Инструменты вокал , гитара , клавишные , пианино ,орган , виолончель , мелодика , бас-гитара , ударные Жанры альтернативный рок , альтернативный рэп , брит-поп , хип-хоп , трип-хоп , электроника , этническая музыка

Ранние годы

Албарн родился в Лейтонстоуне (Восточный Лондон), в богемной семье. Мать Деймона, Хэзел Албарн, родом из графства Линкольн. Она работала декоратором сцены в лондонском театре Royal Stratford East. Отец - Кит Албарн, родился в графстве Ноттингем. Он занимался дизайном мебели. Родители Дэймона увлекались культурой хиппи. Это творческое семейство дружило с представителями лондонского психоделического андеграунда 60-х, в том числе - с музыкантами из группы Soft Machine . Кит Албарн в 60-х даже был тур-менеджером группы Soft Machine.

В школе Деймон учился игре на гитаре, пианино и скрипке. Когда ему исполнилось десять лет, семья переехала в Колчестер , гр-во Эссекс . Так Албарн стал учеником общеобразовательной школы Стэнвэй, где и познакомился с будущим гитаристом Blur Грэмом Коксоном .

Когда ему было 15 лет, одна из его композиций завоевала награду британского конкурса «Young Composer of the Year». Позже Дэймон заявил, что классическая музыка Курта Вайля оказала на его музыкальное развитие больше влияния, чем творчество любого поп-музыканта.

Вместе с Коксоном они играли в самодеятельной музыкальной группе The Aftermath. Потом была группа Real Lives, где Дэймон пел и играл на фортепиано. Они даже дали несколько выступлений в местных пабах и клубах, но успеха не добились.

Окончив школу, Албарн вернулся в Лондон для поступления в театральное училище «East 15». После года обучения он счел себя «ужасным» актёром (хотя позже, в 1997 году, сыграл второстепенную роль в фильме «Авторитет») и занялся сочинением и исполнением музыки. Некоторые из песен, написанных им в этот период, позже попали в репертуар Blur, например «Birthday» с дебютного альбома Leisure .

Blur

В 1988 году Албарн поступил в университет Голдсмит в Нью-Кроссе (Лондон), где учился и Коксон. Вместе с бас-гитаристом Алексом Джеймсом и барабанщиком Дэйвом Раунтри они создали группу Seymour (по имени Сеймура Гласса, персонажа книги Сэлинджэра). Вскоре они подписали контракт с Food Records и сменили название на Blur.

Blur добились коммерческого успеха и одобрения критиков к концу 1994 года с выходом альбома Parklife , и Албарн стал одной из главных звёзд музыкального движения брит-поп . Успех был хорошо подогрет разрекламированной враждой с брит-поп-группой Oasis . Своеобразие и большая популярность этих коллективов сподвигли британские массмедиа развязать состязание между группами, что вылилось в череду взаимных оскорблений. Кульминацией соперничества стала так называемая «Битва брит-попа», вызвавшая необычайный ажиотаж в прессе: Blur отсрочили дату выхода сингла «Country House», чтобы тот совпал с выходом сингла Oasis «Roll With It». В итоге композиция заняла первое место в чартах, а сингл «Country House» продался большим тиражом, нежели «Roll With It» Oasis; впрочем, впоследствии альбом Oasis (What’s the Story) Morning Glory? выступил в чартах лучше альбома Blur The Great Escape . По словам Ноэла Галлахера, соперничество было выдумано журналом NME и окружением Blur. Как бы там ни было, Албарн заявлял, что корни вражды были намного более личными. В настоящее время он с большой неохотой говорит о тех событиях.

К 2006 году Blur выпустили семь альбомов. Пять из них последовательно возглавляли хит-парад Великобритании , и все семь попали в Top 15.

Gorillaz

В 1998 году Албарн в сотрудничестве с художником Джейми Хьюлеттом , автором знаменитого комикса Tank Girl, создал виртуальную группу Gorillaz , состоящую из четырёх нарисованных персонажей. К настоящему моменту группа, в реальности не имеющая фиксированного состава участников, выпустила четыре студийных альбома, а именно Gorillaz , Demon Days , Plastic Beach и The Fall . Свой вклад в проект внесли продюсеры Дэн Автоматор и Дэнджер Маус , а также такие исполнители как Михо Хатори, Свити Айри, Дэ Ла Соул, Бути Браун, МФ Дум , Рэдмен , Тина Уэймут, Рутс Манува, Нене Черри , Рози Уилсон, группа D12 , Мартина Топли-Бёрд , Дэннис Хоппер , Айк Тёрнер , Шон Райдер, Дэл Да Фанки Хомосапиен, Снуп Догг , Саймон Тонг и многие другие. Последний также заменял на концертах гитариста Грэма Коксона, покинувшего Blur в 2003 году, и в настоящее время является участником албарновского проекта The Good, the Bad and the Queen.

