МЕМУАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА – литература в жанре мемуаров (франц. mémoires, от лат memoria память), разновидность документальной литературы и в то же время один из видов «исповедальной прозы». Подразумевает записки-воспоминания исторического лица о реальных событиях прошлого, очевидцем которых ему довелось быть. Основные предпосылки труда мемуариста – строгое соответствие исторической правде, фактографичность, хроникальность повествования (ведение рассказа по вехам реального прошлого), отказ от «игры» сюжетом, сознательных анахронизмов, нарочито художественных приемов. Эти формальные признаки сближают мемуары с жанром дневника, с той существенной разницей, что, в отличие от дневника, мемуары подразумевают ретроспекцию, обращение к достаточно отдаленному прошлому, и неизбежный механизм переоценки событий с высоты накопленного мемуаристом опыта. в воспоминаниях История моего современника (1954) так выразил идеальные устремления мемуариста: «В своей работе я стремился к возможно полной исторической правде, часто жертвуя ей красивыми или яркими чертами правды художественной. Здесь не будет ничего, что мне не встречалось в действительности, чего я не испытал, не чувствовал, не видел».

По своему материалу, достоверности и отсутствию вымысла мемуары близки к исторической прозе, научно-биографическим, автобиографическим и документально-историческим очеркам. Однако от автобиографии мемуары отличает установка на отображение не только и не столько личности автора, сколько окружавшей его исторической действительности, внешних событий – общественно-политических, культурных и т.д., к которым в большей или меньшей степени он оказался причастен. В то же время, в отличие от строго научных жанров, мемуары подразумевают активное присутствие голоса автора, его индивидуальных оценок и неизбежной пристрастности. Т.е. один из конструктивных факторов мемуарной литературы – авторская субъективность.

Мемуарная литература – важный источник историографии, материал исторического источниковедения. В то же время по фактической точности воспроизводимого материала мемуары практически всегда уступают документу. Потому историки вынуждены подвергать событийные факты из воспоминаний общественных и культурных деятелей критической сверке с имеющимися объективными сведениями. В случае, когда некий мемуарный факт не находит ни подтверждения, ни опровержения в доступных документах, свидетельство о нем рассматривается историографией как научно состоятельное лишь гипотетически.

Устойчивые признаки мемуаров как формы словесности – фактографичность, преобладание событий, ретроспективность, непосредственность свидетельств, что никак не обеспечивают «чистоты жанра». Мемуары остаются одним из наиболее подвижных жанров с чрезвычайно нечеткими границами. Далеко не всегда мемуарные признаки свидетельствуют о том, что читатель имеет дело именно с мемуарами. Так, на первой странице наделенной всеми вышеназванными признаками книги С.Моэма Подводя итоги (1957) автор предупреждает о том, что это произведение – не биография и не мемуары. Хотя его взгляд неизменно уходит в прошлое, основная установка здесь не в воссоздании былого, а в исповедании художественной веры, подведении итогов полувекового литературного пути. По жанру книга Моэма – не мемуары, а развернутое эссе.

В 19 в., по мере развития принципа историзма, уже достигшая зрелости мемуарная проза осмысляется как важный источник научно-исторических реконструкций. Сразу же дают о себе знать попытки злоупотребления такой репутацией жанра. Возникают псевдомемуары и разнообразные мемуарные мистификации. Особенно явно эти тенденции заметны в сочинениях, посвященных сугубо мифологизированным фигурам истории и уже завершившимся циклам прошлого. Как следствие, возможны досадные исторические заблуждения в трудах, построенных на неосновательных мемуарных источниках. Так, Д.С.Мережковский в своем этюде об А.С.Пушкине из цикла Вечные спутники (1897) всю концепцию творчества поэта выстроил на записках приятельницы Пушкина А.О.Смирновой. Однако по прошествии нескольких лет выяснилось, что эти воспоминания целиком фальсифицированы ее дочерью, О.Н.Смирновой. Другой пример – мемуары Петербургские зимы Г.Иванова , посвященные воссозданию атмосферы предреволюционных лет «серебряного века». Есть основания считать его художественным текстом, основанном на условной литературной технике. Литература русской послереволюционной эмиграции, в которой мемуары вообще играли особо значимую роль, дала наряду с шедеврами прозы в жанре воспоминаний и множество образцов мистифицированной и фальсифицированной мемуаристики (поддельный «дневник» фрейлины императрицы Александры, покровительницы Г.Распутина А.А.Вырубовой и др.).

В литературе 19–20 вв. нередко под мемуары стилизуются сугубо художественные произведения с вымышленным сюжетом. Цель такого приема может быть разной: от воссоздания через жанр атмосферы времени (Капитанская дочка (1836) Пушкина, где использование в «Записках» Петра Гринева мемуарного жанра – одной из основных форм словесности 18 в. – выступает приемом стилизации «под екатерининскую эпоху») до придания тексту особой искренности, достоверности, композиционной свободы и иллюзии независимости от «воли автора» (Неточка Незванова (1849) и Маленький герой (из неизвестных мемуаров) (1857) Ф.М.Достоевского).

Нередко автобиографические произведения по своим литературным качествам неотличимы от мемуаров. Но эти жанры могут преследовать и разные задачи. Автобиография легче подвергается беллетризации, переходу в художественную словесность. Так, в автобиографической трилогии Л.Н.Толстого Детство (1852), Отрочество (1854), Юность (1857) воспоминания подчинены не собственно мемуарной, а художественной задаче – психологическому исследованию характера и творческому осмыслению важных для автора философских категорий (сознание, разум, понимание и т.д.). По этой причине в жанровом отношении трилогия Толстого ближе к роману , чем мемуарам.

