Еще совсем недавно, в 90 годы, был популярен миф о том, что Сталин, Ворошилов и Буденный предавали первостепенное значение кавалерии, так сказать увлекались анахронизмом и, соответственно, полностью игнорировали развитие бронетанковых и механизированных войск, что пагубно сказалось на ходе Великой Отечественной войны.

«В руководстве Вооружёнными силами возобладала установка “конников” - Ворошилова, Будённого, Кулика, Щаденко, догматически цеплявшихся за опыт Гражданской войны. Ворошилов с трибуны XVII съезда партии утверждал: “Необходимо… раз и навсегда покончить с вредительскими “теориями” о замене лошади машиной”» (Канун и начало войны: Документы и материалы / Сост. Л.А.Киршнер. Л., 1991. С.31).

Л. Кишнер, правда, при этом забывает сказать, что Ворошилов говорил это о сельском хозяйстве, да и дело было в далеком 1934 году. Цитата: «…немалая доля вины лежит на работниках системы Наркомзема, одно время благожелательно относившихся к прямо-таки вредительской «теории» о том, что механизация сельского хозяйства, внедрение тракторов и комбайнов заменят лошадь, а в ближайшем будущем и полностью освободят от необходимости использования тягловой силы в сельском хозяйстве. Между тем ясно, что лошадь в нашей стране сейчас и в дальнейшем будет крайне необходима и нужна, как она была нужна и раньше, когда у нас было мало тракторов. Лошадь не только не противостоит трактору, не конкурирует с ним, но, наоборот, его во многом дополняет, ему помогает»

На самом деле численность кавалерии в РККА все предвоенные годы неуклонно сокращалась. В 1938 году было 32 кавалерийские дивизии и 7 управлений корпусов, в Великую Отечественную войну Красная Армия вступила имея всего 4 корпуса и 13 кавдивизий

№ п/п Дивизия Место дислокации
1 3 кав. дивизия Украина, Львовская обл., г.Жолкев (Нестеров)
2 5 кав. дивизия Молдавская ССР, п.Париж
3 6 кав. дивизия Белоруссия, Белостокская обл., г.Ломжа
4 8 кав. дивизия Приморский край, Уссурийская обл., Ханкайский р-н, с.Камень-Рыболов
5 9 кав. дивизия Молдавия, г.Комрат
6 14 кав. дивизия Украина, Каменец-Подольская обл., г.Славута
7 17 горно-кав. дивизия Армения, г.Ленинакан
8 18 горно-кав. дивизия Туркмения, г.Кушка
9 20 горно-кав. дивизия Таджикистан, г.Сталинабад
10 21 горно-кав. дивизия Узбекистан, г.Фергана
11 24 кав. дивизия Азербайджан, г.Кировабад
12 32 кав. дивизия Крымская АССР, г.Симферополь
13 36 кав. дивизия Белоруссия, Белостокская обл., г.Волковыск

2-й гвардейский кавалерийский корпус генерала Доватора

Кавалерийская дивизия РККА представляла довольно грозную силу
Горно-кавалерийская дивизия отличалась более легким составом. В неё входило 3 кавалерийских полка и бронетанковый дивизион (19 танков и 148 человек личного состава) вместо полного танкового полка.
Кавалерийские дивизии, как и все другие дивизии Красной Армии, предполагалось довести до штатного состава в военное время после начала . Из 13 дивизий конницы на западных границах СССР дислоцировались 7.

Структура 4-е кавалерийских полка
танковый полк
конно-артилл. дивизион
зенитный дивизион
саперный эскадрон
эскадрон связи
Личный состав, чел 8 968
Танки, шт 64 БТ-5
Бронемашины, шт 18
Станковые пулеметы, шт 64
Зенитные пулеметы, шт 18 счетверенных 7.62 мм
Минометы, шт 64 (50 мм и 82-мм)
Орудия, шт 12 - 37 мм зенитн
16 - 45 мм
24 - 76,2 мм
8 - 76,2 мм зенитн
8 - 122-мм гаубиц
Автомашины, шт 635
Трактора (тягачи), шт 21

Кавалерия вступила в бой в первые же часы Великой Отечественной войны. В самом тяжелом положение оказался 6 кавкорпус (6кд и 36кд), дислоцировавшийся на «Белостокском выступе», судьба корпуса оказалась весьма трагичной, немногим удалось вырваться из окружения, часть военнослужащих корпуса перешла к партизанским действиям и составила костяк партизанских отрядов Белоруссии. Тяжелые потери в боях на Украине понес 5 кавкорпус (3кд и 14кд). Кавалерийские части проявили стойкость и мужество в сражениях первых дней войны.

После того, как в приграничных боях лета 1941 года «сгорели» мехкорпусы, Красная Армия практически лишилась важного инструмента войны — механизированных соединений. Единственной заменой мехсоединениям, хоть и уступавшей им в подвижности, стала кавалерия. Тактика боя кавалеристов близка к тактике боя мотострелков, мотострелки используют транспорт (автомобили, бронетранспортеры) и вступают в бой спешившись, аналогично действуют и кавалеристы, лошадь применяется только для передвижения к месту боя, сам бой ведут в пехотной цепи. Атака в конном строю была редкостью, если «обстановка благоприятствует (есть укрытия, слабость или отсутствие огня противника)» (Боевой устав кавалерии).

