краткое содержание других презентаций

«Литература 18-19 века» - Своеобразие русского сентиментализма. Романтизм. Сентиментализм. Основные черты романтического героя. Особенности классицизма в России. Литературные направления. Поэма «Мцыри». «Каин». Николай Михайлович Карамзин. М.Ю.Лермонтов поэма «Демон».

«Литература эпохи классицизма» - Истоки мирового классицизма - Франция ХVII века. Принцип «трех единств» вытекает из требования подражания природе. В.И. Майков. Герои классицистических произведений. Черты классицизма. Становление новой литературы. Урок - лекция. Трагедия, героическая поэма, ода, эпопея. Последняя четверть века. Период развития классицизма. Русская литература ХVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве.

«Писатели 18 века» - Развитие и закрепление синтаксических норм литературного языка. Вклад Н.М.Карамзина в развитие русского литературного языка. Поэтому язык произведений, сознательно очищался от архаичных славянизмов и галлицизмов. Полемика вокруг “нового” и “старого” слога. Столь же достоверно Радищевым воспроизводится мещанское просторечие. Особенности языка и стиля «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

«Литература России 18 века» - Черты классицизма. Французский классицизм. Смутная пора. Н.М.Карамзин. Задание к повести «Бедная Лиза». Любовный треугольник. Жанр оды. Русская литература 18 века. Дворянство. Обращённость к образам и формам античного искусства. Ф.Шубин. Классицизм. Жанрово – стилевая реформа. Штили. Великие завоевания. Ода на день восшествия. Сентиментализм.

«Сентиментализм» - Сентиментализм в Англии. Томас Грей. Новая Элоиза. Русский сентиментализм. Романы Сэмюэла Ричардсона. Черты русского сентиментализма. Николай Михайлович Карамзин. Лоренс Стерн. Сентиментализм во Франции. Сентиментализм. Бернарден де Сен-Пьер.

«Литература XVIII в» - Слово на погребение. Светильники. Поэтика слов. Стефан Яворский. Символы и эмблемата. Литература XVIII в. Лирика. Притча о десяти девах. Благороднейшее сословие. Правительство синодальное. Слово на погребение Петра Великого. Анекдот. Смена писательского типа. Практические функции. Старое и новое. Творческое наследие Феофана. Симы литеры. Дано лета Господня 1710. Апологет царской власти. Феофан Прокопович.

      Елисавета здесь воздвигла зрак Петров
      К утехе россов всех, но кто он был таков,
      Гласит сей град и флот, художества и войски,
      Гражданские труды и подвиги геройски.

ОДА

на день восшествия на всероссийский престол
Ее Величества Государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года

(Отрывок)

      О вы, которых ожидает
      Отечество от недр своих
      И видеть таковых желает,
      Каких зовет от стран чужих,
      О, ваши дни благословенны!
      Дерзайте ныне ободренны
      Раченьем вашим показать,
      Что может собственных Платонов
      И быстрых разумом Невтонов
      Российская земля рождать.

      Науки юношей питают,
      Отраду старым подают,
      В счастливой жизни украшают,
      В несчастной случай берегут;
      В домашних трудностях утеха
      И в дальних странствах не помеха.
      Науки пользуют везде,
      Среди народов и в пустыне,
      В градском шуму и наедине,
      В покое сладки и в труде...

Вопросы и задания

  1. К каким «штилям» относятся приведенные в учебнике произведения Ломоносова?
  2. Какова главная мысль каждого из них?
  3. Какие труды Ломоносова вам известны?

Обогащайте свою речь

  1. Посмотрите в словаре литературоведческих терминов значение слов ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма. Вспомните, к каким «штилям» относит эти жанры великий ученый и поэт. Какие слова придают прочитанным текстам особую торжественность?
  2. Приведите примеры, в каких случаях можно использовать в современной речи слова слыл, дерзать, утеха. Как вы понимаете строки: ...может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать. Науки юношей питают, / Отраду старым подают?
  3. Составьте небольшой словарь устаревших слов.
  4. Составьте рассказ о поэте, опираясь на прочитанные произведения и статьи.
  5. Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений или одной из од, подумайте над «похвальным словом Ломоносову - поэту, ученому, общественному деятелю».