Gorillaz и Demon Days , имели большой успех в Великобритании и в Соединённых Штатах, а синглы «Clint Eastwood », «Feel Good Inc. », «19-2000», «DARE» стали всемирными хитами, во многом превзойдя успех Blur.

В 2010 году вышел очередной альбом, Plastic Beach , занявший вторые строчки хит-парадов в Великобритании и США. Тогда же Gorillaz выпустили альбом под названием The Fall , который был полностью записан с помощью Apple iPad .

Сольная карьера

В 2002 году Албарн выпустил альбом Mali Music , созданный на основе материала, собранного в 2000 году в Мали во время поездки в поддержку Оксфэм (Oxfam). Также Деймон посетил Нигерию, чтобы поработать с африканским барабанщиком Тони Алленом.

Годом позже Деймон выпустил альбом Democrazy , коллекцию демозаписей, сделанных в отелях во время американского турне Blur в поддержку альбома Think Tank .

Албарн принимал участие и во множестве других проектов. Его песня «Closet Romantic» попала в саундтрек фильма «На игле », наряду с ранней песней Blur «Sing». На выпущенном в 2004 году альбоме Fatboy Slim Palookaville Албарн исполнил вокальную партию в песне «Put It Back Together». Ему принадлежит «голос за кадром» в «Intro» и бэк-вокал в песне «Time Keeps On Slipping» из концептуального рэп-альбома Deltron 3030, а также на треке «Lovage (Love That Lovage, Baby)» с альбома Lovage Music to Make Love to Your Old Lady By . Оба альбома были спродюсированы Дэном Автоматором, работавшим над дебютным альбомом Gorillaz.

В 1999 году Албарн в сотрудничестве с Майклом Найманом написал музыку для фильма «Людоед », а год спустя сочинил большую часть саундтрека криминальной комедии «Обыкновенный преступник ».

В октябре 2007 года британский журнал отпраздновал свой 21-й день рождения специальным выпуском «21 музыкант, изменивший музыку», восемь страниц которого были посвящены Деймону Албарну за работу в Blur, Gorillaz и The Good, the Bad and the Queen.

Для фантастического фильма Люка Бессона «Люси » Деймон Албарн записал песню «Sister Rust», которая стала главной темой фильма .

В 2015 году Албарн был номинирован на премию BRIT Awards в категории «Лучший британский исполнитель» .

The Good, the Bad and the Queen

В мае 2006 года журнал NME сообщил, что Албарн работает с Дэнджер Маусом над своим первым сольным альбомом с рабочим названием The Good, the Bad and the Queen. Уже в июле NME написал, что эти планы переросли в создание новой группы с названием The Good, the Bad and the Queen. Эта информация была опровергнута за неточностью, так как Албарн и остальные члены группы утверждали, что The Good, the Bad and the Queen - это название альбома, но не самой группы (которая останется без названия).

Состав группы, помимо Албарна, включает в себя басиста The Clash Пола Симонона , бывшего гитариста The Verve /Gorillaz Саймона Тонга и барабанщика группы Фелы Кути Africa 70 Тони Аллена.

Первый сингл этого состава, «Herculean», был выпущен в конце октября 2006 года и достиг 22-го места в хит-параде синглов Великобритании. Второй сингл, «Kingdom of Doom», и дебютный альбом группы вышли в январе 2007 года. Этот сингл незначительно преуспел в сравнении с «Herculean», достигнув 20 места, в то время как альбом добрался до 2-го в хит-параде альбомов Великобритании и стал золотым в первую неделю с момента релиза. «Green Fields», третий сингл альбома, был выпущен в апреле, не попав в Top 50 хит-парада.

Группа получила награду в номинации «Лучший альбом» на церемонии журнала Mojo 18 июня 2007 года.

Monkey: Journey To The West

В первой крупной совместной работе после Gorillaz Деймон Албарн и Джейми Хьюлетт в тандеме с хорошо известным китайским театральным и оперным режиссёром Шичжэн Чэнь адаптировали для сцены старинную китайскую легенду «Путешествие на Запад ». Опера «Обезьяна: Путешествие на запад» открыла Манчестерский международный фестиваль (Manchester International Festival) 28 июня 2007 года в театре эстрады и музыкальной комедии (Palace Theatre) в Манчестере. Албарн написал музыкальное сопровождение для постановки, а Хьюлетт отвечал за костюмы и декорации.

