В гонку за Марс включился еще один серьезный игрок.
Вчера состоялась пресс-конференция недавно созданного некоммерческого фонда Inspiration Mars Foundation, представившего свой проект беспосадочного пилотируемого полета вокруг Марса в 2018 году.


Напомню, что NASA планирует пилотируемый полет к Марсу в 30х годах XXI века, программа европейского космического агентства «Аврора» предполагает пилотируемый полет в 2033 году. Роскосмос более обтекаемо готовит пилотируемый полет на Марс в первой половине века. До последнего времени государственные проекты испытывали нехватку финансов, ведущих к сокращению запланированных ранее программ.
С 1990 году тему колонизации Марса активно прорабатывает некоммерческая организация Марсианское общество Роберта Зубрина , создавшее на Земле испытательные научные станции, на которых отрабатываются различные аспекты, важные для успешной миссии на Красную планету.
С начала века в создание относительно дешевой ракеты-носителя, способной обеспечить перелет к Марсу, включилась частная компания SpaceX.
В 2012 году сенсацией стал частный проект европейской компании Mars One , собравшейся обогнать все государственные космические агентства и отправить первых колонизаторов к Марсу в 2022 году.

А теперь о первом пилотируемом полете к Марсу снова заявили американцы.
На этот раз инициатором выступил американский миллиардер и первый космический турист Деннис Тито, планирующий беспосадочную экспедицию к Марсу в 2018 году. По плану, космический аппарат должен стартовать 5 января 2018 года, достичь Марса 20 августа 2018 года и вернуться на Землю 21 мая 2019 года.

В отличие от других компаний, требующих на полет к Марсу значительных инвестиций извне, американский мультимиллионер основную часть расходов берет на себя и выступает донором для разработок, необходимых для успешности этой миссии. Также планируется привлечение частных пожертвований и соучастие благотворительных фондов. Тито на конференции сообщил, что уже выделил деньги, которых «хватит на первые пару лет работы - до конца 2014 года». На конференции же начался сбор средств, и сообщают, что первые 10 долларов внес 6-летний мальчик, назвавший миссию «Мой Аполлон».

Основная заявленная цель «миссии Америка» - «генерировать новые знания, опыт и дать импульс следующей великой эпохе освоения космического пространства. Она предназначена призвать всех американцев снова поверить в величие нации через осуществление трудных деяний, и в то же время вдохновить и мотивировать молодых людей получать образование в области науки, технологии, инженерии и математики (STEM)». Поэтому Тито важно, что это будет «американский проект, и члены экипажа должны быть гражданами США». Джонатан Кларк, специалист по космической медицине, сказал, что «предпочтительнее, чтобы экипаж состоял из супружеской пары».

3-го марта на аэрокосмической конференции IEEE Деннис Тито и его команда представят обширный доклад «Технико-экономического анализа для пилотируемой свободно возвращаемой миссии к Марсу в 2018 году", уже доступный онлайн на сайте фонда .

Основой миссии является использование ракеты-носителя SpaceX Falcon Heavy для запуска космической капсулы.
.

Полет к Марсу и возвращение на Землю предполагается по оптимизированной возвращаемой гравитационной траектории.

.

Экипаж облетит Марс, и в течение 10 часов будет наблюдать его ночную сторону с ближайшего расстояния примерно в 100 км.

Подобный принцип успешно использовался для первого пилотируемого полета к Луне. «Особенность этой миссии заключается в ее простоте. Она не предусматривает больших рисков и опасных маневров космического корабля, который не будет входить в марсианскую атмосферу» - сказал Тито на конференции.

Для возвращения капсулы впервые для пилотируемой миссии будет использоваться принцип аэродинамического торможения об атмосферу Земли. Через десять дней после аэродинамического торможения капсула Dragon вернулся бы снова на Землю на скорости 14,2 км / сек - самый быстрый спуск экипажа космического корабля в истории. Поэтому миссия потребует некоторых дополнительных исследований системы защиты, в первую очередь - тепловой защиты. Для этого компания Paragon и фонд Вдохновение Марс уже подписали соглашение с космическим Центром NASA Ames Research, заплатив 100 тысяч долларов за начало работ.

Миссия основывается на существующих разработках и доступных в ближайшее время, и планируется весьма аскетично: «предполагается удовлетворить лишь основные потребности человека, чтобы поддерживать метаболические процессы двух человек 70 кг, со скоростью метаболизма 11,82 МДж / сут. Комфорт экипажа ограничивается потребностями выживания… минимум одежды и средств гигиены». Окончательная архитектура миссии еще не утверждена. Возможно, будет использован надувной модуль в носовой части капсулы - подобный тому, который частная компания Bigelow Aerospace установит на Международной космической станции (МКС).

Полет не предполагает скафандров и выхода из космического корабля, что требует установки всех систем жизнеобеспечения внутри, и возможно делает добавление внешних надувных модулей проблематичным. Какой бы дизайн не был принят, в любом случае в корабле будет тесно. Весь аппарат должен быть выведен на орбиту с одного запуска, что существенно ограничивает полезный груз. Миссия, требующая более одного запуска, резко возрастает в цене и сложности.

Стоимость миссии еще не определена окончательно и оценивается до 500 миллионов долларов, эксперты говорят о миллиарде (стоимость миссии Curiosity - 2,5 млрд долларов). И в отличие от других космических проектов, Тито очень богатый человек, готовый выписать несколько довольно крупных чеков, что повышает доверие к миссии. Для Денниса Тито это уже не первое вложение в космос. Он стал первым космическим туристом в 2001 году, заплатив за это 20 миллионов долларов.

