Мастер-класс для детей 4-6 лет: «Рисование сосны в технике акварель»


Автор: Книс Анна Николаевна, старший воспитатель.
Место работы: МБДОУ "Детский сад №3 "Улыбка", г. Калач - на – Дону.
Описание работы: Предлагаю вам мастер-класс: «Рисование сосны в технике акварель для дошкольников. Материал может быть полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, учителям, детям и их родителям.

Назначение: Рисунок послужит прекрасным подарком, можно использовать для оформления интерьера.
Цель: Рисование сосны в технике акварель.
Задачи: Развивать творческое мышление и воображение;
Научить детей изображать сосну, точно передавая строение ствола и ветвей; Продолжать закреплять умения детей рисовать сухой кистью, тычками;
Воспитывать аккуратность во время работы;
Совершенствовать умения и приёмы работы акварельными красками.
Сосна.


Сосна любима в России не меньше, чем берёза. Статная, суровая стоит она наперекор всем ветрам. Сосны всегда от нас неподалёку. Если сосны нет в ближайшем лесопарке, то стоит только немного отъехать от города, и вот она статная красавица. Стоит, тянет к солнцу свои ветви и тонкие иголочки, и тихонько покачивается в след ветру.
Сосна считается подлинным «деревом жизни», которое и в очень почтенном возрасте всегда выглядит зеленой и свежей. Она высоко ценится как символ долгой жизни и неизменного супружеского счастья. Особое внимание в качестве символа незыблемости и стойкости сосне уделяется в китайском искусстве, поскольку даже в холодную зиму она сохраняет свои иглы, а то, что они предстают всегда в паре, означает жизнь вдвоем, как это и бывает в браке.
Сосна - древнейший лекарь. Ее целебная хвоя входила в лечебные составы ещё пять тысяч лет тому назад. Из хвои получают сосновый экстракт для ванн, эфирное масло, мази для лечения ожогов.
Сосна - это очень ценная лесная порода. Дает строевую поделочную древесину. Древесина сосны пронизана смоляными ходами, как бы пропитана смолой, защищающей дерево от гниения. Используется для получения живицы, из которой получают скипидар и канифоль. Из свежих кряжей получают целлюлозу.
Сосновые леса великолепны в любое время года. Могучие деревья с высоко возвышающимися над землёй кронами, со стройными стволами, покрытыми красноватой корой, влекут под свою сень. Красота сосен - источник вдохновения многих художников, поэтов и писателей.
Материалы и инструменты:
- краски акварельные;
- кисточки №12, №2, белка;
- бумага для рисования А-4;
- простой карандаш, ластик;
- краски акварельные;
- палитра, непроливайка.


Этапы работы:
Простым карандашом на вертикально расположенном листе бумаги рисуем ствол сосны. Ствол у сосны высокий и прямой.


Далее рисуем веточки от ствола вверх и немного в стороны.


Вокруг веточек намечаем силуэт кроны дерева, в виде облачков. Нижнюю веточку оставим без кроны - засохший сучок.


Добавляем линию горизонта.


Широкой кистью закрашиваем небо акварелью голубого цвета.


Светло-зелёной акварелью закрашиваем землю, а изумрудным крону сосны.


Коричневой акварелью закрашиваем ствол.


Тёмно-зелёной акварелью закрашиваем травку на переднем плане и края кроны.

Рисовать деревья нужно правильно. Может показаться, что это простая задача, но многие начинающие изображают вместо листвы воздушный шарик или контур облака, а другие прорисовывают каждый лист, не соблюдая масштаб и особенности вида дерева. Оба способа изображают дерево не таким, каким мы видим его в реальности. Задача художника состоит в том, чтобы нарисовать дерево реалистично, а не обозначить его символично. Рисование деревьев поможет начинающему художнику научиться изображать то, что он видит.

Что понадобится

Возьмите плотную бумагу, точилку и несколько простых карандашей различной твердости.

Мягкие карандаши позволят обозначить тёмные участки, т.е. тень. Твердые карандаши не позволят добиться такого же тона, даже если сильно на них давить. Для различных рисунков и задач могут понадобиться разнообразные сочетания карандашей. Можно купить дешёвый набор. Он не многим хуже дорогого и позволит сэкономить, а имея выбор карандашей различной твердости рисовать будет проще и приятнее. Следите за тем, чтобы кончики карандашей всегда были остро заточены. Учтите, что мягкие простые карандаши тупятся быстрее. Затупленные карандаши рисуют не так, как требуется для хорошего результата. Используйте точилку.