Опера имела успех как у критиков, так и у зрителей, а 18 августа 2008 года в свет вышел альбом Journey to the West в исполнении Албарна и Китайского ансамбля Соединенного Королевства (UK Chinese Ensemble). Он дебютировал на пятом месте британского хит-парада альбомов и возглавил чарт независимой музыки (UK Indie Chart). Выпуск диска в США назначен на 23 сентября.

Doctor Dee

В сотрудничестве с театральным режиссёром Руфусом Норрисом Албарн создал оперу для Манчестерского Международного фестиваля, основанную на истории жизни английского учёного, алхимика Джона Ди (John Dee), под названием Doctor Dee.

Kinshasa One Two

Альбом конголезской музыки был записан всего за несколько дней в июле 2011 года в Демократической Республике Конго. В работе над Kinshasa One Two участвовали Dan the Automator, Marc Antoine, TEED и Kwes, а также другие музыканты.

Личная жизнь

У Албарна были серьёзные длительные отношения с солисткой группы Elastica Джастин Фришманн. Разлад в их отношениях глубоко повлиял на работу Деймона в Blur в конце 90-х. , шестой альбом Blur, включает в себя множество намеков на разрыв их отношений. Сейчас Деймон живёт в Лондоне с художницей Сьюзи Уинстэнли и их дочерью Мисси, рождённой в 1999 году. Албарн и Фришманн по-прежнему хорошие друзья.

Албарн открыто высказывает свои антивоенные убеждения. Он критиковал военные конфликты США в Ираке и в Афганистане. В 2002 году он и Роберт Дель Найя из Massive Attack заняли целую рекламную страницу в NME, выступая против войны. Годом позже Албарн записал бэк-вокал для песни Massive Attack «Small Time Shot Away».

В 2005 году Албарн, помимо прочих, подверг критике лондонский концерт Live 8 за то, что там было представлено мало чернокожих артистов; в результате в программу были включены Мисс Динамит , Снуп Догг и Юссу Н’Дур . Сам Албарн отказался выступать на концерте, считая, что мотивацией всего мероприятия является прибыль, а не благотворительность.

В 90-х он некоторое время жил в столице Исландии, Рейкьявике, и даже стал совладельцем кафе-бара «Kaffibarinn». Также у него есть дом в пригороде Рейкьявика. А в 2000 году Албарн вместе с экс-участником исландской группы The Sugarcubes Эйнаром Орном Бенедиктссоном (Einar Orn Benedictsson) записали саундтрек к исландскому фильму «101 Рейкьявик ».

Албарн - поклонник рок-группы The Kinks Фли и Тони Аллена) Оперы

  • Monkey: Journey to the West (2008) #5 (UK)
  • Dr Dee: An English Opera (2012)
Саундтреки
  • Ravenous (1999) (with Michael Nyman)
  • Ordinary Decent Criminal (2000)
  • 101 Reykjavík (2002) (with Einar Örn Benediktsson)
  • The Boy in the Oak (2011)

«Я очень сексуален по утрам» . (Из раннего интервью Blur)

Создатели бритпопа, проповедники инди и медчестера, мастера лоу-фай и экспериментов с электро, легенды и просто британцы. Все это — Blur. Все это — правда.

Это целая эпоха, запечатленная в семи альбомах и на лицах фанатов на протяжении почти 25 лет. Это музыка-прогресс, которая в 90-х дала сильный толчок в развитии рока и всей британской культуры. Blur не были просто популярной группой, они были голосом и стилем поколения, создавая песни о социальных, личных и даже выдуманных проблемах.

Панковитая «Parklife», победитель битвы бритпопа «Country House», диско «Girls & Boys», инди «Song 2», арт-роковая «Coffee & TV»… Конечно, все термины — лишь условность, ведь талант невозможно определить жанром. Но все это разнообразие говорит о том, что Blur экспериментировали больше, чем кто-либо в 90-х, и не только со стилями, но и со смысловой нагрузкой. С годами их творчество развивалось, достигнув высочайшей планки, о чем говорит весь альбом «Think Tank».

Blur стали отправной точкой таланта Дэймона Албарна и его первым перевоплощением.

Gorillaz

«Мы всегда волновались, что не выполняем наши обещания — оставаться полностью анонимными. Но подавляющее большинство людей понятия не имеют, кто стоит за Gorillaz, таким образом, мы добились своего» .

Редкий случай в истории музыки, когда фронтмен одной легендарной группы создает еще один, не менее популярный, но совершенно иной коллектив.