«Нашей армией несколько недооценивается значение кавалерии. При нынешнем положении на фронтах, когда тыл противника растянулся на несколько сот километров в лесных местностях и совершенно не обеспечен от крупных диверсионных действий с нашей стороны, рейды красных кавалеристов по растянувшимся тылам противника могли бы сыграть решающую роль в деле дезорганизации управления и снабжения немецких войск и, следовательно, в деле разгрома немецких войск. .. Ставка считает, что для таких рейдов по тылам противника достаточно было бы иметь несколько десятков лёгких кавдивизий истребительного типа в три тысячи человек каждая, с лёгким обозом без перегрузки тылами. Следовало бы начать постепенно, но безо всякого ущерба для боевых операций, переформирование существующих кавкорпусов и кавдивизий в лёгкие кавдивизий истребительного типа в три тысячи человек каждая, а там, где нет кавчастей, следовало бы организовать кавдивизий упомянутого облегчённого типа для производства рейдов и ударов по тылам противника.»

К концу 1941 года в Красной Армии было уже 82 кавалерийские дивизии легкого типа по 3447 человек личного состава. Эти дивизии состояли из трех кавалерийских полков, артиллерийского дивизиона с тремя батареям: из четырех 76-мм пушек М-27, четырех 76-мм пушек М-39 и четырех 82-мм минометов, а также полуэскадрона связи и небольшой службы материально-технического обеспечения. Полк легкой кавалерии такой дивизии состоял из четырех сабельных эскадронов, одного пулеметного эскадрона со 128 автоматами, артиллерийской батареи с четырьмя 76-мм и двумя 45-мм пушками, противотанкового взвода с семью противотанковыми ружьями, саперного взвода, а также санитарной группы и группы снабжения.

В феврале 1942 года в Красной Армии было 87 кавдивизий, это максимум, далее количество кавалерии начало сокращаться. На 1 мая 1943 года в Красной Армии имелись 26 кавалерийских дивизий, насчитывающих 238 968 человек и 226 816 лошадей.

С 1943 года был введен новый штат кавалерийских дивизий

По штату № 06/317 от 31 января 1943 г. кавалерийская дивизия состояла из:

Управления дивизии (113 человек и 97 лошадей)
3 кавалерийских полка (по 1 138 человек и 1 294 лошади)
4 сабельных эскадронов (по 170 человек и 180 лошадей)
В каждом сабельном эскадроне - 4 сабельных взвода (по 27 человек и 29 лошадей)
пулеметный взвод (4 станковых пулемета, 26 человек и 30 лошадей)
взвод противотанковых ружей (6 ПТР, 21 человек и 23 лошади)
батареи 76-мм пушек (4 пушки, 100 человек и 132 лошади)
батареи 45-мм пушек (4 пушки, 85 человек и 3 лошади)
батареи 82-мм минометов (12 минометов, 113 человек и 131 лошадь)
взвода связи (38 человек и 48 лошадей)
саперного взвода (23 человека 26 лошадей)
химического взвода (14 человек и 26 лошадей)
подразделений обслуживания (50 человек)
Артиллерийско-минометный полк (700 человек и 820 лошадей).
две батареи 76-мм пушек ЗИС-3 8 пушек ЗИС-3, по 134 человека и 168 лошадей каждая батарея)
три батареи 120-мм минометов (по 18 120-мм минометов, 100 человек и 130 лошадей каждая батарея)
Танковый полк (352 человека и 39 танков, из них Т-34 - 23 и Т-70 - 16
Отдельный дивизион ПВО (250 человек и 184 лошади, 27 пулеметов ДШК, 6 пушек малокалиберной артиллерии, 37 — 25-мм на мехтяге)
Эскадрон связи (86 человек и 83 лошади)
Саперный эскадрон (85 человек и 75 лошадей)
Отдельный взвод химической защиты (32 человека и 34 лошади)
Артиллерийский парк (143 человека и 112 лошадей)
Продовольственный транспорт (56 человек)
Медико-санитарный эскадрон (50 человек)
Взвод подвоза горюче-смазочных материалов (11 человек)
Ветеринарный лазарет (4 человека и 9 лошадей)
Шорно-седельно-сапожная мастерская (21 человек)
Военная прокуратура (2 человека)
Взвод особого отдела (13 человек).

Людей 5 352
Лошадей 5 298
Пушек 76-мм полковых 12
Пушек ЗИС-3 8
Пушек 45-мм 12
Минометов 82-мм 36
Минометов 120-мм 18
Пулеметов станковых 48
Пулеметов ручных 113
Пулеметов ДШК 37
Пистолетов-пулеметов ППШ 1 049
Ружей ПТР 72
Винтовок и карабинов 3 497
Танков Т-34 23
Танков Т-70 16
Бронемашин 3
Автомобилей легковых 8
Автомобилей грузовых 156
Автомобилей специальных 33

Кавалерия Красной Армии принимала участие во всех крупных сражениях 1941-1945 годов. Кавалерийские дивизии сыграли важнейшую роль в , именно они создали внешний фронт окружения и отражали попытку прорыва немецкой группы армий «Дон». В январе 1943г, 7-й кавкорпус, пройдя за 6 суток почти без отдыха 280 км, 15 января 1943 г захватил станцию Валуйки, создал внешнее кольцо окружения острогожско-россошанской группировки врага. Итогом Острогожско-Россошанской операции стало освобождение территории площадью 22,5 тыс. кв. км, захват в плен 86 тыс. солдат и офицеров противника. Была разгромлена 2-я венгерская армия, итальянский альпийский корпус, 385-я и 387-я немецкие пехотные дивизии, дивизионная группа «Фогеляйн». Кавалерия успешно применялась и в 1944 году в Белоруссии, в условиях лесисто-болотистой местности, во время проведения операции «Багратион» в составе конно-механизированных групп, действуя в тесном взаимодействии с танками. Форсировав р. Березину 3-й гвардейский кавалерийский корпус создал плацдарм, не дал использовать противнику реку как рубеж для восстановления фронта. Затем перерезав железную дорогу Минск - Вильнюс и перерезала ее. Тем самым минская группировка немцев была лишена важнейших путей отхода на Вильнюс и Лиду…

