“Чёрный квадрат” Казимира Малевича – это икона русского авангарда, одна из самых известных картин русской живописи. Всемирную известность картине и её автору принёс глубокий смысл, вложенный художником в картину.

Смысл “Чёрного квадрата” Казимира Малевича неотделим от его создания. Картина написана Малевичем 21 июня 1915 года - то было время пика развития авангарда в русской живописи, время исторических революций, выражаясь собирательно - время больших перемен во всех сферах жизни.

В 1914-1915гг появляется одно из основных течений в русском абстрактном искусстве и определяющий его термин — «супрематизм» (от лат. supremus-наивысший). Идейным вдохновителем, основным теоретиком и ярчайшим представителем супрематизма был К. Малевич, объединивший своих последователей в художественное общество «Супремус» для распространения идей супрематизма. Ключом к пониманию метода Малевича является его теоретическая работа «От кубизма и футуризма к супрематизму»(1916), в которой он обосновал своё убеждение, что фактическая передача физического мира и рисование с натуры «свойственны дикарям». Согласно идее Малевича, супрематизм стал высшей степенью развития искусства благодаря выделению беспредметного как сущности любого вида искусства. Подлинный творец должен отказаться от подражания действительности и интуитивно открыть для себя истинную реальность, заключённую в простых геометрических формах—основе всего сущего. Супрематизм по своему содержанию был геометрической абстракцией и поэтому выражался в лишённых изобразительного смысла комбинациях простейших геометрических фигур, окрашенных в разные тона. Отказавшись от фигуративного творчества, художники-супрематисты отказались и от «земных» ориентиров: в их картинах отсутствует представление о «верхе» и «низе», «левом» и «правом»--как в космосе, все направления равноправны. Свои эстетические идеи художники выражали через композиции, в которых построение формы не предполагало необходимости цвета и фигуры: познание цвета и формы происходило через ощущения даже не столько художника, как того, кто смотрит на картину. Ощущая энергетику предметов и образов, художник-супрематист работал с формой и цветом в рамках законов экономии, которая в его работе становилась пятым иррациональным измерением. Квинтэссенцией такой экономии стал «Чёрный квадрат» Казимира Малевича.

«Чёрный квадрат» (1915) Казимир Малевич

Концепцию супрематизма Малевич обнародовал на «Последней футуристической выставке 0,10» в Петербурге (1915). На этой выставке художник представил 39 своих полотен, изображающих фигуры людей в простых геометрических формах. В числе картин был и знаменитый триптих, на котором, собственно, и зиждилась вся система супрематизма: «Чёрный квадрат», «Чёрный крест» и «Чёрный круг». Из этого триптиха только «Чёрный квадрат» приобрёл известность самого знаменитого произведения мирового авангарда. Вполне возможно, внимание к картине привлекло обескураживающее заявление Малевича, что этим произведением он полностью завершил историю развития мировой живописи. Сам художник считал квадрат первофигурой, базисным элементом мира и бытия. Даже памятник художнику по его завещанию был выполнен в форме квадрата—копии его знаменитой картины. «Квадрат,-писал Малевич,-это творчество интуитивного разума. Квадрат живой, царственный младенец». Художник называл «Чёрный квадрат» иконой и на выставке расположил картину высоко в углу так, как вешают иконы.


