— «Урок смеха » ! Эту книгу написал Леонид Каминский . Мне ее посоветовал школьный библиотекарь.

— Ну и как тебе эта книга?

— Здоровская! Просто супер!

Вот такой отзыв о книге «Урок смеха » Л.Каминского я получила из первых рук того, для кого она когда-то писалась.

Как понять для какого возраста написана книга? Чтобы ответить на этот вопрос практически сразу, достаточно открыть книгу и выяснить возраст главных героев. Если он совпадает с возрастом Вашего ребенка, значит книга скорее всего заинтересует будущего маленького читателя. «Урок смеха» про детей 7 — 11 лет.

Книги Л.Каминского всегда отличались легкостью изложения и остроумием. Я рекомендую эти книги в качестве отличного воспитателя и даже учителя. Писатель не пишет нравоучений, мол плохо обманывать и хорошо быть трудолюбивым. Он это демонстрирует на конкретных примерах, описанных в своих замечательных рассказах и стихах. Ребенок сам сделает соответствующие выводы. Дети с легкостью поймут действия главных героев, ведь автор описал их крайне точно, словно подглядывал и подслушивал за их мыслями. Несмотря на то, что Леонид Каминский высмеивает и выставляет напоказ все плохие привычки детей, сквозь строчки рассказов чувствуется огромная любовь к своим юным читателям. Ведь для того-то он и пишет о недостатках, чтобы дети могли их увидеть воочию со стороны и узнать себя в главных героях. И конечно же осознать что такое хорошо, а что такое плохо. И главное ПОЧЕМУ!

Книга «Урок смеха » представляет собой несколько циклов рассказов: «Рассказы про котенка Яшу», «Рассказы про Машу» и «Рассказы про Петю и папу». Сюда же вошли «Удивительные приключения Вити Брюквина и его друзей». Заканчивается книга серией веселых стихов.

Что лично мне очень нравится в этих рассказах, так это ненавязчивость воспитательного процесса. Да еще и в удивительно юмористическом стиле.

Например, цикл рассказов о котенке Яше начинается с рассказа «Как котенок Яша учился рисовать». Котенок заявил о себе, как об очень трудолюбивом и жаждущем научиться рисовать ученике. Именно так очень часто себя ведут дети 7 — 9 лет. Мол я очень хочу научиться чему-то и я выполню ВСЕ задания. Далее рассказ показывает совершенно обратное. Впрочем, как и в жизни. Учитель дал задание Яше нарисовать мышонка и вот что из этого получилось:

«…. — А где же мышонок? — спросил учитель.- Я что-то его не вижу.

— Я его съел, — виновато сказал Яша.

— Ладно. Тогда я попрошу тебя нарисовать стакан с молоком….

….. — Ну, показывай свой рисунок!

— Вот,- сказал Яша и снова протянул учителю чистый лист.

— Понимаю: молоко ты, конечно, выпил. А где же стакан?

— Но стакан же прозрачный — его совершенно не видно!…»

Узнаете, как этот коротенький диалог похож порой на наших деток, что пытаются оправдать свою лень?

В цикле рассказов «Про Петю и папу» мне понравилось описание взаимоотношений между папой и сыном. Знаете, я бы, пожалуй, эту книгу посоветовала и родителям! Отличный пример КАК воспитывать детей без ремня. Даже чисто с практической точки зрения можно взять на заметку описанные игры между ребенком и родителем:

«… — Папа,- заметил Петя, — вот интересно: я сказал «пес», а ты сказал «собака». А какое слово правильное?

— Оба слова правильные. Такие слова называются синонимы….

… — А бывают еще слова, противоположные по смыслу. Они называются антонимы.

— Например? — спросил Петя.

— Например, ДЕНЬ — НОЧЬ, ПЛАКАТЬ — СМЕЯТЬСЯ, ТОЛСТЫЙ — ТОНКИЙ…

…. — А знаешь что, — сказал папа, — давай с тобой поиграем в антонимы.

— Давай! А как?

— Вот послушай. Я сейчас буду сочинять маленький рассказ, а ты постарайся мои слова заменять на антонимы, то есть, говорить наоборот….

— Жил-был маленький мальчуган Толик.

Петя подумал и сказал:

— Жил был здоровый старикан Толик….»