Дэймон Албарн умудрился стать голосом двух эпох: поколения девяностых, которое терялось между рейвами, интеллектуальностью и новыми социальными проблемами, и поколения начала 2000-х, которому все надоело, и оно требовало чего-то совершенного нового. Тут-то Албарн и создал Gorillaz, самую успешную виртуальную группу в истории музыки.

Дэймон и Джейми Хьюлетт вышли за те художественные рамки, которые другие группы даже не представляли. Это вымышленная вселенная, в которой живут несколько постоянных жителей и время от времени наведываются удивительные гости Danger Mouse, Лу Рид, Денис Хоппер, Снуп Догг, Айк Тернер и многие другие.

Mali Music

«Моя идея заключалась в том, чтобы создать диалог между этой музыкой и другой музыкой, которую я люблю. Я устал от самоуверенности Запада. Я хочу, чтобы все почувствовали глубину малийской культуры».

Музыка столицы неизвестности, одной из самых бедных стран мира, которую Дэймон Албарн превратил в бесконечно необычный и глубокий проект. Говорят, этническая музыка — это душа народа. Несмотря на бедность, которую нам трудно даже осознать, душа малийского народа — это целая гамма чувств.

Албарн путешествовал по Мали, джемил с африканскими музыкантами просто на улицах или в барах, подыгрывая им на гармонике. Нет, там он не был музыкальной легендой, малийцы едва ли знают что-то о подобной культуре вообще. В результате, Дэймон вернулся с 40-часовой этно-записью, которая перевоплотилась в 57-минутный альбом «Mali Music».

Албарн слушал запись ежедневно, выбирая лучшее и добавляя инструментальные, вокальные и электронные элементы. Большая часть вокальных партий записана малайским музыкантом Афелем Бокумом.

«Mali Music» — это альбом-благотворительность и одновременно альбом-откровение, ведь Албарн все сделал за свои деньги во имя такой сильной и нужной мечты — изменить отношение к неизвестной африканской культуре.

И да, не слушайте песни и не ищите в них Албарна. Слушайте альбом целиком, это удивительный опыт.

Democrazy

«Это безумная идея, я знаю. Но я почувствовал, что настало время создавать такие альбомы, чтобы реконструировать все, что создала музыкальная индустрия. Я ничего не готовил заранее, просто записал все, что приходило в голову».

Название сольного альбома Албарна полностью отображает его суть — это пик сумасшествия в демозаписях. Во время девятимесячного тура Blur в поддержку «Think Tank» Деймон постоянно что-то наигрывал-напевал в номерах отелей, впоследствии воплотив все на виниле. «Democrazy» — это смесь стиля Blur, Gorillaz и воспоминаний о Мали. «I Need a Gun» позже даже вошла в альбом Gorillaz, а «A Rappy Song» постоянно принимают за их неизданную песню.

Звучание композиций «Democrazy» — это даже не лоу-фай, а банальное отсутствие студийной обработки. Фаны неоднозначно приняли пластинку, но дерзости и вечной юности самого Албарна у нее не отнять.

Monkey: Journey To The West

«Я встречал многих музыкантов и пытался уловить каждый звук, который меня интересовал, будь то шум машины или лифта. Было много дней, когда я просыпался в полпятого утра, чтобы записать звук лифта. Когда все это соединяешь, каким-то чудом получается мелодия» .

Театральный режиссер Чен Ши-Ценг решил поставить оперу, основанную на древней китайской истории «Journey to the West», и ему посоветовали обратиться к Дэймону Албарну как композитору.

Как оказалось, Албарн и Хьюитт в детстве любили мультфильм «Monkey», основанный на древней китайской истории «Journey to the West».

Албарн всегда был открыт к культурам других народов. Он несколько раз ездил в Китай, общался с музыкантами и даже пытался выучить язык. Альбом «Monkey: Journey To The West» — это адаптированная для европейцев музыка Китая с примесью меланхолии.

The Good the Bad and the Queen

«Одна из самых удивительных и магических записей, к которым был причастен Дэймон Албарн». (Observer Music Monthly)

В одном проекте — Албарн, Пол Симонон из The Clash, Саймон Тонг из The Verve, мастер афробита Тони Аллен, продюсер Danger Mouse. «The Good the Bad and the Queen» объединил в себе традиционное понятие группы от Blur, стремление к коллаборации от Gorillaz и африканские мотивы от «Mali Music».

На проект не делали больших ставок, но он внезапно стал популярным. Очень цельный, завершенный и необычный альбом. А голос Албарна, как никогда, занимает центральное место.

