Во второй половине 19 века начинается подъём русской пейзажной живописи, одним из ярких представителей данного направления живописи является выдающийся художник Поленов Василий Дмитриевич. Его кисти принадлежат такие работы как "Московский дворик", "Золотая осень", "Бабушкин сад" и др. Данная статья посвящена описанию биографии, творчества знаменитого художника.

Биография художника: раннее детство

Русский художник Василий Поленов родился в Санкт-Петербурге двадцатого мая 1844 года, в семье состоятельных потомственных дворян. Отец будущего художника, Дмитрий Поленов, был знаменит как археолог и биограф, а его мать, Мария Алексеевна, занималась картинной живописью и написанием детских рассказов. Детские годы маленький Василий провел в столице, но семья в летнее время часто выезжала в потомственное имение бабушки Марии Алексеевны, которое располагалось в Тамбовской губернии. Девственная природа, рассказы и предания бабушки оказали сильное влияние на будущего живописца, кроме того она часто устраивала художественные конкурсы, в которых наиболее часто одерживали победы Василий и его сестра Елена. Также любовь к живописи Василию Поленову приобщала и мать, которая занималась рисованием с сыном, к тому же она позже наняла ему репетитора. Им стал знаменитый художник и педагог Павел Чистяков, который в то время еще сам обучался в художественной академии. Чистяков с самого начала приобщал Василия к пристальному изучению природы.

В. Д. Поленов в годы студенчества

В 1861 году Василий Поленов поступает учиться в мужскую гимназию, которая располагалась в Петрозаводске. После окончания обучения в гимназии будущий художник в 1863 году поступает в Санкт-Петербургский университет на факультет физико-математических наук. Но Поленов не оставил свое увлечение живописью, и после окончания занятий на факультете посещал художественную академию. Помимо занятий рисованием юноша увлекался пением, он часто посещал оперный театр и пел в студенческом хоре. Вскоре совмещать учебу в университете и занятия живописью стало довольно сложно, и Василий решает взять академический отпуск и полностью посвятить свое время рисованию. В 1867 году Василий Поленов оканчивает художественную академию с серебряной медалью. После этого юноша возвращается в университет, но переводится на другой факультет - юридический.

Взрослые годы

В 1867 году Василий Поленов совершает свою первую заграничную поездку, и там он посещает Всемирную парижскую выставку. Наибольшее впечатление оказал на художника раздел выставки, который был посвящен народным художественным промыслам самых разных стран. После ее посещения художник загорелся целью получить золотую медаль от художественной академии. Первым этапом для получения награды являлось написание Василием Поленовым картины по библейскому сюжету. Вскоре в 1869 году художник представил работу «Иов и его друзья», которая была отмечена малой наградой. Это означало, что художник может далее продолжить участие в конкурсе. Новым этапом соревнования стало написание картины на тему "Воскрешение дочери Иара". В финал конкурса вышли два художника - Василий Поленов и Иван Репин. Оба представили замечательные полотна. Конкурсное жюри неожиданно не стало выбирать одного победителя и вручило золотые медали и Поленову, и Репину. В дальнейшем художники сблизились, и в 1872 году вместе решают отправиться в заграничное путешествие.

Вместе с Ильёй Ефимовичем Репиным была посещена Венеция, Флоренция и Париж, который так впечатлил Поленова, что он решает остаться здесь жить. В Париже пишет Василий Дмитриевич Поленов картину «Арест графини Дэтремон», за которую он в дальнейшем получил должность академика в Российской Академии наук. В 1874 году живописец по приглашению И. Е. Репина приезжает в Нормандию, где работает над картиной "Нормандский берег". В 1876 году возвращается в Россию и становится придворным художником императорской семьи. Вскоре он вместе с наследником престола Александром отправляется на войну с Турцией.

После окончания войны Василий Поленов возвращается в Москву и становится преподавателем в училище живописи и зодчества. Через его руки прошли многие успешные в дальнейшем художники: Левитан, Головин, Коровин и многие другие. В это время художник продолжает писать, и в 1877 году он представляет свою картину «Московский дворик», которая была очень тепло принята, а сам он стал родоначальником нового жанра в живописи - интимный пейзаж. В этот период художник примыкает к среде художников-передвижников, среди которых у него в это время было много знакомых. В 1882 году Василий Дмитриевич женился на дочери купца Наталье Якунчиковой, от этого брака у пары родилось 6 детей.

В конце 19 века Василий Дмитриевич, будучи очень знаменитым и популярным художником, решает оставить шумную Москву и переехать в российскую глубинку, в Тулу. Здесь на берегу Оки художник построил дом, а к нему были приставлены мастерские, где позже Поленов обучал рисованию местных ребят. Основанная Поленовым усадьба получила название Борок.

