Онегин и Чацкий: чей характер значительнее?

Главный герой романа «Евгений Онегин» - это «лишний человек», который на протяжении всего действия меняет маски, постоянно гоняясь за недостижимым идеалом. Он мечется в поисках смысла своей жизни, который, к сожалению, Онегин не в силах отыскать.
Главный герой комедии «Горе от ума» - это умный, самодостаточный, категоричный и волевой человек, для которого, увы, нет места внутри того общества, в которое он вернулся после трехгодового путешествия.
Оба этих персонажа – «герои своего времени», образы живые и нестареющие, остающиеся немеркнущими мраморными статуями прошедших веков.
Среди этих «двух огней» более значительным представляется характер А.А. Чацкого, героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Первое, что выделяет его из общего слоя общества того времени, - это ум. По словам И.А. Гончарова, Чацкий положительно умен, остроумен, «с сердцем, с чувством».
Второе, Александр Андреевич – это провозвестник новой зари, передовой курьер неизвестного будущего. Его мысли – это шаг вперед не только для старомосковского дворянского общества, но и для всей России в целом. В обмен на старые ценности и постулаты А.А. Чацкий предлагает новые идеи будущего: со своими достоинствами, перспективами, ожиданиями.
В-третьих, Чацкий – это искренний, активный и горячий деятель, обличитель лжи, победитель при видимом поражении, это жертва на поле войны «свежего с отжившим, больного со здоровым».
Из всех персонажей комедии Чацкий наиболее живой и как человек, и как исполнитель уготованной ему роли. Он не черствая марионетка царящих устоев общества, а самобытная фигура, светлый маяк в темном коридоре затухающего времени.
В целом, характер Александра Андреевича Чацкого – это характер борца за свои идеи, решительного и целеустремленного отступника от прогнивших законов. Его задача – это лишь посеять зерно, а уж плоды его буду пожинать иные.
Побег А.А. Чацкого – видимое поражение, за которым стоит вечная победа непримиримых и свободных чацких над низкопоклонниками – фамусовыми. Это не проявление какой-то слабости, а проявление ума и инстинкта самосохранения, присущих любому человеку.
Онегина нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным персонажем. Онегин – это жалкий «сын времени», продукт воспитания того общества, затертое отражение человека, изнеженного напыщенностью балов, красотой зал и всей светской жизни.
Рано разочаровавшись в идеалах общества, внутри которого он существует, Онегин пытается найти себя, попутно меняя тысячу масок. Однако это его ни к чему не приводит – он все также жалок. Евгений то надевает на себя личину лицемера, то циника, то обольстителя женских сердец, то отшельника в тени собственного дома.
Умен ли Онегин?.. Нет, ведь ум его вял, круг интересов и чтения ничтожно мал, а сам из себя он представляет лишь несчастную пародию, отражение. Онегин – заложник времени.
Онегин только жалуется на забавы общества и ради развлечения постоянно трансформируется, примеряя разные маски, Он не предлагает альтернатив развития, как это делал Чацкий. Евгений не несет в себе ничего нового, а лишь разочарованно живет внутри порочного круга, в котором он вынужден жить.
С другой стороны, хоть вокруг Онегина видимая пустота, но ам он внутри не пуст. Это его, возможно, оправдывает, в нем есть потенциал к действию, однако не того огня, той искры, способной разжечь костер чувств и эмоций Евгения, и его апатичность с постоянным лицемерием не дают сделать ему шаг вперед.
Любовное письмо Татьяны к Онегину – это та искра, пробудившая «спящего» Евгения. Но отказ Татьяны – это поражение, это раскрытие истинного, настоящего лица Онегина, это победа верности над опоздавшим чувством. Это вечный урок Евгению, кинувшемуся слишком поздно доставать свое «милое» счастье из московского светского круга.
Онегин – эгоист, который заботится только о себе, в котором собственно чувство превалирует над чувствами других людей.
Его поражение не несет в себе скрытой победы, а лишь усложняет жизнь и муки Онегина. Он так и обречен жить, не сходя с ума, а постоянно мучаясь. Характер, воспитанный в рамках того времени и не сумевший вырваться из порочного круга эпохи, помешал обрести ему свое счастье.
Характер Александра Андреевича Чацкого более значителен, чем характер Евгения Онегина. Чацкий – благородная фигура времени, новое поколение мысли, а Онегин – воспитанник старых норм, ироничный морок на светских балах, не несущий в себе ничего нового.