В результате получился очень забавный рассказ у папы с Петей. Я от души посмеялась. И подумала, что надо бы и мне поиграть дома с детьми в такую игру. И обучение и веселье. Кстати, сказать, в следующем рассказе папа с Петей играют в другую игру, тоже очень даже интересную.

Леонид Каминский в своей книге «Урок смеха » описывает как отличников, так и двоечников. Потому как у отличников тоже есть недостатки. В рассказе «Знание — сила» как раз описан случай с отличником по прозвищу Круглый из 5 «Ю». А вот в «Удивительных приключениях Вити Брюквина и его друзей» описаны истории о троечнике. Богатая фантазия Вити Брюквина заставляет и восхищаться, и смеяться и плакать одновременно. То он дает интервью инопланетянам, то неожиданно доводит папу почти до нервного срыва, присвоив строки Даниэла Дефо из книги «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо » в своем сочинении о том, как он провел лето, а вот зимние каникулы он описал словами Пушкина . Словом, с этим мальчиком скучать не придется! И дети с удовольствием будут читать о приключениях Вити и его друзей.

Надеюсь, я смогла заинтересовать вас замечательной книгой «Урок смеха » Леонида Давидовича Каминского .

Приятного и поучительного Вам чтения.

У меня есть дочка Маша. Когда она была маленькой, с ней происходили разные забавные истории. Некоторые из них я записал.

Как Маша пошла в школу

Когда первоклассники уселись за парты, учительница спросила:

— Кто знает, зачем нужно ходить в школу?

Витя поднял руку и сказал:

Наташа встала и сказала:

— Чтобы научиться писать.

-— Молодцы, все ответили правильно, — похвалила учительница.

Тут Маша встала, взяла портфель и пошла к двери,

— Ты куда? — удивилась учительница.

— А мне не нужно ходить в школу. Я уже умею читать, писать и считать.

— Это хорошо, — сказала учительница.— Но мне кажется, что ты ещё не всё знаешь. Например, сколько будет, если двадцать пять помножить на пять? Как по-английски будет «кошка»? Где живут пингвины?

— А разве всё это учат в школе? — спросила Маша.

— Конечно. И почему листья зелёные, и почему светятся звёзды, и многое другое. Ну как, остаёшься?

— Остаюсь, — сказала Маша и села за парту.

Пропущенные буквы

— Папа, что ты делаешь? — спросила Маша.

— Да вот, сочиняю рассказ. Но у меня неприятность: испортилась машинка и стала пропускать буквы.

— Знаешь что, — сказала Маша, — ты отдохни, а я прочитаю твой рассказ и сама вставлю пропущенные буквы.

— Ладно, — согласился я, — действуй.

Через десять минут Маша подала мне листок. Вот что там было:

У одной бабушки в доме жила пушистая корова Мурка.

Бабушка её очень любила и угощала парным молотком и репой.

Однажды Мурка решила погулять, подышать свежим вареньем и погреться на сковородке. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала. Неожиданно из-под крыльца выскочила маленькая морковка с длинным хвостом. Мурка ловко поймала её и спела.

На дворе было весело: шумно чирикали озорные веники, плавали в лужах домашние утюги, а на заборе стоял красивый пастух и громко кукарекал.

Вдруг из собачьей конторы вылезла большая злая селёдка. Она увидела Мурку и стала сердито лаять. Тут из дома вышла букашка и прогнала селёдку.

Я прочитал рассказ и громко рассмеялся:

— Ведь ты же нарочно всё перепутала!

— Я знаю, — сказала Маша. — Но зато рассказ получился смешной!

— А что, — сказал я, -— ты права.

Я сделал рисунок к рассказу и всё это послал в «Весёлые картинки».

И рассказ напечатали. Он так и называется «Пропущенные буквы».

Про бабушку и про бегемота Борю

Однажды Маша мне сказала:

— Папа, мы сейчас в школе проходим букву «Б». И Валентина Ивановна попросила тебя — не можешь ли ты для нас сочинить рассказ, чтобы в нём было побольше слов на эту букву?

— Хорошо, — согласился я, — но сначала давай вместе вспомним слова на букву «Б».

Я взял ручку и стал записывать, а Маша начала диктовать:

— Бананы, блины, бублики, бутерброд, банка с вареньем, бутерброд...

— Бутерброд ты уже называла, — сказал я.

— Пусть это будут разные бутерброды, -— ответила Маша, — один с сыром, а другой — с колбасой,

— Что-то у нас с тобой все слова какие-то «съедобные», — сказал я, — даже банка — и то с вареньем!

