Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя. Базаров - главный герой романа «Отцы и дети» - удивительно яркая фигура, персонаж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не следует забывать, что это произведение не просто описание событий того времени, но и глубоко прочувствованные вполне реальные проблемы. Дело в там, что дочь писателя Полина порой вызывала у того отчаяние - до такой степени отец и дочь перестали понимать друг друга. Тургенев осознавал, что современная молодежь пытается построить новую жизнь, «жить своим умом». Извечный конфликт поколений автор испытал на себе. Очень часто молодые люди относятся к ценностям, авторитетам и традициям не очень бережно, не так, как хотелось бы их родителям. Они зачастую не желают слушать осторожных и мудрых «стариков», не считаясь с их мнением. Таков был и Базаров. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви - это физиологическое влечение, нет красоты - это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии - она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он аргументированно и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не расставила все по своим местам. Внутренний конфликт Базарова начинается с того момента, когда он встречает Анну Сергеевну Одинцову. С этого момента его жизнь кардинально меняется. Обычный «орган зрения» теперь вызывает в его душе волнение и трепет. То, к чему раньше он относился с презрением, теперь настигло его самого. Любовь, в существование которой он не верил, пришла и к нему. Но это было лишь началом крушения стройной базаровской концепции мира. Если он презирал простого русского мужика, то в конце он осознает свою неправоту. Если Базаров был упорным в доказывании своей точки зрения, то сама жизнь с неменьшим упорством разбивает его иллюзии и учит героя прислушиваться к своему сердцу. Если в начале романа Базаров - человек значительный, уважаемый, торжествующий и уверенный в своих силах и правоте, то к концу произведения он утрачивает свою уверенность, хоть и остается сильным, но это уже сила иного рода. Эта сила человека, познавшего горечь утраты, крушения иллюзий, другими словами, познавшего чувства, «жизнь сердца». Одинцова не в состоянии ответить на чувство Базарова, он пугает ее, его любовь скорее похожа на злобу на нее, на себя самого за слабость. Да и сам Базаров не может дать того, что ей нужно - спокойствия, комфорта и гармонии, хотя следует признать, что он привлекает ее. Если первый раз герой может объяснить для себя отказ Анны Сергеевны барской изнеженностью, то отказ Фенечки, простой женщины, уже говорит о том, что уже в самой женской природе изначально заложены презираемые Базаровым высокая духовность и красота. Женщины подсознательно чувствуют агрессию и неприязнь, и редко что может заставить их ответить влюбленностью на презрение. Но испытание любовью - не последний этап мучений Базарова. Попадая в мировоззренческий кризис, герой начинает понимать загадку собственной души и окружающего мира. Он начинает понимать, что не на все вопросы наука может дать ответы. Такое положение вещей злит молодого нигилиста, и, хотя он отрицает «романтика» в себе, и любовь, и поэзия заняли прочное место в его душе. Теория терпит поражение в схватке с реальной жизнью. Конечно, жить согласно теории намного легче и удобней, чем испытывать любовное томление, сомнения, робость, злость, обиду. Но, оберегая себя от переживаний, человек лишает себя права на настоящую, полноценную жизнь. Разумеется, можно навсегда запереться в тесной и душной комнате, чтобы уберечься от несчастного случая, но стоит ли вообще тогда жить на белом свете, если не узнать, что такое дышать свежим воздухом, не видеть рассвет и закат, не наблюдать смену времен года, не встречаться с друзьями? Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви - это физиологическая потребность, нет красоты - это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии - она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. Кроме того, для нигилиста не существовало понятие культурного наследия и необходимости его хранить для потомков. Он считал это пережитком прошлого и ненужным рудиментом. В своих спорах с Павлом Петровичем Базаров говорил о ненужности поэтов, о необходимости ученых. Он отрицал духовную красоту и вообще духовную сторону жизни человека. Его категоричность несколько однобока. Он действительно пока не видит практической выгоды от абстрактных ценностей. Но постепенно, шаг за шагом, Базаров прозревает. Первым этапом была встреча с Одинцовой, когда жизнь опровергла его первый постулат о том, что любви не существует. Герой понял, что любовь есть, от этого осознания его переполняют самые разные эмоции - дискомфорт от осознания собственной неправоты, злость на себя за мимолетную слабость, злость на Одинцову за то, что она появилась в его жизни. Базаров испытывает все что угодно, только не радость бытия, любовь его мучает, он горит в собственном огне. Его деятельная и логичная натура не может найти объяснения происходящему, и это раздражает его еще больше. Желая стать народным героем, Базаров только отрывается от народа. Он желает получить уважение от тех, кого презирает, а такое невозможно. Трагичность образа Базарова заключается в его противоречивости. С одной стороны, он жаждет любви и хочет быть любимым, но не может себе этого позволить. Он чувствует себя несколько виноватым, что предал свою идею, и своим поведением, резким и грубым отталкивает Одинцову. Точно так же он желает добра своему народу, но совершенно не принимает в расчет глубокую духовность народа, его сложившуюся веками высокую культуру. Желая разрушить, «расчистить место» для новой жизни, как он говорит, Базаров бесцеремонно пытается перечеркнуть тысячелетний опыт человечества, что в принципе невозможно в данных условиях. До определенной степени Базаров прав. Наука необходима для продуктивного прогресса, для новых достижений, для облегчения жизни людей, но нельзя делать из нее самоцель, отрывать от потребностей простых людей. Базаров - очень сильная и незаурядная личность. Но, как часто случается, его благие намерения не всегда приводят к ожидаемому результату. Противоречивость образа Базарова - лишь одна из граней трагичности. Другая проблема этой личности - сила, которая не находит выхода, Базаров одинок в своем нигилизме. Всех этих окружающих его так называемых единомышленников типа Кукшиной и Ситникова даже не стоит принимать в расчет. Эти персонажи - жалкая пародия на Базарова. Аркадий тоже не годится на роль последователя нигилиста. У Аркадия совсем иной путь, чем у Базарова, возможно, менее трудный и противоречивый, но не менее нужный. Судьба Аркадия лишена той надрывной трагичности, которая присутствует у Базарова. Но в жизни Аркадия Базаров сыграл огромную роль. Он заставил Аркадия как минимум, задуматься о своем жизненном пути и о пути России в целом. Долгое время роман «Отцы и дети» в критической литературе вызывал разночтения и порождал диаметрально противоположные точки зрения. Так, очень часто либералы и консерваторы читали произведение как оправдание собственной мягкотелости, обличение резкости суждений молодежи, а революционеры находили близкие темы для себя. Такая однобокость угнетала писателя, но он ничего не мог поделать. Осознание противоречивости произведения пришло в критику уже многие годы спустя после смерти автора.

