Позже - уже в школе - Лучано начал петь в церковном хоре. Ему было 12 лет, когда на гастроли в местный театр приехал тенор Беньямино Джильи. Лучано пробрался в театр во время репетиции. "Я тоже хочу стать певцом!" - выпалил он Джильи, пытаясь таким образом высказать свое восхищение. Хотя на самом деле хотел стать футболистом. Футболиста из него, как известно, не вышло. В 1961 году Лучано Паваротти занял первое место на конкурсе вокалистов в Реджо-нель-Эмилия, в том же году состоялся его дебют в "Богеме" Пуччини. А через два года сбывалась заветная мечта молодого певца: он стал солистом всемирно известного оперного театра "Ла Скала" и начинал триумфальное шествие по сценам и концертным залам мира. На одном из своих выступлений в "Метрополитен-опера" Паваротти довел зрителей до состояния полной эйфории, так что занавес пришлось поднимать 160 раз - что и было занесено в Книгу рекордов Гиннесса.

Друзья называют Паваротти "Big P". "Большой" - не в смысле "великий", а в самом что ни на есть буквальном смысле. Правда, при этом близкие Паваротти в один голос говорят, что в нем 150 килограммов чистого обаяния и добродушия. То есть 150 плюс-минус 10. Диетические испытания, выпадающие на долю Паваротти, регулярно тиражируются в прессе и уже, пожалуй, имеют хождение в категории анекдотов. Да, габариты Паваротти - проблема для портных и беда для стульев. Чего стоит хотя бы петь партию Каварадосси в опере Пуччини "Тоска". Во втором акте его героя после пыток приводят в кабинет, и он так измучен, что еле держится на ногах и падает на стул. Уже во время репетиций Паваротти с опаской посматривал на этот стул из резного дерева, затем подошел к режиссеру и тихо, чтобы никто не слышал, сказал: "Думаю, этот стул меня не выдержит". Режиссер заверил его, что волноваться нечего, стул заблаговременно укрепили металлом. Генеральную репетицию стул действительно выдержал. Наступил день премьеры. Второй акт. Стражники вытащили Паваротти под руки и усадили его на стул. Хильдегард Беренс, выступавшая в партии Тоски, должна была подойти к своему возлюбленному и обнять его. Но так вошла в роль, что разбежалась через всю сцену и бросилась ему на шею. Того, что произошло вслед за этим, на сцене "Гранд-опера" не бывало никогда: стул с треском развалился, вместе с ним грохнулся Паваротти-Каварадосси, а сверху приземлилась и Тоска. "Почему я так много ем?" - Лучано на вечный вопрос корреспондентов отвечал. - Во-первых, я итальянец. Во-вторых, я родом из Модены - города обжор". Что поделаешь - это в его стиле: поселить в доме консультанта-диетолога и платить ему бешеные суммы за каждые сутки, а затем, лишь только тот переступит порог, броситься на кухню и опустошить холодильник. "Я самый тяжеловесный рэппер в мире", - так великий тенор прокомментировал свои выступления вместе с поп- и рок-звездами: Дзуккеро, Стингом, Брайаном Адамсом, ирландской группой "U2". Записи концертов "Паваротти и друзья" разошлись миллионными тиражами по всему миру.

Лучано и Адуа познакомились еще подростками и были семь лет помолвлены до того, как поженились. Свадьба состоялась в 1961 году, когда Лучано получил первый приличный гонорар и, говорят, даже пытался оклеить купюрами стены спальни, но впоследствии употребил их все же на то, чтобы купить свой первый автомобиль. Кстати, именно Адуа Паваротти обязан тем, что стал певцом, а не учителем в народной школе. В свое время она уговорила его брать уроки вокала. "Немногие женщины могли бы примириться с жизнью оперного певца, как смогла это сделать Адуа", - написал Лучано Паваротти в своей книге. Она не жаловалась ни на то, что их дом был скорее похож на проходной двор, ни на то, что видела своего супруга самое большее 5 дней в месяц. "За все время нашей совместной жизни я больше разговаривала с ним по телефону, - говорила Адуа Паваротти, - чем виделась с мужем. Кстати, именно по телефону он узнал о рождении наших дочерей".

Жизненное кредо своего уже бывшего супруга она определила так: "Спагетти, спагетти, потом - любовь", - а на вопрос корреспондента, как она относится к тому, что во время поездок Паваротти окружает столько красивых женщин, Адуа несколько лет назад ответила: "Ничего страшного, если он посмотрит на хорошенькое личико. Все равно он выберет пиццу". Увидев растиражированные по всему свету фотографии 61-летнего Паваротти и его 27-летней секретарши Николетты Мантовани, нежащихся в Карибском море, Адуа в этом усомнилась. Эта Николетта не может не нравиться. Красивое личико с неотразимой улыбкой, как, впрочем, и у ее соблазнителя. И при этом совсем не глупа. В Болонье она изучала науки, стала хорошим психологом. Ведь она оказалась единственным человеком, утешившим Лучано, когда итальянская команда проиграла матч на Кубок мира по футболу. Разве это не так важно? А может ли кто-нибудь усомниться в ее подвиге, когда она прогнала эту ужасную змею, незаметно пробравшуюся в комнату божественного тенора в Бали?

Кто же устоит перед столь могущественной Венерой? Конечно, это не первая пощечина, нанесенная мягкотелым героем семейному миру и благополучию. Он постоянно пел дифирамбы своей законной и прямо-таки незаменимой супруге, умело правившей империей Паваротти. Сейчас перед этим вечным странником открылось свободное поле деятельности.

