Итак, после какого-никакого изучения материалов пришло время узнать что из материалов можно сделать, а так же понять, как оно выгоднее будет смотреться на работе.

Именно в этом нам помогут

Основы композиции во многом складываются из теории

Композиция - это впринципе сочетание и соотношение друг с другом частей работы. Так сказать, взаимодействие элементов друг с другом.

Итак, как могут элементы композиции могут взаимодействовать друг с другом?

Для начала, композиции бывают двух типов: статичные и динамичные.

Статичная композиция

Динамичная композиция

Соответственно названиям, каждая композиция отличается друг от друга наличием иллюзии движения и наоборот - его отсутствием.

Динамичность изображения может достигаться с помощью ритма - чередования одного и того же элемента

Но во многом динамика зависит от трансформации форм, это четко видно на подобном примере:

Фигуры в прямом своем положении выглядят статично, но если у них появляется неторый вектор направления и они начинают повторяться - создается динамика.

Так же, динамика может создаваться из-за ассиметричности элементов, когда изображение не повторяет элементы точь-в-точь вдоль оси симметрии, как в зеркале.

Все композиции строятся исходя из того, где находится доминанта - главный элемент в работе, вокруг которого располагаются иные. Доминанта - это композиционный центр, который не всегда совпадает с геометрическим центром работы.

Доминанта зависит от:

1. Своей величины и величины остальных элементов.

2. Положения на плоскости.

3. Формы элемента, которая отличается от формы других элементов.

4. Фактуры элемента, которая отличается от фактуры других элементов.

5. Цвета. Путем применения контрастного (противоположного цвета) к цвету второстепенных элементов (яркий цвет в нейтральной среде, и наоборот, или хроматический цвет среди ахроматических, или теплый цвет при общей холодной гамме второстепенных элементов, или темный цвет среди светлых.

6. Проработки. Главный элемент, доминанта- более проработан, чем второстепенные.

Несмотря на то, что доминанта является главной точкой композции - она не должна быть единственной ее точкой. Остальные части композиции должны уравновешено дополнять ее, создавая эффект целостности изображения

Один из самых распространенных приемов при создании композиции - это золотое сечение, понятие, которое предполагает, что главные элементы композиции должны располагаться в 1/3 длины горизонтальной/вертикальной границы листа.

Элементы композиций, выстроеных вдоль направляющих и точек листа наиболее выигрышно смотрятся в композиции.

Актуальность: 2014

Что такое внутреннее движение?

Предположим, перед вами лежит страница с напечатанным текстом. Чтобы получить информацию со страницы, вам нужно этот текст прочесть. В большинстве случаев, мы начинаем чтение текста с верхнего левого угла, заканчиваем чтение правым нижним углом. Примерно так:

Наш взгляд при чтении текста перемещается по траектории, обозначенной стрелками. Эта траектория и является внутренним движением .

Возможно, сами того не ведая, фотографии мы рассматриваем точно по такому же принципу! Только внутреннее движение на фотографии имеет немного другой характер - от переднего плана к заднему (по крайней мере, в пейзаже). Траекторию движения взгляда задают ключевые объекты, расположенные в поле кадра. Приведу пример:

Обратите внимание, что на всех удачных пейзажных фотографиях, которые буквально притягивают взгляд, присутствует внутреннее движение. Причем, чем сложнее его траектория, тем сильнее притяжение. Уже интересно! Давайте попробуем сформулировать некоторые правила, которые позволят использовать внутреннее движение эффективнее, что, безусловно, скажется на художественной ценности фоторабот!

Конечная точка должна быть внутри кадра

Начинающие фотолюбители при фотосъемке городских улиц, дорог, рек допускают одну и ту же ошибку - фотографируют эти объекты "поперек".

При этом в композиции преобладают вертикальные и горизонтальные составляющие, которые придают композиции излишнюю статичность. Движущиеся пешеходы, автомобили хоть и задают какую-то динамику, но эта динамика в большинстве случаев не интересна - вектор внутреннего движения направлен за пределы кадра и взгляд зрителя блуждает то вправо, то влево не в состоянии за что-то зацепиться. Визуальный переход между планами затруднен.

Если же сфотографировать ту же самую улицу, но в перспективе, то конечной точкой станет точка схождения перспективы. При этом появится внутреннее движение от переднего плана к заднему, как правило его направление будет приближено к диагонали.