В чем сущность нигилизма Базарова

В чем сущность нигилизма Базарова? Роман "Отцы и дети" направлен против дворянства. Это не единственное произведение Тургенева, написанное в таком духе (вспомнить хотя бы "Записки охотника"), но оно особенно выделяется тем, что в нем писатель обличил не отдельных дворян,-а весь класс помещиков, доказал его неспособность вести Россию вперед, завершил его идейный разгром.

Почему именно в начале 60-х годов XIX века появляется это произведение? Поражение в Крымской -войне, грабительская реформа 1861 года подтвердили упадок дворянства,-его несостоятельность в управлении Россией. В "Отцах и детях" и показано, что старая, вырождающаяся мораль уступает, хотя и с трудом, место новой, революционной, прогрессивной. Носителем этой новой морали является главный герой романа - Евгений Васильевич Базаров. Этот молодой человек из разночинцев, видя упадок господствующих классов и государства, становится на путь нигилизма, то есть отрицания.

Что же отрицает Базаров? "Все", - говорит он, А все - это то, что относится к минимальным потребностям человека и к познанию природы через личный опыт, через эксперименты. Базаров смотрит на вещи с точки зрения их практической выгоды. Его девиз: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник".

Евгений не признает авторитеты, условности, любовь, религию, самодержавие. Но он не ищет себе последователей и не борется против того, что отрицает. Это, по-моему, очень важная черта нигилизма Базарова. Этот нигилизм направлен вовнутрь, Евгению все равно, будет ли он понят и признан или нет. Базаров не скрывает своих убеждений, но он и не проповедник.

