Картины «Бурлаки на Волге» написана в 1873 году. Очень подробно история создания этого шедевра описана самим Репиным в книге «Далекое близкое». Впервые мысль создать подобное произведение, которое полностью укладывается в концепцию критического реализма, пришла в голову художнику 1860-х годах. Однажды Репин увидел сцену во время прогулки по реке Неве, когда нарядная толпа дачников оказалась рядом с ободранными, нищими, грязными бурлаками. Репин был настолько впечатлен этой контрастной картиной, что сразу же решил создать шедевр. В 1870 году он предпринимает поездку по Волге, с целью создания этюдов и портретных зарисовок. В результате поездок по Волге в 1873году была написана картина, которая показывает тяжёлую жизнь бурлаков. Построение картины основано таким образом, что из глубины на зрителя движется процессия. Одновременно с этим фигуры не заслоняют друг друга. Репин сделал это мастерски. Мы видим персонажей, каждый из которых может рассматриваться как самостоятельная портретная линия. Каждое лицо персонажа индивидуально. Удивительная натурная убедительность удачно переплетена с условностью картинной формы. Художник разделил вереницу бурлаков на три группы, каждой из которых присущ свой характер, человеческие типы, темперамент. С центральным героем картины бурлаком Каниным, который возглавляет первую четвёрку, Репин сравнивает античным философов. Справа от Канина бурлак, олицетворяющий природную дремучесть силы. Справа - «Илька - матрос», который своим взглядом смотрим прямо на зрителя, и выражает злобу и ненависть. Находящийся по центру Канин представляется серединным характером между двумя этими противоположностями. Не менее характерны и другие персонажи картины. Полный жизни и надежд юноша Ларька, который как бы пытается освободиться от лямок, и не привыкший к такого рода труду, флегматичный старик, умудряющийся по ходу набивать трубку, черноволосый хмурый грек, который чуть обернулся для того, чтобы позвать товарища из последней тройки, который вот-вот рухнет на песок. Безусловно, «сверхсюжетом» Репинских бурлаков на волге является начало и конец пути, продуманное повествование, о существовании людей, которые изо дня в день соединены одной лямкой. Картина Репина Бурлаки на Волге» была восторженно встречена не только зрителями, но и критиками. Впоследствии Репин пишет ещё картину - «Бурлаки, идущие в брод», которая также изображает тяжкую жизнь русского народа.

Но Илья Репин верил, что сумеет выразить своим полотном глубокие чувства и мысли, и с воодушевлением разрабатывал полюбившуюся тему. Скоро он отказался от первого замысла, задуманного на резком контрасте богатства и нищеты. Тогда, на невском берегу, он впервые видел бурлаков, и ничего не знал о жизни, быте и душах этих людей. Несчастны ли они на самом деле? Илье захотелось пожить с ними рядом, приглядеться, познакомиться. Самым бурлацким краем в те годы была река Волга, и молодой живописец решил повидать великую русскую реку и познакомиться с бурлаками.

Весной 1870 года Илья Репин отправился дорогу с сотоварищами по учебе, Фёдором Васильевым, Евгением Макаровым и младшим братом Василием, музыкантом. В дорогу собирались основательно, собирались остановиться у какого-нибудь крестьянина на квартире на всё лето. Первый день ехали поездом, потом сели на пароход. Молодых людей поразил волжский простор – ширь реки, безграничная даль берегов, бездонная голубизна неба. Они целый день проводили на палубе, делали зарисовки в альбомах. Будто по волшебству, на бумаге рождались сверкающая вода, отлогий песчаный берег и другой – высокий, гористый, домики и островерхие колокольни.

Илья Репин внимательно всматривался в горизонт, не покажется ли вдали тёмная полоса – цепочка оборванных фигурок. Он в нетерпении ожидал встречи со своими героями - бурлаками. Мечтал сблизиться с ними, разговаривать, писать эти лица, задубевшие на жарком солнце и сухом ветру.