Kinshasa One Two

«Они могли создать новый звук буквально из всего. Парень-ансамбль играл на мусоре, как на перкуссии. Одним из его инструментов был просто мятый полиэтиленовый пакет». (Албарн об африканских музыкантах)

11 продюсеров и 50 африканских музыкантов работали над альбомом «Kinshasa One Two», записанном в честь деятельности благотворительной организации Оксфэм в республике Конго. Главное в записи — Африка и только она, вокал именинника звучит только в песне «Hallo». Обязательно послушайте акапельную прелюдию «Lovе».

Rocket Juice And The Moon

«Деймон — англичанин во всем, я из Голливуда, Тони из Нигерии... но наши сердца едины» . (Фли)

Еще в 2008 году Албарн объявил о совместном проекте с Фли и Тони Алленом, но только в 2012 им удалось выпустить альбом. Судя по составу, их можно назвать супергруппой, хотя сам Албарн отрекается от такого ярлыка.

По своему принципу группа похожа на Gorillaz — только три основных участника и много приглашенных, среди которых неповторимая Эрика Баду. Музыка Rocket Juice And The Moon — это ностальгия по классическому фанку с примесью афробита, психоделики и электро-джаза с потрясающим мелодическим чувством и харизмой Албарна, мягко ведущей проект в нужное русло. Плавное течение песен напоминает окончание потрясающей вечеринки, когда шлейф ночного куража рассеивается вместе с рассветным туманом.

«Мне кажется, это самое важное, что я сделал в жизни. Я пошел значительно дальше, чем в «Monkey», и за этим трудом стоит целая жизнь. Я в восторге от процесса работы над оперой» .

«Dr. Dee» — это опера театрального режиссера Руфуса Норриса на музыку Дэймона Албарна о жизни Джона Ди, одного из умнейших людей XVI века, математика и алхимика, который верил как в науку, так и в магию.

Действие «Доктора Ди» состоит из трех уровней. Нижний — ад, откуда доносится музыка филармонического оркестра BBC. Средний — земля, где актер Берти Карвел воплощает великого Джона Ди. Верхний — рай, где, собственно, и находится Дэймон Албарн с бэк-вокалистками и музыкантами, играющими на инструментах эпохи Ренессанса.

Он сам исполняет все 10 песен, которые и рассказывают историю героя оперы. Албарн говорит, что отдал бы их исполнять кому-то другому, не будь они столь личными. Это не просто альбом или опера, это тонкое, духовное, магическое перевоплощение Дэймона Албарна.

Закончить историю перевоплощений я хочу гениальной меланхоличной работой Дэймона Албарна и Massive Attack. Ведь у настоящего британца даже в День рождения должно быть немного грусти.

Сегодня легендарному музыканту исполняется 50 лет.

1. Дэймон родился 23 марта 1968 года в творческой семье. Его отец Кит был художником, а мать Хейзел - театральным дизайнером. В течение недолгого времени Кит Албарн работал менеджером группы Soft Machine.

2. Blur и Gorillaz - его самые известные проекты, но далеко не единственные. Есть еще как минимум The Good, The Bad & The Queen и Rocket Juice & The Moon. В 2014 году у артиста вышел сольный альбом «Everyday Robots», который был номинирован на Mercury Music Prize.

3. У Blur 43 награды (включая пять BRIT Awards, 11 премий NME, Ivor Novello и MTV EMA), а у Gorillaz - 19 (включая «Грэмми», BRIT Awards, три премии Billboard и пять премий MTV).

4. Дэймон давно и плотно интересуется африканской музыкой. Еще в 2002 году он записал вместе с малийскими музыкантами Афелем Бокумом и Тумани Дьябате альбом «Mali Music», а в 2013-м создал проект Africa Express, где, кроме музыкантов из Африки (Songhoy Blues, Adama Koita, Yacouba Sissoko Band), приняли участие Брайан Ино, Ghostpoet и участники Yeah Yeah Yeahs, Metronomy и Django Django.

5. Дэймон Албарн настолько любит хип-хоп, что назвал дочку Мисси в честь Мисси Эллиотт. Сама Мисси обрадовалась этому факту и сказала, что Мисси Албарн - «суперпуперкрутая» (отсылка к ее дебютному альбому «Supa Dupa Fly»).

6. Список музыкантов, с которыми сотрудничал Албарн, бесконечен. Помимо уже упомянутых африканцев и Ино можно вспомнить Massive Attack и Bat For Lashes - это если говорить о сольном творчестве Дэймона. Gorillaz же работали с Миком Джонсом (The Clash), De La Soul, Грейс Джонс, Бобби Уомаком, Винсом Стейплсом, Бенджамином Клементином - и это далеко не все. Как-то раз он даже пытался сотрудничать с Адель, однако подружиться у них не получилось.