Эта миссия не преследует цель извлечения прибыли. Как написано в документе IEEE: «Отправка человека на экспедицию на Марс станет определяющим событием для всего человечества, а также вдохновением для нашей молодежи. Социальные медиа дадут возможность людям осмысленно участвовать в миссии, что, вероятно, делает ее самой привлекательной человеческой деятельностью в современной истории. Миссия будет заниматься одной из самых принципиальных технических задач, стоящих перед человеком в освоении космического пространства, сохранение жизни и продуктивности людей в глубоком космосе».

Но фактор времени не на стороне проекта, и требует очень сжатого графика работ. Чтобы осуществить запуск в январе 2018 года, проект должен быть завершен буквально за год, включая выбор ракеты-носителя, которая к началу миссии должна быть заказана и построена. Окно запуска вещь объективная и задержке не поддается. Оно связано с таким явлением, как противостояния Марса - наименьшее расстояние между нашими планетами.
Простая онлайн программка позволяет наглядно наблюдать взаимные положение Земли и Марса в зависимости от календаря.

Именно на 2018 год приходится Великое противостояние - когда Марс максимально близок к Земле. Предыдущее такое противостояние было в 2003 году, а следующее подходящее для такого полета окно будет только в 2031. Поэтому испытания систем скорее всего будут весьма ограниченными, и невозможно заранее проверить всю их деятельность. Как только аппарат стартует, пути назад не будет, межпланетная миссия имеет только один вариант траектории, имеющей конечным пунктом Землю. Поэтому очень много времени в документе посвящено обсуждению аспектов безопасности и жизнеобеспечения станции и требованиям к надежности обслуживания и ремонта оборудования, что предполагает некоторую его уникальность для этой миссии. Возможно, экономя на весе, откажутся от некоторых систем резервирования, а частный экипаж согласится на этот риск ради первенства увидеть Марс собственными глазами.

Основатель фонда сам лететь на Марс не собирается, но хотел бы дождаться исторического путешествия к Красной планете, следующего важнейшего этапа в освоении человеком космического пространства. NASA планирует осуществить такой полет лишь в начале 2030-х годов. «Я не могу так долго ждать», - сказал Дэннис Тито, которому сейчас 72 года.

Предполагается, что экипажем станет семейная пара, не детородного возраста. Среди первых кандидатов - Тейбер МакКаллум и Джейн Поинтер, входящие в команду Фонда, уже знакомые с длительной изоляцией, когда в 1991-1993 году участвовали в эксперименте Биосфера-2, сейчас им в районе 50 лет.

Основной риск связывают с радиационной опасностью во время полета, от которой людей на Земле защищает магнитное поле. К тому же полет приходится на минимум 11-летнего цикла солнечной активности в период спокойного Солнца. Более того, некоторые прогнозы предполагают в период полета самый низкий уровень солнечной активности за всю эпоху освоения космоса, а значит - уровень солнечной радиации будет минимальным, но максимальным воздействие галактических космических лучей на Солнечную Систему. Защита требует массы и объема, которые драгоценно малы для данной миссии. Скорее всего, в качестве радиационной защиты будут использоваться водяные экраны.

С длительной невесомостью за 50 лет пилотируемых полетов уже научились справляться, как с помощью специальных физических упражнений, так и фармакологически. На сегодня самый длительный космический полет составил 437 дней, и 501 день всего на пару месяцев больше, что уже не является проблемой.

Что касается психологических проблем длительной изоляции в тесной капсуле посреди космического пространства, миссия предполагает наземное моделирование условий полета в течение минимум полугода, а готовиться экипаж к старту будет за год до полета. В любом случае, экипажу будет не до рефлексии - все время полета заполнят научными исследованиями для NASA и других институтов - ведь впервые человек покинет магнитное поле Земли и выйдет в глубокий космос, к которому у ученых есть много вопросов.

И осуществление этой миссии, хоть и смертельно рискованной, позволит получить множество ответов на вопрос о возможности выхода человечества из колыбели Земли, и стимулирует новый виток развития аэрокосмоса, как частного, так и государственного.
Пока неясно, как повлияет на перспективу полета активно обсуждаемое сейчас в сети потенциальное столкновение кометы C/2013 A1 с Марсом, которое может произойти в октябре 2014 года, которое хоть и маловероятно, но довольно масштабно по своим гипотетическим последствиям.

«Человек перенесет любые тяготы космических путешествий, кроме, пожалуй, их стоимости», - остроумно заметил американский физик Ли Дюбридж.

Космический туризм – новая форма туризма. Но пока очень дорогая, так как оплачивается из частных средств.

Идея космического туризма появилась давно, уже после нескольких лет освоения космоса. Но, конечно, в то время она казалась нереальной – было много вопросов, связанных с изучением космоса, много нерешенных задач. Активно развиваться космический туризм начал в конце XX века.

Первым космическим туристом должна была стать американская учительница Кристи Маколифф . Но она погибла при запуске шаттла «Челленджер» в 1986 году.

