Каждый ребенок знает, что такое цирк - это смех, веселье, клоуны, умные животные, фокусники и ловкие акробаты. Но редко кто из взрослых может объяснить, в чем состоят особенности цирка как вида искусства. Ведь мы его чаще всего представляем как увлекательное зрелище, шоу. А на деле цирковые артисты всю жизнь осваивают не только мастерство, но и искусство - умение передать эмоцию и вызвать эстетические чувства у зрителей.

Появление цирка

Название «цирк» произошло от римских овальных площадок, на которых проводились различные народные праздники, соревнования, показывались шоу. В те времена римляне любили наблюдать за людьми, состязающимися в силе, ловкости, различных умениях. Так и появился особый вид зрелищ, который сегодня зовется цирком. Но таким, каким мы его знаем и любим, он стал только в 18 веке. В Париже было построено специальное круглое здание для показа искусства джигитовки и акробатических этюдов. Позже итальянцы подхватывают эту идею и добавили в программу представления номера с животными и мимами. Что такое цирк, в России узнают в конце 18 века. В 1764 году в Москве с гастролями побывал английский наездник, и это шоу положило начало открытию сразу нескольких стационарных цирков. К середине 19 века во многих русских городах были построены такие площадки. Постепенно рамки шоу расширялись, формировались традиционные программы и складывались цирковые профессии. Современный цирк - это сложный синтез индустрии зрелищ, искусства, менеджмента и технологий.

Цирк как вид искусства

Истоки цирка исследователи видят в древних состязаниях в силе и ловкости. Он формировался как способ демонстрации особых умений, которые часто не имели практического применения. Специалисты, характеризующие цирк как искусство, в первую очередь обращают внимание именно на отсутствие какой-либо результативности в действиях артистов. Они не соревнуются, завоевывая призы, а именно позволяют увидеть возможности человека и испытать при этом эстетическое удовольствие. Главное выразительное средство циркового искусства - трюк, он рассчитан на то, чтобы вызвать у зрителей эмоцию: смех, удивление, испуг, восторг. Все это роднит цирк с другими видами зрелищных искусств: театром, кино. На арене человек показывает способности природы к метаморфозам, только объектом этих превращений являются не камень, глина или краска, а сам человек. Он творит по законам эксцентрики, демонстрируя высшие Основными эстетическими категориями циркового искусства являются: реприза, трюк, номер, сверхзадача, эксцентричность.

Устройство цирка

Для особого искусства необходимо особое пространство. Цирк представляет собой не просто здание круглой формы, а сложную конструкцию с многочисленными возможностями. Цирковая арена - сердце площадки. Традиционно она бывает круглой формы, около 13 метров в диаметре. От сцены амфитеатром поднимаются места зрителей. В современных, стационарных цирках нередко существует несколько арен для разных видов представлений: конных, иллюзионных, световых, ледовых, водных. Но арена - это лишь видимая часть цирка. За кулисами находится множество служебных помещений: гримерок, репетиционных залов, мест для содержания животных, костюмерных. Также большую роль в конструкции театра играют технические службы: свет, крепление оборудования, декорации, занавес - все это служит тому, чтобы зритель увидел необычное и сложное представление.

Цирковые профессии

Услышав вопрос «что такое цирк», мы вспоминаем людей разных профессий. Каждая из них требует особых умений и навыков от артиста и является особым искусством, с собственными законами, секретами и традициями. Классическая цирковая программа включает выступления различных артистов, классифицировать их можно по главным выразительным средствам и материалам. Так, существуют люди, работающие с животными - это дрессировщики, с человеческим телом - жонглеры, эквилибристы, гимнасты, канатоходцы. Есть и особые профессии, находящиеся на стыке мастерства и технологий - это иллюзионисты. Высшую ступень в цирковой профессиональной иерархии занимают клоуны, которые соединяют в себе актерскую игру, пантомиму, шутовство. Но цирковые артисты не могут работать без служителей театра, которые берут на себя обеспечение различных служб и помощников.

