2. Бал у губернского предводителя.

а) Счастливый влюбленный.

б) Танец Вареньки с отцом.

3. Прогулка на рассвете.

а) Наказание беглого татарина.

б) Встреча с отцом возлюбленной.

в) Ужас и переживания героя.

4. Выбор молодого человека.

Рассказ «После бала» относится к поздним произведениям Л.Н. Толстого. Он основан на реальных событиях, которые произошли с братом писателя. Известно, что вариантов названий для рассказа у автора было несколько. В начале этого произведения Л.Н. Толстой поднимает вопрос, что нужно человеку для его совершенствования? Влияет ли окружающая среда на этот процесс? Через историю, которой поделился главный герой, Иван Васильевич, писатель пытается ответить на эти вопросы. Почему же рассказ называется «После бала»?

Историю можно разделить на две части: бал и то, что случилось утром. Писатель при построении сюжетной линии использует контраст. На балу – добродушные симпатичные хозяева, зал прекрасный, буфет великолепный и море шампанского. Главный герой, Иван Васильевич переполнен самыми радужными мечтами. Его волнует самая большая любовь в жизни – красавица Варенька. Девушка восхищает его, Ивану Васильевичу дорого даже перышко от веера любимой. Варя затмила всех женщин на балу. Мир кажется прекрасным, и молодого человека переполняют чувства. Ко всем окружающим искренний Иван Васильевич испытывал «восторженно-нежное» чувство.

Танец Вари с отцом играет большую роль в сюжете и служит кульминацией. Иван Васильевич восхищается стройным, крепким стариком и его грациозной дочерью. Толстой подчеркивает детали: у отца Вари старомодные сапоги. Вероятно, он экономит средства, чтобы иметь возможность наряжать и вывозить в свет дочь. Старик показался молодому человеку очаровательным. Юноша возвращается домой, он счастлив. Его «душа пела». Любовь не дает уснуть, и Иван Васильевич отправляется на прогулку.

Противопоставляя бал сцене наказания арестанта, писатель использует яркие художественные детали и эпитеты. Так, мелодия – «неприятная, визгливая», а музыка – «жесткая, нехорошая». Неузнаваем и отец Вари, который командует солдатами. У него «оттопыренная губа», злобный взгляд. Старик бьет по лицу слабосильного солдата. Спина арестанта, которого проводят сквозь строй и бьют, превращается в кровавое месиво. Бедный осужденный татарин корчится, вздрагивает, страдает.

Молодой человек, которому еще пару часов назад мир казался трогательным и прекрасным, потрясен. Писатель огромное внимание уделяет внутреннему миру героя. Теперь уже ужас не дает ему заснуть.

Рассказ называется «После бала» потому, что именно события утра имели решающее значение в судьбе молодого человека, поменяли его планы. Каждый раз, когда молодой человек смотрел на девушку – он представлял себе ее отца на площади. Иван Васильевич не стал заниматься военным делом и не женился на Варе. Тем самым, писатель возлагает ответственность за свою судьбу на самого человека и отвечает на вопрос, поставленный в начале произведения. После бала произошло знакомство молодого человека со страшной действительностью, крушение юношеских надежд. Вместе со своим героем Л.Н. Толстой не понимает, что заставляет человека проявлять жестокость по отношению к другим людям.

2. Герои рассказа на балу и после

В рассказе Льва Толстого «После бала» три главных героя: молодой человек Иван Васильевич, его возлюбленная Варенька, отец девушки Петр Владиславович. Второстепенные персонажи появляются в рассказе на короткое время. С их помощью автор подчеркивает контраст между событиями. Так, хозяйка бала – «добродушная», а кузнец, свидетель наказания, «сердито говорит». Лакея, брата влюбленный Иван Васильевич готов расцеловать.