Адуа, управлявшая колоссальным состоянием этого добряка-гиганта, конечно, на все его похождения закрывала глаза. Однажды Ватикан даже запретил Лучано участвовать в торжественной мессе в нью-йоркском Централ-Парке, а супруга сделала вид, что равнодушна к статьям, появившимся на этот счет в прессе. Но на сей раз Адуа взбесили заполонившие прессу фотографии двух голубков, резвящихся в теплых водах у берегов Барбадоса. Эта Николетта, разве она не твердит на всех перекрестках, что мечтает родить Паваротти сына? Не издевательство ли это над ее тремя дочерьми? В ярости Адуа сорвала табличку с фамилией Паваротти с дверей дома в Саличета близ Модены, где обитает весь их клан. На дверях осталась только ее фамилия: Адуа Верони. Письмо, которое еще больше разожгло скандал, разгневанная Юнона передала через своего адвоката. Его можно считать шедевром дипломатии. "Для любого создания, таков непреложный закон бытия, путь к успеху становится все более размытым. Когда спускаются сумерки, - написала она мужу с чарующей предупредительностью, - чувство конца и одиночества, особенно часто посещающее людей, имевших успех в жизни, можно подавить другими, глубоко укоренившимися чувствами, выдержавшими испытание временем".

Вместе с тем Адуа совершенно бескорыстна: чета Паваротти заключила брак на условиях раздельного владения имуществом, и вопрос о разводе (по-итальянски) в данный момент не стоит. Лучано Паваротти дал интервью журналу "Frau im Spigel": "Маэстро, психологи расценивают ваш выбор столь молодой женщины в качестве спутницы жизни как бегство от своего возраста. Что вы на это скажете?" "Почему бы и нет? У меня было чудесное детство с прабабушкой, бабушкой, мамой, тетками. У меня была прекрасная жизнь с моей женой и дочерьми. Мне удалось сделать фантастическую карьеру. Сейчас я решил начать новую жизнь вместе с Николеттой. Я уверен, она будет столь же прекрасна, как и все в моем прошлом. Может, ваши психологи имеют что-нибудь против человеческого счастья и радости?" "Когда ваша любовная история с секретаршей стала достоянием общественности, вы как раз должны были петь в "Метрополитен-опера". Вы не боялись негативной реакции публики?" "Это был чистый кошмар! Некоторые люди не умеют отличать личное от профессионального, сваливают все в одну кучу и думают, что, если певец отдал свое сердце молодой женщине, это должно сказаться и на его творческом мастерстве, причем в худшую сторону. Сплетни и злословие в прессе и враждебное настроение публики - это была чудовищная нагрузка перед премьерой. Но я выдержал и это испытание".

"Вы похудели на 15 килограммов. Заслуга Николетты?" "Совершенно верно. Она заперла меня дома на три недели наедине с планом диетического питания и соответствующими ему продуктами. Ни спагетти, ни пиццы, ни алкоголя... Сплошной сок, да еще водой разбавленный". "А как складываются отношения с вашей бывшей женой?" "Мирно. С дочерьми тоже нет проблем - они умные девочки и очень меня любят". "У вас с Николеттой полное взаимопонимание или все же бывают какие-либо разногласия?" "По поводу еды - постоянно. Ее кулинарные способности - сплошная катастрофа. Как-то она собралась приготовить мне тортеллини. Для этого ей понадобилось звонить из Нью-Йорка, где мы находились, своей матери в Болонью - чтобы узнать рецепт. Разговаривали они почти час. Очень, конечно, мило с ее стороны, но гораздо дешевле было бы слетать в Италию". "Вы не собираетесь обзаводиться ребенком?" "Обязательно. Я бы очень хотел мальчика, ведь всю жизнь я был окружен одними женщинами. Но мы подождем еще пару лет: 29 апреля 2001 года я отпраздную 40-летие моей творческой деятельности и уйду "на пенсию" - буду преподавать вокал. Самое время, чтобы снова стать отцом".

