Понятие культуры изначально в Древнем Риме означало земледелие. Марк Порций Катон Старший еще во II веке до н.э. написал трактат о земледелии «De Agri Cultura». Как самостоятельный термин культура стал использоваться в XVII веке и означал «воспитанность» и «образованность». В повседневной жизни культура сохранила и это значение.

Культура - это совокупность самых разных проявлений человеческой деятельности , включая самовыражение, самопознание, накопление навыков и умений. Проще говоря, культура - это все что создано человеком, то есть не является природой. Культура как вид деятельности всегда имеет результат. В зависимости от того, какой характер имеет этот результат (относится к материальным ценностям или к духовным), культуру различают на материальную и духовную.

Материальная культура.

Материальная культура - это все, что имеет отношение к материальному миру и служит для удовлетворения материальных потребностей человека или общества. Основные элементы:

  • предметы (или вещи ) - то, что в первую очередь подразумевается под материальной культурой (лопаты и мобильные телефоны, дороги и здания, продукты питания и одежда);
  • технологии - методы и средства использования предметов для того, чтобы с их помощью создать что-либо еще;
  • техническая культура - набор практических навыков, умений и способностей человека, а также опыт, накопленный на протяжении поколений (пример - рецепт борща, передающийся из поколения в поколение от матери к дочери).

Духовная культура.

Духовная культура - это вид деятельности, связанный с чувствами, эмоциями, а также с интеллектом. Основные элементы:

  • духовные ценности (основной элемент в духовной культуре, так как служит эталоном, идеалом, образцом для подражания);
  • духовная деятельность (искусство , наука , религия);
  • духовные потребности ;
  • духовное потребление (потребление духовных благ).

Виды культуры.

Виды культуры многочисленны и разнообразны. Например, по характеру отношения к религии культура бывает светская или религиозная, по распространению в мире - национальная или мировая, по географическому характеру - восточная, западная, русская, британская, средиземноморская, американская и т.д., по степени урбанизации - городская, сельская, деревенская, а также - традиционная, индустриальная, постмодернистская, специализированная, средневековая, античная, первобытная и т.д.

Все эти виды можно обобщить в трех основных формах культуры.

Формы культуры.

  1. Высокая культура (элитарная). Изящное искусство высокого уровня, создающее культурные каноны. Имеет некоммерческий характер и требует интеллектуальной расшифровки. Пример: классическая музыка и литература.
  2. Массовая культура (поп-культура). Культура, потребляемая массами, с низким уровнем сложности. Имеет коммерческий характер и направлена на развлечение широкой аудитории. Одни считают ее средством для управления массами, другие же считают, что сами массы ее и создали.
  3. Народная культура. Культура некоммерческого характера, авторы которой, как правило, не известны: фольклор, сказки, мифы, песни и т.д.

Следует учитывать, что компоненты всех этих трех форм постоянно проникают друг в друга, взаимодействуют и взаимодополняют. Ансамбль «Золотое кольцо» - пример одновременно и массовой и народной культуры.

В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. В качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют от­носительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Та­ким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры - это отрасли культуры, подобно тому, как в промышленно­сти существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкострое­ние, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промыш­ленность и т.д.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относи­тельно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура - такие самобытные и са­модостаточные явления, которые не принадлежат к реально сущест­вующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны от­нести к культурным типам.

Этническая культура - это культура людей, связанных общно­стью происхождения и совместного проживания (так сказать, единых по «крови и почве»). Ее основная черта - местная ограниченность, же­сткая локализация в социальном пространстве. В ней господствует сила традиции, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся от поколе­ний к поколениям на семейном или соседском уровне. Будучи необхо­димым и достаточным условием существования этноса, этническая культура перестает быть таковой применительно к существованию на­ции. Следует различать этнос и нацию, не сводя тем самым этническую культуру к национальной.

В отличие от первой, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных друг с другом кровнородственными и племенными отношениями. Границы национальной культуры задаются силой, мощью самой этой культуры, ее способностью распространяться за пределы общинно-родовых и ло­кально-территориальных образований. Национальная культура возни­кает в силу принципиально иного способа межчеловеческой культур­ной коммуникации, прямо связанной с изобретением письменности.

