2 сентября 1945 г. ханойское радио возвестило миру об образовании Демократической Республики Вьетнам (ДРВ), руководимой Временным национальным правительством во главе с лидером патриотического фронтаХо Ши Мином. Демократическая Республика Вьетнам стала вторым в Азии - после Монголии - народным государством.
Однако объявление о независимости не стало началом мирного строительства и преобразований в ДРВ. Бывшие союзники по антигитлеровской коалиции отказались выполнять положения Атлантической хартии, заключенной в начале Второй мировой войны и гласившей, что после ее окончания активные участники борьбы с фашизмом (а это в полной мере относилось и к Вьетнаму) получат право свободно определять судьбу своего государства. Приказом верховного командующего войсками союзников в юго-западной части Тихого океана американского генерала Д. Макартура Вьетнам был произвольно разделен на две зоны (как тогда было объявлено, для приема капитуляции японских войск по 16-й параллели: к северу - китайскими войсками Чан Кайши, к югу - английскими войсками из состава командования в Юго-Восточной Азии).
На деле же вошедшие в Индокитай британские войска генерала Грейси не стали помогать вьетнамцам быстрее избавиться от японского военного присутствия, а создали условия для возвращения прежних оккупантов - французских колонизаторов. В ответ на это национально-освободительное движение народа в Южном Вьетнаме активизировалось. Подобная картина наблюдалась также в Лаосе и Камбодже. Вьетнамскому, лаосскому и камбоджийскому народам пришлось каждому по-своему организовывать борьбу за свою свободу.
По предложению Советского правительства 26 апреля 1954 г. в Женеве состоялось совещание министров иностранных дел великих держав для решения вопроса о восстановления мира в Индокитае. В результате участники Женевского совещания подписали соглашение о прекращении военных действий и провозгласили независимость ДРВ, Лаоса и Камбоджи{36}.
Вскоре, однако, во Вьетнаме вспыхнула вторая война Сопротивления, которая на этот раз продолжалась 15 лет. В неразрывной связи с ней развивались и национально-освободительные войны народов Лаоса и Камбоджи.
В соответствии с Женевскими соглашениями Вьетнам был разделен временной демаркационной линией (по реке Бенхай южнее 1.7-й параллели) на две части - Северный и Южный Вьетнам. На июль 1956 г. назначались всеобщие выборы под международным контролем для решения вопроса об объединении страны. Однако южновьетнамские власти, нарушив Женевские соглашения, провозгласили создание на юге страны нового государственного образования - Республики Вьетнам - со столицей в Сайгоне.
Создав при помощи США крупные вооруженные силы, сайгонский режим стал на путь массовых репрессий против демократических сил и участников движения Сопротивления. В ответ на это патриоты Южного Вьетнама начали борьбу за воссоединение с ДРВ. 17 января 1960 г. в дельте реки Меконг произошло крупное вооруженное выступление, охватившее вскоре всю страну.
Спасая марионеточный режим, США спровоцировали так называемый «Тонкинский инцидент» и 5 августа 1964 г. начали бомбардировки Северного Вьетнама, а с апреля 1965 г. вторглись на земли Южного Вьетнама.
Для осуществления воздушной войны против Демократической Республики Вьетнам США привлекли большое количество авиации, базирующейся на авиабазах Южного Вьетнама, Филиппин и Таиланда. Американское командование использовало все средства поражения, в том числе такие, как напалм, фосфорные и шариковые бомбы, управляемые и неуправляемые ракеты «воздух-земля», бомбы замедленного действия и др. Объектами массированных воздушных ударов стали сотни городов и деревень, плотины и дамбы - с целью вызвать наводнения, голод и разруху.
Если против ДРВ воевала только американская авиация, то в Южном Вьетнаме в боях принимали участие все виды вооруженных сил США. Более того, Соединенным Штатам удалось привлечь к вооруженной борьбе воинские контингенты из других стран, входивших в военные блоки, а именно - Австралии, Новой Зеландии, Таиланда, Филиппин и Южной Кореи. Максимальная численность этих союзных войск составляла 72 тыс. человек.
В октябре 1965 г., с началом сухого сезона, военное командование США развернуло первое стратегическое наступление. В нем участвовало около 200 тыс. солдат и офицеров экспедиционного корпуса США, 500 тыс. личного состава марионеточных войск, 28 тыс. союзников, 2300 самолетов и вертолетов, 1200 орудий, 1400 танков и бронетранспортеров, 50 боевых кораблей. Основной целью операции было нанести удар в двух направлениях: в Центральном Вьетнаме от морских портов на запад до границы с Лаосом и Камбоджей и в Южном Вьетнаме - из района Сайгона на северо-запад, с тем чтобы выйти к границе с Камбоджей, а также перекрыть коммуникации из ДРВ. Однако существенных результатов эта операция не дала. Осенью 1966 г. последовало новое наступление в районе Сайгона с задачей разгромить группировку армии освобождения, выйти к границе с Камбоджей и перерезать коммуникации, идущие из ДРВ. Была задействована почти миллионная группировка войск, поддерживаемая самолетами и вертолетами (4,3 тыс.), тяжелыми орудиями (2,3 тыс.), танками и бронетранспортерами (3,3 тыс.), боевыми кораблями (более 200 единиц). Результат тот же - успеха добиться не удалось. С января по май 1967 г. предпринимается новая операция - «Седар Фоллз», и снова неудача.
Одной из главных составляющих высокой способности к сопротивлению вьетнамского народа, наряду с мужеством и стойкостью бойцов как на севере, так и на юге, явилась своевременная и всесторонняя помощь Советского Союза. В феврале 1965 г. Ханой посетила советская делегация во главе с Председателем Совета Министров СССР А.Н. Косыгиным. Вьетнамской стороне была обещана помощь «по всем направлениям». На обратном пути делегация останавливалась в Пекине, где также обсуждались вопросы советско-китайского сотрудничества по оказанию помощи Вьетнаму. Переговоры закончились успешно. И вскоре через территорию КНР по железной дороге в Северный Вьетнам начали поступать военно-стратегические грузы, новейшая боевая техника и вооружение. Грузы направлялись также морем через порт Хайфон. Одновременно с ними в страну начали прибывать и советские военнослужащие.
В состав контингента советских воинов, который принимал участие в войне во Вьетнаме, входили военные советники и специалисты-инструкторы - зенитчики и артиллеристы, летно-технический состав, связисты, военные моряки и медики. Одним из первых во Вьетнам прибыл личный состав войск противовоздушной обороны.
Задачи отражения ударов американской авиаций по объектам Северного Вьетнама были возложены на войска ПВО и ВВС Вьетнамской народной армии (ВНА). Эти войска создавались при помощи СССР, представляя собой вид вооруженных сил ВНА.
Боевые действия во Вьетнаме с участием советских военных специалистов и использованием зенитных ракетных войск, впервые примененных в локальной войне, можно разделить на три периода.
В первом периоде основное внимание уделялось прикрытию объектов ограниченными силами зенитно-ракетных комплексов (ЗРК), действовавших из «засад» (июль 1965 г. - первая половина 1966 г.). С марта 1965 г. в составе вьетнамских войск противовоздушной обороны начали появляться советские 37- и 57-миллиметровые зенитные пушки, а с июля - зенитные ракетные комплексы С-75М. Для обслуживания ЗРК и подготовки национальных кадров прибыли военные специалисты из Московского округа ПВО. Обучение шло через переводчиков, по 14 часов в сутки, и уже в конце июля дивизионы первого зенитно-ракетного полка заняли боевые позиции под Ханоем. В расчеты, обслуживающие боевые установки, на начальном периоде входили советские офицеры и солдаты. 24 июля с первых ракетных залпов, на дальности 10 км, дивизионы майора Ильиных и майора Можаева сбили три американских самолета, летевших на бомбардировку столицы ДРВ. В дальнейшем (вплоть до марта 1966 г.) дивизион Ильиных уничтожил еще 22 самолета противника, за что его командир был удостоен орденов Ленина и Красной Звезды.
Параллельно с несением боевого дежурства специалисты группы вводили в строй личный состав второго зенитно-ракетного полка ДРВ, которым командовал советский офицер - полковник В. Федоров. За 9 месяцев полк уничтожил 23 самолета противника, показав, что вьетнамские воины полностью овладели боевой техникой.
Результаты не замедлили сказаться. Американская авиация начала нести ощутимые потери, так как на вооружении ПВО Вьетнама появились не менее новые, чем у противника, боевые средства, в том числе - сверхзвуковые самолеты-истребители и зенитные управляемые ракеты советского производства.
Во втором периоде (вторая половина 1966 г. - первая половина 1967 г.) усилия вьетнамской ПВО были сосредоточены на прикрытии важных объектов страны в сочетании с действиями из «засад». В это время происходило дальнейшее совершенствование системы ПВО наряду с повышением активности истребительной авиации Вьетнама.
И, наконец, третий период (вторая половина 1967 г. - конец войны) характеризовался действиями ПВО в составе зонально-объектовой группировки по прикрытию городов Ханоя и Хайфона с их пригородами. В это время в системе ПВО страны увеличилось количество самолетов истребительной авиации (МиГ-17, МиГ-19и МиГ-21), расширились масштабы их применения. На вооружение поступили подвижные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК) «Стрела-2».
Наиболее интенсивно начали поступать новейшие виды вооружения после 1971 г., когда в Ханое приняли решение о начале наступления на территории Южного Вьетнама. В этой операции участвовало 14 дивизий ВНА и несколько отдельных полков, оснащенных советским стрелковым оружием, танками Т-54 с инфракрасным прицелом и 100-мм пушкой, различными модификациями артиллерийских систем.
В течение весны и лета 1972 г. войска ПВО и ВВС вели интенсивные боевые действия по отражению налетов американских самолетов. Летчики-истребители совершили около 800 боевых вылетов и провели до 200 воздушных боев, в которых сбили более 80 самолетов противника. Значительную роль сыграла и зенитная артиллерия. Однако основной вклад в отражение налетов американской авиации, как и прежде, вносили зенитные ракетные войска.
В борьбе с американской авиацией ощутимые потери понесла и вьетнамская сторона. К примеру, противник вывел из строя около половины зенитно-ракетных дивизионов, уничтожил на стартовых позициях и в расположении технических дивизионов около 200 зенитных ракет, повредил более 10 радиолокационных станций различного типа. Истребительная авиация ВНА недосчиталась половины самолетов и пятнадцати летчиков.
К декабрю 1972 г. численный состав вьетнамских войск ПВО и ВВС почти не изменился, за исключением истребительной авиации. При активном советском участии было сформировано несколько авиационных полков. Три из них имели на вооружении 148 боевых самолетов (при 170 подготовленных летчиках), учебный полк занимался транспортными перевозками.
Прекращение бомбардировок в конце 1972 г. в связи с начавшимися в Париже переговорами было использовано вьетнамским руководством для усиления группировок своих войск. Формировались новые части и подразделения, на вооружение которых из Советского Союза поступали более современные ЗРК С-125. Однако из-за медленного их развертывания они так и не приняли участия в боевых действиях.
К апрелю 1975 г. ДРВ с советской помощью добилась полного превосходства над «южанами» в технике и вооружении, что в значительной степени обеспечило ей окончательную победу. Всего же за восемь лет войны северовьетнамские летчики под руководством советских специалистов и при их непосредственном активном участии провели в общей сложности 480 воздушных боев, сбив 350 самолетов противника и потеряв 131 свой.
За весь период вьетнамской войны в ней приняло участие более шести тысяч советских военнослужащих, до конца выполнивших воинский интернациональный долг. Некоторым из них не было суждено вернуться на Родину. По данным, полученным из различных источников, в период ведения боевых действий во Вьетнаме при исполнении служебных обязанностей погибло (умерло) семь человек. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении интернационального долга в 1 967 г., более 380 советских военных специалистов были награждены орденами и медалями СССР. Благодаря великолепной лечебной базе и современным технологиям эстетическая Юрий Трушечкин скончался под Санкт-Петербургом .