В крайнем случае для рисования можно взять бумагу для принтеров. Но она недостаточно плотная и может порваться при использовании ластика. Художники стремятся избегать этого инструмента, но у начинающего наверняка будет много помарок.

Не стремитесь сразу изображать дерево на целый лист. Это усложнит задачу, потому что нужно будет заполнить больше пространства и проработать больше деталей. Ограничьтесь десятью сантиметрами.

Как правильно рисовать деревья

Разобьем процесс на несколько этапов.

1. Если вы любите сразу детально прорабатывать рисунок, то стоит отказаться от этого. Правильнее обозначить общую форму и только потом переходить к деталям. Твердым карандашом наметьте слабыми штрихами и точками обобщенную картину. На готовом рисунке этот этап не останется. Он нужен как вспомогательный.

2. Теперь следует поработать над стволом. Обратите внимание, как он расширяется внизу. Обычно у больших деревьев ствол короткий и широкий. Сверху ствол делится на ветви. Обозначьте это.

4. Форма кроны не бывает идеальной и правильной. Обозначьте её форму короткими штрихами. Так же внутри кроны наметьте, где есть скопления листьев, а где их нет и видны ветви. Этим ветвям нужно добавить толщины и выделить их.

5. С помощью штрихов наметьте, где будет лежать тень на стволе, а где останутся светлые участки.

6. Поменяйте карандаш на мягкий и нарисуйте штрихами текстуру. Оставляйте небольшие просветы, чтобы текстура получилась лучше.

7. Затемните участки, на которых планировали изобразить тень. Для этого подойдёт очень мягкий карандаш. Не бойтесь давить на него, но помните, что чем меньше тёмных участков на рисунке, тем он эффектнее.

8. Твердым карандашом обозначьте листья. Это можно сделать неряшливыми округлыми движениями.

9. Теперь время затемнять листву. На каждой ветке есть словно своя маленькая крона. Работайте над каждой отдельно. Мягким карандашом на сторонах, покрытых тенью, рисуйте окружности. Не давите сильно — возможно, что нужно будет исправлять ошибки. Когда вы решите, что сделали всё правильно, сделайте тени глубже и проработайте переход от светлого к темному.

10. Добавьте мягким карандашом немного листьев, которые выбиваются из кроны.

11. Осталось обозначить самым мягким карандашом акцентов на самых темных участках. Это сделает рисунок контрастнее. Также проследите, чтобы у вас нигде не осталось прозрачных, незакрашенных листьев. Доработайте их с помощью твердого карандаша.

Указанный способ подходит для лиственных деревьев. Если вы хотите нарисовать, к примеру, сосну, то после того, как наметите легкими штрихами ветви, скопление иголок обозначьте более неровными «облачками» и оставьте между ними больше пространства. Не заполняйте крону кружочками, а рисуйте резкими хаотичными штрихами. Мягким карандашом нарисуйте контур с помощью тонких и острых линий.

  • Смотрите также —

Ствол у таких деревьев обычно длинный и узкий. Как вы видите, рисование деревьев — это не так сложно. Но впереди ещё много практики. Полезно погулять вместе с блокнотом и порисовать деревья быстрыми набросками. Так вы выработаете интуитивное рисование. Домоседы могут изучать фотографии деревьев в интернете.

Как рисовать дерево дуб — видео

Может показаться, что деревья – одни из самых простых объектов для рисования. Если вы никогда не рисовали, задача может быть слишком простой…

… или слишком буквальной:

Ни на одном рисунке мы не видим ничего схожего с реальными объектами. Первый – всего лишь символ дерева, а второй подсказывает определение дерева. Ваша задача как художника – нарисовать то, что мы видим, а не то, что мы знаем. Рисование деревьев – отличное упражнение для развития этого навыка!

В этом уроке я покажу вам, как нарисовать деревья дуба, сосны и плакучей ивы простым и реалистичным методом.

Что вам понадобится:

— Несколько листков бумаги;

— Твердый карандаш (НВ);

— Карандаш средней мягкости (2В);

— Мягкий карандаш (5В или меньше);

— Точилка.