Во время революций Василий Поленов находился у себя в имении Борок и активно занимался обучением местных детей, устраивал с ними театральные кружки и обучал их рисованию. В это время им написано одно из лучших его произведений "Разлив на Оке", которое высоко было отмечено критиками. В целом советская власть положительно относилась к личности Поленова и не притесняла его. Более того, в 1924 году состоялась выставка его картин в Третьяковской галерее, а в 1926 году В. Д. Поленов был удостоен звания Народного художника. Такое отношение власти к личности объясняется во многом тем, что художник не критиковал, по крайней мере публично, новую власть и тем, что он был ярким благотворителем и стремился улучшить народное просвещение в стране. Умер Василий Поленов 18 июля 1927 года в своей усадьбе, здесь же на берегу Оки он и был захоронен.

Поленовский дом

Помимо деятельности в живописи В. Д. Поленов также был активным благотворителем и меценатом. Так, в 1915 году он вместе С. И. Мамонтовым открывает первое в России и мире учреждение, которое должно было оказывать помочь деревенским и фабричным театрам. Новое учреждение получило позже название Поленовский дом. В конце 1916 года по проекту Поленова и на его же средства к главному зданию достраивают особняк, в котором находился зрительный зал, рассчитанный на 300 человек, библиотека, комнаты для репетиций и мастерские. В годы революций деятельность данного учреждения была фактически приостановлена. В начале 20-х годов Поленовский дом был подчинен наркомату просвещения и переименован. Вскоре зданию было возвращено новое имя, и оно стало называться Дом театрального просвещения им. В. Д. Поленова. В этот период в учреждении организована работа литературного, музыкального, художественно-технического и школьного театров, кроме того, начат выпуск собственного журнала "Народный театр". Но основным направлением деятельности дома становится развитие театров и других форм творческой самодеятельности в сельской местности. В 1930 году учреждение вновь переименовано и получило имя ЦДИСК им. Н. К. Крупской. Данное название сохранилось вплоть до 1991 года, когда было переименовано в Российский Дом народного творчества. В 2016 году зданию было вновь присвоено имя художника В. Д. Поленова.

Обзор творчества художника. Картина Василия Поленова "Московский дворик"

После возвращения Поленова в 1877 году из-за границы, где художник знакомился с полотнами выдающихся художников мира, он останавливается в Москве и снимает квартиру недалеко от храма Спаса на Песках. Именно вид из этого окна послужил для художника идеей написания картины. В 1878 году представляет Василий Дмитриевич Поленов "Московский дворик" на выставке передвижников. Это была его дебютная работа в этом обществе, и сам он называл её пробной. Но к его большому удивлению, картина имела оглушительный успех, а его самого сделала одним из самых узнаваемых художников своего времени. После окончания выставки полотно Василия Дмитриевича Поленова "Московский дворик" было выкуплено Третьяковым для своей галереи.

Описание картины

На картине представлен обычный московский двор второй половины 19 века, с его стоящими по соседству особнячками и более простыми домами, сверкающими на солнце куполами храмов и заросший травой. На заднем плане крестьянская девушка, неся ведра, идет по тропинке к колодцу, а рядом с ней деловито пасутся куры. Недалеко от неё, греясь в лучах солнца, стоит запряженная лошадь, она ждет своего хозяина и в любую минуту готова отправиться в путь. На среднем плане можно увидеть трех маленьких детей, двое из них что-то рассматривают в траве, а третий находится от них отдельно и плачет, но никто не обращает на него внимания. На переднем крае изображена девочка чуть постарше тех трех, она очень увлеченно рассматривает сорванный цветок. В целом на полотне художник изобразил будничную суету, которая прекрасна своей повседневностью и безмятежностью.

Василий Поленов: "Бабушкин сад"

Отличительной чертой творчества Василия Дмитриевича является то обстоятельство, что художник умел передавать в своих картинах настроение персонажей. «Бабушкин сад» является ярким доказательством этого. Полотно создавалась Поленовым в то же время, и в том же месте, что и «Московский дворик». Данная картина совмещает в себе пейзаж с жанровой сценой.

Описание картины

На переднем плане художник изобразил двух людей, внучку и ее престарелую бабушку, они вместе прогуливаются по дорожке, которая проходит через давно не ухоженный сад. Бабушка одета в старый наряд темного цвета, а внучка одета по моде того времени, в платье нежно-белого цвета. Фигуры бабушки и внучки являются противопоставлением старого и нового времени. Это еще подчеркивает старинный особняк на заднем плане, который был некогда величавым и ухоженным, но сейчас дом сильно обветшал и потерял свое былое величие. Но все же просмотр картины не вызывает чувство печали, а скорее, вызывает чувство ностальгии по ушедшему времени и вселяет надежду на светлое будущее.

Картина Василия Поленова "Золотая осень"

Данная картина была написана В. Д. Поленовым в 1893 году в своей усадьбе Борок, расположенной на берегу реки Оки. К пейзажной тематике Василий Дмитриевич пристрастился еще во время заграничной поездки с Ильей Репиным, и она стала занимать важное место в его творчестве. Отличительными чертами пейзажа Поленова являются чистота цвета, чёткость рисунка, скрупулезно выверенная композиция. Картина Василия Дмитриевича «Золотая осень» является ярким представителем подобного стиля художника.