Одна из черт нигилизма вообще - отрицание духовных и материальных ценностей.

Базаров очень неприхотлив. Он мало заботится о модности своей одежды, о красоте своего лица и тела, он не стремится любым путем раздобыть денег. Того, что есть, ему вполне хватает. Мнение общества о его материальном состоянии его не волнует. Пренебрежение Базарова к материальным ценностям возвышает его в моих глазах. Эта черта - признак сильных и умных людей. Отрицание же духовных ценностей Евгением Васильевичем разочаровывает. Называя духовность "романтизмом" и "вздором", он презирает людей - ее носителей.

"Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта", - говорит Базаров. Он насмехается над отцом Аркадия, играющем на виолончели и читающим Пушкина, над самим Аркадием, любящим природу, над Павлом Петровичем, бросившим свою жизнь к ногам любимой женщины.

Мне кажется, Базаров отрицает музыку, поэзию, любовь, красоту по инерции, не разбираясь толком в этих вещах. Он обнаруживает полное незнание литературы ("Природа навевает молчание сна", - сказал Пушкин и так далее) и неопытность в любви. Любовь к Одинцовой, скорее всего первая в его жизни, никак не согласовывалась с идеями Евгения, что приводило его в ярость. Но, несмотря на то, что произошло с ним, Базаров не переменил своих прежних взглядов на любовь и еще больше против нее ополчился. Это подтверждение упрямства Евгения и его приверженности к своим идеям. Итак, ценностей для Базарова не существует, и это - причина его цинизма.

Базаров любит подчеркивать свое непреклонение перед авторитетами. Он верит лишь в то, что увидел и пощупал сам. Хотя Евгений и заявляет, что не признает чужих мнений, он говорит, что немецкие ученые - его учителя. Я не думаю, что это противоречие. Немцы, о которых он говорит, и сам Базаров являются единомышленниками, и тот, и другие не признают авторитетов, так почему же Евгению не доверять этим людям? То, что даже у такого человека, как он, есть учителя, естественно: самому все познать невозможно, нужно опираться на уже приобретенные кем-то знания.

Базаровский склад ума, постоянно ищущий, сомневающийся, допытывающийся, может быть образцом для человека, стремящегося к знаниям.

Базаров - нигилист, и в том числе за это мы его уважаем. Но словами героя другого романа Тургенева, Рудина, "скептицизм всегда отличался бесплодностью и бессилием". Эти слова применимы к Евгению Васильевичу. - Да ведь надобно же и строить. - Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить.

Слабость Базарова в том, что он, отрицая, ничего взамен не предлагает. Базаров - разрушитель, а не созидатель. Его нигилизм наивен и максималистичен, но тем не менее он ценен и нужен. Он порожден благородным идеалом Базарова - идеалом сильного, умного, мужественного и нравственного человека.

У Базарова есть такая особенность, что он принадлежит двум разным поколениям. Первое - поколение времени, в котором он жил. Евгений типичен для этого поколения, как любой умный разночинец, стремящийся к познанию мира и уверенный в вырождении дворянства. Второе - поколение очень далекого будущего. Базаров был утопист: он призывал жить не по принципам, а по ощущениям. Это совершенно верный путь жизни, но тогда, в XIX веке, да и сейчас он невозможен.

Общество слишком испорчено, чтобы порождать неиспорченных людей, и только. "Исправьте общество, и болезней не будет". Базаров в этом абсолютно прав, но не думал он, что не так-то просто это сделать. Я уверен, что человек, живущий не по кем-то придуманным правилам, а по своим естественным ощущениям, по совести, - человек будущего. Поэтому Базаров и принадлежит в какой-то мере поколению своих далеких потомков.

Базаров приобрел известность среди читателей благодаря своим необычным взглядам на жизнь, идеям нигилизма. Этот нигилизм незрел, наивен, даже агрессивен и упрям, но все равно он полезен как средство, заставляющее общество очнуться, оглянуться назад заглянуть вперед и подумать, куда же оно идет.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Роман «Отцы и дети» написан И.С. Тургеневым в 1862 году, через год после отмены крепостного права. Действие же романа происходит в 1859 году в преддверии реформы. Вполне естественно, что главным действующим героем выступает новый герой русской литературы – революционер-нигилист, разночинец-демократ.