Жонглеры

Как уже понятно из названия профессии, жонглеры впервые появились во Франции. Это слово обозначает буквально «потешник». Первоначально люди этой профессии пели песни, танцевали на рыночных площадях и ярмарках. Но как вид деятельности жонглирование появилось еще в Древнем Египте. Ловкие манипуляции со многими предметами завораживали зрителей, вызывая удивление и восхищение. Сегодня редкое цирковое представление обходится без этих артистов, их выступления стали обязательным элементом циркового искусства. В своих номерах жонглеры удивляют публику, подбрасывая в воздух множество разных предметов, а также используют эквилибристические, комические и акробатические элементы для усложнения трюка. Жонглирование бывает парным и сольным, артисты не только подбрасывают и ловят предметы, они могут их одновременно вращать, ритмично чередовать, перебрасывая партнеру. Ритм жонглирования заставляет зрителей не отрываясь следить за взлетающими предметами, и ловкость артиста вызывает у них чувства восторга.

Эквилибристы

Еще одним артистом, без которого невозможно представить цирковое представление, является эквилибрист. Этот жанр циркового искусства построен на умении человека удерживать равновесие на неустойчивых поверхностях. Традиционно эквилибристы выполняли различные телодвижения на канатах, шарах, цилиндрах. Часто артист сочетает умение держать равновесие с акробатическими, комическими действиями, а также с жонглированием. Еще в Древнем Китае большой популярностью пользовались представления канатоходцев. Во многих культурах мира народные забавы часто сопровождались выступлениями эквилибристов. Существуют такие варианты этого жанра, как выступления на шаре, на проволоке, на катушках, на лестницах, на трапеции (штейн-трапе), на одноколесных велосипедах.

Иллюзионисты

Фокусники или иллюзионисты - представители профессии, прославившей цирковое искусство. Основой жанра являлась ловкость рук. Артисты, умевшие совершать магические манипуляции с различными предметами, например, картами, были обязательными участниками средневековых ярмарок. Современные иллюзионисты, кроме умения совершать удивительные движения руками, пользуются различными техническими ухищрениями, чтобы ввести зрителей в заблуждение. Среди фокусников есть настоящие мировые знаменитости, имена которых передаются из поколения в поколение. К таким иллюзионистам можно отнести Гарри Гудини, Алессандро Калиостро, семью Кио, Ури Геллера,

Клоунада

Спросите у любого ребенка, что такое цирк, и получите ответ: это клоуны. Мастера, работающие в этом амплуа, стали настоящим символом цирка, без них представления невозможны. Начало профессии было заложено в институте шутовства, ведь шуты состояли при дворе всех монарших особ. Их задачей было не только увеселение, но и высмеивание пороков, при этом шут, паяц, мог сказать правду кому угодно. Искусство клоуна часто построено не на юморе, а на иронии, буффонаде и гротеске. Утрированная манера игры восходит к традициям балаганных представлений на ярмарках. Клоун должен не только смешить, но и насмехаться, но при этом его выступление не должны быть жестокими или обидными. Часто клоуны выступают в парах, где роли четко распределены. В итальянском театре эти амплуа были закреплены за Пьеро и Арлекином, в русской традиции это Рыжий (хитрец и плут) и Белый (важный чопорный господин) клоуны. Между ними постоянно происходят конфликты, представляющие собой смешные сценки, которыми и заполняются паузы в представлении. В цирковом мире считается, что клоуны - это артистическая элита. Нередко они в свои выступления включают элементы жонглирования, акробатики, дрессуры, пантомимы. Среди них бывают настоящие, величайшие актеры. Самыми знаменитыми клоунами являются М. Н. Румянцев (Карандаш), В. Полунин, Ю. Никулин и М. Шуйдин, работавшие в паре, Л. Енгибаров, О. Попов. Любое цирковое шоу может спасти клоун, который появляется на арене всякий раз, когда возникает пауза в программе.