Возможны и прямо противоположные случаи. Так, в Семейной хронике (1856) и Детских годах Багрова-внука (1858) С.Т.Аксакова главный герой выступает под вымышленным именем, что естественно для художественной литературы. Однако задача автора здесь сугубо мемуарная: воскрешение прошлого и его «атмосферы», правдивое воспоминание о былом. В жанровом отношении обе книги принадлежат именно к мемуарной литературе. Не случайно откровенно мемуарно-документальные Воспоминания (1856) Аксакова воспринимаются как непосредственное продолжение дилогии о Багрове.

Подвижности мемуарного жанра способствует и его стилистическая вариативность. Повествование здесь может быть отмечено и красочностью художественной прозы (Детство (1914) и В людях (1916) М.Горького), и публицистической пристрастностью (Люди, годы, жизнь (1960–1965) И.Эренбурга), и строго научным обоснованием происходящего (5–7 части Былого и дум (1852–1867) А.И.Герцена). Шаткость границы между мемуарами и художественными, публицистическими, научными жанрами определилась в русской и западноевропейской литературах уже к середине 19 в. Тому немало способствовали кризис романтизма и укрепление новой эстетики, нацеленной на подражание действительности в ее социальной конкретности, – эстетики реализма. В.Г.Белинский в статье Взгляд на русскую литературу 1847 года (1848) уже фиксирует эту жанровую аморфность мемуарной прозы: «Наконец самые мемуары, совершенно чуждые всякого вымысла, ценные только по мере верной и точной передачи ими действительных событий, самые мемуары, если они мастерски написаны, составляют как бы последнюю грань в области романа, замыкая ее собою».

Непревзойденный образец зрелой и в то же время чрезвычайно сложной в жанровом отношении, многосоставной мемуарной прозы – Былое и думы Герцена. По мере реализации замысла автора это сочинение превращалось из записок о сугубо личном, семейном прошлом в подобие «биографии человечества». Здесь достигается намеренное слияние жанровых признаков воспоминаний и публицистики, «биографии и умозрения», дневника и литературных портретов, беллетристических новелл, научной фактографии, исповеди, очерка и памфлета. В результате возникает такая литературная форма, которая, по словам автора, «нигде не шнурует и нигде не жмет». Герой книги – не сам автор (как в обычных, одномерных с точки зрения жанра мемуарах) и не современная ему история (как в исторических хрониках), а сложнейший процесс событийного и духовного взаимодействия личности и общества в определенную эпоху. Книга Герцена вышла за естественные границы собственно мемуарной прозы и стала важнейшим программным текстом эпохи «критического реализма» в европейской литературе. Характерно, что западная критика могла усматривать за этим текстом еще более широкое историко-литературное значение. Так, отзыв об авторе Белого и дум в одном из номеров лондонской газеты «The Leader» за 1862 завершался выводом: «Гете мог бы усмотреть в нем яркое подтверждение теории грядущей универсальной литературы».

В первой пол. 20 в. в эпоху т.н. «конца романа», когда литература переживала кризис традиционных условных форм и переключалась на пограничье между вымыслом и документом, появляется череда синтетических текстов (На западном фронте без перемен (1929) Э.М.Ремарка, Жизнь в цвету (1912) А.Франса, Шум времени (1925) О.Мандельштама , позднее в русле той же традиции – Алмазный мой венец (1978) В.Катаева и др.). В них мемуарное начало включено в органику художественной литературы. Исторический материал, реальная жизнь автора претворяется в факт искусства, а стилистика подчинена задаче произвести на читателя эстетическое воздействие. О зрелости и завершенности процесса «усыновления» мемуарной прозы художественной литературой 20 в. свидетельствуют факты пародийного использования ее законов в жанре романа (Признания авантюриста Феликса Круля (1954) Т.Манна).

Мера исторической содержательности мемуаров и сам тип их практического использования разными гуманитарными дисциплинами как источников во многом зависят от личности автора. Если мемуарист – яркая и чрезвычайно значимая для истории и культуры личность, то фокус интереса в читательском и исследовательском восприятии его текста неизбежно сориентирован на самого автора. Исторический материал при этом отходит на обочину внимания. Яркий пример сочинения такого рода – Десять лет в изгнании (1821) мадам де Сталь , выдающейся женщины эпохи, одной из блистательных писательниц и культурных деятельниц романтизма. Образец воспоминаний иного типа оставил герцог Сен-Симон. Его Мемуары (опубл. в 1829–1830) ценны прежде всего маленькими фактами, деталями, скрупулезно передающими атмосферу придворной жизни Парижа последнего двадцатипятилетия царствования Людовика XIV и периода регентства. Как следствие, воспоминания мадам де Сталь – объект внимания прежде всего литературоведов, мемуары Сен-Симона – историков. С 1940-х благодаря исследователям «Школы Анналов» (Л.Февр, Ф.Бродель , Ж. Ле Гофф и др.) историческая наука переживает всплеск интереса к запискам-воспоминаниям ничем не примечательных и непубличных людей. Их сочинения (по типу: «записки немецкого мельника середины 17 в.», «записки лондонского купца средней руки начала 18 в.» и т.д.) помогают восстановить объективную историю быта, выявить определенные социальные стереотипы, фиксирующие характерное, стандартное, а не исключительное. Мемуарная продукция такого рода – важный источник истории цивилизации и исторической социологии.

