Обращение А.С. Пушкина к прозе явилось вполне закономерным в процессе развития его творческого гения. Пушкин признавался в «Евгении Онегине»: «…Лета к суровой прозе клонят…». Одним из великих прозаических произведений А.С. Пушкина стал роман «Дубровский». Многие исследователи творчества поэта указывают на его незавершенность. Однако незавершенность художественного произведения всегда относительна, «незавершенность не означает недосказанность». При изучении прозы Александра Сергеевича стоит особое внимание уделить истории создания романа «Дубровский».

Начало создания романа

Работу над романом Александр Сергеевич начал в 1832 году. Известна точная дата начала создания произведения – 21 октября, так как Пушкин, сам ставил даты в черновике по мере написания романа. Произведение осталось незавершенным, работу над ним писатель прекратил в 1833 году. Название «Дубровский» роман получил при выходе в свет уже после смерти его великого автора. Существует множество теорий о причине прерывания Пушкиным создания «Дубровского». Некоторые исследователи его творчества считают, что он оставляет работу над романом, поскольку понимает, что в рамках жанра западноевропейского романа о благородном разбойнике ему не решить художественных проблем русской жизни. Известно, что черновые заметки писателя содержали наброски по содержанию третьего тома. (Вдовство Марьи Кирилловны, возвращение Дубровского на Родину для воссоединения с любимой).

Реальные прототипы главного героя

В основу произведения легла история, которую Пушкин услышал от своего приятеля, о бедном дворянине Островском, имение которого было отсужено зажиточным соседом, имевшим огромное влияние в местном обществе. Островский остался без гроша и был вынужден стать разбойником. Вместе со своими крестьянами он грабил богатых помещиков и чиновников. Позже его схватили и посадили в острог. Именно там и познакомился с ним товарищ Пушкина Нащокин. Эта история послужила основой для создания сюжетной линии романа. В пользу этой версии говорит то, что первоначально в своих черновиках Пушкин дал главному герою фамилию Островский.

Вторая версия гласит, что прототипом Дубровского послужил поручик Муратов, историю которого Пушкин узнал, находясь в Болдине. Имение Новоспасское, принадлежавшее семье Муратова в течение семидесяти лет, было признано собственностью подполковника Крюкова, отец которого в свое время продал его отцу Муратова. Такое решение суд принял, основываясь на том, что никаких бумаг, доказывающих его законное право владения имением, обвиняемый предоставить не смог, так как они были утеряны при пожаре, а обжалование приговора со стороны Муратова так и не поступило. Судебный процесс длился в течение многих лет и решился в пользу влиятельного истца Крюкова.

Жанр произведения

При создании «Дубровского» Пушкин обращается к популярному в то время жанру разбойничьего или авантюрного романа. Он был наиболее характерен для западноевропейской литературы, но Пушкину удалось создать произведение, соответствующее всем тонкостям этого направления. Благородный разбойник, вызывающий сочувствие к своей судьбе и ненависть к тем, кто толкнул его на этот путь.

Заключение

В основу романа «Дубровский» легли реальные истории людей, столкнувшихся с предвзятостью судебной системы и не сумевших противостоять ей.

Действие безжалостной и беспринципной судебно-чиновничьей государственной системы и жизнь русской деревни с массовыми народными сценами, - все это нашло свое место в «Дубровском».

Судя по тому, что в романе «Дубровский» еще не встречается имя Наполеона Бонапарта (да и как оно могло проникнуть в такую глушь, где все живут по законам старины?), то действие его происходит в 10-х годах XIX века. Хотя само произведение было написано почти на двадцать лет позже. В основу его легла реальная история о небогатом дворянине, которого лишили земли, и он, чтобы жить, был вынужден заниматься грабежом.

Мечты и деяния молодого императора Александра I

Император Пётр Алексеевич сделал из 90% крестьян не просто крепостных, а полноценных рабов, которые даже не могли жениться по собственному желанию. Историческая эпоха, описанная в романе «Дубровский», это полностью подтверждает. Помещик при Петре Алексеевиче тоже нес кабальную службу - или в армии, или на государственной должности. Пока он служил, его помещали на землю с Отсюда и название - «помещик». Если служить он не мог, то землю и крестьян отбирали. Царь Петр III дал вольности дворянству. Теперь знатный господин мог служить или не служить по собственному усмотрению, но земля и крестьяне были в его полном владении.

