Человечество находится в постоянном движении, развиваясь, поколения за поколениями накапливают опыт, знания и стремятся передать все накопленное идущим следом, так как все это не только позволит выжить в условиях реальности, но и добиться успеха, счастья. Новое время рождает новое поколение, которое уже по-иному смотрит на мир, ставит перед собою другие цели. Многое из опыта предков действительно становится неприемлемым в новой реальности, но огромная часть должна служить опорой для дальнейшего развития.

Что же оставить, а что взять с собой в жизненный путь новому поколению? В этом-то и заключается вечная проблема двух поколений: старшего, стремящегося передать все знания, весь опыт, и нового, сметающего все на своем пути. Естественно, подобная проблема не могла не волновать писателей и поэтов разных эпох. В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева сталкиваются характеры представителей 40-х и 60-х годов XIX века. К лагерю 40-х годов - «отцов» - он относит Павла Петровича Кирсанова, а к лагерю 60-х годов - «детей» - принадлежит Евгений Базаров. Оба они совершенно противоположные по характеру люди. Каждый из них воспитывался в своей эпохе и поэтому имеет свои взгляды на жизнь.

При первой же встрече будущие враги почувствовали друг к другу неприязнь: Кирсанов был поражен нарядом Базарова с длинными кистями, а также его высокомерием; Базаров же даже не стал здороваться с этим аристократом.

Вскоре и без этого напряженная обстановка еще более накалилась, и между ними завязывается спор. В нем раскрываются характеры, идейные позиции этих людей.

Павел Петрович, который «ждал только предлога, чтобы накинуться на врага», неправильно понимает высказывание Базарова об аристократах. Он расценивает слова «дрянь и аристократишко» как нанесенное аристократам оскорбление и начинает отстаивать их права. Сам он во всем старается подражать английским аристократам: модно одевается, от него всегда пахнет оолоном.

Базаров сначала имеет твердые идейные позиции. Он не хочет спорить с Павлом Петровичем, но постепенно втягивается в спор. «Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете: Да ведь надобно же и строить», - растерянно говорит Кирсанов, совершенно оглушенный краткими и четкими ответами Базарова. «Это уж не наше дело: Сперва нужно место расчистить». Он еще и сам не знает, кто после него «будет строить», да и «будет ли строить».

Базаров в отличие от Павла Петровича - нигилист. В своем споре с Кирсановым он как бы дает определение нигилизму: «Мы: решились ни за что не приниматься: И это называется нигилизмом». Тургенев же определил значение этого слова так: «И если он называется нигилистом, то надо читать: « революционером ».

Павел Петрович и Базаров совершенно разные по взглядам люди: один - идеалист, другой - материалист и демократ. Их столкновение в романе вполне логично завершается дуэлью.

Различие идейных позиций этих людей настолько велико, что они становятся непримиримыми врагами. Базаров, про которого Тургенев говорит: «Он честен и правдив и демократ до конца ногтей», и Павел Петрович Кирсанов никогда не смогут друг друга понять, потому что они - люди различных поколений, у них противоположные взгляды иа жизнь.

Проблема «отцов» и «детей» не ограничивается только литературой. Конфликт поколений реален и в сегодняшнем обществе.

В романе «Отцы и дети» описан конфликт двух поколений. Это разногласие происходит не только оттого, что часть героев относится к поколению «отцов», а другая - «детей», но и потому, что они представляют разные слои общества - дворянства и демократов-разночинцев и являются выразителями противоположных идей, различных мнений.

Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова можно отнести к поколению «детей», а Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых - к поколению «отцов». Дети получили многое от своих родителей, но пошли значительно дальше в своем развитии.

В чем же смысл названия романа? "Отцы и дети" - это символ вечно обновляющейся жизни. Роман "Отцы и дети" - о жизни, такой, какая предстала перед Тургеневым, и такой, как он её понял. В романе "Отцы и дети" очень богатая проблематика. Но главной проблемой, на мой взгляд, является нигилизм.

В чем же сущность нигилизма, в частности нигилизма Базарова?

Он считает прогнившим весь государственный строй России, поэтому он отрицает «все»: самодержавие, крепостное право, религию - и то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, невежество, патриархальную старину, семью. Однако положительной программы Базаров не выдвигает. Когда П. П. Кирсанов говорит ему: «...Вы все разрушаете... Да ведь надобно же и строить», Базаров отвечает: «Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить».

