«Обладатели ваших дум грешат поговорками, а главную забыли, что насильно мил не будешь, и укоренились в привычке освобождать и осчастливливать особенно тех, кто об этом не просит. Наверное … я еще должен благословлять вас и спасибо вам говорить за свою неволю, за то, что вы освободили меня от семьи, от сына, от дома, от дела, от всего, что мне дорого и чем я жив ». Б. Пастернак. Роман Б. Пастернака открыл мне революцию с новой, очень важной стороны, с позиции прав личности, прав каждого человека. Чем отличается изображение революции и Гражданской войны в этой книге от того, что я встречала раньше? Это не видение войны из состояния красных, как в «разгроме», «Чапаеве», «Школе» и десятках других произведений. Это не изображение из состояния белых, как в «Тихом Доне» М. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Толстого, пьесах «Бег», «Дни Турбиных» М. Булгакова и других. Нет, это рассказ глазами человека, не хочет вмешиваться в братоубийственную войну, которой чужда жестокость, который хочет жить с семьей, любить и быть любимым, лечить людей, писать стихи:

… Если только можно, Отче, чашу эту мимо пронеси.

Так писал он в одном из стихотворений, выражая свое отношение к революции и к войне. Юрий Андреевич Живаго — сын миллионера, разорившийся, покончившего с собой. Мать рано умерла. Воспитывался у дяди, который был человеком «свободного, лишенного предубеждения против чего бы то ни было необычным … у него было дворянское чувство равенства со всем живущим …». Окончив блестяще университет, Юрий женится на любимой девушке Тоне, дочери профессора и внучке деятельного фабриканта. Затем любимая работа. Он становится прекрасным врачом. Еще в университете проснулась у него любовь к поэзии и философии. Рождается сын. Все, кажется, прекрасно. Но неизбежно прерывается война. Юрий едет на фронт врачом. Первая мировая война — канун и источник событий еще более кровавых, страшных, переломных. Героиня романа Лариса считает, что война «вызывала все, всех ушедших, доныне постигают наше поколение несчастий». Эту мысль автор подтверждает судьбой многих героев. Об одном, большевики Тарасюка, мастера-золотые руки, он рассказывает: «То же самое случилось с ним на войне. Изучил и ее, как всякое ремесло … Всякое дело у него становилось страстью. Полюбил и военное. Видит, оружие — это сила, вывозит его. Самому захотелось стать силой. Вооруженная человек — это уже не просто человек. В старину такие шли из стрельцов в разбойники. Отними у него теперь винтовку, попробуй ». Очень характерна судьба одного красного партизана Памфила Палих. Он открыто признается Юрию Андреевичу: «Много я вашего брата в расход пустил, много на мне крови господской, офицерской, и хоть бы что. Имени не помню, вся водой розтекася. Оголець у меня один из головы не идет, огольца одного стукнул, забыть не могу, за что я парня погубил? Рассмешил, вморив он меня. Со смеху застрелил, с дуру. Ни ». Это было еще до Октябрьской революции. И ведь Памфил тоже начинает с мировой войны. Но видно, жестокость не для всех проходит даром. Страшная его судьба. Чувствуя возмездие за сделанное, он начинает сходить с ума в тревоге за жену и детей. Наконец, обезумев, убивает всю семью, которую любил безумно. Страшно кончается и жизнь Антипова-Стрельникова, который был учителем, добровольцем взбежал на фронт в первую мировую. В Гражданскую он стал военачальником, слава его гремела по Сибири и Урала. «Он стал лелеять мысль стать когда-нибудь судьей между жизнью и ее темными началами, что искажают, выйти на его защиту и отомстить за него. Разочарование озлобили его. Революция его вооружила ». «Ему дали за жестокость и фанатизм прозвище Расстрельников» «Он спокойно перешагнул через это, он ничего не боялся. Но Стрельников не был партийцем, истинные лидеры революции не любили его. Поэтому, когда он исполнил свою роль, его хотят подвергнуть трибунала. Затравленный преследованиями, он признается Живаго: «А мы жизнь приняли как военный поход, мы камни переворачивали ради тех, кого любили. И хотя мы не принесли им ничего, кроме горя, мы волоском их не обидели, потому что оказались еще большими мучениками, чем они ». Так объясняется нелепость скольких жертв. Стрельников убивает себя. Он никому уже не нужен. Всего несколько лет прожил после Гражданской войны и Юрий Андреевич, потому что никак не мог приспособиться к новым условиям, которые вполне устраивали, например, его бывшего дворника. Он не может служить, потому что от него требуют не ума и инициативы, а лишь «словесный гарнир к возвеличивания революции и власть тех, что держат. Но до окончания войны еще много пришлось перенести невзгод. Я думаю, что роман Б. Пастернака — это прежде книга о высокой любви. Но любовная история происходит на фоне таких страшных событий, не выдерживает жестоких испытаний. Сначала насильно разлучают Живаго с семьей. Его насильно мобилизуют, а семью отправляют за границу. Угроза трибунала заставляет героя расстаться с другой любовью — Ларой. Описание любви Юрия и Ларисы — это гимн отношениям между женщиной и мужчиной. Это идеал отношений мужчины и женщины. Но жизнь диктует свои законы. «Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников … кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предполагалось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другой, точно них умножили. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза ». Размышления о революции в романе доказывают, что это не «праздник угнетенных», а тяжелая и кровавая полоса в истории нашей страны. Сегодня, спустя многие десятилетия, трудно уже сказать, что же дала она, во имя чего лилась кровь, разделилась страна. Вероятно, она была неизбежна, иного стране не было дано. Не потому ли в день Октябрьской революции многие интеллигенты восприняли ее восторженно, как выход из мира лжи и тунеядства, разврата и лицемерия. Тесть Живаго говорит ему:

Идея романа

й в романе доказывают, что это не «праздник угнетенных», а тяжелая и кровавая полоса в истории нашей страны. Сегодня, спустя многие десятилетия, трудно уже сказать, что же дала она, во имя чего лилась кровь, разделилась страна. Вероятно, она была неизбежна, иного стране не было дано. Не потому ли в день Октябрьской революции многие интеллигенты восприняли ее восторженно, как выход из мира лжи и тунеядства, разврата и лицемерия. Тесть Живаго говорит ему:

«Помнишь ночь, когда ты принес листок с первыми декретами … это было неслыханно безоговорочно. Эта прямолинейность покоряла. Но такие вещи живут в первоначальной чистоте только в головах создателей, и то только в первый день провозглашения. Иезуитство политики на другой же день выворачивает их наизнанку. Эта философия далека мне. Эта власть против нас. У меня не спрашивали согласия на это ломка ».

Идея романа актуальна во все времена: всякая власть должна стремиться к тому, чтобы люди были счастливы, но счастье нельзя навязать силой. Счастье каждый человек ищет сам, нет его готового. И нельзя ради даже самых высоких идей жертвовать человеческими жизнями, радостями, правами, которыми человек наделен от рождения. Рассказывая о Стрельникова, автор пишет: «А для того, чтобы делать добро, его принципиальности недоставало беспринципности сердца, что не знает общих случаев, а только частицы и как велико тем, что делает малое. Я понимаю это так, что не следует думать только о всеобщем, а потому ничейном благу, но прежде делать добро конкретным людям, каким бы маленьким оно ни было. Из капель собирается море. И да здравствует «беспринципность сердца».