Повествование идет от первого лица – влюбленного юноши. Этот положительный герой вызывает огромную симпатию. В молодом возрасте он «веселый, бойкий» и богатый. Состарившись, он остается уважаемым всеми. Главный герой описывает события давно минувшие, но оставившие огромный след в его жизни. В молодости герой был полон жизни, не знал зла и был способен только на добрые поступки. Его чувства к Варе – пылкие, восторженные, искренние.

Девушка милая, обаятельная. У нее сияющее с ямочками лицо, веселая улыбка. Особенно нравилась Ивану Васильевичу ее царственная осанка. Даже в 50 лет она осталась красивой. Несмотря на то, что чувства были взаимны – влюбленные расстались.

Иван Васильевич столкнулся с жестокостью отца Вари, которым восхищался еще пару часов назад. Большое внимание уделяется переживаниям героя. Он пересмотрел и свое отношение к девушке, и к планам стать военным. На балу отец Вари вызывал у присутствующих умиление и восторг. Этот очаровательный старик любил свою дочь. Петр Владиславович – «свежий, крепкий» с длинными стройными ногами. Сложен был прекрасно. У него румяное лицо, блестящие глаза, приятная улыбка. Петр Владиславович заслужил уважительное отношение со стороны молодого ухажера своей дочери. Во время танца на балу молодой человек объединил дочь и отца в единое целое. Все изменилось, когда парень встретил отца Вари после бала. Старик следил за наказанием беглого татарина и предстал перед молодым человеком в самом неприглядном свете. Петр Владиславович бьет по лицу малорослого солдата за слабый удар. После этого парень не смог по-прежнему относиться к Варе.

На протяжении всей жизни главный герой так и не понял, как люди могут быть благородными в светском обществе, и одновременно проявлять жестокость по отношению к подчиненным и другим людям. Через главного героя писатель выражает свое непринятие зла и двуличия.

3. Проблемы, которые затрагивает автор в рассказе «После бала»

В произведении «После бала» Л.Н. Толстой поднимает ряд острых социальных проблем. Одна из них – это телесные наказания в армии, которые часто применялись в России во времена писателя. Недаром, в основу произведения легли реальные события, которые в свое время потрясли Л.Н. Толстого. Автор называет это постыдное явление «дурным делом». Он вместе со своим героем удивляется, почему телесные наказания признаются в обществе «всеми необходимым»? У Ивана Васильевича вид окровавленного беглого солдаты вызывает ужас.

Второй вопрос, который писатель освещает в рассказе – это самосовершенствование. Зависит ли оно от среды, в которой человек живет? Какое влияние она оказывает на личность? Главный герой сталкивается с тем, каким разным может быть один и тот же персонаж в светской обстановке на балу и среди подчиненных ему людей. Молодой человек, незнакомый со злом, так и не смог понять, как может жестокий, вспыльчивый военачальник быть любящим отцом и одновременно почтенным гостем бала?

Иван Васильевич сделал свой жизненный выбор в соответствии со своими убеждениями и совестью. Собеседники называют главного героя уважаемым человеком. Он не стал военным и не женился на девушке, которую сильно любил. Настолько сильно потрясло его увиденное после бала. Писатель подчеркивает, что судьба каждого человека зависит от принимаемых им решений.