О том как воевали кавалеристы говорит то, что 7 из 8 кавалерийских корпусов к концу Великой Отечественной войны получили звание — гвардейские

Восстановлению и созданию новых полноценных механизированных частей мешала катастрофическая нехватка автотранспорта в Красной Армии. На 15 июня 1941 года в Красной армии имелось 272 600 автомобилей всех типов, что составляло 36 % от численности штата военного времени. Считалось, что весь этот огромный некомплект в случае начала военных действий будет восполнен за счет поступления автомашин из народного хозяйства, то есть по мобилизации. Однако в результате поражений лета и осени 1941 года Красная армия безвозвратно потеряла 159 тыс. автомобилей (58,3 % от первоначального состава). Эти потери и пришлось восполнять за счёт мобилизации (получено из народного хозяйства 166,3 тыс. автомашин), но некомплект не только сохранился, но и увеличился по причине формирования новых частей и соединений. С началом Великой Отечественной производство автомобилей резко сократилось, часть заводов была эвакуирована в тыл, а часть перешла на выпуск другой военной продукции. В 1939 г. промышленностью было выпущено 186,8 тыс. автомобилей, в 1940 г. - 124,4 тыс. шт. , в 1941 году, до начала войны — 73,2 тыс автомобилей. Данные о поставках автомобилей в Красную Армию приведены в таблице;

Поставка отечественных автомобилей Наркомату обороны за время войны

год 1941 г. (с 22.06 по 1.01.1942 г.) 1942 год 1943 год 1944 год 1945 г. (с 1.01 по 9.05) Всего за годы войны
Выпуск автомобилей, тыс 46,1 32,3 47,9 57,4 21,3 205,0
Поставка НКО 37,3 25,0 40,6 36,7 10,8 150,4
% от выпуска 80,9 77,4 84,7 64,0 50,7 73,3

Из таблицы видно, что за все 4 года промышленность смогла выпустить автомобилей, в количестве, сопоставимом с объемом производства за один довоенный год. Начиная с 1944 г. поставка отечественных автомобилей Наркомату обороны снижается за счет увеличения выдачи машин народному хозяйству главным образом для восстановления хозяйства освобожденных от противника территорий.

Обеспечение автотранспортом Красной Армии стало улучшаться к 1943 году за счет поставок по Ленд-лизу, что позволило создать механизированные соединения, существенно увеличить мобильность Красной Армии во время ее перехода к крупным стратегическим наступательным операциям во второй половине войны, 1943 — 1945 гг. Всего за годы войны было получено 477785 американских, канадских и английских автомобилей.

Кавалерия к началу Великой Отечественной войны считалась родом войск устаревшим. Наличие большого количества кавалерийских дивизий в составе РККА многие рассматривали как признак её отсталости. Поэтому в советские годы о роли и значении кавалерии в Победе говорили не часто. Зато после перестройки тему подняли антисоветчики и с большим успехом преподносили данный факт как признак «идиотизма советского командования».

И с большим опозданием на эту ложь откликнулись объективные историки. Теперь все кто интересуется историей знают: все крупнейшие наступательные операции РККА проводились с использованием кавалерии. И кавалерия обеспечивала их успех. Даже в операции «Багратион» в 1944 г, когда техники уже вполне хватало, советское командования для прорыва на оперативный простор использовала кавалерию. Ну, и наконец, в 1945 г. жирную точку во второй мировой войне на Дальнем востоке поставила конно-механизированная группа Плиева.

Надо сказать, что и немцы, учитывая характеристики театра военных действий на восточном фронте постоянно увеличивали количество кавалерийский соединений. В интернете сейчас огромное количество фото кавалеристов из частей коллаборационистов. Фотографий кавалеристов РККА значительно меньше. Кому интересно — посмотрите подборку фотографий кавалерии РККА…

Скоро в бой.


Военнослужащие 8-й гвардейской кавалерийской дивизии в населенном пункте на Воронежском фронте.


Время съемки: март 1943.

Кавалеристы — пулеметчики


Закавказский фронт. Казаки на отдыхе.


Переправа советской кавалерии.


Группа военнослужащих 8-й гвардейской кавалерийской дивизии на Воронежском фронте.


Боец 8-й гвардейской кавалерийской дивизии с конем на Воронежском фронте.


Кавалерия в атаке! Интересно, что один кавалерист размахивает не шашкой, а автоматом. Атаки в конном строю в годы второй мировой войны были большой редкостью.


Военный совет 4-го кавалерийского корпуса


Кавалеристы 2-го гвардейского корпуса генерал-майора Л.М. Доватора под Москвой. В центре с картой в руках-командир корпуса гвардии генерал-майор Лев Михайлович Доватор.


Кавалеристы 2-го гвардейского корпуса генерал-майора Л.М. Доватора проходят через деревню в Подмосковье. Авторское название фото - «Выдвижение конницы к переднему краю противника для атаки».


Место съемки: Московская область. Время съемки: ноябрь-декабрь 1941.

Кавалеристы 2-го гвардейского корпуса генерал-майора Л.М. Доватора под Москвой


Место съемки: Московская область Время съемки: ноябрь-декабрь 1941

Казачка- санинструктор из состава 1-го гвардейского кавалерийского корпуса. Обратите внимания из чего у неё сделаны бурка и кубанка.


Время съемки: июнь 1942.

Кавалеристы на марше. Обратите внимания, что все они в белых маскхалатах. Это означает, что прибыв на место назначения они собираются действовать в пешем строю.


Конники 2-го гвардейского кавалерийского корпуса во время контрнаступления под Москвой


Тачанка и конники 2-го гвардейского кавалерийского корпуса на марше по улице населенного пункта во время контрнаступления советских войск под Москвой. На снимке - пулеметная тачанка сержанта Сапрыкина выезжает на огневую позицию.

Время съемки: январь 1942.