Друзья поселились сначала в небольшом городке. Домик стоял на луговом берегу, напротив Жигулёвских гор, заросших лесом. Это было неприступное, обрывистое место, серые утёсы нависали отвесной стеной над Волгой. Репина больше всего манили неисхоженные места. В поисках бурлаков конце июня художники покинули город, спустились вниз по реке и поселились в бедной деревеньке, Ширяеве, мимо которой часто проходила одна артель. Там они прожили до конца лета. Репин познакомился с бурлаками, написал много эскизов и выполнил карандашных зарисовок. Всего их было одиннадцать человек, и какие это были люди! Илья сразу влюбился в человека по имени Канин. Он выходил навстречу ватаге и шёл в ногу с Каниным. Когда бурлаки обедали, он садился рядом и делал зарисовки, отмечая каждую мелочь. Каких только замечательных историй не наслушался художник. И он буквально заболел этими людьми. Это были уже не мимолётные впечатления, а погружение в самую гущу бурлацкого быта, тесное общение с бурлацкой ватагой. Какие, оказывается, непохожие один на другого, типы, были связаны друг с другом общим трудом. Двигаясь вверх по реке, они тянули судно против течения до места, где надо было разгружать баржу. И все вместе они, отнюдь, не представлялись Репину угрюмой ватагой, замученной непосильной работой. Это было настоящее товарищество! После того, как баржу разгружали, бурлаки спускались на ней вниз по течению, брали новый груз и снова впрягались в лямки. Уважение и любовь к этим людям теперь двигали Репиным.

Острый карандаш художника запечатлевал, как запряженные в лямки, бурлаки тянут баржу на вершину холма, как вязнут в песке их ноги, каждый шаг даётся с великим трудом. Крутой склон не позволил нарисовать всю ватагу, хорошо видны только трое передних. Художник лишь обозначил фигуры и заштриховал.

Затем Репин взялся делать наброски всей картины. И карандашом, и красками.

На рисунке артель бурлаков движется по песчаной отмели, а позади них расстилается река Волга. Простор реки помогает художнику передать силу и слаженность артели. Бурлаки идут не один за другим, а свободной, но точно построенной группой. Каждый герой картины должен быть хорошо виден. Студент Академии художеств уже замечательно овладел мастерством композиции.

И.Е. Репин "Бурлаки на Волге

Справа внизу подпись: И.Репин 187-73 Холст, масло 131х281

По берегу Волги, под палящими лучами солнца, 11 бурлаков тянут против течения, тяжело груженную баржу. Усталые, измученные, движутся медленно. Ноги вязнут глубоко в песке. Яркое солнце нестерпимо палит им на головы, а они, шаг за шагом, тянут, каждый свою лямку. Бесконечно тяжел путь этой ватаги.

Самое важное для художника было – передать натуру, создать образ каждого бурлака.

Удивительный человек Канин

Самый любимый репинский персонаж, «вершина бурлацкой эпопеи», по словам самого художника, Канин, виделся Репину античным философом, захваченным в рабство. Художник был недалёк от истины. Канин – бывший регент церковного хора. Человек необычной судьбы, олицетворяющий лучшие черты русского народного характера: мудрость, философский склад ума, упорство и силу. Его образ Репин сделал в картине центральным. Правда, ему не сразу удалось написать занятого своим трудом Канина, к тому же, тот отличался молчаливостью, постоянно о чем-то размышляя. Не в его характере было подшучивать над товарищами и обижаться в ответ. Всегда погруженный в собственные мысли, он будто стремился ответить на все вопросы жизни, будто Сократ в поисках блага.

«Только брови его всё выше поднимались да выцветшие серые глаза отражали небо» - вспоминал художник. Он с воодушевлением описывает своего любимого героя в книге воспоминаний «Далёкое близкое»: «Что-то в нём было восточное, древнее. А вот глаза, глаза! Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб… А лоб – большой, умный, интеллигентный лоб; это не простак».


Канин

Вот лицо Канина, каким его запечатлел Репин на картине. Печальные, мудрые глаза, большой, умный лоб. Все движения – сдержанные, неторопливые, спешить некуда. Когда Канин двигался в лямке, ни одно движение, ни даже мимика лица не выдавала, насколько тяжела работа. Шагая рядом с Каниным, Репин не переставал восхищаться им, прибавляя себе ходу, чтобы не отстать.

«Как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы на шее…»

Канин во главе бурлацкой артели

Канин идёт во главе бурлацкой артели рядом с чернобородым, заросшим курчавым волосом, дочерна загоревшим, босоногим великаном, который сбоку смотрит на Канина. Ох, должно быть, лихой мужик, вольнолюбивый русский богатырь. «Нижегородский боец», так прозвали этого героя картины. В самом деле, лямку тянет без устали, увлекая товарищей за собой. Вероятно, шутит, работая. Повернулся к Канину и остальным, чтобы подбодрить их шуткой.