В 1990 г. в космос в качестве туриста отправился журналист Тоёхиро Акияма . На космическом корабле «Союз ТМ-11» с экипажем в составе В. Афанасьева и М. Манарова он совершил полет на космическую орбитальную станцию «Мир» по частно финансируемому негосударственному проекту телекомпании TBS. Правда, Акияму не все считают абсолютным туристом, так как его полет был служебной командировкой на орбиту - японская телекомпания отправила на станцию «Мир» своего журналиста. А вот американский миллионер , отправившийся в космос 28 апреля 2001 г. на российском космическом корабле «Союз ТМ-32» с космонавтами Т. Мусабаевым и Ю. Батуриным, был первым космическим туристом.

О них мы сегодня и расскажем.

Тоёхиро Акияма и его полет

Он был самым первым японцем, слетавшим в космос, первым журналистом и первым космическим туристом, если учитывать тот факт, что он не был не только профессиональным космонавтом, но даже и летчиком.

Тоёхиро Акияма родился в 1942 г. в Токио. Закончил факультет общественных наук Международного христианского университета в Токио. Работал в телерадиокорпорации Ти-Би-Эс (TBS ) в Токио и Лондоне, старшим редактором и комментатором программ международных новостей Ти-Би-Эс, директор корреспондентского бюро Ти-Би-Эс в Вашингтоне.

В 1989 г. он прошёл отбор для осуществления коммерческого советско-японского полета, спонсируемого корпорацией Ти-Би-Эс. Сумма, которую корпорация уплатила за полёт своего сотрудника, в различных источниках указывается разной: от 28 до 37 миллионов долларов США. В октябре 1989 г. Акияма приступил к тренировкам в Центре подготовки космонавтов им Ю. А. Гагарина.

2 декабря 1990 г. Т. Акияма стартовал в космос на корабле «Союз ТМ-11» в качестве космонавта-исследователя в составе экипажа восьмой основной экспедиции орбитальной станции «Мир» совместно с командиром корабля В.М Афанасьевым и бортинженером М. Х. Манаровым.4 декабря была проведена стыковка с орбитальной станцией «Мир». За семь дней работы на космической станции Акияма провёл несколько прямых репортажей для японской аудитории, показательные телеуроки для японских школьников. Провёл также биологические эксперименты с японскими древесными лягушками.

Но уже первые часы журналиста на орбите показали, что его подготовка была недостаточной, он страдал «космической болезнью», связанной с расстройствами вестибулярного аппарата. Тем не менее, журналистское задание выполнил.

10 декабря 1990 г. Тоёхиро Акияма возвратился на Землю на космическом корабле «Союз ТМ-10» в составе седьмой основной экспедиции совместно с командиром корабля Г. М. Манаковым и бортинженером Г. М. Стрекаловым, находившихся на станции «Мир» с 3 августа 1990 г.

После полета

После полета работал заместителем директора департамента новостей Ти-Би-Эс. В апреле 1991г. с группой японских журналистов снимал фильм о состоянии Аральского моря в Казахстане.

В 1995 г. ушел из корпорации, т.к. был не согласен с активной коммерциализацией телевидения. Организовал ферму по выращиванию риса и грибов в городе Такине.

Выступал с докладами, посвященными своему полету. В соавторстве опубликовал статьи о развитии космического туризма.

Награжден медалью «За заслуги в освоении космоса» (государственная награда Российской Федерации) - за большой вклад в развитие международного сотрудничества в области пилотируемой космонавтики.

Деннис Тито и его полет

Российский космический корабль «Союз ТМ-32» стартовал 28 апреля 2001 г. На его боту, кроме космонавтов Т. Мусабаева и Ю. Батурина, находился и первый космический турист Деннис Тито. 30 апреля была осуществлена стыковка корабля с Международной космической станцией (МКС). Экипаж «Союза» провел на МКС 6 дней, во время которых космонавты проводили научные эксперименты, а турист Тито занимался фото- и видеосъемкой, вел дневник и подбирал продукты на завтрак, обед и ужин для всех находящихся на МКС. 6 мая российские космонавты с Деннисом Тито вернулись на Землю.

Своим полетом Деннис Тито был вполне удовлетворен, даже сравнил пребывание в космосе с пребыванием в раю. Федеральное космическое агентство России получило от него 20 миллионов долларов оплаты за этот полет.
С этого времени в мировых СМИ и появилось выражение «космический туризм».

Де́ннис Э́нтони Ти́то - первый космический турист, американский предприниматель и мультимиллионер итальянского происхождения. Он родился в 1940 г. в Нью-Йорке.

Он облетел Землю по орбите 128 раз; получается, что каждый виток вокруг Земли стоил ему 150 тысяч долларов. Но он нисколько не жалеет о потраченных деньгах.

Деннис Тито - главный управляющий фирмой Wilshire Associates, одной из ведущих инвестиционных фирм в стране - компании-консультанта и менеджера в крупномасштабном финансировании технологии. Всю свою жизнь он интересовался космонавтикой и даже получил специальное образование в области космических технологий и космонавтики. Работал в Лаборатории двигателей внутреннего сгорания при НАСА, финансировал государственные проекты в космической области.

Тито с интересом следил за достижениями США и СССР в космонавтике, и вот, наконец, в возрасте 60 лет он осуществил свою мечту.

Подготовка его к полету проходила в течение 8 месяцев. Он тренировался с полной отдачей и на предполетном экзамене доказал, что заслуженно может занять место в экипаже.

Но при взлете у Тито были проблемы с сердцем, а на орбите, сильно оттолкнувшись от пола, он разбил голову о люк корабля. Квалифицированную медицинскую помощь ему оказывал космонавт Талгат Мусабаев, за что получил от Тито звание «baby-nurse number 1» («космического няньки номер один»).

