сплетаются судьбы личности и народа: человек, постигающий горести и радости встреченных крестьян, и народ в своем бедственном состоянии и во всем великолепии трудовой деятельности, человеческого достоинства и свободолюбия.
Естественной формой для такого произведения оказалось путешествие. Именно во время путешествия человек попадает на большую дорогу жизни, свободно происходят его встречи с людьми различных сословий, он естественно и просто знакомится с народом.
Достижения Радищева обогащали русскую художественную прозу, показывая не только зависимость человека от социальной среды, но и возможность его выступить против нее. Наиболее "художественно убедительных результатов писатель добился при изображении народа.
До революции 1905 года сочинения Радищева в России были запрещены. Однако это не помешало распространению "Путешествия" в рукописных списках сразу же после ареста автора. До сегодняшнего дня дошло около 70 списков. В 1858 году А. И. Герцен издал "Путешествие" в Лондоне.
Вопреки запретам самодержавия, сочинения Радищева - первого пророка и мученика - оказали большое влияние на развитие русской революционной мысли и литературы.

Будущий автор «Путешествия из Петербурга в Москву», известный писатель, просветитель и философ Александр Николаевич Радищев родился 20 (31) августа 1749 года в богатой помещичьей семье в селе Верхнем Аблязове (сейчас – село Радищево Кузнецкого района Пензенской области) .

Детство и юность

Александр Николаевич был старшим из одиннадцати детей. Отец Радищева, Николай Афанасьевич, получил хорошее воспитание: он знал языки, богословие, историю и любил сельское хозяйство. Мать писателя, Фекла Степановна, происходила из старинного дворянского рода .

Первыми воспитателями Радищева были крепостные отца: нянюшка Прасковья Клементьевна, которую он тепло вспоминает в одной из глав «Путешествия», и дядька Петр Мамонтов, по прозвищу Сума (именно он обучил мальчика грамоте). Когда Александру исполнилось шесть лет, к нему был нанят гувернер-француз, но он был всего лишь беглым солдатом и не имел достаточных знаний.

Желая продолжить образование сына, родители отправили его в Москву к дяде Михаилу Федоровичу Аргамакову, который был родственником директора только что открывшегося Московского университета. Радищев стал воспитываться и учиться вместе с детьми Аргамаковых. Уроки им давали лучшие профессора университета .

Вскоре после дворцового переворота 1762 года, возведшего на трон Екатерину Вторую, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус. Прислуживание при дворе, входившее в обязанности пажа, позволило Радищеву в деталях узнать дворцовую жизнь. В 1766 году Екатерина решила отправить за границу в Лейпцигский университет 12 молодых людей возрастом от 12 до 21 года, чтобы они изучили серьезные науки у немцев. В их числе оказался и Радищев .

Радищев вместе с товарищами слушал лекции профессоров, с особенным интересом занимался словесными науками у знаменитого философа и поэта Геллерта. Как и другие, Радищев много читал, увлекаясь по преимуществу французскими философами и писателями.

Большое влияние на Радищева оказал его старший друг Федор Васильевич Ушаков, находившийся среди студентов, человек с огромной жаждой знаний, раннюю смерть которого Радищев тяжело переживал. Желая сохранить память о друге, Радищев записал известные ему факты его жизни, разговоры с ним, бережно сохранил его студенческие работы и потом перевел их на русский язык и напечатал в России. В 1789 году вышло в свет без подписи автора «Житие Федора Васильевича Ушакова» .

Служба в Петербурге

После обучения в Лейпциге, длившегося четыре года, Радищев вернулся в Россию с двумя товарищами – Алексеем Михайловичем Кутузовым и Андреем Кирилловичем Рубановским. Радищев и Кутузов были приняты на службу в Сенат в звании протоколистов с чинами титулярных советников.

Пробыв в Сенате два года, Александр Николаевич занял должность обер-аудитора в штате главнокомандующего в Петербурге графа Якова Александровича Брюса. Он был любим своим начальником, и постепенно его стали принимать в лучших петербургских обществах.