На рисунках и эскизах, есть бурлак, который идёт правее Канина, с головой, опущенной на грудь. От безысходности. От чего же боле? А среди рисунков есть портрет бурлака по имени Илька-моряк. Это человек с лицом мужественным и суровым. Особенно поражает пристальный, острый взгляд. Этот образ Репин и поместил в картину. Самого покорного бурлака, задавленного тяжелой долей, художник превратил в самого непокорного. А какая в его жилистых руках сила! Как яростно он налегает на лямку!

Бурлак с трубкой

Немного позади, идёт высокий бурлак с короткой трубкой в зубах. Он не слишком навалился на лямку и, кажется, ни о чем не думает. Привык. На его голове шляпа горшком, с узкими полями. Такие шляп, называли бурлацкими.

Ларька – самый юный из ватаги




Ларька


В артели часто встречались мальчишки. Сначала одиннадцатилетних детей ставили кашеварами, а через три года и он должен был тянуть лямку. На рисунке карандашом Ларька получился спокойным и задумчивым, с волосами, перехваченными ремешком, а вот на картине он – сплошное нетерпение, решимость и непокорность. Упрямый поворот головы. Смелый, устремлённый вперёд взгляд. Непокорные волосы бунтарски выбились из-под шапки. Горячий юноша весь в движении, вцепившись в хомут, он, кажется, готов разорвать его, выскочить из лямки. Неужели это на всю жизнь - раскалённый песок, бесконечная вода, потемневшие от пота спины товарищей, мерно переступающие ноги?

Ларька, по сути, это молодой Канин. У них много общего. Пытливый ум, гордость, непокорность, собственное достоинство. Индивидуальные черты, того и другого, Репин раскрывает, противопоставляя молодость, юношескую чистоту, порывистость, нетерпение, неопытность и хрупкость Ларьки – мужеству, житейской мудрости, выносливости, выдержке и стойкости Канина.

Бурлацкая ватага собрана из людей самых различных характеров и судеб. Чахоточному мужику, отирающему со лба пот, недолго осталось тянуть лямку. Старик набивает трубку табаком, ничуть не заботясь, что устроенный перерыв увеличивает нагрузку товарищей. Вроде бы, ему ничего и не надо, кроме этой трубочки с табаком. Прошли годы – притерпелся и к такой жизни. В этом мужике – своя сила, спокойная уверенность, терпение. «Христос терпел и нам велел». Между Ларькой и стариком видна голова калмыка. Его лицо скрывает картуз, но заметно, что это именно калмык с глазами, по словам самого Репина, «будто прорезанными осокой». Далее – отставной солдат, один из всех, обутый в сапоги, одежда на нём поновее. Он ступает старательно, но пройдёт сотню-другую вёрст, и его одежда истреплется, он переобуется в лапти и, как говорится, «обвыкнет. Предпоследний – высокий грек. Он похож на орла, с его красивым лицом и прямым носом. Грек сердито оглядывается на баржу, где находятся хозяева – «кровопийцы». Бредущий позади всех бурлак, совсем обессилел, отстаёт от других: обратите внимание, как бессильно повисли его руки, лицо опущено вниз, перед глазами зрителя только круг его фуражки. Может, горе у него, а может, больше не в силах тянуть баржу. Одиннадцать человек. Сильные и слабые, непокорные и смирившиеся. Вместе они – товарищество, артель.

В одних образах репинских бурлаков отражена покорность в судьбе, в других – протест и озлобление, в-третьих – невозмутимость, или привычка. Только в образе Канина сливаются черты, присущие каждому в отдельности. Он не выглядит богатырём, скорее, среднего роста, складный, коренастый и, в то же время – самый значительный. Как будто он знает больше остальных, но где она, где та самая лучшая доля и безоблачное счастье?