Несмотря на то, что сюжет банальный, тем не менее нам удалось реализовать внутреннее движение благодаря эффекту перспективы. Главный объект (пара на переднем плане) двигается от переднего плану к заднему по диагонали кадра. О том, по какой диагонали лучше направлять вектор внутреннего движения речь пойдет ниже.

Использование диагоналей

Поскольку кадр у нас имеет прямоугольную форму, у него две диагонали. Они называются восходящая и нисходящая диагонали:


.

Если в композиции с движущимися или просто направленными объектами будет доминировать восходящая диагональ, от этого фотография только выиграет - восходящая диагональ лучше всего подчеркивает движение. Интуитивно оно воспринимается как "вперед и вверх". В качестве примера снова рассмотрим типичный пример "движение по дороге".

Вариант 1 - прямое движение по восходящей диагонали

Вариант 2 - обратное движение по нисходящей диагонали (отзеркаленная исходная фотография)

.

Заметили, что эти картинки воспринимаются намного по-разному? Первая фотография вполне комфортна для просмотра, а на второй движение выглядит как будто "против шерсти".

Правило восходящей диагонали успешно используется при дизайне логотипов и прочей фирменной символики:

.

В учебниках по фотографии и в интернет-статьях соответствующей тематики много написано о диагоналях! Они помогают передавать эмоции и динамику, настроение и состояние. Но приводятся примеры, которые, в общем-то "притянуты за уши" - если бы не сказали, что на фотографии "тревога", то ее бы никто не заметил. Для передачи эмоций есть гораздо более действенные приемы, например преобладание тех или иных оттенков в цветовой гамме. Суть в том, что в этих источниках рекомендуется по диагонали располагать сами объекты. Я предлагаю пойти дальше и к диагоналям привязывать векторы внутреннего движения . Причем не просто привязывать, а менять его направление и чем больше раз, тем лучше!

Не стесняйтесь использовать сразу два направления, например, начало движения идет по восходящей диагонали, а потом направление меняется на нисходящую - такие фотографии смотрятся гораздо интереснее, чем просто монотонно уходящая вдаль улица:

.

Особенно же интересные композиции получаются, если таких "переломов" не один, а несколько - что-то наподобие зигзага:

.

Крайне важным моментом является положение начальной и конечной точек движения...

Положение начальной и конечной точки

С этой схемой, наверное, знакомы большинство фотолюбителей. Пересечения линий, обозначенные на схеме жирными синими точками - зрительные центры - в них, согласно правилу третей, размещаются ключевые объекты.

Наиболее удачны композиции, в которых вектор внутреннего движения затрагивает как можно больше квадратов:

Как видите, на этой фотографии задействованы 8 из 9 квадратов, а конечная точка расположена рядом со зрительным центром! Именно поэтому композиция хорошо удерживает внимание.

Наиболее распространенные ошибки

Конечная точка за пределами кадра

Такая ошибка часто допускается начинающими пейзажистами - вроде бы "поймана" диагональ, задающая вектор движения, но конечная точка отсутствует в кадре. При этом, в конечном итоге, взгляд стремится уйти за границы кадра.

Одна начальная и несколько конечных точек

Условно обозначим такую композицию "на распутье". Куда идти?

Кстати сказать, если в композиции наоборот, несколько начальных и одна конечная точка, то они имеют гораздо больший шанс на успех.

Какая оптика лучше передает внутреннее движение?

Безусловными лидерами с точки зрения создания "динамических" пейажей является сверхширокоугольные объективы. Благодаря агрессивной перспективе, практически все вертикальные элементы практически сами ложаться в диагональ, стоит только вывести объектив из горизонтального положения. Особенно интересно снимать городской пейзаж, хотя, столь агрессивная перспектива нужна не всегда.

Для съемки статических пейзажей оптимальна более длиннофокусная оптика. Ниже приведен пример снимка с той же точки, но с другим объективом.

Такой пейзаж воспринимается гораздо более спокойным даже несмотря на то, что мост лежит в диагонали кадра и на заднем плане есть объект-конечная точка (я думаю, вы теперь уже догадываетесь, о каком объекте чем идет речь).