    • Читая рассказ Л.Н.Толстого «После бала», мы становимся свидетелями того, как события всего лишь одного утра способны полностью изменить судьбу человека. Герой, от имени которого ведется рассказ, - «всеми уважаемый Иван Васильевич», в судьбе которого случай сыграл решающую роль. В молодости он был «очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый», студент провинциального университета, мечтающий поступить на военную службу. Каждый проживаемый им день был похож на праздник: учеба не отнимала много времени, и […]
    • К наиболее запоминающимся произведениям Л. Н. Толстого можно отнести его рассказ «После бала». Созданный в 1903 году, он пронизан идеями христианства и милосердия. Автор постепенно выводит в центр внимания полковника Б., отца Вареньки. Впервые знакомство происходит на балу в честь окончания масленичной недели, у губернатора. Статный старик - отец красавицы-Вареньки, в которую был самозабвенно влюблен рассказчик. И в эпизоде бала читателю дается портрет этого героя: "Отец Вареньки был очень статный красивый, […]
    • Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» развивает тему «срывания всех и всяческих масок» с беззаботной, умытой, праздничной жизни одних, противопоставляя ее бесправию, угнетению других. Но вместе с тем писатель заставляет читателей задуматься над такими нравственными категориями, как честь, долг, совесть, которые во все времена делали ответственным человека за все происходящее с ним и с обществом. К этим размышлениям нас подводит сама композиция рассказа, построенная на противопоставлении картин бала и наказания […]
    • Композиция произведения Л. Н. Толстого «После бала» представляет собой «рассказ в рассказе». Повествование начинается словами Ивана Васильевича, которого кратко представляет автор во вступлении. Речь идет о нравственных ценностях человеческой жизни, о том, «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди», «что хорошо, что дурно». Иван Васильевич охарактеризован как «всеми уважаемый» человек, рассказывал он «очень искренно и правдиво». После такого установившегося […]
    • В рассказе «После бала» Л. Н. Толстого, написанном в 90‑е гг. XIX в., изображаются 1840‑е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. Не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. В раскрытии этого идейного замысла важную роль играет композиция рассказа, построенного на основе приема «рассказ в рассказе». Начинается произведение внезапно, с […]
    • На уроке литературы мы прочитали рассказ Л.Н. Толстого «После бала» и решила написать Сочинение на тему «Полковник на балу и после бала». В нём нам рассказывается о полковнике, который посетил бал со своей дочерью Варенькой, и о его двуличном образе. Сначала нам открывается очень красивое описание полковника, и особенно его прелестный танец «мазурка». «Он был очень красивый, статный, высокий и свежий старик» - такое первое впечатление нам рассказывают о полковнике Б. На балу всё внимание приковано к нему, о […]
    • На балу После бала Чувства героя Он "очень сильно" влюблен; восхищен девушкой, жизнью, балом, красотой и изяществом окружающего мира (в т.ч. интерьеров); подмечает все детали на волне радости и любви, готов умиляться и прослезиться от любого пустяка. Без вина - пьян - любовью. Любуется Варей, надеется, трепещет, счастлив быть избранным ею. Легок, не чувствует собственного тела, "парит". Восторг и благодарность (за перо от веера), "весел и доволен", счастлив, "блажен", добр, "неземное существо". С […]
    • «Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь. Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого‑писателя, семья, […]
    • Находясь на военной службе, Лев Николаевич Толстой мучительно думал о войне. Что такое война, нужна ли она человечеству? Эти вопросы встали перед писателем в самом начале его литературного поприща и занимали его на протяжении жизни. Толстой бескомпромиссно осуждает войну. “Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом?” Осенью 1853 года началась война России с Турцией, Толстому разрешено было перевестись в Севастополь. Попав в осажденный город, Толстой был потрясен […]
    • Персонаж Михаил Илларионович Кутузов Наполеон Бонапарт Внешность героя, его портрет «…простота, доброта, правда…». Это живой, глубоко чувствующий и переживающий человек, образ «отца», «старца», понимающего и повидавшего жизнь. Сатирическое изображение портрета: «жирные ляжки коротких ног», «потолстевшая короткая фигура», лишние движения, которые сопровождаются суетой. Речь героя Простая речь, с однозначными словами и доверительным тоном, уважительное отношение к собеседнику, группе […]