И мы вспомнили ещё несколько слов, уже «не съедобных»: балерина, бабушка, банк, бандит, благодарность...

— Ага, — сказал я, —- теперь мне понятно, про что будет рассказ!

Этот рассказ вы увидите ниже.

Он очень понравился Валентине Ивановне. Правда, некоторые слова в этом рассказе её немного удивили. Она сказала, что таких слов не бывает. А вы как думаете?

Жила-была одна бабушка. Она была бывшая балерина. Она любила смотреть белевизор. Больше- всего ей нравились бультфильмы и кинокартина «Три мушкетёра» с участием, артиста Боярского.

У бабушки жил бегемот Боря. Бабушка баловала Борю, сшила ему бескозырку с бантиком, учила его играть на балалайке и читала ему перед сном журнал «Бурзилку».

Однажды утром в Бонедельник бабушку и Борю разбудил будильник. Они позавтракали: бабушка съела. булочку и выпила кофе с болоком, а Боря съел блины, бананы, бутерброд с сыром., бутерброд с колбасой и банку брусничного баренья.

Потом бабушка с Борей пошла в булочную, чтобы купить батон, бублики и баранки.

Вдруг на Большом проспекте они увидели бегущих людей. Впереди бежал бородатый бандит, который только что ограбил банк. Он был в берете, безрукавке и босоножках. В руках у него был большой бортфель, болный денег. За бандитом бежали: бледный директор банка, бухгалтер и два бравых билиционера, которые стреляли из бис/полетов в воздух .

Тут бандит увидел стоящий бульдозер. В кабине никого не было — бульдозерист ушёл в баню. Бандит вскочил в кабину и включил ботор. Бульдозер помчался, пугая бешеходов и белосипедистов.

— Безобразие! — крикнула бабушка и что-то прошептала Боре на ухо. Бегемот боменталъно бросился наперерез бульдозеру и своим боком остановил его. Бандит хотел бежать, но Боря схватил его за бедро. Бедняга закричал: «Я больше не буду!»

Всё кончилось благополучно. За поимку опасного бреступника бабушке и Боре объявили благодарность и наградили путёвкой в Болгарию, на берег Чёрного боря.

Каминский Леонид: биография

А сначала мир, а вернее, городок Калинковичи Гомельской области, познакомился с будущим писателем Лёней, появившимся на свет 27 апреля 1931 года. Детство мальчика совпало с военным временем, блокадой Ленинграда и эвакуацией. В 1954 году Каминский Леонид, рассказы которого с удовольствием читает и взрослое, и юное поколение, поступил в инженерно-строительный институт в Ленинграде, где наряду с такими же любителями юмора рисовал стенгазету «Молния» с карикатурами на нерадивых студентов и дружескими шаржами на преподавателей. В 1966 году за плечами остался полиграфический институт в Москве и специальность «художник-график». В качестве дипломной работы Леонидом была представлена книжка смешных рисунков «О больших и маленьких».

Работа в «Боевом карандаше»

Хорошей школой для Леонида Каминского - человека, обладавшего большим зарядом творческого оптимизма, стало содружество поэтов и художников «Боевой карандаш», куда его привел интерес к карикатуре. Это был прославившийся еще со времен войны и блокады Ленинграда своими сатирическими плакатами коллектив, творения которого заставляли людей смеяться над, казалось бы, грустными вещами в нелегких ситуациях. Ведь всем известно, что смех рождает оптимизм, а оптимисты дольше живут. И «Боевой карандаш» стал для Каминского, проработавшего в нем более тридцати лет, хорошей платформой, настраивающей людей воспринимать окружающий мир с легкостью и позитивом.

В тот же период автор и художник по совместительству Каминский Леонид, биография которого знакома большинству школьников, вел в журнале «Костер» юмористический раздел «Веселый звонок», публиковался на страницах «Литературной газеты» в популярном на то время «Клубе 12 стульев» не только с карикатурами, но и юмористическими произведениями. Первый напечатанный рассказ назывался «Графоман».

Востребованность и любовь читателей

Далее была работа в молодежном ленинградском журнале «Аврора» в качестве руководителя отдела юмора «СЛОН». Через некоторое время Каминский Леонид, рассказы которого приобрели большую популярность у детей всей страны, стал постоянным автором в журнале «Веселые картинки», публикуя забавные картинки и смешные произведения для детей дошкольного и младшего школьного возраста в жанре стихи, рисунки, сказки и рассказы. Также автор сотрудничал с детскими журналами «Миша», «Искорка», «Баламут», «Автобус», «Кукумбер», «Буратино».