Казаки. Закавказский фронт


Командир 72-й кавалерийской дивизии генерал-майор В.И. Книга беседует с офицером


Командир 72-й кавалерийской дивизии генерал-майор Василий Иванович Книга (13.01.1883 - 19.05.1961) беседует с офицером. Крымский фронт. В.И. Книга - участник Первой мировой и Гражданской войн. Награжден орденом Ленина (21.2.1945), четырьмя орденами Красного Знамени (25.7.1920, 12.5.1924, 22.2.1930, 03.11.1944), орденом Отечественной войны I степени (30.5.1951), Георгиевскими крестами четырёх степеней.

Время съемки: апрель-май 1942

Конная разведка. Опять белые маскхалаты


По-видимому сын полка


Советский кавалерист разговаривает с девушкой А. Онищенко, угнанной немцами на работы в Германию


Конный советский разведчик Василий Журавлёв разговаривает с девушкой, которая была угнана на работы в Германию, а теперь возвращается домой. Имя девушки - Антонина Онищенко (уроженка Киевской области), при встрече с бойцом-разведчиком она благодарит за освобождение из фашистской неволи. Позади едет советская САУ ИСУ-122.

Место съемки: Берлин, Германия. Время съемки: апрель 1945.

Кавалерист на фоне подбитого фашистского танка.


Кавалеристы и разбитый бронепоезд


А это фото очень символично. Кавалеристы среди груд покореженной техники..


Колонна советских кавалеристов на марше по дороге в Румынии


Время съемки: 1944

Бойцы 1-го кав. корпуса общаются с мирным населением…


Конники 2-го гвардейского кавалерийского корпуса со знаменами


Командир 2-го кавалерийского корпуса генерал-майор Павел Алексеевич Белов (1897-1962) проводит совещание с офицерами.


Время съемки: 1941

Советские кавалеристы в сабельной атаке


Воины 115-й Кабардино-Балкарской кавалерийской дивизии перед отправкой на фронт


Место съемки: Нальчик, Кабардино-Балкарская АССР. Время съемки: 1942

Конники 2-го гвардейского кавалерийского корпуса Брянского фронта на торжественном построении


Торжественное построение личного состава одной из частей 2-го гвардейского кавалерийского корпуса. Брянский фронт.



Советские кавалеристы из состава частей 2-го гвардейского кавалерийского корпуса Брянского фронта врываются в село, занятое противником


Советские кавалеристы из состава частей 2-го гвардейского кавалерийского корпуса Брянского фронта врываются в село, занятое противником.


Советские кавалеристы из состава частей 2-го гвардейского кавалерийского корпуса Брянского фронта врываются в село, занятое противником.


Место съемки: Брянская область. Время съемки: август 1943.

Пулеметные тачанки 2-го гвардейского кавалерийского корпуса на марше под Брянском


Конники из состава частей советского 2-го гвардейского кавалерийского корпуса выдвигаются на рубеж атаки под Брянском.


Место съемки: Россия, Брянская обл. Время съемки: сентябрь 1943.

Конники из состава частей 2-го гвардейского кавалерийского корпуса на марше. Брянский фронт.


Время съемки: сентябрь 1943.

Советский горнист подает сигнал боевой тревоги в одной из частей 2-го гвардейского кавалерийского корпуса. Брянский фронт.


Время съемки: сентябрь 1943.


Место съемки: Брянская область. Время съемки: сентябрь 1943.

Кавалеристы из состава частей 2-го гвардейского кавалерийского корпуса атакуют позиции противника при поддержке авиации, артиллерии и . Брянский фронт.


Советские кавалеристы в строю во время битвы за Москву. Зима 1941 - 1942 гг.


Советские кавалеристы у подбитого и брошенного немецкого танка Pz.Kpfw.III. Зима 1941 - 1942 гг.


Советские кавалеристы на марше


Время съемки: январь-февраль 1943

Советский кавалерист осматривает свое оружие - шашку.


Боец РККА ровняет усы сержанту Захару Петровичу Романову (1895 г.р.) в минуты отдыха. На груди усача награды - советский Орден Красной Звезды и царский Георгиевский крест без колодки.


Советские кавалеристы на фоне близкого взрыва.

Конники-гвардейцы 1-го гвардейского кавалерийский корпуса генерала Павла Алексеевича Белова вступают в город Одоев. На переднем плане захваченная немецкая 37-мм противотанковая пушка PaK 35/36.


Казаки гвардейского кавалерийского корпуса поят своих лошадей во время встречи с частями американской армии в Германии.

Место съемки: Германия. Время съемки: 1945.

Парад 3-го гвардейского каваллерийского корпуса РККА на берегу Эльбы в честь встречи с частями американской армии.


Предположительно, на фотографии один из эпизодов, отраженных в журнале боевых действий 3-го гвардейского кавалерийского корпуса. Запись от 4 мая 1945 г:
«В 13.00 в районе Люткенвиш на восточном берегу р. Эльба состоялась встреча комкора 3 гв. кав.корпуса с командиром 13 американского корпуса 9 американской армии генерал-майором Гиллом, с ним был командующий артиллерией, начальник оперативного и начальник разведывательного отделов. Для встречи был построен почетный караул 2-го эскадрона и две батареи 28 гв. кп. Командир 13 корпуса американской армии высоко оценил состояние и внешний вид солдат и офицеров, находящихся при встрече».

Место съемки: Торгау, Германия. Время съемки: май 1945

Казаки 3-го гвардейского кавалерийского корпуса на встрече с американскими офицерами в Германии

Время съемки: 1945

Война окончена. Парад Победы.


«Нас водила молодость в сабельный поход!»

Гражданская война на территории России носила высокомобильный характер, в силу чего и велась вдоль железных дорог и рек. Уйти в сторону было трудно, попросту говоря «ног не хватало», вот почему уже очень скоро красные комиссары выдвинули лозунг «Пролетарий, на коня!».