Выставка «0, 10». Петербург, декабрь 1915

«Чёрный квадрат» не имеет ни верха, ни низа. Отклонения от чистой геометрии свидетельствуют, что художник писал квадрат «на глазок», не прибегая к циркулю и линейке. Картина стала окончательным результатом многочисленных экспериментов, о чём свидетельствуют цветные композиции, появившиеся со временем в трещинах чёрной поверхности. Сейчас легендарный «Чёрный квадрат» находится в Государственной Третьяковской галерее. Сам Малевич делил своё супремастическое творчество на три периода по числу квадратов—чёрного («чёрный период»), красного («цветной период») и белого(«белый период», когда белые формы написаны в белом). Произведения носили сложные, развёрнутые названия. Так, «Красный квадрат» первоначально назывался «Живописный реализм крестьянки в 2-х измерениях». В поисках нового художественного языка Малевич опередил своё время. Теоретик и практик искусства, он стал знаковой фигурой для XXв, символом русского авангарда. К. Малевич стоял у истоков нового искусства, наиболее ярко воплотив искания и парадоксы своего времени. Выйдя за пределы России, супрематизм оказал заметное влияние на всю мировую художественную культуру. Как никакое другое направление авангарда, супрематизм распространил свою систему на все виды художественного творчества: роспись текстиля и фарфора, книжную графику, дизайн и даже —оформление праздников.

Ровно 100 лет назад, 19 декабря 1915 года, публике было впервые представлено полотно Казимира Малевича "Черный супрематический квадрат" на Последней футуристической выставке "0,10" в Петербурге.

К юбилею самой узнаваемой картины русского авангарда Третьяковская галерея выставила редко экспонируемые графические работы Малевича и художников его круга.

Рекордный "индекс цитируемости"

Эксперты изучают новые версии создания "Черного квадрата" На одном из белых полей картины выявлена частично утраченная надпись, выполненная карандашом по высохшему слою краски, в связи с чем появилось несколько версий создания "Черного квадрата" Малевичем.

Простой четырехугольник в начале прошлого века привлек к себе повышенное внимание, был назван чуть ли не манифестом нового времени. Секреты популярности картины и её тайные смыслы до сих пор пытаются объяснить искусствоведы, находя всё новые подтверждения уникальности произведения.

Это и воплощение "абсолютного нуля", и конец традиционного предметного мышления, и трансфинитное начало, и нулевое выражение цвета, и декларация беспредметности, и мистический магнетизм супрематизма, и вызов обществу, и проект стилистики мира — спасибо, что дочитали до конца эту фразу. Но если коротко, то Малевич совершил революцию в искусстве.

Если собрать всё, что написано о "Чёрном квадрате" Малевича (а это невозможно, но просто предположим), то очевидная уникальность произведения будет как раз в "индексе цитируемости".

Зарубежные эксперты могут изучить "Черный квадрат" в Третьяковке Конкретных договоренностей с другими музеями у исследователей пока нет, но есть планы сделать международный проект, в котором участвовали бы музеи, у которых есть ранние супрематические вещи, сообщили в Третьяковской галерее.

1. Квадрат Малевича не уникален — он как минимум вторичен

За 20 лет до этого появилась черная картина Альфонса Алле "Битва негров в пещере глубокой ночью". Эксцентричный французский художник и юморист в своё полотно тайных смыслов не вкладывал, объяснив всё в названии.

А до этого был черный четырёхугольник Роберта Фладда. Философ-алхимик еще в начале XVII века проиллюстрировал им "Великую Тайну Великой Тьмы" — то, что было до сотворения мира.

В 1843 году Берталь (настоящее имя — ДэАрну Шарль Альберт), французский портретист и иллюстратор, написал картину "Вид на Ла-Хог ночью" — горизонтальный прямоугольник, почти полностью покрытый расплывчатыми черными знаками. Позже были "Сумеречная история России" Гюстава Доре (в его представлении, история зарождения Руси теряется во тьме веков), шуточная картина "Ночная драка негров в подвале" Пола Билхода и уже упомянутая "Битва негров в пещере глубокой ночью".

2. "Черный супрематический квадрат" на самом деле не черный

Даже, как говорится, невооруженным глазом, видно, что полотно не однородного черного цвета (об этом подробно было рассказано выше).

3. Квадрат Малевича на самом деле не квадрат

Это даже не прямоугольник, а скорее трапеция. В нем нет ни одного строго прямого угла. Это действительно черный четырехугольник — как и назвал его автор в первоначальном варианте.