Описание картины

На заднем плане картины изображен изгиб реки Оки, вокруг него строится вся композиция работы. Так, пожелтевшая осенняя листва берёз органично гармонирует с голубой гладью реки и таким же бескрайним небом с его куцыми облаками. Также в глаза бросается величественный дуб, чья листва еще продолжает оставаться зеленой. В целом данная картина является олицетворением нового художественного жанра - интимный пейзаж.

Таким образом, Василий Поленов - это один из самых талантливых художников 19 века, писавших свои работы в пейзажном жанре. Творчество Поленова пользовалось популярностью, как при жизни художника, так и после смерти, а его картины выставлялись в самых знаменитых картинных галереях.

Вторая половина 19 века была временем расцвета русской живописи. Одним из представителей плеяды выдающихся художников этого периода является Василий Поленов, картины которого поражают реализмом и стремлением «дарить счастье и радость». Последние слова принадлежат самому живописцу и являются девизом его творчества и жизни, о чем свидетельствует биография художника.

Родители

Будущий знаменитый художник появился на свет в культурной и довольно состоятельной дворянской семье в 1844 году. Его отец, Дмитрий Поленов, был известен как увлеченный археолог и библиограф. Мать, Мария Алексеевна, в девичестве Воейкова, занималась живописью и писала книги для детей. Она была дочерью Львовой, которая после ранней смерти родителей и до замужества воспитывалась в семье Г. Державина.

Детские годы

Дмитриевич провел детство в Санкт-Петербурге, однако его семья часто выезжала на лето в Олонецкий край и в имение Ольшанка Тамбовской губернии, принадлежавшее бабушке художника. Вера Николаевна обожала внуков и любила развлекать их, рассказывая былины, предания и сказки. Она также хорошо была знакома с русской и европейской поэзией, поэтому сыграла большую роль в формировании художественного вкуса маленького Васи. Что касается зарождения у него любви к живописи, то рисованием с детьми занималась мама. Она же настояла на том, чтобы супруг нанял репетиторов для Василия и младшей дочери Елены. В качестве педагога был приглашен П. Чистяков, который на тот момент сам обучался в Академии художеств. Параллельно с этим мальчик посещал гимназию и проявлял большое рвение к учебе.

Студенческие годы

В 1863 году Василий Поленов окончил гимназию и вместе с младшим братом Алексеем поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет. Однако любовь к живописи была сильнее увлечения наукой, и по вечерам юноша посещал Академию художеств. Кроме того, молодой Поленов увлекался музыкой, был частым посетителем оперного театра и даже пел в студенческом хоре Академии.

Вскоре юноша взял и посвятил все свое время живописи. В 1867 году Василий Поленов окончил Академию художеств. При этом он получил серебряные медали за этюд и рисунки.

Сразу же после этого молодой человек вернулся в университет, однако поменял факультет и начал учиться на юриста.

Встреча с Репиным

В 1869 году Василий Поленов загорелся желанием получить золотую медаль Академии художеств. С этой целью им была написана картина «Иов и его друзья». Она получила малую награду и дала ему право продолжить участие в соревновании. Новое задание заключалось в создании полотна «Воскрешение дочери Иаира», а соперником молодого художника стал Иван Репин.

Результат состязания был неожиданным: оба мастера кисти представили превосходные работы, поэтому жюри наградило их большими золотыми медалями и поездкой в Европу.

В 1872 году Дмитриевич с Репиным отправились сначала в Германию, а затем в Италию и в Париж. Столица Франции настолько очаровала художника, что он решил там задержаться. В Париже Поленов написал полотно «Арест графини д’Этремон», за которое после возвращения в Россию ему присвоили звание академика. Талант живописца был по достоинству оценен и представителями императорской фамилии. В 1876 году он занял должность придворного художника и отправился на русско-турецкую войну, где состоял при ставке цесаревича Александра.

Московский период

Вернувшись с театра военных действий, Поленов Василий Дмитриевич поселился в Москве и стал преподавать в столичном училище живописи, ваяния и зодчества. Там его учениками были И. Левитан, К. Коровин, И. Остроухов, А. Архипов, Е. Татевосян и А. Головин.

В то же время художник и сам много писал, и в 1877 году представил свою работу «Московский дворик» на 6-й передвижной выставке. Картина имела оглушительный успех, а Поленов Василий Дмитриевич был признан родоначальником нового жанра, названного критиками «интимным пейзажем».

Еще одним знаковым событием московского периода жизни художника стало его решение примкнуть к передвижникам, среди которых к тому времени у него было множество друзей.

Библейская тематика

Ветхозаветные и христианские сюжеты с самого начала присутствовали в творчестве Поленова. В поисках вдохновения в 1881-1882 годах художник отправился в путешествие по библейским местам, на Ближний Восток. Он посетил Константинополь, Сирию, Палестину и Египет. Из путешествия художник Поленов Василий привез наброски и эскизы к картине «Христос и грешница» и другие работы, написанные под впечатлением увиденного. Часть из них привела в восторг Павла Третьякова, который приобрел полотна для своей коллекции.