Обычно пары твердых карандашей (НВ) достаточно, но такой набор универсален не для всех рисунков. Чтобы получить темные тени, нам нужны мягкие карандаши. Не нужно выбирать дорогие – я купила самые обычные, и они прекрасно выполняют свою функцию. Если вы сомневаетесь, нужно ли вам рисовать, то набор карандашей разной степени твердости не станет большим убытком из бюджета, а рисовать такими значительно проще!

Вам также понадобится точилка. Затупившийся кончик оставляет более легкие штрихи и не соответствует ожидаемому эффекту. Постоянно следите за остротой карандашей и помните, что мягкие карандаши стираются быстрее!

Относительно бумаги: она может быть любой. Подойдет и обыкновенная бумага для принтеров. Не стоит, впрочем, рисовать на целом листе – чем меньше рисунок, тем меньше деталей вам нужно будет добавлять. В реальности мои рисунки около 9 см в высоту.

Мягкие карандаши помогают сделать тени темнее, чего не скажешь о твердых карандашах. Твердые карандаши не такие темные, даже если на них сильно давить!

  1. РИСУЕМ ДУБ

Шаг 1

Мозг работает необычным образом: сначала он схватывает общую картину, а затем обращает внимание на детали. Поэтому вам не стоит начинать рисование с деталей – сперва вам понадобится создать основу.

Нарисуйте обобщенную форму дерева несколькими слабыми штрихами и точками. Для этого воспользуйтесь твердым (НВ) карандашом, не давите на него. Эти штрихи не будут частью готового изображения – их не будет видно на готовом рисунке; камера и сканер не распознают их (я воспользовалась Фотошопом, чтобы вы могли их рассмотреть!).

Шаг 2

Нарисуйте ствол. Не забывайте – нижняя часть должна расширяться вниз. Чем больше дерево, тем короче и толще его ствол.

Шаг 3

Нарисуйте разветвления вверху ствола.

Продолжайте рисовать ветки, постепенно опуская линию по мере их длины.

Шаг 4

Добавьте к каждой ветке другие ветки (чем длиннее, тем ниже они спускаются). Штрихи должны быть легкими.

Шаг 5

Короткими, резкими штрихами нарисуйте форму кроны дерева. Она не должна быть ровной и аккуратной.

Шаг 6

Тем же способом нарисуйте небольшие «облачка» листьев внутри кроны. Оставьте некоторые области пустыми, чтобы были видны части веток – такая структура смотрится интереснее.

Шаг 7

Добавьте веткам толщины в тех местах, где они не закрыты листьями.

Шаг 8

Прежде чем вы начнете наносить тени, определите, какая часть дерева будет яркой, а в каких частях будет тень. Вы можете определить их простым штрихованием.

Шаг 9

Возьмите мягкий (2В) карандаш (убедитесь, что он острый) и создайте текстуру на стволе. Помните, что нужно также оставлять белые области – это важно для текстуры.

Шаг 10

Возьмите мягкие карандаши (2В и 5В) и затемните ствол в соответствии с изначальной планировкой распределения света. Не бойтесь нажимать на мягкий карандаш, чтобы получить необходимую тень, но и не перестарайтесь! Чем меньше черных областей на рисунке, тем внушительнее он выглядит.

Шаг 11

Возьмите твердый карандаш и набросайте контуры листьев. Рисуйте их расслабленными окружностями, быстро, резкими движениями.

Шаг 12

У каждой ветки тоже есть своя маленькая крона (это те «облачка», которые вы нарисовали). Затемнять их нужно так же, как если бы они были отдельными деревьями.

Сначала возьмите мягкий (2В) карандаш, чтобы нарисовать более темные окружности на затемненной стороне. Сначала надавливайте не слишком сильно, чтобы можно было исправить ошибки.

Когда вы убедитесь, что вы правильно определили стороны затемнения, добавьте им теней и глубины, а также дорисуйте переход между светлой и темной частями.

Шаг 13

Возьмите мягкий (2В) карандаш, чтобы добавить несколько выбивающихся листьев по всей кроне и «маленьким кронам». Это создаст эффект дополнительных, едва видимых веточек.

Шаг 14

Возьмите самый мягкий карандаш и добавьте несколько темных акцентов в самых затемненных местах. Крона будет более контрастной. Также проследите за тем, чтобы все листья были темнее «небесного» фона – листья не могут быть прозрачными! Можете еще раз пройтись твердым карандашом по самым светлым областям.