7. Музыка Blur звучит в сериалах «Клан Сопрано», «Дарья», «Южный парк», «Баффи - истребительница вампиров», «Парки и зоны отдыха», «Плохие» и «Жители Ист-Энда». Gorillaz же можно услышать в «Тайнах Смолвилля», «Красавцах», «Переростках», «Дневниках вампира» - и тоже в «Плохих» и «Жителях Ист-Энда». Албарн также написал музыку для двух фильмов, двух мюзиклов и даже оперы (!).

8. Любовь к музыке у него проснулась в шесть лет после того, как маленький Дэймон сходил на концерт Osmonds. Он начал осваивать гитару, пианино и скрипку и даже выиграл конкурс юных композиторов.

9. Дэймон Албарн бывал в России три раза: в 2003 и 2013 годах он приезжал с концертами Blur, а в 2007-м - с The Good, The Bad & The Queen. Таким образом, в этом году его первому визиту в Москву исполняется 15 лет, а последнему - пять. У Blur и Gorillaz тоже юбилей в этом году - они были созданы 30 и 20 лет назад соответственно.

10. Десять лет назад газета The Telegraph включила музыканта в список ста самых влиятельных людей в британской культуре. А в конце 2015 года Дэймон Албарн был удостоен звания Офицера ордена Британской империи за свой вклад в музыку.

Фото на обложке: Pinterest

Лидеру Blur, основоположнику The Gorillaz и просто одному из самых интересных британских музыкантов нашего времени Деймону Албарну 23 марта исполнилось 50. ​Ярослав Забалуев - о том, как сильно менялась его музыка на протяжении долгих лет творчества.

В 2007 году Деймон Албарн во второй раз прибыл в Россию в составе супергруппы The Good, The Bad and The Queen. Ехидный сдержанный британец в цилиндре совершенно не был похож на развязного лидера Blur, который бесновался на сцене ДК Горбунова в свой первый приезд. Я помню, как один мой товарищ сосредоточенно говорил насчет того, что, мол, Деймон-то все-таки настоящий джентльмен, интеллектуал, денди.

Через шесть лет воссоединившиеся Blur пожаловали в Коломенское на Пикник "Афиши", и вспоминать эти слова, глядя на Албарна, который скакал в спадающих портках, было как-то особенно смешно.

Особая радость заключается в том, что эта смена личин, кажется, страшно веселит и самого певца, который не только триумфально выбрался из-под обломков "великой брит-поп-битвы" с Oasis, но и стал даже не музыкальным трендсеттером, а некой константой вроде любимого им Дэвида Боуи

Тем паче что начало жизни нашего героя ничего подобного не предвещало. Албарн родился в хипповской семье из Восточного Лондона. Мама - театральный декоратор, папа - дизайнер мебели. Как мы видим, такая родословная не предполагает превращения в героя рабочего класса, которым Деймона в какой-то момент пыталась сделать профильная британская пресса.

Музыкой юноша увлекся в школе и даже завоевал какую-то награду на национальном конкурсе. Впрочем, важнее, что в той же школе он познакомился с гитаристом Грэмом Коксоном, с которым переиграл в некотором количестве групп, пока в компании басиста Алекса Джеймса и барабанщика Дэйва Раунтри не сформировал коллектив под названием Semour в честь сэлинджеровского Сэймура Гласса. Случилось это уже в студенческие годы, когда у молодых музыкантов накопился кое-какой опыт, и нет ничего удивительного в том, что творческие порывы быстро спровоцировали предложение со стороны лейбла Food Records.

Сотрудников компании смущало разве что название. Они предложили на выбор несколько более коммерчески звучных вариантов, квартет выбрал максимально расплывчатое. Так появились Blur.

То, что произошло потом, описывалось уже многократно, так что ограничимся краткой сводкой. После дебютной пластинки Leisure Албарн со товарищи выстрелили трилогией, которой вписали свою группу в музыкальную историю девяностых в качестве одной из главных сил брит-попа. Modern Life is Rubbish , Parklife , The Great Escape - эти три пластинки, вдохновленные The Kinks (а не The Beatles и The Who, как музыка их конкурентов из Oasis), надежно завоевали сердца меломанов всего мира. Но тут-то выяснилось, что у Албарна несколько иные цели и задачи.

В 1997-м вышел одноименный группе альбом, на котором была знаменитая Song 2 , а группа продемонстрировала симпатии к американскому инди-року, за что получила по шапке от критики и фанатов. Oasis, проигравшие в свое время брит-поп-битву, выиграли войну, став главными героями пролетариата. Blur же вменили в вину чуть ли не измену родине и потакание презренному (с левацких позиций) среднему классу. Дальше эксперименты продолжились на альбоме "13" и финишировали на Think Tank, записанном уже без Коксона, второго после Албарна человека в ансамбле. После этого Blur распались, казалось, окончательно.