Мы знаем, что имя Бориса Пастернака, его произведения были запрещены в советской России. Почему же так случилось? Почему творчество Пастернака так высоко ценили за границей и не оценили “дома”?
Мне кажется, что виной всему – советская идеология. Кому-то не понравилось отношение писателя к революции, к революционным деятелям. Но каково же было это отношение? В этом мы сейчас и попробуем разобраться.
Я считаю, что для этой цели нам необходимо будет рассмотреть “революционный” роман Пастернака “Доктор Живаго”. Потому что именно в нем наиболее ярко мы можем увидеть отношение писателя к революции.
Итак, в романе рисуются несколько семей, несколько главных героев. Центральный образ романа – Юрий Живаго. И вот все семьи и герои оказываются непосредственно связанными с разворачивающимися революционными событиями. В романе показана история духовной жизни главного героя. И мы понимаем, что за образом Юрия стоит сам Борис Пастернак. Именно свои мысли, чувства, отношения писатель изображает в образе Юрии Живаго. Пастернаку было важно передать свой духовный опыт, свое отношение к революции, а не просто изобразить жизнь героя.
Основным вопросом в романе является проблема отношения к революции в России 1917 года. Автор строит все произведение таким образом, чтобы показать все нюансы этой проблемы. И мы понимаем, что герой, доктор Живаго, да и сам Пастернак не отрицают, не отвергают революцию. Но они ее и не возвышают, не восхваляют, не пропагандируют. Их отношение к революции другое: они просто наблюдают за историческими событиями, нисколько не вмешиваясь в них. Автор и герой как бы “плывут по течению” революции, не пытаясь противостоять ей или изменить ее.
Такая авторская позиция была необычна для романа того времени, когда везде и всюду пропагандировалась победа “красных”. Все писали, восхищаясь или “красными”, или “белыми”. Такого нейтрального отношения со стороны авторов не было.
У Пастернака же не так. Он писал и о “красных”, и о “белых”, оценивая их действия объективно, а не субъективно: “Доктор вспомнил давно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали”.
Позиция Пастернака – это попытка увидеть, оценить революцию с общечеловеческой точки зрения. Поэтому в романе Юрий Живаго и уходит из сражающихся рядов, чтобы не принимать ничью сторону.
История Доктора Живаго и его семьи – это история многих сотен таких же людей, чьи жизни были разрушены событиями революции. На примере одной семьи Пастернак показал типичную для того времени картину выбитых из колеи людей, вырванных из привычного уклада жизни. Семья Живаго уезжает из дома на Урал. Сам Юрий вынужден против воли участвовать в революции. Его разлучили с женой и детьми, он ничего не знает о них. Лара, возлюбленная доктора, живет в полной зависимости от постоянно меняющейся власти. Она живет в страхе, готовая к тому, что ее в любой момент могут призвать к ответу за действия мужа.
Постепенно Юрий лишается всех своих близких: жена с детьми и ее отцом высланы из России, Лара пропадает без вести. Герой чувствует себя одиноким, никому не нужным, у него уже нет сил просто жить. И Живаго умирает: в трамвайном вагоне у доктора начинается сердечный приступ.
Смерть его была предрешена теми катастрофами и революционными испытаниями, которые ему пришлось пережить. Эта развязка была подготовлена самим романом, его развитием, самой историей. На протяжении всего произведения Живаго, а вместе с ним, и автор, воспринимал все события как несправедливые, лишенные смысла, жестокие. По его мнению, революция – это насилие над самой жизнью, над природой, всеми человеческими и естественными законами. Поэтому, можно сказать, что отношение Пастернака к революции совершенно неоднозначное.
Положительным же, по мнению автора, было то, к чему революция стремилась: равноправие, братство, права народа. Но какими были методы, чтобы добиться всего этого?! Разрушение семей, жестокие убийства, в том числе, детей и женщин… Да, цели были благими, но люди утопали к крови. А на крови, как известно, ничего хорошего не построишь.
Роман заканчивается монологом автора, который уверен, что жизнь в самой себе несет начало вечного обновления, несет свободу и полноту: “Как сладко жить на свете и любить жизнь!” Финал оптимистичен, полон веры в мудрость жизни, которая вынесет все и победит.

