Адрес: Москва, Кутузовский проспект, д. 38
Дата основания 1962 год
Координаты: 55°44"19.9"N 37°31"23.6"E

Музей, посвященный историческим событиям войны 1812 года , пользуется особенной любовью москвичей и туристов и относится к самым известным музеям Москвы . В нем можно увидеть уникальное полотно, которое рассказывает об одном из самых кровопролитных сражений между русскими войсками и армией Наполеона, а также множество редких исторических экспонатов.

Памятник Кутузову Михаилу Илларионовичу на фоне музея-панорамы Бородинская битва

Автор панорамы

Франц Рубо появился на свет в 1856 году. Его отцом был французский предприниматель, который занимался коммерцией на территории Российской империи. Мальчик окончил одесскую рисовальную школу, а позже получил художественное образование в Российской академии.

Молодой художник был очень талантлив. Рубо нравилось рисовать военные сцены, и он нашел свое призвание в батальной живописи. Первой исторической работой художника стала картина «Живой мост», которая рассказывала о событиях русско-персидской войны. В возрасте 40 лет Рубо написал первую панораму «Штурм аула Ахульго» и после этого стал профессором Академии художеств сразу двух стран – России и Германии . К 1905 году художник закончил второе эпическое полотно, посвященное обороне Севастополя.

Вид на здание музея-панорамы Бородинская битва

Когда Россия готовилась к празднованию 100-летней годовщины войны 1812 года, баталист получил заказ на масштабную панораму исторического боя под Бородино. Сроки были сжатыми, и он писал картину не один, а с помощниками. Полотно создавалось с участием брата художника – Жоржа и нескольких профессиональных баталистов и пейзажистов из России и Германии.

Несмотря на огромный объем работы, российский императорский двор получил готовую панораму за два месяца до начала торжеств. Грандиозная картина, созданная под руководством Рубо, имела длину 115 м и высоту 15 м.

В течение жизни художник успел написать более двухсот живописных работ. В 1912 году он переехал на постоянное место жительства в Германию. Через два года началась Первая мировая война, и в Россию перестали приходить какие-нибудь сведения о судьба художника. Мастер-баталист умер мало кому известным в 1928 году, в возрасте 71 года.

Как создавался музей

Картина, рассказывающая об участниках грандиозной битвы под деревней Бородино, была создана в Мюнхене . Когда работа была закончена, в городе открыли благотворительную выставку, чтобы немецкая публика могла увидеть огромное полотно и побывать на выставке исторических предметов столетней давности. Через несколько дней выставку закрыли и картину по железной дороге отправили в Россию. В пути панораму сопровождали четверо помощников художника и трое рабочих.

Фрагмент панорамы Бородинской битвы

Для батального полотна на Чистых пудах в Москве построили просторный деревянный дом. Проект здания подготовил архитектор Павел Воронцов-Веньяминов, а ажурный купол павильона разработал инженер Израилович.

Московские власти торопились к открытию панорамы и строили здание очень быстро. Они планировали, что картина будет находиться в деревянном павильоне только в течение одного сезона. Через месяц после окончания строительства был закончен монтаж полотна и предметов для переднего плана. После этого по всему городу расклеили афиши, которые рекламировали открытие новой панорамы.

Фрагмент панорамы Бородинской битвы

В конце лета 1912 года в присутствии государя и видных московских дворян прошла пышная церемония открытия. А через два дня в павильон пустили первых зрителей. Грандиозное по своим масштабам полотно поражало воображение всех, кто приходил на него посмотреть. Впечатление от новой панорамы было настолько сильным, что о ней написала не только российская, но и зарубежная пресса. Газетчики разных стран горячо приветствовали картину Рубо и восхваляли патриотические чувства, которые она вызывала у публики.

Судьба панорамы

Через короткое время наскоро построенный павильон пришел в негодность. Купол здания пропускал воду, и полотно замочило дождями. Постоянная влажность стала разрушать холщовый зонт, который накрывал площадку, и частично повредила предметы на переднем плане. Картина портилась, и на ней появились грязные дождевые потеки.

Амуниция солдат французской и русской армии

В 1914 году, когда началась война с Германией, павильон закрыли. Это было сделано по нескольким причинам. Франц Рубо впал в немилость, поскольку к тому времени постоянно жил в Германии и имел немецкое гражданство. Кроме того, Франция стала союзницей России в войне против немцев. В этих условиях российские власти сочли неуместным публично выставлять полотно, где было изображено сражение между русскими и французами.

После революции здание и картину забрала московская электротехническая школа. Здесь проводили заседания литературного кружка и детские елки, а эпическое полотно о давно прошедшей войне никого не интересовало.