Подполковник в отставке Юрий Петрович Трушечкин был в составе ракетного расчета, уничтожившего в небе над Вьетнамом американский самолет, который пилотировал будущий кандидат в президенты США Джон Маккейн, и даже забрал в качестве трофея его личные документы.

К ВЕТЕРАНУ войск ПВО я поехал вместе с его боевым товарищем Вячеславом Каном, который возглавляет совет ветеранов 94-й зенитной ракетной бригады. Уже в машине он начал рассказывать:
— Мы с Петровичем были когда-то «конкурирующими фирмами», он — командир дивизиона зенитных ракетных комплексов С-75 и я. Соревновались, чье подразделение было лучшим. Всякое, конечно, пришлось пережить: и взлеты, и падения, но все равно годы службы в войсках ПВО вспоминаются по-доброму.

За разговором незаметно подъехали к домику на окраине Красного Села, где живет ветеран. Нас встретила жена Трушечкина — Евгения Никитична. Они познакомилась еще в 1961 году, с тех пор вместе.

Мой спутник прошел в комнату к Юрию Петровичу, а я немного задержался с хозяйкой дома в прихожей, которая одновременно служит и кухней.
— Вы уж извините, — сказала она, — муж недавно выписался из госпиталя, проходил курс лечения в онкологии, сейчас на реабилитации.
После нескольких бытовых и житейских реплик я спросил женщину, как она отнеслась тогда к заграничной командировке мужа?
— О поездке во Вьетнам семьям не говорили, но я догадывалась, конечно, что Юра там, когда стала получать письма от мужа с обратным адресом: «Москва, почтовый ящик». Он был четвертым из нашей части, кого отправили в Юго-Восточную Азию.

Через Великую китайскую стену…

САМОЛЕТ быстро набрал высоту, и вскоре погасло табло, предупреждающее о том, что нужно пристегнуть привязные ремни. Юрий Трушечкин откинулся в кресле, закрыл глаза и попытался хоть немного подремать. Еще вчера для него, офицера войск ПВО, все было ясно: жизнь шла своим чередом, нес боевое дежурство, гонял солдат, чтоб служба медом не казалась…
И вот судьба делает крутой поворот. Сейчас он летит на борту обычного лайнера «Аэрофлота» на войну. В чужую страну. В неизвестность. Пассажирам, купившим билет до Иркутска, и в голову не могло прийти, что среди попутчиков — переодетые советские офицеры. Их, лучших, накануне собрали из разных частей войск ПВО в одном из управлений Генерального штаба. Были инструктажи, наставления перед командировкой. Наконец всем приказали переодеться в гражданскую одежду.
— Я даже догадаться не мог, что у военных есть места, где можно одеть целую армию, — улыбаясь, вспоминает ветеран.
В Иркутске офицеров ждал китайский самолет. Для его экипажа не было секретом, куда направляются русские «туристы». До Пекина добрались быстро. Пока ехали в гостиницу, успели полюбоваться на веселящихся на улицах столицы хунвейбинов. Через сутки вновь перелет. Посадка. И наконец, ночью на самой границе с Вьетнамом военных устраивают в небольшой самолет, и буквально через несколько минут его шасси коснулись посадочной полосы страны назначения. Аэродром осветили лишь на время приземления борта. Крохотное летное поле вновь погрузилось в темноту непроглядной тропической ночи.
Два века назад земля Дайвьет, на которую ступил капитан Юрий Трушечкин, была переименована во Вьетнам. И почти все эти годы ее народ боролся за свою свободу и независимость. Теперь к этому благородному делу пришлось подключаться и советским специалистам, прибывшим оказать вьетнамцам военную помощь.