Были созданы сразу две конные армии – Первая – Семена Буденного и Вторая – Оки Городовикова, сыгравшие очень важную роль в разгроме Белой армии. Родилась даже новая тактика их применения: при атаке вражеской конницы впереди мчатся тачанки, затем они разворачиваются и косят врага пулеметным огнем. Всадники действуют парой: один рубит шашкой, другой расстреливает противников первого из пистолета или карабина.

«Двигаться не по шоссе, а лесами!»

Из Гражданской войны молодая советская конница вышла ослабленной. «Сработался» конский состав, причем настолько, что хороших лошадей в 20-х годах пришлось закупать в Канаде по линии Амторга.

В предвоенные годы количественный состав советской конницы сокращался прямо пропорционально росту ее механизации. Так, являвшийся с 1938 года инспектором кавалерии все тот же Ока Городовиков, выступая на совещании высшего руководящего состава РККА 23-31 декабря 1940 года, так и сказал, что главное в современной войне это воздушные силы.

«Крупные силы конницы при всем своем желании, хоть семь звезд во лбу, как говорят, ничего не могут сделать… Я считаю, что конница при таких условиях может двигаться не по шоссе, а лесами и другими путями. Поэтому, в современной обстановке… надо полагать, что превосходство будет на той стороне, которая имеет превосходство в воздухе. При этом превосходстве может двигаться любой род войск, драться и выполнять задачу. Если же этого превосходства в воздухе нет, то любой род войск двигаться не сможет и не выполнит поставленных задач». (РГВА, ф. 4, оп. 18, д. 58, л. 60 – 65.)

То есть он вполне справедливо считал, что конница имеет полное право на существование, при условии надежной поддержки ее с воздуха. А передвигаться в ее отсутствие он предлагал не по шоссе, а лесами.

«Воевать строго по уставу!»

Специфическую роль конницы в новых условиях закреплял и Полевой устав 1939 года: «Наиболее целесообразно использование кавалерийских соединений совместно с танковыми соединениями, моторизованной пехотой и авиацией – впереди фронта (в случае отсутствия соприкосновения с противником), на заходящем фланге, в развитии прорыва, в тылу противника, в рейдах и преследовании. Кавалерийские соединения способны закрепить свой успех и удержать местность. Однако при первой возможности их нужно освобождать от выполнения этой задачи, чтобы сохранить их для маневра. Действия кавалерийского соединения должны быть во всех случаях надежно прикрыты с воздуха». Ну, а поскольку военные должны воевать строго по уставу, то… так они по идее и должны были бы воевать в 41-ом, если бы не одно «но»…

«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги!»

После всех сокращений кавалерия РККА встретила войну в составе четырех корпусов и 13 кавалерийских дивизий. По словам Оки Городовикова, ставшего с июня 1941 года генерал-инспектором и командующим кавалерией Красной Армии, кавалерийский корпус трех дивизионного состава тогда состоял из 12 полков, и имел 172 танка БТ-7 и 48 бронемашин в трех танковых полках, 96 орудий дивизионных, 48 полевых и 60 орудий ПТО; станковых пулеметов – 192 и ручных – 384, и усиленной танковой бригады в составе 150 – 200 танков.

Но, как известно, Великая Отечественная война началась с разгрома советской авиации, из-за которого самолетов у нас стало не хватать настолько, что дальние бомбардировщики ДБ-4 отправляли на штурмовку вражеских танковых колонн без прикрытия истребителями. Чего уж тут говорить о коннице, которая в этих тяжелых условиях, во-первых, стала едва ли не единственной по-настоящему мобильной силой Красной армии, не зависящей ни от состояния дорог, ни от поставок горючего, а во-вторых – лишилась обещанного уставом прикрытия с воздуха.

Немецкие «Штуки» с включенными сиренами пикировали на кавалеристов и нервы у лошадей не выдерживали, они кидались в стороны и попадали под пули и бомбы. Тем не менее, красные конники воевали даже в таких условиях.

«Казаки, казаки!»

Многие конники после войны вспоминали, что лошадей они использовали в качестве транспортного средства, а вот атаковали противника исключительно в пешем строю. Махать шашками большинству практически не приходилось.

Исключение составляли участники рейдов по тылам противника. Днем их части отстаивались в лесах, а ночью по наводке партизан наносили удары по оккупированным селам. При первых же звуках выстрелов немцы выбегали из домов и тут же, громко крича от ужаса «Казаки, казаки!», попадали под шашки. Потом конники опять отходили и днем, когда их разыскивала немецкая авиация, до времени прятались в лесах!

Об успехе действий тех же казачьих подразделений Красной Армии говорит и тот факт, что Гитлер разрешил создание в вермахте конных казачьих подразделений, объединенных в казачий корпус СС под командованием бывшего атамана, а теперь уже генерала Краснова, а самим донским казакам, перешедшим на свою сторону, создание на их землях (уж неизвестно насколько искренне) республики «Казакия». Выведенный в Югославию для участия в действиях против партизан, этот корпус зарекомендовал себя так, что там потом еще долго матери пугали детей казаками: «Смотри, казак придет, заберет тебя!»

Война моторов и коней!

Следует отметить, что в Красной Армии на начальном этапе войны просто не было крупных подвижных соединений, кроме конных, танковые войска могли оперативно использоваться только как средство поддержки пехоты.

Таким образом, единственным средством, позволяющим осуществлять глубокие охваты, обходы и рейды в тыл врага, была именно конница. Даже в конце войны, когда характер боевых действий существенно изменился по сравнению с 1941– 1942 гг., в составе Красной Армии успешно действовали восемь кавалерийских корпусов, семь из которых носили почетное звание гвардейских.