Русские солдаты на привале

Вскоре полностью обветшавший павильон снесли. Полотно длиной 115 м было свернуто на деревянный вал и убрано в запасники. К сожалению, многие годы огромную картину ни разу не разворачивали и хранили в малоприспособленных местах. Сначала она лежала под сценой в Нескучном саду, потом - в подвальном помещении храма, который находился на Миусской площади. Какое-то время картина пролежала в саду Аквариум и после этого оказалась на складе театрального реквизита в саду Эрмитаж.

Строительство нового музея

Когда завершилась война с фашистами, страна находилась на патриотическом подъеме. Власти города решили построить новое здание для батального полотна. Сначала для него выбрали место в Нескучном саду, на берегу реки-Москвы. Но потом строительство решили перенести в Фили. Ведь именно в Филях в начале осени 1812 года прошел знаменитый совет под руководством Кутузова.

Одна из экспозиций музея

Строительство музея заняло 11 лет и было закончено в 1982 году. Необычное здание возвели по проекту, который подготовили архитекторы Корабельников и Кучанов. Центр музея занял объемный корпус, облицованный стеклом, а по бокам появились два крыла с фасадами, отделанными железобетоном. На торцах музея выложили красивые мозаичные панно на военные темы, а на боковых стенах - имена героев, принимавших участие в сражениях 1812 года.

За долгие годы неаккуратного хранения большая часть исторической картины была полностью испорчена. Пока строилось музейное здание, живописная панорама проходила реставрацию в мастерской Иванова-Чуронова. Талантливые художники из студии Грекова занимались восстановлением полотна полтора года. Им пришло заново дописывать сцены боя, отдельные фигуры, фрагменты пейзажа и полностью реставрировать передний предметный план.

Пушка XIX века

Музей сегодня

Несмотря на то, что здание возводили только для панорамы, за годы работы в музее собрали более 40 тысяч экспонатов. Теперь здесь хранятся батальные картины, рисунки и эстампы, уникальные коллекции фарфора и нумизматики, и материалы о жизни и творчестве Рубо. В музейных залах выставлены мемуары участников войны, старинные книги, подлинное оружие и полевая форма солдат и офицеров обеих армий.

Центральное место занимает сама панорама. Кроме нее, в музейный комплекс включена Кутузовская изба. К сожалению, оригинальная изба сгорела на пожаре. Но в 60-е годы XIX века Алексей Саврасов подготовил этюд, и по нему построили копию утраченной избы.

: 55°44′19″ с. ш. 37°31′24″ в. д.  /  55.738740° с. ш. 37.523227° в. д.  / 55.738740; 37.523227 (G) (Я) К:Музеи, основанные в 1962 году

Музе́й-панора́ма «Бороди́нская би́тва» открыт в 1962 году на территории бывшей деревни Фили (ныне Кутузовский проспект).

Основу мемориального комплекса составляет изба совета в Филях , восстановленная после пожара в 1887 году , и сама панорама Бородинской битвы , завершенная Францем Алексеевичем Рубо в 1912 году .

История

Детали полотна панорамы «Бородинская битва»

Франц Рубо, полотно панорамы «Бородинская битва»

Кутузовская изба в Филях

Рядом с Кутузовской избой в 1912 году был выстроен храм-часовня Архистратига Божия Михаила работы архитектора Н. Д. Струкова .

Другие экспонаты музея

  • Поставленная в 1912 году музей-часовня архистратига Михаила , в память генерал-фельдмаршала М. И. Голенищева-Кутузова.
  • Памятник героям Отечественной войны 1812 года скульптора Н. В. Томского, установленный перед зданием музея в 1973 году .

    Savrasov izba.jpg

    Изба совета в Филях.jpg

    Единственные достоверные изображения избы совета в Филях

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Фрагмент панорамы

Напишите отзыв о статье "Бородинская панорама"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Бородинская панорама