Роман направлен против дворянства, причем в этом произведении Тургенева обличается именно весь класс помещиков, а не отдельно взятых дворян, показана их неспособность вести Россию дальше по пути развития. Прежняя, изжившая себя мораль, устаревает, уступая место новому, прогрессивному движению, новой морали. Одним из носителей этой морали является Евгений Базаров. Базаров – разночинец, который, видя упадок государства, встает пока еще не на путь строительства новых устоев, но на путь нигилизма, предшествующего этому грядущему строительству.

По его же словам, он отрицает абсолютно все – искусство, поэзию, авторитеты, религию, самодержавие, даже любовь. Отличительная черта нигилизма Базарова в том, что он не борется против того, что отрицает. Ему все равно, пойдут ли за ним и за его убеждениями, он не проповедует нигилизм, лишь не скрывает своих убеждений и не боится открыто их высказать. Он материалист, и это не лучшая его черта – он называет духовность "романтизмом" и "вздором", а людей-носителей ее, презирает. "Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта" – слова Базарова, из которых мы можем заключить, что материальный мир для него куда важнее духовного.

Хотя надо сказать, что не ко всему материальному миру у него такое почтительное отношение – его не волнует его собственное материальное состояние и то, что о нем думают другие люди. Он неприхотлив, мало заботится о модности своей одежды, о красоте своего лица и тела, он не стремится добыть как можно больше денег - ему хватает того, что у него есть. И эта черта – признак сильных и умных людей.

Тургенев не видел будущего за поколением “отцов”, оно отжило свой век, но также автор не видел будущего и за “детьми”, пришедшими в мир, чтобы “разрушить” его, “расчистить место”, не создав при этом ничего нового. Именно поэтому Тургенев “убивает” своего героя, не видя за ним будущего, той роли, которую он бы мог сыграть в движении России вперед. Но заслуга автора в том, что он создал образ современного человека, представителя разночинной молодежи 60-х годов.

Роман Тургенева всколыхнул все слои русского общества. Полемика о нигилизме, об образе естественника, демократа Базарова продолжалась целое десятилетие на страницах почти всех журналов той поры.

Критики XX века В. В. Боровский и А. В. Луначарский считали роман «Отцы и дети» значительным явлением не только литературы, но и всей общественной жизни, крупным фактом идейной борьбы 60-х годов.

За частным конфликтом между братьями Кирсановыми и Базаровым стоит глобальный конфликт двух сословий. Вот почему даже разница в одежде, в воспитании, манере держать себя оказывается здесь социально значимой и обусловливающей идеологические и культурные расхождения. Этот общий конфликт имеет два аспекта: мы имеем противостояние одновременно двух сословий и двух поколений внутри каждого сословия. При этом нельзя забывать, что Тургенев показывает семьи Базаровых и Кирсановых на широком фоне второстепенных персонажей: из дворянского мира изображены также Одинцова, ее сестра Катя, Колязин, Кукшина (у которой есть собственное имение), из разночинцев - Ситников.

Сопоставляя эти два сословия по поколениям, легко заметить, что в старшем поколении пальма первенства принадлежит дворянам (родители Базарова явно проигрывают при сравнении с братьями Кирсановыми), однако среди “детей” Базаров безусловно преобладает над Аркадием, превосходя его мужественностью, умом и силой характера. Разночинцы, выработавшие собственную идеологию, явно претендуют на то, чтобы задавать тон в современном обществе, и на их сторону уже переходят многие из нового поколения дворян (Аркадий, который “чуть не молится” на Базарова, увлеченная новой модой Кукшина и даже аристократка Одинцова на какое-то время увлекается Базаровым). Не может дать достойного отпора Базарову и старшее поколение дворян.

Теперь участь России зависит от выбора младшего поколения: если оно пойдет за разночинцами, то они окажутся ведущей общественной силой и в судьбе России наступит решительный перелом, в лучшую или худшую сторону - пока неизвестно. Но этого не происходит. Сословные, кровные связи оказываются прочнее духовного родства поколения, солидарности молодости, и жизнь в России возвращается на круги своя. Заканчивается увлечение Аркадия Базаровым и выявляется их изначальная чуждость друг другу (“Он хищный, а мы с вами ручные”, - окончательно разграничит Катя недавних друзей). Отпрянет в страхе от Базарова Одинцова, увидев в отношениях с ним “даже не бездну, а пустоту... или безобразие”. Кукшина и Ситников способны лишь скомпрометировать новые убеждения, впрочем, как и любые другие.