Такова историческая эпоха в романе «Дубровский». Цари жаловали (то есть дарили) крепостных крестьян и земли помещикам. Так некоторые из них богатели. Другие же оставались бедными, с малым количеством земли и крепостных. Чтобы сохранить их в рабстве, надо было держать людей в полном невежестве. Именно поэтому обучение детей грамоте не практиковалось. Крестьяне называли своих хозяев «барином», «барыней», а ребенка их - «барчуком». Такой была историческая эпоха, описанная в романе «Дубровский».

Дворянки выходили замуж только за людей своего сословия. Если знатного происхождения человек нарушал это правило, то он становился изгоем. Большинство бар считало такое положение нормальным. Некоторые получали домашнее образование, другие уезжали, как молодой Дубровский, учиться в большие города. Кто-то говорил по-французски, другие же знали только обиходные отдельные слова, которые при случае могли вставить в свою речь. Они не хотели знать тех людей, которые не относились к дворянскому сословию и не уважали их. Такие отношения характеризует историческая эпоха, описанная в романе «Дубровский».

Как изменить страну?

Конечно, молодой император мечтал о конституции, так как был убежденным республиканцем. Но кому ее надо было давать? Не обученным читать, Или, может быть, только грамотным? Дворянству? Духовенству? Мучительно император искал правильный путь. А пока шли эти поиски, настала новая историческая эпоха, описанная в романе «Дубровский». В ней время как бы застыло на рубеже Екатерины и Павла. Император прекрасно осознавал дикость и тупость даже лучших представителей дворянского сословия. Что же можно было сказать об образовании представителей других сословий - чиновников, крестьян, крепостных и вольных людей? Учившиеся в лучшем случае при семинариях, они ничего не знали, и их патриархальный быт и нравы просто ужасали.

Деревенский быт

Богатый барин Кирила Петрович Троекуров в своей губернии находился на особом положении. Он любил подобострастных людей, которые во всем были рады ему угодить. Чтобы барину не было скучно, он принимал множество гостей и неуважительно и с издевкой к ним относился. Это его развлекало. Каждый день он объезжал свои земли, потом устраивал длительные пиры, развлекаясь «проказами» над новыми знакомыми. Тех, кто не хотел терпеть его самодурства, он умел напугать так, что с ним больше и не спорили.

Его сосед и единственный, кого он считал другом, - Андрей Гаврилович Дубровский. Троекуров часто мечтал о том, чтобы обвенчать их детей. Бедный, но гордый Дубровский не считал это правильным.

Оба помещика до безумия любили псовую охоту и частенько охотились вместе.

Язык романа «Дубровский»

Русский язык - очень тонкая структура, которая может передать множество оттенков мыслей любого человека. В романе он показывает, как изменилась наша речь за последние двести лет. Языковая историческая эпоха, описанная в романе «Дубровский», - ответы на культурные запросы того времени.

Исчезли, теперь считаются романа: губерния, дворовый, поручик, генерал-аншеф, подьячий, холоп, стряпчий, пономарь, гувернер, купчая, вестимо, исправник, стремянной, псари, кучер, заседатель, отъезжее поле.

Что легло в основу романа «Дубровский»?

Эти вопросы волнуют читателя, переживающего за судьбу Владимира Гавриловича и Марии Кирилловны. Дает ли историческая эпоха, описанная в романе «Дубровский», ответы на вопросы?

Кто был прототипом романа? Ответ - реальный человек, дворянин Павел Островский.

Закончен ли роман? Нет. Он начал раскрывать со всей полнотой картины русской жизни того времени и не смог поместить «живых» героев в среду авантюрного европейского романа, далекого от действительности. Историческая эпоха в романе «Дубровский» вставала в противоречие с реальной жизнью.

Почему Маше и Владимиру нельзя было соединить свои жизни? По меркам нашего времени, все очень просто: они могли это сделать. Но в те годы существовало понятие «таинство брака», которое верующие люди нарушить не могли: это было против всех существующих правил. С грузом такого прегрешения человек жить просто не смог бы.

При жизни Пушкина этот роман, который он считал незаконченным, но, возможно, предполагал к нему вернуться, опубликован не был. Быть может, автор сумел бы впоследствии найти ответы на те вопросы, которые его волновали.

Язык оригинала: Год написания:

«Дубро́вский» - неоконченная (по крайней мере необработанная) и не изданная при жизни повесть А. С. Пушкина (1833 год), представляющая собой романтическую историю о любви Владимира Дубровского и Марии Троекуровой - отпрысков двух враждующих помещичьих семейств.Многие фразы из этого романа дожили и до нашего времени. Такие как "Спокойно,Маша, я Дубровский". Также часто употребляется слово "троекуровщина", что значит правила и порядки, какие были у Троекурова.(жестокое обращение к дворовым, неуважение важных чинов и т.д.)