  • Отношение Пастернака К Революции Соб

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Необычно начало романа: “Шли и шли и пели “Вечную память”… Кого хоронят?.. “Живаго”. Так, на противопоставлении живого и мертвого, строится все произведение Пастернака. Основной вопрос, вокруг которого вращается “внешняя и внутренняя” жизнь главных героев, – отношения с революцией, отношение к Read More ......
  2. Пастернак начал писать роман “Доктор Живаго” в 1945 году и закончил его в декабре 1955 года. О чем же этот роман? Что такого Пастернак написал в нем, что Симонов, редактор журнала “Новый мир”, отказался печатать роман и его издание на Read More ......
  3. Четыре толстых журнала с плотным шрифтом пугали, но я “мужественно” подступил к ним. Два раза, запасшись терпением, я начинал роман. Дважды откладывал, не справившись с обилием имен и эпизодов в его начале. Книга манила, как не взятая высота. Наконец в Read More ......
  4. Как сказал сам Борис Пастернак, закончив работу над романом: “В нем все распутано, все названо, просто, прозрачно, печально… Еще раз, по-новому, даны определения самому дорогому и важному: земле и небу, большому и горячему чувству, духу творчества, жизни и смерти”. Этот Read More ......
  5. Роман Бориса Пастернака “Доктор Живаго” уже давно завоевал славу как талантливое и значительное произведение о судьбе интеллигенции в эпоху революции. В этом романе Борис Пастернак высказывает свою точку зрения, свое отношение к революционным событиям, их роли в истории, а главное Read More ......
  6. Борис Пастернак – величайший русский писатель и поэт XX века. Двадцать третьего октября 1958 года ему была присуждена Нобелевская премия по литературе “За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы”. Роман “Доктор Живаго” занимает, Read More ......
  7. Борис Пастернак – один из самых выдающихся писателей и поэтов прошлого века. В середине двадцатого века он стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы “За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы”. Произведение “Доктор Read More ......
  8. Осенью 1946 года Борис Пастернак сообщал одному из своих постоянных адресатов: “Я уже говорил тебе, что начал писать большой роман в прозе. Собственно, это первая настоящая моя работа. Я в ней хочу дать исторический образ России за последнее сорокалетие, и Read More ......
Отношение Бориса Пастернака к революции (по роману “Доктор Живаго”)