Задача “уловить” на глазах меняющийся тип “героя времени” сообщала романам Тургенева известную эскизность и сближала их с повестью по таким признакам, как концентрированность содержания, выделение кульминационных моментов сюжета, сосредоточение действия вокруг одного героя. Для композиции сюжета “Отцов и детей” также характерна предельная сжатость действия во времени. Тургенев умело раскрывает сложнейшую проблематику в немногих эпизодах. От начала действия романа до смерти Базарова проходит всего два месяца. Из этих двух месяцев реально описаны лишь некоторые дни, в которые сосредоточиваются события или происходят решающие диалоги героев. При этом писатель искусно соединяет в одной сцене несколько сюжетных линий и показывает одновременно значительное число персонажей. (Так, в споре между Павлом Петровичем и Базаровым участвуют и проявляются как характеры также Аркадий и его отец. В городе, при встрече друзей с Одинцовой, одновременно показываются Ситников, Кукшина, губернатор и Колязин. В саду у Одинцовой параллельно изображаются объяснения Аркадия с Катей и Анны Сергеевны с Базаровым и т.д.)

В сюжетно-композиционном плане роман четко делится на три части, которые прямо соотносимы с пространственным передвижением героев. Сперва в Марьине, усадьбе Кирсановых, происходит первое знакомство будущих главных антагонистов и изложение ими своих взглядов. Это любимое сюжетное построение ранних романов Тургенева - неожиданный приезд в некую локальную, но типичную и давно сложившуюся среду нового человека - выразителя последних веяний времени, что позволяет, с одной стороны, оценить устоявшуюся среду с позиций современности, а с другой - досконально изучить новую фигуру, сразу приковывающую к себе всеобщее внимание.

Затем начинается вторая часть - проверка героев и их идей жизнью. Аркадий и Базаров отправляются в город, где показываются уже на фоне целого губернского общества, там же знакомятся с Одинцовой и вскоре отправляются к ней в Никольское, где происходит испытание их любовью. Оттуда они приезжают в деревню Базарова, где читатели имеют возможность сопоставить Евгения с его родителями и оценить его дальнейшие перспективы жизни после университета.

С отъездом Базарова от родителей начинается заключительная композиционная часть - “подведение итогов”. Друзья возвращаются в Марьино, где Базаров уже отделяется от Аркадия и в дальнейшем показывается на страницах романа один. Сначала он подводит дуэлью черту в своих отношениях с Павлом Петровичем, затем по второму кругу отправляется в Никольское, чтобы распрощаться с Одинцовой, и к родителям, где и “сводит счеты” с жизнью вообще.

Героями романов Тургенева нередко становились представители нового поколения. Этот писатель обнаруживал поразительную чуткость к главным социальным и политическим изменениям. Впрочем, эта особенность тургеневского стиля и сегодня не лишает его книги злободневности. Ведь история, как известно, повторяется. А конфликт отцов и детей во все времена актуален.

Идеи нигилистов

В апреле 1860 года Тургенев в очередной раз уехал во Францию. В небольшом городке Содене он изучал труды философов-материалистов. В шестидесятые годы многие молодые люди проявляли интерес к естественным наукам. Тургенева задела статья Добролюбова, в которой автор высказывал крайне нигилистские взгляды.

Молодежь умнее стариков - именно эта мысль просматривалась между строк в работе молодого критика. В переписке Добролюбова и Тургенева развернулся яростный спор. Причём дискуссия касалась прежде всего основных категорий человеческого существования - любви и смерти.

Идея романа

Нет любви, но есть физическое влечение. Нет красоты природы, но есть вечный круговорот химических процессов. Нет духовного наслаждения искусством, но есть лишь физиологическое раздражение нервов. Молодёжь с порога отрицает ветхие идеалы отцов. Материя и сила - лишь они не поддаются сомнению. Только почему-то ни один психически здоровый человек не мечтает о смерти, и каждый стремится любить и быть любимым. Подобные мысли не давали покоя писателю, и именно из них и был рожден роман, в котором как ни в одном другом раскрыта тема конфликта отцов и детей.