«Бурлаки на Волге» - солнечная картина. Ватага бурлаков бредёт по берегу, утопая в золотом раскалённом песке. Жарким солнцем залито голубое небо, живое солнце пронизывает воду, золотит волжскую даль и парус проплывающей мимо барки. Раскалённый песок, нежная, чуть розоватая, дымка над водой, горячий воздух, дрожащий и, будто звенящий, от зноя, переносит зрителя в полуденное время. А какие краски! Репин выбирает жёлтый, голубой и розовый, цвета со множеством их оттенков. Вглядитесь, и вы увидите как меняется желтый цвет от золотого, до блёклого, коричневатого. И бурлацкая артель, и отмель, вода, небо - написаны одними красками. Лохмотья бурлаков – голубого, желтого, розового цвета, но краски густые, мрачноватые, можно сказать, тревожные. Зато краски природы – ясные, лёгкие, радостные. В ясный, летний полдень бурлаки напоминают тёмную тучу, наползающую на золотой песок. Зато они полны силушки природной, будто отлиты из потемневшей бронзы. Работая над колоритом картины, Репин каждому герою художник подходит отдельно, выбирая цвет его одежды. На Канине – неяркая, тёмная, рубаха, в тон его неторопливым, серьёзным думам. Рубаха Ильки-моряка – красновато-лиловая. Беспокойный цвет, такой же яростный и тревожный, как пронзительный взгляд самого Ильки. Зато, будто пламенем полыхает розовая рубаха непокорного Ларьки. Как солнышко среди серых туч. Этот звонкий розовый цвет вместе с ярким румянцем на щеках не успевшего загореть паренька, рассказывает о его чистой, пылкой душе. Это самый пленительный образ репинской картины.

Репин выбрал для своей картины не очень высокий, но сильно вытянутый в длину холст. Это позволило открыть бесконечные просторы воды и неба. Вокруг пустынно. Слева, у края воды, вниз по течению, плывёт барка под парусом. Справа дымит маленький пароходик. Артель движется по берегу навстречу зрителю. Бурлаки только что одолели песчаную мель – перекат. На мгновение они сбились с общего дружного шага. Трое передних снова налегли на лямки грудью, но те, что идут за ними, распрямились, используя коротенькую передышку. Это позволило Репину показать их лица и рассказать о каждом из них. Стоя перед картиной, зритель видит всех бурлаков вместе и каждого в отдельности. А когда вглядывается в одного, то видит его вместе со всеми. Напоминает игру оркестра: где у каждого инструмента свой голос, но музыка звучит, когда их голоса сливаются воедино.

Общество по-разному принимало картину молодого живописца. По возвращении в Петербург, Репин показал свои этюды академическому начальству. «Что это? Величайшая профанация искусства!» - заворчал ректор Академии художеств, профессор Бруни. Но в это время в конференц-зал зашёл Великий Князь Владимир Александрович, вице-президент Академии. Эскизы будущей картины попали на глаза члену императорской фамилии. Удивительно, но нищие изможденные бурлаки, из последних сил тянущие тяжёлую баржу, заинтересовали высочайшую особу! Особенно один из набросков, не самый лучший. Сам Репин собирался превратить в картину совсем другой эскиз. Но Великий Князь немедленно пожелал купить у него готовую картину, и работа закипела.

Картина «Бурлаки на Волге» была показана на выставке Общества поощрения художников в 1871 году, а затем, после второй поездки Репина на Волгу, в окончательном и значительно изменённом виде – на академической выставке в 1873 году. По мнению передовой русской интеллигенции, «Бурлаки» будили совесть, заставляли думать о судьбе народа.

«Нельзя не любить их, этих беззащитных, нельзя уйти, не полюбив их». Нельзя не подумать, что должен, действительно, должен народу. Вся эта «бурлацкая» партия будет сниться потом во сне, через 15 лет вспомнится», - выражал охватившие его чувства Ф. М. Достоевский.

На академической выставке картина появилась только перед её закрытием, а потом она перешла в собственность Великого Князя и оказалась малодоступной для публики. В 1873 году «Бурлаков на Волге» отправили в Вену на Всемирную выставку. Один из министров, не зная, что она принадлежит Великому князю, ополчился на художника: «Ну, скажите, ради Бога, какая нелёгкая дёрнула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк? .. Ну, как не стыдно – русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведён к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишите картину, везёте её на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретёт себе этих горилл, нищих лапотников».

Господину министру не дано было понять, что перед ним не жалкие «лапотники», а могучая, пока никем не обнаруженная сила, которая сможет, когда-нибудь смести все преграды, веками стоящие на её пути.