Вывод

Я могу привести еще множество примеров и нарисовать на них стрелки и точки, но я думаю, что главное уже сказано, чтобы заразить вас идеей съемки "динамичных" пейзажей.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что динамика - хорошо, а статика - плохо. Чтобы красиво снять статику, тоже нужно приложить немало усилий. Но это уже тема следующих публикаций...

Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.

Статичная композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности.

Изображение слева выглядит статичным. На картинке справа создается иллюзия движения. Почему? Потому что мы прекрасно знаем из своего опыта, что будет с круглым предметом, если наклонить поверхность, на которой он находится. И воспринимаем этот предмет даже на картинке движущимся.

Таким образом, для передачи движения в композиции можно использовать диагональные линии.

Так же можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение.

Движение можно передать последовательным отображением некоторых моментов этого движения

Так же для передачи движения используют смазанный, размытый фон и направление линий композиции в сторону движения объекта.

Статика в композиции достигается отсутствием диагональных линий, свободного места перед объектом и наличием вертикальных линий.

Движение можно замедлить или ускорить:



Кажется, что движение на левом рисунке быстрее, чем на правом. Так устроен наш мозг. Мы читаем и пишем слева направо. И движение нами воспринимается проще слева направо.


Замедлить движение можно наличием в композиции вертикальных линий.

Ритм в композиции

Ритм - один из ключевых моментов в искусстве. Он может сделать композицию спокойной или нервной, агрессивной или умиротворяющей. Ритм обусловлен повторением. Мы живем в мире различных ритмов. Это смена времен года, дня и ночи, движение звезд, стук капель дождя по крыше, сердцебиение... В природе ритм, как правило, равномерен. В искусстве же можно выделять ритмические рисунки, делать акценты, менять размеры, тем самым придавая композиции особое настроение.

Ритм в изобразительном искусстве может создаваться повторением цвета, объектов, пятен света и тени.




Этой темой, я хочу открыть серию уроков посвященную основам композиции.
Ведь именно с построения композиции начинается любой снимок.
И для того чтоб ваши фотографии смотрелись гармонично и грамотно нужно изучить ее основы.

Основы композиции.
Статика и динамика в композиции.
Вначале небольшое вступление
Что же такое композиция? Композиция (от лат. compositio ) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое - завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю фотографическое изображение. Для того чтоб лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты. Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои фотоработы более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха.
Можно выделить следующие композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).
К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции - это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.

К рассмотрению этих и других вопросов мы еще обязательно вернемся, ну а сегодня мы более подробно рассмотрим передачу движения (динамики) и покоя (статики).

Вначале я расскажу что характерно для статической композиции, и покажу на примере как добиться этого в своей работе. Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии. Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Спокойной домашней обстановки. Предметы для статичной композиции выбираются близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Цветовое решение строиться на нюансах – сближенные цвете: сложные, земляные, коричневые. В основном задействован центр, симметричные композиции. Для примера, я составлю небольшой натюрморт. Художественная ценность его не велика, и все приемы и средства композиции в нем немного утрированы для наглядности)) Итак, для начала я отбираю предметы, которые буду использовать, и рисую схему своего будущего натюрморта. В принципе, любой предмет можно вписать в одну из этих фигур:

Поэтому и мы возьмем их за основу. Для своего натюрморта я выбрала три предмета – чашку, блюдце и, как вспомогательный предмет, - конфету. Для более интересной композиции предметы возьмем разные по размеру, но очень сближенные по цвету и фактуре (как обязывают свойства статики). Подвигав немного фигуры, я остановилась на этой вот схеме:

Здесь как раз задействован центр, фигуры расположены фронтально, и находятся в состоянии покоя.
Теперь нам необходимо определиться с тональность предметов, то есть разделить на самый светлый предмет, самый темный, и полутон. А заодно и с цветовой насыщенностью. Закрасив фигурки, и поиграв немного с цветами, я останавливаюсь на таком варианте:

Теперь, исходя из этой схемы, я выстраиваю свой натюрморт. Фотографирую, и вот что у меня получается:

Но как мы видим это не совсем подходит под нужные нам свойства.Нужно добиться большей обобщенности предметов, чтоб они практически смотрелись единым целым, а также цвета были более сближенные. Эти задачи я собираюсь решить с помощью света. Использую комбинированное освещение - сочетание направленного и рассеянного света: неяркого заполняющего света, и направленного – луч фонарика. После пары кадров и экспериментов со светом мне удается добиться желаемого результата. Обрабатываю его немного в ФШ и вот результат:



Как видим, нам удалось создать статический натюрморт, по всем правилам: Предметы находятся в состоянии покоя, в центре композиции, перекрывая друг друга. Цвета мягкие, сложные. Все построено на нюансе. Предметы одинаковые по фактуре, практически одинаковые по цвету. Общее световое решение их объединяет и создает атмосферу спокойствия и гармонии.