Фактически кавалерия до появления в Красной Армии крупных самостоятельных механизированных соединений и, добавим, автомобилей из США и Англии, была единственным маневренным средством на оперативном уровне боевых действий. Понятно, что проблем с использованием конницы было много. Корм для лошадей, снабжение боеприпасами, громоздкость – все это были такие трудности, преодолеть которые должно было военное искусство, но которого тоже нередко не хватало. Но героизма нашим конникам было не занимать.

Во время Первой мировой войны самыми маневренными и мобильными частями в русской армии являлись кавалерийские части. Но и после завершения Первой мировой и Гражданской войны в России кавалерия не сдала своих позиций. Уже в составе Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) кавалерия продолжала играть очень важную роль в ведении маневренной войны, несмотря на появление на полях сражений бронеавтомобилей и танков. Одним из важных аспектов, который давал кавалеристам преимущества перед моторизованными подразделениями, была возможность достаточно быстро преодолевать водные преграды вброд или вовсе вплавь там, где механизированные части этого сделать не могли.

Хотя численность кавалерии в РККА все предвоенные годы неуклонно сокращалась, конницу еще рано было списывать со счетов, что ярко продемонстрировала Великая Отечественная война. Еще в 1938 году в Красной Армии имелось 32 кавдивизии и 7 управлений корпусов, но в войну она вступила, имея в своем составе уже всего 13 кавалерийских дивизий и 4 корпуса. При этом 4 из этих дивизий были горно-кавалерийскими и отличались более легким составом. Возрождению кавалерии во многом поспособствовало и неудачное для Советского Союза начало войны.

После того как в полных трагизма приграничных сражениях лета 1941 года, как снег под ярким солнцем, буквально растаяли советские мехкорпуса, РККА почти лишилась важнейшего инструмента ведения войны — механизированных соединений. Единственной реальной заменой мехсоединиям, хоть и уступающим им в подвижности, становилась кавалерия. При этом тактика боя советских кавалеристов мало чем отличалась от тактики боя мотострелков. Мотопехота использовала в качестве транспорта автомобили и бронетранспортеры, вступая в бой в спешенном порядке. Аналогично действовали и кавалеристы. Лошади использовались лишь для переброски солдат к месту боя, сам бой кавалеристы вели в пехотных цепях. Атака в конном строю была очень редким явлением. Согласно боевому уставу кавалерии проводить подобные атаки можно было лишь при благоприятной обстановке, когда это позволяли сделать укрытия, а также слабость или отсутствие огня противника.

Уже к концу 1941 года в составе Красной Армии насчитывалось 82 кавалерийских дивизии, правда, легкого типа по 3447 человек личного состава. По довоенным штатам кавалерийская дивизия насчитывала 8968 человек личного состава. Своего максимального количества кавалерийские дивизии достигли в феврале 1942 года, когда в армии их насчитывалось уже 87. Затем количество дивизий вновь пошло на убыль. Так на 1 мая 1943 года их было уже 26, однако и численность этих соединений выросла, в них находилось 238 968 человек и 226 816 лошадей.

В отличие от автомобильного транспорта, лошади как средство передвижения и тягловая сила имели целый ряд преимуществ — лучше передвигались по условным дорогам и бездорожью, не зависели от поставок топлива (серьезная проблема в условиях войны), могли временно жить обычным подножным кормом, да и сами нередко становились кормом, спасая людей от голодной смерти. Весной 1942 года многие попавшие в окружение советские кавалерийские дивизии частично съели имеющихся лошадей, зато сумели вырваться из тисков гитлеровцев.

Кавалерия отличалась высокой подвижностью, а на начальном этапе войны данные части легко могли укрыться от господствовавшей в небе немецкой авиации в больших лесных массивах. Как известно, с машинами и танками в лес далеко не уйдешь. Удавалось кавалерии и лучше форсировать вброд многочисленные водные преграды. Стоит отметить, что вопрос форсирования рек был очень подробно описан в боевых руководящих документах кавалеристов сначала царской, а затем из Рабоче-крестьянской Красной армии. Подойдя к водной преграде, кавалеристы первым делом организовывали тщательную ее разведку. При этом существовало несколько видов преодоления рек конными подразделениями: по мостам, на специальных плавсредствах (плоты, лодки, паромы), вброд и вплавь. Последний способ преодоления водной преграды был отличительной особенностью данного рода войск.

Прохождение кавалерийских частей по наведенным мостам осуществлялось в пешем порядке. Всадники при этом двигались вдоль края моста, удерживая лошадей в поводу ближе к центральной его части. Кавалеристы конных тачанок вели коней под уздцы. В четверочных упряжках пристяжные лошади при переправе отпрягались, их вели отдельно. При этом дистанция при прохождении мостов между подразделениями увеличивались, а остановки подразделений на мосту были запрещены категорически. Единственной возможной причиной для остановки колонны считалось раскачивание моста до степени потери устойчивости коней.

В то же время одним из очень распространенных и часто встречающихся в кавалерии способов форсирования водных преград была переправ вброд. Наличие брода на реке определялось по ряду признаков: наличие тропинок и полевых дорог к реке (самый явный признак), уширение реки на прямых участках течения, виднеющиеся над поверхностью воды островки, отмели и перекаты, низменные берега. Представленная ниже таблица показывает допустимые глубины и скорости течения, наглядно подтверждая преимущество кавалерии при форсировании рек вброд:

При организации форсирования водных преград вброд нужно было предварительно провести разведку: определить глубину, характер грунта берега и дна, скорость течения реки, срезать крутые спуски к воде и устранить другие преграды. Ширина брода отмечалась с помощью установленных вех. При быстром течении реки поперек старались натянуть канат, который соединял повозки, набитые камнями или другим грузом. Переправлялись вброд сомкнутыми строями, так как идущие впереди кавалеристы разбивали дно, осложняя движение задним. У счетверенных упряжек пулеметных тачанок пристяжные лошади, как и во время движения по мостам, отпрягались и велись отдельно. При этом во время переправы вброд отдельным всадникам без специальной команды категорически было запрещено останавливаться в реке и поить лошадей. Водопой организовывался всем составом подразделений выше брода по течению реки в то время, пока они ожидали своей очереди, чтобы совершить переход.