История создания

У А. С. Пушкина повесть названия не имела. Вместо названия было написано «21 октября 1832 года». Последняя глава написана 21 октября 1833 года . Повесть написана карандашом

Сюжет повести

Богатый и своенравный русский барин Кирила Петрович Троекуров, прихотям которого угождают соседи и при имени которого трепещут губернские чиновники, поддерживает дружеские отношения со своим ближайшим соседом и бывшим товарищем по службе, бедным и независимым дворянином Андреем Гавриловичем Дубровским. Троекуров отличается жестоким и своенравным характером, часто подвергая своих гостей жестоким шуткам, без предупреждения запирая их в комнате с голодным медведем.

Из-за дерзости Дубровского происходит ссора между ним и Троекуровым, переходящая во вражду между соседями. Троекуров подкупает губернский суд и, пользуясь своей безнаказанностью, отсуживает у Дубровского его имение Кистеневку. Старший Дубровский сходит с ума в зале суда. Младший Дубровский, Владимир, гвардейский корнет в Петербурге, вынужден покинуть службу и вернуться к тяжело больному отцу, который вскоре умирает. Слуга Дубровских поджигает Кистеневку; отданное Троекурову имение сгорает вместе с судебными чиновниками, приехавшими для оформления передачи собственности. Дубровский становится разбойником наподобие Робин Гуда, наводящим ужас на местных помещиков, не трогающим, однако, имения Троекурова. Дубровский подкупает проезжего учителя француза Дефоржа, предполагающего поступить на службу в семью Троекурова и под его видом становится гувернером в семье Троекурова.Он подвергается испытанию с медведем и простреливает ему ухо. Между Дубровским и дочерью Троекурова Машей возникает взаимная привязанность-любовь.

Троекуров отдает семнадцатилетнюю Машу замуж за старого князя Верейского против ее воли. Владимир Дубровский тщетно пытается предотвратить этот неравный брак. Получив условленный знак от Маши, он прибывает спасти ее, однако, слишком поздно. Во время следования свадебного кортежа из церкви в имение Верейского вооруженные люди Дубровского окружают карету князя, Дубровский говорит Маше, что она свободна, однако та отказывается от его помощи, объясняя свой отказ тем, что уже дала клятву. Спустя некоторое время губернские власти пытаются окружить отряд Дубровского, после чего он распускает «банду» и скрывается за границей. У Пушкина в черновиках сохранился конец повести. Верейский умирает, Дубровский приезжает в Россию под видом англичанина и они с Машей вновь соединяются.

Экранизации

  • Дубровский (фильм) - фильм режиссёра Александра Ивановского, 1935 год .
  • Благородный разбойник Владимир Дубровский - фильм режиссёра Вячecлaва Hикифopoва и его 4-х серийная расширенная телеверсия под названием "Дубровский", 1989 год .

См. также

  • Романы А. С. Пушкина

Примечания

  • Онлайн словарь Ожигова http://slovarozhegova.ru/
  • Александр Белый «О Пушкине, Клейсте и недописанном «Дубровском»». «Новый мир », № 11, 2009. С.160.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дубровский (повесть)" в других словарях:

    Дубровский Эдгар (Эдгард) Борисович (родился 16 марта 1932 года) писатель, сценарист. Содержание 1 Биография 2 Cценарии к фильмам 3 Библиография … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Дубровский. Дубровский … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Выстрел (значения). Выстрел Жанр: повесть

    У этого термина существуют и другие значения, см. Метель (значения). Метель Жанр: повесть

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гробовщик. Гробовщик Жанр: Мистика

    Эту страницу предлагается переименовать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/22 декабря 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или правилам именования… … Википедия

    - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

    Пушкин А. С. Пушкин. Пушкин в истории русской литературы. Пушкиноведение. Библиография. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 1837) величайший русский поэт. Р. 6 июня (по ст. стилю 26 мая) 1799. Семья П. происходила из постепенно обедневшего старого… … Литературная энциклопедия

    Запрос «Пушкин» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Александр Сергеевич Пушкин Александр … Википедия

    ПЕРЕВОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА ЗА РУБЕЖОМ. Степень известности Л. в той или иной стране во многом зависит от интенсивности культурных связей этой страны с Россией в прошлом, а затем с СССР. Наибольшую популярность его стихи и проза приобрели во… … Лермонтовская энциклопедия

Книги

  • Мастер торжествующего света. Повесть о Рембрандте , Алексей Петров-Дубровский. Москва, 1959 год. Детгиз. С иллюстрациями. Оригинальная суперобложка, издательский переплет. Эта повесть рассказывает о трудах и днях величайшего голландского художника, непревзойденного…

Урок в 6 классе.