Термин «тип» предполагает, что национальные культуры - рус­скую, французскую или китайскую - мы можем сравнивать и нахо­дить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяй-стенные. В таком случае латиноамериканская культура, культура по­стиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полно­стью автономными образованиями; они не являются также со­ставными частями какого-то целого. Высокая или элитарная куль­тура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выра­жения худозкественного содерзкания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнитель­ского мастерства.

Элитарная, высокая культура (elite, франц. - избранный, лучший, отборный, отборный) - культура письменная; создается преимущест­венно образованной частью общества для собственного потребления; с опережением использует художественные приемы, которые будут вос­приняты широкими слоями позже, с культурным запаздыванием; пона­чалу носит авангардный, экспериментальный характер, оставаясь чуж­дой широким массам. Ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется культурам народной, массовой.

Народная культура - сфера неспециализированной (непрофес­сиональной) культурной деятельности устной традиции, бытующая по фольклорному типу в прошлом и настоящем, передаваемая из поколе­ния в поколение в процессе непосредственного взаимодействия (совме­стных трудовых, обрядово-ритуальных, праздничных действий). Соз­дается анонимными творцами, как правило, не имеющими профессио­нальной подготовки.

Массовая культура - вид "культурной индустрии", производящий культурную продукцию каждодневно в больших масштабах, рассчи­танную на массовое потребление, распространяемую по каналам, включающим технически совершенные средства массовой информации и коммуникации; порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи, связана с формированием массового общества. Время ее воз­никновения - первая половина-середина XX в. Массовая культура предстает как культура всеобщая, космополитическая, переходящая в фазу глобальной культуры. Как правило, обладает меньшей художест­венной ценностью, чем элитарная и народная.

Видами культуры мы будем называть такие совокупности пра­вил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностя­ми более общей культуры. К примеру, субкультура представляет со­бой такую разновидность господствующей (общенациональной) куль-туры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. Так, молодежная субкультура создана воз­растной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджера-ми.

Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенацио­нальной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называют особую суб­культуру, антагонистически настроенную по отношению к господ­ствующей культуре.

К основным видам культуры мы будем относить:

Доминирующую (общенациональную, национальную или этниче­скую) культуру, субкультуру и контркультуру;

Сельскую и городскую культуры;

Обыденную и специализированную культуры. Доминирующая культура - совокупность ценностей, верований,

традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, тради­ций, обычаев, присущих большой социальной группе; является частью доминирующей культуры, но имеет отличные или противостоящие черты, добавляя к ряду ценностей доминирующей культуры новые, ха­рактерные только для нее.

Контркультура - субкультура, находящаяся в конфликте с гос­подствующими ценностями с доминирующей культуры.

Сельская культура - культура крестьянства, деревенская культу­ра, характеризующаяся неравномерностью трудовой загруженности в течение года, персонификацией межличностных отношений, отсутст­вием анонимности поведения и наличием неформального контроля жизни членов локальной общности, доминированием внутриобщинной информации над официальной государственной.

Городская культура - индустриальная, урбанизированная культу­ра, характеризующаяся высокой плотностью населения, разнообразным культурным пространством, анонимностью социальных отношений, индивидуальным выбором стиля социальных контактов, равномерным трудовым ритмом.

Обыденная культура - это совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни, владение обычаями по­вседневной жизни социальной среды, в которой проживает человек (нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения). Это культура, не получившая институционального закрепления. Процесс освоения человеком обыденной культуры называется общей социали­зацией или инкультурацией личности.

Специализированная культура - сфера общественного разделе­ния труда, социальных статусов, где люди проявляют себя в социаль­ных ролях; культура, ставшая институализированной (наука, искусство, философия, право, религия).

Инкультурация - процесс усвоения традиций, обычаев, ценно­стей и норм нормам поведения в конкретной культуре; изучение и передача культуры от одного поколения к другим.

Социализация - процесс усвоения основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера в современном общест­ве.

Духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Ду­ховную и материальную культуру правильнее считать комбинирован­ными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от об­щей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Раз­новидностями духовной культуры выступает художественная, а разно­видностью материальной - физическая культура.