4. "Черный квадрат" — это главенство формы, а не содержания

Какие бы скрытые смыслы мы не искали в картине, в ней, по сути, нет почти ничего, кроме темного цвета и неких абстрактных линий под ним. Содержания — ноль, главное — довлеющая над всем форма. Причем на той же выставке в Петербурге в 1915 году были показаны и другие работы Малевича (в виде черного круга и креста). Их, впрочем, сам художник считал вторичными, когда годы спустя писал труды о философии черного квадрата.

5. Произведение Малевича — это революция в живописи

Опять же спорный тезис, но за долгое время все так к нему привыкли, что это утверждение воспринимается как данность. Сначала на мысли о своем бунте в искусстве настаивал сам Малевич — в знаменитом манифесте "От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм". 100 лет назад Малевич фактически основал новое направление в живописи — супрематизм (в переводе с латыни — "наивысший"). Это течение должно было стать вершиной всех творческих поисков художников (по мнению опять же Малевича). Десятилетия спустя искусствоведы посвятили исследованию этого направления многочисленные трактаты.

"Черный квадрат" — это простой, но гениальный пиар-проект

Мы же помним, что до Казимира Малевича уже были созданы черные прямоугольники, и в некоторых случаях это было подано даже не как шутка, но как вполне концептуальное произведение.

Но только Малевичу удалось остаться в веках создателем знаменитого "Черного квадрата". Фортуна ли, умение ли попасть в нужное время в нужное место, просчитать запросы революционного искусства — всё это привело к тому, что Казимир Малевич, выражаясь современным языком, нашел и запустил новый тренд. А позже уже неоднократно рассказывал и писал о философии своей картины.

"Все говорят: квадрат, квадрат, а у квадрата уже выросли ножки, он уже бегает по свету" (из беседы Малевича с учениками). "Квадрат свой считаю дверью, открывшей для меня много нового" (из письма К. Малевича М. Матюшину)

В результате его творение оценивается в десятки миллионов долларов и считается самым узнаваемым произведением не только русского авангарда, но и всего русского художественного творчества в целом.

«Чёрный квадрат» Казимира Малевича, написанная 21 июня в 1915 году, в дачном посёлке Кунцево (ныне территория Москвы) — самая загадочная картина прошлого столетия — «икона» мирового авангарда. Вокруг неё до сих пор не умолкают споры. Высказываются самые противоположные мнения, судя по которым, картина вызывает у зрителей весь спектр чувств — от экзальтированного восторга до полного неприятия. Чем же так будоражит любителей живописи «Чёрный квадрат»?

«Я хотел понять, что я сделал…»

Впервые «Чёрный квадрат» увидели на «Последней кубофутуристической выставке картин «0,10», состоявшейся в конце 1915 — начале 1916 года в Петербурге. Малевич выставил там 39 картин. В их числе — главную свою работу, которая тогда называлась «Четырёхугольник».

Декларированный футуризм как художественное течение просуществовал очень недолго: первая его экспозиция состоялась в марте 1915, а уже в декабре — «Последняя футуристическая выставка». На открытии «0,10» возникли разногласия между участниками: Малевич провозгласил наследником футуризма супрематизм, однако его коллеги не пожелали встать под новое знамя и дать это название всей выставке. Художнику буквально за час до начала пришлось от руки написать плакаты «Супрематизм живописи» и развесить их у своих картин.

На выставке висело также уведомление автора о том, что содержание многих из картин ему не известно. Тем не менее, их названия возбуждают в сознании зрителя вполне конкретные образы, хотя все полотна Малевича на той выставке были лишены какой бы то ни было предметности, всяческого фигуративного знака, образа, хотя бы отдаленно напоминавшего что-либо. В целом эту концепцию принято определять термином «алогизм».

Художник поместил картину в «красном углу», уподобив его иконе. Жест Малевича не остался незамеченным.

Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны,

— возмущался художественный критик Александр Бенуа.

Так «Чёрный квадрат» начал свою очень сложную жизнь в мировой культуре.