Цели :

  • познакомить с жизнью и творчеством М.В.Ломоносова, рассказать о вкладе Ломоносова в развитие и становление системы стихосложения в русской поэзии и стилей языка,
  • развивать творческое мышление, внимание совершенствовать навыки устной речи, умение конспектировать лекцию учителя,
  • воспитывать интерес к изучению жизни людей, внесших вклад в развитие науки, общества и т.п., гордость за Родину и достижения соотечественников

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, таблица «Реформа стихосложения» (Приложение 1 ), учебники литературы 9 класс.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку.

2. Сообщение темы урока.

В 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765). Выдающийся ученый, Человек и Гражданин своей страны, он жил и творил в послепетровскую эпоху, когда происходили исторически значимые социальные преобразования. Гений М.В. Ломоносова проявился в его многогранном таланте, благодаря которому он смог стать «первым нашим университетом». (А.С. Пушкин).

Сегодня наш урок будет посвящён великому человеку- Михаилу Васильевичу Ломоносову. Мы узнаем, какой вклад он внес этот в развитие русского языка и литературы.

А.С.Пушкин назвал Ломоносова «нашим первым университетом», а если бы Пушкин творил при жизни Михаила Васильевича, то его слова можно было бы назвать пророческими:

Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям!
А.С. Пушкин

3. Основная часть.

1. Знакомство с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова

Слайд 3

8 (19) ноября 1711 года у Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын – Михайло Ломоносов. Они жили в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры Его отец был рыбаком, и готовил своего сына к тому же. С 10 лет Михайло был с отцом на промыслах в Белом и Баренцевых морях. Судно Ломоносова односельчане прозвали «Чайка».

Слайд 4

В 11-12 лет Михайло начал учиться грамоте. Его первым учителем был дьячок местной церкви. Он прочитал все, что было под рукой. У соседа нашлись славянская «Грамматика» Мелентия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть

Слайд 5.

Но заниматься науками в родительском доме становилось всё труднее. Ещё в девять лет Михайло потерял мать, которую очень любил. При мачехе жить в отцовском доме стало совсем худо. Ему хотелось продолжать учение, а отец хотел, чтобы Михайло был рыбаком Положение казалось безвыходным, и тогда Михайло решается на отчаянный шаг.

Слайд 6

Ломоносов решил уйти из родного дома вопреки воле отца, и попросил помощи у соседа, который и раньше привозил ему различные книги. Сосед Фома Иванович Шубный одолжил ему три рубля денег и дал беглецу «китаечное полукафтанье»

Слайд 7

В одну из декабрьских ночей, прихватив нехитрые пожитки (в первую голову - книги), зашагал Михайло с рыбным обозом в Москву, учиться. Путь растянулся на три морозные недели. Пришлось заложить одолженный полукафтан на пропитание, но с книгами он не расстался.

Слайд 8

В 1730 году, скрыв своё крестьянское происхождение и выдав себя за холмогорского дворянина, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию

Слайд 9

В течение шести лет Ломоносов с усердием изучал различные науки и дисциплины и стал одним из лучших студентов академии

Слайд 10

В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук. Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.

Слайд 11

Еще одно обстоятельство оказалось благоприятным для Ломоносова. Три более подготовленных студента: Ломоносов, Виноградов и Рейзер – были отправлены в Германию для обучения горному делу и для прохождения общего курса наук.

Слайд 12

В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии.

Слайд 13

В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян».

2. Вклад М.В.Ломоносова в развитие русского языка и литературы

Слайд 14

Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой, научной, художественной) разделил язык на "три рода речений".

Теория "трех штилей" имела демократический характер:

  • она ограничила употребление старославянских слов,
  • приблизила литературный язык к разговорному.

Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.

1) Теория трёх стилей

Слайды 15-17

2) Работа со статьёй учебника стр.128-132.

Задание : составить конспект статьи, заполнив таблицу (Левая часть заполнена учителем, правую заполняют учащиеся) Таблица начерчена на доске .