– Это не он самый. Это отец того, который написал прокламацию, – сказал адъютант. – Тот молодой, сидит в яме, и ему, кажется, плохо будет.
Один старичок, в звезде, и другой – чиновник немец, с крестом на шее, подошли к разговаривающим.
– Видите ли, – рассказывал адъютант, – это запутанная история. Явилась тогда, месяца два тому назад, эта прокламация. Графу донесли. Он приказал расследовать. Вот Гаврило Иваныч разыскивал, прокламация эта побывала ровно в шестидесяти трех руках. Приедет к одному: вы от кого имеете? – От того то. Он едет к тому: вы от кого? и т. д. добрались до Верещагина… недоученный купчик, знаете, купчик голубчик, – улыбаясь, сказал адъютант. – Спрашивают у него: ты от кого имеешь? И главное, что мы знаем, от кого он имеет. Ему больше не от кого иметь, как от почт директора. Но уж, видно, там между ними стачка была. Говорит: ни от кого, я сам сочинил. И грозили и просили, стал на том: сам сочинил. Так и доложили графу. Граф велел призвать его. «От кого у тебя прокламация?» – «Сам сочинил». Ну, вы знаете графа! – с гордой и веселой улыбкой сказал адъютант. – Он ужасно вспылил, да и подумайте: этакая наглость, ложь и упорство!..
– А! Графу нужно было, чтобы он указал на Ключарева, понимаю! – сказал Пьер.
– Совсем не нужно», – испуганно сказал адъютант. – За Ключаревым и без этого были грешки, за что он и сослан. Но дело в том, что граф очень был возмущен. «Как же ты мог сочинить? – говорит граф. Взял со стола эту „Гамбургскую газету“. – Вот она. Ты не сочинил, а перевел, и перевел то скверно, потому что ты и по французски, дурак, не знаешь». Что же вы думаете? «Нет, говорит, я никаких газет не читал, я сочинил». – «А коли так, то ты изменник, и я тебя предам суду, и тебя повесят. Говори, от кого получил?» – «Я никаких газет не видал, а сочинил». Так и осталось. Граф и отца призывал: стоит на своем. И отдали под суд, и приговорили, кажется, к каторжной работе. Теперь отец пришел просить за него. Но дрянной мальчишка! Знаете, эдакой купеческий сынишка, франтик, соблазнитель, слушал где то лекции и уж думает, что ему черт не брат. Ведь это какой молодчик! У отца его трактир тут у Каменного моста, так в трактире, знаете, большой образ бога вседержителя и представлен в одной руке скипетр, в другой держава; так он взял этот образ домой на несколько дней и что же сделал! Нашел мерзавца живописца…

В середине этого нового рассказа Пьера позвали к главнокомандующему.
Пьер вошел в кабинет графа Растопчина. Растопчин, сморщившись, потирал лоб и глаза рукой, в то время как вошел Пьер. Невысокий человек говорил что то и, как только вошел Пьер, замолчал и вышел.
– А! здравствуйте, воин великий, – сказал Растопчин, как только вышел этот человек. – Слышали про ваши prouesses [достославные подвиги]! Но не в том дело. Mon cher, entre nous, [Между нами, мой милый,] вы масон? – сказал граф Растопчин строгим тоном, как будто было что то дурное в этом, но что он намерен был простить. Пьер молчал. – Mon cher, je suis bien informe, [Мне, любезнейший, все хорошо известно,] но я знаю, что есть масоны и масоны, и надеюсь, что вы не принадлежите к тем, которые под видом спасенья рода человеческого хотят погубить Россию.
– Да, я масон, – отвечал Пьер.
– Ну вот видите ли, мой милый. Вам, я думаю, не безызвестно, что господа Сперанский и Магницкий отправлены куда следует; то же сделано с господином Ключаревым, то же и с другими, которые под видом сооружения храма Соломона старались разрушить храм своего отечества. Вы можете понимать, что на это есть причины и что я не мог бы сослать здешнего почт директора, ежели бы он не был вредный человек. Теперь мне известно, что вы послали ему свой. экипаж для подъема из города и даже что вы приняли от него бумаги для хранения. Я вас люблю и не желаю вам зла, и как вы в два раза моложе меня, то я, как отец, советую вам прекратить всякое сношение с такого рода людьми и самому уезжать отсюда как можно скорее.
– Но в чем же, граф, вина Ключарева? – спросил Пьер.
– Это мое дело знать и не ваше меня спрашивать, – вскрикнул Растопчин.
– Ежели его обвиняют в том, что он распространял прокламации Наполеона, то ведь это не доказано, – сказал Пьер (не глядя на Растопчина), – и Верещагина…
– Nous y voila, [Так и есть,] – вдруг нахмурившись, перебивая Пьера, еще громче прежнего вскрикнул Растопчин. – Верещагин изменник и предатель, который получит заслуженную казнь, – сказал Растопчин с тем жаром злобы, с которым говорят люди при воспоминании об оскорблении. – Но я не призвал вас для того, чтобы обсуждать мои дела, а для того, чтобы дать вам совет или приказание, ежели вы этого хотите. Прошу вас прекратить сношения с такими господами, как Ключарев, и ехать отсюда. А я дурь выбью, в ком бы она ни была. – И, вероятно, спохватившись, что он как будто кричал на Безухова, который еще ни в чем не был виноват, он прибавил, дружески взяв за руку Пьера: – Nous sommes a la veille d"un desastre publique, et je n"ai pas le temps de dire des gentillesses a tous ceux qui ont affaire a moi. Голова иногда кругом идет! Eh! bien, mon cher, qu"est ce que vous faites, vous personnellement? [Мы накануне общего бедствия, и мне некогда быть любезным со всеми, с кем у меня есть дело. Итак, любезнейший, что вы предпринимаете, вы лично?]
– Mais rien, [Да ничего,] – отвечал Пьер, все не поднимая глаз и не изменяя выражения задумчивого лица.
Граф нахмурился.
– Un conseil d"ami, mon cher. Decampez et au plutot, c"est tout ce que je vous dis. A bon entendeur salut! Прощайте, мой милый. Ах, да, – прокричал он ему из двери, – правда ли, что графиня попалась в лапки des saints peres de la Societe de Jesus? [Дружеский совет. Выбирайтесь скорее, вот что я вам скажу. Блажен, кто умеет слушаться!.. святых отцов Общества Иисусова?]