Несмотря на крайнюю простоту исполнения, картина стала результатом долгой внутренней работы Малевича. Как вспоминал сам художник, идея «Квадрата» появилась у него в ходе работы над оформлением оперы Матюшина «Победа над Солнцем» в 1913 году. Действительно, на сохранившихся эскизах видно, что в основе композиции занавеса Малевич использовал квадрат, но этот квадрат ещё не был чёрным. Его заполняли характерные для кубизма формы.

Сто лет назад эти два слова обрели смысл, не дающий покоя великому множеству людей.

Картина «Черный квадрат» для любого зарубежного любителя искусства - самое известное русское художественное произведение, - символ идеи, надолго опередившей время даже в стремительном XX веке.

Художник эпохи катаклизмов

Казимир Северинович Малевич прожил жизнь, меньше всего похожую на судьбу ловкого шарлатана от искусства, поставившего цель разбогатеть на продаже заумных теорий, символом которых видится многим «знатокам» картина Малевича «Черный квадрат». Он родился в 1879 году в Киеве, в многодетной семье управляющего производством на сахарном заводе. Стремление к рисованию было с детского возраста, но низкий достаток не позволил получить систематическое художественное образование, заставил рано начать трудовую жизнь в качестве чертежника.

В Курске, куда переехала семья Малевичей, он организовал кружок любителей живописи и стал готовиться к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, куда безуспешно пытался поступить в 1905 году - ему не хватало формального образования. Хотя Казимир и был уже семейным человеком, он переселяется в Москву, занимается в частном училище выпускника Императорской академии художеств Ф. И. Рерберга и активно участвует в деятельности художественных объединений, иногда самых радикальных, - таких как «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Синий всадник» и т. д.

Время поиска

Новое время отменяло старые ценности. Терялся смысл изобразительной функции живописного искусства, документировать время взялась фотография и рождающееся кино, заставляя художников экспериментировать с формой. Социальные и экономические революции делали неактуальными привычные темы, активно влияя на поиск нового содержания полотен.

Малевич жил в самой гуще художественной жизни, испытал влияние самых передовых веяний: писал импрессионистические пейзажи, участвовал в эпатажных акциях футуристов (например, - гулял по Кузнецкому мосту с деревянными ложками в петлицах), писал картины в стиле кубизма, разработал свой стиль - «заумный реализм», оформлял издания самых авангардных поэтов, таких как А. Кручёных и Велимир Хлебников. Вместе с Маяковским выпускал «Сегодняшний лубок», отражавший события начавшейся Первой мировой войны.

«Победа над Солнцем»

Еще в 1913 году произошли события, во многом определившие творческую судьбу Малевича. В Петербурге состоялся «Первый всероссийский съезд футуристов», в котором приняли участие три человека: изобретатель нового языка - «зауми» - Алексей Кручёных, сторонник музыкального диссонанса Михаил Матюшин и активный противник фигуративной живописи Казимир Малевич. Итогом вдохновенной работы стали два представления оперы «Победа над Солнцем», вошедшие в историю авангардного искусства. Именно отсюда родом картина Малевича «Черный квадрат», - похожий мотив появился в виде задника в декорациях к 1-му действию оперы.

Главной темой оперы стало рождение нового, машинного будущего, которое может возникнуть только при полном разрушении старого мира. Эта тема воплощалась непрофессиональными актерами в фантастических костюмах по эскизам Малевича, произносивших малопонятную, но экспрессивную «заумь», двигавшихся среди удивительных декораций под резкие атональные звуки, извлекаемые из Спектакли закончились скандалом, т. е. цель была достигнута.

Выставка «0,10»

Современники отмечали способность Малевича объединять вокруг себя художников, генерировать объединяющие идеи. Но даже для его единомышленников была полной неожиданностью экспозиция из 39 картин, подготовленная к выставке, открывшейся 19 декабря 1915 года в галерее Н. Добычиной на в Петрограде. Название «Ноль, десять» означало ноль предметных форм на картинах и десять участников выставки (хотя их было 14). Именно на ней впервые появилась картина «Черный квадрат», - фото запечатлело её в «красном углу», там, где обычно располагались иконы.