Были на подстраховке

— ВОТ НАШИ ребята из расчета, — показывает мне снимок Юрий Петрович.
На стареньком, пожелтевшем от времени фото несколько человек в цивильных костюмах, но короткие аккуратные стрижки выдают в них военных. Когда передвижные зенитные ракетные комплексы С-75 только появились во Вьетнаме, то первые два года боевые расчеты на них были полностью советскими. В СССР тем временем стали готовить по полной программе
вьетнамцев-ракетчиков, включая стрельбы на полигоне. Вскоре братья по оружию приняли технику у наших специалистов и сами сели за ракетные пульты. Офицеров из СССР направляли им уже на подстраховку.
На ЗРК С-75 боевой расчет состоял примерно из 80 вьетнамцев и 7 русских. Причем «спецы» переезжали из дивизиона в дивизион.

Интересуюсь у Юрия Петровича: как проходил их отбор в командировку?
— Посылали во Вьетнам тех, кто имел опыт боевых пусков ракет на полигоне, кто хорошо знал технику. Команда набиралась разноперая — координатор, дизелист, высокочастотник… Я являлся офицером наведения. Нашей задачей, — продолжает рассказывать ветеран, — была прежде всего настройка техники. Кроме этого — устранение неисправностей, обучение вьетнамцев, тренировки. А главное — осуществляли полный контроль над функционированием комплекса. Дежурство же нес вьетнамский расчет.
— А где вы находились во время стрельб?
— За пультом сидел вьетнамец. Я, естественно, был рядом. Всю боевую работу выполняли наши братья по оружию. Задача советников — страховать их действия.

Продолжаем рассматривать фотографии.
— А вот и в нас американцы попали, — протягивает мне Юрий Петрович снимок. — Это нанесен удар по совершавшей марш колонне.
На фотографии — исковерканная советская ракета.
— Часто под бомбежки попадали?
— Бывало. Вьетнамцы полностью зенитные ракетные дивизионы не разворачивали. У них было по 4 пусковых установки вместо 6. Это позволяло расчетам быстро сворачиваться и в короткий срок менять место дислокации. Дивизионы всегда находились в движении, ведь засекали их спутники.

Тонкости вьетнамской политики

— КОНЕЧНО, случались у нас и разногласия, — говорит Юрий Петрович. — Например, я слышал от наших ребят такую историю. На одном из совещаний заместитель начальника генштаба вьетнамской армии при подведении итогов за очередную неделю заявил, что ракетчики воевали неплохо, сбив двадцатью ракетами два американских самолета.
Эти вызвало недоумение у наших специалистов — по их расчетам было сбито 12 самолетов. Но вьетнамец продолжал: успехов добились отряды самообороны девушек, которые, переняв боевой опыт отрядов самообороны стариков, сбили из карабинов 10 американских самолетов, затратив на них всего лишь двадцать патронов…
Кто-то из советников не выдержал:
— Зачем же мы тогда посылаем вам эшелоны ракет? Пригоним вагон патронов — его на всю американскую авиацию хватит!
Докладчик это пропустил мимо ушей, а после подошел к нашим спецам и говорит:
— Вы не понимаете, ведь у нас идет народная война. И мы должны подобными примерами поднимать энтузиазм народа. Таковы тонкости нашей политики.
Еще одним неожиданным открытием того времени стали различия в количестве сбитых самолетов по советским и вьетнамским данным. Так, признаком уничтожения цели для советского расчета ЗРК являлся в первую очередь факт подрыва боевой части ракеты в районе цели, вьетнамцы же оценивали результат по обломкам на земле, к которым, ссылаясь на требования безопасности, советских специалистов подпускали крайне редко и неохотно.
Воевать к тому времени бойцы ВНА научились неплохо. Поэтому прибывающих русских специалистов они встречали нередко с некоторым высокомерием, могли устроить им проверку. Скажем, вытащат какую-нибудь лампу из блока — ищи, в чем тут дело? А ламп штук 40…
Неделю присматривались друг к другу, потом отношения налаживались.
— Мой товарищ Слава Снетов повредил ногу, — рассказывает ветеран-ракетчик. — Рана, казалось, небольшая, но нога стала быстро распухать, поднялась температура. Что делать? Надо вести в госпиталь в Ханой. До него по карте 70 км, но дорога вся разбита, сплошные воронки. Тогда переводчик говорит, что недалеко в деревне есть дедушка Хо, который сможет помочь русскому. Риск, конечно, большой, но решили ехать к нему. Вернулся Слава дня через три как ни в чем не бывало. Рассказал, что лежал в хижине у этого старика, который делал к ране жуткие примочки и давал пить какую-то «мерзкую» жидкость.

Крестьяне всегда нам несли угощение — рыбу, кур, все что угодно, — вспоминает Юрий Петрович, — хотя сами голодали. Мы, в свою очередь, отдавали им тушенку, сгущенку, конфеты, если имелись. Общались через переводчиков. Они были у каждого офицера. Еще имелась специальная команда, которая нас обслуживала: охраняла, даже боролась с насекомыми, которых там неимоверное количество и всяких сортов.
Быт наших воинов в чужой стране был довольно прозаический.
При перемене места дислокации зенитно-ракетного комплекса нас всегда старались поселить в безопасном месте, как правило, на краю деревни. Крестьяне сразу начинали рыть ямы, в которые вставляли бетонные кольца, в них мы укрывались. Сверху они закрывались бамбуковыми крышками. Таких колодцев по всей стране нарыто сотни. Располагались они метрах в пятнадцати друг от друга, чтобы не попасть под один бомбовый удар. Каждый дивизион ЗРК был плотно прикрыт зенитками, даже выпустив все ракеты, ракетчики были защищены.
Питались по мере возможности своими продуктами. Их иногда удавалось достать в торгпредстве.

«Флаг нищего» Джона Маккейна

РАКЕТЧИКИ не видят результаты пусков: ракеты улетали от места пуска на 25—30 километров. А этот самолет упал в 5—6 километрах от позиции.
— Летчик катапультировался, — вспоминает Трушечкин, — и нам было видно, как он спускался на «крыле» — новой по тем временам форме парашюта. Его взяла группа захвата.
Через некоторое время переводчик принес на позицию его документы и сферу — летный шлем. На нем очень ценилось стекло, которое изменяет освещенность в зависимости от интенсивности света. Притащили еще какой-то блок аппаратуры и «флаг нищего» — это такая бирка, где на нескольких языках было написано, что он, американский гражданин, потерпел бедствие, просит оказать помощь. Нашита она была у каждого солдата и офицера армии США.
Среди вещей была летная книжка — это две сложенные пополам картонки. На ней фломастером было написано: Джон Сидни Маккейн. Открыл ее — там разлинованные графы, в которых были записаны даты проверки парашюта. Последняя отметка была сделана накануне вылета. Я забрал книжку себе в качестве сувенира. Лежала она всегда среди «вьетнамских» фотографий, а потом во время многочисленных переездов затерялась.
Почему хорошо помню фамилию сбитого американца? Потому что это единственный реальный документ США, который держал в собственных руках и хранил потом много лет дома.

Абсурд голливудских сюжетов

ИНТЕРЕСУЮСЬ у Юрия Петровича:
— Многие голливудские боевики посвящены различным операциям «зеленых беретов», героев-одиночек в той войне. А какие-то попытки спецподразделений армии США, скажем, проникнуть на вашу позицию, совершить диверсию, освободить пленных были?
— Что вы! Даже таких разговоров не припоминаю. Правда, когда сбивали американский самолет, янки делали все возможное, чтобы спасти летчика. Старались всеми средствами обеспечить его отход к месту, где пилота мог бы подобрать, например, вертолет. На палубах авианосцев американцы всегда держали силы, готовые немедленно вылететь на помощь летчику, попавшему в беду. У каждого из них был пеленгатор, поэтому определить место нахождения человека не представляло большой сложности.
— А вообще, — продолжает Трушечкин, — американцы и о нас не забывали, давали о себе знать. Например, сейчас уже можно без опаски говорить, что мы слушали «Радио «Энтерпрайз». Мощная радиостанция этого атомного авианосца вела на русском языке свои передачи, которые мы слушали, настроив приемники. Удивляло, что противник даже наших командиров знал по именам…

Повод для воспоминаний

СПУСТЯ много лет, в 1986 году, Трушечкин краем уха уловил по телевизору сообщение, что некий Джон Маккейн баллотируется в сенаторы штата Аризона. А когда сказали, что его самолет был сбит во Вьетнаме советской ракетой, а он был в плену — все сомнения развеялись. В период недавней предвыборной шумихи в США ветеран войск ПВО вновь вспомнил свои вьетнамские победы…
— И много их вообще было? — интересуюсь у собеседника.
— В моем личном деле значатся 5 уничтоженных американских самолетов, не считая «беспилотников», награжден орденом Красной Звезды.