    • Во многих произведениях классической и современной русской и зарубежной литературе писатели выступают в качестве совершенно разных образах. Это абсолютно справедливо, потому что писатель – это, прежде всего, человек. Создавая свои произведения, прорабатывая каждую деталь каждого героя, авторы начинают воспринимать их как живых людей, думают о них, как о реально существующих персонажах, и потому могут проникнуться к ним симпатией или ненавистью, в зависимости от того, какой у персонажа характер. Почти все писатели […]
    • Одним из психологических моментов романа Л. Н. Толстого “Война и мир” является глубокое внимание писателя к чувствам и мыслям героев. Жизненный процесс и становится главной темой описания боя под Аустерлицем. Он показывает здесь личность человека так, что проступают неповторимые и единственные порывы души, которые и есть самое дорогое, и самое истинное в каждом из нас. И поразительнее всего то, что именно из этих многогранных деталей, из характерных подробностей создается реальная картина произошедшего. Жизнь и […]
    • Автор романа – эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстой поднимает очень важные жизненные вопросы: честь, верность родине, любовь, отношения между людьми… Очень важной темой является семья. В своём произведении Толстой раскрывает этот вопрос на примерах трёх семей: Ростовы, Болконские и Куранины. Но Ростовы более приближенны к эталону автора. Семья является фундаментом, основой в жизни человека, ценностью, которой нельзя пренебрегать. Уроки, умения, навыки и знания об окружающем мире мы приобретаем от родителей. […]
    • Андрея Болконского тяготит обыденность, лицемерие и ложь, царящие в светском обществе. Эти низкие, ничего не значащие цели, которые оно преследует. Идеалом Болконского является Наполеон, Андрей желает подобно ему, спасая других достичь славы и признания. Это его желание и есть тайная причина, по которой он отправляется на войну 1805-1807 гг. Во время Аустерлицкого сражения князь Андрей решает, что пришел час его славы и бросается сломя голову под пули, хотя толчком к этому послужили не только честолюбивые […]
    • В романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой талантливо изобразил несколько женских образов. Писатель старался вникнуть в загадочный мир женской души, определить нравственные законы жизни женщины-дворянки в русском обществе. Одним из сложных образов стала сестра князя Андрея Болконского, княжна Марья. Прототипами образов старика Болконского и его дочери были реальные люди. Это дед Толстого, Н. С. Волконский, и его дочь, Мария Николаевна Волконская, которая была уже немолода и неотлучно проживала в […]
    • В романе «Война и мир» Толстой прослеживает жизнь трех поколений нескольких русских семей. Писатель справедливо считал семью основой общества, видел в ней любовь, будущее, мир и добро. Кроме этого, Толстой считал, что нравственные законы закладываются и сохраняются только в семье. Семья для писателя представляет собой общество в миниатюре. Почти все герои Л.Н. Толстого – люди семейные, поэтому характеристика этих персонажей невозможна без анализа их отношений в семье. Ведь хорошая семья, считал писатель, – это […]
    • В романе описываются военные события 1805-1807 годов, а также Отечественная война 1812 года. Можно сказать, что война как некая объективная реальность становится главной сюжетной линией романа, и поэтому судьбы героев необходимо рассматривать в едином контексте с этим “враждебным” человечеству событием. Но одновременно война в романе имеет более глубокое понимание. Это поединок двух начал (агрессивного и гармонического), двух миров (естественного и искусственного), столкновение двух жизненных установок (правды и […]
    • Толстой считал семью основой всего. В ней и любовь, и будущее, и мир, и добро. Из семей состоит общество, нравственные законы которого закладываются и сохраняются в семье. Семья у писателя – это общество в миниатюре. У Толстого почти все герои – семейные люди, и характеризует он их через семьи. В романе перед нами разворачивается жизнь трех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных. В эпилоге романа автор показывает счастливые «новые» семьи Николая и Марьи, Пьера и Наташи. Каждая семья наделена характерными […]
    • Само название романа Толстого «Война и мир» говорит о масштабе исследуемой темы. Писатель создал исторический роман, в котором осмысливаются крупные события мировой истории, а участники их – реальные исторические деятели. Это русский император Александр I, Наполеон Бонапарт, генерал-фельдмаршал Кутузов, генералы Даву и Багратион, министры Аракчеев, Сперанский и другие. У Толстого был свой специфический взгляд на развитие истории и роль отдельной личности в ней. Он считал, что личность только тогда может влиять […]
    • Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе «Война и мир» в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды начала XIX века. Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали […]
  • Нужен план рассказа " после бала " Л.Н.Толстой