В 1775 году Радищев вышел в отставку секунд-майором и женился на Анне Васильевне Рубановской, племяннице своего лейпцигского товарища (подробнее см. ). Одновременно он приобрел некоторую связь с высшими кругами общества, так как отец его жены был заметным дворцовым чиновником.

Через год после женитьбы, в 1776 году, Радищев был определен асессором в Коммерц-коллегию, президентом которой был граф Александр Романович Воронцов. Радищев жадно бросился изучать все, что относится к торговле, и его старания были оценены. Он сделался у Воронцова домашним человеком и первым советником по коммерческим делам, а вскоре после этого получил чин надворного советника. Сам граф навсегда остался его покровителем .

В 1780 году Радищева в звании советника Казенной палаты назначили в помощники к советнику таможенных дел Герману Юрьевичу фон Далю, но благополучие его жизни вскоре было омрачено тяжелой потерей. Супруга Анна, подарившая мужу трех сыновей (Василия, Николая и Павла) и одну дочь (Екатерину), скончалась в августе 1783 года, вскоре после рождения третьего сына. Заботу о детях взяла на себя свояченица Радищева, родная сестра его жены Елизавета Васильевна Рубановская.

За успехи по службе Радищев получил чин коллежского советника, а затем и недавно учрежденный орден святого Владимира 4-й степени. В 1790 году Радищев полностью заменил своего начальника Даля, вышедшего в отставку .

Ответственная государственная служба не мешала литературным занятиям Радищева. Он вступил в «Общество друзей словесных наук» и принял участие в печатном органе общества – журнале «Беседующий гражданин» (подробнее см. ).

«Путешествие из Петербурга в Москву»

Над своим главным сочинением «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев, по его собственным словам, начал работать еще в 1780-1781 гг. (подробнее см. ). Полностью рукопись была готова в конце 1788 года. Разрешение печатать книгу дал председатель «Управы благочиния», петербургский обер-полицмейстер Никита Рылеев, который даже не читал сочинение, успокоившись безобидным названием.

Получив согласие на печать, писатель сначала предлагал издать рукопись московскому типографу Семену Иоанникиевичу Селивановскому, но тот отказался. Тогда Радищев приобрел в долг печатный станок и организовал типографию у себя дома.

В качестве первого опыта Радищев напечатал в домашней типографии в начале 1790 года «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего». Сразу после выхода в свет «Письма» Радищев в самом начале 1790 года приступил к набору и печатанию книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Печать книги была закончена в мае 1790 года. Книга появилась в лавке Зотова и через некоторое время попала в руки императрицы.

26 июня по прочтении первых тридцати страниц книги Екатерина II заявила своему секретарю, что видит в ней рассеивание заразы французской, отвращение от начальства. На следующий день Воронцову было послано предписание императрицы допросить Радищева обо всех обстоятельствах написания и выпуска книги. Осознавая опасность, Радищев распорядился сжечь все остальные экземпляры «Путешествия», но было уже поздно .

Следствие, приговор и помилование

30 июня Радищев был схвачен и брошен в казематы Петропавловской крепости. Вести следствие Екатерина II поручила одному из мастеров сыскных дел Степану Ивановичу Шешковскому, славившемуся своей жестокостью. В течение июля писателя почти ежедневно мучили допросами. Пытка голодом и угрозы сменялись обещаниями полного прощения, если узник чистосердечно признается и выдаст всех своих сообщников (подробнее см. ).

Через две недели после начала следствия императрица передала дело о Радищеве в Петербургскую уголовную палату, обвиняя писателя в издании книги, наполненной, по ее словам, самыми вредными умствованиями. Уголовная палата приговорила Радищева к лишению чинов и дворянства, к отобранию ордена и к смертной казни. Приговор был сначала передан в Сенат, а затем направлен самой императрице, которая вынесла его на рассмотрение в Государственный Совет. 19 августа приговор утвердили. В ожидании его исполнения Радищев пробыл целый месяц в Петропавловской крепости и написал несколько бумаг, в том числе завещание. 4 сентября последовал именной Указ Сенату о наказании Радищева. Екатерина II, по случаю мира со Швецией, заменила казнь ссылкой в Илимский острог на десятилетнее безысходное пребывание .