Образ Христа

В 1883 году живописец вместе с супругой отправился в Италию. Там он продолжил работу над картиной «Христос и грешница», которую представил публике на 15-й выставке передвижников. Полотно произвело фурор, и о желании видеть его в своем музее заявил император Александр Третий, который благоволил к художнику со времени русско-турецкой войны.

В 1888 году Поленов Василий Дмитриевич написал еще одну на библейскую тему — «На Тивериадском (Генисаретском) озере». На новом полотне он вновь изобразил Христа - человека с восточным типом лица и со взглядом мудреца, но не страдальца. Причем важным «действующим лицом» картины явился пейзаж, написанный по эскизам, сделанным художником с натуры во время путешествия в Ближний Восток.

Жизнь в Бехово

В 1890-е Василий Поленов, биография которого представляет собой длинный перечень успехов, принял решение покинуть столицу и переехать в Тульскую область. Там на берегу Оки построил он дом. К основному зданию несколько позже были пристроены мастерские, в которых Поленов обучал рисованию сельских детишек. Основанной усадьбе живописец дал название Борок и стал прилагать усилия для того, чтобы она со временем превратилась в народный музей.

Василий Поленов: «Золотая осень»

Виды окрестностей Борока покорили сердце художника. Именно они стали темой работ, которые в начале 1890-х годов написал Василий Поленов. «Золотая осень» занимает среди них особое место. На полотне изображены берега Оки, окаймленные березами в ярком убранстве. Картина экспонируется в музее-усадьбе «Поленово» (бывшая усадьба «Борок») и разительно отличается от ранних пейзажей, которые написал Василий Поленов («Заросший пруд», «Старая мельница» и др.).

После 1917 года

После Октябрьской революции Поленов принимал активное участие в организации театрального кружка в усадьбе Борок и много работал с крестьянской молодежью.

В это же время он написал полотно «Разлив на Оке», которое стало одним из самых лучших произведений художника зрелого периода.

Последние годы жизни

В 1924 году в честь 80-летия художника в Третьяковской галерее была устроена персональная выставка работ Василия Дмитриевича. Вообще советская власть была благосклонна к художнику. В частности, в 1926 году живописцу было присвоено звание Народного художника РСФСР. Скорее всего, это было связано с благотворительной деятельностью Поленова и стремлением его всеми силами способствовать народному просвещению еще во времена, когда этим занимались лишь редкие представители русской интеллигенции.

18 июля 1927 года живописец скончался. Художника похоронили на берегу Оки, в окрестностях основанной им усадьбы Борок.

«Поленово»

В 1931 году советское правительство приняло решение о создании музея в усадьбе Борок. Ее переименовали в Поленово, и там сохранены интерьеры, которые были при жизни художника. Там регулярно проводятся интересные культурные мероприятия и выставлены полотна известного живописца.

Теперь вам известны основные события биографии В. Поленова и история создания некоторых наиболее значимых его произведений, которые входят в число шедевров русского изобразительного искусства 19 века.

Художник Василий Дмитриевич Поленов – русский живописец, всемирно признанный мастер пейзажной, жанровой и исторической живописи, педагог, Народный художник РСФСР.

В. Д. Поленов. Портрет работы Ильи Репина

Биография и творчество художника Василия Поленова

Художник Василий Поленов родился в июне 1844 года в Петербурге, в многодетной дворянской семье. Его отец, Дмитрий Васильевич Поленов, был известным в столице археологом и библиографом, секретарём Русского археологического общества, который увлекался искусством, изучал летописи и историю.

Мама художника, Мария Александровна (урождённая Воейкова), была детским писателем, занималась живописью.

В детстве будущий художник много времени проводил в имении своей бабушки В.Н. Воейковой, дочери известного архитектора Николая Львова. Вера Николаевна, после ранней смерти родителей, воспитывалась в доме Гаврилы Державина, хорошо разбиралась в русской истории, знала народную поэзию, сказки и русские былины. Бабушка много времени уделяла внукам, поощряла их увлечение живописью, устраивала для детей творческие конкурсы, в которых победитель, как в Академии, награждался медалью.

Для наиболее одарённых детей (старшего Василия и младшей Елены) были наняты педагоги по живописи из числа студентов Академии художеств. Так в доме Поленовых появился П.П. Чистяков, встреча с которым стала действительно судьбоносной для Василия Поленова.

С 1861 по 1863 годы Поленов учился в Олонецкой губернской мужской гимназии, которая располагалась в городе Петрозаводске. После окончания гимназии Василий, вместе со своим братом Алексеем, поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет. А после лекций, как вольноприходящий ученик, посещал лекции в Академии Художеств. А ещё изучал анатомию, посещал уроки по строительному искусству, изучал начертательную геометрию и историю изящных искусств, пел в студенческом хоре и даже сочинял музыкальные произведения.

Вскоре Василий Поленов оставил университет и стал постоянным учеником натурного класса Академии Художеств. В 1867 году молодой художник окончил курс в Академии Художеств с серебряными медалями за рисунки и этюд, принял участие в конкурсе на золотую медаль по классу исторической живописи.