На протяжении всей жизни Леонид Каминский занимался коллекционированием школьного юмористического фольклора и его публикацией, часто выступал в школах и на эстраде с юмористической программой.

Леонид Каминский: урок смеха

Много лет Леонид Давидович ездил по школам, проводя «уроки смеха»; дети на них не просто веселились, они обхохатывались, сползая со стульев на пол. Для детворы писатель являлся лучшим задушевным другом, его знали тысячи юных петербуржцев. Любая книжка, написанная Леонидом Каминским, несет в себе огромный позитив, характеризуется остроумием и легкостью изложения и интересна как детям, так и их родителям. Дети с легкостью понимают действия главных героев, которые автор описал достаточно точно, словно подслушивал и подглядывал за их мыслями.

Любовь к детям - неисчерпаемый источник для творчества Леонида Каминского

Писатель всегда считал, что в ребенке необходимо развивать самоиронию и умение откликаться на шутки, если государство заинтересовано в формировании общества оптимистов. Общаясь с детьми, Каминский в любом возрасте был молод душой и всегда сохранял детское озорство; из рассказов ребят он черпал идеи для новых книг, самая известная из которых «Уроки смеха» (1986 год). Несмотря на то что автор выставляет напоказ и высмеивает плохие привычки детей, сквозь строки чувствуется огромная любовь Каминского к юным читателям.

Леонид Каминский - самый известный учитель смеха

В нее, кроме собственных стихов, рассказов и рисунков на школьную тематику вошли многие ребячьи истории с подлинными именами и фамилиями авторов. Учитель смеха был собирателем школьного фольклора и его популяризатором. В течение 25 лет до самых последних дней он вел отдел «Веселый звонок» в детском журнале «Костер», откуда и произошло возникновение прозвища Каминского - Учитель смеха. Автор считал, что отдел юмора в журнале для школьников должен вести учитель, а точнее, учитель смеха. Реакция читателей была сногсшибательной: из разных концов приходили тысячи писем с перлами школьного юмора. Также Леонид Давидович, считавший, что человек, у которого отсутствует чувство юмора, опасен для общества, был постоянным автором "Мурзилки", «Веселых картинок» и других изданий для детворы. Его стихотворения входят в школьную программу по литературе.

На сцене театра «Эксперимент» был поставлен спектакль «Уроки смеха», продержавшийся более 10 лет (с 1981 по 1992 год). В нем роль веселого и остроумного учителя сыграл Леонид Каминский. Смешные рассказы о школе автор также вел в паре со своим другом - поэтом Махотиным Сергеем.

Смешная история из жизни Леонида Каминского

Леонид Каминский, как и каждый человек, имел свою смешную историю, которая произошла с его стихотворением «Объявление». Впервые оно было опубликовано в 1983 году - времена, когда объявления вешали не на стены, а на водосточные трубы, в «Веселых картинках». И вот опубликованное стихотворение, в котором рассказывалось о продаже различных вещей и соответствующей картинкой в виде объявления с «бахромой», разрезанной внизу и номером телефона, указанным для правдоподобности, произвело фурор в журнале, тираж которого был огромен. По указанному номеру телефона в Ленинград стали звонить со всех уголков страны, каждый спрашивал о своем: кто о продаже говорящих попугаев, кто об импортных зонтах. Досталось и пенсионеру, имевшему такой же номер в Москве. Последний, разобравшись, в чем дело, пожаловался на журнал «Веселые картинки». В результате этому человеку сменили номер телефона. Но были же еще и другие города с такими же телефонными номерами…

Леонид Каминский, произведения которого любимы и читаемы юным поколением, единственный состоял сразу в четырех творческих союзах Петербурга: художников, журналистов, писателей, театральных деятелей. Скоропостижно ушел из жизни 23 ноября 2005 года перед очередной встречи со школьниками.

В данной статье мы расскажем о Леониде Каминском - журналисте, художнике, писателе и литературном деятеле. Талант этого замечательного человека раскрылся на ниве творчества детей. Книги, написанные автором, интересны, забавны и остроумны. «Учитель смеха», именно так называли Леонида Давыдовича.