Сибирская ссылка

С обвиненного, которого заковали в кандалы еще в здании суда, оковы были сняты в пути лишь по ходатайству Воронцова. Граф писал губернаторам всех больших городов, через которые проезжал Радищев, с просьбой оказывать ссыльному писателю содействие .

Радищев ехал больным и в Москве был вынужден немного задержаться до выздоровления. Он провел несколько дней в доме своего старика-отца, приехавшего тогда в Москву. Мать, разбитая параличом с того дня, как узнала об участи своего сына, осталась в Саратовской губернии. В Сибирь из Москвы с Радищевым добровольно поехали его бывшие крепостные, отпущенные им на свободу: Степан Алексеевич Дьяконов и его жена Анастасия.

В середине декабря Радищев добрался до Тобольска. Здесь он пробыл больше полугода, ожидая Елизавету Васильевну с двумя маленькими детьми – Екатериной и Павлом, с которыми она выехала в Сибирь разделить участь Радищева (подробнее см. ). Путь из Тобольска к месту назначения они продолжили уже все вместе. Старшие сыновья Радищева, Василий и Николай, во время ссылки отца жили в Архангельске у его брата Моисея Николаевича .

Дорожные впечатления Радищев записывал в дневник, который он назвал «Записки путешествия в Сибирь» , и излагал в письмах к Воронцову.

3 января 1791 года Радищев прибыл в Илимск , где прожил следующие пять лет. Здесь он сочетался гражданским браком с Елизаветой Васильевной, и у них родились трое детей – две дочери, Анна и Фекла, и сын Афанасий.

За годы ссылки илимские жители прониклись к Радищеву большим уважением – он занимался сельским хозяйством, помогал лечить больных, устраивал праздники. С начала поселения прошло почти пять лет, когда 6 ноября 1796 года умерла императрица. Уже на следующий день в Сибирь полетела бумага с запросом о Радищеве.

Возвращение из Сибири и последние годы

В середине января 1797 года до Иркутска дошел указ об освобождении Радищева, которому разрешалось поселиться в деревне. Радищев выехал из Илимска в Немцово в конце февраля 1797 года . В дороге Елизавета Васильевна заболела и, несмотря на все предпринятые усилия, умерла в Тобольске. Радищев похоронил жену на Тобольском кладбище и, пробыв несколько дней в городе, поехал с детьми дальше.

Из Немцова продолжающий пребывать под надзором Радищев подписал прошение губернатору с просьбой разрешить поехать в Саратовскую губернию к отцу и, получив разрешение побывать там не более одного раза, в начале 1798 года со своей семьей отправился к родителям в Верхнее Аблязово. Там он активно занимался исследованиями в области агрономии (подробнее см. ), а через год вернулся в Немцово и прожил там безвыездно до своего полного освобождения, данного ему Александром I указом 15 марта 1801 года.

Получив свободу, Радищев вернулся в Петербург. Ему были возвращены гражданские права и орден. Более того, Александр I привлек его к участию в трудах Комиссии составления законов . Радищев даже составил проект «Гражданского уложения», но его идеи об уничтожении крепостного права не понравились председателю Комиссии Петру Васильевичу Завадовскому. Граф намекнул Радищеву, что слишком восторженный образ мыслей уже однажды навлек на него несчастье, и даже упомянул Сибирь . С этого момента состояние здоровья Радищева стало ухудшаться, его начала одолевать сильная тревога. 11 (23) сентября 1802 года Радищев выпил стакан яда и скончался в мучениях на следующий день . Есть версии, что он не планировал самоубийство и погиб по воле несчастного случая .