В январе 1868 года Поленов вернулся в университет, но уже на юридический факультет, защитил, в 1871 году, диссертацию по теме «О значении искусства в его применении к ремёслам».

В 1869 году картине «Иов и его друзья» была присуждена малая золотая медаль.

Иов и его друзья

В 1871 году за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира», Василий Поленов был награждён большой золотой медалью и в 1872 году, как пенсионер академии, отправился на шесть лет в заграничную поездку по странам Европы.

Христос воскрешает дочь Иаира

Художник посетил Мюнхен и Вену, Флоренцию, Неаполь и Венецию, некоторое время жил и работал в Париже, где кроме прочего написал полотно «Арест графини д’Этремон» — за эту работу в 1876 году Поленову будет присвоено звание академика.

Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон

Написанная в Германии картина «Право господина» будет продана Павлу Третьякову за очень большие деньги – меценат был настолько поражён полотном, что купил его не торгуясь.

Право господина

Цезарская забава

В 1874 году Василий Дмитриевич, по приглашению И.Е. Репина, приезжает в курортное местечко Вёль (Нормандия), где пишет знаменитые картины «Нормандский берег» и «Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия».

Нормандский берег

Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия

Италия представляется мне не такой, как принято ее изображать. Желто-красных тонов я как-то мало вижу, разве при закате, а мне представляются скорее серебристо-оливковые, то есть серые.

Это впечатление от Италии художник показал в картине «Итальянский пейзаж с крестьянином».

Итальянский пейзаж с крестьянином

За два года до окончания срока заграничной поездки Поленов начал хлопотать о досрочном возвращении на родину.

Пользу она [заграничная поездка] мне принесла во многих отношениях, главное, в том, что все, что до сих пор я делал, не то, все это надо бросить и начать снова-здорово. Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte и т. д. и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь.

В 1876 году художник возвращается в Россию и вскоре оказывается на русско-турецкой войне в качестве официального художника при главной квартире наследника-цесаревича (будущего Всероссийского императора Александра III). Василий Дмитриевич создаёт целую серию иллюстраций о жизни армии на войне для журнала «Пчела». А вот батальных полотен писать не стал.

Комната командующего Рущукским отрядом Великого князя Александра Александровича в Брестовце

В своём письме к русской певице Марье Климентовой-Муромцевой художник так объясняет своё душевное состояние:

Сюжеты человеческого изуродования и смерти слишком сильны в натуре, чтобы быть передаваемы на полотне, по крайней мере, я чувствую еще в себе какой-то недочет, не выходит у меня того, что есть в действительности, там оно так ужасно и так просто.

Вернувшись с войны Поленов увлечённо работает в области театрально-декоративной живописи, с 1882 года становится преподавателем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учениками становятся И.И. Левитан, И.С. Остроухов, К.А. Коровин, А.Е. Архипов, А.Я. Головин, Е.М. Татевосян и ещё целый ряд впоследствии ставших знаменитыми художников.

В 1878 году, на VI Передвижную выставку, Поленов представил свою картину «Московский дворик», которая была написана с натуры в одном из арбатских переулков. Успех картины был оглушительным и совершенно неожиданным для автора, которого с этого момента нарекли родоначальником нового жанра в живописи – интимного пейзажа.

Московский дворик

Самому Поленову «Московский дворик» не нравился и он в сопроводительном к картине письме писал:

К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным, надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время.

В 1879 году художник становится членом «Товарищества передвижных художественных выставок».

После «Московского дворика» художник приобретает славу мастера эпического пейзажа и слава эта только растёт после работ, которые были написаны в результате путешествия по Оке и по Ближнему Востоку, по местам связанным с колыбелью христианства.

Заросший пруд

Бабушкин сад

Из поездки по святым местам Поленов привозит картину «Христос и грешница», а также и другие картины, которые написаны в совершенно новой для живописца манере.

Христос и грешница

В 1888 году художник представляет публике картину «На Тивериадском (Генисареретском) озере».

На Тивериадском (Генисареретском) озере

В 1890 году на деньги вырученные от продажи картины «Христос и грешница» Поленов приобретает небольшое имение на берегу Оки в Тульской губернии, строит по собственному проекту дом с художественной мастерской и называет своё имение «Борок». В этом имении художник много работает, даёт уроки для детей из окрестных сёл. А ещё строит народный театр и церковь в ближайшем селе Бёхове.

В 1899 году Василий Дмитриевич отправляется в новое путешествие на Ближний Восток с целью собрать материал для задуманной художником грандиозной серии «Из жизни Христа». В 1909 году картины, написанные в результате этой поездки, были представлены публике и выставка имела грандиозный успех.

Среди учителей

После Октябрьской революции Василий Поленов продолжает просветительскую деятельность: работает с крестьянской молодёжью, создаёт театральные кружки, преподаёт детям основы живописи. При этом находит время и для творчества – в 1919 году была окончена картина «Разлив на Оке», которая впоследствии будет названа лучшей в позднем творчестве Поленова.