После полета он сказал: «Это величайшее приключение в моей жизни. Я побывал на небесах и парил, как ангел, глядя вниз на Землю. Знал, что это будет рискованное приключение, и готовился к худшему. Однако все шесть дней я испытывал эйфорию».

После полет Тито сразу стал американским национальным героем, поднял в США волну интереса к космонавтике и открыл дорогу для последующих космических туристов.

Перспективы космического туризма

Космический туризм (полеты в космос или на околоземную орбиту, финансируемые из частных средств, в развлекательных или научно-исследовательских целях) будут развиваться, в этом нет сомнения. Согласно исследованиям общественного мнения, у многих людей в мире есть желание полететь в космос. По мнению специалистов, это желание может в перспективе стать важным источником финансирования дальнейшего развития космонавтики. В настоящее время единственной используемой целью космического туризма является Межпланетная космическая станция (МКС). Полеты осуществляются при помощи российских космических кораблей «Союз». Подготовка космических туристов проводится в Звёздном городке под Москвой, а также в небольших самолётах, симулирующих невесомость. Последний полёт космического туриста состоялся в 2009 году, а всего на МКС побывали семь туристов. Из них одна женщина - Ануше Ансари, а Чарльз Симони слетал в космос два раза (данные на апрель 2012 года). Сегодня космический туризм становится серьезным бизнесом - число желающих увидеть космос и готовых платить за недоступные на Земле ощущения постоянно растет. Также важно отметить, что именно Россия открыла эпоху космического туризма в первый год XXI века, ровно через 40 лет после полета Ю. Гагарина.

Но нельзя не учитывать и оборотной стороны медали.

Мартин Росс, являющийся автором исследования и работающий в Aerospace Corporation, подсчитал, что количество туристических суборбитальных запусков в следующие десять лет достигнет одной тысячи в год. Росс утверждает, что ракеты являются единственным прямым источником химического загрязнения антропогенного происхождения на высоте более 22,5 км, поэтому люди должны понять, насколько велико влияние этих выбросов на земную атмосферу.
Согласно расчетам учёных, тонкий слой сажи в стратосфере может привести к тому, что поверхность Земли остынет на 0,7 градуса по Цельсию. При этом Антарктика станет теплее на 0,8 градуса. От сажи пострадает и озоновый слой, который в экваториальных районах станет тоньше на 1%, а у полюсов – на целых 10%.Темпы климатических изменений ускорятся за счёт сажи и углекислоты от выхлопных газов ракетных двигателей, считают исследователи этого вопроса. Так что есть о чем задуматься.

В гонку за Марс включился еще один серьезный игрок.
Вчера состоялась пресс-конференция недавно созданного некоммерческого фонда Inspiration Mars Foundation, представившего свой проект беспосадочного пилотируемого полета вокруг Марса в 2018 году.


Напомню, что NASA планирует пилотируемый полет к Марсу в 30х годах XXI века, программа европейского космического агентства «Аврора» предполагает пилотируемый полет в 2033 году. Роскосмос более обтекаемо готовит пилотируемый полет на Марс в первой половине века. До последнего времени государственные проекты испытывали нехватку финансов, ведущих к сокращению запланированных ранее программ.
С 1990 году тему колонизации Марса активно прорабатывает некоммерческая организация Марсианское общество Роберта Зубрина , создавшее на Земле испытательные научные станции, на которых отрабатываются различные аспекты, важные для успешной миссии на Красную планету.
С начала века в создание относительно дешевой ракеты-носителя, способной обеспечить перелет к Марсу, включилась частная компания SpaceX.
В 2012 году сенсацией стал частный проект европейской компании Mars One , собравшейся обогнать все государственные космические агентства и отправить первых колонизаторов к Марсу в 2022 году.

А теперь о первом пилотируемом полете к Марсу снова заявили американцы.
На этот раз инициатором выступил американский миллиардер и первый космический турист Деннис Тито, планирующий беспосадочную экспедицию к Марсу в 2018 году. По плану, космический аппарат должен стартовать 5 января 2018 года, достичь Марса 20 августа 2018 года и вернуться на Землю 21 мая 2019 года.

В отличие от других компаний, требующих на полет к Марсу значительных инвестиций извне, американский мультимиллионер основную часть расходов берет на себя и выступает донором для разработок, необходимых для успешности этой миссии. Также планируется привлечение частных пожертвований и соучастие благотворительных фондов. Тито на конференции сообщил, что уже выделил деньги, которых «хватит на первые пару лет работы - до конца 2014 года». На конференции же начался сбор средств, и сообщают, что первые 10 долларов внес 6-летний мальчик, назвавший миссию «Мой Аполлон».

Основная заявленная цель «миссии Америка» - «генерировать новые знания, опыт и дать импульс следующей великой эпохе освоения космического пространства. Она предназначена призвать всех американцев снова поверить в величие нации через осуществление трудных деяний, и в то же время вдохновить и мотивировать молодых людей получать образование в области науки, технологии, инженерии и математики (STEM)». Поэтому Тито важно, что это будет «американский проект, и члены экипажа должны быть гражданами США». Джонатан Кларк, специалист по космической медицине, сказал, что «предпочтительнее, чтобы экипаж состоял из супружеской пары».

3-го марта на аэрокосмической конференции IEEE Деннис Тито и его команда представят обширный доклад «Технико-экономического анализа для пилотируемой свободно возвращаемой миссии к Марсу в 2018 году", уже доступный онлайн на сайте фонда .