Писателя похоронили в Петербурге на Волковом кладбище. Император Александр I принял участие в положении семейства Радищева, выделив деньги на оплату его долгов. Старшей его дочери была назначена пенсия в 500 рублей. Две малолетние девочки были отданы в Смольный монастырь, а шестилетний сын определен во Второй кадетский корпус .

Увековечение памяти о Радищеве

О Радищеве продолжали помнить и после его смерти. В Петербурге «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» стало преемником идей писателя. В 1868 году официально было снято запрещение с книги «Путешествие из Петербурга в Москву» .

Во всех достаточно крупных населенных пунктах по пути следования Радищева в сибирскую ссылку есть улицы его имени, памятные знаки и мемориальные доски на домах, где он останавливался. Специальные экспозиции, посвященные биографии писателя, его знаменитой книге «Путешествие из Петербурга в Москву» и пребыванию Радищева в Сибири, встречаются во многих краеведческих музеях и библиотеках городов, располагающихся по Сибирскому тракту. Кроме того, у нас в стране есть два «радищевских» музея, имеющих не региональную, но всероссийскую значимость.

Первый из них – Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева , основанный еще 29 июня 1885 года внуком писателя, художником-маринистом Алексеем Петровичем Боголюбовым.

Второй – открытый 28 октября 1945 года Государственный музей А.Н. Радищева в селе Радищеве (бывшем Верхнем Аблязове – фамильной вотчине писателя).

Источники

  1. Биография А.Н. Радищева, написанная его сыновьями [Н.А. и П.А. Радищевыми] / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) ; подгот. текста, ст. и примеч. Д.С. Бабкина. – М. ; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1959. – 132 с., 1 л. портр.
  2. Татаринцев, А.Г. А.Н. Радищев: арх. разыскания и находки / А.Г. Татаринцев. – Ижевск: Удмуртия, 1984. – 272 с.
  3. Благой, Д.Д. Александр Николаевич Радищев / Д.Д. Благой. – Пенза: Изд-во газ. «Сталин. знамя», 1945. – 66, с. : портр., ил.
  4. Ашешов, Н.П. Александр Николаевич Радищев: обществ. характеристика / Н.П. Ашешов. – СПб. : Изд-во О.Н. Поповой, . – 28 с. – (Темы жизни: еженед. изд. ; № 3, вып. 3).
  5. Мияковский, В.В. Радищев: (очерк жизни и деятельности) : для самообразования / В.В. Мияковский. – Пг. : Огни, . –111 с., 1 л. портр. – (Светочи прошлого – творцы будущего).
  6. Покровский, В.И. Александр Николаевич Радищев: его жизнь и соч. : сб. ист.-лит. ст. / сост. В.И. Покровский. – М. : [б. и.], 1907. – IV, 225 с.
  7. Бабкин, Д.С. Процесс А.Н. Радищева / Д.С. Бабкин; отв. ред. Н.Ф. Бельчиков. – М. ; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1952. – 359 с. : ил.
  8. Левин, К.Н. Первый борец за свободу русского народа: жизнь и деятельность А.Н. Радищева / К.Н. Левин. – М. : Книгоиздательство Е.Д. Мягкова «Колокол», 1906. – 46 с. – (Первая библиотека; № 44).
  9. Дворцова, В.Н. А.Н. Радищев в Западной Сибири / В.Н. Дворцова; О-во по распространению полит. и науч. знаний РСФСР; Тюмен. обл. отд-ние. – Тюмень: [б. и.], 1958. – 24 с. – На правах рукоп.
  10. Радищев, А.Н. Записки путешествия в Сибирь / А.Н. Радищев // Радищев, А.Н. Полное собрание сочинений: в 2 т. / А.Н. Радищев; под ред. А.К. Бороздина, И.И. Лапшина и П.Е. Щеголева. – СПб., 1909. – Т. 2. – С. 355-365.
  11. Радищев, А.Н. Дневник путешествия из Сибири / А.Н. Радищев // Радищев, А.Н. Полное собрание сочинений: в 2 т. / А.Н. Радищев; под ред. А.К. Бороздина, И.И. Лапшина и П.Е. Щеголева. – СПб., 1909. – Т. 2. – С. 366-393.
  12. Храбровицкий, А.В. Радищев в Верхнем Аблязове после сибирской ссылки / А.В. Храбровицкий // А.Н. Радищев: к 200-летию со дня рождения. 1749-1949. – Пенза: Кн. изд-во, 1949. – С. 118-131: ил.
  13. Сухомлинов, М.И. А.Н. Радищев / М.И. Сухомлинов // Сухомлинов, М.И. Исследования и статьи по русской литературе и просвещению.– СПб. : [б. и.], 1889. – Т. 1: [Материалы для истории образования в России в царствование императора Александра I]. – С. 539-671.
  14. Айхенвальд, Ю.И. Радищев / Ю.И. Айхенвальд. – М. : Свобод. Россия, 1917. – 16 с. – (Сер. жизнеописаний «Сеятели правды»).