Разлив на Оке

Русская деревня

В 1924 году в Третьяковской галерее была организована персональная выставка Поленова в честь 80-летия живописца, а в 1926 году Василию Дмитриевичу было присвоено звание Народного художника РСФСР.

В июле 1927 года Василий Дмитриевич Поленов скончался в своей усадьбе «Борок» и был похоронен на сельском кладбище в селе Бёхово на крутом берегу Оки.

Монастырь над рекой

Василий Дмитриевич Поленов (20 мая (1 июня) 1844, Санкт-Петербург - 18 июля 1927, усадьба Борок, Тульская область) - русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог.

Биография Василия Поленова

Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец — Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, — был известным археологом и библиографом. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей и занималась живописью.

Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых, но наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. У детей были педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с одним из преподавателей — П.П. Чистяковым — стала определяющей для жизненного пути Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах.

После долгих колебаний в 1863 году он, окончив гимназию, поступает вместе со своим братом Алексеем на физико-математический факультет (естественный разряд) Петербургского университета.

Одновременно по вечерам в качестве вольноприходящего ученика он посещает Академию художеств, причем занимается не только в рисовальных классах, но так же с интересом слушает лекции по предметам анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. Не прекращает Поленов и занятий музыкой. Он не только был постоянным посетителем оперного театра и концертов, но и сам пел в студенческом хоре Академии.

Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в качестве постоянного ученика, Поленов на время оставляет университет, целиком погрузившись в занятия живописью. Сделав тем самым правильный выбор, ведь уже в 1867 году он заканчивает ученический курс в Академии художеств и получает серебряные медали за рисунки и этюд.

В 1871 году он получает диплом юриста.

Творчество Поленова

В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль, а в 1871 году (одновременно с Ильёй Репиным) за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира» - большую золотую медаль.

Окончив одновременно университетский курс по юридическому факультету в 1872 году, Поленов отправился за границу в качестве пенсионера академии. Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, длительное время жил в Париже и написал там в числе прочего картину «Арест графини д’Этремон», обеспечившую ему в 1876 году звание академика.

Возвратившись в том же 1876 году в Россию, вскоре отправился на русско-турецкую войну, в продолжение которой состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра III).

С 1870-х Поленов много работал в области театрально-декорационной живописи. В 1882-1895 годах художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и Е. М. Татевосян.

В 1877 Поленов поселился в Москве. Спустя год на VI передвижной выставке Поленов показывает ставшую впоследствии его визитной карточкой картину «Московский дворик», написанную с натуры в арбатском переулке. После её оглушительного успеха художник становится родоначальником нового жанра - «интимного пейзажа».

С 1879 года состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок. Приобретает славу мастера эпического пейзажа, которую затем приумножит, поселившись на Оке и совершив путешествия по местам, связанным с колыбелью христианства.

В 1881-1882 отправляется в своё первое путешествие на Ближний Восток и по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет, откуда привозит эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница», а также другие картины, написанные в найденной Поленовым в поездке новой для себя манере письма.

В 1883-1884 в Италии продолжает работу над картиной «Христос и грешница», в 1887 она экспонируется на XV-ой выставке передвижников.

В 1888 пишет картину «На Тивериадском (Генисаретском) озере».

Работы художника

  • Бабушкин сад. 1878
  • Березовая аллея. 1880
  • Московский дворик. 1878
  • Золотая осень. 1893
  • На лодке. Абрамцево. 1880
  • Заросший пруд. 1879


  • Старая мельница. 1880
  • Зима. Имоченцы. 1880
  • Ранний снег. 1891
  • Ливень. 1874
  • Осень в Абрамцеве. 1898
  • Пруд в Абрамцеве. 1883
  • Сказитель былин Никита Богданов. 1876
  • Теремной дворец. Наружный вид. 1877
  • Христос и грешница. 1888
  • Олива в Гефсиманском саду. 1882
  • Голова еврея. 1884
  • Парфенон. Храм Афины-Парфенос. 1881-2
  • Арест гугенотки 1875
  • Мечеть в Дженине. 1903
  • В парке. Нормандия. 1874

Работавший в разных жанрах художник запомнился публике, прежде всего, как создатель замечательных образцов русского пейзажа. Запомнился солнечной, радостной простотой своих картин. Возле работ Поленова в Третьяковской галерее всегда скопление народа. Небо светлое, высокое, омывающее купола церквей и деревянные крыши дворовых построек, блики на дорожках, кущи сирени и буйные заросли травы – все это безыскусное, знакомое, и во всем этом она, Россия-матушка. Увидеть привычных вещей и передать ее так, чтобы тронуло сердце, под силу только большому таланту. 18 июля – день памяти этого замечательного художника. Дай Бог, чтобы творчество Василия Дмитриевича не ушло из памяти, как это часто бывает с классикой. Привычка в этом случае – род забвения. Пусть в том или ином жанре кто-то из наших молодых читателей откроет для себя «своего» Поленова.