ВОПРОСЫ ПЛАНА ТЕЗИСЫ ПРИМЕЧАНИЕ
1. Какие три штиля и на каком основании выделяет в книжной речи М.В.Ломоносов. Высокий, посредственный и низкий – в соответствии с количеством употребляемых в тексте церковнославянских слов.
2. Высокий штиль. Особенности языка. Рекомендуемые жанры. Высокий штиль “составляется из речевых славяно-российских и из славянских, россиянам вразумительных и не весьма обветшалых.” Жанры: героические поэмы, оды, речи о важных материях.
3. Средний штиль. Особенности языка. Жанры. Средний штиль использует общеупотребительные слова. “Речения словенские” и “низкие слова” употреблять осторожно. Жанры: дружеские письма, сатиры, элегии, описания для “достопамятных и учений осторожных”.
4. Низкий штиль. Жанры. Особенности языка. “Речения, которых нет в славянском диалекте”. “Простонародные низкие слова…..по рассмотрению”. Жанры: комедия, эпиграмма, дружеские письма, описания обыкновенных дел.

3) Работа в группах

1 группа. Посмотрите и проанализируйте положительные и отрицательные стороны (для дальнейшего развития литературы) теорию «трёх штилей». Имеет ли она связь с классицизмом?

2 группа. Составьте небольшой словарь устаревших слов и подумайте, какие из них и при каких обстоятельствах могут быть использованы сегодня:

  • Вертел-
  • Слыл-
  • Дерзать-
  • Сомкнуть-
  • Уязвить-
  • Крушиться-

3группа. Посмотрите в словаре значение терминов: ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма. Вспомните, к каким «штилям» относит великий ученый и поэт?

4 группа. Определите слова в соответствии стилю:

  • Рука, слава, ныне, дерзайте, восторг.
  • Отверзаю, взымаю.
  • Пока, говорю, лишь, ручей.

5 группа . На примере одной - двух строф покажите, как Ломоносов достигает торжественности стиля оды, какова в этом роль церковно – славянских слов и выражений.

4) Реформа стихосложения

Слайд 18

М.В.Ломоносов вошёл в историю литературы как реформатор русского стихосложения. В « Письме о правилах российского стихотворства» он говорит о силлабо-тонической системе стихосложения.

Ломоносов предложил использовать определённые стопы и дал им наименования

Слайд 19

До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение (силлаби по-гречески – слог): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось.

М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.

Слайд 20

М.В.Ломоносов, опираясь на разнообразие ударных слогов в русском языке, выступает за чередование мужской и женской рифм.

В своей поэтической практике Ломоносов использовал четырёхстопный ямб, ставший в дальнейшем надолго самым распространённым размером в русской поэзии.

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков ни едка древность

Слайд 21

Им созданы: 33 похвальные оды, 12 од духовные, 2 – традиции, героическая поэма о Петре Великом, множество, так называемых, надписей – стихов на случай, пародий и сатирических стихотворений

3. Память о Ломоносове

Слайд 22

Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры

Слайд 23

Прочитайте высказывания А.С.Пушкина и В.Г.Белинского о Ломоносове, как вы понимаете их смысл?

Памятники М.В.Ломоносову

Слайды 24-25.

Каким изображен М.В.Ломоносов на различных памятниках? Почему?

Если бы вы были скульптором, как вы изобразили бы Ломоносова? Почему?

Слайд 26

Орден Ломоносова.

За какие заслуги перед Отечеством награждают этим орденом?

Как вы думаете, почему?

4. Подведём итоги.

Что нового вы узнали на уроке?

Что ещё хотели бы узнать?

Над чем вы задумались, уходя с урока?

5. Домашнее задание.

Обязательно:

По желанию:

Составить статью «Заслуги М.В.Ломоносова».