В 1912 г. Россия готовилась торжественно отметить столетнюю годовщину Отечественной войны 1812 г. К юбилею выдающимся баталистом, академиком живописи Францем Алексеевичем Рубо по заказу императора Николая II была создана панорама «Бородинская битва». На грандиозном полотне (длина 115 м, высота 15 м) художник изобразил один из самых напряженных моментов 15-часового Бородинского сражения 12 часов 30 минут дня, после ранения князя Петра Багратиона. Сочетание кругового полотна с примыкающей к нему трехмерной экспозицией призвано создать у зрителя ощущение присутствия в самом центре событий. Ф. А. Рубо к тому времени являлся автором двух батальных панорам «Штурм аула Ахульго» (1890) и «Оборона Севастополя» (1905), с 1903 года возглавлял батальную мастерскую Петербургской Академии Художеств. Торжественное открытие панорамы «Бородинская битва» состоялось 29 августа 1912 г. в Москве в специально построенном деревянном павильоне на Чистопрудном бульваре, где она и размещалась до 1918 г., когда павильон был демонтирован, а полотно панорамы скатано в вал. В 1948 году было принято решение о восстановлении панорамы, которое проходило под руководством известных художников Э. Грабаря и П. Корина.


Музей-панорама «Бородинская битва» был открыт в 1962 г., к 150-летию Отечественной войны 1812 года, в построенном новом здании на Кутузовском проспекте напротив Поклонной горы. Расположенный в центре Москвы, на территории бывшей деревни Фили, музей-панорама «Бородинская битва» сегодня является центром историко-мемориального комплекса, посвященного Отечественной войне 1812 года. Комплекс начал складываться в конце XIX в., когда в 1883 г. офицеры Гренадерского корпуса в память о событиях 1812 года установили верстовой столб со Смоленской дороги на месте сгоревшей избы Военного совета в Филях. Сама «Кутузовская изба» была восстановлена силами Общества хоругвеносцев Храма Христа Спасителя в 1887 году. В 1912 г., в год столетнего юбилея войны, рядом с избой была возведена часовня Архистратига Михаила в память генерал-фельдмаршала М. И. Голенищева-Кутузова. В 1958 г. перед Кутузовской избой был установлен бронзовый бюст М. И. Кутузова работы скульптора Н. В. Томского. В 1968 г. на Кутузовском проспекте, между Поклонной горой и музеем-панорамой установлена Триумфальная арка (автор О. И. Бове), изначально сооруженная на площади Тверской Заставы в 1829–1834 гг. Увенчал единый историко-мемориальный комплекс памятник Героям Отечественной войны 1812 года работы скульптора Н. В.Томского, установленный перед зданием музея в 1973 г.




Создание Бородинской панорамы выдающийся творческий подвиг Рубо. Патриотическая возвышенность темы и совершенство исполнения делают панораму выдающимся художественным произведением, шедевром мирового батального искусства. П. Д. Корин Фрагменты Бородинской панорамы и комментарии к ним из книги «Бессмертен тот, Отечество кто спас…: Михаил Илларионович Кутузов» (М.: Мысль, С. 158 – 171)


Перед нами полуразрушенная деревня Семеновское, у которой в момент изображаемых событий развернулись самые ожесточенные бои. От артиллерийского обстрела вспыхнули пожары. В центре композиции этого фрагмента панорамы Д. С. Дохтуров, только что прибывший на левый фланг русской позиции в деревне Семеновское на смену тяжелораненому П. И. Багратиону. Дохтуров стоит на переднем плане картины у барабана рядом с горящей избой. Взгляд его устремлен вперед, не противоположный берег Семеновского ручья, откуда приближается неприятельская пехота. Рядом с Дохтуровым его адъютант и офицер Ахтырского гусарского полка. Офицеры атакующих Московского и Харьковского гренадерских полков приветствуют командующего. За горящими избами расположились войска, которые более шести часов сражались на Семеновских флешах. Впереди этой группы на белом коне генерал П. П. Коновницын. После ранения Багратиона он остался на левом фланге старшим в чине. Со свойственным ему хладнокровием Коновницын успел собрать войска, отвести пушки и задержать неприятеля. Сейчас войска под его командованием готовятся снова вступить в бой. Далее за ними заняли позиции спешенные драгуны Харьковского и Черниговского полков и артиллерийский резерв.