В романе “Доктор Живаго” Борис Пастернак передает свое мироощущение, свое видение событий, потрясших нашу страну в начале XX столетия. Известно, что отношение Пастернака к революции было противоречивым. Идеи обновления общественной жизни он принимал, но писатель не мог не видеть, как они оборачивались своей противоположностью. Так и главный герой произведения Юрий Живаго не находит ответа на вопрос, как ему жить дальше: что принимать, а что нет в новой жизни. В описании духовной жизни своего героя Борис Пастернак выразил сомнения и напряженную внутреннюю борьбу своего поколения.
В романе “Доктор Живаго” Пастернак возрождает идею самоценности человеческой личности. Личное преобладает в повествовании. Жанру этого романа, который условно можно определить как прозу лирического самовыражения, подчинены все художественные средства. В романе существует как бы два плана: внешний, повествующий об истории жизни доктора Живаго, и внутренний, отражающий духовную жизнь героя. Автору важнее передать не события жизни Юрия Живаго, а его духовный опыт. Поэтому главная смысловая нагрузка в романе переносится с событий и диалогов героев на их монологи.
В романе отражена жизненная история сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, любви, личной близости. Их судьбы оказываются прямо связаны с историческими событиями нашей страны. Большое значение имеют в романе отношения Юрия Живаго с женой Тоней и с Ларой. Искренняя любовь к жене, матери его детей, хранительнице домашнего очага, - это природное начало в Юрии Живаго. А любовь к Ларе сливается с любовью к самой жизни, со счастьем существования. Образ Лары - это одна из граней, отражающих отношение самого писателя к миру.
Основной вопрос, вокруг которого движется повествование о внешней и внутренней жизни героев, - это их отношение к революции, влияние переломных событий в истории страны на их судьбы. Юрий Живаго не был противником революции. Он понимал, что у истории свой ход и его нельзя нарушить. Но Юрий Живаго не мог не видеть ужасные последствия такого поворота истории: “Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза”. Юрий Живаго не воспринимал революцию в штыки, но и не принимал ее. Он был где-то между “за” и “против”.
Герой стремится прочь от схватки и в конце концов уходит из рядов сражающихся. Автор не осуждает его. Он расценивает этот поступок как попытку оценить, увидеть события революции и гражданской войны с общечеловеческой точки зрения.
Судьба доктора Живаго и его близких - это история людей, чья жизнь выбита из колеи, разрушена стихией революции. Семьи Живаго и Громеко уезжают из обжитого московского дома на Урал искать убежище “на земле”. Юрия захватывают красные партизаны, и он вынужден против своей воли участвовать в вооруженной борьбе. Его родные высланы новой властью из России. Лара попадает в полную зависимость от сменяющих друг друга властей, а под конец повествования она пропадает без вести. Видимо, она была арестована на улице или погибла “под каким-нибудь безымянным номером в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера”.
Самого Юрия Живаго понемногу покидают жизненные силы. И жизнь вокруг него становится все беднее, грубее и жестче. Сцена смерти Юрия Живаго, внешне ничем не выделяясь из общего хода повествования, несет в себе тем не менее важный смысл. Герой едет в трамвае и у него начинается сердечный приступ. Он рвется на свежий воздух, но “Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья...” Живаго так и умирает у трамвайных колес. Жизнь этого человека, задыхавшегося в духоте замкнутого пространства страны, потрясенной революцией, обрывается...
Пастернак говорит нам, что все происходившее в те годы в России, было насилием над жизнью, противоречило ее естественному ходу. Еще в одной из первых глав романа Пастернак пишет: “...очнувшись, мы уже больше не вернем утраченной памяти. Мы забудем часть прошлого и не будем искать небывалому объяснения. Наставший порядок обступит нас с привычностью леса на горизонте или облаков над головой. Он окружит нас отовсюду. Не будет ничего другого”. Эти глубоко пророческие слова, мне кажется, как нельзя лучше говорят о последствиях тех далеких лет. Отказ от прошлого оборачивается отказом от вечного, от нравственных ценностей. И этого нельзя допускать.

Борис Пастернак с первых шагов в литературе создавал свой собственный неповторимый мир и увлекал в него своих читателей, раскрывая перед ними лабиринты мыслей и образов. Он показывает читателю сложность человеческих переживаний. Я считаю этого писателя одним из величайших русский писателей и поэтов XX века. Двадцать третьего октября 1958 года ему была присуждена Нобелевская премия по литературе "За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы".

Роман "Доктор Живаго" занимает, пожалуй, центральное место в творчестве Бориса Леонидовича. Этому произведению Пастернак посвятил свои лучшие годы литературной жизни и, действительно, создал шедевр, равного которому нет.

Этот роман - лучшая, гениальнейшая и незабвенная страница русской и мировой литературы. Да, по гениальности и мастерству написания с этим романом мало какие произведения могут сравниться.

Во-первых, роман многогранен: в нем поставлено огромное количество проблем: человек и совесть, человек и человек, человек и любовь, человек и власть, вечное и мимолетное, человек и революция, революция и любовь, интеллигенция и революция, и это еще не все. Но хотелось бы остановиться на проблеме взаимоотношения интеллигенции и революции.

Во-вторых, это произведение потрясает своим художественным своеобразием; а между тем "Доктор Живаго" даже не роман. Перед нами род автобиографии, в которой удивительным образом отсутствуют внешние факты, совпадающие с реальной жизнью автора. Пастернак пишет о самом себе, но пишет как о постороннем человеке, он придумывает себе судьбу, в которой можно было бы наиболее полно раскрыть перед читателем свою внутреннюю жизнь.