Составить вопросы о жизни и деятельности М.В.Ломоносова для викторины «Великий сын великого народа»

Подобрать высказывания известных людей о Ломоносове

Учитель

А завершить наш урок мне бы хотелось стихотворением Н.И.Рыленкова «Ломоносов». (Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение)

Куда бежать от сплетен и доносов!
В просторных залах смрадно, как в аду!
И вот опять Михайло Ломоносов
Шумит в академическом саду.
Строптивый сын архангельских поморов,
Прямой, как ветер северной реки,
Он сохранил неукротимый норов
И песни, что певали рыбаки.
Не он ли в школе Заиконоспасской
Одной латынью голод утолял,
Молокососов укрощал указкой
И сметкою монахов удивлял?
Поднявшись вне параграфов и правил,
Везде дыханьем родины храним,
Не он ли в старом Марбурге заставил
Немецких буршей трепетать пред ним?
Не он ли дал российской музе крылья,
Нашел слова, звучащие как медь!
Доколь же иноземное засилье
Придется в Академии терпеть?
В нее вошел, достойный славы Россов,
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын Михайло Ломоносов,
Родившийся под северной звездой.

Жанр – тип литературного произведения. Существуют эпические, лирические, драматические жанры. Выделяют и жанры лироэпические. Жанры делят и по объему на крупные (включают рома и роман-эпопею), средние (литературные произведения «среднего размера» ‑ повести и поэмы), малые (рассказ, новелла, очерк). Имеют жанры и тематическое деление: авантюрный роман, психологический роман, сентиментальный, философский и т.д. Основное же деление связано с родами литературы. Представляем вашему вниманию жанры литературы в таблице.

Тематическое деление жанров довольно условно. Не существует строгой классификации жанров по темам. Например, если говорят о жанрово-тематическом разнообразии лирики, выделяют обычно любовную, философскую, пейзажную лирику. Но, как вы понимаете, этим набором многообразие лирики не исчерпывается.

Если вы задались целью изучить теорию литературы, стоит освоить группы жанров:

  • эпические, то есть жанры прозы (роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, сказка);
  • лирические, то есть жанры поэтические (лирическое стихотворение, элегия, послание, ода, эпиграмма, эпитафия),
  • драматические – типы пьес (комедия, трагедия, драма, трагикомедия),
  • лироэпические (баллада, поэма).

Литературные жанры в таблицах

Эпические жанры

  • Роман-эпопея

    Роман-эпопея – роман с изображением народной жизни в переломные исторические эпохи. «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова.

  • Роман

    Роман – многопроблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития. Действие в романе насыщено внешними или внутренними конфликтами. По тематике бывают: исторические, сатирические, фантастические, философские и др. По структуре: роман в стихах, эпистолярный роман и др.

  • Повесть

    Повесть – эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. В отличие от романа в П. материал излагается хроникально, нет острого сюжета, нет голубого анализа чувств героев. В П. не ставятся задачи глобального исторического характера.

  • Рассказ

    Рассказ – малая эпическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей. В Р. чаще всего ставится одна проблема или описывается одно событие. Новелла отличается от Р. неожиданным финалом.

  • Притча

    Притча – нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни. Пример: Евангельские притчи, притча о праведной земле, рассказанная Лукой в пьесе «На дне».


Лирические жанры

  • Лирическое стихотворение

    Лирическое стихотворение – малая форма лирики, написанная или от лица автора, или от лица вымышленного лирического героя. Описание внутреннего мира лир.героя, его чувств, эмоций.

  • Элегия

    Элегия – стихотворение, проникнутое настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь.

  • Послание

    Послание – стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и др. Послание м.б. адресовано одному лицу или группе лиц.

  • Эпиграмма

    Эпиграмма – стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Характерные черты – остроумие и краткость.

  • Ода

    Ода – стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержание. Прославление в стихах.

  • Сонет

    Сонет – твердая поэтическая форма, как правило, состоящая из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета


Драматические жанры

  • Комедия

    Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Бывают комедии сатирические («Недоросль», «Ревизор»), высокие («Горе от ума») и лирические («Вишневый сад»).

  • Трагедия

    Трагедия – произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев. Пьеса Вильяма Шекспира «Гамлет».

  • Драма

    Драма – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Драма строится на современном, а не античном материале и утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств.


Лироэпические жанры

(промежуточные между эпосом и лирикой)

  • Поэма

    Поэма – средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. Черты: наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание ко внутреннему миру лирического героя – либо обилие лирических отступлений. Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя

  • Баллада

    Баллада – средняя лиро-эпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом. Это рассказ в стихах. Рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады «Светлана», «Людмила» В.А. Жуковского