  1. РИСУЕМ СОСНУ

Шаг 1

Опять же, мы начинаем рисовать с общего контура дерева. Возьмите твердый карандаш и проведите легкие линии.

Шаг 2

Нарисуйте ветки. Не добивайтесь их точности, просто сделайте их набросок.

Шаг 3

Как и в случае с дубом, нарисуйте «облачка» на ветках. В этот раз они должны быть уже и еще более неровными. Оставьте побольше свободного места между ними.

Шаг 4

Нарисуйте контур ствола – длинный и узкий.

Шаг 5

Возьмите мягкий (2В) карандаш, чтобы затемнить ствол…

…а затем более мягкий карандаш, чтобы выделить самую затемненную сторону.

Шаг 6

В этот раз не нужно заполнять «облачка» кружочками; заполните их вместо этого резкими и хаотичными штрихами.

Шаг 7

Возьмите мягкий (2В) карандаш, чтобы нарисовать иголки по контуру «облачков». Они должны быть тонкими и острыми.

Шаг 8

Нарисуйте ветки и затемните их двумя мягкими карандашами.

Шаг 9

Нарисуйте еще больше иголок внутри «облачков» мягким (2В) карандашом).

Шаг 10

Возьмите самый мягкий карандаш, чтобы затемнить «облачка». Если хотите, можете просто затемнить их полностью – обычно вечнозеленые деревья сами по себе темные.

Шаг 11

Наконец, возьмите самый мягкий карандаш, чтобы дорисовать полностью темные «облачка» между ветками.

  1. РИСУЕМ ПЛАКУЧУЮ ИВУ

Шаг 1

Мы будем рисовать по той же схеме. Нарисуем общий контур ивы – что-то вроде фонтана.

Шаг 2

Нарисуйте контур ствола.

Шаг 3

Нарисуйте ветки по направлению от ствола…

… опускающиеся по мере длины.

Шаг 4

Нарисуйте контуры «облачков»; в этот раз они будут больше напоминать занавески.

Шаг 5

Заполните ствол и ветки штриховкой мягким (2В) карандашом.

Шаг 6

Затемните ствол и ветки самым мягким карандашом.

Шаг 7

Возьмите мягкий (2В) карандаш и нарисуйте лентоподобные линии вдоль «занавесок». Они должны образовать в самом начале дугу.

Шаг 8

Затемните «занавески» более темными и широкими завивающимися линиями в промежутках.

Шаг 9

Возьмите самый мягкий карандаш, чтобы нарисовать темные «занавески» с другой, затемненной стороны дерева. Можете также добавить листья к веткам, чтобы они были более детализированными.

Ваши деревья готовы!

Как вы могли убедиться, рисовать деревья – несложное занятие; вам всего лишь нужно передать их внешний вид, а не их определение. Однако это всего лишь начало обучения – если вы хотите стать настоящим профессионалом в рисовании деревьев , берите с собой на прогулку блокнот. Наблюдайте за деревьями, мимо которых вы проходите и пытайтесь делать их быстрые наброски. Так вы сможете разработать интуитивное рисование. Если вы предпочитаете сидеть дома, рассматривайте фотографии деревьев в Интернете.

Перевод статьи с сайта design.tutsplus.com.

Инструкция

Начните со ствола, который у сосен, растущих в лесу или на открытом пространстве, прямой и довольно тонкий. Нарисуйте в середине альбомного листа очень узкий и длинный прямоугольник, сужающийся кверху. У полевой сосны ствол может раздваиваться в первой четверти от земли.

Приступайте к рисованию веток, растущих у сосны практически перпендикулярно к стволу. Однако не следует изображать ветки прямыми линиями – это выглядит неестественно. Рисуйте ломанные, причудливо изогнутые линии и не забывайте разделять большую ветку на несколько мелких по мере ее удаления от ствола. Помните, что сосна, выросшая в лесу, сильно отличается от полевой сосны – последняя обладает густой кроной, начинающейся в полутора-двух метрах от земли, а у лесной сосны большая часть ствола лишена ветвей.