Впрочем, тогда, в 2003-м, уже было понятно, что формат рок-группы стал маловат для ее лидера. Деймон к тому моменту пережил кратковременное увлечение наркотиками, съездил в Африку, записав с местными музыкантами блестящий альбом Mali Music, а главное - создал первую в мире виртуальную группу Gorillaz. В ее составе Албарн перевоплотился в хип-хоп-трикстера, увлеченно экспериментирующего с электроникой, рэпом и визуальным форматом выступлений. Иными словами, распад Blur был не концом, а скорее даже началом истории увлекательных приключений и путешествий первого лица группы.

"YouTube/Gorillaz"

Албарн рассказывал, что, впервые сев играть с африканскими музыкантами, забылся от удовольствия и почувствовал, что вдруг утратил привычное для любого публичного артиста чувство неловкости. Тогда он решил, что больше никогда не хочет его испытывать, и, кажется, успешно справился с поставленной целью.

Судите сами. Африканский вояж вывел его на знакомство с одним из создателей афробита, великим барабанщиком Тони Алленом, с которым (а также с Полом Саймононом из легендарной панк-группы The Clash и гитаристом других героев брит-попа The Verve Саймоном Тонгом) он создал уже упомянутую супергруппу The Good, The Bad and The Queen. С ним же он в 2012-м при содействии басиста Red Hot Chili Peppers Фли сформировал менее успешный, но тоже по-своему любопытный состав Rocket Juice and The Moon, в котором лишний раз признался в любви к африканской музыке.

Двумя годами позднее он издал первый сольный альбом Everyday Robots, одну из самых изобретательных в музыкальном смысле и в то же время едва ли не самую интимную свою запись. За это время Blur успели воссоединиться, а Gorillaz превратились в безразмерную коммуну с плавающим составом, в который иногда включались рэперы, друзья Деймона и еще кто только нет. И все это не считая того, что за отчетный период Деймон еще сочинил (и оформил в студийном варианте) две оперы.

В связи с такой кипучей активностью всегда возникает традиционный вопрос: не служит ли вся эта суета для маскировки внутренней пустоты исполнителя? Но достаточно включить любую запись Албарна, чтобы понять, что эти обвинения не имеют отношения к реальности. Даже искаженный голос из хита Gorillaz под названием Clint Eastwood безошибочно узнаваем, даже в цифровом шуме и гомоне Everyday Robots лейтмотивом сквозит неповторимая меланхолия, знак качества или скорее авторский почерк, который виден в любом материале.

Его лирический герой никого не хочет победить, но с добродушной и порой горькой усмешкой взирает на происходящее вокруг. Он ценит свои корни (даже в вибрациях связок здесь слышится лондонский туман), но знает, что залог психического здоровья в том, чтобы не бояться иногда побыть кем-то другим или поехать в Африку и подружиться со слоненком (которому посвящена песня Mr. Tembo).

Он знает, что для того, чтобы оставаться интересным своим слушателям, надо жить так, чтобы интересно было тебе самому. А для этого нужно не так уж и много - как поется в одной из лучших песен с Everyday Robots: "Если тебе одиноко, просто нажми play".

Сегодня у всех нас есть легитимный повод сделать это с одной из многочисленных записей Деймона Албарна, и это действительно одно из лучших лекарств от одиночества.

Разве я депрессивный и снедаемый тоской невротик средних лет? Нет, это не совсем так.

В школе я не особо ладил с парнями. Они считали меня психом. Психом и геем. Со мной никто не хотел общаться, и поэтому мне пришлось самому придумывать себе развлечения. Я выбрал музыку.

Я рос в то время, когда все вокруг боялись ядерного оружия. Помню, как мы с сестрой спрашивали отца: «Что мы будем делать, если начнется ядерная атака?» Но мы жили в здании старой пекарни, и бомбоубежища у нас не было. Лучшее, что отец смог придумать, — это засунуть нас в кладовую для хлеба.

О смерти я узнал очень поздно. Моя прабабушка дожила до 103 лет.

В детстве меня завораживала идея кроличьей норы, в которую упала Алиса. Когда в прошлом году я отправился в Северную Корею, я подумал о том, что если на Земле где-то и прячется кроличья нора, то именно там. В поезде Пекин—Пхеньян я читал Кэрролла, а в какой-то момент пририсовал кролику армейскую фуражку. Но когда на въезде в Северную Корею всех стали досматривать, я испугался. Боялся, что они откроют книгу именно на этой странице и арестуют меня.