По приказу Д. С. Дохтурова через полуразрушенную горящую деревню Семеновское в атаку спешат гренадеры Московского и Астраханского полков. Успешным действиям пехоты на этом участке во многом содействовала легкая артиллерийская рота полковника Козена, которая расположилась вдоль Семеновского ручья. Справа, на втором плане, видна французская кавалерия кирасиры (тяжелые всадники) генерала Нансути. Кирасиры имели задание обойти Семеновское справа и выйти в тыл его защитникам. Но на их пути встали в боевом каре лейб-гвардии Измайловский и Литовский полки. Тесно прижавшись друг к другу и выставив вперед штыки, гвардейцы простояли на поле 6 часов. Потеряв почти половину своего состава, они отбили все три неприятельские атаки.


Линия фронта в момент изображаемых событий проходит по Семеновскому оврагу, часть которого хорошо видна на переднем плане картины. Через овраг идут в контратаку русские воины сводной гренадерской дивизии. По дощатому мосту и вброд они переходят Семеновский ручей и там вступают в рукопашную схватку с неприятелем. На втором плане изображены атакующие части французского кавалерийского корпуса генерала Нансути, которых впереди ждут построенные в каре лейб-гвардии Измайловский и Литовский полки (см. предыдущий кадр). «Полки лейб-гвардии Измайловский и Литовский в сем сражении покрыли себя славою в виду всей армии. Быв атакованы три раза неприятельскими кирасирами и конными гренадерами, стояли твердо и, отразив их стремление, множество из оных истребили». М. И. Кутузов «Неприятель, усиля свои фронты новыми подкреплениями, сделал на полки 3-й дивизии, близ их стоявшие, сильную кавалерийскую атаку, которая при всей стремительности своей осталась вовсе не удачною. Удар выдержан был с отчаянным мужеством и стоил неприятелю страшной потери». П. П. Коновницын


Французская артиллерия, расположившаяся вдоль Семеновского оврага, поддерживает огнем атаку кирасир на боевые порядки Измайловского и Литовского полков. На переднем плане в атаку идет французская пехота под командованием генерала Фриана, их передовые отряды контратакуют переправляющиеся через ручей и овраг русские гренадеры. На втором плане, за пехотой Фриана, видны два русских укрепления Семеновские (Багратионовские) флеши. Здесь недавно гремели ожесточенные бои. Об этом свидетельствует множество павших воинов и лошадей. В момент изображаемых событий флеши заняты французскими войсками.


На фрагменте изображены французские позиции. На переднем плане французская артиллерия генерала Сорбье, расположившаяся вдоль Семеновского оврага, которая поддерживает огнем атаку кирасир генерала Нансути и пехотной дивизии генерала Фриана. Конная батарея только что подошла к самому краю Семеновского оврага, артиллеристы разворачиваются, на ходу отцепляют орудия от передков, подносят снаряды, заряжают пушки, некоторые уже ведут огонь по русским позициям. На заднем плане слева видна оставленная русскими войсками правая Семеновская флешь. Правее флеши на опушке леса стоят остатки корпусов маршалов Даву и Нея, отошедшие сюда после боя за Семеновские флеши. Эти корпуса понесли огромные потери. Не случайно Семеновские флеши называли «могилой французской пехоты».


На фрагменте изображены французские позиции. На переднем плане левый край разворачивающейся французской артиллерии генерала Сорбье. На заднем плане, правее корпусов маршалов Даву и Нея, видна Старая гвардия Наполеона. Она стоит слева от Шевардинского редута (изображен на следующем фрагменте панорамы). Вместе с Молодой гвардией (которая располагалась справа от редута), Старая гвардия являлась последним, личным резервом французского императора. На многочисленные просьбы маршалов и генералов ввести их в бой Наполеон отвечал, что не может жертвовать последним резервом в восьмистах льё от Парижа.