Большим поклонником Репина стал художественный и музыкальный критик-демократ Владимир Васильевич Стасов. В молодом живописце, только что окончившем Академию, Стасов прозорливо увидел будушего великого мастера и гуманиста. Стасов и Репин были близко связаны не только общностью идейных и художественных интересов, но и личной дружбой.

«Картину «Бурлаки», пишет Стасов в статье, посвященной Репину, - я нахожу одною из самых замечательных картин русской школы, а как картина на национальный сюжет – она решительно первая изо всех у нас. Ни одна другая не может сравниться с нею по глубине содержания, по историчности взгляда, по силе и правдивости типов, по интересу пейзажа и внешней обстановки, в связи с действующими лицами; наконец, по своеобразию художественного исполнения. Это хорошо чувствовало не только большинство нашей публики и фельетонистов, писавших о ней в журналах, но и иностранцы, видевшие её… в Вене, на всемирной выставке. И английские, и немецкие, и французские художественные критики прямо называли «Бурлаков» самой примечательной и характерной картиной русского отдела, а по исполнению, по колоритности и блестящему освещению – «самою солнечною картиной» целой всемирной выставки.

И кто же создал такое произведение, красу нашей школы? Юноша, едва сошедший с академической скамьи, едва покончивший классы. Задумана и начата была картина ещё в Академии, в антракте между 2-ю и 1-ю золотою медалью».

Ныне картина «Бурлаки на Волге» находится в Санкт-Петербурге, в Государственном Русском музее. Приобрести её мечтал и коллекционер Павел Михайлович Третьяков, для которого Репин создал другой вариант «Бурлаков».

Читайте следующий рассказ


Кто такие бурлаки? Это наемные рабочие, труд которых был актуален с XVI века вплоть до изобретения паровых двигателей. Волга долгое время являлась основной транспортной артерией страны. По ней плыли огромные расшивы, которые тянули при помощи бечевы бурлаки. Эти люди выполняли убийственно тяжёлую работу. По крайней мере, такое впечатление создает всем известная картина Репина.

Ярыги

Поверхностное представление о том, кто такие бурлаки, современный человек имеет благодаря очерку Фёдора Решетникова «Подлиповцы», вышеупомянутому полотну Ильи Репина и другим произведениям живописи и литературы. Таких рабочих на севере России называли ярыгами.

Кто такой бурлак? Это трудяга, выполняющий сезонную работу. После ледохода мужики из деревень, расположенных на берегу крупных рек, объединялись в артели. Кто такой бурлак? Это человек отчаянный, потерявший хозяйство и интерес к жизни. В бурлаки шли любители вольного воздуха и путешествий.

Термины

Конечно, имелся и начальник у бурлаков. Это был самый опытный и авторитетный работник, который следил за состоянием судна, брал на себя ответственность за сохранность груза. Назывался он водоливом. Лоцман был следующим в иерархии бурлаков. Это кто такой и чем он занимался? Лоцман следил за тем, чтобы барка не села на мель, проводил без приключений груз через опасные места. Его иначе называли «дядей» или «булатником».

Немало других интересных слов присутствовало в бурлацкой терминологии. Например, «шишка». Это еще одна важная должность в артели бурлаков. Кто это такой? «Шишкой» называли передового рабочего, отвечавшего за слаженную работу своих коллег. Возможно, из бурлацкого сленга и пришло в современный язык слово, означающее большого начальника.

У рабочих было деление на коренных и добавочных. Первые нанимались на весь сезон. Вторых брали в некоторых случаях, когда требовалась дополнительная помощь.

«Эх, дубинушка, ухнем»

Бурлаки - это кто? Группа работяг, тянущая с помощью каната судно. Эта работа была крайне тяжелой и монотонной. Только попутный ветер немного облегчал работу бурлаков. Среди представителей этой профессии появилась традиция в самый тяжёлый момент заводить песню. Вероятно, это делало менее монотонным бурлацкий труд. Самая известная песня - «Эх, дубинушка, ухнем».

Русский композитор Рахманинов на основе народных мотивов написал «Бурлацкую». Произведение удивительным образом отражает тяжелую участь наемных работников. Горькая судьба мужиков, тянувших лямку (это выражение в 19-20-м столетиях использовалось именно по отношению к бурлакам), вдохновляла и современных авторов. Например, Бориса Гребенщикова. В начале девяностых вышел «Русский альбом», в котором одна из песен называется «Бурлак».