Из истории создания

Писатель много думал о взаимоотношениях молодости и старости. На чём держится связь между ними? Конфликт отцов и детей Тургенев анализировал, опираясь на собственный опыт. Между ним и повзрослевшей дочерью Полиной все чаще возникали споры, похожие на те, которые изображены в романе.

В 1866 году Тургенев встретился с Герценом в Лондоне. Разговор между старыми приятелями шел в основном о журнале «Современник». А прежде всего о нетерпимом отношении Чернышевского и Добролюбова к людям сороковых годов. Эти разговоры стали последним толчком для создания романа о конфликте отцов и детей. Тургенев эту тему затрагивал и в более ранних произведениях, а именно в «Дворянском гнезде». В «Отцах и детях» он создал образ, ранее не встречавшийся в литературе.

Новый герой

В 1860 году Тургенев начал работать над новым романом. Первые дни в его мыслях смутно выступал образ героя, убежденного в том, что естественнонаучные открытия могут объяснить в человеке всё. Прозаик представлял себе фигуру сумрачную, значительную, сильную, злобную, но при этом чистую и искреннюю. И обреченную на гибель.

Тургенев создал персонаж, который стоит в преддверии будущего, но находится в постоянной конфронтации с настоящим. При этом оказывается слишком слаб для того, чтобы реализовать свои идеи, воплотить их в жизнь. Конфликт отцов и детей, гуманистов и нигилистов, представителей русского дворянства и разночинцев - все это вдохновило писателя на создание романа.

Особенности прозы Тургенева

Этот прозаик оказал влияние и на форму, и на содержание зарубежной литературы. Мнение о том, что он был зависим от европейской культуры, неверное. Скорее, французские прозаики 20-го века писали под влиянием творчества Тургенева. Популярным в Европе стал и роман «Отцы и дети». Конфликт этого произведения, правда, до конца может понять лишь тот, кто вырос в России.

Тургеневским романам присуще отсутствие многословных нравоучений, чего не скажешь о книгах Достоевского и Толстого. Авторский голос в «Отцах и детях», «Накануне», «Асе», «Вешних водах» занимает отнюдь не первое место. Писатель никогда не навязывал читателю своего мнения. Ещё одна особенность манеры Тургенева - наличие подтекста.

И наконец, он писал всегда о наиболее актуальных проблемах современного ему общества. Так, в романе Тургенева «Отцы и дети» конфликт рождается из противоречий, возникших между приверженцами разных точек зрения. И он имеет прямое отношение к социальным и политическим преобразованиям в России середины 19-го века.

Человеческая природа неизменна

Какие политические события происходили в годы, когда Тургенев работал над своим романом? Из Сибири были возвращены декабристы. Начались реформы. В обществе прогрессируют либеральные взгляды. Тургенев быстро понял, что всё, что происходит, имеет поверхностный характер. Это всего лишь разговоры, за которыми ничего не следует. Тургенев, в отличие от Некрасова, иллюзий не питал.

Писатель никогда не возлагал на прогресс больших надежд. Он понимал, что человеческая природа неизменна. Главный герой романа — Евгений Базаров — человек, полностью свободный от либеральных иллюзий. Ему чужды пустые разговоры, которые страстно ведёт Павел Петрович Кирсанов. Базаров ни во что не верит, ничего не хочет. Это глубоко разочарованный человек.

Образ Базарова

Главный герой этого произведения - первый убедительный разночинец в русской литературе. Это первый персонаж, который с гордостью о себе говорит: «Мой дед землю копал». Почти каждый свой роман Тургенев писал ради нового литературного образа. «Отцы и дети» созданы ради Базарова. Этот персонаж - манифестация нового типа сознания.

В «Отцах и детях» писатель создал, как уже было сказано, принципиально нового героя. Существует мнение, что Достоевский образ Раскольникова отчасти позаимствовал у своего коллеги.

О чем роман Тургенева?

Политический смысл романа «Отцы и дети» несколько заслоняет главную идею автора, характерной чертой которого была человечность. Этот писатель не требовал от своих героев нравственного подвига. «Отцы и дети» — роман с очень глубоким человеческим смыслом, который довольно очевиден, но его заслоняет титаническая фигура Евгения Базарова.