На втором плане фрагмента у леса видна возвышенность. Это Шевардинский редут. 24 августа здесь героически сражались войска, возглавляемые генералом А. И. Горчаковым. В день Бородинского сражения в районе редута располагался командный пункт Наполеона. Он изображен вдали слева на белом коне. За императором его свита. Справа от редута вдали Молодая гвардия. Со всех сторон к Наполеону и от него мчатся гонцы с сообщениями о ходе сражения и приказаниями войскам. В этот момент Наполеону уже докладывают о появившихся в тылу его армии кавалеристах Уварова и казаках Платова. Через некоторое время он будет вынужден лично отправиться на левый фланг для выяснения обстановки. На переднем плане наступающая кавалерия Латур-Мобура (саксонские и вестфальские кирасиры). Она наносила удар справа по деревне Семеновское одновременно с наступающей слева конницей Нансути. За вводом в бой кавалерии на этом участке наблюдает неаполитанский король маршал Мюрат командующий резервной кавалерией в армии Наполеона. Он изображен у обочины дороги на светло-сером коне, в головном уборе с высоким плюмажем из страусовых перьев.


Стройными рядами идут в атаку кирасиры корпуса Латур-Мобура. Перед Семеновским оврагом строй конницы нарушается, сбивается наступательный порыв. Расположение русской армии создавало дополнительные трудности для атак неприятеля, особенно кавалерийских частей. На опушке леса итальянская гвардия. За рекой Колочь командующий 4-м корпусом наполеоновской армии вице-король Италии Е. Богарне со свитой. Его войска готовы по первому приказу двинуться в атаку на центральные русские укрепления батарею Раевского. «Наполеон, считая наш центр достаточно ослабленным, надеялся сокрушить его решительным ударом: огромные массы неприятельских войск, как грозные тучи, облагали нашу позицию… Но в этот момент предложенная атака неприятеля была приостановлена смятением в войсках вице-короля, оставленных у Бородина за Колочью… Причиною этой тревоги была атака генерала Уварова на левое крыло неприятельской армии». М. И. Богданович


Кирасиры корпуса Латур-Мобура выбираются на берег Семеновского оврага, чтобы вступить в бой с русскими кирасирами Бороздина 2-го. На втором плане на боевые порядки русской армии наступают уланы генерала Рожнецкого. Фрагмент представляет левую часть эпизода, известного как «Кавалерийский бой во ржи».


На нескошенном ржаном поле в жестокой схватке сошлись саксонские кирасиры и русские кирасиры полка Бороздина. На втором плане за кирасирами драгуны Киевского и Новороссийского полков контратакуют улан генерала Рожнецкого. После нескольких часов упорного боя на этом участке неприятель был вынужден отступить. На заднем плане село Бородино. Сюда рано утром Наполеон обрушил один из первых своих ударов. В момент изображаемых событий село находится в руках французов. Все село сгорело, осталась лишь церковь Рождества Христова, силуэт которой виден на картине. Построенная в 1701 году, эта церковь сохранилась до наших дней и является единственным материальным свидетелем битвы. Правее села Бородина, в пороховом дыму батарея Раевского, центральное укрепление русской армии. Французы назвали его «редутом смерти». Склоны усеяны телами. К этому времени защитники отбили уже две неприятельские атаки. В изображенный момент батарею защищает 24-я пехотная дивизия генерала Лихачева. Неприятель готовится к третьей атаке на батарею, защитники к контратаке.


Воспользовавшись замешательством, вызванным атакой в тыл французам казаков М. И. Платова и кавалеристов Ф. П. Уварова, которое задержало третью атаку на батарею Раевского почти на два часа, Кутузов направил к Курганной высоте свежие войска. На заднем плане слева видно, как на помощь защитникам батареи спешат Волынский и Тобольский полки. Правее батареи Раевского группа военачальников русской армии: впереди командующий центром и правым флангом М. Б. Барклай-де- Толли, за ним командир 7-го пехотного корпуса Н. Н. Раевский, генерал- квартирмейстер К. Ф. Толь и исполняющий обязанности начальника штаба Л. Л. Бенигсен. На переднем плане спешат в атаку кирасиры бригады Н. М. Бороздина, справа в зеленом мундире и треуголке с белым плюмажем сам генерал-майор Н. М. Бороздин. На заднем плане справа деревня Горки, где находился командный пункт М. И. Кутузова. Все 15 часов битвы главнокомандующий находился на командном пункте, спокойно и уверенно руководя действиями своих войск.