    1. I. Контрастное единство.
      II. Танцевальные па и удары шпицрутенов.
      1. Полковник на балу
      б) Скромность и благородство
      2. Полковник после бала:
      а) Описание внешности и действий
      б) Жестокость и ненависть
      III. Полковник: обман или реальность?

      В свом рассказе После бала Лев Николаевич для достижения правды художественного
      изображения и более глубокого восприятия своих мыслей и чувств читателями использовал
      контрастное построение всех эпизодов, образов и сцен. Используя данный метод построения
      литературных произведений, писатель очень полно многогранно изобразил не только героев
      рассказа, но и всю противоречивую и контрастную николаевскую эпоху. Именно благодаря
      антитезе, литературному антагонизму, полярности две совершенно отдельные части рассказа
      объединяются в единую, эффектную, фантастическую по красоте картину.
      "Смотрите, папа просят танцевать", - вот таким было первое упоминание о полковнике. Это
      был очень высокий, представительный, стройный мужчина с серебряными эполетами. У него
      было румяное лицо, ласковая, лучезарная улыбка, белые усы и бакенбарды. С огромным трудом
      гостям хозяевам бала удалось получить согласие воинского начальника на танец со своей
      дочерью. Описывать его танец не представляю нужным, но скажу, что танцевал он с огромным
      желанием, старанием, ведь ему не хотелось терять свой авторитет (авторитет ли?) перед
      искушнной и импозантной публикой. Оттанцевал он блестяще (все погрехи и недостаточную
      быстроту можно списать на его возраст (вс-таки свежий старик)) . Л. Н. Толстой обращает
      внимание читателей на скромные сапожки полковника: чтобы вывозить и одевать любимую

    2. Знайте одно:


      2. Танец с Варенькой.
      3. Танец отца Вареньки.
      4. Конец бала.

      6. Описание шествия.
      7. Выводы и конец рассказа
    3. Произведение делится на две группы "До бала" и "После бала". В произведении ретроспективная и кольцевая композиции.
      1. Начало рассказа Ивана Васильевича.
      2. Танец с Варенькой.
      3. Танец отца Вареньки.
      4. Конец бала.
      5. Встреча колонны наказывающих татарина вместе с отцом Вареньки.
      6. Описание шествия.
      7. Выводы и конец рассказа
    4. 1. Начало рассказа Ивана Васильевича.
      2. Танец с Варенькой.
      3. Танец отца Вареньки.
      4. Конец бала.
      5. Встреча колонны наказывающих дезертира
      вместе с отцом Вареньки.
      6. Описание шествия.
      7. Выводы и конец рассказа.

    План

    1. Вступление

    2. Восторг

    3. Смятение

    4. Заключение

    Рассказ "После бала" описывает не события и исторические моменты, он раскрывает чувства, эмоции его автора, то, как стремительно могут нарастать и также быстро стихать невероятные душевные волнения главного героя - Петра Васильевича. О том, что жизнь человека, его мировоззрение может в миг изменить лишь один случай.

    Первая часть произведения повествует о бале. Рассказчик, красивый и достаточно состоятельный молодой человек приглашён на бал, где присутствует уже знакомая ему девушка Варенька. Автор описывает её очень восторженно, любая мелочь, будь то розовая лента на поясе, атласные туфли или ямочки на щеках упоминаются с таким обожанием, что улыбка невольно трогает читателя. Каждое её движение, предмет туалета, черта лица настолько трогательно обрисованы, что сомнений не остаётся - Пётр Васильевич не просто влюблён, он окрылён нежнейшим чувством.

    Отец Варвары представлен статным генералом, о нём автор говорит в очень уважительной манере с истинным почтением. Черты лица, стан, мундир, движения-всё в его облике вызывает у Петра неподдельное почитание. Хозяйка бала с "елисаветинским бюстом", лакеи, гости, инженер Ансимов-все кажутся влюблённому юноше лучше и красивее.