История жизни
В детстве Лучано больше всего любил ловить лягушек и ящериц, играть в футбол - ну и, конечно, петь. Впрочем, в Италии, как известно, поют все. Отец Лучано приносил домой пластинки знаменитых теноров - Джильи, Карузо, Мартинелли, и вместе с сыном они слушали их буквально до дыр. Лучано забирался на стол в кухне и голосил во все легкие "Сердце красавицы". В ответ на его истошное пение одновременно из 15 соседних квартир раздавались не менее истошные крики: "Баста! Да замолчи же ты, наконец!!!"
Позже - уже в школе - Лучано начал петь в церковном хоре. Ему было 12 лет, когда на гастроли в местный театр приехал тенор Беньямино Джильи. Лучано пробрался в театр во время репетиции. "Я тоже хочу стать певцом!" - выпалил он Джильи, пытаясь таким образом высказать свое восхищение. Хотя на самом деле хотел стать футболистом. Футболиста из него, как известно, не вышло. В 1961 году Лучано Паваротти занял первое место на конкурсе вокалистов в Реджо-нель-Эмилия, в том же году состоялся его дебют в "Богеме" Пуччини. А через два года сбывалась заветная мечта молодого певца: он стал солистом всемирно известного оперного театра "Ла Скала" и начинал триумфальное шествие по сценам и концертным залам мира. На одном из своих выступлений в "Метрополитен-опера" Паваротти довел зрителей до состояния полной эйфории, так что занавес пришлось поднимать 160 раз - что и было занесено в Книгу рекордов Гиннесса.
Друзья называют Паваротти "Big P". "Большой" - не в смысле "великий", а в самом что ни на есть буквальном смысле. Правда, при этом близкие Паваротти в один голос говорят, что в нем 150 килограммов чистого обаяния и добродушия. То есть 150 плюс-минус 10. Диетические испытания, выпадающие на долю Паваротти, регулярно тиражируются в прессе и уже, пожалуй, имеют хождение в категории анекдотов. Да, габариты Паваротти - проблема для портных и беда для стульев. Чего стоит хотя бы петь партию Каварадосси в опере Пуччини "Тоска". Во втором акте его героя после пыток приводят в кабинет, и он так измучен, что еле держится на ногах и падает на стул. Уже во время репетиций Паваротти с опаской посматривал на этот стул из резного дерева, затем подошел к режиссеру и тихо, чтобы никто не слышал, сказал: "Думаю, этот стул меня не выдержит". Режиссер заверил его, что волноваться нечего, стул заблаговременно укрепили металлом. Генеральную репетицию стул действительно выдержал. Наступил день премьеры. Второй акт. Стражники вытащили Паваротти под руки и усадили его на стул. Хильдегард Беренс, выступавшая в партии Тоски, должна была подойти к своему возлюбленному и обнять его. Но так вошла в роль, что разбежалась через всю сцену и бросилась ему на шею. Того, что произошло вслед за этим, на сцене "Гранд-опера" не бывало никогда: стул с треском развалился, вместе с ним грохнулся Паваротти-Каварадосси, а сверху приземлилась и Тоска. "Почему я так много ем?" - Лучано на вечный вопрос корреспондентов отвечал. - Во-первых, я итальянец. Во-вторых, я родом из Модены - города обжор". Что поделаешь - это в его стиле: поселить в доме консультанта-диетолога и платить ему бешеные суммы за каждые сутки, а затем, лишь только тот переступит порог, броситься на кухню и опустошить холодильник. "Я самый тяжеловесный рэппер в мире", - так великий тенор прокомментировал свои выступления вместе с поп- и рок-звездами: Дзуккеро, Стингом, Брайаном Адамсом, ирландской группой "U2". Записи концертов "Паваротти и друзья" разошлись миллионными тиражами по всему миру.
Лучано и Адуа познакомились еще подростками и были семь лет помолвлены до того, как поженились. Свадьба состоялась в 1961 году, когда Лучано получил первый приличный гонорар и, говорят, даже пытался оклеить купюрами стены спальни, но впоследствии употребил их все же на то, чтобы купить свой первый автомобиль. Кстати, именно Адуа Паваротти обязан тем, что стал певцом, а не учителем в народной школе. В свое время она уговорила его брать уроки вокала. "Немногие женщины могли бы примириться с жизнью оперного певца, как смогла это сделать Адуа", - написал Лучано Паваротти в своей книге. Она не жаловалась ни на то, что их дом был скорее похож на проходной двор, ни на то, что видела своего супруга самое большее 5 дней в месяц. "За все время нашей совместной жизни я больше разговаривала с ним по телефону, - говорила Адуа Паваротти, - чем виделась с мужем. Кстати, именно по телефону он узнал о рождении наших дочерей".
Жизненное кредо своего уже бывшего супруга она определила так: "Спагетти, спагетти, потом - любовь", - а на вопрос корреспондента, как она относится к тому, что во время поездок Паваротти окружает столько красивых женщин, Адуа несколько лет назад ответила: "Ничего страшного, если он посмотрит на хорошенькое личико. Все равно он выберет пиццу". Увидев растиражированные по всему свету фотографии 61-летнего Паваротти и его 27-летней секретарши Николетты Мантовани, нежащихся в Карибском море, Адуа в этом усомнилась. Эта Николетта не может не нравиться. Красивое личико с неотразимой улыбкой, как, впрочем, и у ее соблазнителя. И при этом совсем не глупа. В Болонье она изучала науки, стала хорошим психологом. Ведь она оказалась единственным человеком, утешившим Лучано, когда итальянская команда проиграла матч на Кубок мира по футболу. Разве это не так важно? А может ли кто-нибудь усомниться в ее подвиге, когда она прогнала эту ужасную змею, незаметно пробравшуюся в комнату божественного тенора в Бали?
Кто же устоит перед столь могущественной Венерой? Конечно, это не первая пощечина, нанесенная мягкотелым героем семейному миру и благополучию. Он постоянно пел дифирамбы своей законной и прямо-таки незаменимой супруге, умело правившей империей Паваротти. Сейчас перед этим вечным странником открылось свободное поле деятельности.
Адуа, управлявшая колоссальным состоянием этого добряка-гиганта, конечно, на все его похождения закрывала глаза. Однажды Ватикан даже запретил Лучано участвовать в торжественной мессе в нью-йоркском Централ-Парке, а супруга сделала вид, что равнодушна к статьям, появившимся на этот счет в прессе. Но на сей раз Адуа взбесили заполонившие прессу фотографии двух голубков, резвящихся в теплых водах у берегов Барбадоса. Эта Николетта, разве она не твердит на всех перекрестках, что мечтает родить Паваротти сына? Не издевательство ли это над ее тремя дочерьми? В ярости Адуа сорвала табличку с фамилией Паваротти с дверей дома в Саличета близ Модены, где обитает весь их клан. На дверях осталась только ее фамилия: Адуа Верони. Письмо, которое еще больше разожгло скандал, разгневанная Юнона передала через своего адвоката. Его можно считать шедевром дипломатии. "Для любого создания, таков непреложный закон бытия, путь к успеху становится все более размытым. Когда спускаются сумерки, - написала она мужу с чарующей предупредительностью, - чувство конца и одиночества, особенно часто посещающее людей, имевших успех в жизни, можно подавить другими, глубоко укоренившимися чувствами, выдержавшими испытание временем".
Вместе с тем Адуа совершенно бескорыстна: чета Паваротти заключила брак на условиях раздельного владения имуществом, и вопрос о разводе (по-итальянски) в данный момент не стоит. Лучано Паваротти дал интервью журналу "Frau im Spigel": "Маэстро, психологи расценивают ваш выбор столь молодой женщины в качестве спутницы жизни как бегство от своего возраста. Что вы на это скажете?" "Почему бы и нет? У меня было чудесное детство с прабабушкой, бабушкой, мамой, тетками. У меня была прекрасная жизнь с моей женой и дочерьми. Мне удалось сделать фантастическую карьеру. Сейчас я решил начать новую жизнь вместе с Николеттой. Я уверен, она будет столь же прекрасна, как и все в моем прошлом. Может, ваши психологи имеют что-нибудь против человеческого счастья и радости?" "Когда ваша любовная история с секретаршей стала достоянием общественности, вы как раз должны были петь в "Метрополитен-опера". Вы не боялись негативной реакции публики?" "Это был чистый кошмар! Некоторые люди не умеют отличать личное от профессионального, сваливают все в одну кучу и думают, что, если певец отдал свое сердце молодой женщине, это должно сказаться и на его творческом мастерстве, причем в худшую сторону. Сплетни и злословие в прессе и враждебное настроение публики - это была чудовищная нагрузка перед премьерой. Но я выдержал и это испытание".
"Вы похудели на 15 килограммов. Заслуга Николетты?" "Совершенно верно. Она заперла меня дома на три недели наедине с планом диетического питания и соответствующими ему продуктами. Ни спагетти, ни пиццы, ни алкоголя... Сплошной сок, да еще водой разбавленный". "А как складываются отношения с вашей бывшей женой?" "Мирно. С дочерьми тоже нет проблем - они умные девочки и очень меня любят". "У вас с Николеттой полное взаимопонимание или все же бывают какие-либо разногласия?" "По поводу еды - постоянно. Ее кулинарные способности - сплошная катастрофа. Как-то она собралась приготовить мне тортеллини. Для этого ей понадобилось звонить из Нью-Йорка, где мы находились, своей матери в Болонью - чтобы узнать рецепт. Разговаривали они почти час. Очень, конечно, мило с ее стороны, но гораздо дешевле было бы слетать в Италию". "Вы не собираетесь обзаводиться ребенком?" "Обязательно. Я бы очень хотел мальчика, ведь всю жизнь я был окружен одними женщинами. Но мы подождем еще пару лет: 29 апреля 2001 года я отпраздную 40-летие моей творческой деятельности и уйду "на пенсию" - буду преподавать вокал. Самое время, чтобы снова стать отцом".