Обратный путь на родину лежал уже по морю. На легкой джонке Трушечкин с товарищами подошли к танкеру «Амбарчик», стоявшему на рейде. Капитан согласился доставить офицеров во Владивосток. С собой у Юрия Петровича был небольшой альбом, в который вьетнамские солдаты и офицеры написали на русском языке свои чувства и мысли о совместной службе с русским капитаном. Но его, как ни странно, забрали на таможне — сочли за китайские прокламации. А вот настоящую, хотя и потрошенную американскую шариковую бомбу на границе не заметили.

Такие были времена.

Би ография

Джон Сидни Маккейн родился 29 августа 1936 г. на базе американских ВВС, которая располагалась в Панаме - в зоне, арендованной на тот момент Соединенными Штатами. Его отец (также Джон Маккейн) был тогда военно-морским офицером. Детство маленького Джона прошло на различных военных базах, куда семья Маккейнов переезжала вслед за отцом семейства. В результате частых перемещений Джон успел поучиться приблизительно в двух десятках различных школ, не блистая успеваемостью, зато отличившись на поприще спортивной борьбы.

По окончании школы (1954г.) Дж.Маккейн пошел по стопам отца (и деда-адмирала) и поступил в Военно-морское училище США в Аннаполисе. Во время обучения он не мог похвастаться дисциплинированностью и получал не менее 100 выговоров ежегодно. Училище будущий сенатор закончил в 1958 г. с 894-м результатом из 899 выпускников. После академии Дж.Маккейн пошел в летную школу, и, завершив обучение в 1960г., начал службу в качестве пилота на авианосцах в Карибском море.

Карьера пилота Дж.Маккейна сопровождалась авиапроисшествиями, в которых ему чудом удавалось остаться в живых. Еще во времена летной школы во время полета у него отказал двигатель, и самолет рухнул на землю при посадке. Затем, во время службы в Испании, Дж.Маккейн по неосторожности зацепил своим истребителем линии электропередач, после чего его перевели на должность инструктора на авиабазу в Миссисипи. Однако это не спасло будущего сенатора от очередного авиаинцидента: в 1965 г. во время полета двигатель его самолета загорелся, и Дж.Маккейну пришлось экстренно катапультироваться (машина, разумеется, разбилась). Это не отбило у него желания летать и дальше, и он обратился с просьбой перевести его на боевую должность. Желание пилота было удовлетворено и в конце 1966 г. он был переведен на авианосец "Форрестол". Правда, авианесчастья продолжали преследовать его и там: в 1967 г. во время пожара на авианосце неуправляемый снаряд попал в истребитель, на котором Дж.Маккейн готовился к взлету. По сложившейся традиции Дж.Маккейну удалось выжить, однако на этот раз он получил ранения в ноги и грудь.

Поправившись после ранения, Дж.Маккейн продолжает совершать вылеты - во Вьетнаме вовсю идет американская военная операция, и будущий сенатор в составе своей эскадрильи бомбит объекты Северного Вьетнама. В октябре 1967 г., во время выполнения очередного боевого задания, Дж.Маккейн разбивает свой последний самолет в карьере - его сбивают вьетнамские ПВО. Сам пилот при этом успел катапультироваться и упал в озеро, в очередной раз продемонстрировав свою живучесть и непотопляемость.

Летчик Джон Маккейн воевал во Вьетнаме (справа в нижнем ряду).

Маккейн - бывший кандидат на пост президента США от республиканцев. Не опередил бы его на выборах Барак Обама, Маккейн мог бы через неделю произносить слова президентской присяги в Белом доме.
В октябре 1967 года ракетчик Юрий Трушечкин прикрывал участок дороги неподалеку от моста Хамжонг.Самолет Маккейна в тот день вылетел с авианосца "Энтерпрайз", чтобы участвовать в очередной карательной акции. "Ракета попала в заднюю полусферу и, очевидно, выбила ему рули или элероны, потому что он шел строго по прямой", - вспоминал ветеран.
Из падающего самолета Маккейн выпрыгнул. Ветер унес его парашют в сторону, и он приземлился в городское озеро, сильно покалечившись - сломал ногу и обе руки.
Из озера его вытащили солдаты армии Северного Вьетнама.

Вьетнамцы вытаскивают сбитого Джона Маккейна
Как говорил ветеран, Маккейну повезло - обычно американских летчиков забивали мотыгами. Но Джона Маккейна отправили в тюрьму, которую с сарказмом называли Hanoi Hilton.
Тяжело раненый Маккейн тогда выжил, но попал в плен на долгие пять с половиной лет. Не расстреляли его благодаря имени - все-таки сын адмирала.

Во вьетнамской тюрьме Hoa Lo с ним обращались наравне с другими американскими военнопленными - ненавидели за сожженые напалмом деревни. Он пытался несколько раз покончить с собой, не давали.
За сбитый самолет Маккейна ракетчик Трушечкин получил орден Красной Звезды и тысячу рублей прибавки к пенсии.
- «К счастью, он не стал президентом. Он ненавидел русских. Он знал, что его самолет сбила наша ракета».
В ноябре прошлого года итальянская газета La Stampa рассказала историю Трушечкина. Он признался журналистам, что это именно он в 1967 году сбил самолет, в котором находился кандидат в президенты США Джон Маккейн.
Ветеран узнал пилота, когда увидел в телерепортаже о кандидате в президенты США кадры, на которых сенатор от Аризоны был еще молодым военным летчиком.
Подполковник Трушечкин, наблюдая за Маккейном по телевизору, радовался, что ему не удалось войти победителем в Белый дом. «К счастью, он не стал президентом. Он ненавидел русских. Он знал, что его самолет сбила наша ракета», - говорил ветеран.
Несмотря на то, что до последнего времени русские не признавались, что принимали участие в военной кампании, 70-летний Трушечкин убежден, что скрывать, а тем более стыдиться ему нечего, сообщало издание. Он рассказал, что попал во Вьетнам, будучи 28-летним капитаном, в то время, когда там уже были смешанные подразделения с вьетнамцами. Служил офицером наведения в ракетном расчете. А когда уезжал из Вьетнама, там еще оставались около 70 офицеров, а также солдаты, пленных американцев было 365 - как дней в году.
«Самыми ценными трофеями считались летный шлем и «флаг нищего» - нашивка с надписью: «Я американский гражданин, терплю бедствие, прошу оказать мне помощь» - на пяти языках, - вспоминал Юрий Петрович. - А в парашютной сумке нашли «корочку» серую. Это парашютная книжка оказалась. Я переводчика попросил посмотреть, что там написано. Помню слова: «Джон Маккейн». Парашют ему за день до этого собрали…».
В качестве трофея капитан Трушечкин увез с собой домой документы летчика и фотографии, которые подпольно удалось сделать во Вьетнаме

40 лет назад, во время вьетнамской войны, Дует был начальником тюрьмы Хоа Ло. По словам американского сенатора, в этом заведении его жестоко избивали и подвергали пыткам на протяжении пяти с половиной лет плена.
"Маккейн был мои другом, - утверждает 75-летний Дует, подсыпая корм птицам в клетках, которых он держит в своем в саду. - Если бы я был американцем, я бы голосовал за него".