Подневольная рабочая сила

Бурлаки проходили много километров. Время от времени делали остановки: отдыхали, штопали худые рубахи. После них оставался тлеющий костер, разбитые лапти, а порой и грубо отесанный могильный крест. Тяжелый труд мог выдержать не каждый физически сильный мужчина. Хотя среди представителей этой профессии встречались и женщины.

У бурлака отбирали документы. Он становился подневольной силой. До самого конца маршрута рабочий находился в полном послушании у хозяина судна. Вставал с рассвета, двигаться должен был в течение целого дня без малейшего промедления. Нередко бурлакам встречались разбойники, от которых приходилось жестоко отбиваться.

«Бурлаки на Волге»

В 1869 году Репин работал над картиной «Иов и его друзья». Эскизы к ней он создавал на берегу реки Невы. Там он и увидел впервые бурлаков. Эти люди произвели на художника неизгладимое впечатление, прежде всего своим контрастом с живописной природой и жизнерадостными дачниками. Тогда же Репин сделал первый акварельный эскиз. В 1870 году художник создал рисунок карандашом, который сегодня находится в одном из главных музеев страны - Третьяковской галерее.

На основе этого эскиза он написал в 1873 году масляную картину «Бурлаки на Волге». Работал художник в Самаре. Он не только делал эскизы, но и общался с местными жителями, расспрашивал об их жизни. Правда, позже Репин признался, что их быт его мало интересовал. Расспрашивал, дабы придать серьёзность своему делу. По-настоящему поразил Репина один из бурлаков. Это был расстриженный священник с печальными взором и дивно повязанной тряпицей на голове - один из персонажей картины, которая сегодня находится в Русском музее.

Правда о бурлаках

Существует версия, что Репин несколько сгустил краски. Судьба бурлацкая была не такой уж и беспросветной, как он это изобразил на одной из своих самых знаменитых картин.

Образы на полотне Репина живые, эмоциональные. Когда рассматриваешь картину, создается однозначное впечатление о бурлачестве. Но на самом деле жизнь этих работяг была не такой уж и тяжелой.

На барже стоял барабан. На нём был намотан трос, к которому прикреплены якоря. Движение начиналось тогда, когда люди садились в лодку, забирали с собой бечеву и начинали плыть вверх по течению. Бурлаки находились на барже. То, что описал знаменитый русский художник, происходило не всегда. Только в том случае, если один из рабочих, а именно лоцман, сажал на мель баржу.

На картине Репина изображены истощенные, обессиленные люди. Они облачены в старую, рваную одежду. Создается впечатление, что бурлаки тяжёлую работу выполняли практически бесплатно. В действительности же представители этой профессии были далеко не нищими. За летний сезон они зарабатывали неплохо.

Каждый день бурлак получал хлеб, масло, мясо, соль, сахар, чай, крупу и табак. После обеда всегда отдыхал. А главное, работал добровольно. Отработав несколько месяцев, он имел возможность ничего не делать в зимнее время.

Сюжет

На речном берегу, впряженные, тянут судно бурлаки. По полотну Репина, которое, кажется, даже в школьных учебниках истории есть, растиражирован образ нищего оборванца, которому и на жизнь иначе не заработать, кроме как адским трудом. Репин еще и подбрасывает дров в социальный костер: на горизонте виднеется символ прогресса - буксир, который мог бы заменить бурлака, облегчить его участь, но почему-то не используется.

Возглавляет ватагу тройка «коренников»: в центре бурлак Канин, напоминающий Репину философа, бородач, олицетворяющий первобытную силу, и озлобленный «Илька-матрос». За ними - остальные, среди которых выделяются высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, как бы пытающийся освободиться от лямки, черноволосый «Грек», который словно окликает бурлака, готового рухнуть на песок.

Характеры выписаны настолько эмоционально и живо, что охотно верится этой истории. Однако не торопитесь судить по одной картине о целом явлении в экономике царской России. Дело в том, что процесс работы бурлака был другим.

На баржах стоял большой барабан, на который был намотан трос с прицепленными к нему тремя якорями. Движение начиналось с того, что люди садились в лодку, забирали с собой канат с якорями и плыли вверх по течению. По пути якоря бросали. Бурлаки на барже цеплялись за трос своими чалками и шли от носа на корму, выбирая канат, а там, на корме, его наматывали на барабан. Получалось, что шли они назад, а палуба у них под ногами проходила вперед. Потом они опять бежали на нос баржи, и все это повторялось. Вот так баржа и плыла вверх по течению до первого якоря, который потом поднимали, далее до второго и третьего. То, что описал Репин, происходило, если лоцман сажал баржу на мель. Такая работа оплачивалась отдельно.