Свое происхождение мемуарная литература ведет от воспоминаний Ксенофонта о Сократе (4 в. до н.э.) и его Анабасиса (401 до н.э.) – записок о военном походе греков. Античные образцы жанра, к которым принадлежат также Записки о Галльской войне Юлия Цезаря (I в. до н.э.), безличностны и тяготеют к исторической хронике. Христианское средневековье (Исповедь (ок. 400) Бл. Августина , История моих бедствий (1132– 1136) П.Абеляра , отчасти Новая жизнь (1292) Данте и др. памятники) привносит в жанр развитое чувство внутреннего «я» повествователя, нравственный самоанализ и покаянную тональность. Раскрепощение личности и развитие индивидуалистического сознания в эпоху Возрождения, рельефно отраженные в Жизни Бенвенуто Челлини (1558–1565), подготовили расцвет мемуаристики в 17–18 вв. (Сен-Симон, кардинал Дж.Мазарини, Ж.-Ж.Руссо и др.)

В 19–20 вв. одним из ведущих жанров словесности становятся воспоминания писателей и о писателях. Тем самым формируется собственно литературная мемуаристика, свои воспоминания оставляют И.-В.Гете , Стендаль , Г.Гейне , Г.-Х. Андерсен , А.Франс , Р.Тагор , Г.Манн , Р.Роллан , Ж.-П.Сартр , Ф.Мориак и др.

В России мемуарная литература ведет начало от Истории о Великом Князе Московском (сер. 16 в.) Андрея Курбского . Важная веха в становлении личностного самосознания в русской литературе – автобиографическое Житие (1672–1675) протопопаАввакума . Яркие памятники русской мемуаристики 18 в. – Жизнь и приключения Андрея Болотова (ок. 1780), Собственноручные записки императрицы Екатерины II (опубл. в 1907), Записки (опубл. в 1804–1806) Е.Р.Дашковой, Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях (1789) Д.И.Фонвизина . Бурное развитие мемуарной литературы в России 19 в. связано с воспоминаниями Н.И.Тургенева, декабристов И.Пущина, И.Якушкина, М.Бестужева, литератора Н.Греча, цензоров А.Никитенко, Е.Феоктистова, писателей И.С.Тургенева, И.А.Гончарова и др. Фактическими подробностями в описаниях литературного быта 2-й пол. 19 в. ценны мемуары А.Я.Панаевой, Н.А.Огаревой-Тучковой, Т.А.Кузминской. Общественная обстановка этих лет отражена в Записках революционера (1899) П.А.Кропоткина, На жизненном пути (опубл. в 1912) А.Ф.Кони.

Оживление мемуарной литературы, связанное с чередой опубликованных в СССР и в эмиграции воспоминаний о предреволюционной и революционной эпохе, приходится на 1920–1930-е гг. (мемуары К.Станиславского, В.Вересаева, А.Белого , Г.Чулкова и др.).

Новый всплеск мемуарной словесности в СССР, вызванный «хрущевской оттепелью», начинается с середины 1950-х. Публикуются многочисленные воспоминания о писателях, не вполне укладывавшихся с структуру советской идеологии: В.Маяковском, С.Есенине, Ю.Тынянове и др. Выходят многочисленные мемуарные очерки К.Чуковского, Повесть о жизни (1955) К. Паустовского, сборники воспоминаний о Е.Шварце, И.Ильфе и Е.Петрове. В основанной издательством «Художественная литература» в 1960-е серии «Литературные мемуары» печатаются воспоминания А. и П.Панаевых, П.Анненкова, Т.П. Пассек, сборники мемуаров о Н.В.Гоголе, М.Ю.Лермонтове, В.Г.Белинском, Л.Н.Толстом, Ф.М.Достоевском.

С конца 1980-х публикуются материалы о художественной жизни «серебряного века» и воспоминаний представителей русской эмиграции (На Парнасе Серебряного века (1962) К.Маковского, На берегах Невы (1967) и На берегах Сены (1983) И.Одоевцевой, Бодался теленок с дубом (1990) А.Солженицына ,Курсив мой Н.Берберовой и др.), ранее не издававшиеся.

С начала 1990-х в России из-под пера современных политических и культурных деятелей выходит лавина мемуаров, многие из которых скорее является фактом общественной жизни, чем собственно литературы.

Вадим Полонский

Литература:

Геннади Г. Записки (мемуары) русских людей. Библиографические указания // Чтения в Императорском обществе Истории и Древностей Российских при Московском университете . 1861, кн. 4
Пыляев М.И. Записки русских людей // Исторический вестник, 1890. Т. 39
Указатель воспоминаний, дневников и путевых записок XVIII–XIX вв . М., 1951
Аннотированный указатель мемуарной литературы . Ч. 1, М., 1985. Ч. 2, 1961
Кардин В. Сегодня о вчерашнем. Мемуары и современность . М., 1961
Катанян В. О сочинении мемуаров // Новый мир, 1964, № 5
Елизаветина Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров // Русский и западноевропейский классицизм . Проза. М., 1982
Литературные мемуары XX века: Аннотированный указатель . 1985–1989 гг . М., 1995. Ч. 1–2