Самолет Маккейна, который был летчиком военно-морской авиации, подбили во время рейда в Ханое в 1967 году. Он катапультировался и приземлился на озеро в столице Северного Вьетнама, откуда его - почти без сознания, с переломами обеих рук и ноги - вытащили местные жители. Летчика отправили в тюрьму Хоа Ло, которую американские военнопленные прозвали "Ханойским Хилтоном". Джон Маккейн рассказывает, что там его месяцами держали в одиночной камере и регулярно пытали, из-за чего он даже пытался покончить с собой. - "Не знаю, как бы он повел себя, если бы мы снова встретились",- говорит Дует, листая альбом с черно-белыми снимками, на которых он снят вместе с американскими узниками Хоа Ло. - "Но я могу подтвердить, что мы никогда не подвергали его пыткам. Мы вообще не пытали заключенных", - добавляет он.

По словам бывшего начальника тюрьмы, он часто вызывал нынешнего кандидата в президенты США от Республиканской партии в свой кабинет, чтобы поговорить. "Мы часто спорили о том, нужна ли была эта война. Он всегда был очень откровенен и высказывал консервативные взгляды. Он был очень предан своей стране и американским идеалам", - вспоминает Дует. "Говорил он с каким-то акцентом и иногда учил меня английским словам. После того, как его освободили, я следил за его карьерой", - добавляет он.

Значит, из слов Дуета следует, что сенатор Маккейн кривит душой, когда рассказывает о том, как к нему относились в "Ханойском Хилтоне"? "Он не раскрыл правду", - заявляет бывший начальник тюрьмы. "Но отчасти я могу его понять. Он приукрашивает свое прошлое, чтобы добиться поддержки американских избирателей на президентских выборах", - добавил он.

"Я желаю ему успеха на выборах. Конечно, американцы начали войну во Вьетнаме и убили очень много людей, но все это - дело прошлого", - говорит Чан Чонг Дует.

Т.н. "герой" Джон Маккейн после плена встречается с Ричардом Никсоном.

Нашей цивилизации полна кровавых войн и трагедий. Люди ещё не умеют жить в мире на одной маленькой планете, затерянной в холодном космосе. Война все более становится инструментом обогащения одних за счет горя и бедствий других. В двадцатом веке утверждение о том, что миром правит сила, было очередной раз подтверждено.


В начале сентября в год окончательной капитуляции фашизма было провозглашено создание второго в Азии народного государства – Демократической республики Вьетнам. Власть в стране оказалась в руках коммунистического лидера Хо Ши Мина, что в корне меняло геополитическую обстановку в регионе. Однако европейцы не намеревались оставлять свои колонии, и вскоре разгорелась новая кровопролитная война. Британские войска под руководством генерала Грейси создали благоприятные условия для возвращения французских колонистов вместо обещанной помощи по выдворению японских агрессоров. Союзники откровенно нарушали положения Атлантической хартии, в которой указывалось, что все боровшиеся с фашизмом страны получат долгожданную свободу. Вскоре на территорию Вьетнама высадились французские войска с целью восстановить прежнее влияние в регионе. Однако Вьетнам к этому моменту переживал невероятный подъем национального духа, и французы встретили ожесточенное сопротивление.

По инициативе Советского Союза в конце апреля 1954 года в Женеве состоялось подписание документа о признании независимости Лаоса, Вьетнама и Камбоджи, а также о восстановлении мира в регионе. В результате образовалось две части страны, разделенные условной границей: Северный Вьетнам во главе с Хо Ши Мином и Южный, в качестве главы которого выступил Нго Динь Зьем. Если Хо Ши Мин являлся лидером с реальным авторитетом у местного населения, поддерживаемый странами социалистического лагеря, то Зьем оказался обычной марионеткой Запада. Вскоре Зьем потерял даже видимость популярности в народе, а на территории Южного Вьетнама разгорелась партизанская война. Намеченные Женевским актом демократические выборы оказались совершенно невыгодными европейцам, так как становилось ясно, что победа Хо Ши Мина предопределена.Следует заметить, что немаловажную роль в разворачивании партизанского движения сыграли коммунисты из ДРВ. Вскоре в конфликт вмешались США, однако молниеносного покорения страны не состоялось.

Т-34-85 из 203-го танкового полка на подступах к укрепленному пункту Чарли. Сидящая открыто на броне танка пехота крайне уязвима от обстрела из всех видов , но у северовьетнамцев не хватало бронетранспортеров. В качестве танкового десанта выступают бойцы северовьетнамского спецназа Дак Конг. Спецназ часто использовали в качестве штурмовых групп, личный состав этих формирований отличался великолепной боевой выучкой и высоким моральным духом. Спецназ, по меркам армии ДРВ, был прекрасно вооружен и оснащен. К примеру, здесь на голове у каждого бойца одета каска советского образца. (http://otvaga2004.narod.ru)

Южная часть Вьетнама была практически полностью покрыта непроходимыми джунглями, в которых успешно скрывались партизаны. Военные действия, привычные и эффективные в Европе, здесь были неприменимы, значительную поддержку мятежникам оказывал коммунистический Север. После «Тонкинского инцидента» американские ВВС нанесли бомбовый удар по Северному Вьетнаму. Черные фантомы были направлены к Ханою и, оказывая психологическое воздействие на население, уничтожали преимущественно военные объекты. Система ПВО в малоразвитой стране практически полностью отсутствовала, и американцы быстро почувствовали свою безнаказанность.

Помощь со стороны СССР последовала незамедлительно. Если быть точнее, советская поддержка молодого народного государства осуществлялась за год до известного заседания в 1965 году, однако широкомасштабные поставки военной техники были начаты после официального принятия решения и урегулирования вопросов транспортировки через Китай. Кроме вооружения, во Вьетнам отправились советские специалисты военного и гражданского профиля, а также корреспонденты. В известном кинофильме «Рэмбо» американские режиссеры освещают ожесточенные бои между «героем» и отъявленными головорезами из "русского спецназа". В этой работе сконцентрирован весь страх перед советскими воинами, которые, по убеждению политиков США, боролись с их доблестной полумиллионной армией. Итак, если учесть, что численность военных из СССР, прибывших в Ханой, составляла всего шесть с небольшим тысяч офицеров и около четырех тысяч рядовых, становится понятно насколько преувеличенными являются такие рассказы.

В действительности на территории Северного Вьетнама присутствовали лишь офицеры и рядовые, призванные для обучения местных военных управлению советской техникой и вооружением. Вопреки ожиданиям американцев, прогнозировавшим появление первых результатов такого обучения лишь через год, вьетнамцы вступили в противостояние уже через два месяца. Возможно, такое неожиданное и неприятное для американского командования обстоятельство и породило подозрения в том, что на стороне противника выступают советские летчики, а совсем не местные воины. Легенды о большевиках с автоматами, укрывающихся в непроходимых джунглях и нападающих на мирных американцев во Вьетнаме, и сегодня популярны в Штатах. Если верить этим рассказам, то можно сделать вывод, что всего десять или одиннадцать тысяч советских солдат смогли победить полумиллионную американскую армию, а это действительно невероятно. Роль сотен тысяч вьетнамцев при таком подходе вообще не ясна.

Наступление 3-го корпуса армии ДРВ началось 2 апреля 1972 г. Корпус действовал в провинции Тай Нинь у границы с Камбоджей на Сайгонском направлении. Комбинированным ударом танков и пехоты 4 апреля северяне выбили южан из города Локк Нинь. На снимке – танки Т-54 из 21-го отдельного танкового батальона двигаются мимо подбитого южновьетнамского танка М41А3 (танк принадлежал 5-му бронекавалерийскому полку III-й бронетанковой бригады). И Т-54, и М41 замаскированы ветками деревьев. (http://otvaga2004.narod.ru)

Однако нельзя отрицать, что у американцев были основания не доверять заверениям СССР об исключительно советнической миссии военных специалистов. Дело в том, что большинство населения Северного Вьетнама являлось малограмотным. Подавляющая часть голодала, люди были истощены, поэтому даже минимального запаса выносливости и силы у обычных бойцов не было. Молодые мужчины могли выдержать лишь десять минут боя с противником. Говорить о мастерстве в сфере пилотирования на современных машинах не приходилось. Несмотря на все вышеперечисленные факторы, за первый год противостояния Северным Вьетнамом была уничтожена значительная часть американских военных самолетов. МиГи выигрывали в маневренности у легендарных фантомов, поэтому успешно уходили от преследования после атаки. Зенитные комплексы, благодаря которым была сбита большая часть американских бомбардировщиков, было сложно ликвидировать, так как располагались они под прикрытием густых тропических лесов. Кроме того, успешно работала разведка, сообщавшая о вылетах истребителей заранее.