РАДИЩЕВ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1749–1802) писатель, философ. Родился в Москве в дворянской семье 20 (31) августа 1749. Учился в Германии, в Лейпцигском университете (1766–1770). В эти годы началось увлечение Радищева философией. Он изучал труды представителей европейского Просвещения, рационалистической и эмпирической философии. После возвращения в Россию поступил на службу в Сенат, а позднее – в Коммерц-коллегию. Радищев активно участвовал в литературной жизни: опубликовал перевод книги Г.Мабли Размышления о греческой истории (1773), собственные литературные произведения Слово о Ломоносове (1780), Письма к другу, жительствующему в Тобольске (1782), оду Вольность (1783) и др. Все изменилось после публикации в 1790 Путешествия из Петербурга в Москву . Радищев был арестован и объявлен государственным преступником за свои «богомерзкие сочинения». Суд приговорил его к смертной казни, замененной ссылкой «в Сибирь, в Илимский острог на десятилетнее безысходное пребывание». В ссылке Радищев занимался научными изысканиями, писал Сокращенное повествование о приобретении Сибири , Письмо о Китайском торге , философский трактат (1790–1792). В 1796 император Павел I разрешил Радищеву вернуться из Сибири и поселиться в своем калужском имении. В 1801 император Александр I разрешил ему переезд в столицу. В последний год жизни Радищев готовил ряд проектов (О законоположении , Проект гражданского уложения и др.), в которых обосновывал необходимость ликвидации крепостных отношений и гражданских реформ. Умер Радищев в Петербурге 12 (24) сентября 1802.

Философские воззрения Радищева несут на себе следы влияния различных направлений европейской мысли его времени. Он руководствовался принципом реальности и материальности (телесности) мира, утверждая, что «бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе». Согласно его гносеологическим воззрениям, «основанием всего естественного познания является опыт». При этом чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с «опытом разумным». В мире, в котором нет ничего «опричь телесности», свое место занимает и человек, существо столь же телесное, как и вся природа. У человека особая роль, он, по Радищеву, представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром. «Мы не унижаем человека, – утверждал Радищев, – находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ним законам. И как иначе-то быть может? Не веществен ли он?»

Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, благодаря которому тот «имеет силу о вещах сведому». Но еще более важное отличие заключается в способности человека к моральным действиям и оценкам. «Человек – единственное существо на земле, ведающее худое, злое», «особое свойство человека – беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться». Как моралист Радищев не принимал моральную концепцию «разумного эгоизма», считая, что отнюдь не «себялюбие» является источником нравственного чувства: «человек есть существо сочувствующее». Будучи сторонником идеи «естественного права» и всегда отстаивая представления о естественной природе человека («в человеке никогда не иссякают права природы»), Радищев в то же время не разделял намеченное Руссо противопоставление общества и природы, культурного и природного начал в человеке. Для него общественное бытие человека столь же естественно, как и природное. По сути дела, между ними нет никакой принципиальной границы: «Природа, люди и вещи суть воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов». Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального «естественного» жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание. Такого рода «болезни» он находил не только в России. Так, оценивая положение дел в рабовладельческих США, он писал, что «сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мрака укрова».