    Во второй части рассказа Пётр Васильевич испытывает смятение, отодвинувшее восторг на задний план. Автор становится свидетелем сцены потрясшей его до глубины души. Не только сам факт избиения татарина, его спина, больше похожая на разноцветный лоскут, но и жёсткость генерала, ударившего по лицу солдата, наносившего слабые удары арестанту, стали предметом раздумий главного героя. Теперь уже не перчатка Вареньки, а мольбы "Ребятушки, помилосердствуйте" и гневное "Я тебе помажу"занимают мысли Петра.

    Больше нет трогательного отца, танцующего кадриль, теперь это властный военный. В ушах не звучат аккорды мазурки и вальса, только барабанная дробь и звуки флейты не дают уснуть встревоженному сознанию. Не возможно понять, что более потрясло автора: измождённый татарин с окровавленным торсом; усердие большинства солдат, с которым они безжалостно истязали человека; или бездушие командующего этим трагичным действом. Пётр Васильевич не стал любить Варвару меньше, но душу его уже занимали совсем другие раздумья. Ему казалось, что он не знает чего-то, что позволяет генералу быть таким безжалостным. Именно это чувство недостаточной осведомлённости в тонкостях военного дела навсегда отбивает у него стремление пойти на службу.

    "После бала" заставляет читателя размышлять, но не сцены произведения становятся причиной тому, а собственный опыт. Ведь многим знакомо, насколько кардинально может изменить мировоззрение человека всего одно событие.

    Инструкция

    Произведение относится к последнему периоду творчества писателя, и на этот факт следует обратить внимание школьников, приступая к изучению рассказа. Перед чтением текста познакомьте учащихся с основными фактами биографии Л.Н. Толстого, сведениями о его личности и о последних годах жизни великого русского классика.

    История создания произведения многое раскрывает в авторском замысле. Подводя итог начальному этапу урока, поставьте перед учащимися вопрос: «Почему писатель, находясь в преклонном возрасте, обратился к воспоминаниям своей молодости?» Обратите внимание школьников на то, что история несостоявшейся женитьбы главного героя случилась с братом писателя – Сергеем Николаевичем.

    Проведите комментированное чтение рассказа. После ознакомления с текстом предложите учащимся систему вопросов, направленных на выявление умения школьников правильно понимать сюжет художественного произведения.
    Почему рассказ называется «После бала»?
    Почему первоначальное название «Дочь и отец» было изменено автором?
    Каким представляется герой произведения Иван Васильевич в юности?
    Почему бал выглядит для него «чудесным»?
    Как воспринимает рассказчик полковника на балу?
    В каком настроении и почему Иван Васильевич покидает бал?
    Что рассказчик ?
    Почему так подробно описана сцена экзекуции?
    Что пишет Толстой об отношении Ивана Васильевича к увиденному на ?

    Предложите школьникам подобрать цитатный материал, подводящий к выявлению проблемы рассказа. Этот материал должен соответствовать основным микротемам произведения: «прекрасное чувство» героя к дочери полковника, портреты Вареньки и ее отца, обстановка на балу, состояние рассказчика после бала, унылый пейзаж утра, страшная картина экзекуции, поведение полковника на плацу, описание чувства, охватившего Ивана Васильевича после увиденного.

    Познакомьте учащихся с понятием антитезы. Предложите им, обратившись к художественному материалу, найти сцены, в которых Толстой использует прием противопоставления. Обратите внимание школьников на то, что контрастности автор достигает средствами языка, которые следует выписать в тетрадь. Итогом этой работы должно стать заключение о том, что прием контраста помогает сорвать маску добродушия с лица полковника и выявить его подлинную сущность.