Происхождение Базарова

Евгений Васильевич Базаров – выходец из простой крестьянской семьи. Его дед «землю пахал», отец и мать живут скромно и просто, при этом позаботились о будущем сына – дали ему прекрасное медицинское образование. Зная о крестьянской жизни не понаслышке, Базаров прекрасно понимает, что грядут значительные перемены. В его сознании созрел план по переустройству общественного порядка, заключающийся в абсолютном разрушении прошлого и построении нового мира.

Нигилизм Базарова

Базаров – новый человек. Он – нигилист, материалист, не подчиняющийся иллюзиям, проверяющий все опытным путем. Базаров увлекается естественными науками, всеми днями он трудится, ищет что-то новое.

Личность, по мнению Базарова, — это человек, обладающий знаниями. Он уверен, что именно труд делает из человека человека. Евгений Васильевич всегда оказывается там, где его знания будут полезны. Это выгодно отл

ичает его от других героев и «лишних» людей, а также от людей новой формации.

Базаров зачастую груб и резок в высказываниях: о женщинах, о прошлом, о чувствах. Ему кажется, что все это мешает построению здорового общества будущего. Все, кто не умеет трудиться, не нужны человечеству. Во многом его можно считать неправым. Чего стоит только отрицание основных ценностей человеческого существования: любви, почтения, принципов, природы как храма, души человеческой.

Значимость героя для общества

Наверное, такие люди были необходимы российскому социуму, чтобы всколыхнуть его, заставить посмотреть на все происходящее со стороны. Новые люди появляются в обществе только в периоды исторических потрясений, они обладают особенной духовной мощью, стойкостью и непоколебимостью, умением не прятаться от правды и быть честными перед самим собой даже на пороге смерти.

Базаров-нигилист отлично понимает, что жизнь никогда не будет легкой, от любого человека нужны будут жертвы. И он готов к ним, не изменяя ни на грамм своим убеждениям. Это делает его наиболее привлекательным как для современников, так и для нынешнего читателя.

Любовь в жизни Базарова

Сила его духовности распространяется и на любовное чувство Базарова к Анне Одинцовой – женщине сильной и независимой. Его пленил ее ум, незаурядность взглядов на происходящие события. Понимая, что она не может ради него пожертвовать всем, он признается ей в своих чувствах. Безответная любовь к Анне Сергеевне словно выбивает его из привычнго уклада жизни. Но мне кажется, что если бы смерть не помешала, Базаров смог бы перебороть себя и свои несчастные чувства, которые он мнил за слабость собственной личности.

Развенчание теории Базарова

Порой странный и необычный, герой И.С. Тургенева восхищает читателей набором качеств «совершенного человека»: силой духа, целеустремленностью, стойкостью, умением убеждать и др., хотя и согласиться во всем с Базаровым невозможно. Его теория терпит крах, и герой это осознает – красота, любовь и доброта становятся неотъемлемой частью его души. И с ними он умирает, не найдя применения своим убеждениям.

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя. Базаров – главный герой романа “Отцы и дети” – удивительно яркая фигура, персонаж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не следует забывать, что это произведение не просто описание событий того времени, но и глубоко прочувствованные вполне реальные проблемы. Дело в там, что дочь писателя Полина порой вызывала у того отчаяние – до такой степени отец и дочь перестали понимать друг друга. Тургенев осознавал, что современная молодежь пытается построить новую жизнь, “жить своим умом”. Извечный конфликт поколений автор испытал на себе. Очень часто молодые люди относятся к ценностям, авторитетам и традициям не очень бережно, не так, как хотелось бы их родителям. Они зачастую не желают слушать осторожных и мудрых “стариков”, не считаясь с их мнением. Таков был и Базаров.

Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическое влечение, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он аргументированно и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не расставила все по своим местам.