В трактате О человеке, о его смертности и бессмертии Радищев, рассматривая проблемы метафизические, остался верен своему натуралистическому гуманизму, признавая неразрывность связи природного и духовного начал в человеке, единство тела и души: «Не с телом ли растет душа, не с ним ли мужает и крепится, не с ним ли вянет и тупеет?». Одновременно он не без сочувствия цитировал мыслителей, признававших бессмертие души (И.Гердера , М.Мендельсона и др.). Позиция Радищева – это позиция не атеиста, а скорее агностика, что вполне отвечало общим принципам его мировоззрения, уже достаточно секуляризованного, ориентированного на «естественность» миропорядка, но чуждого богоборчеству и нигилизму.

Родился Александр Николаевич Радищев в 1749 году в семье богатого помещика, детство провёл в имении Немцове под Калугой.

В Санкт-Петербурге было привилегированное заведение для детей богатых дворян - Пажеский корпус. Там готовили юношей к придворной службе. В пажеском корпусе юноша узнал придворную жизнь, познакомился с Екатериной, выполнять капризы которой (подать веер, принести книгу) входило в обязанности пажа.

В 1766 году шестеро лучших учеников Пажеского корпуса были отправлены правительством в Лейпцигский университет для продолжения образования. Среди лучших был и Радищев. Он увидел Европу, жизнь которой так сильно отличалась от российской жизни, познакомился с идеями европейских философов-просветителей. В это время в Лейпциге учился Гёте - в будущем - великий немецкий поэт. Радищев начал писать стихи, заниматься переводами. Он называл самодержавие «наипротивнейшим человеческому естеству состоянием».

Вернувшись в Россию, Радищев поступил на службу. Он старался везде и во всём поступать по совести и стал начальником

Петербургской таможни, получил орден Святого Владимира из рук императрицы и заслужил уважение лучших людей своей эпохи. На каждом шагу Радищев встречался с проявлениями самовластья, произвола, деспотизма, с которыми его сердце мириться не желало.

Итак, Радищеву сорок один год. Он уже не мальчик-паж, но зрелый муж. Он видел жизнь, брал на себя ответственность за другие жизни. Он видит жизнь без прикрас. К своему верному другу Алексею Михайловичу Кутузову он обращает слова: «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человеческими уязвленна стала. Обратил взоры мои во внутренность мою - и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто оттого только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы».

Радищев делает смелую попытку посмотреть прямо на предметы и явления екатерининской действительности. В домашней типографии (!), невинным названием усыпив бдительность цензора, он издаёт книгу «Путешествие из Петербурга в Москву».

Английский писатель Лоренс Стерн (1713-1768) создаёт книгу «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». Главная идея этой книги - самоценность человеческой личности, её неповторимость и свобода. Радищев берёт в основу своего произведения форму путешествия и развивает мысль Стерна: что мешает свободе личности в России?

Радищев описывает своё путешествие из новой столицы России в старую. Называя главы по именам станций, он рассказывает различные происшествия и случаи, которые он наблюдал в жизни или сам был их участником. Он встречается, беседует с разными людьми: крестьянами, дворянами, станционными смотрителями, купцами, рекрутами, сочинителями, стряпчими, семинаристами.

Екатерина была возмущена. «Радищев - бунтовщик хуже Пугачёва!» - с жаром сказала она, Радищев попал в руки её домашнего палача (!) Шешковского, а затем был приговорён к смертной казни. Екатерина заменила казнь десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог - тогда это наказание считалось едва ли не страшнее казни.

Через пять лет Екатерина умерла, её сын, Павел I, позволил Радищеву поселиться под Москвой под надзором местных властей.