Печорин, Чацкий и Онегин – являются героями самих известных романов всех времен. Все они – представители дворянства. Каждый из них выделяется своим характером, поступками и другими качествами, которые запоминаются читателю и откладываются в памяти на всю жизнь. Всех троих объединяет одна общая проблема – одиночество.

Александр Чацкий образован и умен, благороден и честен, молод и горяч. Он смело высказывается о проблеме крепостных и других проблемах его современности. Несмотря на то, что слова его не без доли правды, однако на них никто не откликается. Его сограждане, москвичи, преподносят его поступки как элемент психологического расстройства. Нареченный сумашедшим человеком, он удаляется с высоко поднятой головой, так и оставшись непонятым.

Евгений Онегин для многих читателей является наиболее симпатичным персонажем. Изначально, кажется, что он такой же разбалованный повеса, как и все в Петербурге. Он симпатичен, поэтому пользуется спросом у дам, посещает вечера, театры и ведет вольный образ жизни. Но вскоре такая жизнь наскучила Евгению. Именно там встречает он Ленского, убивает его. Его история с Татьяной Лариной не оставляет в душе героя ничего, кроме равнодушия. Только встретив молодую вдову снова, он бросается к ней в колени и молит о любви. Татьяна по долгу совести не отвечает взаимностью, обрекая Евгения Онегина, как и Чацкого на одиночество.

У Печорина же складывается удачная карьера – он офицер армии. Светским человеком он не был и не интересовался так же политикой. Персонаж романа «Герой нашего времени» на протяжении всего произведения остается эгоистичным человеком. Он, не задумываясь, рушит судьбы других людей. Печорина называют младшим братом Онегина. Он также стреляется на дуэли, которая приводит к смерти его товарища. Так же жестоко он обходится с княжной Мэри, точно так же как поступил Онегин с Татьяной. Поступок Печорина можно назвать даже более дерзким и жестоким.

Из всех трех персонажей критики считают деятелем только лишь Чацкого, который был подвержен не только лишь смелыми речами. Еще одна значительное отличие Чацкого от Онегина и Печорина в том, что Александр, полюбив Софью, по-настоящему искренен и старается всеми силами защитить ее от всего злого в мире.

И всё-таки каждому интересно, как Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Пушкин и Александр Сергеевич Грибоедов могли создать таких разных, но в тоже время похожих персонажей. Современники считают, что Онегина, Чацкого и Печорина можно назвать «лишними людьми» в их отдельных мирах. Интересен и тот факт, что Пушкин написал роман в стихах, что придает Онегину более романтический образ. Произведение Лермонтова – первый психологический роман, который заставляет читателя глубже проникнуть в суть его натуры. А вот у Грибоедова – трагедия, название которой раскрывает всю суть произведения. Подведя итоги, можно осознать, что все три представителя не нашли место в жизни и были вынуждены стать одинокими и покинутыми.

Несколько интересных сочинений

    И ни у кого кроме мальчика нет стремления поскорее очутиться там, за стеклом, где нет серых и скучных рам и подоконников и совершенно отсутствуют условности и ограничения.

  • Сочинение по картине Герасимова После дождя (мокрая терраса) 6 класс описание

    Мы видим изображение террасы после дождя. Само это явление природы можно трактовать двояко

  • Анализ главы София из произведения Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

    Начинается глава со слов о молчании. Начало Повествование настраивает читателя на размышление, которое прерывается конфликтной ситуацией и негативными эмоциями.

  • Анализ главы Любани произведения Путешествие из петербурга в Москву

    Любани – 4 глава легендарного произведения Радищева Путешествие из Петербурга в Москву. По мнению большинства читателей, является одной из самых известных частей данной повести. Причиной возникновения подобных

  • Сочинение по картине Рылова Зеленый шум (описание)

    Аркадий Рылов – выдающийся русский художник-пейзажист родился в 1870 году. Его полотна удивляют своим настроением и красотой, тем самым радуют не только зрителей а и самого исполнителя.