Главный герой прямолинеен, он умнее большинства своих собеседников, потому общаться с ними ему неинтересно. Ему очень тяжело жить. Евгений любит отца, но не может построить с ним диалог. Он привязан к Аркадию, но тот его раздражает. У Базарова полностью отсутствуют способности, позволяющие установить контакт с окружающими. Главный герой тургеневского романа отрицает всё, а прежде всего условности. Ему непонятны любовные метафоры и романтические отношения, и это становится главной его трагедией.

В чем главная идея романа? Пожалуй, в том, что счастлив тот, кто умеет прощать и любить. Пейзаж, изображенный в финальной сцене, иллюстрирует главную мысль автора: природа побеждает всё. Вспомним содержание книги, а именно ее финал.

В церкви венчаются две пары: Николай Петрович с Фенечкой, Аркадий с Катей. Счастье в жизни этих персонажей есть, хотя и несколько наигранное. Павел Петрович все так же одинок, выглядит как джентльмен. Но жизнь его пуста. Ситников и Кукшина продолжают ломать комедию, изображая из себя представителей новых взглядов.

Меньше всего повезло герою-нигилисту. От его идей осталась всего лишь могильная плита, на которую регулярно приходят дряхлые старички, плачут и молятся за упокой души сына. Эта участь ждет каждого. Но Базаров не успел ни полюбить по-настоящему, ни познать отцовского счастья. Заряженный идеями философов-материалистов, он был выше этого.

Идеал человека по Тургеневу

Конфликт поколений в «Отцах и детях» выражен в форме диалогов. Герои на протяжении всего повествования ведут нескончаемые дискуссии, пытаются отстоять собственную точку зрения, доказать друг другу свою правоту. Кто побеждает в этом споре? Дочитав тургеневский роман, читатель не видит разрешения конфликта. Но один из персонажей - представитель старшего поколения - все же побеждает в споре. Хотя в полемику и не вступал.

Павел Петрович не вызывает уважения автора. Это человек, раздавленный женской любовью. Имени прежней возлюбленной Кирсанова писатель не называет. Однако существует мнение, что княгиня Р - символ, указывающий на Россию. Павел Петрович Кирсанов - человек без будущего, без перспектив. Хотя герою этому всего 44 года. Главный конфликт в романе выражен прежде всего в диалогах Павла Петровича и Базарова. Они являются представителями противоположных взглядов. Как известно из финала романа, в их интеллектуальном споре победителя нет.

Идеал человека для Тургенева - это отнюдь не Базаров. Самый обаятельный и милый персонаж в романе - Николай Петрович Кирсанов. У него есть любимый сын, любимая женщина. Он читает стихи, играет на виолончели. Николай Петрович умеет жить. И он самый человечный из всех героев тургеневского романа. Он один из немногих, кто в заключении всей этой истории обретает счастье.

Извечная проблема России

Автор романа «Отцы и дети» о конфликте поколений написал не первым. Ранее об этом говорил уже Лермонтов. Более того, конфликт отцов и детей (основная тема тургеневского романа) - проблема, актуальная в России давно. Соотечественникам Тургенева всегда чужда была и английская преемственность, и восточное уважение к старикам.

В России поддерживать идеи предков как-то не принято. Возможно, отсюда и революционные события разных масштабов, происходящие время от времени на протяжении последних двух столетий.