Основой миссии является использование ракеты-носителя SpaceX Falcon Heavy для запуска космической капсулы.
.

Полет к Марсу и возвращение на Землю предполагается по оптимизированной возвращаемой гравитационной траектории.

.

Экипаж облетит Марс, и в течение 10 часов будет наблюдать его ночную сторону с ближайшего расстояния примерно в 100 км.

Подобный принцип успешно использовался для первого пилотируемого полета к Луне. «Особенность этой миссии заключается в ее простоте. Она не предусматривает больших рисков и опасных маневров космического корабля, который не будет входить в марсианскую атмосферу» - сказал Тито на конференции.

Для возвращения капсулы впервые для пилотируемой миссии будет использоваться принцип аэродинамического торможения об атмосферу Земли. Через десять дней после аэродинамического торможения капсула Dragon вернулся бы снова на Землю на скорости 14,2 км / сек - самый быстрый спуск экипажа космического корабля в истории. Поэтому миссия потребует некоторых дополнительных исследований системы защиты, в первую очередь - тепловой защиты. Для этого компания Paragon и фонд Вдохновение Марс уже подписали соглашение с космическим Центром NASA Ames Research, заплатив 100 тысяч долларов за начало работ.

Миссия основывается на существующих разработках и доступных в ближайшее время, и планируется весьма аскетично: «предполагается удовлетворить лишь основные потребности человека, чтобы поддерживать метаболические процессы двух человек 70 кг, со скоростью метаболизма 11,82 МДж / сут. Комфорт экипажа ограничивается потребностями выживания… минимум одежды и средств гигиены». Окончательная архитектура миссии еще не утверждена. Возможно, будет использован надувной модуль в носовой части капсулы - подобный тому, который частная компания Bigelow Aerospace установит на Международной космической станции (МКС).

Полет не предполагает скафандров и выхода из космического корабля, что требует установки всех систем жизнеобеспечения внутри, и возможно делает добавление внешних надувных модулей проблематичным. Какой бы дизайн не был принят, в любом случае в корабле будет тесно. Весь аппарат должен быть выведен на орбиту с одного запуска, что существенно ограничивает полезный груз. Миссия, требующая более одного запуска, резко возрастает в цене и сложности.

Стоимость миссии еще не определена окончательно и оценивается до 500 миллионов долларов, эксперты говорят о миллиарде (стоимость миссии Curiosity - 2,5 млрд долларов). И в отличие от других космических проектов, Тито очень богатый человек, готовый выписать несколько довольно крупных чеков, что повышает доверие к миссии. Для Денниса Тито это уже не первое вложение в космос. Он стал первым космическим туристом в 2001 году, заплатив за это 20 миллионов долларов.

Эта миссия не преследует цель извлечения прибыли. Как написано в документе IEEE: «Отправка человека на экспедицию на Марс станет определяющим событием для всего человечества, а также вдохновением для нашей молодежи. Социальные медиа дадут возможность людям осмысленно участвовать в миссии, что, вероятно, делает ее самой привлекательной человеческой деятельностью в современной истории. Миссия будет заниматься одной из самых принципиальных технических задач, стоящих перед человеком в освоении космического пространства, сохранение жизни и продуктивности людей в глубоком космосе».

Но фактор времени не на стороне проекта, и требует очень сжатого графика работ. Чтобы осуществить запуск в январе 2018 года, проект должен быть завершен буквально за год, включая выбор ракеты-носителя, которая к началу миссии должна быть заказана и построена. Окно запуска вещь объективная и задержке не поддается. Оно связано с таким явлением, как противостояния Марса - наименьшее расстояние между нашими планетами.
Простая онлайн программка позволяет наглядно наблюдать взаимные положение Земли и Марса в зависимости от календаря.

Именно на 2018 год приходится Великое противостояние - когда Марс максимально близок к Земле. Предыдущее такое противостояние было в 2003 году, а следующее подходящее для такого полета окно будет только в 2031. Поэтому испытания систем скорее всего будут весьма ограниченными, и невозможно заранее проверить всю их деятельность. Как только аппарат стартует, пути назад не будет, межпланетная миссия имеет только один вариант траектории, имеющей конечным пунктом Землю. Поэтому очень много времени в документе посвящено обсуждению аспектов безопасности и жизнеобеспечения станции и требованиям к надежности обслуживания и ремонта оборудования, что предполагает некоторую его уникальность для этой миссии. Возможно, экономя на весе, откажутся от некоторых систем резервирования, а частный экипаж согласится на этот риск ради первенства увидеть Марс собственными глазами.

Основатель фонда сам лететь на Марс не собирается, но хотел бы дождаться исторического путешествия к Красной планете, следующего важнейшего этапа в освоении человеком космического пространства. NASA планирует осуществить такой полет лишь в начале 2030-х годов. «Я не могу так долго ждать», - сказал Дэннис Тито, которому сейчас 72 года.

Предполагается, что экипажем станет семейная пара, не детородного возраста. Среди первых кандидатов - Тейбер МакКаллум и Джейн Поинтер, входящие в команду Фонда, уже знакомые с длительной изоляцией, когда в 1991-1993 году участвовали в эксперименте Биосфера-2, сейчас им в районе 50 лет.