ДИНАМИКА

Теперь переходим к динамической композиции. Динамика, это полная противоположность статики во всем! Используя динамическое построение в своих работах, вы сможете более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов! Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение. Все построено на контрастах - контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры. Цвета открытые, спектральные.
Я же для наглядности возьму те же самые предметы, только чашку заменю на более контрастную по цвету. Опять используя наши три фигурки, я выстраиваю композицию, но уже основываясь на свойствах динамики. Вот такая у меня получилась схема:

Теперь работаю над тоном и цветом, не забывая при этом, что все должно быть максимально контрастно, чтоб передать движение в натюрморте.Вот и тональный эскиз готов:
Теперь воплощаем все это в реальность, расставляем предметы, делаем кадры.Смотрим что у нас получилось и что нужно изменить
Так, расположение вроде удачное, но вот из за общего света не очень удалось создать контрастность, особенно по цветам. Предметы выглядят слишком уж одинаково.Решаю использовать цветной фонарик, чтоб подчеркнуть форму, и сделать предметы контрастными по цвету. Экспериментирую с синим светом, выбираю на мой взгляд наиболее удачный кадр, немного дорабатываю его в ФШ и вот результат:



Теперь вроде все на своих местах. Композиция построена по диагонали, предметы и их расположение относительно друг друга динамичное, можно сказать контрастное: блюдце стоит, а чашка лежит.Цвета более чем контрастны.)) Тоже касается и тона. Вот вроде и все. Специально старалась свести все приемы и правила к минимуму, чтоб не переписывать здесь многочисленные страницы конспекта.))

Визуальное искусство строится на понятии "композиция". Она обеспечивает осмысленность и целостность произведения. Решая художественную задачу, творец подбирает выразительные средства, продумывает форму воплощения идеи и выстраивает композицию. Для представления замысла художнику необходимы разнообразные средства, одними из которых являются динамика и статика в композиции. Расскажем о специфике статической и динамической композиции.

Понятие композиции

В является ведущей характеристикой художественной формы. Она обеспечивает единство и взаимосвязь всех элементов и частей произведения. В понятие "композиция" исследователи вкладывают такие значения, как умелое сочетание выразительных средств, воплощение замысла автора в материале, и развитие темы в пространстве и времени. Именно при ее помощи автор преподносит главное и второстепенное, оформляет смысловой и изобразительный центры. Она присутствует в любом виде искусства, но динамика и статика в композиции наиболее ощутимы и значимы в Композиция - это своего рода инструмент, упорядочивающий все экспрессивные средства, и позволяющий художнику достигать наивысшей выразительности формы. В композиции соединяются форма и содержание, они объединяются эстетической идеей и художественным замыслом автора.

Принципы композиции

Несмотря на то, что главным объединяющим началом композиции является уникальная идея художника, существуют единые закономерности построения композиционной формы. Основные принципы или законы композиции сложились в художественной практике, они не были искусственно придуманы, а родились в ходе многовекового творческого процесса множества художников. Цельность - первый и важнейший закон композиции. Согласно ему, произведение должно иметь тщательно выверенную форму, в которой ничего нельзя убавить или добавить, не нарушив замысла.

Примат идеи над формой - еще один закон композиции. Все средства всегда подчинены идее художника, сначала рождается замысел, а только потом появляется материальное воплощение в цвете, фактуре, звуке и т. д. Любая композиция строится на основе контрастов, и это еще один закон. Противоположность цветов, размеров, фактур позволяет привлечь внимание зрителя к определенным элементам формы, выделить композиционный центр и придать идее особую выразительность. Еще один непреложный закон создания композиции - это новизна. Каждое художественное произведение - это уникальный авторский взгляд на явление или ситуацию. Именно в нахождении нового ракурса и новых средств воплощения идеи, возможно вечной и привычной, и кроется главная ценность творения.