Что такое "Мемуары"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Мемуары мемуа?ры (от франц. m?moires – воспоминания), литературное повествование участника общественной, политической, литературно-художественной жизни о событиях, свидетелем или действующим лицом которых он был, о людях, с которыми он соприкасался. Мемуары являются разновидностью документальной литературы и в то же время одним из видов исповедальной прозы (автобиография, исповедь), примыкают к исторической прозе, очерку, биографии. Мемуары могут содержать воспоминания рядового человека о своей «обыкновенной» жизни, передавая аромат определённой эпохи, мысли, чувства, умонастроения и ожидания «средних» людей того или иного времени, того или иного социального, возрастного, психофизиологического или возрастного статуса. В этом плане мемуары относятся к жанрам, пограничным между собственно литературой и бытовыми письмами и дневниками, не рассчитанными на публикацию. Зарождение мемуаров связывают с воспоминаниями Ксенофонта (ок. 445 – ок. 355 до н. э.) о Сократе и «Записками о галльской войне» Юлия Цезаря (100 или 102-44 до н. э.). В дальнейшей литературе выделяются «История моих бедствий» (1132–36) П. Абеляра, «Новая жизнь» (1292) Данте, «Поэзия и правда из моей жизни» (1811-33) И. В. Гёте, «Исповедь» (1766-69) Ж. Ж. Руссо, «Десять лет в изгнании» (неоконч., изд. в 1821) Ж. де Сталь; в русской литературе – «Былое и думы» (1855-68) А. И. Герцена, «Запечатлённый труд» (1921-22) В. Н. Фигнер, «Люди, годы, жизнь» (1961-65) И. Г. Эренбурга, трилогия В. П. Катаева «Святой колодец» (1966), «Трава забвения» (1967), «Алмазный мой венец» (1978); «На берегах Невы» (1967) и «На берегах Сены» (1983) И. В. Одоевцевой, «Глазами человека моего поколения» (опубл. 1988) К. М. Симонова, «Бодался телёнок с дубом» (1990) А. И. Солженицына. Особое место среди мемуаров занимают записки и воспоминания видных государственных деятелей, в т. ч. русской императрицы Екатерины II, главы английского правительства в период 2-й мировой войны У. Черчилля. Устойчивые признаки жанра: фактографичность, событийность, ретроспективность, непосредственность авторских суждений, живописность, документальность. Непременным свойством мемуаров является их субъективизм в отборе фактов, в их освещении и оценке; распространённый приём художественной характеристики – портрет. Мемуары – незаменимый источник сведений о событиях ушедшего времени, вкусах, нравах, обычаях, системе эстетических и духовных ценностей, важное подспорье для литературоведческих, социально-исторических и культурологических исследований. Мемуары в «чистом» виде могут отождествляться с произведениями художественной литературы мемуарного характера («Педагогическая поэма», 1933–1936, А. С. Макаренко), нередко с «зашифрованными» персонажами («Алмазный мой венец» В. П. Катаева). Известны мемуары-мистификации (поддельный «дневник» фрейлины последней русской императрицы А. А. Вырубовой). В 20–21 вв. мемуары в форме воспоминаний, зарисовок, вымышленных диалогов, полемики «задним числом», дневниковых записей и т. п. – один из самых актуальных жанров. В России это так называемая «лагерная» литература, несущая не только правду о трагических страницах новейшей отечественной истории, но и мощный заряд социального и политического обличения: «Крутой маршрут» (1967-80) Е. С. Гинзбург, «Архипелаг ГУЛАГ» (1973) А. И. Солженицына, «Погружение во тьму» (1987) О. Н. Волкова, «Колымские рассказы» (1954-73) В. Т. Шаламова и др. К мемуарам относятся коллективные сборники воспоминаний, объединённые либо общностью авторов (профессия, возраст, национальность, биография, идейная, художественно-эстетическая близость), либо объектом воспоминаний (воспоминания современников об А. С. Пушкине, воспоминания участников литературного течения имажинизм).

Мемуары - МЕМУАРЫ, Цов. Записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником или уча... Толковый словарь Ожегова

Мемуары - (франц. Memoires), записки современников - повествования о событиях, в которых автор М. принимал уч... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Мемуары - (франц. memoires, от лат. memoria - память) воспоминания о прошлом, написанные участниками... Большая Советская энциклопедия

Мемуары - МЕМУАРЫ, мемуаров, ед. нет, м. (фр. mйmoires). 1. Литературное произведение в форме записок о прошлы... Толковый словарь Ушакова

Мемуары - мн. 1. Литературное произведение, повествующее в форме записок от лица автора о событиях прошлого, ...

Значение слова МЕМУАРЫ в Толковом словаре русского языка Ушакова

МЕМУАРЫ

мемуаров, ед. нет, м. (фр. mйmoires).

1. Литературное произведение в форме записок о прошлых событиях, современником или участником к-рых был автор (лит.).

2. Одно из названий печатных трудов ученых учреждений (устар.).