Что до денег и харчей, то бурлак был далеко не так нищ, как показал художник. Работали они артелями и перед началом сезона судоходства сговаривалась о харчах. В день им давали хлеб, мясо, масло, сахар, соль, чай, табак, крупу. После обеда всегда спали. И денег за летний сезон хороший бурлак зарабатывал столько, что в зимнее время мог ничего не делать. В бурлацком промысле были заняты сотни тысяч человек. Шли туда в подавляющем большинстве случаев добровольно, как на отходные работы.

Контекст

«Бурлаки на Волге» - ранняя работа Репина. Еще и 30 лет ему не исполнилось, когда было завершено полотно. В то время художник был студентом Академии и в основном писал на библейские сюжеты. К реализму Репин обратился, кажется, неожиданно для самого себя. А дело было так. В конце 1860-х он с сокурсниками отправился на этюды в Усть-Ижору (поселок недалеко от Петербурга). Набережная, господа прогуливаются, все чинно - благородно. И внезапно впечатлительный Репин заметил ватагу бурлаков.

«О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! - воскликнул художник. -…Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ».

Во время той поездки Репин сделал эскиз картины, сюжет которой строился на контрасте бурлаков и дачников. Композицию раскритиковал друг художника Фёдор Васильев, назвав ее искусственной и рассудочной. Он-то и посоветовал Репину отправиться на Волгу и доработать сюжет, а заодно помог с деньгами - сам живописец был крайне стеснен в средствах.

Репин поселился в Самарской области на все лето, знакомился с местными, расспрашивал о жизни. «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».

Гораздо больше художника увлекал сам образ бурлака: «Вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, - вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное - цвет его лица!» Так Репин описывал Канина - бурлака, расстриженного священника, с которым он познакомился на Волге. Его художник считал «вершиной бурлацкой эпопеи».

Публика увидела картину в 1873 году в Петербурге на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку. Отзывы были противоречивыми.


Достоевский, например, писал: «Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты - не производили бы впечатление и не составили бы такой картины». Хвалили Репина Крамской, Стасов, да и все те, кто позднее станет передвижниками.

Академические круги называли картину «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Кто-то из журналистов усматривал на полотне «разные гражданские мотивы и худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение».

После Петербурга картина отправилась в Вену. Там ее также встретили одни с восторгом, другие - с недоумением. «Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк?.. Ну, как не стыдно - русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишете картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников», - говорил один из министров.

И все же полотно нашло покупателя. Им стал великий князь Владимир Александрович, из-за чего полотно оказалось закрытым для широкой публики, которая могла видеть его только на выставках.

Илья Репин - один из тех художников, у которого что ни полотно, то хит. Одна из картин, которую невозможно забыть или перепутать с чем-либо, - «Бурлаки на Волге». Кто не знает этот групповой портрет?! Казалось бы, все ясно: Волга, тяжелый труд, немытая Россия. Но не все так просто.


Сюжет

На речном берегу, впряженные, тянут судно бурлаки. По полотну Репина, которое, кажется, даже в школьных учебниках истории есть, растиражирован образ нищего оборванца, которому и на жизнь иначе не заработать, кроме как адским трудом. Репин еще и подбрасывает дров в социальный костер: на горизонте виднеется символ прогресса — буксир, который мог бы заменить бурлака, облегчить его участь, но почему-то не используется.

Возглавляет ватагу тройка «коренников»: в центре бурлак Канин, напоминающий Репину философа, бородач, олицетворяющий первобытную силу, и озлобленный «Илька-матрос». За ними — остальные, среди которых выделяются высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, как бы пытающийся освободиться от лямки, черноволосый «Грек», который словно окликает бурлака, готового рухнуть на песок.

Характеры выписаны настолько эмоционально и живо, что охотно верится этой истории. Однако не торопитесь судить по одной картине о целом явлении в экономике царской России. Дело в том, что процесс работы бурлака был другим.