Эти слова в романе едва ли не самые важные для понимания Пастернаком революции. Во-первых, они принадлежат Живаго, им произносятся, а, следовательно, выражают мысль самого Пастернака. Во-вторых, они прямо посвящены только что совершившимся и еще не вполне закончившимся событиям Октябрьской революции. И, в-третьих, объясняют отношения передовой интеллигенции и революции: "...откровение ахнуто в самую гущу продолжающейся обыденщины..."

Революция - это и есть откровение "ахнутое", "данное", и она, как и всякая данность, не подлежит обычной оценке, оценке с точки зрения сиюминутных человеческих интересов. Революции нельзя избежать, в ее события нельзя вмешаться. То есть вмешаться можно, но нельзя поворотить. Неизбежность их, неотвратимость делает каждого человека, вовлеченного в их водоворот, как бы безвольным. И в этом случае откровенно безвольный человек, однако обладающий умом и сложно развитым чувством, - лучший герой романа! Он видит, он воспринимает, он даже участвует в революционных событиях, но участвует только как песчинка, захваченная бурей, вихрем, метелью. Примечательно, что у Пастернака, как и у Блока в "Двенадцати", основным образом - символом революционной стихии - является метель. Не просто ветер и вихрь, а именно метель с ее бесчисленными снежинками и пронизывающим холодом как бы из межзвездного пространства.

Нейтральность Юрия Живаго в Гражданской войне декларирована его профессией: он военврач, то есть лицо официально нейтральное по всем международным конвенциям.

Прямая противоположность Живаго - жестокий Антипов-Стрельников, активно вмешивающийся в революцию на стороне красных. Стрельников - воплощение воли, воплощение стремления действовать. Его бронепоезд движется со всей доступной ему скоростью, беспощадно подавляя всякое сопротивление революции. Но и он также бессилен ускорить или замедлить торжество событий. В этом смысле Стрельников безволен так же, как и Живаго. Однако Живаго и Стрельников не только противопоставлены, но и сопоставлены, они, как говорится в романе, "в книге рока на одной строке".

Что такое Россия для Живаго? Это весь окружающий его мир. Россия тоже создана из противоречий, полна двойственности. Живаго воспринимает ее с любовью, которая вызывает в нем высшее страдание. В одиночестве Живаго оказывается в Юрятине. И вот его чрезвычайно важные размышления-чувства: "...весенний вечер на дворе. Воздух весь размечен звуками. Голоса играющих детей разбросаны в местах разной дальности как бы в знак того, что пространство насквозь живое. И эта даль - Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть! О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О, как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это им самим в лицо! То ли это слова Пастернака, то ли Живаго, но они слиты с образом последнего и как бы подводят итог всем его блужданиям между двумя лагерями. Итог этих блужданий и заблуждений (вольных и невольных) - любовь к России, любовь к жизни, очистительное сознание неизбежности совершающегося.

Вдумывается ли Пастернак в смысл исторических событий, которым он является свидетелем и описателем в романе? Что они означают, чем вызваны? Безусловно. И в то же время он воспринимает их как нечто независимое от воли человека, подобно явлениям природы. Чувствует, слышит, но не осмысливает, логически не хочет осмыслить, они для него как природная данность. Ведь никто и никогда не стремился этически оценить явления природы - дождь, грозу, метель, весенний лес, - никто и никогда не стремился повернуть по-своему эти явления, личными усилиями отвратить их от нас. Во всяком случае, без участия воли и техники мы не можем вмешиваться в дела природы, как не можем просто стать на сторону некой "контрприроды".

В этом отношении очень важно следующее рассуждение о сознании: "...Что такое сознание? Рассмотрим. Сознательно желать уснуть - верная бессонница, сознательная попытка вчувствоваться в работу собственного пищеварения - верное расстройство его иннервации. Сознание - яд, средство самоотравления для субъекта, применяющего его на самом себе. Сознание - свет, бьющий наружу, сознание освещает перед нами дорогу, чтобы не споткнуться. Сознание - это зажженные фары впереди идущего паровоза. Обратите его светом внутрь, и случится катастрофа!"