Художник сам развешивал картины ночью перед открытием, писал плакаты и подписи, подготовил манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». Таким образом он стал во главе нового художественного течения, символом которого стала картина «Черный квадрат». Выставка была обозначена как «Последняя футуристическая», но с определением её как перехода к супрематизму, как предлагал Малевич, его соратники не согласились, - слишком радикальные идеи провозгласил художник.

Супрематизм

Название произошло от латинского supremus - наивысший - и польского supremacja - превосходство, главенство. В теоретических разработках нового стиля Малевич говорил о доминировании беспредметности как определяющего качества истинного изобразительного искусства. Освобожденная от фигуративности, живопись становится актом чистого творения, подобного божественному, а картина «Черный квадрат» в этом смысле обладает качеством первоклетки, первоэлемента нового мира.


Другое значение термина Малевич выводит из важнейшего значения для создаваемой новой реальности главных инструментов, которые он использует - цвета, линии, простой геометрической формы. Первые же супрематические мотивы, в том числе картина Казимира Малевича «Черный квадрат», обладали особой выразительностью, основанной на лаконичных по цвету композициях, не искаженных линейной и воздушной перспективой, имитацией объема и т. д. В дальнейшем развитие основных принципов приняло форму влияния на различные жанры - супрематистскими стали композиции из фигур людей, появились даже трехмерные элементы - «архитектоны», ставшие выражением взглядов Малевича на

Основа нового мира, создаваемого художником имела одно главное выражение - «Черный квадрат». Смысл картины определялся значением атома, из которого строится не отображение существующего мира, а новая, другая реальность, и многогранность этого мира придавала многозначность и «Черному квадрату». В чем она?

Апофеоз беспредметности

Провозглашая независимость истинно чистого искусства от функции документирования окружающей действительности, художник неизбежно приходит к потере любой фигуративности, или к поиску начальной формы, которую невозможно разъять на составляющие элементы. Таков первоэлемент, который нашел Малевич - «Черный квадрат». Смысл картины в том, что впечатление, производимое ею, не зависит от смыслового наполнения, от ассоциаций с объектным миром, от конкретных ссылок и аллюзий. Задача, поставленная мастером, непроста, она требует участия зрителя, напряжения его душевных сил, наличия у него некоего багажа. И чаще всего она не дает явные ответы, а обозначает лишь новый способ получения впечатлений от бытия, а разве не это цель искусства?

Цвет - основа новой живописи

Полное название своей самой знаменитой картины мастер обозначал так: «Черный супрематический квадрат на белом фоне». Для художника и философа здесь было важно каждое слово, ведь главенство цвета, его первичность лежит в основе супрематизма. Можно встретить описание картины «Черный квадрат» Малевича, где цвет краски, нанесенной на холст, представляется сложной смесью различных оттенков, среди которых и нет однозначно черного, а белое обрамление называется мерцанием светло-кремовых оттенков.

Представляется, что это имело смысл для мастера, когда он делал дальнейшие шаги, - в знаменитых сериях «белого на белом», когда выразительность живописи строится на тончайших цветовых взаимоотношениях между плоскостями. Картина «Черный квадрат» - это декларация доминирующего цвета, самого весомого, значительного, контрастного. Хотя понимание как результата смешивания всех основных цветов (теплых и холодных, спектральных и дополнительных), усиливает значение этой декларации.

Энергия и свет

Не зря первое упоминание о черном квадрате встречается у Малевича в его работе над оформлением футуристической оперы «Победа над Солнцем». Описание картины «Черный квадрат», объяснение белого фона, на котором размещается непрозрачная плотная фигура, как света, бьющего из-за надвигающейся завесы, встречается и у самого художника, и у зрителей, и особенно органично в контексте событий, происходящих в опере.