После победы России в Отечественной войне 1812 года, во время которой русская нация пережила необыкновенный, подъем патриотического самосознания, единения всех слоев народа под знаменем освобождения Родины, в стране наступил период реакции. Россия превратилась в жандарма Европы, а вольнолюбивые настроения передовой части русского дворянства игнорировались самодержавием. Страна разделилась на два противоборствующих лагеря: реакционеров-крепостников и демократической интеллигенции, готовившей революционный государственный переворот. Была и третья общественная группа в дворянской среде, которая не вступала в тайные общества, но политический строй в России воспринимала критически. В бессмертной комедии "Горе от ума" и в "Евгении Онегине" в образах главных героев воплотились различные движения в дворянском сословии первой четверти XIX века.

Чацкий и Онегин - ровесники, представители столичной аристократии. Это молодые, энергичные, образованные люди. Оба они стоят выше своей социальной среды, потому что умны и рассудительны и видят всю пустоту и никчемность светского общества. Чацкий гневно клеймит тех людей, которые являются столпами дворянского общества:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Онегину тоже "наскучил света шум", его праздность, суета, бездуховность. Он испытывает жестокое разочарование от бесцельного прожигания жизни и, "условий света свергнув бремя", отправляется в свое имение.

Оба героя достаточно образованны: Чацкий "славно пишет, переводит", Онегин "читал Адама Смита", "знал довольно по-латыне". Безусловно, это люди одного круга, уровня развития, критически воспринимающие действительность, мучительно ищущие свой путь в жизни. Я уверена, что они были бы интересными собеседниками друг для друга, встретившись где-нибудь на балу в Москве. Я уже как бы вижу, как они отпускают колкие, критически остроумные замечания в адрес важных, с сановным видом проходящих почтенных гостей. "Пустейший человек, из самых бестолковых", - отозвался бы Чацкий о самом надутом, преисполненном напускного самоуважения государственном чиновнике, а Онегин бы со "страждущей спесью" в лице непременно согласился бы с ним.

Но на этом, на мой взгляд, сходство героев заканчивается.

Их объединяет лишь одинаковое общественное положение и критическое восприятие действительности, презрение к "свету пустому". Но Чацкий человек социально-активный, деятельный, истинный патриот. Он искренне хочет служить своему отечеству, применить свои знания во благо народа, труд для него не является тяжелым бременем, в просвещении он видит источник прогресса.

Онегин же, "условий света свергнув бремя", не находит никакого применения своим знаниям потому, что "труд упорный ему был тошен". У него нет никаких идеалов, и мысль посвятить свою жизнь кому-то или чему-то никогда не посещает его. Страдая от осознания бессмысленности светского образа жизни, от своей отчужденности, Онегин не ищет применения своим способностям. Ему даже в голову не приходит заняться созидательной работой.

Чацкий своим имением "управлял оплошно", то есть хорошо относился к крестьянам. Он всей душой возмущен подневольным положением крепостных. Чацкий сознательно отпускает на волю своих крепостных, подтверждая, что его общественные взгляды не расходятся с практикой.

Онегин же совершенно безразличен к судьбе своих крестьян, "чтоб только время проводить", "ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил". Вся его реформаторская деятельность на этом закончилась. Онегин озабочен только своим душевным покоем, положение крестьян он облегчил постольку, поскольку считал это прогрессивным, созвучным времени и прочитанным книгам.

Столь же различны герои и в главном - в любви. Чацкий искренне любит Софью, он верит в жизнь, в высокие идеалы. Конечно, он идеализирует свою возлюбленную, и столкновение действительности с идеалом жестоко ранит его. Гордость его уязвлена, разочарование - болезненно. Сколько боли и горечи, уязвленного самолюбия и гневного упрека звучит в его последнем монологе! Но Чацкий не сломлен, не побежден. Он сознает, что Софья - порождение того общества, пороки которого он с гневом обличает. Чацкий переживает эту жизненную драму болезненно, как человек с чистым, большим сердцем, но это - не драма всей его жизни. Чацкий - личность социально-активная, он полон светлых идей преобразования общества, впереди у него - насыщенная трудом и борьбой жизнь. Мне кажется, он примкнет к декабристам.