Ушаков. Толковый словарь русского языка Ушакова. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МЕМУАРЫ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МЕМУАРЫ в Высказываниях известных людей:
  • МЕМУАРЫ в Словаре Одно предложение, определения:
    - книга о жизни, которую хотел бы прожить автор. …
  • МЕМУАРЫ в Афоризмах и умных мыслях:
    книга о жизни, которую хотел бы прожить автор. …
  • МЕМУАРЫ в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от франц. memoire - память, воспоминание) - вид эпической словесности: хроникальное и фактографическое повествование от лица автора, в котором …
  • МЕМУАРЫ в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. memoires - воспоминания) разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых …
  • МЕМУАРЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (франц. memoires, от лат. memoria - память), воспоминания о прошлом, написанные участниками или современниками каких-либо событий. Создаются на основе личного …
  • МЕМУАРЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (франц. M?moires), записки современников — повествования о событиях, в которых автор М. принимал участие или которые известны ему от очевидцев. …
  • МЕМУАРЫ в Современном энциклопедическом словаре:
    (французское memoires - воспоминания), разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых …
  • МЕМУАРЫ
    [от французского memoires воспоминания] 1) литературное произведение в форме записок о прошлых событиях, современником или участником которых был автор; 2) …
  • МЕМУАРЫ в Энциклопедическом словарике:
    ов, ед. устар. или ирон. мемуар, а, м. 1. Записки о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий. Писать …
  • МЕМУАРЫ в Энциклопедическом словаре:
    , -ов. Записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий. Военные м. II прил. мемуарный, -ая, …
  • МЕМУАРЫ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МЕМУ́АРЫ (франц. memoires - воспоминания), разновидность док. лит-ры, лит. повествование участника обществ., лит., худ. жизни о событиях и людях, современником …
  • МЕМУАРЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (франц. M emoires), записки современников? повествования о событиях, в которых автор М. принимал участие или которые известны ему от …
  • МЕМУАРЫ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    мемуа"ры, мемуа"ров, мемуа"рам, мемуа"ры, мемуа"рами, …
  • МЕМУАРЫ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ов, только мн. 1) Литературное произведение, повествующее в форме записок от лица автора о событиях прошлого, участником или свидетелем которых …
  • МЕМУАРЫ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: воспоминания, …
  • МЕМУАРЫ в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. memoires воспоминания) 1) автобиографические записки; воспоминания о событиях и лицах прошлого, прямо или косвенно причастных к жизни автора; …
  • МЕМУАРЫ в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. автобиографические записки; воспоминания о событиях и лицах прошлого, прямо или косвенно причастных к жизни автора; 2. уст. научные …
  • МЕМУАРЫ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: воспоминания, …
  • МЕМУАРЫ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • МЕМУАРЫ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: воспоминания, …
  • МЕМУАРЫ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    мн. 1) Литературное произведение, повествующее в форме записок от лица автора о событиях прошлого, участником или свидетелем которых он был. …
  • МЕМУАРЫ в Словаре русского языка Лопатина:
    мему`ары, …

от франц. mЕmoires – воспоминания), литературное повествование участника общественной, политической, литературно-художественной жизни о событиях, свидетелем или действующим лицом которых он был, о людях, с которыми он соприкасался. Мемуары являются разновидностью документальной литературы и в то же время одним из видов исповедальной прозы (автобиография, исповедь), примыкают к исторической прозе, очерку, биографии. Мемуары могут содержать воспоминания рядового человека о своей «обыкновенной» жизни, передавая аромат определенной эпохи, мысли, чувства, умонастроения и ожидания «средних» людей того или иного времени, того или иного социального, возрастного, психофизиологического или возрастного статуса. В этом плане мемуары относятся к жанрам, пограничным между собственно литературой и бытовыми письмами и дневниками, не рассчитанными на публикацию.

Зарождение мемуаров связывают с воспоминаниями Ксенофонта (ок. 445 – ок. 355 до н. э.) о Сократе и «Записками о галльской войне» Юлия Цезаря (100 или 102–44 до н. э.). В дальнейшей литературе выделяются «История моих бедствий» (1132–36) П. Абеляра, «Новая жизнь» (1292) Данте, «Поэзия и правда из моей жизни» (1811–33) И. В. Гете, «Исповедь» (1766–69) Ж. Ж. Руссо, «Десять лет в изгнании» (неоконч., изд. в 1821) Ж. де Сталь; в русской литературе – «Былое и думы» (1855–68) А. И. Герцена, «Запечатленный труд» (1921–22) В. Н. Фигнер, «Люди, годы, жизнь» (1961–65) И. Г. Эренбурга, трилогия В. П. Катаева «Святой колодец» (1966), «Трава забвения» (1967), «Алмазный мой венец» (1978); «На берегах Невы» (1967) и «На берегах Сены» (1983) И. В. Одоевцевой, «Глазами человека моего поколения» (опубл. 1988) К. М. Симонова, «Бодался теленок с дубом» (1990) А. И. Солженицына. Особое место среди мемуаров занимают записки и воспоминания видных государственных деятелей, в т. ч. русской императрицы Екатерины II, главы английского правительства в период 2-й мировой войны У. Черчилля. Устойчивые признаки жанра: фактографичность, событийность, ретроспективность, непосредственность авторских суждений, живописность, документальность. Непременным свойством мемуаров является их субъективизм в отборе фактов, в их освещении и оценке; распространенный прием художественной характеристики – портрет. Мемуары – незаменимый источник сведений о событиях ушедшего времени, вкусах, нравах, обычаях, системе эстетических и духовных ценностей, важное подспорье для литературоведческих, социально-исторических и культурологических исследований. Мемуары в «чистом» виде могут отождествляться с произведениями художественной литературы мемуарного характера («Педагогическая поэма», 1933–1936, А. С. Макаренко), нередко с «зашифрованными» персонажами («Алмазный мой венец» В. П. Катаева). Известны мемуары-мистификации (поддельный «дневник» фрейлины последней русской императрицы А. А. Вырубовой). В 20–21 вв. мемуары в форме воспоминаний, зарисовок, вымышленных диалогов, полемики «задним числом», дневниковых записей и т. п. – один из самых актуальных жанров. В России это так называемая «лагерная» литература, несущая не только правду о трагических страницах новейшей отечественной истории, но и мощный заряд социального и политического обличения: «Крутой маршрут» (1967–80) Е. С. Гинзбург, «Архипелаг ГУЛАГ» (1973) А. И. Солженицына, «Погружение во тьму» (1987) О. Н. Волкова, «Колымские рассказы» (1954–73) В. Т. Шаламова и др. К мемуарам относятся коллективные сборники воспоминаний, объединенные либо общностью авторов (профессия, возраст, национальность, биография, идейная, художественно-эстетическая близость), либо объектом воспоминаний (воспоминания современников об А. С. Пушкине, воспоминания участников литературного течения имажинизм).