Внутренний конфликт Базарова начинается с того момента, когда он встречает Анну Сергеевну Одинцову. С этого момента его жизнь кардинально меняется. Обычный “орган зрения” теперь вызывает в его душе волнение и трепет. То, к чему раньше он относился с презрением, теперь настигло его самого. Любовь, в существование которой он не верил, пришла и к нему. Но это было лишь началом крушения стройной базаровской концепции мира. Если он презирал простого русского мужика, то в конце он осознает свою неправоту. Если Базаров был упорным в доказывании своей точки зрения, то сама жизнь с неменьшим упорством разбивает его иллюзии и учит героя прислушиваться к своему сердцу. Если в начале романа Базаров – человек значительный, уважаемый, торжествующий и уверенный в своих силах и правоте, то к концу произведения он утрачивает свою уверенность, хоть и остается сильным, но это уже сила иного рода. Эта сила человека, познавшего горечь утраты, крушения иллюзий, другими словами, познавшего чувства, “жизнь сердца”.

Одинцова не в состоянии ответить на чувство Базарова, он пугает ее, его любовь скорее похожа на злобу на нее, на себя самого за слабость. Да и сам Базаров не может дать того, что ей нужно – спокойствия, комфорта и гармонии, хотя следует признать, что он привлекает ее. Если первый раз герой может объяснить для себя отказ Анны Сергеевны барской изнеженностью, то отказ Фенечки, простой женщины, уже говорит о том, что уже в самой женской природе изначально заложены презираемые Базаровым высокая духовность и красота. Женщины подсознательно чувствуют агрессию и неприязнь, и редко что может заставить их ответить влюбленностью на презрение. Но испытание любовью – не последний этап мучений Базарова. Попадая в мировоззренческий кризис, герой начинает понимать загадку собственной души и окружающего мира. Он начинает понимать, что не на все вопросы наука может дать ответы. Такое положение вещей злит молодого нигилиста, и, хотя он отрицает “романтика” в себе, и любовь, и поэзия заняли прочное место в его душе.

Теория терпит поражение в схватке с реальной жизнью. Конечно, жить согласно теории намного легче и удобней, чем испытывать любовное томление, сомнения, робость, злость, обиду. Но, оберегая себя от переживаний, человек лишает себя права на настоящую, полноценную жизнь. Разумеется, можно навсегда запереться в тесной и душной комнате, чтобы уберечься от несчастного случая, но стоит ли вообще тогда жить на белом свете, если не узнать, что такое дышать свежим воздухом, не видеть рассвет и закат, не наблюдать смену времен года, не встречаться с друзьями?

Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. Кроме того, для нигилиста не существовало понятие культурного наследия и необходимости его хранить для потомков. Он считал это пережитком прошлого и ненужным рудиментом.

В своих спорах с Павлом Петровичем Базаров говорил о ненужности поэтов, о необходимости ученых. Он отрицал духовную красоту и вообще духовную сторону жизни человека. Его категоричность несколько однобока. Он действительно пока не видит практической выгоды от абстрактных ценностей. Но постепенно, шаг за шагом, Базаров прозревает. Первым этапом была встреча с Одинцовой, когда жизнь опровергла его первый постулат о том, что любви не существует. Герой понял, что любовь есть, от этого осознания его переполняют самые разные эмоции – дискомфорт от осознания собственной неправоты, злость на себя за мимолетную слабость, злость на Одинцову за то, что она появилась в его жизни. Базаров испытывает все что угодно, только не радость бытия, любовь его мучает, он горит в собственном огне. Его деятельная и логичная натура не может найти объяснения происходящему, и это раздражает его еще больше.

Желая стать народным героем, Базаров только отрывается от народа. Он желает получить уважение от тех, кого презирает, а такое невозможно. Трагичность образа Базарова заключается в его противоречивости. С одной стороны, он жаждет любви и хочет быть любимым, но не может себе этого позволить. Он чувствует себя несколько виноватым, что предал свою идею, и своим поведением, резким и грубым отталкивает Одинцову. Точно так же он желает добра своему народу, но совершенно не принимает в расчет глубокую духовность народа, его сложившуюся веками высокую культуру. Желая разрушить, “расчистить место” для новой жизни, как он говорит, Базаров бесцеремонно пытается перечеркнуть тысячелетний опыт человечества, что в принципе невозможно в данных условиях. До определенной степени Базаров прав. Наука необходима для продуктивного прогресса, для новых достижений, для облегчения жизни людей, но нельзя делать из нее самоцель, отрывать от потребностей простых людей.