Душа Онегина опустошена обилием мелких страстей, победных романов. Он не способен на большое чувство. Евгений достаточно чуткий и благородный, но он настолько эгоистичный, что отрекается от настоящей любви, которая могла бы придать его жизни высокий смысл и душевную гармонию. Но отказавшись от любви, Онегин обрек себя на полное одиночество. Критическое отношение к действительности, незаурядный ум при отсутствии четких общественных идеалов, неизбежно влекут к жизненной трагедии.

Запоздалая, невостребованная любовь Онегина - символ жизненного краха.

В образах Чацкого и Онегина воплощены два направления в общественной жизни дворянства начала XIX века: сознательный, активный протест против несправедливого общественного строя и пассивное неприятие устаревших социальных порядков, мучительный поиск гармонии в себе самом, путь в никуда.

Главных героев произведений А.С. Пушкина и А.С. Грибоедова многое объединяет, несмотря на кажущиеся противоречия между ними. И Пушкин, и Грибоедов вывели новый литературный тип, обратили внимание современников на проблему «лишнего человека». Онегин и Чацкий молоды, образованы, умны, но они не могут найти себе место в светском обществе, обрести любовь и счастье.

В комедии Грибоедова Чацкий живёт под девизом: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он всегда честен, не привык унижаться, носить маску, зависеть от кого-нибудь. Он не стремится к власти, чинам, деньгам, подобно Скалозубу, ищет «достойных сынов» отечества, которых можно взять за образцы. У героя хватило смелости выступить против фамусовского общества.

Чацкий стремится к знаниям, ищет высокую, благородную цель. Всем сердцем он любит Софью, готов ради неё на любые жертвы. Он смело говорит светскому обществу правду, хочет открыть всем глаза.

Чацкий презирает лесть, подлость «века минувшего», его рабскую философию, властолюбцев, «охотников поподличать», жестокие нравы. Он принадлежит к передовой молодёжи того времени.

Чацкий – максималист. Он всей душой предан идеалам чести, добра, хочет принести пользу людям, служить высоким нравственным принципам.

Чацкий по-настоящему любит свою родину. Крепостничество, несправедливость общественных отношений вызывает у него протест. Он отстаивает благородные идеи просвещения, искренне верит в силу разума и силу слова. Поэтому произносит обличительные пламенные речи. Но остается непонятым. Онегина и Чацкого объединяет одиночество. У них нет единомышленников. Их порывы остаются бесплодными, а жизнь бесполезной. В своё время А. С. Пушкин обвинял Чацкого в том, что он поступал неразумно, «метал бисер перед свиньями». Умные люди так не поступают. Поэтому-то призыв Чацкого и остался без ответа.

В светском обществе одинок и Онегин. Сначала он блистал на балах, раутах, легко покорял женские сердца, был доволен своей жизнью. Но скоро такое существование стало ему в тягость. Бесконечные обеды, развлечения, роскошь не принесли герою счастья, быстро приелись.

Онегиным овладела «русская хандра», скука, он ко всему охладел. Протест Чацкого был явным, открытым. У Онегина же он проявился в скрытой форме. Холодность, скепсис, апатия стали его определяющими чертами. Ни деревенская природа, ни любовь Татьяны не смогли пробудить героя к жизни. Больше того, он совершает преступление – убивает на дуэли Ленского. В чём же причина одиночества, страданий героя?

Причина кроется в его эгоизме, воспитании, влиянии общества. Во всех своих поступках Онегин руководствовался лишь собственным эго, не считался с чувствами других людей. Роковую роль в судьбе Евгения Онегина сыграла теория сильной личности Наполеона, которая господствовала в то время. Считалось, что великим людям позволено всё. Они могут быть равны Богу.

Онегин рано привык носить маску, приспосабливаться, лицемерить. Он подавил в себе естественные человеческие порывы, чувства. Герой привык жить разумом, доверять только себе. На окружающих он смотрел свысока. Поэтому часто приносил людям лишь страдания, но при этом страдал и сам. Его странствия, попытки найти себя, обрести счастье остались бесполезными:

Убив на поединке друга,

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга,

Без службы, без жены, без дел,

Ничем заняться не умел.