История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский».

Цели урока: знакомство с историей создания романа, выяснение причин протеста Владимира Дубровского, развитие речи учащихся.

Задачи:

    Рассказать об истории создания романа "Дубровский".

    Определить характер героев.

    Работа со словарём.

    Учиться анализировать текст.

Методы : аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, устное рисование, выразительное чтение, словарная, рассказ учителя. Формы: коллективная, частично индивидуальная.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сообщение темы урока, его цели и задач.

2. Слово учителя:

Над романом "Дубровский" А.С.Пушкин работал с 1832 по 1833 год . Он не был завершен и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П.В.Нащокина , который был другом поэта, "об одном небогатом дворянине по фамилии Островский: который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить:". Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А.С.Пушкина легли жизненные обстоятельства . Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет.

Творческий путь Пушкина с самого его начала - непрерывное восхождение. Но наиболее интенсивно это восхождение проявляется в 30-е годы, когда присущие поэту народность, историзм и реализм раскрывались во всей полноте его творческих возможностей. Именно на этом этапе Пушкин, утверждая человеческую личность, отстаивая ее права и достоинство, показывает своих героев в их борьбе с ненавистной им средой, в их протесте.

В 30-е годы новые задачи, новые темы занимают Пушкина – он хочет рассказать о жизни разных классов и сословий русского общества. Он хочет показать жизнь такой, какая она есть, ничего не выдумывая, не украшая ее.

Пушкин задумывал роман об исключительной личности, дерзкой, удачливой, обиженной богатым помещиком и судом и мстящей за себя

3. Эвристическая беседа.

Что же такое роман? (Знакомство с определением этого термина по словарю литературоведческих терминов и по учебнику. Запись определения в тетрадь.)

Какие признаки романа мы находим в «Дубровском»?

Запись в тетради:

1. Большое повествовательное произведение;

2. разветвлённый сюжет;

3. значительный объём;

Словарная работа.

На доске вы видите слова: авантюра, приключение, популярный, хронология, роман, сюжет. Исходя из данного толкования этих слов, можно ли назвать произведение А. С. Пушкина авантюрно - приключенческим романом? Аргументируйте свой ответ.

Авантюра - рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчете на случайный успех.Приключение - происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.Популярный - 1. общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения;2. пользующийся широкой известностью.

Роман (фр. Roman - повествование) - большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.

Сюжет - последовательность и связь событий в художественном произведении.

(Да. Здесь мы видим рискованное, сомнительное по честности дело (Дубровский стал разбойником), неожиданный случай в жизни (разорение Дубровских). Произведение можно назвать романом, потому что здесь много действующих лиц и событий.)

Запишите определение романа и сюжета в тетрадь.

    Характеристика романа. Элементы композиции.

Где происходит действие первой главы? Прочитайте описание Кистеневки и Покровского. Как это описание помогает понять

Имущественное положение героев романа?

Обратите внимание на замечание автора о Троекурове и Андрее Дубровском: « Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти в характерах и наклонностях. В некоторых отношениях и судьба

их была одинакова». Обоснуйте мысль автора, сопоставляя известное о героях.

(Судьбы обоих похожи: соседи по имению, вместе служили, женились по любви, рано овдовели, один растит сына, другой – дочь).

Какие отношения сложились у Троекурова с окрестными помещиками и чиновниками? Чем это объяснить? Каких людей подбирал Троекуров для исполнения своих прихотей?

(Соседи-помещики и чиновники относились к Троекурову льстиво, подобострастно, «рады были угождать малейшим его прихотям»; «губернские чиновники трепетали при его имени».

Лучше: наоборот, исполнение всех прихотей, безнаказанность делают Троекурова мстительным, жестоким и бездушным человеком, который ни во что не ставит других людей. Он не брезгует пользоваться услугами низких, бесчестных людей. К таким можно отнести Спицына, который дал показания на суде в пользу Троекурова, Шабашкина, с помощью которого было отнято у Дубровских имение.)

Почему Троекуров, « надменный в сношениях с людьми самого высшего звания» уважал Дубровского? (« будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях. Андрей Гаврилович Дубровский, как и Троекуров, был горд и независим, хотя и беден, « прямо высказывал свое мнение»; Дубровский был « опытным и тонким ценителем псовых достоинств», «горячим охотником»- все это вызывало уважение Троекурова.)