Удивительно, как Малевичу удалось предугадать живописные направления, ставшие актуальными спустя полвека. Эд Рейнхардт, Сол Левитт, несомненно, шли по пути, указанному «Черным квадратом». У Марка Ротко энергия цвета и вибрации лаконичной формы приобретает космические масштабы, а средства выражения этой энергии аналогичны супрематическим почти буквально.

Неизвестно, насколько принципиальна была для Малевича рукотворность формы, легкая непараллельность сторон квадрата, пульсация фона и мерцание черного цвета, но что-то заставляет всматриваться в эту картину и с каждой минутой мистическое излучение от нее становится ощутимее.

Кризис идей, конец искусства?

Банально присвоение художественному гению пророческих качеств, но в случае Малевича дар предвидения очевиден. Также были очевидны для современников апокалиптические мотивы, которыми наделил Малевич «Черный квадрат». Смысл картины им виделся в глухом тупике, куда завело искусство и особенно живопись, развитие общественной мысли.

Привычная функция изобразительного искусства объявлялась устаревшей, а квадрат виделся закономерным итогом творческих поисков формалистов. Не зря существует легенда, что, увидев «Черный квадрат», Пикассо охладел к кубизму - дальше двигаться некуда... Не добавляло оптимизма уже наступившее военное время и явное предчувствие будущих революционных потрясений.

И всё же с вершины прошедшего времени в лозунгах, провозглашенных Малевичем, слышится призыв искать новые пути, а отрицание старых методов отображения меняющегося мира не кажется доминантой. Это подтвердилось дальнейшим творчеством мастера и его учеников, жизнестойкостью его идей.

Точка отстчета

Полотно Малевича до сих пор будоражит дремучих комментаторов, которых возбуждает фамилия художника и сумма, заплаченная за оригинал картины, - «критиков», обладающих младенчески девственным интеллектом. Они-то уверены в нулевой значимости такого искусства. поглощающая светлую материю истинных художественных ценностей, видится и высокообразованным блюстителям духовных традиций и моральных норм.

А между тем фамилия Малевича известна каждому будущему художнику, дизайнеру или архитектору во всем мире, супрематизм оказал влияние на самых знаменитых современных мастеров. Например, автор суперсовременных форм в зданиях и окружении человека - Заха Хадид - особо подчеркивает влияние идей русского художника на всё её творчество.

Что нужно, чтобы написать картину «Черный квадрат»

Можно прожить всю жизнь, не думая о сытой комфортной жизни, смотреть на мир иначе, чем другие. спорить с друзьями и врагами, воспитывать учеников, пытаться убедить в своей правоте государственную власть и оказаться в бедности и изгнании, умереть от мучительной болезни в еще не старом возрасте и превратить собственные похороны в акцию авангардного искусства.

Но зачем усложнять? Холст, чуть-чуть краски и минимум малярных навыков, - готов шедевр мирового значения. А еще лучше - компьютерный графический редактор и качественный принтер - так ровнее, правильнее, красивее… И самое главное - не прилагать лишних умственных усилий, ведь всё так просто…

19 декабря 1915 года на «Последней футуристической выставке картин 0,10», которая открылась в Петрограде, публике были представлены 39 картин Казимира Малевича. На самом видном месте, в так называемом «красном углу», куда обычно помещают иконы, висела картина «Чёрный квадрат». Выступивший на выставке Казимир Малевич объявил о наступлении нового живописного реализма - супрематизма. Термином «супрематизм» (от латинского supremus - высочайший, преодолевающий) Малевич назвал высший и последний этап искусства, суть которого заключается в выходе за традиционные рамки, за пределы видимого, умопостигаемого мира.




Совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать чёрный квадрат и поместить его на белый фон. Квадрат - самая элементарная геометрическая фигура, чёрный и белый - самые элементарные цвета. Наверное, любой человек может нарисовать такое. Но вот загадка: «Чёрный квадрат» - самая знаменитая картина в мире. Она будоражит умы миллионов людей, вызывает бурные споры, притягивает к себе массу исследователей и любителей живописи. Почему это происходит? До сих пор ответ на этот вопрос был не найден.