    Итоговый этап работы над анализом рассказа «После бала» должен привести к главным выводам, формулировки которых учащиеся записывают в тетрадь. Связаны эти выводы прежде всего с образом Ивана Васильевича – повествователя.
    Рассказчик – добрый и человек, испытывающий отвращение к жестокости и насилию.
    Утро после бала изменило жизнь Ивана Васильевича: он не женился на Вареньке.
    «Любовь на убыль», потому что герой все время вспоминал отца Вареньки.
    Он не пошел служить в , как хотел ранее, и не служил вовсе, боясь принять невольное участие в насилии.
    Герой не приходит к выводу, что с насилием и жестокостью надо бороться. Не оправдывая зло, он тем не менее считает, что не знает чего-то такого, что известно уверенным в своей правоте «полковникам» и другим творящим насилие.

    План пересказа

    1. Иван Васильевич начинает рассказ о случае, перевернувшем его жизнь.
    2. Описание бала. Влюбленность героя.
    3. После бала. Герой случайно становится свидетелем экзекуции, жестокости отца Вареньки.
    4. Этот случай переворачивает жизнь героя и нарушает все его дальнейшие планы.

    Пересказ

    Всеми уважаемый Иван Васильевич неожиданно для всех присутствующих высказывает мысль о том, что не среда влияет на формирование мировоззрения молодого человека, а случай. Свое высказывание пожилой человек подкрепляет рассказом о случае из собственной жизни, после которого для него «вся жизнь переменилась».

    Будучи молодым человеком, Иван Васильевич был влюблен в некую Вареньку Б., прелестную девушку: высокую, стройную, грациозную. В то время он был «студентом в провинциальном университете», веселым и бойким малым, да еще и богатым. Как и многие молодые люди своего круга, Иван Васильевич проводил вечера на балах, кутил с друзьями.

    Бал у губернского предводителя Иван Васильевич характеризует как «чудесный» не столько из-за того, что там действительно все было прекрасно, сколько из-за того, что на бале была его возлюбленная. Варенька в бело-розовом платье выглядела особенно красивой. Иван Васильевич весь вечер танцевал с ней и чувствовал, что его любовь к ней взаимна.

    У отца Вареньки, полковника («очень красивый, статный, высокий и свежий старик»), такая же ласковая и радостная улыбка, как и у дочери. Хозяева уговаривают его протанцевать мазурку с дочерью. Танцующая пара привлекает всеобщее внимание. Главный герой умиляется тому, что полковник обут в немодные опойковые сапоги, так как, очевидно, вынужден во многом себе отказывать, чтобы одевать и выводить дочь в свет. После танца полковник подвел Вареньку к Ивану Васильевичу, и остаток вечера молодые люди не разлучались. О любви они не говорят, да это и не нужно: Иван Васильевич счастлив. Он опасается только одного: чтобы его счастье не было испорчено чем-либо.

    Герой возвращается домой под утро, но уснуть не может, потому что «слишком счастлив». Он отправляется бродить по городу в направлении дома Вареньки. Неожиданно молодой человек слышит звуки флейты и барабана, звуки жесткие, нехорошие. Оказалось, эта музыка сопровождала наказание солдата-татарина за побег. Его «прогоняли через строй». Экзекуцией командовал отец Вареньки. Наказываемый умолял «помилосердствовать», но полковник строго следил за соблюдением процедуры наказания. Поэтому он бил по лицу «испуганного малорослого слабосильного солдата» за то, что он «мажет», т.е. несильно опускает свою палку на уже изувеченную спину наказываемого. Вид красной, пестрой, мокрой от крови спины солдата ужасает Ивана Васильевича, равно как и сама процедура наказания. Но больше всего потрясло молодого человека сознание того, что он не в силах понять очевидную уверенность полковника в правоте своих действий, который, между тем, заметив Ивана Васильевича, отворачивается, делает вид, что незнаком с ним.

    После всего увиденного Иван Васильевич «не мог поступить в военную службу, как хотел прежде», а «любовь с этого дня пошла на убыль». Так всего один случай переменил всю жизнь героя и взгляды.