Общественно-политическая и историческая обстановка в России в конце 50-х годов XIX века была очень неясной и напряженной. Поражение в Крымской войне, рост активности народных и общественных масс, кризис помещичьего хозяйства, начало изменения сознания людей заставляли переоценивать ведущую роль русского дворянства и русской аристократии как основы культурно-нравственной и социальной прочности России. Этот исторический период знаменуется появлением “новых людей” - разночинцев - образованных интеллигентов, которые заявляют о своем неприятии нравственных и культурных норм жизни дворянства и, основываясь на материалистическом мировоззрении, говорят о необходимости изменения жизни в России, вплоть до смены социального строя путем революции. Под сомнение ставятся нравственные идеалы дворян, культура, искусство, религия - словом, все, на чем держалось идеалистическое мировоззрение русской аристократии. Естественно, что такое различие во взглядах не могло не породить конфликт между этими общественными группами. Случалось, что противоречия между ними проявлялись не только в полемике между органами печати, представлявшими два этих лагеря (например, “Современник”, с одной стороны, и “Русский вестник” - с другой), но проникали и в быт, в семью, и различие взглядов на жизнь вызывало споры и противостояние между близкими людьми, которые являлись представителями двух поколений - поколения отцов и поколения детей. Именно социальное противоречие и легло в основу конфликта романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Однако нужно отметить, что конфликт в произведении многоплановый: он заключает в себе не только столкновения и споры главного героя - нигилиста Базарова - с аристократом Павлом Петровичем Кирсановым или скрытое противоречие между Базаровым и Аркадием - факторы, которые обычно называют определяющими конфликта между “отцами” и “детьми”. Это и любовный конфликт, изображенный автором в отношениях между Базаровым и Одинцовой; это и внутренний конфликт Базарова (конфликт с самим собой), в конце романа понимающего, что, возможно, его убеждения не так уж правильны, как он предполагал ранее; это и тщательно завуалированный конфликт автора со своими героями, выразившийся в различных художественных деталях и приемах, используемых им. (Примеры дальше.)
Основной конфликт произведения - это конфликт общественно-политический, конфликт отцов и детей - представителей дворянства с разночинцами. Таких людей, которые, по мнению автора, живут мыслями уходящего времени и уходящими представлениями о жизни, и новыми идеями, направлениями, мыслями, рожденными новым временем. Подтверждением тому, что социальный конфликт является основным в произведении, служит и характер избранных автором художественных средств: портреты героев, их одежда, описание пейзажа, речь - все говорит о различии представителей этих двух лагерей, между которыми происходит главный конфликт. В основном он раскрывается в трех спорах Базарова с Павлом Петровичем, в спорах, предметом которых являются вопросы, волнующие передовых людей того времени: отношение к роли дворянства в обществе, к науке, к русскому народу, к искусству и к природе. Естественно, что точки зрения героев определяются их противоположными друг другу мировоззрениями. Павел Петрович считает, что аристократия - движущая сила общественного развития; его идеал общественного устройства - “английская свобода”, то есть конституционная монархия. Кирсанов делает упор на либерализм, то есть на (его основной принцип) сохранение строя при реформах в общественном укладе жизни. Базарова такая позиция не устраивает. Ему нужно изменить социальный строй, он за революцию, и поэтому он отвергает либерализм и отрицает ведущую роль дворянства (в русском обществе) как неспособного к решительным действиям.
Вопрос о социальных изменениях и революции ставится и в споре о народе, и в споре о нигилизме. Кирсанов не может смириться со все отрицающей позицией нигилистов; для него кажется диким, если человек лишен принципов в жизни. “Вас всего четыре с половиной человека”, - заявляет он Базарову. И в ответе Евгения автор снова намекает на социальный взрыв: “От копеечной свечи Москва сгорела”, - говорит главный герой. Базаров отрицает все: религию, искусство, самодержавно-крепостнический строй, - во многом из-за того, что видит косность, лживость проявления этих понятий в настоящей жизни, ханжество морали, ветхость и загнивание вообще всей государственной системы. Недаром в 1859 году, когда происходит действие романа, царское правительство стояло на пороге социальных потрясений и переживало кризис.
Нужно отметить, что в образе Павла Петровича Тургенев сумел соединить два противоположных направления: западничество и славянофильство. При всей своей любви к английскому стилю жизни Кирсанов в то же время прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность и патриархальность русского мужика. Базаров же заявляет, что народ не понимает собственных интересов, он темен и невежествен, и считает, что только при длительной “работе” с народом можно превратить его из реакционной в революционную силу.
Павел Петрович восхищается искусством, считая его стимулом для нравственного развития человека. Базаров все рассматривает с точки зрения практической пользы, поэтому “природа не храм, а мастерская”, поэтому и “Рафаэль гроша ломаного не стоит”.