В бодром духе

Холодная и мрачная выдалась осень в 1920-м. Беспощадный зной минувшего лета во многих районах уничтожил посевы. За реквизициями начался массовый голод. 76-летний художник жил в бывшей своей усадьбе Борок. По неделям не вылезал из толстого пиджака, не снимал шапки и рукавиц. Чтобы как-то подкрепить себя, пек яблоки и с утра до вечера работал.

Чем поддержать людей, когда так трудно, тоска подступает? И тут-то родилась идея – показать красоту Божиего мира, дать хоть немного радости. На этот раз Поленов задумал нечто сказочное: устроить световой с подсвеченными картинами, на которых бы изображалось путешествие по разным уголкам земли. «Вы подумайте только, как живут крестьяне» , – говорил Василий Дмитриевич, – «Полгода холода, темноты, ничего кроме трактира… С тоски можно умереть…И вдруг кругосветное путешествие!» .

Для создания картин художник использовал свои ранние этюды, привезенные из поездок. Он сам сконструировал и изготовил переносной складной ящик для диорамы. Голод и работа понемногу подорвали его здоровье – писал он стоя. Когда диорама была, наконец, готова, он собрался ехать в Страхово, чтобы лично участвовать в показе, и тут ноги предательски отказались служить – распухли так, что валенки надеть было невозможно. Но не так-то просто было удержать Василия Дмитриевича на месте – он велел разрезать валенки сверху и все-таки поехал. Диораму открыли при местном музее, а ее создатель скромно сидел на крыльце при входе и любовался улыбающимися лицами выходящих зрителей.

Стремление приносить людям радость он сохранил до конца своей жизни, а в 80 лет – получил известие о присвоении ему звания народного художника. Он и был народным художником, по сути – вместе со своим народом переживал то, что стало общим уделом.

Многие люди отмечали присущий Поленову аристократизм. Пастернак писал о нем: «Это был единственный, в полном и лучшем смысле слова, джентльмен – европеец и аристократ» .

Поленова же такие определения смущали. Как-то он заметил родным: «Здесь почему-то все считают меня аристократом. Это какое-то недоразумение. Я никаких дворянских качеств в себе не чувствую. Постоянно работаю, да и выше всего люблю работу…Близкие мне люди все работники» . Поленов, действительно, всю жизнь трудился, но все же, связь с дворянской культурой выделяла его из среды художников и во многом определила своеобразие его творчества.

Истоки таланта

Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге, в 1844 году в родовитой семье. Отец его был крупным чиновником и дипломатом, и одновременно – известным историком и археологом. В доме Поленовых собирались художники, профессора, музыканты, ученые, и Василий рано приобщился к интеллектуальной и художественной атмосфере. С этим были связаны и трудности при выборе жизненного пути. С юности ему многое удавалось, и он никак не мог выбрать между наукой и искусством. Наконец, в семье было решено, что университетское образование ему не помешает, и Василий Дмитриевич поступил на физико-математический факультет университета, не оставляя и занятий на ученическом курсе в Академии художеств. Правда, живопись уже тогда больше увлекала его, и он даже на время ушел из университета.

Интерес Поленова к искусству во многом был обязан тому, что его учителем оказался один из лучших педагогов той поры, воспитавший целую плеяду великих художников – П.П. Чистяков. Через несколько лет, по настоянию родителей Поленов вернулся на университетскую скамью (на этот раз в качестве студента юридического факультета), но внутренний выбор, по-видимому, уже состоялся. Однако о получении высшего образования художник никогда не жалел – оно расширило круг его представлений, что было важно и для творчества. В годы учебы он с удовольствием посещал самые разные курсы: по праву, анатомии, по строительному искусству и начертательной геометрии и, наконец, по истории изящных искусств.

Две медали

1871 год в жизни начинающего художника был особенным. Впереди были выпускные испытания в университете и в Академии художеств, практически, одновременно. Экзаменовка не была для Василия Дмитриевича пустой формальностью. Он держал экзамены с честью. Большую часть предметов в университете Поленов сдал на «отлично», а между тем, в Академии его ожидало не менее серьезное испытание.

В качестве темы работы для выпускного конкурса они с И.Е. Репиным – его однокурсником – получили . Известная история о том, как Христос воскресил скоропостижно умершую 12-летнюю дочь начальника синагоги. По окончании работы на суд Академии были представлены две замечательные, но совершенно разные по стилю и по настроению картины. Репину удалось передать величие и таинственность чуда воскресения. В репинском образе Спасителя была и божественная сила, и мощь, и доброта, и Его безмерное одиночество среди мира. При взгляде на этот образ вспоминались слова пророчества о Христе: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Ис. 54:3; Мф. 8: 17). «Мужем скорбей» был Христос на картине Репина.

И.Е. Репин «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.)

Иное художественное решение предложил Поленов. Его работа выглядела более простой, почти жанровой, чудо было, как бы, растворено в повседневности, а при взгляде на его образ Спасителя вспоминалось другое пророчество – «нет в нем ни вида, ни величия» (Ис.53:2). Усталым путником, самоотверженным врачом представил Господа художник. Картина служила напоминанием о том, что, придя в мир, Сын Божий по смирению«принял зрак (т.е. образ) раба» , уподобился нищим земли. И сколько теплоты и надежды было во взгляде девочки, которую держал за худенькую, прозрачную от болезни руку Христос! Оба выпускника Академии получили за свои картины большие золотые медали и право на заграничные поездки для совершенствования своего таланта.