Основной риск связывают с радиационной опасностью во время полета, от которой людей на Земле защищает магнитное поле. К тому же полет приходится на минимум 11-летнего цикла солнечной активности в период спокойного Солнца. Более того, некоторые прогнозы предполагают в период полета самый низкий уровень солнечной активности за всю эпоху освоения космоса, а значит - уровень солнечной радиации будет минимальным, но максимальным воздействие галактических космических лучей на Солнечную Систему. Защита требует массы и объема, которые драгоценно малы для данной миссии. Скорее всего, в качестве радиационной защиты будут использоваться водяные экраны.

С длительной невесомостью за 50 лет пилотируемых полетов уже научились справляться, как с помощью специальных физических упражнений, так и фармакологически. На сегодня самый длительный космический полет составил 437 дней, и 501 день всего на пару месяцев больше, что уже не является проблемой.

Что касается психологических проблем длительной изоляции в тесной капсуле посреди космического пространства, миссия предполагает наземное моделирование условий полета в течение минимум полугода, а готовиться экипаж к старту будет за год до полета. В любом случае, экипажу будет не до рефлексии - все время полета заполнят научными исследованиями для NASA и других институтов - ведь впервые человек покинет магнитное поле Земли и выйдет в глубокий космос, к которому у ученых есть много вопросов.

И осуществление этой миссии, хоть и смертельно рискованной, позволит получить множество ответов на вопрос о возможности выхода человечества из колыбели Земли, и стимулирует новый виток развития аэрокосмоса, как частного, так и государственного.
Пока неясно, как повлияет на перспективу полета активно обсуждаемое сейчас в сети потенциальное столкновение кометы C/2013 A1 с Марсом, которое может произойти в октябре 2014 года, которое хоть и маловероятно, но довольно масштабно по своим гипотетическим последствиям.

Компания Space Adventures, занимающаяся по соглашению с Роскосмосом услугами по поиску потенциальных космических туристов, (Sarah Brightman) о ее возможном полете на Международную космическую станцию (МКС).

Космический туризм — оплачивающиеся из частных средств полёты на околоземную орбиту в развлекательных или научно-исследовательских целях.

Организацией полетов туристов занимаются Роскосмос и американская компания Space Adventures.

Первоначально полеты в космос обходились туристам в 20-25 миллионов долларов , с июля 2007 года стоимость космического тура выросла до 30-40 миллионов долларов. Кроме того, была обнародована цена новой услуги — выхода космического туриста в открытый космос — 15 миллионов долларов.

В 2013 году, по оценкам, цена может составить .

Полёт до Международной космической станции занимает примерно день, столько же требуется для возвращения. На орбите турист проводит, как правило, восемь дней.

Первым космическим туристом, побывавшим на борту МКС, стал американец итальянского происхождения Деннис Тито (Dennis Tito), совершивший недельный полет 28 апреля - 6 мая 2001 года и заплативший за это 20 миллионов долларов. В состав экипажа "Союз ТМА-32", на котором летал Деннис Тито, входили российские космонавты Талгат Мусабаев и Юрий Батурин.

Деннис Тито родился в 1941 году в Нью-Йорке. Получив аэрокосмическое образование в Нью-Йоркском университете, Тито работал в лаборатории изучения реактивного движения NASA в Пасадене, где принимал участие в расчете траекторий полета автоматических станций на Марс и Венеру. В начале 1970-х основал консалтинговую компанию Wilshire Associates Inc, которая к 2000 году стала третьей по величине консалтинговой фирмой США в области инвестиций.

25 апреля - 5 мая 2002 года в качестве космического туриста МКС посетил миллионер из Южно-Африканской Республики Марк Шаттлворт (Mark Shuttleworth), слетавший на МКС также за 20 миллионов долларов.

В состав экипажа, с которым летал Шаттлворт, входили российский космонавт Юрий Гидзенко и итальянец Роберто Виттори.

Марк Шаттлворт родился 18 сентября 1973 года. Учился в Кейптаунском университете. В 1996 году основал интернет-консалтинговую компанию "Тавте", которая стала первой в Африке компанией, имевшей сервер с полной гарантией безопасности в электронной торговле и возможностью устанавливать коммерческие связи по всему миру.

Во время полета он занимался не только видеосъемкой на память, но и научными исследованиями по развитию эмбриональных и стволовых клеток в невесомости.

Третий космический турист, американский мультимиллионер Грегори Олсен (Gregory Olsen) побывал на МКС 1-11 октября 2005 года, заплатив за полет около 20 миллионов долларов.

В состав экипажа входили российский космонавт Валерий Токарев и американский астронавт Уильям МакАртур.

Грегори Хэммонд Олсен родился 20 апреля 1945 года в пригороде Нью-Йорка Бруклине. В 1968 году окончил Университет Фэйрлейт Дикинсон, а степень доктора наук по материаловедению получил в 1971 году после окончания аспирантуры Университета Вирджинии. В 1984 году Олсен основал компанию по производству оптоволоконных датчиков и излучателей.
"Причина, по которой я полетел в космос, проста - по образованию я физик, занимаюсь оптикой и электроникой, кроме того, имею для этого необходимые средства", - сказал после полета бизнесмен.

Первой космической туристкой стала американка иранского происхождения Аноуше Ансари (Anousheh Ansari), побывавшая на борту МКС 18-29 сентября 2006 года. Она стала дублером японского космического туриста Дайсукэ Эномото, который не был допущен к полету по состоянию здоровья. Стоимость полета - 20 миллионов долларов.