В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Именно культура отличает человека от всех остальных существ.

Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу как неотъемлемую духовную потенцию человека и, во-вторых, осознание и осознанную социальную реализацию свободы.

Без первого культура просто не может появиться, но второе достигается лишь на сравнительно поздних стадиях ее развития. Далее, когда мы говорим о культуре, то имеем в виду не какой-то отдельный творческий акт человека, но творчество как универсальное отношение человека к миру.

Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура -- это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, -- мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

Однако пока что мы сделали лишь первый шаг к правильному пониманию и определению культуры. Как реализуется универсальное отношение человека к миру? Как оно закрепляется в человеческом опыте и передается от поколения к поколению? Ответить на эти вопросы и означает охарактеризовать культуру как предмет культурологии.

Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Что же такое смысл для культурологии? Смысл -- это содержание человеческого бытия (в том числе внутреннего бытия), взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и с самим собой. Именно смысл определяет, что мы ищем и что откроем в мире и в самих себе.

Смысл надо отличать от значения, т. е. предметно выраженного образа или понятия. Даже если смысл выражается в образе или понятии, сам по себе он вовсе необязательно является предметным. Например, один из самых важных смыслов--жажда любви-- вовсе не предполагает предметный образ какого-либо человека (иначе каждый из нас заранее знал бы, кого он полюбит). Подлинный смысл адресован не только разуму, но и неконтролируемым глубинам души и непосредственно (помимо нашего осознания) затрагивает наши чувства и волю. Смысл не всегда осознается человеком, и далеко не всякий смысл может быть выражен рационально: большинство смыслов таится в бессознательных глубинах человеческой души. Но и те другие смыслы могут стать общезначимыми, объединяя многих людей и выступая основой их мыслей и чувств. Именно такие смыслы образуют культуру.

Человек наделяет этими смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. А другой мир человеку просто не нужен и неинтересен. Н.А. Мещерякова справедливо выделяет два исходных (базисных) типа ценностного отношения -- мир может выступать для человека как «свое» и как «чужое». Культура есть универсальный способ, каким человек делает мир «своим», превращая его в Дом человеческого (смыслового) бытия. Таким образом, весь мир превращается в носителя человеческих смыслов, в мир культуры. Даже звездное небо или глубины океана принадлежат культуре, поскольку им отдана частица человеческой души, поскольку они несут человеческий смысл. Если бы не было этого смысла, то человек не засматривался бы на ночное небо, поэты не писали бы стихов, а ученые не отдавали бы изучению природы все силы своей души и, следовательно, не совершали бы великих открытий. Теоретическая мысль рождается не сразу, и чтобы она появилась, нужен интерес человека к загадкам мира, нужно удивление перед тайнами бытия (не зря Платон говорил, что познание начинается с удивления). Но интереса и удивления нет там, где нет культурных смыслов, направляющих умы и чувства многих людей на освоение мира и собственной души.

Отсюда можно дать такое определение культуры. Культура -- это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего

Критериев, или оснований, типологии культур может быть много, например: связь с религией; региональная принадлежность культуры; регионально-этническая особенность; принадлежность к историческому типу общества; хозяйственный уклад; сфера общества или вид деятельности; связь с территорией; специализация; уровень мастерства и тип аудитории и др.

Когда говорят о художественной, экономической или политической культурах, специалисты называют их либо разновидностями культуры общества, либо сферами культуры общества. Вкратце рассмотрим главные разновидности (сферы) культуры.

В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры, в качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого.

Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-либо целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания.

Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры мы будем относить:

  • а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру;
  • б) сельскую и городскую культуры;
  • в) обыденную и специализированную культуры.

Особого разговора требуют духовная и материальная культуры. Их нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными, или комплексными, образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы.

Разновидностью духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной -- физическая культура.