Средства композиции

Каждый наработал собственный ассортимент выразительных композиционных средств. В изобразительном искусстве к таковым относятся линии, штрихи, цвет, светотень, пропорции и золотое сечение, форма. Но есть и более общие средства, характерные для многих художественных форм. К ним относятся ритм, симметрия и асимметрия, выделение композиционного центра. Динамика и статика в композиции являются универсальными средствами выражения эстетической идеи. Они тесно связаны с существованием композиции в пространстве и времени. Уникальное соотношение разных средств позволяют художникам создавать индивидуальные и оригинальные произведения. Именно в аранжировке данного выразительного арсенала и проявляется авторский стиль творца.

Виды композиции

Несмотря на всю индивидуальность художественных произведений, существует достаточно ограниченный перечень композиционных форм. Существует несколько классификаций, которые по разным основаниям выделяют виды композиций. По особенностям представления объекта выделяют фронтальный, объемный и глубинно-пространственный типы. Они различаются по распределению объектов в пространстве. Так, фронтальная представляет только одну плоскость объекта, объемная - несколько, глубинно-пространственная - показывает несколько перспективных планов и размещение предметов в трех измерениях.

Также существует традиция выделять замкнутую и открытую композиции, в которых автор распределяет предметы либо относительно центра, либо по отношению к внешнему контуру. Исследователи делят композиционные формы на симметричные и асимметричные, по доминирующему расположению объектов в пространстве с определенным ритмом. Кроме того, динамика и статика в композиции также являются основанием для выделения типов формы произведения. Они различаются по наличию или отсутствию движения в произведении.

Статическая композиция

Стабильность и статика имеют особые ассоциации у человека. Весь мир вокруг стремится к движению и поэтому что-то постоянное, неизменное, неподвижное воспринимается как некая ценность. Рассматривая законы композиции, исследователи обнаружили, что статика присутствует практически во всех видах искусства. Художники с древности видели особое искусство и сложную задачу в том, чтобы уловить красоту какого-то предмета или объекта. Статичные композиции воспринимаются как эмоции покоя, гармонии, равновесия. Поиск такого баланса - настоящий вызов художнику. Для решения этой задачи художник использует разнообразные средства.

Статические средства композиции

И статика, и динамика в композиции, простые фигуры в которых являются основным выразительным средством, используют разный набор форм. Статику превосходно передают такие геометрические фигуры как прямоугольник и квадрат. Для статических композиций характерно отсутствие ярких контрастов, цвета и фактуры применяются близкие друг к другу. Предметы в композициях не сильно отличаются по размеру. Такие композиции строятся на нюансах, игре оттенков.

Динамическая композиция

Динамика и статика в композиции, определение которых мы представляем, решаются при помощи традиционных выразительных средств: линий, цветов, размерности. Динамика в искусстве - это стремление отразить быстротечность жизни. Как и статика, передача движения является серьезной художественной задачей. Так как оно имеет многообразные характеристики, то у этой задачи, в отличие от статики, существует гораздо больше решений. Динамика вызывает разнообразную гамму эмоций, она связана с движением мысли и сопереживанием.

Средства создания динамики

Для передачи ощущения движения используется большая гамма выразительных средств. Это вертикальные и распределение предметов в пространстве, контраст. Но главным средством является ритм, т. е. чередование предметов с определенным интервалом. Движение, статика, всегда взаимосвязаны. В каждом произведении можно обнаружить элементы каждого из этих начал. Но для динамики ритм является основополагающим принципом.

Примеры статики и динамики в композиции

Любой вид искусства может предоставить образцы статичных и динамичных композиций. Но в изобразительном искусстве их обнаружить гораздо легче, так как эти принципы являются базовыми для визуальной формы. Статика и динамика в композиции, примеры которых мы хотим представить, всегда использовались художниками. Образцами статичных композиций являются натюрморты, которые изначально строились именно как пойманный момент остановки движения. Также статичны многие классические портреты, например, Тропинина, Боровиковского. Воплощением статики является картина К. Малевича «Черный квадрат». Динамичными композициями являются многие жанровые, пейзажные и батальные произведения. Например, «Тройка» В. Перова, «Боярыня Морозова» В. Сурикова, «Танец» А. Матисса.