На баржах стоял большой барабан, на который был намотан трос с прицепленными к нему тремя якорями. Движение начиналось с того, что люди садились в лодку, забирали с собой канат с якорями и плыли вверх по течению. По пути якоря бросали. Бурлаки на барже цеплялись за трос своими чалками и шли от носа на корму, выбирая канат, а там, на корме, его наматывали на барабан. Получалось, что шли они назад, а палуба у них под ногами проходила вперед. Потом они опять бежали на нос баржи, и все это повторялось. Вот так баржа и плыла вверх по течению до первого якоря, который потом поднимали, далее до второго и третьего. То, что описал Репин, происходило, если лоцман сажал баржу на мель. Такая работа оплачивалась отдельно.

Что до денег и харчей, то бурлак был далеко не так нищ, как показал художник. Работали они артелями и перед началом сезона судоходства сговаривалась о харчах. В день им давали хлеб, мясо, масло, сахар, соль, чай, табак, крупу. После обеда всегда спали. И денег за летний сезон хороший бурлак зарабатывал столько, что в зимнее время мог ничего не делать. В бурлацком промысле были заняты сотни тысяч человек. Шли туда в подавляющем большинстве случаев добровольно, как на отходные работы.

Контекст

«Бурлаки на Волге» — ранняя работа Репина. Еще и 30 лет ему не исполнилось, когда было завершено полотно. В то время художник был студентом Академии и в основном писал на библейские сюжеты. К реализму Репин обратился, кажется, неожиданно для самого себя. А дело было так. В конце 1860-х он с сокурсниками отправился на этюды в Усть-Ижору (поселок недалеко от Петербурга). Набережная, господа прогуливаются, все чинно — благородно. И внезапно впечатлительный Репин заметил ватагу бурлаков.

«О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! — воскликнул художник. -…Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ».

Во время той поездки Репин сделал эскиз картины, сюжет которой строился на контрасте бурлаков и дачников. Композицию раскритиковал друг художника Фёдор Васильев, назвав ее искусственной и рассудочной. Он-то и посоветовал Репину отправиться на Волгу и доработать сюжет, а заодно помог с деньгами — сам живописец был крайне стеснен в средствах.

Репин поселился в Самарской области на все лето, знакомился с местными, расспрашивал о жизни. «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».

Гораздо больше художника увлекал сам образ бурлака: «Вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, — вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное — цвет его лица!» Так Репин описывал Канина — бурлака, расстриженного священника, с которым он познакомился на Волге. Его художник считал «вершиной бурлацкой эпопеи».

Публика увидела картину в 1873 году в Петербурге на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку. Отзывы были противоречивыми.

Достоевский, например, писал: «Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы впечатление и не составили бы такой картины». Хвалили Репина Крамской, Стасов, да и все те, кто позднее станет передвижниками.

Академические круги называли картину «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Кто-то из журналистов усматривал на полотне «разные гражданские мотивы и худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение».

После Петербурга картина отправилась в Вену. Там ее также встретили одни с восторгом, другие — с недоумением. «Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк?.. Ну, как не стыдно — русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишете картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников», — говорил один из министров.

И все же полотно нашло покупателя. Им стал великий князь Владимир Александрович, из-за чего полотно оказалось закрытым для широкой публики, которая могла видеть его только на выставках.

Судьба художника

Жизнь Репина была долгой и насыщенной. Начиная с «Бурлаков на Волге» о художнике заговорили как о новом явлении в искусстве. Со временем он стал одним из самых популярным портретистов. Позировали ему даже те, кто никогда не соглашался ни на чье предложение.

Каждое свое полотно Репин выписывал основательно, на работу уходило по несколько лет. Идеей он увлекал и семью, и друзей. Все они искали костюмы, позировали, буквально жили сюжетом. Старшая дочь художника Вера вспоминала, что когда Репин работал над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев, играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану.

А когда Репин работал над картиной «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги 1698 года», то даже жил недалеко от монастыря. Тем временем первая жена Репина Вера Алексеевна собственноручно шила платье по эскизам, принесённым из Оружейной палаты.

Вокруг личности Репина — немало мистических историй. И о том, как картины его влияли на людей, и о том, что многие натурщики вскоре умирали не своей смертью, и о том, как Илья Ефимович с колдунами общался. Ни подтвердить, ни опровергнуть их, конечно, нельзя. Но в историю мастера реализма они добавляют особый колорит.