Как во время ссоры проявились характеры героев?

(Для ответа на этот вопрос можно зачитать эпизод « На псарне» и проследить, как автор оценивает внутреннее состояние.

Как Троекуров отнесся к исчезновению Дубровского? Хотел ли Троекуров обидеть своего приятеля? Выделим глаголы, характеризующие действия и поступки Троекурова. (« Велел тотчас догнать и воротить непременно»,«вторично послал» за соседом. Получив письмо оскорбленного Дубровского: « Я не шут, а старинный дворянин», Троекуров «загремел», «вскочил», а потом «разбранил гостей», нарочно поехал полями Дубровского», «без него скучал». Обидеть Дубровского Троекуров не хотел.)

Какую цель преследовал Троекуров, отнимая у Дубровского имение?

(Конечно же, богатый Троекуров не нуждался в увеличении своих владений. Он хотел создать своему приятелю такие условия, чтобы тот оказался в полной зависимости от него, чтобы Дубровский просил о снисхождении, унижался перед ним. Богатый «друг» хотел довести Дубровского до полной нищеты, сломить его гордость, растоптать человеческое достоинство.)

Как изменился старый Дубровский со времени суда? (« Здоровье было плохо», « силы ослабевали», « был не в состоянии . Думать о своих делах, о хозяйственных распоряжениях».)

Вывод: Какой итог можно подвести в конце нашей беседы? (Сцена суда – кульминация в истории ссоры Троекурова с Дубровским, которая многое объясняет в их характерах и моральных устоях.) («Заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову», « Троекуров вышел…, сопровождаемый всем судом».)

Домашнее задание.

Подготовить характеристику Дубровского. (с цитатами из текста)

Урок 16 6 класс

Тема: История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский».

Цели: расширить представления учащихся об исторической эпохе начала 19 века, познакомить с историей создания романа «Дубровский»

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- познавательная сфера: проявлять внимательное отношение к художественному слову, к художественной детали;

- ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к творчеству А. С. Пушкина, к роману «Дубровский», его героям; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

- коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения и актерского мастерства;

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: ориентироваться в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;

Регулятивные: организовывать место выступления; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

- коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении проекта.

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Александр Сергеевич Пушкин... Трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Пушкин входит в нашу жизнь с детства и остается с нами навсегда. «Язык Пушкина сладостен и певуч», говорил В. Г. Белинский. Для кого-то Пушкин – непревзойденный поэт, светлая, изысканная поэзия которого человеку нужна, как воздух. Для кого-то – это добрый волшебник, создатель многих детских сказок, вспомните их названия: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»...

Для всех нас Пушкин – великий мастер художественного слова, написавший роман в стихах «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Капитанскую дочку», роман «Дубровский».

Везде, всегда себя достойный

Ты нас, волшебник, изумлял,

Пленял ли ты картиной стройной,

Язвил ли ты, иль тосковал.

П. Марков

  1. Актуализация опорных знаний.
  1. Целеполагание.
  2. Работа над темой урока.

Среди прозаических произведений А.С.Пушкина роман «Дубровский» занимает особое место. Роман остался незавершенным и был опубликован уже после его смерти. Как мастера слова Пушкина всегда интересовал человек, движения его души. В основу сюжета этого произведения лег рассказ близкого приятеля П. Нащекина (как один помещик судился из- за земли с соседом и тот забрал у него все и ему пришлось вместе со своими крестьянами грабить других). Действие романа происходит в 1820 годы. Вместе с героями своих произведений автор искал ответы на жизненно важные вопросы, так часто возникающие в жизни. В романе «Дубровский» таких вопросов много: о чести и бесчестии, о мести и прощении, о самодурстве русского барства и преданности крестьян, о любви и ненависти.

  1. Работа с учебником.

Комментированное чтение 1 главы.

  1. Работа над составлением плана. Запись плана в тетрадь.

Примерный план.

А) Старинный русский барин Кирила Петрович Трекуров.

Б)Старинный русский барин Андрей Гаврилыч Дубровский.

В)Дружба Троекурова и Дубровского.

Г)Ссора между друзьями.

Д) Коварный замысел Троекурова.

Е) Приглашение Дубровского в суд.

7. Беседа по вопросам.

За что любил и уважал Троекуров Дубровского?

Прав ли был Дубровский на псарне?

Почему два лучших друга стали врагами?

Кто виноват в их ссоре?

8. Рефлексия.

9. Домашнее задание.