В другом месте Пастернак устами Лары высказывает свою нелюбовь к голым объяснениям: "Я не люблю сочинений, посвященных целиком философии. По-моему, философия должна быть скупою приправою к искусству и жизни. Заниматься ею одною так же странно, как есть один хрен".

Пастернак строго следует этому правилу: в своем романе он не объясняет, а только показывает, и объяснения событий в устах Живаго - Пастернака, действительно, только "приправа". В целом же Пастернак принимает жизнь и историю такими, какие они есть.

В этом отношении очень важно рассуждение Живаго - Пастернака об истории: "За этим плачем по Ларе он также домарывал до конца свою мазню разных времен о всякой всячине, о природе, об обиходном. Как всегда с ним бывало и прежде, множество мыслей о жизни личной и жизни общества налетало на него за этой работой одновременно и попутно".

Мы видим философию истории, помогающую не только осмыслить события, но и построить ткань романа: романа-эпопеи, романа - лирического стихотворения, показывающего все, что происходит вокруг, через призму высокой интеллектуальности.

Да, бесспорно, "Доктор Живаго" - величайшее произведение XX века. Недаром оно признано шедевром мировой литературы. И в наше время читателя интригует сюжет романа. Я прочитала его с большим удовольствием и мои взгляды на многие вещи поменялись.

/ / / Отношение Пастернака к революции (по роману «Доктор Живаго»)

Бориса Пастернака можно отнести к списку самых талантливых и знаменитых поэтов и прозаиков России. Однако, как это не парадоксально, определенный отрезок времени работы его были строго запрещены к печати. Хотя, за границей, Пастернак стал довольно известным автором и за свой роман «Доктор Живаго» получил Нобелевскую премию. В чем же была причина запрета творчества Бориса Леонидовича?

Литературные критики пришли к выводам, что тексты произведений Пастернака не нравились советской власти, которая видела в них потайной, скрытый смысл.

Героем его знаменитого романа выступает . События в жизни данного героя разворачиваются в довольно сложный исторический период времени. Россия переполнена революционными событиями. И тут, в свет выходит текст, на страницах которого главный герой – Юрий Андреевич говорит и размышляет от имени самого автора. Пастернак желает высказать свое отношение к революции, описать свои душевные переживания, которые переполняли сердце.

Конечно, в тексте романа поднимается вопрос о значимости, о смысле революции 1917 года. Юрий, как и сам Борис Леонидович, не изливал никаких категорических отзывов о происходящих изменениях, однако, и не восхвалял, не пропагандировал лозунги партии. Он словно плыл по течению событий, которые ежедневно окружали его.

Такая нейтральная позиция не была угодна политике «красных». Не было на тот момент авторов, которые бы не придерживались ни одного политического лагеря. Борис Пастернак мог смело включить в текст романа реалистичные события и поведать все «плюсы» и красноармейцев и белогвардейцев. Перед читателями возникали сцены зверства и жестокости и того и другого лагеря.

Чтобы дать объективную оценку происходящим событиям, Борис Леонидович и решает принять нейтральную позицию. Описывая жизнь одной семьи, Пастернак пытался передать ежедневный быт большинства простых людей, которые попали под политическое влияние, которые были сломлены революционными событиями, которые стали бояться за свою жизнь и жизни близких.

В конечном итоге, Живаго теряет всех родных. Он становится одиноким и печальным. Смерть застигает его в трамвайном вагончике, где у Юрия случился сердечный приступ. И причиной всему стали те сильнейшие жизненные и революционные испытания. И вся история романа подготавливала читателя к такому исходу.

Борис Пастернак высказывает свое личное мнение о бессмысленности проходящей революции. Она была лишь насилием над человеком, над естественными законами жизни и природой. Веря в положительные революционные изменения – равенство, братство, право народа, Борис Леонидович не мог оправдать те методы, которыми пользовалась партия для достижения поставленной цели.

В конце своего романа Пастернак все-таки настраивает читателя на позитивную волну, утверждая о том, что жизнь способна обновляться, выдержать все испытания и победить.