Базаров – очень сильная и незаурядная личность. Но, как часто случается, его благие намерения не всегда приводят к ожидаемому результату. Противоречивость образа Базарова – лишь одна из граней трагичности. Другая проблема этой личности – сила, которая не находит выхода, Базаров одинок в своем нигилизме. Всех этих окружающих его так называемых единомышленников типа Кукшиной и Ситникова даже не стоит принимать в расчет. Эти персонажи – жалкая пародия на Базарова. Аркадий тоже не годится на роль последователя нигилиста. У Аркадия совсем иной путь, чем у Базарова, возможно, менее трудный и противоречивый, но не менее нужный. Судьба Аркадия лишена той надрывной трагичности, которая присутствует у Базарова. Но в жизни Аркадия Базаров сыграл огромную роль. Он заставил Аркадия как минимум, задуматься о своем жизненном пути и о пути России в целом.

Долгое время роман “Отцы и дети” в критической литературе вызывал разночтения и порождал диаметрально противоположные точки зрения. Так, очень часто либералы и консерваторы читали произведение как оправдание собственной мягкотелости, обличение резкости суждений молодежи, а революционеры находили близкие темы для себя. Такая однобокость угнетала писателя, но он ничего не мог поделать. Осознание противоречивости произведения пришло в критику уже многие годы спустя после смерти автора.

(No Ratings Yet)

Базаров и его конфликт теории и жизни в романе “Отцы и дети”

Другие сочинения по теме:

  1. Сочинения по литературе: Евгений базаров и аркадий кирсанов в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” Великий русский писатель И....
  2. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт,...
  3. Переломные моменты в истории всегда сопровождаются противоречиями и столкновениями. Столкновениями разных политических и общественных сил, столкновениями убеждений, взглядов, мировоззрений, культур....
  4. В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев повествует о конфликте двух поколений на примере семей Кирсановых и Базаровых. Ни...
  5. События, которые Тургенев описывает в романе, происходят в середине девятнадцатого века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Название...
  6. Способность глубоко любить Тургенев считал мерилом ценности человека как личности. Писатель многих своих героев подвергал испытанию любовью. Эта участь постигла...
  7. Первоначально читатель знает о нем только то, что это студент-медик, приехавший в деревню на каникулы. Рассказ об этом эпизоде его...
  8. Из тех “детей”, которые выведены в романе, только один Базаров представляется человеком самостоятельным и неглупым; под какими влияниями сложился характер...
  9. Выражаясь ученым слогом – концепция романа не представляет никаких художественных особенностей и хитростей, ничего замысловатого; действие его также очень просто...
  10. В романе четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой,...

Несостоятельность теории нигилизма Базарова

1 круг странствий Базарова

Марьино Никольское Родительский дом

(усадьба Кирсановых) (имение Одинцовой) (небольшой домик)

Конфликт с Спор с Одинцовой Конфликт с родителями,

Павлом Петровичем Кирсановым переоценка взглядов

2 круг

Марьино Никольское Родительский дом

Дуэль с Павлом Петровичем Признание в любви Одинцовой Разочарование в нигилизме

(попытка проверить (Отказ Одинцовой) (Одиночество, смерть)

нигилистические взгляды)

Идейное содержание романа «Отцы и дети» определяет композицию романа. Тургенев выбрал кольцевую композицию: он дважды проводит Базарова по кругу «Марьино – Никольское – родительский дом». В первый раз, появившись в Марьине, в усадьбе Кирсановых, Базаров предстаёт перед нами как истинный нигилист, отрицающий всё: и моральные устои, и природу, и искусство, и любовь, и религию. Базаров и Павел Петрович Кирсанов – люди, совершенно противоположные по своим взглядам на жизнеустройство. Они принадлежат к разным социальным слоям общества: один дворянин, другой вышел из простого народа, и даже при всей сдержанности между ними должно произойти серьёзное столкновение. У Базарова сильно развито чувство самолюбия, он не привык поддаваться чужим влияниям, а, наоборот, умеет подчинять себе других, как это случилось с Аркадием. Павел Петрович Кирсанов тоже человек самолюбивый, гордый, принципиальный, умеет отстаивать свою точку зрения. Оба персонажи – личности сильные, с чувством собственного достоинства.