В состав экипажа, с которым летала Ануше Ансари, входили российский космонавт Михаил Тюрин и американский астронавт Майкл Лопес-Алегриа.

Аноуше Ансари родилась в Тегеране в 1967 году и иммигрировала в США в 1984 году. Училась в университете Джорджа Мэнсона, где получила степень бакалавра в области электротехники и информатики, также получила степень магистра в университете Джорджа Вашингтона. В 1993 году госпожа Ансари, ее муж Хамид и его брат Амир основали компанию Telecom Technologies по производству телекоммуникационного оборудования. В 2000 году, после объединения Telecom Technologies с компанией Sonus Networks, родственники основали инвестиционную компанию Prodea Inc. В последние несколько лет семья Ансари активно занималась инвестициями в сфере космического туризма.

Ансари провела на борту три научных эксперимента, фотосъемку из космоса и поучаствовала в нескольких образовательных телепередачах.

Пятым космическим туристом стал один из основателей компании Microsoft, американец венгерского происхождения Чарльз Симони (Charles Simonyi), побывавший на МКС в составе 15-й экспедиции 7-21 апреля 2007 года. За полет от заплатил больше своих предшественников - 25 миллионов долларов.

В состав экипажа, с которым полетел Симони, входили российские космонавты Федор Юрчихин (командир корабля) и Олег Котов (бортинженер).
в Будапеште. Окончил в 1972 году Калифорнийский университет в Беркли и получил степень бакалавра наук по машиностроению и технической математике, а затем, в 1976 году, получил степень доктора в области компьютерных исследований в Стэндфорском университете. С 1981 года работал в корпорации Microsoft, занимал должности руководителя разработки прикладных программ, главного программиста, ведущего инженера. В августе 2002 года покинул корпорацию Microsoft и вместе с профессором Грегом Кичалесом из Исследовательского центра Xerox в Пало-Альто основал компанию Intentional Software Corporation. Симони имеет лицензию пилота многодвигательных летательных аппаратов, реактивных самолетов и вертолетов.

Шестым космическим туристом стал американский миллионер Ричард Гэрриот (Richard Garriott). Полет проходил с 12 октября по 24 октября 2008 года. В состав экипажа входили российский космонавт Юрий Лончаков (командир корабля) и американский астронавт Майкл Финк (бортинженер).
в семье ученого и астронавта Оуэна Гэрриота. Окончил Техасcкий университет в городе Остин. Он известен как разработчик компьютерных игр и является одним из основоположников этой сферы развлечений.
Гэрриот - первый космический турист, который выполнил научные эксперименты по заказам коммерческих организаций, в частности, по выращиванию белковых кристаллов. За полет Гэрриот заплатил около 30 миллионов долларов, что, по его словам, является большей частью его состояния.

В марте 2009 года Чарльз Симони повторил свое космическое путешествие, став седьмым космическим туристом. Второй полет Симони начался 26 марта, на Землю он вернулся 8 апреля. Стоимость его повторного полета из-за инфляции и удорожания стоимости услуг возросла, по неофициальным данным, до 35 миллионов долларов.

Восьмым космическим туристом стал бывший цирковой артист, владелец Cirque du Soleil (Цирк Солнца) канадец Ги Лалиберте (Guy Laliberté), совершивший полет 30 сентября -11 октября 2009 года. По неофициальной информации, он заплатил за свой полет около 35 миллионов долларов.
Ги Лалиберте родился 2 сентября 1959 года в Квебеке (Канада). Он рано ушел из дома, и уже в 14 лет выступал на улицах, зарабатывая на жизнь. Лалиберте играл на аккордеоне, был артистом на ходулях и глотателем огня, а позже вместе с небольшой группой единомышленников основал в Квебеке первый цирк, получивший международную известность. Труппа насчитывает четыре тысячи служащих, из которых тысяча - непосредственно артисты Cirque du Soleil. Многонациональная труппа одновременно дает представления в двух десятках точек земного шара. Корпорация Cirque du Soleil является третьей доходной статьей Канады - после хоккея и кленового сиропа.

В 2009 году из-за увеличения количества астронавтов на МКС и, соответственно, уменьшения количества свободных мест на кораблях, Space Adventures и Росавиакосмос прекратили отправку туристов на кораблях "Союз".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Идея полета человека в космос в качестве туриста появилась в 1967 году, но, так как сама специальность космонавта еще была недостаточно знакомой и освоенной даже для летчиков-профессионалов, космический туризм был отложен до лучших времен. И только к концу XX века, когда тандем коммерции и космоса стал активно развиваться, а старты в космос стали привычным делом, к этой идее вновь вернулись. И одним из людей, осуществивших эту идею, стал Деннис Энтони Тито.

С чего все начиналось

В 1984 году Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) приняло решение о запуске на орбиту Земли обычного американца. С этой целью был организован конкурс «Учитель в космосе». Уже к лету 1985 года были отобраны две претендентки: 37-летняя Кристи Маколифф (основная) и 34-летняя Барбара Морган (дублер).

28 января 1986 года шаттл «Челленджер» стартовал с Маколифф и экипажем на борту. На первой минуте взлета произошел взрыв внешнего топливного бака. В результате внештатной ситуации все астронавты погибли.

Судьба Барбары Морган оказалась более счастливой: в 2007 году она все же побывала в космосе.

В 1990 году в космосе побывал гражданин Японии: журналист телекомпании TBS Тоёхиро Якияма. В космосе он пробыл семь дней, выполняя функции космонавта-исследователя.