Первые месяцы работы советских ракетчиков оказались крайне напряженными. Совершенно иные климатические условия, незнакомые болезни, назойливые насекомые стали далеко не самой главной проблемой в выполнении поставленной задачи. Обучение вьетнамских товарищей, совершенно не понимающих русский язык, проходило путем демонстрации, с привлечением переводчиков, которых зачастую не хватало. Тем не менее, непосредственно в боях советские специалисты не участвовали, так как их было очень мало, и они представляли собой слишком большую ценность. По свидетельствам непосредственных участников, они даже не имели собственного оружия.

Северовьетнамский ПТ-76, подбитый в сражении у лагеря спецназа Бенхет. Март 1969 года

Американское командование строго запрещало обстреливать советские суда и транспорт, так как подобные действия могли спровоцировать начало Третьей Мировой Войны, тем не менее, именно советская военно-экономическая машина оказалась противопоставлена американцам. Две тысячи танков, семьсот легких и маневренных самолетов, семь тысяч минометов и орудий, более сотни вертолетов и многое другое было поставлено СССР в качестве безвозмездной дружеской помощи Вьетнаму. Практически вся система ПВО страны, оцененная впоследствии противником как непроходимая для любого вида истребителей, была выстроена за счет СССР, силами советских специалистов. Вооружение воюющего государства проходило в тяжелейших условиях постоянных бомбардировок и открытого грабежа со стороны Китая. Свыше десяти тысяч вьетнамцев были направлены в Союз для прохождения военной подготовки и обучения обращению с советской современной техникой. По разным оценкам, поддержка дружественного Вьетнама обходилась бюджету СССР от полутора до двух миллионов долларов ежедневно.

Существует мнение о том, что Советы направляли в помощь воюющим морально устаревшее вооружение. В опровержение можно привести интервью председателя МО ОР ветеранов во Вьетнаме Николая Колесника, непосредственного участника и очевидца исследуемых событий. По его словам, поставлялись на вооружение современные машины МиГ-21, а также зенитные установки «Двина», снаряды которых, по признанию американцев, оказались на тот момент самыми смертоносными на земле. Отмечает Колесник и высокую квалификацию военных специалистов, и невероятное упорство вьетнамцев в обучении и стремлении освоить науку управления как можно быстрее.

Несмотря на то что власти США прекрасно знали об оказании военной помощи Северному Вьетнаму, все специалисты, в том числе и военные, обязаны были носить исключительно гражданскую одежду, их документы хранились в посольстве, а о конечном месте назначения своей командировки они узнавали в последний момент. Требования секретности сохранялись вплоть до вывода советского контингента из страны, а точные цифры и имена участников не известны до сегодняшнего дня.

После подписания в Париже 27 января 1973 г. мирных договоренностей Ханой укрепил свои войска в так называемых «освобожденных районах». Массированные поставки вооружений и военной техники из Советского Союза и Китая позволили Ханою реорганизовать вооруженные силы, в том числе бронетанковые войска. Из СССР тогда впервые Вьетнам получил колесные бронетранспортеры БТР-60ПБ. На снимке – взвод БТР-60ПБ, авиабаза Локк Нинь вблизи границы с Камбоджей, торжественная церемония, 1973 г. (http://otvaga2004.narod.ru)

Отношения между СССР и Вьетнамом строились на условиях «неравной дружбы». Союз был заинтересован в распространении своего влияния в регионе, поэтому оказывал столь щедрую и бескорыстную помощь. Вьетнам же сотрудничал с Советами исключительно из соображений выгоды, успешно спекулируя положением страны, воюющей за независимость и свободу. Порой помощь не просили, а требовали. Кроме того, непосредственные участники часто описывают случаи провокаций со стороны вьетнамских властей.

Международные отношения с этой тропической страной строятся и сегодня Россией как непосредственным правопреемником Союза. Политическая обстановка складывается по-разному, однако у местного населения сохранилось чувство благодарности к русским воинам, а герои той секретной войны все также гордятся участием в ней.

На заключительном этапе операции "Хо Ши Мин" армия ДРВ впервые использовала новейшие и лучшие в мире ЗСУ-23-4-"Шилка". В то время в боевых действиях могла принять участие единственная батарея этих самоходок из 237-го зенитно-артиллерийского полка (http://www.nhat-nam.ru)

Три бронетранспортера БТР-40А, вооруженные зенитками, в патруле на шоссе в окрестностях приморского города Нячанг, начало апреля 1975 г. Бронетранспортеры БТР-40 в зенитном варианте часто использовались в разведывательных подразделениях танковых полков (http://www.nhat-nam.ru)

По данным разведывательного сообщества США, Северный Вьетнам получил из СССР самоходно-артиллерийские установки ИСУ-122, ИСУ-152 и СУ-100 в дополнение и для замены самоходок СУ-76. О боевом применении вышеперечисленных самоходок в Индокитае ничего не известно. В рапортах частей армии Южного Вьетнама они не отмечались ни разу. Здесь – крайне редкий снимок самоходки СУ-100 армии ДРВ, но сильно смущает бортовой номер с буквой «F», не менее странен для северовьетнамской армии стиль изображения буквы и цифр. Обратите внимание на опорные катки разного типа (http://otvaga2004.narod.ru)

Документальное расследование. Русские тайны вьетнамской войны

Около 6360 советских офицеров работало во Вьетнаме военными советниками - они якобы только помогали отражать воздушные налеты американцев с поддержкой ракетных комплексов ПВО.Официально признаны погибшими 13 человек. Каждый день этой девятилетней войны обходился СССР в 2 миллиона долларов.

Американцы отлично знали где расположены советские лагеря, поэтому пока не велись активные боевые действия, относились к русским терпимо. Изредка с пролетающих самолётов сбрасывали листовки с указанием времени бомбёжки и предложением русским оставить опасную зону. Чувство полной безнаказанности кончилось у американцев шоком 25 июля 1964 года. Это был 1-й бой советских зенитчиков с американскими самолётами. В этот день под Ханоем было уничтожено три самолёта тремя ракетами. Американцы испытали такой ужас, что не летали две недели. Вьетнамцы бесстыдно спекулировали на помощи от СССР и даже подставляли под удар советские корабли.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Их были тысячи - но официально их не было вообще. Участие советских военных во Вьетнамской войне не афишировалось. "Голосу России" удалось взять интервью у одного из тех, кто защищал небо Вьетнама от налетов американских ВВС.

30 января очередная годовщина установления советско-вьетнамских дипломатических отношений. Одна из ярких страниц в отношений двух стран – военная помощь Вьетнаму в годы войны против американской агрессии. «Голосу России» рассказал о тех днях человек, принимавший самое непосредственное участие в событиях Вьетнамской войны. Николай Колесник, председатель межрегиональной общественной организации российских ветеранов войны во Вьетнаме, начиная с 1965 года, участвовал в боях, которые вели против авиации США советские ракетчики.