Их мнения расходятся во всех четырёх основных направлениях: о роли дворянства (аристократии), о сути нигилизма, об отношении к русскому народу, о взглядах на искусство и природу. Павел Петрович именно в аристократии видит основную движущую силу в обществе, а Базаров обвиняет аристократов в «ничегонеделании», что от них никакой пользы нет. Кирсанов «побледнел» и больше не заводил разговора об аристократизме. Это означает поражение Павла Петровича. В споре о принципах нигилизма Кирсанов обвиняет нигилистов в беспринципности. На что Базаров уверенно отвечает, что нигилисты действуют из принципа полезности обществу. Отрицание для них и есть полезность. Павел Петрович против разрушения всего общественного строя, он выступает за сохранение старых порядков. Споря о народе, Павел Петрович утверждает, что русский народ – патриархальный, свято чтит предания, религиозен. По его мнению, отсталость народа есть залог спасения общества. А Базарова возмущает отсталость народа. Он трезво оценивает бедственное положение крестьян, выступает против необразованности и отсталости народа. Вопрос об искусстве - слабое место для Базарова. Он вообще не признаёт искусства, скорее всего потому, что не знает его. Искусство не приносит никакой пользы, в отличие от науки. Кирсанов же ценит в основном традиционное искусство, начиная с Рафаэля. На природу Базаров смотрит как на мастерскую, не видя в ней ни источника вдохновений, ни красоты, благотворно воздействующей на душу человека.

Таким образом, из идеологического конфликта победителем выходит всё-таки Базаров. Его доводы выглядят более убедительными, вескими. Он держит себя в споре с Павлом Петровичем уверенно, спокойно. Эта самоуверенность выводит из себя Кирсанова, и создаётся впечатление, что он потерпел поражение в словесной дуэли.

Между Базаровым и Одинцовой мало общего: Анна Сергеевна- аристократка, безмятежная, холодная, образованная «герцогиня», а Базаров – «лекарь», циничный внешне и неравнодушный, как оказалось позже, внутри. Базаров пугает Одинцову своей необузданностью, грубостью. Основа её жизни – спокойствие, постоянство, установившийся распорядок, и для Базарова в её жизни места нет. Базаров понимает, что влюбился в Одинцову, как мальчишка. В то же время он осознаёт, что Анна Сергеевна не может ответить ему взаимностью: слишком они разные. Во время разговора с Одинцовой в Никольском Базаров впервые почувствовал себя побеждённым. Против любви Базаров оказался бессилен. Базарову ничего не остаётся, как отправляться к родителям. Он говорит, что любит родителей, а приезжает к ним в последнюю очередь. Да и то, может быть, что его обидели в Никольском. Где-то в подсознании Базаров ищет поддержки у родителей, зная, что его здесь любят и ждут. Но пути стариков-родителей и взрослого сына-нигилиста давно разошлись. Базаров как истинный нигилист не может принять взглядов отца, а Василий Иванович далёк от современных взглядов молодёжи. У них, несомненно, разные цели в жизни. Цель Базарова – разрушить всё старое, значит, и патриархальный уклад родителей. А родители не могут и не хотят ничего менять в своей жизни, их время прошло. Так, назревает конфликт и с родителями.