Умер знаменитый итальянский оперный певец Лучано Паваротти.

В 2006 году знаменитейшему певцу врачи поставили страшный диагноз - рак поджелудочной железы. Однако, по словам супруги 71-летнего тенора Николетты Мантовани, он "боролся, как лев".

"Я могу сказать, что он отлично справляется, - говорила Мантовани в интервью итальянской газете La Stampa . - Он хорошо реагирует на пятый цикл радиотерапии. Он борется, как лев, и не теряет мужества. В том числе и потому, что семья, которую он обожает, рядом с ним. Он настроен решительно. У него высокие шансы. Несмотря на серьезное лечение, он не сбросил вес (чего бы он, кстати, хотел) и не лишился волос".


Сообщения о значительном ухудшении состояния здоровья 71-летнего певца появились в среду вечером. По данным итальянских СМИ, он находился в очень тяжелом состоянии.

8 августа 2007 года Лучано Паваротти был госпитализирован из-за онкологических проблем. В июле Паваротти перенес операцию по удалению злокачественной опухоли поджелудочной железы. В связи с этим были отменены все запланированные на 2006 года выступления легендарного тенора.

Несколько дней назад певец был выписан из больницы. По некоторым данным, он находился дома, в Модене.

В последние годы Паваротти отошел от концертной деятельности. За пять лет певец выступал всего лишь четыре раза в январе 2002 года в Лондоне и один раз в июне 2003 года - в Берлине. Однако в интервью Паваротти говорил, что чувствует себя нормально и полон творческих планов.

"Независимая газета"

Лучано Паваротти был более 40 лет на сцене. В его репертуаре - десятки главных партий из различных опер и отдельные вокальные произведения. Перед ним были открыты двери лучших оперных театров мира: Ковент-Гардена, Ла Скала, Метрополитен-оперы, Штатсопер.

Паваротти - первый в истории оперы тенор, который спел все девять до второй октавы в арии «Quel destin» из «Дочери полка» Доницетти, за что его наградили титулом «Короля верхнего до». Он руководил мастер-классами во многих известных консерваториях мира. Имел множество почетных международных наград, в том числе и за благотворительную деятельность.

Не родись счастливым - родись тенором

Все началось шестьдесят пять лет назад, в тот день, когда пятилетний Лучано вышел во двор со своей игрушечной мандолиной и исполнил « La Donna e Mobile » (самую известную арию из «Риголетто»). Соседи, оценив талант юного исполнителя, бурно зааплодировали и щедро одарили мальчика конфетами и орехами. Так Лучано Паваротти завоевал первых поклонников и заработал первый гонорар. Вероятно, с этого момента начался его долгий путь оперного артиста.

Музыкальный талант и обаяние мальчика во многом объяснялись его происхождением и окружающей обстановкой.

Родился Лучано Паваротти в Модене - провинциальном городке северной Италии, самой «поющей» стране мира. Его отец, хотя и зарабатывал на жизнь, выпекая хлеб, обладал на диво красивым тенором и регулярно посещал моденский хор «Корала Росси». А мать, которая трудилась долгими часами на табачной фабрике, была пылкой поклонницей оперы и, приходя домой, всегда слушала пластинки великих теноров эпохи - Энрико Карузо, Беньямино Джили и Джованни Мартинелли. Маленький Лучано был единственным сыном своих родителей и, как ни странно, единственным мальчиком во всем пятнадцатиквартирном доме. Поэтому уже с детства он привык быть в центре внимания и, несмотря на нехватку денег в семье, чувствовал себя весьма счастливым и воплощал радость жизни.

Италия, как известно, страна не только оперы, но и футбола. Немного повзрослев, Лучано Паваротти увлекся футболом и стал капитаном юношеской городской команды. Он славился тем, что мог поднять всеобщий дух своим призывным «кличем» и привести команду к победе.

Но судьбу не перехитрить: футболистом Паваротти так и не стал - опера помешала. Отправился по стопам отца - петь в «Коралу Росси». Случилось так, что в один прекрасный день любительский провинциальный хор победил на престижном конкурсе в Уэльсе. Хормейстер даже потерял сознание от неожиданности, когда объявили результаты. Паваротти же, испытав всю «красоту и благодатность» жизни, посвященной пению, срочно начал брать уроки вокального мастерства у Арриго Пола, профессионального бельканто, проживающего в Модене.