Машенька, или с чего все началось

Биография писателя

Леонид Каминский родился 27 апреля 1931 года, в Калинковичах, Гомельской области, в Белоруссии. Детство писателя проходило в военные и послевоенные годы. В 1954 году окончил Ленинградский инженерно-строительный институт. Позже в биографии Леонида Каминского происходит важный момент: он в 1966 году оканчивает Московский полиграфический институт по специальности художник-график. Каминский являлся членом творческих союзов города Санкт-Петербурга: журналистов, художников, писателей и театральных деятелей. С 1966 года был постоянным автором журнала «Веселые картинки», сотрудничал со многими детскими журналами, такими как «Буратино», «Баламут», «Автобус», «Мурзилка», «Искорка» и с другими. С 1979 года являлся редактором-составителем юмористического отдела журнала «Костер». С 1981 по 1992 год в театре «Эксперимент» принимал участие в авторском эстрадном представлении для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Урок смеха», где исполнял роль Учителя смеха. В 1998 году был награжден статуэткой «Золотой Остап» на международном фестивале юмора в номинации «Юмор для детей».

Учитель смеха

Человек, который лишен чувства юмора, социально опасен, именно так считал Леонид Давыдович. В течение двадцати пяти лет он собирал школьный фольклор. Произведения Леонида Каминского для детей входят в школьную хрестоматию по литературе. Для формирования в обществе оптимизма, в первую очередь, необходимо воспитывать в подрастающем поколении самоиронию, умение откликаться на шутки и, самое главное, ценить здоровый юмор - эта и была главная задача Каминского, именно в этом он нашел свое призвание. В журнале «Боевой карандаш» он проработал более тридцати лет, даря людям искры легкого и позитивного отношения к миру. Послужной список Леонида Давыдовича удивляет и одновременно впечатляет, и ты понимаешь, что перед тобой действительно один из немногих «светлых» людей, которым хочется сказать «спасибо» за заряд позитива, продлевающий нашу с вами жизнь. Книги Леонида Каминского интересны и взрослым, и детям, в семейном кругу нет более полезного времяпровождения, чем прочтение его произведений, которые с невероятной легкостью и точностью описывают забавные случаи из жизни школьников. И, несмотря на то, что автор так любит высмеивать дурные черты поведения детей, сквозь строки каждого произведения исходит огромная любовь к своим юным читателям. Рассказы для детей Леонида Каминского были настолько популярны и имели оглушительный успех, что письма с шутками и забавными историями приходили к нему со всех концов Советского Союза.

История стихотворения «Объявление»

Одна забавная история произошла в жизни Леонида Каминского. В 1983 году в журнале «Веселые картинки» было опубликовано стихотворение «Объявление», которое для пущей правдоподобности было оформлено, как настоящее объявление "с бахромой" указанного номера телефона. Именно так и выглядели объявления, которые клеили на водопроводные трубы и стены домов, и самое смешное на номер, указанный в стихотворении стали звонить люди. Кто в шутку, а кто и всерьез интересовался говорящими попугаями и импортными зонтиками. Пенсионер, чья квартира была зарегистрирована под этим номером, был вынужден сменить свой телефон. И ворчун-пенсионер написал жалобу в журнал «Веселые картинки». Вот такая забавная история, которая произошла в реальной жизни с Леонидом Давыдовичем.

Поучительная история о первоклашках

Рассказ Леонида Каминского «Как Маша пошла в школу» была посвящена его дочери Марии. Рассказ получился забавный, легко читающийся, и между тем поучительный. История на первый взгляд незамысловата и проста: первоклассница Маша решила, что раз она умеет и читать, и считать, то ей уже не надо ходить в школу. Учительница сумела заинтересовать маленькую девочку доступными для понимания ребенка примерами из окружающего нас мира. «Почему листья зеленые, почему светят звезды, и как по-английски будет «кошка»?» Вот так просто, на первый взгляд, и так мудро, не причиняя малышке боли, не показывая ей своего превосходства, она разбудила в ней любопытство. Бережное отношение, подпитанное огромной любовью к маленьким детям - вот мораль этого рассказа. «Остаюсь» - сказала Маша и снова села за парту. Смешная, умная, но еще такая маленькая, девочка получила свой первый урок, значение которого значимо для нее настолько, что она в силу своего небольшого возраста не осознала этого до конца. Этот рассказ в первую очередь будет поучительным, в хорошем смысле этого слова, для многих учителей и родителей.