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР, классификация различных видов и форм местных и мировых религий, т.к. строится на основании нескольких критериев:

связь с религией (культуры религиозные и светские);

региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская);

регионально-этническая особенность (русская, французская);

принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);

хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура);

сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);

связь с территорией (сельская и городская культура);

специализация (обыденная и специализированная культура);

этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);

уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Таким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры -- это отрасли культуры, подобно тому как в промышленности существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкостроение, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промышленность и т.д. Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура -- такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. Термин «тип» предполагает, что национальные культуры -- русскую, французскую или китайскую -- мы можем сравнивать и находить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные. В таком случае латиноамериканская культура, культура постиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительского мастерства. Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность господствующей (общенациональной) культуры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. К примеру, молодежная субкультура создана возрастной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджерами. Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенациональной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называют особую субкультуру, антагонистически настроенную по отношению к господствующей культуре. К основным видам культуры мы будем относить: а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру; б) сельскую и городскую культуры; в) обыденную и специализированную культуры. Духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Разновидностями духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной -- физическая культура.

Социокультурный мир выступает перед исследователями во всей своей неоднородности и множественности. Для наиболее полного и плодотворного изучения феномена культуры применяется метод классификации, или типологии. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры. Типология культуры -- метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа; результат типологического описания и сопоставления. При этом в научном сообществе как более или менее равноправные существуют различные основания для типологии культуры. Основаниями выступают определенные совокупности показателей, включающие в себя значимые характеристики исследуемых культур в соответствии с поставленными задачами.

Прерогативой исследователя является выбор основания для типологии, причем таких оснований, как будет показано далее, может быть несколько. Современное культурологическое знание представлено различными типологиями, классификациями культур. Это не означает, что одни из них более правильны, чем другие. Смысл заключается в том, что сами исследовательские задачи диктуют необходимый набор показателей, которые и выступают основанием для той или иной типологии культуры. "В сегодняшней познавательной парадигме исследовательские намерения рассматриваются как значимый фактор, влияющий на весь ход научной работы, включая получаемые данные и их интерпретацию. Поэтому невозможна "объективная" классификация культур "самих по себе", каковыми они являются "на самом деле""1.

Культуры различных эпох

(Культура Киевской Руси; Культура Средневековой Европы и т.д.);

Современная культура, Актуальная культура.

    По носителю:

Мировая культура

Континентальные культуры

(европейская, азиатская, латиноамериканская, восточная и т.д.);

Цивилизационные культуры

(культура Древнего Египта, культура Древней Греции и т.д.);

Национальная культура

(культуры различных этносов и стран);

Культуры социальных общностей

(классовая, городская, сельская культура, и др.);

Групповые культуры (организационная культура, семейная культура и др.);

Личная культура.

    В зависимости от субъекта:

Народная и профессиональная культуры .

    В зависимости от выдвигаемых целей и создаваемых ценностей:

Материальная культура (культура труда и материального производства, культура быта, культура места жительства);

Духовная культура (познавательная и интеллектуальная культура, нравственная, художественная, правовая, педагогическая, религиозная).

    По отношению к социальным ценностям и нормам:

Доминирующая (общенациональная ) культура ,

субкультура ,  контркультура .

    По отношению к культурной традиции и социальному укладу:

Традиционная культура и

маргинализированная культура.

    В зависимости от задач, содержания и результатов:

Созидательная и деструктивная культуры.

    По сферам человеческой деятельности:

Экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культуры.

    В зависимости от условий и характера деятельности:

Обыденная и специализированная культуры

(организационная, профессиональная, спортивная и др.);

К основным видам культуры относят:

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Личная культура – отражает способ жизнедеятельности отдельного индивида. Личная культура включает: ценностные ориентации, культуру отношений; культуру общения и диалога, культуру поведения, речевую культуру, внешний имидж и др.

Семейные культуры – относятся к разным типам семьи.

Под семейной культурой подразумевают обычаи, порядок, ценности, нормы и правила поведения существующие в семье, именно они передаются от старшего поколения к младшему.

Обыденная культура – характеризует особенности поведения, сознания, деятельности людей в быту.

Доминирующая культура – это официальная, господствующая культура, система общих ценностей и норм. Она включает в себя различные субкультуры, некоторые из них становятся фундаментом доминирующей культуры (например, христианство).

Цивилизационные культуры (цивилизации ) – относятся к мегаобществам, породившим в определенные периоды своего развития, своеобразные культурные русла развития многих этнических и национальных культур.