После первого знакомства с романом кажется, что и композиция произведения, и сюжет, и художественные детали - все направлено на раскрытие основного - общественно-политического - конфликта “Отцов и детей”. Но это не так.
И. С. Тургеневу, безусловно, нужно было показать противоречивость взглядов отцов и детей, их столкновения по различным вопросам, однако и в этих столкновениях и спорах для него было важнее раскрыть внутренний конфликт как “отцов”, так и “детей”. Автор сомневается в ведущей роли дворянства в обществе; образы “дворянского гнезда” Кирсановых, его жителей, достаточно часто изображаются писателем с легкой иронией - вспомним хотя бы дуэль Павла Петровича с Базаровым. Читатель может заметить целый ряд противоречий, свидетельствующих о каком-то внутреннем разладе в дворянской среде: Николай Петрович хочет устроить фабрику с наемными рабочими - вроде бы прогресс, вклад в развитие капиталистических отношений, - но у него ничего не получается; вся жизнь Павла Петровича, умного, образованного и талантливого человека, была посвящена “погоне” за женщиной; Аркадий, который, казалось бы, принимает сторону Базарова, в конце концов не может расстаться с “отцовским” взглядом на жизнь. Все эти факторы говорят о начавшемся процессе оскудения и расслоения дворянства, отмеченного Тургеневым еще в романах “Дворянское гнездо” и “Рудин”. В описании этого оскудения русской аристократии, процесса снижения общественной роли дворянства Тургенев предвосхитил А. П. Чехова и И. А. Бунина, которые в своих рассказах и пьесах изобразили уже полное оскудение дворянских гнезд и потерю того достоинства и чести дворянина, которые были присущи русской аристократии первой половины XIX века.
Переживает глубокий внутренний конфликт и главный герой романа. Как уже было сказано, автор испытывает на прочность убеждения Базарова, проверяет их жизнеспособность. И оказывается, что представления Евгения не так уж правильны и верны в реальной жизни, как в его спорах с Павлом Петровичем. Базаров говорит о своей близости к народу (“Мой дед землю пахал...”), а простой мужик не принимает его, называя “шутом гороховым”; он выглядит холодным и равнодушным по отношению к своим родителям, которые души в нем не чают, а сам пытается всеми силами подавить в себе ответные чувства; он заявляет, что природа не храм, а мастерская, и объясняет все движения человеческого сердца лишь физиологией, а сам влюбляется в Одинцову и в задумчивости бродит по лесам в ее имении. Без сомнения, натура Базарова очень противоречива, и, хотя автор показывает читателю, что убеждения главного героя рушатся при столкновении с реальной жизнью, Тургеневу важно понять, что сделают такие, как Базаров, в России, чем обернется и конфликт отцов и детей, и внутренний конфликт “новых людей” в масштабе государства. В этом смысле важен еще один конфликт произведения - философский: “Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?” - спрашивает Базаров перед смертью. Мотив назначения, смысла жизни постоянно присутствует в произведении, а в образе Базарова он выливается в целый конфликт между жизнью и смертью. В разговоре с Аркадием под стогом сена Евгений высказывается о смысле своей жизни и замечает, что он умрет и из него “лопух расти будет”, то есть Базаров снова утверждает свой материалистический взгляд на мир: после смерти от него ничего не останется. Однако в конце романа автор показывает, что главный герой во многом переосмысливает свои убеждения, понимая, что в тот трагический момент, перед лицом смерти, они оказываются бессмысленными, - недаром Базаров, отрицавший религию, соглашается причаститься перед своей кончиной. Внутренний конфликт главного героя разрешается автором не в пользу его убеждений (хотя Базаров не отвергает их), но в пользу его сущности, его сильного характера. Смерть Базарова не разрешает всех конфликтов в произведении: Тургенев не показывает читателю ясного решения социального конфликта, конфликта между двумя общественными силами. Автору сложно было определить свое отношение к главному герою, к его исторической роли, и поэтому, изобразив этот неоднозначный образ в романе и показав противоречия, перед которыми встают его герои, он завершает произведение мягкими, лиричными красками: “...полуденный зной проходит, и настает вечер и ночь, а там и возвращение в тихое убежище, где сладко спится измученным и усталым”. Базаров появляется в романе из туманной дали, куда смотрит Петрушка, слуга Кирсанова, в этой неясной дали он исчезает после своей смерти - Тургенев не знал, что делать со своим героем, и лишь указывал, что Базаровы - это люди, стоящие в преддверии будущего; в настоящем же автору сложно было определить их место и их роль.
Название романа “Отцы и дети” наталкивает читателя на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос - противоречия между поколениями. Он действительно ставится автором, но на самом деле Тургенев поднимает куда более Глубокие социально-психологические, нравственные и философские вопросы. Писатель не знал, когда, как эти вопросы будут решаться в реальной жизни, и дал ответ лишь на некоторые из них, но то, что они были подняты, - огромная заслуга И. С. Тургенева.