Отличное определение

Неполное определение ↓

МЕМУАРЫ

исторические (франц. m?moires, от лат. memoria - память) - воспоминания автора об историч. событиях, участником или очевидцем к-рых он был, один из видов источников исторических. Четких граней, отделяющих М. от др. видов источников личного происхождения, нет (иногда в круг М. включают наряду с воспоминаниями также дневники, автобиографии и т. п.). Отд. произведения типа М. создавались уже в античности. Таковы, в частности, "Анабасис" Ксенофонта (рус. пер., М.-Л., 1951) - о походе 10 тыс. греков в Месопотамию в 401 до н. э. и "Записки о Галльской войне" Юлия Цезаря (рус. пер., М.-Л., 1948). В средние века М. писали гл. обр. представители феод. класса, придворные. Таковы, напр., "Завоевание Константинополя" Ж. де Виллардуэна (G. Villehardouin, L´histoire de la conqu?te de Constantinople, P., 1584) - эпически спокойный рассказ о 4-м крестовом походе одного из его вождей; "История Людовика Святого" Ж. Жуанвиля (J. Joinville, L´histoire et chronique du tr?s-chr?stien roy Saint Louis, P., 1547) - красочная картина быта и нравов эпохи Людовика IX; "Хроники" Ж. Фруассара (J. Froissart, Chroniques, P., 1869-99), отразившие события 14 в. - 100-летнюю войну, Жакерию, восстание У. Тайлера; "Хроника и история" Ф. де Комина (Ph. de Commines, Chronique et istoire... durant le r?gne du roi Louis XI, P., 1524), проникнутая идеями возвеличения власти Людовика XI (2-я пол. 15 в.). Несколько особняком стоят М. Пьера Абеляра ("История моих бедствий", рус. пер., 1959), где показано преследование свободомыслия католич. церковью 12 в. Но уже с эпохи Возрождения в М. вторгаются новые темы, растет интерес к окружающему миру, к человеч. личности, среди мемуаристов появляется все больше горожан, купцов, в т. ч. путешественников (см. в ст. "Путешествия"). В М. видного деятеля гугенотов Т. А. д´Обинье "Трагические поэмы. Мемуары" (Р., 1616; в рус. пер., М., 1949) оживает эпоха религиозных войн; Б. Челлини в своей автобиографии "Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини..." (Naples, 1728; рус. пер., М., 1931) ярко рисует нравы Италии 16 в. К 16 в. относятся также такие образцы русских М., как "История о великом князе Московском" (СПБ, 1913) князя А. М. Курбского, где воссоздаются события времени Ивана Грозного, "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" (СПБ, 1861), колоритного идеолога старообрядчества. Примерами М. стран Востока 15-16 вв. могут служить мемуары З. М. Васифи, придворного Тимуридов (Хорасан) Бадаи ал-вакаи (т. 1-2, М., 1961), выражающие идеи гор. оппозиции феод. власти, М. правителя Великих Моголов Бабура (рус. пер. "Бабур-намэ", Ташкент, 1948). 17-18 вв. - период расцвета мемуаристики, особенно во Франции. К этому времени относятся такие шедевры франц. литературы, как М. герцога Ж. Ф. де Рец (J. Fr. Retz, M?moires, P., 1717) и М. герцога Л. Сен-Симона (v. 1-21, P., 1829-30; рус. пер. избр. частей, т. 1-2, М.-Л., 1934-36). Крупные социальные потрясения вызывают поток М., в к-рых представители осн. борющихся группировок дают оценку событий со своих классовых позиций: М. сподвижника О. Кромвеля Т. Ферфакса (Th. Fairfax, Memoirs of the reign of Charles the First, v. 1-2, L., 1848), Т. Джефферсона (Th. Jefferson, Memoirs, correspondence and private papers, v. 1-4, L., 1829), видной жирондистки мадам М. Ж. Ролан (M. J. Roland, M?moires, v. 1-2, P., 1820), военного организатора франц. бурж. революции 18 в. Л. Карно (L. Carnot, M?moires, v. 1-2, P., 1861-64), "Мемуары" дипломата князя Талейрана (v. 1-5, Р., 1891-92; рус. пер., М.-Л., 1934) и мн. др. Почти все сподвижники Наполеона I оставили о нем апологетич. воспоминания. Среди М. 18 в., написанных в России, выделяются "Записки Екатерины II" (СПБ, 1906), а также "Жизнь и приключения Андрея Болотова..." (т. 1-4, СПБ, 1871-73), где есть яркие картины быта дворянства, событий Семилетней войны и восстания Е. Пугачева. В 19 - начале 20 вв. в связи с быстрыми социально-экономич. изменениями, ростом образования демократизируется состав мемуаристов, личные моменты в воспоминаниях все чаще отходят на второй план или тесно переплетаются с моментами общественными. М. все более приобретают политический характер. Появляется много М. революционеров, напр. "Мои мемуары" Дж. Гарибальди (Р., 1860; рус. пер., М., 1931), лидера германской социал-демократии А. Бебеля "Из моей жизни" (Bd 1-3, В., 1910-14; рус. пер., М., 1963). Среди русских М. 19 в. выделяется большая группа М. декабристов. В числе их "Россия и русские" Н. И. Тургенева (т. 1-2, СПБ, 1907-08), "Записки" князя С. П. Трубецкого (СПБ, 1906). Особое место занимают исключит. ценные широкой тематикой и богатством содержания "Былое и думы" А. И. Герцена (т. 1-4, Лондон, 1861-67). С середины века появляются М. торг. буржуазии, разночинцев, позже - рабочих и крестьян. Ценные сведения об организации и деятельности народников содержатся в М. народовольцев В. Н. Фигнер ("Запечатленный труд", т. 1-2, М., 1921-22) и О. В. Аптекмана ("Из истории революционного народничества "Земля и воля" 70-х гг.", Ростов н/Д., 1907). К числу первых М. рабочих относятся "Воспоминания" руководителя Морозовской стачки П. А. Моисеенко (М., 1924) и мемуары В. Герасимова (впервые опубл. в журн. "Былое", 1906, No 6). Принципиально изменились состав мемуаристов и тематика М. в России после Октября. Авторами воспоминаний выступают в первую очередь деятели революционного движения, воссоздающие ход героической борьбы против царизма и буржуазного строя. Особенно много М. о Вел. Окт. социалистич. революции (воспоминания В. Антонова-Овсеенко "В семнадцатом году", М., 1933; книга амер. коммуниста Дж. Рида "Десять дней, которые потрясли мир" (N. Y., 1919; рус. пер., М., 1923); в М. ее участников ярко запечатлена гражданская война ("Гражданская война 1918-1921", т. 1-3, М., 1928-30, и мн. др.). С 1924 стало публиковаться много воспоминаний о В. И. Ленине. В обстановке культа личности Сталина их издание почти прекратилось. После 1956 наступил новый подъем сов. мемуаристики, в к-рой видное место занимают воспоминания о Ленине (сб. "Воспоминания о В. И. Ленине", ч. 1-3, М., 1956-60, и др.), о Вел. Отечественной войне (к концу 1965 в СССР только в серии "Военные мемуары" опубликовано более 100 книг на эту тему). Резко изменились состав мемуаристов и тематика их книг и в др. странах с победой там социалистич. революций. В зарубежных социалистич. странах М. посвящены в значительной мере революц. борьбе в новейшее время, антифаш. движению, социалистич. преобразованиям и т. п. Таковы М. болг. партизан ("Ботевци", София, 1959), М. гос. деятеля Венгрии И. Доби "Воспоминания и история" (Dobi I., Vallom?s es t?rt?nelem, k?t. 1-2, Bdpst, 1962), коллективные М. о становлении ГДР "Мы - сила" ("Wir sind die Kraft", В., 1959) и др. С ростом национально-освободительного движения в странах Азии, Африки и Лат. Америки появляются М. руководителей этого движения, многие из к-рых стали затем политич. деятелями освободившихся от империалистич. гнета стран: М. К. Ганди, Моя жизнь (v. 1-2, Ahmadabad, 1927-29; рус. пер., М., 1959), Дж. Неру, Автобиография (L., 1930; рус. пер., М., 1955); К. Нкрума, Автобиография (L., 1957; рус. пер., М., 1961) и др. М. многих бурж. гос., политич. и пр. деятелей 20 в. отличает, среди многих др. классовых черт, антисоветская направленность, например мемуары У. Черчилля "Мировой кризис" (v. 1-6, Р., 1923-31; рус. пер., М.