Цирк - единственное место на земле, где тебя обманут, а ты порадуешься, восхитишься и добродушно посмеешься. Это бывает тогда, когда на арене под звуки таинственных мелодий появляется иллюзионист.

Иллюзионное искусство, иллюзионизм, - цирковой жанр, который строится на фокусе. Каждый человек с детства знает: фокус - это трюк, который показывает зрителям фокусник-иллюзионист, и основан он на обмане зрения, умении в нужный момент отвлечь внимание публики какими-либо движениями, активной жестикуляцией, либо взглядом и репликой. Причем фокус настолько достоверен, правдив, что мы, сидя в зрительном зале, наблюдая за манипуляциями циркового мага-волшебника, добросовестно ломаем голову: как это он сотворил чудо? Может, он действительно наделен сверхъестественной силой и нечеловеческим умением из одного творить другое, перемещать людей и предметы в любую точку, какую ему заблагорассудится?

Иллюзионное искусство имеет два вида: манипуляцию и иллюзионизм. И тот, и другой вид предполагает виртуозное умение артиста на глазах у зрителей сотворить иллюзию, обман. Различие состоит лишь в способах, приемах, той помощи технических средств, благодаря которым эта иллюзия достигается. Без специальной аппаратуры иллюзионизм лопнет как мыльный шарик. А манипулятор может обойтись тем реквизитом, который спрятал в тайниках своего костюма...

Корни иллюзионного искусства таятся в незапамятных временах и тянутся в наши дни из Древней Сирии, Древнего Египта, Византии, Ассиро-Вавилонии, а первыми фокусниками-иллюзионистами были, как ни странно, серьезные, умные люди - жрецы.

«Как поразить воображение верующих граждан? Как сотворить чудо, чтобы, поверив в него, все больше и больше народу спешило в храмы?» Такие вопросы ставили перед собой жрецы и в конце концов успешно их решали. Пораженный народ мог наблюдать внезапное появление под сводами храмов статуй богов, огня на жертвеннике и многое другое.

В Древней Греции искусство показывать различные фокусы (его тогда называли тавматургией) вошло в каждый дом. Тавматурги - исполнители фокусов - забавляли гостей и хозяев того или иного дома во время праздников, для чего специально приглашали артистов.

В конце же XVIII-начале XIX веков началась эра иллюзионных автоматов. Целые представления строились на использовании затейливо придуманных механизмов, и чего только не предлагали на обозрение простодушному зрителю! В 1759 году некий Петр Дюмолин придумал «механическую ткачиху». Знаменитый русский изобретатель Петр Кулибин с помощью изобретенных им приспособлений устраивал грандиозные иллюзионные зрелища, слава о которых шла как о чудесах чудесных. Мысль иллюзионистов работала, не уставая.

Они демонстрировали и «механические кабинеты», и механические куклы. Простой люд успевал лишь ахать и дивиться.

В начале XX века у зрителей стали особенно любимы и популярны номера, во время которых артисты стремительно, на глазах у зрителей, легко освобождались от веревок и цепей, выбирались из наглухо закрытых сундуков... Кудесник-иллюзионист нашего времени Дэвид Копперфилд с большим энтузиазмом продолжает (сейчас правда поутих) эту традицию и продемонстрировал всему миру, как легко он высвобождается из веревок, цепей, запертого ящика, рухнув в смертельную пасть Ниагарского водопада...

В каждом мало-мальски уважающем себя городке XX столетия появились индийские факиры, египетские маги, китайские волшебники. Номера их на цирковых аренах окутывались покровом загадочности и тайны, а имена на этих афишах театра притягивали своей необычностью, причудливостью - Али, Линга-Синг, То-Рама.

Цирк уже нынешних времен создал новые имена, подарил зрителям новых иллюзионистов, фокусников, таких, как Ю. Аверьино, Кио, Клео Доротти, И. Символоков, Э. Тарасова, А. Фурманов, А. Шаг, и многих других.