Располагайте ветви не только по бокам ствола, но и сзади и спереди. Ветви, расположенные прямо перед стволом, будут казаться самыми короткими и одновременно самыми густыми, а ветви сзади можно не прорисовывать детально, ограничившись штриховкой карандашом. Также обратите внимание на то, что ветви сосны становятся короче и тоньше по мере приближения к верхушке дерева.

Прорисуйте иголки сосны. Уверенными штрихами карандаша пройдитесь по концам веток, сделайте дерево «пушистым». Ветви, которые находятся далеко от зрителя, не нужно прорисовывать слишком детально – хвою можно просто обозначить штриховкой. У старого дерева нижние ветви вполне могут быть сухими и голыми или сломанными.

Добавьте тени. Старайтесь располагать их грамотно в одном направлении, ориентируясь на воображаемый источник света. С помощью более глубокой штриховки по бокам ствола можно показать его цилиндрическую форму. Тени от ветвей добавят рисунку выразительности.

Видео по теме

Полезный совет

Отмечайте индивидуальные особенности деревьев: сломанная ветка, дупло, птичье гнездо. Такие детали сделают ваш рисунок более реалистичным и интересным.

Источники:

  • как нарисовать сосну поэтапно

При создании мультяшных рисунков художник сталкивается с необходимостью нарисовать природу так, чтобы она выглядела одновременно достаточно натурально и в то же время не выбивалась из общего плана. Нарисовать кору дерева можно при помощи программы Photoshop, даже если вы не владеете всеми инструментами в полной мере.

Вам понадобится

  • - программа Photoshop;
  • - фотография дерева.

Инструкция

Создайте новый документ в программе Photoshop. Выберите стандартную круглую кисть (размер 40 px, прозрачность 40%) и нарисуйте ствол, делая множество длинных мазков. При этом давление на перо меняйте, чтобы получить небольшую «полосатость». При необходимости сделайте ответвления, мазки при этом должны немного вдаваться внутрь ствола.

С той стороны, где будет солнце, сделайте несколько мазков более светлой кистью (того же оттенка), а с противоположной стороны немного затемните ствол. У самого края темной стороны можно провести самые темные штрихи – ориентируйтесь на фотографии настоящих деревьев.

Создайте новый слой для волокон. При помощи непрозрачной круглой кисти (размер 8 рх) нарисуйте волокна дерева, в виде ромбической сети. Цвет при этом нужен самый темный из использовавшихся ранее. Подберите оптимальную прозрачность при режиме наложения Soft Light.

На этом же слое при помощи кисти размером 4 рх прозрачностью 60% каждую ячейку сети заполните мелкой штриховкой. Старайтесь, чтобы в соседних волокнах штриховка была в разных направлениях. Можно добавить несколько трещин между волокнами.

Тип урока: урок комбинированный (урок получения новых знаний и урок формирования и закрепления способов деятельности).

Технология урока: Традиционный урок с использованием ИКТ.

Главная дидактическая цель урока:

Изучить основные изобразительно-выразительные средства графики как вида искусства.

Обучающие цели:

  1. Обеспечить понимание основных изобразительно-выразительных средств графики всеми учениками.
  2. Обеспечить применение полученных знаний на практике.
  3. Продолжить развитие навыков анализа формы изображаемого предмета.
  4. Продолжить закрепление понятия о композиции.
  5. Продолжить формирование навыка последовательного выполнения рисунка от общего к деталям и умения сравнивать свой рисунок с натурой.

Развивающие цели:

  1. Продолжить развитие кругозора учащихся через интеграцию естествознания и изобразительного искусства.
  2. Продолжить развитие внимания, усидчивости.
  3. Способствовать формированию умения применять графические приёмы для создания художественного образа.

Воспитывающие цели:

  1. Создать условия для эмоционального восприятия действительности.
  2. Способствовать бережному отношению к природе.
  3. Прививать художественный вкус.

План урока (45 мин.)

  • Организационный момент 0,5 мин.
  • Сообщение темы урока 0,5 мин.
  • Изложение нового материала 15 мин.
  • Закрепление знаний 4 мин.
  • Требования к работе 2 мин.
  • Самостоятельная работа 20 мин.
  • Подведение итогов 2 мин.
  • Организованный конец урока 1 мин.

Ход урока

Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Ребята, на данном уроке мы с вами попытаемся создать образ веточки удивительного дерева средствами графики. Вспомним, что такое графика, и узнаем, что это за средства, а также попробуем применить их на практике. Но всё по порядку.