Несмотря на то, что родители благосклонно относились к увлечению своего сына пением, они хотели, чтобы Лучано стал учителем. И Лучано, будучи послушным сыном, пошел работать преподавателем начальных классов школы. Работа в школе стала для него серьезным испытанием. Дети часто шалили. На них приходилось ругаться, кричать и даже срывать голос, что противоречило добродушному и мягкому характеру Паваротти и вредило его певческому голосу.

Однако Лучано Паваротти все-таки дождался своего звездного часа: в 1961 году, после победы на Международном конкурсе вокалистов им. А.Перу, юноша исполнил партию Родольфо в опере Пуччини «Богема» на сцене театра «Реджио Эмилия». Да так исполнил, что буквально за одну ночь из сына пекаря и учителя начальной школы превратился в известного тенора.

Это выступление чудесным образом сохранилось для истории. Дело в том, что в опере вместе с Лучано Паваротти был занят другой дебютант - молодой Дмитрий Набоков, сын великого русского писателя-эмигранта, отец которого не пожалел денег на самых искусных звукорежиссеров своего времени для сохранения в семейном архиве столь важного события. Но кто теперь знает оперного певца Дмитрия Набокова? А Паваротти знают все.

Весь мир - театр

Италия, Амстердам, Вена, Цюрих, Лондон, Нью-Йорк? Слава Паваротти росла с головокружительной скоростью. Рос и сам Паваротти, и не только творчески. Одной из самых больших слабостей певца всегда была и остается любовь к итальянской кухне. Он прекрасно готовит сам и зачастую возит с собой на выступления повара, чтобы в любой момент успеть подкрепиться. Лучано Паваротти с каждым днем становился все крупнее. Однако певец не унывал: главное не внешность, а вокальное мастерство и душевная щедрость. А поклонники, число которых расширялось беспредельно, превращали этот недостаток своего кумира в его достоинство: «В нем феноменален не только голос!», «150 кг чистого обаяния и добродушия» - писали газеты. И, наверное, если бы не угроза потерять голос, Паваротти никогда бы не сел на диету.

Очень скоро театральные подмостки стали слишком маленькими для огромного Паваротти. Его душа и тело рвались на свободу: на концертные площадки и в парки, на стадионы и телевидение. Ему хотелось дарить оперу не только узкому кругу ценителей оперного искусства, но даже тем людям, которые никогда не переступали порога оперного театра.

Уже в 1970-1980-х годах он часто выступал по телевидению, давал сольные вечера и участвовал в сборных концертах. Его ария Родольфо взволновала всю Америку во время прямой трансляции в марте 1977 года. Из всех опер, показанных по телевидению, «Богема» собрала самую большую аудиторию, что позволило Паваротти подняться в Америке на уровень голливудской звезды.

В 1990 году Паваротти совместно с известными тенорами Хосе Каррерасом и Плачидо Доминго участвовал в записях оперных хитов, которые совпали с футбольными соревнованиями за Кубок мира. Его интерпретация Нессун Дормы из «Турандот» Пуччини стала основной музыкальной темой для соревнований, а Паваротти выбрали официальным символом итальянской сборной по футболу. Мог ли предположить Пуччини, что ария из его сложнейшей модернистской оперы благодаря Паваротти станет эстрадным хитом! После выступления певец снимался в многочисленных рекламных роликах, а звукозаписывающие компании боролись за право выпустить хотя бы одну запись с его участием, заранее зная, что успех ей гарантирован.

Встречи Каррераса, Доминго и Паваротти вошли в традицию, несмотря на нередкую ругань между тремя тенорами: они оказались фанатами разных футбольных клубов. В творчестве же они солидарны практически во всех вопросах, а главное, в том, что музыка, как и спорт, должна быть для всех.

Так, в июле 1994 года во время прямой трансляции со стадиона Лос-Анджелеса их пением наслаждались 1,2 миллиарда человек из 102 стран мира, что составляет одну пятую населения Земли.

Традиционными стали и творческие встречи Паваротти с поп- и рок-звездами, получившие название «Паваротти и друзья». Ведь если Лучано Паваротти решил с кем-то встретиться, лучше молча согласиться. Он не сдается, пока не добивается своего.

Так, ежегодно начиная с 1992 года Паваротти проводит дружеские встречи в Модене, куда по «ненавязчивой» просьбе великого маэстро спешат приехать такие артисты, как Элтон Джон , Эрик Клэптон , Стинг, Брайан Адамс, Селин Дион, Боно и другие известные личности, чтобы выйти к микрофону с легендарным тенором.

Как-то раз Лайза Минелли, которая должна была выступать на дружеской встрече 1995 года, не смогла приехать, так как накануне попала в больницу. Но на концерте она все-таки выступила - организаторы устроили прямую видеосвязь с больницей, и безо всякого аккомпанемента она исполнила несколько куплетов из мюзикла «Кабаре».

Все сборы от концертов «Паваротти и друзья» идут детям из неблагополучных стран.

Журнал «Форбс» назвал Паваротти «самым рыночным голосом в мире» (по оценкам журнала, годовой доход Паваротти в 1996 году составил 25 миллионов долларов). Именно Паваротти несет всю ответственность за возникновение термина «попера» - гибрид поп-культуры и оперы.

Музыкальные критики жестко осудили выход Паваротти на эстраду: «До какой степени музыка, и в частности опера, должна быть как спорт?..» Паваротти же хотел, чтобы его услышали, и использовал для этого все возможности. Каждый концерт певца становился незабываемым и очень ярким событием, и для миллионов людей итальянский тенор стал воплощением оперного искусства, «O sole мio» современной оперы. Отвечая на вопрос о том, какого оперного певца вы знаете, многие не задумываясь называли имя Паваротти.

«Я бы позволил женщинам править миром»

«Очаровательный», «неподражаемый», «любвеобильный», «дамский угодник»? Лучано Паваротти всегда был окружен женщинами. Когда он родился, его матери не было и 20 лет, бабушке было 38, а прабабушке - 56. Первая жена Паваротти родила ему трех дочерей. Вторая жена подарила ему еще одну дочку.

Постоянно чувствуя женское тепло и заботу, певец всегда был благосклонен к женщинам: «Была бы моя воля, я бы позволил женщинам править миром».