Кио... Когда зрители слышат эту фамилию, их сердца замирают в предвкушении чудес.

Родоначальником семьи цирковых артистов-иллюзионистов Кио был Эмиль Теодорович Кио (настоящей его фамилией была Гиршфельд-Ренард, 1894-1965). В молодости он работал простым актером в Театре миниатюр в Москве, потом униформистом, берейтором, администратором в цирке А. Чинизелли в Польше.

В 1921 году Эмиль Теодорович приобрел специальную аппаратуру у берлинской фирмы Конради-Хорстера и начал выступать как иллюзионист на эстраде. Первыми его номерами были «Омоложение», «Человек-молния». В цирке Кио-иллюзионист начал свою карьеру с 1932 года.

Кио появлялся перед зрителями в необычном облике: в чалме, под звуки восточной музыки, постоянно менял костюмы, за ним, словно шлейфы, тянулись тайны. Его окружали ассистенты - по афише 75 человек!

Эмиль Теодорович никогда не останавливался на достигнутом успехе. Он все время придумывал новые номера, постоянно искал новые приемы околдовать и удивить зрителей. В 1961 году Кио получил золотую медаль Международной артистической ложи (Англия).

«Обманную» профессию отца продолжили его сыновья - Эмиль Эмильевич (1938) и Игорь Эмильевич (1944). Как величайших магов арены и сцены их знает весь мир.

И все же, когда иллюзионист выходит на арену цирка и ты наблюдаешь, как из его рукавов вылетают десятки голубей, а из шляпы тянется неиссякаемый поток разноцветных платков, когда на твоих глазах лев превращается в дирижера циркового оркестра, а фонтаны воды начинают бить из арены как гейзеры, хотя бы на секунду, но веришь в то, что нет никакого обмана, нет иллюзии. Есть чудо, без ощущения которого жить невозможно!


В детстве мы не задумывались о том, как устроены цирковые фокусы, – мы, просто, в них верили. Удивить взрослого гораздо труднее, здесь недостаточно, просто, достать кролика из шляпы. На этом поприще работают такие иллюзионисты, как Дэвид Копперфильд и Дэвид Блейн, – и тогда мы наблюдаем левитацию, исчезновение статуи Свободы и другие впечатляющие трюки. Иногда, маги раскрывают свои секреты – и оказывается, что каждому фокусу есть, вполне разумное, объяснение

1. Классика жанра: распиливание женщины пополам

Ассистентка забирается в длинный, напоминающий гроб, ящик. Потом фокусник объявляет, что сейчас он эту даму распилит пополам прямо в ящике – и успешно это проделывает без всякого вреда для ее здоровья!

Есть несколько способов выполнить этот фокус. Классический способ, описанный в 1923 году, представлен на картинке ниже.

Ящик, на самом деле, с секретом, его достаточно для того, чтобы ассистентка могла поджать ноги. А в роли отрезанных ног выступают фальшивые (управлялись с помощью специального механизма, чтобы имитировать движение). Поэтому, на них обязательно должна быть обувь, чтобы по максимуму их закрыть.

А это, более современный способ, когда в фокусе принимают участие не одна ассистентка, а две. Просто, одна заблаговременно спрятана в ящике. После «распиливания» одна улыбается, а вторая шевелит ногами.

2. Левитация

Фокус начинается с того, что ассистентка ложится на стол перед фокусником. Толпа ахает от неожиданности, когда фокусник внезапно убирает стол, а женщина продолжает парить в воздухе.

Ассистентка, помогающая выполнить этот трюк, обычно одета в длинной струящееся платье, с помощью которого фокусник скрывает настоящее волшебство: механическое устройство для «левитации», которое прикреплено к фокуснику и с помощью которого он удерживает ассистентку. И тут, вступает в дело ловкость рук: чтобы отвлечь внимание зрителя, фокусник достает обруч и начинает проводить им, показывая, что к телу женщины, якобы, ничего не крепится.