Переправа кавалерийских частей через реки вплавь осуществлялась тремя возможными способами:
— При небольшой ширине реки (30-50 метров) всадники переправлялись через реку при полном снаряжении и вооружении;
— При ширине реки более 50 метров всадники снимали обмундирование и оружие, пристегивая его к седлу, оружие необходимо было расположить дулом вверх.
— При наличии переправочных средств всадники переправлялись через водную преграду налегке. Их оружие и обмундирование собирали и перевозили на плотах или лодках, после чего раздавали назад.

Для переправы через реки вплавь использовались колонны по одному, по два и колонны звеньев. Рекомендованные интервалы между всадниками при этом равнялись 3-6 метрам, а дистанция — до 8 метров. До того момента пока под ногами коня было дно, всадник сидел верхом, однако как только лошадь теряла дно, всадник должен был соскользнуть в воду и плыть рядом с лошадью, держась одной рукой за гриву. При этом вперед было рекомендовано пускать самых опытных и смелых лошадей. Если лошадь отказывалась переправляться вплавь и бросалась на других лошадей, ее переправляли в числе последних. В то же время, если уже во время переправы какое-то животное вырывалось и начинало уплывать его не пытались поймать, для того чтобы не нарушить общее построение и не потерять заданного темпа переправы. Сбежавшую лошадь ловили уже на берегу, к которому она приплывала одна.

При этом кавалерийские части имели преимущество в переправе через водные преграды не только в летние месяцы, но и зимой. Переправа кавалерии по замерзшему льду допускалась при толщине льда: для отдельных всадников — 13 см; для разомкнутого строя — 16 см.

Перед началом ледовой переправы также производилась разведка:
— толщины льда;
— глубины снежного покрова на льду и на берегах водоема;
— состояния льда у берегов;
— обозначались границы и направления переправ по ширине, полыньи, проруби и трещины огораживались;
— спусков и выездов к водоему, определялось наличие материалов (солома, доски, хворост), которые могли использоваться для усиления льда;
— велось непрерывное наблюдение за состоянием ледяного покрова.

Переправа кавалерии по льду осуществлялась в спешенном порядке. Всадники вели лошадей в поводу, двигаясь в широких разомкнутых строях. При этом повозки и артиллерийские орудия двигались без остановок, рассредоточившись по максимально возможному числу путей. После боев состояние переправ уточнялось. Появлявшиеся на водоемах полыни от разрывов снарядов и мин огораживались. Таким образом, способность кавалерийских частей достаточно быстро форсировать разные водные преграды оставалась одним из тех факторов, которые позволяли ей не утратить свою актуальность вплоть до победоносного завершения Великой Отечественной войны.

Кавалерия Красной Армии приняла участие во всех крупных сражениях, начиная с самых первых трагических дней войны и до последних операций в Европе весны 1945 года. Советские кавдивизии сыграли очень важную роль во время контрнаступления под Сталинградом, где именно они сформировали внешний фронт окружения немецкой группировки. В январе 1943 года 7-й кавалерийский корпус за 6 суток прошел практически без отдыха 280 км и 15 января захватил станцию Валуйки, создав внешнее кольцо окружения острогожско-россошанской группировки противника. Итогом Острогожско-Россошанской операции стало освобождение советской территории общей площадью 22,5 тысячи квадратных километров, захват 86 тысяч пленных. В ходе операции была разгромлена 2-я венгерская армия, итальянский альпийский корпус, 385-я и 387-я немецкие пехотные дивизии, а также отдельная дивизионная группа «Фогеляйн».

Успешно применялись кавалерийские части и в 1944 году в Белоруссии, особенно в условиях лесисто-болотистой местности, в рамках проведения наступательной операции «Багратион». Кавалерия входила в состав конно-механизированных групп, действуя в тесном взаимодействии с танковыми частями. Форсировав Березину, 3-й гвардейский кавкорпус сумел создать плацдарм на берегу реки, не позволив немцам превратить водную преграду в рубеж обороны для восстановления линии фронта. Позже, перерезав железную дорогу Минск-Вильнюс, кавалерийские части Красной Армии лишили минскую группировку противника важнейших путей отхода на Вильнюс и Лиду.

О том, как воевали советские кавалеристы, говорит и тот факт, что 7 из 8 существовавших к концу войны корпусов имели почетное звание гвардейских. При этом часть кавалеристов представляли бойцы, набранные на Дону и Кубани — самое настоящее советское казачество. В годы Великой Отечественной войны два кавкорпуса официально именовались «казачьими». Так в 1945 году 4-й гвардейский Кубанский казачий корпус освобождал столицу Чехословакии — Прагу, а 5-й гвардейский Донской казачий корпус с боями добрался до Вены.

«Нас водила молодость в сабельный поход!»

Гражданская война на территории России носила высокомобильный характер, в силу чего и велась вдоль железных дорог и рек. Уйти в сторону было трудно, попросту говоря «ног не хватало», вот почему уже очень скоро красные комиссары выдвинули лозунг «Пролетарий, на коня!».

Были созданы сразу две конные армии – Первая – Семена Буденного и Вторая – Оки Городовикова, сыгравшие очень важную роль в разгроме Белой армии. Родилась даже новая тактика их применения: при атаке вражеской конницы впереди мчатся тачанки, затем они разворачиваются и косят врага пулеметным огнем. Всадники действуют парой: один рубит шашкой, другой расстреливает противников первого из пистолета или карабина.