Многие исследователи пытались разгадать тайну «Чёрного квадрата». К каким выводам они пришли? Их множество. Вот пять основных.

«Чёрный квадрат» это:

1. Мрачное и абсолютно непонятное откровение гениального художника.
2. Образец убогости, полной безвыходности, отчаяния от своей бездарности.
3. Искусственно раздутый фетиш, за которым нет никакой тайны.
4. Акт самоутверждения сатанинского начала
5. Иудейский символ.

К сожалению, ни один из исследователей не пошел дальше поверхностного осмысления картины. Они видели только то, что лежало на поверхности картины, то есть только чёрный квадрат.

Сам Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина сделана им под воздействием бессознательного, а точнее - под воздействием «космического сознания». Следовательно, и картину нужно воспринимать не сознанием, а подсознанием. «Чёрный квадрат» - не просто картина, «Чёрный квадрат» - это символ космического сознания.


Все исследователи не приняли в расчёт простейшую истину, а именно - закон начертательной геометрии, который гласит так: на плоскости реально можно отобразить только плоскость. Картина является плоскостью - значит, на ней реально можно изобразить только плоскую фигуру: квадрат. Люди со слаборазвитым воображением и видят в «Чёрном квадрате» только квадрат, и ничего более. Но ведь Малевич всем дал ясно понять, что это не просто чёрный квадрат, а супрематический чёрный квадрат. То есть при рассмотрении этой картины следует выйти за рамки традиционного восприятия, выйти за пределы видимого.


Выйдите за пределы видимого, и вы поймете, что перед вами не чёрный квадрат, а разноцветный куб. В этом и заключается секрет знаменитой картины. Тайный смысл, вложенный в «Чёрный квадрат», можно коротко сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым. Если человек будет воспринимать мир объёмно и во всём разноцветии, его жизнь кардинально изменится. Миллионы людей, которых инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Чёрного квадрата», но им не хватало воображения, чтобы сделать последний шаг к осмыслению гениального полотна.


Давайте вместе сделаем этот последний шаг. Посмотрите на картину. Перед вашими глазами чёрный квадрат. Плоская одноцветная фигура. Но, быть может, это передняя сторона разноцветного куба? Ведь мы знаем, что, если строго фронтально глядеть на объемный предмет, может сложиться ложное впечатление о его плоскости. Сместите точку зрения. Выйдите за пределы видимого. Попытайтесь космическим зрением увидеть верхнюю сторону куба. Если у вас получилось, вы увидите, что верхняя сторона - голубого цвета. Она символизирует собой небо и высоту. Теперь обратим взгляд на нижнюю сторону куба. Эта сторона - зеленого цвета. Зеленый - цвет весны, природы и юности. Если вы сумели увидеть верхнюю и нижнюю стороны куба, разглядеть боковые стороны будет уже проще. Две боковые стороны куба - жёлтого и красного цветов. Правая сторона - жёлтого цвета, цвета солнца и лета. Левая сторона - красного цвета, цвета огня, тепла и любви. Самое сложное - увидеть обратную сторону куба. Для этого недостаточно взглянуть чуть выше, чуть ниже или чуть со стороны. Для этого мы должны мысленно переместиться на противоположную сторону. Мы должны поменять свою точку зрения на 180 градусов. Если это получится, то за передней чёрной стороной мы увидим заднюю белую сторону. Белый - цвет мудрости, правды и чистоты. Чёрный - цвет смерти, зла и пустоты.


Чёрный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в чёрном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за чёрным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложней многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.

«Чёрный квадрат» - не картина в общеизвестном понимании этого слова. «Чёрный квадрат» - зашифрованное послание великого не художника, а философа Казимира Малевича. Поняв истинную суть этого послания, этой формулы гармонии, вы сможете по-другому взглянуть на окружающий вас мир. Смотрите на всё с разных точек зрения, и вам откроется вся прелесть РАЗНОЦВЕТНОГО мира.