-Л., 1932), Р. Пуанкаре "На службе Франции... Воспоминания 1914-1918" (v. 1-10, Р., 1926-33; рус. пер., т. 1-2, М., 1936), Г. Гувера (Н. Hoover, Memoirs, v. 1-3, N. Y., 1952). Вместе с тем появляется все больше М. ветеранов рабочего и освободит. движения капиталистич. стран (Т. Манн, Воспоминания, пер. с англ., М.-Л., 1924; М. Торез, Сын народа, пер. с франц., М., 1950; С. Катаяма, Воспоминания, пер. с япон., М., 1964; М. чилийского коммуниста Э. Лаферте, Жизнь коммуниста, пер. с исп., М., 1961, и мн. др.). М. являются документом эпохи их создания. Часто они используются как средство политич. и идейной борьбы, а нередко пишутся в чисто практических и даже своекорыстных целях автора. Иногда одна из главных целей написания М. - сведйние счетов со своими политич. противниками. Таковы, напр., в известной мере М. царского министра С. Ю. Витте ("Воспоминания", т. 1-3, М.-П., 1923-24). Иные авторы М. преувеличивают свою роль в событиях или представляют свои поступки в выгодном для себя свете. Так, тур. гос. деятель Джемаль-паша в своих "Записках" (рус. пер., Тифлис, 1923) стремится снять с себя ответственность за политику младотурок в 1914-18. Многие М. политич. деятелей носят ярковыраженный характер самовосхваления или апологетики (напр., М. Наполеона). В ряде случаев мемуаристы сознательно умалчивают важные факты. Напр., Талейран, писавший свои М. в период реставрации Бурбонов, умолчал о своем участии в деятельности Учредит. собрания революц. Франции конца 18 в. При всем разнообразии конкретных задач и целей мемуаристов их произведения объединяет то, что, в отличие от других источников личного происхождения, они пишутся, как правило, после того, как мемуаристы оказываются вне среды, к-рая связана с отображавшимися в М. событиями. Наблюдения и впечатления очевидцев в М. нередко корректируются под влиянием новых интересов автора и др. обстоятельств. Характерными чертами М. являются: субъективность, обусловленная социальными или политическими позициями авторов, а также ограниченностью их индивидуального опыта, ретроспективный характер изложения фактов. Специфическим первоисточником М. является память (впрочем, наряду с нею мемуаристы часто используют разнообразную документацию, дневники, письма, прессу и т. п.). М., как и любые другие источники, используются историками лишь после тщательной источниковедческой критики. Цель последней состоит в выяснении степени достоверности и полноты содержания М. с учетом всех вариантов их текста и данных сопоставления исследуемых М. с М. других авторов на аналогичные или смежные темы. Первостепенную роль играет при этом анализ авторства, в частности социального положения и биографич. данных мемуаристов, их мировоззрения, степени участия в освещаемых событиях, конкретных целей при написании М. При всех своих особенностях и нек-рой неопределенности границ жанра, М. являются чрезвычайно ценным историч. источником. Отражая прошлое в его конкретности, М. содержат большой материал для изучения психологии и быта общества в целом, а также отдельных обществ. групп. Благодаря М. может быть воссоздан историч. фон, на к-ром развертывались события, атмосфера и колорит той или иной эпохи, выяснена логика поведения людей. Иногда в М. можно встретить целиком или в отрывках неопубликованные или неизвестные документы, письма и т. п. В ряде случаев М. - единственный или главный источник наших знаний об отдельных отрезках истории, о событиях прошлого или отдельных их аспектах. Немалую ценность имеют приводимые в М. литературные портреты лиц, игравших выдающуюся роль в истории. В значит. степени благодаря М. учеников и соратников Маркса, Энгельса, Ленина сохранены для истории живые образы основоположников марксизма-ленинизма. Библиографии и коллекции М.: Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. Аннотированный указатель книг и журнальных статей 1954-1961, М., 1963 (сост. Ф. Н. Кудрявцев); Минцлов С. Р., Обзор записок, дневников, воспоминаний, писем и путешествий, относящихся к истории России и напечатанных на рус. яз., в. 1-5, Новгород, 1911-12; История советского общества в воспоминаниях современников, 1917-1957. Аннотированный указатель мемуарной лит-ры, ч. 1, М., 1958; то же, ч. 2, в. 1, Журнальные публикации 1917-1927 гг., М., 1961; Указатель воспоминаний, дневников и путевых записок 18-19 вв., М., 1951; Collection des m?moires relatifs а la R?volution d´Angleterre, publ... par F. P. G. Guizot, t. 1-25, P., 1823-25; Collection des m?moires r?latifs а la R?volution fran?aise... publ. par S. A. Berville et J. F. Barri?re, v. 1-68, P., 1820-28; Biblioth?que des m?moires relatifs а l´histoire de France pendant le XVIII si?cle, ?d. Barri?re F. et A. de Lescure, v. 1-28, P., 1846-66; то же, Nouvelle s?rie avec introductions, notices et notes par M. de Lescure, v. 29-37, P., 1875-81; Collection des m?moires relatifs а l´histoire de France... jusqu´au XIII si?cle, publ... par F. Guizot, v. 1-30, P., 1823-35; Nouvelle collection des m?moires sur l´histoire de France... jusqu´а la fin du XVIII si?cle..., ?d. J.-F. Michaud et J. J. F. Poujoulat, pt. 1-34, P., 1836-39; Westphal M., Die besten deutschen Memoiren aus 7 Jahrhunderten, Lpz., 1923. Лит.: Кардин В., Сегодня о вчерашнем. Мемуары и современность, М., 1961 (научно-попул. кн.); Черноморский М. Н., Мемуары как исторический источник, М., 1959 (советский период истории СССР); Деревнина Л. И., О термине "мемуары" и классификации мемуарных источников (историография вопроса). - "Вопр. архивоведения", 1963, No 4; Caboche Ch., Les m?moires et l´histoire en France, t. 1-2, P., 1863;Wolf G., Einf?hrung in das Studium der neueren Geschichte, В., 1910, S. 324 404. И. Я. Биск. Тамбов.