«Двигаться не по шоссе, а лесами!»

Из Гражданской войны молодая советская конница вышла ослабленной. «Сработался» конский состав, причем настолько, что хороших лошадей в 20-х годах пришлось закупать в Канаде по линии Амторга.

В предвоенные годы количественный состав советской конницы сокращался прямо пропорционально росту ее механизации. Так, являвшийся с 1938 года инспектором кавалерии все тот же Ока Городовиков, выступая на совещании высшего руководящего состава РККА 23-31 декабря 1940 года, так и сказал, что главное в современной войне это воздушные силы.

«Крупные силы конницы при всем своем желании, хоть семь звезд во лбу, как говорят, ничего не могут сделать… Я считаю, что конница при таких условиях может двигаться не по шоссе, а лесами и другими путями. Поэтому, в современной обстановке… надо полагать, что превосходство будет на той стороне, которая имеет превосходство в воздухе. При этом превосходстве может двигаться любой род войск, драться и выполнять задачу. Если же этого превосходства в воздухе нет, то любой род войск двигаться не сможет и не выполнит поставленных задач». (РГВА, ф. 4, оп. 18, д. 58, л. 60 – 65.)

То есть он вполне справедливо считал, что конница имеет полное право на существование, при условии надежной поддержки ее с воздуха. А передвигаться в ее отсутствие он предлагал не по шоссе, а лесами.

«Воевать строго по уставу!»

Специфическую роль конницы в новых условиях закреплял и Полевой устав 1939 года: «Наиболее целесообразно использование кавалерийских соединений совместно с танковыми соединениями, моторизованной пехотой и авиацией – впереди фронта (в случае отсутствия соприкосновения с противником), на заходящем фланге, в развитии прорыва, в тылу противника, в рейдах и преследовании. Кавалерийские соединения способны закрепить свой успех и удержать местность. Однако при первой возможности их нужно освобождать от выполнения этой задачи, чтобы сохранить их для маневра. Действия кавалерийского соединения должны быть во всех случаях надежно прикрыты с воздуха». Ну, а поскольку военные должны воевать строго по уставу, то… так они по идее и должны были бы воевать в 41-ом, если бы не одно «но»…

«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги!»

После всех сокращений кавалерия РККА встретила войну в составе четырех корпусов и 13 кавалерийских дивизий. По словам Оки Городовикова, ставшего с июня 1941 года генерал-инспектором и командующим кавалерией Красной Армии, кавалерийский корпус трех дивизионного состава тогда состоял из 12 полков, и имел 172 танка БТ-7 и 48 бронемашин в трех танковых полках, 96 орудий дивизионных, 48 полевых и 60 орудий ПТО; станковых пулеметов – 192 и ручных – 384, и усиленной танковой бригады в составе 150 – 200 танков.

Но, как известно, Великая Отечественная война началась с разгрома советской авиации, из-за которого самолетов у нас стало не хватать настолько, что дальние бомбардировщики ДБ-4 отправляли на штурмовку вражеских танковых колонн без прикрытия истребителями. Чего уж тут говорить о коннице, которая в этих тяжелых условиях, во-первых, стала едва ли не единственной по-настоящему мобильной силой Красной армии, не зависящей ни от состояния дорог, ни от поставок горючего, а во-вторых – лишилась обещанного уставом прикрытия с воздуха.

Немецкие «Штуки» с включенными сиренами пикировали на кавалеристов и нервы у лошадей не выдерживали, они кидались в стороны и попадали под пули и бомбы. Тем не менее, красные конники воевали даже в таких условиях.

«Казаки, казаки!»

Многие конники после войны вспоминали, что лошадей они использовали в качестве транспортного средства, а вот атаковали противника исключительно в пешем строю. Махать шашками большинству практически не приходилось.

Исключение составляли участники рейдов по тылам противника. Днем их части отстаивались в лесах, а ночью по наводке партизан наносили удары по оккупированным селам. При первых же звуках выстрелов немцы выбегали из домов и тут же, громко крича от ужаса «Казаки, казаки!», попадали под шашки. Потом конники опять отходили и днем, когда их разыскивала немецкая авиация, до времени прятались в лесах!

Об успехе действий тех же казачьих подразделений Красной Армии говорит и тот факт, что Гитлер разрешил создание в вермахте конных казачьих подразделений, объединенных в казачий корпус СС под командованием бывшего атамана, а теперь уже генерала Краснова, а самим донским казакам, перешедшим на свою сторону, создание на их землях (уж неизвестно насколько искренне) республики «Казакия». Выведенный в Югославию для участия в действиях против партизан, этот корпус зарекомендовал себя так, что там потом еще долго матери пугали детей казаками: «Смотри, казак придет, заберет тебя!»

Война моторов и коней!

Следует отметить, что в Красной Армии на начальном этапе войны просто не было крупных подвижных соединений, кроме конных, танковые войска могли оперативно использоваться только как средство поддержки пехоты.

Таким образом, единственным средством, позволяющим осуществлять глубокие охваты, обходы и рейды в тыл врага, была именно конница. Даже в конце войны, когда характер боевых действий существенно изменился по сравнению с 1941– 1942 гг., в составе Красной Армии успешно действовали восемь кавалерийских корпусов, семь из которых носили почетное звание гвардейских.

Фактически кавалерия до появления в Красной Армии крупных самостоятельных механизированных соединений и, добавим, автомобилей из США и Англии, была единственным маневренным средством на оперативном уровне боевых действий. Понятно, что проблем с использованием конницы было много. Корм для лошадей, снабжение боеприпасами, громоздкость – все это были такие трудности, преодолеть которые должно было военное искусство, но которого тоже нередко не хватало. Но героизма нашим конникам было не занимать.