Региональные культуры – относятся к разным обществам, объединенным природной и территориальной близостью условий проживания.

Национальные культуры – относятся к полиэтничным странам на индустриальном и более позднем этапах развития. Это общенациональные обычаи, традиции, нравы, этикет и т.д. Особенности национальной культуры определяются менталитетом народа. Менталитет (лат. mens, mentis – ум, рассудок) – общий склад мышления, особенности сознания, умонастроений, психологические и нравственные предрасположенности общности; устойчивый способ мировосприятия, объединяющий ценностные, рациональные, эмоциональные и пр. воззрения, нормы и стереотипы.

Групповые культуры – относятся к определенным группам, социальным стратам, общностям. Они характеризуют особенности поведения, сознания, деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи, этикет. В групповой культуре фиксируется способ жизнедеятельности социальной группы (культура сословия, культура класса, культура слоя общества - интеллигенции).

Маргинализированная культура (историко-культурные псевдоморфозы) – деформированная и эклектичная культура, оторванная от своих корней с деформированной и противоречивой системой ценностей, сформировавшаяся в результате историко-культурных псевдоморфоз.

Организационная культура существует в любой организации, предприятии. Она может формироваться произвольно внутри трудового коллектива, а может и сознательно – при активном участии руководства.

В организационной культуре выделяют три уровня:

1) поверхностный (символический), в котором отражаются внешние атрибуты, такие как архитектура, дизайн, трудовая этика, стиль поведения, язык, лозунги, фирменный стиль и др.;

2) внутренний – ценности и нормы, разделяемые членами организации;

3) глубинный – история развития предприятия, идеология, мифы, которые способствуют формированию поведения людей в определенном направлении.

Высшее руководство может управлять культурой организации тремя способами:

1) лидерский подход, при котором руководитель способен видеть цели организации, возможности их достижения и может воодушевлять своих работников своей верой, деятельностью, собственным примером;

2) демократический, когда выстроена система отслеживания тенденций развития организации на всех ее уровнях, обеспечивается учет мнений и предложений работников по улучшению функционирования организации;

3) манипуляционный, при котором высшее руководство лишь осуществляет манипулирование разработанной ранее символикой и принятой в организации системой материальных и моральных стимулов.

Субкультура – система ценностей, традиций, обычаев присущих большой социальной группе. Субкультурами называют крупные составные части целостных локальных культур, отличающихся определенной местной спецификой. Субкультура – это часть общей культуры какого-то народа, в отдельных аспектах отличающаяся от доминирующей культуры (языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, причёской, одеждой, обычаями). Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. В главных чертах согласуется с ней.

Формирование субкультур происходит по сословным, этнографическим, конфессиональным, профессиональным, групповым (спортивная субкультура), функциональным признакам, на основе возрастной (молодёжная субкультура, субкультура пожилых людей) или социальной специфики (субкультура аристократов, бомжей и т. д.).

Выделяют несколько основных видов субкультуры :

Этническая субкультура – ее носители связаны единством происхождения, осознают свою принадлежность к родной культуре, имеют самоназвание, обладают особым психическим складом и групповым менталитетом культурными особенностями.

Конфессиональная субкультура – складывается на основе общности вероисповедания, принадлежности к одной церкви. На базе этой общности формируется общность символов, ценностей, идеалов и образцов поведения. Например, можно говорить о христианской, мусульманской, буддийской культурах.

Профессиональная субкультура – образуется на основе общих символов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной. Она тесно связана с содержанием работы, социальными статусами и ролями, которые имеют в обществе ее представители. На нее оказывают влияние профессиональное образование и подготовка.

Молодежная субкультура связана с процессами, посредством которых индустриальное общество «изымает» детей из семьи и подготавливает их для функционирования в более широкой системе. Молодежная субкультура в качестве чего-то самостоятельного появилась в середине 50-х годов XX века в индустриальноразвитых странах. Молодежные субкультуры обеспечивают набор ценностей, подходов и норм поведения для адаптации к переходному периоду (молодости). Кроме того, молодежная субкультура наполнена искусственными заменителями реальных ценностей (псевдосамостоятельность, подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей). Одна из основных проблем молодежи сводится к маргинальности ее статуса (уже не дети, но еще не взрослые). Молодежная культура призвана облегчить неопределенность и напряженность этого периода.