Необычайная книга, или коллекция цитат из школьных сочинений

В 2008 году в Петербурге вышла в свет необычайная книга «История государства Российского в отрывках из школьных сочинений», автор этого увлекательного детского шедевра годами собирал всевозможные ляпы учеников. Леонид Каминский хотел издать эту книгу еще при жизни, но не успел. Эта была, нет, почему же, она есть, самая замечательная коллекция Леонида Давыдовича отрывков из школьных сочинений, настоящая путаница из слов, но в детстве невозможно без путаницы. Итак, в качестве примера приведем некоторые из них. «Когда правил Петр I? - С 40 по 46 параграф». Или вот одно из самых любимых: «Деда Мороза я узнал по кроссовкам, это был наш физрук». И напоследок такая цитата: «Революционеры не дрожали за свою шкуру. Они дрожали за шкуру других». «Катерина, чтобы избежать самодурства Кабанихи, решила утопиться, потому что хотела всю свою жизнь оставаться свободной». Рисунки, которые рисовал к своим рассказам Леонид Давыдович, похожи на детские, такие же полные наивности и "неумелости", даже подписи под ними Каминский делал "от руки" как в школьных тетрадках.

Слова благодарности - лучшая награда для писателя

Читая отзывы с добрыми и душевными словами благодарности, хотелось бы добавить следующее: произведения Леонида Каминского интересны для детей начальной и средней школы, так как именно в этом возрастном периоде им любопытно читать о тех событиях и случаях, которые происходили с их сверстниками. Особенно, если они написаны с известной долей юмора. Также стоить учесть тот факт, что на сегодняшний день нагрузки в школе для детей существенны, а произведения Леонида Каминского замечательно подходят для эмоциональной разрядки школьника, нет нареканий за неуспеваемость, все истории из реальной жизни, написанные простым для понимания языком.

Школьный театр, или троечка за тигра

Разновидность сценического творчества - это школьный театр. Как много было поставлено сценок по произведениям Леонида Давыдовича! Сколько доброты, юмора и смеха было подарено со сцен школьных театров. Ценить прекрасное, избегать душевной пустоты учит эта детская творческая мастерская. Произведения Каминского разнообразны и интересны. В качестве примера можно привести рассказ Леонида Давыдовича «Троечка за тигра», где отец и сын играют в слова, которые начинаются на букву «Т», и находятся в этой комнате. Телевизор, тумбочка, телефон и …тигр.

Детская находчивость и непосредственность, и взрослая наблюдательность соединились в этом рассказе, который может, и был поставлен на сценах школьных театров. Все творчество Каминского такое «наше» и родное, понятное и смешное, доброе и расслабляющее.

Заключение

В заключение, подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить тот факт, что самая главная задача, которую поставил перед собой Леонид Каминский, была с блеском им выполнена. Что же это за задача? Как говорил сам Леонид Давыдович, самое главное научить детей… смеяться. Смешить детей - дело приятное, это не только работа, но и удовольствие. Леонид Каминский остался в памяти, как задушевный человек, большой друг детворы, обладатель потрясающего заряда юмора и творческого оптимизма. Скончался Леонид Давыдович в 2005 году 23 ноября в Санкт-Петербурге на 75-ом году жизни.

Однажды папа попросил Петю:

— Сходи, пожалуйста, в булочную за хлебом!

— Мне лень! — ответил Петя.

— А ты, оказывается, ленивый! — сказал папа. — Это плохо!

— А разве ленивому плохо? — возразил Петя. — Лежишь себе на диване, сосёшь «Барбариски» и читаешь при свете торшера интересную книжку с картинками. Вовсе даже неплохо!

— Неплохо, — согласился папа. — Но представь, что рабочие с карамельной фабрики вдруг скажут: «Нам лень делать конфеты!» Тогда ты останешься без «Барбарисок».

— Хорошо, — сказал папа. — А если электрики скажут, что им лень давать ток? Выключат они свои рубильники и пойдут отдыхать. Как ты будешь читать в темноте?

— Ладно, — сказал папа. — Но ты забыл про писателей и художников, которые делают книжки. Однажды они скажут: «Нам лень сочинять и рисовать!» Тогда что ты будешь читать?

— Ну и пусть, — ответил Петя. — Я буду просто лежать. Это ещё полезнее для глаз.

— Допустим, — сказал папа. — А теперь представь, что мастерам-мебельщикам станет лень делать диваны и кровати. На чём ты будешь тогда лежать?