3. Левитация уличных «факиров»

Казалось бы, если он на самом деле левитирует, зачем ему посох?

А в этом посохе все дело: это очень прочная конструкция, удерживающая потайную платформу, на которой сидит человек.

Вот тут, показано, как это работает

4. Наклон Майкла Джексона

Помните, этот нереальный наклон под острым углом в 45 градусов, который делали Майкл Джексон и его танцоры? Они носили специальные ботинки с каблуком особой формы: в нужный момент на поверхности сцены появлялись колышки, за которые каблук и зацеплялся.

5. Самый известный фокус всех времен и народов: вытаскивание кролика из шляпы

Кролика вряд ли можно спрятать в шляпе, но откуда же тогда он берется? Наверняка, есть простое объяснение.

Что ж, есть три способа спрятать кролика:
1) В потайном отверстии в столе. Когда фокусник кладёт шляпу, он совмещает её с секретной дверцей.
2) Он действительно в шляпе! Но в шляпе есть хитроумный откидывающийся клапан.

3) В полотняном мешочке, подвешенном с краю стола и закрытом скатертью с длинной бахромой.

Пока фокусник показывает толпе, что в шляпе абсолютно пусто, кролик спрятан под столом. Трудная часть начинается, когда вы поднимаете шляпу и незаметно прячете под ней кролика.

6. Девушка-зигзаг

Для выполнения этого фокуса в первую очередь нужна умелая ассистентка, ведь ее задача – правильно расположиться в тесном шкафу. Расположиться необходимо таким образом, чтобы лицо, кисть и стопа сохраняли естественное положение прямо стоящего человека, и зрители ничего не заподозрили.


7. Трюк Дэвида Копперфильда с исчезновением статуи Свободы

В 1983 году Дэвид Копперфильд на несколько минут убедил целую толпу зрителей в том, что статуя Свободы исчезла. Он проделал этот трюк один раз и больше никогда его не повторял.

Исчезновение статуи Свободы

Перед статуей Свободы поставлены две вышки. На фоне ночного неба видна ярко освещённая Статуя, на радаре видна отметка от неё. На вышках поднимается покрывало, Дэвид закрывает собой радар, покрывало опускается - статуя исчезла, видно только кольцо огней вокруг неё. Отметка радара тоже исчезает. Снова поднимается-опускается покрывало - статуя появилась как ни в чём не бывало.

Есть несколько догадок по поводу того, как это было сделано.

а) Поворотная платформа

Зрители не заметили этого, но их зрительные места располагались на гигантской вращающейся платформе. После того как они посмотрели на статую в самом начале, их медленно поворачивали до той точки, где она больше не была видна. Как они не заметили вращения? Все происходило ночью, статуя находится на острове, опознавательных знаков там, особенно, нет.

б) Световая завеса
В назначенный момент автономное освещение статуи выключилось. На острове остались работать лишь 2 прожектора, перекрещивающиеся за вышками, и софиты на вышках, слепящие зрителей и не позволяющие им разглядеть что-либо подробно. На самом деле, прожектора не освещали статую, а были направлены вверх и в сторону от нее.

в) Постановка
То есть, просто-напросто, обман, мистификация, а в роли зрителей – нанятые актеры. Скептики, обычно, склоняются к этой точке зрения.

Устройство аппаратуры - специальные пружины, двойное дно, скрытые перегородки, особо рассчитанные механизмы, определенная установка зеркал: и т. п.- позволяет артисту вводить зрителя в увлекательное заблуждение.