На переднем плане фрагмента левый фланг атакующих кирасир бригады генерал-майора Н. М. Бороздина, за ними идут в атаку ахтырские гусары и астраханские кирасиры. На заднем плане располагаются резервы русской армии. Слева, рядом с деревней Горки, где находился командный пункт фельдмаршала Кутузова, выстраиваются в боевой порядок 2-й и 3-й кавалерийские корпуса генерал-майора Ф. К. Корфа. Справа стоят в резерве лейб- гвардии Преображенский и Семеновский полки. Резервы должны быть сберегаемы сколь можно долее, ибо тот генерал, который сохранит еще резервы, не побежден. М. И. Кутузов


На втором плане фрагмента, слева, близ опушки леса, видна деревня Князьково, около которой в день сражения находился один из главных перевязочных пунктов русской армии. Здесь героически трудились военные лекари, оказывая первую медицинскую помощь раненым. По проселочной дороге на перевязочный пункт направляются повозки с ранеными. На последней, запряженной тройкой лошадей, везут тяжелораненого П. И. Багратиона. Повозка проезжает мимо стоящих здесь в резерве конногвардейцев и кавалергардов. Они застыли в четком строю, отдавая честь любимому командиру.




Характеризуя момент сражения, изображенный на панораме, консультант Ф. А. Рубо генерал-лейтенант Б. А. Колюбакин писал: «В это время развернулись наиболее яркие и характерные события: время наибольшего участия наших войск, наибольшее участие конницы, участие почти всей нашей гвардии». Хотя на панораме показано всего несколько эпизодов, художнику удалось отразить весь драматизм сражения, героическую борьбу русских солдат. К 200-летию победы над Наполеоном на официальном сайте музея- панорамы «Бородинская битва» ведется работа над созданием виртуального музея, который будет доступен всем пользователям интернет. Адрес сайта Виртуальный музей



Четверг, сентября 14, 2017

На этой неделе 105 лет исполнилось одному из самых внушительных шедевров русской живописи, созданному русским художником французского происхождения Францев Рубо в Мюнхене – панораме Бородинской битвы.

Специально перед этим знаковым событием и в преддверии выходных показываем вам, как сейчас выглядит панорама и рассказываем, почему туда нужно сходить.

Смотрите наш репортаж, в том числе из-за кулис —>

Как возникла панорама:

11 сентября 1912г., в год празднования столетнего юбилея отечественной войны 1812 г., в Москве состоялось торжественное открытие панорамы «Бородинская битва» работы Франца Алексеевича Рубо.

На Чистопрудном бульваре для картины был создан специальный павильон.

Газеты 1912 года наперебой сообщали, что павильон на Чистых прудах был открыт с большой помпой и специально для его открытия искали по всей России, нашли и привезли в Москву несколько ветеранов и свидетелей той войны.


Петр Лаптев… Гордей Громов… и почему-то неназванная «старуха».

Панорама на Чистых прудах проработала недолго, уже в январе 1918 г. она была закрыта, а полотно отправилось на склад. К дореволюционной истории в 1920-х и начале 1930-х относились с большим пренебрежением, пропагандировался лишь новый мир.

Спустя 30 лет, в 1948 г. полотно попало в руки реставраторов, из-за тяжелых условий хранения, верхняя (небесная) часть холста была признана непригодной, также была утрачена одна батальная сцена — бой у деревни Семеновское — воссозданная заново. После чего картина была законсервирована ещё на 10 лет. И только в 1960-м году, в преддверии 150 летия Войны 1812 года, к реставрации вернулись, у панорамы появилось новое небо, а вместе с ним и перый соединительный шов.

Кстати, вот так выглядит панорама «за кулисами»



В 1962-м году панорама увидела свет, в специально построенном здании на Кутузовском проспекте. Место было выбрано не случайно, ведь именно здесь находилась та самая изба Михаила Фролова, в которой было принято судьбоносное решение, вошедшее в историю как «совет в Филях».

Уже спустя всего 5 лет, в 1967 в результате пожара, полотно сильно пострадало, была произведена новая реставрация.

Надо отметить, что несмотря на все утраты и изменения эта картина является наиболее цельным из трёх масштабных шедевров Рубо и большей частью является авторским.
В 2012-м году в преддверии столетнего юбилея музей был закрыт. В ходе работы была создана новая экспозиция, а у самой панорамы был обновлён предметный план, практически заново воссоздана «Кутузовская изба».

Панорама – это не просто живописное полотно, но и целый музей

Пять причин посетить Бородинскую панораму:

1. Панорама является одним из самых больших картин в мире 115 м длиной 15 м высоту. Наличие предметного планы с рельефом местности, специальное освещение, а также круговое расположение полотна позволяет посетителям окунуться в гущу событий и стать полноценным свидетелем решающего сражения отечественной войны 1812-го года.


2. Экспозиция, включает в себя не только батальную живопись и военную амуницию, но и многочисленные витрины с мебелью, книгами, фарфором, бронзой, погружающими в атмосферу России начала ХlХ века, что придется по вкусу зрителям, далеким от военной истории.

3. Диорамы, с бытовыми зарисовками, а также мультимедийные панели не оставят равнодушными самых маленьких посетителей

5.