В.Д. Поленов «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.)

От европейского романтизма – к русской лирике

Путешествуя по Европе, Поленов искал свой «стиль», свою дорогу в искусстве. Он привез из заграницы две значительные исторические картины – «Арест гугенотки» и «По праву господина». Обе были высоко оценены знатоками живописи, однако еще слишком напоминали работы европейских мастеров, а Поленов не хотел идти путем простого подражания.

«Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон» (1875.г.)

Прошло несколько лет, и Василий Дмитриевич, наконец, нашел свою «нишу». В те годы он сближается с передвижниками – художниками нового поколения, противопоставившими суховатому академизму с его строгими канонами – более живое, реалистическое изображение действительности.

Поленов с его стремлением к простоте встраивался в это направление. И тогда один за другим появились на свет его «тургеневские» пейзажи. Прежде русские художники часто подражали итальянским мастерам, искали особые виды, необычное освещение. Казалось, что из «бедной русской природы» нельзя извлечь ничего особенного. Поленов же опрокинул стереотипы, смог передать красоту привычного. Работы его были то радостными, как «Московский дворик», пронизанными солнцем, то немного грустными, передающими неброскую прелесть, застенчивость поросших травой и кустарником старинных усадеб.

«Московский дворик» (1878 г.)

«Бабушкин сад» (1878 г.)

Глядя на его «Бабушкин сад» или «Заросший пруд», хотелось погрузиться в неторопливую, размеренную жизнь, где все – уютный дом с историей, мостки и лодка, укромные уголки сада и лилии на воде – радовало сердце, было близко и соразмерно человеку. Успех картин Поленова был полным, и если прежде друзья, подшучивая над его увлечением Европой, называли его «Доном Базилио», то теперь ему присвоили почетное «звание» – «рыцаря передвижничества».

«Заросший пруд» (1879 г.)

Дорогами Христа

Художественное наследие Поленова – это не только пейзаж, историческая и жанровая живопись. Еще в юности под впечатлением работы Иванова «Явление Христа народу», художник задумал создать цикл картин о жизни Спасителя. С этой целью Василий Дмитриевич много путешествовал, изучал природу, быт, этнографические детали, пока, наконец, не воплотил свой замысел. При этом ему удалось сохранить ту же простоту, что и в русском пейзаже.

Одна из известных работ поленовского цикла – «На горе». Мы знаем, что Господь – Создатель мира, но как просто передает это Поленов! – Христос здесь – путник, находящийся в полной гармонии с природой. Он – источник ее красоты и совершенства.

«На горе»

Та же будничность, то же отсутствие внешних эффектов – и в работе В.Д, Поленова «Христос и грешница», где главной является тема милосердия и правосудия. Яростная толпа с чувством мнимой правоты под крики и улюлюканье влачит к Иисусу обличенную в грехе молодую женщину, а Тот хранит удивительное спокойствие. Еще минута, и после нескольких Его слов от этого множества народа не останется никого, а над головой этой несчастной, успевшей пережить и ужас позора, и угрозу расправы, – заплаканной, оцепеневшей, – прозвучит слово прощения и предостережения…

«Христос и грешница» (1887 г.)

В каком бы жанре ни работал Василий Дмитриевич Поленов, писал ли он интерьеры или античные развалины, жанровые портреты или пейзажи, повествовал ли о жизни Христа, – все его творчество излучало мир, гармонию и добро. Так он понимал свое призвание, свое назначение художника.

«Теремной дворец» (1877 г.)

1 Цит. по: Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. – Л. Художник РСФСР, 1991. С. 105

2 Пастернак Л.О. В.Д. Поленов. Из моих воспоминаний. Г Т Г. О Р. ф. 54, ед. хр. 3415 (Цит. по: Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. С. 106)

3 Цит. по: Сахарова Е.В. Народный театр и семья В.Д. Поленова. Воспоминания дочери художника. // Тарусские страницы. – Калуга, 1961. С. 149

4 Название свое это направление получило, благодаря передвижным художественным выставкам, которые художники организовывали по разным городам России.

При работе над материалом были использованы следующие источники:

  1. Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. – Л. Художник РСФСР, 1991.
  2. Сахарова Е.В. Народный театр и семья В.Д. Поленова. Воспоминания дочери художника. // Тарусские страницы. – Калуга, 1961.
  3. Сахарова Е.В. В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова. Хроника семьи художника. – М., 1964.
  4. Любимые русские художники. Василий Дмитриевич Поленов. (http://www.bibliotekar.ru/kPolenov)
  5. Государственный музей усадьба В. Д. Поленова (http://polenovo.tula-oblast.ru)
  6. Поленов, Василий Дмитриевич. Материал из Википедии – свободной энциклопедии. // ВикипедиЯ.