Маргинальная субкультура (от лат. margo – край) – характеризует положение и особенности жизнедеятельности групп и личностей, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения одновременно соотнесены с различными культурными системами, но не в одну из которых они не интегрированы полностью. Такими примерами могут быть различного рода мигранты (например, сельские жители в городе, эмигранты), безработные, обнищавшие, люди вступившие в смешанные браки, бисексуалы и др. Э.Стоунквист показал, что «культурные гибриды» объективно оказываются в ситуации периферийности по отношению к обеим культурам – и к доминирующей, в которую они не могут полностью включиться и не принимаются ею до конца, и к своей родной, исходной, отторгающей их как отступников. Для маргинальности характерна «раздвоенность» личности, «межкультурность» ее ориентаций, что предопределяет сложности процесса самоидентификации. Это может проявляться как в повышенной активности (нередко в агрессивных формах) с ориентацией на самоутверждение, в социальных движениях, так и в пассивности, отрешенности (ведущей к утрате индивидом развитых социокультурных связей).

Криминальная субкультура отличает преступные сообщества. Она вырабатывает свою систему норм, ценностей, моделей поведения, символов и др.

Контркультура – это такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими нормами и ценностями. Иногда группа активно стремится выработать нормы и ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. В настоящее время через СМК (средства массовой коммуникации) ценности, противоречащие традиционным, могут очень быстро внедряться в общественное сознание и изменять содержание доминирующей культуры.

К контркультуре относятся: «наркотическая культура», оккультизм, сатанизм, некоторые практики «психотерапии», сексуально-«революционная» «мистика тела» и др.

Структура культуры. Культура как социальный институт

Культура в социологическом познании

Виды и формы культуры.

Структура культуры. Культура как социальный институт.

Культура в социологическом познании.

План

Существует более 150 определений понятия «культура».

Культура (изначально от лат. cultura) – «возделывание», «обработка» (от «возделывания земли» в Др. Риме до «воспитания и образования человека». Постепенно термин «культура» приобретает не только личностный, но и социальный смысл.

Культура – это система ценностей, разделяемых членами общества, нормативных и других регуляторов социальных взаимодействий;

Это способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в ее материальных и нематериальных продуктах, передаваемых из поколения в поколение

Общество и культуру достаточно сложно отличить, так как они «живут» друг в друге, а их взаимопроникновение носит многосторонний характер.

Подтверждением тому могут служить субъекты культуры, в качестве которых выступают основные виды социальных общностей – общество (если его рассматривать как вид самой широкой общности), нация, социальная группа.

Так, например, можно говорить о российской, американской культурах как культурах соответствующих обществ; о татарской, чувашской культурах как национальных культурах; молодежной культуре, культуре учительства и т.д. как культурах конкретных социальных групп (демографических, профессиональных и др.).

Общество и культура, между тем, могут друг с другом не совпадать, что позволяет развести данные феномены.

Подтверждением тому является следующее:

1) не все члены общества разделяют его культурные ценности и нормы;

2) некоторые культурные образцы простираются за границы конкретной страны и воспринимаются в других странах (например, Римское право);

3) в одном обществе могут сосуществовать порой значительно отличающиеся друг от друга культуры.

Структура культуры, ее основные элементы: ценности, нормы, обычаи, язык, деятельность.

Социальные ценности – значимые явления, предметы, процессы как образцы, принятые в данной среде, при помощи которых люди соотносят свои взаимодействия в социальной общности. Ценности, как «стержень» культуры, объединяют материальную и нематериальную культуру. Ценности выступают как социально-нормативные регуляторы общественной жизни и поведения людей. Ценности являются основанием для норм и стандартов поведения.

Нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми. Различают нормы: нравственные (принятые в обществе правила поведения, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие, напр., 10 заповедей), институциональные (тщательно разработанные, в отличие от нравственных, с установленными правилами следования им, т.к. каждый институт имеет свою нормативную базу), правовые (усиленные формализованные нормы, требующие неукоснительного выполнения, которое обеспечивается принуждением со стороны государства), нормы этикета, повседневного поведения и др.