Женщины отвечали ему взаимностью: Паваротти как магнит притягивал их, даже несмотря на свою комплекцию.

В 30 лет Лучано Паваротти женился. И с первой женой, Адуей Вероне, они прожили 35 лет. Вероне воспитывала детей, содержала дом, вела все финансовые дела мужа и, наконец, была его музой. Несмотря на то, что Паваротти всегда появлялся в окружении других женщин, что вызывало немало слухов, он оставался верен жене и семье.

Но однажды их семейному счастью пришел конец. 60-летний маэстро неожиданно влюбился в свою секретаршу, Николетту Мантовани.

Спустя некоторое время Паваротти и Мантовани поженились, и у них родилась дочь. Роман великого тенора и секретарши, которая была его вдвое моложе, потрясли Италию и весь мир: некоторые восхищались и говорили о любвеобильности Паваротти, другие выступали с резкими порицаниями. Сам певец считает, что настоящая любовь заставляет иногда человека делать заведомо неразумные вещи. Именно поэтому он симпатизирует Риккардо, герою-тенору из оперы Верди «Бал-маскарад», безумно влюбленному в жену своего друга.

«Я ухожу счастливым»

Карьера Паваротти не безоблачна: смерть родителей, ссоры с многими старыми друзьями, жутко тяжелый и длительный бракоразводный процесс с Адуей Вероне, бурный скандал с неуплатой налогов (широко освещенный в прессе), проблемы со здоровьем, - он по-прежнему чувствует себя самым счастливым человеком на свете: «Я достиг в жизни всего, о чем только мог мечтать, и даже большего».

Как Паваротти удалось вывести консервативный элитарный жанр оперы на планетарный уровень? Возможно, ответ кроется в свободном, творческом отношении певца к жизни. Он всегда мог то, что хотел, а хотел то, что мог. И это удивительным образом нашло отклик в сердцах миллионов людей. Лучано Паваротти, рассуждая о своей жизни, как-то сказал: «Я получаю огромное удовольствие от жизни, и, вероятно, поэтому я привлекаю людей, и дело вовсе не в моем голосе и моей музыке».

Этот сайт посвящён самостоятельному изучению итальянскому языку с нуля. Мы постараемся сделать его самым интересным и полезным для всех кому интересен этот прекрасный язык и, конечно же, сама Италия.

Интересно об итальянском языке.
История,факты,современность.
Начнём, пожалуй, с пары слов о современном статусе языка, очевидно, что итальянский является официальным языком в Италии, Ватикане (одновременно с латинским), в Сан-Марино, но также и в Швейцарии (в итальянской её части, кантон Тичино) и в нескольких округах в Хорватии и Словении, где проживает много итальянскоговорящего населения, на итальянском говорит и часть жителей на острове Мальта.

Итальянские диалекты - поймём ли мы друг друга?

В самой Италии и сегодня вы можете услышать множество диалектов, иногда достаточно проехать всего несколько десятков километров, чтобы столкнуться с очередным из них.
При этом диалекты зачастую настолько отличны друг от друга, что могут показаться совершенно разными языками. Если встретятся люди из, например, северной и центральной итальянской "глубинки" то они могут даже не суметь понять друг друга.
Что особенно интересно - часть диалектов имеют помимо устной формы, ещё и письменную, таковыми являются неополитанский, венецианский, миланский и сицилийский диалекты.
Последний существует, соответственно, на острове Сицилия и настолько отличаются от других диалектов, что некоторые исследователи выделяют его в отдельный сардинский язык.
Однако в повседневном общении и, в особенности, крупных городах вы врядли испытаете какое либо неудобство, т.к. сегодня на диалектах говорят в основном пожилые люди в сельской местности, молодежь же пользуется, объединяющим всех итальянцев, правильным литературным языком, языком радио и, конечно, телевидения.
Здесь можно упомянуть, что до конца Второй мировой войны современный итальянский был только письменным языком, использующимся правящим классом, учеными и в административных учреждениях, и именно телевидение сыграло большую роль в распространении общепринятого итальянского языка среди всех жителей.

Как всё начиналось, истоки

История формирования современного итальянского, такого как мы все его знаем, тесно связана с историей Италии и, точно, не менее увлекательна.
Истоки - в Древнем Риме всё было на римском языке, повсеместно известном как латынь, который на тот момент являлся официальным государственным языком Римской Империи. В дальнейшем из латыни, собственно, и возник и итальянский язык и многие другие языки Европы.
Поэтому, зная латынь, вы сможете понять, что говорит испанец, плюс минус португалец и даже сможете разобрать часть речи англичанина или француза.
В 476году последний римский император Ромула-Августула отрекается от престола, после захвата рима вождём германцев Одоакаром, эта дата считается концом Великой Римской империи.
Её же некоторые называют и концом "римского языка", однако и сегодня до сих пор не утихают споры, из-за чего же именно латинский язык утратил свою актуальность, из-за захвата римской империей варварами или это был есстественный процес и на каком собственно языке говорили к концу Римской империи.
По одной из версий, в древнем риме к этому моменту наряду с латынью был уже распространён разговорный язык и именно из этого народного языка Рима и происходит тот итальянский, который мы знаем, как итальянский 16го века, по второй же версии, в связи с нашествием варваров латынь смешалась с различными варварскими языками и диалектами и именно из этого синтеза уже и берёт начало итальянский язык.

День рождения - первое упоминание

960 год считается днём рождения итальянского языка. С этой датой связан первый документ, где присутствует этот "прото-народный язык" - vulgare, это судебные бумаги, связанные с земельной тяжбой Бенедиктинского аббатства, свидетели использовали именно этот вариант языка, чтобы показания были понятны как можно большему количеству людей, до этого момента во всех официальных бумагах мы можем увидеть только латынь.
И далее наблюдалось постепенное распространение в повсеместной жизни языка vulgare, что переводится, как народный язык, который и стал прообразом современного итальянского языка.
Однако на этом история не заканчивается, а становится только интересней и следующий этап связан с эпохой Возрождения и с такими, всем известными именами, как Данте Алигьере, Ф.Петрарка, Дж.Бокаччо и другими.
продолжение следует...