Колесник: Советская военная помощь была огромной и всесторонней. В стоимостном выражении это составляло порядка двух миллионов долларов ежедневно в течение всех лет войны. Во Вьетнам было поставлено огромное количество техники. Достаточно привести лишь некоторые цифры: 2 тысячи танков, 7 тысяч орудий и минометов, свыше 5 тысяч зенитных пушек и установок, 158 зенитно-ракетных комплексов, свыше 700 боевых самолетов, 120 вертолетов, свыше 100 боевых кораблей. Причем все эти поставки были безвозмездными. Воевать на всей этой технике вьетнамцев надо было учить. Для этого во Вьетнам посылались советские военные специалисты. С июля 1965 года по конец 1974 года в боевых действиях во Вьетнаме приняли участие около 6,5 тысяч офицеров и генералов, а также более 4,5 тысяч солдат и сержантов советских Вооруженных Сил. Помимо этого, в военных училищах и академиях СССР было начато обучение вьетнамских военнослужащих – это более 10 тысяч человек.

Говорят, техника, направлявшаяся из СССР во Вьетнам, была устаревшей.

Колесник: На тот период она была самой современной. Например, реактивные истребители «МиГ-21» – именно на них вьетнамские летчики сбивали и «Ф-105», и «летающие крепости» «Б-52». За все годы войны истребительной авиацией Вьетнамской народной армии было уничтожено 350 самолетов противника. Вьетнамская же авиация потеряла гораздо меньше - 145 самолетов. В историю ВНА вошли имена воздушных асов, на счету которых было по 7, 8 и 9 сбитых американских самолетов. В то же время на счету наиболее результативного летчика США де Белива было во Вьетнаме лишь шесть воздушных побед. Поставляемые в годы этой войны советские ракетные комплексы «Двина» были способны поражать воздушные цели даже на 25-километровой высоте. «Это – самые смертельные снаряды, которые когда-либо выпускались с земли по самолетам», - констатировал в те годы американский «Военно-технический журнал».

Зенитно-ракетные войска ДРВ, созданные и обученные советскими специалистами, сбили около 1300 американских самолетов, в том числе 54 стратегических бомбардировщика «Б-52». Каждый из них нес 25 тонн бомб, и каждый мог уничтожить все живое и все постройки на площади, равной тридцати футбольным полям. Американцы бомбили регулярно и «тропу Хо Ши Мина», и города Северного Вьетнама, летая на высоте, недоступной для зениток. После наших первых побед они резко снизили высоту, чтобы быть недоступными ракетам, но попадали под обстрел зенитной артиллерии. После появления советских ракет американские военные летчики стали отказываться летать бомбить территорию Северного Вьетнама. Их командованию пришлось принимать срочные меры, в том числе, повышать выплаты за каждый боевой вылет, постоянно производить замену летного состава авианосцев.На первых порах ракетные бои вели советские офицеры, вьетнамские перенимали их опыт. Впервые советские ракеты показали себя в небе Вьетнама 24 июля 1965 года. 4 американских «Фантома» тогда шли на Ханой, на высоте, где их не могли достать вьетнамские зенитки. По ним были выпущены советские ракеты. 3 самолёта из четырех были сбиты. Дата этой победы с тех пор ежегодно отмечается во Вьетнаме как День ракетных войск.

Помните, когда состоялся Ваш первый бой? Кто кого тогда?

Колесник: 11 августа 1965 года. Мы за день 18 раз занимали места по боевой тревоге. И все - безрезультатно. И, наконец, поздно ночью тремя ракетами сбили 4 самолета противника. Всего дивизионы Первого и Третьего вьетнамских зенитно-ракетных полков ПВО в тех боях, в которых я участвовал, сбили 15 самолетов противника.

Американцы наверняка охотились за вашими боевыми расчетами?

Колесник: Да. Места дислокации приходилось менять после каждого боя. Иначе было нельзя - по выявленным позициям ракетных установок американцы тут же наносили ракетно-бомбовые удары. Американцы всячески старались помешать использованию нашей техники: применяли помехи, ракеты «Шрайк». Наши военные конструкторы также реагировали и совершенствовали нашу зенитно-ракетную технику.

Приходилось ли Вам лично видеть пленных американских летчиков?

Колесник: Лично не видел ни разу. Да наше присутствие во Вьетнаме и не афишировалось. Достаточно сказать, что всю командировку мы проходили в гражданской одежде, безо всякого личного и даже без каких-либо документов. Они хранились в нашем посольстве.

А как Вам объявили, что вы летите во Вьетнам и что вы сказали дома?

Колесник: Я служил в полку ПВО под Москвой. Командир полка объявил, что нам предлагается поехать в командировку в страну с «жарким тропическим климатом». Согласились почти все, а те, кто ехать по какой-то причине не хотел, в результате и не поехали. Так же я сказал и дома.

Что больше всего поразило Вас, молодого парня, в первую очередь?

Колесник: Поражало все: необычная природа, люди, климат и первая бомбежка, под которой пришлось побывать. Нас ведь в Москве ориентировали на то, что будем просто обучать и готовить вьетнамские расчеты. А пришлось обучать прямо на боевых позициях, при ежедневных непрекращающихся налетах американской авиации. Вьетнамцы – очень упорные люди, учились очень быстро. И я тоже освоил основные команды и термины по-вьетнамски.

Что было труднее всего?

Н.Колесник: Невыносимая жара и высокая влажность. Например, после 40-минутной заправки ракет окислителем в специальном прорезиненном костюме теряли почти килограмм веса.

Как относится к той войне и Вашему участию в ней нынешняя вьетнамская молодежь?

Н.Колесник: Вьетнамские ветераны той войны – с огромным уважением. Мы вспоминаем наши тяжелые военные будни и наши обще победы. А молодое, более прагматичное, поколение с интересом расспрашивало нас о тех боях и неизвестных им деталях той войны.

Сейчас у многих в нашей стране очень неоднозначное отношение к участию Советского Союза в конфликтах за его пределами.Чем для Вас явилось участие в войне во Вьетнаме?

Н.Колесник: Для меня те бои до сих пор остаются самыми яркими событиями в жизни. Я и мои боевые товарищи - и советские, и вьетнамские - участвовали в исторических событиях, ковали победу, в прямом смысле слова. Я горжусь тем, что оказывал помощь вьетнамскому народу в борьбе за его независимость и принимал участие в создании зенитно-ракетных войск Вьетнама.

Предысторию этого поста, рассказывающую про подавляющее преимущество русских военных летчиков над американскими военными в ходе Корейской войны вы можете найти .

В крупнейшем в мире авиакосмическом музее - Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне - есть примечательный уголок экспозиции. Бок о бок, чуть повернувшись носовыми воздухозаборниками друг к другу, стоят два непримиримых противника: американский «Фантом» F-4 и советский МиГ-21 . Вечные соперники, давние враги, впервые столкнувшиеся друг с другом на войне во Вьетнаме - и продолжавшие противостояние два с лишним десятилетия.

Но обращает на себя внимание не само соседство, оно-то как раз выглядит совершенно логичным. Примечательно другое: насколько меньше, компактнее и в то же время совершеннее смотрится легкая советская крылатая машина на фоне своего тяжеловесного соперника. Глядя на это соседство, понимаешь, почему именно МиГ-21 , у советских летчиков заслуживший шутливо-уважительное прозвище «Балалайка», а в войсках США и блока НАТО - «летающий Калашников», стал самым массовым сверхзвуковым самолетом в мире. Даже на первый взгляд в нем нет ничего лишнего, ничего случайного, ничего сложного или нелогичного - он так же прост и совершенен на вид, как и советский АК. А при более тесном знакомстве понимаешь и то, насколько два этих символа военной мощи СССР - МиГ-21 и АК - похожи между собой простотой и эффективностью применения.

Так что не стоит удивляться, что первый советский реактивный истребитель с треугольным крылом стал самым массовым сверхзвуковым боевым самолетом в истории авиации. В общей сложности в СССР, Чехословакии и Индии было выпущено почти 11,5 тысячи этих машин! Только этих чисел достаточно, чтобы с полным основанием называть истребитель МиГ-21 рекордсменом. А ведь есть еще как минимум 2500 самолетов, выпущенных по лицензии в Китае под индексом J7 (в экспортном варианте - F7). И это в то время, как самый массовый американский сверхзвуковой истребитель - тот самый американский «Фантом» - произведен в количестве куда меньшем: 5195 машин.