Изложение нового материала.

Итак, сегодня пойдёт речь об удивительном дереве. Конечно, это дерево не такое огромное, как, например, мамонтово дерево (слайд 2) , которое произрастает в Калифорнии (его высота достигает порой 110 метров, а диаметр ствола – 12 метров!), и не такое смешное, как баобаб из Африки, который похож на бутылку, а ветви словно корни, растущие в небо (слайд 3) . Посмотрите на изображение (слайд 4) . Это вечнозелёное, богатое смолой дерево, обыкновенно очень крупное (до 40 метров высоты), реже мелкое, иногда почти кустарник (слайд 4) . Вы уже догадались, что это за дерево? Конечно, это сосна. И всё же сосна, такая для нас привычная – это поистине удивительное дерево! Послушайте.

Сосна вышла в чемпионы растительного царства: её можно встретить за полярным кругом и на крайнем юге, высоко в горах и на равнине, в болоте, в барханных песках, на меловых обрывах и на тучном чернозёме (слайд 5) , то есть сосны рассеяны почти по всему Северному полушарию. Едва ли есть такая почва, кроме солончаков, на которой сосна не могла бы расти и развиваться. Естественно, деревья, выросшие в разных условиях, очень отличаются друг от друга (слайд 6) : сосна с чернозёма за сто лет вырастает на 25 метров, и крона у неё пышная-пышная. А вот сосенка на торфяном болоте за сто лет достигает высоты всего 1 метра, её кривенький ствол не толще пяти сантиметров.

А на этом снимке запечатлена остистая сосна (слайд 7) . Она растёт в Белых горах восточной Калифорнии. Учёные определили, что среди обследованных на сегодня во всём мире деревьев это одно из самых старых. Ему 4700 лет! Из уважения к столь почтенному возрасту дерево получило собственное имя. Его назвали “Мафусаил”.

У сосны мощная корневая система. Основа её – стержневой корень, глубоко уходящий в почву (слайд 8) . Он прочно удерживает дерево даже в штормовой ветер. Сосны не ломаются в бурю и тем более не падают, как ели, выворачивая корни.

Сосна – очень сильное дерево. Если дерево здоровое – даже короедам не справиться с ним. Михаил Михайлович Пришвин так описал битву сосны с короедами: “Как ни бились короеды с этим огромным деревом, у него на всех хватало сил, на каждый укус у него хватало капельки живицы, прозрачной клейкой смолки, обращающей каждого червяка в неподвижную мумию”.

Сосна – наша самая светолюбивая порода. Залитая солнцем, она празднична, нарядна. Один из самых, пожалуй, светлых и притом типичных сосняков – бор-беломошник (слайд 9) . Бором на Руси исстари называют сосновый – именно сосновый! – лес, а беломошником его зовут за седой покров под деревьями. Это лишайники. Любовь к свету приводит сосну на открытые места: она поселяется на опушках леса, в карьерах, на дюнах.

Сосна, несомненно, одно из самых красивых и поэтичных деревьев. И когда это корабельная роща с медно-жёлтыми стволами, будто подпалёнными вечерним солнцем (слайд 10) , и когда это дерево-шатер, одиноко стоящее на просторе, приземистое, с распахнутыми мощными сучьями, будто заломленными руками, опущенными до самой земли (слайд 11) . Её аромат, даже янтарные слёзы – всё прекрасно! Недаром сосна – одно из наиболее почитаемых и любимых деревьев у всех народов мира. На востоке её считают волшебным деревом, приносящим счастье, во многих странах она – символ долголетия и величия.

Давайте пройдём по галерее (слайды 12-16) , в ней мы полюбуемся картинами, в которых художники воспели красоту сосны. Каждая картина по-своему очаровательна!

Сегодня мы попытаемся нарисовать с натуры веточку сосны (мы же не можем принести сюда целое дерево).

Держу ветку сосны в руках, рассматриваем веточку и слайд 17 .

– Стволик веточки гладкий или нет?

– Правильно, стволик словно покрыт чешуйками. Из каждой чешуйки на укороченном побеге растут длинные иголки.

– Веточка вся покрыта иголками?

– Конечно, не вся. Оказывается, хвоя у сосны сохраняется на побегах максимум 5 лет, а потом опадает и больше на этом месте не вырастает никогда.