Все устройства и приспособления иллюзиониста тщательно замаскированы; его действия, так же как и действия ассистентов, детально продуманы и отработаны. Каждый жест артиста или его ассистентов имеет свое назначение, лишние движения недопустимы. Иллюзионисты, как и манипуляторы, широко пользуются отвлекающими приемами. В нужный момент ассистенты могут незаметно загородить иллюзиониста от глаз публики, невидимо передать ему или забрать от него нужный предмет. Словом, роль ассистентов в номерах иллюзионистов весьма ответственна. От них во многом зависит успех выполнения трюков.
В иных случаях иллюзионист без ассистентов вообще не может выступать. Ассистент иллюзиониста должен иметь определенную подготовку, в том числе и физическую. Чтобы спрятаться в очень тесном аппарате, а потом неожиданно появиться, ассистенту требуется акробатическая ловкость - ведь фокус происходит в считанные секунды. Вот почему опытные ассистенты высоко ценятся артистами этого жанра.

В иллюзионном аттракционе недопустимы никакие случайности, ошибки. Однако технически отлично исполненные фокусы - еще не искусство. Чтобы демонстрация отдельных фокусов воплотилась в художественный номер, необходима большая режиссерская работа по определению его композиции, стиля и оформления. И, конечно, от исполнителя требуется подлинное актерское дарование. Создавая обширные программы, фокусники, как правило, сочетают исполнение трюков манипуляции с иллюзионными трюками. Многие интересные фокусы, передававшиеся из поколения в поколение, дошли до наших дней. Нужно отдать должное изобретательности и выдумке фокусников прошлого. Бродячие артисты подчас были и искусными мастерами различных приспособлений, аппаратов. Еще и сейчас используется их реквизит и некоторые из сложных и "хитроумных" аппаратов.

Иллюзионное искусство применяет достижения и науки и техники:: движущиеся и звучащие автоматы, "волшебный" фонарь ("Латерна магика") и различные оптические приборы. Значительно расширились возможности жанра за счет открытия новых законов физики и химии в XVIII-XIX вв.

Из Египта и Ассиро-Вавилонии иллюзионное искусство попало в Сирию и Византию, оттуда пришло в Россию.

Начиная с XVIII в. Россию посещали многие иностранные маги. Великосветская публика благосклонно принимала гастролеров и с пренебрежением относилась к русским артистам. Чтобы облегчить получение контракта, многие из них вынуждены были скрывать свои имена под иностранными псевдонимами.

Одним из первых, кто нарушил эти традиции, был артист русского цирка Гордей Иванов. Приобретя за границей отличную иллюзионную аппаратуру, он выступал в России под своей фамилией. Его балаган, который назывался "Народный театр", переезжал из города в город.

Фокусники дореволюционной России (да и в первые послереволюционные годы) выступали преимущественно в балаганах и на сценах театров - цирковой манеж имеет круговой обзор, а это затрудняет демонстрацию большинства фокусов.

После Октябрьской революции, в соответствии с задачами нового цирка, жанр "Фокусы" получил иное направление развития. Прежде всего, началась чистка номеров от мишуры, нарочитой таинственности, мистики. Постепенно стали исчезать глотатели шпаг и лягушек, всевозможные псевдофакиры, "короли цепей", "египетские маги", имитаторы харакири с их грубыми, антиэстетическими фокусами и приемами. Жанр освобождался от всего того, что не соответствовало запросам нового зрителя.

В 1929 г. партнерша знаменитого Касфикиса, первая женщина-иллюзионист Клео Доротти (К. Карасик), создала иллюзионный аттракцион с крупной аппаратурой и большим количеством ассистентов, приспособив его показ к условиям цирка.

Вслед за ней и другие мастера этого жанра - Алли-Вад (А. Вадимов), Кио, М. Марчес - начали выступать в цирках. Они создали много новых оригинальных трюков, изобрели много новых приемов, позволявших демонстрировать высокохудожественные иллюзионные номера на манеже.

Многие фокусы перестали быть загадкой. О секретах и технике их исполнения, об устройстве аппаратуры можно прочесть в книгах, написанных мастерами этого жанра (1). Хотя на первый взгляд разоблачение фокусов снижает "секретность" (фокусы тем и интересны, что заставляют зрителя раздумывать над их исполнением), но частичное разоблачение способствует творческим поискам, созданию новых трюков и приемов.