On line переводчик

Всем гостям моего блога предлагаю воспользоваться удобным и бесплатым итальянским онлайн переводчиком.
Если вам надо перевести пару слов или короткую фразу с русского на итальянский или наоборот, вы можете воспользоваться маленьким перводчиком на боковой панели блога.
Если же вы хотите перевести большой текст или нужны другие языки - воспользуйтесь полной версией онлайн словаря, где более 40 языков на отдельной страничке блога - /p/onlain-perevodchik.html

Самоучитель итальянского языка

Представляю новую отдельную рубрику для всех изучающих итальянский язык - Самоучитель итальянского языка для начинающих.
Сделать из блога полноценный итальянский самоучитель, конечно, не просто, но я стараюсь дать наиболее удобную и логичную последовательность интересных онлайн уроков, чтобы вы могли самостоятельно учить по ним итальянский язык.
Так же появится раздел - аудиосамоучитель, где как вы догадываетесь будут уроки с аудио приложениями, которые можно будет скачать или прослушать прямо на сайте.
Как выбратьсамоучитель итальянского языка ,где скачать, или как заниматься по нему онлайн, вы найдете информацию об этом в моих постах.
Кстати, если у кого-то будут идеи или предложения, как лучше организовать на нашем итальянском блоге такой самоучитель, то обязательно напишите мне.

Итальянский по скайпу

Секреты как можно выучить итальянский язык по скайпу бесплатно, всегда нужен ли носитель языка, как выбрать преподавателя, сколько стоит изучать итальянский через скайп, как не потратить зря ваше время и деньги - обо всём этом читайте в рубрике "итальянский язык по скайпу .
Заходите, читайте и делайте правильный выбор!

Итальянский разговорник

Бесплатно, Увлекательно, с носителем языка - рубрика для тех кто хочет выучить слова и фразы на определённые темы.
Присоединяйтесь, слушайте, читайте, учите - озвученный итальянский разговорник для туриста, шопинг, аэропорт, бытовые ситуации и многое другое
в разделе "

Вокальные данные Лучано Паваротти представляются редкостными. У него чистый, проникновенный голос, сочетающий металлический блеск и трепетную красоту тембра, широту диапазона и плавность переходов от одного регистра к другому. Природная музыкальность дополняется взыскательным вкусом и чувством ансамбля, которые выработаны годами. Все это дает основания знатокам приравнять его к лучшим вокалистам настоящего и прошлого.

Родился Лучано Паваротти 12 октября 1935 года в итальянском городе Модена. Хотя родители Лучано и не были музыкантами, все детство мальчика прошло под пение его отца, у которого был настоящий оперный баритон. Он мог бы сделать настоящую музыкальную карьеру, но страшно боялся сцены и соглашался выступать только в маленьких залах, где в основном собирались близкие и знакомые. Отец Паваротти до сих пор не отказывается петь на небольших вечеринках, куда его часто приглашают. Карьеру оперного певца за него сделал его сын.

В юные годы будущий артист получал особое удовольствие, слушая записи знаменитых певцов, в том числе Ди Стефано, равно как, впрочем, и Марио Ланца, которого он очень ловко имитировал. Вместе с отцом Лучано мальчиком пел в хоре оперного театра в родном городе, а летними вечерами исполнял импровизированные серенады под аккомпанемент гитары. В 18 лет Паваротти записался на курсы учителей пения, а два года спустя понял, что музыка является его призванием. Произошло это после того, как отец и сын Паваротти в составе любительского коллектива приняли участие в хоровом фестивале в Ланголлене (Уэльс) и были удостоены высшей награды. С тех пор Лучано начал усердно совершенствовать вокальную технику под руководством педагогов А. Пола и Э. Кампогальяни.

В 1961 году Паваротти впервые победил на конкурсе вокалистов - Акилла Пери в Реджо-нель-Эмилия, - и в том же году состоялся его сценический дебют. Он выступил на сцене оперного театра в том же городке.

"Я очень волновался, когда впервые пел (партию Рудольфа. - прим. авт.) в 1961 году в Реджо-нель-Эмилия в сопровождении оркестра в «Богеме». Я тогда еще учился пению, но уже знал эту музыку наизусть. Когда же опять услышал ее звуки, пережил потрясение. На следующий год я пел в Палермо в «Риголетто» с Туллио Серафином, и впервые этот крупный дирижер заинтересовался мною…

…Хотя я победил на конкурсе Акилла Пери в 1961 году и получил возможность спеть в «Богеме» в постановке театра Реджо-нель-Эмилия, моя карьера могла тут же и закончиться. Я хорошо спел в тот вечер, но если ты никому не известен, то, как бы хорошо ты ни пел, об этом быстро забывают. Мне же просто повезло, что в тот вечер на спектакль пришел (послушать другого певца) очень известный миланский агент Алессандро Зилиани. Когда я стал его клиентом и он начал подыскивать мне работу, то я почувствовал, что будущее мне улыбается и мы с Адуей наконец можем пожениться. Итак, в тот, 1961, год я выступил с дебютом в опере, женился и, что самое главное, приобрел свой первый автомобиль".

Несколько сезонов молодой певец выступал на сценах провинциальных театров Италии и других стран Европы, в частности в Голландии и Великобритании. Он полон веры в себя и не хочет довольствоваться малым. Когда «Ла Скала» предложил ему стать дублером звезд первой величины, он решительно отказался: «Я подумал, что коли уж петь в „Ла Скала“, то нужно входить в этот храм искусства через подъезд для солистов». Как раз в это время произошло событие, во многом определившее его судьбу. В 1963 году ему пришлось заменить в «Богеме» на сцене лондонского «Ковент-Гарден» заболевшего Ди Стефано. Дирижировал Р. Бониндж, а партнершей певца стала Джоан Сазерленд - одна из лучших певиц XX века.