Я подталкиваю себя к краю безумия практически каждый день. Но на сегодня — и слава богу — я все еще не скинул себя в эту пропасть.

Во мне нет никакой сознательной меланхоличности. Напротив — я шумный и общительный. Меланхолия, которую вы слышите, рождена вполне конкретными нотами, заимствованными мною у английских фолк-певцов.

Дома никто не воспринимает меня всерьез — в хорошем смысле, конечно. Я обычный домашний папа. Разгуливаю в одних штанах, хотя моя дочь считает это некультурным. Смотрю телевизор, и она тоже против. А еще я не высмаркиваю нос, когда текут сопли, и ем с открытым ртом.

Две вещи, которые радуют меня изо дня в день, — это моя семья и моя работа. Но жизнь становится отвратительной, если ты не можешь найти баланс между ними.

Быть знаменитым — это как жить в деревне, где тебя все знают. Так что я просто живу в очень большой деревне.

Мне нравится Лондон. Его история постоянно меняется. Это свернутый гобелен, который разворачивается бесконечно.

Было время, когда люди ночевали на улице у моего дома в Кенсингтоне. Меня не особо раздражало это, вот только у нас не было в комнате никаких штор, и мы не могли ходить по дому голыми.

Мы, британцы, любим грязный секс. А все потому, что у нас асексуальная королева.

Последнее время я старательно избегаю фотографов. День, когда я понял, что мне больше не нужно на себя смотреть, был одним из лучших дней моей жизни. Я наконец понял, кто я такой.

Я не беспокоюсь о выпадающих волосах. Вернее, беспокоился, когда был моложе и тщеславнее. А теперь я только и жду, когда они выпадут. Можно будет прекратить заниматься всей этой херней.

Я давно готовлю себя к поражению.

В детстве я мечтал стать фермером и до сих пор подумываю об этом.

Я воспринимаю спонтанность как одну из своих лучших сторон. Gorillaz были по‑настоящему спонтанной штукой. Все началось с того, что два человека сидели на диване и сказали друг другу: «А давай сделаем группу».

Мне нравятся люди, с которыми можно быть сумасшедшим.

Мы сами разрешили поп-музыке стать глупее, и поэтому она окончательно срослась с шоу-бизнесом — так, будто ни The Beatles, ни Дилана никогда и не существовало.

Самый проверенный способ заработать глубокую депрессию — начать читать музыкальные журналы или включить MTV.

В штанах, которые я выбираю, всегда был какой-то элемент хип-хопа.

Мама считает, что я одеваюсь слишком консервативно. Да, родители-хиппи не могут понять, почему их сын хочет носить хорошую рубашку и хорошие ботинки.

В шестидесятых люди принимали кислоту, чтобы сделать мир странным. А сегодня мир стал странным, и люди принимают прозак, чтобы сделать его нормальным.

Кроличьи норы сегодня — это мобильные телефоны, в которых люди исчезают с головой, хотя физически остаются в комнате.

С мистером Тембо (слоном, которому посвящена песня Mr. Tembo. — Esquire) я познакомился в Танзании. Его хозяином был один очень религиозный человек. Каждый вечер он смотрел по телевизору госпел, так что чудный маленький Мистер Тембо стал, возможно, единственным в мире слоном, выросшим на госпеле. Когда я решил посвятить ему песню, я подумал, что он оценит, если в этой песне тоже будет что-то от госпела. Этот Мистер Тембо был разоружающе милой тварью, но когда я впервые исполнил ему то, что сочинил, он обосрался. Мы сидели у костра, была ночь, и запах, который ударил мне в нос, я до сих пор считаю самой отвратительной вонью, с которой мне доводилось столкнуться. Что-то похожее я пережил лишь один раз: когда несколько лет назад на грудь мне прыгнул мерзкий котяра, повернулся ко мне жопой и обоссал все лицо. Но что касается Мистера Тембо, то, полагаю, он просто подумал: и почему этот чувак поет про меня. Подумал — и обосрался. Но тогда он был просто маленьким-маленьким слоненком. Потом я встретил его снова, и это уже был десятифутовый воспитанный слон, гораздо лучше разбирающийся в том, как именно следует выражать свои чувства.

Музыка — это что-то, что говорит само за себя. Но мне потребовалось очень много времени, чтобы это понять.

На самом деле, я безумно люблю кукол. Всегда себе говорю: как только выпадут волосы, открою кукольный театр.

Я не знаю, как правильно танцевать, но мне нравится прыгать.

Если хочешь стать музыкантом, пиши хорошие песни.