Для тех, кому есть что рассказать интересного есть относительно редкая специальность мемуарист кто это и чем так примечателен – читайте далее.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Кто это такие?

Чаще всего мемуаристами становятся не только писатели, но и видные политические деятели, и , просто люди, которым есть что рассказать. Автором мемуаров может стать любой желающий, способный описать свою жизнь или жизнь иного человека.

Что такое мемуары?

Под мемуарами понимаются записи воспоминаний, разнообразные записки, написанные современниками событий или людей. Могут излагаться факты, относительно различных видов событий, в которых автор участвовал, являлся свидетелем или знал людей, участвовавших в них.

Самое главное отличие от обыкновенной художественной литературы заключается в изначальной установке на некоторую документальность изложения. Такого рода документ будет претендовать на достоверность и даже объективность.

Особенности работы мемуаристов

Авторы мемуаров, в отличие от писателей различных хроник или художественной литературы на первое место выводят себя, и все повествование строится на основе того, что увидели, прочувствовали, пережили. Одновременно с этим они выражают свое субъективное мнение относительно описываемых событий, упоминаемого лица или группы лиц.

  • Чаще всего к мемуарам обращаются люди, имеющие место к искусству, спорту, сумевшие оказать воздействие на общество или участвующие в исторических событиях.

Именно по этой причине, зачастую получается при помощи мемуаристов историкам воссоздать очень много событий, о которых официально было очень мало известно.

Особенность мемуаров заключается еще и в том, что в них могут отражаться целый исторический пласт, с описанием мелочей, известных только автору мемуаров, что может помочь воссоздать определенную картину происходившего в то или иное время.

Все это могут использовать ученые историки, для которых бывает очень важно получить подобные сведения, для восполнения пробелов в общей картине событий.

А потому от мемуариста очень важно как можно более точно описывать свои ощущение, переживания и то, что они видят вокруг себя, что происходит в мире.

Так как само понятие «мемуары» предполагает, что это будет рассуждения или воспоминания конкретного человека или идти рассказ о человеке, группе лиц или о событиях, то человеку, который все это описывает, необходимо излагать все последовательно, не нарушая исторической целостности.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Для кого-то мемуары – отличный способ высказаться, рассказать о своем нелегком творческом или трудовом пути. Для кого-то способ дополнительно заработать, пользуясь тем, что находится в зените славы.

Как видите, мемуары дают возможность одним высказаться, а другим изучить определенный этап истории, ориентируясь на рассказы современников тех событий.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");