— Ну и пусть, — ответил Петя. — Можно прекрасно лежать на полу. Говорят, что на твёрдом лежать ещё полезнее.

— Ладно, — сказал папа, — а если строители домов...

— Понятно, — перебил Петя. — Тогда я просто буду гулять по улице. Дышать свежим воздухом ещё полезнее, чем лежать.

— Вот и прекрасно! — сказал папа. — Раз ты будешь гулять по улице, то зайди, пожалуйста, в булочную за хлебом!

С. Силин

ЧЕМОДАН ДЛЯ НЕПОСЕДЫ

Когда до Нового года оставалось всего ничего, в дверь постучали.

Марфуша залезла на табуретку и посмотрела в глазок. На лестничной площадке стоял старичок с большим чемоданом в одной руке и мешком в другой. Вид у старичка был подозрительный.

— Кто там? — спросила Марфуша.

— Дед Мороз! — ответил неизвестный и укоризненно покачал головой. — Не признала...

— А документы у вас есть?

— О господи! — вздохнул старичок. — Никто сразу не верит. Что за времена такие?..

— Я пошутила, — сказала Марфуша. — Проходите сквозь дверь!

— Вот это другой разговор! — повеселел гость. — Ты только табуреточку убери и сама отодвинься.

Дед Мороз прошёл сквозь дверь, опустил на коврик мешок, в котором сразу кто-то завозился и заворчал, поставил рядом чемодан, сел на него и произнёс:

— Вы мне подарки принесли? — заулыбалась Марфуша, поглядывая то на пошевеливающийся мешок, то на чемодан.

— Насчёт тебя ничего не знаю, — ответил Дед Мороз, снимая старые варежки. — Мешок вообще не сюда, а чемодан Петьке Оклахомову. Надеюсь, он здесь живёт?

— Здесь, — оторопела Марфуша.

— А ты ему кем приходишься?

— Дочкой.

— Ишь ты! — удивился Дед Мороз. — Как время-то бежит! А самого Петьки, значит, опять дома нет?

— Не Петьки, а Петра Николаевича, — поправила Деда Мороза Марфуша.

— Для нас, Дедов Морозов, все равны! — сказал Дед Мороз и достал из кармана мятый листок бумаги и огрызок карандаша. — В хоккей, поди, убежал играть?

— Вы что? — возмутилась Марфуша. — Папа давно уже солидным человеком стал. Он теперь только на компьютере играет!

— Чудно! — покачал головой Дед Мороз, расправляя бумажку на колене. — Он ведь мне этот подарок ещё в третьем классе заказал. А сам с ребятами отправился на горку кататься. Я пришёл — его нет! И на следующий год не застал, и через два года. Как ни приду, он всё в другом месте!

— Да, тяжело вам, — посочувствовала Деду Морозу Марфуша.

— Вот и я думаю, если уж ты подарок заказал, то и сиди дома, жди Деда Мороза.

— Сидеть дома скучно! — вздохнула Марфуша. — Я бы тоже куда-нибудь ушла, да мама не разрешает.

— И правильно делает! — сказал Дед Мороз, протягивая Марфуше бумажку. — Распишись вот здесь, что подарок получила. Сил моих больше нет этот чемодан таскать!

— А в чемодане что? — полюбопытствовала Марфуша, расписываясь в бумажке.

— Что твой папка заказывал, то и лежит.

Дед Мороз спрятал бумажку в карман и поднялся с чемодана.

— А мне подарка не будет? — удивилась Марфуша.

— А ты заказывала?

— Неделю назад открытку отправила!

— Значит, в пути твой подарок. Сиди дома и жди! Эх, то ли дело в старые годы было! Когда ни придёшь — всех дома застанешь!

Дед Мороз перекинул через плечо мешок, в котором снова кто-то заворчал и завозился, и вышел сквозь дверь.

Марфуша кое-как перетащила тяжёлый чемодан к ёлке и, усевшись на него, стала ждать своего Деда Мороза. Но дождалась только папу с мамой.

Папа чемодану страшно обрадовался, опустился перед ним на колени, открыл крышку и сказал:

— Вот это да!

В чемодане было полным-полно шоколадных конфет, яблок, мандаринок и прочих вкусностей. Уткнувшись носом в конфеты, папа принялся вдыхать их аромат.

Часы начали бить двенадцать.