Взойдя на престол, Александр I призвал Радищева в комиссию по составлению законов. Радищев предложил уничтожить табель о рангах, ввести суд присяжных, отменить пытки при допросах, ввести свободу книгопечатания, установить свободу торговли, освободить крепостных крестьян, уничтожить телесные наказания.

2 сентября 1802 года Радищев ушёл из жизни, но его главная книга - «Путешествие из Петербурга в Москву» - «явилось выражением такого правдолюбия», что «представляет собою одно из самых заметных явлений в истории русской литературы XVIII столетия» (Г.В. Плеханов).

Родился Александр Николаевич Радищев в 1749 году в семье богатого помещика, детство провёл в имении Немцове под Калугой.

В Санкт-Петербурге было привилегированное заведение для детей богатых дворян - Пажеский корпус. Там готовили юношей к придворной службе. В пажеском корпусе юноша узнал придворную жизнь, познакомился с Екатериной, выполнять капризы которой (подать веер, принести книгу) входило в обязанности пажа.

В 1766 году шестеро лучших учеников Пажеского корпуса были отправлены правительством в Лейпцигский университет для продолжения образования. Среди лучших был и Радищев. Он увидел Европу, жизнь которой так сильно отличалась от российской жизни, познакомился с идеями европейских философов-просветителей. В это время в Лейпциге учился Гёте - в будущем - великий немецкий поэт. Радищев начал писать стихи, заниматься переводами. Он называл самодержавие «наипротивнейшим человеческому естеству состоянием».

Вернувшись в Россию, Радищев поступил на службу. Он старался везде и во всём поступать по совести и стал начальником

Петербургской таможни, получил орден Святого Владимира из рук императрицы и заслужил уважение лучших людей своей эпохи. На каждом шагу Радищев встречался с проявлениями самовластья, произвола, деспотизма, с которыми его сердце мириться не желало.

Итак, Радищеву сорок один год. Он уже не мальчик-паж, но зрелый муж. Он видел жизнь, брал на себя ответственность за другие жизни. Он видит жизнь без прикрас. К своему верному другу Алексею Михайловичу Кутузову он обращает слова: «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человеческими уязвленна стала. Обратил взоры мои во внутренность мою - и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто оттого только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы».

Радищев делает смелую попытку посмотреть прямо на предметы и явления екатерининской действительности. В домашней типографии (!), невинным названием усыпив бдительность цензора, он издаёт книгу «Путешествие из Петербурга в Москву».

Английский писатель Лоренс Стерн (1713-1768) создаёт книгу «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». Главная идея этой книги - самоценность человеческой личности, её неповторимость и свобода. Радищев берёт в основу своего произведения форму путешествия и развивает мысль Стерна: что мешает свободе личности в России?

Радищев описывает своё путешествие из новой столицы России в старую. Называя главы по именам станций, он рассказывает различные происшествия и случаи, которые он наблюдал в жизни или сам был их участником. Он встречается, беседует с разными людьми: крестьянами, дворянами, станционными смотрителями, купцами, рекрутами, сочинителями, стряпчими, семинаристами.

Екатерина была возмущена. «Радищев - бунтовщик хуже Пугачёва!» - с жаром сказала она, Радищев попал в руки её домашнего палача (!) Шешковского, а затем был приговорён к смертной казни. Екатерина заменила казнь десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог - тогда это наказание считалось едва ли не страшнее казни.

Через пять лет Екатерина умерла, её сын, Павел I, позволил Радищеву поселиться под Москвой под надзором местных властей.

Взойдя на престол, Александр I призвал Радищева в комиссию по составлению законов. Радищев предложил уничтожить табель о рангах, ввести суд присяжных, отменить пытки при допросах, ввести свободу книгопечатания, установить свободу торговли, освободить крепостных крестьян, уничтожить телесные наказания.

2 сентября 1802 года Радищев ушёл из жизни, но его главная книга - «Путешествие из Петербурга в Москву» - «явилось выражением такого правдолюбия», что «представляет собою одно из самых заметных явлений в истории русской литературы XVIII столетия» (Г.В. Плеханов).