Важным этапом в деятельности Паваротти стал дебют на сцене прославленного миланского театра «Ла Скала». Певец вспоминает: «Другое незабываемое впечатление первых лет моей карьеры относится к 1965 году, когда я впервые выступил с Гербертом фон Караяном в „Ла Скала“, где пел партию Рудольфа в „Богеме“. Одного этого уже было бы достаточно для начинающего тенора, но в том же году я отправился в турне по Австралии с Джоан Сазерленд. Выступления с Джоан, у которой я учился виртуозному владению техникой и убедительности на сцене, были чрезвычайно важны для меня».

Вскоре Паваротти стал солистом труппы «Ла Скала». В 1968 году Паваротти дебютирует в Америке и с тех пор входит в число лучших теноров мира, чей календарь расписан примерно на два года вперед.

Какова сила искусства Паваротти, смогли понять зрители, пришедшие в один из вечеров 1969 года в Оперный театр Сан-Франциско. В разгар третьего действия «Богемы» в зале раздался грохот. Здание начало сотрясаться, закачались люстры. В панике часть зрителей вскакивает с мест и бросается к выходам. В этот момент на сцене находится Паваротти в роли Рудольфа. Он наклоняется к суфлерской будке и спрашивает: «Что случилось?» «Землетрясение», - слышит он в ответ. Артист крепче сжимает в объятиях партнершу и продолжает петь в полный голос. Зал постепенно затихает, публика успокаивается.

Если свою карьеру Паваротти начинал как типичный лирический тенор, свободно «плававший в водах бельканто», то со временем к числу его достоинств добавилось уверенное мастерство, голос приобрел тембровое богатство и полноту.

Однако Паваротти никогда не бросается в крайности и опасные эксперименты. Каждую партию он готовит тщательно и постепенно. Характерно, что Вильгельма Телля в опере Россини он поначалу спел в студии грамзаписи, где обстановка куда более спокойна, чем на сцене, и лишь потом вынес на суд публики. После тщательной подготовки он выступил в таких ролях, как Радамес и Лоэнгрин.

Затем стал петь в «Любовном напитке», «Богеме», «Эрнани», «Бале-маскараде», «Луизе Миллер», «Турандот», «Кармен», «Вертере», «Идоменее» и ряде других опер. Сегодня в его репертуаре примерно сорок партий в различных спектаклях.

Сам Паваротти говорит, что разучивание новой роли для него всегда сопряжено с определенными психологическими трудностями, - ведь в его памяти хранятся не только оперные партии, но и церковная музыка, народные песни, популярные в дни его молодости.

Словом, сейчас Лучано Паваротти - один из самых занятых певцов мира: он не только поет в опере и на концертной эстраде, но и много записывается, в том числе и вместе с поп - и рок-звездами первой величины.

С некоторыми из них Паваротти связывает долгая дружба, и есть несколько песен, которые они всегда поют вместе. Так, с известной американской актрисой и певицей Лайзой Минелли он исполнил хит «Нью-Йорк, Нью-Йорк», а вместе с Элтоном Джоном - «Живи как лошадь». Любит Паваротти выступать и со Стингом. В свое время он пел и с другими кумирами современной музыки - П. Каас, Б. Адамсом, музыкантами из группы «Куин». Певец составил два диска из таких совместных выступлений. Всего же Паваротти записал более ста дисков.

Событием в оперной жизни 1990 года, и не только, стало совместное выступление трех знаменитых теноров - Доминго, Каррераса и Паваротти.

Вот что пишет сам Паваротти:

"Мысль устроить концерт в Риме во время чемпионата мира по футболу пришла двум итальянцам - импресарио Марио Дради и режиссеру Фердинандо Пинто, связанному с римским театром «Петручелли» и с оперным театром в Бари. Если учесть плотные графики наших выступлений, то концерт был подготовлен удивительно быстро. Все утверждали, что нас невозможно собрать, что во время чемпионата мы будем заняты. Но организаторы очень постарались, и все получилось…

Выступать трем тенорам в концерте - дело совершенно новое. Я восхищался и Пласидо, и Хосе. Но мы никогда не пели вместе ни в опере, ни даже в концерте. Несмотря на ряд сложностей и разногласий - с самого первого дня пришлось решать очень много проблем, - все шло прекрасно. Например, нужно было решить, кто и что будет петь. Могли быть затруднения: ведь двое из нас могут захотеть спеть одну и ту же арию или песню. К счастью, составление программы прошло гладко.

Гораздо сложнее оказалось приготовить большое попурри для нашего исполнения. Было бы странно участвовать в одном концерте и не спеть вместе. Но что? В музыкальной литературе нет ничего написанного сразу для трех теноров. Ни один композитор не рассчитывал на такое исполнение. Мы должны были заказать попурри специально для себя. Пласидо для этого потребовался собственный аранжировщик. Нам с Хосе было все равно. Однако мне не очень понравилось то, что сделал этот человек. По моему мнению, аранжировки были сложны, если учесть, что нам предстояло только несколько коротких репетиций. Тут мы поспорили, но в конце концов нам удалось все уладить. Не совсем, конечно.

…Невозможно описать этот вечер. Термы Каракаллы казались невероятно прекрасными в свете юпитеров, установленных для телесъемки. Более рельефными стали архитектурные детали, не столь выразительные днем. Среди публики, собравшейся в Риме на чемпионат мира, присутствовало много знаменитостей: среди них были король и королева Испании.

Стоял прекрасный тихий вечер, в воздухе веяло прохладой. Я знал, что, как только каждый из нас исполнит свою первую арию, все будет хорошо. Во время пения Хосе послал воздушный поцелуй пролетавшему над городом самолету - напряжение спало, и всем стало весело. Уже тогда я почувствовал восторженный прием публики, а когда мы, заканчивая концерт, спели попурри, поняли, что успех - полный!

С той поры знаменитое трио выступило еще на трех чемпионатах мира по футболу. Скорее всего, последнее его выступление состоялось в июне 2002 года в Японии. Как сказал Паваротти, он собирается закончить петь в 70 лет, то есть в 2005 году.