Однако все эти полеты нельзя трактовать как туризм: они оплачивались солидными корпорациями, а сами участники отбирались по конкурсу. И только Тито Деннис, выложивший в 2001 году свои 20 млн $ ради удовольствия 128 раз облететь планету на борту Международной космической станции (МКС), по праву может считаться первым гражданским космическим туристом.

Биография Денниса Тито

Тито Деннис, биография которого стала известна в 2001 году всему миру, появился на свет 8 августа 1940 года в одном из нью-йоркских районов в семье итальянских иммигрантов. Его родители были бедными: отец трудился в типографии, а мать работала швеей, что не приносило серьезных доходов в семейный бюджет.

Из своего детства Деннис извлек хороший урок: только наличие цели и упорный труд для ее достижения способны принести желаемое. Таким желанием для юноши был полет в космос. С этой мыслью Деннис Тито в 1962 году поступает в инженерный колледж, который находился при Нью-Йоркском университете.

По окончании в 1964 году университета он получает степень магистра по инженерным технологиям. В 1970 году решает продолжить обучение в университете Андерсена (Калифорнийский университет, Лос-Анджелес).

В 1972 году Тито создает компанию Wilshere Associates Inc в штате Калифорния, которой управляет до настоящего времени.

Был женат, но в настоящее время живет один, в доме, где когда-то жила его семья – жена и трое детей.

Тито Деннис, интересные факты из жизни которого могут стать отличными примерами для молодых людей, чего и как можно добиться обычному человеку, имея цель перед собой, в 1963 году, продолжая учебу, уже трудился инженером по аэрокосмической технике NASA. Он принимал участие в реализации полетов межпланетных космических аппаратов Mariner, занимался расчетами траекторий их полетов к Марсу и Венере.

Полученное хорошее образование способствовало успешной работе его компании. Деннис создал суммарный рыночный индекс Wilshere 5000, занимающий сегодня лидирующие позиции на рынке ценных бумаг. В результате компания находится среди ведущих поставщиков услуг в сфере управления, консалтинга и технологии инвестиционной деятельности.

Несмотря на смену профессии в 1972 году, Тито оставался преданным своей мечте о полете в космос. И теперь, будучи уже мультимиллионером, он все-таки не мог осуществить свое желание. Причиной тому была политика NASA: гражданские лица на американские космические корабли не допускались ни под каким видом.

Неожиданная помощь Тито пришла от извечного соперника США в космосе - России: ему было предложено посетить советскую станцию «Мир». Однако истекший срок ее эксплуатации стал причиной для закрытия этого проекта. И все же российская компания «Энергия» и агентство по космонавтике предложили Деннису Тито посетить МКС с миссией «Такси».

Против этого полета выступили США, Япония, Канада и Европейское космическое агенство, мотивируя это тем, что своим присутствием Тито Деннис осложнит работу экипажа МКС, что может создать угрозу ее безопасности. Американские СМИ также негативно оценили планы Тито по космическому путешествию. Но Росавиакосмос все же пошел навстречу американскому гражданину, предоставив ему российскую часть станции. Началась подготовка космического туриста к путешествию на орбиту Земли.

Подготовка к «восхождению» на МКС

После того как все необходимые документы были подписаны обеими сторонами проекта, началась подготовка к полету. Длилась она чуть более месяца. Подготовка включала в себя обучение и практику работы в условиях космоса. О том, как проходили тренировки, расскажет позже сам Тито Деннис. Интересные факты из его воспоминаний могут оказаться полезными будущим космическим туристам.

Ему пришлось тренироваться в адаптации к перегрузкам и невесомости, в проведении аварийно-спасательных операций, а также познавать особенности жизни на МКС. Вскоре Тито требовалось всего 25 секунд, чтобы надеть скафандр. На «отлично» сдавались все зачетные дисциплины, потому что космический турист – это нечто другое, чем то, что ассоциируется с этим словом на Земле. От его подготовки зависит очень многое.

Накануне старта была заложена первая традиция для всех будущих космических туристов: через соломинку, проткнувшую дольку апельсина, «опустошался» стакан с налитым на 5 мм коньяком.

"Я побывал в раю"

Российский корабль «Союз ТМ-32», на котором находились Тито и космонавты Юрий Батурин, Талгат Мусабаев, пристыковался к МКС 30 апреля 2001 года. Те шесть дней, проведенные на борту станции, Деннис вспоминает как «потрясающее ощущение», хотя вначале его слегка мутило.

Первым чувством, которое испытал при взгляде на Землю из космоса Тито Деннис (фото тому лучшее подтверждение), было благоговение.

Как и полагается туристу, в путешествие на орбиту Деннис прихватил фотоаппарат с 30 фотопленками, видеокамеру и диктофон. Естественно, что Тито собрал много фото- и видеоматериала.

Общее впечатление от путешествия на орбиту Земли Тито сравнил с посещением рая.

"Я побывал на небесах и парил, как ангел, глядя вниз на Землю", - заявил Тито после приземления.

Туризм в космосе неизбежен

Космический турист Тито Денис своим примером вызвал в США небывалый интерес к новому направлению в туриндустрии.

Компания Virgin Galactic уже сейчас имеет 450 человек, желающих посетить космос в качестве туристов, а Blue Origin объявила о намерении в 2018 году организовывать суборбитальные путешествия для частных лиц.

Туризм осваивает космос окончательно и бесповоротно.