– А сколько иголок растет на одном побеге?

– Вы правы, обычно на одном побеге растут 2 иголки пучком, но бывает в пучке и до пяти иголок.

– Где хвоя гуще (иголок больше)?

– Да, на кончиках ветки хвоинок больше.

– Что это за утолщения на кончиках ветки?

– Несомненно, это почки и зародыши шишек.

Итак, строение веточки изучили. Теперь мы будем изображать веточку средствами графики.

Что такое графика ?

– Правильно, графика – это вид изобразительного искусства (слайд 18) . Слово “графика” происходит от греческого “царапаю, пишу, рисую”. Как и в живописи, её образы создаются на плоскости, а объем и пространство иллюзорны. По технике исполнения графические произведения можно разделить на две большие группы: рисунок и эстамп (слайд 19) . Об эстампах мы поговорим в другой раз.Рисунок выполняется художником в одном экземпляре различными “сухими” или “мокрыми” материалами.

Карандаш, уголь, мел, сангина – это сухие материалы (слайд 20) .

Какими средствами художественной выразительности можно создать тот или иной образ?

Линия – основное изобразительное и выразительное средство графики: ею создается само изображение, иллюзия пластической формы (слайд 21) .

Штрих параллельный или перекрёстный, легкий и мягкий или энергичный и жесткий, также служит не только изобразительным, но и выразительным средством в искусстве рисунка (слайд 22) .

Пятна черного и белого также важнейшее изобразительно-выразительное средство. Пятноможно создать из линий или штрихов (слайд 23) .

Теперь решаем вопрос о композиции, то есть вопрос о наиболее красивом размещении рисунка на листе бумаге. Лист расположим вертикально. Кто мне ответит, каким изобразительным средством необходимо воспользоваться, чтобы задать расположение ветвей? Правильно, именно лёгкой линией мы планируем изображение (слайд 24) . Отмечаю, что рисунок должен занимать почти весь лист, но необходимо оставить место для последующего изображения иголок. Напоминаю учащимся о том, что, выполнив первоначальный набросок, надо обязательно посмотреть на натуру и сопоставить с ней получившееся изображение.

Работа учителя на доске.

Работа учителя на доске.

Самостоятельная работа учащихся (5 мин.).

Теперь необходимо изобразить чешуйки и короткие побеги, из которых чуть позже “вырастут” длинные сосновые иголки (слайд 26) . Чешуйки изображаем короткими штрихами.

Работа учителя на доске.

Самостоятельная работа учащихся (4 мин.).

Учителю необходимо пройти по рядам и помочь некоторым учащимся справиться с заданием.

И, наконец, пришло время нарисовать сосновые иголки. Мы выяснили, что из каждой чешуйки на коротком побеге пучком растут две иголки. Как же их нарисовать? (слайд 27) . Сначала на доске показываю приём рисования иголок мелом, а затем на листе бумаги простым мягким карандашом: приложить острый кончик грифеля к чешуйке с коротким побегом и лёгким движением руки провести один штрих, второй и.т.д. Следует помнить, что на некоторых побегах иголок уже нет, зато на концах веточки иголок много.

Работа учителя на доске.

Самостоятельная работа учащихся (7 мин.).

Подведение итогов.

Ребята, посмотрите, какие чудные сосновые ветки вы нарисовали обычным карандашом! (слайд 28) . Какие художественные средства графики помогли вам?

Ответы учащихся: линия, пятно и штрих.

Организованный конец урока.

Оборудование урока:

для учителя:

– сосновая ветка, прикреплённая к белому листу бумаги;
– графитный мягкий карандаш;
– чистый лист белой бумаги формата А4 для выполнения задания учителем;
– компьютерная презентация “Рисование с натуры. Ветка сосны”;

для учащихся: простой мягкий карандаш, лист белой бумаги формата А4, ластик.

Экспозиция на доске

1 – ветка сосны на белом листе бумаги;
2 – лист бумаги, на котором задание выполняется учителем в классе.

Пособия вывешиваются по ходу урока.

Литература:

  1. Ломоносова Т.М. Графика и живопись: Учебное пособие.– М.:ООО “Астрель”, ООО “АСТ”, 2002 г.
  2. Алексеева В.В. Что такое искусство?– М.: “Советский художник”, 1991 г.