При этом МиГ-21 стал не только самым массовым, но и одним из самых долгоживущих реактивных истребителей третьего поколения. Совершивший первый полет 9 января 1956 года, он и по сей день состоит на вооружении в 18 странах. Больше всего «двадцать первых» остается в строю в Индии: 264 самолета, половина из которых недавно модернизирована и будет служить до 2019 года. На втором месте - страна, ставшая местом боевого крещения самолета: Вьетнам. Там «на службе» еще 124 МиГ-21 последних модификаций. А его главный соперник - «Фантом» - дослуживает сейчас только в авиации Ирана, где в строю остается 225 машин.

МиГ-21 в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне рядом со своими американскими противниками F-4 (слева) и F-105 (на заднем плане, в камуфлированной окраске).

«Двадцать первый» против «Фантома»

Историю МиГ-21 следовало бы начать, пожалуй, с появления двух первых прототипов - Е-2 со стреловидным крылом и Е-4 с треугольным. Но чтобы понять, где и как «двадцать первый» заработал свою потрясающую репутацию, мы начнем рассказ с истории первых боев между этими самолетами и их главным противником, «Фантомом».

Два врага впервые встретились в небе Вьетнама 23 апреля 1966 года, а через три дня американские «Фантомы» первыми открыли боевой счет, сбив ракетами МиГ-21 . Но, несмотря на столь удачное для тяжелого истребителя начало, именно появление новых МиГ-21Ф-13 (самая массовая модификация первого поколения истребителя) и МиГ-21ПФ-В (снабженный радиолокационным прицелом перехватчик в варианте для тропического климата) заставило американских летчиков резко изменить тактику и утратить ощущение безнаказанности.

«Двадцать первые» существенно превосходили по возможностям своих предшественников - дозвуковые МиГ-17Ф китайского производства и немногочисленные МиГ-15 , полученные от СССР. Они имели ракеты класса «воздух - воздух», были гораздо быстрее и маневреннее, а главное, умело пользовались тактикой наведения с наземных радиолокационных постов. Кроме того, новые истребители отлично использовали возможности своих менее скоростных собратьев-«семнадцатых». Им теперь отводилась роль загонщиков, вытеснявших «Фантомы» с малых высот, где они имели преимущество, на средние, где более маневренные МиГ-21 легко заходили F-4 в хвост и сбивали их.

Кстати, именно опыт применения МиГ-21 во Вьетнаме заставил делавшее ставку исключительно на ракетное оружие советское военное руководство пересмотреть взгляды и вернуть на самолеты пушечное вооружение. Из каждых 11 пущенных по цели советских неуправляемых ракет С-5 класса «воздух - воздух» в цель поначалу попадали одна-две , хотя и сам факт пуска ракет из задней полусферы всерьез пугал американских летчиков, заставляя их быстро выходить из боя. А вот пушечные снаряды калибра 30 мм куда реже проходили мимо цели. Когда же вьетнамские летчики начали получать в достаточном количестве советские управляемые ракеты Р-3С , они же К-13 , - советский вариант стоявшей на вооружении «Фантомов» ракеты AIM -9B Sidewinder, - ситуация изменилась кардинально.

С учетом этого закономерно, что с мая по декабрь 1966 года американцы потеряли в воздушных боях 47 самолетов, уничтожив при этом лишь 12 истребителей противника. Сказалось все: и лучшая маневренность МиГ-21 на виражах по сравнению с F-4 , и лучшая управляемость советского истребителя, и большая тяговооруженность «двадцать первого». Эти преимущества уравновешивали недостаточный обзор пилота «МиГа», слабость радиолокатора и неотработанность ракетного вооружения. В итоге на первом этапе воздушной войны во Вьетнаме (с апреля 1965-го по ноябрь 1968-го ) преимущество осталось за летчиками Северного Вьетнама. В 268 воздушных боях они сбили 244 американских самолета, потеряв всего 85 своих. Среди этих потерь было 27 «Фантомов» - и только 20 МиГ-21 . А в течение последнего года войны - 1972-го - в воздухе над Вьетнамом произошел 201 воздушный бой, в которых было потеряно 54 вьетнамских истребителя и 90 американских. Среди них 37 МиГ-21 и 74 «Фантома» - более чем показательное соотношение. А всего в 1972 году «двадцать первым» удалось записать на свой счет 67 самолетов США разных типов и моделей. Примечательно, что в США снято множество фильмов про войну во Вьетнаме, но ни одного хоть сколько-нибудь известного, где главными героями стали бы летчики-истребители . Гордиться американцам в боях за вьетнамское небо явно было нечем.

Вьетнамские летчики спешат к своим самолетам, чтобы вступить в бой с приближающимся противником.

Воевать не числом, а умением

В 1973 году американские войска ушли из Южного Вьетнама, страна объединилась под названием Социалистическая Республика Вьетнам, и война закончилась. Но не закончилось противостояние МиГ-21 и «Фантомов». В том же самом году в октябре на Ближнем Востоке разгорелась скоротечная - всего 18 дней! - война, получившая название войны Судного дня. И в ней вновь сошлись уже успевшие узнать и зауважать друг друга противники.

Как говорят специалисты по истории авиации, во Вьетнаме МиГ-21 лучше всего проявил себя как перехватчик - хотя им он, собственно, по первоначальной задумке не являлся. Тем не менее авионика истребителя, его тяговооруженность и скороподъемность, а также скорость вполне позволяли ему играть эту роль. А в войне Судного дня лучше всего раскрылся потенциал «двадцать первых» как маневренных фронтовых истребителей.

Причем раскрывать эти способности МиГ-21 помогли не столько «Фантомы», стоявшие на вооружении израильских ВВС, сколько прикрывавшие их во время вылетов на штурмовку истребители «Мираж» французского производства. И тут, надо сказать, встретились противники, гораздо больше похожие друг на друга. И советский, и французский истребители отличались прежде всего высокой маневренностью, имели очень похожее вооружение - 30-миллиметровую пушку и ракеты «воздух - воздух» с тепловыми головками самонаведения, а самое главное, были близки «идеологически». Ведь и тот и другой создавались как фронтовые истребители, главной задачей которых было ведение маневренного воздушного боя.
Как вспоминают участники тех событий, египетские пилоты были не слишком хорошо подготовлены и не отличались инициативой и смелостью. В частности, они редко могли воспользоваться отличной маневренностью «двадцать первых» и потому ввели в обиход правило «Увидев «Мираж», не становись в вираж».
Зато имевшие гораздо более тесные связи с СССР и прошедшие серьезную пилотажную и тактическую подготовку под руководством советских летчиков-инструкторов сирийские пилоты проявили себя с лучшей стороны, использовав все возможности, которые давал им МиГ-21 . В итоге всего за 18 суток той краткосрочной войны истребители ВВС Сирии провели над Голанскими высотами и Ливаном 260 воздушных боев, сбив 105 самолетов противника и потеряв всего 57 своих! Согласитесь, показательное соотношение, особенно учитывая, что противостояли им отлично подготовленные и умеющие пользоваться всеми возможностями своих «Фантомов» и «Миражей» израильские пилоты. Но преимущество советских самолетов проявилось в полной мере, что и привело к таким показательным результатам боев.

По словам историков авиации, именно война Судного дня окончательно вернула в тактический арсенал реактивной авиации понятие ближнего маневренного группового боя. Идеология одиночного перехвата, которая господствовала в представлениях о роли реактивных истребителей, потеряла свою доминирующую позицию: пользоваться ею стали только для уничтожения отдельных целей типа высотных самолетов-разведчиков . А для советской авиации главным выводом из событий октября 1973 года стало понимание, что тактические, боевые и модернизационные возможности МиГ-21 еще далеко не исчерпаны и самолет может оставаться в строю еще не один год. Но тогда, конечно, никто не подозревал, что речь идет не о годах - о десятилетиях.