Неожиданно пробудившаяся любовь к новой Татьяне даёт надежду на духовное возрождение Онегина. Только теперь он стал жить полнокровно, перестал скрывать свою сущность. Татьяна открыла герою вечные нравственные ценности. Онегину представился уникальный шанс изменить свою жизнь. Но дальнейшая судьба героя скрыта от нас. Автор оставляет финал своего романа открытым.

Таким образом, Онегина и Чацкого объединяет конфликт с окружающей средой, духовное одиночество. Оба героя не смогли найти из него выход и явились первыми «лишними» людьми в русской литературе.

В 10-20-е годы прошлого столетия в России усиливались антикрепостнические настроения среди передовой части дворянства. Создавались первые тайные общества, по стране разносились идеи буржуазных революций. По одну сторону баррикад находились реакционеры, по другую – передовые дворяне, будущие декабристы. Были и такие представители дворянского сословия, которые не относились к реакционерам, но в тайные общества не вступали и не обладали свободолюбивыми помыслами. Именно в такое время А. С. Пушкин начал работу над первыми главами романа «Евгений Онегин», и в те же годы А. С. Грибоедов создал свою бессмертную комедию «Горе от ума».

Чацкий и Онегин – главные герои этих произведений – ровесники. Это молодые и полные энергии дворяне. Но различие двух образов сразу бросается в глаза. Чацкий, как и Онегин, воспитывался в атмосфере реакции, но он выучился, стал образованным человеком. Грибоедовский герой «славно пишет, переводит». Труд для Чацкого не является тяжелым бременем, в просвещении он видит движение вперед. Онегин же воспитывался на французский манер, и сам Пушкин шутливо замечает, что домашний учитель.

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой…

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь…

Восемь лет Онегин провел в праздном Петербурге, где ездил на приемы, балы, ложился спать за полночь, а вставал после полудня. Он понял пустоту и никчемность такой жизни, но не начал с ней бороться. Онегин удалился на покой в свое имение, пробовал заняться какой-либо деятельностью, но «труд упорный ему был тошен». У Чацкого тоже было имение, но он им «управлял оплошно», то есть хорошо относился к крестьянам. Его натура возмущена подневольным положением крепостных. Чацкий приводит примеры того, как крепостники относились к людям, не раз спасавшим дом, честь, жизнь хозяев.

Пытается и Онегин заняться устройством своих крепостных:

В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

Но автор сообщает, что это делалось, «чтоб только время проводить». Вся деятельность Онегина-реформатора этим и ограничилась. Евгения не волнует судьба крестьян, «охлажденный ум» внушает герою, что заботиться надо только о себе. Он индивидуалист.

Оба героя презрительно относятся к высшему обществу. Они умны и рассудительны, поэтому видят всю пустоту и никчемность светского Петербурга и Москвы. «Что нового покажет мне Москва?» – спрашивает Чацкий в день приезда к Фамусовым. Он не находит никаких перемен к лучшему. Грибоедовский герой порывает с этим обществом окончательно, хотя и любит девушку из ненавистной ему среды. Онегин же остался человеком своего круга, несущим все его пороки. Он убил на дуэли Ленского, не сумев возвыситься над тем миром, который внутренне презирал. Сословные предрассудки взяли верх, Евгений испугался сплетен «поместных владетелей». Критическое отношение к действительности, незаурядный ум обрекли его, при отсутствии общественной деятельности, на полное одиночество. Чацкий же не одинок. Грибоедов говорит про брата полковника Скалозуба, передового офицера, оставившего службу, про племянника княгини Тугоуховской, который увлеченно занимается химией и ботаникой.

У Чацкого более чуткая душа, чем у Онегина. Онегин представляется рассудительным эгоистом. Он не понимает глубины запросов Татьяны. В основе его чувства лежит себялюбие. Чацкий же искренне любит Софью. Он весь преображается, когда видит ее. Но Софья – человек фамусовского общества, и Чацкий находит в себе силы уехать из Москвы.

В образах Чацкого и Онегина мы ясно видим разных людей одной эпохи. Чем-то похожие, они представляют собой различные пути, которыми шло общество в начале XIX века: путь протеста и путь холодного созерцания.

Нет похожих записей.