4) В ходе празднования 105 летия музея-панорамы, организованны специальные экскурсии, позволяющие заглянуть «За кулисы панорамы»

5) Панорама Бородинской битвы – один из немногих хороших музеев в России, посвященных именно дореволюционной царской истории.

  • Музей-панорама «Бородинская битва» посвящен крупнейшей битве Отечественной войны с Францией 1812 года.
  • Длина полотна Бородинской панорамы, написанной в 1912 году художником-баталистом Францем Рубо, составляет 115 метров.
  • Каждый эпизод сражения можно рассмотреть в подробностях.
  • Экспозиция из предметов вооружения и экипировки двух армий, награды, предметы прикладного искусства, графика и живопись, вдохновленные событием.
  • где прошел судьбоносный военный «совет в Филях», изображенный Л. Толстым в романе «Война и мир, с сохранившимися иконами и печью.
  • Вся важная информация переведена на английский язык, есть аудиогиды, возможно попасть на экскурсию с гидом.

На Кутузовском проспекте располагаются два крупных мемориальных комплекса, посвященные двум отечественным войнам: на Поклонной горе и музей-панорама «Бородинская битва». Панорама «Бородинская битва» посвящена крупнейшей битве Отечественной войны с Францией, которая почитается в России как подвиг русских солдат и офицеров. 7 сентября 1812 года недалеко от Москвы, сошлись в смертельном бою русские войска под командованием фельдмаршала Михаила Кутузова и армия французского императора Наполеона I. Об исходе сражения до сих пор идут споры. Стороны понесли большие потери, никто не добился решительной победы.

Полотно изображает поле битвы по состоянию на 10 часов утра. Зритель как бы находится в центре русских позиций у деревни Семеновское. Художник постарался создать впечатление, будто время остановилось, и зритель может рассмотреть в подробностях каждый эпизод сражения. Достоверности добавляют декорации на переднем плане, которые изображают горящую деревню, разбитую батарею и покинутый лагерь, где над костром все еще висит походный котелок. Площадка панорамы оборудована электронными табло с комментариями к отдельным эпизодам панорамы.

Кроме панорамы и уже упомянутой экспозиции, в музейный комплекс входят Кутузовская изба, храм-часовня Архангела Михаила и . На том месте, где сейчас находится панорама, раньше располагалась деревня Фили, в которой после Бородинского сражения размещался штаб русской армии. Тогда и прошел судьбоносный военный «совет в Филях», изображенный в «Войне и мире». На этом совете было принято решение оставить Москву, сохранив армию для перегруппировки и будущих боев. С тех пор выражение «совет в Филях» стало нарицательным, означая напряженное обсуждение перед серьезным решением.

Изба, в которой состоялось историческое совещание, принадлежала крестьянину Михаилу Фролову. До наших дней из подлинной обстановки сохранились иконы, изразцовая печь и скамья, на которой, возможно, восседал сам фельдмаршал. Изба впервые была воссоздана как музей в 1886 году по рисунку А. Саврасова. В 2010-м году, после испытаний временем и обстоятельствами, музей был отреставрирован и вновь открыт для посетителей. Сейчас в избе представлена выставка, посвященная М. Кутузову и крестьянскому быту его времени; здесь же проводятся интерактивные мероприятия для детей.

В 1912 году рядом с избой в честь архангела Михаила, небесного покровителя русской армии, возвели часовню. Заложена она была 1 октября 1910 года – в память именин Михаила Илларионовича Кутузова. Часовня в историческом русско-византийском стиле была построена архитекторами Н. Струковым и М. Литвиновым. Украсили здание часовни декор и мозаика. Эта часовня-музей она стала первым «именным» музеем Кутузова в России: в ней хранились образцы оружия и мундиров 1812 года, личные вещи фельдмаршала. Хранился в музее и походный экипаж Михаила Илларионовича, в котором он исколесил немало сражений – «гвоздь» экспозиции.

Службы в часовне продолжались до 1930 года: представители советской власти решили, что часовню нужно закрыть как объект культа, а вместе с ней – и музей. Купол снесли, и если бы не архитектор П. Барановский, вошедший в экспертную комиссию по оценке ценности исторического памятника, то храм ждала бы самая печальная судьба. Здание сохранилось, но стало служить рабочему клубу, а потом – Министерству финансов СССР и частному предприятию. Лишь в 1994-м году часовню вернули Московской Патриархии. После реставрации началась ее новая жизнь: патриарх Алексий II освятил храм-часовню 17 ноября 2000 года. Теперь и часовня-музей, и Кутузовская изба входят в мемориальный комплекс-музей Бородинской битвы.