Обычаи – принятые в обществе (общностях) образцы поведения (унаследованные стереотипные способы поведения), которые постоянно воспроизводятся и являются привычными для его членов. В традиционных обществах являются основными регуляторами, и их нарушение строго наказывается. В современных обществах обычаев больше, их нарушение карается не очень жестко и касается, прежде всего, элементарных норм поведения (как следует есть, сидеть, здороваться и т.д.). К числу обычаев относятся табу – запреты.

Язык – система коммуникации, осуществляемой на базе звуков и символов, имеющих условные, но обоснованные значения. Язык служит основным средством трансляции, передачи культуры, т.к. в значительной степени ее творения представлены в символической форме.

Существует особый «язык культуры», т.е. чтобы проникнуть в суть произведения, необходимо овладеть его языком (профессии композитора, художника, скульптора и др.).

Язык – общественное явление, т.е. языком нельзя овладеть вне социального взаимодействия.

Язык, как и культура, вырабатывает общепринятые значения, которые составляют содержание устной и письменной речи. Язык объективен, а речь субъективна; язык имеет общественный характер, а речь – индивидуальный.

Деятельность состоит в создании (производстве), усвоении (потреблении), сохранении, распространении (распределении) культурных благ, ценностей, норм. Деятельность в сфере культуры в социологии сводится к следующим видам: чтение, посещение кино, театров, просмотр телепередач, участие в творчестве (художественном, музыкальном и др.). и т.д.

Культурная деятельность в широком смысле – (само)реализация сущностных сил человека, его способностей, дарований, потребностей и интересов. Т.о., культурное содержание можно выделить в любой сфере социальной деятельности – труд, семья, быт, образование, политика, досуг.

Культура как социальный институт выполняет функции:

1) духовное производство (обеспечение необходимых предпосылок для духовного творчества, создания духовных ценностей);

2) сохранение, тиражирование и трансляция созданных вновь или воспроизведенных ценностей (в стремлении сделать их массовым достоянием – работа издательств, типографий, киностудий и т.д.);

3) социорегулятивная (регулирование процесса создания, сохранения, распределения духовных благ с помощью нормативных и ценностных механизмов – традиций, обычаев, символов);

4) коммуникативная (организация взаимодействия учреждений и групп лиц в ходе производства, сохранения и распределения духовных ценностей);

5) социального контроля за тем, как осуществляется создание и распределение продукции институтов культуры.

Виды культуры:

1. Материальная и нематериальная (духовная) культура

К материальной культуре относятся физические объекты, или артефакты, созданные людьми, которым придается определенный смысл (автомобиль, здание, мебель и др.).

К нематериальной (духовной) культуре относятся духовные ценности, язык, верования, правила, обычаи, система правления, наука, религия.

2. Цивилизация, культурно-исторический тип, т.е. культура как целостный исторический феномен (т.н. «великие культуры» - античная, индийская, китайская, европейская и др.): характеризует определенные исторические эпохи, или конкретные общества, народности, нации. Это «простирающиеся» во времени и пространстве, проходящие этапы зарождения, развития, расцвета и упадка этнические, территориальные, хозяйственные, языковые, политические, психологические общности.

3. Субкультура - система деятельности, ценностей и норм, отличающих культуру определенной социальной общности от культуры большинства общества. Субкультура не отвергает культуру большинства, но отклоняется от нее (молодежная субкультур, субкультура врачей, субкультура студенчества и др.).

4. Контркультура - субкультура, находящаяся в конфликте с господствующей культурой. Контркультура формирует нормы и ценности, противоречащие основным аспектам культуры. Иногда ценности контркультуры проникают в господствующую культуру и становятся менее конфликтными.

Формы культуры:

Элитарная (высокая) культура, произведения которой воспринимаются относительно неширокими слоями населения; совокупность культурных творений, сложных по содержанию и мало понятных неподготовленному человеку, напр., изящные искусства, классическая литература и музыка;

Народная культура - совокупность мифов, легенд, сказаний, песен, танцев, созданных, как правило, анонимными авторами;

Массовая культура - общепризнанный набор культурных образцов и представлений, поддерживаемый СМИ, напр., поп-культура, рок-культура.