Огромная роль в развитии иллюзионного аттракциона советского цирка принадлежит знаменитому мастеру фокусов Кио (Эмиль Теодорович Ренард). С помощью авторов, режиссеров, художников Кио сумел найти интересную форму театрализованной подачи иллюзии. Это были целостные представления со своими декорациями, постановочными эффектами, механическими трюковыми устройствами, с участием целого ансамбля специально подобранных ассистенток и ассистентов.

Кио значительно расширил возможности древнего жанра. В его выступлениях различные превращения и исчезновения получили ироническую окраску - не случайно здесь нашлось дело и клоунам.

______________________________________________________________
(1) Кио, Фокусы и фокусники, М., "Искусство", 1958; А. Вадимов, Искусство фокуса, М., "Искусство", 1959.

Иллюзионные номера Кио откликались на международные и бытовые темы, которые преподносились в сатирическом ключе. Это значительно обогатило жанр, придало ему актуальное звучание. До Кио на нашем манеже ни один иллюзионист не обращался к политической сатире.
В остросатирическом памфлете "Голова с Уолл-стрита" изображались герои американских комиксов, злодеи из гангстерских фильмов, пародировались модные западные танцы. В пантомиме "Домик па окраине Парижа" раскрывалась злободневная в то время тема - сбор подписей за мир под Стокгольмским воззванием. В "Домике" карикатурно-сатирически было представлено несколько фигур наших политических врагов. Выразительно был подан эпизод "Речь поджигателя войны". В данном случае Кио удачно использовал умение артиста Я. Шехтмана извергать изо рта огонь для создания образной, по-плакатному яркой характеристики "огнедышащего" поджигателя войны.

Таких сценок и злободневных пантомим у Кио было много. И каждая из них решалась средствами иллюзионного жанра. Заслуги выдающегося артиста получили всемирное признание. Постановлением Международной артистической ложи в 1960 г. Кио была присуждена золотая медаль, которой за все годы существования Ложи удостоилось лишь четыре артиста цирка: итальянский жонглер Э. Растелли, мексиканский гимнаст А. Кодона (первый исполнитель тройного сальто в воздушном полете), знаменитый клоун Ч. Ривельс и Кио. Лондонский магический клуб, объединяющий фокусников-профессионалов и любителей, избрал Кио своим почетным членом, и на Доске славы, где записаны имена лучших иллюзионистов мира, имя Кио стоит на первом месте. Созданный им аттракцион и сейчас украшает цирковые программы. Дело отца продолжают его сыновья - Эмиль и Игорь.

Достижения Кио оказали огромное влияние па творчество наших мастеров этого жанра. Артисты А. и Р. Сокол создали оригинальный аттракцион "Чудеса без чудес" (ныне выступает их сын О. Сокол). Назовем несколько трюков этого аттракциона. Артист дает зрителю подержать лампочку без проводов, и она загорается. Над холодильником жарится яичница. Со своего места зритель может разговаривать по телефону с любым абонентом города и слышать его ответ, не имея в руках телефонного аппарата. Находящийся в манеже робот точно выполняет задания зрителя и т. д.

Вероятно, в аттракционе "Чудеса без чудес" не все соответствует природе циркового искусства. Однако без поиска новых форм не может быть развития жанра.

Новое слово в иллюзии сказал и И. Символоков. Его аттракцион "Водяная феерия" - зрелище яркое, увлекательное, сценически эффектное.. Мы убедились - древнее искусство фокуса обрело в советском цирке новое содержание.

____________________________________________________________
(1) Престидижитатор (от итал. "presto" - быстрый, "digito" - палец) - фокусник, проделывающий трюки за счет ловкости рук.

Литература:
3.Б. Гуревич, О жанрах советского цирка, М., 1977.