Второй круг Базаров совершает сильно изменившимся: он познал сомнение, познал любовь, пытается мучительно сохранить свою теорию, которая позволяла бы ему удерживать своё превосходство над остальными людьми. Тургеневу важно показать, изменился ли Базаров в своих отношениях с людьми, изменились ли люди, с которыми он спорил, отстаивая свои нигилистические принципы. Если в первый приезд Базарова в Марьино закончился идеологической дуэлью, то во второй приезд конфликт вылился в настоящую дуэль. Павел Петрович Кирсанов также неприязненно относится к Базарову, и в конце концов он вызывает нигилиста на дуэль. Но даже дуэль не разрешила спор в пользу Кирсанова. Базаров остался непреклонен перед аристократизмом Павла Петровича, а дворянин Кирсанов выглядит теперь ещё более смешным в его глазах. Вскоре Базаров понимает, что Аркадий не разделяет его взглядов и не может быть единомышленником. Аркадий такой же аристократ, как и старшие Кирсановы. Поэтому Базаров спешит покинуть Марьино и едет снова в Никольское, к Одинцовой, в надежде на то, что вдруг она изменила своё отношение к нему и смогла его принять таким, каков он есть. Но чуда не случилось: Одинцова осталась холодной, расчётливой «царицей». Потерпев поражение от женщины, уязвленное самолюбие Базарова ищет утешения опять под родительской крышей. Теперь он едет домой к старикам зализывать раны, полученные в результате безответной любви. Так, абсолютно уверенный в правоте своих взглядов, сильный, могущественный человек, столкнувшись с любовью к женщине, «чепухой», убедился в несостоятельности теории нигилизма. Чем больше он анализирует свои принципы, чем больше обдумывает свои поступки, тем сильнее его разочарование. Сам себе он уже не кажется прежним гигантом, его принципы отрицания разбились о жизненные устои и вечные законы природы. Таким образом, логическая цепочка показывает, что, пройдя проверку нигилизма, Базаров остаётся один и убеждается в своей ненужности и несостоятельности принципов отрицания. По-другому и быть не могло, ведь в Базарове преобладает разумное начало, тогда как в человеке должно быть поровну душевного и разумного.И только сцена гибели могла сохранить в Базарове сильную, непоколебимую личность, чьё время ещё не пришло, программа для них ещё не выработана. Несмотря на трагический финал, такой герой был необходим в литературе предреформенной России. Тургенев показал пример будущего революционера- демократа, способного повлиять на общественно- экономическое положение России. (Логическая цепочка составляется по ходу изучения романа, а вторая часть цепочки завершает анализ последней сцены. Полностью схема может быть использована на итоговом уроке.)

Сравнительная характеристика Базарова и Павла Кирсанова

Евгений Базаров

Павел Петрович Кирсанов

Неказистый внешний вид. Пренебрежение к внешнему виду, манерам. Плебейские манеры. Недружелюбное отношение к Павлу Петровичу. Сдержанность. Сильно развитое самолюбие, гордость. Ежедневный труд, приносящий реальную пользу, - естественное состояние. Труд на первом месте. Сам зарабатывает на хлеб. Твёрдость демократических убеждений. Самоограничение и самоотдача. Разночинец. Умеет подчинять себе других, не поддаётся чужому влиянию. Немногословен, самоуверен, сдержан, самокритичен. С чувством собственного достоинства. И благородства. Доводы убедительные, веские. Жизнестойкость в испытаниях.

Аристократ в манерах и поведении. Постоянно заботится о внешнем виде. Дворянин, сибарит. Не привык к труду, белоручка. Живёт за счёт эксплуатации крепостного труда. Сословные привилегии помогали в достижении жизненных благ, сделать карьеру. Ненавидит нигилистов, демократов. Придирается к каждому слову Базарова, вызывая его на спор. Крайне самолюбив. Безответная любовь- крах всей жизни и крест на карьере. Не поддаётся чужим влияниям. Многословен, фразёр. Его «принсипы» - «аристократизм» и догматизм.

Идеологическая дуэль Базарова и Кирсановых

Евгений Базаров

Кирсановы

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны».

« Аристократия дала свободу Англии и поддерживает её…без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, а в аристократизме эти чувства развиты, - нет никакого прочного основания общественному…зданию»

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

«И природа пустяки?»

«Всякий человек сам себя воспитать должен»

«Человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё строится»

«Рафаэль гроша медного не стоит»

«…наши художники в Ватикан ни ногой. Рафаэля считают чуть не дураком…а у самих фантазии дальше «Девушки у фонтана» не хватает»

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»

« А теперь пошли всё какие-то химики да материалисты…»

«А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня»

«Да вспомни его воспитание, время, в котором он жил»

«Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения»

«..Русский народ свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры…»